Право не уплачивать единый налог могут получить налогоплательщики при выполнении следующих условий

Опубликовано: 13.05.2024

8 июня 2020 года принят и опубликован Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ (далее – Закон № 172-ФЗ), который вносит поправки, в числе прочих предусматривающие освобождение некоторых категорий налогоплательщиков от уплаты налогов и взносов за второй квартал. Речь идет о прощении налогов, которое обещал президент РФ в связи с коронавирусом.

Закон № 172-ФЗ вступил в силу 8 июня 2020 года, однако распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года. Следовательно, все предписанные льготы можно применять ретроспективно с 1 апреля 2020 года, а не с даты вступления Закона № 172-ФЗ в силу.

Рассмотрим подробнее эти поправки.

Статьей 2 Закона № 172-ФЗ предусмотрено освобождение от исполнения обязанности по уплате ряда налогов и авансовых платежей для:

  • организаций, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • индивидуальных предпринимателей, чей основной вид деятельности, указанный в ЕГРИП на 1 марта 2020 года, – отрасль, наиболее пострадавшая от коронавируса (п. 1 и п. 3 ст. 2 Закона № 172-ФЗ);
  • социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), включенных в реестр и являющихся с 2017 года получателями различных грантов;
  • централизованных религиозных организаций (ЦРО) и религиозных организаций, входящих в структуру ЦРО, а также СОНКО, учредителями которых являются ЦРО или религиозные организации, входящие в структуру ЦРО;
  • некоммерческих организаций, включенных в специальный реестр некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса (критерии включения и правила ведения определены Постановлением Правительства РФ от 11.06.2020 № 847).

В соответствии с этим постановлением в реестр могут войти:

  • частные образовательные организации, для которых образовательная деятельность является основным видом (при наличии лицензии);
  • благотворительные организации, применяющие УСН и пониженные тарифы страховых взносов по пп. 8 п. 1 ст. 427 НК РФ;
  • некоммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных учреждений), применяющие УСН и пониженные тарифы страховых взносов по пп. 8 п. 1 ст. 427 НК РФ. Речь идет об организациях, которые работают в области социального обслуживания, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  • организации, получающие гранты на поддержку науки и образования, культуры и искусства, которые не облагаются НДФЛ по п. 6 ст. 217 НК РФ. Перечни таких организаций приведены в постановлениях Правительства РФ от 15.07.2009 № 602, от 28.06.2008 № 485.

Для того чтобы некоммерческие и религиозные организации получили право на льготу:

  • до 20 июня 2020 года ЦРО должны представить в уполномоченный Правительством РФ орган сведения (в электронной форме с указанием ИНН) о религиозных организациях, входящих в их структуру, а также о СОНКО, учредителями которых являются эти ЦРО либо религиозные организации, входящие в структуру ЦРО;
  • до 1 июля 2020 года уполномоченный Правительством России орган исполнительной власти представляет в ФНС России сведения из реестра СОНКО и реестра некоммерческих организаций, наиболее пострадавших от коронавируса. Сведения представляются в электронном виде и с указанием ИНН плательщиков.

Отметим, что освобождение касается только уплаты налога, то есть плательщики обязаны рассчитать его, начислить и сдать декларации с начисленными суммами.

Не платить можно следующие налоги:

1. Налоги на доходы

  • Налог на прибыль
    • для уплачивающих налог ежемесячными платежами внутри квартала – в части платежей, подлежащих уплате во втором квартале
    • для уплачивающих налог ежемесячно исходя из фактической прибыли – в части платежей за периоды январь - апрель, январь - май и январь - июнь за минусом платежей за период январь - март
    • для тех, кто платит налог ежеквартально, – в части налога за полугодие (за минусом платежей за первый квартал)
  • Налог при УСН
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период – первый квартал 2020 года
  • ЕСХН
    • в части авансового платежа за полугодие 2020 года
    • этот авансовый платеж засчитывается в счет уплаты ЕСХН за 2020 год
  • НДФЛ, который ИП платит "за себя"
    • в части авансового платежа за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на авансовый платеж за первый квартал 2020 года
  • ЕНВД
    • в части налога, исчисленного за 2-й квартал 2020 года

Отметим, что в части налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом, формулировки Закона № 172-ФЗ вызывают вопрос, как учитывать неуплаченные авансы в дальнейшем.

В отношении ЕСХН в Законе № 172-ФЗ установили правило, согласно которому этот "прощенный" авансовый платеж засчитывается при исчислении налога на год.

На стадии законопроекта аналогичные условия содержались и в нормах по УСН, налогу на прибыль и НДФЛ, но к третьему чтению они исчезли.

Тем не менее проблем с определением сумм налога на прибыль и единого налога при УСН быть не должно. Нормы о порядке их исчисления идентичны. Сумма годового налога (авансового платежа) в обоих случаях определяется с учетом ранее начисленных (а не уплаченных) сумм авансовых платежей (п. 2 ст. 286, п. 3 ст. 346.21 НК РФ). Такие формулировки позволяют плательщикам при уплате платежей за 9 месяцев 2020 года или годового налога начисленные за 2-й квартал платежи вычитать, даже несмотря на то что фактически они не будут уплачены.

Рассмотрим пример по налогу на прибыль.

  • Налогооблагаемая база за 1-й квартал – 100 тыс. руб., к уплате за 1-й кв. – 20 тыс. руб.
  • Налогооблагаемая база за 1-е полугодие – 110 тыс. руб., исчислено нарастающим итогом – 22 тыс. руб., из них:
    • 20 тыс. руб. – за 1-й квартал,
    • 2 тыс. руб. за 1-е полугодие не уплачиваются по новым правилам.
  • Налогооблагаемая база за 9 месяцев – 130 тыс. руб., исчислено нарастающим итогом – 26 тыс. руб., из них:
    • 20 тыс. руб. к уплате – за 1-й квартал,
    • 2 тыс. руб. по итогам 1-го полугодия не уплачиваются,
    • по итогам 9 месяцев еще 4 тыс. руб. (26 тыс. руб. – 20 тыс. руб. – 2 тыс. руб.).
    • Общая сумма к уплате по итогам 9 месяцев – 24 тыс. руб.

Однако в части уплаты НДФЛ нормы сформулированы иначе.

В соответствии с п. 3 ст. 227 НК РФ сумма НДФЛ, подлежащая уплате, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в бюджет. Как видно, норма п. 3 ст. 227 НК РФ запрещает уменьшать сумму налога на авансовые платежи, которые фактически не уплачены. В такой ситуации принятые изменения могут означать, что ИП на общем режиме не освобождается от уплаты налогов за 2-й квартал, а только получает отсрочку по их уплате.

Однако такая трактовка, на наш взгляд, противоречит тем поручениям, который дал президент России 15 мая. Поэтому полагаем, что ИП на общем режиме могут уменьшить НДФЛ за 2020 год на сумму "списанного" налога за 2-й квартал.

2. Имущественные налоги организаций и предпринимателей как физлиц

  • транспортный налог, земельный налог, налог на имущество организаций и физических лиц
    • в части налога за периоды владения объектом обложения с 1 апреля 2020 г. по 30 июня 2020 г. (исключительно по имуществу, предназначенному для использования в предпринимательской (уставной) деятельности)

Формулировки Закона № 172-ФЗ оставляют вопрос, как определять сумму налога, которую не нужно уплачивать.

Проще всего рассчитать сумму авансового платежа по транспортному налогу (если освобождение от его уплаты не установлено на региональном уровне). Суммы авансовых платежей по транспортному налогу равны одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки на налоговую базу (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).

Для имущества, которое облагается по кадастровой стоимости, тоже все несложно.

Так, сумма авансового платежа по земельному налогу равна одной четвертой соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка (п. 6 ст. 396 НК РФ).

А в отношении налога на имущество, исчисляемого по кадастровой стоимости, все аналогично (пп. 1 п. 12 ст. 378.2 НК РФ). Необходимо взять кадастровую стоимость объекта, умножить её на ставку и на ¼.

Но при исчислении налога на имущество организаций в отношении объектов основных средств, по которым налоговая база определяется как среднегодовая стоимость, все не так очевидно.

Согласно п. 4 ст. 382 НК РФ сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества. В соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ средняя стоимость имущества за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, облагаемого исходя из кадастровой стоимости) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Поэтому для определения суммы налога на имущество, которую не нужно уплачивать в бюджет, по нашему мнению, необходимо сложить остаточную стоимость имущества за период с января по июль, разделить на 7 и умножить на ставку налога и на ¼.

3. Другие налоги

  • Водный налог
    • в части налога за налоговый период – 2-й квартал 2020 года;
  • НДПИ
    • в части налога за налоговые периоды апрель - июнь 2020 года;
  • акцизы
    • в части налога за налоговые периоды апрель - июнь 2020 года;
  • торговый сбор
    • в части сбора, исчисленного за 2-й квартал 2020 года.

4. Патент для предпринимателей

При расчете стоимости патента из него исключаются дни, приходящиеся на апрель, май и июнь.

Таким образом, стоимость патента на 2020 год будет меньше. При этом если ИП уже полностью оплатил патент или закрылся до окончания срока действия оплаченного патента, то переплату можно вернуть в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

5. Страховые взносы

Указанные выше льготные категории плательщиков по выплатам физическим лицам, начисленным за апрель, май и июнь, исчисляют страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по ставке 0 процентов.

Формулировка в Законе № 172-ФЗ свидетельствует о том, что нулевая ставка по страховым взносам применяется ко всем выплатам физическим лицам за второй квартал (апрель, май, июнь). При этом буквальное толкование этой нормы говорит о том, что период начисления выплат значения не имеет.

Это правило применимо ко всем выплатам и не зависит от того, превышен размер предельной базы по данному виду взносов или нет.

Напомним, что для организаций и предпринимателей, которые являются субъектами малого предпринимательства и работают в наиболее пострадавших отраслях, предусмотрен перенос сроков уплаты страховых взносов с выплат физическим лицам за март - май на 6 месяцев (подробнее см. здесь).

Однако поскольку круг освобождения от взносов шире, то те лица, которые уже заплатили взносы за апрель и май, так как не имеют права на перенос сроков либо не использовали это право, могут эти суммы зачесть в следующем периоде (п. 1 ст. 431 НК РФ).

Если в течение апреля - июня 2020 года организации и предприниматели, применяющие ставку 0 процентов по страховым взносам, будут производить оплату пособий, то зачесть эти суммы они смогут в следующих периодах (п. 9 ст. 431 НК РФ).

Также за возвратом суммы превышения можно обратиться в орган ФСС России (ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Смотрите также

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Платите налоги в несколько кликов!

Платите налоги, взносы и сдавайте отчетность, не выходя из дома! Сервис напомнит обо всех отчетах.

Выбор налогового режима — ответственный этап при открытии своего дела. Вам все равно придется платить налоги, но грамотный выбор системы налогообложения поможет уменьшить налоговую нагрузку. Рассчитайте суммы налогов, которые вам придется платить на разных системах налогообложения — и вы увидите разницу в суммах, а еще — в количестве налоговых платежей и отчетных документов. Чем больше налогов и отчетов — тем выше расходы на бухгалтера, учитывайте это при выборе режима.

Согласно гл. 26 II ч. НК РФ, в нашей стране есть 5 режимов налогообложения:

  • общий режим (система) налогообложения — ОСН;
  • упрощенная система налогообложения — УСН;
  • единый налог на вмененный доход — ЕНВД;
  • единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН;
  • патентная система налогообложения — Патент.

Покажем в таблице, какие налоги уплачивают на каждом режиме, а затем расскажем подробнее о каждой системе налогообложения.

Общий режим (система) налогообложения в 2018 году

Общая система налогообложения — самый сложный режим налогообложения в стране. На ОСН платят много налогов и сдают несколько налоговых и бухгалтерских отчетов.

По ОСН работают организации и ИП, которые при регистрации не указали какой-то другой режим по незнанию или которые не имеют права использовать специальные налоговые режимы. Для стандартной системы налогообложения нет ограничений по видам деятельности, количеству работников, оборотам и т.п. Чаще всего ОСН выбирают крупные компании, которые платят НДС и предпочитают сотрудничать с другими компаниями на ОСН. Это позволяет избежать переплаты НДС.


Применять общую систему выгодно, если:

  • большинство ваших контрагентов используют ОСН;
  • деятельность организации связана с импортом;
  • ведется оптовая торговля;
  • у компании льготные условия по уплате налога на прибыль.

ОСН предполагает уплату в бюджет достаточно большого количества налогов. С перечнем этих выплат можно ознакомиться в приведенной выше таблице.

Упрощенная система налогообложения в 2018 году

Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП вправе применять УСН с момента постановки на учет в ИФНС. Для этого надо предоставить заявление о применении УСН в налоговую в течение 5 дней с момента регистрации. О других способах перейти на УСН читайте в нашей статье.

На упрощенку переходят добровольно, но есть ограничения. Согласно п.3 ст. 346.12 НК РФ, УСН не могут применять:

  • организации, которые имеют представительства или филиалы;
  • если доля участия других организаций более 25%;
  • если средняя численность трудящихся за отчетный период больше 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств больше 150 млн. рублей;
  • банки, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, участники рынка ценных бумаг и ломбарды;
  • компании, которые производят подакцизные товары, добывают и продают полезные ископаемые (за исключением общераспространенных).

Согласно ст. 346.11 НК РФ, при упрощенке уплачивается единый налог, который заменяет собой сразу несколько налогов: налог на прибыль; НДС (за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ); НДФЛ (для ИП). Иные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Единый налог на вмененный доход в 2018 году

ЕНВД — один из самых популярных налоговых спецрежимов в России. Он, как и УСН, освобождает от уплаты сразу нескольких видов налогов. Налоговой базой здесь становится не полученная прибыль, а размер предполагаемого дохода для вашего вида деятельности. Несмотря на массу слухов об отмене данного налогового режима, президент РФ подписал указ о продлении действия ЕНВД до 2021 года, поэтому в ближайшие годы этот спецрежим никуда не денется.

Вмененка утверждается регионами, у нее есть несколько характерных особенностей:

  • сумма налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности;
  • величина налога определяется с использованием коэффициентов, которые зависят от площади торгового зала (для торговли), числа сотрудников человек (для услуг), числа автотранспортных средств (для транспортных услуг).

ЕНВД не могут применять ИП и компании, если:

  • численность сотрудников за отчетный период больше 100;
  • компания — крупный налогоплательщик;
  • в уставном капитале организации доля других компаний больше 25%;
  • ИП или компания занимается видом деятельности, не предусмотренным ст. 26.3 НК РФ;
  • если организация занимается общественным питанием в больницах, школах и прочих учреждениях, в которых данная услуга является обязательной;
  • компания сдает в аренду помещения или земельные участки на заправочных станциях, а также сдает в аренду землю для размещения на ней объектов торговли;
  • в регионе не предусмотрена уплата ЕНВД.

Единый сельскохозяйственный налог в 2018 году

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) – это налоговый спецрежим, который доступен компаниям и ИП, занимающимся сельским и лесным хозяйством, животноводством или растениеводством, разведением и выловом рыбы и прочих водных биоресурсов. При этом, доход от данных видов деятельности должен занимать не менее 70% от размера совокупного дохода.

При данном режиме уплачивается единый налог по ставке 6%, а налоговая база — это доходы за вычетом расходов.

Единый налог заменяет собой несколько налогов, как УСН или ЕНВД:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль (для организаций);
  • НДС (исключение — экспорт).

Переход на ЕСХН доброволен, для этого подается заявление о переходе на ЕСХН в налоговую. Но если, согласно ст. 346 НК РФ, налогоплательщик лишится права использовать этот спецрежим — в течение отчетного периода перестанет соответствовать критериям сельхозпроизводителя — его переведут на ОСН.

Патентная система налогообложения в 2018 году

Патентная система налогообложения (ПСН) - режим только для ИП. Он очень привлекателен из-за своей простоты. Здесь нет сложных систем учета и отчетности, нужно только купить специальный документ — патент, который дает право вести определенный вид деятельности в течение 1-12 месяцев. Сразу после покупки рассчитывается налог.

По Патенту можно вести только некоторые виды деятельности. Часть из них указаны в ст. 346.43 НК РФ (местные органы власти могут добавлять дополнительные виды деятельности). Есть и другие ограничения, которые могут препятствовать использованию спецрежима:

  • ИП не должен заниматься производством;
  • количество работников — не больше 15 человек;
  • площадь торгового зала — не больше 50 кв.м;
  • режим не применяется в рамках договоров товарищества или доверительного управления имуществом.

Налоговая ставка на Патенте — 6%, налоговая база — потенциально возможный годовой доход. При расчете стоимости патента учитываются и численность сотрудников, площадь торгового зала, количество автотранспортных средств, арендная площадь. Есть официальный калькулятор ФНС, с помощью которого можно быстро и легко рассчитать стоимость патента.


Ведущий экономист-консультант «Что делать Консалт»

Каждый бухгалтер привык, что налоговое законодательство динамично меняется. В 2021 году налогоплательщиков ждут очередные изменения по специальным налоговым режимам. Чтобы вы могли подготовиться к ним заранее, Надежда Четвергова, ведущий экономист-консультант, ответила на распространённые вопросы и подробно рассказала о новом для плательщиков ЕНВД, УСН и ПСН.

Приближается конец 2020 года, и мы предлагаем вам начать знакомиться с грядущими налоговыми нововведениями. В этой статье мы расскажем об изменениях по специальным налоговым режимам с 2021 года.

Напомним, что к специальным налоговым режимам согласно пункту 2 части 2 статьи 18 НК РФ[1] относятся:

1) СНО для с/х (далее ЕСХН);

2) упрощённая система налогообложения (далее ‒ УСН или, как называют в народе, упрощёнка);

3) СНО в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее ‒ ЕНВД или, как называют в народе, вменёнка);

Итак, посмотрим, что же подготовили законодатели для ЕСХН, ЕНВД, УСН и ПСН. Обратите внимание, в этой статье не будут рассмотрены СНО при выполнении соглашений о разделе продукции и налог на профессиональный доход. Предупреждаем, что мы смогли описать только те изменения, о которых было известно на момент подготовки статьи.

  1. ЕСХН

На момент подготовки статьи об изменениях для плательщиков ЕСХН в 2021 году известно не было.

  1. УСН – самый «любимый» спецрежим как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

В первую очередь хотелось бы ответить на пару волнующих вопросов: отменят ли сам спецрежим УСН и отменят ли декларацию УСН?

Многие уже слышали или читали, что какой-то спецрежим отменяют. Успокоим наших читателей: в 2021 году УСН точно не отменят, так как на 2021 год упрощенцев ждут некоторые изменения. К тому же считаем, что УСН будет действовать как минимум до 2024 года. Этот вывод следует из того, что период действия налоговых каникул для ИП на УСН продлили[2] до 1 января 2024 года.

Также в 2019 году появилась информация о том, что налогоплательщики на УСН с объектом «Доходы» смогут перейти на бездекларационный режим, при котором ИФНС будет сама за налогоплательщика исчислять налог на основе данных, полученных от онлайн-ККТ. В Госдуму РФ был внесён соответствующий проект федерального закона № 875583-7, и соответствующий законопроект Госдума РФ приняла в первом чтении. Сейчас на сайте Федеральной налоговой службы размещена информация, как реализовать эту возможность ( https://www.nalog.ru/rn77/rn77/rn77/rn77/news/activities_fts/9611398/ ).

Но согласно Протоколу заседания Совета ГД ФС РФ от 13.04.2020 № 259[3], принято решение перенести рассмотрение указанного проекта федерального закона с 14 апреля 2020 года на более поздний срок. Таким образом, на сегодня законопроект не принят.

А теперь переходим к самим изменениям для упрощенцев. Опубликован Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ[4] «О внесении изменений в главу 26.2 части второй НК РФ и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую НК РФ"» (далее – Закон № 266-ФЗ).

Этот закон вносит в НК РФ ряд изменений в пользу упрощенцев.

  • Лимит и ставки изменятся

Начиная с 2021 года упрощенец «слетит» с этого режима (п. 4 ст. 346.13 НК РФ[5]) если:

- доход свыше 200 млн рублей (ранее было 150 млн руб.);

- средняя численность сотрудников (работников) превысила 130 человек (ранее было 100).

Последствия такой утраты те же.

Также упомянутым Законом уточнено, что в случае совмещения режимов упрощёнки и патента при определении размера доходов (абз. 1 п. 4 ст. 346.13[6]) учитываются доходы по обоим спецрежимам (абз. 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ[7]).

Плательщики УСН, которые на конец отчётного (налогового) периода имеют более ста, но менее 130 сотрудников или получили за отчётный (налоговый) период доход более 150, но менее 200 млн руб., не «слетят» с применения этого спецрежима (см. будущую редакцию кодекса п. 4.1 ст. 346.13[8]). Однако для них изменится порядок расчёта налоговых обязательств. Их нужно будет рассчитать с применением новых, повышенных ставок. Если случится превышение (более 150 млн руб. по доходам и (или) 100 человек по средней численности), то, начиная с квартала, в котором произошло превышение и до окончания налогового периода, упрощённый налог (или авансовые платежи по налогу) нужно будет заплатить по ставкам (ст. 346.20 НК РФ[9]):

- 8 % ‒ если применяется объект налогообложения «Доходы» (новый п. 1.1 ст. 346.20 в будущей редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 2021 г.[10]);

- 20 % ‒ если применяется объект налогообложения «Доходы минус расходы» (п. 2.1 ст. 346.20 в будущей редакции Налогового кодекса РФ, действующей с 2021 г.[11]).

Обратите внимание, что при допущении превышения в первом квартале календарного года налоговая ставка 8 % (или 20 %) устанавливается на весь налоговый период. Если превышение было во 2-м, или 3-м, или 4-м квартале, то к налоговой базе, посчитанной за отчётный период до квартала, в котором допущено превышение, нужно будет применять обычные ставки. Новые, увеличенные, ставки нужно применять к разнице между налоговой базой, определённой за отчётный (налоговый) период, и налоговой базой, которая рассчитана за период, предшествующий кварталу, когда допущено превышение.

Например, если доходы организации на УСН с объектом «Доходы» во втором квартале 2021 года превысят 150 млн руб. (но не более 200 млн руб.), налог за 2021 год нужно сложить из двух величин, которые по новым правилам нужно определить так:

- база за первый квартал 2021 г. × 6 %;

- (база за 2021 г. – база за первый квартал 2021 г.) × 8 %.

По аналогичному принципу упрощенцы с 2021 года будут считать авансовые платежи.

И самое главное, если по итогам отчётного (налогового) периода доходы упрощенца не превысят новый лимит в 200 млн руб., а средняя численность работников будет не более 130 человек, то право на применение упрощёнки сохранится и в следующем году при соблюдении прочих условий применения УСНО, установленных в главе 26.2 НК РФ[12].

  • Налоговые каникулы для ИП

Продлено до 1 января 2024 года право регионов устанавливать налоговые каникулы, то есть нулевую ставку по налогу на УСН для ИП, зарегистрированных впервые (ст. 2 Законом № 266-ФЗ[13]).

  • Нулевая база

Законом № 266-ФЗ в пункт 2 статьи 346.18 НК РФ добавлен абзац 2[14], в котором указано, что если по итогам отчётного (налогового) периода сумма расходов превышает сумму доходов, то применительно к данному отчётному (налоговому) периоду налоговая база принимается равной нулю. В то же время за упрощенцем, выбравшим объект налогообложения «Доходы-расходы», сохранена обязанность уплатить минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ[15]) и сохранено право перенести убыток, полученный в текущем году, на следующие периоды (7 ст. 346.18 НК РФ[16]). Официальных комментариев ФНС России или Минфина России на настоящий момент нами не обнаружено. Остаётся ждать их разъяснения.

  1. ЕНВД

С 1 января 2021 года ЕНВД не будет (ч. 8 ст. 5 Закона от 29.06.2012 № 97-ФЗ[17]).

ФНС России разъяснила налогоплательщикамёвмененки, что им нужно сделать до конца 2021 года (ответ подготовлен на основе Информация ФНС России от 27.08.2020[18] с сайта https://www.nalog.ru ):

  • подавать заявление о снятии с учёта в качестве плательщика вменёнки не нужно ‒ снятие с учёта будет автоматическое;
  • нужно выбрать новую СНО;

ФНС отметила, что если налогоплательщики ЕНВД до конца 2021 года не выберут новый налоговый режим самостоятельно, то «молчунов» переведут на ОСНО.

Если решите перейти на упрощёнку, то для перехода на этот режим необходимо подать уведомление до 31.12.2020[19]. Не стоит забывать, что для применения этого режима нужно учесть некоторые ограничения.

ИП может выбрать патент. Этот режим допускается при схожих с ЕНВД видах деятельности. Имеются ограничения для перехода ‒ на уплату патента нужно подать заявление, оно подаётся не менее чем за 10 дней [20] до начала действия патента.

Для физлиц и ИП без наёмных работников и с годовым доходом не превышающим 2,4 млн рублей может подойти НДП.

  1. ПСН

Кратко опишем суть изменений.

  • Налоговые каникулы для ИП продлили до 01.01.2024 (ст. 2 Закона № 266-ФЗ[21]).

Также в главе 26.5[22] «Патентная система налогообложения» НК РФ внесены поправки Федеральным законом от 06.02.2020 № 8-ФЗ[23] «О внесении изменений в статьи 346.43 и 346.45 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее ‒ Федеральный закон № 8-ФЗ), которые вступят в силу с 2021 года.

Рассмотрим, что ждёт индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСНО, в следующем году:

Сравнение приведено в таблице.

Как будет с 2021 г.

Услуги фотоателье, фото- и кинолабораторий

Услуги в области фотографии

Услуги по обучению населения на курсах и по репетиторству

Услуги в сфере дошкольного образования и дополнительного образования детей и взрослых

Услуги поваров по изготовлению блюд на дому

Услуги по приготовлению и поставке блюд для торжественных мероприятий или иных событий

Оказание услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота

Оказание услуг по забою и транспортировке скота

Производство плодово-ягодных посадочных материалов, выращивание рассады овощных культур и семян трав

Растениеводство, услуги в области растениеводства

Действующий перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСНО, дополняется подпунктом 64[29] ‒ «Животноводство, услуги в области животноводства».

Также регионам РФ будут предоставлены полномочия объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться ПСНО, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (пп. 5 п. 8 ст. 346.43 НК[30] РФ).

  • Дополнительное основание для утраты права на применение патента

Основания, при которых налогоплательщик патента утрачивает право на его применение, перечислены в пункте 6 статьи 346.45 НК РФ[31].

К этому пункту добавлен пункт 6 статьи 346.43 НК РФ[32], в котором обозначено, что патент не применяется в отношении указанных видов предпринимательской деятельности в случае их осуществления в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Это означает, что если ИП является участником договора простого товарищества (или остальных указанных договоров), то он не вправе применять этот режим.

В этой статье мы постарались охватить все грядущие изменения налогового законодательства для спецрежимов, о которых известно в настоящее время. Как видим, законодатели не намерены «задушить» малый бизнес, а предоставляют возможность развивать экономику в новых условиях.

Редакцию Т⁠—⁠Ж забросали вопросами про добровольные налоги. Нам присылают видео с подробным разбором новых федеральных законов, которые якобы превратили обязательные платежи в пожертвования. И вроде аж с 2019 года можно не платить налог на имущество, землю, а теперь еще и НДФЛ.

Мы не планировали подробно разбирать эту тему: чего только не напишут в интернете. Но писем с вопросами стало слишком много, а спорное видео набирает сотни тысяч просмотров. Пришла пора разобраться с добровольными платежами в налоговую. Да, такие действительно есть — и их можно не вносить. Но это не значит, что налоги отменили и можно отказаться от них с помощью заявления.

Вот как все обстоит на самом деле: объясняем закон и развенчиваем мифы.

Откуда слухи про добровольные налоговые платежи

В основе слухов о добровольности налогов — федеральный закон № 232-ФЗ. Такой закон на самом деле действует с 1 января 2019 года. Он ввел в налоговый кодекс статью 45.1 о едином налоговом платеже физического лица.

В этой статье налогового кодекса есть формулировка о добровольности. Она и породила слухи о том, что теперь все налоги физических лиц — это жест доброй воли, а вносить их необязательно. Вот несколько тезисов из статей и видео на эту тему:

  1. Налоги физлиц стали добровольными платежами.
  2. Их можно не вносить, потому что теперь это пожертвования.
  3. Платежи в бюджет нигде не учитываются и идут в карман налоговикам.
  4. От уплаты налогов можно отказаться по заявлению.
  5. Такое же заявление нужно написать работодателю, чтобы не платить НДФЛ.
  6. Пенсионеры могут запретить удержание НДФЛ с пенсии.
  7. Платить имущественные налоги не нужно.
  8. Сделать это смогут только те, у кого хватит знаний и силы духа.
  9. ФНС скрывает этот закон.

Все это стало результатом ошибочного толкования закона или желания намеренно ввести людей в заблуждение. А вот как работают эти нормы на самом деле.

Что такое единый налоговый платеж

Единый налоговый платеж — это новая сущность в налоговом кодексе, до 2019 года такого вообще не было. Его суть в том, что налоги физлиц можно платить авансом, не дожидаясь уведомления. Но это добровольный платеж: государство предоставило такую возможность и объяснило, как ею пользоваться, куда платить, когда можно зачесть или вернуть. В Т⁠—⁠Ж об этом платеже еще год назад вышел подробный разбор.

Физические лица платят три налога за свое имущество: на недвижимость, транспорт и землю. Инспекция считает суммы налогов и раз в год присылает уведомления каждому собственнику: вот сколько вы должны заплатить в бюджет до 1 декабря. Платить имущественные налоги — это не право, а конституционная обязанность.

Государство решило, что кто-то из налогоплательщиков захочет платить налоги авансом, не дожидаясь уведомлений. Например, чтобы не тратить всю сумму в конце года, а откладывать частями. Или просто человеку захочется выдать государству беспроцентный кредит. И вот ввели такой механизм — деньги можно в любое время вносить на так называемый авансовый кошелек. Они там лежат до срока уплаты, а потом автоматически списываются в счет начисленных налогов.

О целесообразности этого платежа долго спорили, и она до сих пор не очевидна, но все-таки закон приняли — и возможность вносить налоги авансом теперь есть у каждого.

Единый налоговый платеж на самом деле добровольный

Платить налог на имущество, землю и машину — это обязанность, которую никто никаким законом не отменял. Но платить их авансом с помощью единого налогового платежа — это право. Вы можете вносить деньги на авансовый кошелек, а можете не вносить. Никто не заставит.

Но когда придет время, налоговая инспекция обязательно направит уведомление и будет ждать уплаты начисленных сумм. А если они тем или иным образом не поступят в бюджет, их обязательно взыщут. Причем без суда в привычном понимании. Однажды банк просто спишет деньги с карты — и сослаться на видео с призывами не платить налоги не получится.

Авансовые платежи учитываются на лицевом счете

Говорят, что раз платеж добровольный, то он якобы не будет нигде учитываться. Это неправда. В законе есть целый раздел о том, куда попадают деньги и как потом засчитываются при уплате налогов.

В прошлом году мы проводили эксперимент, чтобы проверить, как работает механизм единого платежа. Не все прошло гладко: в день уплаты налога суммы с авансового кошелька не списались и в личном кабинете появилась задолженность по земельному налогу. Но через несколько дней все исправилось: деньги автоматически погасили остаток долга по имущественным налогам без начисления пеней.

С 2020 года неудобство с зачетом аванса только в последний день устранили. Теперь его засчитают не 1 декабря, а раньше, чтобы к сроку уплаты был понятен остаток. Если решите платить налоги авансом, не переживайте: деньги попадут куда положено, даже если вносить их не за себя.

НДФЛ тоже можно платить через авансовый кошелек

В налоговом уведомлении могут быть указаны не только имущественные налоги. Еще там может быть налог на доходы — но не тот, что удерживает работодатель с зарплаты, а тот, что налоговый агент не смог удержать из вашего дохода.

Например, если банк рефинансировал ипотеку и появилась материальная выгода. Или работодатель выдал подарок дороже 4000 Р , а работник уволился — и не получилось удержать с него НДФЛ. О таких суммах налоговые агенты сообщают в инспекцию, а инспекция указывает долг в уведомлении. Его нужно выплатить до 1 декабря следующего года.

В 2019 году единый налоговый платеж не погашал НДФЛ, его принимали только в счет налога на имущество, землю и транспорт. С 2020 года через авансовый кошелек можно добровольно платить и НДФЛ. Но только тот, что не смог удержать налоговый агент. Налог на доходы по декларации нужно заплатить до 15 июля обычным способом.

Отказаться от налогов по заявлению не получится

Советчики из интернета призывают идти в налоговую инспекцию и писать заявление: я, мол, отказываюсь платить налоги, потому что они стали добровольными, вот вам ссылка на закон. Но это не поможет.

Даже если заявление примут, в ответ придет разъяснение о том, что налоги нужно платить, их не отменяли и могут взыскать принудительно — по судебному приказу или через пристава.

Работникам предлагают отказаться от уплаты НДФЛ — тоже по заявлению на работе. А пенсионеров отправляют в пенсионный фонд, чтобы у них перестали удерживать налог с пенсии. Но работодатель все равно будет выдавать зарплату за вычетом налога на доходы, а НДФЛ с пенсий и так не удерживают.

Как-то специально отказываться от единого налогового платежа не нужно. Если хотите — вносите его через личный кабинет. Если не хотите платить налоги авансом — просто ничего не делайте, писать заявление не придется.

Как законно не платить или уменьшить налоги

Налоги на самом деле можно не платить, значительно их уменьшить или забрать из бюджета то, что туда уже перечислили. Для этого нужно использовать льготы и вычеты, следить за изменениями в законах и правильно их использовать.

Например, нужно вовремя подать заявление о льготе для мамы-пенсионерки, чтобы ее освободили от налога на квартиру и землю. Можно за пять минут прекратить регистрацию машины на свое имя, чтобы не платить за нее транспортный налог после продажи. Или собрать с платных клиник справки о расходах на анализы, лечение зубов и прием лора, чтобы вернуть 13% с помощью социального вычета.

В последнее время появились важные законы, которые помогут избавиться от налогов и сэкономить десятки тысяч рублей:

И это точно не слухи.



Может вы ещё статью сделаете о том, что СССР существует, РФ - это фирма и дальшеянепомнюещечто. Но нас везде обманывают))))

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Читайте также: