Правила предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога 409

Опубликовано: 14.05.2024

Информация по применению постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики»

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Правительством Российской Федерации были приняты законодательные акты для поддержки малого и среднего предпринимательства.

На основании статьи 3 Федерального закона от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 01.04.2020, были внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон № 125-ФЗ).

Статья 2 Закона № 125-ФЗ дополнена частью 3, в соответствии с которой Правительство Российской Федерации наделяется правом издавать нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 01.01.2020 по 31.12.2020 включительно:

- продление установленных Законом № 125-ФЗ сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;

- другие условия смягчения финансовой нагрузки на страхователей по уплате страховых взносов, пеней и штрафов и иное.

Во исполнение части 3 статьи 2 Закона № 125-ФЗ принято постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – Постановление № 409), вступившее в силу 06.04.2020. ​

1. По вопросам переноса сроков уплаты страховых взносов.

Подпунктом «в» пункта 1 Постановления № 409 предусмотрено продление установленных Федеральным законом № 125-ФЗ сроков уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний организациям и индивидуальным предпринимателям, включенным по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и занятым в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации (далее – МСП):

за март до 15.10.2020;

за апрель до 15.11.2020;

за май до 15.12.2020;

за июнь до 15.11.2020;

за июль до 15.12.2020.

Таким образом, сроки уплаты страховых взносов переносятся указанным страхователям при одновременном соблюдении следующих условий:

- страхователь на 01.03.2020 включен в реестр МСП в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ;

- основной вид экономической деятельности страхователя включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции».

Также Постановлением № 409 по аналогии с порядком, определенным для МСП, продлены сроки уплаты страховых взносов организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – СО НКО), получающих меры поддержки с учетом введения ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Что касается страхователей, не относящихся к категории МСП и СО НКО, срок уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от нечастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется с учетом следующего.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Федерального закона № 125-ФЗ страхователь уплачивает страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы, если иное не предусмотрено в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ. Если указанный срок уплаты приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, т.е. срок уплаты страховых взносов за май 2020 года приходится на 15 июня 2020 года.

Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» (далее –Указ № 206), от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 239), от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 294), от 11.05.2020 № 316 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ № 316) дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года, с 4 по 30 апреля 2020 года, а также с 6 по 8 мая 2020 года объявлены нерабочими днями. Согласно пункта 1 Указа № 316 правом продления действия ограничительных мер, направленных на обеспечение санитарно – эпидемиологического благополучия населения в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территорий, наделено высшее должностное лицо субъекта. На территории Иркутской области Указом Губернатора Иркутской области от 29.05.2020 года № 165-уг «О внесении изменений в указ Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года № 59-уг» режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций продлен по 14 июня 2020 года.

Таким образом, единый период нерабочих дней в Иркутской области продлен до 15 июня 2020 года.

Статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Согласно статье 193 ГК РФ, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

2. По вопросу предоставления отсрочек (рассрочек).

Пунктом 6 Постановления № 409 предусмотрено, что отсрочка (рассрочка) по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предоставляется Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с положениями статей 26.2, 26.4, 26.5 Федерального закона 125-ФЗ, определяющими порядок предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, лицам, которым причинен ущерб в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, на основании информации, полученной от налоговых органов о принятых решениях о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов в соответствии Правилами, утвержденными Постановлением № 409, на те же сроки, на которые предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов налоговыми органами.

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отменяется Фондом социального страхования Российской Федерации с начислением пеней со дня, установленного Федеральным законом для их уплаты, в случае, если по информации, полученной от налоговых органов, решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов отменено налоговым органом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 26.4 Федерального закона № 125-ФЗ отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов предоставляется по заявлению страхователя в территориальный орган страховщика.

При подаче заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) страхователь предоставляет в региональное отделение Фонда копию Решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), вынесенного налоговым органом, а в случае рассрочки дополнительно предоставляется график погашения задолженности.

Формы документов для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации:

- Заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки);

- Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – решение о предоставлении отсрочки (рассрочки);

- Решение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – решение об отмене отсрочки (рассрочки);

- Извещение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Подача страхователем в Фонд заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) в рамках Постановления № 409 возможна также в произвольной форме, с указанием следующих реквизитов:

- ИНН/КПП, полное наименование организации (Ф.И.О. физического лица, ИНН);

- адрес места нахождения;

- указание на отсрочку или рассрочку;

- срок уплаты страховых взносов (указывается установленный срок уплаты страховых взносов);

- срок отсрочки или рассрочки на основании Решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), принятого налоговым органом;

- основание, по которому налоговые органы приняли решение о предоставлении отсрочки (рассрочки);

- обязательство на период действия отсрочки (рассрочки):

а) при наступлении сроков уплаты сумм отсроченной (рассроченной) задолженности своевременно и в полном размере уплачивать причитающиеся суммы;

б) в случае отмены налоговым органом решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) незамедлительно известить об этом территориальный орган Фонда, предоставивший отсрочку (рассрочку) по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- подпись руководителя организации;

В соответствии с пунктом 6 Постановления № 409 основанием для предоставления отсрочки (рассрочки) является решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) налоговыми органами, ограничения по сумме предоставления отсрочки (рассрочки) не предусмотрены.

664007, г. Иркутск, ул. Тимирязева, д. 35, info@ro38.fss.ru
Схема проезда

Приемная
(3952) 25-96-00

Факс
(3952) 25-96-00

Понедельник, вторник, среда, четверг: 8.30–17.30

Пятница: 8.30–16.15

Суббота, воскресенье: выходной

Обеденный перерыв: 13.00–13.45

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 147-ФЗ положения части первой настоящего Кодекса не применяются к отношениям, регулируемым Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 61 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок.

2. Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой.

Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога (далее - сумма задолженности), если иное не предусмотрено настоящей главой.

Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных главой 25.3 настоящего Кодекса.

3. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита.

4. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.

5. Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов, указанных в статье 63 настоящего Кодекса, может производиться под залог имущества в соответствии со статьей 73 настоящего Кодекса либо при наличии поручительства в соответствии со статьей 74 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей главой.

6. Изменение срока уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, производится в порядке, предусмотренном настоящей главой.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 268-ФЗ статья 61 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Изменение срока уплаты налога и сбора налоговыми органами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

1. Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение (далее - заинтересованное лицо):

1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;

2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;

3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство.

2. При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене.

Об отмене вынесенного решения в трехдневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица.

Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном настоящим Кодексом.

1. Органами, в компетенцию которых входит принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов (далее - уполномоченные органы), являются:

1) по федеральным налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3-5 настоящего пункта и пунктом 2 настоящей статьи);

2) по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица. Решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи);

3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;

4) по государственной пошлине - органы (должностные лица), уполномоченные в соответствии с главой 25.3 настоящего Кодекса совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате государственная пошлина;

5) по единому социальному налогу - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов.

Об отсрочках (рассрочках) по уплате взносов, предоставленных до введения в действие части второй НК РФ государственными социальными внебюджетными фондами см. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ

2. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные налоги или сборы подлежат зачислению в федеральный бюджет и (или) бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов или сборов (за исключением государственной пошлины) изменяются на основании решений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Если в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) местные бюджеты, сроки уплаты таких налогов изменяются на основании решений налоговых органов по месту нахождения (жительства) заинтересованных лиц в части сумм, подлежащих зачислению в:

бюджеты субъектов Российской Федерации, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов Российской Федерации;

местные бюджеты, - по согласованию с финансовыми органами соответствующих муниципальных образований.

4. В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 статьи 64 настоящего Кодекса, решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимается Правительством Российской Федерации.

1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.

2. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;

3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, утвержден постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. N 382

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

3. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам.

4. Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 3, 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки, если иное не предусмотрено таможенным законодательством Российской Федерации в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налогов предоставлена по основаниям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2 настоящей статьи, на сумму задолженности проценты не начисляются.

5. Заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета.

По требованию уполномоченного органа заинтересованным лицом представляются уполномоченному органу документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство.

Редакции Налогового кодекса (часть первая), опубликованные в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете", имеют расхождения. Текст предыдущего абзаца приводится в редакции "Собрания законодательства"

6. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица.

По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения представляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.

7. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 статьи 62 настоящего Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.

8. Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно содержать указание на сумму задолженности, налог, по уплате которого предоставляется отсрочка или рассрочка, сроки и порядок уплаты суммы задолженности и начисляемых процентов, а также в соответствующих случаях документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога вступает в действие со дня, установленного в этом решении. При этом причитающиеся пени за все время со дня, установленного для уплаты налога, до дня вступления в силу этого решения включаются в сумму задолженности, если указанный срок уплаты предшествует дню вступления этого решения в силу.

Если отсрочка или рассрочка по уплате налога предоставляется под залог имущества, решение о ее предоставлении вступает в действие только после заключения договора о залоге имущества в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса.

В случае расторжения мирового соглашения и возобновления производства по делу о банкротстве либо в случае прекращения процедуры финансового оздоровления решение о предоставлении отсрочки или рассрочки, принятое в соответствии с настоящей статьей, при наличии соответствующего основания, предусмотренного подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи, утрачивает силу со дня расторжения мирового соглашения либо со дня прекращения процедуры финансового оздоровления.

9. Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным.

При наличии оснований, указанных в подпунктах 1 или 2 пункта 2 настоящей статьи, в решении об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должны быть приведены имеющее место обстоятельства, исключающие изменение срока исполнения обязанности по уплате налога.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Копия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении направляется уполномоченным органом в трехдневный срок со дня принятия такого решения заинтересованному лицу и в налоговый орган по месту учета этого лица.

11. Утратил силу с 1 января 2004 г.

12. Законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов.

13. Правила настоящей статьи применяются также в отношении порядка и условий предоставления отсрочки или рассрочки по уплате сборов, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соавторстве с Анастасией Маклудовой, помощником юриста в Taxology (https://zakon.ru/makludova)

Пандемия коронавируса, охватившая весь мир, спровоцировала падение экономки страны и вынудила государство принимать оперативные меры по ее оздоровлению, в том числе и в налоговой сфере. Ключевой проблемой, с которой столкнулось большинство налогоплательщиков, является фактическая невозможность исполнения ими своих налоговых обязанностей. Падение покупательского спроса в условиях карантинных мер свело прибыль компаний к минимуму, что не позволяет им не только платить налоги, но и в целом поддерживать свою текущую деятельность.

В сложившейся ситуации отсрочка либо рассрочка уплаты налогов представляется наиболее очевидным инструментом в борьбе за сохранение бизнеса, однако путь к ее получению не так прост и сопряжен с наличием определенных трудностей.

Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 и упрощенный порядок получения отсрочки/рассрочки

На текущий момент порядок получения отсрочки/рассрочки установлен ст. 64 Налогового кодекса (далее – НК РФ). Помимо этого, действует Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики» (далее – Постановление Правительства от 02.04.2020 № 409), в рамках которого государством, в числе прочего, была предпринята попытка облегчить организациям порядок получения отсрочки/рассрочки в период распространения коронавирусной инфекции.

Данную попытку сложно назвать удачной. Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409 предусмотрена целая россыпь отсрочек, но с оговоркой: отсрочки и рассрочки предоставляются не всем налогоплательщикам, а только лишь тем организациям и предпринимателям, которые осуществляют деятельность в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Утвержденный перечень, о котором идет речь, содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 и содержит в себе лишь 19 «пострадавших» отраслей экономики. Становится ясным, что для подавляющего большинства налогоплательщиков возможности для получения отсрочки/рассрочки на упрощенных условиях сведены к нулю.

Налогоплательщикам, не попадающим под установленные государством критерии, не остается ничего иного, как предпринять попытку получения отсрочки/рассрочки в общем порядке, что возвращает к необходимости изучения положений ст. 64 НК РФ, регулирующих этот процесс.

Отсрочка/рассрочка по общему правилу: пп.1 п.2 с. 64 НК РФ

Положения ст. 64 НК РФ последовательно предлагают налогоплательщику определить, действительно ли он нуждается в предоставлении отсрочки/рассрочки, если да, то по какому основанию, а также собрать необходимый пакет документов, указав при этом ее допустимый период и размер.

Согласно п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка может быть предоставлена на срок более одного года, но не превышающий трех лет. Неприятным моментом при попытке ее получения является потенциальный размер отсрочки/рассрочки: согласно п. 2.1 ст. 64 НК РФ он не может превышать размер стоимости чистых активов организации. С учетом того, что размер чистых активов компании в условиях кризисной ситуации может быть крайне невелик или вовсе равняться нулю, идея получения рассрочки/отсрочки уже на этапе ее зарождения может сойти на нет.

В случае, когда с размером чистых активов все в порядке, сложности начинают возникать в достаточно неочевидных местах, например, в вопросах выбора основания для подачи заявления на получение отсрочки/рассрочки.

Помимо того, что п. 2 ст. 64 НК РФ предлагает оценить заявителю тяжесть своего финансового положения относительно невозможности уплаты налога в установленный срок, а также перспективы своей способности уплатить налог в течение срока предоставления отсрочки или рассрочки, он также требует выбрать надлежащее основание для ее получения.

При этом выбор оснований невелик, и, с учетом текущей экономической ситуации, из семи предложенных вариантов подходит лишь один: причинение заинтересованному лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы (пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ).

Еще одна сложность, с которой придется столкнуться, это сбор необходимых документов, который требует определенных усилий: помимо общего комплекта документов, установленного п. 5 ст. 64 НК РФ, дополнительно, согласно п.5.1 ст. 64 НК РФ, требуется предоставить еще два документа:

заключение о факте наступления в отношении заинтересованного лица обстоятельств непреодолимой силы, являющихся основанием для его обращения с этим заявлением,

акт оценки причиненного этому лицу ущерба в результате указанных обстоятельств, составленные органом исполнительной власти (государственным органом, органом местного самоуправления) или организацией, уполномоченными в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

При этом НК РФ не содержит пояснений относительно того, какие конкретно органы уполномочены выдавать подобные документы, в какой форме и в каком порядке предусматривается их получение.

Ответы на данные вопросы можно найти лишь в точечных разъяснениях Минфина России и довольно скудной судебной практике по применению пп.1 п.2 с. 64 НК РФ.

Судебная практика и разъяснения Минфина России о применении пп.1 п.2 с. 64 НК РФ

Судебной практике известно два ключевых случая использования налогоплательщиками положений пп.1 п.2 с. 64 НК РФ для получения отсрочки: дело ОАО «Тульского оружейного завода» (А68-1982/11) и связка дел ООО «Механосборочного завода ИЗТС» (№ А40-84891/10-76-436, А40-86714/10-99-437, А40-75654/10-142-394, А40-17547/2011) и ОАО «Ивановского завода тяжелого станкостроения» (А40-73287/10-140-357).

В деле ОАО «Тульского оружейного завода» в связи с принятием Советом Безопасности ООН резолюции № 1929 от 09.06.2010 и изданием Указа Президента РФ от 22.09.2010 «О мерах по выполнению резолюции Совета Безопасности ООН 1929» у налогоплательщика были разорваны контракты с Ираном на поставку вооружения и военной техники, и его продукция оказалась невостребованной, в связи с чем он просил о предоставлении отсрочки. Суд в рассматриваемом деле признал принятие резолюции обстоятельством непреодолимой силы, при этом в качестве доказательств налогоплательщик в материалы дела представил договоры комиссии на поставку вооружения в Иран, а также сертификаты Торгово-промышленной палаты, подтверждающие факт расторжения контракта с Ираном и наличие форс-мажорных обстоятельств.

В делах ООО «Механосборочного завода ИЗТС» и ОАО «Ивановского завода тяжелого станкостроения» налогоплательщики просили предоставить отсрочку уплаты НДС в связи с пожаром, произошедшем в одном из корпусов завода, приложив при этом в качестве доказательства форс-мажора заключение ГУ МЧС России по Ивановской области о признании пожара, произошедшего в здании цеха, региональной чрезвычайной ситуацией с указанием суммы ущерба. Данный документ также был сочтен надлежащим для целей исполнения требований п.5.1 ст. 64 НК РФ.

Позиции судов нашли свое отражение в последующих Письмах Минфина России, в которых для случаев пожара министерство предлагает получить заключение территориального подразделения МЧС России о признании пожара чрезвычайной ситуацией (Письмо Минфина России от 17.11.2017 № 03-02-08/76101), а для случаев введения международных санкций - сертификаты о форс-мажоре, выдаваемые Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. (Письма Минфина России от 07.09.2018 № 03-02-07/1/64119, от 07.09.2018 № 03-02-07/1/64119).

Санкции являются наиболее близкими по своей природе к текущей экономической ситуации, а значит, позиция Минфина России кажется вполне применимым руководством к действию: для получения необходимых по п. 5.1 ст. 64 НК РФ документов следует обращаться в Торгово-промышленную палату.

Существенный недостаток подобной стратегии скрыт в самом тексте обозначенных писем, где министерство прямо указывает, что для соблюдения требований п. 5.1 ст. 64 НК требуется наличие двух документов, а именно заключения о форс-мажоре и акта оценки ущерба, в то время как сертификаты Торгово-промышленной палаты могут рассматриваться только лишь как заключения о форс-мажоре, поскольку составлять акт оценки причиненного заинтересованному лицу ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы Торгово-промышленная палата не уполномочена.

Возникает парадоксальная ситуация: даже имея на руках сертификат Торгово-промышленной палаты (который получить довольно непросто), требование п. 5.1 ст. 64 НК РФ о предоставлении дополнительных документов в обоснование форс-мажора остается неисполненным, в связи с чем отсрочка/рассрочка формально не может быть получена.

Судебная практика подтверждения обстоятельств непреодолимой силы, сложившаяся за рамками пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ в гражданско-правовой сфере, также с трудом способна предложить альтернативные варианты документального подтверждения форс-мажорных обстоятельств.

В целом практика может быть условно разделена на две большие категории: дела, в которых в качестве форс-мажорных обстоятельств были признаны природные явления, и дела, в которых обстоятельством непреодолимой силы были признаны некоторые антропогенные явления (напр. экономические санкции).

При этом доказательственная база в них мало чем отличается от дел, в которых форс-мажор изучался судом в контексте применения пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ. Природные явления заявители подтверждают письмами и прочими официальными справками МЧС России, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и прочими подобными документами (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2017 № 08АП-5771/2017 по делу № А46-15971/2016), а экономические санкции в качестве обстоятельств непреодолимой силы преимущественно подтверждают сертификатами торгово-промышленных палат (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2019 № 05АП-9774/2018 по делу № А51-17486/2018, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.08.2016 № Ф08-5020/2016 по делу № А32-33905/2015, постановление ФАС Московского округа от 15.02.2013 по делу № А40-72709/11-102-575, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2019 № 09АП-43982/2019 по делу № А40-192530/2018),

Хотя встречаются и не столь консервативные варианты. Например, в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 № 08АП-4546/2015 по делу № А70-12886/2014 заявителю удалось подтвердить наличие форс-мажорных обстоятельств в виде оползня сертификатом Торгово-промышленной палаты ХМАО без обращения в МЧС, а в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.09.2014 по делу № А65-1048/2014[1] заявителю оказалось достаточным сослаться на постановление регионального органа исполнительной власти о введении на территории региона режима чрезвычайной ситуации.

Что касается экономических препятствий, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 27.09.2017 № Ф05-12291/2017 по делу № А41-21594/2017 ответчик обосновал неисполнение им обязательств форс-мажором, вызванным законодательным запретом на ввоз на территорию страны отдельных категорий товаров, ссылаясь при этом на Постановление Правительства Российской Федерации от 10.09.2016 № 897, которым в перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, запрещенных к ввозу в Россию до 31.12.2017, был включен ввозимый заявителем товар. Истец также приложил отказ Минпромторга России о предоставлении компании квоты на ввоз запрещенного товара. Этих документов ему оказалось достаточно для защиты своей позиции.

Интересен случай, отраженный в постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 № 10АП-8994/2018 по делу № А41-73316/17, в котором заявителю удалось признать форс-мажором введение санкций Европейского союза против России после присоединения Республики Крым, не предоставляя никаких письменных доказательств. Суд согласился с подобным подходом и указал, что введение санкций со стороны Европейского союза является общеизвестным фактом и не требует уведомления и представления дополнительных доказательств о нем.

Попытка приложить опыт обоснования обстоятельств непреодолимой силы в гражданско-правовых спорах к налоговой действительности ясно дает понять, что поскольку распространение коронавирусной инфекции хоть и носит характер массового заболевания, но по своей природе в большей степени влечет неблагоприятные экономические, нежели санитарно-эпидемиологические последствия, для целей получения отсрочки в порядке пп. 1 п. 2 ст. 64 НК РФ в качестве заключения о факте наступления форс-мажора стоит попробовать получить сертификат Торгово-промышленной палаты о форс-мажоре. При этом необходимо помнить, что согласно разделу 2 Положения о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора, утвержденного постановлением Правления ТПП РФ № 173-14 от 23 декабря 2015 года, Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует форс-мажор только в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации. Форс-мажор по внутрироссийским контрактам свидетельствуют торгово-промышленные палаты в регионах. Данное полномочие региональных палат недавно было подтверждено официальным сообщением на сайте Торгово-промышленной палаты Российской Федерации[2].

В случае отказа в предоставлении сертификата можно пойти по пути наименьшего сопротивления и сослаться в обоснование обстоятельств непреодолимой силы непосредственно на Указ президента РФ «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», Постановление Правительства от 02.04.2020 № 409, а также на прочие аналогичные документы. Перспективы таких отсылок для целей получения отсрочки пока неясны, однако они уже неплохо работают для случая принятия обеспечительных мер в виде приостановления действия решений налоговых органов по причине распространения коронавирусной инфекции: суды адекватно воспринимают ссылки на подобного рода обстоятельства и документы и удовлетворяют подобные ходатайства (Определение арбитражного суда Оренбургской области от 03.04.2020 по делу № А47-3878/2020, Определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07.04.2020 по делу № А65-7490/2020, Определение Арбитражного суда Курганской области от 06.04.2020 по делу № А34-3201/20).

Акт оценки причиненного ущерба, возможно, имеет смысл попытаться получить у Минпромторга России как у профильного министерства, способного оценить экономические последствия сложившейся ситуации с точки зрения торговли и производства. Однако вероятность того, что Минпромторг России станет выдавать подобного рода документы крайне мала.

В качестве альтернативного варианта можно сделать акцент на общеизвестность ситуации и очевидность возникновения убытков не только у отдельных хозяйствующих субъектов, но и на спад экономики в целом, как это было сделано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2018 № 10АП-8994/2018 по делу № А41-73316/17. При этом оценка подобного довода останется на внутреннее усмотрение налогового органа и, затем, суда.

Просто не платить – не выход

Шансы на получение отсрочки/рассрочки крайне малы, однако это не значит, что можно отпустить ситуацию в свободное плавание и просто не заплатить налог. В ситуации, когда декларация уже подана, налог еще не уплачен, а шанс на получение отсрочки стремится к нулю, подобная перспектива становится крайне заманчивой, однако это ложный путь.

В Постановлении Правительства от 02.04.2020 № 409 в части порядка уплаты налогов и предоставления налоговых деклараций не раз упомянуто: налогоплательщики, не попавшие в число «пострадавших», имеют право только на продление срока подачи налоговой декларации, иных документов и пояснений налоговому органу. Сам же налог следует заплатить, пусть и без подачи налоговой декларации, и ответственность за неуплату налога в установленный срок никто не отменял.

То есть, действительно, если организация является крупной или средней, малой организацией, микропредприятием, но, по мнению государства, она от сложившихся экономических условий «не пострадала», то такая организация может, например, подать налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за первый квартал 2020 до 28 июля, а не до 28 апреля 2020. Однако Постановление Правительства от 02.04.2020 № 409 ясно дает понять, что право на продление срока подачи декларации не дает право на продление срока уплаты налога. Следовательно, недоимка по налогу на прибыль будет сформирована уже на следующий день после истечения срока уплаты налога и сохранится в течение всего периода его неуплаты с начислением на нее суммы пеней.

В этой ситуации не спасает и увеличенный Постановлением Правительства от 02.04.2020 № 409 срок направления налоговым органом требований об уплате налога. По общему правилу в соответствии со ст. 70 НК РФ требование об уплате налога может быть направлено в течении 3 месяцев со дня выявления недоимки. По новым правилам, предельные сроки направления требования об уплате налога были продлены на 6 месяцев. Следовательно, налоговый орган в любом случае направит организации требование, но не в пределах 3 месяцев, а в пределах 9 месяцев. И на протяжении всех этих месяцев сохраняется ситуация, при которой недоимка объективно существует, и на нее начисляются пени.

Далее со дня, когда соответствующее требование будет получено организацией, в соответствии со ст. 69 НК РФ в течении 8 дней или иного срока, установленного в требовании, организация будет обязана его исполнить. Если в течение этого срока требование не будет исполнено, после истечения срока, указанного в требовании, но не позднее 2 месяцев со дня его истечения, принимается решение о взыскании налога, пени, штрафа за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (п. 3 ст. 46 НК РФ). Решение об этом в течении 6 дней будет направлено организации (п. 3 ст. 46 НК РФ), а налоговый орган, в свою очередь, направит поручение на перечисление налога в банк, где открыты счета налогоплательщика, которое подлежит безусловному исполнению банком (п. 2 ст. 46 НК РФ). В случае отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика, налоговый орган произведет взыскание за счет электронных денежных средств (п. 6.1 ст. 46 НК РФ), а при их отсутствии - за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Столь безрадостная перспектива говорит о том, что всем «непострадавшим» организациям и предпринимателям, которые здесь и сейчас оказались не в состоянии уплатить налоги, все же стоит попытаться попросить отсрочку, поскольку в ином случае придется либо в экстренном порядке найти денежные средства на их уплату, либо остаться один на один с возникшей недоимкой и последующими мерами ее бесспорного взыскания.

[1] Аналогичная позиция содержится в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2007 № 04АП-1758/2007 по делу № А78-371/2007-С1-1/17, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 17.09.2014 по делу № А65-1048/2014

image_pdf
image_print

Плательщик налогов и страховых взносов на основании положений главы 9 Налогового кодекса имеет право на отсрочку или рассрочку платежа. Разберемся, как можно воспользоваться этим правом.

Как предоставляется отсрочка

О предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налогов сказано в статьях 61-64 НК РФ. Эти нормы Кодекса содержат общие принципы переноса срока уплата налогов, а конкретный порядок утвержден приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Срок переноса зависит от того, уплату какого налога требуется отсрочить. Если речь о федеральных налогах или страховых взносах, то перенести их можно на срок до 3 лет. Уплату всех прочих налогов можно отсрочить не более, чем на 1 год. Что касается суммы платежа, то отсрочка может распространяться на нее всю либо на ее часть. Уплатить налог также единовременно в конце отсрочки либо в течение срока поэтапно.

Чтобы получить отсрочку или рассрочку налогового платежа, нужно заявить об этом праве. О форме заявления и прилагаемых документах мы расскажем ниже. Однако даже если заявление подано, это еще не значит, что уплату налога сразу отсрочат. Налогоплательщика могут обязать предоставить обеспечение. Таким обеспечением может быть банковская гарантия, поручительство или имущество, переданное в залог.

Также придется уплатить проценты, начисленные на сумму задолженности, из расчета ½ ставки рефинансирования ЦБ РФ. Однако обязанность уплаты процентов возникает не всегда. Если необходимость отсрочки вызвана форс-мажором или неперечислением компании денежных средств государственным заказчиком, то проценты не начисляются.

Кто может рассчитывать

Для того чтобы воспользоваться правом на перенос срока уплаты налоговых обязательств, нужно основание. Таковым может считаться одно из следующих обстоятельств:

  • ущерб, причиненный в результате форс-мажора;
  • неуплата денежных средств за товары, работы или услуги, которые были поставлены/осуществлены государственным или муниципальным заказчикам;
  • риск несостоятельности в случае уплаты налога единовременно;
  • сезонный характер работы налогоплательщика;
  • невозможность уплаты налогов или санкций, которые были начислены по результату налоговой проверки.

Что касается последнего основания, то в этом случае можно рассчитывать только на рассрочку уплаты. При этом есть ряд условий:

  • сумма начислений по итогам проверки укладывается в диапазон 30-70% от выручки за предыдущий год;
  • субъект — компания или ИП — зарегистрирован более года назад;
  • субъект не находится в процедуре банкротства;
  • компания не ликвидируется и не реорганизуется.

Когда переноса срока не будет

В статье 62 НК РФ приведены случаи, когда отсрочку/рассрочку не дадут:

  • если в отношении плательщика возбуждено уголовное дело по налоговому преступлению, ведется производство по налоговому или административному правонарушению;
  • если есть основания полагать, что плательщик скроется сам либо скроет денежные средства и имущество;
  • если в течение 3 лет до подачи заявления выносилось решение об отмене отсрочки.

Документы

В приложении №1 к упомянутому выше приказу ФНС приводится рекомендованная форма заявления:

Заявление о переносе срока улаты налога

Образец завления

Подавать заявление нужно в орган, уполномоченный принимать решение в отношении налога, по которому плательщик просит перенести срок уплаты. Так, по федеральным налогам (например, НДС, налог на прибыль) и страховым взносам нужно обращаться в ФНС, по региональным и местным налогам — в местные налоговые органы, а по налогам, связанным с перемещением товара через границу — в Таможенную службу.

К заявлению прилагается комплект документов, в который входит:

  • выписки из банков о счетах и оборотах по ним за полгода помесячно, а также справка о наличии либо отсутствии документов в картотеке неоплаченных документов;
  • банковские справки об остатках денежных средств на счетах;
  • список дебиторов с указанием стоимости договоров, заключенных с ними, и сроков оплаты, а также копии этих договоров;
  • обязательство плательщика выполнить условия рассрочки либо отсрочки, включая график платежей.

Указанные документы представляют все плательщики. Кроме того, необходимо документально подтвердить основание отсрочки. В каждом конкретном случае для этого предназначаются определенные документы, которые перечислены в пункте 5.1 статьи 64 НК РФ. Например, если в качестве причины необходимой отсрочки выступает ущерб, нанесенный обстоятельствами непреодолимой силы, то нужно представить:

  • заключение о факте их наступления;
  • акт оценки причиненного ущерба.

Что дальше?

В течение 30 дней после получения заявления налоговый орган должен принять решение о предоставлении отсрочки (рассрочки). Налогоплательщику его копия направляется в течение 3 дней. Действовать решение начинает с даты, которая в нем указана. Если требуется залог, то действие решения начинается после оформления договора о залоге.

Случаются и отказы, которые чаще всего связаны с неполным комплектом документов. Во избежание этого следует тщательно подготовить все бумаги. А вот безосновательный отказ в переносе срока уплаты налога недопустим — налоговый орган должен его мотивировать.

Отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в отношении уплаты одного или нескольких налогов из числа уплачиваемых.

Понятие и основания для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора

В соответствии с положениями действующего НК РФ, понятие предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора означает определенное изменение, которое касается непосредственного срока уплаты того или иного налога.

Действующий порядок устанавливает, что срок, на который отсрочка или рассрочка могут быть предоставлены, не должен превышать один календарный год. В особом порядке рассрочка или отсрочка могут быть предоставлены на срок до трех лет, если такое решение было принято Правительством РФ.

Порядок предоставления рассрочки или отсрочки по уплате налога и сборов требует наличия оснований, предусмотренных налоговым законодательством РФ. В эти основания входят следующие:

  • причинение лицу определенного материального ущерба в результате непреодолимой силы и особенных обстоятельств, например, стихийной силы;
  • в случае задержек в финансировании лица их бюджета, либо, если данное лицо оплатило государственный заказ;
  • существование угрозы банкротства лица, либо вынесение судом мирового соглашения, а также составление специального графика для дальнейшего погашения имеющейся задолженности;
  • при особом имущественном положении данного лица, если оно исключает возможность скорейшего погашения и уплаты налогов и сборов в полном объеме;
  • если работа по реализации определенных товаров, либо предоставлению каких-либо услуг носит сезонный характер, в соответствии с перечнем сезонных работ, утвержденных действующим законодательством РФ;
  • если речь идет об уплате налогов за перемещение определенных товаров через границу государства. В таком случае отсрочка или рассрочка также могут быть предоставлены, если имеются соответствующие условия и основания для того, чтобы изменение срока уплаты было правомерным.

Порядок предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога

Законодательством РФ устанавливаются особый порядок и условия, благодаря соблюдению которых заинтересованным лицам предоставляется отсрочка или рассрочка и происходит изменение установленного срока оплаты.

Первоначальным этапом данной процедуры является подача письменного заявления от заинтересованного в предоставлении лица.

Заявление должно быть подано в соответствующий орган, обладающий полномочиями по принятию данных документов.

К письменному заявлению должны быть приложены следующие документы: справки банковского учреждения о регулярных финансовых оборотах лица за шестимесячный период до подачи заявления, справки об остатках денежных средств на имеющихся открытых счетах, полный перечень контрагентов.

Дополнительным и очень важным документом является обязательство лица, которое подразумевает обязательное соблюдение им всех установленных условий на период изменения срока уплаты налога или сбора. Заключительным документом будет являться подтверждения наличия одного основания, либо нескольких, дающих правомерную возможность изменить порядок и срок уплаты налогов и сборов.

В роли документального основания может выступать обоснованное заключение о факте наступления особых обстоятельств, акт оценки ущерба, который был причинен непреодолимой стихийной силой и т.д.

Начисление процентов на суммы задолженности по уплате налогов

Начисление пеней, штрафов и процентов на существующую сумму налоговой задолженности, как юридические меры, направлены, прежде всего, на скорейшее исполнение лицом своих финансовых обязательств. Проценты представляют собой определенную денежную сумму, которую лицо обязано уплатить, после оплаты основного долга. Проценты всегда выражены в денежном эквиваленте.

Уплата должником основной суммы задолженности по установленным налогам и сборам не освобождает его от необходимости уплаты накопившихся процентов. Начисление процентов может быть остановлено, но только в случае принятия такого решения судебным органом, ибо при иных обстоятельствах, которые имеют соответствующие основания.

Если заинтересованному лицу была предоставлена отсрочка или рассрочка на исполнение финансовых обязательств по налогам и сборам, начисленные проценты также могут войти в данную рассрочку.

Внесенное изменение в порядок уплаты определенной суммы по налогам и сборам коснется и установленного порядка уплаты существующих процентов. При этом сам процесс роста процентов прекращается с того момента, когда решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога было принято уполномоченным органом.

Документы для предоставления рассрочки или отсрочки уплаты налога

Окончательное решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, а также об отказе в удовлетворении данных требований заинтересованного лица, может принять лишь уполномоченный орган.

Как показывает регулярная практика, случаи отказов отнюдь не являются редкостью. В большинстве ситуаций, это происходит за-за того, что заинтересованное лицо так и не смогло представить основания исчерпывающие доказательства необходимости предоставления отсрочки.

Именно поэтому законодательство РФ определяет четкий порядок, условия, основания и правила подачи заявления об отсрочке. Особое внимание уделяется и списку необходимых документов, которые подаются в уполномоченный налоговый орган.

Основным из них является письменное заявление, в котором заинтересованное лицо выражает свою просьбу о предоставлении рассрочки, а также мотивирует необходимость такого предоставления определенными причинами.

Следующим шагом будет сбор необходимых приложений для заявления. Сюда входят банковские выписки о текущем состоянии финансовых счетов, а также письменное обязательство о том, что лицо обязуется соблюдать установленные законом условия, в случае предоставления ему рассрочки по уплате налогов и сборов.

Самыми важными документами будут являться непосредственные основания, которые подтвердят, что лицо действительно не смогло произвести оплату вовремя, по независящим от него причинам.

Например, заключение страхового агента, акт оценки материального ущерба и даже выписки из полицейского заключения о хищении имущества и т.д.

Прилагаемые документы к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Отсрочка или рассрочка по уплате установленных налогов и сборов предусмотрена действующим законодательством РФ, прежде всего, для максимальной защиты интересов и законных прав налогоплательщиков. Для того, чтобы решение о предоставлении рассрочки было положительным, следует заранее заняться сбором необходимых документов, которые должны быть приложены к заявлению.

Установленный порядок допускает, что данные документы могут быть предоставлены в налоговый орган как лично заинтересованным лицом, так и его представителем, при условии наличия у последнего оформленной доверенности, со списком полномочий данного представителя.

В зависимости от конкретных оснований, которые были указаны заинтересованным лицом в заявлении, налоговый орган может потребовать предоставления соответствующих документов, например:

  • официальное заключение о действительном наличии факта непреодолимой силы, который впоследствии и привел к невозможности своевременного исполнения финансовых обязательств по уплате налогов и сборов;
  • сведения о движимом и недвижимом имуществе, которое принадлежит заинтересованному лицу не основании действующего права собственности. Данный документ может потребоваться, когда основанием предоставления отсрочки названо особо текущее имущественное положение заявителя.

Налоговый орган может истребовать и иные дополнительные бумаги, требующиеся в каждом конкретном случае.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Правовое решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога принимается налоговым органом при наличии оснований, а также всех требующихся документов, которые данные основания могут подтвердить.

Положительное решение будет принято в том случае, если соблюдены следующие условия и порядок:

  • если заинтересованному лицу – налогоплательщику был причинен серьезный ущерб, который привел к резкому ухудшению его текущего материального положения, а также, если этот ущерб стал результатом непреодолимой силы – стихийной катастрофы и т.д.;
  • существует риск банкротства заинтересованного лица в том случае, если он в данный момент совершит оплату всех установленных налогов и сборов;
  • если определенные условия и текущее имущественное положение заинтересованного лица не допускает возможности уплаты налогов и сборов в настоящее время. Резкое изменение текущего имущественного положения в лучшую сторону, например, получение серьезной прибыли и т.д., аннулирует данный пункт и возвращает налоговому органу право требовать своевременного погашения имеющейся задолженности. В таком случае отсрочка или рассрочка лицу больше не предоставляется.

Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога

Установленный порядок и условия предполагают, что рассрочка не может быть предоставлена по определенным обстоятельствам. В соответствии с правилами налогового законодательства, она не предоставляется, если в отношении лица:

  • возбуждено уголовное производство в отношении правонарушения и преступления, так или иначе касаемо нарушения налоговых норм и установленных правил;
  • идет активное производство по делу о налоговом, либо административном правонарушении, совершенным лицом, заинтересованном в предоставлении отсрочки;
  • ведется активное производство по делу о нарушении, связанным с уплатой налогов и сборов таможенным органам за провоз определенных товаров через государственную границу;
  • если у налогового органа имеются серьезные основания подозревать, что предоставление отсрочки требуется заинтересованному лицу для последующего сокрытия части доходов, либо имеющегося у него имущества для того, чтобы на него не распространялся порядок налогообложения. Помимо этого, налоговый орган может подозревать, что изменение срока уплаты необходимо лицу для того, чтобы покинуть страну;
  • если в течение трех лет, до того, как лицо обратилось в налоговый орган для предоставления рассрочки, было вынесено решение о прекращении действия предыдущей рассрочки по причине нарушения установленного порядка и обязательств заинтересованного лица.

Читайте также: