При подаче налоговой декларации уполномоченным представителем налогоплательщика

Опубликовано: 19.09.2024

Что делать если ИНФС не принимает налоговую декларацию

24pravo.ru

30 августа 2019 года Арбитражный суд г. Москвы признал незаконными действия ИФНС № 25 г. Москвы, выразившиеся в отказе в приеме налоговой декларации Общества по НДС за 2 квартал 2018 года.

В наше время предприниматели часто сталкиваются с различными проблемами, которые зачастую исходят напрямую контролирующих государственных органов, таких как правоохранительные органы, федеральная налоговая служба. Можно долго угадывать мотивы данного поведения вышеуказанных органов, но проблема остается и необходимо находить пути ее решения.

В конце 2018 года к нам обратился генеральный директор ООО «. », у которого возникли сложности со сдачей налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года. Основанием для отказа в принятии декларации послужило то обстоятельство, что «электронная цифровая подпись не принадлежит отправителю». Неоднократно руководителем организации предпринимались попытки сдать налоговую декларацию, но результат был один и тот же.

Чтобы разобраться в данной ситуации, необходимо ознакомиться с Приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов).

Согласно ст. 28 основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:

- отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему
государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;

- отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на
представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;

- представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);

- отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического
лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений,
указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;

-отсутствие квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;

- представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).

В рамках соблюдения досудебного урегулирования нами в адрес УФНС России по г. Москве направлено заявление о признании незаконными действий ИФНС России № 25 по г. Москве, выразившихся в нарушении Приказа Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н.

Ответ, который в наш адрес направило УФНС России по г. Москве был очень распространенный в подобных случаях, а именно «отказ в приеме декларации обусловлен технической ошибкой и нештатной ситуацией» (без указания конкретных причин данной ошибки).

Впоследствии, в Арбитражный суд г. Москвы подано заявление о признании незаконными действий ИФНС России № 25 по г. Москве. Проанализировав содержание вышеприведённых норм Налогового кодекса РФ и Административного регламента, суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан принять налоговую декларацию, представленную по установленной форме. Доказательств несоответствия представленной декларации установленной форме (установленному формату), либо отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя организации - заявителя или несоответствие
данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя организации-заявителя в налоговой декларации Инспекцией не представлено, а
также не подтверждено, что в представленной декларации отсутствовали соответствующие реквизиты, указанные в пункте 194 Административного регламента, оснований для отказа в принятии налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года у ИФНС России N 25 по г. Москве не имелось.

Указанное соответствует публично-правовому принципу права, согласно которому в отношении государственных органов "разрешено только то, что предусмотрено законом". Поскольку Инспекция не представила доказательств наличия обстоятельств, которые могли послужить основанием для отказа в принятии декларации, налоговый орган, по мнению суда, превысил свои полномочия, предусмотренные законом.

Одновременно мы представляли интересы компании ООО ". ", у которой ИФНС России № 22 по г. Москве также не принималась налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2018 года.
25.04.2019 ООО «. » в адрес ИФНС России № 22 по г. Москве посредством телекоммуникационного канала связи была направлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью исполнительного органа заявителя -
директором Ивановым А.С.

25.04.2019 ИФНС России N 22 отказала в приёме налоговой декларации (расчёта), со ссылкой на пункт 28 Административного регламента ФНС России, утверждённого приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н; указав на "отсутствие, неправильное указание ЭП".
Впоследствии мы обратились в УФНС России по г. Москве с жалобой о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в приёме налоговой декларации. Письмом от 29.05.2019 в ответе на жалобу Управление указало на то, что в ходе проведённых контрольных мероприятий в отношении ООО ". " установлена совокупность фактов, свидетельствующих о нарушении требований, установленных пунктом 5 статьи 80 НК РФ (в том числе установлено
отсутствие юридического лица по месту регистрации).

В этой ситуации стало понятно, что единственным способом добиться справедливости и уйти от возможных рисков, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, необходимо обратиться в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением на действия ИФНС № 22 по г. Москве. ООО ". " указывает, что действия налогового органа нарушают права налогоплательщика в предпринимательской деятельности, в частности, по взаимоотношениям с ООО ". " по договору поставки строительных материалов, поскольку покупатель лишен права на налоговый вычет, указанные денежные средства могут быть предъявлены поставщику в качестве убытков, что подтверждается судебной практикой.

Как следует из письменного отзыва заинтересованного лица, документы, направленные заявителем, не приняты в базу данных налогового органа по причине того, что ООО ". " по адресу государственной регистрации не находится (протокол осмотра объекта недвижимости от 25.02.2019), о чём в Едином государственном реестре юридических лиц имеется соответствующая запись. В связи с чем, отказ налогового органа в приёме налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2018 года по причине неверного указания ЭП, несоответствия отражённых в декларации данных руководителя данным владельца
квалифицированного сертификата, по мнению Инспекции, следует признать обоснованным.
По результатам рассмотрения доводов, приведенных представителями ООО «. » и ИФНС России № 22 по г. Москве, Арбитражный суд г. Москвы удовлетворил наши требования.


Согласно положениям статей 80, 88 НК РФ налоговый контроль в отношении полноты и достоверности указанных в налоговой декларации сведений (выявление ошибок, противоречий, несоответствий) может проводиться только после её принятия налоговым органом в рамках проведения камеральной налоговой проверки. Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своём определении от 23.04.2015 N 736-О, камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчётности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.

Таким образом, обстоятельства, с точки зрения налогового органа, негативно характеризующие налогоплательщика, не имеют правового значения на стадии представления в инспекцию налоговой отчётности и не могут служить основанием для отказа в её принятии, поскольку не указаны в качестве таковых ни в статье 80 НК РФ, ни в положениях Административного регламента, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии декларации. Кроме этого, на налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по
установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определённых Административным регламентом. Как установлено судом и следует из материалов дела, декларация по НДС за 2 квартал 2018 года подписана усиленной квалифицированной электронной подписью директора ООО ". " – Ивановым А.А., статус которого как руководителя организации подтверждён выпиской из ЕГРЮЛ. Действие сертификата ключа ЭЦП подтверждено в удостоверяющем центре (налоговым органом не оспорено). Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчёта), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).

Изучив содержание вышеприведённых норм Налогового кодекса РФ и Административного регламента, суд пришел к выводу, что налоговый орган обязан принять налоговую декларацию, представленную по установленной форме. Поскольку Инспекция не представила доказательств наличия обстоятельств, которые могли послужить основанием для отказа в принятии декларации, налоговый орган, по мнению суда, превысил свои полномочия, предусмотренные законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установив, что оспариваемый не нормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, арбитражный суд принял решение о признании не нормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Статья 80. Налоговая декларация, расчеты

1. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом применительно к конкретному налогу.

Расчет сбора представляет собой письменное заявление или заявление плательщика сбора, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты сбора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет сбора представляется в случаях, предусмотренных частью второй настоящего Кодекса применительно к каждому сбору.

Налоговый агент представляет в налоговые органы расчеты, предусмотренные частью второй настоящего Кодекса. Указанные расчеты представляются в порядке, установленном частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу.

Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляет собой документ, содержащий обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Расчет по страховым взносам представляет собой письменное заявление или заявление плательщика страховых взносов, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объекте обложения страховыми взносами, о базе для исчисления страховых взносов, об исчисленной сумме страховых взносов и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Расчет по страховым взносам представляется в случаях, предусмотренных главой 34 настоящего Кодекса.

2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговые декларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобождены от обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов, в части деятельности, осуществление которой влечет применение специальных налоговых режимов, либо имущества, используемого для осуществления такой деятельности.

Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному или нескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и не имеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по данным налогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок ее заполнения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, 9 месяцами, календарным годом.

3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;

вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек;

налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными в абзацах третьем и четвертом настоящего пункта, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй настоящего Кодекса применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

Сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлять в соответствии с настоящим Кодексом, в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронной форме, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.

4. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг) либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика днем ее представления считается дата ее отправки.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц на бумажном носителе также может быть представлена физическим лицом в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, который при принятии налоговой декларации обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации отметку о принятии и дату ее приема.

Днем представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг считается день ее приема многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

При представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

6. Налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

7. Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.07.2010 N 229-ФЗ.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов, сборов, страховых взносов, за исключением:

1) вида документа: первичный (корректирующий);

2) наименования налогового органа;

3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;

4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);

5) номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;

6) сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главами 21, 23, 30 настоящего Кодекса;

7) сведений о среднесписочной численности работников, подлежащих включению в расчет по страховым взносам.

8. Утратил силу с 1 января 2011 года. - Федеральный закон от 27.11.2010 N 306-ФЗ.

9. Особенности представления налоговых деклараций при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.

10. Особенности исполнения обязанности по представлению налоговых деклараций посредством уплаты декларационного платежа определяются федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.

11. Особенности представления в налоговый орган налоговой декларации консолидированной группы налогоплательщиков определяются главой 25 настоящего Кодекса.

12. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета) в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

"Российский налоговый курьер", 2010, N 10

Представлять отчетность в налоговые органы может как сам налогоплательщик, так и его уполномоченный представитель. Полномочия, которыми наделен представитель налогоплательщика, должны быть подтверждены документально. Как их подтвердить при подаче деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, читайте в статье.

Право налогоплательщика исполнять обязанности перед налоговыми органами через уполномоченного представителя закреплено пп. 6 п. 1 ст. 21 и п. 1 ст. 26 НК РФ. Таким представителем может быть физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Полномочия представителя должны быть подтверждены документально (п. 3 ст. 26 НК РФ). Подтверждающим документом является доверенность. Это следует из п. 3 ст. 29 Налогового кодекса. Указанным пунктом установлено, что уполномоченный представитель налогоплательщика-организации должен осуществлять свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством, а уполномоченный представитель налогоплательщика - физического лица - на основании доверенности, заверенной нотариусом, или доверенности, которая приравнена к таковой Гражданским кодексом.

Участие уполномоченного представителя в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Применительно к организациям указанная норма означает, что доверенность необходимо выдавать каждому лицу, которое выступает от имени налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами. Например, доверенность должна оформляться на главного бухгалтера, финансового директора и других должностных лиц организации, за исключением должностных лиц, которые признаются законными представителями налогоплательщика.

Согласно п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов (таковым, в частности, является руководитель, действующий на основании учредительных документов).

Примечание. Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть заверена нотариусом, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Общие положения о доверенности

Доверенность о наделении организации или физического лица полномочиями в отношениях с налоговыми органами оформляется в общеустановленном порядке. Напомним, что правила оформления, срок действия и основания для прекращения доверенности регулируются ст. ст. 185 - 189 ГК РФ.

Итак, доверенность - это письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, и заверяется печатью этой организации.

Срок, на который выдана доверенность, указывается непосредственно в этом документе. Он не может превышать трех лет. Если срок в доверенности не указан, она действует в течение года со дня ее составления. Доверенность, в которой не проставлена дата ее выдачи, считается недействительной.

Юридическое или физическое лицо, которому выдана доверенность, обязано лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Передоверить их совершение другому лицу оно может только в том случае, если уполномочено на это доверенностью либо вынуждено это сделать, чтобы обеспечить охрану интересов лица, выдавшего доверенность. Лицо, передавшее полномочия на совершение действий другому лицу, должно известить об этом лицо, выдавшее доверенность. Это лицо также обязано сообщить последнему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Если указанная обязанность не будет исполнена, то лицо, передавшее полномочия, будет нести ответственность за действия лица, которому оно передало полномочия, как за свои собственные. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена. Срок действия такой доверенности не может превышать срока действия доверенности, на основании которой она выдана.

Действие доверенности прекращается в случае:

  • истечения срока доверенности;
  • отмены доверенности лицом, выдавшим ее;
  • отказа лица, которому выдана доверенность;
  • прекращения деятельности юридического лица, от имени которого выдана доверенность или которому выдана доверенность;
  • смерти гражданина, выдавшего доверенность (которому выдана доверенность), признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.

Как уже отмечалось, действие доверенности может быть прекращено, если лицо, выдавшее эту доверенность, отменит ее (или передоверие). Также доверенность прекращает свое действие, если лицо, которому выдана эта доверенность, откажется от полномочий, предоставляемых ему на основании данной доверенности.

В случае отмены доверенности лицо, выдавшее ее, обязано сообщить об этом лицу, которому эта доверенность выдана, а также третьим лицам, для представительства перед которыми оформлена указанная доверенность.

Может случиться, что по каким-либо причинам лицо, которому выдана доверенность, не сразу узнало о том, что она прекращена, и продолжало выполнять действия, на которые оно уполномочено этой доверенностью. В данной ситуации права и обязанности, которые возникнут в результате таких действий в отношении третьих лиц, должно исполнить лицо, выдавшее доверенность. Это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось.

Примечание. Федеральная налоговая служба разработала перечень полномочий, которыми налогоплательщик вправе наделять уполномоченного представителя в отношениях с налоговыми органами. Он приведен в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@. По мере необходимости этот перечень может актуализироваться.

При прекращении доверенности лицо, которому она выдана, обязано немедленно вернуть ее лицу, выдавшему эту доверенность.

Примечание. Отменить доверенность (передоверие), а также отказаться от выполнения полномочий по ней можно в любое время. Такое право предусмотрено п. 2 ст. 188 Гражданского кодекса.

При оформлении доверенности следует указывать:

  • дату и место составления доверенности;
  • сведения о лице, выдавшем доверенность (полное наименование, ИНН, место нахождения юридического лица или Ф.И.О., паспортные данные и адрес физического лица);
  • сведения о лице, которому выдается доверенность (полное наименование, место нахождения юридического лица или Ф.И.О., паспортные данные и адрес физического лица);
  • перечень полномочий, которыми наделяется представитель налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами;
  • срок действия доверенности.

Помимо перечисленных данных, в доверенности может быть записано, что она выдана с правом передоверия. Такая запись позволит организации, являющейся представителем налогоплательщика, передать полномочия одному из своих сотрудников.

Кроме того, если уполномоченное лицо будет подписывать декларации, то в доверенность можно внести запись об удостоверении подписи представителя.

Пример 1. В должностной инструкции главного бухгалтера ООО "Пламя" Надежды Александровны Павловой указано, что в ее обязанности в отношениях с налоговыми органами входит:

  • подписывать и представлять декларации (расчеты) по всем налогам;
  • вносить изменения в налоговые декларации (расчеты);
  • представлять заявления и запросы на проведение сверки расчетов с бюджетом, получение справок о состоянии расчетов с бюджетом;
  • получать справки о состоянии расчетов с бюджетом, а также подписывать и получать акты сверки расчетов с бюджетом.

Интересы организации в инспекции Н.А. Павлова представляет на основании доверенности, которая выдана ей 15 апреля 2010 г. (см. рис. на с. 33).

Образец доверенности на представление интересов организации в налоговом органе

Рисунок Полномочия представителя при подаче декларации

Порядок представления налоговой декларации (расчета) уполномоченным представителем налогоплательщика установлен п. 4 ст. 80 НК РФ. Так, уполномоченный представитель обязан подписывать налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, внесенных в эту декларацию (расчет), а также указывать вид документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета), и прилагать копию этого документа. Поскольку свои полномочия представитель исполняет на основании доверенности, именно она прилагается к декларации (расчету).

Указанный порядок применяется также при передаче деклараций по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Примечание. При передаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки в налоговый орган через спецоператора.

Напомним, что в обязательном порядке налоговые декларации (расчеты) в электронном виде представляют налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, налогоплательщики, среднесписочная численность которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает названный предел.

Подтверждение полномочий при представлении декларации по ТКС

Процедура подачи отчетности в электронном виде по ТКС имеет специфические особенности. Данная процедура предусмотрена в Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, которые утверждены Приказом ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@ . Этот документ определяет последовательность электронного документооборота с электронной цифровой подписью (ЭЦП), в том числе при представлении декларации (расчета) уполномоченным представителем налогоплательщика.

Методические рекомендации вступают в силу с даты, установленной приказом о внедрении в промышленную эксплуатацию программного обеспечения участников информационного взаимодействия в электронном виде, обеспечивающего исполнение данного документа (п. 5 Приказа ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@).

Согласно Методическим рекомендациям подтверждение полномочий представителя при передаче декларации по ТКС осуществляется следующим образом.

Полученная представителем налогоплательщика доверенность должна быть заверена ответственным лицом (нотариусом, руководителем организации, индивидуальным предпринимателем).

Примечание. Копия доверенности сохраняется в налоговом органе в течение трех лет после истечения срока действия доверенности.

В сроки, установленные для подачи декларации, одновременно с ней уполномоченный представитель направляет информационное сообщение о реквизитах выданной ему доверенности. При этом в программном обеспечении представителя налогоплательщика выполняются следующие действия:

  • формируется налоговая декларация (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения и подписывается электронной цифровой подписью представителя налогоплательщика;
  • формируется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной данному представителю, и подписывается ЭЦП представителя налогоплательщика;
  • формируется транспортное сообщение, содержащее зашифрованные для налогового органа и подписанные ЭЦП представителя налоговую декларацию (расчет) и информационное сообщение о реквизитах доверенности;
  • сохраняются подписанные ЭЦП представителя налогоплательщика налоговая декларация (расчет) и информационное сообщение о реквизитах доверенности.

Сформированные в вышеуказанном порядке электронные документы направляются спецоператору для передачи в налоговый орган.

Примечание. Информационное сообщение о доверенности - это составляемый уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа электронный документ, содержащий данные о реквизитах доверенности, выданной налогоплательщиком (представителем) уполномоченному представителю. Форма информационного сообщения приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 02.11.2009 N ММ-7-6/534@.

Примечание. Транспортное сообщение - формируемый получателем для отправителя электронный документ, оформленный в соответствии с требованиями к формату обмена сообщениями между налогоплательщиками, специализированными операторами связи и налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи.

Пример 2. Воспользуемся условием примера 1. ООО "Пламя" представляет налоговую отчетность в электронном виде по ТКС. Поэтому с каждой декларацией (расчетом) главный бухгалтер Н.А. Павлова должна направлять в налоговую инспекцию информационное сообщение о доверенности, которая выдана ей как уполномоченному представителю интересов организации в налоговых органах.

Информационное сообщение заполняется на основании сведений, указанных в доверенности, а также дополнительных данных, к которым относятся ИНН руководителя организации и адрес его места жительства, ИНН уполномоченного представителя, цифровой код гражданства физического лица (берется из Общероссийского классификатора стран мира, код России - 643), код документа, удостоверяющего личность уполномоченного представителя (код паспорта - 21), ИНН, КПП и код ОКАТО налогового органа, который является местом осуществления полномочий представителя.

Образец заполненного информационного сообщения приведен на с. 36 - 39.

Код по КНД 1166005

Проверка полномочий представителя налоговым органом

При получении электронных документов уполномоченного представителя (налоговой декларации (расчета), информационного сообщения о реквизитах доверенности и транспортного сообщения) налоговый орган осуществляет первичную и окончательную проверку полномочий представителя.

При первичной проверке устанавливается право уполномоченного представителя отправлять в налоговый орган налоговую декларацию (расчет). Эта проверка проводится в течение четырех часов с момента поступления документов. Она заключается в следующем. При отправке представителем в налоговый орган отчетности в документах необходимо наличие файла с информационным сообщением о доверенности, выданной представителю. При этом должны совпадать:

  • ИНН представителя в именах файлов налоговой отчетности и информационном сообщении о доверенности;
  • соответствующие реквизиты (ИНН налогоплательщика, ИНН представителя, реквизиты физических лиц) в файле информационного сообщения о доверенности и файле налоговой декларации (расчета);
  • реквизиты физического лица и наименование организации представителя в файле информационного сообщения о доверенности с соответствующими реквизитами владельца (владельцев) ЭЦП в сертификате электронной цифровой подписи.

Окончательная проверка проводится в течение четырех часов с момента поступления электронных документов в программный комплекс налогового органа для их дальнейшей обработки. Документы поступают в программный комплекс, если нет оснований для отказа в приеме налоговой декларации при первичной проверке. Программный комплекс налогового органа - специализированный программный комплекс, используемый налоговыми органами в целях осуществления налогового администрирования.

В результате окончательного контроля налоговые органы проверяют право уполномоченного представителя подписывать налоговую декларацию. Проверка осуществляется исходя из информации, имеющейся у налоговых органов.

Отправка данных в ИФНС

Рассмотрим каждый из приведенных выше способов.

Первый – это когда вы лично приходите в налоговую инспекцию и сдаете все документы. В данном случае не лишним будет заранее узнать часы приема в ИФНС, чтобы не тратить время в очереди. А также захватить с собой оригиналы всех документы, копии которых вы будете сдавать инспектору. Возможно, понадобится оригинал свидетельства об ИНН, паспорт. Данные документы много места не займут, но вы будете более спокойны, что вас не отправят за ними домой.

Как и где оформляется перечень представляемых документов?

На возврат НДФЛ вы оформляете заявление в письменной произвольной форме (но возможно форма утверждена в вашей ИФНС, не лишним будет посмотреть информацию на специальном стенде в здании инспекции). И там, в конце вашего заявления будет идти перечень документов. Скреплять документы желательно в строгой последовательности как указаны материалы в перечне. Это удобно для проверки и у вас примут быстрее документы.

Желательно подготовить два экземпляра заявления. Почему? Это необходимо для того, чтобы инспектор при приеме один экземпляр с приложенными документами забрал, а второй – отдал на руки физлицу с отметкой о том, что документы приняты. На отметке будет указана дата принятия, инициалы того лица, который принял бумаги и его подпись. Есть вероятность того, что в каких-то инспекциях данное правило (оформления заявления в двух экземплярах) не принято. Но это не будет считаться ошибкой. Потому что в любом случае вам необходимо иметь подтверждение того, что вы своевременно и в полном объеме сдали 3-НДФЛ.

Можно ли сдать 3-НДФЛ через доверенное лицо?

Да, такое конечно можно. Гражданин может быть занят по работе, проживать по другому адресу или находится в длительной командировке и т.п. Поэтому в таких случаях можно оформить доверенность на представление интересов в ИФНС и сдачу документации на иное лицо. Представитель налогоплательщика – физического лица вправе подтвердить достоверность и полноту сведений, поставив на соответствующих листах 3-НДФЛ свою подпись. Для этого необходимо иметь при себе нотариально удостоверенную доверенность или доверенность, приравненную к нотариально удостоверенной (основание – письмо Минфина России от 07.08.2009 г. № 03-02-08/66).

Как отметил Минфин России, уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Основание – п. 1 и 3 ст. 29 НК РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

При представлении налоговой декларации у представителя должна иметься соответствующая доверенность, подтверждающая в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) и (или) подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).

Такая доверенность должна иметься у налогового органа на момент представления уполномоченным представителем декларации, либо представлена уполномоченным представителем по требованию налогового органа.

Отправлять документы следует ценным письмом с описью вложения. Когда вы заполнили декларацию, вложили ее в конверт, запечатывать конверт не надо. Потому что необходимо еще заполнить два экземпляра описи. Один экземпляр идет в налоговую инспекцию, а на втором почтальон поставит штамп и его следует хранить, как доказательство того, какие именно документы и какого числа были отправлены в ИФНС.

В описи перечисляется каждый вид документа и справа ставится его количество. Обратите внимание на то, что часто на почте сотрудники отделения говорят, что если декларация состоит из нескольких листов, то надо их посчитать и поставить количество страниц. Это неверно! Запомните, что вы сдаете одну 3-НДФЛ, независимо от того, сколько страниц в нее входит. Поэтому указывать надо – 1 шт.

Также не стоит забывать, что ваше ценное письмо надо оценить. Чем дороже вы его оцените – тем дороже оно вам обойдется. Примерно можно поставить сумму в 50 рублей. Но эти данные необходимо взять из описи. Там каждый документ надо оценить и итоговую сумму указать внизу описи (смотри образец). И вот эту итоговую сумму и надо написать вверху на конверте цифрами и прописью.

Организация представляет интересы предпринимателей в ИФНС по сдаче отчетности. Доверенность на представление интересов налогоплательщика в налоговом органе (в том числе на подачу отчетности в электронном виде) выдана организации в лице ее руководителя. Каков порядок оформления доверенностей при смене руководителя организации при условии, что ранее выписанные доверенности оформлены нотариально с правом передоверия?

В соответствии с п. 3 ст. 29 НК РФ уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством РФ. В силу п. 1 той же статьи уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы, в частности, в отношениях с налоговыми органами.

Пунктом 4 ст. 80 НК РФ предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Как следует из абзаца второго п. 5 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация (расчет) может быть подписана представителем налогоплательщика. Согласно абзацу третьему того же пункта в случае, если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговой декларации (расчете) указывается основание представительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочий на подписание налоговой декларации (расчета)). При этом к налоговой декларации (расчету) прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.

Из приведенных положений законодательства следует, что представителем в налоговых правоотношениях может быть в том числе юридическое лицо.

Пунктом 1 ст. 53 ГК РФ предусмотрено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

Следовательно, в случае, если налогоплательщик на основании доверенности уполномочил представлять в налоговый орган налоговую (бухгалтерскую) отчетность (далее также – отчетность) организацию, ее руководитель, действующий на основании учредительных документов, при подписании такой отчетности выступает в качестве законного представителя этой организации. Уполномоченным же представителем налогоплательщика в этом случае является сама организация, а не ее руководитель. Это относится и к случаям, когда в тексте доверенности указано, что она выдана организации в лице ее руководителя (с указанием его фамилии, имени, отчества, иных персональных данных).

Основания, по которым действие доверенности прекращается, перечислены в п. 1 ст. 188 ГК РФ. В этой норме отсутствует такое основание прекращения доверенности, как утрата лицом, являвшимся на момент выдачи доверенности руководителем организации – представителя, соответствующих полномочий.

Согласно п. 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (утверждены приказом ФНС России от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@, далее – Методические рекомендации) при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), представляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика передаваемая налоговая декларация сопровождается информационным сообщением о представительстве (п. 2.2 Методических рекомендаций).

Как предусмотрено п. 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утверждены письмом ФНС России от 24.01.2011 № 6-8-04/0002@, далее – Методические рекомендации по формированию информационного сообщения о доверенности), в информационном сообщении о доверенности указываются реквизиты доверенности и полномочия лица, владельца сертификата ключа подписи, которое подписывает и представляет электронный документ. При этом реквизиты подписанта в налоговой декларации (фамилия, имя, отчество) должны совпадать с реквизитами (фамилия, имя, отчество) владельца сертификата ключа подписи.

В соответствии с п. 2 раздела II Приложения № 1 к Методическим рекомендациям проверка полномочий подписи налоговой декларации (расчета) включает проверку по данным информационных ресурсов налогового органа права должностного лица налогоплательщика (представителя) подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (подписывать налоговую декларацию).

К информационным ресурсам, используемым в деятельности налоговых органов, относится, в частности, Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) (п. 5.3 письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622@, п. 2.5 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@).

В числе сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством РФ, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии. При смене лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, организация должна в течение трех рабочих дней представить в регистрирующий орган заявление для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (пп. “л” п. 1, п. 5 ст. 5, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”).

Поэтому, на наш взгляд, в случае смены руководителя организации необходимость отмены ранее выданной доверенности и выдачи новой доверенности лицу, избранному на должность руководителя, возникла бы при том условии, что доверенность была выдана непосредственно руководителю организации как физическому лицу. Поскольку представителем при подаче отчетности в налоговый орган выступает сама организация, а не ее руководитель (он является представителем этой организации, а не налогоплательщика), необходимость замены (переоформления) доверенности при таких обстоятельствах отсутствует. Полномочия нового руководителя как законного представителя организации подтверждаются сведениями ЕГРЮЛ (смотрите в связи с этим постановления ФАС Поволжского округа от 04.12.2012 № Ф06-9545/12, ФАС Северо-Западного округа от 14.02.2011 № Ф07-5/2011). В этом случае организация должна указать в информационном сообщении данные физического лица, которое приобрело полномочия законного представителя этой организации в связи с его избранием на должность руководителя, обеспечив соответствие реквизитов физического лица в файле информационного сообщения о представительстве с соответствующими значениями реквизитов владельца электронной подписи в сертификате ключа проверки электронной подписи (п.п. 3, 5 раздела I Приложения № 1 к Методическим рекомендациям, п. 13 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности). Полномочия организации на подачу отчетности подтверждаются ранее выданной налогоплательщиком доверенностью, имеющейся в распоряжении налогового органа.

Если при подаче отчетности в налоговый орган организацию представляет не руководитель, а иное лицо (в частности другой сотрудник такой организации), его полномочия подтверждаются доверенностью, выданной организацией в лице ее руководителя, которая удостоверяется в соответствии с п. 4 ст. 185.1 ГК РФ. Такая доверенность (ее копия) должна быть представлена налоговому органу на момент подачи отчетности (письма Минфина России от 25.09.2012 № 03-02-07/1-227 и от 07.08.2009 № 03-02-08/66, ФНС России от 09.11.2015 № ЕД-4-15/19558@). При этом доверенность подписывает то лицо, которое осуществляет полномочия руководителя организации на момент выдачи доверенности.

Ответ подготовил: Ерин Павел, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Читайте также: