Прекращение действия отсрочки рассрочки и инвестиционного налогового кредита

Опубликовано: 16.05.2024

1. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей .

2. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока .

3. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
4. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно .

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

5. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма .

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица .

6. Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации .

7. Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда .

8. Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение одного месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора .

9. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации .

10. Проценты, предусмотренные настоящей главой и подлежащие уплате заинтересованным лицом, в случае нарушения срока их уплаты и после истечения срока исполнения требования об их уплате взыскиваются в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46-48 настоящего Кодекса.

11. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса, нарушила свои обязательства, в связи с исполнением которых получен данный инвестиционный налоговый кредит, не позднее чем через три месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога, а также проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем расторжения договора, до дня уплаты налога. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Комментарий к статье 68 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает правовое регулирование прекращения действия изменения срока уплаты налогов: в ней закреплены особенности прекращения действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита.

По общему правилу, действие изменения срока уплаты налога прекращается по истечении срока действия соответствующего решения уполномоченного органа или договора. Кроме того, срок уплаты налога прекращается в случаях, установленных статьей 68 Кодекса:
- досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
- при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки;
- по соглашению сторон или по решению суда - в отношении действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

В судебной практике сформирована точка зрения, согласно которой по своей сути реструктуризация является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 НК РФ представляет собой изменение срока уплаты налога. Порядок исполнения обязанности по уплате оставшейся суммы задолженности при досрочном прекращении действия рассрочки регламентирован статьей 68 НК РФ. Этот же порядок применим и в случае прекращения реструктуризации. Взыскание налога в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47 НК РФ, осуществляется в таком случае с учетом требований статьи 68 НК РФ.

НК РФ не предусматривает после расторжения соглашения о реструктуризации возможностей восстановления права налогового органа на взыскание в принудительном порядке задолженности, которое было утрачено до заключения соглашения о реструктуризации.

Такая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2012 N А66-9793/2011.

Необходимо обратить внимание, что, как уточнено Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ, проценты, подлежащие уплате заинтересованным лицом, в случае нарушения срока их уплаты и после истечения срока исполнения требования об их уплате взыскиваются в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46-48 НК РФ (а не статьей 176.1 НК РФ).

Консультации и комментарии юристов по ст 68 НК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 68 НК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

3. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

4. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

5. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

6. Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

8. Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение одного месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

9. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

10. Проценты, предусмотренные настоящей главой и подлежащие уплате заинтересованным лицом, в случае нарушения срока их уплаты и после истечения срока исполнения требования об их уплате взыскиваются в порядке и сроки, которые предусмотрены статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

11. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса, нарушила свои обязательства, в связи с исполнением которых получен данный инвестиционный налоговый кредит, не позднее чем через три месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога, а также проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем расторжения договора, до дня уплаты налога. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Ст. 64 НК РФ регламентирует порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных главой 9:

    • на срок, не превышающий 1 год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;
    • на срок от 1 до 3 лет - по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ;
    • на срок, не превышающий 5 лет - по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, по решению министра финансов РФ.
  • на срок, не превышающий 1 год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности;
  • на срок от 1 до 3 лет - по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, по решению Правительства РФ;
  • на срок, не превышающий 5 лет - по уплате одного или нескольких федеральных налогов, а также пеней и штрафов по федеральным налогам, по решению министра финансов РФ.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу:

  • причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  • непредоставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;
  • имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
  • производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;
  • при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1, 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу - на сумму, не превышающую стоимость его имущества, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган. Копия указанного заявления в 5-дневный срок со дня его подачи в уполномоченный орган направляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета.

К заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются следующие документы:

В заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованное лицо принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение 30 дней со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов, пеней и штрафов.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

    • по налогу на прибыль организации;
    • по региональным налогам;
    • по местным налогам.
  • по налогу на прибыль организации;
  • по региональным налогам;
  • по местным налогам.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен:

Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об инвестиционном налоговом кредите.

Если организацией заключено более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, организация может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.

В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

    • по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
    • по основаниям, указанным в подпунктах 2 – 4, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
    • по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

  • по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 5 - на сумму кредита, составляющую 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
  • по основаниям, указанным в подпунктах 2 – 4, - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией;
  • по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, - на сумму кредита, составляющую не более чем 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами зон территориального развития инвестиционных проектов в соответствии с Федеральным законом "О зонах территориального развития в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".

Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией. В указанном заявлении организация принимает на себя обязательство уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности в соответствии с настоящей главой.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

Организация вправе подать в соответствующий уполномоченный орган заявление о предоставлении инвестиционного налогового кредита либо заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога.

Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами в соответствии со статьей 63 НК РФ в течение 30 дней со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. Если инвестиционный налоговый кредит предоставляется под залог имущества, заключается договор о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 НК РФ.

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее 1/2 и превышающей 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Законами субъектов РФ по налогу на прибыль организаций (в части суммы такого налога, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов РФ) и по региональным налогам, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по местным налогам могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях:

    • уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
    • при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.
  • уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
  • при нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки или рассрочки по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения ими соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течение пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

"Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 11

В тяжелых современных условиях финансового кризиса некоторые руководители упрекают бухгалтеров в том, что они не воспользовались правом оформления для организации отсрочки (рассрочки) по налогам. Проделанный автором анализ норм гл. 9 НК РФ, регламентирующей условия и порядок предоставления налогоплательщикам (в том числе применяющим спецрежимы ) отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита, показал, что добиться изменения сроков уплаты налогов очень трудно, а потерять это право весьма легко. К тому же претендовать на такие налоговые поблажки могут далеко не многие предприятия. Однако обо всем по порядку.

См., например, Письмо УФНС по г. Москве от 02.04.2009 N 16-15/031174.

Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора

Изменением срока уплаты налога признается перенос для конкретного налогоплательщика установленного законом срока уплаты налога на более поздний срок. Это изменение осуществляется в трех формах:

  • отсрочки;
  • рассрочки;
  • инвестиционного налогового кредита (ИНК).

В соответствии со ст. 61 НК РФ срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы задолженности по налогу либо ее части. Изменение срока уплаты налога может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства.

Изменение срока уплаты налога и сбора в соответствии с п. 1 ст. 63, п. 1 ст. 64, ст. 64.1 НК РФ правомочны осуществлять следующие органы:

  1. по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, - Федеральная таможенная служба РФ (ФТС России);
  2. по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок от одного года до трех лет в виде отсрочки или рассрочки - Правительство РФ;
  3. по федеральным налогам, пеням и штрафам на сумму более 10 млрд руб. в виде отсрочки или рассрочки на срок не более 5 лет - Минфин России;
  4. по иным федеральным налогам и сборам - ФНС России;
  5. по региональным и местным налогам - управления ФНС по месту нахождения налогоплательщика (см. Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов (далее - Порядок организации работы)).
Утвержден Приказом ФНС России от 21.11.2006 N САЭ-3-19/798@.

При этом требуется согласие финансового органа субъекта РФ или муниципального образования (в части сумм, подлежащих зачислению в их бюджеты).

Примечание. По ЕСН решения об изменении сроков уплаты принимаются ФНС или Минфином России по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Обстоятельства, исключающие предоставление отсрочки, рассрочки, ИНК

В соответствии со ст. 62 НК РФ срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении налогоплательщика, претендующего на такое изменение (заинтересованного лица):

  1. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  2. проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенному делу в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
  3. имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы России на постоянное жительство.

Предприятие, получившее отказ, вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном НК РФ. Следует отметить, что некоторым организациям удается добиться отмены решения об отказе изменения срока уплаты налога. Например, ФАС ВВО, вынося вердикт в пользу предприятия, указал: наличие задолженности по уплате налоговых санкций свидетельствует о неисполнении решения налогового органа, а не о том, что в отношении налогоплательщика проводится производство по делу о налоговом правонарушении (Постановление от 23.04.2009 N А17-4214/2008 ).

Определением ВАС РФ от 09.06.2009 N ВАС-7222/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.

К сведению: в Письме от 06.02.2009 N 03-02-07/1-54 Минфин обратил внимание на то, что Налоговым кодексом не предусмотрено возможности предоставления отсрочки или рассрочки налоговым агентам, в том числе в отношении НДФЛ.

Условия предоставления отсрочки или рассрочки

Как следует из п. п. 1 - 4, 7 ст. 64 НК РФ отсрочка (рассрочка) по уплате налога предоставляется на срок не более одного года (за исключением случаев, когда решение выносит Правительство или Минфин России).

Отсрочка (рассрочка) может быть предоставлена по одному или нескольким налогам при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
  2. задержка финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа;
  3. угроза банкротства в случае единовременной уплаты налога, утверждение арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
  4. сезонный характер производства и (или) реализации товаров, работ, услуг (см. Постановление Правительства РФ от 06.04.1999 N 382);
  5. наличие оснований, установленных гл. 30 Таможенного кодекса РФ.

В первом и втором из перечисленных случаев налогоплательщику не начисляются проценты на сумму задолженности, в остальных - отсрочка, рассрочка являются платными (проценты начисляются, как правило , исходя из одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ).

Исключение - "таможенные" ситуации.

Законами субъектов РФ и местными законами могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты в отношении региональных и местных налогов.

Порядок предоставления отсрочки (рассрочки) Правительством РФ, таможенниками и налоговиками

Для получения отсрочки (рассрочки) предприятие должно подать заявление в соответствующий уполномоченный орган (мы перечислили их в первом разделе статьи). В заявлении указываются основания для переноса срока уплаты налога, которые подтверждаются документами. Разъяснения относительно перечня документов, необходимых для рассмотрения налоговыми органами вопроса о предоставлении отсрочки, содержатся в Порядке организации работы. Копия этого заявления в пятидневный срок направляется организацией в инспекцию по месту своего учета.

Форма этого заявления, а также формы заявлений, связанных с предоставлением поручительства, приведены в Приложениях к Порядку организации работы.

По требованию уполномоченного органа налогоплательщик должен представить документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство. Для вынесения решения законом отведен один месяц со дня получения заявления.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном ст. 73 НК РФ.

Отсрочка (рассрочка) по решению министра финансов РФ

В соответствии со ст. 64.1 НК РФ отсрочка или рассрочка может быть предоставлена по решению министра финансов РФ по федеральным налогам, пеням и штрафам организациям, размер задолженности которых на 1-е число месяца подачи соответствующего заявления превышает 10 млрд руб., при этом ее единовременное погашение создает угрозу возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий.

К заявлению в Минфин России на получение отсрочки (рассрочки) прилагаются следующие документы:

  1. справка налогового органа о состоянии расчетов по налогам, пеням и штрафам;
  2. предполагаемый график погашения задолженности;
  3. документы и сведения, свидетельствующие об угрозе возникновения неблагоприятных социально-экономических последствий в случае единовременного погашения задолженности;
  4. письменное согласие организации на разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, связанных с рассмотрением заявления организации.

Копия заявления направляется организацией в ИФНС по месту ее учета.

Решение по заявлению организации принимается в течение одного месяца со дня его получения. Отсрочка или рассрочка, предоставляемая по решению министра финансов РФ, может предоставляться без способов ее обеспечения.

Условия предоставления ИНК

При предоставлении ИНК организация получает возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (ст. 66 НК РФ). Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по региональным и местным налогам, а из федеральных - лишь по налогу на прибыль организаций.

Примечание. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет.

Организация, получившая ИНК, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об ИНК.

Если организацией заключено более одного договора ИНК, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.

В каждом отчетном (налоговом) периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50% размеров текущих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров ИНК.

Если организация имела убытки по результатам отдельных отчетных периодов или в целом за налоговый период, излишне накопленная по итогам года сумма кредита переносится на следующий год и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

Порядок предоставления ИНК

Инвестиционный налоговый кредит по правилам ст. 67 НК РФ может быть предоставлен организации при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

  1. проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  2. осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  3. выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
  4. выполнение организацией государственного оборонного заказа.

В первом из перечисленных случаев ИНК предоставляется на сумму, составляющую 30% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно для научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства. В остальных случаях ИНК предоставляется в суммах, определяемых по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

Для получения ИНК организация должна подать соответствующее заявление и приложить к нему документы, подтверждающие наличие оснований для получения инвестиционного налогового кредита.

Форма договора ИНК устанавливается уполномоченным органом. В настоящее время ФНС и ее территориальные управления используют формы договоров, утвержденные Приказом ФНС России от 29.11.2005 N САЭ-3-19/622@.

Решение о предоставлении организации ИНК принимается в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров ИНК не препятствует заключению с ней еще одного договора ИНК по иным основаниям.

Договор ИНК должен содержать указание на налог, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит; сумму кредита; порядок уменьшения налоговых платежей; срок действия договора; начисляемые на сумму кредита проценты (в размере от 0,5 до 0,75 ставки рефинансирования ЦБ РФ); порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; ответственность сторон.

Договор ИНК, как правило, устанавливает запрет на реализацию или передачу во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяет условия такой реализации (передачи).

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня его заключения.

Законом субъекта РФ и местными законами могут быть установлены иные основания и условия предоставления ИНК, в том числе иные сроки и ставки процентов.

Прекращение действия отсрочки, рассрочки или ИНК

Порядку и случаям прекращения действия отсрочки, рассрочки и ИНК посвящена ст. 68 НК РФ. В частности, их действие прекращается:

  • по истечении срока действия соответствующего решения или договора;
  • в случае досрочного погашения задолженности и процентов по ней;
  • при нарушении налогоплательщиком условий их предоставления.

Досрочное прекращение действия отсрочки (рассрочки) производится по решению органа, предоставившего ее. В этом случае налогоплательщик должен в течение одного месяца после получения упомянутого решения уплатить оставшуюся сумму задолженности и пени, начисленные за период с момента получения данного решения по день уплаты суммы задолженности включительно. Копия такого решения направляется в налоговый орган по месту учета этого лица. Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке.

Извещение считается полученным по истечении шести дней с даты направления организации заказного письма.

Действие договора ИНК может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда. Размер начислений, подлежащих уплате налогоплательщиком, зависит от оснований расторжения договора. В случае нарушения организацией своих обязательств по договору ИНК она обязана в течение трех месяцев со дня расторжения договора уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на нее. При этом сумма процентов пересчитывается исходя из полной ставки ЦБ РФ за весь период действия договора. Если организация нарушила предусмотренные договором условия реализации (передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам) оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления ИНК, к сумме неуплаченного налога и процентов по ставке ЦБ РФ за период действия договора добавляется сумма пеней за период с момента расторжения договора по момент уплаты налога. Причем в этой ситуации заплатить все это необходимо в течение одного месяца со дня расторжения договора ИНК.

Подведем итоги

Таким образом, изменение срока уплаты налога - дело весьма сложное, хлопотное и даже опасное. Большой комплект документов, сложная процедура их согласования - это лишь вершина айсберга проблем, подстерегающих налогоплательщика на данном пути. Ведь даже наличие административного протокола или акта налоговой проверки с самым незначительным штрафом на момент принятия решения по заявлению налогоплательщика является производством по делу об административном (налоговом) правонарушении и означает однозначный отказ в предоставлении отсрочки (рассрочки или ИНК).

Так что у налоговых органов есть вполне законный способ для отказа - достаточно после подачи налогоплательщиком соответствующего заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки, ИНК) составить на него административный протокол по любому налоговому правонарушению, предусмотренному гл. 15 КоАП РФ. Так же просто налоговый орган может прекратить предоставление отсрочки (рассрочки или ИНК). Статья 62 НК РФ предусматривает одинаковые условия как для отказа в предоставлении, так и для досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки или ИНК).

1. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

2. Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.

3. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора.

4. При досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки в случае, предусмотренном пунктом 3 настоящей статьи, заинтересованное лицо должно в течение одного месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.

При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами.

5. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке направляется принявшим это решение уполномоченным органом заинтересованному лицу по почте заказным письмом в течении пяти дней со дня принятия решения. Извещение об отмене решения об отсрочке или рассрочке считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Копия такого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета заинтересованного лица.

6. Решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки, рассрочки может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Действие договора об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон или по решению суда.

8. Если в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления инвестиционного налогового кредита, эта организация в течение одного месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора об инвестиционном налоговом кредите исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора.

9. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте 3 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

10. Проценты, предусмотренные настоящей главой и подлежащие уплате заинтересованным лицом, в случае нарушения срока их уплаты взыскиваются в порядке, аналогичном порядку взыскания процентов, предусмотренному статьей 176.1 настоящего Кодекса.

11. Если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 статьи 67 настоящего Кодекса, нарушила свои обязательства, в связи с исполнением которых получен данный инвестиционный налоговый кредит, не позднее чем через три месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите она обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога, а также проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый календарный день, начиная со дня, следующего за днем расторжения договора, до дня уплаты налога. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Глава 10. ТРЕБОВАНИЕ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Читайте также: