Предприниматель и налоговый инспектор субъекты каких отношений

Опубликовано: 15.05.2024

В 2021 году вместо плановых проверок отдельных юрлиц и ИП могут проводиться инспекционные визиты
denisismagilov / Depositphotos.com

На сегодняшнем оперативном совещании Правительства РФ премьер-министр Михаил Мишустин сообщил о принятом решении продлить мораторий на плановые проверки в отношении малого бинеса. Соответствующее постановление 30 ноября 2020 г. № 1969 опубликовано на сайте Правительства РФ. Как следует из документа, органам контроля предписано не включать в ежегодный план проверки в отношении юрлиц и ИП, отнесенных к субъектам МСП, сведения о которых включены в единый реестр субъектов МСП, за исключением плановых проверок:

  • лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классу опасности опасных производственных объектов, I, II и III классу гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);
  • лиц, осуществляющих виды деятельности согласно ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ;
  • субъектов МСП при наличии информации о том, что в отношении МСП ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с КоАП РФ, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, и с даты окончания проверки прошло менее 3 лет;
  • проводимых при осуществлении лицензионного контроля;
  • субъектов МСП в области обеспечения радиационной безопасности, контроля за обеспечением защиты гостайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, в области использования атомной энергии.

Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться

Устанавливается, что органом контроля после 1 июля 2021 года, но не позднее чем за 20 рабочих дней до даты начала проведения плановой проверки в форме выездной проверки может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита. О проведении такого визита юрлицо или ИП должны быть уведомлены в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения. Также предусмотрено,что проверки предпринимателей в будущем году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. Такие меры коснутся как небольших, так и более крупных компаний.

Относительно плановых проверок по видам контроля, которые регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", дата которых была определена позже 30 июня 2021 года, указано, что они проводятся в соответствии с положениями об указанных видах государственного контроля (надзора), муниципального контроля в срок не превышающий 10 рабочих дней с учетом особенностей исчисления названного закона.

Органам контроля необходимо утвердить ежегодные планы в соответствии с данным постановлением в срок не позднее 15 декабря. Отмечается, что принятое постановление позволит ускорить восстановление бизнеса, а также сократит количество личных контактов между контролерами и предпринимателями, что актуально в условиях пандемии.

Налоговая инспекция, которая является ответственной за своевременное поступление различных налогов и сборов (платежей) в бюджеты всех уровней нашего государства, обладает широкими правами, которыми они наделены и при осуществлении различных мероприятий. Налоговые проверки ИП и юридических лиц, которые проводятся ИФНС, строго регламентированы действующим законодательством.

Виды проверок

Согласно законодательству существует следующие виды существующих проверок ИФНС.

  1. Камеральная.
  2. Выездная.

В свою очередь такие мероприятия бывают плановые и внеплановые.

Несмотря на конкретные цели, которые возлагаются на данные проверки, они имеют некоторые существенные различия между собой. Эти различия состоят в том, что в первом случае контроль со стороны ИФНС осуществляется по месту своего нахождения, без посещения субъекта хозяйственной деятельности.

Во втором случае, контроль со стороны налоговых органов осуществляется с посещением субъекта хозяйственной деятельности по месту его нахождения.

Важно знать, что график плановых проверок субъектов хозяйственной деятельности, в том числе и ИП можно узнать на специальном сайте – Федеральном реестре проверок субъектов хозяйственной деятельности.
Для этого необходимо ввести данные из ЕГРИП ИП либо иного юридического лица, и получить исчерпывающую информацию, в каком квартале налоговая инспекция посетит предприятие или ИП.

Несмотря на некоторые разновидности, такие контрольные действия, осуществляются, прежде всего, с одной целью, возможностью отслеживать предпринимательскую деятельность любого лица, которое занимается бизнесом, и предотвращения уклонения от уплаты обязательных денежных сумм в виде сборов и налогов.

Камеральная проверка

Законным основанием служат письменные документы (декларации о доходах, учеты первичной бухгалтерии), которые подтверждают уплату финансовых платежей, и базу, из которой происходило их начисление и последующая уплата.

То есть, камеральная проверка будет производиться специальными работниками инспекции, которые обслуживает ИП либо юридическое лицо, непосредственно в помещении инспекции.

В большинстве случаев камеральные контроли проводятся сразу как только декларация о доходах будет подано. Временной промежуток не может превышать 2-х месяцев, но его могут продлить вышестоящим органом до 3-х или 4-х месяцев.

При проведении таких мероприятий, должностное лицо может потребовать у индивидуального предпринимателя или юридического лица следующие документы:

  • счета в банке (их номера), через которые производится уплата налогов;
  • документы первичного бухгалтерского учета (например, товарные накладные);
  • различные договора, которые подтверждают поступление товара, аренды.
Данные документы должны подтверждать конкретные суммы, из которых бухгалтер производит расчеты, куда входит конкретная сумма налогов, которые должны быть уплачены, а также из каких операций они были рассчитаны.

Если инспектору, необходимо истребовать письменные подтверждения базы налогообложения, он имеет право затребовать у субъекта хозяйственной деятельности подтверждающие документы.

Оформляется такое требование специальным письмом, в котором должен быть четкий перечень документов, которые должен предоставить субъект хозяйственной деятельности. Сюда можно отнести и счета, которыми пользуется субъект хозяйственной деятельности.

Важно знать, что налоговый инспектор не может, и не имеет право, в устном порядке требовать документацию, которая не была указана в письменном запросе.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка проводится непосредственно в помещении, где субъект хозяйственной деятельности ведет свою работу, либо где хранятся различные документы, о такой деятельности. Инспекция имеет право проводить такие действия даже на территории, которую она не обслуживает, но у нее есть сведения, что субъект, который платит налоги, осуществляет на ней свою деятельность.

Такие действия бывают двух видов:

  • плановые;
  • внеплановые.

Первый вид предусматривает собой действие, при котором ИП или юридическое лицо заранее получают информацию, о том, когда будет осуществляться такой контроль. Информацию можно узнать на специальном государственном электронном реестре проверок, либо после специального уведомления.

В уведомлении, которым сообщается о такой проверки, налоговый орган имеет право (обязан) указать перечень документов, которые будут проверяться. В случае, если, по мнению контролирующего органа, их не достаточно, он может затребовать дополнительные, но оформить все это в письменном виде.

Налоговые проверки плановые

Документы, которые могут проверяться:

  • бумаги первичного бухгалтерского учета;
  • счета, на которые поступают и списываются денежные средства;
  • кассовые книги;
  • различные ведомости по начислению зарплаты;
  • годовые и иные бухгалтерские отчеты;
  • другие финансовые документы, которые являются базой для начисления и уплаты обязательных платежей.

Внеплановые налоговые контроли, это особый вид контроля, к которому прибегает ИФНС, для того чтобы осуществлять оперативный контроль за деятельностью предприятий и ИП. Такая специфическая проверка налоговой иногда носит фактор внезапности, который направлен на выявление факта уклонения от уплаты налогов.

Согласно действующему налоговому кодексу, внеплановые действия не предусматривают уведомления проверяемых, и происходят внезапно. При таком виде проверок, работники налоговой инспекции имеют право требовать у предпринимателей любые документы, которые характеризуют их хозяйственную деятельность, а также движение товарно-материальных ценностей.

Документы, что могут быть потребованы дополнительно:

  • все бухгалтерские документы, даже если они находятся в разных местах;
  • хозяйственные договора;
  • документы, которые подтверждают движение товарно-материальных ценностей;
  • счета в банках и других финансовых учреждениях, а также выписки о движении финансовых средств по ним;
  • кассовые книги;
  • бухгалтерские отчеты.

Срок проведения выездной проверки не может превышать двух месяцев, но вышестоящий орган налоговый может продлить его до 4-х месяцев, но не больше.

Важно знать, что любой орган налоговый, может затребовать перечень документов, которые он хочет видеть, через специальное письмо, в котором он будет указан. Если перечень документации не конкретизирован, то предприниматель имеет полное право отказаться предоставить документы. В крайнем случае, он может предоставить те, которые, на его взгляд и понимание, указаны в письме.

Как проходит выездная налоговая проверка

Ранее было сказано, что выездная проверка бывает плановой и внеплановой. По способам проведения они не отличаются друг от друга, но плановый контроль может проводиться только по утвержденному плану, который согласуется с органами прокуратуры. А внеплановая, осуществляется внезапно, без какого либо предупреждения ИП или юридического лица.

Важно знать, что плановые мероприятия, инспекция имеет право проводить не реже 3-х лет, а внеплановые без каких либо ограничений.

Порядок проведения их будет следующий.

  1. Начальник органа выдает предписание, в котором указывает срок мероприятия, анкетные данные и звания сотрудников, которые будут их проводить, а также перечень документов, что должны быть предоставлены предпринимателем. Также там указывается адрес, по которому такие действия будут производиться.
  2. Данное предписание предоставляется предпринимателю, его копия вручается ему, а если он отказывается его получить, налоговый инспектор имеет право сделать соответствующую пометку. После этого мероприятия начинаются.
  3. Предприниматель имеет право предоставить только ту документацию, которая упоминается в предписании. По своему желанию он может предоставить ту документацию, которая не упоминается в налоговом документе.
  4. В момент контроля, если выявляются какие-либо нарушения, составляется специальный акт, в котором все участники и уполномоченное лицо ИП или ООО субъекта должны поставить свои подписи.
  5. Если органом который проводит проверку требуются счета, то предоставляются договоры на их открытие, а также бумаги, по которым можно отследить движение финансовых средств по ним (приходные и расходные операции).

Выездные мероприятия предусматривает проверку не только банковских счетов, различных документов, но и осмотр здания и иных помещений, где происходит коммерческая деятельность. В зданиях и иных помещениях инспекторы ИФНС могут искать неучтенное оборудование, товарно-материальные ценности.

Важно знать, что при любой налоговой проверке все стороны имеют свои права и обязанности, и могут пользоваться ими в равной степени.

Функции ИФНС и понятие налоговой проверки

ИФНС, как любой государственный орган, наделен определенными правами и обязанностями по отношению к любым субъектам предпринимательской деятельности, куда относятся ИП, а также различные юридические компании. В его обязанности, как было указано выше, входит контроль за правильным и своевременным начислением и перечислением всех предусмотренных платежей в казну.

Контроль над начислением, и уплатой всех обязательных платежей, является главной обязанностью ИФНС. Он может осуществляться двумя способами:

  • контроль при помощи проверки поступлений в казну обязательных платежей;
  • контроль при помощи различных налоговых проверок.

В первом случае, ИФНС осуществляет мероприятия, при которых органами этой службы проводятся различные установленные действия, по контролю над органами, отвечающими за принятие специальных платежей, по которым ИП и другие субъекты предпринимательской деятельности перечисляют денежные средства в виде обязательных платежей, чтобы средства не пошли мимо казны.

Во втором случае, ИФНС осуществляет мероприятия, при которых органами инспекции осуществляются различные документальные контроли ИП и иных юридических лиц с целью отслеживания правильности начисления и последующей уплаты обязательных денежных сумм в государственную казну. Сразу нужно подчеркнуть, что такая налоговая проверка ИП ничем не отличается от аналогичной для иных субъектов предпринимательской деятельности, которые получают доход, и ведут предпринимательскую деятельность на территории нашего государства.

Такой способ контроля характеризуется тем, что данными мероприятиями могут быть охвачены все сферы экономической деятельности ИП либо иного предприятия, начиная со счета в банке, и заканчивая документальной ревизией товаров и иных материальных ценностей, которые составляют объект налогообложения.

Подведя итог, можно сказать, что такие мероприятия, это деятельность ИФНС направленная на осуществление контроля документов и иных материальных ценностей ИП и других субъектов хозяйственной деятельности. Они направлены на то, чтобы отследить правильность начисленных платежей всеми субъектами хозяйственной деятельности, а также выявление несоответствий (нарушений), что ведут к неполному начислению и последующей уплаты обязательных бюджетных платежей. Поэтому налоговая проверка ИП носит обязательный характер.

Данная деятельность ИФНС регулируется Налоговым кодексом, Федеральными законами, письмами и постановлениями Правительства РФ, и Государственной фискальной службой, поэтому при появлении представителей органов инспекции, субъекты хозяйственной деятельности, и особенно ИП, подвергающиеся контролю должны знать свои права и обязанности, а также права и обязанности ИФНС.

Индивидуальные предприниматели являются самым уязвимым звеном, поскольку, в большинстве случаев они пытаются решать вопросы с инспекцией самостоятельно. Некоторые специалисты рекомендуют ИП обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые могут выступить в качестве ответственного лица, которое будет сопровождать любое мероприятие, проводимое ИФНС.

Компании и ИП которые подвержены неожиданным выездным контролям

Компании и ИП которые подвержены неожиданным выездным контролям

Несмотря на то, что внезапные проверки, не являются частыми, есть перечень предпринимателей, которые составляют группу риска:

  • предприниматели, которые часто открывают новые счета для ведения своей деятельности;
  • предприятия, которые часто меняют свой юридический адрес, и соответственно налоговый орган;
  • те юридические лица и ИП, которые меньше заплатили налогов в конце 2015 и начале 2019 года, но темпы хозяйственной деятельности остались на прежнем уровне;
  • те субъекты хозяйственной деятельности, у которых были выявлены серьезные нарушения при проверках, которые были ранее на предприятии.

Некоторые органы инспекции, могут иметь другие основания, которые послужат поводом для дополнительного контроля.

Важно знать, что налоговый кодекс не предусматривает основания, для отнесения того или иного субъекта предпринимательской деятельности в группу риска. Такое решение может быть постановлено непосредственно начальником налогового органа.

Проверки, которые проводятся инспекцией, направлены на усиление контроля за ИП и другими субъектами хозяйственной деятельности, которые являются плательщиками различных налогов и сборов в государственный, и региональные бюджеты. Порядок их проведения, и сроки четко регламентированы действующим законодательством.

Как правило, начинающих предпринимателей пугают проверки, являющиеся обязательными. А те, кто уже столкнулся с проверяющими, жалуются, что инспекторы придираются к любой мелочи, а также на внезапность или несвоевременность проверки.

Российское законодательство устанавливает обязанность для государственных органов контролировать ход деятельности любого бизнеса. Начиная свое дело, гражданин обязан уведомить об этом надзорные органы. Так и действующим предприятиям не обойтись без проверок.

Для того чтобы избежать штрафов и привлечения к ответственности, необходимо знать нюансы проведения тех или иных проверок и быть готовым к ним.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по защите бизнеса поможет при проверки предпринимателей: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Какие проверки возможны в отношении бизнеса?

Для различных сфер предпринимательской деятельности круг проверяющих органов различен. Например, к организациям, деятельность которых не связана с животными, ветеринарный надзор не будет проявлять интереса.

В отношении предпринимательства проводятся проверки следующих органов:

  • проверки со стороны МЧС
  • ФНС — налоговые проверки
  • Роспотребнадзор
  • СЭС
  • Прокуратура — прокурорская проверка
  • Инспекция по труду — проверка со стороны трудинспекции
  • Лицензирующих (проверка Ростехнадзор, ФСТЭК и др.)
  • Миграционная служба
  • Иные контролирующие органы

Указанный выше список не является исчерпывающим. Все зависит от деятельности фирмы. Надзорные ведомства проведение ревизии и ее периодичность согласовывают с прокуратурой. Исключением является налоговая служба, осуществляющая контроль в соответствии с НК РФ и без предварительного согласования.

Важно знать, что с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. субъекты среднего и малого предпринимательства проверяться не будут. Законодателем установлены в их отношении «надзорные каникулы». Но есть и исключения, предусмотренные № 294-ФЗ.

Как подготовиться к проверке предпринимателю?

Любой бизнес рано или поздно сталкивается с проверкой. Появление проверяющего вопрос времени. И перед бизнесменом возникает проблема в незнании того, как нужно подготовиться.

Чтобы пройти проверку в первую очередь надо изучить действующее законодательство, а также подготовить документы, которые касаются вашей сферы деятельности и потребуются инспектору.

Следующим этапом будет составление плана действий руководства и сотрудников. Это позволит действовать четко и слаженно, а не метаться и усложнять обстановку. С персоналом необходимо провести инструктаж о том, как себя вести и что говорить.

Законодателем закреплены пределы проверки каждого органа, вам необходимо их изучить. Зная полномочия инспектора, можно не опасаясь отказывать в предоставлении материалов, которые не относятся к предмету осмотра или его компетенции.

Статьей 16 № 294-ФЗ закреплено право вести журнал учета проверок. Это своего рода контроль за проверочными мероприятиями со стороны надзорных структур. Такой журнал лучше иметь, ведь с его помощью можно отследить их частоту. Форма установлена приказом Минэкономразвития России.

Поскольку периодичность ревизий практически всех проверочных мероприятий закреплена в законе, излишние проверки в дальнейшем можно будет оспорить. Ведение журнала поможет не только систематизировать и правильно спланировать работу фирмы, но и защитить права и интересы.

Кроме того, можно просмотреть материалы предыдущей проверки, если таковая была. Это поможет избежать ошибок, допущенных ранее.

Внеплановые проверки предпринимателей

Внеплановая проверка проводится через некоторое время после плановой или в связи с поступлением заявления. В ст. 10 № 294-ФЗ предусмотрено, что проверочные мероприятия проводятся в целях контроля:

  • исполнения выданных предписаний надзорных структур;
  • соблюдения требований, определенных законом;
  • проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью людей;
  • обеспечения государственной и экологической безопасности;
  • предупреждения техногенных катастроф.

Такие проверки происходят не запланировано, в связи с обнаружением обстоятельств, требующих контроля со стороны надзорных органов.

Ревизия может проводиться как в форме выездной, так и документарной проверки на основании распоряжения контрольного органа. Документарная проверка осуществляется не выезжая по адресу фирмы. Проверяются документы и сведения в них.

При выездном осмотре проверяются сведения, содержащиеся в документах компании, соответствие данных реальному положению дел на предприятии, условий труда сотрудников, состояния оборудования, техники, качества производимой продукции. Она проводится на территории фирмы.

Законодателем закреплено, что компания уведомляется о проверке за 24 часа до начала проведения. В некоторых случаях предприниматель и вовсе не уведомляется.

Основанием для такой проверки может послужить обращение граждан или юридических лиц, а также составление акта, о невозможности проведения проверки по плану.

Проведение таких мероприятий согласовывается. Подробнее про внеплановые проверки на нашем сайте по ссылке.

Плановая проверка предпринимателей

Такие проверки проводятся в соответствии с планом, утверждаемым ежегодно. По общим правилам осуществляются не больше 1 раза в год. Но законом предусмотрены исключения, например, в организациях здравоохранения может проводиться два и более раза в три года. Также, как и внеплановые, плановые бывают выездными и документарными.

Какое ведомство будет осуществлять проверку, зависит от того, соблюдение каких требований будет проверяться. Например, проверка по соблюдению требований пожарной безопасности проводится МЧС России.

О проведении проверочных мероприятий предприниматель уведомляется за три рабочих дня. А срок проведения возможен до 20 рабочих дней. Однако в определенных случаях он может быть продлен, но не более, чем сам срок ревизии.

По приезду, инспектор обязан показать удостоверение и распоряжение о проверке. Если с этими документами вас не знакомят, тогда требуйте сами.

По итогам осмотра сотрудником составляется акт, а при нарушениях оформляется предписание.

Права предпринимателя при проверке

Действующим законодательством предусмотрены права хозяйствующих субъектов при проведении проверки. Так, руководство фирмы или уполномоченное лицо, ИП или его представитель вправе присутствовать в процессе ревизии, а также давать пояснения по возникающим вопросам. При этом инспектор обязан письменно зафиксировать объяснения. В противном случае можно подать жалобу на его действия.

Кроме того, вы вправе:

  1. ознакомиться с информацией и документами по предмету проверки (цели, основания, условия, объем мероприятий, сроки проведения);
  2. знакомиться с результатами;
  3. указать в акте о согласии/несогласии с результатами и действиями проверяющих;
  4. привлекать Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей или уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте РФ к участию в проверке;
  5. подавать жалобы на действия надзорных структур.

ПОЛЕЗНО: читайте также про защиту предпринимателей по ссылке

Обжалование результата проверки

Хозяйствующие субъекты вправе обжаловать действия сотрудников или результаты проверки в административном или судебном порядке.

Административный порядок предусматривает подачу жалобы руководству проверяющего или в вышестоящий орган в течение 15 календарных дней с момента получения акта проверки. В заявлении указывается с чем не согласны, аргументы и нормы закона, подтверждающие позицию. Составляется в двух экземплярах. Один остается в организации, а другой направляется нарочно или письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.

Если в удовлетворении жалобы отказывают, то можно оспорить в вышестоящем органе, либо в суде.

Как показывает практика судебный порядок более эффективный, чем внесудебный. Поскольку вышестоящее руководство редко, когда удовлетворяет требования. В судебной инстанции больше шансов на выигрыш.

Срок для подачи заявления в суд 3 месяца. Такие дела рассматриваются по правилам искового производства в Арбитражном суде. Перед подачей оплачивается госпошлина. К заявлению также прикладывается текст оспариваемого акта или предписания. На время рассмотрения дела, судья может приостановить действие обжалуемого документа.

Защита прав предпринимателей при проверках со стороны адвоката

Проверка предпринимателей

Предпринимательская деятельность регулируется множеством законов. При этом соблюдение предписаний контролируется различными структурами. Как показывает практика, проведение проверочных мероприятий может существенно осложнить работу любого бизнеса. А иногда и вовсе привести к закрытию. Это происходит в результате отсутствия юридической защиты предпринимательства. Ведь, чтобы пройти проверку грамотно, надо знать нормативную базу надзорных ведомств, ваши права и обязанности, а также подготовить множество документов и предприятие в целом. Без помощи адвоката сложно будет пройти проверку без штрафов и предписаний. Ведь, как правило, ни одна фирма не бывает готова к осмотру на 100%.

Наши адвокаты:

  • составят и проанализируют имеющуюся документацию;
  • будут сопровождать вас в процессе проведения проверки;
  • проконсультируют как вести себя при инспекторе и что говорить;
  • пресекут незаконные действия проверяющих и не допустят проведения незаконной проверки;
  • оспорят вынесенные решения или действия сотрудников надзорных органов.

Лучшим решением для обеспечения своих прав и защиты интересов будет обратиться к нашим юристам. Специалисты знают все нюансы действующего законодательства, устоявшуюся практику и помогут решить вопросы любой сложности.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

В письме Федеральной налоговой службы разъясняется, какие признаки укажут на предпринимательский характер деятельности физического лица и в каких случаях будет доначислена недоимка по налогам. Если вы получаете регулярный доход от определенной деятельности, стоит проверить, не подпадает ли она под критерии предпринимательской, чтобы избежать взыскания налоговой недоимки

Федеральная налоговая служба подготовила обзор судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физлиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения (Письмо ФНС от 7 мая 2019 г. № СА-4-7/8614@). Письмо ФНС подтверждает сложившуюся тенденцию по оспариванию налоговыми органами экономической сущности сделок, заключаемых физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Эти действия налогового ведомства направлены на выявление предпринимателей, получающих существенную налоговую экономию путем сокрытия своей фактической деятельности. Судебная практика показывает, что, если налоговый орган докажет предпринимательский характер деятельности физлица, доначислений недоимки по неисполненным налоговым обязательствам не избежать.

В каких случаях деятельность физлица будет признана предпринимательской?

Переквалификация налоговым органом деятельности физического лица возможна только в случае наличия ключевых признаков, свидетельствующих о ее предпринимательском характере.

Одним из основных факторов является нацеленность на извлечение прибыли, т.е. изготовление или приобретение имущества с целью его последующего использования для систематического получения дохода. Разовый характер сделки сам по себе не свидетельствует о ведении предпринимательской деятельности. Например, разовая продажа имущества, стройматериалов, оставшихся после строительства дома, не имеет признаков предпринимательской деятельности. Но если вы регулярно приобретаете имущественные активы с целью последующей реализации или сдаете в аренду транспортные средства, налоговый орган вправе приравнять эту деятельность к предпринимательской и доначислить НДС, установив систематичность осуществления операций и отсутствие фактов использования объектов недвижимости в личных целях (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27 декабря 2017 г. № Ф09-8236/17).

Также о наличии в действиях признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать следующие факты.

  • Хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок. Под данным понятием подразумевается наличие первичных документов по сделкам: актов, договоров, расценок за услуги.
  • Взаимосвязанность всех совершаемых в определенный период времени сделок. Например, отсутствие временного интервала между приобретением и последующей продажей объектов, одновременное осуществление расходов по ремонту объектов для их перепродажи и расходов на рекламу. Судебная практика показывает, что для подтверждения налоговым органом обстоятельств ведения физическим лицом предпринимательской деятельности необходимы совокупность и взаимосвязанность действий, свидетельствующих о налоговом правонарушении.
  • Устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами. Обращение физлица за услугами к определенным контрагентам свидетельствует о наличии систематичных «обычаев делового оборота», подтверждающих осуществление предпринимательской деятельности (см. письма Минфина России от 7 ноября 2006 г. № 03-01-11/4/82 и ФНС России от 8 февраля 2013 г. № ЕД-3-3/412@).

То есть если вы целенаправленно продвигаете свою деятельность, например поддерживаете сайт и публикуете объявления, а также имеете устойчивые взаимоотношения с поставщиками услуг для приведения объектов в «товарный вид», данные факты в совокупности могут свидетельствовать о ведении предпринимательской деятельности.

Как налоговый орган установит предпринимательский характер деятельности?

Доказательствами, подтверждающими нацеленность человека на систематическое получение прибыли, а значит, ведение предпринимательской деятельности, могут стать:

  • показания лиц, оплативших товары, работу или услуги; расписки, подтверждающие передачу денежных средств;
  • выписки из банковских счетов;
  • акты передачи товаров, выполнения работ или оказания услуг;
  • размещение рекламных объявлений, выставление образцов товаров в местах продажи;
  • заключение договоров аренды помещений.

Так, налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать любого свидетеля на допрос для установления обстоятельств заключения сделок, например по сдаче в аренду недвижимости физлицам. Он может запросить расписки о получении и передаче денег, если расчеты производились с покупателями – физическими лицами наличными денежными средствами. Также налоговый орган вправе истребовать у банков выписки о движении средств по счетам проверяемого налогоплательщика или его контрагентов, в случае если расчеты производились в безналичной форме.

Вместе с тем нужно помнить: если прибыль отсутствует, это не значит, что деятельность не будет признана предпринимательской, поскольку тут важна именно цель систематического получения дохода, а положительный результат обязательным не является. То есть, если полученные доказательства позволят установить ведение предпринимательской деятельности, физическому лицу не удастся избежать административного наказания в виде штрафа в размере от 500 руб. до 2 тыс. руб. за отсутствие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ст. 14.1 КоАП РФ).

Почему физлицо могут обязать платить налоги как индивидуального предпринимателя?

Если человек получает доходы от деятельности, которую он не относит к предпринимательской, но при этом она таковой является, на него будет распространяться режим налогообложения, установленный для индивидуальных предпринимателей. При этом он может быть и не зарегистрирован в качестве ИП (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П, определения от 15 мая 2001 г. № 88-О и от 11 мая 2012 г. № 833-О).

Данные действия налогового органа не противоречат действующему законодательству, так как физлица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица при исполнении обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

При этом налоговый орган доначисляет именно НДС, предусмотренный для общей системы налогообложения. Так как иные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, патентная система) требуют заявительного порядка перехода, налоговый орган не может начислить недоимку по иным налогам, если физическое лицо не заявило о выборе и применении специального режима налогообложения.

Если деятельность человека признают предпринимательской, с него взыщут недоимку по налогам?

В случае переквалификации деятельности физлица в предпринимательскую обязанностью налоговых органов является определение неисполненных налоговых обязательств. После этого может быть доначислена недоимка по НДС.

В качестве примера приведем дело о привлечении физического лица к налоговой ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. № 59КГ15-2). Собственник земельного участка и нежилого помещения сдавал имущество в аренду юридическому лицу по договору. Документ содержал условия о сроках, изменении и расторжении договора, санкциях за ненадлежащее исполнение обязательств по нему. То есть были предусмотрены все возможные риски, подлежащие учету при осуществлении предпринимательской деятельности.

Суды сделали вывод, что человек сдавал принадлежащее ему на праве собственности нежилое административное здание юрлицу для использования в производственной деятельности арендатора. Целью сдачи помещений в аренду было систематическое получение прибыли. Следовательно, физическое лицо являлось плательщиком НДС. При этом суды не поддержали позицию собственника, заявившего, что целью предоставления имущества в аренду являлась минимизация издержек, связанных с владением нежилым помещением.

В законодательстве отсутствует указание срока, в течение которого налоговый орган должен выявить задолженность. Однако в силу ограничений, установленных п. 4 ст. 89 НК РФ, период, за который возможно доначисление недоимки по налогам, не может превышать трех лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной налоговой проверки. Расчет недоимки по не исполненным физлицом налоговым обязательствам осуществляется исходя из величины полученного дохода, установленного по результатам анализа движения денежных средств по банковской выписке, распискам о получении денег, заключенным договорам. Однако встает вопрос: после определения общей величины дохода, полученного физлицом, не зарегистрированным в качестве ИП, как будет рассчитан НДС? Ведь условиями договоров не предусмотрено, что цена услуг (товаров) включает в себя сумму налога. То есть общая величина дохода будет умножаться на ставку налога 18% (для периода проверки до 2019 г.)? Или будет признано, что НДС изначально включен в стоимость услуг (товара) по договорам с заказчиками и необходимо общий доход умножить на расчетную ставку налога 18/118? Несомненно, расчетная ставка налога более выгодна, поскольку величина налогового бремени окажется меньше, чем при ставке 18%.

Судебная практика показывает, что при переквалификации сделки и статуса физлица на ИП расчет недоимки по налогам определяется с использованием расчетной ставки (18/118), только если человек не предпринял умышленных действий по избежанию налогового бремени и сокрытию своего реального статуса. Об отсутствии умышленности могут свидетельствовать следующие обстоятельства: человек действовал при заключении и исполнении договорных обязательств открыто и узнал о квалификации своей деятельности в качестве предпринимательской только по результатам мероприятий налогового контроля; ранее в отношении него не проводились проверки и он не привлекался к налоговой ответственности; накануне заключения сделок он умышленно не утрачивал статус ИП. Если данные условия не выполняются, расчет НДС будет производиться сверх цены договоров исходя из ставки 18%.

Впрочем, не во всех случаях налоговый орган сможет производить доначисление НДС при переквалификации сделок. Налогоплательщик имеет право на освобождение от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 млн руб. Причем не будет иметь значения, подал ли налогоплательщик письменное уведомление о применении данного освобождения в срок, указанный в п. 3 ст. 145 НК РФ. Согласно судебной практике в случае переквалификации сделок налоговые органы при расчете налоговых обязательств могут самостоятельно учитывать право лица на освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС при соблюдении условия о размере выручки (Определение Верховного Суда РФ от 3 июля 2018 г. № 304-КГ18-2570 по делу № А70-907/2017).

Могут ли налоговые органы ошибочно признать деятельность физлица предпринимательской?

В судебной практике встречаются случаи необоснованного приравнивания деятельности физических лиц к предпринимательской и доначисления НДС. Рассмотрим такой пример: в проверяемый период физлицо, которое обладало статусом ИП, реализовывало нежилые помещения. Суды установили, что сделка носила разовый характер, а налоговый орган не представил доказательств использования помещений в предпринимательской деятельности. Было указано, что наличие у физического лица статуса ИП не является основанием для отнесения сделки к предпринимательской, поскольку с момента регистрации в качестве ИП и постановки на налоговый учет к разрешенным видам деятельности предпринимателя не относилась деятельность по реализации объектов недвижимости (Определение Верховного Суда РФ от 4 мая 2016 г. № 303-КГ16-3339 по делу № А73-7492/2014).

Кроме того, нужно иметь в виду, что при реализации продукции, выращенной на собственном сельхозучастке площадью не более 0,5 га, налогообложение доходов физических лиц не предусмотрено, даже если деятельность носит систематический характер. Однако для подтверждения факта производства продукции именно на своем участке необходимо получить справку из местной администрации или садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ).

Как избежать принудительного взыскания налогов?

Если вы на регулярной основе получаете доход от определенной деятельности, платите НДФЛ и при этом не можете самостоятельно определить, обязаны ли уплачивать НДС, стоит обратиться в специализированные консалтинговые организации для анализа возможных налоговых рисков по доначислению недоимки по налогам в связи с предпринимательским характером деятельности. В случае если ваша деятельность подпадает под критерии предпринимательской, обозначенные выше, рекомендуем самостоятельно выбрать оптимальный вариант системы налогообложения, чтобы исключить вероятность принудительного взыскания налогов после налоговой проверки.

Как стать налоговым инспектором? фото

Своевременная уплата налогов – обязанность всех физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. Однако, несмотря на то, что в стране значительно упрощена процедура оформления и подачи бумаг, фиксирующих доходы граждан, некоторые частные лица и компании стремятся избежать уплаты налогов.

Именно для того, чтобы контролировать налогообложение и не допускать утечки денег из бюджета, существует профессия “Налоговый инспектор”. Специализация не нова, поскольку необходимость осуществлять учет доходов граждан наметилась тогда же, когда появились товарно-денежные отношения. Сегодня сотрудники этого профиля не менее востребованы, чем 100 лет назад.

Кто такой налоговый инспектор?

Налоговый инспектор – это специалист, проверяющий исполнение фискального законодательства и обеспечивающий взимаемость налогов. Большую часть времени служащие налоговой инспекции занимаются проведением проверок, выявлением случаев уклонения от уплаты налогов, документооборотом и взысканием задолженностей при обнаружении нарушений.

Работа этих сотрудников рутинна и монотонна, поскольку неизменно связана с бумагами. Однако при должном упорстве и трудолюбии ответственному работнику не составит труда подняться с первого ранга на третий (существует 3 вида распределения по чинам). Чем выше ранг, тем больше у специалиста оклад и тем более престижную должность он занимает.

Так как работники налоговой инспекции исполняют разные функции, в зависимости от отдела в обязанности налогового инспектора входит:

  • прием деклараций;
  • постановка на учет новых плательщиков;
  • консультирование;
  • осуществление камеральных и выездных проверок;
  • анализ результатов;
  • проведение сверок;
  • уведомление организаций, частных лиц и предприятий о необходимости уплаты налогов;
  • взыскание задолженностей с нарушителей;
  • составление статистической отчетности;
  • анализ динамики поступления денежных средств в государственную казну.

Кроме того, налоговый инспектор должен свободно владеть законодательством, знать Конституцию и другие регулирующие работу отрасли нормативные акты. Для него первостепенно быть юридически и финансово подкованным, грамотным, стрессоустойчивым, педантичным и эрудированным не только в своей основной трудовой области, но и в смежных сферах.

Кто такой налоговый инспектор? изображение

Чем занимается налоговый инспектор?

Помимо перечисленных выше обязанностей, связанных с документооборотом, работа налогового инспектора заключается в том числе в постоянном взаимодействии с людьми. Сотрудникам этого профиля важно быть хорошими психологами, чтобы правильно выбирать тактику общения с лицами, стремящимися уклониться от уплаты налогов.

Если говорить о личностных качествах, помогающих налоговым инспекторам достигать карьерных высот, то это:

  • высокий порог неконфликности;
  • усидчивость;
  • аналитическое мышление;
  • наблюдательность;
  • требовательность;
  • кропотливость;
  • умение работать в команде;
  • высокий уровень концентрации.

Как выучиться на налогового инспектора?

Перед принятием окончательного решения о поступлении в вуз либо среднее специальное образовательное учреждение следует ознакомиться с плюсами и минусами профессии, чтобы понять, удовлетворяет ли она заявленным требованиям.

Достоинства работы в должности налогового инспектора заключаются в первую очередь в важности этого профиля для государства, ведь своевременное пополнение государственной казны за счет налоговых поступлений гарантирует стабильность развития Российской Федерации. Кроме того, большой объем работы обеспечивает сотруднику оклад, превышающий среднюю зарплату бюджетников.

Еще одно весомое преимущество – знание всех нюансов налогообложения и умение свободно ориентироваться в финансовой области, помогающее налоговому инспектору интеллектуально расти и позволяющее ему аргументированно отстаивать свои права.

Что касается недостатков, то здесь стоит упомянуть необходимость тщательно отслеживать любые изменения законодательства, обрабатывать огромные объемы информации и терпеть неудобства разъездного характера работы. Дополнительно сюда можно отнести враждебность подконтрольных частных лиц и предприятий, ведь никто не любит, когда роются в его “грязном белье”.

Если немногочисленные минусы работы налогового инспектора не пугают, то перейдем к местам, где студенты получают соответствующее образование.

Где учат налоговых инспекторов?

Для старта карьеры молодому специалисту достаточно окончить среднее профессиональное образовательное учреждение, специализирующееся на налогообложении, финансах, государственном и муниципальном управлении, бухгалтерском учете.

Чтобы получить квалификацию экономиста-специалиста по налогообложению, студенту необходимо поступить в вуз по направлению “Налоги и налогообложение”. Помимо Всероссийской государственной налоговой академии, обучиться по профилю можно, например, в Российской экономической школе или Московском техническом университете связи и информатики.

Однако одного диплома о высшем образовании недостаточно для обстоятельной работы по профилю, поскольку налоговое законодательство регулярно обновляется. В связи с этим, всем сотрудникам, заинтересованным в карьерном росте, рекомендуется не реже одного раза в 2-3 года проходить курсы повышения квалификации.

Комфортнее всего получить ДПО можно в дистанционном формате, так как удаленное обучение обладает массой достоинств:

  • выверенные образовательные программы, составленные практикующими налоговыми инспекторами и полностью соответствующие квалификационным требованиям;
  • освоение учебного плана в любом месте и в любое время (утвержденного графика занятий нет, поэтому слушатель самостоятельно выстраивает процесс);
  • возможность приступить к проработке материала без ожидания набора группы;
  • полная техническая и консультационная поддержка учащихся 24/7;
  • расширенная схема бонусных акций и предложений (например, скидка при коллективном обращении);
  • персональный подход (с возможностью корректировать учебный план под личные нужды каждого слушателя);
  • легкость поступления (паспорт, заявление, диплом первого образования);
  • подтверждающие прохождение курсов ДПО бумаги установленного образца.

Чтобы убедиться в удобстве удаленного обучения и понять, почему тысячи абитуриентов выбирают Современную научно-технологическую академию, достаточно почитать раздел “Отзывы” на сайте организации, где собраны благодарственные письма выпускников образовательного центра.

Читайте также: