Прекращение начисления пени по налогам

Опубликовано: 16.05.2024

Содержание

  • Что такое пени?
  • Кто рассчитывает пени?
  • За какие дни начисляются пени?
  • Формула для расчета
  • КБК для перечисления пеней в 2020 и 2021 годах
  • В каком случае можно не платить?
  • Онлайн-калькулятор пеней
  • Инструкция по использованию калькулятора пеней

Руководители бизнеса и бухгалтеры, даже самые добросовестные, вынуждены иногда платить пени. Что это такое, почему их нужно платить, как рассчитать пени и какие дни включать в расчет, — расскажем в статье. А еще вы сможете бесплатно рассчитать пени с помощью нашего онлайн-калькулятора.

Что такое пени

Пени по налогам и взносам — это штрафные санкции за просрочку или неполную (частичную) уплату налогов или взносов. Можно сказать, что это вид неустойки за невыполнение обязательств по уплате налогов, также они начисляются за неуплату коммунальных платежей или алиментов, поставок по договору. Но нас в этой статье интересуют налоговые пени, их назначение, расчет и уплата регламентированы в ст. 75 НК РФ.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

Кто рассчитывает пени

Если налогоплательщик или работодатель вовремя не перечислил налог или взносы, ему начисляются пени. Чтобы уплатить пени, придется дождаться требования из ИФНС, которая сама должна установить факт неуплаты и начислить пени.

Если налогоплательщик увидел недоимку по налогу и планирует ее закрыть, нужно действовать в таком порядке:

  • рассчитайте сумму пеней самостоятельно;
  • уплатите сумму недоимки и пеней;
  • отправьте уточненную декларацию.

В таком случае налогоплательщик избежит штрафа (см. п. 1 и п. 4 ст. 81 НК РФ). Если вы сначала отправите уточненку и только потом заплатите недоимку и пени, налоговая назначит штраф.

За какие дни начисляются пени

Первым днем начисления пеней считается следующий день после окончания срока уплаты налога или взносов. Последний день начисления пеней зависит от того, в какую дату возникла недоимка:

  • до 27 декабря 2018 года — день уплаты налогов, взносов не включается в количество дней просрочки (Письма Минфина России от 05.07.2016 N 03-02-07/2/39318, ФНС России от 06.12.2017 N ЗН-3-22/7995@);
  • после 28 декабря 2018 года — включайте день погашения недоимки в количество дней просрочки (п. 3, 7 ст. 75 НК РФ).

Если вы начисляете пени по взносам на страхование от несчастных случаев, количество дней просрочки в любом случае считается со дня, следующего за сроком уплаты, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Закона N 125-ФЗ).

Как рассчитать пени

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования. Такого же порядка придерживаются организации с любым периодом просрочки по взносам на травматизм. Для других налогов и взносов это применимо, если недоимка возникла до 1 октября 2017 года.

Если просрочка организации составила 31 день и больше, ставка повышается до 1/150 от ключевой. Рассчитывайте пени так:

    Сначала исчисляем пени за первые 30 дней просрочки:

Если в период просрочки ставка рефинансирования менялась, рассчитывайте пени отдельно за дни, в которых действовали разные ставки.

Как рассчитать пени по авансовым платежам

Порядок расчета пеней по авансам аналогичен расчету пени по налогу. Но учитывайте, что количество дней просрочки нужно считать со дня, следующего за сроком уплаты авансового платежа и до наиболее ранней из двух дат:

  • дата фактической уплаты платежа;
  • установленная дата уплаты налога за налоговый период или авансового платежа за отчетный период.

Начисленную сумму пеней можно уменьшить. Если налог за налоговый период оказался меньше суммы авансов в течение этого периода, пени надо пересчитать исходя из суммы, которая не превышает налог. Аналогичный порядок действует при низком авансовом платеже по итогам отчетного периода.

КБК для перечисления пеней в 2020 и 2021 годах

Платите пени вместе с суммой недоимки или после уплаты всей суммы налога (взноса). Для этого оформите отдельное платежное поручение с использованием следующих КБК:

  • Пенсионное страхование — 182 1 02 02010 06 2110 160
  • Медицинское страхование — 182 1 02 02101 08 2013 160
  • Страхование по нетрудоспособности и материнству — 182 1 02 02090 07 2110 160
  • Страхование на травматизм — 393 1 02 02050 07 2100 160
  • Налог на прибыль в фед. бюджет — 182 1 01 01011 01 2100 110
  • Налог на прибыль в рег. бюджет — 182 1 01 01012 02 2100 110
  • НДС — 182 1 03 01000 01 2100 110
  • Налог по имуществу, кроме ЕСГС — 182 1 06 02010 02 2100 110
  • Налог по имуществу, входящему в ЕСГС — 182 1 06 02020 02 2100 110
  • НДФЛ (и ИП «за себя») — 182 1 01 02020 01 2100 110
  • УСН «доходы» — 182 1 05 01011 01 2100 110
  • УСН «доходы-расходы» и минимальный налог — 182 1 05 01021 01 2100 110
  • ЕНВД — 182 1 05 02010 02 2100 110

Когда можно не платить пени

В некоторых случаях пени не начисляются. Например, когда счет налогоплательщика заблокирован или деньги арестованы по постановлению суда. Или когда при расчете налогов или взносов бизнесмен руководствовался постановлением суда.

Как рассчитать пени на онлайн-калькуляторе

Рассчитайте пени с помощью нашего бесплатного калькулятора. Расчеты займут меньше минуты.

Инструкция по использованию калькулятора пеней

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки. Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Остается только нажать кнопку “Рассчитать” - и вы увидите результат в правой части калькулятора. После всех расчетов вы сможете распечатать результат прямо из калькулятора, нажав появившуюся кнопку “Напечатать”.

Легко ведите учет, начисляйте зарплату, автоматически формируйте отчетность и отправляйте ее онлайн. Сервис напомнит о важных задачах и датах, обновляется автоматически, доступен из любого места, где есть интернет. Протестируйте возможности Контур.Бухгалтерии бесплатно в течение 14 дней.

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Любая организация обязана выплачивать установленные государством налоги. Для каждого вида налога определены сроки их внесения в бюджет. Если компания нарушает установленный порядок, что приводит к возникновению просрочки, налоговая обязана начислить на сумму долга пени. Одновременно фискальные органы вправе принимать акты об ограничении должника в его расходных операциях через банковские счета. Также налоговая обладает правом через суд арестовать имущество должника в целях обеспечения исполнения его налоговой обязанности.

Как только истекает срок оплаты отдельного налога, а средства для его погашения не поступают в налоговую, у государства возникает право по исчислению пени на непогашенную задолженность. Расчет ведется со дня, следующего после установленной законом даты для оплаты налога. Санкции применяются безотносительно к другому налоговому бремени, лежащему на налогоплательщике. Чем дольше просрочка, тем выше будет размер пени.

В НК РФ имеются нормы, допускающие перерыв в начислении пени. Такая возможность возникает в ситуации принятия налоговой решения о запрете совершения операций по расчетным счетам налогоплательщика или издания судебного акта об аресте имущества должника.

Даже если компания подаст в налоговые органы заявление о рассрочке или об отсрочке оплаты долга, несмотря на это пени будет начисляться по прежней схеме, то есть за каждый день просрочки.

Расчет ведется исходя из имеющегося размера долга и ставки рефинансирования Банка России в конкретный период.

В практике арбитражных судов имеется достаточное количество дел по искам об отмене актов налоговых структур в связи с невозможностью осуществления платежей по налогам ввиду запрета совершения расходных операций на банковских счетах компании и ареста ее имущества. Каждый из таких случаев индивидуален и требует оценочного подхода к причинам, повлекшим невозможность осуществления налоговых платежей.

В качестве примера можно привести решение АС г. Москвы от 27 декабря 2018 года, которым организации было отказано в признании уважительными причины неоплаты налогов в установленный законом срок.

1515502614_img_6eafbu.jpg

Основные доводы искового заявления

Общество направило в АС г. Москвы заявление с просьбой признать незаконными десять решений о начислении ему пени за неуплату налогов, принятых МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 2 в период с ноября 2015 года по ноябрь 2016 года.

Свою позицию Общество обосновало тем, что в указанный период оно не могло оплатить налоги, так как на его имущество и расчетные счета был наложен арест на основании судебного акта. Истец полагал, что налоговая не могла начислять пени, так как в его случае вступил в силу п. 3 ст. 75 НК РФ.

В иске Общество указало, что с его стороны были приняты все действия к уплате всех начисленных налогов. Подтверждалось это платежными поручениями, которые своевременно направлялись в банк. Однако исполнение данных платежек не было осуществлено банком из-за ареста расчетного счета Общества. Также у организации имелось имущество, но из его пояснений следовало, что и его оно не могло использовать для погашения долга по налогам ввиду наложения ареста.

Правила начисления пени за нарушение сроков уплаты налоговых платежей

Обязанность уплатить налоги вменяется каждому налогоплательщик (п. 1 ст. 45 НК РФ), за некоторыми исключениями, указанными в законе. Налоговые платежи необходимо уплачивать строго в пределах установленных сроков. Можно оплатить требуемую сумму досрочно, но не позднее определенной законом даты. Если срок будет нарушен, то на сумму долга налоговая начисляет пени в виде процентов. Начисление пени происходит за каждый просроченный день, со следующего дня после наступления срока для оплаты налоговых платежей (ст. 75 НК РФ).

Отсутствие своевременной оплаты налога влечет за собой направление неплательщику соответствующего требования о погашении долга (ст. 69 НК РФ).

Платежные поручения, направленные Обществом с октября 2015 г. по ноябрь 2016 г. в банк для уплаты налогов, помещались в картотеку распоряжений из-за решения о наложении ареста на расчетный счет Истца. Позднее они были аннулированы Обществом и отозваны.

Из имевшихся документов следовало, что налоговая на протяжении года адресовала Обществу девять уведомлений с требованием об уплате возникшей задолженности. Несмотря на получение Истцом данных требований, долг так и не был оплачен. Учитывая указанное, инспекция вынесла решения в прядке ст. 46 НК РФ о взыскании с Истца суммы за просрочку в размере 160 млн. руб. Долг подлежал взысканию с расчетного счета Истца.

Причины для приостановления начисления налоговых пени должны быть вескими

Общество обосновывало свои требования об отмене решений налоговой, ссылаясь на п.3 ст. 75 НК РФ. Согласно данному пункту, пени не подлежит начислению в следующих случаях:

  • если налоговая своим решением приостановила операции по банковскому счету должника;
  • наложен арест на имущество организации.

Основная функция пени — возместить государству его потери из-за несвоевременной оплаты налогов. Именно поэтому пени подлежат оплате независимо от применения к организации иных мер налоговой ответственности (п. 2 ст. 75 НК РФ).

Из смысла статьи 75 НК РФ следует, что пени начисляется всегда, когда есть факт просрочки. В п. 3 имеется исключение, при котором пени не текут:

  • если налоговая приняла решение о запрете на совершение расходных операций по банковским счетам фирмы;
  • судом был принят акт об аресте имущество налогоплательщика.

В указанных случаях пени перестают начислять на весь период существования сложившихся обстоятельств.

Несмотря на прямое действие данной нормы, ее реализация не происходит автоматически. Чтобы получить освобождение от пени, необходимо доказать, что принятие налоговой или судом обеспечительных мер непосредственно было связано с невозможностью исполнить налоговую обязанность.

Истец таких сведений не предоставил. Из его заявления следовало, что налоговая приняла спорные решения в период начисления Обществу пени, а не в момент наступления срока для погашения начисленных налогов. Таким образом, Истец не был лишен возможности исполнить свои обязанности в установленные законом сроки.

Кроме того, Истец не доказал, что все имевшиеся у него банковские счета были арестованы. В ходе рассмотрения дела выяснилось, что у Общества имелись еще три депозитных счета в сторонних банках. Данные счета не были арестованы, поэтому организация могла оплатить налоги через другие банки, но не сделала этого.

В ст. 76 НК РФ содержится норма, согласно которой наличие решения о приостановлении расходных операций с банковских счетов не препятствует осуществлению платежей, осуществляемых до уплаты налогов (так называемая первая и вторая очередь). К таким платежам относится ряд исполнительных документов:

  • о взыскании средств для компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью людей;
  • о взыскании алиментов;
  • о выплате выходных пособий, заработной платы и авторских вознаграждений.

Арест на имущество как довод о невозможности осуществить оплату налогов

Истец в подтверждение своей позиции указал, что его имущество находилось под арестом. Указанное, по его мнению, явилось дополнительным основанием для неуплаты исчисленных налогов и влияло на начисление пени за спорный период.

Из бухгалтерских отчетов следовало, что на конец 2015 г. Истец имел основные средства на общую сумму 1,6 млрд. руб. и материальные запасы в сумме 45,9 млрд. руб. На конец 2016 года стоимость основных средств увеличилась на 34 млн., а материальные запасы сократились на 23 млрд.

Из бухгалтерских документов было видно, что организация имела имущество, вела предпринимательскую деятельность и получала прибыль. Следовательно, финансовое состояние компании позволяло ей погасить долг перед налоговой.

Общество утверждало, что из-за ареста имущества оно не смогло оплатить долг. Судье был предоставлен документ, указывающий на запрет регистрационных действий с транспортными средствами. Второй документ касался наложения запрета на действия по распоряжению имуществом, передаче прав на него иным лицам или наложения на него различных обременений. Анализ актов показал, что Общество имело полное право использовать имущество в хозяйственной деятельности и извлекать из нее прибыль.

Однако Общество указало, что на любой доход, полученным им в результате использования арестованного имущества, также налагается арест. Но документально данный довод ничем не подкрепил.

Суд акцентировал внимание сторон и на том факте, что Истец не обращался в налоговую с заявлением об изменении срока уплаты налогов в порядке главы 9 НК РФ.

Таким образом, Истец не имел доказательств наличия связи между непогашенной задолженностью по налогам и фактом ареста его счетов и имущества, поэтому суд отказал ему в иске.

Выводы

Существуют обстоятельства, наличие которых позволяет приостановить начисление пени. Один из таких случаев — приостановление операций по счетам организации, а также арест имеющегося у нее имущества. Суды могут отказать в перерасчете пени по данной причине, если не будет доказано, что между невозможностью оплаты начисленных пени и принятыми обеспечительными мерами имеется причинно-следственная связь.

Если налогоплательщик может свободно пользоваться своим имуществом для извлечения прибыли, то он не вправе ссылаться на наложение обременений на имущество в качестве причины для неоплаты начисленных налогов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

от 11 октября 2016 г. по делу N А40-198501/2015

История рассмотрения дела

Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2016 года.

Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2016 года.

Арбитражный суд Московского округа в составе:

Председательствующего судьи: Матюшенковой Ю.Л.

судей: Буяновой Н.В., Егоровой Т.А.

при участии в заседании:

от заявителя Яременко И.В. д. от 15.08.16

от Общества Чесноков А.Д. д. от 30.09.16

рассмотрев 11 октября 2016 года в судебном заседании кассационную жалобу

Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3

на решение от 10.03.2016

Арбитражного суда города Москвы,

принятое судьей Бедрацкой А.В.,

на постановление от 01.06.2016

Девятого арбитражного апелляционного суда,

принятое судьями Кочешковой М.В., Яковлевой Л.Г., Мухиным С.М.,

по заявлению ПАО "Уралкалий" (ИНН: 5911029807, ОГРН: 1025901702188)

к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (ОГРН 1047702057732)

о признании недействительными действий, выразившихся в начислении пеней,

Публичное акционерное общество "Уралкалий" (далее - ПАО "Уралкалий", Общество, Заявитель) обратилось в арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 (далее - Инспекция, МИ ФНС, налоговый орган) о признании незаконными действий Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 по начислению пеней в период с 26.03.2015 г. по 05.04.2015 г. в размере 77 121, 63 руб. за несвоевременную уплату НДПИ за февраль 2015 г.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2016 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016 г., заявление ПАО "Уралкалий" удовлетворено, действия МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 по начислению пеней ПАО "Уралкалий" за период с 26.03.2015 г. по 05.04.2015 г. в размере 77121,63 руб. за несвоевременную уплату НДПИ за февраль 2015 г. признаны незаконными.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 284 , 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой заявитель, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявитель указал на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм НК РФ. До даты представления налогоплательщиком декларации по НДПИ у инспекции отсутствовали основания для зачета излишне уплаченного налога.

В заседании суда кассационной инстанции представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Представитель Общества в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда возражал против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах. Отзыв на кассационную жалобу представлен и приобщен к материалам дела.

Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права, доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как установлено судами, и подтверждается материалами дела, ПАО "Уралкалий не был уплачен налог на добычу полезных ископаемых за февраль 2015 г. на сумму 25 494 742 рубля. В связи с этим Инспекция пришла к выводу об образовании у Общества недоимки и начислила ПАО "Уралкалий" пени за период с 26.03.2015 г. по 05.04.2015 г. в размере 77 121, 63 руб.

Заявитель не согласился с действиями Инспекции и 06.05.2015 г. исх. N 05.1-19/299 обратился с жалобой в Федеральную налоговую службу России (далее - ФНС России) с заявлением о признании начисления пеней за несвоевременную уплату НДПИ неправомерным.

Решением от 22.06.2015 г. N СА-4-9/10790@) ФНС России признала действия Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 3 по начислению пеней правомерными.

ПАО "Уралкалий, посчитав, что пени в размере 77 121, 63 руб. за несвоевременную уплату НДПИ начислены налоговым органом незаконно, обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы.

Удовлетворяя требование ПАО "Уралкалий", суды обоснованно приняли во внимание следующее.

Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.

При этом Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", принимая во внимание системное толкование норм статей 78 и 79 НК РФ, указал, что задолженность налогоплательщика по уплате налога подлежит погашению посредством ее зачета в счет подлежащих возврату налогоплательщику излишне уплаченных или взысканных сумм налога, пеней, штрафа.

По общему правилу при отсутствии недоимки налогоплательщик имеет право на зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей ( пункт 4 статьи 78 НК РФ). При наличии недоимки на основании пункта 5 статьи 78 НК РФ налоговый орган должен самостоятельно зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию. При этом у налогового органа не возникнет оснований для начисления пеней в счет неуплаты налога.

Как отметил Конституционный Суд в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.

Обязанность налогового органа произвести зачет также подтверждается правоприменительной практикой, например, Постановлением ФАС Московского округа от 31.07.2014 г. N Ф05-8098/2014 по делу N А40-142764/13, Постановлением ФАС Уральского округа от 15.11.2011 г. N Ф09-6985/11 по делу N А47-4415/2010.

Таким образом, с учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу, что налоговый орган должен был самостоятельно осуществить зачет суммы недоимки в счет имевшейся на дату уплаты налога в бюджет суммы переплаты.

Неисполнение налоговым органом обязанности по осуществлению зачета при выявлении факта неперечисления Заявителем сумм НДПИ (Инспекция осуществила данный зачет значительно позднее - 06.04.2015 г.), позволило налоговому органу неправомерно признать наличие у Заявителя недоимки по НДПИ и незаконно начислить Заявителю пени с даты уплаты НДПИ по дату фактического осуществления зачета налоговым органом.

Суды правомерно учли, что для целей НК РФ недоимка - это сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. В соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в том числе с момента принятия решения налоговым органом о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

В силу положений пункта 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае перечисления налога в более поздний срок по сравнению с установленным.

В силу главы 11 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и является правовосстановительной мерой государственного понуждения, носящей компенсационный характер.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 г. N 202-О указал, что предусмотренное статьей 75 НК РФ начисление пеней направлено на компенсацию потерь бюджета, вызванных поступлением причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки. И поскольку статья 75 НК РФ гарантирует обеспечение потерь бюджета, суд, применяя названную норму, должен установить, имелись ли такие потери в конкретном бюджете вследствие неуплаты налогоплательщиком налога, при условии, что у него имелась переплата по другим налогам, но в тот же бюджет.

Как правильно установлено судами, на момент возникновения обязанности по уплате НДПИ за февраль 2015 года у Заявителя имелась переплата налога на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта (Пермского края) в сумме, превышающей сумму, подлежащего уплате НДПИ. Данное обстоятельство не оспаривается и Инспекцией.

В соответствии с пунктом 2 статьи 343 НК РФ НДПИ подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом согласно пункту 1 статьи 335 НК РФ местом нахождения участка недр признана территория субъекта (субъектов) Российской Федерации, на которой (которых) расположен этот участок; участок расположен в Пермском крае. Таким образом, НДПИ подлежит уплате в бюджет Пермского края.

В то же время, согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ сумма налога на прибыль организаций, исчисленная по налоговой ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. Соответственно, поступления от этих двух налогов поступают в один и тот же бюджет.

Российским налоговым законодательством не установлено право налогового органа на начисление пени, если на момент возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате в бюджет одного налога, у него есть переплата другого налога в тот же бюджет.

Довод МИ ФНС о том, что у налогового органа в период с 25.03.2015 г. по 06.04.2015 г. не было технической возможности установить наличие у ПАО "Уралкалий" переплаты по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта (Пермского края) в сумме, превышающей сумму, подлежащего уплате НДПИ, обоснованно отклонен судами, так как организация деятельности налогового органа не может нарушать права налогоплательщика.

При таких обстоятельствах выводы судов о признании незаконными действий Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 по начислению пеней в период с 26.03.2015 г. по 05.04.2015 г. в размере 77 121, 63 руб. за несвоевременную уплату НДПИ за февраль 2015 г. соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны при правильном применении норм материального права.

Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с оценкой судами имеющихся в деле доказательств, по сути, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражными судами первой и апелляционной инстанции при вынесении обжалуемых судебных актов, не допущено.

Руководствуясь статьями 176 , 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решение Арбитражного суда города Москвы от 10.03.2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2016, по делу N А40-198501/2015 - оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Каковы бы ни были требования налоговых инспекций по своевременной уплате сборов, существует небольшая возможность задержки, неуплаты. В таком случае органами включается механизм назначения штрафных санкций, первостепенной из которых является начисление пени за просроченный платеж.

В данной статье подробно рассмотрим все, связанное с пеней по налогам. Когда начисляется, кто и как должен уплачивать штраф, какие сроки даются на погашение. Все вопросы будут подробно расписаны ниже.

Общие вопросы по пени и налогам

Пени по налогам

Пени является не столько финансовым наказанием, сколько штрафной санкцией за просрочку платежа. Именно это значение придается Налоговым Кодексом (далее – Кодекс) данному виду санкций. Своего рода наказание за несвоевременную подачу актуальных данных в налоговые службы.

Штраф за неуплату налогов может быть начислен физическим, юридическим лицам. Обязательство по уплате накладывается на должника не в момент уведомления о задолженности, но в тот самый день, когда налог не поступает в бюджет в оговоренные в Кодексе сроки. Независимо от того, требует ли налоговая инспекция оплаты пени или нет – она должна быть совершена во избежание дальнейших санкционных мероприятий финансового и иного характера.

Исключением может быть ситуация, когда пеня формируется за неуплату налоговых сборов в тот момент, когда имущество задолжавшего арестовано судебными инстанциями, налоговыми органами. На весь период ареста имущества пеня не распространяется.

Методика расчета пени по налогам

Методика начисления пени по налогам

Пеня начисляется за каждый день просроченной платы по налогам. День, следующий за последним возможным для погашения задолженности по налоговым сборам, является началом исчисления штрафных санкций. Пеня продолжает начисляться вплоть до момента погашения всей начисленной задолженности.

День, когда финансовые средства передаются на указанные счета физическим, юридическим лицом считается днем погашения возникшей задолженности. Стоит помнить, что перечисления не всегда аккуратны по времени. Некоторые платежные системы подразумевают достаточно продолжительный срок обработки платежей, это касается таких финансовых структур, как

  • Яндекс.Деньги,
  • QIWI,
  • Webmoney,
  • Western Union

и прочих подобных. Необходимо брать в расчет до пяти дополнительных дней на обработку передаваемого платежа.

По Кодексу размер пени напрямую зависит от ставки рефинансирования Центробанка и начисляется как процент от общей суммы задолженности ежедневно. С 2013 года Центробанк ввел понятие ключевой ставки рефинансирования, отличающейся от той, что используется при начислении пени.

Ключевая ставка используется Центробанком для урегулирования финансовых отношений с коммерческими структурами, банковскими организациями. Для нашей статьи подходит ставка рефинансирования, влияющая на ценообразование банковских структур, на налоговые отчисления, а также пени, разнообразные штрафы.

Плательщики пени

Плательщики пени

Уплачивается начисленная пеня в полном размере вместе с необходимой суммой погашения налоговой задолженности, либо после уплаты оной. Касается это как физических лиц, так и компаний, предприятий.

Рассчитать пени можно такими способами:

  • самостоятельно, пользуясь формулами, приведенными на сайте налоговых служб;
  • обратившись к специалистам, работающим в банковской организации;
  • зайдя в личный электронный кабинет на государственных услугах или в кабинете налогоплательщика.

Лучше озаботиться расчетом пени до того момента, когда налоговая инспекция пришлет уведомление об образовавшейся задолженности и соответственных штрафных санкциях.

Когда налоговый орган не получает финансовые средства непосредственно по сбору и по уплате пени в течение полугода, тогда он имеет полное право обратиться в судебные инстанции. Взыскание самого сбора и пени по налогам будет проведено в принудительном порядке. Правда это актуально, когда речь идет о сумме задолженностей не меньше, чем три тысячи рублей.

Исковая давность заканчивается по истечению трех лет с момента обращения налоговой службы в судебные инстанции.

Методика расчета пени по налогам

Методика расчета пени по налогам

Как уже было сказано, основным показателем для расчета пени будет ставка рефинансирования. Если она не изменялась на протяжении всего срока просроченной задолженности – расчет будет достаточно прост.

Необходимо выяснить несколько простых вещей:

  1. Значение ставки рефинансирования на нужный период можно взять с официального сайта Центробанка.
  2. Периодом, за который необходимо уплатить пени, является срок с первого дня просрочки платежа до дня, когда осуществляется погашение, включая выходные и праздничные дни.
  3. Сумма задолженности выясняется на официальном сайте налоговой в личном кабинете, либо на сайте государственных услуг.

Все полученные значения пригодятся для окончательного расчета посредством формулы:

1 / 300 * З * СтР * Дн,

  • З – общая сумма задолженности по невыплаченным сборам;
  • СтР – значение ставки рефинансирования;
  • Дн – количество дней, на которые просрочен платеж.

В случае если ставка рефинансирования менялась за искомый период, то общее количество дней разбивается на периоды с одинаковым значением ставки, каждый такой период рассчитывается отдельно, а полученные суммы складываются.

Чтобы не путаться в цифрах и значениях, можно воспользоваться специальным калькулятором для пени по налогам, представленным на официальном сайте налоговой службы.

Учет пени в отчетности предприятий

Учет пени в отчетности предприятий

Если физическое лицо может просто заплатить штраф, то организации необходимо каждое финансовое действие зафиксировать. Для этих целей в бухгалтерской отчетности открывается суб.счет к счету номер шестьдесят восемь, соответственным образом озаглавленный. Для фиксирования данных используются проводки по начисленным пени по налогам, а также по пени, уплаченным в бюджет.

Даже если организация собирается оспаривать решение налоговой службы о начислении штрафных денежных санкций, пени по налогам лучше всего уплатить в отведенные сроки, дабы выполнить обязательства. После этого, если судебные инстанции примут решение в пользу компании, а не налогового органа – уплаченные штрафы будут возвращены, а в учете можно будет указать соответствующие данные.

Стоит также запомнить, что пени по налогам, разнообразные штрафы не берутся в учет при расчете налога на прибыль.

Расчет пени по налогам

Пеня и штраф – не одно и то же

Одним из оснований для начисления пеней и штрафов является неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога или исполнение её в более поздний срок. Причины плохого исполнения данных обязанностей могут быть разными. Это ошибки в бухгалтерских проводках, неправильное определение налоговой базы, использование не той ставки налога, неправильное применение льготы по налогу, неверное применение налоговых вычетов и даже просто технические ошибки при заполнении декларации.

Ошибка в исчислении налога может быть обнаружена самим налогоплательщиком. В этом случае при выявлении заниженной суммы налога он самостоятельно платит недостающую сумму налога и соответствующие ей пени, а затем представляет в налоговую инспекцию уточнённую декларацию.

Но может быть и другой вариант. Факт искажения сведений, приведший к неисполнению обязанности по уплате налога полностью или частично, выявляет налоговый орган. В результате налогоплательщик получает решение налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (решение о привлечении к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности) и требование об уплате недоимки по налогу, пени и штрафа.

Независимо от варианта обнаружения ошибок механизм начисления пеней един. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты. Процентная ставка пеней принимается равной 1/300 действующей в эти дни ставки рефинансирования Банка России. Расчёт пеней производится отдельно за каждый период действия конкретного значения ставки в период задолженности, а полученные результаты затем складываются.

И если пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 1 , то штраф - это уже налоговая санкция в виде денежного взыскания, которая является мерой ответственности налогоплательщика за совершение налогового правонарушения 2 . Штраф за неуплату или неполную уплату налога может составить 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора), а при наличии умысла – 40 % 3 .

И штрафы, и пени, подлежащие перечислению в бюджет, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций 4 .

Способы отражения в учёте пени и штрафов

Так как законодательство о налогах и сборах разграничивает понятия «пени» и «штраф», то и способы их отражения в бухгалтерском учёте могут быть разными.

Штрафы за нарушение налогового законодательства в бухгалтерском учёте отражаются по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам». Это прямо предусмотрено п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности 5 и Инструкцией по применению Плана счетов, в которой чётко прописано, что на счёте 99 «Прибыли и убытки» в течение отчётного года отражаются «также суммы причитающихся налоговых санкций в корреспонденции со счётом 68 "Расчёты по налогам и сборам"». Аналогичные разъяснения дает и Минфин России 6 .

По отражению в бухгалтерском учёте пеней, подлежащих перечислению в бюджет, существует две позиции.

В первом случае эксперты идут по пути упрощения учёта. Объединяют пени и штрафы термином «санкции за несоблюдение правил налогообложения» и предлагают их учитывать так же, как и штрафы, т. е. по дебету счёта 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам». При данном способе учёта аналитику предлагается вести по субсчетам счёта 68 в разрезе налогов, по которым начислены пени и штрафы.

Другая позиция экспертов заключается в том, что суммы пени на недоимку по налогам удовлетворяют определению расхода. Ведь начисление пеней приводит к возникновению у организации обязательства и уменьшению её капитала 7 . Данный расход не является расходом по обычным видам деятельности, поэтому его квалифицируют как «прочий» 8 . И предлагают отражать суммы начисленных пеней по дебету счёта 91 «Прочие доходы и расходы», субсчёт 91-2 «Прочие расходы» в корреспонденции со счётом 68 «Расчёты по налогам и сборам».

В связи с наличием нескольких допустимых способов отражения пеней в бухгалтерском учёте один из них необходимо закрепить в учётной политике организации 9 .

Пени – прочий расход

Рассмотрим алгоритмы действий налогоплательщика при отражении пени и штрафов, когда ошибка, приведшая к неуплате налога, обнаружена им самостоятельно или она выявлена в результате налоговой проверки. В примерах мы исходим из того, что организация отражает пени в составе прочих расходов.

Вариант 1. Налогоплательщик сам обнаружил ошибку, приведшую к неуплате налога.

Выявляем ошибку в уплате налога. Определяем недостающую сумму налога. Порядок исправления ошибок в бухгалтерском учёте регламентируется Положением по бухгалтерскому учёту «Исправление ошибок в бухгалтерском учёте и отчетности» 10 , утверждённым Приказом Минфина России от 28.06.2010 № 63н 11 .

Рассчитываем пени за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога.

Отражаем операции по доначислению налога и сумму пени за несвоевременную его уплату в бухгалтерском учёте (проводки по доначислению налогов и исправлению ошибок в бухгалтерском учёте в статье не приводятся). Пени в бухгалтерском учёте признаём прочим расходом.

Поскольку они не учитываются в расходах в целях налогообложения прибыли, то организации, применяющей ПБУ 18/02, необходимо признать постоянную разницу в размере суммы пени и одновременно отразить постоянное налоговое обязательство как произведение данной постоянной разницы на установленную ставку налога на прибыль 12 .

Уплачиваем недоимку по налогу и сумму пени.

Подаём уточненную декларацию по налогу в налоговую инспекцию. К «уточнёнке» следует приложить пояснительное письмо и копии платёжных поручений об уплате налога и пеней.

Организация освобождается от ответственности в случае подачи уточнённой декларации после истечения срока для её подачи и уплаты налога, если до предоставления уточнённой налоговой декларации были уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени 13 .

Читайте также: