Правовое регулирование налогообложения банковской деятельности рк

Опубликовано: 10.05.2024

date image
2015-03-27 views image
1281

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon


Налоги в банковской системе занимают важное место как инструмент проведения централизованной финансово-кредитной политики государства и призваны наилучшим образом обеспечить:

1. Фискальную политику, накопление централизованных финансовых ресурсов в банках на разных уровнях управления (федеральном, республиканском, краевом. областном, местном), необходимых для финансирования различных мероприятий. осуществляемых за счет государственного и местного бюджетов.

2. Взаимоотношения предприятий с бюджетом. Переход к налоговым методам регулирования финансовых взаимоотношений государства с предприятиями предполагает единство калькулирования затрат на производство и реализацию продукции и исчисления прибыли.

3. Защиту хозрасчетных, коммерческих интересов предпринимателя (предприятия) и покупателей в условиях рыночной экономики.

4. Создание мотивации в связи со стремлением получить прибыль для внедрения достижений научно-технического прогресса и новых технологий, обеспечивающих выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

5. Формирование косвенных методов регулирования перераспределения финансовых ресурсов для обеспечения приоритетного развития отдельных отраслей, народнохозяйственных комплексов и регионов, важнейших научно-технических программ, экспорта и импорта товаров и других стратегических направлений, реализации экономической политики государства. Это достигается при помощи различных льгот и пониженных ставок налогообложения.

6. Проведение (через ставки, льготы) антимонопольной политики, ограничение экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, включенных в государственный реестр России.

7. Приближение методов распределения доходов к системе налогообложения стран с развитой рыночной экономикой, что является одной из экономических предпосылок участия в мирохозяйственных связях. Однако это в полной мере может быть решено лишь при сопоставимости других показателей и, в первую очередь, уровня оплаты труда.

Банковская деятельность имеет свою специфику, которая учитывается при разработке порядка исчисления налога на прибыль, например, при определении налогооблагаемой базы, при предоставлении льгот по налогу на прибыль и т.д.

Правовой основой налогообложения кредитных организаций являются нормы налогового законодательства России, определяемые: Конституцией РФ; нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; специальным налоговым законодательством РФ (в Налоговом кодексе РФ оно именуется «законодательством о налогах и сборах»), которое, в свою очередь, включает следующие элементы:

1) федеральное законодательство о налогах и сборах, включающее: Налоговый кодекс РФ; иные федеральные законы; указы Президента РФ; постановления правительства РФ; нормативные акты Федеральной налоговой службы и др. федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов, принятые ими в пределах их компетенции;

2) региональное законодательство о налогах и сборах, в том числе: законы субъектов РФ; иные нормативные правовые акты о налогах и сборах;

3) местные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления;

Кредитные организации, как правило, являются плательщиками следующих налогов:

федеральные:

1) налог на добавленную стоимость (Гл. 21 ГК РФ);

2) единый социальный налог (Гл. 24 НК РФ);

3) налог на прибыль организаций (Гл. 25 НК РФ);

4) водный налог (Гл. 25.2 НК РФ);

5) государственная пошлина (Гл. 25.3 НК РФ);

региональные:

6) транспортный налог (Гл. 28 НК РФ);

7) налог на имущество организаций (Гл. 30 НК РФ);

8) земельный налог (Гл. 31 НК РФ).

При этом земельный налог уплачивается в случае, если кредитная организация является собственником земельных участков. Налог на имущество организаций в части налогообложения объектов недвижимости (зданий, сооружений) – аналогично.




В последнее время наблюдается тенденция либерализации налогового режима для кредитных организаций. Так, с 1 января 2002 года ставка налога на прибыль для банков была снижена с 43 % до 24 %. Банкам предоставляется возможность создавать различные резервы, переносить убытки на будущее, принимать к вычету все необходимые, обоснованные и документально подтвержденные затраты.

Банковская система государства — основа экономики страны. Она является посредником в решении финансовых вопросов, которые возникают между предприятиями, государством и населением. Ее структуру, функции, обязанности определяет Закон «О банках и банковской деятельности». Расскажем кратко об основных положениях этого нормативного акта. Сведения пригодятся каждому гражданину в решении финансовых вопросов.

Закон «О банках и банковской деятельности»: общие сведения

Экономика любой страны обеспечивается банковской системой. С ее помощью совершаем оплату по текущим счетам, получаем выплаты или средства для покупки недвижимости, автомобиля, бытовой техники и пр.

Фото: nur.kz: Original

Как и любая система, банковская имеет определенную структуру и действует по определенным правилам. Нормы, которыми руководствуются банки в Казахстане, определяет Закон «О банках и банковской деятельности РК».

Позволяющий быстро найти угнанное авто законопроект принял сенат

Фото: pixabay.com: UGC

Любой гражданин должен знать в общих чертах, как устроена и как работает банковская система РК. Расскажем детальнее, что представляет собой Закон РК «О банках и банковской деятельности», о каких его положениях важно знать каждому:

  • Закон «О банках РК»: когда принят.

Механизмы и правовые основания, принципы взаимоотношений граждан и банковских учреждений, взаимодействия государства и банков определяет Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» №2444. Базовый текст документа был утвержден в 1995 году 31 августа. Однако периодически в закон вносили правки и уточнения. Последние изменения были сделаны 13 мая 2020 года.

Таким образом, с середины мая банки руководствуются обновленной версией регламентного документа.

40 млн на фитнес и SPA: Перуашев раскритиковал закупки госкомпаний

Фото: pixabay.com: UGC

  • Закон «О банках»: сколько частей.

Закон «О банковской деятельности РК» содержит три раздела, в которых рассмотрены такие вопросы:

  1. О том, как устроена национальная банковская система, что необходимо для того, чтобы открыть банк, какие операции может проводить банковское учреждение, а какие нет, узнаете из раздела 1.
  2. Критерии, по которым устанавливается факт нестабильности банка, условия и порядок признания его банкротства (раздел 2).
  3. Сфера применения закона и переходные положения — сведения, которые содержатся в третьем разделе.

Таким образом, документ определяет «жизнь» банковской системы: ее участников, структуру, подчинение, регламент операций, которые могут проводить те или иные банковские учреждения, их обязанности и права.

Нигматулин: Законопроект повысит прозрачность закупок квазигоссектора

Банковская система Казахстана: что сказано в законе

Самый объемный раздел акта банковской деятельности состоит из 59 статей, которые распределены по шести главам. В них представлены основные положения по организации и принципы деятельности банковских учреждений РК.

Фото: pixabay.com: UGC

На что следует обратить особенное внимание:

  • Какова структура банковской системы РК?

  1. Высшая ступень иерархии отведена центральному банку государства — Национальному банку Казахстана. Он контролирует ведение банковских операций внутри страны и на международном уровне. Нацбанк способствует созданию банков (выдает лицензию на банковскую деятельность). Он же определяет виды операций, которые вправе совершать банк.
  2. Все банки Казахстана (за исключением Банка Развития Казахстана, который имеет особенный статус и подчиняется действию другого законодательного акта) относятся ко второму ярусу банковской системы страны.

Как безопасно и выгодно получить микрокредит в Казахстане

В зависимости от того, кто участвует в создании банка (чьи капиталы задействованы), банки в Казахстане бывают таких видов:

  1. С зарубежным капиталом (1/3 акций находятся во владении физических лиц, которые имеют иностранное подданство, или заграничных компаний).
  2. Исламский банк (принципам деятельности этого банка посвящена глава 4-1).
  3. Межгосударственный банк, учрежденный правительством РК и руководством стран, подписавших соответствующее соглашение.

Также в Казахстане при участии государства действует «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана». Другие отраслевые банки с участием государственного капитала под запретом.

Конституция страны, правовые акты РК, международные договоры, ратифицированные руководством страны, — основа банковского законодательства Казахстана.

Что делать, если вас беспокоят коллекторы

  • О лицензировании и независимости банков.

Прежде чем доверить свои деньги банку или взять заем, проверьте его лицензию. Такой документ выдает Национальный банк. В лицензии перечислены финансовые операции, которые банк может проводить.

Банки независимы: они не отвечают по долгам государства так, как и оно не отвечает по обязательствам банков. Исключение составляют вклады в межгосударственных банках Казахстана.

Фото: pixabay.com: UGC

  • Основные операции, которые проводят банки.

Финансовые учреждения такого рода обслуживают как частные лица, так и фирмы (компании). Их услугами пользуемся, если нужно:

  1. Открыть депозит или счет.
  2. Совершить оплату коммунальных платежей, налогов, различных регулярных или единичных выплат.
  3. Перевести деньги или получить перевод.
  4. Взять займ (ипотеку).
  5. Обменять валюту.

Что делать казахстанцам, если работодатель не выплачивает зарплату

Также банки занимаются учетом векселей, выдачей гарантий и поручительств.

В законе прописана процедура создания банков, выписаны виды деятельности, которыми эти учреждения не могут заниматься, виды контроля и санкции, которые применяет Нацбанк к нарушителям, меры защиты потребителей. Отдельные статьи посвящены требованиям к руководящему составу и работникам банка, прописанным правам и обязанностям банковского омбудсмана, объяснению понятия «банковская тайна».

Закон «О банковской деятельности РК»: как решается вопрос о неплатежеспособности банка

Если банк не вовремя выплачивает проценты по депозитам или отказывается возвращать вклад по завершении срока действия, в его банкоматах лимитированное количество наличных денег, тогда пора беспокоиться: финансовое учреждение испытывает трудности.

Земельный налог РК в 2021: как рассчитать и когда оплатить

Фото: pixabay.com: UGC

О том, как регулируется вопрос с неплатежеспособностью банков, на законодательном уровне сказано в разделе II:

  • Улучшение финансового положения банка.

Регулярный аудит банков позволяет избежать катастроф с невыплатой по депозитам или иным обязательствам финансового учреждения. Однако если такое случается, тогда Нацбанк дает год, чтобы банк принял меры для улучшения финансового положения — провел реорганизацию (вошел в банковский холдинг, преобразовался или разделился, прошел слияние с другим банком и пр.).

  • Выплаты банком по депозитам.

При этом законы Казахстана защищают права тех, кто доверил свои деньги финансовому учреждению, которое проходит реорганизацию. Чтобы вернуть людям вклады, активы и обязательства «неплательщика» передают другим, более стабильным банкам.

Можно ли госслужащим сдавать свое жилье в аренду в Казахстане

Также в законе предусмотрено создание стабилизационного фонда, выплачиваются средства кредиторам и вкладчикам банка.

Фото: pixabay.com: UGC

  • Возвращение кредита, если банк прогорел.

Если взяли кредит, а банк «лопнул», то заём все равно придется выплачивать. Все долги и активы банкрота передадут организациям-правопреемникам, которые напомнят заемщикам об их обязательствах.

Положения нормативного акта «О банках и банковской деятельности» обязательны к исполнению всеми банками Казахстана. Они подчиняются и контролируются Национальным банком страны. Эти условия изложены в разделе III закона.

Наша жизнь тесно связана с банками, поэтому не лишним будет знание того, как устроена банковская система Казахстана, как защищены клиенты и вкладчики. На помощь придет представленная в статье информация.

Закон «О жилищных отношениях» РК: подробности, обзор

Лейла Темирханова

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

comments icon
Комментарии

По состоянию на 1 марта 2021 года на финансовом рынке Республики Казахстан работает 25 банков второго уровня. Совокупные активы казахстанских банков второго уровня на 1 января 2021 года составили 31 171,7 млрд. тенге (около 74 млрд. долларов США).

В последние несколько лет в Казахстане стала наблюдаться тенденция по консолидации банков путем их объединения и, соответственно, наблюдается уменьшение количества банков в стране.

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими банковскую деятельность в Республике Казахстан, являются:

- Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан»;

- Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 г. «О Национальном Банке Республики Казахстан»;

- Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 г. «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций»;

- Закон Республики Казахстан от 25 апреля 2001 г. «О Банке развития Казахстана».

Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк является центральным банком государства и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы.

К особенностям казахстанской банковской системы можно отнести тот факт, что на рынке банковских услуг работают исключительно частные банки. Банк развития Казахстана и Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана (Отбасы Банк), созданные с участием государства, имеют особый статус и выполняют в финансовом секторе специфические функции.

Центральная роль в системе государственного регулирования банковской деятельности принадлежит Национальному Банку Республики Казахстан, который подотчетен напрямую Президенту Республики Казахстан.

Национальный Банк Республики Казахстан является государственным органом, обеспечивающим разработку и проведение денежно-кредитной политики государства, функционирование платежных систем, осуществляющим валютное регулирование и валютный контроль, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и проводящим государственную статистику, а также осуществляющим в пределах своей компетенции государственное регулирование, контроль и надзор за финансовым рынком, финансовыми организациями и иными лицами и в области финансового законодательства Республики Казахстан.

Основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации этой цели на Национальный Банк Республики Казахстан возлагаются следующие задачи:

1) разработка и проведение денежно-кредитной политики государства;

2) обеспечение функционирования платежных систем;

3) осуществление валютного регулирования и валютного контроля;

4) содействие обеспечению стабильности финансовой системы;

5) осуществление статистической деятельности в области денежно- кредитной статистики, статистики финансового рынка и статистики внешнего сектора.

Образно говоря, с одной стороны Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет банковское обслуживание своего основного клиента – государства в лице его центральных органов, осуществляя традиционные банковские операции. С другой стороны, исходя из своих специфических задач, Национальный Банк Республики Казахстан выступает в качестве органа управления в финансовой сфере (осуществляет валютный контроль, принимает нормативные правовые акты и т.д.) и несет ответственность за нормальное функционирование всей финансовой системы.

До 01 января 2020 года основные контрольно-надзорные функции в отношении, как банков, так и иных финансовых организаций осуществлял Национальный банк РК.

Указом Президента Республики Казахстан от 11 ноября 2019 года №203 «О дальнейшем совершенствовании системы государственного управления Республики Казахстан» c 1 января 2020 года был учрежден новый государственный орган Республики Казахстан – Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка (далее – Агентство).

Агентство является государственным органом, обеспечивающим надлежащий уровень защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, содействующим обеспечению стабильности финансовой системы и развитию финансового рынка, осуществляющим государственное регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций, а также иных лиц в пределах компетенции.

Агентство также, как и Национальный Банк Республики Казахстан, подчинено и подотчетно Президенту Республики Казахстан.

Задачами Агентства являются:

1) регулирование и развитие финансового рынка, в том числе установление стандартов деятельности финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, создание стимулов для улучшения корпоративного управления финансовых организаций

2) мониторинг финансового рынка и финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан в целях сохранения устойчивости финансовой системы;

3) сосредоточение ресурсов надзора на областях финансового рынка, наиболее подверженных рискам, с целью поддержания финансовой стабильности;

4) обеспечение надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, полноты и доступности информации для потребителей о деятельности финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан и оказываемых ими финансовых услугах, а также повышения уровня финансовой грамотности и финансовой доступности для населения;

5) реализация мер по недопущению нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг;

6) создание равных условий для функционирования соответствующих видов финансовых организаций на принципах добросовестной конкуренции;

7) повышение уровня стандартов и методов регулирования, контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, использование мер по обеспечению своевременного и полного выполнения ими принятых обязательств.

В целях государственного регулирования и надзора за деятельностью финансовых организаций Агентство осуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:

1) выдает и отзывает разрешения на открытие (создание) финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, их добровольную реорганизацию и ликвидацию, в том числе добровольную реорганизацию банковских и страховых холдингов, добровольное прекращение деятельности филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, а также определяет порядок выдачи указанных разрешений;

2) дает согласие либо отказывает в даче согласия на избрание (назначение) лиц на должности руководящих работников финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, банковских холдингов, страховых холдингов, а также определяет порядок дачи указанного согласия либо отказа в даче согласия, включая критерии отсутствия безупречной деловой репутации;

3) осуществляет лицензирование деятельности в финансовой сфере и деятельности, связанной с концентрацией финансовых ресурсов;

4) издает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения финансовыми организациями, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалами страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, потребителями финансовых услуг, другими физическими и юридическими лицами на территории Республики Казахстан

5) утверждает пруденциальные нормативы и иные обязательные к соблюдению нормы и лимиты для финансовых организаций, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан, филиалов страховых брокеров-нерезидентов Республики Казахстан, в том числе на консолидированной основе;

6) осуществляет контроль над соблюдением финансовыми организациями установленных лимитов и нормативов, а также требований законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;

7) проверяет деятельность финансовых организаций, в том числе осуществляет дистанционный надзор;

8) п рименяет ограниченные меры воздействия, меры надзорного реагирования в отношении финансовых организаций.

Развитие законодательства о банковской деятельности направлено на усовершенствование механизма регулирования деятельности банков, что, в конечном счете, способствует устойчивости всего финансового сектора Республики Казахстан. В частности, за последние годы приняты изменения в законодательство, связанные с повышением прозрачности структуры и управления банками. К примеру, введены понятия «банковского холдинга», «банковского конгломерата», установлены новые правила выдачи уполномоченным органом разрешений и согласований при приобретении статуса банковского холдинга, крупного участника банка, участия банков в деятельности дочерних и зависимых структур.

В частности, под банковским холдингом понимается юридическое лицо (за исключением случаев, когда таким владельцем является государство или национальный управляющий холдинг, организация, специализирующаяся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, дочерние организации Национального Банка Республики Казахстан, а также случаев, предусмотренных Законом о банках и банковской деятельности), которое в соответствии с письменным согласием уполномоченного органа может владеть прямо или косвенно двадцатью пятью или более процентами размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных банком) акций банка или иметь возможность:

  • голосовать прямо или косвенно двадцатью пятью или более процентами голосующих акций банка;
  • определять решения, принимаемые банком, в силу договора либо иным образом или иметь контроль.

Под банковским конгломератом понимается группа юридических лиц, состоящая из банковского холдинга (при наличии) и банка, а также дочерних организаций банковского холдинга и (или) дочерних организаций банка и (или) организаций, в которых банковский холдинг и (или) его дочерние организации, и (или) банк имеют значительное участие в капитале.

В состав банковского конгломерата не входят национальный управляющий холдинг, банковский холдинг-нерезидент Республики Казахстан, а также дочерние организации и организации, в которых банковский холдинг-нерезидент Республики Казахстан имеет значительное участие в капитале, являющиеся нерезидентами Республики Казахстан.

Крупным участником банка является физическое или юридическое лицо (за исключением случаев, когда таким владельцем является государство или национальный управляющий холдинг, организация, специализирующаяся на улучшении качества кредитных портфелей банков второго уровня, дочерние организации Национального Банка Республики Казахстан, а также случаев, предусмотренных Законом о банках и банковской деятельности), которое в соответствии с письменным согласием уполномоченного органа может владеть прямо или косвенно десятью или более процентами размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных банком) акций банка или иметь возможность:

  • голосовать прямо или косвенно десятью или более процентами голосующих акций банка;
  • оказывать влияние на принимаемые банком решения в силу договора либо иным образом в порядке, определяемом нормативным правовым актом уполномоченного органа.

Агентство как уполномоченный орган выдает согласие на приобретение физическими и юридическими лицами статуса крупного участника банка и банковского холдинга.

Для того, чтобы открыть банк в Казахстане необходимо получить соответствующее разрешение Агентства, которое будет иметь юридическую силу до принятия Агентством решения о выдаче банку лицензии на проведение банковской операции.

Банки создаются только в форме акционерных обществ.

Учредителями и акционерами банка могут быть юридические и физические лица - резиденты и нерезиденты Республики Казахстан (с учетом ограничений, установленных Законом РК «О банках и банковской деятельности»).

В частности, по общему правилу, юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается уполномоченным органом, не могут прямо или косвенно владеть и (или) пользоваться, и (или) распоряжаться голосующими акциями банков-резидентов Республики Казахстан.

Выше приведен лишь один из запретов, предусмотренных законом.

Также банки-нерезиденты Республики Казахстан вправе открыть филиал на территории Республики Казахстан после получения соответствующего разрешения Агентства.

С точки зрения Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности» к операциям, осуществление которых возможно только банками, относятся:

1) прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

2) прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

3) открытие и ведение корреспондентских счетов банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;

4) открытие и ведение банками металлических счетов физических и юридических лиц, на которых отражается физическое количество аффинированных драгоценных металлов и монет из драгоценных металлов, принадлежащих данному лицу;

5) кассовые операции: прием и выдача банками и Национальным оператором почты наличных денег, включая их размен, обмен, пересчет, сортировку, упаковку и хранение;

6) переводные операции: выполнение поручений физических и юридических лиц по платежам и переводам денег;

7) учетные операции: учет (дисконт) векселей и иных долговых обязательств физических и юридических лиц;

8) банковские заемные операции: предоставление банком, ипотечной организацией, организацией, не являющейся банком, осуществляющей брокерскую и (или) дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, или дочерними организациями национального управляющего холдинга в сфере агропромышленного комплекса кредитов в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности;

9) организация обменных операций с иностранной валютой, включая обменные операции с наличной иностранной валютой;

10) инкассация банкнот, монет и ценностей;

11) прием на инкассо платежных документов (за исключением векселей);

12) открытие (выставление) и подтверждение аккредитива и исполнение обязательств по нему;

13) выдача банками банковских гарантий, предусматривающих исполнение в денежной форме;

14) выдача банками банковских поручительств и иных обязательств за третьих лиц, предусматривающих исполнение в денежной форме.

До начала осуществления какой-либо из вышеуказанных операций необходимо получить соответствующую лицензию в уполномоченном органе.

По общему правилу банкам запрещаются осуществление операций и сделок в качестве предпринимательской деятельности, не относящихся к банковской деятельности, а также приобретение долей участия в уставных капиталах или акций юридических лиц, создание и участие в деятельности некоммерческих организаций, за исключением членства в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан, а также случаев, установленных указанным Законом, и осуществление сделок с ценными бумагами в случаях, предусмотренных Законом.

В настоящий момент в Казахстане помимо, так называемых традиционных банков, действуют исламские банки.

Предпосылки для открытия исламских банков в Казахстане появились в 2009 году, когда Законом Республики Казахстан от 12 февраля 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования» в Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты были внесены изменения по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования.

В целях реализации требований данного закона разработаны и приняты соответствующие нормативные правовые акты Национального Банка Республики Казахстан.

Таким образом, обозначенные изменения в законодательстве позволят внедрить альтернативные формы финансирования, и, возможно, будет способствовать снижению процентных ставок на банковские услуги в Казахстане.

Банковская система Республики Казахстан является важнейшим звеном финансовой системы государства и представляет собой совокупность разных видов взаимосвязанных банков и других кредитных учреждений, действующих в рамках единого финансово-кредитного механизма.

В двухуровневой банковской системе на первом уровне находится Центральный банк, а на втором уровне Государственные банки, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных учреждений.

Являясь объектом публично-правового воздействия, банковская система в целом, а также все ее элементы в отдельности оказываются активными участниками, субъектами финансовых правоотношений.

Таким образом, Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему.

1.Национальный банк Казахстана является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан,

Национальный банк Казахстана представляет интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Вместе с тем, Национальный банк Казахстана при выполнении своих задач не должен руководствоваться целью получения прибыли.

2. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы за исключением Банка развития Казахстана, имеющего особый правовой статус, определяемый законодательным актом Республики Казахстан.

Вывод по - первому вопросу.

Таким образом, финансово-банковское право- это совокупность публично-правовых норм, регулирующих общественные банковские отношения, возникающие в процессе общественно (государственно) значимой финансово-кредитной и контрольно-надзорной деятельности Национального банка Казахстана, инвестиционно-финансовой и кредитной деятельности Банка развития Казахстана, направленных на совершенствование денежно-кредитной и финансовой системы, на формирование и организации использования своих денежных фондов в качестве ссудного капитала государства для обеспечения материальных публичных потребностей, а также в процессе деятельности коммерческих банков, являющихся по законодательству Республики Казахстан уполномоченными финансовыми агентами государства в области экспортно-импортных валютных операций, валютного контроля и налогообложения.

Национальный Банк Республики Казахстан.

История.

Национальный банк Казахстана был создан практически сразу после создания Республики Казахстан.

В октябре 1990 Верховным Советом Казахской ССР принята Декларация о государственном суверенитете республики. 7 декабря 1990 Верховный Советом Республики Казахстан принял Закон «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР». 20 июня 1991 было принято постановление Верховного Совета Казахской ССР «Об Уставе Национального Государственного банка Казахской ССР». В соответствии с Постановлением Национальный Государственный банк перешёл в собственность республики и стал Центральным банком.

13 апреля 1993 в соответствии с Законом «О Национальном банке Республики Казахстан», Национальный банк Казахской ССР переименован в Национальный банк Республики Казахстан.

Закон Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» был принят 30 марта 1995 года за N 2155. 2 марта 2001 — вышел закон № 162-II, вносящий дополнения в Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года № 2155.

Основной валютой Национального Банка Республики Казахстан является казахстанский тенге.

Правовой статус и функции банка определены законами «О Национальном банке Республики Казахстан» и «О банках в Республике Казахстан». В соответствии с законом «О Национальном банке Республики Казахстан» отмечена независимость Национального банка от распорядительных и исполнительных органов власти, его подотчётности только Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан, там же указано что Национальный банк является центральным банком республики и представляет собой верхний уровень банковской системы.

Основной целью Национального банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан.

Для реализации основной цели на Национальный банк возлагаются следующие задачи:

- разработка и проведение денежно-кредитной политики государства

- обеспечение функционирования платежных систем

- осуществление валютного регулирования и валютного контроля

- содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

-проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;

-осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;

-осуществление функции банка банков;

-осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

-организация функционирования платежных систем;

-осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;

- управление золотовалютными активами Национального банка;

-осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального банка и др.

-осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.

Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 2480 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

М. Қанатұлы, С.Н. Нұрланова

Семипалатинский государственный университет имени Шакарима, г.Семей.

Научный руководитель: Шакаримова Г.М..

Старший преподаватель кафедры «Финансы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

В соответствии с Концепцией правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года финансовое законодательство должно обеспечивать благоприятную среду для развития и функционирования отечественного финансового рынка, защиту прав потребителей финансовых услуг и содействовать созданию равноправных условий для деятельности финансовых организаций, поддержанию добросовестной конкуренции на финансовом рынке. При этом, учитывая тенденции развития как мировой, так и отечественной экономики, приоритеты финансового законодательства должны быть связаны с совершенствованием надзорного процесса, базирующегося на мониторинге финансовой устойчивости банков, оценке потенциальных рисков, формировании гибкого регуляторного режима, оперативном реагировании на проблемные вопросы в деятельности банков, а также максимальном приближении системы надзора за финансовыми организациями к мировым стандартам. В Республике Казахстан основными органами государственного регулирования банковской деятельности является Национальный банк Республики Казахстан и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В пределах компетенций т.е. совокупности юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица, Национальный банк Республики Казахстан и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций проводят банковское регулирование, банковский надзор и контроль за банками второго уровня, это понятие можно определить как институт банковского управления. Институт банковского управления в теории банковского права занимает особое место. Институт банковского управления является основным институтом, так как он закрепляет общие (базовые) для отрасли банковского права принципы, определяющим образом влияет на ее предмет, методы банковского регулирования, цели и задачи отрасли. Для того чтобы уяснить элементный состав (структуру) института банковского управления, необходимо понять каким образом соотносятся друг с другом понятие «банковское регулирование», «банковское управление» и «банковский надзор». Важно помнить, что управление предполагает осуществление субъектом управления ряда последовательных операций: подготовки и принятия решений (директив, планов, законов, правил и т.д.), организация выполнения решений и контроль за их выполнением, подведении результатов . Таким образом, управление является наиболее общим из рассматриваемых понятий и включает в себя регулирование и контроль. Также к структурным элементам понятия «управление » относится:

- осуществляемое субъектами управления управляющее планирование, одной из основных частей которого является создание правил поведения для управляемых объектов, в том числе подготовка и принятие нормативно-правовых актов (нормотворчество);

- деятельность субъектов управления по организации выполнения принятых решений, директив, законов, постановлений, включая в себя непосредственное создание системы специальных органов и организаций, имеющих полномочия по осуществлению непосредственного воздействия на управляемые объекты или, иначе говоря, полномочия по контролю за объектами управления, который предполагает оперативное вмешательство в их деятельность. Логическая последовательность структурных элементов понятия «управления» :

1. управляющее планирование;

2. организация выполнения намеченных планов;

Негосударственное управление включает в себя: во-первых, управление, осуществляемое специализированными объединениями, создаваемыми субъектами, входящими в определенную обособленную группу, для выявления, представления и защиты своих интересов (в банковской системе - это союзы и ассоциации кредитных организаций); во-вторых, управление, осуществляемое негосударственными общественными организациями, которые создаются специально тля того, чтобы формулировать и отстаивать интересы, не совпадающие с государственными и банковскими интересами (для банковской системы - это различные общества кредиторов и вкладчиков банков, а также специализированные объединения не кредитных организаций.

В период с 1995 года до 2003 года до введения в действие Закона «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» Национальный банк Республики Казахстан был единственным государственным органом, осуществляющим функции государственного регулирования, контроля и надзора в сфере банковской деятельности, это определялось его полномочиями, таким как установление пруденциальных нормативов для банков и организаций осуществляющих отдельные виды банковских операций, контроль и надзор за деятельностью банков и т.д. Таким образом, анализ полномочий Национального банка Республики Казахстан позволял прийти к выводу о его монополистическом положении в сфере государственного управления банковской деятельности. Ситуация требовала создания системы сдержек и противовесов в сфере государственного регулирования банковской деятельности. Первым этом на пути совершенствования системы государственного управления банковской сферы стало принятие Закона Республики Казахстан « О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 4 июля 2003 года и внесение поправок в ряд законодательных актов.

Основная цель деятельности Национального банка Республики Казахстан определена как «обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан», для достижения этой цели на Национальный банк Республики Казахстан возложены следующие задачи - разработка и проведение денежно-кредитной политики государства, обеспечение функционирования платежных систем, осуществление валютного регулирования и валютного контроля, содействие обеспечению стабильности финансовой системы. Полномочия Национального банка Республики Казахстан направлены на выполнение задач поставленных перед ним. При этом банковское регулирование осуществляемое государственным банком охватывает все банки второго уровня. Образование уполномоченного государственного органа с контрольными и надзорными полномочиями в финансовой сфере предусмотрено Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» В качестве уполномоченного органа Президентом Казахстана определено Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. Целью деятельности Агентства является государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций. Финансовые организации определены Законом Республики Казахстан «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций.» как юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность по предоставлению финансовых услуг это участники страхового рынка, рынка ценных бумаг, накопительных пенсионных фондов, банковская деятельность, деятельность организаций по проведению отдельных видов банковских операций, по полномочиям к Агентству отнесены контрольно-надзорные функции (применение санкций и ограниченных мер воздействия), а также лицензирование банковской деятельности.

Так же наряду с контрольно-надзорными функциями Агентство имеет и регулятивные функции, к ним относится полномочия на установление пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению банками норм и лимитов, издание нормативных правовых актов по многим вопросам банковской деятельности. Как Национальный банк Республики Казахстан, так и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций вправе издавать нормативные правовые акты, то есть осуществлять нормотворческую деятельность. Тем самым это один из методов правового регулирования и развития банковской деятельности в республике путем издания обязательных к исполнению правил поведения. В целом необходимо выделить Национальный банк Республики Казахстан и Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций как государственных уполномоченных органов по регулированию банковской деятельности. Каждый из них занимает определенное место в системе государственной власти. Национальный банк Республики Казахстан как банк первого уровня, статус которого определен Законом Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан», Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций как государственный уполномоченный орган по регулированию и надзору за детельностью финансовых организаций, в том числе за деятельность банков второго уровня.

Читайте также: