Постановление о назначении налоговой экспертизы образец

Опубликовано: 25.04.2024

Тип документа: Постановление

Для того, чтобы сохранить образец этого документа себе на компьютер перейдите по ссылке для скачивания.

Размер файла документа: 5,7 кб

Бланк документа

Утверждено Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@

В наименовании экспертизы, кроме вида экспертизы, при наличии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации, указывается признак: "дополнительная" или "повторная".

Указывается в случае назначения экспертизы при проведении выездной налоговой проверки.

Указывается в случае назначения экспертизы не при проведении выездной налоговой проверки.

  • Постановление: образцы (Полный перечень документов)
  • Поиск по фразе «Постановление» по всему сайту
  • «Постановление о назначении экспертизы при проведении выездной налоговой проверки».doc
  • Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, вынесенное территориальными органами Россельхознадзора
  • Постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя
  • Постановление об установлении нумерации избирательных участков, образуемых на судах, находящихся в плавании
  • Постановление о сроках образования избирательных участков на судах, находящихся в день голосования в плавании
  • Постановление о проведении досрочного голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва на избирательных участках, образованных на судах, которые в день голосования будут находиться в плавании
  • Постановление о заведении разыскного дела о розыске должника-организации и имущества должника (гражданина или организации)
  • Постановление о прекращении разыскного дела по розыску должника-организации, имущества должника организации/гражданина
  • Постановление о продлении срока ведения разыскного дела по розыску должника-организации, имущества должника организации/гражданина
  • Постановление о проверке принадлежащих юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) территорий и помещений, используемых им для осуществления предпринимательской деятельности и не являющихся местами общественного пользования на территории Московской области
  • Постановление о применении мер безопасности в отношении судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов и их близких в случае подтверждения сведений о наличии угрозы
  • Скачано документов

Занесено в базу

Внесены исправления в

  • Договоры
  • Все документы
  • Агентский договор
  • Договор аренды
    • Договор аренды жилого помещения
    • Договор аренды нежилого помещения
    • Договор аренды транспортного средства
    • Договор аренды имущества
    • Договор аренды земельного участка
    • Договор аренды предприятия
  • Договор банковского вклада
  • Договор банковского счёта
  • Договор банковской гарантии
  • Брачный договор
  • Договор безвозмездного пользования
  • Договор дарения
  • Договор задатка
  • Договор займа
  • Договор залога
  • Защита авторских прав
  • Защита прав собственности
  • Договор доверительного управления
  • Договор комиссии
  • Договор кредита
  • Договор купли-продажи
    • Договор купли-продажи транспортного средства
    • Договор купли-продажи имущества
    • Договор купли-продажи недвижимости
    • Договор купли-продажи земельного участка
    • Договор купли-продажи валюты и ценных бумаг
  • Договор лизинга
  • Договор мены
  • Договор на оказание услуг
  • Договор перевозки
  • Договор подряда
    • Договор бытового подряда
    • Договор строительного подряда
  • Договор поручения
  • Договор поручительства
  • Договор поставки
  • Договор бытового проката
  • Договор пожизненной ренты
  • Договор о совместной деятельности
  • Договор страхования
  • Трудовой договор
  • Договор уступки права требования
  • Учредительные договоры
  • Договор франчайзинга
  • Договор хранения
  • Акт
  • Анкета
  • Ведомость
  • Выписка
  • График
  • Данные
  • Декларация
  • Доверенность
  • Договор
  • Жалоба
  • Журнал
  • Задание
  • Заключение
  • Записка
  • Запрос
  • Заявка
  • Заявление
  • Исковое
  • Извещение
  • Инструкция
  • Информация
  • Карта
  • Карточка
  • Книга
  • Контракт
  • Опись
  • Отчет
  • Паспорт
  • Перечень
  • Письмо
  • План
  • Показатели
  • Положение
  • Постановление
  • Предложение
  • Представление
  • Претензия
  • Приказ
  • Протокол
  • Разное
  • Разрешение
  • Расписка
  • Распоряжение
  • Расчет
  • Реестр
  • Резюме
  • Решение
  • Сведения
  • Свидетельство
  • Сертификат
  • Смета
  • Соглашение
  • Сообщение
  • Список
  • Справка
  • Таблица
  • Требования
  • Уведомление
  • Удостоверение
  • Устав
  • Характеристика
  • Ходатайство

Настоящая жизнь совершается там, где она незаметна. (Л.Толстой)

  • Типовые договоры
  • Образцы документов
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь

У нас на сайте каждый может бесплатно скачать образец интересующего договора или образца документа, база договоров пополняется регулярно. В нашей базе более 5000 договоров и документов различного характера. Если вами замечена неточность в любом договоре, либо невозможность функции “скачать” какого-либо договора, обратитесь по контактным данным. Приятного времяпровождения!

Инициаторами проведения налоговой экспертизы обычно выступают налогоплательщики, налоговые или судебные органы.

Понятие экспертизы

В соответствии с положениями действующего законодательства, налоговая экспертиза представляет собой особую процедуру налогового экспертного контроля, которая проводится в определенные сроки.

Понятие и проведение экспертизы может включать в себя различные действия и средства, например, исследование документации и оборудования на предмет их соответствия действующим стандартам, освидетельствование, уведомление заинтересованных лиц, регистрация, направление результатов в соответствующий орган и т.д.

Основная задача, цель и функции экспертизы направлены на проверку соблюдений действующих норм налогового законодательства РФ, на своевременное выявление и признание каких-либо нарушений и применение определенных мер для их скорейшего устранения.

В понятие экспертизы также могут входить и иные действия и средства уполномоченных лиц, которые будут направлены на выявление, уведомление и освидетельствование несоответствия документации или оборудования установленным требованиям, в том случае, если данные действия и средства не будут противоречить установленному порядку.

Такая процедура, как налоговая экспертиза и сопровождение, должна полностью соответствовать существующим условиям и требованиям.

В противном случае, у налогоплательщика будут иметься все основания и условия для обращения в судебный орган с целью защиты собственных интересов, в установленные сроки.

Обжалование и судебная форма данного действия могут быть применены любым заинтересованным лицом, подавшем исковое заявление в судебный орган.

Назначение экспертизы

Понятие «назначение экспертизы» и процедура подразумевают под собой утверждение, уведомление и разрешение на проведение определенных действий, необходимых для осуществления данной процедуры.

Данное понятие также подтверждает, что для проведения экспертизы имеются все основания, средства, функции, требования и условия, предусмотренные НК РФ.

Назначение экспертизы нередко обуславливается тем, что в ходе непосредственного осуществления налоговой проверки документации или оборудования, у уполномоченного лица могут возникнуть вопросы, для разрешения которых требуется привлечение и уведомление определенных специалистов, например, для дачи своего экспертного мнения.

Важным документом, регулирующим проведение экспертизы, является постановление или определение, которое принимается должностным лицом, либо налоговым органом, если существуют соответствующие условия, средства и основания, а также протокол, в котором перечислены все особенности.

Определение о назначении обязательно должно содержать изложение кратких обстоятельств, которые привели к необходимости проведения данной процедуры и существующие особенности. Помимо этого, в содержание документа должны включаться данные об эксперте, виды экспертиз, которые необходимо провести, порядок проведения экспертизы, цель, сроки, время проведения экспертизы, заявление, средства, сведения о налогоплательщике и т.д.

Ходатайство о назначении экспертизы обязательно должно быть оформлено надлежащим образом и подписано уполномоченным лицом, исполняющим данные функции. Обязательной будет являться и регистрация данного документа.

Сведения постановления о назначении экспертизы

Определение или постановление о назначении экспертизы является основным и главным документом, включающим в себя правовые основания и требования, с учетом которых, в дальнейшем проводится налоговая экспертиза.

Оформление данного документа обязательно должно соответствовать всем установленным нормам и стандартам, иначе его оспаривание или обжалование могут стать положительными. Электронная форма не допустима.

Постановление о назначении экспертизы должно содержать следующие сведения:

  • данные о физическом, либо юридическом лице, в отношении которого проводится экспертиза, его ФИО, адрес проживания, либо регистрации, контакты, уведомление и т.д.;
  • сведения о специалисте, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения – его ФИО, должность, место работы, регистрация, особенности и иные данные;
  • основания и условия, на которых проводится налоговая экспертиза, а также установленные требования, цель, задача, функции, средства и иные особенности, которые может содержать данная процедура;
  • установленные сроки, во время которых процедура должна быть проведена в полном объеме. Данные сроки, как и иные условия, требования и особенности, устанавливаются лицом, подписавшим постановление, протокол или определение о назначении экспертизы.

Определение или постановление может содержать и иные данные, если они имеют прямое отношение к процедуре и содержат в себе важные условия, например, возможность обжаловать данный документ.

Права эксперта

Эксперт или орган, обеспечивающий сопровождение, освидетельствование и являющийся полноценным участником налоговой экспертизы, которая проводится в отношении того или иного налогоплательщика, подавшего заявление, обладает своими определенными правами и обязанностями.

Понятие «права эксперта» включает в себя следующие полномочия:

  • выполнение всех необходимых действий для того, чтобы исследовать объект экспертизы, составить протокол, фиксировать его особенности, использовать определенные средства и иные нюансы, если данные действия являются правомерными и не запрещаются действующими законами;
  • ознакомление с необходимыми документами, которые содержат важные данные о работе и налогообложении юридического лица, их утверждение и регистрация, отправка в соответствующий орган, а также проведение экспертизы в отношении иной информации, которая касается норм и действующих правил налогового законодательства РФ;
  • освидетельствование и заключение экспертизы, регистрация, уведомление заинтересованных лиц, дача экспертного мнения, в котором указываются результаты экспертизы и использованные средства, указание всех полученных в ходе данной процедуры сведений. Результаты экспертизы должны быть описаны подробно, с указанием всех найденных правонарушений и иных нюансов;
  • экспертиза документов, оборудования и иных вещей, если данная процедура и освидетельствование требуются для получения максимально точных результатов;
  • повторная экспертиза документации и освидетельствование, если соответствующее ходатайство о проведении экспертизы было заявлено заинтересованным лицом, подавшим соответствующее заявление в налоговый орган;
  • выполнение иных действий, не противоречащих установленному порядку.

Права проверяемого лица

В целях защиты законных интересов налогоплательщиков, действующее налоговое законодательство РФ и налоговый орган наделяет проверяемых лиц определенными правами. Сюда относятся:

  • право на заявление отвода экспертному лицу. Заявление оформляется в письменной форме, обязательными являются его подписание, утверждение и регистрация;
  • право на предъявление списка лиц, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения;
  • составление и заявление дополнительных вопросов, в то время как осуществляется проведение экспертизы и составляется протокол, для получения по ним экспертного мнения от приглашенного специалиста;
  • право присутствия на проведение экспертизы и возможность давать собственные разъяснения в отношении тех или иных вопросов, которые являются нюансами налогообложения организации, бухгалтерского учета и т.д.;
  • ознакомление с результатами экспертного заключения, постановка и утверждение дополнительных вопросов;
  • заявление ходатайства в налоговый орган о том, чтобы была назначена повторная экспертиза, либо определенные специальные экспертизы, данные о которых заносятся в протокол;
  • уведомление специалиста о произошедших изменениях, либо об определенных нюансах, которые могут повлиять на последующую дачу экспертного мнения и являются важными;
  • заявление и утверждение официальных возражений по поводу полученного экспертного мнения, дача собственных разъяснений касаемо тех или иных нюансов, требования о том, чтобы были использованы иные методы экспертизы, сопровождение и т.д.

Заключение эксперта

Заключение экспертизы, как и протокол, является основным документом, в котором указываются результаты проведенной проверки, особенности, условия, требования, цель, основания и иные данные.

Факт окончания экспертизы, будь то экспертиза документов, оборудования или иные виды экспертиз, оформляется в письменной форме, лицом, в чьи полномочия входит составление экспертного заключения.

Эксперт может отказаться от составления заключения в том случае, если на это существуют весомые основания или требования, например, если обязательное оформление невозможно по причине недостаточного количества представленных материалов, оборудования или документации.

Если экспертиза документов, сопровождение, прохождение процедуры и окончательное заключение содержат в себе выводы, выходящие за пределы компетенции специалиста, они не должны рассматриваться как подтвержденный факт.

Заключение и определение эксперта, как и заявление заинтересованного лица, а также протокол, должны соответствовать всем требованиям правовой документации.

Постановление должно содержать следующие сведения:

  • виды экспертиз, которые были проведены;
  • время проведения экспертизы;
  • освидетельствование;
  • уведомление заинтересованных лиц;
  • особенности проверенной документации и оборудования;
  • использованные средства.

Действующие правила проведения экспертизы устанавливают, что протокол проведения является обязательным документом, без которого все полученные результаты будут являться недействительными.

Дополнительная и повторная экспертизы

Действующие правила проведения экспертизы и особенности устанавливают, что, в случае недостаточности полученных сведений, ответственным лицом может быть назначена повторная экспертиза и освидетельствование. Данная процедура проводится в отношении документации, оборудования и иного имущества.

Основанием, как правило, выступают требования заинтересованного лица, письменное заявление, уведомление и протокол, представленные в соответствующий орган. Правила проведения экспертизы оборудования, либо документации устанавливают, что соответствующее определение о повторной экспертизе выносит соответствующий уполномоченный орган.

Сведения о том, что данная процедура является повторной, а также иные особенности, обязательно вносятся в протокол.

Дополнительная процедура содержит в себе главную цель – получение максимально точных и четких подробностей, сопровождение, освидетельствование, касающееся определенных вопросов и нюансов, которые не смогла обеспечить первоначальная процедура.

Помимо этого, повторная процедура в отношении документации и оборудования, а также освидетельствование проводится в том случае, если налогоплательщик выразил желание обжаловать результаты первой экспертизы.

1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

2. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

3. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В постановлении указываются основания для назначения экспертизы, фамилия эксперта и наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставляемые в распоряжение эксперта.

4. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

5. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

6. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, о чем составляется протокол.

При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы подлежит ознакомлению с постановлением о назначении экспертизы.

7. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

8. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

9. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

10. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

Комментируемая статья регламентирует производство экспертизы в ходе проведения налогового контроля.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС РФ от 16.07.2009 N 928-О-О, привлечение эксперта в порядке статьи 95 НК РФ позволяет получить при осуществлении мероприятий налогового контроля достоверную и объективную информацию для целей налогообложения и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод налогоплательщика.

НК РФ не предусмотрена обязанность налоговых органов назначать экспертизу по заявлению налогоплательщика. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.

На это указал Минфин России в письме от 25.10.2010 N 03-02-07/1-495.

В Постановлении ФАС Московского округа от 08.10.2012 N А40-7436/12-116-15 суд пришел к выводу, что предусмотренная пунктом 1 статьи 95 НК РФ возможность привлечения эксперта при проведении выездных налоговых проверок является правом налогового органа, а не обязанностью.

В Постановлении от 10.12.2012 N А19-3842/2012 ФАС Восточно-Сибирского округа отклонил довод о необоснованном исключении судами из состава доказательств представленной в материалы дела справки экспертно-криминалистического центра Главного управления внутренних дел по субъекту РФ исходя из следующего.

Исследовав представленную в материалы дела вышеуказанную справку, суд признал, что она не является надлежащим доказательством, поскольку получена налоговым органом с нарушением статьи 95 НК РФ, устанавливающей порядок проведения экспертизы в ходе мероприятий налогового контроля.

Поскольку для разрешения описанных в исследовании вопросов требуются специальные знания и проведение экспертизы в порядке, установленном статьей 95 НК РФ или статьей 82 АПК РФ, а в ходе проведения выездной налоговой проверки экспертиза в отношении подписей руководителей организацией не назначалась и ходатайств о проведении экспертизы при рассмотрении дела в суде первой инстанции налоговым органом не заявлено, судом исключена справка ЭКЦ ГУВД по субъекту РФ из числа допустимых доказательств по делу.

Как отметил ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 30.12.2010 N А33-3928/2010, заключение эксперта представляет собой источник информации относительно обстоятельств, установленных в ходе налогового контроля, и не влечет для налогоплательщика возникновения каких-либо обязанностей, не устанавливает отсутствия у него каких-либо прав.

Экспертиза, как правило, назначается, когда необходимо:

- установить подлинность документов;

- уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг;

- определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются фирмой, объему продукции или технологии ее производства;

- определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

На это указано в Постановлении ФАС Поволжского округа от 18.09.2008 N А57-4045/08.

ФАС Московского округа в Постановлении от 28.05.2012 N А40-97519/10-90-482 при рассмотрении дела не принял ссылку налогового органа на справку об исследовании, выданную УВД по САО "Экспертно-криминалистический центр", согласно которой в представленных счетах-фактурах подписи от имени физического лица выполнены не им.

Указанная справка не является заключением эксперта, носит информационно-консультативный характер и не может быть положена в основу вывода о подписании счетов-фактур неустановленным лицом.

Данных о проведении экспертизы указанных подписей в материалах не имеется.

Кроме того, указанная справка не соответствует положениям статьи 95 НК РФ, в связи с чем не может быть принята в качестве надлежащего доказательства по делу.

ФАС Дальневосточного округа в Постановлении от 14.06.2012 N Ф03-1687/2012 по делу N А04-5791/2011 отклонил довод налогоплательщика о том, что заключение эксперта не отвечает требованиям арбитражного процессуального законодательства, поскольку экспертиза была проведена в рамках выездной налоговой проверки в соответствии с положениями статьи 95 НК РФ, поэтому нормы АПК РФ в данном случае не подлежат применению.

Отметим, что определенные обстоятельства могут быть установлены только по результатам экспертизы.

ФАС Московского округа в Постановлении от 20.09.2012 N А40-133560/11-75-534 указал, что ссылка налогового органа на то, что счета-фактуры, выписанные двумя организациями, визуально похожи, что, по мнению инспекции, свидетельствует о фиктивности выполнения договорных обязательств именно этими контрагентами и, как следствие, фиктивности их оплаты, не подтверждена материалами дела и основана на предположениях налогового органа.

Ссылаясь на визуальную идентичность счетов-фактур, налоговый орган при этом не воспользовался правом, предусмотренным статьей 95 НК РФ, и не провел экспертизу данных документов.

Таким образом, утверждение налогового органа о том, что счета-фактуры от спорных контрагентов выписывались одним и тем же лицом, голословно.

При этом несоблюдение указанных в статье 95 НК РФ требований к проведению экспертизы влечет признание ее результатов недопустимыми доказательствами.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 20.06.2012 N 54-3201/2011 суд признал правильным вывод о том, что указание в постановлении о назначении экспертизы фамилии эксперта является обязательным в силу пункта 3 статьи 95 НК РФ.

Как установлено судом, в постановлении о назначении экспертизы не указана фамилия эксперта, поэтому налогоплательщик был лишен возможности участвовать в выборе эксперта и не мог воспользоваться гарантированными ему законодательством правами, а именно: правом на отвод эксперта, правом на назначение эксперта из числа указанных заявителем лиц, правом присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту, что является нарушением его прав и законных интересов.

Таким образом, материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что постановление о назначении технологической экспертизы налоговым органом принято с нарушением пункта 3 статьи 95 НК РФ.

Как отмечено судом, фамилии экспертов не были указаны в постановлении о назначении экспертизы, не были доведены до сведения заявителя и в последующем, поэтому налогоплательщик не мог воспользоваться правом, предусмотренным пунктом 7 статьи 95 НК РФ, для отвода конкретных экспертов.

Кроме того, как пояснил суду представитель организации, экспертизу проводили эксперты, которые обладают специальными познаниями в области металлургии. Однако ответ на вопрос об определении химического состава медного порошка, поставленный перед экспертами в обжалуемом постановлении, вправе дать только лицо, имеющее специальные познания в области аналитической химии. Сведений о том, что вышеупомянутые эксперты обладают специальными познаниями в области химии, налоговым органом не представлено.

Доказательств наличия заявленного организацией отвода экспертам налоговым органом суду не представлено.

Ссылка налогового органа на несообщение экспертным учреждением при назначении экспертизы фамилий конкретных экспертов не дает права налоговому органу при вынесении постановления действовать в нарушение требований НК РФ.

Судом отмечено, что действия налогового органа по назначению экспертизы регламентированы законом, императивно определяющим содержание акта налогового органа, которым назначается экспертиза. Налоговый орган не вправе принимать соответствующее постановление в произвольной форме с указанием в нем сведений, отличных от установленных статьей 95 НК РФ.

Таким образом, при разрешении возникшего спора суд указал, что обжалуемое постановление налоговым органом вынесено с нарушением действующего порядка его принятия, предусмотренного статьей 95 НК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 26.12.2012 N А63-4721/2012.

Суд пришел к выводу, что в постановлении о назначении почерковедческой экспертизы в нарушение пункта 3 статьи 95 НК РФ отсутствуют сведения об эксперте, проводившем почерковедческую экспертизу.

Указанное нарушение не признано арбитражным судом формальным, поскольку содержание таких сведений в обязательном порядке предусмотрено НК РФ и является гарантией прав участвующих в деле лиц на отвод эксперта, на заявление ходатайства о привлечении в качестве экспертов конкретных лиц (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 66 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе").

Кроме того, протокол об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы содержит сведения о том, что налогоплательщик ознакомлен с постановлением о назначении почерковедческой экспертизы, при этом постановление о назначении почерковедческой экспертизы датировано иным числом. В протоколе отсутствует подпись проверяемого лица в графе об ознакомлении с постановлением о назначении экспертизы и о разъяснении прав, предусмотренных статьей 95 НК РФ, что свидетельствует о невыполнении налоговым органом требований законодательства об ознакомлении проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы.

ФАС Уральского округа в Постановлении от 16.07.2012 N Ф09-5337/11 не принял в качестве допустимого доказательства заключение эксперта по результатам проведенного почерковедческого исследования подписей физического лица. Суд отметил следующее.

Пунктом 7 статьи 95 НК РФ предусмотрено, что при назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право: 1) заявить отвод эксперту; 2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; 3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; 4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; 5) знакомиться с заключением эксперта.

В силу пунктов 6, 7 статьи 95 НК РФ должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 данной статьи, о чем составляется протокол.

Суд установил, что постановление о назначении почерковедческой экспертизы вынесено налоговым органом, при этом в указанный день должностным лицом налогового органа составлен акт о невозможности ознакомления руководителя общества с постановлением о назначении почерковедческой экспертизы.

При этом судом установлено, что указанный акт, составленный в присутствии свидетелей, не содержит данных документов, удостоверяющих личность свидетелей, их адресов регистрации, в связи с чем не может являться доказательством невозможности вручения налогоплательщику постановления о назначении экспертизы.

Кроме того, постановление о назначении почерковедческой экспертизы было направлено в адрес руководителя налогоплательщика с сопроводительным письмом от 06.08.2010 заказным письмом без уведомления, тогда как сама экспертиза была начата 05.08.2010 и окончена 16.08.2010, то есть налогоплательщик был лишен возможности реализовать права, предоставленные ему пунктом 7 статьи 95 НК РФ.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Считая, что при вынесении постановления налоговым органом нарушены права налогоплательщика, предусмотренные статьей 95 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд. Оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции.

Ранее налогоплательщик был ознакомлен с постановлением о назначении экспертизы и мог своевременно представить перечень вопросов, которые он полагал необходимым поставить перед экспертом. Каких–либо возражений согласно пункту 7 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации от общества не поступило, как и требований об отложении экспертизы в связи с недостаточностью времени на подготовку возражений.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 75, 95, 122, 169, 171, 172, 247, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды», суды первой, апелляционной и кассационной инстанций согласились с выводами налогового органа и признали решение инспекции законным и обоснованным.

Налоговая экспертиза представляет собой совокупность услуг консультационного характера, направленных на диагностику деятельности предприятия – совершения сделок и выполнения прочих хозяйственных мероприятий с финансовой точки зрения. Смысл проведения налоговой экспертизы заключается в минимизации рисков, возникающих в ходе размещения денежных средств в различные организации в виде инвестиций и в предупреждении налоговых преступлений. Кроме того, данное исследование осуществляет проверку, не противоречит ли принятая система налоговых выплат действующему законодательству.

Налоговая экспертиза производится специалистами, обладающими исчерпывающими знаниями в области системы налогообложения и современного налогового законодательства, актуального на сегодняшний день в пределах Российской Федерации. К результатам налоговой экспертизы можно отнести следующие экспертные выводы и рекомендации:

  • Оценка структуры налогов и сборов, подлежащих уплате.
  • Рекомендации специалиста по оптимизации ведения учета выплаты налогов, а также по организации соответствующих хозяйственных мероприятий.
  • Анализ соответствия действующей (или предполагаемой) системы налогообложения актуальному законодательству Российской Федерации в налоговой сфере.
  • Разработка эффективных моделей уплаты налогов и сборов в случае изменения вида деятельности или объемов производства.

Налоговая экспертиза также может быть эффективным инструментов легитимного снижения налоговых отчислений, для чего требуется тщательный анализ деятельности организации, выполняемый квалифицированным специалистом в данной сфере. В ходе проведения исследования эксперты скрупулезно анализируют налоговые и бухгалтерские бумаги, а также могут представлять интересы организации в налоговых инстанциях или в суде. Организация, в отношении которой производится налоговая экспертиза, должна представить специалистам все требующиеся для осуществления исследования материалы. В случаях, когда имеющиеся материалы не полны или составлены с ошибками, эксперт вправе отказаться от формулирования экспертного заключения ввиду отсутствия для этого достаточных оснований.

Инициатором налоговой экспертизы могут выступать судебные или налоговые организации, а также сами предприятия (их менеджеры или собственники).

Для экспертов существуют ограничения в праве доступа для осуществления налоговой экспертизы. Специалист не допускается к проведению экспертизы в следующих случаях:

  • Если эксперт имеет личную заинтересованность в разрешении данного дела.
  • Если специалист состоит в родственной или интимной связи с лицом, в отношении которого производится экспертиза.
  • Если эксперт попадает под служебную или иную зависимость от лиц, в отношении которых осуществляется исследование.
  • Если специалист делал публичные заявления или прилюдно высказывал комментарии относительно рассматриваемого дела.
  • Если беспристрастность и объективность эксперта ставится под сомнение в результате каких-либо обстоятельств дела.

Задачи, решаемые в ходе осуществления налоговой экспертизы

Цели предстоящей налоговой экспертизы, а также обстоятельства ее назначения предполагают постановку определенных задач исследования. Задачи также зависят от того, какой именно орган выступает инициатором проведения исследования. Перед экспертом могут быть поставлены любые из следующих задач:

  • Определение объемов денежных средств организации (предприятия), выведенных из-под налогообложения.
  • Анализ структуры исчисления уплаты налогов (синтетического или аналитического).
  • Установление достоверности отображения налогового бремени организации в налоговой и бухгалтерской документации. Выявление полноты исполнения налоговых обязательств.
  • Установление своевременности уплаты налогов. Выявление отсутствия задолженности по уплате налогов.
  • Установление факта, были ли в полной мере учтены предписания налогового законодательства при определении налоговой базы организации (предприятия).
  • При проведении досудебных исследований – составление акта разногласий, сформулированного на основе осуществленной налоговой проверки.

Правовая база производства налоговой экспертизы

Процедура назначения и производства налоговой экспертизы описывается в статье 95 Налогового кодекса Российской Федерации. Та же статья предусматривает заключение договора на проведение налоговой экспертизы в качестве основного условия, необходимого для подключения эксперта к участию в выездной проверке налоговой сферы предприятия (организации).

Эксперт несет ответственность за отказ от производства налоговой экспертизы, что зафиксировано в статье 129 Налогового кодекса Российской Федерации. Данная ответственность специалиста наступает только в случае, если он уклоняется от выполнения своих обязанностей после того, как договор был заключен и данный специалист назначен в качестве эксперта.

Та же статья Налогового кодекса регламентирует ответственность специалиста за сообщение недостоверных сведений. За данное правонарушение назначается штраф.

Уголовный кодекс также предполагает ответственность эксперта за предоставление ложных данных. Специалист, осуществляющий производство налоговой экспертизы, несет ответственность за сообщение ложных или недостоверных сведений при формировании экспертного заключения или при выступлении в суде с целью разъяснения сделанных выводов. Степень наказания, предполагаемого за подобные деяния, обозначена в статье № 307 Уголовного кодекса Российской федерации. Следует отметить, что ошибки, допущенные экспертом вследствие некомпетентности или недостаточной осведомленности, не рассматриваются в качестве факта представления ложных сведений.

Вопросы, ответы на которые дает специалист в области производства налоговой экспертизы

Ответы на перечисленные вопросы составляют существенный объем информации, представляемой специалистом в своем экспертном заключении. Постановка данных вопросов основана на обстоятельствах проведения исследования и его целях, вследствие чего задает эксперту некий вектор направления усилий и область, в которой следует проводить анализ. Ответы на вопросы в обязательном порядке включаются в экспертное заключение. Список вопросов составляется индивидуально для каждого конкретного случая проведения налоговой экспертизы. Эксперту могут быть адресованы следующие вопросы:

  1. Соответствует ли сформированная налоговая база организации (предприятия) предписаниям актуального налогового законодательства, действующего в юридическом пространстве Российской Федерации.
  2. В полном ли объеме были выполнены налоговые обязательства организации (предприятия) перед федеральным бюджетом?
  3. Своевременно ли были уплачены налоги и сборы?
  4. Каким образом можно легитимно уменьшить налогооблагаемую базу?
  5. Какие недостатки системы учета расходов по налогам обнаружены в ходе производства экспертизы?
  6. Какие именно объемы денежных средств предприятия (организации) не подлежат обложению налогами?
  7. Насколько достоверно отображены налоговые обязательства организации в ее налоговой и бухгалтерской документации?
  8. В полной ли мере отображены налоговые обязательства предприятия в налоговой и бухгалтерской отчетности?
  9. Каким образом следует модифицировать систему налогообложения в свете предстоящего изменения вида деятельности организации (предприятия)?
  10. Какова наиболее эффективная схема налогообложения для данной организации (предприятия), если объемы производства будут увеличены (уменьшены) на заданную величину?
  11. Каковы рекомендации эксперта по модификации системы ведения налогового учета?
  12. Достоверно ли определена сумма налогов и сборов, подлежащих к уплате?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

При проведении проверки налоговики имеют право прибегнуть к помощи экспертов. Но чтобы результаты экспертизы можно было использовать для привлечения налогоплательщика к ответственности, налоговикам надо соблюсти уйму формальностей. А любое отступление влечет недействительность экспертизы.

А.Е. Смирнов, эксперт "УНП"

Порядку назначения и проведения экспертизы в Налоговом кодексе посвящена отдельная статья - 95-я. В ней сказано, что экспертиза назначается, если при проведении проверки возникают вопросы, для ответа на которые необходимы специальные познания в науке, технике, искусстве или ремесле. Результаты такой экспертизы могут использоваться в качестве доказательства при привлечении налогоплательщика к ответственности (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.04.03 по делу № А05-12124/02-614/11).

Причем НК РФ допускает назначение экспертизы при проведении как выездной, так и камеральной проверки, а также при осуществлении иных форм налогового контроля. Единственное требование, которое здесь предъявляют суды: экспертиза должна проводиться до принятия решения по результатам проверки, а не после этого (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.11.02 по делу № А26-2787/02-02-07/129).

Таким образом, в руках у налоговиков есть достаточно действенное оружие против недобросовестных налогоплательщиков. Ведь с помощью экспертизы можно установить и поддельность документов, и необоснованность затрат, и многое другое. Только вот практика показывает, что в большинстве случаев налогоплательщикам не стоит бояться экспертизы.

Но если это решение в дальнейшем будет вынесено на судебное рассмотрение, такая самоуверенность налоговиков может сыграть с ними злую шутку. Дело в том, что по закону налоговики должны обосновать правомерность привлечения налогоплательщика к ответственности. А доказать недостоверность подписи или печати можно только экспертизой. Получается, что, не назначив экспертизу, налоговые органы сами лишили себя доказательства (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.12.02 по делу № Ф09-2648/02-АК).

В такой ситуации ссылка на недостоверность подписей или печатей просто не будет приниматься судом во внимание как необоснованная (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.04.03 по делу № А05-10496/02-539/13).

Но самое интересное, что если налоговики "забыли" назначить экспертизу при проведении проверки, то назначить ее через суд тоже не получится. Дело здесь в том, что судебная экспертиза предназначена для получения доказательств, которые невозможно было получить в ходе налоговой проверки. Поэтому она не может подменять экспертизу, которую должны были назначить налоговики (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.02 по делу № А56-2272/01).

При этом налоговики в актах налоговых проверок и решениях, принимаемых на их основании, ссылаются на результаты таких экспертиз. Однако и в этом случае, если дело дойдет до суда, судьи вряд ли примут такие аргументы в качестве доказательства вины налогоплательщика.

Здесь суды вполне логично указывают, что результаты оперативно-розыскных и следственных мероприятий, в том числе результаты проведенных экспертиз, подлежат оценке исключительно в рамках уголовного дела (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.10.02 по делу № КА-А40/7098-02). Поэтому акт экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, нельзя приобщать к материалам налоговой проверки. Следовательно, результаты таких экспертиз не могут учитываться при оценке действий налогоплательщика (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.10.02 по делу № КА-А40/7234-02).

Правильная экспертиза должна быть назначена постановлением должностного лица налогового органа. Причем в этом постановлении уже должны содержаться вопросы к эксперту.

Далее с постановлением о назначении экспертизы положено ознакомить налогоплательщика. При этом ему надо разъяснить все его права, связанные с проведением экспертизы (на отстранение эксперта, на представление своих вопросов и т. д.).

Факт совершения налоговиками всех этих действий должен оформляться специальным протоколом, подписываемым налогоплательщиком (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.02 по делу № А56-11159/02).

Заключение эксперта также в обязательном порядке предъявляется налогоплательщику для ознакомления, одновременно ему разъясняются права: давать свои пояснения, ходатайствовать о назначении повторной или дополнительной экспертизы либо о постановке дополнительных вопросов перед экспертом. Эти действия также оформляются протоколом.

Если же инспекция, к примеру, ознакомила налогоплательщика лишь с результатами экспертизы, причем сделала это не протоколом, а отметкой в акте проверки, да еще неправильно разъяснила права, то заключение эксперта не может быть доказательством в суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.12.02 по делу № А56-11159/02).

Кроме того, экспертиза не может быть единственным доказательством по делу. Она всегда должна оцениваться в совокупности с другими доказательствами (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.02 по делу № А79-4700/01-СК1-4020). То есть оштрафовать налогоплательщика на основании одного лишь заключения эксперта нельзя.

Причем, оценивая экспертное заключение, суд может и не согласиться с изложенными в нем выводами, признав их ошибочными (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.04.03 по делу № Ф03-А37/03-2/428). Например, суд может не признать результаты экспертизы, если выяснится, что при ее проведении экспертам не были представлены все необходимые документы (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 05.05.03 по делу № А64-3826/99-12).

Читайте также: