Проблемы системы налогообложения в рб

Опубликовано: 21.09.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Шкурко К.С. Проблемы налоговой системы и пути ее совершенствования // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 4. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/04/34017 (дата обращения: 20.05.2021).

Жабыко Людмила Ливерьевна, к.э.н., доцент кафедры “Финансы и кредит”

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов ,так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше заморочек при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.

Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы.. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии . Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений , поэтому она требует значительного усовершенствования

Основным регулятором экономических отношений является налоговая система .Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом.

Большинство проблем налоговой системы как правило выступают результатом противоречивости и запутанности нормативной базы,и отсутствием эффективной связи исполнительной и законодательной власти

Приведем ряд конкретных проблем налоговой системы:

Во-первых одной из главных проблем является - усложненность налоговой системы. Это проявляется в том ,что в налоговой системе существуют различные налоги, акцизы отчисления, сборы, которые практически ничем друг от друга не отличаются, но такая масса платежей вносит путаницу в работу какого –либо предприятия в результате чего возникают ошибки при отчислениях налогов, в итоге приходится платит пени за несвоевременную уплату налога.

Во-вторых – нестабильность налогового законодательства, Это обусловливается тем ,что в налоговый кодекс периодически вносятся изменения и поправки, что приводит к неустойчивому положению экономику страны ,тем самым еще более обостряя экономический кризис.

В – третьих одним из недостатков налоговой системы является, то что налогоплательщик и налоговые органы поставлены в неравноправное положение.

В-четвертых, отметим – нечеткость формулирования законодательных и нормативных актов.,что не способствует эффективному функционированию налоговой системы .

Так же хочется выделить еще одну существенную проблему слабый контроль за сбором налогов ,в результате чего происходит уклонению от уплаты налогов, тем самым уменьшаются налоговые поступления

Таким образом ,мы выделили основные проблемы налоговой системы.

Что касаемо совершенствования налоговой системы: необходимо привести в действие налоговый механизм. Благодаря этому произойдет стимулирование инвестиций в развитие малонаселенных регионов и будет наблюдаться стремительное развитие высокотехнологичных производств, Все это позволит преобразовать нынешнею налоговую систему.

Вносимые поправки в законодательство о налогах и сборах должны быть направлены на внесения определенной ясности законодательства и на однозначность его применения , для этого нужно сохранить стабильность налоговой системы

Стабильность налоговой системы заключается в неизменности правил уплаты налогов в течение длительного периода , что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений

Так же для усовершенствования налоговой системы ,необходимо дать право руководству РФ на создание дополнительных нормативно-правовых актов по вопросам налогового регулирования, которые не затронуты либо же не в полном объеме затронуты законодательством РФ в области налогов и налогообложения.

Итак в данной статье были рассмотрены проблемы налоговой системы и приведены возможные пути ее совершенствования . Этот вопрос остается актуальным посей день. Для функционирования эффективной налоговой системы необходимо привести ее в полный порядок. Для этого необходимо учесть все возможные недостатки и постараться сделать нашу систему проще.

Библиографический список

  1. Горский И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2012. — 105 с.
  2. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2013. — 71 с.
  3. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая Глава 26.2 ст 346.11
  4. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист- 2002-№ 7. С. 28-33.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть 1 и 2: Федеральный закон от 31.07.1998, № 146-ФЗ.


Количество просмотров публикации: Please wait


Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо знакомым налоговым правилам и ограничениям, закрепленным в Налоговом кодексе.

Разумность налоговой оптимизации

Стабильность налогового законодательства в совокупности с наметившейся в последние годы тенденцией по сокращению количества выборочных проверок изменяет подходы к налоговой оптимизации 2020 года. Основой целью налоговой оптимизации 2020 года можно назвать не столько попытку изобретения новых схем и способов минимизации сумм налоговых обязательств, сколько разумное и экономически обоснованное использование уже существующих и хорошо знакомых способов налогового планирования.

При этом разумность и экономическая обоснованность налоговой оптимизации заключается не столько в суммах налоговой экономии, так как налоги платить все равно нужно, сколько в организации такой работы бизнеса, при которой деятельность конкретного белорусского субъекта предпринимательства не привлекает внимание контролирующих органов. Последнее проявляется в частности в том, что данное конкретное предприятие или индивидуальный предприниматель не включаются в план выборочных проверок на очередное полугодие.

Как известно, любая выборочная проверка в белорусской действительности всегда приводит к выявлению нарушений и дополнительным доначислениям налогов и штрафных санкций. По своей экономической сути любая проверка в Беларуси уже давно является дополнительным налогом на бизнес. В этой связи невключение в план выборочной проверки позволяет избежать этого дополнительного налога, то есть налоговая оптимизация становиться действительно эффективной и разумной.

Законодательством установлен максимальный 5- летний период налоговой проверки. При этом на практике, как правило, проверяется не более 3-х последних календарных лет. В этой связи, чем реже проверяется предприятие, тем больший период выпадает из-под контроля налоговых органов, а значит, тем больше налогов сможет сэкономить предприятия при разумной организации процесса налоговой оптимизации.

Критерии выборочной проверки

Для того, чтобы минимизировать вероятность включения предприятия или индивидуального предпринимателя в план выборочных проверок, необходимо знать критерии оценки степени риска, разработанные государственными контролирующими органами. Так, например, приказом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 9 февраля 2018 года № 20 (с учетом изменений и дополнений), утверждены критерии оценки степени риска в целях отбора проверяемых субъектов для проведения выборочной проверки. Знание и применение данных критериев существенно минимизирует вероятность включения предприятия в план выборочных проверок налоговых органов.

Среди наиболее существенных критериев следует выделить следующие:

— отсутствие начисления налогов при наличии сведений о приобретении и реализации организацией товаров, работ, услуг;

— непредставление налоговых деклараций;

— несоответствие заявленной в налоговой декларации выручки фактически имеющимся в налоговых органах сведениям о движении денежных средств по счетам предприятия;

— наличие задолженности по платежам в бюджет;

— учредитель, руководитель или главный бухгалтер являлись учредителем, руководителем или главным бухгалтером организации, которая ранее была признана лжепредпринимательской;

— выручка организации более 80 000 тысяч базовых величин и количество работающих 3 или менее человек;

— наличие существенных сумм возврата НДС;

— использование налоговых льгот;

— сумма расходов предприятия составляет более 95% от суммы доходов предприятия.

Помимо «отягощающих» критериев существуют и критерии риска, которые снижают вероятность включения предприятия в план выборочных проверок. К таковым критериям относятся:

— отсутствие задолженности по налогам и сборам;

— реализация инвестиционного проекта;

— использование социальных налоговых льгот.

Разумное использование критериев

Столь подробный анализ критериев риска необходим для того, чтобы определить основные рекомендации по налоговой оптимизации в 2020 году.

Во-первых, целесообразно своевременно подавать налоговые декларации, а также своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и обязательные платежи в бюджет. Последнее не только является показателем финансовой и платежной дисциплины на предприятии, но и существенно минимизирует риск назначения выборочной налоговой проверки.

Во-вторых, при использовании налоговых льгот целесообразно использовать социальные льготы. Согласно разъяснениям Министерства по налогам и сборам социальными льгота являются льготы, которые направлены, например, на удешевление социально значимых товаров. Необходимо помнить, что любая налоговая льгота является фактором дополнительного налогового контроля, а значит, применение любых налоговых льгот на предприятии, за исключением социальных, должно быть экономически обоснованным.

В-третьих, не стоит заниматься серой налоговой оптимизацией, а именно сокрытием объектов налогообложения при реализации товаров, работ, услуг или не отражать в налоговых декларациях всю сумму полученной выручки. В условиях усиления государственного электронного контроля за движением наличных и безналичных денежных средств, а также товаров, такие серые схемы налоговой оптимизации являются неэффективными и легко раскрываемыми. При этом экономические последствия такой серой налоговой оптимизации для бизнеса всегда будут отрицательными и превысят возможные выгоды.

В-четвертых, любые мероприятия налоговой оптимизации должны учитывать особенности и масштабы бизнеса. Каждая схема налоговой оптимизации имеет свои плюсы и минусы, а также степень уместности в использовании в зависимости от особенностей работы предприятия или индивидуального предпринимателя. Попытка любыми способами минимизировать сумму начисленного налога на практике приводит к дополнительному вниманию со стороны контролирующих органов, которое, как правило, выражается в назначении выборочной проверки, а значит и начислению дополнительных налогов и штрафов для бизнеса.

В-пятых, любое налоговое планирования только тогда является эффективным, когда не имеет долгосрочных или отложенных отрицательных последствий для его учредителей, руководителей или сотрудников. В этой связи важным является правильное завершение любого бизнес-проекта, а именно ликвидация предприятия или индивидуального предпринимателя в рамках действующего законодательства. Только в этом случае учредители, руководители или сотрудники предприятия избегают возможных дальнейших претензий и экономических штрафов и санкций со стороны контролирующих органов. В противном случае предприятие рискует попасть в перечень лжепредпринимательских структур со всеми отрицательными долгосрочными последствиями для его учредителей и руководства.

Данная статья затранивает такую тему как налогообложение общества с ограниченной ответственностью в Беларуси. Однако данная статья может быть актуальной и для иных коммерческих организаций, таких как:

  • Закрытое акционерное общество,
  • Открытое акционерное общество,
  • Частное унитарное предприятие.

Поскольку основы налогообложения в Беларуси одинаковы для всех организационно-правовых форм. Различия присутствуют. Однако они касаются тонких нюансов, которые не отражены в этой статье.

Налогообложение ООО в Беларуси в рамках льготных режимов раскрыто в следующих публикациях настоящего сайта:

Также особые льготы могут быть предоставлены инвесторам, реализующим инвестиционный проект. Данные льготы предоставляются при условии заключения инвестиционного договора с Республикой Беларусь.

Системы налогообложения.

Налогообложение ООО условно можно разделить на 3 системы, для ведения хозяйственной деятельности можно выбрать одну из ниже перечисленных систем:

  • Упрощенная система налогообложения (УСН) со ставкой 5% от выручки без налога на добавленную стоимость (НДС).
  • Упрощенная система налогообложения (УСН) со ставкой 3% от выручки с налогом на добавленную стоимость (НДС) с общей ставкой 20%.
  • Общая система налогообложения со ставкой 18% налога на прибыль и общей ставкой 20% налога на добавленную стоимость (НДС).

Особенности упрощённой системы налогообложения ООО.

Стоит отметить, что УСН не может применяться при определенных видах деятельности:

  • страховая деятельность;
  • риэлтерская деятельность;
  • производство подакцизных товаров;
  • лотерейная деятельность;
  • банковская деятельность;
  • маркетинговые услуги;
  • игорная деятельность и др.

Также УСН предполагает наличие лимитов по годовой валовой выручке и количеству работников.

По состоянию на 30.05.2020 лимит по выручке составляет:

  • для коммерческих организаций без НДС – 1 337 415 белорусских рублей (порядка 500 000 Евро). Лимит работников – 50 наёмных лиц;
  • для коммерческих организаций с НДС – 2 046 668 белорусских рублей (порядка 750 000 Евро).

Выручка индивидуального предпринимателя не должна превышать 441 000 белорусских рублей.

Однако в большинстве случаев основную налоговую нагрузку составляют налоги, уплачиваемые в зависимости от выбранной системы налогообложения. Потому к её выбору необходимо отнестись ответственно. Чтобы перейти на УСН после открытия ООО даётся 20 рабочих дней для подачи соответствующего уведомления в налоговый орган по месту регистрации. В противном случае по умолчанию будет применяться общая система налогообложения и на УСН можно будет перейти лишь со следующего календарного года. С УСН на общую систему можно перейти в любой момент, но со следующего налогового периода.

Налоги вне зависимости от системы налогообложения ООО.

В независимости от выбранной системы налогообложения уплачиваются следующие налоги и обязательные платежи:

  • При выплате дивидендов участникам удерживается подоходный налог по ставке 13%;
  • Налоги на заработную плату работников:
  1. Подоходный налог по ставке 13% за счёт работника;
  2. Взнос в Пенсионный фонд по ставке 1% за счёт работника;
  3. выплаты по социальному страхованию (ФСЗН) по ставке 34% за счёт ООО;
  4. обязательное страхование от несчастных случаев (Белгосстрах) по ставке 0,6% за счёт ООО.

Кроме данных налогов в зависимости от вида деятельности ООО могут уплачиваться:

  • экологический налог;
  • акцизы;
  • оффшорный сбор;
  • налог на недвижимость;
  • земельный налог;
  • иные налоги.

Как выбрать правильную систему налогообложения ООО?

Невозможно дать универсальных советов по поводу выбора системы налогообложения с точки зрения экономической целесообразности. Так, в отношении УСН существуют ограничения по выручке и количеству работников. Потому, если вы собираетесь открывать крупное производство с многомиллионными оборотами, то УСН Вам не подойдет. Но поскольку большинство ООО открываются в сфере малого и среднего бизнеса, в настоящее время большее значение приобретает соотношение затрат и выручки.

В таких сферах как строительство, производство, торговля зачастую большая часть выручки расходуется в процессе деятельности, а отнюдь не оседает в карманах учредителей. В тоже время, в сфере услуг зачастую затраты ограничиваются арендой помещения и заработной платой сотрудников.

Неоспоримым преимуществом УСН является простота ведения бухгалтерского и налогового учёта.

Неоспоримым преимуществом УСН является простота ведения бухгалтерского учета. Так, при проведении проверки организации с общей системой налогообложения потеря или тотально неграмотное ведение бухгалтерского учета повлечет финансовые потери вплоть до банкротства ООО.

При УСН же, особенно УСН без НДС, отсутствие учета хотя и может повлечь штрафные санкции, но размеры убытков будут несопоставимы. Разумеется, это происходит в случае, если все налоги уплачены фактически правильно.

Таким образом, выбирая налогообложение бизнеса не стоит пренебрегать юридическими услугами либо помощью налогового консультанта.

Проблемы налогообложения малых и средних предприятий


Государственной программой «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 - 2020 г.г. поставлена задача обеспечить к 2020 г. долю субъектов МСП в валовой добавленной стоимости страны на уровне 40% и в общей численности занятых в экономике в размере 41,7%. Это требует реализации комплекса мер по активизации предпринимательства, стимулированию процессов освоения его субъектами все новых сфер и видов деятельности, инвестирования средств частных компаний в перспективные инновационные проекты.

По результатам опроса представителей 404-х субъектов частного малого и среднего бизнеса, проведенного Исследовательским центром ИПМ в апреле-мае 2017 г., [1] более 52% респондентов определили проблему налогообложения как один из наиболее существенных барьеров для развития.

Известно, что cубъекты МСП в зависимости от вида деятельности, численности занятых и годового объема выручки от реализации могут применять общую либо упрощенную систему налогообложения.

Анализ проблем субъектов малого предпринимательства в связи с применением общей системы налогообложения включает два аспекта:

во-первых, оценку влияния действующего уровня налогообложения на экономическую активность субъектов и возможности их развития;

во-вторых, оценку степени сложности налогового законодательства, действующих процедур налогового администрирования, учета и отчетности.

Влияние действующей системы налогообложения на экономическую активность субъектов малого предпринимательства определяется следующими факторами:

- общий уровень фискальных изъятий;

- соотношение прямого и косвенного налогообложения в структуре доходов бюджета;

- механизм взимания основных налогов и платежей.

Рассмотрим каждый из перечисленных факторов.

Уровень фискальных изъятий

Характерной чертой действующей в нашей стране налоговой системы является высокий уровень централизации финансовых ресурсов (% к ВВП).

Справочно: доля фискальных изъятий (с учетом налогов и отчислений в ФСЗН) в общем объеме ВВП составляла в течение последних лет 35-37%.

Как свидетельствуют опросы предпринимателей, высокая налоговая нагрузка является одним из ведущих факторов неудовлетворительного финансового состояния субъектов МСП.

Справочно: В течение 2012-2016 г.г. наблюдался перманентный рост числа убыточных предприятий. На начало 2017 г. 24,4% от общего числа малых и средних организаций имели убытки, тогда как на начало 2012 г. их доля составляла 19,8%.

В наиболее тяжелой финансовой ситуации оказались средние организации. Среди них удельный вес убыточных субъектов составил 24% и увеличился за последние 5 лет почти в 4 раза (6,2% на 01.01.2012 г.).

Ухудшение финансового состояния малых и микроорганизаций происходило не столь стремительными темпами: доля убыточных субъектов увеличилась с 16,1 до 27,4% и с 21,1 до 24,0% соответственно.

При этом наибольшая доля убыточных субъектов МСП оказалась в г. Минске (31% от их общего количества), а наименьшая – в Гродненской и Могилевской областях (17,2 и 17,6%% соответственно), далее по возрастанию убыточности следуют Гомельская (18,1%), Витебская (18,9%), Брестская (20,4%) и Минская (25,2%) области.

Ограниченные финансовые возможности сектора МСП непосредственно сказываются на инвестиционной активности субъектов данного сектора. По данным исследования ИПМ, в 2016 г. на сокращение инвестиций указали 27.8% респондентов, а в 2017г. – уже 35%. [2]

Структура налоговых изъятий

В структуре налоговых доходов бюджета Республики Беларусь наибольший удельный вес по объемам поступлений и по количеству налогов занимают косвенные налоги и платежи (почти 50%).

Теоретически источником уплаты косвенных налогов являются доходы конечных потребителей товаров (работ, услуг), то есть доходы населения. Но фактически вся финансовая ответственность за их сбор и уплату возлагается на их производителей (поставщиков). Временной лаг от уплаты НДС при ввозе сырья (товара), его переработки и сбыта (продажи) готовой продукции (товара) доходит до полугода и более. Обеспечивая уплату НДС по принципу отгрузки товара, производитель (поставщик) фактически кредитует бюджет, «вымывая» собственные оборотные средства.

Усугубляет положение хроническое нарастание дебиторской задолженности (согласно результатам опроса 2016 г. с проблемой роста дебиторской задолженности вследствие неплатежей контрагентов столкнулись 26.5% респондентов), [3] а также действующий порядок применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров в Российскую Федерацию, требующий наличия подтверждения налоговыми органами факта уплаты НДС российским контрагентом.

Авансовый характер основных платежей существенно снижает не только инвестиционные, но даже воспроизводственные возможности малых предприятий, особенно на стадии их становления или освоения новых видов продуктов.

Следующим фактором действующей системы налогообложения, оказывающим непосредственное влияние на состояние и динамику развития малого бизнеса, является механизм начисления и взимания основных налогов.

Множество ограничений в порядке формирования налогооблагаемой базы, предусматриваемых, как правило, не актами налогового законодательства, а документами, непосредственно регулирующими иные вопросы деятельности организаций (уровень оплаты труда работников, расходы на командировки, представительские расходы и т.д.), не только усложняет учет, но и является причиной неумышленных ошибок при расчете налогов.

Сложность налогового законодательства, действующих процедур налогового учета и отчетности обусловливает высокий уровень затрат субъектов хозяйствования на осуществление расчетов и уплаты налогов и сборов и оказывает непосредственное влияние на динамику и качество развития малого предпринимательства.

В связи с этим большую популярность среди субъектов МСП получила упрощенная система налогообложения (УСН).

По данным Министерства по налогам и сборам по состоянию на 1 марта 2017 г. УСН применяли свыше 64,5 тыс. организаций (более 35% от их общего количества), а также почти 136 тыс. индивидуальных предпринимателей (57,6% от общего количества состоящих на учете ИП).

Однако применение упрощенной системы налогообложения также не исключает целого ряда проблем для субъектов хозяйствования, а именно:

1) субъекты, применяющие УСН обязаны вести учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (далее – книга учета доходов и расходов), который включает в себя, в частности:

- учет, необходимый для исполнения обязанностей налоговых агентов (необходимость начисления, удержания и перечисления из заработной платы наемных работников сумм подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд);

- учет, необходимый для исчисления и уплаты обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, а также взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- учет расходов, производимых за счет средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь;

- учет, необходимый для определения выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов;

- учет товаров, в том числе сырья и материалов, основных средств и иного имущества, ввозимых на территорию Республики Беларусь из государств - членов Евразийского экономического союза;

- учет, необходимый для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) ведение книги учета доходов и расходов, не освобождает плательщиков налога при упрощенной системе от составления и хранения первичных учетных документов;

3) субъекты, применяющие упрощенную систему, при реализации товаров (работ, услуг) обязаны обеспечить ведение кассовых операций в порядке, установленном законодательством;

4) в случае привлечения наемных работников требуется ведение персонифицированного учета и представление соответствующих отчетов в Фонд социальной защиты населения;

5) субъекты, работающие с применением УСН, не освобождаются от целого ряда других налогов, как-то: налога на недвижимость, налога на землю, НДС при ввозе товаров на таможенную территорию страны, налога на доходы иностранных организаций;

6) в валовую выручку субъектов, применяющих УСН и сдающих в аренду помещения, включаются суммы платежей арендаторов, поступающих на счет арендодателя в качестве оплаты за коммунальные услуги и электроэнергию, которые затем транзитом следуют на счета соответствующих обслуживающих организаций. Включение указанных платежей в состав выручки приводит к необходимости арендодателя обложения их налогом, который не может быть компенсирован ему арендатором.

Действующая ситуация негативно влияет на финансовое положение субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, а также сдерживает частные инвестиции в создание объектов недвижимости.

Таким образом, применение упрощенной системы налогообложения не обеспечивает для ее пользователей существенного снижения налоговой нагрузки, а также упрощения учета и отчетности, что не лишает их необходимости наличия в штате бухгалтера, имеющего надлежащее образование и опыт работы либо привлечения услуг специализированных организаций.

Материал подготовлен в рамках реализации проекта ПРООН "Содействие занятости и самозанятости населения в малых и средних городах Республики Беларусь"

[2] Шиманович Г. Развитие сектора малого и среднего бизнеса в Беларуси в 2016 г. - Дискуссионный материал Исследовательского центра ИПМ PDP/17/01, с.12

[3] Белорусский бизнес 2016: состояние, тенденции, перспективы, с.14-15

Нет такого бизнеса, который не платил бы налоги и не мечтал бы об их оптимизации. В погоне за снижением налогового бремени предприниматели штудируют законодательство, привлекают квалифицированных юристов, открывают компании в других юрисдикциях и, к сожалению, нередко нарушают закон. Случается это, в том числе, непреднамеренно.

Чтобы учесть все нюансы, Виктор Статкевич, советник по налоговым и финансовым вопросам юридической компании REVERA рекомендует всегда держать руку на пульсе законодательства и правоприменительной практики, а в спорных и сложных вопросах прибегать к помощи экспертов с разными мнениями.

Мы поговорили с экспертом о налоговой оптимизации и ее нюансах в ходе бизнес-завтрака «Налоговая оптимизация: миф или реальность?», организованного МТБанком для своих корпоративных клиентов.

Ставки налога вторичны. Основная угроза – правила игры, которые меняются задним числом


С моей личной точки зрения, комфортность налогового законодательства – это не исключительно максимально низкая налоговая нагрузка.

Бизнес должен нести социальную ответственность в государстве, в котором он осуществляет деятельность, платить налоги, и абсолютное большинство компаний в Республике Беларусь являются добросовестными налогоплательщиками, готовы участвовать в финансировании расходов государства на здравоохранение, образование, транспорт и иных отраслей через уплату налогов.

Безусловно, важное значение для бизнеса имеет и налоговая нагрузка, но, как показывает практика, не менее важными критериями являются и другие, прежде всего:

– стабильность налогового законодательства;

– ясность и однозначность понимания налогового законодательства, т.е. четко выработанные в сфере налогообложения «правила игры», максимально исключающие так называемый «субъективный подход» и «субъективную точку зрения» со стороны государственных органов, в том числе контролирующих органов;

– минимальные издержки (как временные, так и финансовые) на администрирование налогов.

Если вести речь о проводимой налоговой политике нашего государства, то стратегически уже достаточно большое количество лет она направлена на повышение стабильности и неизменности налогового законодательства и соблюдение интересов добросовестных налогоплательщиков.

Это показывает сравнение нашей налоговой системы как с соседними странами (ЕАЭС, Прибалтики, Украины и т.п.), так и со странами так называемого «дальнего зарубежья».

Плюсами налогового законодательства любого государства являются как низкая налоговая нагрузка в целом, так и отдельные льготы и преференции, которые можно получить при ведении бизнеса в определенных сферах деятельности и отраслях.

Например, в Республики Беларусь, такими преференциальными факторами является ПВТ, Индустриальный парк «Великий камень», преференции при реализации инвестиционных договоров, льготы при работе в сельской местности и так далее.

Однако,всегда ярко выраженным минусом является кардинальное изменение правил игры и распространение таких изменений на предшествующие периоды, когда бизнес считал свое поведение полностью соответствующим законодательству.

Это четко демонстрирует «нарастающая» практика применения положений п.4 ст.33 Налогового кодекса Республики Беларусь, которая, по мнению многих предпринимателей, «задним числом» ввела понятие «деловой (экономической) цели» сделок. И обосновывать законность своего поведения в прошлых годах приходится все чаще и чаще, и, естественно, делать это приходится самим субъектам хозяйствования.

Платить «лишние» налоги не готов ни малый, ни крупный бизнес

Как показывает наш опыт, любой предприниматель всегда задумывается о «налоговой оптимизации» и никто не готов платить, условно выражаясь, «лишние» деньги.

При этом могу отметить, что малый бизнес, особенно на стадии своего первоначального развития, направлен на минимизацию «стартовых издержек»: собственники более скрупулёзно и тщательно ищут способы экономии, в том числе налоговой. Часто начинающие предприниматели прибегают к простым и лежащим на поверхности алгоритмам не всегда законной налоговой оптимизации (например, в виде экономии на зарплатных налогах, подменяя трудовые отношения гражданско-правовыми, увеличением затратной части услугами сторонних индивидуальных предпринимателей и т.п.).

Крупный бизнес не ставит своей целью прямого снижения (оптимизации) налоговой нагрузки путем применения простых одношаговых вариантов. Как правило, сначала в рамках принятых управленческих стратегических решений вырабатывается какой-то вариант работы с контрагентами, а затем компании с большими оборотами пытаются его «рассмотреть» на предмет наличия потенциальных рисков, которые с первого взгляда не всегда видны.

Для этих целей, как правило, привлекаются независимые специалисты со «своим» профессиональным взглядом и соответствующим опытом.


Оптимизация – это кропотливая работа, которая ведется с момента открытия компании

Говоря о налоговой оптимизации, не совсем корректно и верно будет вести речь о том, что есть какой-то топ успешных кейсов, которые «всем подойдут». Все индивидуально.

Есть стандартные методы абсолютно законной «оптимизации» в рамках налоговых механизмов, предусмотренных налоговым законодательством, например, выбор наиболее подходящей системы налогообложения (общая, УСН и т.п.), применение инвестиционного вычета, различных способов учета курсовых разниц, проведение грамотной амортизационной политики в отношении основных средств и так далее.

Если мы говорим об успешных кейсах оптимизации с точки зрения их масштабности, то в большинстве случаев речь идет о правильном структурировании работы субъектов хозяйствования, как правило, входящих в условную «группу компаний», выстраивание правильных бизнес-процессов коммуникации между ними, учет не только налоговых, но и иных рисков юридического, валютного, организационного характера.

Это достаточно кропотливая и сложная работа, которая ведется на протяжении всего периода финансово-хозяйственной деятельности организации либо группы организаций.

И тут, скорее, надо советовать не какие-либо законные способы, а смотреть, может ли тот или иной способ быть применим к конкретной организации и конкретной ситуации.

Способы оптимизации необходимо искать индивидуально в отношении каждой отдельной компании, так как то, что работает в одном случае, может стать фактором риска или даже повлечь применение мер административной и (или) уголовной ответственности в иных случаях.

Например, в одних случаях реорганизация будет с налоговой точки зрения абсолютно законной, а в другом случае будет истолкована как уход от налогообложения либо необоснованный возврат налогов. В одном случае создание еще одной организации для ведения бизнеса не повлечет рисков, а в другом может быть квалифицировано как процедура «дробления бизнеса», направленная на не совсем обоснованное сохранение возможности применения специальных режимов налогообложения и т.п.

Какие основные подводные камни таит в себе оптимизация?

Наиболее распространенные претензии со стороны контролирующих органов – уклонение от уплаты налогов, которое приводят как к применению административной ответственности к самому юридическому лицу, так и к применению административной или уголовной ответственности к соответствующим физическим лицам (собственникам компании, работникам компании и так далее).

И «подводный камень» здесь заключается в том, что на одни и те же действия «разные стороны» (сама организация и представитель контролирующих органов) смотрят по-разному.

То, что часто считает абсолютно правильным и законным сама организация, не имевшая никакого умысла на занижение своих налоговых обязательств, может по-другому представляться и выглядеть в глазах противоположной стороны.

Читайте также: