Правовое положение аудита института оценщиков независимых экспертов и т п в налоговых отношениях

Опубликовано: 30.04.2024

Основные виды аудита представлены в табл. 1.3.

Таблица 1.3. Виды аудита


Поскольку о внешнем аудите уже было рассказано достаточно подробно, нет необходимости вновь его рассматривать.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия; он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

В правилах (стандартах) аудиторской деятельности Российской Федерации дается следующее определение:

внутренний аудит — организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежности функционирования системы внутреннего контроля*.

Внутренний аудит — один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры экономического субъекта.

Проведение внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение, поскольку призвано содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что высшее руководство не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия.

Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, т.е. его руководством и (или) собственниками, в зависимости от:

  • содержания и специфики деятельности экономического субъекта;
  • объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;
  • сложившейся системы управления экономического субъекта; состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние аудиторы.

В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

  • проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций по улучшению этих систем;
  • проверка бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
  • проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;
  • проверка деятельности различных звеньев управления; оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
  • проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
  • работа над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
  • оценка используемого экономическим субъектом программного обеспечения;
  • специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
  • разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия.

Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п.

Внутренний аудитор — это сотрудник подразделения внутреннего аудита, организованного экономическим субъектом. Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Внутренний аудитор выполняет следующие функции:

  • проверка систем контроля в целях выработки политики компании в рамках законодательства;
  • оценка экономичности и эффективности операций компании; проверка уровней достижений программных целей;
  • подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений.

Ответственность за выполнение своих обязанностей аудитор несет только перед собственниками и (или) руководством предприятия.

Задачи внутреннего аудита определяются руководством исходя из потребностей управления как подразделениями предприятия, так и предприятием в целом.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

  1. контроль за состоянием активов и недопущение убытков;
  2. подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
  3. анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
  4. оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль за сохранностью активов, но и контроль за политикой и качеством менеджмента.

Несмотря на кажущиеся различия, внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внутренние и внешние аудиторы могут использовать одинаковые методы — разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

В табл. 1.4 представлены основные особенности и отличия внутреннего и внешнего аудита.

Таблица 1.4. Особенности внутреннего и внешнего аудита




По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на всех экономических субъектов, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления. Любой экономический субъект вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Аудит, проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.), считается инициативным (добровольным); характер и масштабы такого аудита определяет заказчик.

Обязательный аудит регламентируется государством. Обязательный аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации — это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

  1. организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
  2. организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, производимые физическими и юридическим лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;
  3. объем выручки организации или индивидуального предпринимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда (МРОТ) или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Российской Федерации МРОТ;
  4. организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют указанным выше нормативам. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  5. обязательный аудит в отношении этих организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен федеральным законом.

Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

По объектам аудита различают: банковский аудит; аудит страховых организаций; аудит бирж; инвестиционных институтов и внебюджетных фондов; общий аудит; государственный аудит. На все эти виды аудита (кроме государственного) аудитором необходимо иметь соответствующие аттестаты. Термин «государственный аудит» пока не нашел в России широкого применения, однако в Счетной палате Российской Федерации существуют должности аудитора.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, приглашенными компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей — владельцам акций, кредиторам, органам государственного регулирования и др.

Налоговый аудит — это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Аудит на соответствие требованиям — это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов либо как специальный аудит.

Ценовой аудит — это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется в развитых странах при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий (производственный) аудит — это проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии. Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, — один из видов консультационных услуг клиенту, предоставляемый для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.

Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, проводимый для определенных целей. Этот вид аудита, который иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации, преследует следующие цели:

  • оценка эффективности управления;
  • выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;
  • внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) — это проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Отрицательной стороной повторяющегося аудита является постепенная утрата независимости аудиторов от клиента. Международная федерация бухгалтеров (МФБ, или IFAC) рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита 3—5 годами.

Оперативный аудит — это кратковременная аудиторская проверка для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

По характеру проверки различают:

  • подтверждающий аудит (проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности);
  • системно ориентированный аудит (аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля. Доказано, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и необходимость в слишком детальной проверке отпадает; при наличии неэффективной системы внутреннего контроля клиенту даются рекомендации по ее улучшению);
  • аудит, базирующийся на риске (концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском).

* Институт внутренних аудиторов США (Institut of Internal Auditors) разработал следующее определение:

внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее же интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Понятие аудита и аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнение о достоверности такой отчетности.

Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. К примеру, стандарт №30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации» или стандарт №33 «Обзорная проверка финансовой отчетности»

Закон также употребляет «прочие, связанные с аудитом, услуги». Их неисчерпывающий перечень приведен в п.7 ст. 1 Закона об аудиторской деятельности.

7. Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:

1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;

4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;

5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;

6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

7) оценочную деятельность;

8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью.

Аудитор –физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СРО. Аудитор приобретает такой статус с даты внесения сведений о нём в реестр аудиторов и аудиторских организаций. Такие реестры ведут СРО аудиторов. Сведения из реестра размещены в сети Интернет и на официальном сайте Минфина.

Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве индивидуального аудитора либо участвовать в осуществлении аудиторской организации аудиторской деятельности в качестве работника такой организации.

Индивидуальный аудитор должен быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (из ч.6 ст.1 Закона об аудиторской деятельности).

Аудиторская организация – коммерческая организация, являющаяся членом одной из СРО аудиторов.

Требования, предъявляемые к СРО аудиторов, закреплены в ст. 17 Закона об аудиторской деятельности и в ФЗ от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О СРО».

СРО аудиторов должна объединять в своем составе не менее 700 аудиторов или не менее 500 аудиторских организаций;

наличие утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества членов организации, а также наличие кодекса профессиональной этики;

обеспечение дополнительной имущественной ответственности членов организации перед потребителями услуг посредством формирования компенсационного фонда саморегулируемой организации (размер компенсационного фонда не определен);

утвержденные стандарты деятельности СРО (помимо федеральных);

В СРО создаются специализированные органы управления, один из которых носит контрольные функции, другой занимается рассмотрением вопросов о применении мер дисциплинарного воздействия на сотрудников СРО.

Перечень мер дисциплинарного воздействия дан в ст. 20 Закона об аудиторской деятельности (неисчерпывающий):

Статья 20. Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов

1. В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести члену саморегулируемой организации аудиторов предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;

4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;

5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;

6) применить иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов меры.

2. Меры дисциплинарного воздействия применяются саморегулируемой организацией аудиторов в порядке, установленном Федеральным законом "О саморегулируемых организациях".

3. Аудитор, в отношении которого принято решение о приостановлении его членства в саморегулируемой организации аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не вправе:




1) участвовать в осуществлении аудиторской деятельности;

2) давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию лицам, желающим вступить в члены саморегулируемой организации аудиторов;

3) участвовать в работе выборных и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов.

4. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, в отношении которых принято решение о приостановлении их членства в саморегулируемой организации аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не вправе:

1) заключать договоры оказания аудиторских услуг;

2) вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации, индивидуального аудитора изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия саморегулируемой организацией аудиторов указанного решения.

5. Не менее чем за семь рабочих дней до истечения срока, на который приостановлено членство аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов принимает решение о восстановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов либо об их исключении из членов саморегулируемой организации аудиторов.

6. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушение требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, уполномоченный федеральный орган может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:

1) вынести предписание, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;

2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;

Закон об аудиторской деятельности определяет и устанавливает требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов.

Требования к аудиторским организациям, чтобы последние могли вступить в СРО:

1. Должна иметь статус коммерческой организации, созданной в любой организационно-правовой форме, кроме ОАО и ГУП.

2. Численность аудиторов, являющихся работниками организациями, должна быть не менее трёх.

3. Доля уставного складочного капитала, принадлежащая аудитором и/или аудиторским организациям, должна быть не менее 51%.

4. Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе должна быть не менее 50%

5. Безупречная деловая репутация

6. Наличие правил внутреннего контроля

7. Уплата взносов в СРО и в компенсационный фонд СРО

Практически аналогичные требования предъявляются к аудиторам.

Закон об аудиторской деятельности определяет права и обязанности аудиторов и аудиторской деятельности (ст. 13):

Статья 13. Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора

1. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;

2) исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;

4) отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

2. При проведении аудита аудиторская организация, индивидуальный аудитор обязаны:

1) предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;

2) передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

3) обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;

4) исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Из этой статьи вы узнаете:

  • Каковы цели и задачи внешнего финансового аудита
  • Какие есть разновидности внешнего финансового аудита
  • Каковы этапы проведения внешнего финансового аудита
  • Чем полезен для компании внешний финансовый аудит

Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности, в ходе которой проверяется достоверность документов, а также их соответствие действующим законодательным нормам. Процедура проверки проводится сотрудниками независимых компанией, специализирующихся в области аудита и имеющей соответствующие сертификаты. Она отличается объективностью анализа экономических показателей.

Цели и задачи внешнего финансового аудита

Цели и задачи внешнего финансового аудита

Финансовым аудитом называют проверку бухгалтерской отчетности организации, по итогам которой формируются объективные выводы о достоверности представленных данных. Основная цель такой проверки – анализ финансовых показателей на предмет их соответствия актуальным стандартам действующего законодательства.

В современной практике применяют различные виды аудита. Традиционная классификация подразумевает деление аудиторских проверок на внешние и внутренние.

Внешний финансовый аудит – это проверка бухгалтерской отчетности компании независимым аудитором или специализированной организацией. Заказать проведение аудиторской проверки могут учредители предприятия, держатели акций, инвесторы, кредитные организации и государственные органы.

Внутренний аудит является инструментом внутреннего контроля компании. Собственные аудиторские службы обычно функционируют в крупных организациях, которые имеют несколько филиалов.

Основными задачами аудиторской проверки являются:

  • объективная оценка системы бухгалтерского учета;
  • оценка законности и правильности осуществления финансовых операций;
  • выявление несоответствий стандартам налогообложения;
  • подтверждение достоверности/недостоверности отчетов;
  • составление списка рекомендаций по устранению выявленных недостатков;
  • учет событий, которые должны произойти в ближайшем будущем и могут повлиять на хозяйственную деятельность организации;
  • определение резервов для наращивания ресурсов.

Заключение по результатам аудиторской проверки, несомненно, повышает доверие к финансовой отчетности, однако аудитор не делает никаких выводов относительно эффективности действующей системы управления, а также не дает прогнозов. То есть с помощью аудита нельзя оценить уровень соблюдения интересов акционеров и учредителей предприятия.

Разновидности внешнего финансового аудита

Существует два основных вида внешнего финансового аудита – обязательный и инициативный. Обязательный аудит подразумевает всестороннюю проверку финансово-хозяйственной деятельности компании. Инициативный внешний аудит может представлять собой как комплексную проверку, так и частичную ревизию отдельных направлений в соответствии с запросом заказчика. Предлагаем подробнее остановиться на каждой разновидности внешнего аудита и проанализировать характерные особенности.

1. Обязательный аудит.

Обязательный аудит

Согласно действующему законодательству, обязательный внешний аудит проводится профессиональными аудиторскими организациями в случаях, если:

  • компания зарегистрирована как открытое акционерное общество;
  • ценные бумаги фирмы находятся в обращении на фондовых биржах и других рынках ценных бумаг;
  • сумма выручки предприятия от оказания услуг (выполнения работы, продажи товаров) за период, предшествующий отчетному году, превышает 400 миллионов рублей;
  • размер активов бухгалтерского баланса превышает 60 миллионов рублей на конец года, предшествовавшего отчетному периоду (исключение составляют органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения, с/х кооперативы);
  • компания публикует или представляет консолидированную финансовую отчетность.

Данный перечень оснований для проведения внешнего финансового аудита не является исчерпывающим. Ежегодные аудиторские проверки также проводятся:

  • в кредитных и страховых компаниях;
  • в отношении профессиональных участников фондовых рынков;
  • на валютных, фондовых или товарных биржах;
  • в негосударственных пенсионных, акционерных инвестиционных и других фондах и т. д.

Правила проведения обязательного финансового аудита устанавливаются государством.

2. Инициативный аудит.

Инициативный аудит

Такие проверки проводятся по желанию экономического субъекта. Инициативный финансовый аудит может осуществляться аудиторскими компаниями или отдельными специалистами.

Направления и объемы проверки устанавливаются заказчиком. Инициативный финансовый аудит проводится в целях выявления и уменьшения юридических, финансовых и налоговых рисков. Данный вид внешней проверки актуален в случаях:

  • проведения проверок государственными органами;
  • приобретения или продажи организации;
  • назначения нового сотрудника на должность главного бухгалтера или при смене руководящего состава;
  • наличия сомнений в том, что в бухгалтерской отчетности представлены недостоверные данные.

В ходе внешнего финансового аудита осуществляется анализ отдельных статей бухгалтерской отчетности, дебиторской и кредиторской задолженности, обязательств компании и имущества, эффективности управленческой политики, расчетов по налогам и сборам и т. д.

Топ-3 статей, которые будут полезны каждому руководителю:

Суть внешнего финансового аудита

Экономический субъект, отвечающий за поведение внешнего финансового аудита, обязан:

  1. Осуществить всесторонний анализ активов и пассивов, а также доходов и расходов организации по каждому их типу и отдельно по каждому виду деятельности.
  2. Изучить финансовые коэффициенты, основы стоимостных оценок, признания обязательств и активов.
  3. Оценить воздействие всех факторов учетной политики, в т. ч. условные значения и оценки.
  4. Выявить и объективно оценить факторы, влияющие на основные финансовые показатели предприятия.
  5. Установить характер движения финансовых потоков и определить элементы, их направляющие.
  6. Сформулировать мнение о перспективах развития финансовой деятельности компании.
  7. Определить реальную возможность следования этим прогнозам с учетом нынешнего объема продаж и материального положения организации.

Этапы внешнего финансового аудита

Поскольку аудиторская проверка является довольно масштабным мероприятием, ее проведение осуществляется в несколько этапов.

1. Подготовка.

Рабочая деятельность аудитора начинается со знакомства с заказчиком. На данном этапе проверяющий должен получить максимально полную и достоверную информацию о деятельности организации. На основании полученных сведений аудитор оценивает возможность проведения ревизии (смогут ли сотрудники организации оказать помощь или нужно будет привлекать специалистов со стороны), а также рассчитывает примерные временные и материальные затраты.

На подготовительном этапе внешнего финансового аудита составляются рабочие таблицы, в которые вносится следующая информация:

  • специфика деятельности проверяемой компании и особенности ее местонахождения (географические, экономические, налоговые условия региона);
  • характеристика материального положения организации (платежеспособность, возможности преодоления экономического кризиса);
  • организационные и технологические нюансы деятельности предприятия (для понимания формулы себестоимости выпускаемой продукции);
  • данные о профессионализме сотрудников, ответственных за учет финансовых показателей;
  • уровень автоматизации процессов бухгалтерского учета (при помощи какой программы осуществляется учет финансовых показателей);
  • сведения об операциях с ценными бумагами;
  • особенности системы внутреннего контроля;
  • данные о финансовых обязательствах клиента;
  • материалы судебных разбирательств, в которых участвует заказчик.

Этапы внешнего финансового аудита

После изучения перечисленных позиций аудитор направляет клиенту письмо о проведении аудита. В письме указывается информация об объемах, сроках, стоимости ревизии и других нюансах предстоящей проверки. В итоге руководитель проверяемой организации и аудитор должны прийти к консенсусу в части условий проведения аудита. После этого все нюансы процесса отражаются в договоре оказания аудиторских услуг.

2. Планирование.

Успешность и эффективность аудиторской проверки практически полностью зависят от качества составления плана предстоящих работ. Планирование аудита – достаточно сложная процедура, которая требует серьезных временных затрат (иногда она занимает 1/5 общего времени, затраченного на проверку). Приведем примерный алгоритм рассматриваемого этапа:

  • предварительное планирование аудита;
  • подготовка и формирование общего плана;
  • подготовка и составление программы аудиторской проверки.

В процессе разработки общего плана следует учитывать специфику деятельности проверяемой компании, успешность функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, наличие проблемных мест в системе бухучета, временные затраты, определяемые объемом операций и уровнем автоматизации бухучета, а также необходимость в привлечении экспертов.

По согласованию с аудируемой организацией на этапе планирования разрабатывается график проведения внешней аудиторской проверки и определяется состав рабочей группы.

После этого составляется программа финансового аудита, в которой учитывается характер, продолжительность и объем запланированных процедур.

Планирование

Пункты плана и мероприятия аудиторской программы могут корректироваться по мере необходимости.

Внешний финансовый аудит заключается в сборе, анализе и оценке финансовых показателей, характеризующих хозяйственную деятельность проверяемой компании. В процессе финансовой проверки эксперты используют приемы и проводят мероприятия, соответствующие законодательным и внутрифирменным стандартам аудита.

К мероприятиям, направленным на сбор информации о финансовых данных аудируемой компании, относятся:

  • пересчет;
  • осмотр (обычно он осуществляется в ходе проведения инвентаризации);
  • подтверждение (для получения официальных сведений об остатках на банковских счетах и т. д.);
  • устный опрос;
  • инспектирование;
  • аналитические мероприятия (т. е. оценка финансовой отчетности при помощи сопоставления ее отдельных показателей).

Основной целью вышеуказанных мероприятий является выявление некорректных или сомнительных данных, на которые аудитор должен обратить особое внимание.

4. Оформление результатов.

Итоги внешнего финансового аудита оформляются следующими документами:

  • Аудиторским заключением, которое является официальным подтверждением достоверности данных бухгалтерской отчетности проверяемого предприятия. Заключение аудитора также должно содержать результаты объективного анализа имущественного положения и итогов деятельности компании за исследуемый период.
  • Письменным отчетом, включающим в себя данные обо всех некорректных сведениях, выявленных в процессе финансового аудита. Фиксация ошибок должна осуществляться аудитором в соответствии с актуальными стандартами нормативно-правовых документов. Помимо списка обнаруженных в ходе проверки ошибок, в отчете также должны быть указаны рекомендации по их устранению.
  • Документом, в котором аудитор излагает свое видение сложившейся ситуации, а также дает рекомендации по улучшению финансового состояния организации и повышению эффективности системы управления финансами предприятия.

Оформление результатов

В современной деловой практике заключение независимой аудиторской проверки является лучшим подтверждением надежности финансового состояния компании и высоко ценится партнерами, клиентами и кредитными организациями.

Чем еще полезен для компании внешний финансовый аудит

Помимо проверки достоверности и законности данных финансовой отчетности, внешний аудит может быть направлен на решение следующих задач:

  • оптимизацию налогового бремени и планирование налоговой нагрузки;
  • разработку рекомендаций руководителям и специалистам, ответственным за ведение бухучета, по разрешению финансовых трудностей;
  • преобразование российской отчетности в международный формат (если эта необходимость обусловлена спецификой деятельности компании);
  • совершенствование учетной политики организации в целях снижения налоговой нагрузки.

Внешний финансовый аудит проводится юридически и организационно независимыми субъектами: специалистами уполномоченных организаций или физическими лицами. Эксперт, проводящий проверку, должен гарантировать объективную, беспристрастную и полную оценку имеющихся данных. Внешние аудиторские проверки осуществляются за материальное вознаграждение, размер которого определяется соглашением сторон.

Кто может проводить внешний финансовый аудит компании

Обязательный аудит могут проводить только специалисты аудиторских компаний. Это значит, что физические лица (индивидуальные аудиторы) такими полномочиями не обладают.

Процесс выбора потенциального аудитора имеет свои нюансы. Так, проводить аудиторские проверки в организациях, уставный капитал которых не менее чем на 1/4 принадлежит государству или муниципальному образованию, должны компании, выбираемые по итогам открытого конкурса.

Еще один важный критерий при выборе потенциального аудитора – его независимость. Проводить внешнюю аудиторскую проверку не может лицо, входящее в число учредителей проверяемого предприятия либо занимающее должность, связанную с формированием финансовой отчетности аудируемой организации (близкие родственники перечисленных категорий граждан тоже не имеют прав на проведение аудита).

Проверять бухгалтерскую отчетность предприятия также запрещается аудиторским организациям, которые менее чем за 3 года до осуществления проверки оказывали услуги по восстановлению и ведению финансовой отчетности.

19.3. Правовое положение оценщика

Правовое положение оценщика определено Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Оценщик имеет право:

- применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;

- требовать от заказчика при проведении обязательной оценки объекта оценки обеспечения доступа в полном объеме к документации, необходимой для осуществления этой оценки;

- получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для осуществления данной оценки;

- запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки, за исключением информации, являющейся государственной или коммерческой тайной; в случае, если отказ в предоставлении указанной информации существенным образом влияет на достоверность оценки объекта оценки, оценщик указывает это в отчете;

- привлекать по мере необходимости на договорной основе к участию в проведении оценки объекта оценки иных оценщиков либо других специалистов;

- отказаться от проведения оценки объекта оценки в случаях, если заказчик нарушил условия договора, не обеспечил предоставление необходимой информации об объекте оценки либо не обеспечил соответствующие договору условия работы;

- требовать возмещения расходов, связанных с проведением оценки объекта оценки, и денежного вознаграждения за проведение оценки объекта оценки по определению суда, арбитражного суда или третейского суда (ст. 14 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

- быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков;

- соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является;

- соблюдать правила деловой и профессиональной этики, установленные саморегулируемой организацией оценщиков (далее - правила деловой и профессиональной этики), членом которой он является, а также уплачивать взносы, установленные такой саморегулируемой организацией оценщиков;

- сообщать заказчику или юридическому лицу, с которым он заключил трудовой договор, о невозможности своего участия в проведении оценки вследствие возникновения обстоятельств, препятствующих проведению объективной оценки;

- обеспечивать сохранность документов, получаемых от заказчика и третьих лиц в ходе проведения оценки;

- представлять заказчику информацию о членстве в саморегулируемой организации оценщиков;

- представлять саморегулируемой организации оценщиков информацию о юридическом лице, с которым он заключил трудовой договор, в том числе информацию о соответствии такого юридического лица условиям, установленным статьей 15.1 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации, а также сведения о любых изменениях этой информации;

- представлять по требованию заказчика страховой полис и подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности документ об образовании;

- не разглашать конфиденциальную информацию, полученную от заказчика в ходе проведения оценки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставлять копии хранящихся отчетов или содержащуюся в них информацию правоохранительным, судебным, иным уполномоченным государственным органам по их требованию;

- по требованию заказчика предоставлять заверенную саморегулируемой организацией оценщиков выписку из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является.

Оценка объекта оценки не может проводиться оценщиком, если он является учредителем, собственником, акционером или должностным лицом юридического лица либо заказчиком или физическим лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, или состоит с указанными лицами в близком родстве или свойстве.

Проведение оценки объекта оценки не допускается, если:

1) в отношении объекта оценки оценщик имеет вещные или обязательственные права вне договора;

2) оценщик является участником (членом) или кредитором юридического лица - заказчика либо такое юридическое лицо является кредитором или страховщиком оценщика.

Не допускается вмешательство заказчика либо иных заинтересованных лиц в деятельность оценщика, если это может негативно повлиять на достоверность результата проведения оценки объекта оценки, в том числе ограничение круга вопросов, подлежащих выяснению или определению при проведении оценки объекта оценки.

20.3. Правовое положение аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц

Особенности правового положения аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) и аудируемых лиц определены Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе:

1) самостоятельно определять формы и методы проведения аудита;

2) проверять в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также фактическое наличие любого имущества, учтенного в этой документации;

3) получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения в устной и письменной формах по возникшим в ходе аудиторской проверки вопросам;

4) отказаться от проведения аудиторской проверки или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в аудиторском заключении в случаях:

• непредставления аудируемым лицом всей необходимой документации;

• выявления в ходе аудиторской проверки обстоятельств, оказывающих либо могущих оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о степени достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

5) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:

1) осуществлять аудиторскую проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) предоставлять по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства Российской Федерации, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

3) в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, передать аудиторское заключение аудируемому лицу и (или) лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;

4) обеспечивать сохранность документов, получаемых и составляемых в ходе аудиторской проверки, не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, вправе:

1) получать от аудиторской организации или индивидуального аудитора информацию о законодательных и нормативных актах Российской Федерации, на которых основываются выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

2) получить от аудиторской организации или индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, определенный договором оказания аудиторских услуг;

3) осуществлять иные права, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

При проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) заключать договоры на проведение обязательного аудита с аудиторскими организациями в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

2) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, осуществлять содействие аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в своевременном и полном проведении аудиторской проверки, предоставлять им информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита, давать по устному или письменному запросу аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной формах, а также запрашивать необходимые для проведения аудиторской проверки сведения у третьих лиц;

3) не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки;

4) оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности;

5) своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случаях, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам;

6) исполнять иные обязанности, вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг, и не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

7. Правовое положение территориальных учреждений Банка России

7. Правовое положение территориальных учреждений Банка России Территориальное учреждение – обособленное подразделение Банка России, осуществляющее на территории субъекта РФ часть его функций в соответствии с Положением Банка России от 29 июля 1998 г. № 46-П «О

9. Правовое положение служащих Банка России

9. Правовое положение служащих Банка России Служащие Банка России не являются государственными служащими. В соответствии со ст. 88 Закона о Банке России условия найма, увольнения, оплаты труда, служебные обязанности и права, система дисциплинарных взысканий служащих

Глава 3 Правовое положение кредитных организаций

Глава 3 Правовое положение кредитных организаций Нормативная база1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ.2. Положение Банка России от 10 февраля 2003 г. № 215-П «О методике

Центральный банк РФ, структура, правовое положение

Центральный банк РФ, структура, правовое положение Центральный банк России – главный банк страны. Его статус регулируется Конституцией РФ, Законом РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)» и другими федеральными законами.Банк России является юридическим лицом. ЦБР не

27. Правовое положение коммерческих банков и небанковских кредитных организаций

27. Правовое положение коммерческих банков и небанковских кредитных организаций В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей

26. Правовое положение коммерческих банков и небанковских кредитных организаций

26. Правовое положение коммерческих банков и небанковских кредитных организаций В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей

1.4. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ

1.4. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ККТ Статьей 5 Закона № 54-ФЗ устанавливается целый ряд обязанностей для хозяйствующих субъектов, осуществляющих денежные расчеты с населением. Среди этих обязанностей не только обязательное

33. Правовое положение страхователя

33. Правовое положение страхователя Страхователь – это субъект страхового правоотношения, обязанный вносить страховые взносы (страховые премии) в страховой фонд, а при наступлении страхового события (страхового случая) вправе требовать от страховщика страховую выплату

34. Правовое положение выгодоприобретателя

34. Правовое положение выгодоприобретателя Одним из участников страховых отношений, выступающим на стороне страхователя, является выгодоприобретатель (ст. 4.1 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Выгодоприобретатель – это лицо, в пользу

3.2. Правовое положение индивидуального предпринимателя

3.2. Правовое положение индивидуального предпринимателя Индивидуальным предпринимателем признается дееспособное физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без гражданства), состоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную

3.3. Правовое положение субъектов малого предпринимательства

3.3. Правовое положение субъектов малого предпринимательства Правовое положение субъектов малого предпринимательства определено Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».К субъектам

3.4. Правовое положение товарных бирж

3.4. Правовое положение товарных бирж Правовое положение товарных бирж определяется Законом РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле».Товарная биржа – организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и

7.4. Правовое положение арбитражного управляющего

7.4. Правовое положение арбитражного управляющего Основными принципами деятельности арбитражного управляющего являются независимость, объективность и беспристрастность.Для осуществления своих функций арбитражный управляющий наделен определенными правами и

18.4. Правовое положение антимонопольного органа

18.4. Правовое положение антимонопольного органа Проведение государственной политики по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, а также предупреждение и пресечение

21.3. Правовое положение оценщика

21.3. Правовое положение оценщика Правовое положение оценщика определено Федеральным законом «Об оценочной деятельности».Оценщик имеет право:1) применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки;2) требовать от

23.4. Правовое положение фондовой биржи

23.4. Правовое положение фондовой биржи Фондовой биржей признается организатор торговли на рынке ценных бумаг, то есть юридическое лицо, осуществляющее деятельность по предоставлению услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными

Читайте также: