При рассмотрении вопроса о приеме гражданина в налоговую инспекцию на должность специалиста

Опубликовано: 17.05.2024

Главная » Полезные статьи

О встрече с налоговым инспектором или следователем не мечтает никто. И все же, нельзя застраховаться от такого события. Вызов к таким должностным лицам может быть связан с какой-то ошибкой, недостоверной информацией, но может быть вызван и серьезной причиной.

Не стоит сразу пугаться извещения о вызове, рекомендуется взять себя в руки, настроиться на спокойный диалог, который позволит выяснить все спорные вопросы. От того, как будет вести себя приглашенный, во многом зависит поведение налоговика или следователя, их дальнейшие действия.

  • 1 Кто может быть вызван
  • 2 Процедура допроса
  • 3 Чем грозит неявка
  • 4 Что следует делать при получении повестки
  • 5 Какую помощь окажет юрист
  • 6 Причины
  • 7 Возможные трудности
  • 8 Что следует помнить

Процедура допроса в данных органах осуществляется в установленном законом порядке, представители следствия или налоговой службы должны действовать строго по протоколу. В налоговой службе допрос проводится с учетом статьи 90 Налогового кодекса РФ.

И вызывают не допрос не только нарушителей, но и тех, кто является свидетелем налогового правонарушения. Как вести себя на допросе в налоговой и у следователя?

Кто может быть вызван

Почему налоговая вызывает должностных или частных лиц? При получении вызова сразу возрастает тревога, каждый старается определить причину допроса. Но не обязательно быть виноватым в каком-то правонарушении. Часто граждане получают вызов на допрос в инспекцию в качестве свидетеля:

  1. Чаще всего вызовы поступают по адресу официальных представителей компаний, предприятий. Это может быть директор, главный бухгалтер.
  2. Реже вызываются рядовые сотрудники (в том числе и уволенные ранее). Все зависит от рассматриваемого вопроса.
  3. Но при сокрытии доходов, неуплаты налогов с них могут допрашиваться и физические лица.

Какие вопросы задают на допросе в налоговой?

Вопросы на допросе в налоговой будут зависеть от того, кого допрашивают и по каким обстоятельствам.

Предположительно могут задаваться вопросы о должности лица в конкретной организации, с какого времени он работает, как готовятся те или иные документы, как заключаются договоры, как осуществляется оплата, кем и как готовится и сдается отчетность, кем подписываются первичные документы, кто является поставщиками в компании и т.п.

Чтобы подготовиться к допросу в налоговой, необходимо все-таки знать, по какой причине Вас вызывают.

При подготовке к допросу лицо вправе сделать копии каких-то документов, на основании которых оно сможет дать конкретные пояснения, а также подтвердить истинность своих пояснений. Если на какие-то вопросы лицо не сможет дать пояснения без документов, так и надо пояснять, что для дачи пояснений Вам необходимо посмотреть конкретные документы.



Процедура допроса

Нарушитель или свидетель нарушения должен получить письменное уведомление о проведении допроса:

  • Вопросы для допроса и ответы вызванного лица должны быть зафиксированы в специальном протоколе.
  • Опрашиваемый ставит в конце протокола свою подпись, если он согласен с изложенным.

Это правило закреплено приказом Налоговой Службы Российской Федерации ММ -3-06/338. С учетом данного документа на приглашение по телефону из налоговой службы можно не реагировать, это не будет считаться правонарушением.

ВНИМАНИЕ! При письменной повестке или уведомлении нужно обязательно идти к налоговому инспектору, нельзя игнорировать такое приглашение.

Чем грозит неявка

Граждане знают, что играть с налоговой службой не стоит, это серьезная организация. Даже если есть уверенность в своей непогрешимости по части налогов, нельзя игнорировать вызов. Допрос или разговор может занять совсем мало времени, следует вовремя прийти в кабинет инспектора и выслушать вопросы. Неявка на допрос повлечет применение определенных мер наказания.

Наказание за игнорирование вызова в налоговую инспекцию определяется с учетом статьи 128 Налогового Кодекса:

  1. Если допрашиваемый отказался давать показания, ему будет назначен штраф 3 000 рублей.
  2. При неявке на допрос или при уклонении от дачи требуемых показаний, штраф составит 1 000 рублей.

Применяются административные меры наказания. Уклонением от допроса, дачи показаний будет считаться тот факт, что человека вызвали в налоговую повесткой, а он не пришел в назначенное время без основательной причины.

Можно ли просто заплатить штраф и не идти в налоговую инспекцию? Когда налоговый инспектор посчитает нужным вызвать человека на допрос для дачи показаний, он будет доводить данное дело до конца. Допрос должен состояться, так как нужны те или иные сведения.

Руководитель предприятия или индивидуальный предприниматель может решить отделаться штрафом и забыть о вызове. Но это уже будет расцениваться как уклонение от допроса, у инспектора возникнут подозрения, что человек скрывается от налоговой недаром, ему есть что утаивать.

Как узнать причину вызова в налоговую?

В целях выяснения причины вызова в налоговую и оснований можно узнать:

  • из уведомления, повестки о вызове в налоговую. Хотя в указанных документах маловероятно, что будет содержаться информация о причинах вызова, но все-таки стоит изучить данные документы
  • если бумага из налоговой не содержит конкретики, тогда следует попробовать дозвониться до лица, которое Вас вызывает или по номеру телефона лица, которое готовило уведомление или повестку. Информация об исполнителе письма, как правило, содержится внизу документа с номером телефона для связи
  • кроме того об основаниях вызова в налоговую лицо может само догадаться, если уплачивало налоги, просило возвратить налог, в случае проведения налоговой проверки в отношении налогоплательщика, в иных случаях, которые касаются исполнения налогового законодательства

В случае, когда выяснить причину вызова в налоговую не удалось, в любом случае не надо игнорировать вызов налоговой, необходимо явиться в назначенное время. При неявке без уважительных причин, лицу может быть назначен штраф.

ПОЛЕЗНО: смотрите видео, как вести себя на допросе, с советами адвоката по уголовным делам, пишите свой вопрос в комментариях ролика, чтобы получить бесплатный ответ на канале YouTube

Что следует делать при получении повестки

ВНИМАНИЕ! Не следует сразу паниковать при вручении вызова в налоговую инспекцию, ведь для допроса часто приглашаются и свидетели.

Но даже свидетели на допросе должны вести себя уверенно, так как замешательство, нервозность вызывают подозрения. Инспектор налоговой службы может воспользоваться таким поведением допрашиваемого, оказать давление на него:

  1. Следует проявить спокойствие, уверенность, отсутствие любого страха.
  2. Простые работники могут не знать все о ведении дел на месте своего трудоустройства. Когда нет уверенности в идеальности своего руководителя, лучше кратко отвечать на вопросы, не говорить лишнего.
  3. Лучше показать свою убежденность в чистом, законном ведении дел.
  4. Инспектор будет задавать разнообразные вопросы, на них необходимо отвечать спокойно, четко, по существу.
  5. Линия рассказа должна быть последовательной, никаких виляний между темами.
  6. Но не стоит также отнекиваться от любого вопроса, показывать полное незнание того, что происходит на фирме или предприятии. Это сразу вызовет подозрение в укрывательстве.

Весь разговор будет записан в протокол, его нужно внимательно перечитать от начала до конца.Важно иметь уверенность в том, что следователь или налоговый инспектор правильно и точно понял все ответы.

Если все же визит в налоговую вызывает нервозность и тревогу, можно обратиться за помощью к хорошему, опытному налоговому юриста. Его услуги будут платными, но часто эти расходы вполне оправдывают себя. Можно проконсультироваться до допроса или дачи показаний.

Также законодательство разрешает пригласить юридического работника с собой в налоговую инспекцию. Он будет присутствовать при разговоре с инспектором, пресечет любое психологическое давление, искажение слов допрашиваемого.

Такой помощник будет незаменим в подготовке документов для допроса. Когда понятно, какой теме будет посвящен будущий разговор с налоговиком, вместе с юристом можно проработать ответы на возможные вопросы, стиль поведения, общения с инспектором.

Какую помощь окажет юрист

Причины

Естественно, что вызов в налоговую инспекцию связан с подозрениями по уклонению от налогов. Насколько оправданы такие подозрения, зависит от конкретной ситуации. Если проанализировать те вопросы, которые задают во время беседы налоговые инспекторы, можно выделить группу основных, часто повторяющихся:

  1. Допрашиваемого, выступающего в роли свидетеля, могут спросить о знакомстве с руководством компании, предприятия, при каких обстоятельствах оно состоялось.
  2. Может быть задан вопрос о периоде работы в компании.
  3. Также налоговиков часто интересуют партнеры предприятия или фирмы, почему услугами конкретного контрагента они пользуются.
  4. Инспектора могут расспрашивать, какие обязанности в компании выполнял свидетель.
  5. Если он просто оказывал услуги или поставлял товар, то на каких основаниях, как это оплачивалось.
  6. Задаются вопросы и по оформлению различных документов, касающихся оплаты, например.

Вас также может заинтересовать:

Какие требования предъявляются к печати для ООО и ИП

В советское время изготовление клише и печатей строго контролировали соответствующие госорганы (Приказ МВД СССР №34 от 13.02.78), то, начиная с 1994 года, эта инструкция потеряла …
Читать далее→

Как продать без чека

Времена «дикой» розничной торговли уже, к счастью, прошли. Сейчас, в отличие от так называемых «лихих 90-х», в России (причем даже в самых захолустных ее населенных …
Читать далее→

Отчёт о счетах за пределами Российской Федерации

Некоторые категории налогоплательщиков обязаны представлять в налоговую инспекцию отчет по движению средств по личным счетам в банках, расположенных за рубежом. Такие нормы предусмотрены ФЗ-176 …
Читать далее→

Возможные трудности

О дате и времени встречи налоговый инспектор предупреждает заранее, поэтому всегда есть возможность подготовиться, успокоиться, проконсультироваться с юристом. Никто не имеет права вызывать в инспекцию граждан в ночное время суток.

Возможно оказание на допросе психологического давления со стороны инспектора, к этому следует быть готовым, чтобы не утратить спокойствие и уверенность. Не обязательно отвечать на все вопросы, если по тому или иному из них нет информации, можно просто сообщить об этом.

ВАЖНО! Не стоит спешить с ответами, но и затягивать с ними также не стоит. Можно сохранять небольшую паузу, которая позволит точно и грамотно сформулировать ответ.

Большой ошибкой будет подписание договора без его внимательного прочтения. Доверять инспектору нужно, но не на 100%. Если что-то из записанного не нравится, не соответствует действительности, нужно сообщить об этом. Особе внимание – ответам.

Если не явиться

В случае неявки на допрос без наличия уважительной на то причины последует ответственность в соответствии со ст. 128 НК в виде административного взыскания в размере 1000 рублей.

Также предусмотрена ответственность за подачу заведомо ложной информации или отказ от дачи пояснений в размере 3 тыс. руб.

Притом немалая часть предпринимателей считает, что легче уплатить штраф, чем прийти в налоговую и сказать что-то лишнее. Это большая ошибка. На допрос нужно идти смело и уверенно, а неявка может послужить формальным поводом для вывода об отсутствии у компании реальной хоздеятельности и направления на юридический адрес предприятия выездной проверки.

Что следует помнить

Много вопросов вызывает и предстоящий допрос у следователя:

  • Идти к следователю стоит тогда, когда вручена повестка или уведомление, телефонные вызовы можно игнорировать.
  • В повестке должно быть указано, по какому вопросу гражданин вызывается.
  • Также указывается, в каком статусе вызывают гражданина – как свидетеля, как подозреваемого, как потерпевшего.

Если причина вызова сомнительна и непонятна, можно перезвонить следователю и сделать уточнения.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Теперь поговорим о том, что надо помнить во время участия в допросе и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы в отношении участия в допросе.

1. В силу своих должностных обязанностей, я мало что знаю о деталях хозяйственной деятельности нашей компании, должен ли я идти на допрос?

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).

Налоговый орган обязан до вызова на допрос, выявить основания, подтверждающие что лицо, например, в силу своих должностных обязанностей, может знать значимую для проведения налогового контроля информацию. Произвольный выбор лиц для участия в допросе не допустим.

Однако это не является основанием для отказа в участии в допросе.

Единственное последствие допроса лица, которое не могло знать значимой информации, это невозможность использовать результат этого допроса в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.

Главное, что Вы должны помнить во время проведения допроса – не высказывать предположительных фактов, следует сообщать только факты, которые Вам достоверно известны и которые Вы можете чем-то подтвердить.

Помните, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Основанием для неявки могут быть только уважительные причины (болезнь, командировка и т.п.), которые Вы можете подтвердить документами.

2. Какая ответственность мне грозит за неявку на допрос?

Ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении предусмотрена в ч. 1 ст. 128 НК РФ. Штраф установлен в размере 1000 руб.

После привлечения к ответственности, инспекция может повторно Вас вызвать для дачи показаний. В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь вас к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в два раза и составит 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).

3. Налоговая проверка еще не началась или уже закончилась, а меня вызывают на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

От участия в допросе Вы отказаться не можете.

Доказательственная сила результата такого допроса зависит от многих обстоятельств. В основном такие допросы принимаются в качестве доказательства.

4. Налоговый орган приостановил проверку, но вызывает меня на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

Действия налогового органа правомерны - в период приостановления проверки налоговый орган вправе вызывать свидетелей для дачи показаний в инспекцию, т.е. допросить их вне территории налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 16)).

5. Где должен проходить допрос? Могут ли налоговики заявиться ко мне домой?

Допрос должен проводиться в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Однако, показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

- если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

- в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

6. Кто может проводить допрос со стороны налогового органа?

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ), указанное среди лиц, участвовавшим в налоговой проверке, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-113120/11-116-305).

Однако проведение допроса должностным лицом, не участвующим в налоговой проверке, не является основанием для отказа свидетеля от участия в допросе, но это обстоятельство может быть основанием для признания протокола допроса недопустимым доказательством.

Если допрос проводится в офисе налогового органа, в котором находятся другие сотрудники, которые задают вопросы, сопровождают допрос своими комментариями, то такое поведение может быть расценено как давление на свидетеля.

7. С чего начинается допрос?

Перед началом допроса должны быть совершены следующие действия:

- должны быть изучены документы, удостоверяющие личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НК РФ);

- должно быть выяснено, владеет ли свидетель русским языком, и решен вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ);

- налоговый инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Не соблюдение этих правил является основанием для признания протокола допроса ненадлежащим доказательством (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2007 N А56-36381/2005, от 13.04.2007 N А56-60477/2005).

8. Какая ответственность мне грозит за отказ (уклонение) от дачи показаний, за дачу ложных показаний?

Отказ от дачи показаний без законных оснований, а равно дача заведомо ложных показаний, влечет ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний на законном основании Вы можете следующих случаях:

- вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

- вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

Несмотря на угрозы налоговых инспекторов, меры уголовной ответственности к Вам применяться не могут.

9. Могу ли позвать с собой на допрос кого-нибудь, кто помог бы мне в ходе допроса?

Вы имеете право позвать с собой на допрос своего представителя (юриста, консультанта) - это право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@)

Следует учитывать, что ответы на вопросы свидетель должен давать самостоятельно. При этом представитель свидетеля вправе давать свидетелю советы и делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Представителем свидетеля, в связи с заинтересованностью, не может быть должностное лицо проверяемой организации (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, п. 16 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).

10. На что обратить внимание по окончании допроса?

Вы должны обязательно ознакомиться с содержанием протокола.

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса Вы и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Для Вас прочтение протокола является гарантией того, что Ваши показания будут правильно и недвусмысленно отражены в протоколе.

Протокол должны подписать все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). После чего Вы должны получить копию протокола.

11. Кто должен возмещать мои расходы в связи с участием в допросе?

В соответствии с п. 1 ст. 131 НК РФ Вы имеете право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов: на проезд, наем жилого помещения, а также суточные.

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм указаны в «Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Государственные служащие – это специалисты с высокой квалификацией. Связано это с повышенными требованиями, предъявляемыми при приеме на госслужбу. Этим объясняется охотный прием этих сотрудников на работу. Однако в отношении госслужащих применяется ряд правил и ограничений. О них должны знать работодатели.

Вопрос: Надо ли уведомлять представителя нанимателя бывшего госслужащего по последнему месту его службы о факте заключения с ним трудового договора по внутреннему совместительству? Посмотреть ответ

Порядок приема на работу бывшего госслужащего

Бывший госслужащий при устройстве на работу должен предупредить работодателя о последнем месте своей службы. Эти же сведения должны быть отражены и в его трудовой книжке. Речь идет о сотрудниках, замещавших должности, перечисленные в Указе Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей…».

Уведомить госструктуру – бывшее место службы работника – необходимо в течение 10 дней с момента подписания договора. Настолько короткий срок может стать причиной возникновения проблем, если нужно уточнить информацию о сотруднике, т.к. запросы по предыдущему месту работы могут занять намного больше времени.

Если сотрудник принимается на работу по договору ГПХ с оплатой от 100 тыс. руб., не сообщая о своем прежнем месте работы, то работодателю желательно запросить у него копию трудовой книжки, чтобы быть уверенным в том, что закон не будет нарушен.

Особенности

При заключении трудового договора с человеком, который ранее числился работником государственной службы, и с момента его увольнение прошло не больше 2 лет, новый руководитель обязан уведомить об этом бывшего работодателя человека.

Данное обязательство закреплено в ст.64.1 ТК РФ и ст.12 ФЗ №273. Стоит учесть, что уведомление отправляется даже, если бывший госслужащий ранее уже был трудоустроен.

На законодательном уровне закреплен перечень должностей, для которых необходимо составление уведомления. Руководитель может убедиться в наличии необходимости отправки документа на старое место работы сотрудника.

Для этого необходимо:

Стоит учесть, что новый сотрудник сообщает работодателю о том, что ранее был госслужащим, а также назвает должность, с которой был уволен. Данная информация может быть представлена в устной форме, так как подробная информация будет отражена в трудовой книжке.

Если работник проигнорировал данное требование, то в соответствие со ст. 84 ТК России, руководитель обязан незамедлительно расторгнуть договор найма, основываясь на ст.77 ТК РФ.

Перечень должностей при приеме на работу бывшего госслужащего

В перечень Указа № 557 включены должности федеральной государственной гражданской службы: заместители министра, начальники, руководители подразделений и их заместители органов МВД, МЧС, Минобороны РФ, Фельдъегерской службы РФ, Службы внешней разведки РФ, ФСБ РФ, Росгвардии РФ, ФСО РФ, ФСИН РФ, Службы специальных проектов, Таможенной службы, Прокуратуры РФ, Следственного комитета. С перечнем нужно работать очень внимательно: некоторые должности совпадают с теми, которые прописаны в Указе, а часть не указана дословно, но перечислена в пункте «другие», где могут быть обобщены сразу несколько должностей.

Если на работу принимают бывшего руководителя подразделения одной из перечисленных служб, то в этом случае все понятно. Сложнее с разделом III Указа № 557, в котором говорится о других должностях, связанных с коррупционными рисками без отнесения к конкретным госструктурам. В этом случае следует пользоваться нормативными документами соответствующих ведомств, принятых на основании Указа № 557.

Например, компания принимает на работу бывшего сотрудника городской инспекции ФНС, занимавшего должность «государственный налоговый инспектор». В этом случае нужно обратиться к приказу ФНС РФ от 25.09.2017 № ММВ-7-4/[email protected], утвердившему перечень должностей, связанных с коррупционными рисками. Т.к. данная должность включена в ведомственный перечень, то сообщение о приеме на работу такого сотрудника направлять нужно.

А вот сотрудники внебюджетных фондов госслужащими не являются, хотя на них и накладываются отдельные ограничения в соответствии с постановлением Правительства от 05.07.2013 № 568. Но этот документ ничего не говорит об обязанности работодателя информировать о приеме на работу таких лиц, поэтому в данном случае закон № 273-ФЗ не применяется.

Также не признаются госслужащими сотрудники учебных заведений (в т.ч. руководители – директора школ, ректоры вузов и т.п.). Исключением являются только руководители ведомственных учебных заведений, должности которых перечислены в Указе № 557.

Поскольку ведомственных перечней существует множество, работодателю зачастую лучше перестраховаться и сообщить о приеме бывшего работника любой госструктуры, даже если однозначного требования о таком уведомлении в нормативных актах не найдено.

Нормы законодательства

Прекращение контракта с бывшим чиновником и условия трудоустройства на новую должность регулируют и разъясняют документы:

  • ст. 64.1 ТК РФ;
  • ФЗ №273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции»;
  • ФЗ №25-ФЗ от 02.03.2007;
  • указ президента №821 от 01.07.2010;
  • указ президента №925 от 21.07.2010;
  • постановление правительства №29 от 21.01.2015;
  • письмо Минтруда №18-4/10/П-2943 от 11.05.2017;
  • письмо Минтруда №17-1/10/1-248 от 22.06.2012.

Образец уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.01.2015 № , уведомление должно содержать следующие обязательные сведения:

  1. Персональные данные сотрудника:
  • ФИО (с указанием всех прошлых ФИО, если такие были),
  • дата и место рождения полностью;
  1. Последняя занимаемая должность на государственной службе (в соответствии с записью в трудовой книжке, если таковая имеется);
  2. Полное и краткое название юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  3. Полные реквизиты приказа, распоряжения или иного решения работодателя, согласно которому сотрудник приступил к исполнению обязанностей;
  4. Реквизиты трудового договора и вид договора – срочный (с указанием срока действия и условий заключения) или бессрочный;
  5. Полное название должности, на которую принят сотрудник и название отдела;
  6. Должностные обязанности сотрудника, которые он будет выполнять в соответствие с должностной инструкцией.

Уведомление лучше всего оформить на фирменном бланке организации, заверить подписью ответственного лица и печатью. Отправлять нужно с описью вложения и уведомлением о получении – эти незначительные почтовые расходы помогут в случае спорных ситуаций подтвердить факт отправки уведомления.

Содержание уведомления

Установленного образца уведомления нет. Составляться оно может в свободной форме. Однако в нем четко и понятно должна быть изложена информация. В частности, в уведомлении должны содержаться эти сведения:

  • ФИО служащего.
  • Должность, которую работодатель занимал в государственном органе.
  • Наименование государственной структуры.
  • Сведения о распоряжении о приеме в компанию (номер, дата).
  • Дата заключения трудового соглашения.

Уведомление нужно распечатать на фирменном бланке. Если фирменного бланка нет, нужно проставить в правом верхнем углу штамп с реквизитами ЮЛ. На бумаге ставится подпись руководителя или уполномоченного лица. Бумагу следует направлять заказным письмом с уведомлением. Также не помешает сделать опись вложений, иначе государственная структура может обвинить фирму в том, что в конверте ничего не было. Квитанцию и полученное уведомление о получении письма рекомендуется хранить в течение 6 лет. Именно на протяжении этого периода документы могут запросить.

Несообщение о приеме на работу бывшего госслужащего

Неуведомление о приеме на работу бывшего госслужащего является административным правонарушением и наказывается штрафом по ст. 19.29 КоАП. Сумма штрафа составляет от 20 до 50 т. р. на должностное лицо и от 100 т. р. до 500 т. р. на юридическое лицо. Если нарушителем является индивидуальный предприниматель, то он несет ответственность, как должностное лицо.

По сложившейся судебной практике, если организация признает свою вину, то к ней обычно применяется минимальный штраф (как на должностное лицо). Более крупные штрафы налагаются, если виновное лицо пытается необоснованно оспорить факт нарушения или выясняются дополнительные отягчающие обстоятельства (например, подделка документов).

Пример 1

Директор ООО «Х» С. принял на работу К., специалиста инспекции ФНС РФ. Уведомление было направлено с нарушением сроков. С. признал свою вину и пояснил, что причиной нарушения было его незнание о 10-дневном сроке. Мировой судья г. Нижнекамска назначил С. наказание в виде штрафа по ст. 19.29 КоАП РФ в размере 20 тыс. руб.

Уйти от наказания достаточно сложно, процедура уже отработана и является достаточно простой. Прокуратура получает данные обо всех уволенных и уволившихся из госучреждений, и отслеживает в течение 2 лет данные по ним из Пенсионного фонда и налоговой инспекции. Любая информация является поводом для запроса и проверки. Далее остается только уточнить – было ли в 10-дневный срок отослано уведомление.

Правда, при наличии определенных условий, штрафа все-таки можно попробовать избежать. Если работодатель докажет тот факт, что сотрудник не предоставил вовремя трудовую книжку, и не сообщил о прежнем месте работы, что повлекло за собой правонарушение, санкции могут применяться уже к сотруднику – он будет уволен по ст. ТК РФ.

Пример 2

ООО заключило трудовой договор с А., бывшим ревизором территориального управления Росфиннадзора, приняв ее на должность главного бухгалтера. Соответствующее уведомление в 10-дневный срок направлено не было. Однако в ходе разбирательства суд выяснил, что А. не сообщила работодателю сведения о предыдущем месте работы и не предоставила трудовую книжку вследствие ее утраты. На основании этого производство по делу в отношении ООО было прекращено из-за отсутствия его вины (по материалам Пензенского областного суда).

Также достаточно часты ситуации, когда в трудовой книжке содержится запись о последнем месте службы, но должность не указана. В таком случае работодатель не имеет возможности выполнить требования закона. Как правило, прокуратура требует уволить сотрудника и предъявить приказ о его увольнении. Но это абсолютно не мешает работодателю принять бывшего госслужащего вновь и выполнить все требования закона, направив уведомление о приеме на работу.

Нюансы

Существует ряд моментов, которые необходимо учитывать при найме сотрудника на работу. Так, уведомление отправляется, если:

  • было произведено заключение официального трудового договора;
  • оклад на новом рабочем месте превышает 100 тысяч рублей;
  • трудоустройство осуществляется в течение 2-х лет с момента ухода из госструктур. Если срок более 2-х лет, то составление уведомления не требуется.

Стоит учесть, что бывший госслужащий может быть принят на работу в учреждения, с которыми контактировал во время исполнения своих служебных обязанностей, но для этого требуется разрешение специальной комиссии.

Ее цель – предотвращение коррупционных действий. Еще одним условием для принятия в такую организацию, является сумма оклада, она не должна превышать 100 000 рублей. Если сумма будет больше, то дело рассматривается с помощью комиссии.

Для муниципального служащего

Если новый работник ранее занимал должность муниципального служащего, то на него распространяются те же правила, что и при приеме на работу госслужащего. В такой ситуации отправление уведомления на бывшее место работы строго обязательно.

Совместительство

Человек, занимающий место на муниципальной или государственной должности, не может быть дополнительно трудоустроен. Данное правило предотвращает вероятность злоупотребления полномочиями со стороны госслужащего.

Также стоит учесть, что:

  • на законодательном уровне запрещено получение прибыли из иных источников;
  • люди, находящиеся на госслужбе или приравненной к ней, не могут пойти работать по совместительству в другую организацию;
  • все граждане, занимающие госдолжности, обязаны предоставлять полную информацию о доходах и источниках их получения. Данная информация подлежит тщательной проверки, что позволяет избежать сокрытия.

Руководителя, принявшие на работу такого человека, могут по своему усмотрению решать вопрос об отправлении уведомления. Данное требование вступает в силу только, если найм осуществляется после увольнения с занимаемой ранее должности.

Гражданско-правовой договор

Заключение не трудового, а договора ГПХ не снимает с руководителя обязательства по отправке оповещения.

Однако, при таком виде договора оповещение отправляется только при соблюдении определенных условий:

стоимость работ или услуг по одному или нескольким договорамбудет превышать 100 тысяч рублей
стоимость проводимых работ или услуг по заколоченному договорупревышает 100 тысяч рублей, но срок действия договора не превышает 1 месяца

В таких ситуациях отправка уведомления строго обязательна. В остальных случаях отправка оповещения прежнему руководителю не требуется.

Каждый работодатель обязан тщательно следить за людьми, которые будут приняты на работу в его организацию. Особенно, если в роле кандидата выступает бывший госслужащий.

Работник не сообщил о своем опыте государственной службы

Соискатель может оказаться забывчивым или намеренно не сообщить об имеющихся в его послужном списке государственных должностях. Работодателю стоит быть внимательнее к записям в трудовых книжках потенциальных работников.

Порядок приема на госслужбу, ее прохождения, а так же увольнения госслужащих регулирует закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Соответственно, если в качестве основания для внесения записи в гр. 4 трудовой книжки есть ссылка на этот закон, то это должно привлечь внимание кадровика. Проверить записи нужно за последние два года.

Кроме того, забывчивость бывшего госслужащего оставит его без работы. Поскольку нарушение требований ст. 12 Закона № 273-ФЗ лицом, замещавшим государственные должности, приводят к расторжению трудового договора с ним (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение в этом случае производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие ему не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Налоговые известия Московского региона", N 3, 2000

О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА ГРАЖДАН НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Несмотря на невысокий уровень заработной платы в налоговых инспекциях, число желающих поступить на работу в них из года в год растет. Однако подавляющее большинство кандидатов на трудоустройство не имеют представления о тех требованиях, которые предъявляются к работникам налоговых органов. Кроме того, те стереотипы мышления в отношении налоговой службы, которые веками складывались в обществе, к сожалению, еще до сих пор продолжают оказывать влияние на сознание многих людей. Во-первых, это сложившееся в России издавна "мифическое" представление о том, что профессия, связанная со сбором налогов, является неким "золотым дном". Во-вторых, считается, что работой по сбору налогов может заниматься любой человек, было бы желание. И в-третьих, мало кто представляет, что налоговая работа - это гигантский труд, громадная ответственность за порученное государственное дело и, самое главное, патриотизм и самоотверженность. Поэтому после первичных бесед с работниками кадровой службы или руководителями специализированных отделов инспекций многие кандидаты испытывают чувство недоумения либо разочарования.

В своей работе по подбору кадров налоговые органы Московской области руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 июля 1995 г. "Об основах государственной службы Российской Федерации" (далее - Закон), указами Президента Российской Федерации, Кодексом законов о труде, приказами Министерства РФ по налогам и сборам.

В соответствии с Законом на работу в налоговые органы принимаются граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным настоящим Федеральным законом для государственных служащих. Рассмотрим подробно два последних условия, под которыми понимаются квалификационные требования, имеющие определяющее значение для приема кандидата на работу.

Квалификационные требования к работникам налоговых органов предъявляются на основании п.4 ст.6 Закона, Указа Президента РФ от 30 января 1996 г. N 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы", Приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10 сентября 1999 г. N АП-26-20/370 "Об утверждении квалификационных требований по государственным должностям федеральной государственной службы в территориальных органах", Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования, утвержденного Приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 5 марта 1994 г. N 180 и Классификатора специальностей среднего профессионального образования, утвержденного Постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию от 25 мая 1994 0г. N 4.

Поскольку объем указанных документов достаточно велик, мы в обобщенном виде изложим те их положения, на которые следует обратить особое внимание.

Требования к уровню профессионального образования. Для подавляющего числа имеющихся в налоговых органах должностей их работники должны иметь высшее профессиональное образование. В субъекте Российской Федерации это должности начиная от государственного налогового инспектора (ведущего специалиста) городской (районной) инспекции и заканчивая руководителем Управления МНС России по субъекту РФ. Лишь для совсем небольшого количества должностей (специалистов, специалистов 1-й и 2-й категорий) достаточным является среднее специальное образование. В зависимости от направления деятельности специализированных отделов базовыми специальностями в налоговых органах являются следующие.

обеспечивающих контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей; отделов, обеспечивающих организацию учета налогоплательщиков; анализа, учета и отчетности - экономика и управление; юриспруденция (для среднего образования - правоведение);

информатизации - экономика и управление; информатика и вычислительная техника; юриспруденция (для среднего специального образования - правоведение);

по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию и налоговых поступлений в этой сфере - экономика и управление; технология бродильных производств и виноделие; машины и аппараты пищевых производств; юриспруденция (правоведение);

юридического; кадров; финансирования; по связям с общественностью и средствами массовой информации; защиты информации - экономика и управление; юриспруденция; филология; журналистика; связи с общественностью; психология; международные отношения; организация и технология защиты информации (для среднего специального образования - экономика и управление; правоведение; психология; делопроизводство и архивоведение);

хозяйственного обеспечения - экономика и управление; юриспруденция (правоведение); технические науки (строительство, теплоэнергетика, электроэнергетика, эксплуатация транспортных средств, автоматизация и управление; для среднего специального образования - электроснабжение, теплоснабжение и теплотехнические установки, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта).

Для высшего профессионального образования в группу специальностей "Экономика и управление" входят специальности: теоретическая экономика; экономика и социология труда; экономика природопользования; финансы и кредит; бухгалтерский учет и аудит; мировая экономика; национальная экономика; экономика и управление на предприятии; экономика и управление аграрным производством; государственное и муниципальное управление; менеджмент; менеджмент в социальной сфере; документоведение и документационное обеспечение управления; коммерция; маркетинг; товароведение и экспертиза качества товаров; статистика.

Для среднего профессионального образования в эту группу специальностей входят: экономика; бухгалтерский учет и контроль; менеджмент; финансы; банковское дело; статистика; товароведение; государственное и муниципальное управление.

В группу специальностей "Информатика и вычислительная техника" для высшего профессионального образования входят специальности: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; системы автоматизированного проектирования; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем; конструирование и технология электронно - вычислительных средств.

Указанной группе при среднем специальном образовании соответствуют специальности: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления; программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем.

Требования к стажу и опыту работы по специальности. Данные требования определяют необходимые стаж государственной службы и стаж работы по специальности на соответствующих замещаемых государственных должностях.

Без предъявления требований к стажу и опыту работы могут замещаться только должности специалистов, специалистов 1-й и 2-й категорий.

Лица, замещающие государственные должности госналогинспектора (ведущего специалиста), старшего госналогинспектора (главного специалиста), а в инспекциях городского (районного) уровня - и заместителя начальника отдела, обязаны иметь стаж работы по специальности (перечень соответствующих специальностей приведен выше) не менее трех лет. Кроме того, в порядке исключения должности старшего госналогинспектора и главного специалиста могут замещаться лицами, имеющими иное высшее образование и стаж работы по занимаемой должности не менее трех лет или обучающимися по профильной специальности в высшем учебном заведении.

Должности госналогинспектора и ведущего специалиста также в порядке исключения могут замещаться лицами, имеющими среднее профессиональное образование, стаж работы по занимаемой должности не менее пяти лет, положительно зарекомендовавшими себя в работе, при условии обучения в высшем учебном заведении.

Для более высоких должностей - заместителя руководителя Управления МНС России по субъекту Федерации, руководителя и заместителя руководителя Инспекции городского (районного) уровня, начальника отдела, главного госналогинспектора, а в Управлении МНС России по субъекту Федерации - и заместителя начальника отдела - предусматривается наличие стажа работы на нижестоящих должностях (начиная с должности госналогинспектора или ведущего специалиста) не менее двух лет или стажа работы по специальности не менее трех лет. Здесь также предусмотрены исключения для лиц, имеющих иное высшее профессиональное образование и прошедших переподготовку по профильной специальности в объеме не менее 500 часов, а также со стажем работы в налоговых органах на соответствующих должностях не менее пяти лет.

Учитывая указанные требования, кадровой службе налоговых органов Московской области, к сожалению, приходилось отказывать отдельным кандидатам, имеющим как высшее, так и среднее профессиональное образование. В основном это были лица, либо имевшие дипломы негосударственного образца, либо окончившие ВУЗы по специальностям, совершенно несовместимым с приведенными выше (имеющие медицинское, педагогическое, инженерное образование по профилю машиностроения, легкой промышленности, топливно - энергетического комплекса и т.д.), либо обладавшие требуемыми специальностями, но не имевшие необходимого стажа работы и претендовавшие на более высокие должности. По-человечески мы понимаем этих людей, особенно тех, кто на данный момент остался без работы, но считаем, что без базовой профильной подготовки освоить налоговую работу практически невозможно.

Наряду с квалификационными требованиями Законом и ведомственными нормативными актами установлен ряд условий поступления граждан на государственную службу в налоговые органы. К ним относятся: наличие свободных вакансий; представление кандидатами полного перечня документов, необходимых для трудоустройства в налоговых органах; обязательное согласование кандидатур с территориальными органами налоговой полиции; обязательное прохождение испытательного срока. Определены также обстоятельства, по которым кандидат не может быть принят на работу.

Рассмотрим условия, необходимые для поступления на службу в налоговые органы.

Наличие свободных вакансий. Совершенно естественно, что если в инспекциях вакантных должностей нет, вопрос о трудоустройстве граждан отпадает сам собой. Однако и наличие вакансий еще не гарантирует того, что тот или иной кандидат может быть принят на работу, так как ему необходимо соответствовать рассмотренным выше квалификационным требованиям, которые с учетом специфики работы отделов и уровня должностей существенно различаются. Степень соответствия кандидата этой специфике и является отправным моментом для специалистов кадровой службы и руководителей специализированных отделов для принятия предварительного решения о целесообразности дальнейшего рассмотрения данной кандидатуры. После этого в силу вступает другое условие.

Представление кандидатами необходимых документов. В соответствии с п.4 ст.21 Закона при поступлении на государственную службу в налоговые органы гражданин обязан представить: личное заявление; документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; документы, подтверждающие профессиональное образование; справку по установленному Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" образцу; медицинское заключение о состоянии здоровья (до утверждения специальной формы - в произвольной форме, либо по существующим стандартным формам для других категорий), а также другие документы (собственноручно заполненные в кадровой службе личный листок по учету кадров и автобиографию; военнообязанными представляются также удостоверение офицера запаса, военный билет или приписное свидетельство).

Обязательное согласование кандидатур с территориальными органами налоговой полиции проводится на основании действующего Указания Госналогслужбы России от 12 апреля 1994 г. N ВГ-6-10/41 и включает проверку указанными органами, несущими ответственность за безопасность налоговых инспекций и их работников, деловых и личных качеств кандидатов. Основной целью проверки является недопущение проникновения в налоговые органы лиц, не имеющих в соответствии с законодательством права занимать должности в налоговых органах (например, при наличии непогашенной судимости за корыстные преступления, решении суда о запрещении занимать определенные должности, осуществлении кандидатом предпринимательской деятельности и т.д.). Срок осуществления проверки - не более 10 суток со дня направления инспекцией соответствующих материалов.

Ежегодно после таких проверок руководителями инспекций отводятся несколько кандидатур. Основными причинами тому являются преднамеренное сокрытие гражданами сведений о себе, их участие в предпринимательской деятельности и др. Как правило, отводятся также кандидатуры лиц, которые стремятся любым путем устроиться на работу в налоговые органы, продолжая работать в других структурах и получая зарплату в несколько раз больше, чем налоговый инспектор.

Обстоятельства, по которым кандидат не может быть принят на работу. В соответствии с п.3 ст.21 Закона гражданин не может быть принят на государственную службу в налоговые органы в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; лишения его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу; наличия подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений; близкого родства или свойства (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; наличия гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями; отказа от представления в налоговые органы по месту жительства сведений о полученных доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

Обязательность прохождения испытательного срока для всех граждан, вновь принимаемых на государственную службу в налоговые органы, определена ст.23 Закона, ст.ст.21, 22, 23 КЗоТ РФ, действующими Указаниями Государственной налоговой инспекции по Московской области от 25 января 1999 г. N 11-13/06. Продолжительность испытания в налоговых органах Московской области - три месяца, что отражается в трудовом договоре. Испытание не устанавливается при приеме на работу молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учреждений, а также при переводе специалистов из других организаций. В срок испытания не засчитываются периоды временной трудоспособности и отсутствия на службе по уважительным причинам. Согласно установленному Управлением МНС России по Московской области порядку за каждым работником приказом руководителя инспекции закрепляется наставник, на которого возложены обязанности первичного обучения данного специалиста, оказания практической помощи в овладении специальностью и в адаптации к условиям налоговой работы, а также функции контроля за его деятельностью. Безусловно, за отведенные три месяца невозможно стать настоящим специалистом. Однако этот срок позволяет увидеть отношение сотрудника к делу и способность работать в коллективе, оценить целесообразность и перспективы его дальнейшего использования на данной должности. Выводы по этим пунктам отражаются в служебной записке начальника соответствующего отдела и являются основанием для руководителя инспекции считать работника выдержавшим либо не выдержавшим испытательный срок (в соответствии с ч.2 ст.23 КЗоТ РФ лицо, не выдержавшее испытания, освобождается от работы по инициативе администрации).

Таким образом, как видно из сказанного, к кандидатам, желающим поступить на государственную службу в налоговые органы Московской области, предъявляются очень высокие требования, поскольку работа по контролю за соблюдением налогового законодательства представляет собой одну из первоочередных государственных задач. Поэтому для работников налоговых инспекций так важны такие качества, как компетентность и профессионализм, творчество и инициатива, способность ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, умение работать с людьми и строгая принципиальность при решении спорных вопросов.

Очень большое значение придается высоким моральным качествам налоговых работников, заключающимся в способности противостоять различным посулам, а нередко угрозам и шантажу со стороны некоторых недобросовестных налогоплательщиков.

В заключение необходимо сказать, что всех перечисленных в данной статье требований и условий, как и самой налоговой работы, не надо бояться. Все работники налоговых органов - руководители инспекций и рядовые специалисты - когда-то являлись кандидатами на трудоустройство, начинали, как говорится, с нуля и затем доказывали свое право на законное место в рядах старожилов коллектива и в налоговой системе в целом. Только в период с января по ноябрь 1999 г. в налоговые органы Московской области было принято на работу более 360 специалистов. Это подтверждает, что обновление состава инспекций есть закономерный и непрерывный процесс, позволяющий поддерживать эффективность и качество их работы на требуемом уровне.

Главная / Трудовая инспекция / Готовимся к спору — как написать жалобу в трудовую инспекцию на работодателя онлайн?


Инспекция по труду – это государственный орган, задачами которого являются контроль предприятий на предмет соблюдения ими трудового законодательства и прав своих сотрудников.

Если работник сталкивается с нарушениями со стороны работодателя, то сотрудник имеет право подать жалобу в этот орган, который обязан провести работу по полученному обращению. Наша статья расскажет вам о причинах обращения в инспекцию, а также о способах подачи заявления.

Основания для обращения

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность для обжалования действий руководителя как для его работника, так и для будущего кандидата на должность. Например, не каждый знает о том, что можно написать письмо трудовой инспекции на основании необоснованного отказа при приеме на работу.

Жалоба на руководителя может быть подана в течение 1 – 2 месяцев с момента наступления инцидента. При решении финансовых вопросов этот срок составляет ровно месяц. Оформить обращение можно онлайн через интернет.

Соискатель или работник имеет право подать жалобу онлайн или сделать это другим доступным способом. Каковы же причины конфликтов между сотрудниками и руководством предприятия? Государственная трудовая инспекция может принять жалобу, если она связана:

К этому списку могут быть добавлены и другие виды конфликтов, которыми занимается ведомство. Например, умышленное утаивание несчастного случая, который произошел на рабочем месте.



Поля, обязательные к заполнению
проверка трудовой инспекцией

Могут ли отказать

Ваше заявление могут отклонить по нескольким причинам:

  • ошибки на сервере;
  • неграмотность;
  • много субъективности;
  • мало личных данных.

Жалобы


Подать заявление анонимно невозможно
После успешной регистрации на портале Госуслуги для вас откроется весь каталог доступных услуг. У вас будет свой Личный кабинет, где вы сможете, сидя дома на диване, пользоваться теми или иными услугами. Вам больше не придется стоять в долгих очередях в государственных учреждениях, тратить свое время и нервы для получения или обновления документов или справок.

Следуйте пошаговой инструкции по работе на портале Госуслуги.

Как оформить заявление?

Если работник все-таки столкнулся с нарушением своих прав, то он может обратиться с заявлением к одному из государственных уполномоченных органов. Обращение может быть подано не только в инспекцию по труду, но также и в прокуратуру, полицию или суд.

Обратиться с жалобой на недобросовестного руководителя можно самым обычным способом – прийти лично в инспекцию по труду и передать написанное заявление. Необходимо будет иметь при себе паспорт и иные документы, указывающие на факт трудоустройства.

Работник имеет право указать требование о неразглашении своих личных данных. Анонимное обращение будет рассмотрено в обычном порядке, и при проведении проверки работодатель не узнает имя заявителя.

Основная информация о местах подачи и условиях составления жалобы на работодателя описаны в этой статье.

А можно написать жалобу в трудовую инспекцию не выходя из дома. Для этого заявителю достаточно составить электронное письмо. Ниже мы расскажем о том, как это сделать.

Порядок действий

В случае если работодатель нарушил права работника, последний имеет возможность оформить обращение: онлайн (через сайт ведомства) или же воспользоваться традиционными способами. Примерный план действий при составлении письма будет выглядеть так:

  1. Изучение сторон конфликта и сбор документов, которые свидетельствуют о факте нарушений ТК РФ.
  2. Составление обращения на имя руководителя инспекции с изложением всех деталей спора с руководителем.
  3. Передача бумаг одним из доступных способов.

После того как жалоба была отправлена заявителю остается дождаться ответа от сотрудников государственных органов о результате рассмотрения поданного письма.

Для принятия обращения гражданина у любого государственного органа имеется 5 дней. За этот срок ведомство должно оповестить заявителя о том, что его жалоба была принята в работу или отклонена по определенной причине.

В принятии жалобы могут отказать, если документ был составлен неправильно, содержит серьезные ошибки или же в нем отсутствуют факты о нарушении работодателем ТК РФ. Чтобы заявление было принято необходимо указать подробное описание факта нарушений, а также законов, которые были проигнорированы руководителем.

Если было составлено обращение, то заполнить реквизиты работодателя и заявителя можно в специальной форме сайта ведомства. При написании заявления на бумаге необходимо помнить: письмо должно содержать сведения о руководителе предприятия и заявителе, дату и суть спора, а также его доказательства и требования к инспекции (например, о проведении проверки).

Онлайн
Онлайн
Категории проблемных ситуаций

Что делать при несогласии с результатами проверки?

В соответствии с федеральным законодательством, если вы недовольны результатом проверки, то в течение 10 суток вы имеете право на обжалование. Для этого требуется только повторно написать заявление и прикрепить все соответствующие документы.

При этом следует понимать, что работник имеет право отправлять заявление одновременно в несколько органов, а важнейшим будет считаться то постановление, которое вынес суд.

Если же на ваше обращение не ответили, а допустимый срок истёк, то вы можете:

  1. Подать повторную жалобу. В некоторых случаях ответа не получают из-за программных ошибок, или других проблем технического характера. То есть, следует повторно обратиться, чтобы исключить такую версию.
  2. Обратиться к юристам. Также было отмечено, что большинство документов такого рода отбраковываются сразу же по причине наличия в них грубых ошибок, не только стилистических, но и юридических. Так что следует пригласить специалиста в данной сфере чтобы он скорректировал текст.

Образец жалобы в прокуратуру можно скачать здесь.

Подача обращения через интернет

Теперь поговорим о том, как написать заявление в инспекцию онлайн. Для этого достаточно иметь компьютер или смартфон, а также доступ в интернет. Каков порядок действий? Все просто:

  1. Первое, что нужно сделать – это посетить сайт государственной трудовой инспекции труда и перейти в раздел, связанный с жалобами граждан.
  2. Далее, необходимо указать вид конфликта и результат, который ожидает заявитель. Например, провести проверку или получить консультацию юриста министерства.
  3. После выбора категории последует форма для заполнения сведений об отправителе жалобы и его работодателе. Все это необходимо заполнить.
  4. Последнее действие – это написание письма в специальной форме сайта. Тут же можно прикрепить электронные документы и заявление.

На этом все. После отправки письма остается лишь дождаться подтверждения принятия обращения и результатов его рассмотрения.

Подается жалоба в трудовую инспекцию через госуслуги: для составления письма необходимо иметь аккаунт в этом сервисе и при помощи него авторизоваться на сайте ведомства для дальнейшего составления обращения.

При подаче электронного обращения проверьте актуальность ваших данных, а именно: номера телефона и адреса электронной почты. Иначе вы можете пропустить ответ и не узнать о результате проверки.

Порядок рассмотрения государственными органами обращений и их сроки регламентируют Федеральным законом 59. Согласно статье 12 любое министерство обязано ответить заявителю в течение 30 дней с момента принятия его заявления.

За период, установленный законом, инспекция обязана проверить обращение гражданина, провести проверку работодателя и составить заключение.

По истечении этого периода заявитель получит официальный ответ от госоргана, который должен содержать выявленные инспекцией правонарушения, а также меры, принятые по отношению к недобросовестному работодателю.

Могут ли сроки проверки затянуться и что делать при этом? Указанный выше закон предусматривает право трудовой инспекции продлить срок рассмотрения жалобы еще на 30 дней. Но при этом по истечении основного периода ведомство должно прислать заявителю уведомление об увеличении сроков работы по его обращению.

Если же после подачи жалобы прошел месяц, но ответа так и не поступило, то можно написать повторное письмо с требованием заняться обращением, поданным ранее.

Сроки обращения в трудовую инспекцию описаны в специальном материале, подготовленном нашей редакцией.

Что делать после подачи документов?

Теперь вы знаете о том, как обратиться в трудовую инспекцию через интернет. А какой будет результат? Основные задачи инспекции:

  • Проводить контроль работодателей на предмет соблюдения трудового законодательства;
  • Осуществлять анализ условий работы;
  • Принимать жалобы от сотрудников и проводить по ним работу.

После принятия заявления от сотрудника инспектор ведомства обязан провести проверку без предупреждения работодателя. Мероприятие направлено на выявление нарушений и их фактов, которые были описаны в жалобе.

Пример: сотруднику одного из предприятий руководитель не предоставлял положенный ежегодный отпуск, мотивируя свое действие острой нехваткой кадров. Работник подал жалобу в трудовую инспекцию о несоблюдении начальником ТК РФ в отношении предоставления отпуска. Им были представлены документы о периоде нахождения на рабочем месте, а также выписка об уходе в отпуск два года назад. По результатам проверки инспектор вынес решение о том, что сотрудник не получил законный отпуск и обязал работодателя предоставить его.

Основные меры воздействия на недобросовестных руководителей со стороны государственных органов – это штрафы. Их размеры могут быть разными, в зависимости от степени нарушения ТК РФ. Например, за неофициальное трудоустройство работодателя могут оштрафовать на 100 – 150 тысяч рублей, а за задержку выплат по заработной плате – до 400 тысяч рублей.

Обо все местах, куда можно обратиться с жалобой на работодателя, написано в следующей статье.

Заявитель и его жалоба в онлайн форме будет рассмотрена только при наличии фактов нарушения. Если проверка их подтвердит, то нерадивый работодатель будет наказан. Кстати, в некоторых случаях ответственность может быть переквалифицирована с административной в уголовную.

Обязанности Трудовой инспекции

Основная обязанность инспекции по труду — это проверка точности исполнения трудового законодательства работодателями, а также решение спорных вопросов и разногласий между двумя сторонами, участвующими в трудовом процессе. Трудовая инспекция уполномочена проводить плановые и внеплановые проверки на предприятиях и в организациях. Плановые проверки периодичны, их осуществляют раз в два года. Внеплановые могут провести в любое время, особенно, если поступила жалоба от кого-либо из работников или заявление о правонарушении в области труда.

Читайте также: