Практическое международное налоговое планирование

Опубликовано: 03.05.2024

Бюджетно-налоговое планирование и регулирование: цели и задачи

Налоговое планирование на микро- и на макроуровне представляет собой составление планов налоговых платежей. Но цели стоят на разных уровнях разные. Предприятия стараются минимизировать суммы уплачиваемых налогов, а государство — сделать так, чтобы поступления в бюджет были максимально возможными.

Налоговое планирование должно основываться на положениях действующего законодательства. Оптимизация фискальных платежей как со стороны государства, так и со стороны хозяйствующих субъектов должна осуществляться в рамках правового поля и учитывать экономическую целесообразность того или иного действия.

Налоговые платежи являются одной из основных доходных статей бюджета любого государства.

Налоговое планирование на макроуровне

Государственная политика по налогам и сборам состоит в том, чтобы определить такие параметры фискальных платежей, чтобы, с одной стороны, обеспечить наполняемость бюджета, а с другой — не возложить излишнее бремя на бизнес и население.

На государственном уровне формируются как текущие (краткосрочные), так и стратегические (долгосрочные) планы. При их формировании очень важно соблюсти интересы всех сторон. От правильности прогноза поступлений фискальных платежей зависит план выполнения задач, на выполнение которых они направляются.

Государственное налоговое планирование включает следующие этапы:

  1. Определение целей и задач, которые будут выполняться за счет поступлений налогов и сборов.
  2. Оптимизация законодательства в области налогов и сборов для достижения поставленных целей.
  3. Разработка порядка распределения обязанностей и полномочий органов власти в этой области.
  4. Определение объемов и порядка распределения прогнозных поступлений.
  5. Разработка контрольных мероприятий в области сбора и расходования поступлений от налогов и сборов.
  6. Анализ и сопоставление плановых и фактических показателей и учет сделанных выводов при дальнейшем планировании.

Налоговое планирование на микроуровне

Целью, которую преследует налоговое прогнозирование и планирование на макроуровне, всегда является минимизация фискальных платежей. При этом очень важно не выходить за рамки правового поля. Агрессивное налоговое планирование на грани установленных законодательством норм может привести к обратному эффекту. Штрафные санкции за несоблюдение требований законодательства могут значительно превысить получаемую выгоду от применения незаконных схем оптимизации.

На сегодняшний день в РФ поставлены достаточно эффективные системы контроллинга за правильностью формирования налогооблагаемых баз и выявлением незаконного вывода активов и финансовых результатов из-под налогообложения.

Мы не будем останавливаться на противоречащих законодательству методиках оптимизации, а рассмотрим только законные инструменты. На микроуровне налоговое планирование включает:

  1. Формирование полного перечня уплачиваемых налогов и сборов.
  2. Анализ ставок, возможных к применению льгот и вычетов.
  3. Поиск путей снижения налогооблагаемых баз.
  4. Рассмотрение возможностей применения спецрежимов и анализ их эффективности.

Применяемые методы и инструменты

В различных ситуациях возможно применение различных методов и инструментов. Это зависит от множества факторов:

  • возможностей компании внутрихолдингового планирования;
  • преследуемых целей и ожидаемого экономического эффекта;
  • применяемой системы налогообложения;
  • вида деятельности.

Наиболее часто используемым является ситуационный метод. Ситуационный метод налогового планирования предусматривает следующие элементы:

  1. Определение перечня уплачиваемых налогов, анализ ставок и льгот. На основе этих данных формируется налоговое поле.
  2. Определение типовых хозяйственных операций, осуществляемых организацией.
  3. Формирование пакета возможных договорных отношений по типовым хозоперациям.
  4. Анализ применения тех или иных договоров, экономических операций на величину налоговой базы.
  5. Выбор наиболее оптимального варианта.

Расчетно-аналитический метод предусматривает вывод о прогнозных суммах налоговых платежей на основе анализа данных предшествующих периодов и учета прогноза изменений объемов продаж, расходных статей, численности работников. Также при применении этого метода учитывается вступление в силу новых законодательных норм.

Балансовый метод предусматривает составление на основе прогнозных данных бухгалтерских операций, оценку их влияния на сумму активов и пассивов компании и финансовый результат.

Специальные узкоспециализированные методы учитывают специфику влияния отдельной операции на объем налогооблагаемой базы. Например, к таким методам относятся следующие операции:

  1. Перенос доходов на будущее, отсрочка платежей. Отсрочка авансирования от покупателей при уплате НДС позволяет снизить суммы уплачиваемого НДС с аванса. Отсрочка поступлений при УСН — снижает налогооблагаемую базу при объекте обложения «Доходы».
  2. Замена вида договора. Например, перекупщику на УСН с объектом «Доходы» выгодно заменить договор купли-продажи с поставщиком договором комиссии. В этом случае базой обложения будет только комиссионное вознаграждение.
  3. Оптимизация статей затрат. Например, отказ от некоторых сотрудников и переход на работу с аутсорсинговой компанией.

Особенности плана фискальных платежей в группе компаний

На сегодняшний день многие организации при ведении деятельности объединяются в холдинги, концерны или просто составляют объединение групп компаний. Корпоративное налоговое планирование является сложным инструментом, позволяющим оптимизировать общую сумму фискальных платежей.

Кроме обычного прогнозирования на уровне каждого отдельного предприятия, при планировании очень важно не допускать перекосов внутри группы компаний. Например, когда одна компания холдинга уплачивает высокий налог на прибыль, а другие ведут убыточную деятельность. В этом случае задача сотрудников, ответственных за планирование налогов, провести анализ возникшей ситуации и вынести на рассмотрение руководства предложения об устранении перекосов. Например, можно:

  • пересмотреть внутрихолдинговые контакты. Если одна компания предоставляет остальным в аренду активы, то для корректировки сумм затрат можно пересмотреть суммы арендных платежей;
  • перераспределить работников между компаниями. Это позволит уменьшить затратную нагрузку по зарплате и уплачиваемым страховым взносам;
  • оптимизировать применение спецрежимов. Если одна из компаний в группе работает на УСН, то остальные, работающие с ней и уплачивающие налоги по ОСНО, теряют право на применение вычета по НДС.

Крупные корпорации применяют еще и международное налоговое планирование. Суть его заключается в том, что регистрируется подразделение холдинга в другом государстве с более мягким налогообложением и выводится в него налогооблагаемая база: активы, прибыль.

Налоговое планирование - это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

оптимизация налоговых платежей;

сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

выявление налоговых рисков;

анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

разработка налоговой схемы;

осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

риски контроля со стороны налоговых органов;

риски увеличения сумм налогов;

риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

Оптимизация цены сделок

Применение отдельных элементов налогообложения

Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

порядок списания расходов;

определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

"налоговых лазеек" – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Международное налоговое планирование – это:

· выбор между различными вариантами и методами осуществления деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств;

· допускаемое законодательством снижение глобального налогового бремени физических и юридических лиц с целью максимизации их совокупных доходов, возникающих во всех юрисдикциях внешнеэкономической деятельности;

· создание схем и инструментов налогового планирования с целью снижения налоговых потерь при проведении международных инвестиционных и финансовых операций.

Международное налоговое планирование (МНП) как составная часть корпоративного налогового планирования – это процесс систематического использования оптимальных законных налоговых способов и методов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния организации при проведении различных международных операций в условиях ограниченности ресурсов. Результатами данного налогового планирования являются совокупная налоговая экономия и максимизация совокупной чистой прибыли хозяйствующего субъекта, возникающие во всех юрисдикциях деятельности и регистрации в соответствии с принципом резидентства.

Задачами международного налогового планирования являются:

1) учет всех налогов, уплаченных во всех юрисдикциях активности, специфики различных элементов налогов (ставок, налоговой базы, предоставляемых льгот и т. д.);

2) изыскание наиболее рациональных способов оптимизации таких налогов;

3) эффективное использование различных способов урегулирования международного двойного налогообложения;

4) максимизация глобального дохода хозяйствующего субъекта за счет снижения его совокупного налогового бремени.

Особенностью корпоративного МНП является использование вариантов создания различных транснациональных корпораций для перераспределения прибыли между соответствующими структурными единицами группы, находящимися в странах с разным уровнем налогов.

По уровню налогового бремени все страны мира условно можно разделить на две большие группы, различающиеся по уровню налогообложения и государственного контроля за коммерческой деятельностью:

1) юрисдикции с высокими налогами;

1) юрисдикции с либеральным налогообложением.

К юрисдикциям с высоким уровнем налогообложения относится большинство промышленных стран с развитой рыночной экономикой. Ставки налога на прибыль и индивидуального подоходного налога здесь составляют порядка 30 – 60 %, а ставки налогов на распределение прибыли в форме процентов, дивидендов и роялти – 15 – 35 %. Деятельность хозяйственных субъектов строго регламентирована, действуют специальные правовые нормы, ограничивающие внутрифирменные операции и использование зарубежных фирм с целью минимизации налогов. В этих странах существуют также достаточно жесткая процедура создания компаний, контроль финансовой отчетности, а в случаях нарушения налогового законодательства применяются суровые штрафные и уголовные санкции.

Юрисдикции со льготным налогообложением, в свою очередь, можно разделить на две группы:

· к первой относятся юрисдикции, где при достаточно высоком уровне подоходного налога применяется система специальных налоговых льгот, касающихся деятельности компаний определенных типов, в том числе холдинговых, финансовых и торговых; механизма перевода доходов и репатриирования прибылей. Налоги, взимаемые в этих странах при вывозе и репатриировании дивидендов, банковского процента, платежей роялти и некоторых других видов дохода, обычно снижены. Страны этой группы отличаются также либеральными валютными и таможенными режимами;

· ко второй группе относятся государственные образования и административные территории, называемые налоговыми гаванями или налоговыми убежищами, в которых предельно упрощен порядок регистрации юридических лиц и значительно снижены (или отсутствуют) налоги на прибыль.

К государствам и территориям, предоставляющим льготный налоговый режим и не предусматривающим раскрытие информации при проведении финансовых операций относят:

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Управление финансами

Квалифицированный финансист должен уметь эффективно использовать любые возможности оптимизации налогообложения. Поэтому для него знание принципов международного налогового планирования является далеко не лишним.

Антон Щетинский, эксперт «Консультанта»

О знакомиться с принципами международного налогового планирования смогли участники семинара, проведенного компанией Consulco International Group совместно с агентством «Модус». На семинаре «Практика международного корпоративного и налогового планирования» присутствовали в основном финансовые и генеральные директора крупных и средних фирм. На мой вопрос: «Влияет ли посещение такого типа семинаров на принятие решения об использовании офшоров?», - Дмитрий Хенкин, директор Consulco, ответил так: «Офшорный бизнес остается рентабельным и по-прежнему привлекает к себе повышенный интерес. Однако в настоящее время люди принимают решение об использовании международного налогового планирования в интересах своей фирмы взвешенно, обдуманно».

Почему возник интерес к международному налоговому планированию? Собственно говоря, с обсуждения этого вопроса и начался семинар. Михаил Соболев, ведущий консультант Consulco на рынке СНГ, высказал свою точку зрения: «Причины повышенного интереса непосредственно связаны с желанием российских бизнесменов снизить риски в предпринимательской деятельности». Риски же, которые можно уменьшить, используя международное планирование, связаны со следующими факторами:

  • нестабильность российского корпоративного законодательства;
  • изменчивая политика государства в отношении бизнеса;
  • периодические кризисные явления в экономике, высокие налоги и непредсказуемость налогового законодательства.
Можно добавить, что на принятие решения об использовании инструментов международного планирования влияют также:

Строго в рамках закона

Налоговое планирование реализуется на основе правильного применения налогового и гражданского законодательства. Следует подчеркнуть, что методы и мероприятия, о которых говорилось на семинаре, исключительно законны с точки зрения международного и российского права. В Налоговом кодексе законодатель закрепил за налогоплательщиками право «использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах» (подп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ). Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 27 мая 2003 г. № 9-П указал на то, что «недопустимо установление ответственности за такие действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и, соответственно, оптимального вида платежа».

Проблема выбора

После обсуждения актуальности международного налогового планирования Дмитрий Хенкин перешел к практическим советам: «все начинается с регистрации предприятия в одном из иностранных государств, чаще всего в офшорной зоне. Давайте рассмотрим факторы, влияющие на выбор юрисдикции для целей международного планирования».

Выбирать юрисдикцию следует из тех, которые соответствуют предъявляемым требованиям. Как правило, они связаны со стоимостью, возможным уровнем конфиденциальности и вашими желаниями относительно перспектив применения компании. Дмитрий Хенкин привел следующие факторы, влияющие на выбор юрисдикции:

  • имеются ли соглашения об избежании двойного налогообложения, в частности с Россией;
  • каково местное налоговое законодательство;
  • какую отчетность надо сдавать;
  • соображения престижности;
  • стоимость создания и обслуживания;
  • соображения конфиденциальности;
  • предсказуемо ли налогообложение или может измениться в любой момент.
Существуют страны, отличительными чертами которых являются отсутствие налога на прибыль, требований отчетности, высокая конфиденциальность, относительно низкая стоимость обслуживания. Такие юрисдикции можно назвать «классическими офшорами». Вскользь о них упоминалось в сентябрьском номере «Консультанта». Напомним, что к таким юрисдикциям, в частности, относятся Багамы, Британские Виргинские острова, Каймановы острова, Панама, Сейшелы. Дополним информацию из сентябрьского номера, для чего приведем их сравнительную характеристику в таблице 2.

Офшорный рай

Но можно ли, создав предприятие в одной из этих стран, решить все или хотя бы многие задачи? Реально ли достижение «офшорного рая»?

Для ответа на этот вопрос Дмитрий Хенкин на семинаре привел следующую весьма показательную таблицу (см. табл. 1).

Таблица 1. Крупнейшие страны - инвесторы в российскую экономику, % к итогу
1999 г. 2000 г. 2001г. 2002 г. 2003г.
США 30.6 14.5 11.3 12.9 9.3
Германия 17.7 13.4 8.7 19 17.9
Кипр 9.6 13.2 15.3 13.1 14.2
Гибралтар 8.2 6.5 - - -
Великобритания 7.7 5.5 10.9 11.6 12.7
Нидерланды 5.6 11.2 8.8 - 8.3
Швейцария 4.2 7.2 9.4 - 2.5
Франция 3.3 6.8 8.4 7.1 8.4
Финляндия 2.3 - - - -
Люксембург 1 - - - 6.1
Швеция - 2.6 - - -
Антильские острова - 2.3 - - -
Британские Виргинские острова - - 4.2 - 2.6
Австрия - - 3 - -
Япония - - 2.9 - 3.3

Конечно, называть остров офшорным раем не совсем корректно. Дело в том, что Кипр нельзя считать офшором, если подходить к этому термину формально. Тем более что правительство этой юрисдикции неоднократно официально заявляло о том, что Кипр не является таковым. Благоприятными были условия работы с ним в недалеком прошлом, не менее выгодны они и сейчас. Поэтому так и хочется допустить такую вольность - назвать Кипр «офшорным раем». Но обо всем по порядку.

Кипр в настоящее время - это:

  • член ЕС с мая 2004 года;
  • самая низкая ставка налога на прибыль в Европе;
  • обширная сеть налоговых соглашений с другими странами;
  • солидная банковская система и очень надежные коммерческие банки;
  • широкое употребление английского языка в предпринимательстве;
  • минимальный уровень преступности;
  • удобное географическое расположение.
Страна привлекает существенное количество инвесторов, которые создают кипрские компании международного бизнеса. А затем используют их для инвестирования средств в Центральную и Восточную Европу, включая Россию и страны СНГ.

Это происходит благодаря широкой сети налоговых соглашений Кипра с большинством государств данных регионов.

Также немаловажен благоприятный налоговый режим в отношении доходов в виде дивидендов, процентов и роялти.

Вот что сказал об этом Алексей Кудрин, глава российского Минфина на встрече с иностранными инвесторами в Вашингтоне в октябре 2004 года: «Что касается притока капитала, то иногда он представляет собой возврат капитала российского происхождения. Часто говорят, что Кипр, который по величине является вторым инвестором в Россию, является основным источником этих инвестиций, но мое мнение, что Кипр используется всеми компаниями других стран для прихода в Россию» .

Согласно кипрскому законодательству резидентом Республики Кипр является компания, большинство членов исполнительного руководства которой резиденты Кипра. Резидентная компания платит налог по ставке 10 процентов со всей налогооблагаемой прибыли. А нерезидентной компанией считается та, органы управления и контроля которой находятся вне Кипра. Нерезидент Кипра облагается налогом на прибыль только в том случае, если она получена в результате деятельности постоянного представительства на Кипре.

Понятие налогооблагаемой прибыли соответствует стандарту, принятому в международных бухгалтерских нормах - это разность между выручкой и затратами, связанными с деловыми расходами компании. Согласно налоговому законодательству Кипра при выплате доходов за рубеж у местного источника выплаты не взимаются налоги со следующих доходов:

  • дивиденды;
  • проценты;
  • роялти;
  • прирост капитала при реализации недвижимости, находящейся за пределами Кипра.
Следует добавить, что на Кипре существует еще один налог - на оборону. Им облагаются дивиденды и доход в виде процентов.

Уплачивают этот налог только резиденты Кипра. Ставки налога на оборону немалые: на доход в виде дивидендов - 15 процентов, на доход в виде процентов - 10 процентов. Однако существуют льготы по этому налогу, позволяющие уходить от налога во многих случаях. К примеру, Дмитрий Хенкин предложил рассмотреть следующий алгоритм, проливающий свет на то, что, используя кипрскую компанию, вряд ли вы заплатите налог на оборону:


Почти 40 стран заключили с Республикой Кипр соглашения об избежании двойного налогообложения (в том числе и Россия). В основном они уменьшают либо совсем устраняют налоги на дивиденды, проценты и роялти. Обратимся к Соглашению между Правительством Республики Кипр и Правительством РФ об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 5 декабря 1998 года. Согласно данному документу, если кипрская компания получает дивиденды, например из России, российский источник выплаты удерживает налог по ставке всего 5 процентов (стандартная ставка в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ - 15%). Если же она получает доход в виде роялти или процентов, ставка удерживаемого в России налога уменьшается до нуля (стандартная ставка в соответствии с подп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ - 20%). В свою очередь Кипр не устанавливает налогов на доходы в виде дивидендов, процентов и роялти, выплачиваемых за пределы Кипра. Такие условия не может предложить практически ни одна страна - член ЕС.

Применяя налоговое соглашение, в ряде случаев можно работать в России за рубли, на легальных основаниях платить налог на прибыль только на Кипре, а не в России. Используя это соглашение можно еще и не платить российский налог на имущество. В связи с этим для многих иностранных инвесторов и российских предпринимателей кипрские компании стали почти безальтернативным вариантом. Работа от их имени позволяет достичь оптимального баланса. Баланса между уровнем рентабельности бизнеса в России и теми рисками, которые пока еще столь высоки при ведении предпринимательской деятельности в нашей стране.

  • обеспечивает высокий уровень престижа зарегистрированных в ней компаний;
  • официально не признается как офшорный центр;
  • имеет внятную систему налогообложения с самой низкой ставкой корпоративного налога в Европе;
  • заключила множество соглашений об избежании двойного налогообложения;
  • не удерживает налогов при выплате доходов в другие страны (что в сочетании с предыдущим пунктом позволяет называть Кипр «европейским суперхолдингом»);
  • может быть отличным плацдармом для бизнес-экспансии на богатейший рынок ЕС.

Таблица 2. Характеристики классических офшорных юрисдикций
Багамские острова Британские острова Каймановы острова Панама Сейшельские острова
Тип компании Компания Международного Бизнеса (IBC) Компания Международного Бизнеса (IBC) Нерезидентная компания Освобожденная от уплаты налогов Компания Международного Бизнеса (IBC)
Зарегистрированный офис да да да да да
Налогообложение 0 0 0 0 0
Минимальный годовой налог,USD 350 300 575 250 100
Минимальное количество акционеров 1 1 1 1 1
Минимальное количество директоров 1 1 1 3 1
Необходимость наличия секретаря нет нет нет да нет
Стандартный уставный капитал в акциях, USD 50 000 50 000 50 000 50 000 50 000
Ежегодная отчетность нет нет нет нет нет
Представление финансовых отчетов нет нет да по желанию нет
Название компании Название компании должно заканчиваться словами или соответствующей аббревиатурой: Limited, Corporation, Incorporated и Societed Anonima

Материал предоставлен журналом «Консультант» , №21 2004 г.

Расширяя границы вашего бизнеса

О нас

Налогообложение при осуществлении операций и проведении сделок с участием иностранных компаний приобретает все большее значение для транснациональных и ведущих российских групп компаний. В современном мире задачей налоговой службы является не только своевременная и правильная подготовка налоговой отчетности, но и грамотное планирование налоговой нагрузки, реалистичная оценка налоговых рисков и управление эффективной ставкой налогообложения группы независимо от того, насколько широка география бизнеса.

Мы оказываем нашим клиентам содействие в устранении необоснованных налоговых потерь и управлении налоговыми рисками, возникающими при работе в иностранных государствах или с иностранными партнерами.

Наши услуги

  • Реструктуризация для соответствия требованиям изменившегося налогового законодательства и правоприменительной практики
  • Проработка налоговых аспектов сделок по приобретению активов бизнеса за рубежом или в которых присутствует иностранный элемент
  • Подготовка структуры собственности определенных активов/дивизионов для снижения налоговых затрат при их будущей продаже
  • Анализ налоговых аспектов выхода Группы на новые рынки
  • Разработка эффективной с налоговой точки зрения структуры финансирования и казначейства
  • Разработка структуры управления иностранными компаниями
  • Расчет налоговых последствий по правилам КИК
  • Оценка целесообразности участия в «амнистии капиталов 18/19»

Реструктуризация для соответствия требованиям изменившегося налогового законодательства и правоприменительной практики

Налоговые органы разных стран все большее внимание уделяют борьбе с злоупотреблениями, направленными на получение необоснованной налоговой выгоды при осуществлении трансграничных операций. Это выражается во внедрении специальных механизмов противодействии таким злоупотреблениям как на национальном, так и на международном уровне. Налогоплательщикам зачастую приходится модифицировать существующую структуру в связи с такими изменениями в законодательстве.

Мы оказываем клиентам следующие услуги в связи с такой реструктуризацией:

  • Разработка вариантов модификации структуры для сокращения количества иностранных компаний
  • Анализ влияния международных соглашений, направленных на противодействие размытию налоговой базы и гармонизацию правил налогообложения в ЕС, на эффективную ставку налогообложения Группы
  • Анализ вопросов применения Договоров об избежании двойного налогообложения, в том числе требований к бенефициарному собственнику доходов
  • Анализ вопросов применения правил о контролируемых иностранных компаниях в России и других юрисдикциях
  • Анализ вариантов снижения административных затрат, связанных с содержанием и управлением иностранными компаниями группы, за счет сокращения спектра используемых юрисдикций или количества компаний


Проработка налоговых аспектов сделок по приобретению активов бизнеса за рубежом или в которых присутствует иностранный элемент

Налогообложение в связи с осуществлением сделок по приобретению активов/бизнеса за рубежом или в структуре которых присутствует иностранный элемент, в том числе в связи с созданием совместных предприятий (СП), подразделяется на следующие блоки ключевых налоговых вопросов:

  • Выделение активов для передачи в СП
  • Возможность снижения налоговых затрат при осуществлении сделки или создании СП
  • Интеграция приобретенной структуры в существующую структуру Группы

Мы оказываем нашим клиентам следующие услуги в рамках указанных выше блоков налоговых вопросов:

  • Выбор компании в Группе, которая будет являться покупателем/участником СП
  • Разработка вариантов интеграции приобретенного бизнеса в существующую структуру
  • Поиск эффективных с налоговой точки зрения механизмов репатриации прибыли
  • Анализ структуры сделки с точки зрения применения законодательства о контролируемых иностранных компаниях и концепции бенефициарного собственника доходов
  • Анализ вариантов финансирования приобретения и финансирования приобретенного бизнеса в будущем с точки зрения налогообложения


Подготовка структуры собственности определенных активов/дивизионов для снижения налоговых затрат при их будущей продаже

Когда Группа планирует продажу определенных активов или дивизионов в ближайшем или отдаленном будущем, необходимо обеспечить, чтобы такая продажа не была связана со значительными налоговыми затратами для продавца. Чтобы этого добиться, необходимо провести анализ существующей структуры, определить объем активов для возможной продажи и подготовить структуру к продаже.

В этой связи мы оказываем клиентам следующие услуги:

  • Выбор структуры собственности, связанной с минимально возможными налоговыми затратами при будущей продаже
  • Разработка плана перехода для снижения налоговых затрат на каждом этапе перехода к новой структуре


Анализ налоговых аспектов выхода Группы на новые рынки

При расширении географии бизнеса на новые рынки зачастую возникает необходимость присутствия персонала Группы за рубежом для осуществления функций по развитию бизнеса. При этом налоговой задачей может являться как снижение налоговых затрат, связанных с таким присутствием за рубежом, так и наоборот – перенос части прибыли в иностранную юрисдикцию вслед за переводом персонала, осуществляющего функции в связи с получением такой прибыли.

Мы оказываем клиентам следующие услуги, связанные с выходом Группы на новые рынки:

  • Выбор формы присутствия за рубежом
  • Анализ преимуществ с налоговой точки зрения создания торговой, закупочной или сервисной компании и выбор страны ее инкорпорации
  • Формирование цепочки поставок или совместного предоставления услуг, эффективных с налоговой точки зрения
  • Для структур, основанных на продаже результатов интеллектуальной деятельности:
  • Разработка структуры владения и управления объектами интеллектуальной собственности и другими нематериальными активами
  • Анализ возможности применения специальных режимов для налогообложения доходов от деятельности, связанной с использованием объектов ИС
  • Анализ вариантов операционной модели, отвечающей задачам бизнеса и позволяющей снизить эффективную ставку налогообложения операционной деятельности


Разработка эффективной с налоговой точки зрения структуры финансирования и казначейства

Какую бы форму привлечения финансирования ни выбрала Группа, задачей налоговой службы является обеспечение налоговой эффективности привлечения такого финансирования, то есть чтобы стоимость финансирования не увеличивалась за счет дополнительных налоговых затрат.

Мы помогаем клиентам разработать оптимальную с налоговой точки зрения структуру финансирования и деятельности казначейства путем анализа следующих вопросов:

  • Возможность вычета процентов по финансированию на уровне операционных компаний, получающих финансирование (в том числе при перераспределении средств внутри Группы компанией, получающей финансирование)
  • Возможность снижения затрат по налогу у источника на проценты по финансированию
  • Анализ налоговых аспектов различных структур перераспределения свободных финансовых ресурсов между компаниями Группы
  • Налогообложение деятельности внутригруппового казначейства


Разработка структуры управления иностранными компаниями

Обоснованное стремление Группы контролировать свои дочерние компании в иностранных государствах может приводить к налоговым рискам, например, рискам создания постоянного представительства или признания компаний налоговыми резидентами в странах, в которых осуществляются функции по управлению такими компаниями.

Мы оказываем нашим клиентам следующие услуги, целью которых является снижение указанных рисков:

  • Разработка структуры управления иностранными компаниями для снижения налоговых рисков во всех вовлеченных юрисдикциях
  • Оценка структуры управления с точки зрения правил о контролируемых иностранных компаниях


Расчет налоговых последствий по правилам КИК

В соответствии с требованиями действующего законодательства, налоговый резидент России – контролирующее лицо (как физическое, так и юридическое) обязано отчитываться о прибыли контролируемых иностранных организаций, структур без образования юридического лица, оценивать применимые освобождения, при необходимости уплачивать налог с прибыли КИК.

Наша единая команда специалистов из разных областей оказывает клиентам услуги:

  • по подготовке аудированной отчетности по МСФО;
  • по расчету прибыли КИК;
  • по подготовке и подаче налоговой отчетности в налоговые органы;
  • по оценке необходимых изменений структуры в будущем с точки зрения правил КИК.

Оценка целесообразности участия в «амнистии капиталов 18/19»

В рамках второго этапа амнистии капиталов физические лица могут задекларировать свое имущество, а также счета и вклады, открытые в иностранных банках, и, таким образом, получить гарантии (освобождения от ответственности) в рамках налогового, валютного и уголовного законодательства.

Мы оказываем клиентам следующие услуги в этой сфере:

  1. предоставляем обзор основных преимуществ амнистии капиталов;
  2. анализируем целесообразность участия клиента в амнистии капиталов с учетом конкретной ситуации, истории и активов физического лица;
  3. содействуем в подготовке специальной декларации и ее подаче в налоговые органы.

Читайте также: