Проблемы налогообложения в рыночной экономике

Опубликовано: 19.05.2024

В условиях перехода к рыночной системы хозяйствования и проведения налоговой реформы основным тормозом является на-следие планового социализма. При классическом социализме роль налогов заключалась в сборе доходов для бюджета, которые затем тратились на общественные нужды и использовались для денежного обеспечения государственного плана. При реформаторском социализме эта роль была расширена и стала включать регулирование распространения ресурсов. Налоги также использовались государством для присвоения прибылей, поскольку оно являлось единственным собственником капитала. Все формы использования налогов отражали активное вмешательство государства в экономику и общество и его контроль над обществом и экономикой. В настоящее время роль налогового законодательства как инструмента обустройства экономики и общества неуклонно повышается.

При социализме, построенном на налоговой экономике, налоговые перекосы или избыточное налоговое бремя в их традиционном понимании были практически исключены. При плано-вом хозяйстве ресурсы распределялись в соответствии с государственным планом. Практически все инвестиционные решения также принимались плановыми органами. Предприятия могли заниматься лишь теми видами деятельности, которые были пе-речислены в их учредительных документах. Это не давало возможности предприятиям воспользоваться тем, что налогообложение одних отраслей было менее обременительным, чем других. Цены, а следовательно и налоги, в итоге использовались лишь для нормирования спроса.

Отсутствие избыточного налогового бремени (которое могло бы повлиять на поведение налогоплательщиков) проявлялось и иным образом. Налогообложение мало или вообще не влияло на степень риска, так как частная инициатива жестоко подавлялась. Налогообложение очень мало влияло на сбережения. Многие формы сбережений или богатства не были распространены еще и потому, что они были запрещены законом. Накопление сбережений или богатства не поощрялось, потому что это не соответствовало социалистическим принципам. Кроме того, налоговое законодательство при плановом хозяйстве обычно считалось менее важным по сравнению с законами, затрагивающими зарплату, цены и производство.

Равенство в распределении доходов было, по крайней мере на бумаге, основополагающей задачей СССР. Тем не менее задача перераспределения доходов не значилась среди первоочередных целей налоговой политики государства, так как зарплата и доход определялись плановыми органами, а частной собственности практически не существовало. Одним словом, при системе, когда доходы устанавливаются государством напрямую, использование налогов для выравнивания доходов населения было необязательно. Даже если кто-то и захотел бы использовать налоговую систему для достижения справедливого распределения доходов или их перераспределения, это было бы невозможно. Перераспределение существующего налогового бремени было бы бессмысленным, поскольку единого или хотя бы стабильного набора правил налогообложения не существовало.

Однако ни для кого не секрет, что реальные доходы распределялись далеко не равномерно.

И все же независимо от разницы в реальных доходах, обусловленной степенью доступа к благам, можно было бы ожидать, что по наследству от старой системы перейдет и желание иметь сжатую структуру номинальной зарплаты и дохода. Действительно, поскольку разброс в уровнях номинальной заработной платы и доходов неизменно увеличивался, политики и налоговики выражали озабоченность ростом неравенства в доходах. Но, пожалуй, одной из наиболее характерных черт налоговой системы СССР стала неразвитость ее налоговых органов.

Большинство налоговых инспекций было местного подчинения, которые в основном занимались вопросами сбора денежных поступлений. Структурно они были организованы по отдельным налогам, а за инспекторами часто закреплялись конкретные предприятия. Соблюдение налоговой дисциплины обеспечивалось тем, что налоговые инспекторы могли проследить движение денежных потоков, проходящих через государст-венную банковскую систему. Функции аудита сводились к выполнению простых арифметических операций и сверке контрольных цифр. Поскольку объем производства, цены и зарплата были известными величинами, сам процесс проверки был достаточно прост и в информации из третьих источников необходимости не возникало. Задолженность по налогам в большинстве случаев можно было предвидеть, и возникали они в основном в результате того, что государство устанавливало подконтрольные розничные цены ниже производственных затрат. Кроме того, централизация экономической деятельности позволяла налоговым органам в первую очередь сосредотачиваться на работе с небольшим числом крупных предприятий.

Данная структура налоговых органов была достаточно логична и рациональна в условиях той институциональной среды.

Еще одной проблемой налогообложения в экономике России является недоверие населения к государственным институтам. Неразвитый аппарат налогового контроля был лишь частью тяжелого наследия прошлой эпохи. Провал экономической политики СССР, привилегированное положение власть имущих порождало циничное отношение населения к государству в целом и гос-властям, в частности. Все были убеждены, что коррумпированность является чертой, органически присущей бюрократии. Этот цинизм был тем больше, чем сильнее разрасталась неофициальная, или теневая, экономика.

Однако кроме проблем, связанных с так называемым наследием планового социалистического хозяйства, есть и другие, которые также оказывают влияние на процесс экономических реформ.

Налоговая система России развивается в условиях экономического кризиса. В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности и в основном отвечает текущим задачам.

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общая характеристика налогообложения

Изменение экономического строя и последующие становление и развитие рыночных отношений в России поставили страну перед необходимостью формирования принципиально новой налоговой системы, что привело к разработке налогового законодательства практически с нуля. В результате методом проб и ошибок, изменения состава и порядка исчисления налогов российское налогового законодательство на федеральном уровне полностью сосредоточено в рамках одного нормативного документа – Налогового кодекса По данной теме мы уже выполнили реферат Налоговая декларация подробнее Российской Федерации.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проблемы налогообложения 490 руб.
  • Реферат Проблемы налогообложения 270 руб.
  • Контрольная работа Проблемы налогообложения 190 руб.

Данный нормативный документ определяет перечень налогов, обязательных к уплате на территории Российской Федерации. Перечень является исчерпывающим и не может быть дополнен ни на региональном, ни на местном уровне.

Принятие Налогового кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоговая система Российской Федерации подробнее существенно упорядочило налоговую систему в стране, однако не решило всех существующих проблем в области налогообложения.

Динамичность налогового законодательства

Налоговый кодекс Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили реферат Налоги и налоговая система Российской Федерации подробнее был призван стабилизировать налоговую систему страны и упорядочить методику исчисления всех налогов, предоставив субъектам федерации и муниципальным образованиям минимальную самостоятельность в корректировке налоговых платежей в рамках ограничений, допущенных на федеральном уровне. Однако с момента принятия Налогового кодекса Российской Федерации число изменений, внесенных в порядок исчисления и уплаты налогов, можно охарактеризовать как многочисленное.

Одним из ярких примеров изменчивости налогового законодательства является единый социальный налог, который был трансформирован в страховые взносы и исключен из Налогового кодекса, в настоящее же время порядок исчисления и уплаты страховых взносов вновь регулируется Налоговым кодексом.

Динамика налогового законодательства отрицательно сказывается как на работе налоговых органов, так и на налогоплательщиках, которые вынуждены постоянно отслеживать налоговые изменения, искать трактовки новым не всегда ясным положениям законодательства. Нестабильность положений законодательства ведет к новому витку конфликтности налоговых органов и налогоплательщиков по поводу исчисления и уплаты налогов.

Несовершенство налогового законодательства

Не смотря на регулярное совершенствование положений Налогового кодекса Российской Федерации, до сих пор остаются аспекты налогообложения, изложенные недостаточно четко, ясно, имеют место противоречивые положения. Этот факт создает трудности для налогоплательщика при трактовке положений налогового законодательства и их применении, создавая основу для совершения ошибок при исчислении налоговых платежей.

Преодоление данной проблемы кроется в стабилизации налогового законодательства и изменении только тех положений, применение которых имеет неоднозначную оценку именно с целью устранения этой неоднозначности.

Конфликт интересов налоговых органов и налогоплательщиков

Существенной проблемой современного налогообложения считается такая характеристика налоговых правоотношений как конфликтность. Одна сторона налоговых правоотношений в лице налоговых органов имеет право на применение к другой стороне – налогоплательщику – мер принуждения, налоговых санкций, что, в свою очередь, приводит к неправомерным действиям со стороны налоговых органов и необходимости защиты налогоплательщика.

Законодательством задекларирован принцип трактовки в пользу налогоплательщика всех возникающих сомнений, противоречий и неясностей, однако на практике реализация данного принципа затруднена позицией работников налоговых органов, которые зачастую им пренебрегают. Налоговые органы ориентированы, прежде всего, на пополнение бюджетной системы, поэтому напрямую заинтересованы в применении к налогоплательщикам налоговых санкций. Налогоплательщики же естественным образом ориентированы на минимизацию налоговых платежей, в том числе и за счет пробелов и неясностей в налоговом законодательстве. В результате существующего конфликта снижается эффективность работы налоговых органов, тратятся средства на судебные разбирательства с налогоплательщика.

Необходимо совершенствовать механизм разрешения налоговых споров, все больше переводить на его досудебную основу.

Наличие хозяйственных рисков

Еще одной проблемой налогообложения является наличие хозяйственных рисков, связанных с наличие угрозы финансовых или иных потерь, обусловленных процессом формирования и расходования бюджетных и внебюджетных фондов государства.

Хозяйствующие субъекты при осуществлении деятельности сталкиваются с отрицательным влиянием налоговых факторов. Результатом такого влияния становятся различные убытки, вызванные начислением пеней, наложением штрафов, доначислением налогов и так далее. Решение данной проблемы требует принятия мер, направленных на минимизацию фискальных рисков, позволяющих обеспечить налоговую безопасность экономических субъектов.

Проблема налоговой ответственности налогоплательщиков

Вопросы ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства в форме налоговых правонарушений считаются одними из самых сложных и недостаточно разработанных. К ним относятся:

  • недостаточная определенность составов правонарушений,
  • недифференцированность санкций с точки зрения субъективной стороны правонарушения,
  • игнорируемый принцип вины в области налоговой ответственности и так далее.

По мнению специалистов, система налоговой ответственности требует полного пересмотра, иного подхода к решению данной проблемы, отличного от сложившегося в современных условиях.

Иные проблемы налогообложения

По мнению специалистов, требуют корректировки или регулирования на уровне законодательства такие аспекты налогообложения как эффективность налогового контроля; порядок изъятия любых денежных средств, поступивших на счета налогоплательщиков, в уплату налог на добавленную стоимость, препятствующие переливу капиталов; дифференциация имущественного налогообложения и так далее.

Функционирование налоговых систем в странах с эффективной рыночной экономикой показывает, что их развитие имеет общий алгоритм и направлено на рационализацию (оптимизацию) целей налогообложения, на динамичность налоговых систем и их изменение в соответствии с изменяющимися условиями функционирования экономики. Такие системы обеспечивают рост прямых и обратных взаимосвязей налоговых систем… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогооблажения ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Понятие налога, его определение и существующие виды
    • 1. 1. Налог: определения понятия и сущность
    • 1. 2. Виды налогов и их краткая характеристика
  • 2. Налоговые системы в рыночной экономике
    • 2. 1. Общая характеристика налоговой системы России
    • 2. 2. Критерии оценки налоговых систем
    • 2. 3. Принципы налогообложения
  • 3. Проблемы эффективности налогообложения
  • Заключение
  • Список литературы

Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д. ) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:

Э — коэффициент эластичности;

X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

X1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);

Y1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВВП остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Проблемы эффективности налогообложения

Критерий эффективности налоговой системы определяется исходя из уровня ее влияния на решение социально-экономических задач с учетом системы интересов всех экономических субъектов. В условиях переходной экономики главным критерием эффективности налоговой системы выступает ее способность стимулировать развитие производственной сферы, как базовой основы всей экономики. Эффективность налоговой системы должна оцениваться с позиций соответствия ее методологическим принципам и функциям налогообложения. За исходный пункт принимается такое сочетание функций налогов, которое стимулирует динамичное развитие экономики, как на макро-, так и на микроуровне, создавая условия для перехода к устойчивому экономическому росту. Особое значение приобретает комплексная реализация функций налогообложения в целях использования интеграционного (синергетического) эффекта их действия. Налоговая система наряду с формированием достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов должна создавать условия для стимулирования экономического развития, формируя мотивы и стимулы экономического роста. Эффективность налоговой системы целесообразно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, следует выделять тактическую (текущую) эффективность, которая отражает взаимообусловленность понесенных затрат и получаемого обществом эффекта, то есть результата функционирования налоговой системы в виде поступления сумм налогов. Такой подход к выявлению эффективности налоговой системы обусловлен необходимостью обнаружения всех источников доходов и минимизации расходов по взиманию налогов. Этот показатель эффективности можно определить как разницу между ВВП, распределяемым государством в виде налогов, и издержками взимания (то есть как чистый доход государства от налоговых поступлений), и как соотношение этих сумм с затратами по сбору средств. Недостаток данного подхода в том, что не учитываются перспективные экономические и социальные последствия налогообложения.

Во-вторых, следует выделять стратегическую (перспективную) эффективность. Этот показатель выражает народнохозяйственный подход, основанный на учете целостного воздействия системы налогообложения на экономическое развитие. Именно это характеризует способность налоговой системы стимулировать решение задач по развитию экономики не только в ближайшем будущем, но и в перспективе.

Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность налоговой системы, является коэффициент эластичности, который позволяет установить такой уровень налогообложения (налоговой нагрузки), который обеспечивает наряду с поступлением предусмотренных сумм налогов высокие темпы экономического развития (прироста налогооблагаемой базы). Об особенностях расчета данного коэффициента нами упоминалось в предыдущей главе курсовой работы.

Для оценки эффективности налогообложения используют показатель налогового мультипликатора. В основе его определения лежит коэффициент эластичности налоговых систем. Чем больше налоговая ставка и чем меньше предельная склонность к потреблению, тем меньше налоговый мультипликатор.

Очевидно, что разумное и обоснованное снижение налогов ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, т. е. к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции и ведет к соответствующему росту спроса на инвестиционные товары. Все это способствует увеличению внутреннего валового продукта, приводя в итоге к росту объема налоговых поступлений.

Функционирование налоговых систем в странах с эффективной рыночной экономикой показывает, что их развитие имеет общий алгоритм и направлено на рационализацию (оптимизацию) целей налогообложения, на динамичность налоговых систем и их изменение в соответствии с изменяющимися условиями функционирования экономики. Такие системы обеспечивают рост прямых и обратных взаимосвязей налоговых систем, повышают эффективность производств. Они способствуют правильному сочетанию тактических и стратегических целей развития налоговых систем, оптимизации соотношения интересов участников рыночных отношений. В уровне налогообложения гарантируется также более полный учет объемов потребления общественных услуг, оказываемых государством различным налогоплательщикам. Лучше учитывается уровень доходности и платежеспособности субъектов налоговых отношений. Именно эти аспекты во многом определяют качественные характеристики налоговой системы и ее потенциал, который измеряется не столько суммами налоговых поступлений, сколько стимулирующим воздействием налоговой системы на развитие национальной экономики.

Данная работа была посвящена теме «Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогообложения». Она осветила следующие вопросы, связанные с раскрытием данной темы:

— определение понятия «налог», его сущность и краткая характеристика;

— существующие виды налогов;

— налоговые системы в рыночной экономике;

— эффективность налогообложения и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса данной курсовой работы.

В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать определенные обобщающие выводы:

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на следующие виды:

федеральные налоги и сборы;

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13−15 Налогового кодекса.

Дальнейшее развитие налоговой системы и механизма налогообложения необходимо особо ориентировать на стимулирование сокращения производственных, торговых и иных затрат. Их снижение на единицу потребительной стоимости выступает основной тенденцией развития цивилизации. Эта тенденция должна реализовываться как на микро-, так и на макроуровне экономики. Пока что российская налоговая система не освободилась от дестимулирующего воздействия на экономику. Это одна из причин отставания России.

Главным направлением дальнейшего развития налоговой системы в России является ее превращение в мощный комплексный рычаг формирования эффективной рыночной экономики, способной решать весь комплекс как текущих, так и перспективных социально-экономических задач.

Налоговый кодекс РФ.

Агабекян О. В. Налоги и налогообложение. — М.: Волтер Клувер, 2010.

Апель А. Л. Основы налогового права. — СПб: Питер, 2009.

Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — М.: Проспект, 2011.

Викторова Н. Г. Налоговое право. — СПб: Питер, 2010.

Викторова Н.Г., Харченко Г. П. Налоговое право — СПб: Питер, 2011.

Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Налоговое право. — М.: Атисо, 2011.

Гусев А. П. Новое в налоговом законодательстве. — М.: Феникс, 2011.

Новое в налогообложении. — СПб: Питер, 2011.

Еналеева И.Д., Сальникова Л. В. Налоговое право России. — М.: Юстиц-Информ, 2011 [8, https://referat.bookap.info].

Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение. — М.: Инфра-М, 2012.

Кухаренко В. Б., Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран. — М.: Экзамен, 2010.

Майбуров И. А., Соколовская А. М. Теория налогообложения. — М.: Юнити-Дана, 2011.

Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика. — М.: Феникс, 2012.

Парыгина В.А., Тедеев А. А. Налоговое право. — М.: Книжный мир, 2011.

Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. — М.: Книжный мир, 2010.

Попова Л. В., Дрожжина И. А. , Маслов Б. Г. Налоговые системы зарубежных стран. — М.: Кнорус, 2011.

Скворцов О. В. Налоги и налогообложение. Практикум. — СПб: Питер, 2011.

Тарасова В. Ф., Владыка М. В. , Сапрыкина Т. В. , Семыкина Л. Н. Налоги и налогообложение. — М.: Волтерс Клувер, 2010.

Фадеев Д. Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы. — М.: Росбух, 2012.

Фатькина Л. П. Налоговое право. — М.: Проспект, 2010.

Майбуров И. А., Соколовская А. М. Теория налогообложения. — М.: Юнити-Дана, 2011. — С.

Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. — М.: Книжный мир, 2010. — С.

НК РФ, 1 часть, ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах».

Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — М.: Проспект, 2011. — С. 92.

Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение. — М.: Инфра-М, 2012. — С.

Скворцов О. В. Налоги и налогообложение. Практикум. — СПб: Питер, 2011. С.

Агабекян О. В. Налоги и налогообложение. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — С. 129.

Попова Л. В., Дрожжина И. А. , Маслов Б. Г. Налоговые системы зарубежных стран. — М.: Кнорус, 2011. — С.

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 07:16, курсовая работа

Описание работы

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:
объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;

Работа содержит 1 файл

основная часть.doc

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги - обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Налоги вводятся законами Верховного Совета. Каждый закон должен конкретизировать следующие элементы налога:

  1. объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению;
  2. субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
  3. источник налога - т.е. доход из которого выплачивается налог;
  4. ставка налога - величина налога с единицы объекта налога;
  5. налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Актуальность темы определяется тем, что в условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Проблема усовершенствования налоговой с истемы является актуальной для государства, поскольку налоги оказывают сильное влияние на структуру и величину издержек предприятия, а значит отражаются на результатах хозяйственной деятельности, то есть влияют на сумму остающейся у предприятия чистой прибыли, величину инвестиций, идущих на развитие и поддержание конкурентоспособности производимых товаров, а следовательно и на его конкурентоспособность в целом на рынке.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: Об основах налоговой системы в Российской Федерации, О налоге на прибыль предприятий и организаций, О налоге на добавленную стоимость и другие.

Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов . Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Целью курсовой работы является исследование видов налогов и налоговых систем в рыночной экономике, а также анализ проблемы эффективности налогообложения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:

  • Изучить сущность и значение налоговой политики государства;
  • Выделить возможные пути совершенствования налоговой политики;
  • Проанализировать стратегию эффективность налоговой политики.

Объектом изучения курсовой работы является налоговая политика государства.

Предметом изучения курсовой работы является сущность и функции налоговой политики.

Методами исследования курсовой работы являются: анализ, синтез, дедукция, индукция, табличный.

1 Налоговая система РФ и её основные характеристики

1.1 Налоговый кодекс как правовая основа функционирования налоговой системы РФ

Налоговая система-совокупность взаимосвязанных налогов, взимаемых в стране, форм и методов налогообложения, сбора и использования налогов, а также налоговых органов [1].

Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем:

− Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

− Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

− Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

− Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

− Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

− Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты.

В настоящий момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:

− Приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан;

− Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.

− Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля над поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

− Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.

− Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

− Установлена обязательность постановки всех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

− Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов по сравнению с остальными расходами предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Законодательную базу налоговой системы Российской Федерации определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу[2].

Рассмотрим становление налоговой системы в России. Законом "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. [3].

В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике впервые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыночные преобразований недостатки действующей налоговой системы становились все более и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным[4].

Первый этап развития налоговой системы можно характеризовать как этап неустойчивого налогообложения. Не случайно на протяжении первых лет экономических реформ в законодательстве о налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 года предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы - принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому развитию страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононопослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

Дальнейшее развитие налоговой системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка НК РФ и подготовка к его принятию.

Третий этап развития налоговой системы - это этап реформирования. В 1998 года была принята и с 1 января 1999 года вступила в действие первая, или, так называемая, общая, часть НК РФ, которая регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами[5].

С 1 января 2001 года вступила в действие специальная часть НК РФ, которая регламентирует вопросы конкретного применения налогов.

Налоговый кодекс Российской Федерации - это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации.

Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства[6].

1.2 Сущность и функции налогов. Основные принципы налогообложения

Согласно действующему законодательству, доходы бюджетов формируются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а так же за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений. Однако в настоящее время многие исследователи отмечают, что налоговым поступлениям принадлежит важнейшая роль в формировании бюджетов всех уровней. В связи с этим, уяснение понятия, признаков и классификации налогов приобретает всё большее не только теоретическое, но и практическое значение.

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания . публичной власти . » (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Введение…………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Характеристика налогов в рыночной экономике……………………………..5
1.1. Этапы возникновения и развития налогообложения……………………………. 5
1.2. Сущность и основные принципы налогов………………………………………. 8
1.3. Классификация налогов……………………………………………………………. 11
1.4. Функции налогов…………………………………………………………………… 14
Глава 2. Проблема эффективности налогообложения в рыночной экономике……… 16
2.1. Кривая Лаффера…………………………………………………………………….. 16
2.2. Переложение налогового бремени: возможности и пределы……………………. 18
Глава 3. Характеристика налоговой системы России…………………………………. 22
3.1. Принципы построения налоговой системы России……………………………… 24
3.2. Налоговый федерализм…………………………………………………………….. 28
3.3. Анализ динамики поступлений налогов в бюджет………………………………. 29
Заключение………………………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы…………………………………………………. 38
Приложение 1……………………………………………………………………………. 41

Введение
Среди рычагов экономики, при помощи которых государство имеет воздействие на рыночную экономику, главное место занимают налоги. Любое государство широко применяет налоговую политику в условиях рыночной экономики в качестве конкретного рычага воздействия на отрицательные стороны рынка. Налоги и налоговая система - это мощный инструмент в управлении рыночной экономики.
На данный момент наша страна проходит процесс сложных преобразований в системе общественных отношений: переход от административно-командной системы к рыночной системе и создание социальной, ориентировочной, национальной и самое главное современной экономики рыночного вида.
Переход к рыночной экономике и формирование социальной и ориентировочной высокоэффективной экономики рынка потребовали в стране проведения радикальной экономической реформы. Важная составная ее часть - налоговая реформа, которая нацелена на формирование принципиально новой системы налогов, которая отвечает всем требованиям и особенностям функционирования экономики рынка. Данная задача оказалась трудной и потребовала десятилетия для ее решения. В 1991 году была разрушена налоговая система хозяйствования и по сегодняшний день до сих пор продолжается процесс формирования улучшенной налоговой системы, которая применима для условий переходной экономики. Таким образом, эволюция новой системы налогов устанавливается с развитием экономического перехода и его постепенного приближения к развитой экономике рынка.
Налоги и система налогообложения является важной проблемой на сегодняшний день, поскольку изучение специалистами влияния налогов на рыночную экономику и общество в целом, позволяет государству воздействовать и управлять отрицательной стороной рыночной экономики.
Актуальность вопросов налогообложения в современной экономике подтверждается следующими факторами: налоги - основная база доходов в государственном бюджете; налоговая система - важная сфера российский экономических преобразований; непосредственный интерес государства и предпринимателей страны об изменениях налоговой системы в рамках перехода к рыночным отношениям.
Цель курсовой работы - выявить проблемы эффективности налогообложения и рассмотреть особенности налогообложения в рыночной экономике РФ .
Исходя из цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
Изучить теоретические вопросы налогообложения;
Рассмотреть этапы возникновения и развития налогообложения;
Оценить проблемы налогообложения;
Исследовать налоговую систему России.

Объектом данной работы является - налогообложение России в рыночной экономике.
Предмет исследования - процесс изменения налогообложения в рыночной экономике России.
Методологическими и теоретическими основами исследования послужили публикации и труды зарубежных и отечественных ученых, а также положения Конституции и Налогового Кодекса РФ.Глава 1. Характеристика налогов в рыночной экономике
1.1. Этапы возникновения и развития налогообложения

Налоги - это один из древних финансовых институтов, возникшие одновременно с государством. В разных государствах развитие налогообложения выделяет основные периоды:
IV в. до н.э. - V в. н.э. - появление налогов. Данный период характеризуется складывание механизма взимания налогов. Сначала налоги носят не регулирующий характер: взимания происходят в натуральной форме по мере необходимости. Но, по мере увеличения и развития расходов государства, налоги приобретают регулярный характер: взимание происходит в денежной форме и регулярно их размер увеличивается. Постепенно налоги становятся главным источником государственных доходов.
V - XVIII века - существование конкретных налоговых систем, слабо развитых и запутанных. Налоги вводились на конкретный период из-за необходимости финансировать целевые затраты - взимались одновременно, когда заканчивались средства в казне. Огромное внимание заостряли на косвенном налогообложении, впервые ввели акцизы с импорта и экспорта товаров. На данном этапе сбор налогов - предпринимательская деятельность: право на сбор налога отдельные граждане выкупали у государства. Налог - основной источник в формировании казны государства.
Конец XVIII - конец XIX в. - налог приобретает правовой характер, формирование принципов налогообложения и попытки формулирования понятия «налоговый платеж», споры о месте налогов в государственной системе. К середине XIX века количество налогов увеличивается, и уделяют внимание соблюдению юридической формы налогов при введении и взимании. Разработка теоретической базы налогообложения. Налоги устанавливают из принципа всеобщности.
Начало XX века - установление форм современной налоговой системы, которая основана на принципах научного налогообложения. Основное место - прямое налогообложение. На данном этапе не прекращаются налоговые реформы, которые направлены на поиск оптимальной налоговой системы.
Экономические и политические изменения напрямую влияли на изменение систем налогообложения. Условно эволюцию налогообложения разделяют на два этапа:
Акт о налогообложении обеспечивает признание и защиту только прав государства. Главный принцип налогообложения - безусловность и общеобязательность. Нормативный акт определяет право государства на изъятие у своих подданных конкретной части собственности в случае необходимости;
Акт о налогообложении защищает права и интересы государства и обязанных лиц. Принцип безусловности сменяет принципы соблюдения прав налогоплательщика, законности, справедливости и соразмерности налогового бремени.
С XVII века в качестве научных теорий происходит формирование налоговых теорий. Именно в данный период теории стали носить название «общая теория налогов», где основные направления происходили под воздействием экономического и политического развития общества.
Налоговые теории - это определенная система научных знаний о значении и сущности налогов, т.е. в государстве имеется множество вариантов моделей налогообложения в зависимости от признания налогами какого-либо значения.
В XVIII - XIX века появляется необходимость в создании идеологии налогов, государство должно обосновать для налогоплательщиков целесообразность взимания налогов. Также формируются разные теории налогообложения в данный период.
Общие теории, которые обосновывают целесообразность в уплате налогов:
Теория публичного сговора. Представители: Руссо, Спиноза, Гоббс, Радищев. Основа: налог - результат договоренности гражданина и государства, где гражданин уплачивает некоторую плату государству за защиту, охрану и прочие услуги;
Атомистическая теория. Представители: Себастьян Ле Претр де Вобан, Монтескье. Основа: налог - плата за какие-либо услуги (реальные и абстрактные: право жить в обществе);
Теория удобств. Представители: Жан Симонд де Сисмонди. Основа: налог - это цена, которую уплачивает гражданин за предоставленное ему наслаждение от справедливого правосудия, права собственности, общественного порядка и обеспечения свободы личности;
Теория страхования. Представители: Джон Рамсей МакКуллох, А. Тьер, Э. де Жарардер. Основа: налог - страховой платеж, уплачиваемый гражданами государству на случай наступления определенного риска. Смысл - обеспечение финансирования затрат государства в обеспечении правопорядка и обороны;
Теория налогового нейтралитета. Представители: Д. Риккардо, А. Смит. Основа: налог - финансирование расходов государства, роль налогов - ограничение в пополнение казны государства, невозможно использовать налоги для регулирования экономики;
Кейнсианская теория. Представители: Дж. Кейнс. Основа: налог - основной рычаг в регулировании экономикой, обязательное слагаемое положительного развития экономики;
Теория жертвы. Представители: Б.Г. Мильгайзен. Основа: налог - это пожертвования гражданина своему государству.
Существуют также частные теории налогообложения:
Теория самообложения;
Теория прямого и косвенного налогообложения и их соотношения друг с другом;
Теория налогового и бюджетного федерализма;
Теория единого налогообложения;
Теория отношения пропорционального и прогрессивного налогообложения;
Теория надгосударственного налогообложения и т.д.

1.2. Сущность и основные принципы налогов

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
Налог (с юридической и правовой позиции) - установленный актами законодательства норм, регулирующих формы и методы, размеры и сроки изъятия части доходов населения, организаций государством. Верховный Совет вводит законы о налогах.
Налог (с экономической позиции) - основной инструмент в перераспределении доходов и финансовых ресурсов, который осуществляется органами финансирования в целях обеспечения средствами граждан, организаций, различных сфер экономики, испытывающих потребность в ресурсах, но не состоянии обеспечить из существующих резервов собственного ресурса.
Основная задача налогового регулирования доход - сосредоточение государства денежных средств у местных бюджетов, которые необходимы для решения задач социального, технического, экономического и научного развития, которые стоят перед обществом, страной и целыми отраслями.
Каждый из законов включает следующие элементы налога и его видов взимания:
Объект налога - доход, имущество, наследство, товар, который подлежит обложению;
Субъект налога - физическое или юридическое лицо;
Источник налога - чистый доход минус налог (доход, зарплата, дивиденды, прибыль);
Ставка налога - величина налога с одной единицы объекта налога;
Налоговая льгота - частичное или полное освобождение плательщика от налога.
На практике у многих государств получили распространение три вида взимания налогов:
Кадастровый налог взимается с объекта.

.Список использованной литературы

Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

Читайте также: