Правовое регулирование деятельности таможенных органов еаэс по сбору таможенных пошлин и налогов

Опубликовано: 17.05.2024

В представленной статье рассматриваются современное состояние и перспективы развития таможенного администрирования ЕАЭС. Показана роль таможенного администрирования ЕАЭС в развитии внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности.

Важным фактором устойчивого развития Евразийского экономического союза является эффективная внешнеэкономическая деятельность. Создавая комфортные условия для бизнес-среды и предпринимательской активности, таможенное регулирование выступает одним из факторов экономического развития стран ЕАЭС. Таким образом, основной долгосрочной целью интеграционных процессов в сфере таможенного регулирования является создание простых и необременительных механизмов таможенного администрирования для предпринимателей. Разрабатываемые и предпринимаемые таможенным блоком Евразийской экономической комиссии совместно со Сторонами меры направлены на создание равных конкурентных условий осуществления внешнеэкономической деятельности на всей территории Союза.

Далее отметим, что Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – международное интеграционное экономическое объединение (союз), договор о создании которого был подписан 29 мая 2014 года и вступил в силу с 1 января 2015 года. ЕАЭС создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества для укрепления экономик стран-участниц и «сближения друг с другом», для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке[1].

В результате нашего анализа мы выяснили, что Договор о ЕАЭС в содержательном отношении схож с Римским договором о создании ЕЭС. В обоих документах оговорены принципы региональной экономической интеграции:

свободное передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капитала; образование таможенного союза;

скоординированную политику в ряде экономических сфер; определенные переходные периоды[2].

Союз ЕАЭС наделен широким набором полномочий в сфере экономического регулирования.

Основными направлениями экономического развития ЕАЭС выступают:

создание условий для роста деловой активности и инвестиционной привлекательности; инновационное развитие и модернизация;

развитие финансового сектора;

инфраструктурное развитие, в том числе реализация транзитного потенциала; развитие кадрового потенциала;

повышение энергоэффективности и ресурсосбережение; региональное развитие и приграничное сотрудничество; международное сотрудничество и реализация торгового потенциала.

Таможенное администрирование оказывает влияние на развитие базовых отраслей промышленности, приоритетными направлениями развития которых является использование мер таможенно - тарифного регулирования для выравнивания условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержки экспорта российской промышленности продукции.

Кроме этого необходимо:

развитие системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения предприятий, включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате части затрат на лизинговые платежи;

оказание поддержки российского экспорта промышленной продукции, в том числе путем субсидирования процентных ставок по кредитам и использования механизмов предоставления финансовых гарантий по рискам при осуществлении экспортных операций, включающих регулярную актуализацию перечня иностранных государств, экспорту промышленной продукции, в которых оказывается государственная гарантийная поддержка.

Необходимость дальнейшего совершенствования администрирования предопределена образованием Евразийского экономического союза, увеличением численности членов ЕАЭС за счет вступления в это региональное объединение Армении и принятия решения о вступлении в ЕАЭС Киргизии, создания единого экономического пространства, предполагающего свободное перемещение товаров, транспортных средств, капитала, технологий, рабочей силы[3].

В условиях функционирования ЕАЭС повышается интенсивность внешнеторгового обмена, вследствие чего приобретает особую актуальность и значимость сокращение документооборота, времени на выполнение таможенных операций, ускорение перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС. На решение этих проблем направлено совершенствование таможенного администрирования при проведении таможенных процедур, сопровождающих перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС[4].

Необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование таможенного администрирования, поэтому в его деятельность должны быть внесены кардинальные трансформации по ключевым направлениям (см.рис.1).

Рисунок 1 – Методы совершенствования таможенного администрирования

Запланированные направления по развитию и совершенствованию таможенного администрирования могут гарантировать большой потенциал для реализации основных задач и целей создания. Их фактическое решение невероятно без конструктивного взаимодействия с абсолютно всеми соучастниками внешнеэкономической деятельности, как в лице органов исполнительной власти, так и бизнес-сообщества. Бесспорно, на данном пути странам-участницам ЕАЭС нужно будет совершенствовать и улучшать таможенную науку, предоставлять ей теоретическое и методологическое содействие[5].

Эффективность таможенного администрирования является одним из факторов, влияющих на оценку условий ведения бизнеса участниками внешнеторговой деятельности в части повышения результативности и качества предоставления государственным таможенных услуг экономическим операторам.

Список литературы

1. Щерба М.Ю., Шевчук П.С. Новые подходы к таможенному администрированию в рамках евразийского экономического союза: проблемы и перспективы. Управление инвестициями и инновациями. 2016. № 2. С. 111-116.

2. Гошин В.А. Актуальные вопросы таможенного контроля в решениях суда европейского союза. Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 226-234.

3. Гревцева Л.Г., Аносов А.В. Таможенный кодекс евразийского экономического союза: возможности и перспективы. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 5-6. С. 198-203.

4. Воробьева О.Д. Таможенный союз: взаимодействие и миграционная политика. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2015. № 11 (133). С. 35-38.

5. Кандакова Г.В., Гурова Г.А. Проблемы валютно-экономической интеграции в странах таможенного союза и направления их решения. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2013. № 12 (110). С. 113-118.

Тема: Таможенные платежи в ЕАЭС: общая характеристика и назначение

План занятия:


  1. Нормативно-правовое регулирование установления и взимания таможенных платежей в ЕАЭС

  2. Виды таможенных платежей и их характеристика.

  3. Таможенные платежи в формировании доходов бюджета РФ.

1. Нормативно-правовое регулирование установления и взимания таможенных платежей в ЕАЭС

Евразийский экономический союз – Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения (октябрь 2014), Киргизия (май 2015г.) – на территории бывшего СССР первый крупнейший экономический союз. Создан для создания равных возможностей для ведения бизнеса, сотрудничества, использования информационных ресурсов, взаимной поддержки и выгод для каждой страны – члена союза.

Таможенное регулирование в ТС в рамках ЕАЭС – правовое регулирование отношений, связанный с перемещением товаров через таможенную границу, их перевозкой по единой таможенной территории под таможенным контролем, временным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, перемещающих товары.

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) – постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС

Высший Евразийский экономический совет – собирается 1 раз в год
(МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС)

НАДНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

- НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭC

МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

- МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ СТРАН УЧАСТНИЦ ЕАЭС

Основные нормативно-правовые документы, регулирующие таможенные платежи РФ:


  • Конституция РФ. 1993. Ст.57, 75 п.3

  • Федеральный закон от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» раздел 2 гл. 12-18 (ред. 03.08.2018) (Полностью он утратит свою силу к 2020 г.)

  • Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 289-ФЗ) вступил в силу с 04.09.2018 (за исключением некоторых положений).

  • Налоговый кодекс РФ часть 1 и 2.

Основные признаки таможенных платежей:

  • Обязательность уплаты

  • Законодательная основа

  • Обусловленность уплаты таможенных платежей перемещением товаров через таможенную границу.

  • Правом их взимания наделены таможенные органы.

  • Перечисление в федеральный бюджет в валюте стран-участниц ЕАЭС.

Таможенные платежи - это законодательно установленные, обязательные, возмездные платежи, взимаемые таможенными органами в пользу федерального бюджета с физических и юридических лиц при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу ЕАЭС в национальной валюте стран ЕАЭС.

1 Фискальная (формирование бюджета);

2 Регулирующая (защита отечественного производителя, стимулирование ввоза товаров, не имеющих аналогов в стране ЕАЭС, ограничение вывоза товаров из стран ЕАЭС и др.);

2. Виды таможенных платежей и их характеристика.

НЕ НОСЯТ НАЛОГОВЫЙ ХАРАКТЕР
ТК ЕАЭС определяет следующие виды таможенных платежей:


  • таможенные сборы;

  • таможенные пошлины;


НОСЯТ НАЛОГОВЫЙ ХАРАКТЕР
Акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС.

  • НДС, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС;

Таможенный сбор уплачивается при декларировании товаров и является возмещением затрат таможенных органов на оказание услуг по декларированию товаров, хранению и сопровождению.
Таможенные сборы подразделяются сборы за:

Ввозная таможенная пошлина устанавливается на наднациональном уровне единым таможенным тарифом, взимается при ввозе товаров на территорию ЕАЭС и перечисляется на наднациональный расчетный счет.

Вывозная таможенная пошлина устанавливается на национальном уровне стран-участниц ЕАЭС, взимается при вывозе товаров с территории ЕАЭС и перечисляется на наднациональный расчетный счет.
Акциз – таможенный платеж, имеющий характер косвенного налога, взимаемый при ввозе товаров по ставкам, действующим внутри страны.
НДС – таможенный платеж, имеющий характер косвенного налога, взимаемый при перемещении товаров на территорию ЕАЭС с добавленной стоимости (цена товара за вычетом сырья и материалов + пошлина + акциз) по ставкам, действующим внутри страны.
Кроме таможенных платежей на таможенные органы возложено взимание иных платежей, не относящихся к таможенным платежам:


  • авансовых платежей по всем видам таможенных платежей;

  • антидемпинговых, специальных, компенсационных пошлин;


Элементы таможенных платежей:
процентов, пеней и других видов платежей.


    1. Порядок исчисления

    2. Сроки уплаты

    3. Льготы


  1. Плательщики

  2. Объект таможенных платежей

  3. База для исчисления

  4. Ставки

Плательщиками таможенных сборов за таможенные операции, таможенных сборов за таможенное сопровождениеявляются лица, у которых в соответствии со статьей 41 настоящего Федерального закона возникает обязанность по их уплате.

Плательщиками таможенных сборов за хранениеявляются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. (ст.50 ТК ЕАЭС)

Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС

Объектом обложения таможенными сборами – действия таможенных органов, связанные с выпуском таких товаров, таможенным сопровождением, а также совершением иных действий, установленных ТК ЕАЭС и (или) законодательством государств – членов ЕАЭС.

Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и/или их физическая характеристика в натуральном выражении.

Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС. (в РФ – Налоговый кодекс РФ)

Классификация ставок таможенных платежей

По уровню установления

По уровню установления

Комбинирован-ные

Специфические (твердые), руб./евро/доллар США

Адвалорные, %

Установленные на наднациональном уровне стран-участниц ЕАЭС

Установленные на национальном уровне стран-участниц ЕАЭС

Исчисление таможенных платежей осуществляется плательщиками самостоятельно, за исключением случаев перемещения товаров, подлежащих декларированию с целью уплаты таможенных платежей физическими лицами, а также случаев, указанных в ТК ЕАЭС ст. 52

Основными документами, в которых производится расчет таможенных платежей при декларировании товаров, являются:


  • декларация на товары - графа 47 «Исчисление платежей», сведения об уплаченных таможенных платежах содержатся в графе «В» - «Подробности подсчета»,

  • таможенный приходный ордер (ТПО) - гр.8,

Расчет таможенных платежей (РТП) – гр. 19, 20, 21 используется когда нет декларирования (выпуск до подачи декларации, использование в качестве ДТ перевозочных документов,…)

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ, НАЛОГИ НЕ УПЛАЧИВАЮТСЯ (П.4 СТ.55 ТК ЕАЭС):

1) Если товары помещены под таможенную процедуру, условия помещения под которую не предусматривают уплату таможенных пошлин, налогов, …

2) Если товары не подлежат помещению под таможенные процедуры, при соблюдении условий их использования:


  • Транспортные средства международной перевозки, указанные в пункте 2 ст.274;

  • Припасы, перемещаемые через таможенную границу

3) Если товары помещены под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины и льгот по уплате налогов, до завершения или прекращения действия такой таможенной процедуры при соблюдении условий предоставления таких льгот

4) Если товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате ввозных таможенных пошлин в виде освобождения от уплаты

3. Роль таможенных платежей в формировании доходов бюджетной системы РФ.

Данная статья посвящена рассмотрению некоторых положений действующего на данный момент таможенного законодательства, которое в прошлом году претерпело кардинальные изменения. Имеются в виду те из новаций, которые определяют и регулируют порядок уплаты, а также возврата таможенных платежей. Правовые основы осуществления данных процедур предусмотрены рядом документов.

Первостепенную роль среди них играют действующий с 1 января 2018 года Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) и Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), который вступил в силу 4 сентября прошлого года.

Кроме того, специалисты в сфере таможенного дела руководствуются положениями ряда международных соглашений, принятых в рамках ЕАЭС, а также нормативных правовых актов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и ФТС России. При этом единое таможенное регулирование на территории Союза осуществляется в соответствии со статьей 32 Договора о ЕАЭС и нормами уже упоминавшегося Кодекса, а также составляющих право Союза международных договоров и актов, которые регулируют таможенные правоотношения хозяйствующих субъектов ЕАЭС.

Как известно, среди прочих в сменивший Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) новый Кодекс были включены и положения, касающиеся администрирования таможенных платежей, которые ранее регулировались международными договорами ЕАЭС. В ходе составления ТК ЕАЭС удалось кодифицировать несколько документов. Например, Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров; Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин.

В Кодексе Союза таможенным платежам посвящен раздел II. Из него следует, что объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС. Уточним, что таможенным платежам посвящен и аналогичный раздел Закона № 289-ФЗ. При этом после начала действия данного документа порядок уплаты и возврата таможенных платежей должен был существенно измениться. Однако в полном объеме этого не произошло из-за того, что до сих пор не вступили в силу некоторые положения Закона № 289-ФЗ.

Так, часть 1 статьи 35 этого документа предусматривает, что авансовые платежи, внесение которых оговорено статьей 48 ТК ЕАЭС, могут быть использованы для уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, таможенных сборов, денежного залога, таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, а также уплаты иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы.

Применить не получается

Из этого следует, что среди прочего авансовые платежи могут быть использованы в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Однако данное положение до сих пор не действует, так как пункт 3 Протокола о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин, утвержденного Договором о ЕАЭС, предусматривает, что ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными (платежными) документами (инструкциями).

Напомним, что в соответствии с переходными положениями Закона № 289-ФЗ, а именно части 5 статьи 397 Закона, со дня начала применения положений статьи 36 Закона № 289-ФЗ теряют силу положения статьи 122 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ). Кроме того, согласно части 8 статьи 398, положения статей 28, 30, а также частей 5 и 6 статьи 34, статей 35, 36, 42, 44, 45, 67-70 Закона № 289-ФЗ будут действовать только со дня вступления в силу соответствующего международного договора Российской Федерации, который предусматривает внесение изменений в приложения № 5 и 8 к Договору о ЕАЭС. Суть данного положения в том, что со дня начала применения статьи 36 нового Федерального закона о возврате авансовых платежей перестанут применяться положения статьи 122 Закона № 311-ФЗ.

Кроме того, согласно части 6 статьи 35 Закона № 289-ФЗ изменился срок представления таможенным органом отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей. Теперь он составляет 20 календарных дней со дня, следующего за днем получения такого заявления (но не более чем за три года, предшествующие дню подачи указанного заявления). Ранее этот срок составлял 30 дней. По новым правилам заявление может быть подано на бумажном носителе и в электронном виде. Во втором случае оно должно быть подписано усиленной электронной цифровой подписью (ЭЦП) и направлено через «Личный кабинет участника ВЭД», размещенный на официальном сайте ФТС России.

Здесь следует отметить, что уже издан, но еще не вступил в силу приказ ФТС России от 25.02.2019 № 321 «Об утверждении форм заявления лица, внесшего авансовые платежи, о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, порядка подачи лицом, внесшим авансовые платежи, заявления о предоставлении отчета о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, а также порядка предоставления таможенным органом такого отчета».

Переплаты подлежат возврату

Как известно, статья 36 Закона № 289-ФЗ допускает возврат авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей. Согласно указанной статье заявление на возврат авансовых платежей может быть подано в электронной форме через «Личный кабинет». При этом форму, формат, структуру и порядок подачи заявления определяет ФТС России. После вступления указанной статьи в силу не нужно будет предъявлять платежный документ, подтверждающий внесение авансовых платежей. Кроме того, Закон сократил перечень документов, предъявляемых юридическими лицами для возврата авансовых платежей. В нем четко прописаны случаи, когда возврат авансовых платежей не производится, а также установлены сроки возврата средств (не более 10 рабочих дней).

Вопросу возврата излишне уплаченных таможенных платежей посвящена глава 11 Закона № 289-ФЗ. Согласно статье 67 факт излишней уплаты таможенных платежей фиксируется таможенным органом рядом таможенных документов, на которых должны быть отметки уполномоченных должностных лиц таможенного органа. Имеются в виду корректировки декларации на товары (ДТ) и таможенного приходного ордера, а также иных таможенных документов, подтверждающих, что размер денежных средств, фактически уплаченных (взысканных) в качестве таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, превышает размер исчисленных и подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей.

Таким образом, согласно положениям Закона № 289-ФЗ, основанием для возврата излишне уплаченных таможенных платежей будут являться документы, которыми фиксируется факт излишней уплаты. Как уже отмечалось, они обязательно должны иметь соответствующую отметку таможенного органа.

Здесь следует уточнить, что приказом ФТС России от 29.04.2019 № 727 утвержден Порядок ведения лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства. Однако данный документ вступит в силу не ранее дня начала применения положений статей 36 и 67 Закона № 289-ФЗ, в них речь идет о возврате авансовых и излишне уплаченных таможенных платежей.

Разберемся с излишками

Далее разберемся с излишне уплаченными и излишне взысканными таможенными платежами. Закон № 289-ФЗ четко определяет, какие платежи относятся к излишне взысканным. Согласно пункту 12 статьи 67 таковыми признаются суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а само взыскание осуществлялось в соответствии с положениями главы 12 Закона № 289-ФЗ. Здесь следует отметить, что ранее само понятие «Излишне взысканные таможенные платежи» имело иную трактовку.

Так, в пункте 27 постановления Пленума Верховного суда РФ от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» указано, что при разрешении споров, связанных с возвратом таможенных платежей, судам следует исходить из того, что таможенные пошлины, налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей. При этом добровольное внесение декларантом изменений в ДТ и перечисление таможенных платежей в соответствии с изменениями, внесенными во исполнение решения таможенного органа, является препятствием для последующего возврата таких платежей как излишне взысканных.

Из сказанного следует, что после вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ изменится сам подход к пониманию категории излишне взысканных таможенных платежей, а таможенные платежи, уплаченные по решению таможенного органа, не будут считаться излишне взысканными. Подчеркнем, что отнесение таможенных платежей к излишне уплаченным либо излишне взысканным имеет принципиальное значение, поскольку в отношении последних предусмотрена уплата процентов.

Согласно пункту 13 статьи 67 Закона № 289-ФЗ таможенный орган должен не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возврата, уведомить плательщика о сумме подлежащих выплате процентов. При этом приказом ФТС России от 07.05.2019 № 766 утверждены формы заявления о выплате процентов и порядка подачи данного заявления. Однако данный документ вступит в силу не ранее даты начала применения статьи 67 Закона № 289-ФЗ.

Что же мы имеем?

Несмотря на то что на данный момент регулирующие положения Закона № 289-ФЗ не вступили в силу, таможенная служба с недавних пор уже применяет централизованный порядок уплаты таможенных платежей. Дело в том, что 13 сентября 2018 года вступил в силу приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Поэтому с конца сентября 2018 года до конца первого квартала текущего года осуществлялся поэтапный перевод плательщиков на Единые лицевые счета (ЕЛС). Он производился на основании учета места налоговой регистрации плательщика, исходя из идентификационного номера налогоплательщика (ИНН). Чтобы российские физические лица, индивидуальные предприниматели и иностранные юридические лица могли использовать ЕЛС, ФТС России издала приказ от 26.06.2019 № 1039 «Об апробации администрирования единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, таможенных представителей, а также иных лиц, осуществивших уплату денежных средств на счет Федерального казначейства, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета – ЕЛС».

Кроме того, Минфин своим письмом от 19 марта 2019 года разъяснил, что при заполнении ДТ в графу «B» должны быть обязательно внесены код вида платежа, сумма уплаченного таможенного платежа и цифровой код валюты уплаты. В данном документе также указано, что применение централизованного порядка уплаты таможенных платежей не предполагает отражение информации о расходовании денежных средств в разрезе платежных документов. Дело в том, что это не мешает внутреннему учету организации и налоговой отчетности.

Как показала практика, при использовании ЕЛС участники ВЭД столкнулись с рядом неудобств. Так, некоторых не устраивает тот факт, что при просмотре остатков на ЕЛС в «Личном кабинете» больше не отражаются номера платежных поручений. В результате у ряда компаний, по их утверждению, значительно усложнился внутренний учет таможенных платежей. Особенно если они имеют в своем составе несколько филиалов.

В новых условиях таможенные представители не имеют возможности доплачивать за клиента недостающие таможенные платежи. Теперь при возникновении такой нехватки средств они должны вносить всю сумму полностью. Кроме того, к большому сожалению, участники ВЭД больше не могут уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансового платежа.

В этой связи представляет интерес разбор порядка возврата излишне уплаченных пошлин, налогов и иных денежных средств, который применялся до вступления в силу положений Закона № 289-ФЗ. Отметим, что еще до начала его действия упомянутый выше приказ ФТС России от 24.08.2018 № 1329 позволял таможенной службе осуществлять возврат участникам ВЭД излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей.

Это можно было сделать с помощью информационной системы таможенных органов в форме зачета данных средств в счет авансовых платежей на основании поступивших в ресурс ЕЛС сведений из корректировки ДТ (КДТ). Однако, к сожалению, сейчас декларанты не могут подавать через «Личный кабинет участника ВЭД» заявление о возврате в электронном виде. По действующим нормам о таком зачете посредством «Личного кабинета» плательщик должен информироваться не позднее одного рабочего дня, следующего за днем зачета излишнее уплаченных (взысканных) таможенных платежей в счет авансовых.

На практике из-за этого иногда возникали некорректные ситуации, когда даже при наличии КДТ зачет в счет авансовых платежей излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей не удавалось произвести. Чтобы устранить проблему, по данному поводу участнику ВЭД следует обращаться в таможенный орган, в котором осуществлялось декларирование.

Что касается возврата плательщикам денежного залога, то в соответствии с пунктом 36 Временного порядка, утвержденного приказом ФТС России от 24.08.2018 № 1329, данная процедура осуществляется информационной системой таможенных органов в форме зачета в счет авансовых платежей. Это происходит в случаях, установленных ТК ЕАЭС - возврат денежного залога. При этом лицу, внесшему денежный залог, не нужно представлять заявление о таком зачете. Согласно статье 122 Закона № 311-ФЗ для возврата авансовых платежей плательщику необходимо обратиться в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств, с заявлением, заполненным по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 № 2520 (приложение № 1).

Решать комплексно

Из сказанного выше следует, что вопросы применения ЕЛС и возврата излишне уплаченных таможенных платежей сегодня нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством возврат таможенных платежей осуществляется посредством использования Единого лицевого счета после перечисления в счет авансовых платежей. Как показала практика, на сегодня у централизованного порядка уплаты таможенных платежей имеются и преимущества, и недостатки.

Первые, безусловно, заключаются в том, что администрирование таможенных платежей осуществляется посредством ЕЛС, открытого на уровне ФТС России. Кроме того, порядок возврата излишне уплаченных таможенных платежей и денежного залога упрощен посредством зачисления этих средств в счет авансовых платежей. Сегодня применяется только одна форма заявления – о возврате авансовых платежей.

После вступления в силу соответствующих положений Закона № 289-ФЗ его можно будет подавать через «Личный кабинет участника ВЭД». Законодательство также предусматривает возможность получения через него отчета о расходовании денежных средств и информации о наличии задолженности по уплате таможенных платежей.

Недостатки, которые имеются у нововведений в порядок уплаты и возврата таможенных платежей, в первую очередь связаны со сложностями переходного периода. Убеждены, что многие из них будут устранены, когда в полной мере заработают положения, закрепленные статьями 36 и 67 Закона № 289-ФЗ. В них определен порядок возврата авансовых платежей и излишне уплаченных таможенных платежей.

Как отмечали, пока сложности с уплатой таможенных платежей посредством ЕЛС возникают и у декларантов, и у таможенных представителей. По нашему твердому мнению, ряд проблем, безусловно, будет решен после вступления в силу тех изменений в Договор о ЕАЭС, которые позволят участникам ВЭД уплачивать ввозную таможенную пошлину посредством авансовых платежей. Исходя из сказанного, посоветуем бизнесу набраться терпения и дождаться того момента, когда Закон № 289-ФЗ вступит в силу в полном объеме, без каких-либо исключений.

Валентина ИОНИЧЕВА, к.э.н., руководитель Информационно-аналитического центра Newved

Оксана КУРОЧКИНА, адвокат АК «ПРАВО для БИЗНЕСА» АПМО, член Экспертного совета ТПП РФ по таможенной политике,

Людмила ТЕСЁЛКИНА, генеральный директор ООО КА Just Logistics, член Экспертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 26.06.2018 2018-06-26

Статья просмотрена: 4018 раз

Библиографическое описание:

Мариненко, Т. В. Администрирование таможенных платежей: понятия, классификация и функции таможенных платежей / Т. В. Мариненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 26 (212). — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/archive/212/51770/ (дата обращения: 20.05.2021).

Статья посвящена проблемным вопросам сущностного определения администрирования таможенных платежей как одной из форм правового инструмента специальных знаний, применяемых в неочевидных юридически значимых практических ситуациях в таможенном деле, дан прогноз путей совершенствования нормативно-правового регулирования администрирования таможенных платежей в таможенном праве.

Ключевые слова: таможня, администрирование, таможенные платежи, Таможенные кодекс ЕВРАЭС.

The article is devoted to the problematic issues of the essential definition of the administration of customs payments as a form of legal tool of special knowledge used in non-obvious legal practical situations in customs, the forecast of ways to improve the regulatory regulation of customs payments administration in customs law.

Key words: customs, administration, customs payments, the customs code of the EVRAES.

Администрирование как основная функция управления в соответствии с классической теорией управления включает: планирование (постановку целей, задач); организацию (создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями); руководство (оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений); учет; контроль; анализ [6].

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, администратор доходов бюджета — орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [3].

В соответствии с положениями федеральных законов «О федеральном бюджете» одним из его администраторов федерального бюджета является ФТС России.

Таким образом, доходы от таможенной деятельности — это доходы, администрируемые ФТС России. Следует отметить, что понятие таможенные доходы несколько шире, чем понятие таможенные платежи, и включает в себя также штрафы, взимаемые таможенными органами за нарушение требований таможенного законодательства, проценты за рассрочку и отсрочку по уплате таможенных платежей, пени и утилизационные сборы.

В целях повышения эффективности администрирования таможенных платежей в 2016 г. состоялось подчинение Федеральной таможенной службы Министерству финансов РФ [7].

В таможенном законодательстве как Евразийского таможенного союза, так и Российской Федерации нет прямого определения понятия таможенных платежей.

Статьей 46 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС) установлено, что к таможенным платежам относятся:

‒ ввозная таможенная пошлина;

‒ вывозная таможенная пошлина;

‒ налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского таможенного союза;

‒ акцизы (акцизный налог или акцизный сбор), взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского таможенного союза;

‒ таможенные сборы [2].

Наличие среди таможенных платежей налогов обусловило взаимосвязь таможенного законодательства с налоговым законодательством [1].

Сущность понятий «налоги» и «сборы» приведена в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ), согласно которому:

‒ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований;

‒ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности [1].

Согласно статье 2 ТК ЕАЭС таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза [2].

Для защиты экономических интересов страны устанавливаются особые виды пошлин:

‒ специальные пошлины, применяются в случае если товары ввозятся на территорию в таком количестве и/или на таких условиях, которые могут нанести вред отечественным производителям данных товаров. Иногда использование указанных пошлин осуществляется в целях принятия ответных мер на действия иных государств;

‒ антидемпинговые пошлины, применяются если ввозимые товары имеют более низкую цену, чем их аналоги в стране ввоза;

‒ компенсационные пошлины, применяются если при производстве или вывозе товаров использовались субсидии (прямо или косвенно).

Данные виды платежей установлены главой 12 ТК ЕАЭС.

Бывают случаи, когда для регулирования импорта отдельных товаров Правительство РФ вводит сезонные пошлины, срок действия которых не может превышать полгода.

Приложением № 9 к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» утвержден классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы [4].

Порядок заполнения граф декларации на товар утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» и является единым для всех стран — членов ЕАЭС [9]. В декларации на товар основные сведения, относящихся к таможенным платежам, содержатся в графах:

‒ № 47 — «Исчисление платежей»;

‒ «В» — «Подробности расчета»;

‒ № 48 — «Отсрочка платежей» [5].

В РФ в зависимости от вида товара, облагаемого таможенными платежами, выделяют ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) пошлины.

Экономическая сущность таможенных платежей определяет функции, которые они выполняют.

Различные виды таможенных платежей выполняют следующие функции:

Обращаю внимание, что в реальности нет четкой границы между платежами, которые носят фискальную, регулирующую и уравнительную функции.

Фискальная функция таможенных платежей является основной функцией формирования доходной части федерального бюджета РФ.

В отношении таможенных пошлин следует заметить, что в начале 90-х годов XX века при определении ставок таможенных пошлин преобладал фискальный подход: пошлины устанавливались на высоком уровне и рассматривались как один из возможных источников дохода государства. Это вместе с тем позволяло решать задачу защиты национальной экономики от чрезмерной конкуренции со стороны иностранных товаров [10].

Позднее наметилась тенденция снижения ставок таможенных пошлин, ослабление их роли в формировании доходов государства, на первый план выдвигалась их регулирующая функция, которая отнюдь не ограничивалась запрещением или резким ограничением ввоза импортных товаров. Росла потребность в более детальной дифференциации ставок таможенных пошлин по товарным группам с учетом потребности в их импорте, уровня национальных и мировых цен. Снижение ставок ввозных таможенных пошлин явилось фактором увеличения объемов ввоза товаров, что способствовало увеличению поступлений по данному платежу.

В рамках регулирующей функции можно выделить три подфункции:

В условиях рыночной экономики стабилизирующая подфункция возложена на основную часть ставок импортного тарифа, назначением которых является выравнивание условий конкуренции для импортных и отечественных товаров без создания преимуществ для одних или других.

Ввозные таможенные пошлины могут быть установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую подфункцию и ограничивать доступ импортных товаров на отечественный рынок. Протекционистская подфункция направлена на установление препятствий для ввоза отдельных товаров через реализацию государством своей протекционистской экономической политики путем введения повышенных ставок таможенных пошлин.

Наконец, ввозные таможенные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами. Такие пошлины создают более широкие возможности для импорта товаров, и их можно рассматривать как стимулирующие в определенных пределах импорт товаров.

Стимулирующая подфункция направлена на поддержку, как правило, экспортноориентированных производств и реализуется через систему льгот и освобождений в отношении ввоза в основном оборудования, сырья, материалов для создания и развития предприятий, осуществляющих выпуск конкурентоспособной экспортноориентированной продукции. Таким образом, с помощью таможенных пошлин государств может поощрять или ограничивать ввоз (вывоз) соответствующих товаров, ставить в равные экономические условия товары отечественных и иностранных производителей, осуществлять определенную экономическую политику.

Уравнительную функцию выполняют внутренние налоги (НДС, акциз), взимаемые таможенными органами, — экспорт товаров из стран дальнего зарубежья в Россию осуществляется по ценам, не учитывающим те налоги страны производителя или продавца, которые подлежат возврату. Подобная налоговая политика при экспорте, проводимая практически во всех странах мира, способствует повышению конкурентоспособности вывозимых товаров (цена экспортируемого товара снижается на величину налога). Поэтому для выравнивания цен отечественных товаров на внутреннем рынке и ввозимых товаров указанные выше налоги взимаются таможенным органом по ставкам, аналогичным внутренним налогам, действующим на территории России в отношении отечественных товаров.

Увеличение эффективности национальной экономики — это основная задача при реализации вышеуказанных функций таможенных платежей в рамках государственного регулирования внешнеэкономической деятельности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Таможенные платежи

Вопросы, относящиеся к применению таможенных платежей, антидемпинговых, компенсационных пошлин, применяемых при движении товаров через границы Евразийского экономического союза, определяются Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)

К таможенным платежам на основании ст.46 ТК ЕАЭС относятся:

  1. ввозные пошлины,
  2. вывозные пошлины,
  3. НДС (налог на добавленную стоимость), который взимается при осуществлении ввоза на территорию ТС.
  4. акцизы – это акцизный сбор, который взимают на территории Союза,
  5. таможенные сборы.

Правовое регулирование таможенных пошлин осуществляется на основании гл. 6-11 ТК ЕАЭС, данные главы устанавливают:

  • плательщиков пошлин, налогов,
  • случаи, когда сборы прекращаются,
  • сроки уплаты, основания для отсрочки,
  • общие вопросы, касающиеся исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Таможенные пошлины ЕАЭС 470 руб.
  • Реферат Таможенные пошлины ЕАЭС 220 руб.
  • Контрольная работа Таможенные пошлины ЕАЭС 200 руб.

Специальный вид таможенных пошлин регламентирует гл. 12 ТК ЕАЭС.

Ввозные таможенные пошлины

Ввозная таможенная пошлина представляет обязательный платеж (ЕТТ), который взимается таможенным органом за ввоз товара на таможенную территорию Союза. Для всех стран, входящих в состав Союза, действует единый таможенный тариф, который регламентируется договором ЕАЭС от 29.05.2014. В данных правовых аспектах регламентируется сумма исчисленных таможенных пошлин, которые устанавливаются в зависимости от страны происхождения. ЕТТ ЕАЭС представлен в виде таможенных ставок, которые применяются к перечню товаров, ввозимых на территорию Союза. Данные ставки устанавливает Комиссия по Решению Совета ЕЭК от 16.07.2012 года.

Согласно данному Решению применяются следующие виды ставок:

  1. адвалорные - ставки, которые устанавливаются в зависимости от процента облагаемого товара,
  2. специфические ставки, данные ставки устанавливаются от таможенной стоимости товара,
  3. комбинированные ставки основаны на двух выше перечисленных видах ставок, уровень ставки здесь устанавливается по большей из двух вышеперечисленных.

Ставки устанавливаются в зависимости от того, какова страна происхождения товара. В Союзе создана единая система преференций в отношении товара, который приходит из развивающихся стран.

Перечень данных стран указан в Решении Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 г.

Перечень развивающихся стран – пользователей находится в единой системе тарифных преференций Союза .

В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС. Если товар ввозится из стран, на которые распространяются преференции Союза, то применяют нулевые ставки.

Таможенную пошлину на ввозной товар исчисляют в зависимости от базы исчисления таможенной пошлины. Для правильного определения тарифа очень важно использовать верную классификацию товара, правильно определить страну происхождения и рассчитать базу.

В отношении каждого товара, который ввозится на территорию Союза, могут применять льготы. Однако тарифные льготы не носят индивидуальный характер. Предоставление льгот регламентировано в приложении № 6 к Договору о Союзе. Данные преференции устанавливаются в том случае, если со страной-экспортером заключено Соглашение.

Порядок выплат регулирует ТК ЕАЭС с учетом, норм, которые установлены в Протоколе.

Вывозные таможенные пошлины

Ставки на вывоз товара, устанавливаются на уровне законодательства государств – членов Союза. Порядок исчисления вывозных таможенных пошлин ТК ЕАЭС в части регулирования таможенного законодательства устанавливается законодательством государств – членов Союза. В частности, к нефти, которая ввозится с территории Белоруссии, применяется особый порядок вывозных таможенных пошлин.

Вопросы применения НДС и акцизов в отношении ввоза товара на таможенную территорию Союза регулируется нормами законодательства стран-членов Союза.

При помощи актов законодательства государств-членов ЕАЭС устанавливают необходимые ставки и налоги, определяют порядок уплаты, суммы. Помимо этого, устанавливаются размеры таможенных сборов (данный размер не может превышать стоимости затрат, совершенных в отношении декларанта).

В случае, если происхождение товара неизвестно, на него устанавливаются ставки как на товар дружественных государств.

На сегодняшний день существует Соглашение о свободной торговле, которое подписано между ЕАЭС с одной стороны и Вьетнамом с другой стороны. В отношении данной страны применяются тарифные преференции. Данные преференции позволяют устанавливать торговые пошлины в отношении товаров ЕАЭС на льготных тарифах.

Преференции помогают развить национальный экспорт и импорт. В данном варианте возможны двусторонние преференции, которые позволят в дальнейшем национальным поставщикам выходить на мировые рынки.

Страны, с которыми установлены преференции в отношении таможенных тарифов, определяют уполномоченные лица по настоящему Соглашению. Уполномоченные лица должны принимать решения по всем существенным аспектам оказываемого Соглашения и обеспечивают выполнение условий договора между странами. Иногда на основании данных соглашений могут быть созданы коалиции в отношении третей страны. В зависимости от политических предпочтений страны ведут таможенное регулирование, а таможенные пошлины в этом вопросе являются ключевым звеном.

Читайте также: