При отсутствии в федеральном законе о конкретном федеральном налоге налоговых льгот или вычетов

Опубликовано: 16.05.2024

Многодетные семьи и семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми: кто есть кто и кому какие льготы положены?

Уплата налогов – обязанность каждого жителя нашей страны. Чтобы это бремя не стало непосильным, для отдельных категорий налогоплательщиков были установлены налоговые льготы. Среди них – многодетные семьи и семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми.

Многодетные семьи и семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми: в чем разница и почему о ней надо знать?

Единого понятия «многодетная семья» в законе нет. Каждый регион сам решает, какая семья является многодетной и имеет право на меры государственной поддержки, а какая не является.

Так, в Москве многодетной считается семья, в которой воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, – 18 лет (ч. 1 ст. 2 закона г. Москвы от 23 ноября 2005 г. № 60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве»). В Краснодарском крае к многодетным относятся семьи, родители в которых воспитывают троих и более детей в возрасте до 18 лет, а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе – до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (ч. 1 ст. 2 закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 г. № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае»).

Таким образом, как правило, многодетной считается семья, имеющая троих и более детей. При этом каждый регион устанавливает максимальный возраст детей как критерий для признания семьи многодетной – 16 или 18 лет, в ряде случаев 23 года. Как только ребенок достиг этого возраста, его перестают учитывать в составе семьи, и она теряет статус многодетной. Информацию о критериях многодетности в конкретном субъекте РФ можно получить из региональных законов о мерах поддержки многодетных семей или в органах социальной защиты региона.

Семьей с несовершеннолетними детьми считается та, в которой дети на момент получения льгот не достигли 18 лет. Такая семья может признаваться многодетной по местному закону даже после достижения ребенком 18-летия, когда она утрачивает статус семьи с тремя и более несовершеннолетними детьми, а следом и право на льготы для этой категории семей.

Если семья одновременно является и многодетной, и той, в которой трое или более детей являются несовершеннолетними, она получает право на льготы, положенные каждой из этих категорий налогоплательщиков.

Налоговые льготы для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми

В таких семьях налоговыми льготами может воспользоваться каждый из родителей или усыновителей.

Земельный налог

Физическим лицам, имеющим троих и более несовершеннолетних детей, на федеральном уровне предоставляется налоговый вычет по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка, находящегося в их собственности. Если у семьи 6 соток или меньше, участок не будет облагаться налогом. Если участок больше, то налог нужно будет уплатить только со стоимости той площади, что превышает пороговое значение в 6 соток.

Дополнительные льготы по земельному налогу могут быть установлены региональными законами по месту нахождения земельного участка.

Налог на имущество физических лиц

Семьям с тремя и более несовершеннолетними детьми доступны дополнительные налоговые вычеты по налогу на имущество физлиц в отношении одного жилого дома или части дома в размере кадастровой стоимости 7 кв. м. Если семья платит налог с квартиры или комнаты, вычет предоставляется в размере кадастровой стоимости 5 кв. м в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Не забываем о вычетах, которые всем положены автоматически. Вычитаются 50 кв. м из площади дома, 20 кв. м – из площади квартиры, 10 кв. м – из площади комнаты. Налог на имущество физлиц начисляется на оставшуюся после этого площадь.

К примеру, семья с тремя детьми живет в квартире площадью 75 кв. м. Когда ФНС рассчитывает налог, она автоматически применяет вычет, который положен всем россиянам: 75 кв. м – 20 кв. м = 55 кв. м. Налог мог быть начислен на эту площадь. Но из нее дополнительно вычитаются 15 кв. м – по 5 кв. м на каждого ребенка. Итого 35 кв. м исключаются из расчета. Налог начисляется на оставшиеся 40 квадратов.

Льгота предоставляется только в отношении одного объекта недвижимости. Если у семьи есть и квартира, и дом, то придется выбирать, за какой из этих объектов они будут платить уменьшенный налог на имущество физлиц. Уведомление о выбранном объекте налогообложения подается не позднее 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении объекта применяется льгота (форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ-7-11/280@). При отсутствии такого уведомления льгота предоставляется автоматически в отношении объекта налогообложения с максимальной исчисленной суммой налога.

Транспортный налог

А вот льгот по транспортному налогу для семей с тремя и более несовершеннолетними детьми на федеральном уровне нет. Связано это с тем, что налог является региональным. Потому льготы по нему устанавливаются местными законами. Ознакомившись с ними, можно узнать о наличии или отсутствии льгот у семьи.

Налоговые льготы для многодетных семей

Получить льготу может только один из родителей или усыновителей в многодетной семье.

Меры поддержки таких семей в сфере налогообложения минимальны. На дополнительные налоговые льготы по земельному налогу и налогу на имущество физлиц семья может рассчитывать, только если они предусмотрены местными законами. К примеру, в Москве такие льготы имеются. Один из родителей или усыновителей в многодетной семье может получить налоговый вычет по земельному налогу, который составляет до 1 млн руб.

Не предусмотрены на федеральном уровне для многодетных семей и льготы по уплате транспортного налога, так как он устанавливается на региональном уровне. Поэтому нужно смотреть местные законы, чтобы понять, есть ли у семьи льготы. В настоящее время многодетные семьи освобождены полностью или частично от уплаты транспортного налога в следующих регионах: в Москве и Санкт-Петербурге, в Московской, Амурской, Калужской, Кировской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Орловской, Саратовской, Сахалинской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областях, в Республике Хакасия, Алтайском крае и Еврейской автономной области. И это неполный перечень регионов.

Как семье узнать о налоговых льготах и нужно ли подавать заявление об их предоставлении в ФНС?

С информацией о налоговых ставках, льготах и вычетах по всем видам налогов во всех муниципальных образованиях можно ознакомиться на сайте ФНС в рубрике «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам», обратившись в налоговую инспекцию или позвонив в контакт-центр ФНС по телефону: 8 (800) 222-22-22.

Сведения о налогооблагаемом имуществе и его владельце ФНС может получить как самостоятельно от миграционной службы, паспортных столов, органов ЗАГС, ГИБДД и Ростехнадзора, Росреестра, нотариусов, так и от налогоплательщика.

Если информация о наличии у семьи налоговых льгот имеется у ФНС, уведомление, на основании которого уплачиваются налоги, она получит с их учетом. Налоговые уведомления направляются налогоплательщикам или размещаются в их личных кабинетах не позднее 30 дней до наступления срока уплаты налогов, а уплачиваются они не позднее 1 декабря.

Налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику (его законному или уполномоченному представителю):

  • лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через МФЦ (форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 11 ноября 2019 г. № ММВ-7-21/560@);
  • по почте заказным письмом (при этом налоговое уведомление считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма);
  • в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (для физлиц, получивших доступ к нему). При этом налоговое уведомление не дублируется почтовым сообщением, если пользователь личного кабинета не направил уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе (форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 12 февраля 2018 г. № ММВ-7-17/87@).

Владельцы недвижимости или транспортных средств, которые никогда не получали налоговые уведомления, обязаны сообщить о наличии у них данных объектов в любой налоговый орган (форма Сообщения о наличии объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, уплачиваемым физическими лицами, утверждена Приказом ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-11/598@).

Если налоги были начислены и уплачены без учета льгот, то перечисленные суммы можно будет вернуть или зачесть в счет следующих платежей. Вернуть переплаченные налоги можно не более чем за три последних года (форма заявления о возврате переплаты по налогам утверждена Приказом ФНС России от 14 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/182@).

В случае если информации о льготах семьи у ФНС нет, необходимо подать заявление о предоставлении налоговой льготы (его форма утверждена Приказом ФНС России от 14 ноября 2017 г. № ММВ-7-21/897@). Подать заявление можно любым удобным способом: через личный кабинет налогоплательщика, почтовым сообщением, путем личного обращения в любую налоговую инспекцию или через уполномоченный МФЦ.

Предусмотрены определенные преимущества для налогоплательщиков и тех, кто уплачивает налоговые сборы, перед другими плательщиками.

Основные правила предоставления

Порядок применения, установления и использования налоговых льгот регулируется Налоговым кодексом и сопутствующими федеральными и региональными законами.

Более того одним из преимуществ (льгот) является возможность неуплаты налогов и сборов, что предусмотрено статьей 56 Налогового Кодекса. Налоговые льготы не являются обязанностью плательщика.

Налоговое законодатиельство дает право плательщику налогов или сборов использовать налоговые льготы или же отказаться от них, независимо от причин.

При этом иностранные граждане, которые подлежат процедуре налогообложения на территории РФ, не могут пользоваться правом на предоставление преимуществ. Налоговые льготы для них не предусмотрены.

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты страны. При этом законодательством установлены доходы, которые не облагаются налогом со стороны государства вообще. К ним относятся:

  • пенсионные перечисления;
  • пособия (за исключением больничного листа, который частично оплачивается организацией-работодателем, частично – фондом социального страхования, с него взимается налог);
  • получаемые физическим лицом компенсации;
  • перечисляемые или получаемые алиментные выплаты;
  • полученные по гранту средства;
  • единовременные платежи (исключение – средства, вырученные с продажи имущества, которое было в собственности менее трех лет);
  • донорские вознаграждения.

Все эти выплаты и доходы физического лица попадают под понятие «налоговые льготы», при этом преимуществом является полная неуплата налога с таких доходов.

Эффективность такой процедуры позволяет государству облегчить процесс выплаты плательщиками установленным к ним налогам, хотя это и идет в убыток самого государственного бюджета.

Согласно статье 56 Налогового кодекса, назначение налоговых льгот происходит по следующим правилам:

  • местные органы власти вправе устанавливать льготы исключительно по местным налогам или сборам;
  • законодательные органы власти устанавливают, регулируют и контролируют региональные налоги и сборы;
  • индивидуального характера применения и условия предоставления налоговых льгот не могут быть осуществлены в индивидуальном порядке.

Основные цели

Государство, применяя налоговые льготы, преследует сразу две цели:

  • сокращение налогового обязательства плательщика;
  • возможность отсрочки или рассрочки платежей.

Государству выгоднее предоставить плательщику налогов или сборов льготы, по которым он будет в состоянии уплатить назначенные к нему средства, пусть и в меньшем объеме, чем переводить его в статус злостного неплательщика и должника.

Более того принципы гуманизма и значимости гражданина по Конституции РФ позволяют государству с некоторых категорий доходов и плательщиков вообще не взимать никакие налоги и сборы, освобождая их от этой обязанности.

При этом плательщик сам вправе решать, использовать ему налоговые льготы или нет. К примеру, если с алиментных выплат физическое лицо решит уплатить налоги или сборы, то оказать ему в этом праве налоговые органы не могут. При этом такой платеж может быть засчитан в качестве уплаты НДФЛ, если у гражданина нет более никакого другого дохода, а выплаты по налогам должны быть произведены.

Формы предоставления

Поскольку использование льгот по налогам и сборам – это преимущественное право некоторые плательщиков, на законодательном уровне было введено несколько форм выражения преимуществ. Они уже являются обязательными. То есть если плательщик пользуется своим правом на льготы, то форма применяться уже будет в установленном законом порядке.

Различается несколько форм:

  • возможность неуплаты налогов и сборов определенными категориями плательщиков на бессрочной или срочной основе;
  • возможность неуплаты налогов и сборов с определенных объектов, подлежащих налогообложению;
  • пониженные ставки, которая применяется при налогообложении;
  • налоговые вычеты.

Все документы, которые плательщик представляет на рассмотрение в налоговый орган, передаются им лично или через представителя удобным способом.

Налоговый орган при обнаружении прохождения на основании представленных документов плательщика по налоговой льготе, уведомляет об этом в письменном виде или путем передачи информации в личном кабинете плательщика.

Правом плательщика является уплата по налоговой льготе налога или отказа от своего преимущества.

Виды и классификации

Виды налоговых льгот бывают следующие:

  • для физических лиц и для юридических лиц, ИП;
  • общеэкономические и социальные;
  • внешнеэкономические и общеэкономические.

Такая классификация налоговых льгот позволяет более обширно взглянуть на процесс налогообложения и уплаты налогов и сборов отдельными категориями плательщиков.

К примеру, правом ИП или юридического лица при соблюдении всех условий, установленных законодательством, является уплата сборов и налогов по УСН – упрощенной системе. При этом налоговая ставка снижается, но не отменяется полностью. Существуют льготы, которые не подлежат отмене даже по желанию плательщика.

Примечательно, что все налоговые льготы имеют общий характер - они не могут быть применены индивидуально.

Если пенсионные средства (пенсии) не облагаются налогом, то они не облагаются налогом на всей территории РФ, ни один субъект не может установить в индивидуальном порядке свою обязательную ставку к этим средствам.

Все налоговые льготы, установленные в общем порядке, подлежат исполнению и применению на всей территории РФ, региональные и местные налоги и сборы регулируются на местном уровне, но не могут противоречить установленным налоговым законодательством правилам.

Налог на добавленную стоимость (НДС), в части применения льгот, рассматривается в Налоговом кодексе, в главе 21.

Так, согласно этой главе, по НДС применяются следующие льготы: не попадание под налогообложение некоторых доходов юридических лиц и ИП, освобождение от уплаты некоторых видов налогов при уплате НДС плательщиком.

Более того плательщик, уплачивающий НДС, вправе отказаться от своего права на льготы. Установление налоговых льгот возложено на налоговый орган, однако при использовании льготы налоговый орган обязан уведомить плательщика о его праве уплаты по льготам, независимо от того, уплачивается ли плательщиком НДС или нет.

Все документы передаются в налоговый орган своевременно в установленный законом срок.

Однако существуют категории льгот, от которых отказаться нельзя при уплате по НДС. К ним относятся:

  • предоставление в аренду земель или помещений иностранным гражданам или компаниям, которые получили аккредитацию на территории РФ;
  • установленный перечень по реализации, передаче или выполнению, оказанию некоторых услуг.

Для того, чтобы плательщик, работающий по НДС, обязан представить документы и заявление не позднее 1го числа того периода, с которого он намерен отказаться от права на свои льготы. Так же возможна подача заявления на приостановление получения льгот.

Для физических лиц так же установлены определенные налоговые льготы, которые могут быть применены, в случаях, если плательщик с этим согласен. К выплатам, которые сами по себе являются льготами, относятся:

  • стандартные и социальные выплаты;
  • имущественные и профессиональные выплаты;
  • вычеты, которые переносятся на будущий период.

Все вопросы, связанные с процедурой применения и определения налоговых льгот по НДФЛ, регулируются 23 главой Налогового Кодекса.

Правом плательщика является согласием на применение этих льгот или отказа от них. При этом плательщик – физическое лицо, как и организации, обязаны уведомить налоговый орган путем направления документов и заявления об отказе применения в отношении него налоговой льготы.

Срок подачи – не позднее 1го числа нового налогового периода (нового года), с которого планируется отказ от льготы. При этом восстановить свое право можно тоже исключительно с нового налогового периода, а не в хаотичном порядке.

Одним из вариантов предоставления льгот физическим и юридическим лицам, предусмотренным налоговым законодательством, является освобождения от уплаты некоторых видов налоговых сборов, при наличии соответственных оснований и условий. Так, например, предусматривается предоставление льгот по имущественному налогу для физического лица.

Виды льгот Федерального уровня

Основные налоговые льготы установлены в Налоговом Кодексе РФ. Эти льготы имеют юридическую силу на территории всей страны. Отмена норм, предусматривающих льготы кодексом на региональном уровне не допускается.

Налоговым законодательством предусматривается передача части полномочий по установлению налогообложения органам власти субъектов страны, а также органам власти местного уровня. Действие таких налоговых норм распространяется на территорию конкретного субъекта или конкретной муниципальной единицы. Итак, на основании норм кодекса к налогам, которые устанавливаются субъектом, относят:

  1. На имущество предприятий;
  2. На игорный бизнес;
  3. Транспортный налог для физических лиц и юридических лиц.

К платежам местного уровня отнесены:

  1. Земельный налог для физических лиц и юридических лиц;
  2. Налог на имущество;
  3. Торговый сбор.

Итак, какая же специфика льгот по имущественным налогам для физических лиц?


Транспортный налог

Такой налог взимается в связи с наличием в собственности транспортного средства. Нормы по налогообложению устанавливаются на федеральном уровне и дополняются нормами, разрабатываемыми субъектами.

Так, на основании федеральных уровня сумма налогообложения зависит от:

  • Вида транспортного средства;
  • Мощности двигателя транспортного средства (от лошадей).

Не подлежат обложению следующие виды транспортных средств:

  • Автомобили инвалидов, мощность которых не превышает сто лошадиных сил;
  • Спецтехника;
  • Лодки;
  • Транспортные средства, которые получили статус угнанных в соответствии с решением уполномоченных органов;
  • Морские, речные суда.

В различных регионах эти нормы могут быть дополнены на законодательном уровне. Например, у субъектов есть возможность установить льготные категории граждан, которые могут быть освобождены полностью от уплаты сбора или ставка, для которых снижена.

Если Вы – уже пенсионер и хотите получить скидку на оплату транспортного сбора или не платить то необходимо обратиться в органы фискальной службы. Только по факту Вашего обращения и подтверждения статуса льготника по возрасту тогда можете рассчитывать на получение льготной скидки. В случае, если Вы достигли пенсионного возраста и не сообщили об этом в ИФНС, то Вам будет направлено уведомление об уплате сбора в полном объеме.

К льготным категориям, которые могут быть установлены властями соответствующего региона, могут быть отнесены:

  1. Граждане, признанные малоимущими;
  2. Семьи, которые имеют статус многодетных;
  3. Герои СССР и РФ;
  4. Ветераны и инвалиды ВОВ, а также участники иных боевых действий;
  5. Собственники транспортных средств, которые не обладают большой мощностью двигателя.

Перечень льгот, а также лиц, которые вправе на них претендовать, можно узнать на сайте региональных Правительств, законодательных органов.

Земельный налог

Изменился налог на земельный участок, теперь, осуществление платежей производится с учетом не только региональных норм, но и правил, установленных местными органами власти.

На уровне государства закреплен перечень лиц, которые от уплаты налогового сбора освобождены.

В отношении ряда налогоплательщиков, предусмотрена возможность уменьшения ставки налога, путем вычета до 10 000 рублей из кадастровой стоимости объекта. Более подробную информацию можно найти на официальных сайтах законодательного органа местного самоуправления.

Полностью от уплаты земельного налога освобождаются коренные народы Дальнего Востока, Сибири и Севера, кроме того коренные общины народов, с целью сохранения их традиционного образа жизни. Их земельные участки находящихся в пожизненном пользовании на территории крупных муниципальных образований федерального значения устанавливается необлагаемая налогом сумма в 10000 рублей. К таким физическим лицам относятся:

  • Герои СССР, РФ и кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды первой и второй групп, получившие их до 01.01.2014, в том числе инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и других боевых действий;
  • физические лица, попадающие под действие закона №3061-1 от 18.06.1992 (ликвидация последствий взрыва на АЭС в Чернобыле), ФЗ № 175-ФЗ от 26.11.1998 (ликвидация аварии на производстве «Маяк») и ФЗ № 2-ФЗ от 10.01.2002 (пострадавшие в результате ядерных испытаний в Семипалатинске);
  • лица, задействованные в непосредственном испытании термоядерного и ядерного видов вооружения;
  • лица больные лучевой болезнью, вследствие участия в испытаниях ядерного и термоядерного видов вооружений.

Налог на имущество

Имущественный налог подлежит уплате, как физическим лицом, так и организациями, которые зарегистрировались в установленном порядке.

Внесение налогового платежа физическими лицами, регулируется нормами местного законодательства, внесение платежей организациями регулируется законами субъектов.

Налоговым законодательством установлен большой реестр физических лиц, освобождающихся от оплаты платежей по имущественному налогу.

Внесение платежей физическими лицами по налогу на имущество.

Так, например, к ним отнесены следующие категории лиц:

  1. Лица, имеющие статус инвалидов I, II группы;
  2. Ветераны ВОВ и участники других военных действий;
  3. Лица, имеющие звание Героя СССР и РФ;
  4. Лица, проходившие военную службу;
  5. Военные пенсионеры;
  6. Лица, находящиеся на пенсионном обеспечении.

Для организаций дозволяется освобождение от осуществления налогового платежа, если они зарегистрированы в качестве:

  1. Религиозной организации;
  2. Организации осуществляющей поддержку лиц, имеющих статус инвалида;
  3. Организации, которая осуществляет производство фармакологических товаров и другие организации.

Налоговые вычеты

Государством осуществляется возмещение расходов, в случаях, которые определены законом. К ним относятся:

  1. Приобретение недвижимого имущества;
  2. Внесение платы за учебу;
  3. Оплата медикаментов или медицинских услуг;
  4. Уплаты взнос по страхованию, пенсионному обеспечению.

Главным условием возмещения является осуществление трудовой деятельности лицом, претендующим на получение вычета.

Претендовать на его получение могут лица, получающие заработную плату, с которой в налоговой орган перечисляется налог на доход самостоятельно лицом, либо работодателем.

Это означает, что на получение возврата потраченных сумм не могут претендовать те лица, которые осуществляют трудовую деятельность не официально. Исключением являются пенсионеры, поскольку для них законодательством предусмотрена возможность перенесение остатка по имущественному вычету на три года, которые предшествовали обращению. На иные, предусмотренные кодексом вычета претендовать они не смогут, пока не представят сведения о дополнительном доходе, кроме пенсионного обеспечения.

Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Можно сказать, что налоговые льготы – это система скидок при налогообложении, которые предоставляются физическим и юридическим лицам для стимулирования развития бизнеса или уменьшения налоговой нагрузки.

Льготы позволяют снизить объем налогов, которые уплачивают юридические лица или ИП, отсрочить обязательный платеж или предоставить рассрочку на него. При этом следует иметь в виду, что налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам в силу указаний действующего законодательства, а не согласно решениям налоговых органов.

Формы налоговых льгот

Предоставляться такие преимущества могут в различных формах. Например:

пониженные ставки налогов. Например, по основным продовольственным, детским и медицинским товарам применяется льготная ставка НДС 10%;

освобождение от уплаты налога отдельных категорий лиц. К примеру, реализация продуктов питания, произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций, освобождается от обложения НДС;

уменьшения суммы налога к уплате. Например, владельцы грузовых автомобилей – плательщики транспортного налога могут уменьшить сумму транспортного налога на сумму платежей, уплаченных в систему Платон;

Классификация налоговых льгот согласно НК РФ

НК РФ не содержит закрытого перечня и классификации льгот по налогам, но можно сказать, что предоставление налоговых льгот заключается в:

освобождении от налога;

уменьшении налоговой базы;

предоставлении налогового кредита.

Налоговые освобождения

Налоговые освобождения включают следующие виды налоговых льгот:

налоговые каникулы – освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период. Так, ИП, применяющие «упрощенку» или патент, при соблюдении определенных условий могут получить данную льготу на два налоговых периода;

налоговая амнистия – погашение налогоплательщиком просроченной задолженности без применения к нему санкций за просрочку;

полное освобождение от уплаты налога – может предоставляться некоторым категориям на определенный срок или бессрочно (пенсионерам, ветеранам войны, общественным организациям и т.п.).

изъятие – исключение из налоговой базы ее частей, например, освобождение от налогообложения некоторых видов имущества фармацевтических, религиозных и других организаций (ст. 381 НК РФ);

пониженная ставка налога – позволяет некоторым категориям налогоплательщиков уплачивать налог по процентным ставкам более низким, чем общеустановленные ставки. По некоторым налогам льготные ставки могут снижаться до 0%.

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки

Уменьшение базы по налогу, или налоговые скидки:

налоговые вычеты – исключение из налогооблагаемой базы определенной ее части, например, стандартные, социальные и имущественные вычеты по НДФЛ;

необлагаемый минимум – минимальная сумма, не подлежащая налогообложению.

Налоговые кредиты

Инвестиционный налоговый кредит – возможность организации уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, региональным и местным налогам в течение определенного периода с последующей уплатой кредита и процентов по нему (ст. 66 НК РФ). Срок кредита от года до 5 лет при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ.

Кто может использовать налоговые льготы

Поскольку налоговая льгота представляет собой преимущество перед другими плательщиками, то и получать ее могут исключительно резиденты РФ.

Запрет на индивидуальный характер налоговых льгот

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. То есть льгота по налогам и сборам не может быть предоставлена одной конкретной организации или одному физическому лицу. Это должна быть определенная категория плательщиков, которые соответствуют установленным критериям (пункт 1 статьи 56 НК РФ).

Можно ли не использовать льготы по налогам и сборам

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. То есть использование льготы по налогам и сборам не является обязательным к применению для налогоплательщиков.

Таким образом, налогоплательщик, который имеет полное право применять налоговую льготу, может отказаться от этой льготы или приостановить использование льготы по налогам и сборам на определенное время, равное одному или нескольким налоговым периодам (пункт 2 статьи 56 НК РФ).

Уровни применения налоговых льгот

На практике различают льготы по уровню действия. То есть льготы действуют в отношении федеральных, региональных и местных налогов.

Какие нормативные правовые акты устанавливают налоговые льготы

Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Льготы по региональным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) региональными законами (законами субъектов Российской Федерации о налогах). Льготы по местным налогам устанавливаются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (пункт 2 статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, применяются на всей территории РФ и дублировать их в нормативных актах субъекта РФ либо муниципального образования нет необходимости (см. Определение ВС РФ от 05.07.2006 N 74-Г06-11).

Порядок отмены налоговых льгот

Отменять налоговые льготы могут те же субъекты, которые вправе их устанавливать.

Таким образом, льготы по федеральным налогам и сборам отменяются Налоговым кодексом РФ; льготы по региональным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах; льготы по местным налогам отменяются Налоговым кодексом РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах) (статья 56 Налогового Кодекса РФ).

Здесь необходимо отметить, что льготы, установленные НК РФ, не могут быть изменены или отменены нормативным актом регионального или местного уровня (см. Письмо Минфина России от 17.10.2012 N 03-02-08/92).

Итоги

Налоговые льготы – одна из важнейших составляющих здоровой экономики государства. Скидки на налогообложение помогают в развитии различных отраслей производства и служат стимулом к развитию бизнеса.

Власти применяют разные виды налоговых льгот с целью регулирования социально-экономических отношений.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Управление Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу информирует налогоплательщиков о налоговых льготах для физических лиц.

О льготе по налогу на имущество физических лиц для собственников коммунальных квартир

Согласно статье 11-10-2 Закона Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 29.11.2019 №606-131) право на льготу по налогу на имущество физических лиц имеют физические лица в отношении принадлежащих им долей в праве общей долевой собственности на коммунальные квартиры.

Для целей указанной статьи:

  • под коммунальной квартирой понимается квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более собственникам, не являющимся членами одной семьи, при условии, что доля получена налогоплательщиками в собственность на основании договора передачи доли в коммунальной квартире в собственность граждан при приватизации в соответствии с законодательством в сфере приватизации жилищного фонда либо на основании иных последующих сделок в отношении такой доли;
  • под членами семьи понимаются супруги, дети, родители.

Налоговая льгота предоставляется в виде уменьшения суммы исчисленного налога на имущество физических лиц на величину, равную произведению кадастровой стоимости 10 квадратных метров общей площади коммунальной квартиры и ставки налога на имущество физических лиц, подлежащей применению при исчислении налога на имущество физических лиц в отношении этой квартиры.

Действие положений данной статьи применяется с налогового периода 2019 года.

При обращении налогоплательщиков за предоставлением вышеназванной налоговой льготы (дополнительного налогового вычета), налогоплательщик представляет заявление, заполненное по форме, утвержденной приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@).

В заявлении необходимо отразить реквизиты документов, подтверждающих право на налоговую льготу, а также налогоплательщик вправе приложить к заявлению следующие документы:

  • копию договора передачи доли в коммунальной квартире в собственность граждан либо копия договора о последующих сделках с такой долей (например, договор купли, договор дарения, свидетельство о праве на наследство и т.д.);
  • справку о характеристике жилого помещения (форма №7);
  • справку о регистрации (форма №9);
  • копию 14-17 страниц паспорта гражданина Российской Федерации;
  • копию свидетельства о рождении собственника;
  • копию свидетельства о браке (при наличии зарегистрированного брака).

О льготах по имущественным налогам для лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей

По налогу на имущество физических лиц

В соответствии с пунктом 6.1 статьи 403 Налогового кодекса РФ, налоговая база в отношении объектов налогообложения, указанных в пункте 3 статьи 403 Налогового кодекса РФ, находящихся в собственности физических лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, уменьшается на величину кадастровой стоимости 5 квадратных метров общей площади квартиры и 7 квадратных метров общей площади жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Указанное уменьшение может быть предоставлено как одному, так и второму родителю, а также усыновителю (удочерителю), опекуну, попечителю (приемному, патронатным родителям), имеющим трех и более несовершеннолетних детей, имеющих объекты налогообложения. В случае если объект налогообложения принадлежит только детям (одному из детей), уменьшение не предоставляется.

По земельному налогу

В соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка. Если площадь участка составляет не более 6 соток – налог не взимается, если площадь участка превышает 6 соток – налог рассчитывается за оставшуюся площадь. Вычет может быть предоставлен как одному, так и второму родителю, а также усыновителю (удочерителю), опекуну, попечителю (приемному, патронатным родителям), имеющим трех и более несовершеннолетних детей в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге» и Закона Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» от уплаты земельного налога освобождается один из родителей (усыновителей), опекунов или попечителей, имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет, в отношении одного земельного участка на территории Санкт-Петербурга, находящегося в их собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Налоговые льготы для детей в составе многодетных семей не установлены.

По транспортному налогу

В соответствии с Законом Санкт–Петербурга от 04.11.2002 №487–53 «О транспортном налоге» и Законом Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах» от уплаты транспортного налога освобождается, зарегистрированный по месту жительства в Санкт–Петербурге, один из родителей (усыновителей), опекунов (попечителей), имеющих в составе семьи трех и более детей в возрасте до 18 лет, за одно транспортное средство с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно.

Льгота предоставляется на основании заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на льготу:

  • паспорта гражданина Российской Федерации (для родителей, усыновителей, включая страницы 16–17 паспорта),
  • свидетельства о рождении детей (при отсутствии соответствующих записей в паспорте гражданина Российской Федерации),
  • документов, подтверждающих статус опекуна, попечителя (опекунское свидетельство, договоры об осуществлении опеки или попечительства в отношении детей либо договоры о приемной семье (для опекунов, попечителей),
  • свидетельство о государственной регистрации акта усыновления.

Информация о категориях налогоплательщиков, имеющих право на льготы, перечне документов, являющихся основанием для предоставления льготы, размещена на сайте ФНС России в интернет–сервисе «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Форма заявления на предоставление льготы утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 14.11.2017 №ММВ-7-21/897@ и размещена на указанном сайте.

Заявление можно подать в любой налоговый орган по выбору налогоплательщика любым из следующих способов:

  • лично (через законного или уполномоченного представителя);
  • с помощью электронного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» на официальном сайте ФНС России;
  • по почте;
  • через любое отделение Санкт-Петербургского государственного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных услуг».

Фото

*к заявлению налогоплательщик вправе приложить документы, подтверждающие право на льготу.

В целях корректного проведения массового расчета налогов просим вас предоставить соответствующее заявление до 1 мая 2020 года.

Информацию об установленных налоговых льготах можно получить, воспользовавшись интернет-сервисом «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС России.

Форма заявления о предоставлении налоговой льготы утверждена Приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897 и обязательна к применению начиная с 01.01.2018.

В случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.

Последнее обновление информации: 02.04.2020

Читайте также: