Пошлины на лом черных металлов

Опубликовано: 11.05.2024

Драгоценные металлы – это редкие, не подверженные коррозии и окислению металлы, обладающие к тому же особым блеском и ценящиеся за их редкость и красоту. Согласно Федеральному закону от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 02.12.2019) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", к ним относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Они могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и других изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления. Таможенное оформление драгоценных металлов выполняется с целью юридической очистки груза. При этом груз оформляется под таможенными режимами переработки на таможенной территории, за ее пределами и для внутреннего потребления.



Код ТН ВЭД

Определение товарного кода ТН ВЭД может быть непростой задачей при таможенном оформлении благородных металлов. Прежде всего, следует определиться с их процентным содержанием в сплаве/товаре, а уже исходя из этого, подбирать код, опираясь не только на названия товарных позиций, но и на примечания к разделам и группам.

Товары, содержащие драгоценные металлы, можно отнести к товарной группе 71 ТН ВЭД. Она имеет название: «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты».

Обратите внимание! Сплавом благородного металла считается сплав, содержащий не менее 2% драгоценных примесей.



Таким образом, в товарной номенклатуре выделены следующие группы:

7110 1… – платина;

7110 2… – палладий;

7110 4… – иридий, осмий, рутений.

7112… – отходы и лом драгоценных металлов или металлов плакированных драгоценными металлами.

Каждая группа разбита на более мелкие классификации с учетом способа обработки.

Таможенные платежи



Товары, которые перевозятся физическими лицами для личного пользования, налогом не облагаются, и таможенная пошлина не взимается. При этом груз должен соответствовать установленным нормативам:

стоимость не более 10000 евро – если перевозка выполняется авиатранспортом, и не более 1,5 евро, если транспортировка осуществляется другими видами транспорта;

вес не более 50 кг.

Если указанные нормы превышены, необходимо оформление таможенной декларации и уплата соответствующих растаможке платежей. А именно 30% от суммы, превышающую нормативы, или 4 евро за кг сверх нормы.

Обратите внимание! Если стоимость драгоценных металлов превышает 25000 долларов, они не могут считаться товарами для личного пользования. А если их стоимость превышает 1000000 рублей, на декларанта налагается уголовная ответственность.

Для юридических лиц ставка ввозной таможенной пошлины составляет 20%, не считая других обязательных платежей.

Особенности таможенного оформления

Таможенные операции в отношении товаров, кодифицируемых под группой 71, могут совершаться только на таможенных постах, обладающих соответствующей компетенцией. К ним относятся:

специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни;

таможенный пост Малахит Екатеринбургской таможни.

Ни тот ни другой пост не включен в системы электронного декларирования и не работают в режиме удаленного выпуска товаров.

На данный тип груза сначала следует получить разрешительные документы, а затем, по прибытии на пункт таможенного контроля, поместить груз на специальный СВХ с особыми условиями хранения и учета.



Правила ввоза и вывоза драгоценных металлов:

Экспорт самородков подчиняется квотированию, а если речь идет об уникальных самородках, то их перевозка за рубеж осуществляется только с разрешения Правительства.

Слитки драгметаллов должны соответствовать российским стандартам и LBMA.

Вывоз обработанных и необработанных благородных металлов возможен без количественных ограничений, но по лицензии Минпромторга РФ.

Вывоз драгоценных металлов в виде ювелирных изделий выполняется без лицензии и в неограниченном количестве.

Импортируемые драгметаллы должны иметь клеймо и сертификат, согласно стандартам страны-импортера.

Обратите внимание! Экспорт руды и лома благородных металлов запрещен.

Сертификация

Согласно статье 14 ТК ТС РФ, должны быть сертифицированы все драгметаллы, а именно сплавы, процентное содержание благородного металла в которых, в соответствии с законом, позволяет считать их драгоценными.

Особенности перевозки



Международная перевозка драгметаллов осуществляется в соответствии со строгими правилами. Они весьма строги. Так, в обязанности перевозчика входит:

подбор специальных транспортных средств высокого уровня безопасности;

использование услуг тех организаций, которые имеют разрешение на перевозку данного типа грузов;

обеспечение вооруженной охраны груза.

Обратите внимание! Отсутствие вооруженной охраны влечет за собой уголовную ответственность.

При этом сплавы, которые содержат небольшой процент благородных металлов (до 5%) могут быть отправлены поездом, а если содержание драгоценных примесей менее 1%, то импортер свободен в выборе транспортного средства.

Ошибки таможенного оформления

Ошибки при таможенном оформлении драгоценных металлов недопустимы. Любая опечатка может стать причиной существенных проблем, вплоть до уголовной ответственности. Поэтому до подачи таможенной декларации необходимо тщательно проверить всю информацию. Растаможка грузов этого типа специфична, контроль на каждом этапе очень строгий.

Мы знаем насколько сложным и проблематичным может быть таможенное оформление, а потому настоятельно советуем при отсутствии знаний обращаться к нам. Мы имеем многолетний опыт растаможки соответствующей категории грузов, поможем оформить разрешительные документы и другие сопроводительные бумаги.

Прием металлического лома – деятельность, предполагающая получение разрешительных документов. Вести ее вправе индивидуальные предприниматели и юридические лица, соответствующие ряду требований к коммерческой площади, расположению, оснащению и т.д. Нормы обращения с ломом черных и цветных металлов прописаны в Постановлении Правительства Российской Федерации № 369 от 11 мая 2001 года.

В «Правилах обращения с ломом и отходами металлов» подробно описаны требования к организации приема, сбора и хранения. Одно из них гласит: пункт приема металлолома должен обладать лицензией и нотариально заверенной копией выписки из ЕГРЮЛ, которые обязан предъявлять по требованию клиентов и контролирующих органов. Эти документы подтверждают законность ведения предпринимательской деятельности, а получить их можно в уполномоченных госучреждениях: в Департаменте природопользования и окружающей среды и ФНС.

Требования к оснащению

Незаконный прием металлолома – это не только работа без постановки на учет в Налоговой службе, но также ведение коммерческой деятельности с нарушением актуальных правил приема и учета. Одно из наиболее важных – обеспечение радиационного контроля на предприятии в целях обеспечения безопасности людей и окружающей среды. Каждую партию поступающего лома черных и цветных металлов необходимо проверять с применением радиометров, а также более компактных носимых дозиметров и сигнализаторов.

На все виды обязательного оборудования (радиометры, спектрометры, высокоточные электронные весы) необходимо иметь документы: технический паспорт, свидетельства о поверке и т.д. Также в соответствии с Постановление Правительства РФ потребуются пресс-ножницы, пресс для пакетирования металлолома или установка для дробления и сортировки металлических отходов.

Требования к площадке и персоналу

Большинство незаконных пунктов приема металлолома расположены на окраинах города, в гаражных кооперативах или в ангарах на территории промышленной зоны. Однако для легальной работы необходима площадь не менее 200 кв. м (размер земельного участка – от 500 кв. м). В противном случае в получении лицензии будет отказано, а значит, мелкие пункты приема априори не могут работать легально.

Строгие требования предъявляют и к сотрудникам. В их числе должны быть:

  • контролер металлических отходов и лома II разряда;
  • прессовщик I разряда;
  • квалифицированный специалист, проводящий радиационный контроль партий металлолома и проверку их на предмет взрывобезопасности.

Работники должны пройти профессиональную подготовку и аттестацию до начала работы.

Лицензирование деятельности

Лицензирование пунктов приема, переработки и утилизация металлических отходов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды. Но в разных субъектах федерации за оформление документов отвечают различны органы исполнительной власти: например, Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли в Санкт-Петербурге, Министерство промышленности и транспорта Республики Удмуртия или Министерство промышленности и инноваций Республики Татарстан.

Необходимые документы

Оформлять лицензии на прием черного и цветного металлов предстоит отдельно, подготовив два пакета документов. Но набор бумаг стандартный:

  • учредительные документы (устав организации, учредительный договор и др.);
  • паспорт гражданина РФ – для индивидуальных предпринимателей;
  • выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • свидетельство о постановке на налоговый учет по месту регистрации;
  • ИНН;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • наименование вида деятельности, подлежащей лицензированию;
  • документы на коммерческую площадь;
  • техпаспорта оборудования;
  • документы, подтверждающие достаточную квалификацию сотрудников и др.

Размер государственной пошлины фиксированный. Он составляет 7 500 руб., но стоимость оформления может многократно возрасти при обращении к посредникам, оказывающим помощь в подготовке и подаче документов на рассмотрение.

Незаконный оборот лома

Лицензирование деятельности по приему металлолома – сложная и длительная процедура. Она требует внушительных затрат на подготовку персонала и оснащение коммерческой площади, а также отнимает немало времени. Поэтому недобросовестные предприниматели маскируют свою деятельность под ту, которая не требует оформления разрешительных документов. Например, под реализацию металлолома, который получен в процессе собственного производства.

Высокий уровень криминализации данной сферы обусловлен относительной мягкостью наказания: предусмотрена административная ответственность за незаконный прием металлолома, то есть за ведение предпринимательской деятельности без регистрации. В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ отсутствие государственной регистрации и лицензии влечен наложение штрафа в размере от 500 до 2000 руб. Но в исключительных случаях возможно привлечение к уголовной родственности.

Ответственность за неправильный оборот металлолома

Помимо административных штрафов, которыми наказывают мелкие пункты приема, действующие без регистрации, предусмотрены более серьезные санкции. Они распространяются даже на лицензированные организации, поскольку незаконное обращение металлолома – это также его прием и хранение с нарушением законодательных норм.

Предусмотрены следующие наказания:

  • штраф в размере от 2000 до 100 000 руб. с конфискацией предметов правонарушения в случае неправильного обращения с металлоломом (ст. 14.26 КоАП);
  • штраф от 1000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при несоблюдении требований в области охраны окружающей среды (ст. 8.2 КоАП);
  • штраф от 3000 до 80 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток при порче земель в результате неправильного обращения с металлическими отходами (ст. 8.6. КоАП).

Однако незаконный оборот металлолома – это его прием и продажа без соответствующего разрешения. За такое правонарушение иногда грозит тюремный срок.

Уголовная ответственность за работу без лицензии

Особенность современного законодательства заключена в том, что за нелегальный прием и оборот лома черных и цветных металлов не предусмотрено специальное наказание. Поэтому привлечь пункты приема, действующие без регистрации и разрешительных документов, к реальной ответственности затруднительно, особенно мелкие. Держатели таких приемок отделываются мелкими административными штрафами, при этом металлолом невозможно конфисковать.

Один из вариантов ужесточения наказания – привлечение предпринимателей к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство». В этом случае правоохранительным органам предстоит доказать, что пункт приема получал от своей работы доходы в крупном размере. В этом случае работа без лицензии грозит штрафом до 300 000 руб. или арестом на срок до полугода. Доход определят по средней стоимости обнаруженного лома и бухгалтерским документам.

Прочие виды уголовной ответственности

Незаконная скупка и продажа металлического лома неразрывно связана со многими правонарушениями. Незаконное предпринимательство влечет уклонение от уплаты налогов, что также уголовно наказуемо. В соответствии со ст. 199 УК РФ первично выявленное правонарушение грозит наказанием в виде штрафа от 100 000 до 300 000 руб., арестом на срок до полугода или лишением свободы на срок до 2 лет.

Если преступление совершено несколькими лицами по предварительному сговору, а в процессе предпринимательства получены доходы в крупном размере, штраф возрастает до 500 000 руб., а срок лишения свободы может достигать 6 лет с запретом на ведение коммерческой деятельности на срок до 3 лет после освобождения. Крупными признаются доходы от 5 млн. руб., получение в течение 3 лет с момента начала скупки и продажи металлолома.

Наказание для физических лиц

Согласно актуальным законодательным нормам, наказать за незаконный оборот металлолома могут не только нелегальные пункты приема, но и рядовых граждан. В связи с недостаточной юридической осведомленностью они систематически участвуют в незаконном обороте лома, сдавая в специализированные пункты отходы, полученные из открытых источников. Законным является отчуждение металлических отходов, права собственности на которые можно подтвердить документально (ст. 13.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Брошенный металлический лом может быть обращен в собственной физического лица, если находится на земельном участке, которым оно владеет. Лом, найденный человек на свалках, полях, садовых участках, не может быть обращен в его собственность, поэтому его сдача формально считается незаконной и в ряде случаев влечет административную ответственность.

В соответствии с Постановлением Правительства от 7 октября 2020 года № 1619 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам обращения с ломом черных и цветных металлов и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» в Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов (Постановление Правительства от 12 декабря 2012 г. № 1287) внесены следующие нововведения:

1. Введен новый вид работ: «заготовка, хранение и реализация лома цветных металлов». При этом старый вид работ также и остается.

2. Закреплены новые формулировки понятий:

Из определения «заготовка» исключено транспортирование лома к месту его хранения и добавлены сортировка и отбор;

Внесено уточнение, что к «реализации» относится отчуждение заготовленного лицензиатом лома.

Также внесены измененияв Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения (Постановление Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369):

1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности:

для юридического лица - наименование и основной государственный регистрационный номер (ОГРН), номер телефона, для индивидуального предпринимателя - основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя (ОГРНИП), фамилия, имя, отчество (при наличии), номер телефона.

Требование наличия на объекте в доступном месте нотариально заверенной копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, или свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя упразднено.

2. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.

3. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов металла 1 разряда.

4. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома черных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.

5. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов черных металлов.

6. Для открытия объекта по работе с ломом черных металлов теперь необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов черных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования лома черных металлов;

установка для дробления и сортировки легковесного лома;

оборудование для сортировки или измельчения стружки;

копер для разбивки металлолома.

Действовавшее ранее требование наличия пресса с заданным усилием прессования в 2500 кН отменено.

7. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов черных металлов.

8. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы черных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.

9. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта:

ПРИЕМО-СДАТОЧНЫЙ АКТ № _____ от _____________

Получатель лома и отходов _____________________________________________

Сдатчик лома и отходов ________________________________________________

ИНН сдатчика лома и отходов ___________________________________________

Банковские реквизиты сдатчика лома и отходов (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) ________________________________

Данные документа, удостоверяющего личность, место регистрации по месту жительства или месту пребывания __________________________________________

Транспорт (марка, номер) ______________________________________________

Основания возникновения права собственности у сдатчика лома и отходов на сдаваемые лом и отходы черных металлов _________________________________

Краткое описание лома и отходов черных металлов________________________________________________________________

Вес брутто (тонн)

Вес нетто (прописью) __________________________________________________

Итого на сумму ________________________________________________________

В том числе НДС _______________________________________________________

За представление недостоверных данных об ответственности предупрежден.

Достоверность представленных сведений подтверждаю.

Сдачу лома и отходов произвел и акт получил _________ (подпись сдатчика лома и отходов).

Указанный металлолом подготовлен согласно Межгосударственному стандарту

ГОСТ 2787-2019 "Металлы черные вторичные. Общие технические условия",

проверен, обезврежен, признан взрывобезопасным, прошел радиационный

контроль и может быть допущен к переработке и переплавке.

Подпись лица, ответственного за прием лома и отходов, _________________

Подпись лица, ответственного за проверку лома и отходов на

Подпись лица, ответственного за радиационный контроль лома и отходов, ___

В Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 «Об утверждении Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения» внесены следующие нововведения:

1. Уточнен перечень информации, находящейся в доступном месте на объекте осуществления деятельности, аналогично объекту по работе с ломом черных металлов.

2. Закреплено требование приема лома цветных металлов по заявлению только от физических лиц. У юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прием теперь будет осуществляться в соответствии с условиями договора между указанными субъектами и юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим прием лома и отходов цветных металлов.

3. Исключены нормы, не допускающие прием лома и отходов цветных металлов от физических лиц, не достигших 14 лет, а также устанавливающие порядок приема лома и отходов цветных металлов от лиц в возрасте от 14 до 18 лет и лиц, достигших 16 лет, объявленных полностью дееспособными.

4. Допускается возложение ответственности за проведение радиационного контроля и контроля взрывобезопасности на одно лицо на одном и том же объекте.

5. С 1 января 2021 года не требуется наличие прессовщика лома и отходов цветного металла 1 разряда.

6. Уточнены требования в части покрытия площадки для хранения лома цветных металлов. Постановлением определено, что площадка должна иметь твердое неразрушаемое влагостойкое покрытие.

7. Введено требование наличия на объекте оборудования для взвешивания лома и отходов цветных металлов.

8. Введено разделение требований в части наличия необходимого перечня оборудования в зависимости от выполняемого вида работ.

Для осуществления заготовки, хранения и реализации (без переработки) лома и отходов цветных металлов необходимо наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации оборудования для определения химического состава лома и отходов цветных металлов.

Таким образом, исключено требование наличия на объекте пресса в случае предоставления лицензии для осуществления заготовки, хранения и реализации лома и отходов цветных металлов.

В случае же осуществления на объекте, в том числе переработки лома и отходов цветных металлов, лицензиат, соискатель лицензии обязаны дополнительно обеспечить наличие не менее чем на одном из объектов по приему лома и отходов цветных металлов в пределах территории субъекта Российской Федерации одной единицы любого из следующих видов оборудования:

пресс для пакетирования лома и отходов цветных металлов;

установка для дробления лома и (или) отходов цветных металлов;

установка для разделки кабеля.

9. Закреплено оформление приемо-сдаточных актов и книги учета актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов металлов в электронном виде, при условии использования усиленной квалифицированной электронной подписи.

Введены редакционные изменения по заполнению приемо-сдаточных актов, книги учета приемо-сдаточных актов, журнала регистрации отгруженных лома и отходов цветных металлов.

10. Упразднено требование нотариального заверения копий документов, подтверждающих право собственности на транспортируемые лом и отходы цветных металлов, имеющихся у перевозчика, а также наличия при этом копии лицензии.

11. Утверждена новая форма приемо-сдаточного акта (аналогично форме акта для лома черных металлов).

Кроме того, с 1 января 2021 года отменяется выдача бланков лицензий при предоставлении или переоформлении лицензий. Вместо бланка лицензий будут выдаваться выписки из реестра лицензий, соответствующие установленным требованиям законодательства Российской Федерации.

В России введены вывозные пошлины на металлолом, обсуждается идея и полного запрета экспорта. По замыслу правительства, регуляторный барьер должен увеличить предложение металла на внутреннем рынке и снижение цены на него. Однако результатом этих действий, по мнению экспертов, может стать дефицит, «металлическая» инфляция и потеря международных рынков, завоеванных с большим трудом. А причина всему ­— битва за льготную ипотеку.

Металлургам навязали пошлины

В период коронакризиса производители металла столкнулись с резким сокращением спроса: остановились стройки и автомобильные заводы по всему миру. Однако металлургический сектор традиционно первым пришел в себя. Уже летом спрос и цены синхронно пошли вверх. Основным драйвером выступил Китай.

С января по декабрь горячекатаная сталь подорожала вдвое — до 700 долларов за тонну, выросли цены на чугун и металлолом, который по итогам 2020 года прибавил в стоимости 35%.

Отечественные металлурги, пережившие черную полосу в середине 2020 года, поспешили воспользоваться возможностью компенсировать потери, когда рыночная конъюнктура улучшилась, и направили основные потоки на экспорт. Тем более, что экономическое положение в стране не позволяло рассчитывать на плановое финансирование инфраструктурных проектов и рост промышленности.

Но спрос пришел откуда не ждали: кредитное стимулирование строительного сектора вызвало резкое увеличение продаж арматуры. Это привело к временной диспропорции на внутреннем рынке и недовольству со стороны застройщиков: почему так дорого?

Решать проблему был призван Минпромторг, который по старинке предложил поднять экспортные пошлины. Так министерство отреагировало на обращение вице-премьера Марата Хуснуллина, к которому за помощью пришли застройщики.

Глава правительства Михаил Мишустин к доводам антимонопольщиков прислушался и 30 декабря 2020 года подписал постановление о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на лом черных металлов и введении сроком на 180 суток смешанной экспортной пошлины в размере 5%, но не менее 45 евро за тонну. А если эксперимент до конца февраля не принесет результатов, пригрозили вовсе запретить экспорт.

9 февраля в своем интервью глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что «мы уже видим, что цена на арматуру пошла вниз, в том числе, как мы считаем, на это повлияло и решение по лому. Введение более жесткого ограничения на вывоз лома будет зависеть от того, как будет складываться конъюнктура». При этом Мантуров отметил, что «что касается ограничений или введения экспортных пошлин на ЖРС (железорудное сырье — Прим. «Ко»), это было бы сегодня точно преждевременным, и не с этого нужно начинать, если мы говорим о регулировании рынка. Вводя экспортные пошлины на ЖРС, мы можем потерять долю на мировом рынке и разбалансировать внутренний. При этом подчеркну, что высокие доходы от экспорта продукции черной металлургии должны сейчас не "складываться в карман", не направляться на выплату дивидендов, а идти на развитие производства».

Опрошенные «Компанией» эксперты полагают, что меры по регулированию экспрорта вряд ли оправданы. Независимый эксперт по металлургии Леонид Хазанов уверен, что возможны два варианта развития событий и оба для отечественного потребителя металлов не радужные. В первом сценарии заготовители лома будут вынуждены переориентировать экспортные потоки на российские металлургические заводы, которые в свою очередь попытаются «прогнуть» поставщиков сырья по ценам. При этом цены на саму арматуру, балку, уголок и другие виды стального проката для отечественных потребителей не упадут, а поднимутся под предлогом того, что бизнесу необходимо выполнять социальные обязательства в условиях потери части валютных доходов от отгрузок на мировой рынок.

Во втором сценарии ломозаготовители могут просто приостановить свою деятельность, что приведет к дефициту лома на внутреннем рынке. Металлургические предприятия будут вынуждены снизить загрузку электросталеплавильных мощностей и увеличить цены на готовую продукцию.

Своевременность искусственных ограничений вызывает вопрос: рынок уже вступил в фазу саморегулирования. Начало февраля показало спад ажиотажа — цены на арматуру за последнюю неделю не менялись, они застыли около отметки $660 за тонну с отгрузкой в черноморских портах. На российском рынке наблюдается снижение спроса, поскольку покупатели заняли выжидательную позицию, надеясь на скорое падение цен.

Опасная игра на внешних рынках

С точки зрения макроэкономического подхода​, введение экспортных пошлин — логичный инструмент для уравновешивания интереса производителей к внешним и внутренним рынкам и, как следствие, для​ остановки роста внутренних цен на продукт. Но, как подчеркивают эксперты, есть нюансы: данная модель не учитывает ряд специфических​ составляющих рынка металлопродукции.

«Если проанализировать цепочку создания продукта и пойти от самого начала, то здесь можно найти точки сдерживания, начиная от рассмотрения ограничительных мер на экспорт железной руды и заканчивая возможностью временного открытия рынка для украинских поставщиков, — считает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г. В. Плеханова Олег Чередниченко. — Такого рода точечные инструменты могут быть допустимы, но с учетом того, что резкий рост цен на металлопродукцию на мировых рынках имеет ограниченную несколькими месяцами перспективу». ​

Эксперт призывает не забывать, что краткосрочный прогноз шокового изменения внешней конъюнктуры можно амортизировать временными ручными​ мерами, договоренностями с ключевыми производителями продукта. Как это было сделано в октябре-ноябре 2018 года, когда рост цен на топливо за 6 месяцев более чем в 2 раза превзошел уровень годовой инфляции того периода. ​ ​

Риски же резких вывозных пошлин в долгосрочной перспективе могут привести к потере внешних рынков.

Послепандемийный рост дал шанс закрепиться на этом экспортном направлении и нарастить долю поставок. Вводя пошлины, Россия, десятилетиями болезненно «слезающая с нефтяной иглы», одним махом может уничтожить источники поступления валюты в страну.

Как замечает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев, ограничение экспорта противоречит национальной задаче увеличения доли поставок за рубеж продукции перерабатывающих отраслей.

«В 2020 году весь экспорт РФ оценивался в $338,2 млрд. В его составе экспорт черных металлов составлял $16,0 млрд, или около 4,7%. Ограничивая экспорт металлов, мы увеличиваем зависимость от нефтегазового экспорта и уступаем рынки металла конкурентам», — говорит Алексей Калачев.

По словам Леонида Хазанова, российские производители сталкиваются с риском зеркальных инициатив. «Уже сейчас против наших компаний возводятся торговые барьеры и проводятся расследования едва ли не по всему миру. Например, недавно в Канаде российскую арматуру признали опасной для местных производителей — будет совсем не удивительно, если в скором времени для нее установят защитную пошлину», — полагает Леонид Хазанов.

Стальное лобби строителей

Предложенная правительством инициатива объясняется попыткой не просто сдержать цены на металлопродукцию, а убрать составляющие инфляционного роста на рынке жилищного строительства.

«Учитывая масштабы рынка жилья​ в стране и возможную цепную реакцию с сопряженным вторичным рынком​ и далее —​ по цепочке —​ вопрос является крайне важным и его доля в части влияния на инфляцию в целом по стране весьма высока. К тому же, вышедшая за 4-процентный​ таргет и достигшая значения в 4,91% инфляция 2020 года, заставляет очень внимательно и оперативно реагировать на любой “прорыв” этого вопроса в любом возможном сегменте экономики страны», - подчеркивает Олег Чередниченко.

В качестве аргументов сторонники пошлин приводят данные о том, что с апреля к январю цена на металлическую арматуру подскочила на 70%.

«Они забывают отметить, что апрель — не показатель: в этом месяце из-за режима самоограничений и падения спроса цены как раз стремились вниз, — рассуждает Алексей Калачев. — К тому же, это ведь не первый раз, когда цены на арматуру подскакивают на 30-50%. Такое периодически происходит, но, как правило, ситуация довольно быстро возвращается к норме и без введения пошлин. В стране кроме металлургических гигантов много электрометаллургических заводов, выпускающих арматуру, есть кому отреагировать на рост цен увеличением объемов производства».

Попытка объяснить повышение стоимости квадратных метров в новостройках исключительно жадностью металлургов разбиваются об анализ себестоимости строительства. Рост цен на сталь, конечно, влияет на этот показатель, но незначительно. В зависимости от проекта, этажности и класса жилья, доля арматуры в себестоимости строительства составляет от 3% до 8%.

На столичном рынке, где себестоимость и розничная цена недвижимости различаются в 2-4 раза, повышение «стальных» цен даже неразличимо. При средней стоимости строительства по стране, определенной Росстатом в 66 тысяч рублей, рыночная цена квадратного метра в квартирах Новой Москвы составляла порядка 135 тысяч рублей, а в старой Москве – порядка 240 тысяч рублей.

«Разговоры о том, что из-за арматуры дорожает жилье — скорее, спекуляция, чем реальность. Рост цен на арматуру, допустим на 50%, может отозваться удорожанием строительства всего на 1,5-4%, — резюмирует Алексей Калачев. — Главными факторами роста цен на жилье являются рост объемов ипотечного кредитования и снижение ставок по кредитам».

Глава российского ЦБ Эльвира Набиуллина не раз публично признавала, что бонусы от льготной ипотеки получают не столько граждане, сколько застройщики и банки. Бизнесу, крайне заинтересованному в продлении ипотечной госпограммы, срок действия которой истекает в июле, потребовалось найти виновных в росте цен на недвижимость и их нашли в лице металлургов.

«Шум по поводу роста цен на металлопрокат, и особенно на арматуру, излишне подогревается, поскольку строительный сектор в новом правительстве имеет сильных лоббистов», — подчеркивает Алексей Калачев.

Сомневаться в силе этого лобби не приходится. Достаточно вспомнить, как стремительно стройки выводились из карантина, в то время как менее «массовые» индустрии переживали полный локдаун. Еще одна победа — 21 января на совещании у президента Владимира Путина было принято принципиальное решение распространить действие программы льготной ипотеки до конца 2021 года.

Стремительный рост цен на товары первой необходимости осенью прошлого года вернул в повестку дня Правительства РФ регулирование рынка. Никакие разумные доводы не могли быть услышаны, когда стальная арматура выросла в декабре в 1,5 раза. Виноватыми были назначены экспортеры лома. Тем более, об этом постоянно на протяжении последних двух лет говорит ФРТП. А раз найдена причина, то было поддержано и предложенное ФРТП решение – увеличение “специфической составляющей” пошлины в 9 раз с 5 до 45 Евро. Это минимальная плата при экспорте 1 тонны черного лома. Для справки: было 5% и 5 Евро по обязательствам России перед ВТО, стало 5% и 45 Евро. Постановление Правительства вступает в силу в конце января. Цель – повлиять на цены на стальную арматуру и трубы в сторону снижения. Что произошло за месяц с момента принятия решения о росте пошлин?

Цены на лом на внутреннем и внешнем рынках в 2020-2021 гг

21 января 2021 года средняя цена на лом черных металлов на внутреннем рынке России поднялась до 27 587 руб./т. Рост составил +73% к январю 2020 года. В то же время, зарубежные цены, если перевести по курсу ЦБ, достигли этого уровня еще на первой неделе декабря 2020. В сентябре-ноябре цены на лом поднимались плавно как на внутреннем, так и на внешнем рынках, однако, в конце ноября-начале декабря за рубежом началось “ралли цен” на черные металлы. В России тоже началось ценовое безумие, когда за всего два часа цена могла увеличиться на 700 руб. На Лондонской бирже металлов цены на лом достигли уже 35 620 руб./т. и продолжают повышаться. На второй и третей неделе января в Японии и Турции началась коррекция цен в обратном направлении, что многие аналитики стали рассматривать как окончательный разворот цен. Источник цен: Ruslom.com, London Metal Exchange

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Рис 1 и 2. Динамика цен на лом черных металлов на внутреннем и внешних рынках

Цены в Турции. Цена в Турции начала стремительно подниматься еще в ноябре, где с октября (средняя цена $288) она дошла до $319, а максимальное значение за месяц отмечается 30 ноября – $357. К 7 декабря цена на лом в Турции составляла $374, далее она поднималась на несколько долларов каждый день, а 14 декабря она поднялась на $19 и составила $422. К 21 декабря цена зафиксировалась на $462 и вновь взлетела в начале января 2021 года, ее максимальное значение зафиксировано 11 января – $482. После чего цена опустилась до $430 к 22 января. Стоит отметить, что максимальный курс доллара ЦБ был в октябре и составил 79,5 руб. Цены в Европе резко поднялись в начале декабря (до $382) и в начале января (до $480), на данный момент они продолжают опускаться, дойдя до $474. Однако, на днях опять появились сигналы о медленном возобновлении роста цен на черные металлы в Северной Европе, значит, лом скоро снова может пойти вверх на днях. Турцию, как мирового лидера в поставках стальной арматуры, не устраивает взрывной рост цен на сырье, поэтому новость из России о росте пошлин была воспринята с большим раздражением. Ассоциация IREPAS, которая объединяет производителей и экспортеров стальной арматуры, недавно объявила о том, что ввод Россией пошлин на лом противоречит правилам ВТО. Какие будут ответные меры со стороны Турции в отношении российских экспортеров металлопроката, будет понятно в феврале. Источник цен: Argus

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Рис.3 Индексы цен на лом и арматуру внутри страны

После новостей об увеличении экспортной пошлины на лом черных металлов, индекс цен на стальную арматуру стал опережать по росту индекс цен на стальной лом. Если при нять уровень цен в январе 2020 за 100%, то к середине декабря 2020 индекс лома был 143%, а индекс арматуры вырос до 174%, средняя цена в Москве составила 62238 руб/т. На третьей неделя декабря арматура выросла до 189%, а в начале января 2021 перевалила за 190%, в то время как индекс цен на лом составил 173%.

Индекс цен на арматуру в долларах вырос до 150%. 17 декабря цена за тонну в долларовом выражении составила $600, далее поднимаясь до $650. Валютный индекс арматуры в середине января 2021 дошел до 167%. Валютный индекс на лом в первые две недели января выросли до 147% и 150% соответственно.

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Рис. 4-5 Стальная арматура на внутреннем и внешнем рынках

Цена арматуры на внешнем рынке поднималась не так стремительно, как на внутреннем. C 7 декабря темпы роста цены на внешнем рынке замедлились, а в России продолжали набирать обороты. Резкий скачок внутренней цены произошел в середине декабря – средняя цена достигла 62 238 р. ($838). В то время как на внешнем рынке цена составляла 43 938 р. ($592). Скачок зарубежной цены произошел в начале января, достигнув 48 706 р/т ($656), после чего цена начала опускаться. Сейчас цена на арматуру на внешнем рынке составляет $632 (46 325 р). На внутренне же рынке цена арматуры продолжает подниматься, средняя цена второй недели января наступившего года составляла 68 759 р ($933). Источник цен: Rusmet.ru, London Metal Exchange, Metalltorg.ru

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Рис.6 Экспортные цены на стальную арматуру

Цена российской арматуры на экспорт с начала ноября была ниже, чем у ее конкурентов на мировом рынке на несколько долларов. 19 ноября экспортная цена в РФ составила $475. Цена в Турции же поднялась выше – до $493. К концу ноября российский экспорт арматуры достиг цены $500.17 декабря экспортная цена резко поднялась до $600 у России и до $605 у Турции. Второй резкий скачок произошел только с ценой российского экспорта – 24 декабря цена превысила $650, а в Турции она дошла только до $630.

На Новый год экспортные цены ушли в пике. В первую неделю января цена опустилась на $10/т, но во вторую – поднялась до новогоднего показателя. Предыдущая неделя показывает снижение цены до 625$/т. Турецкий экспорт плавно поднимается до $640 к 12 января, а потом падает до $615 к 22 января. Индекс российской экспортной цены на арматуру вырос до 145%. С первых чисел декабря он рос каждую неделю на почти на 10%, а первую половину января продержался на уровне 150%. Зарубежный индекс экспорта арматуры (Турция) рос с 1 декабря (116%) до 144% до конца года и, продержавшись на этом уровне до 13 января опустился к 138%. Источник цен: Argus

Лом на внутреннем рынке и стальная заготовка на внешнем рынке

За ноябрь индекс цен на стальную заготовку на внешнем рынке вырос на 20% (со 100% до 119%). В декабре тем роста индекса увеличился – 31 декабря он составлял 143%. После Нового года продолжил расти до 145%, но затем опустился до 139% с показателем 565,00 $/т 22 января. Индекс лома на внутреннем рынке РФ составил 173%. Источник цен: Argus, Rusmet.ru

Анализируя динамику Индексов РА Русмет, можно определить основные факторы, определившие резкий скачок цен на стальную арматуру в РФ.

Основные выводы.

Рост внутренних цен на лом соответствовал тенденции изменения российских экспортных цен на заготовку и арматуру (за исключением цен на лом в Центральном Федеральном округе) см. рис 7-8

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России
Рис. 7 Индекс роста внутренних цен на лом и экспортной цены на заготовку Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России
Рис. 8 Индекс роста внутренних цен на лом и экспортной цены на арматуру

1. Рост экспортных цен на российский лом был обусловлен ажиотажным спросом со стороны Турции, биржевые цены лом на Лондонской бирже металлов немного отставали от турецкого рынка – см. рис.9

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Рис. 9 Индекс цен на лом внутри РФ и на экспорт в сопоставлении с мировыми

2.Всплеск внутренних цен на арматуру первоначально был обусловлен действиями трейдеров и шел вразрез с какими-либо тенденциями мирового рынка. Производители арматуры последовали трейдерам через 2 недели, видимо, ошибочно переоценив рынок (рис. 10-11)

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Рис.10-11 Сопоставление динамики внутренних цен на арматуру и лом на фоне международных индексов

3. Одной из причин аномального роста цен на арматуру на внутреннем рынке, возможно, стал ошибочно выбранный трейдерами бенчмаркинг для установления цен на будущий период, а именно цена импортного лома в Турции (рис.12)

Пошлины на экспорт лома подстегнули цены на арматуру в России

Рис. 12 Аномальный рост индекса внутренних цен на арматуру в РФ совпал ростом индекса цен на лом в Турции

В то же время, РА Русмет не раз обращало внимание на то, что цены внутреннего рынка на металлопродукцию и металлургическое сырье должны быть максимально привязаны к российским индексам, а не к международным, и предупреждало об аналогичных ситуациях.

Таким образом, вклад в рост цен на внутреннем рынке почти в два раза повлияли три главных фактора:

  • рост мировых цен на черные металлы,
  • ослабление рубля относительно доллара США
  • ввод Россией экспортных пошлин на лом черных металлов.

Последний фактор вызвал ажиотаж на мировом рынке лома, особенно в Турции. Российские экспортеры лома стремились больше успеть законтрактоваться и выполнить контракты до ввода пошлин. В этой связи, возникла нехватка лома в проблемных регионах РФ и рост цен, а металлурги, видя стремительный рост цен на лом, не понимали, сколько он еще продлится, поэтому стремились снизить свои возможные потери. Цены в декабре росли так, что вполне вероятным мог быть сценарий, когда проданная в начале месяца арматура могла стать дешевле купленного лома в конце месяца. Источник цен: Rusmet.ru, Metaltorg.ru

Читайте также: