Порядок рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях

Опубликовано: 16.05.2024

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 199.3 и 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, - в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь - физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье - страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

9. После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о преступлениях, входящую в содержание стадии возбуждения уголовного дела. При этом Кодекс устанавливает две процедуры такой проверки: а) по делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. ч. 1 - 4 ст. 144; ст. 146, ч. ч. 2 - 4 ст. 147) и б) по делам частного обвинения (ч. 6 ст. 144; ч. 1 ст. 147; ст. ст. 318 - 319).

2. Обязанность по приему, регистрации, проверке сообщений о преступлениях возлагается на органы уголовного преследования (дознавателя, орган дознания, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя СО). Эта обязанность вытекает из принципа публичности, предусматривающего необходимость осуществления уголовного преследования в каждом случае обнаружения признаков преступления (ст. 21 УПК). Аналогичную обязанность предусматривают и иные нормативные акты (п. п. 3 - 4 ст. 10 ФЗ от 18 апреля 1991 г. "О милиции"). Прокурор уполномочен проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК). Ведомственные приказы предписывают ему проводить такие проверки не реже одного раза в месяц.

На основе межведомственных типовых положений приняты внутриведомственные нормативные акты, детально регулирующие прием, регистрацию и учет сообщений о преступлениях или происшествиях в различных органах следствия и дознания.

См.: Приказ Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. "О едином учете преступлений" (вместе с Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов // РГ. 2006. 25 янв.

3. Повод к возбуждению дела должен быть принят вне зависимости от вида преступления (степени тяжести, окончания, места и времени совершения), полноты информации и времени обращения заявителя. Если в процессе проверки выяснится, что данное преступление подследственно другому органу или относится к делам частного обвинения, то принимается решение о передаче сообщения в соответствующий орган (п. 3 ч. 1 ст. 145 УПК). О действиях по сообщению о преступлении в неотложных ситуациях см. также коммент. к ст. 157. Прием сообщений о преступлениях осуществляется должностными лицами органов предварительного следствия, дознания.

5. После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка с учетом правил ст. 87 УПК. Передача сообщений и иной информации исполнителю для проведения проверки без регистрации запрещена.

Проверка состоит в мыслительной деятельности по оценке данных, указывающих на признаки преступления. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела (передачи сообщения по подследственности), то проверочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Если в принятом поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления, то могут быть проведены проверочные действия - собирание дополнительных доказательств, необходимых для принятия решения в порядке ст. 145 УПК. Проверка производится путем производства непринудительных способов собирания доказательств - истребования и принятия представленных предметов и документов (см. коммент. к ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. Проведение аналогичных действий помимо УПК предусматривается ФЗ о прокуратуре (ст. 6), ФЗ о ФСБ (ст. 13), ФЗ о милиции (ст. 11) и др. нормативными актами. По общему правилу производство следственных действий (как принудительных процессуальных действий) до возбуждения уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку при его проведении элемент принуждения минимален, осмотра трупа (ч. 4 ст. 178) и освидетельствования (ч. 1 ст. 179).

6. Предварительная проверка сообщений о преступлениях должна быть закончена принятием решения (в форме постановления) в порядке ст. 145 УПК не позднее 3 суток со дня поступления сообщения. По результатам проверки решение должно быть принято и до истечения трехсуточного срока, если будут установлены основания для возбуждения дела, отказа в этом или для передачи сообщения по подследственности. Если регистрация повода к возбуждению дела была задержана, то срок исчисляется не с момента его регистрации, а с момента первичного получения сотрудником правоохранительного органа повода к возбуждению дела. Если сообщение о преступлении было передано по подследственности, то срок проверки исчисляется заново - с момента получения сообщения другим органом расследования.

7. Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). Поводом к возбуждению дела необходимо считать первоначальный рапорт о том, что в СМИ опубликована информация о признаках совершенного преступления, а если прокурор (руководитель СО) по своей собственной инициативе дал поручение о проведении проверки публикации, то поводом должно считаться это поручение. Такой вывод подтверждается п. 15 Инструкции (Приказ Генпрокуратуры России от 16 марта 2006 г. N 12), в котором сказано, что сведения, распространенные в СМИ, считаются сообщением о преступлении, полученным из иных источников. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК такие сообщения являются поводом для возбуждения дела. Кроме того, указанная Инструкция (п. 35) предусматривает исчисление сроков проверки с момента поступления первого сообщения о преступлении.

8. Срок проверки сообщения о преступлении продлевается, если за 3 суток невозможно было собрать достаточные данные для принятия решения в порядке ст. 145 УПК.

9. Продлевать срок проверки сообщения о преступлении до 30 суток в соответствии с ч. 3 ст. 144 УПК РФ допускается только при наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной проверки или ревизии. Если по истечении срока проверки осталось неясным, есть ли признаки преступления, или их нет, то должно быть принято решение о возбуждении дела (как основанного на вероятных данных). Непринятие решения в установленные сроки приравнивается к сокрытию преступления от учета (п. 2.9 Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений от 29 декабря 2005 г.).

10. Документом о принятии заявления служит талон, состоящий из талона-уведомления и талона-корешка. Талон-уведомление с указанием необходимых сведений выдается заявителю, а талон-корешок с подписью заявителя остается у уполномоченного сотрудника правоохранительного органа (п. 12 Типового положения о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях).

11. Отказ в принятии заявления к своему производству предусмотрен только по делам частного обвинения (ч. 1 ст. 319 УПК). Отказ оформляется постановлением мирового судьи и может быть обжалован в апелляционном порядке (гл. 43 УПК). Подробнее об этом см. коммент. к ст. 319.

12. Заявление по делу частного обвинения проверяется и разрешается в особом порядке. По общему правилу заявления по делу частного обвинения подаются непосредственно в мировой суд и должны соответствовать особым требованиям (см. коммент. к ст. 318). Однако заявитель не обязан давать точную квалификацию деяния. Он может предполагать о совершении более тяжкого преступления. Поэтому заявления по делам частного обвинения должны быть приняты и зарегистрированы органами уголовного преследования в общем порядке. По заявлению о преступлении частного обвинения может быть проведена проверка по ст. 144 в целях установления признаков преступления публичного обвинения или предусмотренных ч. 4 ст. 20 обстоятельств: зависимого или беспомощного состояния потерпевшего либо иных причин, по которым потерпевший не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором потерпевшему неизвестны (Постановление КС РФ от 27 июня 2005 г. N 7-П). Если в соответствии с ч. 4 ст. 20 уголовное дело частного обвинения возбуждается органом публичного уголовного преследования, то оно переходит в разряд дел публичного обвинения. По нему производится дознание дознавателем ОВД (п. 1 ч. 3 ст. 151) или по указанию прокурора - предварительное следствие (ч. 4 ст. 150). Если в результате проверки (или сразу по тексту заявления) выяснится, что это дело частного обвинения, то оно передается органами уголовного преследования в суд (п. 3 ч. 1 ст. 145).

Источник комментария:
Под ред. А.В. Смирнова "КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание
СМИРНОВ А.В., КАЛИНОВСКИЙ К.Б, 2009

Сведения, изложенные им в этих протоколах содержат данные о совершении конкретных преступных действий, в том числе детали, которые заранее не могли быть известны лицам производящим расследование дела. На предварительном следствии проверялось в порядке ст. 144, 145 УПК РФ заявление Ризаева об оказании на него физического воздействия в целях принуждения к даче признательных показаний.

Кроме того, проверкой, проведенной в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ, в действиях сотрудников полиции Д Т следователя Б сотрудников ИВС ОМВД России по району признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, не установлено.

Ссылка в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. № 842-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сонина К В на нарушение его конституционных прав статьями 144, 145 и 146 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации» о незаконности обжалуемого решения суда не свидетельствует.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 16 февраля 2015 г. № ММВ-7-2/70@ “Об утверждении Порядка рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации”

В целях реализации части 8 статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Порядок рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В. Мишустин

Порядок
рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 16 февраля 2015 г. № ММВ-7-2/70@)

Настоящий Порядок разработан в целях доведения до нижестоящих налоговых органов рекомендаций по осуществлению взаимодействия со следственными органами при рассмотрении налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

1. В соответствии с частью восьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам, обязан рассмотреть указанные материалы не позднее 15 суток с момента их получения.

Срок рассмотрения вышеуказанных материалов исчисляется в календарных днях.

2. В течение 3 суток со дня поступления материалов от следователя вышестоящий налоговый орган проверяет наличие постановки на учет в нижестоящем налоговом органе налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), и, при положительных результатах такой проверки, направляет по Системе электронного документооборота (далее - СЭД) копию поступивших от следователя материалов в нижестоящий налоговый орган для осуществления одного из следующих действий:

- подготовки заключения о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

- подготовки информации о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу;

- подготовки информации об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

Одновременно с вышеуказанными действиями вышестоящий налоговый орган проверяет наличие:

факта того, что обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной повторной выездной налоговой проверки, проведенной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также наличие информации об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе, проверяется факт направления соответствующих материалов в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

факта проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу.

3. В случае отсутствия постановки на учет в нижестоящем налоговом органе налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) материалы в течение суток передаются в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора). При этом копии материалов направляются в электронной форме по СЭД с обязательной последующей досылкой подлинников на бумажном носителе. Предусмотренный частью восьмой статьи 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 15 суточный срок в этом случае исчисляется с момента получения таких материалов по СЭД вышестоящим налоговым органом по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик.

В случае если налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации, материалы по системе налоговых органов не передаются. Следователь информируется об этих фактах в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.

4. Нижестоящий налоговый орган в течение 7 суток со дня поступления материалов подготавливает заключение или информацию, указанную в пункте 2 настоящего Порядка, и направляет в вышестоящий налоговый орган.

В случае, если материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, были ранее в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации направлены в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, нижестоящий налоговый орган в указанный срок информирует об этом вышестоящий налоговый орган.

5. Вышестоящий налоговый орган по результатам рассмотрения материалов, направленных следователем, не позднее 15 суток с момента их получения на основе имеющейся информации и сведений, поступивших из нижестоящего налогового органа:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе, в случае, если материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, были ранее в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации направлены в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Документом, содержащим сведения о правильности (неправильности) предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам, а также сведения о размере пеней и штрафов (расчетом пеней и штрафов, предусмотренным частью второй статьи 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) является решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, прилагаемое к названному заключению. К заключению прилагаются копии всех упомянутых в нем документов, за исключением тех случаев, когда материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, были ранее в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации направлены в следственные органы.

Рекомендуемая форма Заключения о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам приведена в приложении № 1 к настоящему Порядку;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу, в том числе, в случаях, когда справка о проведенной выездной налоговой проверке в соответствии с пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации составлена, но решение еще не принято либо не вступило в силу;

3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, в том числе, если налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в нижестоящем налоговом органе. При этом сообщается о передаче материалов в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), либо сообщается о том, что налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в налоговых органах Российской Федерации или снят с учета с указанием причины снятия (смерть, ликвидация, реорганизация, и т.д.). Дата информирования о передаче материалов по принадлежности в иной налоговый орган должна совпадать с датой документа, которым указанные материалы были переданы.

Заключение или информация в части, касающейся повторных выездных налоговых проверок в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, подготавливается вышестоящим налоговым органом.

6. Поступление материалов от следователя, иные факты, а также направление вышестоящим налоговым органом заключения (информирование) фиксируются в Журнале учета сообщений о преступлениях по форме согласно приложению № 2 к настоящему Порядку. Журнал учета сообщений о преступлениях является документом для служебного пользования.

Приложение № 1
к Порядку рассмотрения налоговыми
органами сообщений о преступлениях,
предусмотренных статьями 198 - 199.1
Уголовного кодекса Российской Федерации

бланк руководителя Следователю ______________________

(заместителя руководителя) __________________________________

налогового органа (Ф.И.О.* следователя, наименование

следственного органа, адрес)

Заключение № _______
о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам

По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в

порядке, установленном частью седьмой статьи 144 Уголовно-процессуального

кодекса Российской Федерации (__________________________________________)

(дата, номер исходящего документа /

дата, номер входящего документа)

сообщаю о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности

предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или)

сборам согласно _________________________________________________________

(решению о привлечении к ответственности за совершение налогового

правонарушения или решению об отказе в привлечении к ответственности

за совершение налогового правонарушения**)

от ____________________ № ____________.

Вышеуказанное решение обжаловано /не обжаловано ____________________

(в случае обжалования указывается информация об обжаловании решения

и результатах обжалования решения)

Исполнение вышеуказанного решения приостановлено ___________________

(в случае приостановления указывается информация о наименовании

и реквизитах документа, являющегося основанием для приостановления

Приложение: на ______ л. в 1 экз. (копии всех упомянутых в настоящем

(в случае направления ранее материалов в следственные органы

в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ указать реквизиты

сопроводительного письма (писем))

________________________ ________________ /____________________/

(наименование должности) (подпись) (Ф.И.О.*)

* Отчество указывается при наличии.

** Указывается одно из принятых решений.

*** Копии документов не направляются, если они ранее были направлены в следственные органы в соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ.

Приложение № 2
к Порядку рассмотрения налоговыми
органами сообщений о преступлениях,
предусмотренных статьями 198 - 199.1
Уголовного кодекса Российской Федерации

Журнал учета сообщений о преступлениях
___________________________________________________
(наименование налогового органа)

Регистрационный номер Дата поступления в налоговый орган сообщения о преступлении и иных материалов Наименование (Ф.И.О.) налогоплательщика ИНН КПП Предполагаемая сумма недоимки по налогам и (или) сборам по данным следователя,
тыс. руб.
Дата направления в нижестоящий налоговый орган Дата направления по принадлежности в иной вышестоящий налоговый орган Дата ответа из нижестоящего налогового органа Дата направления ответа следователю Результат рассмотрения сообщения о преступлении* Сумма недоимки по налогам (или) сборам и расчет размера пеней и штрафов согласно данным налогового органа (заключению),
тыс. руб.
в том числе, тыс. руб.
налог пени штраф
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16

* «1» - направлено заключение; «2» - следователь проинформирован о проведении проверки; «3» - следователь проинформирован об отсутствии сведений о нарушении.

Обзор документа

Урегулированы вопросы рассмотрения налоговыми органами сообщений о преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.1 УК РФ. Речь идет об уклонении от уплаты налогов и (или) сборов, о неисполнении обязанностей налогового агента.

Согласно действующей редакции УПК РФ вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, в котором состоит на учете плательщик, при поступлении от следователя копии сообщения о преступлениях с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки обязан рассмотреть материалы не позднее 15 суток с момента их получения.

С помощью нижестоящих инспекций проверяются факт постановки лица на учет, информация о текущих или проводившихся проверках и их результатах. По итогам готовится заключение, которое направляется следователю.

Приведены описания конкретных действий, совершаемых в рамках рассмотрения сообщений. На каждое отведен свой срок.

Завершением налоговых и других мероприятий, связанных с контролем, является установление фактов совершенных нарушений.

Рассмотрение дел о выявленных правонарушениях в ходе камеральной проверки

Установление фактов совершенных нарушений служит условием для инициирования соответствующих разбирательств. Общие условия их осуществления установлены в ст. 100.1 НК.

Свидетельством того, что проверяющие органы намерены возбудить производство в связи с нарушениями, служит акт камеральной проверки. Его составление предусматривается только тогда, когда налоговики обнаружили отступления от правил, установленных законом.

У налогоплательщика есть 30 дней для направления возражений к этому документу. Далее применяется ст. 101 НК.

По истечении указанного срока, лицу, рассматривающему дело, предоставляется 10 дней на то, чтобы принять итоговое решение, либо инициировать дополнительные контрольные мероприятия (может быть подан запрос о направлении дополнительной документации или опрошен свидетель). Производство не может продлеваться более, чем на 1 месяц.

Если речь идет о КГН, то этот период составляет 2 месяца. Это связано с тем, что каждый свидетель относится к отдельной организации. Получение бумаг из множества источников также потребует дополнительного времени.

После того, как документы представлены и опрошен каждый свидетель, у налогоплательщика есть 10 дней для направления возражений по итогам дополнительных контрольных мероприятий.

Производство по делу требует, чтобы органы, рассматривающие дело уведомили лицо о месте и времени рассмотрения его дела. Если адресат не явился, это не станет безусловной причиной для переноса разбирательства.

Документ вступает в силу через месяц после вручения.

Судебная практика исходит из того, что дела по статьям 123, 122 и 120 НК рассматриваются только в указанном порядке.

Рассмотрение дел о выявленных правонарушениях в ходе выездной проверки

Производство по итогам выездных проверок проходит аналогично делам, возбуждаемым на основании камеральных.

Отличием выступает то, что составление акта обязательно, вне зависимости от наличия или отсутствия признаков нарушений.

Кроме того, вероятность проведения дополнительных контрольных мероприятий горазд ниже. Это объясняется тем, что такая проверка проводится по месту расположения налогоплательщика и предполагает изучение первичной документации. Кроме того, в ходе нее может быть опрошен каждый необходимый свидетель.

Это свидетельствует о более быстрых сроках рассмотрения дела контролирующими органами.

К числу других таких мероприятий относят налоговый мониторинг, а также действия в отношении специальных категорий налогоплательщиков. Примером последнего является контроль взаимозависимых лиц.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях в таких случаях отличается от производства по итогам проверок

Если обнаруживаются признаки нарушений, то соответствующий акт должен составляться в течение 10-ти дней. Ст. 101.4 НК устанавливает обязательность его вручения налогоплательщику. Если документ отправляется посредством почты, то датой вручения считается 6-й день с момента отправки.

Проверяемому дается 1 месяц с даты получения на изучение акта и направление возражений. Когда указанный срок прошел, контролирующие органы должны рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности в течение 10-ти дней. Возбуждение производства предполагает надлежащее извещение налогоплательщика.

Отличием от предыдущей процедуры выступает отсутствие возможности проведения дополнительных мероприятий.

Кроме того, принятое решение не подразумевает срок на вступление в силу.

Разъяснение высших судебных структур установили обязательность проведения этой процедуры в отношении нарушений, хотя и обнаруженных в ходе проверок, но не связанных с правильностью и своевременностью исчисления, а также внесения в бюджет обязательных платежей.

Органы, рассматривающие дела о налоговых правонарушениях

Законом установлено ограничение на круг лиц, выносящих решения. При обеих рассмотренных процедурах это может осуществить руководитель инспекции, осуществляющий администрирование налогов, либо его заместитель.

Принятие решения другим должностным лицом является основанием обжаловать этот документ.

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Пленум Верховного Суда РФ разъяснил порядок рассмотрения судами уголовных дел о налоговых преступлениях

Прокуратура республики (Чеченская Республика). 19 февраля 2020

Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» разъяснено, что к ответственности может быть привлечен не только обычный гражданин, но и индивидуальный предприниматель, а также адвокат, учредивший адвокатский кабинет, нотариус и другие частнопрактикующие лица. При неуплате налогов организацией можно привлечь ее руководителя или уполномоченного представителя, который фактически выполнял обязанности руководителя. Подставное лицо привлекается как пособник.

Уклонение от уплаты налогов возможно только с прямым умыслом, поэтому самого по себе факта неуплаты налогов недостаточно. Суду необходимо учитывать обстоятельства, исключающие вину. Это касается и определения периода для исчисления крупного или особо крупного размера долга.

При сокрытии денег или налогооблагаемого имущества следует устанавливать не только их наличие, но и обстоятельства, которые показывают, что эти средства были намеренно скрыты.

Разъяснено, что моментом окончания налоговых преступлений, предусмотренных ст. 198 и 199 УК РФ, следует считать фактическую неуплату налогов, сборов, страховых взносов в срок, установленный законодательством.

Суды обязаны сами определять подлинный размер налоговых обязательств при определении ущерба бюджетной системе, учитывая все факторы. Доказательствами в уголовных делах могут быть налоговые декларации, другие документы, необходимые для расчета налога или взноса, акты налоговых проверок, заключения экспертов.

Пленум также разъяснил, что необходимо учитывать вступившие в законную силу решения других судов, имеющие значение по делу, хотя обстоятельства, установленные ими, сами по себе не предопределяют выводы о виновности лица в совершении преступления.

Верховный суд рекомендовал судьям при рассмотрении дел о налоговых преступлениях выявлять обстоятельства, способствовавшие их совершению, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при предварительном расследовании или рассмотрении дела нижестоящим судом, и выносить по ним частные определения к организациям и должностным лицам.


Иллюстрация с сайта ГД

В Москве выездная проверка компании почти в 100 % случаев заканчивается возбуждением уголовного дела по налоговому преступлению против директора. Почему так происходит?

Примерно с 2018 года в Москве все материалы по итогу выездных налоговых проверок направляются в Главное следственное управление Следственного комитета по г. Москве. В ГСУ анализируют результаты выездной налоговой проверки. После этого дают конкретные указания о возбуждении уголовного дела, проведении необходимых следственных действий, сроках их проведения и направляют все материалы в следственные комитеты по округам г. Москвы.

Конечно, следователи по округам подчиняются своим руководителям из Главного следственного управления и возбуждают уголовные дела. Таким образом, следователи на местах лишены процессуальной возможности отказать в возбуждении уголовного дела.

Заметим, что с октября 2014 года по 2018 год ситуация была иной: следователи намного чаще принимали решение об отказе в возбуждении уголовного дела по налоговым статьям.

За что и на сколько могут посадить директора?


Это исчерпывающий перечень налоговых составов в Уголовном кодексе РФ. Однако директора компании могут привлечь к уголовной ответственности не только по этим статьям, но и по статье 159 УК «Мошенничество».

За мошенничество привлекают, например, при возмещении НДС из бюджета, если это возмещение было признано незаконным.

Как конкретно совершаются налоговые преступления?

Статья 199 УК указывает, как именно компании уклоняются от уплаты налогов:

  • Не предоставляют в налоговую декларацию, расчёт или иные документы, которые они должны предоставлять в соответствии с НК РФ.
  • Включают в налоговую декларацию или расчёт заведомо ложные сведения.

Что такое иные документы? Это выписки из книги продаж, из книги учёта доходов, расходов и хозяйственных операций, расчёты по авансовым платежам, годовые отчёты о деятельности иностранной организации, документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

Что такое заведомо ложные сведения? Например, если компания выполняет какие-либо работы своими силами, но в первичных документах указывает, что эти работы были выполнены контрагентом. А значит, компания может вычесть НДС и учесть расходы при исчислении налога на прибыль организаций. Это и есть заведомо ложные сведения.

Как налоговая выявляет уклонение от уплаты налогов?

Во время камеральных и выездных налоговых проверок. В эти детали мы сейчас углубляться не будем. Обратим внимание на сроки. Если выявлена недоимка, инспекторы выставляют требования об уплате налогов:

  • два месяца отводится бизнесу на оплату по требованию из инспекции;
  • 10 дней есть у налоговой, чтобы передать информацию в следственный комитет, если компания не оплатила недоимку;
  • месяц есть у следственного комитета на проведение доследственной проверки и решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
  • два месяца есть на то, чтобы расследовать уголовное дело. Однако на практике эти сроки не соблюдаются и расследование дела может занять и полгода, и год.

На практике с начала выездной налоговой проверки до приговора проходит примерно 2,5–3 года.

Может ли Следственный комитет как-то по-другому получить информацию о совершенном налоговом преступлении?

Информацию о совершённом налоговом преступлении в Следственный комитет может передать полиция . Но как она сама узнаёт об этом? Полиция проводит оперативно-разыскные мероприятия, ревизии и, если есть основания считать, что совершено налоговое преступление, передаёт информацию в Следственный комитет.

Иногда материалы для уголовного дела против директора выделяются из других уголовных дел. Типичная ситуация: накрыли обнальную контору, возбудили дело по статье 172 УК РФ «Незаконная банковская деятельность». Изучили, какие компании направляли деньги на счета обнальной конторы. И начали прорабатывать эти компании — вызывать руководителей на допросы, изучать связи с другими контрагентами и так далее.

Если Следственный комитет придёт к выводу, что сумма неуплаченных налогов достаточна для возбуждения уголовного дела по налоговой статье, то дело будет возбуждено.

Недовольный сотрудник написал заявление о том, что компания платит серые зарплаты. Написать могут в прокуратуру, в полицию, в Госинспекцию по труду, в налоговую. Любой из этих органов, скорее всего, переадресует сообщение в Следственный комитет, так как налоговые преступления в его компетенции, и он начнёт собирать информацию для возбуждения уголовного дела.

За какую сумму директора могут привлечь к уголовной ответственности по налоговой статье?

Представим, что компания перевела фирме-однодневке 8 млн руб. с НДС за некие услуги. При этом компания:

  • засчитала эти 8 млн как расходы при исчислении налога на прибыль;
  • применила вычет с входящего НДС.

Какую сумму доначислит налоговая по результатам налоговой проверки, если вскроется, что контрагентом является компания-однодневка?

  • НДС на 1 220 338 руб. (8 000 000/118 * 18). Ведь операции, в связи с которой компания применила вычет по НДС, на самом деле не было.
  • Налог на прибыль — 1 355 932 ((8 000 000 — 1 220 338) * 20 %).
  • Штраф: 1 030 508 — ((1 220 338 1 355 932) * 40 %). Складываем сумму уплаченных НДС и налога на прибыль и высчитываем из неё 40 %.

Штраф 40 % от неуплаченных налогов накладывается, если неуплата была умышленной — это обязательное условие возбуждения уголовного дела. Если компания не заплатила налоги потому, что бухгалтер ошибся или не знал, что компания должна их заплатить, то состава преступления нет.

Умысел на неуплату — важнейшее условие возбуждения уголовного дела против директора

Все налоговые преступления совершаются с прямым умыслом. Это когда топ-менеджеры компании:

  • осознавали, что они не платят налоги, хотя по закону обязаны заплатить;
  • понимали, что они нарушают закон;
  • осуществляли действия, направленные на неуплату налогов.

Что такое действия, направленные на неуплату налогов? Создание компаний-однодневок и последующая работа с ними, искусственное дробление бизнеса без наличия деловой цели, неоформление части сотрудников в штат, чтобы не платить за них страховые взносы И так далее.

Перед Следственным комитетом и налоговой стоит задача доказать, что налоги были не уплачены умышленно. В таком случае налоговая сможет выставить штраф 40 %, а у Следственного комитета появится возможность возбудить уголовное дело. Как на практике доказывается умысел? С помощью процедур, описанных в УПК и Налоговом кодексе, таких как:

  • снятие свидетельских показаний;
  • обыск в офисе;
  • выемка;
  • истребование документов у самой компании и её контрагентов;
  • запросы в банк;
  • проведение финансово-бухгалтерских экспертиз.

Классический пример: налоговая или следователи изъяли компьютер компании и нашли там документацию от имени спорного контрагента. Свойства файла указывают на то, что он был составлен сотрудниками проверяемой компании, а значит, контрагент фиктивен и налоги не были уплачены умышленно. Ведь фиктивный документооборот создаётся только умышленно.

Налоговая и Следственный комитет ещё в 2017 году выпустили совместное письмо, посвящённое доказыванию умысла на совершение налогового преступления.

Всегда ли директор несёт ответственность, если компания не заплатила налоги?

У директора свои обязанности, а у главного бухгалтера свои. Если директор не занимается бухгалтерией и в силу должностных обязанностей не выбирал контрагентов, которые оказались сомнительными, то его очень трудно обвинить в неуплате налогов.

Суды учитывают этот момент и изучают, в чьи обязанности входит подготовка и предоставление деклараций, а также выбор контрагентов.

В нашей практике есть случаи, когда налоговая пришла с выездной проверкой в компанию и доначислила более 50 млн руб. Против директора возбудили уголовное дело по части 2 статьи 199 УК РФ. Причина — связь компании с фирмами-однодневками, из-за чего, по мнению следователей и налоговой, налогоплательщик не доплатил налоги.

Однако нам удалось доказать, что директор не виноват, и добиться прекращения уголовного дела. Ранее он уже обращался к нам за услугой комплексной защиты директора, благодаря чему в компании действовали:

  • Положение о договорной работе.
  • Положение о должной осмотрительности.
  • Положение о выборе контрагентов и другие документы.

В нашем случае директор не выбирал контрагентов. Он контактировал лишь с контрагентами-заказчиками, а не поставщиками. Поставщиков искали и проверяли другие сотрудники компании. Поэтому директор не мог нести никакой ответственности за то, что некоторые контрагенты оказались сомнительными.

Что делать, если уголовное дело по налоговой статье против директора уже возбуждено?

Если уголовное дело уже возбуждено, то к защите ваших интересов необходимо привлекать опытных специалистов-адвокатов, специализирующихся на налогах. Именно они должны проанализировать ситуацию, оценить риски и проработать дальнейшую тактику действий и линию защиты.

Для этого могут быть допрошены свидетели, представлены документы, в том числе подтверждающие реальность сделки, проявление должной и коммерческой осмотрительности, проведён финансовый анализ результатов спорных сделок, а также использованы процессуальные основания для признания ряда доказательств недопустимыми. Как показывает практика, данные действия может осуществить лишь практикующий в данной сфере адвокат.

Выводы

Почти любая выездная налоговая проверка приводит к возбуждению уголовного дела против директора компании.

В Уголовном кодексе есть несколько составов налоговых преступлений. В случае возмещения НДС из бюджета дело может быть возбуждено по ст. 159 УК РФ — «Мошенничество».

Налоговые преступления относятся к подследственности Следственного комитета. Этот орган может получать информацию о налоговом преступлении из разных источников, но обычно от налоговой, которая провела налоговую проверку и выявила нарушения. Также информация может поступать от полиции или граждан, написавших заявление о налоговых нарушениях компании.

Если уголовное дело уже возбуждено или идёт доследственная проверка, то лучше привлечь опытного адвоката, который поможет выбрать тактику защиты и знает нюансы процессуального законодательства.

Читайте также: