Постатейный комментарий к части первой налогового кодекса российской федерации лермонтов ю м

Опубликовано: 14.05.2024

В издании приведена 25-я глава Налогового кодекса РФ в последней редакции (официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2005 года). При этом обращается внимание на то, какие именно изменения произошли по сравнению с предыдущей редакцией, и дается постатейный профессионально-практический комментарий.

В предисловии заместителя директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России А. Иванеева, постатейном комментарии государственного советника налоговой службы РФ II ранга В. Макарьевой и послесловии налоговых экспертов Т. Масловой и В. Малышко обстоятельно рассмотрены последние революционные изменения, внесенные в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", и их последствия для налогоприменительной сферы. При разработке комментария учтены самые последние изменения законодательства, использована новейшая судебная практика. В издании значительное внимание уделено сравнению бухгалтерского и налогового учета, сделан акцент на положениях, которые должны быть отражены в учетной политике организаций для целей налогообложения.

- В чем революционность последних изменений в налоге на прибыль организаций?

- Какие поправки в главу 25 НК РФ вступили в силу с 1 января 2005 года, а какие даже с 2002 года?

- Как названные новшества повлияли на сдачу отчетности по налогу на прибыль?

- С какого момента необходимо применять то или иное нововведение в 25-ю главу НК, а с какого можно не применять?

- Может ли сама организация решить, учитывать названные нововведения или нет?

- Можно ли проигнорировать те поправки в главу 25 НК, которые ухудшили положение фирмы до 2006 года?

- В каких случаях налог на прибыль за 2002-2004 годы нужно пересчитывать непременно, сдавая декларации, а в каких - нет?

На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в этом сборнике.

Данное издание главы 25 НК в последней редакции со всеми изменениями и дополнениями пока уникально. Оно предназначено для самого широкого круга налогоплательщиков: руководителей предприятий, экономистов, бухгалтеров, юристов, сотрудников финансовых и налоговых служб всех уровней, студентов, изучающих бухгалтерский учет и налогообложение, а также может быть использовано в научно-преподавательской и научно-исследовательской работе.

Желающим приобрести сборник следует перечислить за один экземпляр 140 рублей (включая оплату за пересылку и НДС) по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО "Библиотечка "РГ", ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810200000002764 в ОАО АКБ "ЛЕСБАНК", г. Москва, к/с 30101810500000000694, БИК 044579694, код ОКОНХ 87100, код ОКПО 36557391.

В платежке обязательно укажите ваш точный обратный адрес с индексом и название заказываемого сборника: "Глава 25 НК".

Москвичи и гости столицы могут приобрести названное издание непосредственно в редакции по адресу: Москва, ул. Правды, 24 (м. "Савеловская").

Контактные телефоны редакции: ( 095) 257-40-31 , 257-52-47 (тел.-факс). Предварительную заявку можно осуществить по нашему электронному адресу: bibliotechka@rg.ru

Оптовым покупателям предоставляются значительные скидки.

Домашняя правовая библиотека - вещь полезная

Желающим пополнить свою правовую библиотеку сообщаем, что в редакции пока имеются в продаже кодексы РФ с постатейными комментариями в твердом переплете, цена на которые вместе с НДС и стоимостью доставки с июня с.г. значительно снижена:

"Конституция Российской Федерации. Предисловие председателя Конституционного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Д. Зорькина. Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина" (сдвоенный выпуск) - 100 рублей,

"Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Постатейный научно-практический комментарий к.ю.н., доцента А.Н. Гуева" - 155 рублей,

"Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 23. Налог на доходы физических лиц. Постатейный профессионально-практический комментарий. Разъяснения и рекомендации специалистов" - 70 рублей,

"Налоговый кодекс Российской Федерации". Глава 30. Налог на имущество организаций. Глава 261. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Глава 251. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Глава 29. Налог на игорный бизнес" - 60 рублей,

"Налоговый кодекс Российской Федерации. Новые главы: "Водный налог", "Государственная пошлина", "Земельный налог". Профессиональные комментарии специалистов по налогам В.В. Петрунина, М.М. Юмаева, А.В. Сорокина, Т.П. Орловой, Т.А. Масловой" - 100 рублей,

"Налоговый кодекс РФ. Глава 24 "Единый социальный налог" (официальный текст на 1 марта 2005 г.). Предисловие Директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ М.А. Моторина. Постатейный комментарий, советы и рекомендации налогового консультанта, аттестованного аудитора Ж.А. Морозовой" - 105 рублей,

"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Предисловие Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.Ф. Яковлева" (сдвоенный выпуск) - 170 рублей,

"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации. Разъяснения Председателя Верховного Суда РФ, д.ю.н., профессора В.М. Лебедева" (сдвоенный выпуск) - 155 рублей,

"Земельный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий" (сдвоенный выпуск) - 55 рублей,

"Уголовный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий профессорско-преподавательского коллектива кафедры уголовного права Московской государственной юридической академии под руководством засл. д.н. РФ, д.ю.н., профессора А.И. Рарога" (сдвоенный выпуск) - 220 рублей,

"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под руководством первого зам. Председателя Верховного Суда РФ, заслуженного юриста РФ В.И. Радченко, докторов юридических наук, профессоров В.П. Кашепова и А.С. Михлина" (сдвоенный выпуск) - 180 рублей,

"Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (официальный текст в последней редакции). Постатейный научно-практический комментарий под общей редакцией д.ю.н., профессора А.С. Михлина и д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова" - 100 рублей,

"Таможенный кодекс Российской Федерации. Постатейный комментарий с официальными документами коллектива специалистов Государственного таможенного комитета Российской Федерации" (сдвоенный выпуск с вкладышем, в котором комментируется новая глава Таможенного кодекса 331 "Таможенные сборы") - 225 рублей,

"Гражданский кодекс РФ: части первая, вторая, третья. Постатейные комментарии д.ю.н., профессора A.M. Эрделевского и других ученых Московской Государственной юридической академии" - 200 рублей,

"Жилищный кодекс РФ. Предисловие Председателя Комитета Госдумы по законодательству, д.ю.н. П.В. Крашенинникова. Постатейный комментарий научных сотрудников МГЮА, д.ю.н., профессора A.M. Эрделевского, к.ю.н., доцента С.П. Гришаева и заслуженного юриста РФ Е.В. Трушина" - 260 рублей,

Градостроительный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий кандидата юридических наук А.П. Анисимова, кандидата архитектуры, доцента Д.Г. Донцова и кандидата архитектуры, доцента Н.Г. Юшковой; дополнение к комментарию кандидата архитектуры Э.К. Трутнева" - 195 рублей.

Имеется также издание в мягком переплете:

"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья. Постатейный научно-практический комментарий" - 35 рублей.

Оплата за сборники производится по реквизитам, приведенным выше. Дополнительные справки по контактным телефонам редакции: (095) 257-40-31, 257-52-47 (тел./факс).

Уже 17 лет в РФ действует часть первая Налогового кодекса РФ (введена в действие с 1 января 1999 года). До принятия НК РФ налоговое законодательство России, по большому счету, только формировалось. В то время действовало множество нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы налогов и сборов, в которых наличествовало огромное число пробелов и противоречий.

Однако с момента введения Кодекса в действие многое изменилось. Российская экономика пережила несколько взлетов и падений. В повседневный оборот введены новые технологии. Поэтому неудивительно, что налоговое законодательство также существенно изменилось, и в настоящее время представляет собой действительно современный, эффективный механизм, направленный на обеспечение жизнедеятельности нашего государства. И налогоплательщики, и налоговые органы теперь имеют защищаемые права и исполняют четкие и ясные обязанности. Можно с уверенностью сказать, что налоговые правоотношения подробно и качественно регламентированы, а налоговое законодательство РФ отвечает требованиям современных экономических реалий.

Комментируемой статьей регламентированы понятие законодательства РФ о налогах и сборах, определены его составные части.

Налоговое законодательство включает непосредственно сам НК РФ, принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законы о налогах субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ, а также нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Данный перечень нормативных правовых актов, составляющих понятие законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, является исчерпывающим.

В связи с этим любые иные нормативные правовые акты не могут считаться устанавливающими налоговые обязанности для налогоплательщиков либо предусматривающим какие-либо налоговые льготы и преференции. Например, не относится к налоговому законодательству вступивший с 1 января 2013 года в силу Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Не включаются в законодательство о налогах и сборах также разъяснительные письма налоговых органов и финансового ведомства, поскольку они не являются нормативными правовыми актами (не зарегистрированы в Минюсте РФ и официально не опубликованы), в связи с чем не могут устанавливать обязательных для неопределенного круга лиц правил поведения.

В Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 23.10.2015 N Ф09-7413/15 суд признал необоснованной ссылку Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан на необходимость применения разъяснений, изложенных в письме Министерства финансов Российской Федерации от 03.02.2014 N 03-05-04-03/4114. Разъяснения о необходимости уплаты при государственной регистрации ипотеки государственной пошлины в размерах, аналогичных размерам, установленным в подпункте 28 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, по существу означают введение органом исполнительной власти правового регулирования в нарушение статьи 57 Конституции Российской Федерации, а также пункта 3 комментируемой статьи, в соответствии с которым действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено данным НК РФ.

Данный вывод подтверждается и иной судебной практикой (см. Постановления ФАС Центрального округа от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233, Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 N 09АП-34574/2012, 09АП-36475/2012).

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2012 N 09АП-33404/2012-АК указано, что письма Минфина России не отвечают критериям нормативного правового акта, в силу пункта 1 статьи 1 НК РФ не относятся к законодательству о налогах и сборах, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в них положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные налогоплательщиков правила поведения.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 25.01.2016 N Ф06-4906/2015 суд отклонил довод организации о том, что судом первой инстанции не учтены письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.06.2015 N Д13И-435 и Федеральной службы государственной статистики от 02.04.2015 N 02-02-6/1613-ТО, поскольку Минэкономразвития России и Росстат не являются органами, уполномоченными осуществлять официальное толкование нормативных правовых актов, и в этой связи разъяснения, содержащиеся в указанных письмах, не являются обязательными для применения.

Кроме того, суд указал, что в силу комментируемой статьи, вышеуказанные письма государственных органов не относятся к актам законодательства о налогах и сборах и не могут регулировать вопросы налогообложения.

Кроме того, таможенное законодательство и законодательство о страховых взносах отделено от налогового законодательства, и положения Таможенного кодекса Таможенного союза, Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" никак не могут применяться при разрешении вопросов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 11.08.2015 N Ф06-26227/2015 суд отметил, что договор на реализацию инвестиционного проекта не включается в налоговое законодательство.

На основании Закона об инвестиционной деятельности и распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.12.2007 N 2303-р, между организацией - субъектом инвестиционной деятельности и Минэкономики РТ был заключен договор на реализацию инвестиционного проекта. Пунктом 2.3 указанного договора организации, как субъекту инвестиционной деятельности, предоставлены налоговые льготы по налогу на имущество в виде пониженной ставки по этому налогу. Суммы налоговых льгот, указанные в договоре, являются ориентировочными. Налоговые льготы предоставляются исходя из фактических показателей бухгалтерской и налоговой отчетности.

Сам по себе факт отсутствия в договоре размера предоставляемых льгот, как отметил суд, не может повлечь отказ налогоплательщику в их применении.

В силу комментируемой статьи, договор не относится к актам законодательства о налогах и сборах и не может регулировать вопросы налогообложения.

Ставка налога, установленная законом, обязательна для применения всеми налогоплательщиками, для которых эта ставка установлена, независимо от того, указана она в договоре или нет, поскольку налоговое законодательство не предусматривает возможность установления налоговых льгот и их объема на основании соглашения налогоплательщика и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Комментируемая статья также определяет перечень вопросов, которые могут быть урегулированы только непосредственно нормами НК РФ.

Это означает, что другие нормативные правовые акты, в том числе входящие в налоговое законодательство, никак не могут устанавливать правовое регулирование по данным вопросам. Речь идет о видах взимаемых в России налогов и сборов, основаниях возникновения (изменения, прекращения) и порядке исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципах установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов, правах и обязанностях участников налоговых правоотношений, формах и методах налогового контроля, ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также порядке обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Данные положения имеют не только декларативный, но и весьма практический характер.

В Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 04.06.2015 N Ф05-6496/2015 суд отказал в удовлетворении требований организации к налоговому органу в части доначисления и предложения уплатить пени по налогу на добычу полезных ископаемых и штрафных, отметив, что Порядок заполнения декларации по НДПИ, утвержденный приказом Минфина России от 29.12.2006 N 185н не является письменным разъяснением финансового органа о порядке исчисления и уплаты налога (сбора).

Порядок заполнения декларации не может дополнять либо изменять положения НК РФ, поскольку не относится к законодательству о налогах и сборах.

Как отметил суд, в соответствии с пунктами 1, 4, 5 комментируемой статьи, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законов субъектов Российской Федерации о налогах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Следовательно, Порядок заполнения декларации, утвержденный приказом Минфина России, не является законодательством РФ о налогах и сборах.

Пунктом 1 статьи 4 НК РФ предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов, в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Согласно пункту 2 комментируемой статьи именно НК РФ устанавливает основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов.

НК РФ устанавливает элементы налогообложения, в том числе налоговую базу и порядок исчисления налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ).

Элементы налогообложения и порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых установлены в нормах главы 26 НК РФ.

Учитывая, что Порядок заполнения декларации по НДПИ был издан Минфином России и ФНС России во исполнение норм НК РФ, следовательно, он должен применяться налогоплательщиками с учетом положений пункта 4 статьи 340 НК РФ в толковании, данном Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2013 N 11498/12.

В Постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2016 N Ф02-7799/2015 суд удовлетворил иск администрации муниципального образования к организации о взыскании на основании договора аренды земельного участка задолженности по арендной плате и пеней, исходя из того, что расчет задолженности по арендной плате проверен и признан правильным.

Суд пришел к выводу, что поскольку удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 691 рубль 11 копеек за 1 кв.м установлен постановлением от 15.11.2013 N 517-пп, в редакции постановления Правительства Иркутской области от 05.05.2014 N 239-пп "О внесении изменений в постановление Правительства Иркутской области от 15.11.2013 N 517-пп" (далее - постановление от 05.05.2014 N 239-пп), которое распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 03.12.2013 (пункт 2 постановления от 05.05.2014 N 239-пп), данный показатель верно применен истцом в расчете арендной платы на 2014 год. Соответственно, в 2015 году к размеру арендной платы верно применен коэффициент инфляции.

Ссылка ответчика на положения пункта 1 комментируемой статьи отклонена судом, учитывая, что в силу пункта 4 статьи 1 НК РФ постановление от 15.11.2013 N 517-пп, постановление от 05.05.2014 N 239-пп не могут быть отнесены к актам законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах.

С 2013 года действует положение о том, что любые изменения налогового законодательства, приостановление и отмена норм данного законодательства требуют принятия отдельных федеральных законов, и соответствующие изменения не могут быть включены в текст "непрофильных" законов.

Комментарий к статье 2. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах

Комментируемая статья определяет группу правоотношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах.

Такие отношения складываются между государством и налогоплательщиком (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2012 N А75-4047/2012). Как неоднократно отмечал КС РФ, налоговые правоотношения предполагают субординацию, властное подчинение одной стороны другой (Определение КС РФ от 07.12.2010 N 1572-О-О, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2012 N 18АП-10536/2012).

Поэтому налоговые правоотношения - это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика (см. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 01.04.2015 N 33-4422/2015). Важность данного положения проявляется, в частности, в том, что взимание налоговым органом с налогоплательщика налогов и пеней представляет собой властные отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога и пеней направлено на принудительное исполнение налоговой обязанности за счет отчуждения (изъятия) имущества налогоплательщика в денежной форме, в связи с этим с позиции гарантий законности взыскания и недопущения неправомерного ущерба налогоплательщику первоочередное значение имеет соответствие взыскиваемой суммы законному размеру, то есть ее определение на основе правильного и точного расчета.

Такая позиция изложена в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 N 18АП-1336/2010, в котором суд пришел к выводу о нарушении налоговым органом прав налогоплательщика, гарантированных ему законодательством о налогах и сборах. Нарушения суд отказался признать формальными, исходя из установленных судом обстоятельств в совокупности нарушение положений статей 69, 70 НК РФ в данном случае является существенным, поскольку надлежащим образом не доказывает соответствие предъявленной к уплате суммы пеней действительному, то есть законному размеру.

Как указано в Постановлении Пленума ВАС России от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Данный вывод нашел развитие в Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12.02.2016 N Ф06-6359/2016, в котором суд отметил, что круг отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, определен в части первой комментируемой статьи, в связи с чем часть первая НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Как правомерно указал суд, в рассматриваемом случае нормы НК РФ не подлежит применению к правоотношениям, так как конкурсный управляющий наделен правом запрашивать необходимые сведения о должнике, а также об обязательствах должника у государственных органов в силу абзаца 7 статьи 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в связи с чем положения статьи 138 НК РФ не применимы, поскольку спорные действия не связаны с установлением, введением и взиманием налогов и сборов и осуществлением налогового контроля.

В Письме Управления ФНС России по г.Москве от 24.04.2007 N 22-08/037837@ отмечено, что законодательство РФ о применении ККТ и законодательство в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируют правоотношения, которые не относятся к налоговым. Следовательно, контроль за соблюдением налогоплательщиками указанных выше законодательств не относится к налоговому контролю.

Судебная практика свидетельствует, что не относится к налоговому законодательству и нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 29.09.2010 N А23-5464/2009А-14-233 отклонил ссылку налогового органа на статью 131 Трудового кодекса, согласно которой доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20% от начисленной месячной заработной платы, поскольку рассматриваемая статья Трудового кодекса не может регулировать налоговые правоотношения и устанавливать применительно к ним какие-либо ограничения.

Кроме того, налоговые отношения не включают в себя отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов.

В Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 N 17АП-11513/2012-АК отмечено, что в соответствии со статьей 2 НК РФ, статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" НК РФ не распространяет свое действие на правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов; налоговые правоотношения и правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов не являются аналогичными, т.к. налоги, сборы и страховые взносы имеют различную правовую природу.

Аналогичным образом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах (см., например, Кассационное определение Томского областного суда от 27.05.2011 N 33-1613/2011, Определение Верховного Суда РФ от 09.12.2002 N 18-Г02-12, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.02.2010 N А32-17701/2008-19/326).

Также следует разделять сферу правового регулирования гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Здесь следует иметь в виду, что НК РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты налога с требованиями других отраслей законодательства, в том числе и гражданского. Налоги в РФ исчисляются и уплачиваются на основании тех норм, которые содержатся в законодательстве, регулирующем налогообложение.

date image
2015-07-21 views image
866

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой, части второй. Издание 3. / Борисов А.Б. «Книжный мир», 2009.

2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой, части второй. С практическими разъяснениями и постатейными материалами. Действующая редакция 2009г., изменения, вступающие в силу с 01.01.2010г. / Борисов А.Б. «Книжный мир», 2009.

3. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации части 1 и 2. Издание 7. / Под ред. Ю.Ф. Кваши. Юрайт-Издат, 2009.

4. Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году (постатейный) / Зрелов А.П. "Деловой двор", 2008.

5. Единый сельскохозяйственный налог. Комментарий к главе 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2007.

6. Налоговый кодекс РФ. Глава 23 "Налог на доходы физических лиц": новшества 2007 года (постатейный) / Лермонтов Ю.М.
"Редакция "Российской газеты", 2007.

7. Комментарий последних изменений к Налоговому кодексу Российской Федерации, вступивших в силу 1 января 2007 г. Налоговый контроль и налоговое администрирование в 2007 году (постатейный) / Зрелов А.П. "Юрайт-Издат", 2007.

8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / под ред. Б.Н. Топорнина, Г.А. Гаджиева, Р.Ф. Захаровой. – М., 2005.

9. Комментарий к главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2007.

10. Постатейный комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ / Под ред. Ф.Н. Филиной. "ГроссМедиа", 2007.

11. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации / Под ред. И.А. Феоктистова. "ГроссМедиа", 2006.

12. Водный налог: Комментарий к главе 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Золотарева И.К. "Юстицинформ", 2006.

13. Комментарий к главе 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2005.

14. Комментарий к главе 16 Налогового кодекса РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» (постатейный) / Цыганков Э.М. Проблемы применения и системного развития налогового законодательства в аспекте соотношения публичного и частного права. Издательский дом "Экономическая газета", 2005.

15. Комментарий к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог" (постатейный) / Голубева Н.В. ("Юстицинформ", 2005.

16. Комментарий к главе 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2005.

17. Упрощенная система налогообложения: Комментарий к главе 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2005.

18. Транспортный налог: Комментарий к главе 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Гладких С.Р. "Юстицинформ", 2005.

19. Налог на имущество организаций. Комментарий к главе 30 части второй Налогового кодекса РФ (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2005.

3. Комментарий к части 1 НК РФ

Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой НК РФ. М., 2000.

Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой / Под ред. Г.В. Петровой. М., 1999.

Комментарий к Налоговому кодексу РФ, части первой (постатейный, расширенный) / Рук. авт. кол., отв. ред. А.В. Брызгалин. М. 2000.

Комментарий к Налоговому кодексу РФ: Ч.1. Постатейный // Авт. коммент., сост.А.Б. Борисов. М. 1999.

Комментарий к НК РФ части первой и второй / Под ред. Р.Ф. Захаровой, С.В. Земляченко. М. 2001.

Комментарий к НК РФ, части первой / под ред. А.В. Брызгалина и А.Н. Головкина. М. 2001.

Комментарий к НК РФ, часть первая (постатейный) / Под ред. С.Д. Шаталова. М., 2003.

Ломидзе Э.Ю. Научно-практический постатейный комментарий к ч.I НК РФ. М., 2002.

Постатейный комментарий к НК РФ. Часть первая / Под общей ред. В.И. Слома и А.М. Макарова. М. 2000.

Судебная практика по налоговым спорам / Авт.-сост.М.Н. Егоркин. М. 2004.

Щур Д.Л., Шаповалов И.С. Налоговый кодекс РФ (часть I). Арбитражная практика и комментарии. М. 2002.

Эрделевский А.М. Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный). М., 1999.

Комментарий к изменениям норм Части первой Налогового кодекса РФ

Комментарий к изменениям норм Части первой Налогового кодекса РФ Статья 11. Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе Комментарий к статье 11С 1 января 2007г. текст ст.11 НК РФ был дополнен п.5, который предусматривает, что правила части первой НК РФ в

Плательщики сборов Комментарий к статье 333.1

Плательщики сборов Комментарий к статье 333.1 В пункте 2 уточнено понятие плательщика сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Плательщиками таких сборов теперь признаются только организации и физические лица, получившие в установленном порядке

Статья 333.15. Налоговая декларация Комментарий к статье 333.15

Статья 333.15. Налоговая декларация Комментарий к статье 333.15 Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, на основании абз.2 п.1 рассматриваемой статьи должны будут представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших

Статья 357. Налогоплательщики Комментарий к статье 357

Статья 357. Налогоплательщики Комментарий к статье 357 Текст статьи дополнен частью 3, согласно которой не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паролимпийских игр в соответствии со ст.3 Федерального закона "Об организации и о

Комментарий к главе IV

Комментарий к главе IV Глава IV является ключевой во всем Законе, т.к. в ней в наиболее полной форме отражено главное направление российского правосудия, основанное на Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, а именно: гарантия прав, свобод и

Комментарий

Комментарий 1. Правовое регулирование условий и охраны трудаОхрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую правовые, социально-экономические, организационно-технические,

Комментарий

Комментарий 1. Нормативные акты, регулирующие труд работников, эксплуатирующих автотранспортСовременный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг) невозможен без использования автотранспорта. Нередко именно от него зависит конечный финансовый

Комментарий

Комментарий 1. Нормативные акты, регулирующие труд работников железнодорожного транспортаОсобенности использования труда работников железнодорожного транспорта предусмотрены в специальном законодательстве, к которому относятся:• Федеральный закон 10.01.2003 № 17-ФЗ «О

Комментарий

Комментарий 1. Нормативные акты, регулирующие труд работников водного транспортаОсобенности использования труда работников водного транспорта регулируются следующими законодательными и нормативными актами:• Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 №

Комментарий

Комментарий 1. Нормативные акты, регулирующие труд работников воздушного транспортаОсобенности использования труда работников воздушного транспорта предусмотрены в специальном законодательстве, к которому относятся:• Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997

Комментарий

Комментарий 1. Особенности использования труда работников промышленного транспорта непрерывного действияВыполнение работ с применением транспортных средств непрерывного действия имеет существенные особенности. Такие работы в наибольшей степени связаны с опасными и

51. Понятие особенной части уголовного права, ее значение и задачи. Единство особенной и общей частей. Система особенной части уголовного права

51. Понятие особенной части уголовного права, ее значение и задачи. Единство особенной и общей частей. Система особенной части уголовного права Особенная часть уголовного права – это система установленных уголовным законом норм, определяющих исчерпывающий перечень

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 1999 года №9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 266 и пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Е. А. Арбузовой, О. Б. Коллегова, А. Д. Куты

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 1999 года №9-П «По делу о проверке конституционности части второй статьи 266 и пункта 3 части первой статьи 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан Е. А. Арбузовой,

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ

ПОСЛЕДНИЙ КОММЕНТАРИЙ Поразительную неосведомленность в вопросе прививок БЦЖ-вакциной демонстрирует академик меднаук В.А. Насонова в своей рецензии на работу доктора В. М. Варицевой. В рецензии прослеживается уровень знаний "о безопасности" БЦЖ-живой вакцины,

date image
2015-07-21 views image
867

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



1. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой, части второй. Издание 3. / Борисов А.Б. «Книжный мир», 2009.

2. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой, части второй. С практическими разъяснениями и постатейными материалами. Действующая редакция 2009г., изменения, вступающие в силу с 01.01.2010г. / Борисов А.Б. «Книжный мир», 2009.

3. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации части 1 и 2. Издание 7. / Под ред. Ю.Ф. Кваши. Юрайт-Издат, 2009.

4. Новое в Налоговом кодексе: комментарий к изменениям, вступившим в силу в 2008 году (постатейный) / Зрелов А.П. "Деловой двор", 2008.

5. Единый сельскохозяйственный налог. Комментарий к главе 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2007.

6. Налоговый кодекс РФ. Глава 23 "Налог на доходы физических лиц": новшества 2007 года (постатейный) / Лермонтов Ю.М.
"Редакция "Российской газеты", 2007.

7. Комментарий последних изменений к Налоговому кодексу Российской Федерации, вступивших в силу 1 января 2007 г. Налоговый контроль и налоговое администрирование в 2007 году (постатейный) / Зрелов А.П. "Юрайт-Издат", 2007.

8. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / под ред. Б.Н. Топорнина, Г.А. Гаджиева, Р.Ф. Захаровой. – М., 2005.

9. Комментарий к главе 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2007.

10. Постатейный комментарий к главе 25 Налогового кодекса РФ / Под ред. Ф.Н. Филиной. "ГроссМедиа", 2007.

11. Постатейный комментарий к части второй Налогового кодекса Российской Федерации / Под ред. И.А. Феоктистова. "ГроссМедиа", 2006.

12. Водный налог: Комментарий к главе 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Золотарева И.К. "Юстицинформ", 2006.

13. Комментарий к главе 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2005.

14. Комментарий к главе 16 Налогового кодекса РФ "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» (постатейный) / Цыганков Э.М. Проблемы применения и системного развития налогового законодательства в аспекте соотношения публичного и частного права. Издательский дом "Экономическая газета", 2005.

15. Комментарий к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог" (постатейный) / Голубева Н.В. ("Юстицинформ", 2005.

16. Комментарий к главе 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2005.

17. Упрощенная система налогообложения: Комментарий к главе 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2005.

18. Транспортный налог: Комментарий к главе 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный) / Гладких С.Р. "Юстицинформ", 2005.

19. Налог на имущество организаций. Комментарий к главе 30 части второй Налогового кодекса РФ (постатейный) / Борисов А.Н. "Юстицинформ", 2005.

Читайте также: