Правовой режим налоговой тайны курсовая

Опубликовано: 18.05.2024

N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»: отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации морального вреда по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на его возмещение. На наш взгляд, определяющим в вопросе компенсации морального вреда является согласно ст. 151 ГК РФ нарушение личных… Читать ещё >

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании

Налоговая тайна ( реферат , курсовая , диплом , контрольная )

Содержание

  • 1. Понятие налоговой тайны
  • 2. Правовая основа доступа к конфиденциальной информации
  • 3. Субъекты отношений, возникающих в рамках правового режима налоговой тайны
  • 4. Ответственность за нарушение налоговой тайны
  • Заключение
  • Список использованных источников

С учетом конкретных обстоятельств должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую тайну, может быть привлечено к ответственности по ст. 293 «Халатность» УК РФ. Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом (в нашем случае — налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа) своих обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба либо существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.

Общие положения имущественной ответственности налоговых органов установлены в ст. ст. 35, 103 НК РФ. Убытки, причиненные налогоплательщику или его имуществу неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц (в том числе вследствие несоблюдения п. 2 ст. 102 НК РФ), подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета (ст. 1069 ГК РФ).

Некоторые авторы считают, что в случае нарушения режима налоговой тайны потерпевший налогоплательщик может требовать и компенсации морального вреда на основании ст. ст. 151, 1099 — 1101 ГК РФ [4]. Такой вывод делается исходя из Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.

12.1994 N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» [18]: отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации морального вреда по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на его возмещение. На наш взгляд, определяющим в вопросе компенсации морального вреда является согласно ст. 151 ГК РФ нарушение личных неимущественных прав и других нематериальных благ граждан, причинившее тяжкие нравственные и физические страдания. И разглашение информации о личной, семейной жизни гражданина, охраняемой в режиме налоговой тайны, можно рассматривать как подобное нарушение.

Статья 12 Закона РФ от 21.

03.1991 N 943−1 «О налоговых органах Российской Федерации» [15] предусматривает в том числе дисц15иплинарную ответственность должностных лиц налоговых органов за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей. Это положение сходно с составом преступления, предусмотренным ст. 293 УК РФ, о котором было сказано выше. Однако, в отличие от халатности, такие действия необязательно должны сопровождаться причинением крупного ущерба.

В литературе встречается мнение, что в отношении должностных лиц, допустивших нарушение режима налоговой тайны, возможно применение мер административной ответственности [32. С. 23.]. Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа (ст. 13.14 КоАП РФ). Однако подобная ответственность наступает только в тех случаях, когда за аналогичные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Так как разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст. 183 УК РФ, привлечь виновных должностных лиц к административной ответственности в данном случае, как представляется, нельзя.

Заключение

В настоящее время режим налоговой тайны, его субъекты и объекты детально урегулированы законодательством Российской Федерации, однако процесс правоприменения все же выявил отдельные пробелы, которые на практике устраняются официальным и неофициальным толкованием и с помощью судебной практики. Также очевидно, что данный режим разработан, прежде всего, для налоговых и иных вышеназванных органов, обязанных соблюдать налоговую тайну, но доскональное его знание просто необходимо налогоплательщику для эффективной защиты конфиденциальной информации и своих прав, связанных с такой защитой.

Правовое значение института налоговой тайны состоит в защите прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении любой информации о нем (за исключением ряда установленных в НК РФ сведений).

Данный правовой институт тесно пересекается с институтом банковской тайны, что создает некоторые проблемы. В частности, несмотря на то что у налоговых органов есть законные основания для истребования определенной информации у банков, последние не спешат с нею расставаться.

Такая ситуация вызвана неоднозначной трактовкой понятия налоговой тайны правоприменителями — налоговыми органами, банками и налогоплательщиками.

Следует отметить, что сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не могут являться налоговой тайной. Однако распространение сведений о совершении конкретными лицами нарушений налогового законодательства, например в средствах массовой информации, должно осуществляться с учетом права каждого на защиту своей чести и доброго имени. Поэтому распространение подобных сведений, основанное даже на результатах налоговых проверок, до вынесения судебного решения без согласия лица недопустимо.

Список использованных источников

«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.

12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.

12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.

12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.

11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.

10.1994) (ред. от 27.

12.2009)// «Собрание законодательства РФ», 05.

12.1994, N 32, ст. 3301

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.

07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.

07.1998) (ред. от 30.

07.2010)// «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.

«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.

01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.

12.1995) (ред. от 17.

07.2009)// «Собрание законодательства РФ», 29.

01.1996, N 5, ст. 410,

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.

12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.

12.2001) (ред. от 27.

07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.

09.2010)// «Собрание законодательства РФ», 07.

01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.

12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.

12.2001) (ред. от 25.

11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.

01.2010)// «Собрание законодательства РФ», 07.

01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.

06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.

05.1996) (ред. от 27.

07.2010) //"Собрание законодательства РФ", 17.

06.1996, N 25, ст. 2954

Федеральный закон от 27.

07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.

07.2006)// «Собрание законодательства РФ», 31.

07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448

Федеральный закон от 08 [https://r.bookap.info, 22].

08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.

05.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.

07.2001)// «Парламентская газета», N 152−153, 14.

Федеральный закон от 10.

01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.

11.2007) «Об электронной цифровой подписи"(принят ГД ФС РФ 13.

12.2001)// «Собрание законодательства РФ», 14.

01.2002, N 2, ст. 127.

Федеральный Закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283.

Федеральный Закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431.

Федеральный Закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» //СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» (в ред. от

24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 44; 2007.

03.1991 N 943−1 (ред. от 17.

07.2009) «О налоговых органах Российской Федерации"// «Бюллетень нормативных актов», N 1, 1992.

12.1991 N 2118−1 (ред. от 21.

07.1997) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации"// «Российская газета», N 56, 10.

04.1991 N 1026−1 (ред. от 22.

07.2010) «О милиции"//"Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.

04.1991, N 16, ст. 503.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.

12.1994 N 10 (ред. от 06.

02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда"//"Российская газета», N 29, 08.

Постановление Правительства РСФСР от 05.

12.1991 N 35 (ред. от 03.

10.2002) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну"//"СП РФ», 1992, N 1 — 2, ст. 7.

Приказ МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3−28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» // Российская газета. 2003. 3 апр.

Приказ МВД РФ от 26 декабря 2003 г. N 1033 «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» // Российская газета. 2004. 27 янв.

Приказ МНС РФ N ВГ-3−10/265, Минюста РФ N 215 от 25.

07.2000 (ред. от 13.

11.2003) «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.

08.2000 N 2362)// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 35, 28.

Приказ ФНС России N ММ-7−2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. 2009. 16 сент.

Письмо Управления ФНС по г. Москве от 29 сентября 2008 г. N 09−10/91 384 // Московский налоговый курьер. 2009. N 1 — 2.

Письмо МНС РФ от 05.

03.2002 N ШС-6−14/252 «Об отнесении сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне"// «Экономика и жизнь», N 12, 2002

Письмо Управления ФНС России по г. Москве от 31 декабря 2008 г. N 09−17/122 410 «О предоставлении налоговыми органами сведений о денежных средствах на счетах, по которым приостановлены операции» // Московский бухгалтер. 2009. N 4.

Письмо Управления ФНС по г. Москве от 10 ноября 2008 г. N 09−12/104 605 // Московский налоговый курьер. 2008. N 23 — 24.

Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 28.

05.1997 «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства"//"Российская газета» («Ведомственное приложение»), N 111

Соглашение Правительств государств — участников стран СНГ от 04.

06.1999 «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере"//"Бюллетень международных договоров», N 7, 2001

Закон РСФСР от 21.

03.1991 N 943−1 «О Государственной налоговой службе РСФСР"//"Бюллетень нормативных актов», N 1, 1992

Кучеров И.И., Трошин В. А. Налоговая тайна: правовой режим защиты информации. М., 2003. С. 370.

Мясников А. О. Как защитить налоговую тайну // Налоговые споры. 2006. N 9. С. 23.

Наумов А. В. Практика применения УК РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 445.

Примечание. Для свидетелей, понятых и переводчиков — участников налоговых правоотношений обязанность соблюдать налоговую тайну НК РФ прямо не установлена.

Пример готовой курсовой работы по предмету: Налоговое право

Содержание

1.Понятие налоговой тайны

2. Правовая основа доступа к конфиденциальной информации

3. Субъекты отношений, возникающих в рамках правового режима налоговой тайны

4. Ответственность за нарушение налоговой тайны

Список использованных источников

Выдержка из текста

Тема данной работы является весьма актуальной, поскольку налоговая тайны выступает в качестве гарантии неразглашения сведений, которые получены налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами и другими.В качестве предмета данной работы выступает российское законодательство, закрепляющее и регламентирующее понятие налоговой тайны и механизмы защиты информации в налоговом праве.3) рассмотреть и раскрыть разглашение налоговой тайны и виды ответственности за её разглашение;

Сумма экономии на процентах при получении налогоплательщиками заёмных средств для приобретения квартиры в части превышения размеров, указанных в п.2 статьи

21. НК РФ, при подтверждении фактических расходов облагается по ставке?

Так, отношения, возникающие между законным владельцем информации, составляющей банковскую тайну, и государственными органами и должностными лицами по поводу предоставления таких сведений, регулируются большим количеством нормативно-правовых актов. (далее – Закон о банках и банковской деятельности), в которой говорится о банковской тайне, определяется круг органов и лиц, по запросам которых кредитная организация предоставляет справки, содержащие банковскую тайну в предусмотренных законом случаях.- рассмотрение соотношения банковской тайны с такими видами конфиденциальной информации как коммерческая и налоговая тайна;

Решение указанных задач предполагается возможным путем обращения к законодательным актам РФ (федеральным законам, включая кодифицированные законы, регулирующих вопросы настоящей тематики), а также статьям периодических изданий.

Практическое значение работы заключается в том, что предпринимательская деятельность непрерывно связана с получением и использованием разного рода информации. При этом в современных условиях информация является своего рода товаром, который имеет собственную ценность. Для предпринимателя очень часто очень ценной выступает информация, используемая для достижения целей предприятия и разглашение которой может лишить его возможностей успешной реализации данной цели, то есть создает предпосылки для возникновения угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, далеко не вся информация может, при ее разглашении, создавать угрозы, но существует определенная ее часть, нуждающаяся в защите. При существующей конкуренции между субъектами хозяйственной деятельности сведения становятся очень ценным объектом, так как владение информацией в условиях рыночной экономики выступает залогом успешной предпринимательской деятельности.

В курсовой работе мы постараемся понять такие моменты как закон может защитить нашу служебную тайну какова ответственность и каковы последствия за разглашение и нарушение служебной тайны.

• Рассмотрение соотношения банковской тайны с такими видами конфиденциальной информации как коммерческая и налоговая тайна.• Анализ правовых оснований и круга лиц, которым могут предоставляться сведения, составляющие банковскую тайну.

Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе уста-навливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Список использованных источников

2.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// «Российская газета», N 7, 21.01.2009

3.«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от 27.12.2009)// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301

4.«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 30.07.2010)// «Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

5.«Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995) (ред. от 17.07.2009)// «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, N 5, ст. 410,

6.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.09.2010)// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

7.«Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.11.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)// «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

8.«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 27.07.2010) //»Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954

9.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006)// «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448

10.Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 19.05.2010) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)// «Парламентская газета», N 152-153, 14.08.2001.

11.Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи»(принят ГД ФС РФ 13.12.2001)// «Собрание законодательства РФ», 14.01.2002, N 2, ст. 127.

12.Федеральный Закон от

2. июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» // СЗ РФ. 2004. N

13.Федеральный Закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1).

14.Федеральный Закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» //СЗ РФ. 2007. N

15.Федеральный закон от

3. декабря 2004 г. N 218-ФЗ «О кредитных историях» (в ред. от

2. июля 2007 г.) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1).

16.Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 (ред. от 17.07.2009) «О налоговых органах Российской Федерации»// «Бюллетень нормативных актов», N 1, 1992.

17.Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 (ред. от 21.07.1997) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»// «Российская газета», N 56, 10.03.1992

18.Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 (ред. от 22.07.2010) «О милиции»//»Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, N 16, ст. 503.

19.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 (ред. от 06.02.2007) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»//»Российская газета», N 29, 08.02.1995.

20.Постановление Правительства РСФСР от 05.12.1991 N 35 (ред. от 03.10.2002) «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»//»СП РФ», 1992, N 1 — 2, ст. 7.

21.Приказ МНС России от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96 «Об утверждении порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов» // Российская газета. 2003. 3 апр.

22.Приказ МВД РФ от

2. декабря 2003 г. N 1033 «Об утверждении Перечня должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну» // Российская газета. 2004.

23.Приказ МНС РФ N ВГ-3-10/265, Минюста РФ N

21. от 25.07.2000 (ред. от 13.11.2003) «Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 18.08.2000 N 2362)// «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 35, 28.08.2000

24.Приказ ФНС России N ММ-7-2-347 от

3. июня 2009 г. «Об утверждении Порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» // Российская газета. 2009. 16 сент.

25.Письмо Управления ФНС по г. Москве от 29 сентября 2008 г. N 09-10/091384 // Московский налоговый курьер. 2009. N 1 — 2.

26.Письмо МНС РФ от 05.03.2002 N ШС-6-14/252 «Об отнесении сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне»// «Экономика и жизнь», N 12, 2002

27.Письмо Управления ФНС России по г. Москве от

3. декабря 2008 г. N 09-17/122410 «О предоставлении налоговыми органами сведений о денежных средствах на счетах, по которым приостановлены операции» // Московский бухгалтер. 2009. N 4.

28.Письмо Управления ФНС по г. Москве от

1. ноября 2008 г. N 09-12/104605 // Московский налоговый курьер. 2008. N 23 — 24.

29.Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины от 28.05.1997 «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства»//»Российская газета» («Ведомственное приложение»), N 111

30.Соглашение Правительств государств — участников стран СНГ от 04.06.1999 «О сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере»//»Бюллетень международных договоров», N 7, 2001

31.Закон РСФСР от 21.03.1991 N 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР»//»Бюллетень нормативных актов», N 1, 1992

32.Кучеров И.И., Трошин В.А. Налоговая тайна: правовой режим защиты информации. М., 2003. С. 370.

33.Мясников А.О. Как защитить налоговую тайну // Налоговые споры. 2006. N 9. С. 23.

34.Наумов А.В. Практика применения УК РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. М.: Волтерс Клувер, 2005. С. 445.

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 22:56, курсовая работа

Краткое описание

У любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким секретам относится, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях. Утечка секретной информации или разглашение коммерческой тайны могут обернуться для организации убытками. К тому же может привести и распространение сведений, составляющих налоговую тайну. Законодательство четко определяет, с помощью каких мер обеспечивается охрана налоговой тайны, и какие меры ответственности могут быть применены к виновным в ее разглашении.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
Налоговая тайна в системе мер защиты экономической информации………………………………………………………………….….4-9
Глава 2.
Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники……………………………………………………………………..10-21
Глава 3.
Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны………………………………………..…………………….22-27
Заключение…………………………………………………………………. 28
Список использованной литературы………………………………….…29-30

Файлы: 1 файл

Налоговая тайна (2).docx

Налоговая тайна в системе мер защиты экономической информации…………………………………………………… …………….….4-9

Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники……………………………………………………… ……………..10-21

Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны………………………………………..…………………… .22-27

Список использованной литературы………………………………….…29-30

У любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким секретам относится, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях. Утечка секретной информации или разглашение коммерческой тайны могут обернуться для организации убытками. К тому же может привести и распространение сведений, составляющих налоговую тайну. Законодательство четко определяет, с помощью каких мер обеспечивается охрана налоговой тайны, и какие меры ответственности могут быть применены к виновным в ее разглашении.

Что такое конфиденциальная информация, определяет Федеральный закон от 20 февраля 1995г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно этому закону, конфиденциальной может быть признана лишь такая информация, которая документально закреплена.

Понятие налоговой тайны введено Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ). Согласно статье 102 ПК РФ, под налоговой тайной понимаются сведения о налогоплательщике, полученные налоговой инспекцией, органом налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда, таможенным органом при осуществлении налогового контроля (либо из сведений, представленных самими организациями) или при обмене информацией между указанными органами. Режим хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и доступа к ним устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Налогоплательщик вправе требовать, чтобы налоговые органы соблюдали порядок хранения налоговой тайны. Кроме того, налогоплательщики вправе осведомиться, какие сведения о них имеются у налоговых органов, и ознакомиться с этими сведениями.

Налоговая тайна в системе мер защиты экономической информации.

На основании п.1 ст.102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
Статья 102 НК РФ о налоговой тайне распространяется на все налоговые органы, которые в равной степени несут ответственность за разглашение налоговой тайны.
В соответствии с п.1 ст.30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а на основании п.3 ст.82 НК РФ налоговые, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач. Именно экономическая информация составляет основу информации, необходимой для налогообложения, т. е. налоговозначимой информации. Термин «экономическая информация» является достаточно широко употребимым, под ним подразумевается информация о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ 1 .

Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов 2 . Экономическая информация может быть общедоступной или конфиденциальной. Последняя защищается в режиме нескольких видов (разновидностей) тайн, включая государственную, служебную, коммерческую, банковскую, нотариальную, аудиторскую, адвокатскую,

налоговую тайны и тайну страхования. Эти тайны, принимая во внимание объединяющий их объект, можно рассматривать как смежные.

В составе всей экономической информации специалисты выделяют микроуровневую и маркетинговую информационную систему, которая в свою очередь помимо прочего включает внутреннюю систему учета и отчетности, т. е. информацию о внутрифирменных информационных потоках, характеризующих объем, структуру и скорость товарного производства и обращения, издержках промышленных и торговых предприятий, потерях, валовых доходах, чистой прибыли и рентабельности». Полагаем, что именно эта информация составляет основу той, которая необходима для налогообложения, во всяком случае организаций. Объективной реальностью является то, что воздействию угроз информационной безопасности в сфере экономики помимо прочего наиболее подвержена система сбора, обработки, хранения и передачи налоговой информации. Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. № ВА-3033 и БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю — нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Видимо, из-за наличия подобных угроз законодатели посчитали необходимым дополнить систему защиты экономической информации режимом налоговой тайны. В юридической литературе отмечается, что «во-первых, в системе российского налогового права законодательно закреплен новый правовой институт — налоговая тайна, основной целью которого является создание комплексной правовой защиты информации о налогоплательщике, полученной налоговыми органами при осуществлении своих полномочий; и, во-вторых, существенной новеллой является признание

налоговой тайны общим принципом налогообложения» 3 .

Известно, что обязанность по уплате того или иного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения у него соответствующего объекта налогообложения. В теории же налогового права объект налогообложения определяется как юридический факт или совокупность юридических фактов (юридический состав), которые в соответствии с налоговым законом обусловливают обязанность по уплате налога. Объекты налогообложения специалисты связывают с юридическими фактами, представляющими собой правомерные действия. 4 К числу таких действий, например, относятся: принятие наследства, приобретение права собственности на имущество, получение разрешения на осуществление определенных видов деятельности, реализация подакцизной продукции,

покупка наличной иностранной валюты, получение прибыли (дохода) и др. Указанные юридические факты могут возникать в процессе производства материальных и нематериальных благ, их обращения и потребления 5 . По мнению отдельных авторов, «налоговые обязательства субъектов предпринимательской деятельности в большинстве случае являются прямым следствием именно их предпринимательской деятельности и тем самым воспринимаются как неразрывно с ней связанные» 6 . Отмечается также, что источником уплаты любого налога выступает доход лица, являющийся (как правило) результатом его экономической деятельности. 7 Следовательно, интересующая нас информация преимущественно носит экономический характер и в первую очередь включает в себя сведения о финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также о трудовой деятельности физических лиц. При установлении режима налоговой тайны использовался подход, который не предусматривает установление какого-либо перечня защищаемой информации, определяются лишь ее конфиденты, т. е. физические лица и организации, которым в профессиональной деятельности, по договору или на ином законном основании становятся известны сведения, которые они обязаны сохранять в тайне. В данном случае вполне позволительно вести речь о профессиональной тайне указанных лиц. Подобным образом сконструированы также нотариальная, адвокатская, аудиторская тайны.

Основное отличие налоговой тайны заключается в том, что конфидентами в данном случае обозначены не частные практики и коммерческие организации, а соответствующие государственные органы, их должностные лица, а также привлекаемые ими специалисты и эксперты. Поэтому сведения, составляющие налоговую тайну, следует относить к профессиональной

тайне сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и лиц, содействующих налоговому администрированию.

В качестве разновидности профессиональной тайны налоговую тайну рассматривают и некоторые другие специалисты. 8 То обстоятельство, что налоговозначимая информация становится достоянием служащих, позволяет рассматривать информацию, составляющую налоговую тайну, также с точки зрения ее относимости к служебной информации. Ранее, исходя из этого, мы относили сведения, составляющие налоговую тайну, к служебной тайне указанных лиц. 9 Этой точки зрения придерживаются до сих пор и некоторые другие авторы. Налоговая тайна рассматривается ими как разновидность служебной тайны. 10 Однако согласиться с этим можно лишь отчасти. С правовой точки зрения тайна может рассматриваться как особый режим защиты той или иной информации. В этом смысле налоговую тайну можно определить как предусмотренный законодательством о налогах и сборах специальный режим доступа и использования определенной совокупности конфиденциальной информации, за нарушение которого предусматривается юридическая ответственность.

Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники .

Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения. Однако при этом определено, что налоговую тайну составляют не все сведения, полученные указанными органами, а только те из них, которые касаются налогоплательщиков. Отдельные специалисты не без оснований полагают, что «к налоговой тайне следует относить информацию не только о налогоплательщиках, но и об иных лицах — налоговых агентах, банках, представителях и других лицах, которые вправе претендовать на сохранение тайны о них. Поэтому в условиях явного пробела в ст. 102 Кодекса в отношении данных лиц следует применять аналогию». 11

Кроме того, из содержания статьи следует, что налоговая тайна, в частности, включает производственную или коммерческую тайну налогоплательщика. Однако, судя по всему, защищаемой в их режимах информацией содержание налоговой тайны не ограничивается.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 14:08, курсовая работа

Описание работы

Понятие налоговой тайны введено Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ). Согласно статье 102 ПК РФ, под налоговой тайной понимаются сведения о налогоплательщике, полученные налоговой инспекцией, органом налоговой полиции, органом государственного внебюджетного фонда, таможенным органом при осуществлении налогового контроля (либо из сведений, представленных самими организациями) или при обмене информацией между указанными органами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.
Налоговая тайна в системе мер защиты экономической информации………………………………………………………………….….4-9
Глава 2.
Содержание информации, защищаемой в режиме налоговой тайны, и ее источники……………………………………………………………………..10-21
Глава 3.
Правовой режим доступа к информации, защищаемой в режиме налоговой тайны………………………………………..…………………….22-27

Файлы: 1 файл

Налоговая тайна 2012.docx

Действительно, юридическая конструкция налоговой тайны включает перечень сведений, которые однозначно к числу защищаемых не относятся. Таковыми, в частности, являются сведения:

— разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

— об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН); ' — о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

— предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных

Однако это знание позволяет лишь понять, какая информация не включается в состав сведений, составляющих налоговую тайну. Для более же точного установления ее содержания необходимо рассмотреть и другие признаки.

В своем комментарии А. Н. Гуев выделяет следующие признаки налоговой тайны:

— сведения, полученные налоговыми, таможенными органами и органами государственных внебюджетных фондов (как по месту учета налогоплательщика, так и другими налоговыми органами, например вышестоящими) о налогоплательщике;

— сведения, как предоставленные налоговому, таможенному органам и органу государственного внебюджетного фонда налогоплательщиком, так и собранные (полученные) ими самими, например в ходе проведения камеральной или выездной налоговых проверок. К числу сведений налоговой тайны относится также информация, полученная от банков, органов регистрации, опеки и попечительства, учреждений социальной защиты, образовательных, медицинских учреждений, иных учреждений;

— любые сведения за исключением тех, которые определены в законе;

— предоставление информации, ее составляющей, правоохранительным органам Российской Федерации, другим государственным органам, организациям, учреждениям и гражданам осуществляется в установленном порядке;

— представляет собой часть более общего понятия — сведения конфиденциального характера;

— отличается от коммерческой тайны.13

Для определения содержания налоговой тайны, по мнению М. Ю. Костенко, необходимо выявить:

— объект налоговой тайны;

— способ получения сведений, составляющих налоговую тайну;

— лиц, обязанных соблюдать налоговую тайну (субъекты обязанности);

— лиц, имеющих право требовать соблюдения налоговой тайны (субъекты права).14

Полагаем, что указанные признаки в своей совокупности позволяют достаточно точно определить содержание информации, составляющей налоговую тайну. Следует лишь дополнить их ряд ее источниками, которые

также достаточно специфичны. В качестве основного признака следует рассматривать объект налоговой тайны. Его основу, как мы уже отмечали, составляет налоговозначимая информация, которая непосредственно необходима для налогообложения, т. е. для правильного исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов. Именно эта информация представляет наибольшую ценность для органов, осуществляющих взимание налогов и сборов. Вся эта информация подразделяется на массовую, или общедоступную, и конфиденциальную. В свою очередь, информация с ограниченным доступом в налоговых органах конфиденциального характера подразделяется на два информационных массива сведений, одни из которых составляют служебную, а другие— налоговую тайну. Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, в данном случае представляет собой совокупность конфиденциальной информации, отличной от той, которая защищается в режиме служебной тайны. Последнюю составляет информация о деятельности налоговых органов. Налоговую же тайну, как уже отмечалось, составляет информация, которая относится к профессиональной тайне налоговых органов, а именно та, собственниками которой являются налогоплательщики.

Принимая во внимание состав конфидентов налоговой тайны, можно сделать вывод, что налоговую тайну составляет также информация с ограниченным доступом, которая относится к профессиональной тайне таможенных органов, органов государственных фондов и органов ФСЭНП. Например, в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» 15определено, что сведения, содержащиеся в открываемых Пенсионным фондом РФ на каждое застрахованное лицо индивидуальных лицевых счетах, относятся к категории конфиденциальной информации.

Содержание информации, составляющей налоговую тайну, фактически зависит от того, как, у кого и какую конфиденциальную информацию принимают или собирают указанные органы в ходе выполнения возложенных на них задач. В данном случае мы имеем в виду источники информации, составляющей налоговую тайну.

Специалистами обращается внимание на то, что сведения составляющие налоговую тайну, могут быть: предоставлены налоговому органу самим налогоплательщиком в процессе исполнения им обязанностей и осуществления прав, предусмотренных НК РФ; получены налоговым органом при осуществлении налогового контроля; предоставлены налоговым

органам органами федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, другими государственными и муниципальными органами, организациями и физическим лицами в соответствии с законом или по собственной инициативе. По нашему мнению, возможности получения налоговозначимой информации несколько шире. Анализ законодательства о налогах и сборах позволяет выделить пять основных источников. В частности, такая информация может быть:

— предоставлена налоговому органу, таможенному органу, органу государственного внебюджетного фонда самим налогоплательщиком;

— сообщена налоговому органу налоговыми агентами, органами, осуществляющими регистрацию, и банками;

— собрана налоговым органом, таможенным органом, органом государственного внебюджетного фонда в процессе совершения действий по осуществлению налогового контроля;

— получена таможенными органами и органами федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, дознания и следствия;

— передана налоговым органам и органам федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям другими контролирующими и правоохранительными органами в порядке информационного обмена, в том числе в рамках международного сотрудничества.

Основным источником налоговозначимой информации является сам налогоплательщик (плательщик сборов), которого законодательство о налогах сборах обязывает к ее предоставлению. Согласно подп. 4, 5, 7 п. 1

ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны:

- представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрен, законодательством, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

- представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в предусмотренных случаях и в порядке установленном Кодексом.

Помимо этого, в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

- об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок.

- обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

-обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

- об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

- об изменении своего места нахождения или места жительства - в срок не позднее 10 дней с момента такого изменения.

Первую информацию о налогоплательщике налоговые органы получают, как правило, при его постановке на учет. Ведь при подаче заявления о постановке на налоговый учет организация одновременно с ним представляет в одном экземпляре. Копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредительных и иных документов, необходимых при государственной регистрации, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством ее создание. Индивидуальный предприниматель одновременно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства. При постановке же на учет физических лицах в состав сведений о налогоплательщике включаются также их персональные данные: фамилия, имя, отчество; дата и место рождения; пол; адрес места жительства; данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность налогоплательщика; гражданство. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство. Согласно п. 9 ст. 84 НК РФ сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ. Основной объем налоговозначимой информации поступает в налоговые органы посредством представления налогоплательщиками налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

Налоговые агенты обязаны сообщать письменно в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца. Кроме того, они должны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Информацию, необходимую для постановки налогоплательщиков на учет, налоговые органы получают от органов регистрации. Согласно ст. 85 НК РФ к ним относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения; органы (учреждения), уполномоченные совершать нотариальные действия, и частнопрактикующие нотариусы; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами.

Эти органы обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения:

— о зарегистрированных (перерегистрированных) или ликвидированных (реорганизованных) организациях — в течение 10 дней после регистрации (перерегистрации) или ликвидации (реорганизации) организации;

— о физических лицах, которые зарегистрировались или прекратили свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, — в течение 10 дней после выдачи свидетельства о регистрации, его изъятия либо истечения срока действия;

— о физических лицах, которым выданы лицензии, свидетельства или иные подобные документы частным нотариусам, частным детективам и частным охранникам либо у которых отозваны или прекратили действие указанные документы, — в течение 10 дней;

— о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц — в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов;

— о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах — в течение 10 дней после регистрации имущества;

— о предоставлении прав на пользование природными ресурсами — в течение 10 дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя;

— об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, физических лиц, признанных судом безвестно отсутствующими, а также о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, — не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения;

— о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения — не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения.

Банки также располагают различной информацией о своих клиентах. Эта информация используется для целей учета налогоплательщиков и для налогового контроля. Согласно ст. 86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок

со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Счета (счет) в данном случае — это расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей (ст. 11 НКРФ).

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 22:40, реферат

Описание

Институт налоговой тайны появился в современном российском законодательстве с принятием в 1998 г. части первой НК РФ. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.

Работа состоит из 1 файл

налоговая тайна.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРЕДПРИНИМАНИТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра экономики и экономических информационных систем

Дисциплина: «Практический менеджмент»

Тема: «Налоговая тайна»

Выполнил: ст.гр.07С 1

Обществом и государством перед органами государственной власти ставится двуединая задача: с одной стороны, вытекающее из содержания ст. 2 и 18 Конституции Российской Федерации - безусловное обеспечение приоритета защиты и соблюдения законных прав и интересов граждан и организаций, а с другой – организация эффективного осуществления закрепленных в законодательстве специфических, присущих данному органу государственной власти функций и задач. В деятельности налоговых органов выполнению двуединой задачи способствует институт налоговой тайны.

Налоговая тайна

Под тайной принято понимать то, что скрыто от других, что известно не всем. В действующем российском законодательстве, а также в международных правовых актах упоминается около тридцати видов тайн. Среди них можно назвать государственную тайну, служебную тайну, налоговую тайну, тайну исповеди, семейную тайну, тайну голосования и т.д. Анализ понятия «тайна», используемого в законодательстве и научно-правовой литературе, позволяет выделить ряд основных его признаков. Во-первых, тайна – это информация, защищаемая законом. Во-вторых, эта информация признается законом не общедоступной (информацией ограниченного доступа), в целях защиты прав и интересов граждан, общества и государства. В-третьих, тайной признается не любая информация, а только соответствующая установленным законом условиям, при наличии которых законом предоставляется правовая защита.

Институт налоговой тайны появился в современном российском законодательстве с принятием в 1998 г. части первой НК РФ. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права. Обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну закреплена в подп. 6 п. 1 ст. 32 и ст. 102 НК РФ. При этом, в соответствии со ст. 102 Налогового кодекса, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике. Налоговая тайна не подлежит разглашению за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Ответственность за разглашение налоговой тайны

Одной из важнейших составляющих режима правовой защиты информации является ответственность за нарушение налоговой тайны.

Часть 4 ст.102 НК РФ определяет два вида нарушений режима налоговой тайны: - разглашение налоговой тайны и утрата документов, в которых есть сведения, являющиеся налоговой тайной организации. За эти нарушения виновные привлекаются к ответственности. Однако привлечение к такой ответственности возможно только в случае, когда лицо, допустившее нарушение режима налоговой тайны, было обязано в соответствии с законодательством его соблюдать.

Понятия разглашение дано в ст.102 НК РФ не совсем четко. Так, разглашение определяется как использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда, органа внутренних дел или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Большинство авторов отмечают ущербность такого определения. Дело в том, что круг сведений составляющих налоговую тайну гораздо шире, и включает помимо сведений, составляющих коммерческую и производственную тайны, также и другие сведения о налогоплательщике. Кроме того, разглашение может выражаться не только в использовании и передаче сведений, но также в придании их огласке, например путем публикации в средствах массовой информации. Поэтому под разглашением предлагается понимать виновное противоправное нарушение режима налоговой тайны, выразившееся в действии (бездействии) должностного лица налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, в результате которого она стала доступна третьим лицам.

В п.3 ст. 102 НК РФ установлено, что сведения о налогоплательщике имеют специальный режим хранения и доступа. Из этого положения вытекает обязанность налоговых органов принимать меры по сохранности таких сведений, поэтому их утрата неизбежно влечет наступление ответственности.

Под утратой следует понимать любое противоправное выбытие их из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение, в результате которого произошло нарушение прав налогоплательщика и иного лица либо охраняемых законом прав и интересов общества или государства.

Действующим законодательством за разглашение и незаконное использование сведений, составляющих налоговую тайну, предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная ответственность.

Уголовная ответственность за незаконное получение и разглашение сведений составляющих налоговую тайну предусмотрена ст.183 УК РФ. Круг субъектов, а также действий предусмотренных данной статьей значительно отличается от тех, что предусмотрены ст.102 НК РФ. Так, ч.1 ст. 183 УК РФ предусматривает ответственность за неправомерное собирание сведений, составляющих налоговую тайну, путем похищения, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом. Субъектом такого преступления будет являться любое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, т.е. 16 лет. Собирание сведений предполагает их противоправное получение из собственности или законного владения юридических, должностных и физических лиц. Похищение может заключаться в завладении указанными сведениями путем кражи, грабежа, разбойного нападения, присвоения, обмана или злоупотребления доверием. Подкуп - это стремление завладеть указанными сведениями путем уплаты за них определенного вознаграждения (денежного, иного имущественного). Под угрозой в данном случае понимается угроза насилием, уничтожением или повреждением имущества, разглашением позорящих лиц сведений. К числу иных незаконных способов может быть отнесено, например, использование в этих целях подслушивающих и других подобных технических устройств. Наказывается такое деяние штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Деяния, предусмотренные ст. 183 УК РФ, характеризуются наличием прямого умысла у лица, их совершившего. Часть 3 ст. 183 предусматривает повышенную ответственность за деяния, указанные в ч. 1 или ч. 2 этой же статьи, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности. Крупный ущерб - это наступление неблагоприятных последствий имущественного плана (как в реальном исчислении, так и в виде упущенной выгоды) для владельца охраняемой данной статьей УК информации ввиду ее утраты. Корыстная заинтересованность предполагает стремление виновного извлечь из своих действий материальную выгоду. Наказываются такие деяния штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

С учетом конкретных обстоятельств должностное лицо, виновное в утрате документов, составляющих налоговую тайну, может быть привлечено к ответственности по ст.293 УК РФ – «Халатность». Под халатностью понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба. Такое неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом налогового органа, органа внутренних дел или таможенного органа, может повлечь за собой выход документов, содержащих сведения, составляющие налоговую тайну, из владения соответствующего органа или лица, в том числе их уничтожение.

Общие положения имущественной ответственности налоговых органов установлены ст.35, 103 НК РФ и ст.13 ФЗ «О налоговых органах». В соответствии с указанными статьями, убытки, причиненные налогоплательщику или его имуществу неправомерными действиями (бездействием) налоговых органов или их должностных лиц (в том числе предусмотренные п.2,4 ст.102 НК РФ), подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду, за счет федерального бюджета (ст. 1069 ГК РФ).

В литературе встречается мнение, что в отношении должностных лиц, допустивших нарушение режима налоговой тайны, возможно применение мер административной ответственности.

Ст.13.14 КоАП РФ предусматривает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа. Однако в этой статье указывается, что подобная ответственность наступает только в тех случаях, когда за аналогичные действия не предусмотрена уголовная ответственность. Так как разглашение сведений является уголовно наказуемым деянием в соответствии со ст.183 УК РФ, то о привлечении должностных лиц, виновных в разглашении сведений, составляющих налоговую тайну, к административной ответственности говорить нельзя.

К сожалению, случаи разглашения налоговой тайны нередки. Примером может служить распространение компьютерных баз данных со сведениями о налогоплательщиках. Вместе с тем, в настоящее время отсутствует судебная практика по данному вопросу. Это свидетельствует:

– о незнании налогоплательщиками своих прав;

– о боязни налогоплательщиков возможности наступления негативных последствий, когда, пользуясь несовершенством налогового законодательства, налоговый орган может просто задавить налогоплательщика бесконечными проверками;

– о пассивности налогоплательщиков, которые, несмотря на нарушение своих законных прав, не прибегают к предусмотренным НК РФ и иными федеральными законами средствам правовой защиты. Такая пассивность может быть вызвана неуверенностью налогоплательщика в возможности получения защиты своих прав;

– о пассивности органов прокуратуры в части контроля за соблюдением налоговой тайны .

В заключение можно еще раз отметить важность института налоговой тайны. Он позволяет защитить интересы налогоплательщиков, предупредить уклонение налогоплательщиков от представления в налоговые органы сведений о своей деятельности, и, в конечном итоге, повысить эффективность работы налоговых органов. К сожалению, данный институт налогового права на практике остается пока декларацией. Сведения о налогоплательщиках в нарушение режима налоговой тайны оказываются в свободном доступе, а налоговые органы и их должностные лица не несут за это никакой ответственности.

Для того чтобы институт налоговой тайны заработал, представляется необходимым, во-первых, уточнить нормы Налогового кодекса и иных законодательных актов, чтобы налогоплательщик, обращаясь за защитой своих прав, был уверен, что он получит такую защиту, и это не повлечет для него никаких отрицательных последствий. Во-вторых, необходимо проводить более активную работу по разъяснению налогоплательщикам их прав. И, в-третьих, активизировать деятельность органов прокуратуры по контролю за соблюдением налоговой тайны, защите прав и свобод человека и гражданина.

Поскольку отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками носят характер административных правоотношений (отношения власти и подчинения), то гарантии неразглашения налоговой тайны не могут устанавливать соглашениями между ними. Обеспечение налоговой тайны осуществляется путем закрепления в нормативных правовых актах порядка хранения сведений, составляющих налоговую тайну, и доступа к ним. Налогоплательщик вправе лишь требовать от органов, перечисленных в ст. 102 НК РФ, соблюдения порядка хранения налоговой тайны.

Список используемой литературы:

  1. Костенко М.Ю. «О толковании положений ст.102 «Налоговая тайна» НК РФ»// «Ваш налоговый адвокат. Налоговые правонарушения: ответственность» под редакцией Пепеляева С.Г., вып.1, М., 2000г., стр.91
  2. Подборка судебных решений за 2007 год. Журнал «Налоги и финансовое право» // СПС Консультант Плюс.
  3. Подборка судебных решений за 2008 год. Журнал «Налоги и финансовое право» // СПС Консультант Плюс.
  4. Приказ МНС РФ от 03.10.2000 №БГ-3-24/346 «Об утверждении порядка предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации».
  5. Костенко М.Ю. «Налоговая тайна. Научно практическое пособие» М, 2001г. стр.23
  6. Морозов Д.А. «Коммерческая и налоговая тайна»// Главбух, 2006г., №7//СПС Консультант Плюс
  7. Кучеров И.И., Трошин В.А. «Налоговая тайна: правовой режим защиты информации», М., 2003г., стр.170
  8. Костенко М.Ю. «О толковании положений ст.102 «Налоговая тайна» НК РФ»// «Ваш налоговый адвокат. Налоговые правонарушения: ответственность» под редакцией Пепеляева С.Г., вып.1, М., 2000г., стр.99
  9. Наумов А.В. «Практика применения УК РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкование», М, Волтерс-Клювер, 2005г.//СПС Консультант плюс
  10. Наумов А.В. «Практика применения УК РФ: комментарий судебной практики и доктринальное толкование», М, Волтерс-Клювер, 2005г.//СПС Консультант плюс
  11. Костенко М.Ю. «Налоговая тайна. Научно практическое пособие» М, 2001г. стр.134
  12. Кучеров И.И., Трошин В.А. «Налоговая тайна: правовой режим защиты информации», М., 2003г., стр.171; Костенко М.Ю. «Налоговая тайна. Научно практическое пособие» М, 2001г. стр.133
  13. Мясников А.О. «Как защитить налоговую тайну»// Налоговые споры, 2006г., №9

Читайте также: