Проблемы эффективности налогообложения в рыночной экономике

Опубликовано: 16.05.2024

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Наименование:

Информация:

Описание (план):

Введение…………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Характеристика налогов в рыночной экономике……………………………..5
1.1. Этапы возникновения и развития налогообложения……………………………. 5
1.2. Сущность и основные принципы налогов………………………………………. 8
1.3. Классификация налогов……………………………………………………………. 11
1.4. Функции налогов…………………………………………………………………… 14
Глава 2. Проблема эффективности налогообложения в рыночной экономике……… 16
2.1. Кривая Лаффера…………………………………………………………………….. 16
2.2. Переложение налогового бремени: возможности и пределы……………………. 18
Глава 3. Характеристика налоговой системы России…………………………………. 22
3.1. Принципы построения налоговой системы России……………………………… 24
3.2. Налоговый федерализм…………………………………………………………….. 28
3.3. Анализ динамики поступлений налогов в бюджет………………………………. 29
Заключение………………………………………………………………………………. 36
Список использованной литературы…………………………………………………. 38
Приложение 1……………………………………………………………………………. 41

Введение
Среди рычагов экономики, при помощи которых государство имеет воздействие на рыночную экономику, главное место занимают налоги. Любое государство широко применяет налоговую политику в условиях рыночной экономики в качестве конкретного рычага воздействия на отрицательные стороны рынка. Налоги и налоговая система - это мощный инструмент в управлении рыночной экономики.
На данный момент наша страна проходит процесс сложных преобразований в системе общественных отношений: переход от административно-командной системы к рыночной системе и создание социальной, ориентировочной, национальной и самое главное современной экономики рыночного вида.
Переход к рыночной экономике и формирование социальной и ориентировочной высокоэффективной экономики рынка потребовали в стране проведения радикальной экономической реформы. Важная составная ее часть - налоговая реформа, которая нацелена на формирование принципиально новой системы налогов, которая отвечает всем требованиям и особенностям функционирования экономики рынка. Данная задача оказалась трудной и потребовала десятилетия для ее решения. В 1991 году была разрушена налоговая система хозяйствования и по сегодняшний день до сих пор продолжается процесс формирования улучшенной налоговой системы, которая применима для условий переходной экономики. Таким образом, эволюция новой системы налогов устанавливается с развитием экономического перехода и его постепенного приближения к развитой экономике рынка.
Налоги и система налогообложения является важной проблемой на сегодняшний день, поскольку изучение специалистами влияния налогов на рыночную экономику и общество в целом, позволяет государству воздействовать и управлять отрицательной стороной рыночной экономики.
Актуальность вопросов налогообложения в современной экономике подтверждается следующими факторами: налоги - основная база доходов в государственном бюджете; налоговая система - важная сфера российский экономических преобразований; непосредственный интерес государства и предпринимателей страны об изменениях налоговой системы в рамках перехода к рыночным отношениям.
Цель курсовой работы - выявить проблемы эффективности налогообложения и рассмотреть особенности налогообложения в рыночной экономике РФ .
Исходя из цели курсовой работы, следует выполнить следующие задачи:
Изучить теоретические вопросы налогообложения;
Рассмотреть этапы возникновения и развития налогообложения;
Оценить проблемы налогообложения;
Исследовать налоговую систему России.

Объектом данной работы является - налогообложение России в рыночной экономике.
Предмет исследования - процесс изменения налогообложения в рыночной экономике России.
Методологическими и теоретическими основами исследования послужили публикации и труды зарубежных и отечественных ученых, а также положения Конституции и Налогового Кодекса РФ.Глава 1. Характеристика налогов в рыночной экономике
1.1. Этапы возникновения и развития налогообложения

Налоги - это один из древних финансовых институтов, возникшие одновременно с государством. В разных государствах развитие налогообложения выделяет основные периоды:
IV в. до н.э. - V в. н.э. - появление налогов. Данный период характеризуется складывание механизма взимания налогов. Сначала налоги носят не регулирующий характер: взимания происходят в натуральной форме по мере необходимости. Но, по мере увеличения и развития расходов государства, налоги приобретают регулярный характер: взимание происходит в денежной форме и регулярно их размер увеличивается. Постепенно налоги становятся главным источником государственных доходов.
V - XVIII века - существование конкретных налоговых систем, слабо развитых и запутанных. Налоги вводились на конкретный период из-за необходимости финансировать целевые затраты - взимались одновременно, когда заканчивались средства в казне. Огромное внимание заостряли на косвенном налогообложении, впервые ввели акцизы с импорта и экспорта товаров. На данном этапе сбор налогов - предпринимательская деятельность: право на сбор налога отдельные граждане выкупали у государства. Налог - основной источник в формировании казны государства.
Конец XVIII - конец XIX в. - налог приобретает правовой характер, формирование принципов налогообложения и попытки формулирования понятия «налоговый платеж», споры о месте налогов в государственной системе. К середине XIX века количество налогов увеличивается, и уделяют внимание соблюдению юридической формы налогов при введении и взимании. Разработка теоретической базы налогообложения. Налоги устанавливают из принципа всеобщности.
Начало XX века - установление форм современной налоговой системы, которая основана на принципах научного налогообложения. Основное место - прямое налогообложение. На данном этапе не прекращаются налоговые реформы, которые направлены на поиск оптимальной налоговой системы.
Экономические и политические изменения напрямую влияли на изменение систем налогообложения. Условно эволюцию налогообложения разделяют на два этапа:
Акт о налогообложении обеспечивает признание и защиту только прав государства. Главный принцип налогообложения - безусловность и общеобязательность. Нормативный акт определяет право государства на изъятие у своих подданных конкретной части собственности в случае необходимости;
Акт о налогообложении защищает права и интересы государства и обязанных лиц. Принцип безусловности сменяет принципы соблюдения прав налогоплательщика, законности, справедливости и соразмерности налогового бремени.
С XVII века в качестве научных теорий происходит формирование налоговых теорий. Именно в данный период теории стали носить название «общая теория налогов», где основные направления происходили под воздействием экономического и политического развития общества.
Налоговые теории - это определенная система научных знаний о значении и сущности налогов, т.е. в государстве имеется множество вариантов моделей налогообложения в зависимости от признания налогами какого-либо значения.
В XVIII - XIX века появляется необходимость в создании идеологии налогов, государство должно обосновать для налогоплательщиков целесообразность взимания налогов. Также формируются разные теории налогообложения в данный период.
Общие теории, которые обосновывают целесообразность в уплате налогов:
Теория публичного сговора. Представители: Руссо, Спиноза, Гоббс, Радищев. Основа: налог - результат договоренности гражданина и государства, где гражданин уплачивает некоторую плату государству за защиту, охрану и прочие услуги;
Атомистическая теория. Представители: Себастьян Ле Претр де Вобан, Монтескье. Основа: налог - плата за какие-либо услуги (реальные и абстрактные: право жить в обществе);
Теория удобств. Представители: Жан Симонд де Сисмонди. Основа: налог - это цена, которую уплачивает гражданин за предоставленное ему наслаждение от справедливого правосудия, права собственности, общественного порядка и обеспечения свободы личности;
Теория страхования. Представители: Джон Рамсей МакКуллох, А. Тьер, Э. де Жарардер. Основа: налог - страховой платеж, уплачиваемый гражданами государству на случай наступления определенного риска. Смысл - обеспечение финансирования затрат государства в обеспечении правопорядка и обороны;
Теория налогового нейтралитета. Представители: Д. Риккардо, А. Смит. Основа: налог - финансирование расходов государства, роль налогов - ограничение в пополнение казны государства, невозможно использовать налоги для регулирования экономики;
Кейнсианская теория. Представители: Дж. Кейнс. Основа: налог - основной рычаг в регулировании экономикой, обязательное слагаемое положительного развития экономики;
Теория жертвы. Представители: Б.Г. Мильгайзен. Основа: налог - это пожертвования гражданина своему государству.
Существуют также частные теории налогообложения:
Теория самообложения;
Теория прямого и косвенного налогообложения и их соотношения друг с другом;
Теория налогового и бюджетного федерализма;
Теория единого налогообложения;
Теория отношения пропорционального и прогрессивного налогообложения;
Теория надгосударственного налогообложения и т.д.

1.2. Сущность и основные принципы налогов

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
Налог (с юридической и правовой позиции) - установленный актами законодательства норм, регулирующих формы и методы, размеры и сроки изъятия части доходов населения, организаций государством. Верховный Совет вводит законы о налогах.
Налог (с экономической позиции) - основной инструмент в перераспределении доходов и финансовых ресурсов, который осуществляется органами финансирования в целях обеспечения средствами граждан, организаций, различных сфер экономики, испытывающих потребность в ресурсах, но не состоянии обеспечить из существующих резервов собственного ресурса.
Основная задача налогового регулирования доход - сосредоточение государства денежных средств у местных бюджетов, которые необходимы для решения задач социального, технического, экономического и научного развития, которые стоят перед обществом, страной и целыми отраслями.
Каждый из законов включает следующие элементы налога и его видов взимания:
Объект налога - доход, имущество, наследство, товар, который подлежит обложению;
Субъект налога - физическое или юридическое лицо;
Источник налога - чистый доход минус налог (доход, зарплата, дивиденды, прибыль);
Ставка налога - величина налога с одной единицы объекта налога;
Налоговая льгота - частичное или полное освобождение плательщика от налога.
На практике у многих государств получили распространение три вида взимания налогов:
Кадастровый налог взимается с объекта.

.Список использованной литературы

Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 11.06.2015 2015-06-11

Статья просмотрена: 17712 раз

Библиографическое описание:

Глущенко, Я. С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ / Я. С. Глущенко, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 11.4 (91.4). — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/archive/91/20119/ (дата обращения: 20.05.2021).

На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики. Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям, являясь сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем с целью заполнения налоговых деклараций. Система налогообложения должна выполнять стимулирующую роль, положительно влияя на экономическую деятельность предприятий, на развитие производства в стране. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога.

Создание устойчивой налоговой системы есть главная задача, стоящая перед государством. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.

В налоговой сфере, к сожалению, существует ряд проблем, которые необходимо решать. Так все еще велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения. Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и способствует неравной конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в менее выгодные условия. Неудивительно, что Правительство в качестве одного из приоритетов видит борьбу с налоговыми злоупотреблениями и формирование экономического поведения, основанного на культуре уплаты налогов.

Во многих случаях не только физические и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, но и налоговые специалисты, а также лица, занимающиеся адвокатской практикой, не могут конкретно обосновать положения статей Налогового Кодекса РФ. Арбитражные суды, суды общей юрисдикции зачастую выносят уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. В России культура налогов всегда была и остается крайне низкой.

Данная проблема складывается из сочетания следующих факторов:

- экономическая безграмотность налогоплательщиков;

- менталитет российского налогоплательщика, направленный в первую очередь, на сокрытие доходов и имущества от налоговых органов, минимизацию налогов;

- недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, зачастую вследствие некорректного поведения последних.

В действующей налоговой системе к одной из проблем налогообложения можно выделить незаконное возмещение сумм НДС.

Так, в получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ — счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов — фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок. Однако эти проверки оказываются малоэффективными, так как счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения.

Другой проблемой при взимании налога на добавленную стоимость является уклонение от его уплаты. Суть состоит в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу. Налог на добавленную стоимость в бюджет при этом не перечисляется.

При начислении и уплате налога на прибыль предприятия также соприкасаются с некоторыми проблемами, которые необходимо решать для более качественного и правильного налогообложения прибыли. Одной из таких распространенных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при исчислении данного налога. Это предприятие, которое открыло филиал, сталкивается с немалым количеством вопросов, которые связаны с налогообложением такого филиала. Связано это с тем, что для предприятия, имеющего филиалы, действуют два совершенно различных способа налогового учета. При первом — головное предприятие и филиал уплачивают налог консолидировано, т. е. налоговые обязательства рассчитываются для организации в целом. После нахождения общей суммы налоговых обязательств, производится расчет налога, уплачиваемого по местонахождению каждого филиала. При втором- головное предприятие и филиал рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики и каждый из них ведет свой независимый налоговый учет: определяет валовой доход, валовые затраты, амортизацию, рассчитывает налогооблагаемую прибыль и сам налог на прибыль.

Другой проблемой при исчислении налога на прибыль является не всегда четко различима граница между рекламой и расходами на продвижение или расходами, связанными с рекламой, но к ней не относящимися (например, обучение сотрудников рекламного отдела). Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они не предусмотрены в списке ненормируемых рекламных расходов и будут признаваться в пределах установленного норматива (1 % от выручки).

Также существуют трудности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков. Объединение вертикально-интегрированных структур в консолидированной группы позволяет данным налогоплательщикам уплачивать налог на прибыль организаций с совокупного финансового результата по итогам деятельности всех компаний-участников этой группы. В этой связи, прибыль для целей налогообложения, рассчитанная по консолидированной группе налогоплательщиков, будет учитывать убытки, понесенные участниками в текущем налоговом периоде, а не в будущих налоговых периодах. При этом сумма налога на прибыль организаций, подлежащая перечислению участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для последующей уплаты в бюджеты РФ, определяется условиями договора о создании группы. Эта сумма может быть равна сумме налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из совокупной прибыли консолидированной группы, и доли, приходящейся на этого участника. Однако договором может быть предусмотрен другой порядок расчетов между участниками группы.

Можно выделить следующие недостатки российской налоговой системы:

1. Данная система носит преимущественно фискальный характер, это затрудняет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

2. Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц.

3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.

4. Растет неэффективность существующих льгот.

5. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.

6. За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.

7. В систему налогов и сборов в Российской Федерации в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы.

В ближайшее время российская налоговая система столкнется с масштабными трудностями, обусловленными несколькими причинами, имеющими как объективный, так и субъективный характер. К первой группе относятся существенная зависимость российской экономики от внешнеторговой конъюнктуры, истощение богатых и благоприятно расположенных месторождений полезных ископаемых и соответствующее удорожанием их добычи на новых месторождениях, старение населения.

Ко второй группе относится ряд принятых решений в области бюджетной и налоговой политики: рост расходных обязательств бюджета за счет национальной обороны и правоохранительной деятельности, бессистемное предоставление налоговых льгот и освобождений, конструкция отдельных налогов, не обеспечивающих достаточную прогрессивность и эффективность налогообложения. Рассмотрим каждый из данных факторов. Так, высокая степень зависимости от внешнеторговой конъюнктуры находит свое выражение, прежде всего в том, что в российской экономике обозначилась тенденция роста обусловленности доходной части бюджета поставками сырья на экспорт, а именно, нефти и газа. Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1 %, а в январе — апреле текущего года она составила уже 52,9 %. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2015 году составят 7,717 триллиона рублей, что на 5,8 процента превысит прогнозную оценку нефтегазовых доходов бюджета на 2014 год, а в 2016 году, согласно ожиданиям Минфина, нефтегазовые поступления в бюджет составят уже 8,032 триллиона рублей.

При этом планируется, что доля нефтегазовых доходов в общей структуре поступлений в федеральный бюджет будет снижаться с 51 процента в 2015 году до 50,8 процента в 2016 году и до 49,6 процента в 2017 году.

При этом от цен на нефть зависят не только нефтегазовые доходы (налог на добычу полезных ископаемых от углеводородного сырья и соответствующие экспортные пошлины), но и поступления других, прежде всего прямых, налогов. В связи с удорожанием добычи нефти и газа на новых месторождениях, падение доходов бюджета составит около 2,5 % ВВП в период до 2020 г. Другим фактором, влияющим на развитие российской налоговой системы, являются демографические тенденции, обусловливающие необходимость адаптации политики к старению населения. По данным ООН, доля населения России старше 60 лет к 2020 году увеличится с нынешних 17,8 % до 21,6–22,7 %, а к 2050 году число лиц старше 60 лет может составить треть населения страны. Это приведет к росту расходов на здравоохранение, на социальное и пенсионное обеспечение. Другой проблемой российской налоговой системы является то, что налоговая база и налоговые доходы неравномерно распределены по регионам, что делает невозможным обеспечить практическую реализацию фискального федерализма через децентрализацию налоговой системы.

Анализ российской налоговой системы и налоговых систем развитых стран иллюстрирует наше отставание от лучшей мировой практики в части качественных характеристик, в том числе недостаточные прогрессивность и эффективность налогообложения. Так, в налоговом законодательстве существуют льготы и освобождения, имеющие практически индивидуальный характер, так например, льготы по налогу на прибыль организаций, предоставляемые Банку развития (государственной корпорации), Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере финансового лизинга.

Также следует отметить льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества естественных монополий: железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и др. Вышеперечисленные проблемы налоговой системы РФ доказывают необходимость ее реформирования, основными целями которого должны быть сбалансированность бюджета, повышение справедливости и эффективности налогообложения; развитие фискального федерализма.

Хотелось отметить, что на современном этапе осуществляется ряд идей и законопроектов, призванных обновить и сделать налоговую систему более рациональной и логичной, отвечающей современным реалиям. При этом принимаются во внимание и международная налоговая конкуренция, и финансово-экономическая ситуация, и опыт — как положительный, так и отрицательный — отдельных государств. Существует целый пакет предложений, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, технического перевооружения и модернизации экономики, развития финансовых рынков и инвестиций в человеческий капитал.

1. Абрамов А. П. Совершенствование налогообложения [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета.- 2006.- Т. 309, № 5. — С. 175–180.

2. Горюнова Н. Н. Налоги и налогообложение. -Томск: Изд-во ТПУ, 2013.- 314 с.

3. Косарева Е. Ю. Основные направления оптимизации налоговой системы России [Электронный ресурс] // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов III Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых.- 2014.- Ч. 4. — С. 93–98.

Функционирование налоговых систем в странах с эффективной рыночной экономикой показывает, что их развитие имеет общий алгоритм и направлено на рационализацию (оптимизацию) целей налогообложения, на динамичность налоговых систем и их изменение в соответствии с изменяющимися условиями функционирования экономики. Такие системы обеспечивают рост прямых и обратных взаимосвязей налоговых систем… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогооблажения ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Понятие налога, его определение и существующие виды
    • 1. 1. Налог: определения понятия и сущность
    • 1. 2. Виды налогов и их краткая характеристика
  • 2. Налоговые системы в рыночной экономике
    • 2. 1. Общая характеристика налоговой системы России
    • 2. 2. Критерии оценки налоговых систем
    • 2. 3. Принципы налогообложения
  • 3. Проблемы эффективности налогообложения
  • Заключение
  • Список литературы

Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д. ) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:

Э — коэффициент эластичности;

X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

X1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);

Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);

Y1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в ВВП остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Проблемы эффективности налогообложения

Критерий эффективности налоговой системы определяется исходя из уровня ее влияния на решение социально-экономических задач с учетом системы интересов всех экономических субъектов. В условиях переходной экономики главным критерием эффективности налоговой системы выступает ее способность стимулировать развитие производственной сферы, как базовой основы всей экономики. Эффективность налоговой системы должна оцениваться с позиций соответствия ее методологическим принципам и функциям налогообложения. За исходный пункт принимается такое сочетание функций налогов, которое стимулирует динамичное развитие экономики, как на макро-, так и на микроуровне, создавая условия для перехода к устойчивому экономическому росту. Особое значение приобретает комплексная реализация функций налогообложения в целях использования интеграционного (синергетического) эффекта их действия. Налоговая система наряду с формированием достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов должна создавать условия для стимулирования экономического развития, формируя мотивы и стимулы экономического роста. Эффективность налоговой системы целесообразно рассматривать в двух аспектах.

Во-первых, следует выделять тактическую (текущую) эффективность, которая отражает взаимообусловленность понесенных затрат и получаемого обществом эффекта, то есть результата функционирования налоговой системы в виде поступления сумм налогов. Такой подход к выявлению эффективности налоговой системы обусловлен необходимостью обнаружения всех источников доходов и минимизации расходов по взиманию налогов. Этот показатель эффективности можно определить как разницу между ВВП, распределяемым государством в виде налогов, и издержками взимания (то есть как чистый доход государства от налоговых поступлений), и как соотношение этих сумм с затратами по сбору средств. Недостаток данного подхода в том, что не учитываются перспективные экономические и социальные последствия налогообложения.

Во-вторых, следует выделять стратегическую (перспективную) эффективность. Этот показатель выражает народнохозяйственный подход, основанный на учете целостного воздействия системы налогообложения на экономическое развитие. Именно это характеризует способность налоговой системы стимулировать решение задач по развитию экономики не только в ближайшем будущем, но и в перспективе.

Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность налоговой системы, является коэффициент эластичности, который позволяет установить такой уровень налогообложения (налоговой нагрузки), который обеспечивает наряду с поступлением предусмотренных сумм налогов высокие темпы экономического развития (прироста налогооблагаемой базы). Об особенностях расчета данного коэффициента нами упоминалось в предыдущей главе курсовой работы.

Для оценки эффективности налогообложения используют показатель налогового мультипликатора. В основе его определения лежит коэффициент эластичности налоговых систем. Чем больше налоговая ставка и чем меньше предельная склонность к потреблению, тем меньше налоговый мультипликатор.

Очевидно, что разумное и обоснованное снижение налогов ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, т. е. к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции и ведет к соответствующему росту спроса на инвестиционные товары. Все это способствует увеличению внутреннего валового продукта, приводя в итоге к росту объема налоговых поступлений.

Функционирование налоговых систем в странах с эффективной рыночной экономикой показывает, что их развитие имеет общий алгоритм и направлено на рационализацию (оптимизацию) целей налогообложения, на динамичность налоговых систем и их изменение в соответствии с изменяющимися условиями функционирования экономики. Такие системы обеспечивают рост прямых и обратных взаимосвязей налоговых систем, повышают эффективность производств. Они способствуют правильному сочетанию тактических и стратегических целей развития налоговых систем, оптимизации соотношения интересов участников рыночных отношений. В уровне налогообложения гарантируется также более полный учет объемов потребления общественных услуг, оказываемых государством различным налогоплательщикам. Лучше учитывается уровень доходности и платежеспособности субъектов налоговых отношений. Именно эти аспекты во многом определяют качественные характеристики налоговой системы и ее потенциал, который измеряется не столько суммами налоговых поступлений, сколько стимулирующим воздействием налоговой системы на развитие национальной экономики.

Данная работа была посвящена теме «Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблемы эффективности налогообложения». Она осветила следующие вопросы, связанные с раскрытием данной темы:

— определение понятия «налог», его сущность и краткая характеристика;

— существующие виды налогов;

— налоговые системы в рыночной экономике;

— эффективность налогообложения и другие аспекты, необходимые для наиболее полного раскрытия главного вопроса данной курсовой работы.

В заключение проведенного исследования этого вопроса можно сделать определенные обобщающие выводы:

Налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги подразделяются на следующие виды:

федеральные налоги и сборы;

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13−15 Налогового кодекса.

Дальнейшее развитие налоговой системы и механизма налогообложения необходимо особо ориентировать на стимулирование сокращения производственных, торговых и иных затрат. Их снижение на единицу потребительной стоимости выступает основной тенденцией развития цивилизации. Эта тенденция должна реализовываться как на микро-, так и на макроуровне экономики. Пока что российская налоговая система не освободилась от дестимулирующего воздействия на экономику. Это одна из причин отставания России.

Главным направлением дальнейшего развития налоговой системы в России является ее превращение в мощный комплексный рычаг формирования эффективной рыночной экономики, способной решать весь комплекс как текущих, так и перспективных социально-экономических задач.

Налоговый кодекс РФ.

Агабекян О. В. Налоги и налогообложение. — М.: Волтер Клувер, 2010.

Апель А. Л. Основы налогового права. — СПб: Питер, 2009.

Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — М.: Проспект, 2011.

Викторова Н. Г. Налоговое право. — СПб: Питер, 2010.

Викторова Н.Г., Харченко Г. П. Налоговое право — СПб: Питер, 2011.

Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Налоговое право. — М.: Атисо, 2011.

Гусев А. П. Новое в налоговом законодательстве. — М.: Феникс, 2011.

Новое в налогообложении. — СПб: Питер, 2011.

Еналеева И.Д., Сальникова Л. В. Налоговое право России. — М.: Юстиц-Информ, 2011 [8, https://referat.bookap.info].

Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение. — М.: Инфра-М, 2012.

Кухаренко В. Б., Тютюрюков Н. Н. Налоговые системы зарубежных стран. — М.: Экзамен, 2010.

Майбуров И. А., Соколовская А. М. Теория налогообложения. — М.: Юнити-Дана, 2011.

Пансков В. Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика. — М.: Феникс, 2012.

Парыгина В.А., Тедеев А. А. Налоговое право. — М.: Книжный мир, 2011.

Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. — М.: Книжный мир, 2010.

Попова Л. В., Дрожжина И. А. , Маслов Б. Г. Налоговые системы зарубежных стран. — М.: Кнорус, 2011.

Скворцов О. В. Налоги и налогообложение. Практикум. — СПб: Питер, 2011.

Тарасова В. Ф., Владыка М. В. , Сапрыкина Т. В. , Семыкина Л. Н. Налоги и налогообложение. — М.: Волтерс Клувер, 2010.

Фадеев Д. Е. Актуальные вопросы развития налоговой системы. — М.: Росбух, 2012.

Фатькина Л. П. Налоговое право. — М.: Проспект, 2010.

Майбуров И. А., Соколовская А. М. Теория налогообложения. — М.: Юнити-Дана, 2011. — С.

Перов А. В., Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение. — М.: Книжный мир, 2010. — С.

НК РФ, 1 часть, ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах».

Богданова Е. П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. — М.: Проспект, 2011. — С. 92.

Захарьин В. Р. Налоги и налогообложение. — М.: Инфра-М, 2012. — С.

Скворцов О. В. Налоги и налогообложение. Практикум. — СПб: Питер, 2011. С.

Агабекян О. В. Налоги и налогообложение. — М.: Волтерс Клувер, 2010. — С. 129.

Попова Л. В., Дрожжина И. А. , Маслов Б. Г. Налоговые системы зарубежных стран. — М.: Кнорус, 2011. — С.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогов в рыночной экономике и налоговой системы РФ.
Основной задачей работы является изучение предмета исследования - налогов. В соответствие с этим основная часть курсовой работы содержит две главы.
В первом разделе рассматриваются основные понятия налогов и налогообложения. Во втором разделе в дополнение к теории проводится анализ практических аспектoв функционирования налогов и рассматриваются проблемы налогового учёта в налоговой системе РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_nalogi2.doc

Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике. Проблема эффективности налогообложения.

Государство может влиять на экономическую жизнь населения, только имея в распоряжении соответствующие денежные средства. Их обязаны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны – физические и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т. е. обязательные платежи государству.

Налоги являются ключевой статьёй бюджетных доходов государства. Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет страны, составляют основную экономическую силу государства. В связи с этим, проблемам налогов и сoвременной налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня столь пристальный интерес, так как именно они обусловливают жизнь современного общества.

Так как, в рыночной экономики каждое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора влияния на негативные явления рынка, неопровержимым является факт, что именно налоги выступают центральным звеном финансовой политики государства. Актуальность данной темы вызвана тем, что, в зависимости от того, насколько правильно построена система налогообложения, насколько продумана налоговая политика государства, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налогов в рыночной экономике и налоговой системы РФ.

Основной задачей работы является изучение предмета исследования - налогов. В соответствие с этим основная часть курсовой работы содержит две главы.

В первом разделе рассматриваются основные понятия налогов и налогообложения. Во втором разделе в дополнение к теории проводится анализ практических аспектoв функционирования налогов и рассматриваются проблемы налогового учёта в налоговой системе РФ.

Глава 1. Виды налогов и налоговые системы в рыночной экономике

    1. Понятие и сущность налогов. Налоговые системы.

Рассмотрение возможностей построения эффективной системы налогообложения юридических и физических лиц следует начать с определения сущности налогов и тех функций, которые они могут выполнять в рыночной экономике.

Приведение действующего налогового законодательства в соответствие с экономической сущностью налогов является первым необходимым условием построения эффективной системы налогообложения физических и юридических лиц.

В соответствии с налоговым кодексом, «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». 1

Налоги как важнейшая экономическая категория, возникла одновременно с государством и исторически связанная с его существованием и функционированием. С развитием государственности менялась и роль налогов в обществе, а также взгляды экономистов на их сущность.

Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения - армию, милицию, налоговую полицию и чиновников. Для данной категории работников также нужны средства, как источник их материального благополучия.

Первоначально налоги носили временный нерегулярный характер и назывались auxilia (лат. помощь). Они существовали наряду с такими формами доходов государства, как дань с побежденных народов, домены (государственное имущество, приносящее доход казне), регалии (промысловые источники дохода государства). Введение нового налога было, как правило, связано с появлением каких – либо дополнительных расходов государства. Постепенно налоги превратились в основной и постоянный источник государственных доходов. Сегодня наряду с налогами доходы государства формируются также за счёт займов, доходов от внешнеэкономической деятельности, доходов от использования государственной собственности. Однако доля налоговых поступлений в доходах бюджетов государств в конце ХХ в. достигала 80 – 90 %.

Впервые обратил внимание на регулирование экономики посредством налогов Д. Кейнс. Он считал, что рыночная экономика не в состоянии преодолеть кризис (спады производства, безработицу и т.п.) без помощи государства.

Налоговая политика справедливо считается неотъемлемой частью политики государства. Правильность такого теоретического подхода к построению действенных налоговых систем подтверждена мировой практикой.

Экономическая сущность налогов выражается в их функциях. В западной экономической литературе, как правило, не приводятся определения функций налогов, но рассматриваются направления их использования государством на определенных принципах. Для целей изложения темы следует выделить следующие основные функции налогов:

Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.

Распределительная (или перераспределительная) функция состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Стимулирующая (или дестимулирующая) функция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Контрольная функция (иногда выделяемая) дает возможность соизмерения расходов государства и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности налоговой системы по обеспечению необходимых для общества расходов.

На сегодняшний день данное выше количество и содержание функций налогов практически полностью разделяется в работах как отечественных, так и зарубежных ученых. Различия проявляются только формулировках их названий.

Наряду с основными функциями налогов в экономической теории так же есть и дополнительные функции такие как:

  1. ограничительная — лимитирование экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  2. антиинфляционная — лимитирование роста доходов и цен при поддержании сбалансированности стоимости валового внутреннего продукта и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на накопление и их потребление.

Однако, по моему мнению, эти функции являются составной частью основных. Для эффективного решения социальных задач важное значение будут иметь следующие меры: установление соотношения прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, разработка взаимосвязанной системы всех налогов с физических лиц, а также налоговых ставок и механизмов их построения; определение объекта налог обложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Выяснение сущности и функций налогов является необходимой теоретической предпосылкой, которая позволяет разработать стратегию для построения эффективной системы налогообложения физических и юридических лиц. Ее практическая адаптация к современным экономическим условиям будет успешной, если удастся выполнить основные требования, соответствующие экономической сущности налогов и задачам современной налоговой политики.

Налоговая система и принципы построения системы налогообложения

С 1 января 1992 г. в стране стала действовать налоговая система, общие принципы построения которой определяет Закон от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Он устанавливает перечень идущих в бюджетную систему страны налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также определяет права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. Дальнейшее развитие налоговой системы определяется принципами, заложенными в Налоговом кодексе.

Объектами налогообложения стали прибыль (доходы), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и др.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, форм, способов и методов их взимания.

Основой всей налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками и в более широком смысле экономикой страны в целом.

В экономической теории выделяют следующие налоговые системы: шедулярная и глобальная.

В шедyлярной системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - так называемые шедyлы. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

Глобальная налоговая система намного упрощает планирование финансового результата для предпринимателей и облегчает расчет налогов, так как в ней от физических и юридических лиц облагаются одинаково. В Западных государствах такая налоговая система более распространена чем шедулярная система.

Впервые принципы налогообложения сформулировал А. Смит. В своем классическом сочинении он назвал четыре основных принципа, которые детализировались и различными способами интерпретировались в более поздних трудах многих экономистов:

1. принцип справедливости, в соответствии с которым налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;

2. принцип определенности, т.е. обложение налогами должно быть строго фиксировано, а не произвольно;

3. принцип удобства для налогоплательщика, согласно которому взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;

4. принцип экономичности взимания, т.е. издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

Содержание главных принципов налогообложения сводятся к тому, что налоги должны платить все, имеющие доход, без всякого исключения и без налоговых привилегий. Следует отличать освобождение от налогов вообще и от определенного налога в частности в целях равенства.

Изучение видов налогов усложняется их многочисленностью и отсутствием четких границ с другими видами платежей в доход государства. Эти обстоятельства предъявляют повышенные требования к правильному выбору оснований для классификации налогов. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и экономический смысл данного налога.

Все налоги в России разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия и в соответствии с изменениями, предусмотренными в Налоговом кодексе:

1. Федеральные (на уровне РФ);

2. Региональные (на уровне субъекта РФ);

3. Местные (на уровне органа местного самоуправления).
Данная трехуровневая система присуща практически всем государствам, имеющим федеральное устройство.

Федеральные налоги. Перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. К таким налогам относят: налог на прибыль, акцизы на отдельные группы и виды товаров, таможенная пошлина, налог на доходы от капитала, подоходный налог, налог на добавленную стоимость и другие .

Эффективность налоговой системы – понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся точному количественному определению. Подэффективностью налоговой системыв широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции.Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной лишь в том случае, если она отвечает следующим общим (основным) требованиям:

- обеспечивает поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;

- обеспечивает финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе (это требование означает, что средства, остающиеся после уплаты налогов, должны быть достаточными для сохранения и развития производства в реальном секторе экономики);

- способствует решению наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.

Таким образом, для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекс критериев. Однако практически не существует прямых показателей, однозначно (в положительном или отрицательном аспекте) характеризующих результативность налоговой системы. Поэтому при оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет при этом принимается динамика следующих показателей:

- удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте;

- уровня бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту;

- объемов общественного производства в целом и по отраслям;

- объемов капитальных вложений;

- финансовых результатов в целом по экономике и по отраслям;

- уровня инфляции и т. д.

Главным недостатком этих показателей является их многоаспектность, наличие множества факторов, под воздействием которых они формируются, поэтому при анализе экономических процессов на макроуровне чрезвычайно трудно определить роль именно налоговой системы в развитии этих процессов.

Эффективность в узком смысле – это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, предопределяющими эффективность или неэффективность налоговой системы, являются:

- общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в валовом национальном продукте);

- соотношения прямых и косвенных налогов; налогов с физических и юридических лиц;

- устойчивость (стабильность) налогового законодательства;

- роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета;

- дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность;

- система льгот и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков;

- характер системы санкций;

- уровень сложности расчета налогооблагаемой базы;

- наличие лазеек для ухода от налогообложения;

- качественный уровень налогового законодательства и т. д.

Приведенный (далеко не полный) перечень количественных и качественных характеристик налоговой системы показывает, что ее эффективность предопределяется прежде всего внутрисистемным состоянием.

Важной качественной характеристикой налоговой системы является тяжесть налогообложения, однако до сих пор нет общепринятой методики ее исчисления. Существуют лишь разрозненные показатели, которые в косвенной форме могут давать представление о тяжести налогообложения. Оптимальный уровень налогообложения (объективная сторона) задается границами, возможностями и потребностями воспроизводства предприятий (индивидуальных функционирующих капиталов), их крупных промышленно-финансовых структур и общественного хозяйства в целом: чем меньше в императивном порядке изымается финансовых ресурсов из общего их объема, которым располагает реальная экономика, тем больше возможностей для производственного экономического роста. Однако в реальности необходимость в значительном перераспределении финансовых ресурсов от предприятий диктуется самой экономикой. Это вызывается не только политическими факторами (потребности обороны, безопасности, управления), но и структурными производственными факторами, необходимостью вложений в «человеческий капитал», территориально-региональными причинами, социальными потребностями. Так, в настоящее время через бюджет перераспределяются финансовые ресурсы для дотаций и финансирования угольной промышленности, ряда отраслей Агропрома, районов Крайнего Севера, многих других регионов и потребностей и т. д. Потребности быстрого, ускоренного формирования производственной инфраструктуры, требующей огромной и быстрой концентрации капитала, также вызывают необходимость крупных перераспределительных процессов в экономической системе страны.

Воспроизводство в государстве в целом вызывается и сопровождается образованием целого круга социальных потребностей, связанных с социальной ориентацией экономики («социальное рыночное хозяйство»), с затратами на содержание безработных и т. д. Эти функции общественный капитал перекладывает в значительной степени на общий финансовый фонд – государственный бюджет. Следовательно, объективные пропорции и объемы финансовой аккумуляции ресурсов предприятий посредством налоговой системы задаются сложной совокупностью производственных и социальных факторов.

Государство формирует налоговую систему исходя из своих интересов. Во-первых, решаются задачи бюджетного характера и формирования бюджетных, внебюджетных финансовых фондов специального (целевого) назначения. Во-вторых, через налоговую систему государство воздействует на экономику, проводит ту или иную политику экономического роста, инвестиций, дотаций и социальной ориентации; система налогов используется государством как регулирующий инструмент, инструмент управления экономикой, как важная часть хозяйственного механизма.

Объективные основы и параметры налоговых платежей сочетаются с субъективными факторами экономической политики государства, модифицируют их, подчиняют общим задачам и целям, которые решает государство в своей внутренней и внешней политике. Это воздействие может носить иногда деформирующий характер, подрывать базис расширенного воспроизводства предприятий, что нередко было в годы плановой экономики и имеет место в современных российских условиях рыночного реформирования.

Учет объективных и субъективных факторов формирования налоговой системы позволяет оптимизировать ее структуру и эффективность функционирования, повысить ее роль и значение в экономическом регулировании производства в условиях рыночной экономики.

Аналитическое определение системных недостатков – первый этап на пути построения эффективной налоговой системы. Второй этап – ее оптимизация.

Оптимизация это процесс приведения налоговой системы в оптимальное, потенциально эффективное состояние.

Проблема оптимизации налоговой системы – настройки налоговых инструментов на решение тех или иных задач – на практике возникает довольно часто (можно сказать, существует всегда). Нельзя построить налоговый механизм, который в течение длительного времени (как минимум пять лет) мог бы оставаться без сколько-нибудь существенных изменений, действуя при этом в оптимальном режиме.

Как не остается неизменной среда, в которой функционирует налоговая система, так и последняя не может оставаться в виде застывшей конструкции. Налоговые рычаги и стимулы, собственно, и применяются именно с целью изменения ситуации, сложившейся в тот или иной период времени. Своевременный и оптимальный набор средств позволяет переломить развитие негативных тенденций и активизировать желательные для общества процессы в кратчайшие сроки.

При достижении этой цели (что будет означать переход объекта налогового регулирования в новое качественное состояние) действие прежних налоговых инструментов может оказаться не только неэффективным, но и опасным. Например, в рыночной экономике налоги через систему льгот активно используются для регулирования темпов экономического развития: расширение льгот создает достаточно сильные стимулы для повышения инвестиционной активности, однако при этом возникает опасность «перегрева» экономической конъюнктуры, поэтому, как уже отмечалось выше, льготы предоставляются на короткий срок.

Границы эффективности и оптимальности. Несмотря на важную роль налогов в регулировании социально-экономических процессов, не раз доказавших в ходе мировой практики свою эффективность, далеко не каждую экономическую проблему можно решить посредством налоговой системы. Существуют объективные границы сферы действия налогов, в рамках которых и необходимо использовать налоговые рычаги. Попытки искусственного расширения этих границ окажутся в лучшем случае безрезультатными, но скорее, наоборот, не решив одну проблему, можно спровоцировать возникновение нескольких новых, как это иногда бывает. Например, наиболее острой проблемой в современных условиях является восстановление финансового потенциала реального сектора экономики. Но решить эту проблему посредством одного налогового механизма невозможно, хотя он и оказывает свое разрушительное воздействие. Необходим комплекс согласованных мер в области финансовой, кредитной, ценовой и валютной политики, т. е. использование всего арсенала средств и методов, имеющихся в руках государства.

Границы эффективности и критерии оптимальности налоговой системы определяются не самой этой системой, а очерчиваются внешней средой ее «обитания». В условиях системного финансово-экономического кризиса регулирующие возможности налоговой системы резко сокращаются. Такие внутрисистемные характеристики налогов, как щадящий режим налогообложения, наличие налоговых льгот и преференций, имеют весьма важное значение, но они формируют лишь потенциальные возможности и не дают гарантий, что эти возможности будут действительно реализованы (даже в условиях благоприятной экономической конъюнктуры).

Поведение хозяйствующих субъектов формируется под воздействием многих факторов, в числе которых налоги являются всего лишь одними из них и не всегда главными. С одной стороны, в любой производственно-экономической системе имеются высокорентабельные отрасли (нефтегазовая, спиртоводочная, табачная и т. д.), и хотя предприятия этих отраслей несут в современной российской действительности наибольшее налоговое бремя, именно эти отрасли остаются наиболее устойчивыми и привлекательными для инвесторов. С другой стороны, имеется целый ряд традиционно низкорентабельных (по объективным причинам) отраслей и соответственно менее привлекательных для инвесторов (сельское хозяйство, инфраструктурные, некоторые добывающие отрасли и др.), несмотря на то что для этих отраслей предусматриваются наибольшие налоговые льготы. Более того, во многих странах сохранение и развитие производства в этих отраслях оказывается возможным лишь при прямой поддержке государства. Таким образом, на практике воздействие налогового механизма может быть значительно ослаблено и даже полностью блокировано. Аналогично немаловажное значение имеют также факторы природно-климатического, территориального и геополитического характера.

Недооценка и соответственно недоиспользование возможностей налоговой системы снижают ее эффективность, препятствуют определению ее оптимальных критериев. Однако абсолютизированная трактовка возможностей и функций налогов и налоговой политики, приписывающая им магическую способность решения всех главных финансово-экономических проблем и задач преодоления экономического кризиса, также не позволяет решать те проблемы, которые на них возлагаются. В настоящее время основное внимание уделяется налоговой системе, но при этом остаются незадействованными в позитивном плане экономические рычаги (ценовые, денежно-кредитные и др.), применение которых объективно обусловлено.

Читайте также: