Право на установку и эксплуатацию рекламных конструкций налоговый учет

Опубликовано: 09.05.2024

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений

и (или) действий (бездействия) Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы, его должностных

лиц, государственных гражданских служащих

Заявитель имеет право подать в досудебном (внесудебном) порядке жалобу на принятые (совершенные) при предоставлении государственной услуги решения и (или) действия (бездействие) Департамента, его должностных лиц, государственных гражданских служащих.

Подача и рассмотрение жалоб осуществляется в порядке, установленном главой 2.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положением об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на нарушение порядка предоставления государственных услуг города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 15 ноября 2011 г. N 546-ПП "О предоставлении государственных и муниципальных услуг в городе Москве", настоящим Регламентом.

Заявители могут обратиться с жалобами в случаях:

- Нарушения срока регистрации запроса (заявления) и иных документов, необходимых для предоставления государственных услуг, а также порядка оформления и выдачи расписки в получении запроса и иных документов (информации) от заявителя.

Требования от заявителя:

- Документов или информации либо осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственных услуг, в том числе документов, получаемых с использованием межведомственного информационного взаимодействия.

- Обращения за предоставлением услуг, не включенных в утвержденный Правительством Москвы перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг.

- Внесения платы за предоставление государственной услуги, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

- Документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Нарушения срока предоставления государственной услуги.

- В приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы для предоставления государственной услуги, по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

- В предоставлении государственной услуги по основаниям, не предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

- В исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо в случае нарушения установленного срока таких исправлений.

Иных нарушений порядка предоставления государственной услуги, установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Жалобы на решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, государственных гражданских служащих Департамента рассматриваются его руководителем (уполномоченным заместителем руководителя).

Жалобы на решения руководителя Департамента, в том числе на решения руководителя Департамента, принятые по поступившим в досудебном (внесудебном) порядке жалобам, подаются заявителями в Правительство Москвы и рассматриваются Главным контрольным управлением города Москвы.

Жалобы могут быть поданы в органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные на их рассмотрение в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги «Выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции» (далее - органы, уполномоченные на рассмотрение жалоб), в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме одним из следующих способов:

- При личном обращении заявителя (представителя заявителя).

- С использованием официальных сайтов органов, уполномоченных на рассмотрение жалоб, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Жалоба должна содержать:

- Наименование уполномоченного на рассмотрение жалобы органа либо должность и (или) фамилию, имя и отчество (при наличии) соответствующего должностного лица, которому направляется жалоба.

- Наименование органа исполнительной власти города Москвы либо должность и (или) фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, государственного гражданского служащего, решения и (или) действия (бездействие) которых обжалуются.

- Сведения о заявителе (фамилию, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя либо наименование юридического лица, сведения о месте жительства (месте нахождения) заявителя, номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю).

- Дату подачи и регистрационный номер запроса (заявления) на предоставление государственной услуги (за исключением случаев обжалования отказа в приеме запроса и его регистрации).

- Сведения о решениях и (или) действиях (бездействии), являющихся предметом обжалования.

- Доводы, на основании которых заявитель не согласен с обжалуемыми решениями и (или) действиями (бездействием). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

- Перечень прилагаемых к жалобе документов (при наличии).

- Дату составления жалобы.

Жалоба должна быть подписана заявителем (его представителем). В случае подачи жалобы при личном обращении заявитель (представитель заявителя) должен представить документ, удостоверяющий личность. Полномочия представителя на подписание жалобы должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия лица, действующего от имени организации без доверенности на основании закона, иных нормативных правовых актов и учредительных документов, подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение, а также учредительными документами организации.

Поступившая жалоба подлежит регистрации в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления.

Максимальный срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней со дня ее регистрации. Срок рассмотрения жалобы составляет 5 рабочих дней со дня ее регистрации в случаях обжалования заявителем:

- Отказа в приеме документов.

- Отказа в исправлении опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

- Нарушения срока исправлений опечаток и ошибок.

По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении жалобы (полностью или в части) либо об отказе в удовлетворении жалобы.

Решение должно содержать:

- Наименование органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе.

- Реквизиты решения (номер, дату, место принятия).

- Фамилию, имя, отчество (при наличии) и сведения о месте жительства заявителя - индивидуального предпринимателя либо наименование заявителя - юридического лица и сведения о его месте нахождения.

- Фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства представителя заявителя, подавшего жалобу от имени заявителя.

- Способ подачи и дату регистрации жалобы, ее регистрационный номер.

- Предмет жалобы (сведения об обжалуемых решениях, действиях, бездействии).

- Установленные при рассмотрении жалобы обстоятельства и доказательства, их подтверждающие.

- Правовые основания для принятия решения по жалобе со ссылкой на подлежащие применению нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

- Принятое по жалобе решение (вывод об удовлетворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении).

- Меры по устранению выявленных нарушений и сроки их выполнения (в случае удовлетворения жалобы).

- Информацию о действиях, осуществляемых органом, предоставляющим государственную услугу, в целях незамедлительного устранения выявленных нарушений при предоставлении государственной услуги, а также извинения за доставленные неудобства и информацию о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения государственной услуги (в случае удовлетворения жалобы).

- Аргументированные разъяснения о причинах принятого решения (в случае отказа в удовлетворении жалобы).

- Порядок обжалования решения.

- Подпись уполномоченного должностного лица.

Решение оформляется в письменном виде с использованием официальных бланков.

К числу указываемых в решении мер по устранению выявленных нарушений в том числе относятся:

- Отмена ранее принятых решений (полностью или в части).

- Обеспечение приема и регистрации запроса, оформления и выдачи заявителю расписки (при уклонении или необоснованном отказе в приеме документов и их регистрации).

- Обеспечение оформления и выдачи заявителю результата предоставления государственной услуги (при уклонении или необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги).

- Исправление опечаток и ошибок, допущенных в документах, выданных в результате предоставления государственной услуги.

- Возврат заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, отказывает в ее удовлетворении в случаях:

- Признания обжалуемых решений и (или) действий (бездействия) законными, не нарушающими прав и свобод заявителя.

- Подачи жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

- Отсутствия у заявителя права на получение государственной услуги.

- Вступившего в законную силу решения суда по жалобе заявителя с тождественными предметом и основаниями.

- Решения по жалобе, принятого ранее в досудебном (внесудебном) порядке в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы (за исключением случаев обжалования ранее принятых решений в вышестоящий орган).

Жалоба подлежит оставлению без ответа по существу в случаях:

- Наличия в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностных лиц, а также членов их семей.

- Если текст жалобы (его часть), фамилия, почтовый адрес и адрес электронной почты не поддаются прочтению.

- Если в жалобе не указаны фамилия заявителя (представителя заявителя) или почтовый адрес и адрес электронной почты, по которым должен быть направлен ответ.

- Если в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, поступило ходатайство заявителя (представителя заявителя) об отзыве жалобы до вынесения решения по жалобе.

Решение об удовлетворении жалобы или об отказе в удовлетворении жалобы направляется заявителю (представителю заявителя) в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем его принятия, по почтовому адресу, указанному в жалобе. По желанию заявителя решение также направляется на указанный в жалобе адрес электронной почты (в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного должностного лица). В таком же порядке заявителю (представителю заявителя) направляется решение по жалобе, в которой для ответа указан только адрес электронной почты, а почтовый адрес отсутствует или не поддается прочтению.

В случае оставления жалобы без ответа по существу заявителю (его представителю) направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации жалобы, письменное мотивированное уведомление с указанием оснований (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

Жалоба, поданная с нарушением правил о компетенции, направляется в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем ее регистрации, в орган, уполномоченный на рассмотрение жалобы, с одновременным письменным уведомлением заявителя (его представителя) о переадресации жалобы (за исключением случаев, когда в жалобе не указаны почтовый адрес и адрес электронной почты для ответа или они не поддаются прочтению). Уведомление направляется в порядке, установленном для направления решения по жалобе.

Подача жалобы в досудебном (внесудебном) порядке не исключает права заявителя (представителя заявителя) на одновременную или последующую подачу жалобы в суд.

Информирование заявителей о судебном и досудебном (внесудебном) порядке обжалования решений и (или) действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственной услуги, должно осуществляться путем:

- Размещения соответствующей информации на Портале и стендах в местах предоставления государственной услуги.

- Консультирования заявителей, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалобы, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Рекламной конструкцией (далее – РК) является наружная вывеска, которая не содержит сведений, установленных Законом о защите прав потребителей (информация о наименовании организации, месте ее нахождения и режиме работы), превышает допустимые размеры для информационной вывески (размеры могут быть утверждены муниципальным правовым актом), целью указанной конструкции является привлечение и поддержание внимания к соответствующему товару.

Реклама может распространяться с использованием щитов, стендов, иных приспособлений и устройств, закон о рекламе не содержит исчерпывающего перечня.

Содержание статьи:

Размещая рекламный щит или стеллу с нарушением закона, лицо рискует быть привлечено к ответственности. Как размещать; что делать, если соответствующая конструкция размещена незаконно, эти и другие вопросы рассмотрим в настоящем материале.

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по антимонопольным и гражданским делам — юрист в сфере рекламы. Поможем Вам выиграть спор по вопросу незаконной рекламной конструкции: профессионально, на выгодно согласованных условиях и в срок.

Порядок установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции

Порядок получения разрешения на установку рекламной конструкции следующий:

  1. Для установки рекламы необходимо, прежде всего, заключить договор с собственником территории установки, и получить соответствующее разрешение на установку рекламной конструкции.
  2. Для получения разрешения следует написать и подать заявление в соответствующий орган и приложить к нему данные о заявителе и согласие на размещение собственника или владельца недвижимого имущества, на котором будет располагаться щит или баннер. Также необходимо приложить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу соответствующего разрешения.
  3. Для принятия решения по вопросу выдачи разрешения орган местного самоуправления проводит самостоятельно согласования с уполномоченными органами, то есть заявитель не обязан что-то согласовывать с какими-либо органами, но он имеет на это права, если у него будет такое желание.
  4. Решение органом местного самоуправление должно быть принято в течение двух месяцев.

ВНИМАНИЕ: у заявителя не могут быть потребованы документы и сведения, которые не относятся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам. Также не может быть потребована какая-либо дополнительная плата.

Возникают ситуации, когда согласие собственников многоквартирных домов не получалось, а разрешение на размещение соответствующей конструкции было выдано. Таким образом, РК размещена, но при этом нарушает права отдельных граждан, поскольку нависает, например, над окнами их квартиры.

В данной ситуации необходимо выяснять все обстоятельства. Граждане могут обратиться с заявлением в органы прокуратуры для проведения проверки, а также могут обратиться в суд с иском об обязании демонтировать рекламную конструкцию, поскольку она нарушает их права.

Кто выдает разрешение на установку рекламной конструкции?

Разрешение на установку рекламной конструкции выдает орган местного самоуправления муниципального района или городского округа на основании заявления. Обратиться необходимо в тот территориальный орган, где планируется разместить будущий щит или рекламную стеллу.

Какие вывески не требуют согласования?

В отличие от рекламы вывеска содержит информацию, которую продавец обязан довести до сведения потребителей согласно Закону о защите прав потребителей, а именно, наименование, адрес местонахождения, режим работы. Если такая вывеска располагается на входе в магазин или в какую-то организацию, то согласование размещение данной вывески не требуется, поскольку она не является рекламной.

Бывают так называемые переносные РК в виде штендеров. В одном из своих писем ФАС России разъяснил, что переносной штендер не требует согласования. НО: если штендер прочно связан с объектом недвижимости и не предназначен для перемещения, то он может быть признан рекламной конструкцией.

Также не является рекламой размещение такой информации в месте нахождения организации как:

  • наименование или коммерческое обозначение;
  • указание на профиль деятельности, например, кафе, или на ассортимент товара, например, хлеб;
  • фотографий или изображений какого-то товара, при условии, что данный товар не является каким-то индивидуальным.

Как правило, вопрос об определении характера вывески, а именно, информационная эта вывеска или рекламная, при возникновении спора решается судом, и в данном случае обосновать правовую позицию сможет наш профессиональный адвокат при представлении интересов доверителя. Подробнее материал по теме какая вывеска не является рекламой и отзыв на возможный иск по ссылке на нашем сайте.

Жалоба на незаконную рекламу

Реклама может располагаться на фасаде многоквартирного дома, при этом без получения согласия собственника такого дома или помещений в таком доме.

Если реклама расположена без согласия собственников, то последние вправе подать жалобу в контролирующие органы по факту незаконного распространения рекламы и эксплуатации рекламной конструкции. Соответствующие органы обязаны провести проверки на предмет законности.

Кроме того, реклама является незаконной, если она рекламирует запрещенные товары, например, наркотики, взрывчатые вещества и другие, указанные в Законе о рекламе.

Жалоба о незаконной рекламе может быть подана в антимонопольный орган, в прокуратуру, в Роспотребнадзор.

ПОЛЕЗНО: смотрите подробные рекомендации по составлению жалобы в ФАС в видео, пишите свой вопрос в комментариях ролика

Штраф за незаконное размещение рекламы

Незаконным размещением рекламы является размещение без разрешения, без согласия, указанных в законе лиц. За то, что рекламная конструкция была установлена и (или) эксплуатируется без соответствующего разрешения, либо допущено нарушение технического регламента,

  • гражданину грозит административный штраф в размере от 1 000 руб. до 1 500 руб.
  • должностному лицу будет назначен штраф в размере от 3 000 руб. до 5 000 руб.
  • юридическому лицу грозит очень большой штраф в размере от 500 000 руб. до 1 000 000 руб.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: кодекс об административных правонарушениях содержит составы за размещение рекламы, которая запрещена, например, рекламирование табачных изделий.

Оспаривание административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ

Статья 14.37 КоАП РФ предусматривает ответственность за установку и (или эксплуатацию РК без соответствующего разрешения, а также за установку и (или) эксплуатацию с нарушением технического регламента.

По указанной статье субъектом правонарушения является собственник или владелец РК.

Следовательно, если к ответственности привлекается рекламодатель, не являющийся ни собственником, ни владельцем РК, привлечение его к административной ответственности является неправомерным.

При привлечении к указанной административной ответственности на основании решения суда, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе обжаловать такое решение в установленном процессуальным законодательством порядке, путем подачи апелляционной жалобы.

В процессе рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности необходимо доказать событие правонарушения.

По одному из судебных дел суд отказал в привлечении к административной ответственности, поскольку не были представлены доказательства того, что РК была установлена с нарушением требований технического регламента.

По другому делу вышестоящий суд отказал в привлечении к ответственности юридического лица, указав, что оно является рекламодателем, а не владельцем соответствующей РК.

Надзорные органы могут решить, что размещенная вывеска является рекламой, а на самом деле это не так, поскольку цель данной вывески информирование населения о месте нахождении организации. НО! в подобных ситуациях все обстоятельства подлежат тщательному изучению и исследованию, так как в одних случаях вывеска не будет рекламой, а в других – будет квалифицироваться как реклама.

Помощь адвоката при незаконной рекламе в Екатеринбурге

Споры по вопросу незаконной рекламной конструкции

Если у Вас возникли какие-то вопросы, связанные с размещением и эксплуатацией конструкций и Вы не знаете, что делать, обратитесь к нашим адвокатам, которые

  • проверят Вашу рекламу на соответствие требованиям законодательства прежде чем Вы разместите такую рекламу, в целях исключения признания такой рекламы незаконной, подробнее о направлении защиты от недобросовестной рекламы по ссылке;
  • с учетом Ваших пояснений оценят ситуацию с точки зрения закона, а именно, допущены ли Вами нарушения при размещении конструкции или нарушены Ваши права, и проконсультируют по вопросу, каким образом могут быть восстановлены Ваши права;
  • проверят, соответствует ли закону отказ в выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции или решение об аннулировании соответствующего разрешения;
  • помогут подготовить, при необходимости, жалобу в контролирующие органы, исковое заявление в суд;
  • помогут подготовить документы для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламы;
  • помогут оспорить привлечение Вас к административной ответственности, предварительно оценив шансы оспаривания соответствующего судебного акта.

Нередко граждане и юридические лица по тем или иным вопросам вводятся в заблуждение другими лицами, в том числе должностными, которые могут ошибаться, и иногда единственным шансом для определения того, кто прав, является суд. Если имеются какие-то сомнения, стоит, как минимум, проконсультироваться у адвоката, а далее принимать решение имеется ли смысл бороться за восстановление своих прав.

ПОМНИТЕ, что Вы всегда можете рассчитываться на помощь наших адвокатов, если у Вас случалась проблему. Звоните уже сегодня.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

от 31 мая 2010 г. N АК/16754

О ПРИМЕНЕНИИ СТАТЬИ 19 ЗАКОНА О РЕКЛАМЕ

В соответствии с пунктом 9 Плана оказания методической помощи территориальным органам ФАС России в 2010 году, утвержденным приказом ФАС России от 31.03.2010 N 146, ФАС России направляет разъяснения о применении положений статьи 19 Федерального закона "О рекламе".

1. Согласно части 5 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев.

При этом порядок заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, закреплен в части 5.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" - заключение такого договора осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.

Общие требования проведения торгов закреплены положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 447 - 449).

На основе общих положений о торгах, по мнению специалистов ФАС России, орган местного самоуправления вправе принять локальный нормативный акт, в котором будет подробно изложена форма и процедура проведения торгов. При этом положения указанных локальных нормативных актов не должны противоречить законодательству Российской Федерации, в частности, статье 17 Федерального закона "О защите конкуренции".

В то же время решение о предоставлении государственной или муниципальной собственности для размещения на ней рекламных конструкций, по мнению специалистов ФАС России, относится к компетенции собственника данного имущества. Обязанность проводить торги на право установки рекламной конструкции или какая-либо периодичность для проведения таких торгов законодательством не установлена, в связи с чем бездействие, выражающееся в непроведении торгов в определенном муниципальном образовании или отсутствие (непринятие) локального нормативного акта о порядке проведения торгов, само по себе, не образует нарушение антимонопольного законодательства.

2. В указанной статье Федерального закона "О рекламе" закрепляется, что размещение рекламной конструкции осуществляется по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Данный договор не является договором аренды, и законодательство Российской Федерации о рекламе не предполагает заключения договора аренды для заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Гражданский кодекс Российской Федерации не выделяет договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в самостоятельный вид, соответственно в нем могут содержаться положения, как предусмотренные для отдельных видов договоров (например, для договора аренды), так и вытекающие из существа правоотношений.

Согласно части 5.2 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" при проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции необходимо учитывать, занимает ли участник торгов преимущественное положение в сфере распространения наружной рекламы на момент подачи заявки на участие в торгах.

Учитывая изложенное, по мнению специалистов ФАС России, договор аренды земельного участка не может подменить собой договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

3. В соответствии с частью 1 статьи 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Кроме того, согласно части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Приказом Ростехрегулирования от 24.03.2009 N 117-ст в ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" были внесены изменения, предусматривающие запрет размещать средства наружной рекламы над проезжей частью и обочинами дорог, а также на разделительных полосах, исключив возможность размещения в указанных местах "перетяжек". Указанные изменения вступили в силу с 1 сентября 2009 года.

Таким образом, изменения, внесенные в ГОСТ Р 52044-2003, направленные на ужесточение правил размещения рекламных конструкций на автомобильных дорогах, не могут быть применены к отношениям по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций, возникшим до вступления в силу указанных изменений.

Следовательно, разрешения на установку рекламных конструкций, транспортных перетяжек, выданные органом местного самоуправления до 1 сентября 2009 года, действуют в течение срока, на который они выданы.

Вместе с тем, пролонгация выданного разрешения Федеральным законом "О рекламе" не предусмотрена.

4. В соответствии с пунктами 2 и 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.

Кроме того, согласно пункту 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37 "Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.

К данным сведениям не применяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Как ранее сообщалось письмом ФАС России от 16.03.2006 N АК/3512, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 1538 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Такое обозначение может использоваться на вывесках, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории.

Размещение в месте осуществления деятельности организации коммерческого обозначения, применяемого хозяйствующим субъектом для идентификации места осуществления своей деятельности, а также профиля своей деятельности и вида реализуемых товаров, оказываемых услуг, по мнению специалистов ФАС России, может быть признано обычаем делового оборота.

С учетом изложенного не подпадают под понятие рекламы размещенные в месте осуществления хозяйствующим субъектом своей деятельности коммерческое обозначение, а также профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров, оказываемых услуг, например, "Универмаг "Седьмой континент", "магазин цифровой техники "Ион", "Итальянская мебель", "Кафе "Атаман", "Крымские вина".

При решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы следует принимать во внимание ее целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. По мнению ФАС России, если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.

В то же время, по мнению ФАС России, если организация занимает весь многоэтажный дом, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама данной организации, поскольку такая информация направлена на информирование о месте нахождения данного юридического лица.

Указанные положения необходимо применять, в том числе, при подсчете площадей информационных полей рекламных конструкций, и не учитывать в размере данной площади размеры информационных полей вывесок, поскольку они не являются рекламой.

5. Согласно части 9.1 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" разрешение на установку рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе независимо от формы собственности недвижимого имущества выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы.

В соответствии с частью 5.3 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" преимущественным положением лица в сфере распространения наружной рекламы на территории муниципального района или городского округа, территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга признается положение лица, при котором его доля в этой сфере на указанных территориях превышает тридцать пять процентов (за исключением случаев, если на территории муниципального района или городского округа установлено не более чем десять рекламных конструкций). Доля лица в сфере распространения наружной рекламы определяется как отношение общей площади информационных полей рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы лицу и его аффилированным лицам на соответствующей территории, к общей площади информационных полей всех рекламных конструкций, разрешения на установку которых выданы на этой территории.

Таким образом, Федеральным законом "О рекламе" возлагается обязанность на орган местного самоуправления по установлению преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы, соответственно он и полномочен вести реестр лиц, которым выданы разрешения на установку рекламной конструкции, а также долей данных лиц в сфере распространения наружной рекламы.

Проверить информацию об аффилированных лицах орган местного самоуправления вправе любым не запрещенным законом способом, например, путем запроса информации у лица, проводившего конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции ранее.

6. Согласно пункту 2 части 11 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" к заявлению на выдачу разрешения на установку рекламной конструкции прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества.

Вместе с тем, согласно части 17 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.

Таким образом, по смыслу положений части 17 статьи 19 Закона орган местного самоуправления в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции должен обладать информацией о дате заключения договора на установку рекламной конструкции и сроке его действия. Учитывая изложенное, выдача разрешения органом местного самоуправления не может быть осуществлена в отсутствие договора.

Среди оснований для аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции, указанных в части 18 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", предусмотрено такое основание, как выдача разрешения лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 настоящей статьи, а также признание результатов аукциона или конкурса недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 15 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещены акты и действия (бездействие) федеральных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

К таким актам могут быть отнесены как нормативные правовые акты (постановления, распоряжения органов местного самоуправления, устанавливающие требования ко всем субъектам права), так и локальные правовые акты (изданные в интересах конкретного хозяйствующего субъекта), в том числе разрешения на установку рекламной конструкции.

Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, в случае выявления фактов предоставления рекламных мест в отсутствие договора между рекламораспространителем и собственником, а также выдачи разрешений на установку рекламной конструкции лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1 - 5.7 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", возможно возбуждение дела по признакам нарушения органом местного самоуправления статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

7. Согласно части 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

В соответствии с частью 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.

Вместе с тем, частью 22 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" установлено, что при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

Из положений приведенной нормы не следует, что она относится исключительно к части 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", так как основания возникновения такой обязанности в данной норме не определены. Следовательно, часть 22 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" распространяется как на случаи, предусмотренные частью 10 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", когда обязанность по демонтажу рекламной конструкции возникает в силу предписания органа местного самоуправления, так и на случаи, предусмотренные частью 21 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", согласно которой обязанность по демонтажу рекламной конструкции возникает в силу закона, в связи с аннулированием разрешения на установку рекламной конструкции.

Кроме того, по мнению специалистов ФАС России, установление именно судебной процедуры при осуществлении принудительного демонтажа рекламных конструкций находится в развитии общих положений законодательства Российской Федерации, закрепляющих возможность изъятия имущества исключительно в судебном порядке, а не только по решению административных органов.

Вместе с тем, в случае если орган местного самоуправления в течение длительного времени не предпринимает действия, направленные на демонтирование незаконно установленной конструкции (не выдает соответствующее предписание, не обращается в суд), в связи с чем владелец рекламной конструкции получает необоснованное преимущество при осуществлении своей предпринимательской деятельности, такое бездействие органа местного самоуправления может быть рассмотрено на предмет наличия нарушения статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".

Постановление президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 11237/12 по делу N А41-10785/11 "Торги на установку рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений ФЗ от21.07.2005 N 94-ФЗ, поэтому нормы данного не применяются к торгам на установку рекламных конструкций "

Суть спора

ООО "Регион-медиа" обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Подольского муниципального района Московской области (далее - администрация) и ЗАО "XXI век-ТВ" о признании ранее состоявшегося конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций недействительным в части определенных лотов.

В связи с удовлетворением судами всех трех инстанций требований, заявленных ООО "Регион-медиа", ЗАО "XXI век-ТВ" обратилось в ВАС РФ с заявлением о пересмотре судебных актов нижестоящих судов в порядке надзора.

В обоснование своих требований ЗАО "XXI век-ТВ" сослалось на неприменимость к торгам на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (далее - торги на установку рекламных конструкций) положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

При рассмотрении настоящего дела перед судами возник вопрос о применении положений Закона N 94-ФЗ к торгам на установку рекламных конструкций.

Вопрос о применении положений Закона N 94-ФЗ к торгам на установку рекламных конструкций

Закон N 94-ФЗ применяется при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ч. 2 ст. 1 Закона N 94-ФЗ).

Под размещением заказов на товары, работы, услуги понимаются осуществляемые в порядке, установленном Законом N 94-ФЗ, действия государственных заказчиков и уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов (ст. 5 Закона N 94-ФЗ).

Государственными (муниципальными) заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления (ч. 1 ст. 4 Закона N 94-ФЗ).

Основанием для заключения государственного (муниципального) контракта является размещение соответствующего заказа посредством объявления конкурса, аукциона (в том числе в электронной форме), а также путем проведения запроса котировок.

Между тем ч. 5.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предусмотрена обязанность органов государственной власти, местного самоуправления или уполномоченных ими организаций проводить торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций по своему выбору в форме аукциона или конкурса. Данная норма Закона о рекламе не конкретизирует, какие именно нормы должны применяться к таким торгам: общие положения о торгах (ст. ст. 447 - 449 ГК РФ) или положения Закона N 94-ФЗ. Кроме того, принцип заключения договоров на торгах также положен в основу Закона N 94-ФЗ. Поэтому по вопросу применения к торгам на установку рекламных конструкций норм Закона N 94-ФЗ в судебной и административной практике существуют два противоположных подхода.

Ряд арбитражных судов занимают позицию, согласно которой для применения норм Закона N 94-ФЗ к правоотношениям, связанным с проведением спорных торгов (в том числе торгов на установку рекламных конструкций), необходимо установить:

- наличие у субъекта, размещающего заказ, функций государственного заказчика, действующего от имени соответствующего публичного образования;

- принятие данным субъектом в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств для перечисления денежных средств по заключенному в результате размещения заказа государственному (муниципальному) контракту (см., например, Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 по делу N А54-5278/2010, от 13.02.2012 по делу N А23-1169/2011).

В некоторых случаях суды дополнительно указывают, что само по себе возможное получение бюджетных средств каким-либо иным субъектом, помимо государственных органов, не является основанием для признания такого субъекта государственным заказчиком в случае организации и проведения им торгов исключительно в целях своей хозяйственной деятельности и за счет своих средств (см. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.01.2010 N 20АП-5196/2009 по делу N А09-5905/2009).

В случае если обязательства, возникшие из заключенных договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, не предусматривают расходов бюджета муниципального образования, а также приобретения для нужд муниципалитета товаров, работ и услуг, а напротив, формируют доходы в бюджет муниципального образования, то положения Закона N 94-ФЗ к таким правоотношениям неприменимы. Данные правоотношения регулируются положениями о торгах, содержащимися в ст. ст. 447 - 449 ГК РФ, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ст. 19 Закона о рекламе, а также установленными в соответствующем муниципальном правовом акте специальными нормами, определяющими порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (см. Определение ВАС РФ от 24.12.2012 N ВАС-16828/12 по делу N А56-55946/2011, Постановления ФАС Центрального округа от 11.10.2011 по делу N А54-5278/2010, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2009 по делу N А75-511/2009, Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2011 по делу N А41-19443/11). Аналогичная позиция была выражена также Федеральной антимонопольной службой в Письме от 31.05.2010 N АК/16754 "О применении статьи 19 Закона о рекламе".

Вышеприведенный подход полностью соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в рассматриваемом Постановлении.

См. правовые позиции Президиума ВАС РФ по данному вопросу, изложенные в подразделах "Б" , "Г" , "Д" раздела "Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ" настоящего обзора >>>

Интересно отметить, что на допустимость применения положений Закона N 94-ФЗ только в случаях, когда поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются государственными нуждами и оплачиваются из средств соответствующих бюджетов, также указывал Верховный Суд РФ в Определении от 17.04.2007 N КАС07-115. Приведенное разъяснение Верховного Суда РФ было воспринято некоторыми арбитражными судами (см., например, Постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2008 по делу N А43-4889/2008-2-180, Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012 N 06АП-4377/2012 по делу N А73-3062/2012, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 N 07АП-1113/08 по делу N А27-10714/2007-5).

Вместе с тем некоторые арбитражные суды применяют нормы Закона N 94-ФЗ к правоотношениям, связанным с проведением торгов на установку рекламных конструкций, исходя из схожести правовой природы таких правоотношений (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 20.09.2011 по делу N А41-43262/10, ФАС Центрального округа от 09.11.2009 N Ф10-4711/09 по делу N А48-1598/2009, Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.03.2011 по делу N А74-3655/2010, Десятого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу N А41-30602/10).

Выводы судов нижестоящих инстанций и коллегии судей ВАС РФ

Решением суда первой инстанции исковые требования ООО "Регион-медиа" были удовлетворены.

Суд первой инстанции признал конкурс на установку и эксплуатацию рекламных конструкций недействительным вследствие несоблюдения требований Закона N 94-ФЗ о сроке, месте и порядке предоставления конкурсной документации, ее утверждении уполномоченным органом, а также в связи с отсутствием методики оценки конкурсных предложений по системе баллов (ч. 4 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 28 Закона N 94-ФЗ).

Суд апелляционной инстанции согласился с таким подходом суда первой инстанции, дополнительно указав на несоответствие критериев оценки заявок на участие в торгах требованиям ст. 28 Закона N 94-ФЗ, которая устанавливает исчерпывающий перечень допустимых критериев.

Суд кассационной инстанции поддержал позицию нижестоящих судов по настоящему делу, при этом отклонил довод ЗАО "XXI век-ТВ" о неприменимости к торгам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций положений Закона N 94-ФЗ, мотивировав его применение неурегулированностью порядка проведения таких торгов Законом о рекламе.

Рассматривая данное дело, все судебные инстанции исходили из того, что порядок проведения торгов на установку рекламных конструкций федеральным законом не урегулирован, поэтому к названным торгам подлежат применению нормы Закона N 94-ФЗ.

ВАС РФ в Определении от 15.10.2012 N ВАС-11237/12 по делу N А41-10785/11 пришел к выводу о необходимости пересмотра судебных актов нижестоящих инстанций в порядке надзора.

В целом правовая аргументация, содержащаяся в данном определении, была воспринята Президиумом ВАС РФ, поэтому в настоящем разделе не приводится.

Обращаем внимание, что определение ВАС РФ является процессуальным актом и не содержит правовой позиции ВАС РФ, поскольку в нем не разрешается спор по существу.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

Президиум ВАС РФ принятые по делу судебные акты судов трех инстанций отменил и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом Президиум ВАС РФ сформулировал следующие правовые позиции.

А. Об основаниях для применения положений Закона N 94-ФЗ к отношениям сторон по заключению тех или иных контрактов

Исходя из содержания ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3, ст. 5 Закона N 94-ФЗ для применения положений данного Закона в любом случае необходима совокупность трех условий:

- контракт заключается в интересах специального субъекта (государственного или муниципального образования, бюджетного учреждения);

- целью его заключения выступает удовлетворение государственных или муниципальных потребностей;

- финансирование этих потребностей осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Сходная позиция была выражена Президиумом Верховного Суда РФ в ответе на второй вопрос в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2010 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.03.2011), а также ВАС РФ в Решении от 25.04.2011 N ВАС-2237/11. В названных судебных актах рассматривалась проблема применения положений Закона N 94-ФЗ к заключению договора по предоставлению в аренду движимого имущества государственным (муниципальным) заказчикам.

Б. О правовой сущности торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций

Президиум ВАС РФ назвал ряд отличий торгов, проводимых на основании Закона N 94-ФЗ, от торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Так, торги на установку рекламных конструкций органы местного самоуправления проводят, во-первых, не в качестве муниципальных заказчиков, во-вторых, в отсутствие муниципальных нужд. Кроме того, по результатам этих торгов не предполагается удовлетворение интересов муниципальных образований в получении товаров, работ и услуг и выделение бюджетных средств на их приобретение.

Целями проведения торгов на установку рекламных конструкций является:

- предоставление равных возможностей участия лицам, ведущим бизнес в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции;

- соблюдение требований законодательства о конкуренции и рекламе;

- обеспечение гласности и прозрачности, предотвращение коррупции при предоставлении мест для размещения рекламных конструкций на объектах недвижимости, находящихся в публичной собственности.

Результаты таких торгов формируют не расходы, а доходы бюджетов, поскольку денежные средства в оплату выигранного на торгах права поступают в бюджет.

В. О применении содержащихся в Законе N 94-ФЗ критериев оценки заявок участников при проведении конкурсов к торгам на установку рекламных конструкций

Законом N 94-ФЗ в ст. 28 установлен исчерпывающий перечень критериев оценки заявок участников при проведении конкурсов. Данные критерии призваны обеспечить приобретение лучших товаров, работ, услуг в необходимые сроки, по меньшим ценам, минимизировать проблемы при их использовании и сэкономить бюджетные средства при удовлетворении государственных (муниципальных) нужд.

Однако критерии оценки заявок участников, содержащиеся в ст. 28 Закона N 94-ФЗ, в принципе не подходят при организации конкурсов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, исходя из следующего:

Закон N 94-ФЗ не допускает включение в конкурсную документацию иных критериев оценки заявок, поэтому его применение может создать противоречия с полномочиями государственных органов и органов местного самоуправления по своему выбору проводить указанные торги в форме аукциона или конкурса (ч. 5.1 ст. 19 Закона о рекламе) ввиду невозможности организации последнего;

- критерии, указанные в ст. 28 Закона N 94-ФЗ, не корреспондируют с ч. 15 ст. 19 Закона о рекламе, предусматривающей право уполномоченного органа отказать в разрешении на установку рекламной конструкции при нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, а также требований законодательства об объектах культурного наследия;

- правила Закона N 94-ФЗ не позволяют учесть запреты, установленные ч. 5.2 ст. 19 Закона о рекламе, на участие в торгах лиц, занимающих преимущественное положение на рынке наружной рекламы, и на приобретение такого положения по результатам торгов.

Г. О применении аналогии закона к правоотношениям, связанным с участием в торгах на установку рекламных конструкций

Торги на установку рекламных конструкций и торги, связанные с размещением заказов для государственных (муниципальных) нужд, не могут оцениваться как отношения сходного характера, допускающие применение по аналогии положений Закона N 94-ФЗ.

В отсутствие специальных правил регулирования законность организуемых органами государственной власти или местного самоуправления торгов на установку рекламных конструкций должна определяться судами исходя из положений ст. ст. 447 - 449 ГК РФ, ст. 19 Закона о рекламе, ст. ст. 15 - 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Д. Об обстоятельствах и критериях, которые должны учитываться арбитражными судами при рассмотрении исков о признании торгов на установку рекламных конструкций недействительными

1. Торги на установку рекламных конструкций подлежат оспариванию по общим правилам с учетом императивных требований ст. 19 Закона о рекламе, но без проверки на соответствие положениям Закона N 94-ФЗ, что не исключает возможности лиц, обязанных обеспечить их проведение, основываться на положениях Закона N 94-ФЗ при установлении в своих актах процедурных правил указанных торгов.

2. Президиум ВАС РФ напомнил, что к торгам на установку рекламных конструкций не применяются правила ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (о порядке заключения договоров, связанных с переходом прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества), поскольку при размещении рекламных конструкций на публичных землях общего пользования земельные участки под их размещение из земель соответствующей категории не выделяются и в пользование конкретных лиц не предоставляются. Данная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 15248/10.

3. Организатор торгов в любом случае должен обеспечить их публичность и открытость по составу надлежащих участников, единые и понятные для участников требования к конкурсной документации, процедуре участия в торгах, максимально четкие критерии отбора победителя, обеспечивающие сопоставимость поданных участниками предложений, в том числе с учетом реальности их осуществления и эффективности.

Поэтому при рассмотрении исков о признании названных торгов недействительными судам следует исходить из общих критериев, выработанных судебной практикой, и устанавливать, являются ли допущенные нарушения существенными, способными повлиять на число участников торгов или результат определения их победителя.

Соответствующие правовые подходы сформулированы в п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.12.1993 N 32 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о приватизации государственных и муниципальных предприятий", п. п. 1 и 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", в ряде постановлений Президиума ВАС РФ (от 28.10.2010 N 7171/10, от 14.12.2010 N 7781/10, от 28.02.2012 N 14850/11, от 05.04.2012 N 16311/11).

4. Применительно к рассматриваемому спору Президиум ВАС РФ указал, что оспариваемый конкурс проводился на основании положения о проведении конкурсов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утвержденного решением Совета депутатов Подольского муниципального района Московской области. Данным положением были определены права и обязанности участников и организатора конкурса, требования к составу конкурсной документации, а также такие условия, как условия участия в конкурсе, подготовки проведения и непосредственного проведения конкурса, признания его несостоявшимся, подведения итогов конкурса и заключения договора с победителем. Данное обстоятельство также должно было учитываться судами трех инстанций при принятии судебных актов по настоящему делу.

В рассматриваемом Постановлении Президиум ВАС РФ указал, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятые на основании нормы права в истолковании, которое расходится с толкованием, содержащимся в рассматриваемом Постановлении, могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ, если для этого нет других препятствий.

В силу п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 52 "О применении положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам" это указывает на придание данной правовой позиции Президиума ВАС РФ обратной силы.

В связи с этим рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ является основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам.

от 21 апреля 2016 года N 104

(с изменениями на 29 января 2021 года)

В целях установления видов и типов рекламных конструкций, допустимых к установке на территории городского округа "Город Улан-Удэ", в том числе требований к рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки и установления порядка определения размера оплаты за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, постановляю:

1. Определить уполномоченным органом по регулированию отношений, возникающих в области распространения наружной рекламы, разработки схемы размещения рекламных конструкций на территории г. Улан-Удэ, Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации г. Улан-Удэ (далее - Комитет).

2.1. Типы и виды рекламных конструкций, допустимых к установке на территории городского округа "Город Улан-Удэ" (приложение N 1).

2.2. Порядок определения размера оплаты за установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (приложение N 2).

2.3. Положение о порядке проведения торгов в форме аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (приложение N 3).

2.4. Положение о порядке проведения торгов в форме конкурса на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (приложение N 4).

2.5. Положение о порядке организации работы при выполнении мероприятий по демонтажу рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых на территории города Улан-Удэ без разрешений (приложение N 5).

3. Признать утратившими силу постановления Администрации г. Улан-Удэ:

- от 21.06.2007 N 311 "О мерах по реализации Федерального закона "О рекламе";

- от 15.06.2004 N 304 "Об утверждении Порядка определения размера оплаты за установку и эксплуатацию рекламной конструкции, присоединяемой к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности".

4. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.

И.о. руководителя
Администрации г. Улан-Удэ
О.Г.ЕКИМОВСКИЙ

Приложение N 1
к Постановлению
Администрации г. Улан-Удэ
от 21.04.2016 N 104

ТИПЫ И ВИДЫ РЕКЛАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, ДОПУСТИМЫХ К УСТАНОВКЕ И ЭКСПЛУАТАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА "ГОРОД УЛАН-УДЭ"


1. Общие положения

1.1. К средствам наружной рекламы относятся различные носители рекламных сообщений, предусмотренные частью 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".

1.2. На территории городского округа "Город Улан-Удэ" допускаются к установке следующие виды рекламных конструкций:

- стационарные средства наружной рекламы, характеризующиеся неизменным местом размещения и конструкцией в типовом или индивидуальном исполнении;

- объекты наружной рекламы и информации, присоединяемые к зданиям и сооружениям;

- временные рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки.

1.3. Все средства наружной рекламы, за исключением случаев, установленных законодательством о рекламе, могут быть установлены и эксплуатироваться только после выдачи разрешения на их установку и эксплуатацию в порядке, устанавливаемом Федеральным законом "О рекламе", и в соответствии с настоящим постановлением.

Если рекламное место, на котором предполагается установить рекламную конструкцию, является частью земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, либо земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - договор) на данном рекламном месте заключается по результатам торгов.

1.4. Размещение на территории городского округа "Город Улан-Удэ" средств наружной рекламы и информации в части типа, вида, площади информационных полей и технических характеристик не должны нарушать внешний архитектурный облик сложившейся застройки муниципального образования городского округа "Город Улан-Удэ".

Под внешним архитектурным обликом сложившейся застройки муниципального образования "Город Улан-Удэ" понимаются:

- особенности фасадов зданий, объектов городского значения, на которых или вблизи которых располагается рекламная конструкция (стилевая и композиционная целостность, ритм элементов и частей фасада, наличие деталей и членений, светоцветовое и декоративно-художественное решение, визуальное восприятие, соразмерность и пропорциональность соотношения элементов фасада, баланс открытых и закрытых поверхностей (проемов и простенков));

- окружающая градостроительная среда при приоритетном и визуальном восприятии объектов культурного наследия, культовых объектов, достопримечательностей, ценных и выразительных объектов, панорам, перспектив, а также сложившаяся планировочная структура территории.

1.5. Реклама распространяется на русском языке и дополнительно, по усмотрению рекламораспространителей, на бурятском языке. Данное положение не распространяется на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

1.6. Безопасность рекламной конструкции при монтаже, эксплуатации, демонтаже обеспечивается рекламораспространителем. Рекламораспространитель несет ответственность за возможный причиненный ущерб имуществу, жизни или здоровью граждан в результате падения, разрушения или иного воздействия рекламной конструкции.

Рекламораспространитель обязан содержать рекламные конструкции в надлежащем состоянии, в том числе:

1) обеспечивать целостность рекламных конструкций;

2) обеспечивать отсутствие механических повреждений;

3) обеспечивать отсутствие порывов полотен (плакатов);

4) обеспечивать отсутствие сколов краски на металлических частях рекламных конструкций, ржавчины и грязи на всех частях и элементах рекламных конструкций;

5) обеспечивать исправность элементов подсвета рекламных конструкций, предусмотренных схемой размещения отдельно стоящих рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности на территории городского округа "Город Улан-Удэ", в темное время суток и в соответствии с графиком работы уличного освещения;

6) разместить на рекламной конструкции маркировку с указанием рекламораспространителя и его контактные данные.

1.7. Заявитель прилагает проектную документацию к заявлению на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию следующих рекламных конструкций:

- щитовые конструкции большого формата;

- афишные стенды и рекламные тумбы;

- электронные экраны (видеосветодиодный, электронные табло);

- рекламные крышные установки;

В случаях с уникальными (нестандартными по размерам, типам и формам) рекламными конструкциями заявитель также прилагает проектную документацию к заявлению на выдачу разрешения на установку и эксплуатацию.

Проектная документация представляет собой документацию, разработанную специализированной организацией и содержащую материалы в текстовой и графической формах и определяющую внешний вид и технические параметры рекламной конструкции, в том числе расчет прочности рекламной конструкции по ветровой, снеговой нагрузкам, взаимосвязанные с прилегающим участком (привязка к предполагаемому месту установки).

Читайте также: