Пошлина на кукурузу в 2021 году

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 117 "О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе"

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе;

Положение о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе;

изменения, которые вносятся в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 36, ст. 4582; N 47, ст. 6109; N 52, ст. 7188; 2014, N 30, ст. 4324; N 31, ст. 4421; 2015, N 21, ст. 3106; N 23, ст. 3317; N 32, ст. 4774; N 40, ст. 5567; 2016, N 35, ст. 5322; N 40, ст. 5747; 2017, N 35, ст. 5355; N 49, ст. 7471; N 52, ст. 8124; 2018, N 13, ст. 1823; N 23, ст. 3303; N 27, ст. 4088; 2019, N 13, ст. 1404; N 27, ст. 3586; N 37, ст. 5179; 2020, N 50, ст. 8250; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 15 декабря, N 0001202012150052; 2021, 4 января, N 0001202101040009 26 января, N 0001202101260008).

2. Признать утратившими силу:

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. N 513 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 23, ст. 3317) в части, касающейся позиций, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1001 19 000 0 и 1001 99 000 0;

пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1032 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 40, ст. 5567) в части, касающейся позиций, классифицируемых кодами ТН ВЭД ЕАЭС 1001 19 000 0 и 1001 99 000 0;

постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2016 г. N 966 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст. 5747);

постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 737 "О внесении изменения в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 27, ст. 4088);

постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2019 г. N 830 "О внесении изменения в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 27, ст. 3586);

постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. N 2096 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2020, 15 декабря, N 0001202012150052);

постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 33 "О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе" (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 26 января, N 0001202101260008).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2021 г., за исключением абзацев второго и четвертого пункта 1, пункта 2 настоящего постановления и пункта 7 Положения, утвержденного настоящим постановлением, которые вступают в силу со 2 июня 2021 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 117

Ставки
вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе 1

Код ТН ВЭД ЕАЭС Наименование позиции Ставка вывозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости, либо в российских рублях, либо в евро, либо в долларах США, либо рассчитанная в установленном порядке 2 )
из 1001 19 000 0 прочая, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 3
из 1001 19 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 4
из 1001 19 000 0 прочая, с 1 июля по 31 декабря рассчитанная в установленном порядке 2
из 1001 99 000 0 прочие, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 3
из 1001 99 000 0 прочие, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 4
из 1001 99 000 0 прочие, с 1 июля по 31 декабря рассчитанная в установленном порядке 2
из 1002 90 000 0 прочая, с 1 января по 30 июня 0 3
из 1002 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня 0 4
из 1002 90 000 0 прочая, с 1 июля по 31 декабря 0
из 1003 90 000 0 прочий, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 3
из 1003 90 000 0 прочий, на который установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 4
из 1003 90 000 0 прочий, с 1 июля по 31 декабря рассчитанная в установленном порядке 2
из 1005 90 000 0 прочая, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 3
из 1005 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом, с 1 января по 30 июня рассчитанная в установленном порядке 2, 4
из 1005 90 000 0 прочая, с 1 июля по 31 декабря рассчитанная в установленном порядке 2

1 Для целей применения ставок вывозных таможенных пошлин следует руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием позиции. 3

2 Ставка вывозных таможенных пошлин, рассчитанная в соответствии с Положением о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2021 г. N 117 "О ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе".

3 По этой позиции ставка вывозной таможенной пошлины применяется в размере 50 процентов, но не менее 100 евро за 1000 кг в случае установления Правительством Российской Федерации тарифных квот на зерновые культуры в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

4 По этой позиции ставка вывозной таможенной пошлины применяется ежегодно, в период с 1 января по 30 июня включительно, в случае установления Правительством Российской Федерации тарифных квот на зерновые культуры в соответствии с пунктом 5 статьи 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 117

Положение
о расчете и применении ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе

1. Ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе (далее - зерновые культуры), рассчитываются в отношении пшеницы и меслина (коды 1001 19 000 0, 1001 99 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), ячменя (код 1003 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) и кукурузы (код 1005 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС), вывозимых из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по следующей формуле:

- ставка вывозной таможенной пошлины;

- индикативная цена за 1 тонну, рассчитанная в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения;

- базовая экспортная цена, имеющая значение:

200 долларов США - при расчете вывозной таможенной пошлины на пшеницу и меслин;

185 долларов США - при расчете вывозной таможенной пошлины на ячмень или кукурузу.

При отрицательном значении Ст, получаемом при расчете в соответствии с настоящим пунктом, значение принимается равным нулю.

2. При расчете ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры округление производится до первого десятичного знака в меньшую сторону.

3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации с 1 апреля 2021 г. осуществляет мониторинг цен на зерновые культуры путем наблюдения ценовых индикаторов, выраженных в долларах США за 1 тонну и рассчитанных на базисе поставки FOB порт Новороссийск: ежедневных биржевых котировок в отношении пшеницы и меслина, ячменя и кукурузы или в случае их отсутствия - индексов, рассчитанных на основании внебиржевых договоров в отношении пшеницы и меслина, ячменя и кукурузы (далее - индикативная цена на зерновые культуры).

Источником информации для проведения мониторинга являются ежедневные данные, размещаемые на официальном сайте публичного акционерного общества "Московская Биржа ММВБ-РТС" и (или) акционерного общества "Национальная товарная биржа" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

4. Периодом мониторинга являются 7 календарных дней, предшествующих дате расчета ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры, указанной в пункте 6 настоящего Положения.

5. Индикативная цена на зерновые культуры рассчитывается как среднее арифметическое ежедневных ценовых индикаторов, указанных в пункте 3 настоящего Положения, за все дни периода мониторинга и округляется до первого десятичного знака в соответствии с математическими правилами округления.

6. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в последний рабочий день недели осуществляет:

расчет ставок вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры в соответствии с пунктом 1 настоящего Положения;

размещение информации об индикативных ценах на зерновые культуры на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети "Интернет";

размещение информации о рассчитанных ставках вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети "Интернет".

7. Рассчитанные ставки вывозных таможенных пошлин на зерновые культуры:

применяются начиная с 3-го рабочего дня после дня их размещения на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети "Интернет";

действуют до начала применения очередных ставок вывозных таможенных пошлин, рассчитанных и размещенных на официальном сайте Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в сети "Интернет".

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2021 г. N 117

Изменения,
которые вносятся в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе

1. Исключить следующие позиции:

1001 19 000 0 прочая 0**
из 1001 19 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 25 евро за 1000 кг*******
из 1001 19 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 50 евро за 1000 кг********

2. Исключить следующие позиции:

1001 99 000 0 прочие 50 - 6,5 тыс. рублей за 1 тонну, но не менее 10 рублей за 1 тонну**
из 1001 99 000 0 прочие, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 25 евро за 1000 кг*******
из 1001 99 000 0 прочие, на которые установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 50 евро за 1000 кг********
1002 90 000 0 прочая 0**
из 1002 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 0****
1003 90 000 0 прочий 0**
из 1003 90 000 0 прочий, на который установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 0*********
из 1003 90 000 0 прочий, на который установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 10 евро за 1000 кг **********
1005 90 000 0 прочая 0**
из 1005 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 0*********
из 1005 90 000 0 прочая, на которую установлена тарифная квота, при наличии лицензии, выданной компетентным органом 25 евро за 1000 кг 0**********

3. Сноски вторую, четвертую, седьмую - десятую исключить.

Обзор документа

Установлены правила расчета и применения ставок вывозных пошлин на пшеницу, ячмень и кукурузу в рамках механизма зернового демпфера.

В отношении пшеницы при мировой цене до 200 долл. за тонну пошлина взиматься не будет. При большей цене пошлина составит 70% от разницы мировой и базовой цены в 200 долл. Для ячменя и кукурузы порог составляет 185 долл. за тонну.

Минсельхоз будет рассчитывать параметры для определения пошлины еженедельно, начиная с 1 апреля 2021 г. Будут использовать данные по ценам зарегистрированных на бирже экспортных контрактов предыдущей недели.

Гибкая пошлина начнет действовать со 2 июня 2021 г.


Помимо этого, в пределах квоты с 15 февраля введена экспортная пошлина на пшеницу. До 1 марта она составит 25 евро за тонну. После этого она будет увеличена до 50 евро за тонну. С 15 марта также будут введены пошлины на экспорт кукурузы (25 евро за тонну) и ячменя (10 евро за тонну).

А со 2 июня для пшеницы, кукурузы и ячменя заработает постоянно действующий механизм "зернового демпфера". Первая часть механизма подразумевает плавающую пошлину на эти культуры, которая будет рассчитываться исходя из мировых цен.

Для пшеницы при мировой цене до 200 долларов за тонну пошлина взиматься не будет. При цене выше пошлина составит 70% от разницы между мировой и базовой в 200 долларов. Для кукурузы и ячменя будет применяться тот же принцип расчета, только необлагаемая база составит 185 долларов за тонну. Участники рынка будут обязаны предоставлять данные о ценах контрактов на Московскую биржу. Гибкая пошлина будет рассчитываться еженедельно исходя из данных по ценам предыдущей недели. Регистрировать экспортные контракты и публиковать цены биржа начнет с 1 апреля.

Вторая часть механизма "зернового демпфера" заключается в возврате полученных через экспортную пошлину средств аграриям. Им компенсируют часть затрат на производство и реализацию зерна по ставке на одну тонну реализованной продукции. Финансирование планируется распределить между регионами в зависимости от их доли в валовом производстве зерна. Но для сибирских и дальневосточных регионов будут применены повышающие коэффициенты. Уже регионы распределят эти средства по аграриям. По подсчетам Минсельхоза, таким образом сельхозпроизводителям может вернуться около 40 млрд рублей уже в 2021 году. По оценке правительства, за счет господдержки участники зернового рынка смогут компенсировать до 50% затрат на производство продукции.

Такой механизм "зернового демпфера" должен предотвратить рост цен на зерно на российском рынке (и на конечную продукцию - муку и хлеб), создать долгосрочные условия работы зерновой отрасли и привлечь в нее дополнительные инвестиции, рассчитывают в правительстве.

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, с начала года наблюдается стабильно высокий темп экспорта зерна - участники рынка старались успеть исполнить обязательства по контрактам до введения пошлины. При этом, по его оценке, весь запланированный объем отгрузить не получилось из-за многочисленных штормовых предупреждений, характерных для этого времени года.

"Из-за погодных условий довольно много лодок осталось на рейде. Плюс под погрузкой стоят примерно на 370 тысяч тонн пшеницы. Видимо, будем грузиться весь февраль", - уточнил он.

Несмотря на то, что уже с сегодняшнего дня экспортеры должны будут заплатить 25 евро за тонну, аграрии юга все равно стараются не сбавлять темпы, поскольку 25 евро лучше, чем 50 евро, говорит эксперт. Экспортные контракты с учетом пошлины уже есть, так как внутренние цены на зерно активно снижаются, добавляет Зернин.

По оценке руководителя аналитического центра компании "Русагротранс" Игоря Павенского, в центре России цены на пшеницу уже упали до 14 тысяч рублей без НДС у переработчиков, появились сделки и по 13 тысяч рублей под пошлину в 50 евро. При том что в октябре прошлого года цены достигали 18 тысяч рублей за тонну. По словам Павенского, с начала сезона на середину февраля Россия экспортировала 30,6 млн тонн пшеницы (без учета ЕАЭС). В прошлом году на ту же дату на внешние рынки было поставлено 23,7 млн тонн. По прогнозам эксперта, общий экспорт пшеницы в сезоне-2020/2021 составит 36,7 млн тонн без учета ЕАЭС и 38,4 млн тонн вместе с ЕЭАС.

Между тем, по оценке гендиректора Института аграрного рынка Дмитрия Рылько, аграрии недополучат из-за введения "зернового демпфера" более 1,55 млрд долларов выручки. При цене пшеницы в 250 долларов за тонну пшеницы (такая цена представляется на старте нового сезона адекватной) и урожае в 77 млн тонн отрасль теряет примерно 1,33 млрд долларов. По ячменю при цене в 215 долларов за тонну и урожае в 19,5 млн тонн потери могут составить 95 млн долларов, по кукурузе - при стоимости 225 долларов за тонну потери оцениваются 126 млн долларов, подсчитал эксперт на конференции "Где маржа" 12 февраля. При этом, по его словам, государство не сможет компенсировать аграриям все потери от пошлины.

"Когда мы устанавливаем экспортную пошлину, падение цен на пшеницу происходит по всей стране. Таким образом, уменьшается выручка всех производителей зерна независимо от того, кому и куда они продают урожай", - пояснил Рылько.

Непонятно также, как экспортеры будут работать, если экспортная пошлина будет меняться еженедельно.

"Подавляющее большинство наших контрактов - это контракты на гораздо длительный период. Если вы выиграли египетский тендер, то зерно надо поставить через полтора месяца, а пошлину вы не знаете", - заявил он.

Кроме того, по мнению Рылько, неправильно рассчитывать пошлину только на основе черноморских контрактов и применять единую для всех остальных базисов, а также всех типов и классов пшеницы.

Россия является одним из основных экспортеров зерновых. В этом направлении экспорта имеется тенденция к наращиванию объемов. Доходы от экспорта зерна поступают в бюджет РФ. Большую долю экспортируемого зерна составляют: пшеница, кукуруза и ячмень.

Особенности экспорта зерна

Если до 2016 года на экспорт шла 1/3 от выращиваемого объема зерна, то, начиная с 2017 года, стало экспортироваться не менее половины собираемых в России зерновых. Причина этого явления скрыта частично в более высоких экспортных ценах по сравнению с теми, что предлагает сельхозпроизводителям Минсельхоз. Поэтому сельхозпроизводители не спешат реализовывать зерно на внутреннем рынке, а стремятся получить максимальную прибыль, продав зерно за границу.


Наибольшие мощности по перевалке зерна на экспорт находятся в Краснодарском крае. Его отгружают через Ростовский, Таганрогский и Ейский порты.

Российское зерно идет на экспорт в Египет, Турцию, Азию, Африку и Ближний Восток. Причем в последнее время главным импортером является Турция. По объемам закупок она обогнала Египет, закупив 7,7 млн тонн зерна. Третье место занимает Иран, четвертое – Бангладеш, а пятое – Саудовская Аравия. Незначительные объемы зерна экспортируются в страны ЕАЭС.

С 1 апреля по 30 июня 2020 года Минсельхоз ввел ограничения на экспорт зерна за пределы ЕАЭС. Установлена квота в размере 7 млн тонн. Эти меры нацелены на сдерживание роста цен на внутреннем рынке. В конце апреля квота уже была выбрана. Правительство РФ вправе ввести полный запрет на вывоз зерновой продукции за пределы страны на срок не более 6 месяцев.

Порядок таможенного оформления

Порядок экспорта продукции регулируется нормативными актами: ФЗ №164 от 08.12.2003 и Таможенным кодексом ЕАЭС (содержание и порядок таможенной процедуры экспорта раскрыты в гл.21 ТК ЕАЭС). Данный таможенный режим подразумевает проверку документации, декларирование товара и оплату пошлин. В процессе также проводятся:

таможенный осмотр и досмотр;

Груз должен быть предъявлен на таможне, поэтому после прибытия груза на таможенный пост сотрудники таможни извещаются об этом в течение получаса. Затем проводится проверка, оформляется таможенная декларация, оплачиваются пошлины и сборы.



Обратите внимание! При экспорте зерна в зависимости от тех или иных условий могут быть использованы таможенные льготы: отмена уплаты пошлин, понижение ставки, предоставление тарифных квот, компенсации.

Соблюдение норм Таможенного кодекса обязательно для каждого экспортера, но поскольку каждый случай экспорта уникален, могут возникнуть те или иные проблемы, ввиду недостаточной подготовленности декларанта. СБ Карго рекомендует обращаться к таможенному брокеру, который за умеренную плату возьмет на себя сопровождение груза в таможне, подготовку документов и решение всех сопутствующих проблем.

Документация для таможенного оформления

Каждая партия зерна сопровождается документами:

паспортом сделки, если сумма сделки превышает 50000$;

сертификатом происхождения и пр.

Декларация может быть подана на бумажном носителе или в электронном виде, причем подача электронного документа возможна только через специализированную программу. В декларации прописывается информация о товаре, таможенном режиме и отправителе/получателе товара. Декларация оформляется на каждую партию товара. В документе, в графе 44.6, прописывается номер и дата выдачи сертификата, а также наименование органа, который его выдал. Копия документа заверяется подписью декларанта и остается в таможне.

Декларацию можно оформить по месту проживания владельца товара или в других таможенных постах. Причем в последнем случае взимается повышенный таможенный сбор.

Процедура таможенного оформления зерна на экспорт имеет ряд особенностей. В первую очередь, чтобы вывести из России зерно, нужно оформить сертификат, подтверждающий качество вывозимого товара. В таможенный орган предоставляется оригинальный документ, выданный Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации либо её представительствами, расположенными в регионах – Росгосхлебинспекцией.



Качество и безопасность зерна тщательно контролируются. Зерно, используемое для пищевых и кормовых целей, должно соответствовать нормам Технического регламента Таможенного союза 015/2011 «О безопасности зерна». Сертификация зерна, отправляемого на экспорт, проводится по методикам и нормам ЕС. Зерно проверяется на содержание:

биологически активных веществ.

Согласно стандартам, содержание генно-модифицированной пшеницы не должно превышать 0,9% от общего объема. Если же пшеница ГМО, на нее оформляется СГР. Кроме того, качество зерна контролируется государственным надзором, функции которого выполняет Россельхознадзор. Госнадзору подвергается только то зерно, которое реализуется в странах Таможенного союза.

Обязательно предоставление фитосанитарного сертификата, который подтверждает качество экспортируемого зерна, отсутствие вредителей и болезней, соответствие карантинным фитосанитарным требования страны назначения. При прохождении таможни проводится фитосанитарный контроль, который включает проверку документов, осмотр транспортного средства и продукции. Фитосанитарный сертификат действителен в течение 14 дней с момента выдачи.

Классификация по ТН ВЭД



Зерновые культуры относят к субпозициям с учетом их вида, способа и степени обработки. Злаки – это группа 10 по ТН ВЭД. К зерну относятся срезанные перед созреванием культуры, включая в снопах и колосьях, не обмолоченные. Если зерно обмолочено или каким-либо другим способом обработано, то оно исключается из этой группы. Кроме того, к этой группе причисляется зерно, пригодное в пищу в качестве овощей, исключая сладкую кукурузу, которая имеет собственный товарный код – 07.

Пшеница и меслин

Гречиха, просо и семена канареечника, прочие злаки

Помимо указанных злаков, к группе 1006 относится рис, в том числе обмолоченный, дробленый, отбеленный, полированный. Если злаки в колосьях или початках обработаны и предназначены для декоративных целей, то они относятся к совершенно другой подсубпозиции – 0604 99 900 0.

Пошлина

При вывозе продукции уплачивается вывозная пошлина в рублевом эквиваленте и таможенный сбор. Ставка пошлины зависит от подсубпозиции по ТН ВЭД.

На экспорт пшеницы в 2016 году, согласно Постановлению правительства от 26 сентября 2016 года №966 была установлена нулевая пошлина, которая действовала до 1 июля 2018 года. Затем Постановлением Правительства от 27 июня 2018 года №737 срок действия нулевой ставки вывозной пошлины был продлен до 1 июля 2019 года, и в настоящий момент также действует нулевая ставка экспортной пошлины, согласно Постановлению Правительства от 29 июня 2019 года №830. Данное Постановление действует до 1 июля 2021 года с целью стимуляции экспорта в рамках таможенно-тарифного регулирования.

Ставка импортной таможенной пошлины составляет 3% – на кукурузу, 5% – на пшеницу, ячмень, овес, сорго зерновое, гречиху, 10% – на рис.

Способы перевозки



Наибольшей популярностью для перевозки зерна пользуется морской и железнодорожный транспорт благодаря возможности транспортировки больших объемов товара и невысокой стоимости. Отгрузка зерна на экспорт производится в портах Новороссийска, Туапсе, Кавказа, Прибалтики, Каспия. Зерно перевозится в специализированных цистернах на специально оборудованных для этой цели кораблях.

Железнодорожным транспортом зерно вывозится из Центральной России и Поволжья, Сибири и Урала. Используются специализированные вагоны. Этот способ является наиболее экономически выгодным.

Потери при перевозке зерновых компаниям возмещаются в виде субсидий. Логистические маршруты постоянно совершенствуются с целью увеличения объемов экспорта зерна. Это направление экспорта контролируется на государственном уровне.

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление о корректировке экспортных пошлин на пшеницу, ячмень и кукурузу. Эта мера позволит стабилизировать цены на эту продукцию на внутреннем рынке, сообщила пресс-служба правительства.

«С 15 февраля по 28 февраля пшеница (1000 кг) будет облагаться пошлиной в 25 евро, пошлины на ячмень и кукурузу (1000 кг) с 15 февраля по 14 марта будут равны 0 евро. С 1 марта по 30 июня вводятся повышенные пошлины на пшеницу в размере 50 евро, а с 15 марта по 30 июня — на ячмень и кукурузу (10 и 25 евро соответственно)», — говорится в сообщении.

При этом речь идет о поставках в пределах тарифной квоты, равной 17,5 млн т. Экспорт в превышающих ее объемах будет облагаться пошлиной в 50% от таможенной стоимости продукции, но не менее чем 100 евро за 1000 кг. Решение распространяется на зерно, вывозимое из России за пределы Таможенного союза, уточнили в правительстве.

Ранее Мишустин подписал распоряжение о выделении регионам 4,7 млрд руб. для стабилизации цен на хлебобулочные изделия: 1,8 млрд руб. будет направлено на выплату возмещений хлебопекарным предприятиям, а 2,9 млрд руб. — на покрытие затрат по приобретению продовольственной пшеницы.

На совещании 9 декабря 2020 г. президент России Владимир Путин заявил, что в течение 2020 г. сахар подорожал более чем на 70%, подсолнечное масло — более чем на 23%. Глава государства назвал данную динамику попыткой подогнать внутренние цены под мировые, подчеркнув, что с этим явлением нужно бороться. 15 декабря Мишустин подписал ряд постановлений для сдерживания роста цен на социально значимые продукты.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясь

Наши проекты

  • Спорт
  • HBR Россия
  • Как потратить
  • Ведомости&
  • Карьера
  • Конференции
  • Практика

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2021

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных


Чтобы остановить рост цен на хлеб и муку на внутреннем рынке, Правительство России вводит с 15.02.2021 по 30.06.2021 квоту в размере 17,5 млн т на вывоз зерна. В рамках квоты пошлина на экспорт кукурузы, ячменя и ржи будет нулевой, а для пшеницы составит €25 за каждую тонну груза. Если объём экспортной партии превышает оговорённый максимум, то пошлина за тонну продукции составит не менее €100 (50% таможенной стоимости). Такая нагрузка на производителей чревата 15% потерей прибыли, а в отдалённой перспективе может привести к банкротству фермерских предприятий и затормаживанию развития всего зернового сектора страны. В чём же причина роста цен и как в сложившихся обстоятельствах лучше всего поступить производителям, чтобы не вогнать себя в убытки?

Почему выросли цены

Осенью этого года цены на зерно на мировых рынках стабильно росли. Самая высокая стоимость тонны пшеницы была отмечена 9 ноября и составила 18 800 руб. В прошедшем 2019 году в ноябре купить ту же тонну пшеницы можно было в среднем за 12 000 руб. Такая разница в цене объясняется влиянием сразу нескольких факторов:

1. Неблагоприятные погодные условия и нестабильность климата вызвали серьёзную засуху в целом ряде стран. Так на 25,5% меньше зерна было собрано во Франции. Для Украины 2020 год стал одним из самых неурожайных. В нашей стране засуха поразила южные регионы, которые всегда отличались высоким валовым сбором зерновых. Эксперты, оценивая ситуацию, вместо рекордных урожаев прогнозировали недостаток зерна на мировых рынках, что закономерно подогревало интерес покупателей и подстёгивало цены.

2. Пандемия коронавируса и риск закрытия границ заставляют страны, покупающие зерно, нервничать. Создание запасов зерновых и обеспечение себя продовольствием на случай прерывания поставок или введения ограничений в государствах-экспортёрах зерна стало фактором ценообразования.

3. Падение курса рубля также внесло свою лепту в рост цен. С одной стороны, слабый рубль помогает нашим производителям вытеснять конкурентов с мировых рынков и приводит к росту экспорта — даже те, кто ранее придерживал запасы, предпочитают продавать. С другой стороны, чем сильнее иностранные валюты, тем дороже нашим же аграриям в итоге обходится приобретение удобрений и препаратов для защиты посевов от болезней и вредителей.

4. В этом году неурожаи на Украине, в Румынии и ряде стран Евросоюза привели к тому, что Россия на какое-то время осталась на мировом рынке зерна чуть ли не единственным крупным экспортёром. Это привело к тому, что наша страна получила те контракты, которые ранее отходили к конкурентам. Сбивать цену в конце лета и осенью фактически было некому.

5. Как это ни парадоксально, но сама квота и риск её введения стали тем фактором, который очень серьёзно подстёгивал цены. Покупатели старались приобретать зерно, пока есть возможность его купить, опасаясь, что в дальнейшем можно будет столкнуться с проблемами. А на фоне нестабильной ситуации в мире их опасения только увеличивались.

Чем российским аграриям обернутся квоты и пошлины

Закупочные цены уже отреагировали на инициативу Правительства и пошли на снижение. Это привело к тому, что производители закономерно не хотят продавать продукцию по низкой стоимости, и торговля зерном почти остановилась. Предполагается, что рынок оживится ко второй половине января, когда все участники учтут сложившиеся обстоятельства и примут новые условия.

Однако с учётом пошлин ситуация на рынке может сложиться не в пользу нашей страны. Решение Правительства относится к тем поставкам, которые осуществляются вне Таможенного союза. Но основными импортёрами российского зерна являются Ближний Восток, азиатские страны и Африка. Ограниченные рамками квоты аграрии уже не смогут поставлять зерно на мировой рынок в прежнем объёме, что приведёт к потере покупателей — они уйдут к производителям из Канады или Австралии (Китай уже активно интересуется австралийским зерном). В обеих странах урожаи рекордные, и рынок закономерно отреагировал снижением мировых цен на зерновые. Получается, что высокие цены на зерно сами по себе не продержались бы долго, и с появлением конкурентов естественные рыночные механизмы привели бы к стабилизации ситуации.

Ещё в ноябре российский Союз экспортёров зерна отмечал, что пошлина будет избыточной и даже вредной мерой, которая негативно отразится на благополучии аграриев. Одной только квоты было бы вполне достаточно для регулирования экспорта. Введённая пошлина приведёт к потере прибыли, тогда как многие производители зерна нуждаются в поддержке после обрушившейся на южные регионы засухи. Кроме того, риск введения квот уже подстёгивал цены, а теперь тот же самый эффект может вызвать пошлина. Таким образом, существенного снижения цен добиться не получится, но страдать от всего этого будут производители.

В этом году Россия собрала 138,1 млн т зерна и зернобобовых культур. Это рекордный урожай. И все программы и инициативы в сфере сельского хозяйства последних лет направлены именно на увеличение урожайности и рост экспортных поставок. Но во всём этом нет и не будет ни малейшего смысла, если не давать производителям возможность продавать продукцию и получать прибыль. В сложившихся обстоятельствах, когда цены на зерно не вызывают желания экспортировать товар, остаётся только принять самое разумное из решений — реализовывать продукцию последовательно и расчётливо, зимой и весной. В этом случае потребуется подобрать место для хранения и создать все условия, чтобы продукт не сгнил и не потерял своих свойств. Стоит уделить особое внимание фитосанитарным рискам, ведь именно деятельность вредителей может сыграть с Вами злую шутку и снизить качество хранимого зерна, лишив драгоценной прибыли. Чтобы такого не случилось, перед помещением зерна на хранение проведите фитосанитарное обеззараживание объекта. Помните о своевременном уничтожении грызунов и заказывайте дератизацию помещения или внедрите программу ПЕСТ контроля, чтобы полностью обезопасить продукцию.

Читайте также: