Пошлины в московском государстве

Опубликовано: 08.05.2024

В XV — начале XVI в. во главе финансового ведомства стоял единый центральный орган — «государева казна». Она сосредоточивала в себе все «казенные» поступления, т. е. все пошлины и налоги, собиравшиеся в пользу государства. Руководство взиманием и доставкой поземельных податей в казну осуществлялось специальными великокняжескими даньщиками, которых правительство посылало на места в период сбора налогов.

Эта организация финансового ведомства, наделенная чертами характерной для феодальной раздробленности «путной» (т. е. дворцово-вотчинной). системы управления, в первой половине XVI в. подверглась значительным изменениям. Уже с 10-х годов XVI в. в связи с возросшими фискальными потребностями государства в уездах стали создаваться постоянные органы финансового управления в лице так называемых городовых приказчиков Этой мерой был обеспечен централизованный сбор главных государственных налогов. Городовые приказчики беспощадно взимали подати. Упорных неплательщиков они приказывали ковать «в железо» и бросать в тюрьму .

Тем не менее мероприятия по упорядочению государственных финансов имели и положительное значение, поскольку они содействовали укреплению централизованного аппарата власти.

Кроме поземельных налогов, в Русском государстве XV — XVI вв. существовала развитая система внутренних таможенных пошлин, которые делились на торговые и проезжие.

Главной торговой пошлиной была «тамга», взимавшаяся за продажу «весчего» (т. е. подлежавшего взвешиванию) товара. За продажу сыпучих тел бралось «восьмничее». Впрочем, в XVI в. «тамга» стала общим названием пошлин, взимавшихся за продажу как «весчих», так и сыпучих тел. Продажа скота сопровождалась уплатой «пятна» (с лошади), «рогового» и т. п.

За взвешивание товаров взимались «весчее», «пудовщина», за измерение продаваемых «мерами» сыпучих тел — «померное».

Главной проезжей пошлиной был «мыт», собиравшийся за провоз товаров. Лица, сопровождавшие товар, также облагались пошлинами: с них взимались «головщина» или «костки», а на обратном пути — «задние колачи». Объектом сбора проезжих пошлин являлся транспорт (возы, ладьи и пр.), провозивший товары.

Пребывание торговых людей с их товарами на гостином дворе было связано с уплатой «гостиного», «амбарного» и т. п.

Даже этот неполный перечень торговых и проездных сборов показывает, что система таможенных пошлин в Русском государстве конца XV—XVI в. была чрезвычайно пестра. Многочисленность и пестрота внутренних таможенных пошлин были прямым наследием эпохи феодальной раздробленности. В отдельных частях государства сохранялись «живые следы прежней автономии»,в частности «особые таможенные границы и т. д.» . Пережитки феодальной раздробленности сказывались и в том, что местные жители платили таможенные пошлины в меньшем размере по сравнению с «иногородними» .

Правительство централизованного государства предприняло ряд важных мероприятий, направленных на централизацию таможенной системы. Самым существенным из них было постепенное введение с конца XV в. института «откупных» и (позднее) «верных» таможенников. В роли «верных голов» выступали выбранные из среды местного населения целовальники, повинностью которых являлся сбор таможенных пошлин. «Откупными» таможенниками были лица, взявшие сбор внутренних таможенных пошлин в данном городе или селе на откуп.

Введение этого института позволяло правительству заранее назначать сумму предполагаемых таможенных сборов в том или ином уезде, а затем требовать ее сполна с «верных» или «откупных» таможенников. За норму сбора бралась прошлогодняя сумма поступлений данной таможни.

В связи с появлением института «откупных» и «верных» таможенников правительство начало составлять адресованные им уставные таможенные грамоты, определявшие порядок взимания, размеры и общую годовую сумму таможенных пошлин. Древнейшая уставная таможенная грамота датируется 1497 г.

Таможенные грамоты строго регламентировали доходы наместников в области таможенных пошлин. Наместникам предоставлялось лишь право на получение половины штрафов, которым подвергались торговые люди в случае неуплаты той или иной таможенной пошлины.

Таким образом, в конце XV — первой половине XVI в. таможенная система заметно окрепла, значение таможенных пошлин в государственном бюджете возросло, снизилась до возможного предела степень участия наместников в доходах от таможенных сборов.

Деньги и налоги в эпоху возвышения Московского княжества

В XIV веке Москва была центром внутренней торговли. Иностранные путешественники того времени отмечали, что москвичи имеют пристрастие к мелкой торговле — каждый чем-нибудь да торговал на многолюдных рынках. Тем не менее, проявляли они интерес и к промыслово-ремесленной деятельности. Ни в этом ли залог будущего коммерческого процветания Москвы? Ремесленное производство развивало культуру труда, а значит, и культуру общества в целом.

В Московском княжестве великий князь Дмитрий Донской (1350 - 1389) начал чеканить серебряную монету – деньгу. С этого времени господствующей денежной единицей на Руси становится серебряный рубль. Его производство было незамысловатым: нарубали из серебряной палочки и расплющивали. Монеты были неправильной формы, весили около 0,25 фунта и обязательным было ее взвешивание при заключении сделок. Золото в цене имело 12 единиц серебра. К XV веку в ходу были московские и новгородские деньги. Рубль по-московски равнялся 200 денгам. По-новгородски рубль - 100 копеек. До Петра I в России чеканились золотые монеты, называемые червонцами.

Дмитрий Донской хорошо понимал, что его государство и власть – это армия плюс налоги. Такой подход сыграл свою роль в становлении и возвышении Москвы. Дмитрий Донской, правление которого после Куликовой битвы знаменует победу Москвы в междоусобной борьбе, оформляет финансовое выражение идеи национальной независимости в своем духовном завещании: "А переменит Бог Орду, не станут дети мои давать выхода в Орду, и кто из сыновей моих возьмет дань в своем уделе, тому она и есть…". Не дети, а только правнук смог осуществить эту очень важную для государства мечту - брать налоги в своей стране и не платить из них дань завоевателю.

Уплате "выхода" положил конец Иван III в 1480 году и начал формировать новую финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги (т.е. дань) с посадских людей и черносошных крестьян. Следующие налоги: ямские - для упорядочения перевозок государственных лиц и грузов и дипломатов, пищальные — для производства огнестрельного оружия- пищалей, сборы на строительство засек - укреплений на границах Московского государства и т.д.

К этому времени относится первая переписная окладная книга. В каждом погосте описывалась церковь с землею и дворами церковнослужителей, села и деревни великого князя, оброчные волости, земли каждого помещика, земли каждого купца и т.д. В описании - название селения, дворы при нем с перечислением хозяев. Обязательным было перечисление всех существующих при селении угодий, объема высеваемого хлеба, количество скашиваемых копен сена, доход землевладельца, корм, отдаваемый наместнику. В своем роде, это были первые финансовые отчеты. Если жители занимаются не хлебопашеством, а промыслом, то описание делалось соответствующее этому.

Для определения размера налогов служило "сошное письмо" - в своем роде, первая налоговая декларация. Письмо предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Размер сохи был неодинаков — зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. В 1679 году соху как единицу измерения прямого налога сменил двор. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки - то, что теперь называется арендой - срочное или бессрочное пользование движимым и недвижимым имуществом, На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. Главным видом пошлин было мыто (плата с воза или ладьи за пропуск в определенное место). За торговлю при церквах взымался сбор за право торговли – десятина (10% от стоимости товара). Были еще небольшие пошлины на переправах через реку, на пристанях, на мостах, за досмотр товара перед продажей и клеймение, за хранение на складе. Ряд пошлин шел не в казну, а на обустройство самой же торговли, в том числе благоустраивались склады и их охрана. Такие пошлины обычно рассчитывались от натурального объема товара, иногда от его стоимости.

Система пошлин была очень сложна и обременяла не столько размерами платы, сколько многообразием видов. Ее усложняла также произвольность установления и отмены, которые целиком зависели от воли князя. Торговцы никогда не могли спланировать заранее размер налогов и потому завышали цену, чтобы в любом случае остаться с прибылью.

1.История русской экономической мысли. В 3-х т. Под ред. Пашкова А. И. - М.: Госполитиздат, 1955 - 1966

2.Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2001.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 – 1505, великий князь московский с 1462 г.) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги 6 с черносошных крестьян и посадских людей.

Особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обусловливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: ямские, пищальные, сборы на городовое и засечное дело, т. е. на строительство засек – укреплений на южных границах Московского государства. Кроме того, Иван III закрепляет исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво – медовая дань.

Кроме дани, источником дохода казны великого князя служили оброки. На оброк отдавались пашни, сенокосы, леса, реки, мельницы, огороды. Отдавались тем, кто платил больше.

Описание земель имеет важное значение, поскольку на Руси еще в период татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, включавшая в себя и поземельный налог.

Для определения размера налогов служило «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков– зависел от области, качества почвы, принадлежности земель. Соха «черных» земель равнялась 500 четям в поле, монастырских – 600, а служилых людей по отечеству – 800 четям. Самые тяжелые подати приходились на черносошных крестьян. Меньше всего платили частновладельческие крестьяне – имелось в виду, что они еще содержат помещиков. Это отражало дворянский характер налоговой политики – чем больше четей входило в соху (соха служилых по отечеству была 1,6 раза больше сохи черносошных крестьян), тем меньше налог и тем, следовательно, большую долю мог извлечь себе помещик от эксплуатации крестьян. Кроме того, смысл нового обложения сводился к тому, чтобы получать как можно больше доходов, не разоряя при этом тяглецов и не давая им пребывать «в легости».

«Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подъячими. Описания городов и уездов с населением, дворами, категориями землевладельцев сводились в писцовые книги. Соха, как единица измерения налога была, отменена в 1678 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему пошлин и откупов, главными из которых были таможенные и винные. В XV – XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков – яеуся.

Немецкий дипломат Сигизмунд Герберштейн, дважды побывавший в России (в 1517 и в 1526 гг.), писал в Записке о Московитских делах: «Налог или пошлина со всех товаров, которые или ввозятся, или вывозятся, вносится в казну. Со всякой вещи стоимостью в один рубль платят семь денег, за исключением воска, с которого пошлина взыскивается не только по оценке, но и по весу. А с каждой меры веса, которая на их языке называется пудом, платят четыре деньги» 7 . Деньга в то время равнялась одной второй копейки.

При Иване Грозном (1533 – 1584) земледельцы были обложены определенным количеством сельскохозяйственных продуктов и деньгами, что записывалось в особые книги. По свидетельству Н. Карамзина, два земледельца, высеивая для себя 6 четвертей ржи, давали ежегодно Великому князю 2 гривны и 4 деньги, 2 четверти ржи, три четверти овса, осьмину пшеницы, ячменя. Некоторые крестьяне представляли в казну пятую или четвертую долю собираемого хлеба, баранов, кур, сыр, яйца, овчины и пр. Одни давали более, другие менее, смотря по изобилию или недостатку в угодьях 8 .

Итак, что касается прямых податей, то главным объектом обложения служила земля, а раскладка налога велась на основании писцовых книг. Книги описывали количество и качество земель, их урожайность и населенность. Время от времени писцовые книги возобновлялись и проверялись.

Прямая подоходная подать взималась с восточных инородцев, у которых каждый работоспособный мужчина был обложен меховой или пушной данью, известной под названием «ясак». Присоединенные «землицы» расценивались как поступления в казну пушнины, и чтобы «ясак с них на государя имать ласкою, а не жесточью». Но промышленные люди и часто сменяемые воеводы кроме ясака взимали поборы в свою пользу – «в почесть». Нередко их ясак превышал государев и разорял ясачных людей. А чтобы обеспечить своевременное поступление ясака в установленных размерах, с ясачных людей брали аманатов – заложников.

Главными из косвенных налогов оставались торговые пошлины, взимаемые при любом передвижении, складировании или продаже товаров; таможенные пошлины, которые были в правление Ивана Грозного упорядочены. Торговые пошлины очень часто отдавались на откуп, что служило серьезным препятствием для развития торговли, особенно вследствие их искусственного усложнения, придирок и вымогательств со стороны откупщиков и нанятых ими сборщиков.

Сохранились многие решения царя, касающиеся таможенных сборов. В таможенной грамоте, данной в 1563 г. в село Весьегонское, ведено с людей своего уезда брать пошлину с рубля по полторы деньги; с иногородних купцов: московских, тверских, новгородских и псковских – с рубля по четыре деньги. Если же приедет рязанец или казанец или какой–нибудь другой иноземец, то с рубля – по семи денег.

В 1571 г. была дана таможенная новгородская грамота о сборе пошлин на Торговой стороне в государевой опричнине. Грамота предупреждает: без весу меду, икры и соли не продавать. Нарушителю грозит серьезный штраф. Брать все пошлины следует с товаров царских, митрополичьих, наместничьих, боярских, с сельчан и со всех без исключения. Таможенникам поручалось смотреть, чтобы торговые люди и иноземцы не вывозили в Литву и к немцам денег, серебра и золота. Таможенники должны были брать поплатную пошлину по берегам реки Волхова с судов и плотов с плавного весу. В 1577 г. там же на Торговой стороне были установлены твердые пошлины с дворов, гостиных и лавок.

В конце XVI в. особенная царская вотчина, включающая в себя 36 городов с селами и деревнями, доставляла казне Дворцового ведомства помимо денежного оброка, хлеб, скот, птиц, рыбу, мед, дрова, сено. Тягло и подать государственная приносили казне 400 тыс. руб. Различные городские пошлины – торговые, питейные, судебные, банные – приносили 800 тыс. руб. в казну Большого Прихода. Сюда же направляли излишки доходов прочие приказы – Стрелецкий, Иноземный, Пушкарский, Разрядный и др.

Английский дипломат Дж. Флетчер пишет в своей книге о России: «Несмотря на сие богатство, Федор Иоаннович по совету Б. Годунова велел перелить в деньги множество золотых и серебряных сосудов, наследованных им после отца, ибо хотел сим мнимым знаком недостатка в монете оправдать тягость налогов» 9 .

Политическое объединение русских земель начинается с конца XV в. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались Казанский и Сибирский приказы, взимавшие ясак с населения Поволжья и Сибири; Приказ большого дворца, облагавший налогом царские земли; Приказ большой казны, куда направлялись сборы с городских промыслов; Печатный приказ, взимавший пошлину за скрепление актов государевой печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий налогообложением церковных и монастырских земель. Помимо перечисленных налоги собирали Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В силу этого финансовая система России в XV – XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутанна.

Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимаются в денежной форме. В 1555 г. устанавливается сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявший собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети – центральные государственные учреждения (XVI–XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги). К XVII в. функционировало шесть четей: Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая чети. В военное время вводятся чрезвычайные налоги (пищальные деньги предназначались на содержание отрядов пищальников, нового вида войска, вооруженного огнестрельным оружием, ямчужные на изготовление пороха, полоняничные деньги взимались для выкупа полоняников – людей, захваченных в плен. В 1679 г. полоняничные деньги вошли в состав стрелецких денег, представлявших собой налог на содержание стрелецкого войска.

В XVI в. проводятся реформы местного управления, ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждаются губные и земские учреждения. На последних лежала обязанность раскладки податей и сбор так называемого оброка («волостелин откуп»), который устанавливался вместо податей, платившихся ранее кормленщикам («всякие наши доходы собирати и к нам на срок привозити»). Этот оброк шел в государственную казну, что способствовало укреплению положения центральной власти и государственного аппарата.

В период царствования Михаила Федоровича (1613 – 1645) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом (под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов). Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию.

После смутного времени для новой династии Романовых финансы были наиболее больным местом. Упорядочением налоговой системы занялся царь Алексей Михайлович (1645 – 1676), создавший в 1655 г. Счетный приказ. Проверка финансовой деятельности приказов, анализ приходных и расходных книг позволили довольно точно определить бюджет государства. В 1680 г. доходы составляли 1203367 руб. Из них за счет прямых налогов обеспечено поступление 529481,5 руб., или 44% всех доходов, за счет косвенных налогов – 641394,6 руб., или 53,3%. Остальную сумму (2,7%) дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1125323 руб.

Важнейшим этапом развития налогового законодательства России стало Соборное уложение 1649 г. В данном своде законов была предпринята попытка расширения круга податного населения.

Полоняничная подать, которая собиралась время от времени по особому распоряжению, в царствование Алексея Михайловича стала постоянной и собиралась ежегодно «со всяких людей». Посадские обыватели и церковные крестьяне платили со двора по 8 денег, дворцовые и помещичьи крестьяне – по 4 деньги, а стрельцы, казаки и прочие служилые люди низших чинов – по 2 деньги. Стрелецкая подать при Алексее Михайловиче выросла до значения одного из основных прямых налогов и уплачивалась как натурой, так и деньгами. Развивались пошлины с различных частных сделок, с просьб в административные учреждения, с выдаваемых оттуда грамот – неокладные сборы. В 1654 г. отменяются многочисленные дорожные пошлины.

В царскую казну шли сборы с публичных бань, с питейной торговли, так как изготовление и продажа пива, меда и водки составляли исключительно прерогативу государства.

Вводилась четкая таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. был обнародован Торговый устав как ответ правительства на челобитную именитого человека Строганова. Главное его значение состояло в том, что он вместо множества торговых пошлин (явочной, езжей, мостовой, полозовой и др.) устанавливал единую пошлину в размере 5% с цены продаваемого товара. Торговый устав, кроме того, повышал размер пошлины с иностранных купцов – вместо 5% они платили 6%, а при отправлении товаров внутрь страны – дополнительно еще 2%.

В 1667 г. ставки были уточнены Новоторговым уставом. Иноземец, продававший товары в Архангельске, уплачивал обычные 5% пошлины, но если он пожелал отвезти товар в какой-либо другой город, то размер пошлины удваивался, причем ему разрешалось вести только оптовую торговлю. Новоторговый устав ограждал русских торговых людей от конкуренции иностранных купцов и в то же время увеличивал размер поступлений в казну от сбора пошлин с иноземных купцов.

Большое распространение получил введенный несколько ранее налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии.

Таким образом, в течение XVI – XVII вв. налоговая система Российского государства претерпевает значительные изменения. Происходит возрастание налогового бремени как за счет увеличения ставок прежних налогов, так и в результате введения новых сборов. Перечень податей был чрезмерно обширен. Продолжается процесс перевода натуральных повинностей на деньги, расширяется косвенное обложение. Сбор податей приобретает централизованный характер.

Взимавшиеся пошлины можно условно разделить на четыре группы: торговые; проезжие; пошлины за обслуживание; штрафные.
Проезжие пошлины:
1) мыто сухое, мыто водяное – основные пошлины за провоз товара; взимались, как правило, с судна, воза или саней, в которых перевозился товар, реже – с цены товара. До 1654 г. «мыты» содержались не только правительством, но и частными лицами, хотя и с разрешения правительства;
2) посаженное – разновидность мыта; взималось с воза или судна, груженных товаром, в зависимости от их размеров в саженях;
3) поддужное – сбор с количества телег в купеческом обозе;
4) полозовое – сбор с количества саней в обозе;
5) побережное – сбор с судна, причалившего к берегу; уплачивался деньгами или товарами, находившимися на судне в зависимости от количества судов с их размеров;
6) головщина – подать с души, головы; плата за человека на возу, ладье или ином транспортном средстве; поголовный сбор с лиц, сопровождавших товар;
7) костки – налог с людей, сопровождавших товар;
8) задние калачи – разновидность головщины; взимались при возвращении купца со своими людьми после распродажи товара;
9) мостовщина и перевоз – налог за проезд (проход) по мосту или пользование перевозом; взимался мостовщиками и перевозчиками;
10) проезжее – плата за пользование устроенными дорогами;
11) явка – пошлина с представления таможеннику или другому должностному лицу товара при его провозе на место торга; взималась также с людей (поголовно) при доставке товаров к месту торга;
12) перевоз – пошлина с людей, товаров, скота, перевозимых с одного берега реки на другой; взималась деньгами. От перевозной пошлины избавлялись служилые люди, их запасы и государевы гонцы. Перевозы содержались как казною, так и частными лицами с разрешения правительства. В стремлении прекратить лихоимство и другие нарушения на частных перевозах, правительство Федора Ивановича – Бориса Годунова издало указ 1596 г., «который вместе с мытами присоединил все частные перевозы к казенному управлению, постановив на них целовальников, которые обязаны были половину собранных ими денег отдавать вотчинникам и помещикам, в чьих вотчинах и поместьях перевоз находился, а другую вносить в государеву казну. Малороссия, согласно с принятыми ее правами, была вовсе избавлена от перевозной пошлины».
Торговые пошлины:
1) явка – пошлина за предъявленный в таможне товар. По прибытии в город торговый человек должен был явиться в таможню. Здесь в специальной книге записывалось его имя, название и происхождение привезенного товара, размер взысканной пошлины – явки или явленного. Пройти через таможню были обязаны все приезжие, однако явка взималась только с тех из них, кто имел при себе товар; взималась как при провозе товаров на место торга, так и с их продажи;
2) замыт – сбор, акциз; взыскивался с цены товара;
3) осьмничее (осьмичее) – фискальная пошлина, равная 1/8 стоимости товара; взималась, как и «померное» с «предметов меримых». От померного отличалась тем, что взималась с рубля, в то время как померное – с меры. Поэтому и встречаем в актах, что с одного и того же предмета берутся восмничее и померное;
4) гостиное – пошлина с привозных товаров; взималась «с оценки товаров, помещаемых в гостином дворе, на рубль, или по штукам товара»;
5) порядное – фискальная пошлина, с продажи и покупки некоторых товаров (меди, икры, рыбы, соли); взималась, как правило, с цены товара, реже с меры. Размер порядного колебался от 1/2 деньги до двух денег с рубля;
6) искунное – фискальная пошлина с продажи товаров;
7) пятно – сбор за клеймение лошадей при купле-продаже; взималась с наложения таможенным чиновником пятна на купленную или променянную лошадь как с покупателя, так и с продавца;
8) узольцовое (узловое, поузольщина) – сбор за обвязку товара с приложением таможенных печатей или за наложение таможенных знаков;
9) головщина – пошлина, взимавшаяся при продаже людей в рабство; взыскивалась с покупателя;
10) весчее – пошлина, которая взималась с продажи весчих товаров. Ее размер колебался от 1/6 деньги до 10 денег с рубля (обычно он составлял 2 деньги, из которых одна взыскивалась с покупателя, а другая – с продавца). После 1653 г. взыскивалась только с покупателя;
11) померное – «пошлина с продажи товаров меримых. Такими меримыми товарами считались: пшеница, рожь, овес, солод, ячмень, конопля, греча, горох… и с известной меры, а не с рубля». Размер померной пошлины колебался от подденьги до двух денег. Ее взыскивали только с продавца; «с купца никогда номера не брали».

Пошлины за обслуживание:
1) амбарное (анбарное) – плата за наем амбара;
2) гостиное – плата за остановку в гостином дворе (сверх платы за помещение). Величина этой пошлины зависела от числа купцов «долженствовавших располагать свои товары в гостином дворе: чем торговцев было более, тем амбар были дороже, и наоборот». Ее взимание производилось «гостиными дворниками», находившимися под заведыванием местного начальства, только с иногородних и иностранцев, обязанных останавливаться на гостиных дворах и из них торговать;
3) полавочное – пошлина за право торговли или за наем лавок;
4) свальное – плата за разгрузку подводы при взвешивании товара на заставе или за складку товара;
5) подъемная и рукознобная пошлины – за поднятие товара и его установку на весах; взимались на рынках весовщиками (пудовщиками) как с продавцов, так и с покупателей;
6) померное – сбор за измерение сыпучих товаров бочками или их долями;
7) весовое (весчее) – плата за взвешивание товара на торговых весах откупщика, взималась откупщиком;
8) контарное – пошлина с массы товара (1 контар = 2,5 пуда);
9) припуск – пошлина с наведения весов в равновесие при взвешивании товаров.

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация



СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ


  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 50

История таможенного дела и таможенной политики России

Вступительное слово Его Превосходительства, Полковника Амара Бангура, Чрезвычайного и Полномочного Посла Гвинейской Республики в Российской Федерации

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

В современных условиях прогресс и экономическое развитие зависят от торговых отношений всех стран. Россия по своему географическому положению представляет большой интерес для стран африканского континента, стремящихся к независимости и к подъему жизни своего населения.

Торговые отношения во многом зависят от таможенных законодательных актов и тех экономических льгот, которые дают определенные экономические отношения. Мы имеем большой интерес к торговле с Российской Федерацией, и поэтому очень внимательно следим за благоприятными условиями таможенных торговых отношений.

Новая книга автора Валентины Пиляевой, которая меня очень заинтересовала, сейчас перед вами. Эта книга представляет интерес не только для студентов, преподавателей высших учебных заведений, работников таможенных служб, но и для всех лиц, которые хотели бы понять, как развивается Россия в области таможенного законодательства, ознакомиться с историей таможни и таможенной политики России. Весь материал написан в легкой и доступной форме. В книге имеется хронологическая таблица, которая в краткой форме дает все представление о таможенной политике России. Можно прочитать исторические материалы, которые имеются в приложении. Современные рыночные отношения имеют свою историю.

После 1917 г. история таможенной политики между СССР и Гвинейской Республикой началась в 1959 г. Я назову только несколько исторических примеров, начиная с 1959 по 1965 гг., которые показывают, что взаимоотношения между нашими странами в области таможенной политики носят теплый и доброжелательный характер.

13 февраля 1959 г. в Конакри было подписано соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой. Соглашением предусматривалось взаимное предоставление режима наиболее благоприятствуемой нации в вопросах торговли.

24 августа 1959 г. было подписано соглашение между правительством СССР и правительством Гвинейской Республики об экономическом сотрудничестве.

1 марта 1960 г. в Конакри состоялось подписание протокола, согласно которому Советский Союз обеспечит в 1960 – 1963 гг. оказание технического содействия Гвинее в строительстве промышленных предприятий в проведении геологических работ.

8 сентября 1960 г. было подписано долгосрочное соглашение о товарообороте и платежах между СССР и Гвинейской Республикой.

16 февраля 1961 г. было подписано советско-гвинейское коммюнике в связи с пребыванием в Гвинее Л. И. Брежнева. В нем отмечается, что заключение долгосрочного соглашения о товарообороте и платежах на 1961 – 1965 гг. создает хорошую основу для дальнейшего роста товарооборота. При этом советская сторона заявила, что она готова расширить поставки в Гвинею необходимых ей товаров, машин и оборудования, нефтепродуктов, потребительских и продовольственных товаров, а также увеличить закупку традиционных товаров гвинейского экспорта.

19 февраля 1963 г. в Конакри между СССР и Гвинеей подписан протокол о товарообороте на 1963 г.

17 января 1964 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1964 г.

24 апреля 1965 г. в Конакри подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинеей на 1965 г.

31 июля 1965 г. подписано коммюнике о переговорах правительственных делегаций СССР и Гвинеи. Касаясь торгово-экономических отношений, стороны выразили удовлетворение тем, что экономическое и техническое сотрудничество между обеими странами успешно развивается. Построен и введен в эксплуатацию ряд объектов в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, которые содействуют развитию национальной экономики Гвинеи. Стороны выразили желание и дальше развивать и укреплять сотрудничество в области экономики, техники и др.

18 ноября 1965 г. в Москве подписан протокол о товарообороте между СССР и Гвинейской Республикой на 1966 г. Гвинея будет экспортировать в СССР ананасы, кофе, масличные семена, бокситы и др. Советский Союз будет экспортировать в Гвинею машины и оборудование, нефтепродукты, медикаменты, часы, радиоприемники и другие товары.

Россия очень богатая и интересная страна, которая имеет свою историю. Я впервые увидел Россию, когда она называлась Союзом Советских Социалистических Республик, это был 1961 г. Уже тогда я стал интересоваться не только современными достижениями вашей страны, но и ее историей. Я получил прекрасное образование в вашей стране, благодаря которому я в Гвинейской Республике стал Генеральным секретарем военно-морского флота, а впоследствии был командиром военного корабля, командиром военной базы, командиром морского флота, бригадным командиром военных кораблей, одиннадцать лет был начальником военно-морского флота Гвинейской Республики, пять лет был военным атташе в Китайской Народной Республике. Прошло много лет и Правительство моей страны – Гвинейской Республики назначило меня Послом в Российскую Федерацию. Я был очень рад, что снова увижу своих знакомых, своих близких, которых я помнил все эти долгие годы.

Интересуясь правовой литературой современной России, я попросил автора Валентину Пиляеву сделать персональную выставку ее книг под моим личным патронажем на территории посольства Гвинеи в Москве. В настоящее время в России издано около 70 книг Валентины Пиляевой, творчеством которой я был очень заинтересован. Доступное пониманию изложение правового материала произвело огромное впечатление на всех посетителей выставки, как российских, так и иностранных, что значительно помогает развитию деловых отношений с Россией.

Давая консультации по международным экономическим и правовым отношениям, Валентина Пиляева во многом содействовала налаживанию деловых и дружеских отношений стран Африки с Российской Федерацией.

Мне очень приятно осознавать, что я нахожусь в дружеской стране, языком которой я владею, и что у нас большие перспективы деловых и культурных отношений, развитию которых я содействую как посол Гвинейской Республики.

Его Превосходительство господин Амара Бангура

Чрезвычайный и Полномочный Посол

Гвинейской Республики в Российской Федерации,

Edition prefacee par Son Excellence le colonel Amara Bangoura, Ambassadeur Extraordinaire et Plenipotentiaire de la Republique de Guinee en Federation de Russie

AMBASSADE DE LAREPUBLIQUE

DE GUINEE AMOSCOU

119034 – Pomerantsev per 6

Tel: 201 36 01 – Fax (0795) 230 29 31

Fax (7502) 220 21 38

15 августа 2005 года

№ . /AGM/05

Le progrès et le développement économique dans les conditions contemporaines dépendent des relations commerciales de tous les pays. Grâce à sa situation géographique la Russie représente un grand intérêt pour les pays africains aspirants à l’indépendance et à l’amélioration de la vie de leurs peuples.

Les relations commerciales dépendent en grande partie des actes législatives douaniers et des avantages économiques. Nous éprouvons un grand intérêt au commerce avec la Fédération de Russie et suivons attentivement les conditions favorables des relations commerciales de douane.

Le nouveau bouquin de Valentina Piliaeva qui m’intéresse beaucoup, est devant vous. Il représente un intérêt non seulement pour les étudiants, professeurs, collaborateurs de la douane, mais aussi pour chacun qui voudrait comprendre les voies de développement de la Russie dans le domaine de la législation douanière. Prendre connaissance de l’histoire de la douane et de la politique douanière de la Russie. Le matériel est écrit sous une forme accessible. Il comporte le tableau chronologique qui représente en bref la politique douanière de la Russie. On peut lire des matériaux historiques ci-joint. Les relations modernes de marché ont leur histoire.

Après 1917, l’histoire de la politique douanière entre l’URSS et la République de Guinée a commencé en 1959. Je citerai quelques exemples historiques dès 1959 à 1965 qui confirment le caractère bienveillant des rapports entre nos pays dans le domaine de la politique douanière.

Le 13 février 1959 à Conakry a été signé l’accord d’échanges commerciaux et de règlements entre l’URSS et la République de Guinée. Cet accord prévoyait le régime de la nation la plus favorisée dans le commerce.

Le 24 août 1959 a été signe l’accord de coopération économique entre les gouvernements de l’URSS et de la République de Guinée.

Читайте также: