Представление аудиторского заключения в налоговую за 2018

Опубликовано: 17.05.2024

Близится срок сдачи годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год. В каких случаях проведение аудиторской проверки является обязательной?

Исчерпывающий перечень оснований для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности компаний приведен в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее по тексту – Закон №307-ФЗ).

Так, обязательному аудиту подлежат:

  • все без исключения АО (независимо от типа – ЗАО, ОАО, ПАО и АО);
  • кредитные, страховые, клиринговые организации, общества взаимного страхования, организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, фонды (НПФ (за исключением государственных внебюджетных фондов), ПИФ, АИФ);
  • компании с объемом выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) за предшествовавший отчетному год более 400 млн рублей (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, ГУПы и МУПы, сельскохозяйственные кооперативы и их союзы) либо с суммой активов бухгалтерского баланса на конец предшествовавшего отчетному года более 60 млн рублей;
  • компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, представляющие и (или) публикующие сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Исключения составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения;
  • компании в иных случаях, установленных федеральными законами.

Например, для организаторов азартных игр обязанность проводить аудит установлена п.12 ст.6 Закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», для политических партий – Федеральным законом от 11.07.2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях», для российского научного фонда - Федеральным закон от 02.11.2013 г. №291-ФЗ «О Российском научном фонде и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ ЗА 2018 ГОД

Перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год приведен в Письме Минфина РФ от 15.01.2019 г. №б/н.

Так, обязательному аудиту подлежат:

  • государственные корпорации и компании, государственные компании (п.2 ст.7.1 и п.8 ст.7.2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ);
  • микрофинансовые компании (п.4 ст.15 Федерального закона от 02.07.2010 г. №151-ФЗ);
  • операторы лотереи (ст.23 Федерального закона от 11.11.2003 г. №138-ФЗ);
  • организаторы азартных игр (п.12 ст.6 Федерального закона от 29.12.2006 г. №244-ФЗ);
  • управляющие компании и специализированные депозитарии, осуществляющие деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20.08.2004 г. №117-ФЗ (п.1 и п.2 ст.29 Закона №117-ФЗ);
  • жилищные накопительные кооперативы (п.1 ст.54 Федерального закона от 30.12.2004 г.
    №215-ФЗ);
  • кредитные кооперативы, если количество физических лиц, являющихся его членами, превышает 2 000 человек (п.1 ст.31 Федерального закона от 18.07.2009 г. №190-ФЗ);
  • организации, являющиеся саморегулируемыми организациями (п.4 ст.12 Федерального закона от 01.12.2007 г. №315-ФЗ);
  • организации, являющиеся застройщиком, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости
    (за исключением объектов производственного назначения) (п.5 ст.3 Федерального закона от 30.12.2004 г. №214-ФЗ);
  • туроператоры, осуществляющие деятельность в сфере выездного туризма (если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила более 400 миллионов рублей) (ст.17.7 Федерального закона от 24.11. 1996 г. №132-ФЗ);
  • прочие организации в случаях, установленных Федеральными законами.

СТАТУС СУБЪЕКТА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕ ВСЕГДА СПАСАЕТ ОТ АУДИТА

Напомним, что еще 20 июня 2016 г. вступил в силу приказ Минфина России от 16.05.2016 г. №64н, изменяющий упрощенные способы ведения бухучета для малых и некоммерческих организаций. Это означает, что малые компании смогут составлять отчетность за 2018 г. по упрощенным формам. Упрощенный порядок составления отчетности может применяться организациями, которым разрешено вести бухучет упрощенным способом.


Расим Назаров - руководитель налоговой практики

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (далее – Закон «О бухгалтерском учете») организации обязаны предоставлять в органы статистики обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение представляется вместе с бухгалтерской отчетностью в следующем порядке (п. 2 ст. 18 Закона «О бухгалтерском учете»):

не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Критерии проведения обязательного аудита установлены п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности»).

В тоже время, ни Законом «Об аудиторской деятельности», ни КоАП РФ не установлена ответственность организации за отказ от проведения обязательного аудита. Однако отсутствие аудиторского заключения все-таки не останется безнаказанным.

Непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За непредоставление органам статистики обязательного экземпляра аудиторского заключения организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в следующем размере:

  • от 300 руб. до 500 руб. (на должностное лицо);
  • от 3 000 руб. до 5 000 руб. (организация)

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету

Налоговые органы могут привлечь к ответственности должностное лицо организации за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, если при проведении налоговой проверки будет установлено отсутствие аудиторского заключения. Штраф составляет (п. 1 ст. 15.11 КоАП РФ):

  • от 5 000 руб. до 10 000 руб.

Неопубликование аудиторского заключения

Также акционерное общество (притом как публичное, так и не публичное) может быть привлечено к ответственности за неопубликование аудиторского заключения.

Порядок опубликования установлен п. 71.4 Положения «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг», утвержденным ЦБ РФ 30.12.2014 № 454-П, в котором указано, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее 3 дней с даты составления аудиторского заключения (но не позднее 3 дней с даты истечения установленного законодательством РФ срока представления обязательного экземпляра в органы статистики).

За данное нарушение организация и ее должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с п. 2 ст. 15.19 КоАП РФ:

  • от 30 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (должностное лицо);
  • от 700 000 руб. до 1 000 000 руб. (организация)

Судебная практика

Судебная практика не на стороне организаций. Суды поддерживают представителей ЦБ РФ, которые привлекают к административной ответственности организации в случае выявления нарушения сроков опубликования аудиторского заключения. В качестве примеров можно привести Постановление Второго Арбитражного Апелляционного суда от 26.08.2015 г. по делу № А-82-4711/2015 и Постановление Шестого Арбитражного Апелляционного суда от 15.02.2017 г. по делу № 06АП-247/2017г.

Можно ли избежать ответственности

Избежать ответственности получится только если на момент выявления нарушения истек срок привлечения к административной ответственности. Срок привлечения должностных и юридических лиц к административной ответственности за не опубликование аудиторского заключения составляет 1 год (п. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).

Резюме

Для наглядности приведем в таблице размеры штрафов, предусмотренных в случае отсутствия аудиторского заключения при обязательном аудите.

Кого могут привлечь к ответственности

За непредоставление аудиторского заключения в органы статистики

За отсутствие аудиторского заключения (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету)

За неопубликование (несвоевременное опубликование) аудиторского заключения в сети Интернет


О.И. Прохорова
автор статьи, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ежегодно Минфин России публикует рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций. Не стал исключением 2019 год. Рекомендации изданы и содержат ряд принципиальных положений, касающихся проведения аудита и составления бухгалтерской отчетности за 2019 год (приложение к письму Минфина России от 27.12.2019 N 07-04-09/102563).

Годовая отчетность - рекомендации аудиторам

Разъяснения Минфина подготовлены с учетом обобщения практики применения законодательства РФ об аудиторской деятельности и бухгалтерском учете. Они актуальны для аудиторов и для специалистов бухгалтерии, которые непосредственно участвуют в подготовке бухгалтерской отчетности. Определены вопросы, на которые необходимо обратить особое внимание при проведении аудита, в числе которых:

  • независимость и деловая репутация аудиторской организации;
  • правила внутреннего контроля в целях применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон 115-ФЗ);
  • применение принципа существенности при планировании и проведении аудита бухгалтерской отчетности.

Минфин в своих рекомендациях делает акцент на независимость аудитора. Он отмечает, что «независимость аудиторской организации, аудитора заключается в отсутствии имущественной, родственной или иной зависимости аудиторской организации, аудитора от аудируемого лица, его учредителей (участников), руководителей и иных должностных лиц, а также других лиц (в случаях, предусмотренных федеральными законами)». С 1 марта 2020 года будет действовать новая редакция Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций.

Особое место в рекомендациях занимает тема противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Это связано с усилением контроля со стороны государства и банков за сомнительными операциями организаций и ИП, с повышением ответственности аудиторов и лиц, оказывающих бухгалтерские услуги, в вопросе пресечения незаконной деятельности.

С 2019 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18.03.2019 N 33-ФЗ уточнены и конкретизированы обязанности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, в системе ПОД/ФТ (Информационные сообщения Минфина России от 10.04.2019 N ИС-аудит-29 и от 12.04.2019 N ИС-учет-17).

В ситуации, когда при проверке у аудитора появляются основания полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются или могут быть осуществлены в целях ПОД/ФТ, он обязан уведомить об этом Росфинмониторинг (Информационное письмо Росфинмониторинга от 23.11.2018 г. N 56, Информационное сообщение Минфина России от 07.12.2018 N ИС-аудит-25). Это в равной степени распространяется на лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг (Статьи 7, 7.3 и 7.5 Закона 115-ФЗ).

Годовая отчетность – что учесть бухгалтеру

В рекомендациях Минфин разъясняет порядок сдачи бухгалтерской отчетности за 2019 год вместе с аудиторским заключением.

Начиная с отчетности за 2019 год, представлять бухгалтерскую отчетность нужно в налоговую инспекцию только в электронном виде (ч. 3 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, пп.4 п. 1 Закона N 444-ФЗ). В течение 2020 года сдать отчетность на бумаге могут субъекты малого предпринимательства. Электронная бухочетность будет включена в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО).

Обязательный экземпляр бухотчетности представляется в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). Если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется в электронном виде вместе с такой отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Минфин уточняет, что аудиторское заключение (вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, в отношении которой проведен аудит), выпущенное до даты представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, надо сдать в налоговую инспекцию вместе с проаудированной отчетностью. Таким образом, до 31 марта 2020 года надо представить в налоговую инспекцию аудиторское заключение, уже составленное к этой дате.

Аудиторское заключение в отношении отчетности за 2019 год, датированное после 31 марта 2020 года, представляется в налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря 2020 года. В этом случае к аудиторскому заключению надо приложить сопроводительное письмо. Последнее передается в виде электронного документа с применением формата, утвержденного приказом ФНС России от 18 января 2017 г. N ММВ-7-6/16@ "Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах". В соответствии с приказом ФНС России от 13 ноября 2019 г. N ММВ-7-1/570@ для представления аудиторского заключения в виде электронного документа применяется формат PDF.

Порядок представления годовой бухгалтерской отчетности и ее электронный формат утверждены приказами ФНС России соответственно от 13.11.2019 г. N ММВ-7-1/569@ и от 13.11.2019 г. N ММВ-7-1/570@. Российским законодательством не предусмотрено представление в ГИРБО консолидированной финансовой отчетности.

Список сложных вопросов - проверьте свой отчет

Традиционно в своих рекомендациях Минфин анализирует отдельные вопросы составления бухгалтерской отчетности, наиболее актуальные за отчетный период.

В 2019 году организации должны были применять новую редакцию ПБУ 3/2006. Так, по новым правилам, в случае отсутствия официального курса ЦБ РФ пересчет стоимости актива или обязательства, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по кросс-курсу соответствующей валюты, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ РФ. В рекомендациях Минфин указывает, что обязанность использовать какой-либо определенный источник в целях получения кросс-курса отсутствует. Это могут быть информационные системы Reuters или Bloomberg (Приложение к Письму Минфина России от 27.12.2019 N 07-04-09/102563, Письмо Банка России от 14.01.2010 N 6-Т).

Кроме того, изменения были внесены:

Но в 2019 году новую редакцию выше указанных ПБУ можно было применять добровольно, а с 2020 года это становится обязательно.

В случае, если организация приняла решение досрочно, с 1 января 2019 г., применять ПБУ 18/02 в новой редакции, то в годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. показатели, характеризующие налог на прибыль, должны раскрываться в отчете о финансовых результатах с учетом изменений, внесенных приказом Минфина России от 19.04.2019 г. N 61н.

Кроме того, организация могла принять решение досрочно, с 1 января 2019 г., применять ФСБУ 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды", утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 г., а обязательное применение его предусмотрено с бухгалтерской отчетности за 2022 год. Если организация не воспользовалась правом применять ФСБУ 25/2018 досрочно, с 1 января 2019 г., то при составлении годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. арендные отношения в бухучете отражаются по-старому. Т.е. формирование информации об объектах, возникающих при заключении договора аренды и получении (предоставлении) имущества, должно производиться в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденными до 1 января 2013 г.

Добровольное применение новых стандартов бухгалтерского учета необходимо раскрыть в годовой бухгалтерской отчетности.

В разъяснениях Минфин затронул вопрос отражения в учете распределения и выплаты дивидендов. В частности, в Отчете о движении денежных средств в разделе "Денежные потоки от финансовых операций" выплата дивидендов (иных платежей по распределению прибыли в пользу собственников (участников)) отражается в сумме, включающей сумму налога на прибыль или НДФЛ.

В рекомендациях Минфин напоминает о возможности познакомиться с важными материалами по бухучету на сайте Минфина России. Это может быть особенно актуально в период реформирования бухгалтерского учета в РФ, когда периодически появляются новые документы и разъяснения. Своеобразным переходным периодом в реформе будет 2020 год. С отчетности за 2020 год все организации должны будут сдавать только электронную годовую отчетность.

С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб. Но есть и другие критерии. Рассказываем, как определить, нужно ли организации проводить аудит бухотчетности.

Кто освобожден от обязательного аудита бухотчетности за 2020 год

Федеральный закон от 29.12.2020 №476 изменил критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2021 года.

До 2021 года обязательный аудит проводился в случаях, если объем выручки организации (за исключением органов власти, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельхозкооперативов) за предшествовавший отчетному год превышал 400 млн рублей либо сумма активов превышала 60 млн рублей (согласно закону об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Но законом о развитии малого и среднего предпринимательства (от 24.07.2007 № 209-ФЗ) к малому бизнесу относятся организации с доходом за предшествующий календарный год не более 800 млн рублей.

В связи с этим законом № 476 финансовые критерии обязательного аудита по выручке повышены с 400 до 800 млн рублей, а по сумме активов бухгалтерского баланса – с 60 до 400 млн рублей. Таким образом, малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

  1. С 2021 года изменились критерии проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности.
  2. Теперь аудит обязателен для организаций, получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.
  3. Малый бизнес от проведения обязательного аудита бухгалтерской отчетности с 2021 года освобожден.
  4. Минфин ежегодно публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Перечень поможет определить, должна ли организация проводить аудит отчетности за 2020 год.
  5. Аудиторское заключение тем, кто подпадает под проведение обязательного аудита, нужно представить в налоговый орган и в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
  6. За непредоставление информации о проведении аудита организации и ее должностные лица могут быть оштрафованы.

Кто должен проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год

Минфин опубликовал перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Такой перечень публикуется министерством каждый год. В нем указывается законодательное обоснование проведения обязательного аудита, вид отчетности, подлежащей аудиту, а также кто вправе проводить аудит в каждом случае.

Перечень содержит 75 случаев проведения обязательного аудита.

СКАЧАТЬ

перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год.

Как проверить, подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности за 2020 год

В 2021 году (т. е. с отчетности за 2020 год) обязательный аудит проводится для организаций:

  • получивших за год, предшествующий отчетному, доходы более 800 млн руб. или имеющих по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, активы на сумму более 400 млн руб.;
  • ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • являющихся профессиональными участниками рынка ценных бумаг или бюро кредитных историй;
  • являющихся фондами с поступлением имущества (в том числе денежных средств) за год, предшествующий отчетному, более 3 млн руб. (кроме государственных внебюджетных фондов, специализированных организаций управления целевым капиталом и международных фондов);
  • иных организаций в соответствии с федеральными законами (акционерные общества, инвестиционные фонды, клиринговые, кредитные, страховые, микрофинансовые и др.).

Обратите внимание! Чтобы определить, должна ли организация проводить обязательный аудит бухотчетности за 2020 год, данные о доходах нужно смотреть за 2019 год, как год, предшествующий отчетному 2020 году.

Организациям, которые не подпадают под обязательный аудит по новым правилам, проходить его в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2020 год не нужно.

Есть исключение: если в 2020 году организация подпадала под требование об обязательном аудите и начала аудиторскую проверку за 2020 год до 1 января 2021 года, то такую проверку необходимо завершить. А изменения, принятые Федеральным законом от 29.12.2020 № 476, для этих организаций будут действовать с отчетности за 2021 год.

Куда представлять заключение о проведении обязательного аудита бухотчетности

Аудиторское заключение предоставляется в налоговый орган вместе с годовой бухгалтерской (финансовой) отчетностью или в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом (ч. 5 ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ).

В органы государственной статистики бухотчетность и аудиторское заключение о ее достоверности представлять не нужно. Это требование отменено с отчетности за 2019 год для всех организаций, кроме тех, в которых годовая бухгалтерская отчетность содержит сведения, отнесенные к государственной тайне. Также это требование сохраняется еще в некоторых случаях, установленных Правительством РФ.

Кроме того, организация, которой требуется обязательный аудит, должна внести информацию о нем в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (п. 6 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). В число передаваемых в Реестр входят следующие сведения:

  • сведения, идентифицирующие заказчика аудита;
  • наименование аудиторской организации и идентифицирующие ее данные;
  • перечень бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит, и период, за который она составлена;
  • дата аудиторского заключения;
  • мнение аудиторской организации (индивидуального аудитора) о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Что грозит организации, которая не представит в налоговую аудиторское заключение

Если организация не представит в налоговый орган вместе с бухотчетностью аудиторское заключение или представит его с опозданием, в неполном объеме или в искаженном виде, то она будет оштрафована. Согласно статье 19.7 КоАП РФ, размер штрафа составит:

  • для должностного лица организации – от 300 до 500 руб.;
  • для юрлица – от 3 000 до 5 000 руб.

Непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц «стоит» дороже.

Если не внести данные в Реестр или внести их с ошибками, то должностных лиц организации оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 рублей (п. 7 ст. 14.25 КоАП РФ). А несвоевременное представление сведений в Реестр влечет предупреждение должностных лиц или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 5 000 рублей (п. 6 ст. 14.25 КоАП РФ).

Напомним, ранее налоговики часто штрафовали компании по ст. 126 НК РФ за несдачу в составе обязательной отчетности аудиторских заключений.

Такие штрафы компаниям удавалось оспаривать в судебном порядке (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.07.2016 № А55-24924/2015). Суды сходились во мнении, что непредставление в составе отчетности аудиторских заключений не образует состава правонарушения по вышеуказанной статье.

Теперь оспорить в суде штраф за непредставление вместе с бухотчетностью аудиторского заключения не удастся, поскольку и эта обязанность, и штраф прямо предусмотрены в законодательстве. Равным образом не получится оспорить и штраф/предупреждение за неразмещение данных о проведении обязательного аудита в Едином реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Как в «1С:Бухгалтерии 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту

Форма бухгалтерского баланса начиная с отчетности за 2019 год дополнена строкой, в которой необходимо указывать, подлежит ли организация обязательному аудиту (приказ Минфина России от 19.04.2019 № 61н).

Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган.

О том, как в программе «1С:Бухгалтерия 8» (ред. 3.0) в бухгалтерском балансе указать, подлежит ли организация обязательному аудиту, мы писали в статье «Обязательный аудит в 2020 году».

«Правила сдачи отчетности изменились, придется реанимировать отчеты за прошлые три года»
Автор фото: Иван Карлышев. Иллюстрация: Деловой квартал

В ближайшее время вступят в силу несколько законодательных изменений в порядке представления бухгалтерской отчетности, незнание которых грозит обернуться серьезными штрафами для бизнеса.

О том, как независимый аудит помогает собственникам бизнеса не только избежать неприятных сюрпризов в виде внезапного доначисления налогов, но и вычислить «протечку» в финансовых потоках компании, в интервью DK.RU рассказала генеральный директор аудиторской консалтинговой группы «ФИН-АУДИТ» Татьяна Ольховатская.

Март для бизнеса – месяц представления годовой финансовой отчетности. Какие шаги позволят защитить бизнес от возможных претензий со стороны надзорных органов?

— Пожалуй, абсолютную уверенность может гарантировать только аудиторское заключение, которое подкреплено отчетом о результатах своевременно проведенной аудиторской проверки и доведено до лиц, ответственных за корпоративное управление. Тут уж действительно: сдал — и спи спокойно! Прекрасно понимая это, сегодня аудит проводят не только те компании, которые обязаны делать это в соответствии с законодательством — например, застройщики, привлекающие средства дольщиков, но и ряд других категорий бизнеса. Ответственные руководители, которые беспокоятся за имидж организации и не хотят подвергать ее лишним рискам, добровольно демонстрируют прозрачность всех аспектов ведения бизнеса именно через бухгалтерскую отчетность и пояснения к ней. Конечно, хватает и тех, кто относится к отчетности без должного уровня ответственности. Однако законодательные новеллы, которые вступают в силу в ближайшее время, явно направлены на более тщательный подход к ведению финансовой документации и подразумевают усиление не только налогового контроля, но и контроля со стороны собственников бизнеса, банков, иных заинтересованных пользователей (например, Минстроя — в деятельности застройщиков).

О каких новшествах идет речь?

— Предстоящая отчетность за 2019 год вместе с аудиторским заключением будет сдаваться уже по-новому — в единое окно налогового органа. Эта норма регулируется двумя федеральными законами (444-ФЗ и 447-ФЗ), принятыми в ноябре 2018 года, и вступает в силу 1 января 2020 года, а значит, готовиться нужно уже сейчас. Если прежде каждая организация была обязана представлять годовую отчетность в разные ведомства — органы статистики, налоговую и другие, то новые правила подаются под соусом упрощения процедур отчетности. И, на первый взгляд, новые правила должны упростить жизнь предпринимателям. С другой стороны, контроль за представленными бизнесом данными будет осуществлять непосредственно ФНС РФ — именно эта служба сейчас и занимается формированием нового государственного информационного ресурса, именуемого единым окном. По новым правилам, представлять обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности компании будут не в органы статистики, а в налоговую инспекцию. Да и пересмотренную бухгалтерскую отчетность за 2018 год и более ранние отчетные периоды они тоже будут сдавать не в статистику, а уже в налоговый орган. В связи с этим у многих компаний уже возникла срочная потребность в том, чтобы реанимировать или восстановить отчетность за прежние годы. Никто не хочет иметь лишние неприятности и внезапно получить решение о проведении налогового контроля. Так что правила меняются: чтобы отчитаться в 2020 году, нужны адекватные данные за 2017, 2018 и 2019 годы. При этом аудиторское заключение нужно представить не позднее 31 декабря 2020 года, а срок представления баланса и сопутствующих форм — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. То есть до 31 марта 2020 года.

Отсутствие правильно оформленной отчетности — это распространенная ситуация в среде малого и среднего бизнеса?

— Да, и это касается не только малых и средних компаний, крупный бизнес также «грешит». И причины могут быть совершенно разные. Одни откровенно экономят на квалификации главбуха – и делают формальную отчетность, не задумываясь о показателях. Другие, хоть и понимают важность процедуры, становятся заложниками сложившихся обстоятельств, и отчетность в компании годами ведется с нарушениями. Это могут быть, например, убытки, которые «не украшают» отчетность, и их прячут, например, в расходах будущих периодов, хотя это текущие издержки и они напрямую связаны с операционной деятельностью. А третьи относятся попустительски, надеясь отделаться не слишком крупными штрафами. Кстати, над этой проблемой законодатели сегодня тоже работают. Минфин России разработал проект поправок в КоАП РФ, уточняющих ответственность организаций и должностных лиц за непредставление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы ФНС России. Дело в том, что действующая редакция статьи 19.7 КоАП РФ, по мнению чиновников, содержит незначительные размеры штрафов за непредставление информации в государственные органы — от 3 до 5 тыс. руб. Чтобы повысить сознательность бизнеса по соблюдению сроков сдачи финансовой отчетности, Минфин предлагает увеличить размер штрафов до существенных размеров. Разумеется, такие меры заставят бизнес задуматься о поиске действительно квалифицированных бухгалтеров и аудиторов. Хотя в бизнесе и сейчас хватает ситуаций, из-за которых руководители в срочном порядке обращаются к нам за помощью.

С какими проблемами наиболее часто сталкиваются предприниматели?

Всегда ли при аудите обнаруживаются нарушения? Или бывает, что польза от аудита неочевидная?

– На самом деле, те или иные нарушения выявляются почти всегда. К сожалению, в настоящее время не так много грамотных и квалифицированных специалистов по бухгалтерскому учету. Но даже если обнаруженные нарушения не существенные, предприниматель получает спокойствие и уверенность в том, что в компании нет серьезных промахов — можно дальше работать! Ведь аудит позволяет не только получить полное представление о финансовом состоянии предприятия, но и предотвратить возможные риски — налоговые и юридические.

То есть бизнес уже не воспринимает аудит как навязанную законом необходимость?

А если проблемы компании выходят за рамки ошибок в финансовой отчетности?

— В нашей компании около десяти направлений деятельности: не только аудит — обязательный и инициативный, но и аутсорсинг, налоговый консалтинг, сопровождение налоговых споров и законная налоговая оптимизация, защита налогоплательщика в судах, предоставление экспертных заключений, письменные консультации по сложным вопросам. У нас широкая практика по всем этим позициям. Я вообще приучаю всех сотрудников смотреть на проблемы клиентов комплексно: только так на предприятии можно наладить правильное положение вещей.

С какими вопросами чаще всего обращается бизнес?

— На первом месте, безусловно, всё, что связано с налогообложением. Предпринимателей прежде всего интересует, как безопасно и законно оптимизировать эту статью расходов. Часто меня привлекают в качестве судебного эксперта — например, когда нужно оценить действительную стоимость доли в бизнесе. Очень много обращений от компаний из сферы ЖКХ с запросами на проведение бухгалтерской судебной экспертизы. Например, когда одна управляющая компания передает дела другой и требуется оценить объем собранных с населения средств и той доли, которая потрачена на текущий и капитальный ремонты.

Вы посетовали на слабую профессиональную подготовку значительного числа бухгалтеров. Насколько мне известно, компания «ФИН-АУДИТ» проводит в том числе и образовательные семинары?

— Да, мы постоянно ведем просветительскую деятельность: обучаем, проводим стажировки, информируем об изменениях в законодательстве. Одновременно сожаление и гордость вызывает тот факт, что наших сотрудников с готовностью ждут в любой другой фирме аналогичного профиля. В профессиональной среде популярна наша «Школа начинающего бухгалтера» — уже 4 года мы готовим бухгалтеров-практиков. Принимаем вчерашних студентов или людей с высшим образованием, желающим сменить профессию. Курс обучения рассчитан на 2 месяца — за это время мы даем цикл консультаций по всем темам, начиная с самого первого счета и заканчивая нераспределенной прибылью.

Читайте также: