Проблема налогового стимулирования развития малого бизнеса в россии

Опубликовано: 04.05.2024

Трудности развития малого и среднего бизнеса

Model.Article.Title

Развитие малого и среднего бизнеса в России всегда сопровождается рядом трудностей. Какие перемены могут ждать предприятия в ближайшем будущем и насколько выгодно развивать свой бизнес в России? Внести некоторую ясность нам помог Андрей Мамонтов, заместитель директора Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

— В чем основные проблемы малого и среднего бизнеса?
— Проблемы у малого и среднего бизнеса разные. У малого основная проблема в том, что его мало, а у среднего — как вырасти в крупный.

— Почему среднему бизнесу не дают вырасти в крупный? Что мешает, административные барьеры? Возможно, нехватка инвесторов в стране или нежелание компаний вкладывать деньги в модернизацию самим?
— Дело в том, что никто не запрещает среднему бизнесу вырастать в крупный. То же самое с малым. Для среднего бизнеса вопрос роста связан с возрастающими компетенциями для перехода из одного состояния плюс внутренние психологические проблемы собственников — боязнь потерять то, что уже есть, в попытке сделать нечто большее.

— А малый бизнес почему не хотят открывать?
— У малого бизнеса проблема иного рода. Предпринимательство у нас слабо развито. Молодое поколение, которое в первую очередь должно создавать стартапы, ориентировано на наемную работу. Бизнесмены у нас относятся к не самой уважаемой категории. В целом отношение общества к предпринимательству негативное, соответственно, нет желания рисковать, а кто даже и желает, то из-за недостатка знания сдерживает свое желание, так как у нас предприниматели разрознены и не желают делиться своим опытом и помогать другим создавать свой бизнес.

— Если рассмотреть конкретно производственные компании и сферу услуг, то кому может быть легче, тем, кто что-то производит, или тем, кто предлагает товары и услуги населению? И что лучше, предложить уникальную услугу или, наоборот, перейти на что-то жизненно необходимое?
— Да никому не легче. И производственные компании, и сервисные работают в условиях достаточно конкурентных. Всем одинаково сложно, так как сейчас нельзя построить бизнес на примитивной идее, как было в 1990-х и начале 2000-х. Сейчас потребитель умнее и требовательнее. Он просто уходит, если его ожидания не совпадают с тем, что предлагает компания. Сейчас нужно больше маркетинговых компетенций при создании и развитии бизнеса, но низкий уровень знаний у собственников и топов не дает возможности им понять функцию маркетинга в более широком смысле.

Ей отводится только роль рекламных коммуникаций, а создание продукта или услуги не хотят отдавать. Вот и получается, что производят продукт или услугу, которую потом с помощью продажников пытаются продавить на рынок. Потребитель сопротивляется, так как рыночное предложение не соответствует их потребности, но компании только усиливают блок продаж (берут дополнительный персонал, тренируют их и т д.), но с продуктом ничего принципиально не делают.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть условия для ведения бизнеса? И почему они не могут быть подвержены положительным изменениям на данном этапе развития российской экономики?
— Основная проблема российской среды для ведения бизнеса — это непрозрачность правил взаимоотношений коммерческих структур с государством. Дело даже не в коррупции, а в том, что один и тот же закон, предписание, разъяснение и т п. может по-разному применяться к разным компаниям. Идеальных условий для ведения бизнеса ждать бессмысленно, их нигде не бывает, да и противоречит идее предпринимательства.

Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.

— Что, на ваш взгляд, необходимо и что можно изменить, чтобы вести бизнес стало проще?
— Чем больше будет предпринимателей, тем больше они будут создавать давление на государство в части совершенствования правил ведения бизнеса. Нам не хватает предприимчивых людей, которые готовы создавать свои компании, а еще лучше — придумывать новые интересные бизнес-идеи, которые будут конкурентоспособны на глобальном рынке, а не только в России. Пока же большинство бизнесов у нас в стране создается по образу и подобию зарубежных аналогов. Это не плохо, но недостаточно. Государство не будет опекать малый и средний бизнес, пока он совокупно создает выручку, которая в несколько раз меньше, чем любимый сырьевой рынок. Пока нефть и газ — основная статья доходов государства, правила не изменятся.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как известно, малый бизнес является основой любой экономики. Именно малый бизнес создает средний класс. У нас в стране правительство также стремится всячески развивать и поддерживать малый бизнес, но как показывает статистика реальная ситуация совсем не способствует его развитию. Сложившаяся ситуация в нашей стране в отношении малого бизнеса восходит к 90-м годам. Тогда, в начале 90-х годов, из-за расширения теневого рынка экономики, государство значительно повысило «цены» на ведение малого бизнеса. Те времена прошли, а вот тенденция увеличивать налоги так и осталась. Порой, из-за подобной политики, даже самая перспективная идея не проходит даже точку реализации, не то, что развития. Сейчас существует несколько видов налогов, которые предприниматель вынужден платить не только за то, что получает прибыль, но и за своих сотрудников. Исходя из этого, если начинающий предприниматель будет платить регулярно и в полном размере все свои налоги, то ему не хватит денег на то, чтобы поддерживать дело конкурентоспособным.

Основные проблемы налогообложения малого бизнеса связаны с теми законами, которые принимаются. Создается такое ощущение, что большая часть законов, касающихся этого вопроса, принимаются готовыми только наполовину. То есть деньги предприниматель заплатить должен, но вот где их взять – проблемы самого же предпринимателя.

Проблемы налогообложения малого бизнеса:

  1. Неправильный механизм перераспределения налогов.
  2. Непостоянство налоговой политики, постоянное внесение некорректных, ничем не подтвержденных изменений.
  3. Нечеткость звучания принятых законов, их разная трактовка.
  4. Большой процент налогов с прибыли и за нанятых сотрудников, неподъемный для новичков.
  5. Плохая организация деятельности налоговых ведомств.

Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины.

Еще одной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей. Сегодня ИП отчетность становится все более сложной и запутанной. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.

Ко всему вышесказанному, еще подогревают существующие проблемы налогообложения малого бизнеса, возросшие в последнее время фиксированные платежи в ПФ РФ, которые увеличились в этом году в два раза. Это увеличение уже вызвало волну закрытия ИП, ведущих периодическую деятельность.

Все это в ближайшем будущем может привести к тому, что малый бизнес постепенно будет возвращаться в состояние, в котором он начинал развиваться в 90-е годы – полу легальный или же полностью неофициальный режим. Выиграет от этого государство? В краткосрочной перспективе – да, а вот в долгосрочной – нет. При чем с каждым годом собираемость налогов будет падать все больше и больше.

Почему правительство ведет такую политику, не понятно. Почему не брать на вооружение информацию, существующую в развитых странах. К примеру, в Европе, если бизнес существует менее 3-х лет, то ему положено платить налог гораздо ниже, чем обычный. Ведь власти понимают, что сначала надо встать на ноги, а уж потом нормально функционировать и приносить прибыль своей стране в виде налогов.

Да, выжить начинающему предпринимателю сейчас совсем нелегко. Однако если есть интересная идея бизнеса, то над ней нужно постоянно работать. Нужно искать альтернативные варианты (инвесторов, стартапы и т.д.) и развивать свой бизнес, нужно учиться, планировать, считать, находить новые возможности. И тогда возможно получиться создать хороший и прочный бизнес, приносящий миллионы прибыли, львиную долю которых, предприниматель … отдаст на налоги.

Оказание влияния развития предпринимательства.

Одним из самых важных аспектов, с помощью которого можно достичь сбалансированного социально-экономического развития России является налоговое стимулирование малого и среднего предпринимательства. Почему это всё-таки так важно для экономического развития страны? Развитие малого и среднего предпринимательства оказывать влияние на следующие сферы:1) социальная сфера, влияние которой заключается в обеспечении занятости части населения, создании новых рабочих мест, росте доли экономически активного населения, улучшении условий жизни за счет предпринимательских доходов, сглаживании диспропорций развития в благосостоянии различных социальных групп населения;2) финансовая сфера, которая связана с финансовым самообеспечением предпринимательства и членов их семей, оплатой труда наемных работников;3) бюджетная сфера, предполагающая поступление налогов и платежей в бюджетную систему, обеспечение собственной доходной базой субфедеральных и местных бюджетов;4) экономико-стимулирующая сфера, которая связана с увеличением числа собственников, конкурентным отбором эффективных собственников, для которых малый бизнес становится отправной точкой для дальнейшего развития; созданием конкурентной среды для других форм бизнеса;5) инновационное-инвестиционная сфера, которая очень актуальна в наши дни и связана с разработкой и внедрением технологических, технических и организационных нововведений и инноваций; косвенной стимуляцией эффективности производства крупных компаний посредством освоения новых рынков.Глобальные изменения экономической структуры рынка в сторону стагнации, нестабильная экономическая ситуация в стране: всё это негативно влияет на климат малого и среднего предпринимательства, а значит и на все выше перечисленные сферы.По данным Росстата, в России резко сократилось число малых предприятий. Специалисты, утверждают, что реальную ситуацию в сфере малого и среднего предпринимательства в настоящее время оценить невозможно. Только через год станет понятно, как бизнес пережил сокращение господдержки на фоне сложной экономической ситуации в стране. Причем объемы господдержки будут сокращаться и дальше.

Вопрос устойчивого развития малого и среднего предпринимательства приобретают особую экономическую и социальную значимость. Малые предприятия влияют на перелив капитала в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов, поддерживая и развивая инфраструктурные отрасли экономики. Мобильность и гибкость малого предпринимательства позволяют проявлять быстрое реагирование на запросы рынка и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, но не стоит забывать, что тяжёлое экономическое положение в стране способно стать фактором сокращения деятельности малых предприятий. Основные трудности заключаются в неустойчивом балансировании на рынке, угроза банкротства очень велика, подобная нестабильность присуща только данному сектору экономики. Предприниматели по-прежнему считают одной из главных проблем уровень налогообложения.

Введениекомплексамер. Налоговые льготы.Налоговая политика в сфере предпринимательства представляет собой комплекс мер, направленных на усиление государственной поддержки данного сектора экономики, создания благоприятного климата для прогрессивного развития малого, среднего и крупного бизнеса.7 апреля 2015 года президент России В.В. Путин провёл заседание Государственного совета, на нём был представлен комплекс мер по налоговому стимулированию малого и среднего бизнеса. Необходимо отметить, что с введением упрощённой системы налогообложения и специального налогового режима уплаты единого налога на вменённый доход (ЕНВД) налоговая нагрузка на малый бизнес значительно сократилась, и большинство индивидуальных предпринимателей перешло на указанные специальные режимы налогообложения. Основным преимуществом налоговых льгот для малого бизнеса является снижение суммы уплачиваемых налогов, перечисляемых в бюджет.Рассмотрим налоговые льготы для предпринимателей. В России существуют три вида налоговых льгот: изъятие, скидки и освобождения. Именно освобождение от уплаты налогов является самым эффективным действием в создании положительных условий для развития и ведения бизнеса. Налоговые скидки позволяют налогоплательщику уменьшать базу налогообложения путем вычитания определенных сумм (вычетов). Размер налогооблагаемой прибыли организации уменьшается на суммы, направляющиеся предприятиями на цели финансирования капитальных вложений производственного назначения, на погашение банковских кредитов.Данные льготы стимулируют деятельность предпринимателя, позволяя направлять высвободившиеся денежные средства в приоритетные сферы деятельности, например, в инвестиционные проекты, а также более активно заниматься экономической деятельностью.Применение специальных налоговых режимов также является причиной уменьшения налоговой нагрузки субъектов предпринимательства и в совершенстве должно влиять на расширение налоговой базы и увеличение налоговых поступлений в бюджет, не оказывая при этом убыточного воздействия на предпринимателей. На данный момент в России существует четыре специальных системы налогообложения с низкими налоговыми ставками, воспользоваться ими могут только субъекты малого предпринимательства:1. УСН(упрощённая система налогообложения) -лимит годовой выручки в 2016 году –не более 79,74 млн. руб., численность работников-не более 100 человек.2. ЕНВД (налоговый режим, заменяющий налоги: НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций, налог на имущество) – лимит годовой выручки не установлен, но количество работников тоже не должно превышать 100 человек.3. ПСН (налоговый режим, который заключается в получении патента)- на этом режиме могут работать только ИП, разрешённое количество работников - всего 15 человек, по всем видам деятельности ИП в совокупности. Лимит годовых доходов для предпринимателя на патенте-60 млн. рублей.4. ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог)-лимит годовой выручки не установлен, однако доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 70% от всего дохода. Количество работников имеет ограничение не более 300 человек (только для ИП и рыб хозяйственных организаций, для с/х организаций такого ограничения нет).Дополнительной неявной льготой для УСН доходы и ЕНВД-уменьшение авансового платежа и квартального вменённого налога на сумму уплаченных в отчётном квартале страховых взносов за работников и ИП за себя. В2016 году перечень налоговых льгот для малого бизнеса пополнился правом региональных властей устанавливать на свое территории для плательщиков ЕНВД и УСН налоговые ставки ещё ниже, чем предусмотрено этими режимами. Налоговая ставка по ЕНВД может быть снижена с 15% до 7,5%, а УСН-с 6% до 1%. Фактически регионы могут создавать на своей территории налоговые зоны с нулевым налогообложением. Всё, что требуется государству от предпринимателей, которые зарегистрировались в этих регионах - это создание рабочих мест и внесение страховых взносов за работников. Стоит отметить, что в период в 2015 по 2020 годы впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, т. е. по нулевой ставке. Но для этого нужно соблюсти следующие условия:- быть впервые зарегистрированным в статусе индивидуального предпринимателя после вступления в действие регионального закона о налоговых каникулах;- выбрать налоговый режим ПСН или УСН;- осуществлять деятельность, указанную в региональном законе о налоговых каникулах.Эффективное налогообложение, проявляющееся в качестве стимулирования предпринимательства, играет важную роль не только в повышения экономического роста в стране, но и в обеспечении достойной позиции России на международной арене с точки зрения налоговой конкурентоспособности. Налоговые льготы, предоставленные малому предпринимательству в 2016 году, могут позволить открыть своё предприятие и вкладывать большую часть своей выручки в будущее развитие своего бизнеса.Учитывая анализ существующих проблем практики стимулирования предпринимателей посредством налоговой политики государства, необходимо подчеркнуть, что налоговая политика должна включать в себя понятные законодательные и нормативные акты, которые смогут понять начинающие предприниматели. Налоговая политика, проявляющаяся в качестве стимулирования малого предпринимательства, должна быть направлена на уменьшение количества налогов, подлежащих к уплате, и при этом учитывать специфику каждой отдельной организации. Я считаю, что государство должно максимально помогать материально бизнесменам из социально незащищенных слоев населения: инвалидам и многодетным. Остальных предпринимателей также необходимо поддерживать, особенно в кризисное время, но иначе. Сейчас в России предприятия платят налоги со всей прибыли,но если мы хотим добиться роста предпринимательства, по моему мнению, надо облагать налогом только ту часть доходов, которую забирают из бизнеса, т. е. всё, что вкладывается в развитие бизнеса, облагать налогом нельзя. Именно тогда у предпринимателей будет стимул его развивать. Такие меры положительно скажутся не столько на увеличении числа предпринимателей, сколько на укреплении бизнеса уже существующих предприятий. А в нынешних условиях вкладываться в бизнес невыгодно.

Также проведение налоговой политики должно учитывать, что некоторые организации уходят от обязанности уплаты налогов через скрывание некоторых доходов. Это является серьёзной проблемой, требующей принятия соответствующих мер. Государство должно стремиться к тому, что субъекты предпринимательства функционировали открыто. Этого можно достичь только с помощью применения определенных мер, направленных на щадящую налоговую нагрузку, для предприятий, которые находятся на обычной налоговом режиме.

Цельпроведенияналоговойполитики.Исходя из всего вышесказанного, можно сформулировать цель проведения государственной налоговой политики, которая представляет собой повышение активного развития предпринимательской деятельности в стране, при котором будет достигаться высокое аккумулирование налогов в бюджет, а также улучшение всеобщего благосостояния граждан России. Налоговое стимулирование в секторе МСП позволяет сохранять экономический потенциал российского государства. Предпринимательство является важным составляющим развития экономики в современных условиях внутри страны, стимулирование, активности которого выступает одним из важнейших приоритетов.

Заключение.

Можно сделать вывод, что налоговая политика в отношении стимулирования активности сектора МСП, прежде всего, должна учитывать интересы, как государства, так и предпринимательства, не создавая при этом негативных влияний ни на одну из сторон. При рассмотрении или введении каких-либо налоговых льгот и преференций должна учитываться их целесообразность, а для этого должна проводиться постоянный анализ и мониторинг эффективности их применения. Предоставление государством перехода на специальные налоговые режимы субъектам малого и среднего бизнеса выступает более выгодным решением по отношению к предпринимателям, чем общая система налогообложения. Но в настоящее время, нельзя сказать о совершенстве какого-либо налогового режима. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Государство в своей налоговой политике должно разрабатывать, предлагать и вводить такие изменения или корректировки, которые будут стимулировать начинающих предпринимателей, субъектов среднего и даже крупного бизнеса развиваться как успешный бизнес, ведь именно предпринимательство является одним из основных источников экономического роста страны.

Трунина.В.Ф. 1 , Горбунова.А.А. 2

1 Кандидат экономических наук, доцент; 2 Студентка, Волгоградский технический университет

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация

В статье раскрывается роль налогообложения для малого предпринимательства. Рассматриваются проблемы и характеристика основных видов правонарушений в этой сфере, а также рассмотрение налоговой системы в целом. Предлагаются мероприятия, связанные с дальнейшим совершенствованием налоговой политики и системы налогообложения.

Ключевые слова: малый бизнес, налоги, законодательство, налоговая система.

Trunina.V.F. 1 , Gorbunova.А.А. 2

1 Ph.D. in Economics, assosiate professor; 2 student, Volgograd State University

PROBLEMS OF TAXATION OF SMALL BUSINESS ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR SOLUTIONS

Abstract

The article explores the role of taxation for small businesses. The problems and the characteristics of main types of offenses in this area, as well as consideration of the tax system as a whole. Some measures related to the further improvement of tax policy and tax system.

Keywords: small business, taxes, legislation, tax system.

Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во мно­гих странах, в том числе и в России. В условиях сложной обстановки, характерной для отечественной экономики в настоящее время, малое и среднее предпринимательство не всегда может точно предсказать уровень своих доходов, возможные результаты исхода той или иной негативной ситуации. Величина убытков, незначительная для крупного предприятия, может оказаться губительной для мелкого товаропроизводителя.

Большинство развитых стран всячески поощряют и поддерживают деятельность малого бизнеса. В целях содействия развитию малых и средних форм хозяйствования в России в 2007 году был принят Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». В настоящее время – это основополагающий документ, регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяющий понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с ним к малым предприятиям относятся юридические лица с численностью работников от 16 до 100 человек включительно и с выручкой от реализации товаров (работ, услуг) от 60 млн. до 400 млн. руб.[1]

Развитие малого предпринимательства в России является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малое предпринимательство, как особый сектор рыночной экономики, находится на стадии формирования, и его потенциал используется далеко не полностью. Малый бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и обладая дополнительной возможностью видоизменять конечную продукцию, следуя за спросом

Как известно, малый бизнес занимает особое место в экономике, так как:

  • решает проблему занятости;
  • позволяет быстро переналаживать производство и тем самым оперативно реагировать на потребности рынка;
  • способствует развитию конкуренции;
  • на небольших предприятиях инновационного характера создается уникальная наукоемкая продукция. [2]

Однако роль малого бизнеса в российской экономике по-прежнему остается весьма незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

На Западе ситуация складывается совершенно иначе: малый бизнес является непосредственным источником роста экономики страны. В экономически развитых странах существует настоящий культ малого предпринимательства. Именно поэтому значительная часть американского и европейского бизнеса относится к категории «малого» и «среднего».Одной из основных причин успешного развития малого бизнеса на Западе является эффективность системы налогообложения, целостное налоговое законодательство и налоговые льготы со стороны государства. Подобная практика не может не вызывать огромный интерес к зарубежному опыту построения системы налогообложения в сфере малого бизнеса.

В большинстве развитых стран малый бизнес законодательно определен в качестве особого субъекта государственного регулирования. Специфика малого бизнеса, а именно его социальная и экономическая значимость, определила особенности его налогообложения, которое ориентировано на долгосрочные цели экономического развития и привязано к реально существующим экономическим пропорциям внутри данного сектора. [3]

В России действуют два вида налоговых режимов для рассматриваемых субъектов: общий или ОСН (уплата федеральных, региональных и местных налогов) и специальный (предполагает уплату одного определенного налога, размер которого устанавливается в упрощенном порядке, вместо нескольких основных налогов).

При общей системе налогообложения уплачиваются следующие виды налогов: налог на прибыль организаций (20 %), НДФЛ (выплачивается предпринимателями вместо налога на прибыль — 13 %), НДС (18%) и налог на имущество организаций (1—1,5 %), а также вне зависимости от системы налогообложения предприниматель обязан уплачивать взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования. Субъектами малого предпринимательства ОСН практически не используется. Вместо этого, в зависимости от различных показателей выбирается один из 4 или сразу несколько специальных налоговых режимов:

  • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • Упрощенная система налогообложения (УСН);
  • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН);
  • Патентная система налогообложения (ПСН).

В основном малый бизнес использует два вида специальных налоговых режимов: ЕНВД и УСН.

Применение ЕНВД обязательно, если он введен на территории субъекта и использование других налоговых режимов невозможно. Сумма налога при таком режиме зависит от физических показателей, например от количества работников и т. д. Данный налог имеет преимущество в виде снижения себестоимости продукции, т. к. нет необходимости уплачивать, например НДС.

Большая часть предприятий предпочитает использовать УСН. Упрощенная система налогообложения описывается в главе 26.2 НК РФ. По данной системе малый бизнес может облагаться ставками 6 % и 15 % в зависимости от объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов). Переход на данную систему является добровольным и предприниматель сам решает, будет ли это выгодно ему. [6]

Практика показывает, что принятая во многих странах прогрессивная шкала налогообложения благоприятно сказывается на развитии малого бизнеса, т.к. дает возможность таким предприятиям на этапе становления платить налоги по минимальным ставкам.

В РФ было принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это не намного улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И самая главная причина этому – непосильные налоги.

Основными недостатками существующей системы налого­обложения субъектов малого бизнеса являются следующие:

  1. Система налогообложения сложна и запутанна. Фактически не соблю­дается норма п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ, предусматривающая формули­ровку актов законодательства о налогах и сборах таким образом, чтобы «каж­дый точно знал, какие налоги и сборы и в каком порядке он должен платить». Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных зна­ний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специали­стов по бухучету и налогам.

В России система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая мас­са платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошиба­ется при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога.

  1. Чрезмерно высокое налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными. Сегодня в стране ставки налогов устанавливаются без достаточного экономического анализа их воздействия на производство, на стимулирование инвестиций и т.д. Между тем при установле­нии ставок налогов необходимо учитывать их влияние не только на это, но и на ликвидацию условий, способствующих вполне легальному уходу налогопла­тельщика от уплаты налогов. Аксиомой является тот факт, что последствия уклонения от налогов меньше, если различные виды доходов облагаются по одинаковым ставкам. В противном же случае наблюдается тенденция к пере­распределению доходов в пользу тех, которые облагаются налогом по наимень­шей ставке.

Действующая в стране система налогообложения со слабо проработанны­ми теоретически и экономически ставками налогов вынуждает вводить новые (и подчас совсем не рыночные) виды изъятий, способные, по мнению властей, сгладить негативные последствия, связанные с произвольностью ставок нало­гов на отдельные доходы. Поэтому сейчас из-за более низкой ставки выгоднее направлять средства на оплату труда, нежели платить налог с прибыли.

  1. Нестабильность законодательства. Недостаточная четкость и ясность нормативных документов, и слишком частые изменения налогового законода­тельства затрудняют работу самих налоговых служб, делают бесправным нало­гоплательщика. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуще­ствляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты по налогам. [4]

Еще одной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей. Она становится все более сложной и запутанной. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.

Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для раз­вития малого предпринимательства. [5]

Все вышеперечисленные проблемы можно решить, проведя грамотную реформу существующей системы налогообложения малого бизнеса. Для этого можно использовать успешный опыт других стран. Также важно повышать уровень знаний самих предпринимателей в сфере налогообложения. Только при таких условиях российский малый бизнес сможет развиваться и быть конкурентоспособным.

Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринима­тельства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государ­ства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной ре­ализации фискальной функции налогообложения к активно-стимулирующей. Данные условия будут способствовать развитию малого предпринимательства, усиливать его социальную значимость и стимулировать инвестиционную ак­тивность.

Для того, чтобы налоговое бремя было посильным для малых предприятий, чтобы количество их росло, и они стремились вести свой бизнес в легаль­ной, а не теневой экономике, необходима однозначность, стабильность системы налогообложения и справедливый уровень изъятия части доходов. Также долж­ны быть предприняты меры по борьбе с предоставлением незаконных льгот и с ведением неотражаемой в бухгалтерском учете хозяйственной деятельности пу­тем ужесточения контроля за движением наличных денег в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в «теневой» сектор, за зарубежными банковскими счетами юридических и физических лиц (в том числе за оффшор­ными счетами), а также за предприятиями, оказывающими услуги по созданию оффшорных фирм и открытию зарубежных банковских счетов, за практикой осуществления расчетов за реализованную продукцию через счета специально создаваемых структурных подразделений


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судебная практика – это совокупность решений судов (в первую очередь высших) по различным категориям дел, играет роль вспомогательного источника права, восполняя пробелы, существующие в законодательстве.


ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Люди практически каждый день покупают какие-либо товары и услуги, но не всегда эти покупки оказываются надлежащего качества. Рассказываем, как защитить свои права, если покупка оказалась плохого качества, и вернуть свои деньги.

Малый бизнес является важным фактором повышения гибкости экономики, что в свою очередь обуславливается быстрым реагированием на изменения потребительского спроса, в связи с относительно безболезненной возможностью смены профиля деятельности, относительно изменениям в экономической конъюнктуре, т.к. требуют небольшое количество ресурсов для организации бизнеса. Малые предприятия являются важнейшей составляющей рыночного хозяйства.

Так, опыт стран с высокоразвитой экономикой показывает, что именно они в большинстве определяют темпы экономического роста, структуру и качество ВВП, формируя его на 50 – 60 % . Однако доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость населения на таких предприятиях чрезвычайно малы по сравнению с показателями экономически развитых стран. Так, по статистике последних лет, количество зарегистрированных индивидуальных предприятий в нашей стране увеличивается на 4 % , в то же время количество прекративших свою деятельность – на 11 % . По данным ФНС [3] на апрель 2016 года в ЕГРИП было зарегистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 8,2 млн. человек. Через три года после основания выживают лишь около 3 % малых предприятий. Как позывает практика, не смотря на принятие государственных концепций, федеральных программ, все равно остается ряд проблем, препятствующие его развитию.

К ним можно отнести: недостаток сырьевых и финансовых ресурсов, трудности с площадями, оборотными средствами и много и т.д. Но одной из главных проблем является высокое налоговое бремя. Рассмотрим подробнее недостатки налогообложения субъектов малого бизнеса. Актуальность проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса, как в России, так и во многих других странах связана с существующими противоречиями в налоговом законодательстве и его нестабильностью. К основным недостаткам существующей системы налогообложения в нашей стране можно отнести: 1. Сложность и запутанность системы налогообложения. Система налогов имеет сложную структуру, которая включает в себя различные налоги, акцизы, сборы и отчисления, которые почти не отличаются друг от друга. Зачастую это приводит к неправильному исчислению и уплате налогов, что влечет начисление пеней за несвоевременную уплату налогов.

2. Чрезмерно высокое налоговое бремя. В связи с высокими налоговыми ставками, некоторые начинающие предприниматели после уплаты всех обязательных налогов не имеют достаточного количества средств на поддержание и развитие деятельности. Поэтому многие ищут легальные пути уклонения от налогов путем отнесения доходов предприятия к категориям, к которым применяются более низкие ставки. Следует отметить, что в 2016 году увеличивается размер налога на имущество до 2 % для всех субъектов федерации, когда в 2015 – ом ставки налога на недвижимость от ее кадастровой оценки были установлены в размере 1,7 % для Москвы и 1,5 % для остальных территорий. Также повысились акцизные ставки на табак и сигареты, на бензин, автомобили и мотоциклы мощностью от 150 лошадиных сил и выше.

3. Сложность налоговой отчетности предпринимателей. Запутанность и частые изменения в законодательстве, и зачастую отсутствие знаний влечет у начинающего предпринимателя большие финансовые расходы: либо на оплату штрафных санкций, либо на найм квалифицированного специалиста по ведению бухгалтерского учета. Также, с 2016 года отчетность по уплате НДФЛ сдается четыре раза в год вместо одного, что в свою очередь увеличивает объемы работ и, как следствие, расходы на дополнительные услуги бухгалтеров и статистов. 4. Ограниченный перечень налоговых льгот и как следствие минимальное воздействие на развитие малых предприятий. В настоящее время создание эффективной системы налогообложения субъектов малого бизнеса приемлемой российским условиям и создающей стимулы для его развития, является важнейшей задачей государства. Решение вышеперечисленных проблем возможно путем грамотной реформы существующей системы налогообложения. Совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства должно быть основано на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса. Отсюда необходимость в переходе от фискальной функции налогообложения к активно – стимулирующей.

Это поспособствует развитию малого бизнеса, усилению его социальной значимости и стимулированию инвестиционной активности. В соответствии с этим, необходимо выделить ключевые аспекты совершенствования налогообложения субъектов малого бизнеса: 1. Совершенствование налогового законодательства путем его упрощения, расширения базы налогообложения, снижения налоговых ставок, что позволило бы увеличить поток налоговых поступлений, в связи отсутствием необходимости поиска обходных путей и как следствие – снижения числа уклоняющихся от налогов. Данные преобразования положительно бы повлияли как на малый бизнес, так и на государство. [6] 2. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, путем пресечения нелегальных экономических операций, стоящих на пути к созданию благополучного предпринимательского климата.

3. Создание дополнительных льгот для малого бизнеса. В первой части Налогового кодекса [1] содержатся унифицированные правила в отношении субъектов, как малого, среднего, так и крупного бизнеса. В целях развития субъектов малого предпринимательства, наряду с базовыми налоговыми льготами предусмотреть специфику данной категории налогоплательщиков в области осуществления налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности и т.д.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что без дальнейших реформ в области налогообложения развитие малого предпринимательства будет затруднено.

Читайте также: