Последствия введения экспортной пошлины

Опубликовано: 19.09.2024

Таможенная пошлина на импортдает возможность обеспечить защи­ту отечественных производителей от иностранной конкуренции, выс­тупает источником поступлений доходов в государственный бюджет.

Отечественные производители выигрывают от введения таможенных тарифов, потому что их товары не облагаются тарифами, в результате чего они могут выпускать товары с более высокими издержками в срав­нении с мировым рынком. Выигрывает и государство. Этот выигрыш определяется величиной произведения величины импорта на величину тарифа. Это своего рода трансферты от покупателей государству.

Однако тариф на импорт приносит потери отечественным покупа­телям, поскольку введение тарифа делает национальную цену импорт­ного товара выше мировой цены, т.е. отечественные покупатели обла­гаются дополнительным налогом.

Считается, что выигрыш отечественных производителей от введения тарифов на импорт не компенсирует потерь отечественных покупате­лей. Результирующим эффектом тарифа является понижение жизнен­ного уровня населения, ибо покупатели теряют больше, нежели выиг­рывают производители и государство вместе взятые.

Введение таможенных тарифов обосновывается его сторонниками тем, что они (тарифы) дают возможность:

ü защитить оборонные отрасли промышленности;

ü повысить уровень занятости экономических ресурсов;

ü защитить новые, «молодые», отрасли отечественного народного хозяйства;

ü защитить страны с монокультурной экономикой от колебаний конъюнктуры мирового рынка;

ü защитить отечественных производителей от демпинга и др.

Вместе с тем имеются и другие суждения. В качестве альтернатив­ного подхода к решению проблем «защиты» различных отраслей эко­номики, в частности, предлагаются прямые субсидии отечественным производителям со стороны государства, которые могут обеспечить достаточный успех.

Введение таможенной пошлины на импорт вызывает определенные последствия для национальной экономики, в частности отражается на уровне и качестве жизни потребителей, производителей, государствен­ном бюджете. Рассмотрим эту ситуацию на рис. 1.

Импорт до введения тарифа

Рис. 1. Последствия введения таможенной пошлины на импорт

Из рис. 1 видно, что вследствие введения тарифа на импорт цена товара повысится с Pwдо Pd, в результате чего сокращается спрос на товар с Qd до Q ' d, а внутреннее предложение возрастет с Qs до Q ' s.Об­щий же объем импорта уменьшится, составив разницу Q ' d - Q ' s .

Следовательно, национальные потребители от введения тарифа несут чистые потери, которые равны сумме площадей фигур («a + b + c + d»),отражающие уменьшение объема потребительского излишка. Вслед­ствие введения тарифа на импорт произойдет перераспределение дохода между национальными потребителями и производителями в пользу последних. Потери потребителей равны («а + b + с + d»), а выигрыш про­изводителей составит площадь фигуры «а». Государство выиграло вели­чину, равную площади фигуры «с». Таким образом, суммарные чистые потери для благосостояния нации составят площадь фигур («b + d»), где «b» - производственные потери, обусловленные превышением выпуска товара уровня оптимума; «d» - потребительские потери, вызванные рос­том цены на благо и сокращением потребления в связи с введением им­портной пошлины.

Чистые потери нации в результате введения тарифа на импорт понижаются пропорционально участию валютного курса в тарифном эффек­те. Предположим, что при введении 12 % тарифа на импорт национальная валюта подорожала на 4 %; в этих условиях внутренние цены на ввози­мые товары, выраженные в национальной валюте, увеличатся не на 12, а на 8 %. Итак, чистые потери общества от тарифа на импорт будут равны примерно 80 % от суммарной площади фигур («b + d»).

Одним из регуляторов ограничений внешней торговли является та­риф экспортный.

Экспортный тариф– это «зеркальное» отражение импортного та­рифа, разновидность налога, используемого для государственного ре­гулирования экспортных поставок товаров. Ставки экспортного тари­фа устанавливаются в зависимости от вида товаров.

Экспортная пошлина снижает внутреннюю цену до уровня ниже мировой, в результате чего потребление товара внутри страны увели­чивается, а его экспорт сокращается, уменьшается и его национальное производство.

Введение экспортного тарифа приводит к значительным потерям у отечественных производителей, но выигрывают покупатели, по­скольку цены товаров ниже мировых цен. При этом выигрывает и го­сударство, так как монопольное положение страны-экспортера застав­ляет страны-импортеры переплачивать за импортируемые товары.

Последствия введения экспортного тарифа проиллюстрируем на рис. 2.

Рис. 2. Последствия введения экспортного тарифа

Допустим, что страна действует в условиях свободной торговли. В этом случае внутренняя цена данного товара будет равна мировой цене (Рw). Тогда объем экспорта составит величину Qs - Qd. Экспортный тариф (t)означает, что для данной страны экспорт товара мало прибыльный, ибо определенную долю выручки от его реализации государство изымает в свой доход, в результате возрастет предложение товара на национальном рынке, что, в свою очередь, вызовет понижение цены на национальном рынке в сравнении с мировой ценой. Вследствие понижения цены товара на национальном рынке увеличится его потребление внутри страны с Qd до Q ' d. Однако производители не замедлят уменьшить объемы его выпус­ка с Qsдо Q ' s. В результате уменьшатся объемы экспорта данного товара до объема Q ' s - Q ' d.

Дата добавления: 2016-04-22 ; просмотров: 1198 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

При экспортной пошлине внутренняя цена ниже мировой цены. Внутренняя цена О Q на внутреннем рынке. Снижение внутренней цены стимулирует расширение внутреннего потребления картофеля с Qd до Qd. В новых условиях равновесия российские производители картофеля сократят объемы его производства, часть высвободившихся ресурсов перебросят в какую-либо другую сферу деятельности. Одновременно сократятся и объемы экспорта до величины Q's—Q'd.

Теперь оценим последствия введения экспортной пошлины для благосостояния потребителей и производителей, а также для удовлетворения государственных интересов. Очевидно, что в результате снижения цены на внутреннем рынке производители картофеля несут потери, величина которых в общей сложности составит область (a + b + c + d + e).

Однако потребители картофеля получают в результате снижения цены выигрыш в размере области (а + Ь). Выигрывает также и государство, получающее в бюджет доходы от налогообложения экспорта. Размер этого выигрыша, соответствующего объему экспорта, равен области d. В целом чистые потери страны от введения экспортной пошлины составили область (с + е). Таким образом, в результате налогообложения экспорта в экономике произошло перераспределение части ресурсов и доходов: одни субъекты экономики выиграли, другие — понесли потери. Выигрыш потребителей и государства получен за счет производителей, чье благосостояние ухудшилось. Однако суммарный выигрыш общества (в лице потребителей и государства) оказался меньше потерь производителей на величину (с + е), которая не компенсируется ничьим выигрышем. Как видим, экспортная пошлина представляет собой зеркальное отражение импортной пошлины с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители. Государство же и в том и в другом случае выигрывает.

Под нетарифными методами понимается совокупность средств внешнеторговой политики, которые не входят в группу таможенно - тарифных ограничений, а реализуются в рамках административного управления, выполняя роль регуляторов внешнеторгового оборота.

ЭКСПОРТНЫЕ СУБСИДИИ И КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ПОШЛИНЫ. В большинстве случаев многие страны на практике прибегают не к экспортным пошлинам, а к субсидированию экспорта. Оно осуществляется в разных формах: предоставление низкопроцентных займов фирмам-экспортерам или иностранным клиентам; государственные расходы на стимулирование сбыта экспортной продукции за рубежом (например, через рекламу и предоставление дешевой информации о конъюнктуре экспортного рынка); предоставление фирмам налоговых льгот в зависимости от объема производимых на экспорт товаров и услуг. Государственная поддержка может предоставляться экспортерам разных отраслей в зависимости от национальных потребностей, но наибольшими субсидиями во МНОГИЕ отрасли сельскохозяйственной продукции. Для этого разрабатываются и реализуются специальные государственные программы содействия фермерским хозяйствам через правительственные закупки на средства налогоплательщиков избыточной сельскохозяйственной продукции, а также выплаты премий за невозделывание посевных площадей. Чтобы снизить бюджетные затраты на проведение политики поддержки фермеров, европейские государства, США и Канада продают по заниженным ценам избыточную продукцию за границу, иногда прибегая к дополнительному субсидированию, предлагая товар в основном развивающимся странам, для которых цены мирового рынка слишком высоки. Разумеется, предоставление субсидий экспортерам стимулирует развитие экспортных производств и создает некоторые конкурентные преимущества национальным производителям на мировых рынках. Однако оборотной стороной экспортных субсидий может быть введение компенсационных импортных пошлин теми странами, куда направлены экспортные потоки. Такая процедура допускается нормами ГАТТ/ВТО и иногда используется в мирохозяйственной практике.

Нетарифные торговые ограничения. К настоящему времени они получили широкое распространение во многих странах, прежде всего в промышленно развитых, и, по некоторым оценкам, их число доходит до 50. К середине 90-х гг. примерно 14% товаров, импортируемых странами ЕС, США и Японией, подпадали под основные нетарифные ограничения: импортные квоты, "добровольные" ограничения экспорта и антидемпинговые меры.

ИМПОРТНЫЕ квоты. Из всех видов нетарифных ограничений внешней торговли наибольшее распространение получили импортные квоты — или количественные ограничения объемов иностранной продукции, разрешенной ежегодно к ввозу в страну. Иногда страны могут прибегать к квотированию экспорта, т. е. количественному или стоимостному ограничению вывозимой из страны продукции, однако они запрещены международными соглашениями. И в том и в другом случае инструментом квотирования являются лицензии, выдаваемые государственными органами импортерам или экспортерам продукции. При этом число выдаваемых лицензий ограничено, а это значит, что нелицензированная торговля квотируемыми товарами запрещается. Импортные лицензии могут распределяться либо через механизм купли- продажи, либо административным путем. Более предпочтительным и эффективным способом распределения лицензий является открытый аукцион. Конкурсная продажа импортных квот не только приносит государству доход, эквивалентный тарифному, но и выбивает почву из-под ног взяточников и коррупционеров. Однако, несмотря на то, что открытые аукционы — самый дешевый способ распределения импортных лицензий, в реальной жизни они никогда не используются. Обычно на практике применяются административные методы распределения лицензий, в основе которых лежит система явных предпочтений, когда государство выдает импортные лицензии определенным фирмам без какого-либо конкурса. Чаще всего в этом случае лицензии получают те фирмы, которые закрепились на рынке данного товара и на деле доказали свою способность эффективно осуществлять внешнеторговые операции. Однако административное распределение, ничего не давая государственному бюджету, создает благоприятную почву для взяток и коррупции.

Экономические последствия введения импортной квоты .

Какой же смысл имеет тогда введение квот, почему ими нередко заменяют таможенные пошлины? Причина в том, что импортные квоты в ряде случаев оказываются более предпочтительной мерой регулирования внешней торговли, чем таможенные тарифы. Их преимущество проявляется, во-первых, в том, что они строго фиксируют объемы ввозимой продукции, а это гарантирует внутренний рынок от возможного увеличения импорта из-за снижения цен на импортируемые товары. Тариф в этом случае оказывается беспомощным, поскольку сокращение цен позволит зарубежным фирмам при прежней тарифной ставке увеличить объемы продаж и получить определенные выгоды. Предпочтительность квот проявляется и в том, что они позволяют государству проводить более гибкую и оперативную политику, поскольку изменение ставок импортных тарифов регламентируется национальным законодательством и международными торговыми соглашениями, и правительство, за исключением отдельных случаев, не может самостоятельно повысить тариф. Гораздо проще, оказывается, установить более строгие импортные квоты. Квотирование в ряде случаев предпочитают отечественные а также нуждающиеся в защите отрасли, поскольку добиться специальных лицензионных привилегий значительно легче, чем введения тарифа или повышения его ставок.

И для государственных органов квотирование оказывается более выгодным инструментом, так как облегчает им осуществление регулирующих функций и проведение более селективной внешнеторговой политики в отношении отечественных отраслей и фирм.

Вместе с тем практика квотирования импорта приводит к дополнительным негативным эффектам. С одной стороны, ограничивая ценовую конкуренцию и гарантируя отечественным фирмам определенную долю национального рынка, квота может способствовать монополизации экономики, а следовательно, снижению ее эффективности. С другой стороны, само распределение лицензий административным путем толкает потенциальных импортеров на лоббирование своих интересов в правительстве и даже на дачу взяток официальным лицам. А это значит, что импортные квоты создают почву для произрастания коррупции в государственных органах.

"ДОБРОВОЛЬНЫЕ" ОГРАНИЧЕНИЯ ЭКСПОРТА. Этот ВИД нетарифных ограничений стал практиковаться с 50-х гг. в отношениях между США и европейскими странами, с одной стороны, и Японией — с другой, во внешней торговле текстильными изделиями. Позже в эту систему были включены и новые индустриальные страны. "Добровольные " ограничения экспорта (ДОЭ) означают ситуацию, когда не страна-импортер устанавливает квоту, а страна-экспортер берет на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. В настоящее время заключено множество таких соглашений, ограничивающих экспорт не только текстильных изделий, но и автомобилей, обуви, стали, труб, телевизоров и т. д., главным образом из Японии и стран Юго-Восточной Азии в США и страны ЕС. Поскольку ДОЭ устанавливает страна-экспортер в ответ на просьбу портера во избежание других торговых санкций, постольку на деле такие ограничения являются не добровольными, а вынужденными. Однако тот факт, что их вводит против себя самой страна-экспортер, ДОЭ с политической и правовой точек зрения стали очень удобным, а в ряде случаев наиболее предпочтительным инструментом современной торговой политики. С экономической точки зрения ДОЭ точно повторяют импортную квоту, которая дорого обходится стране-импортеру, поскольку решения об ограничении торговли принимаются иностранным правительством.

По одним только японским автомобилям, на поставки которых в США американское правительство потребовали ДОЭ со стороны Японии, страна потеряла в 1984 г. 3,2 млрд. долл., причем львиную долю составила перекачка средств в Японию, а не потери в эффективности экономики США. Почему же тогда страны-импортеры настаивают на введении ДОЭ их торговыми партнерами? Основная причина, очевидно, состоит в том, что ДОЭ дают выгоду национальным производителям страны-импортера, которым неограниченный ввоз того или иного товара из-за границы создает дополнительные трудности в конкурентной борьбе. Кроме того, надо иметь в виду и то, что в настоящее время ДОЭ не запрещается ГАТТ/ВТО, хотя с 2000 г. их предполагается отменить в рамках этой организации.

ДЕМПИНГ. Ограничения в международной торговле могут быть следствием демпинга. Демпинг означает такую практику ведения внешней торговли, когда экспортер продает свой товар за границей по цене ниже той, по которой он продает на внутреннем рынке, или ниже себестоимости производства товара. Это значит, что демпинг — одна из форм международной ценовой дискриминации. Обычно к демпингу прибегают в периоды экономических спадов, когда отрасль не хочет сокращать производство, но продать весь товар на внутреннем рынке не имеет возможности. Тогда она обращается к рынкам зарубежных стран, подрывая тем самым их национальное производство, но стабилизирует при этом собственное. Практика международной торговли знает несколько видов демпинга: постоянный, спорадический, хищнический.

Постоянный демпинг характеризует долговременную тенденцию фирм- монополистов максимизировать прибыль, продавая товары по более высокой цене на внутреннем рынке по сравнению с мировым рынком, где приходится сталкиваться с конкуренцией иностранных компаний. Спорадический демпинг представляет собой эпизодическую продажу продукции на мировом рынке по более низкой цене, чем на внутреннем. Чаще всего такой демпинг — следствие перепроизводства товаров и стремление не допустить снижения цен на внутреннем рынке.

Хищнический демпинг означает временную продажу товара на зарубежных рынках ниже его себестоимости. Целью такого демпинга является, как правило, устранение конкурентов по бизнесу, после чего отмечается заметный рост цен, что дает фирмам возможность реализовать свою монопольную власть в форме монопольной сверхприбыли.

Демпинг запрещен как правилами ГАТТ/ВТО, так и национальным законодательством ряда стран. В случае демпинга страны вправе применять ответные меры. Они обычно принимают форму введения антидемпинговой пошлины или угрозы ее введения. Антидемпинговая пошлина представляет собой временный сбор, вводимый импортирующей страной для компенсации потерь от демпинга. Как правило, эта пошлина устанавливается в размере разницы между ценой товара на внутреннем и мировом рынках. Каковы последствия введения антидемпинговых пошлин? На вопрос, кто выигрывает, а кто несет потери в результате антидемпинговых мероприятий, не так легко ответить. Скорее всего, сторонники либеральных взглядов вообще будут выступать против введения такого рода санкций (за исключением, может быть, хищнического демпинга). Действительно, какой смысл противодействовать фирмам, поставляющим свой товар по заниженной цене, почему этим не пользоваться? Не исключено, что выигрыш потребителей окажется выше ущерба, нанесенного демпингом отечественным производителям. Однако конечный эффект введения антидемпинговых пошлин весьма неопределенный. Если, например, страна откажется от демпинга и торговые ограничения в отношении нее будут сняты, то импортирующая страна проиграет, а мировое хозяйство окажется в выигрыше. Однако если страна, уличенная в демпинге, прекратит поставки товаров на рынок, защищенный антидемпинговыми пошлинами, то ущерб понесет как импортирующая страна, так и мировое хозяйство, поскольку это приведет к нерациональному использованию ресурсов.

ПРОЧИЕ ФОРМЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ. Кроме рассмотренных выше способов количественного регулирования внешней торговли в мировой практике используется множество других видов нетарифных ограничений, среди которых:

• национальные стандарты качества (например, на оборудование, сельскохозяйственную технику и т. д.);

• экологические требования (к автомобилям, технологиям и прочему, загрязняющему окружающую среду);

• санитарные ограничения, запрещающие торговлю определенными сельскохозяйственными товарами (например, фруктами в Калифорнии) или продовольствием и напитками (например, пивом в Германии);

• требования к упаковке и маркировке изделии;

• внутренние налоги и сборы (например, в некоторых странах прогрессивные дорожные налоги особенно велики для относительно больших автомобилей, что ограничивает их импорт);

• требования к содержанию компонентов, используемых в производстве ряда товаров (например, в России запрещено использовать в производстве продуктов питания некоторые виды пищевых добавок и красителей, которые широко применяются в европейских странах).

Подобного рода ограничения оказывают заметное воздействие на направления и объемы международных потоков товаров и услуг. Большинство из них, безусловно, продиктованы заботой о жизни и здоровье граждан страны, стремлением полнее проинформировать покупателей о возможных последствиях, связанных с приобретением и использованием иностранной продукции.

В то же время очевидно, что эти ограничения одновременно действуют как удобные инструменты протекционизма в пользу местных производителей. Крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле являются экономические санкции, в частности торговое эмбарго — запрещение государством ввоза в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе такого рода санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Они могут носить как индивидуальный (одна страна вводит эмбарго на торговлю с другой), так и коллективный характер (когда эмбарго вводится по решению ООН). Очевидно, что эмбарго наносит экономический ущерб всем участникам этого процесса, поскольку ограничивает вывоз товаров и получение доходов страной-экспортером и лишает возможности потреблять эти товары страной-импортером. Вместе с тем третьи страны, не присоединившиеся к эмбарго, при определенных условиях могут получать дополнительный выигрыш, так как у них появляется возможность увеличить экспорт своей продукции за счет участвующих в санкциях стран.

Введение пошлины на экспорт зерна способен помочь в сдерживании цен на сырьё, однако данный регулирующий механизм может спровоцировать и негативные последствия для развития компаний, заявил NEWS.ru зампред правления Руспродсоюза Дмитрий Леонов. Перед этим крупные отечественные ассоциации производителей продуктов питания обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с призывом обдумать введение пошлины на экспорт зерновых. Такой шаг, на их взгляд, позволит снизить цены на сырьё. При поступлении обращения отраслевых союзов Минсельхоз комплексно рассмотрит его, принимая во внимание позицию всех заинтересованных сторон, сообщили NEWS.ru в министерстве.

По данным газеты «Ведомости», которая ссылается на копию письма ассоциаций, в числе производителей продуктов, подписавших обращение, фигурируют Национальная мясная ассоциация, «АСКОНД» («Объединённые кондитеры»), ассоциация «Русская мука», Национальный союз свиноводов и другие.

Ранее Минсельхоз РФ в целях сдерживания цен в интересах отечественных мукомолов и животноводов выступил с предложением в текущем сезоне, который длится с июля 2020 года по июнь 2021 года, ограничить экспорт зерновых при помощи квоты: с 15 февраля по 30 июня можно будет вывезти не более 15 млн тонн пшеницы, ржи, кукурузы, ячменя. Кроме того, ведомство предложило ограничить и самих экспортёров: доля компаний в отгрузках в указанный период должна быть не выше, чем в июле — декабре 2020 года.

По мнению авторов письма, квота является недостаточно эффективным механизмом, который в лучшем случае лишь стабилизирует цены на исторических максимумах, а в худшем приведёт к тому, что зерно снова подорожает из-за активизации экспортёров.


Dirceu Portugal/Keystone Press Agency/Global Look Press

Введение пошлины на экспорт зерна действительно может помочь в сдерживании цен на сырьё, однако данный регулирующий механизм может спровоцировать и негативные последствия для развития растениеводческих компаний. Введение квот в данном случае тоже не панацея. Вопрос должен быть детально проработан и решён с учетом интересов всех игроков рынка: и экспортёров, и производителей, которые закупают зерновые в качестве сырья для своей продукции.


Дмитрий Леонов

зампред правления «Руспродсоюза»

В Минсельхозе России с мнением Леонова в целом согласны. Как объяснили NEWS.ru в ведомстве, инициатива по установлению ненулевой экспортной пошлины требует тщательной проработки с учётом баланса интересов всех участников рынка АПК.

При этом Минсельхоз России реализует и планирует применение ряда регулирующих мер, которые уже доказали свою эффективность. В частности, во второй половине сезона планируется введение экспортной квоты, что позволит стабилизировать ценовую ситуацию на рынке зерна, — сказали в министерстве.

Как объяснил директор Центра агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС Анатолий Тихонов, подписанты письма в Минсельхоз — крупные холдинги, в первую очередь производители свинины. У них свой интерес, который не учитывает позицию растениеводов. Если не будет спроса на зерно, то, конечно, цены будут ниже, говорит специалист.

Производители будут продавать по любой цене — лишь бы взяли, потому что, во-первых, зерно имеет ограниченный срок хранения, а во-вторых, у растениеводов ограниченный ресурс по времени. Сейчас им уже нужно готовиться к посевной, закупать удобрения и так далее, плюс нести текущие расходы — платить зарплату, делать отчисления в различные фонды. На рынке сложилась какая-то удивительная ситуация, на мой взгляд. У нас в этом году рекордный урожай зерновых — почти 135 млн тонн. Наши потребности вдвое ниже. Для обеспечения внутреннего рынка, в том числе и кормами наших животноводов, столько зерна не надо. В то же время есть логистические ограничения по вывозу зерновых. Мы не можем пропустить через наши ворота больше чем 60 млн тонн в год — это уже исторически определено.


Анатолий Тихонов

директор Центра агробизнеса и продовольственной безопасности Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ РАНХиГС)

То есть, с одной стороны, у нас очень много зерна, а волатильность рубля определяет привлекательность экспортных цен, с другой — существуют логистические ограничения для экспорта. Все эти факторы влияют на дисбалансировку внутренних цен, отмечает директор Центра агробизнеса и продовольственной безопасности.

Обращаться к правительству с просьбой ввести пошлины на экспорт зерновых, на его взгляд, «близко к понятию „отраслевой эгоизм“ и очень похоже на скрытый призыв к поддержке тех подписантов, которые инициировали данное обращение».

В свою очередь профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова Ибрагим Рамазанов полагает, что замена квот на пошлины несущественно отразится на ценах большей части зерновых культур, используемых для производства кормов, мяса и иного сырья для производства продовольственных товаров. Возможно, за исключением ситуации в мукомольной промышленности, основным сырьём для которой является пшеница — основа экспорта зерновых.


Dirceu Portugal/Keystone Press Agency/Global Look Press

Замена квот на пошлины может привести к потере некоторых рынков зерна не только по причине повышения цен, но и ухудшения репутации России как надёжного экспортёра зерна. Пошлина не является самым надёжным инструментом рыночного механизма. Высокие пошлины, способные снизить цены на зерно на внутреннем рынке, могут подорвать перспективы развития зернового хозяйства России и её экспортную политику, не оказав значимого влияния на развитие производства мяса, молока и иной продукции АПК.


Ибрагим Рамазанов

профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова

Кроме того, отмечает профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова, рост цен и падение производства мяса (в первую очередь говядины) наблюдались и в периоды, когда урожаи были высокими, а цены на зерно низкими. Причины, скорее всего, заключаются не в ценах и пошлинах на зерно, а в институциональных переменах и слабой инфраструктуре развития этих отраслей, подозревает Рамазанов.

Поэтому, во всей этой ситуации, невмешательство государства кажется наиболее логичным шагом, считает эксперт узкоспециализированного издания «Агровестник» Михаил Дмитриев.

Для государства все участники рынка одинаково важны — и экспортеры, и переработчики, и потребители. На мой взгляд, в ограничении экспорта заинтересованы прежде всего производители свинины, мяса птицы, где зерно занимает значительную часть рационов кормления. Для животноводов это сырьё. Но, безусловно, для производителей зерна это негативный момент, потому слабый рубль очень благоприятствует экспортёрам.


Михаил Дмитриев

эксперт узкоспециализированного издания «Агровестник»

Если раньше этот эффект, возможно, нивелировался бы необходимостью закупать импортное оборудование для выращивания и уборки зерновых, то последнее время отечественное машиностроение стало производить технику хорошего качества, подчёркивает эксперт. Именно в производстве зерна есть развитое отечественное семеноводство. Поэтому, безусловно, производители зерна сейчас находятся в режиме комфорта. И невмешательство государства вполне логично. Попытка введения пошлины привела бы к ограничению одних в пользу других, опасается аналитик.

Другой вопрос, отмечают опрошенные специалисты, состоит в том, что птицеводы и свиноводы, нарастив производство на волне импортозамещения, столкнулись с проблемой перепроизводства, падения цен и с тем, что даже некоторые производители вынуждены были уйти с рынка. Безусловно, перед ними стоит острый вопрос маржинальности бизнеса, и они вынуждены работать над себестоимостью.

В настоящее время правительство ставит задачу ввести в оборот 12 млн га земель. Лучшее, что может сделать государство для производителей животноводческой продукции, — активно способствовать её выходу на внешние рынки: помощь властей может выражаться в расширении списка экспортёров.

Анатолий Тихонов из РАНХиГС отмечает, что повышение пошлин может нанести урон имиджу нашей страны как крупнейшего мирового экспортёра, поскольку любые ограничения означают соответствующие нарушения уже заключённых контрактов. Репутация ненадёжного поставщика откликается тем, что наши партнёры при покупке российской продукции просят дисконт как плату за риски.

В этом контексте правительству было бы целесообразнее подумать о возрождении зерновых интервенций. Этот инструмент достаточно хорошо балансировал и внутренние цены, потому что он, во-первых, отсекал от рынка излишки продукции, во-вторых, обеспечивал хранение определённого запаса на случай катаклизмов. Это было бы предпочтительнее, чем прямое субсидирование отдельных сельскохозяйственных отраслей, — резюмировал экономист.

В любом случае, поясняет директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ Евгения Серова, те ограничения, о которых попросили ассоциации, будут мерой краткосрочного снятия проблемы. Запрошенная корректировка просто откладывает назревшую проблему на потом. А с точки зрения развития сектора это неэффективное предложение, убеждена Серова. Подобные предложения приводят лишь к нервозности на рынке — как на российском, так и на международном, заключила директор Института аграрных исследований НИУ ВШЭ.

Yandex news

Добавить наши новости в избранные источники

Фото: Alexander Koerner / Getty Images

Правительство намерено ввести механизм постоянного регулирования экспорта зерна. О разработке механизма «ценового демпфера», суть которого заключается во введении «плавающей» пошлины на вывоз зерна за рубеж с последующим возвращением этих средств в виде инвестиций в сельское хозяйство, доложил в четверг, 4 февраля, президенту Владимиру Путину глава Минэкономразвития Максим Решетников.

«Ценовой демпфер», по слова министра, будет состоять из двух частей (о деталях механизма глава Минэка рассказывал на состоявшемся после встречи с Путиным брифинге в Белом доме). Во-первых, в России на долгосрочной основе вводится «плавающая» экспортная пошлина на зерно — она будет определяться в зависимости от текущих экспортных цен. Размер будет рассчитываться по следующей формуле: при мировой цене пшеницы до $200 за тонну пошлина взиматься не будет. Но если мировая цена пшеницы превысит эту планку, то экспортер должен будет уплатить пошлину в размере 70% от суммы, на которую превышена базовая цена. Но финальный размер пошлины будет определять Минсельхоз исходя из цены контракта на бирже (цены экспортных контрактов будут регистрироваться и публиковаться площадкой с 1 апреля).

Для этого правительство с 1 апреля вводит механизм регистрации экспортных контрактов на бирже, которая будет публиковать цены. Пошлина на экспорт зерна, рассчитанная по новой формуле, начнет действовать со 2 июня «по итогам наработки расчета цен, определения базовой и индикативной цены» и будет пересчитываться раз в неделю, указал глава Минэкономразвития. До тех пор для пшеницы будут действовать пошлины в рамках тарифной квоты, которые правительство установило в декабре прошлого года. Аналогичную плавающую пошлину введут на экспорт ячменя и кукурузы.

Вторая часть «ценового демпфера» — механизм, который будет возвращать сельхозпроизводителям деньги, полученные государством от экспортной пошлины, в виде субсидий растениеводам. Деньги от экспортной пошлины «поступают в общий котел», но потом возвращаются в соответствующий регион пропорционально объемам зерна, которое тот произвел, а местные власти доведут их до сельхозпроизводителей, указывает Решетников.

В Минсельхозе уточнили, что подготовили и внесли в правительство правила предоставления сельхозпроизводителям субсидий в рамках нового механизма. Новая мера поддержки предусматривает компенсацию части затрат на производство и реализацию зерна по ставке на тонну реализованной продукции, добавляет представитель министерства. По оценкам ведомства, на поддержку производителей в 2021 году может быть направлено около 40 млрд руб., полученных от экспортных пошлин на зерно.

Как государство ограничивало экспорт зерна

В декабре 2020 года для стабилизации цен на хлеб, муку и зерно правительство ввело на экспорт последнего тарифную квоту. По ней с 15 февраля по 30 июня 2021 года за пределы России можно вывезти 17,5 млн т зерна. С 15 февраля пшеница, которую вывозят за пределы страны, будет облагаться пошлиной €25 за тонну в пределах квоты. Зерно, экспортируемое сверх квоты, должно облагаться пошлиной 50% от таможенной стоимости вывозимой продукции, но не менее чем €100 за тонну. В марте пошлина повысится: с 1 марта по 30 июня 2021 года ставка на вывоз пшеницы составит €50 за тонну. Кроме того, с 15 марта будут введены пошлины на экспорт кукурузы (€25 за тонну) и ячменя (€10 за тонну).

По данным аналитического центра «Совэкон», текущие экспортные цены на российскую пшеницу — около $285-290 за тонну

Как указывали в отчете аналитики компании «СовЭкон», на внутреннем рынке спрос остается низким: покупатели ожидают более выгодных цен, а экспортеры, вероятно, уже закупили достаточно зерна для ближайших поставок. Сельхозпроизводители вынуждены постепенно понижать цены, констатировали аналитики, ожидая «сохранения понижательной тенденции» на рублевом рынке пшеницы. Средние цены на пшеницу третьего и четвертого класса составляют 15,4 тыс. и 15,35 тыс. руб. за тонну соответственно, пятого класса — 14,55 тыс. руб. за тонну.

Почему потребовалось новое регулирование

Экспортная пошлина на зерно как долгосрочный механизм вводится для стабилизации внутренних цен на продовольствие и защиты российского продовольственного рынка от колебания мировых цен, пояснял Решетников Путину, а позже и на брифинге в Белом доме. В декабре 2020 года глава государства возмутился из-за того, что в России подорожали базовые продукты: сахар, как указывал он, вырос в цене на 71,5%, подсолнечное масло — на 23,8%, мука — на 12,9%, макароны — на 10,5%, хлеб и хлебобулочные изделия — на 6,3%. Пандемия тут ни при чем, говорил Путин и связывал рост цен с попыткой «подогнать внутренние цены под мировые, а также использовать экспортные возможности». Хлебобулочные изделия и макароны подорожали из-за роста цен на муку, которая, в свою очередь, подорожала из-за роста цен на основное сырье — пшеницу, поясняли производители. Цена на зерно выросла, как объяснял тогда президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, из-за девальвации рубля и роста мировых цен, который спровоцирован политикой России и регулированием экспорта зерна.

На мировых рынках растут цены на продовольствие, а Россия — крупнейший в мире экспортер зерна, поэтому рост мировых цен перекинулся и на внутренний рынок, говорил Решетников на брифинге в Белом доме. При этом во время разговора с Путиным он подчеркивал, что задача «ценового демпфера» не собрать деньги в бюджет, а обеспечить, с одной стороны, стабильные, понятные и доступные населению цены на продовольствие, а с другой — мотивировать производителей дальше развивать и увеличивать посевные площади и переработку зерна. Именно для этого, по словам министра, и нужен механизм, который будет возвращать полученные от пошлины деньги в качестве инвестиций в сельское хозяйство. Возврат аграриям средств, полученных от экспортной пошлины, позволит не допустить снижения их доходов и падения производства продукции АПК из-за введения пошлин, добавляет представитель Минсельхоза.

Как инициатива скажется на ценах на пшеницу

Предлагаемых мер, по мнению Решетникова, будет достаточно, чтобы сдержать рост цен на пшеницу и, соответственно, на всю продукцию, где она используется, на внутреннем рынке. В Минсельхозе рассчитывают, что действие экспортных пошлин «обеспечит стабилизацию ценовой ситуации».

Предложенный Минэкономразвития механизм — «крайне жесткий» способ ценового давления на рынок, считает Злочевский. По его мнению, введение «плавающей» экспортной пошлины на зерно может не снизить, а напротив, спровоцировать рост цен. Ограничение экспорта крупнейшим мировым поставщиком зерна, которым выступает Россия, подогреет мировые цены, что, в свою очередь, скажется на стоимости зерна на внутреннем рынке, полагает эксперт. Впрочем, при пошлине свыше €50 за тонну российская пшеница неконкурентоспособна и страны, которые сейчас ее закупают, могут переориентироваться на других поставщиков, что, в свою очередь, приведет к снижению не только цен, но и производства, пессимистичен собеседник РБК. Например, пшеница твердых сортов и с высоким содержанием протеина, которую Россия поставляет за рубеж, на внутреннем рынке не пользуется спросом, производители будут вынуждены продавать ее по цене ниже себестоимости, а впоследствии переключаться на выращивание других сельхозкультур.

Как от пшеницы зависят цены на хлеб и муку

Корреляция между ценами на муку и на зерно прямая: в себестоимости первой на долю второго приходится 85–90%, указывает президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Аркадий Гуревич. Если зерно дешевеет, цена на муку тоже снижается «с некоторым временным лагом»; хотя в случае подорожания зерна в последние годы цена на муку не может повышаться прямо пропорционально, сетует он: хлебопеки не берут у мельников дорогую муку, потому что повышение цен на хлеб не принимают торговые сети.

Если говорить о массовых сортах хлеба (батон «Нарезной» и хлеб «Дарницкий»), которые в России потребляют больше всего в пересчете на граммы, то доля муки в их отпускной цене может доходить до 40%, оценивает предправления Национального союза хлебопечения Сергей Щедрин. Что касается розничной цены, то оценить в ней долю муки сложно, так как большую долю в цене на полке занимает маржа сети, напоминает он.

В себестоимости макарон доля сырья (твердой и мягкой пшеницы) может достигать 80%, оценивал ранее зампредправления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика ВЭД
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (customs tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

  • инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;
  • свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
  • конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

Виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

  • фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;
  • протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
  • балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых.
Таможенные пошлины могут классифицироваться по способу взимания, объекту обложения, характеру, происхождению, типам ставок и способу вычисления.

В зависимости от объекта обложения выделяют:

  • импортные — пошлины, которые накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;
  • экспортные — пошлины, которые накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства.. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;
  • транзитные — пошлины, которые накладываются на товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко и используются преимущественно как средство торговой войны.
Таможенная пошлина накладывается на таможенную стоимость товара — нормальную цену товара, складывающуюся на открытом рынке между независимыми продавцом и покупателем, по которой он может быть продан в стране назначения в момент подачи таможенной декларации. Номинальная ставка пошлины указывается в импортном тарифе и лишь приблизительно свидетельствует об уровне таможенной защиты страны.

Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Аргументы против тарифов

Противники тарифов обычно строят свою аргументацию на следующем:

Тарифы замедляют экономический рост. Анализ на основе теории общего равновесия показывает, что экономическое благосостояние малой страны снижается от введения импортного тарифа в любом случае. Экономическое благосостояние большой страны также снижается во всех случаях, кроме одного, когда эффект улучшения условий торговли перекрывает экономические потери, возникающие от введения тарифа.

Но поскольку импорт большого государства является экспортом других стран или группы стран, то условия торговли большой страны могут улучшиться только за счет ухудшения условий торговли, а следовательно, и уровня благосостояния в странах, являющихся ее торговыми партнерами. Следовательно, в любом случае воздействие тарифов на мировую экономику в целом отрицательно, поскольку они ведут к снижению объема международной торговли.

Одностороннее введение тарифов нередко приводит к торговым войнам, которые подрывают стабильность международной торговли и международной экономики в целом. Торговые партнеры страны, применившей в одностороннем порядке импортный тариф для защиты своих производителей от наплыва более дешевых товаров из-за рубежа, рискуют испытать на себе ответные тарифные санкции, которые чаще всего затрагивают основные товары их экспорта.

События могут развиваться по схеме «действие—противодействие» до тех пор, пока торговля не сократится настолько и отрицательные экономические последствия этого будут настолько велики, что страны сядут за стол переговоров и согласуют уровни тарифов, которые устраивают каждую из них.

Тариф приводит к увеличению налогового бремени на потребителей, которые из-за тарифа вынуждены покупать как импортные, так и аналогичные местные товары по более высоким ценам. Тем самым часть доходов потребителей перераспределяется в государственную казну и их располагаемый доход снижается.

Такое скрытое перераспределение доходов в пользу государства (особенно в небогатых странах, где среднедушевой доход не очень велик) может привести к возникновению новых и усугублению существующих социальных противоречий. Кроме того, импортный тариф приводит к общему повышению уровня цен и, как неизбежное следствие, стоимости жизни в стране.

Тариф на импортные товары косвенно подрывает экспорт страны, осложняя проблемы платежного баланса. Во многих странах экспортные товары включают в себя импортные детали и компоненты, рост цен на которые приводит к росту издержек на производство экспортной продукции, которая становится менее конкурентоспособной на мировых рынках.

Кроме того, тариф, сокращая импорт, который является экспортом другой страны, сокращает ее экспортные доходы и, следовательно, возможность импортировать из первой страны. Спрос на экспортные товары уменьшается, что ведет к сворачиванию производства и обострению проблем занятости. Исследования влияния импортного тарифа на экспорт семи латиноамериканских стран в послевоенное время показали, что по меньшей мере половина номинального размера импортного тарифа оплачивается экспортерами, которые страдают от его введения.

Тариф ведет к сокращению общего уровня занятости. Защищая рабочие места на местных предприятиях, производящих товары, конкурирующие с импортом, импортный тариф в то же время приводит к сокращению занятости в экспортном и других связанных с ним секторах. Сокращение экспорта из-за ограничения импорта может оказаться настолько значительным, что положительное влияние от введения тарифа на уровень занятости в отраслях, конкурирующих с импортом, может быть перекрыто отрицательным влиянием на занятость в экспортных отраслях.

Более того, занятые в отраслях, конкурирующих с импортом, из-за растущих издержек производства будут требовать повышения своей зарплаты. Чтобы не допустить оттока рабочей силы в эти отрасли, экспортные секторы тоже поднимут зарплату, что скажется на росте издержек и сократит конкурентоспособность производимых ими товаров и, следовательно, экспорт в целом.

Аргументы в защиту тарифов

Тариф — защита молодых отраслей (infant industry argument). Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться.

Тариф — средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимыми за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице.

В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой. Страны, сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.

Тариф — важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой, включая Россию. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятий и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр.

Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Тариф — защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла.

Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введение импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959 — 1973 годах.

Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство. Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа.

Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Резюме

Инструменты государственного регулирования международной торговли делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные — все прочие. Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, торговой политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции, или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма.

В большинстве стран основная задача правительства в области международной торговли — помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Воздействие государственных механизмов регулирования международной торговли на экономическое положение страны может быть описано через понятия излишков потребителя и излишков производителя.

Таможенный тариф — это инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком. Действительная ставка тарифа показывает реальный уровень таможенного обложения конечных импортных товаров, вычисленный с учетом пошлин, накладываемых на импорт промежуточных товаров. Для защиты национальных производителей готовой продукции и стимулирования ввоза сырья и полуфабрикатов используется тарифная эскалация — повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их обработки.

В результате введения тарифа любой страной возникает несколько экономических эффектов. Эффекты дохода и передела являются перераспределительными эффектами импортного тарифа и представляют собой перемещение доходов от одних субъектов экономической деятельности к другим и не ведут к потерям для экономики в целом. Эффекты защиты и потребления представляют в совокупности эффекты потери экономики от введения тарифа.

В случае малой страны введение импортного тарифа не может изменить мировые цены и улучшить ее условия торговли настолько, чтобы компенсировать негативное воздействие тарифа на экономику. Тариф либо перераспределяет доходы внутри экономики, либо ведет к прямым экономическим потерям. Никакого положительного экономического эффекта, ведущего к экономическому росту в тех или иных секторах, не возникает.

Введение импортного тарифа большой страной вызывает экономические эффекты, близкие экономическим эффектам, возникающим при введении такого тарифа малой страной. Исключением является эффект дохода, который в случае большой страны распадается на две части — эффект внутренних доходов, показывающий перераспределение доходов от потребителей к государству внутри страны, и эффект условий торговли, показывающий перераспределение доходов от иностранных производителей в бюджет большой страны в результате улучшения ее условий торговли.

Импортный тариф оказывает положительное воздействие на экономику страны только в том случае, если эффект условий торговли в стоимостном выражении больше, чем сумма потерь, возникающих в результате меньшей эффективности внутреннего производства по сравнению с мировым и сокращения внутреннего потребления товара.

Существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами. Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния.

Страны могут использовать тарифную квоту — разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой, сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах, играет в основном фискальную и балансировочную функцию.

Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях — мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость. Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.

Читайте также: