Приостановление налоговой отчетности по 213 или 214 статье нк в рк

Опубликовано: 10.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ


У меня в руках Письмо Минфина от 16.02.2017г. №0304-06/8960, и оно может иметь отношение чуть ли не к каждому бизнесмену в нашей стране. О чем идет речь, коллеги?

Если ваша компания, допустим, страхует автомобиль вашего сотрудника, то Минфин утверждает, что вы теперь являетесь налоговым агентом. И если страховой случай произойдет, и ваш сотрудник получит страховую премию по КАСКО, то и вы должны удержать со страховой премии НДФЛ.

Каков был вопрос? Об НДФЛ со страховой премии, уплачиваемой организацией по договору каско, если выгодоприобретатель в части страхования автомобиля – физлицо, а в части страхования оборудования на нем – организация. Я внимательнейшим образом проанализировал всю эту ситуацию, посмотрел нормативную базу, на которую Минфин ссылается, включая статьи 210 НК РФ, 212 НК РФ и 213 НК РФ.

Коллеги, я проанализировал эти статьи Налогового кодекса, посмотрел также ссылку налоговиков на то, что все это делается на основании п.3 ст.213 НК РФ, где написано, что НДФЛ не платится по договорам добровольного страхования, а Минфин решил, что платится… Я распечатал все объяснения по поводу того, что такое договоры добровольного страхования и т.д.

Что показал мой анализ? Что опять натяжки у нас, коллеги. Опять Минфин читает нормативную базу по-своему. Ну, например, в п.3 ст.213 НК РФ, на который Минфин ссылается, написано, что НДФЛ не облагаются следующие платежи: по договорам личного добровольного страхования, предусматривающим выплаты на случаи смерти, причинения вреда здоровью или возмещения медицинских расходов застрахованного лица за исключением оплаты стоимости санаторно-курортных путевок. Больше в пункте 3 ничего не написано.

Минфин же, ссылаясь на этот пункт, выдвигает целую теорию. Минфин, устами господина Саакян, который подписал этот документ, указывает. Цитирую:

«Так, согласно пункту 3 статьи 213 Кодекса при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования».

Интересная, конечно, трактовка Минфина. Конечно, можно придраться к тому, что когда организация платит деньги за физлицо по КАСКО, то, типа, это было не добровольное страхование. Но, в конце концов, договор-то подписывается непосредственно с этим гражданином. И в рассматриваемом случае, цитирую: «при этом в договоре оказания услуг по сбору статистических данных, который заключается с физическим лицом при покупке автомобиля, про страхование оборудования автомобиля не упоминается». Т.е. отсюда следует, что организация платила КАСКО за физлицо, когда это физлицо покупало автомобиль. Поэтому, конечно, здесь присутствуют натяжки. Кому интересно – разберитесь с этим письмом самостоятельно.

Какие ошибки совершают компании, чтобы не слететь с упрощенки?

А я коснусь в этой же статье еще одной темы. Совсем коротко. Тема вот какая: некоторые бизнесмены, чтобы не превысить лимит на упрощенной системе налогообложения, создают две компании, эти две компании находятся в одном помещении. Используют одни и те же контрольно-кассовые узлы, люди перемещаются по торговому залу т.д.

Спасибо, друзья. Надеюсь, эта консервативная статья пошла вам на пользу.

Бывает, что ситуация у предпринимателя складывается не лучшим образом. И сохранять деятельность ИП не целесообразно. Что лучше — временно приостановить деятельность ИП или же полностью ликвидировать зарегистрированное предприятие? Можно ли провести эту процедуру самостоятельно или нужно прибегнуть к помощи экспертов? Давайте разбираться вместе.

Если ситуация временная, то налоговый комитет РК позволяет Индивидуальному предпринимателю приостановить свою деятельности.

Кто из ИП вправе провести процедуру приостановления деятельности?

  • Те, у кого отсутствует спрос на товары или услуги;
  • у кого наблюдается дефицит оборотных средств;
  • кто испытывает иные временные затруднения;
  • либо предприниматель, не имея объективных причин, принял самостоятельное решение о приостановлении.

Приостановив официально работу ИП, вы сможете не сдавать налоговую отчетность. При этом вам не будет начисляться пеня и штрафы.

Если ситуация стабилизируется, предприниматель вправе возобновить приостановленную деятельность.

Ст. 213, 214 Налогового кодекса РКрегулируют порядок приостановления деятельности.

ИП на спецрежиме: плательщики единого земельного налога, ИП - производители сельхозпродукции, плательщики налога на игорный бизнес или плательщики фиксированного налога не имеют права на приостановку деятельности.

По налогу на имущество, налогу на транспортные средства, земельному налогу и уплате за пользование земельными участками — невозможно приостановить предоставление отчетности.

Какое оформление требуется для приостановления деятельности ИП?

Чтобы индивидуальному предпринимателю приостановить деятельность предприятия необходимо подать в налоговый орган заявление по форме приложения № 4 к Приказу Министра финансов РК № 160 от 12.02.2018 г.

Позаботьтесь об этом заранее, выбирайте предстоящий налоговый период, в котором вы уже не предполагаете вести свою деятельность. Подавайте заявление в НК до начала или сразу по окончании текущего полугодия, так как Налоговым периодом для ИП является именнополугодие.

Пошагово подать заявление можно:

  • на портале Egov.kz идёте в раздел → Гражданам →Таможня и налоги → Налогообложение → Приостановление (продление, возобновление) представления налоговой отчетности.
  • Либо онлайн в личном кабинете на сайте salyk.kz;
  • Либо лично в налоговой инспекции. Требуется составить заявление в2 - экземплярах (один для инспектора, второй остается у заявителя).

Предварительно нужно убедиться, что у вас нет налоговой задолженности по налогам, штрафам и пени. Либо оплатить имеющиеся. Сделать онлайн это можно в личном кабинете salyk.kz, на портале egov.kzили при визите у налогового инспектора.

Кроме заявления индивидуальный предприниматель должен предоставить следующие документы в определенной последовательности:

  • Налоговую отчетность за текущий налоговый период (ф.910, ф.300). Период- с первого числа текущего полугодия до даты окончания деятельности, которую планируется указать в заявлении.
  • Если ИП плательщиком НДС, то далее подаете заявление о снятии с учета по НДС (приложение №11 к тому же приказу).

- Затем заявление о приостановлении деятельности (ф.№4).

ИП на патенте предоставляют в налоговую службу только заявление по ф.№4.

Срок рассмотрения заявления и отчетностиналоговым органом составляет- 3 рабочих дня, по ИП на патенте – в день подачи заявления.
Сведения о приостановлении деятельности ИП будут опубликованы на сайте налоговой службы.

На какой срок можно приостановить деятельность ИП.

Срок приостановления деятельности ИП, согласно п.2 ст.48 НК РК, составляет 3 года.

Если в период приостановки ИП продолжает вести фактическую деятельность, налоговая служба вправе, в одностороннем порядке и без извещения предпринимателя, прекратить приостановку.

Допустимо проводить организационные мероприятия по подготовке к последующей работе, не влекущие за собой налоговые обязательств.

Почему ИП может получить отказ в приостановлении деятельности?

Согласно п.4 ст.213 НК РК индивидуальный предприниматель может получить отказ в получении приостановления деятельности.

Причины следующие:

  • Если не были исполнены уведомления,направленные налоговой службой в адрес ИП ранее;
  • Если ИП признано бездействующим, будет рекомендовано его закрыть;
  • Если ИП не было не подано заявление по снятию с учета по НДС;
  • Если у ИП имеется налоговая задолженность или задолженность по социальным платежам на момент подачи заявления:

  • Если не предоставлена налоговая отчетность.
  • Поэтому, приведите в порядок текущие дела и исполните имеющиеся налоговые обязательства. И только потом ИП можно обращаться с заявлением о приостановлении деятельности.

    Имейте в виду, если ИП получил отказ в приостановлении деятельности, налоговая отчетность в последующий налоговый период предоставляется в обычном порядке.

    Как провести процедуру по ликвидации ИП?

    Если срок приостановления деятельности ИП закончился, а вы решили не продолжать деятельность, можно провести процедуру по ликвидации ИП.

    Это можно сделать тремя способами:

    • в автоматическом режиме;
    • по упрощенной схеме;
    • в общем порядке.

    Каждый вариант заслуживает внимания.

    В каком случае ИП закрывается автоматически?

    С июня месяца 2020 г. действует автоматическое снятие ИП с регистрационного учета. Эта процедура не требует никаких действий со стороны предпринимателя.

    Если выв течение 60 календарных дней не представили расчет очередного патента или не возобновили деятельность после истечения срока приостановления, то УГД МФ РК самостоятельно снимет ИП с учета.

    Однако, есть некоторые условия.

    Если вы ИП на патенте — у вас не должно быть ККМ и налоговой задолженности.

    Если вы ИП на других налоговых режимах, то у вас:

    • не должно быль налоговой задолженности;
    • отсутствует ККМ;
    • в течение 3 лет не состоять на учете по НДС;
    • не иметь высокий риск по системе управления рисками;
    • не осуществлять отдельные виды деятельности;
    • не числиться в плане налоговых проверок.

    Соответствие этим критериям и снятие их с учета система проводит автоматически.

    На сайте КГД или в приложении E-salyk, в своем Кабинете налогоплательщика, можно уточнить свой статус самостоятельно. На сайте КГД, чтобы система выдала результат с указанием статуса ИП, необходимо выбрать пошагово→ Электронные сервисы → Поиск налогоплательщика → ИП, затем ввести ИИН.

    Как провести процедуру ликвидации ИП в упрощенном порядке?

    С 01.01.2015 г.ст.67 НК РК предусмотрено применение упрощенного порядка ликвидации ИП.

    Кто из ИП может воспользоваться упрощенной процедурой:

    • не состоящие на учете по НДС;
    • те, чей вид деятельности не входит в перечень, приведенный в п.1 ст.88 НК РК,
    • кто не включен в план налоговых проверок;
    • не имеющие налоговой задолженности или задолженности по социальным платежам;
    • не являющиеся высокорисковыми.

    Шаги, необходимые предпринять,если ваше ИП попадает под возможность ликвидации в упрощенном порядке:

    • подайте заявление о ликвидации в налоговые органы,
    • сдайте ликвидационную отчетность;
    • в течение 10 дней с даты подачи заявления о ликвидации, уплатите налоги, начисленные в соответствии с ликвидационной отчетностью;
    • при наличии ККМ, подайте заявление о снятии ее с учета;
    • Ликвидируйте печать, при ее наличии и получите справку о ликвидации;
    • закройте счета в банках и получите уведомление о закрытии;
    • опубликуйте в СМИ объявление о ликвидации (экземпляр издания или ссылку на электронную версию нужно сохранить).

    Все эти документы нужно сдать инспектору в трехдневный срок.

    Не подавая заявление могут ИП на патенте. Им достаточно письменного согласия, которое содержится в налоговом заявлении о приостановлении деятельности или расчета стоимости патента.

    Но только в том случае, если ИП на патенте не имеют ККМ или в течение 60 календарных дней не предоставили очередной расчет стоимости.

    Налоговая служба проведет ликвидацию в течение 3 рабочих дней. Информация о ликвидации будет опубликована на сайте налоговой www.kgd.gov.kz

    Если ваше ИП не соответствует критериям для упрощенной процедуры, вы не подали все необходимые документы (отчетность, справки о закрытых счетах, справку о ликвидации печати, опубликованное объявление о ликвидации) в трехдневный срок после подачи заявления или не уплатили налоги в 10-дневный срок с даты подачи заявления вам могут отказать в ликвидации по упрощенному порядку.

    Дополнительные вопросы по ликвидации можно задать, обратившись в Call-центр:

    • 1408 (Центр Обслуживания Предпринимателей фонда «Даму»);
    • 1414 (Правительство для граждан).

    ВАЖНО! Ф.910 и прочие документы ИП необходимо хранить после ликвидации в течение 5 лет. В течение 5 лет после ликвидации налоговая может провести камеральный контроль форм отчетности.

    Общеустановленный порядок ликвидации ИП

    Ст.65 НК РК предполагает закрытие ИП по общеустановленной процедуре.

    Заявление о проведении налоговой проверки и ликвидационную отчетность нужно предоставить ИП в налоговую службу. Налоговая служба начинает проверку не позднее 20 рабочих дней с даты получения заявления. Срок проверки – 30 - 180 рабочих дней. По ее итогам составляется акт и уведомление о результатах проверки.

    Если ИП согласен с результатами проверки то, дополнительно нужно предоставить заявление о согласии с приложением документов, подтверждающих уплату налогов. Срок подачи - 25 рабочих дней с даты получения уведомления.

    При несогласии с результатами проверки можно их обжаловать.

    С 1 июля 2021 года в НК РФ появятся новые основания, при обнаружении которых декларации и расчёты будут считаться непредставленными. В таком случае налоговая направит уведомление, на которое нужно ответить исправленным отчётом. Если сделать всё быстро, просрочки не будет. Расскажем, как отчитываться по новым правилам.

    Когда декларации и расчёты считаются непредставленными

    С 1 июля 2021 года появятся новые случаи, при которых налоговая посчитает декларации и расчёты непредставленными. Поправки к ст. 80 НК РФ вносит Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ. Они будут действовать для деклараций и расчётов, поданных после 1 июля 2021 года.

    Декларации и расчёты будут считаться непредставленными, если во время камеральной проверки выяснится, что они:

    • подписаны неуполномоченным лицом (директор отказался от подписи и представления декларации);
    • подписаны физлицом, которое дисквалифицировано за административное правонарушение и срок дисквалификации которого на момент даты представления отчётности не истёк;
    • подписаны УКЭП физлица, которое на дату подписания документа считается умершим по данным ЗАГС;
    • подписаны лицом, по которому в ЕГРЮЛ до даты подачи отчётности внесена запись о недостоверности сведений;
    • представлены юрлицом, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении существования юридического лица;
    • представлены с нарушением ряда особенно важных контрольных соотношений (далее — КС) для РСВ и декларации по НДС.

    На КС остановимся отдельно.

    Контрольные соотношения для РСВ

    • есть ошибки в суммах выплат и иных вознаграждений физлицам;
    • неверно рассчитана база по взносам на ОПС и сумма взносов;
    • суммы одноименных показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику;
    • в расчёте указаны недостоверные персональные данные.

    Контрольные соотношения для НДС

    В ст. 174 НК РФ добавили п. 5.3, в котором говорится, что декларация по НДС должна соответствовать КС, чтобы её приняли. Проект приказа ФНС с 14 КС для проверки деклараций по НДС ещё 16 марта 2021 года внесён на федеральный портал проектов НПА.

    Перечень КС не новый, они урегулированы письмом от 23.03.15 № ГД-4-3/4550@ и реализованы во многих учётных системах. Но раньше при их невыполнении налоговая не отказывалась принимать декларации.

    Контрольное соотношение Расшифровка
    1 р. 3. ст. 200 гр. 3 = р. 3. ст. 118 гр. 5 — ст. 190 гр. 3 Итоговая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по разделу 3, должна быть равна общей сумме исчисленного налога по разделу 3 за минусом всех вычетов раздела 3
    2 ст. 040 р. 1 = (ст. 200 р. 3 + ст. 130 р. 4 + ст. 160 р. 6) - (ст. 210 р. 3 + ст. 120 р. 4 + ст. 080 р. 5 + ст. 090 р. 5 + ст. 170 р. 6) Сумма налога к уплате, которая отражена по каждому разделу декларации 3, 4 и 6 за минусом вычетов по всем разделам 3, 4, 5 и 6 должна быть равна итоговой сумме к уплате, отражённой по строке 040 раздела 1
    3 гр. 5 ст. 118 р. 3 + сумма ст. 050 и 130 р. 6 + сумма ст. 060 по всем листам р. 2 + сумма ст. 050 р. 4 + ст. 080 р. 4 = [ст. 260 + ст. 265 + ст. 270] р. 9 + [ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС + ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС — ст. 050 прил. 1 к р. 9 — ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС — ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС] Общая сумма НДС по разделу 3 без учёта вычетов плюс сумма, уплаченная в качестве налогового агента по всем листам раздела 2, и сумма НДС, отражённая в разделе 4, должна быть сопоставлена с отражённым НДС по книге продаж и дополнительному листу книги продаж при его наличии
    4 ст. 190 р. 3 + сумма стр. 030 и 040 р. 4 + ст. 080 и 090 р. 5 + ст. 060 р. 6 + ст. 090 р. 6 + ст. 150 р. 6 = ст. 190 р. 8 + [ст. 190 прил. 1 к р. 8 — ст. 005 прил. 1 к р. 8] Общая сумма налоговых вычетов по разделам 3, 4, 5, 6 должна быть равна сумме вычетов по НДС в книге покупок и доп. листу к ней
    5 сумма ст. 180 р. 8 = ст. 190 на последней странице р. 8 Сумма НДС по всем счетам-фактурам в книге покупок должна быть равна итоговой строке НДС в книге покупок
    6 стр. 005 прил. 1 к р. 8 дНДС + сумма ст. 180 прил. 1 к р. 8 дНДС = ст. 190 на последней странице прил. 1 к р. 8 дНДС Итоговая сумма вычетов по книге покупок (отраженная в строке 005 дополнительного листа книги покупок) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги покупок, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги покупок
    7 сумма ст. 200 р. 9 = ст. 260 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 20 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 20 % в книге продаж
    8 сумма ст. 210 р. 9 = ст. 270 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 10 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 10 % в книге продаж.
    9 сумма ст. 205 р. 9 = ст. 265 р. 9 на последней странице Сумма НДС по ставке 18 % по всем счетам-фактурам в книге продаж должна быть равна итоговой строке НДС по ставке 18 % в книге продаж
    10 ст. 050 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 280 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 340 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 20 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 20 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
    11 ст. 060 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 290 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 350 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 10 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 10 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
    12 ст. 055 прил. 1 к р. 9 дНДС + сумма ст. 285 прил. 1 к р. 9 дНДС = ст. 345 прил. 1 к р. 9 дНДС Итоговая сумма НДС по ставке 18 % по книге продаж (отраженная в строке 050 дополнительного листа книги продаж) и сумма НДС по всем счетам-фактурам в дополнительном листе книги продаж по ставке 18 %, должна быть равна итоговой строке НДС в дополнительном листе книги продаж
    13 Плательщик, применяющий УСН, представил декларацию по НДС с заполненным разделом 12, но отсутствующей суммой налога к уплате по разделу 1 Организации на УСН, выставляющие покупателям счета-фактуры с выделенной суммой налога, заполняют в декларации разделы 1 и 12 (п. 3 Порядка заполнения, утв. приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@). Довольно часто налогоплательщики на УСН ошибочно заполняют другие разделы или забывают отразить сумму к уплате по строке 030 раздела 1 НДС.
    14 Налогоплательщик УСН представил декларацию по НДС, в которой заполнен раздел 8 Чтобы принять НДС к вычету, нужно выполнить основные условия из п. 2 ст. 171, ст. 172 НК РФ. Одно из них: быть плательщиком НДС и не применять освобождение от этого налога. Таким образом, налогоплательщики на УСН права на вычет не имеют и поэтому книгу покупок не заполняют

    Эти КС — простой контроль на итоговые суммовые показатели. В декларации нужно проверить суммы вычетов по налогу, восстановленный НДС, исчисленный налог, итоговую сумму НДС к уплате (возмещению) и суммовые показатели книг покупок и продаж.

    Кроме того, с 1 июля 2021 года пояснения по запросу налогового органа при камеральной проверке декларации по НДС, не будут считаться представленными, если они направлены в налоговый орган не по установленному формату или на бумажном носителе. Такие изменения внесены в ст. 88 НК РФ. Сейчас непредставленными считаются только пояснения на бумажном носителе.

    Как узнать, что в приёме отказали

    Если налоговая обнаружит хотя бы одно из обстоятельств, перечисленных выше, то в срок не позднее пяти дней со дня его установления уведомит вас о том, что декларация (расчёт) считаются непредставленными.

    Для РСВ и декларации по НДС, в которых не соблюдаются контрольные соотношения, правила и сроки отличаются. Если отчёты сданы в электронном виде — налоговая уведомит вас не позднее следующего за получением рабочего дня. Если вы сдали РСВ на бумаге, то у налоговой будет 10 дней с момента получени. Для бумажной декларации по НДС другие сроки не предусмотрены.

    Получив такое уведомление, налогоплательщик должен в пятидневный срок (10 дней, если уведомление получено на бумаге) представить декларацию или расчёт, в которых устранены несоответствия контрольным соотношениям. Если успеть вовремя, то налоговая будет считать, что вы отчитались в тот срок, в который сдали первый отчёт, признанный непредставленным.

    Пример. Организация 26 июля 2021 (25 июля выпало на воскресенье) отправила первичную декларацию по НДС. В этот же день пришло уведомление о признании декларации непредставленной по невыполненным КС. Компания направила исправленную первичную декларацию 28 июля. Повторно направленная декларация принята успешно. В этом случае датой представления первичной декларации считается 26 июля.

    Что грозит за непредставление декларации

    Если налоговая посчитает декларацию непредставленной, то назначит штраф по ст. 119 НК РФ — 5 % от неуплаченной в срок суммы налога (взносов) по декларации за каждый полный и неполный месяц просрочки. Штраф не может быть меньше 1 000 рублей и больше 30 % от суммы.

    Ещё одна мера — приостановление операций по банковским счетам. Тут нас ждёт единственное приятное изменение. Чтобы снизить риск блокировки за непредставление деклараций и расчётов, с 1 июля 2021 года до 20 рабочих дней увеличили срок, по истечении которого инспекторы смогут заблокировать счета по этой причине (Федеральный закон от 09.11.2020 № 368-ФЗ). По действующим правилам налоговая вправе заблокировать счёт, если декларация по итогам налогового периода, РСВ или 6-НДФЛ не сданы в течение 10 рабочих дней после окончания установленного срока (подп. 1 п. 3 и п. 3.2 ст. 76 НК РФ).

    Кроме того, налоговая за 14 дней до принятия решения о приостановлении операций по счетам уведомит об этом налогоплательщика.

    Подведём итоги — как будут принимать электронные декларации и расчёты с 1 июля

    Помните, что декларацию (расчёт) всё ещё могут признать непредставленными, если найдут нарушения в порядке подписания или представления, о которых мы говорили в начале. В таком случае уведомление поступит в течение пяти дней после обнаружения таких обстоятельств.

    • Новый бланк декларации по НДС в 2021 году
    • Всё про 6‑НДФЛ: новая форма, контрольные соотношения, ставка 15 %
    • Декларация по налогу на прибыль: изменения в 2021 году
    • РСВ в 2021 году: новая форма и правила заполнения
    Не пропустите новые публикации

    Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

    Статья 214.10. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения

    1. Налоговая база по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, определяется в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

    2. В случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

    В случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества, указанного в настоящем пункте, отсутствует в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на этот объект недвижимого имущества, или на дату его постановки на государственный кадастровый учет (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода), положения настоящего пункта не применяются.

    3. В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

    Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьей 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

    Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, или на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиком расходов, связанных с приобретением этого имущества, предусмотренных подпунктом 2 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса.

    Для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом в отношении таких доходов налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 настоящего Кодекса, не применяются.

    В целях настоящего пункта доход от продажи недвижимого имущества определяется исходя из цены сделки, информация о которой получена налоговым органом в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

    В случае, если у налогового органа отсутствует информация о цене сделки либо цена сделки меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, сумма дохода налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества принимается равной умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта.

    4. При исчислении в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи налога в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, находившегося в общей долевой собственности, сумма полученного налогоплательщиком дохода определяется пропорционально доле в праве собственности налогоплательщика на такое недвижимое имущество.

    5. При исчислении в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи налога в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, находившегося в общей совместной собственности, сумма полученного каждым из участников совместной собственности дохода определяется для всех участников совместной собственности в равных долях.

    6. Сумма налога по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения, исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговым ставкам, установленным статьей 224 настоящего Кодекса, процентная доля налоговой базы.

    В целях настоящего пункта при определении налоговой базы доходы налогоплательщика при получении в порядке дарения объекта недвижимого имущества принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет).

    В целях настоящего пункта при получении в порядке дарения доли в объекте недвижимого имущества доходы налогоплательщика принимаются равными соответствующей доле кадастровой стоимости этого объекта, внесенной в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащей применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - соответствующей доле кадастровой стоимости этого объекта, определенной на дату его постановки на государственный кадастровый учет).

    В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных в результате дарения ему объекта недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и об указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

    7. Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества предусмотрены статьей 217.1 настоящего Кодекса.

    ФНС держит курс на совершенствование налогового администрирования и это прослеживается не только в появлении большого количества онлайн-сервисов, но и в изменениях главного фискального документа страны.

    В конце 2020 года в часть 1 НК РФ было внесено немало корректировок, в т.ч. вступающих в силу в 2021 году. Давайте разберемся в законодательном «квесте».

    Новеллы — 2020

    Отчетности по КИК: штрафы

    Налогоплательщик — контролирующее лицо подтверждает размер прибыли (убытка) контролируемой им иностранной компании (КИК) путем представления в налоговый орган годовой финансовой отчетности КИК, аудиторского заключения (обязательный или добровольный аудит финотчетности). Причем данные документы организациями представляются вместе с декларацией по налогу на прибыль, а физлицами — вместе с уведомлением о КИК.

    С 09 декабря 2020 года за непредставление налоговому органу вышеуказанных документов либо представление заведомо недостоверных сведений грозит налогоплательщику — контролирующему лицу штрафом в размере 500 000 руб. (п.1.1 ст.126 НК РФ). Сейчас наказание — 100 000 руб., т.е. штрафные санкции увеличили в 5 раз.

    Кроме того, с 09.12.2020 года за непредставление документов, необходимых для подтверждения соблюдения условий для освобождения прибыли КИК от налогообложения или документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) КИК в течение 1 месяца с даты получения требования от налогового органа — штраф с контролирующего лица составит 1 000 000 руб. (новый п.1.1-1 ст. 126 НК РФ).

    Изменения в ст.126 НК РФ внесены Федеральным законом от 09.11.2020 года № 368-ФЗ (далее — Закон № 368-ФЗ).

    Электронная доверенность

    В прежней редакции ст.29 НК РФ не было упоминания о доверенности физлица со статусом индивидуального предпринимателя (ИП). Это исправлено. Для налогоплательщиков — ИП и физлиц установлены единые правила оформления «налоговых» доверенностей.

    С 23 декабря 2020 года представлять интересы ИП и физических лиц без предпринимательского статуса в налоговых органах можно не только на основании бумажной доверенности, удостоверенной нотариусом. Для этих целей подойдет электронная доверенность, подписанная электронной цифровой подписью (ЭЦП) доверителя, то есть похода к нотариусу можно миновать.

    Хочется отметить, что обновленная редакция п. 3 ст. 29 НК РФ порадовал не только физлиц, но и организации, поскольку в ней нет новелл, которые касаются именно компаний, а они активно обсуждались законодателями. Предполагалось ввести обязательное нотариальное заверение доверенности, выданной юридическим лицом, т.е. печати организации и подписи ее руководителя было бы недостаточно. Так что, компании могут облегченно вздохнуть и оформлять бумажные доверенности как обычно, без привлечения нотариуса.

    Изменения в ст.29 НК РФ внесены Федеральным законом от 23.11.2020 года № 374-ФЗ (далее — Закон № 374-ФЗ).

    Задолженность по налогам и пеням

    С 23 декабря 2020 года начнет действовать обновленный п.1 ст. 70 НК РФ, который посвящен тонкостям направления требований об уплате задолженности по налогам, сборам и взносам.

    Требования физлицам. Как и ранее, в общих случаях требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со дня выявления недоимки. Новшество в том, что независимо от ИП-статуса физического лица требование направляется, если сумма недоимки достигла 3 000 руб. Ранее для «обычных» физлиц была установлена пониженная планка — если недоимка, пени и штрафы по ней превышали 500 руб.

    Срок направления требования об уплате задолженности по пеням. Появился новый абзац в ст. 70 НК РФ, который гласит, что требование об уплате задолженности по пеням, начисленным на недоимку после дня формирования требования об уплате такой недоимки, направляется налогоплательщику не позднее 1 года со дня уплаты такой недоимки либо со дня, когда сумма указанных пеней превысила 3 000 руб.

    Так что, очень хорошо, что с 23.12.2020 года нет необходимости определять срок направления требования по задолженности по пеням, притягивая старые, но действующие разъяснения ВАС РФ, анализируя многочисленные редакции п. 1 ст. 70 НК РФ.

    Таким образом, с учетом нового абзаца в п.1 ст. 70 НК РФ, требование на уплату долга по пени с 23.12.2020 года должно быть направлено налоговым органом в течение 1 года с даты уплаты недоимки (например, при сумме долга менее 3000 руб.) либо в течение года с даты, когда размер пени превысил 3000 руб.

    Читайте также: