Порядок представления налоговой декларации в электронном виде

Опубликовано: 12.05.2024

В соответствии с пунктом 2 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 14, ст.1649, N 28, ст. 3487; 2000, N 2, ст. 134, N 32, ст. 3341; 2001, N 53 (ч.1), ст. 5016) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

2. Департаменту информационных технологий (А.Б. Иконников), ГНИВЦ МНС России (Ю.П. Калинин) обеспечить сопровождение формата налоговых деклараций и разработку программного обеспечения для приема и обработки налоговых деклараций в электронном виде по каналам связи в информационной системе налоговых органов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам М.В. Мишустина

Министр
Российской Федерации
по налогам и сборам

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2002 г.

Регистрационный N 3437

Порядок
представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
(утв. приказом МНС РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169)

ГАРАНТ:

См. Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде, утвержденные приказом МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/58@

См. Временный порядок обеспечения представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи через специализированных операторов связи, утвержденный приказом ФНС России от 10 апреля 2007 г. N ММ-3-25/219@

I. Общие положения

1. Настоящий "Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (далее - Порядок) определяет общие принципы организации информационного обмена при представлении налогоплательщиками налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - представление налоговой декларации в электронном виде).

2. Участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы.

3. Отношения между участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде регулируются: Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 2001, ст. 4552); Налоговым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства РФ, 1998, N 31, ст. 3824; 2000, N 32, ст. 3340); Федеральным законом "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства РФ, 1996, N 48, ст. 5369); Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи" (Собрание законодательства РФ, 2002, N 2, ст. 127); Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" (Собрание законодательства РФ, 1995, N 8, ст. 609); Федеральным законом "О связи" (Собрание законодательства РФ, 1995, N 8, ст. 600), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Порядком.

4. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

ГАРАНТ:

Об обязательном представлении налоговой отчетности в электронном виде см. Налоговый кодекс РФ

5. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

6. При представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.

7. При представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение ее в электронном виде в установленном порядке.

8. Представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде.

9. С целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи, участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ), сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным доступом, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, утвержденную приказом ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152

10. Использование, учет, распространение и техническое обслуживание СКЗИ и средств ЭЦП при представлении налоговой декларации в электронном виде осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

11. При представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

II. Регламент взаимодействия участников информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде

1. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию в электронном виде в налоговый орган, в котором он состоит на учете, посредством специализированного оператора связи.

2. Представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи возможно при подключении налогоплательщика к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет:

- формирование данных налоговой декларации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, для их последующей передачи в виде электронных документов по телекоммуникационным каналам связи;

- формирование запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки, об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня;

- шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием СКЗИ;

- формирование подписи при передаче информации и ее проверку при получении с использованием средств ЭЦП.

3. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик соблюдает следующий порядок электронного документооборота:

- после подготовки информации, содержащей данные налоговой декларации, налогоплательщик подписывает ее ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета;

- в течение суток в адрес налогоплательщика налоговый орган высылает квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве.

4. Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

5. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган по месту учета с запросом на получение информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом (далее - выписка). Запросы и выписки подписываются ЭЦП уполномоченных лиц налогоплательщика и налогового органа и передаются по каналам связи в зашифрованном виде. Порядок электронного документооборота при обмене запросами и выписками соответствует порядку электронного документооборота при представлении налоговой декларации. При обмене запросами и выписками не требуется подтверждение сроков передачи электронных документов специализированным оператором связи.

Определяются общие принципы организации информационного обмена при представлении налогоплательщиками налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по желанию налогоплательщика и при наличии у налогового органа технических возможностей для ее приема и обработки. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику. Днем представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган по месту учета с запросом на получение информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом.

Приказ МНС РФ от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169 "Об утверждении Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи"

Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 мая 2002 г.

Регистрационный N 3437

Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

Текст приказа опубликован в приложении к газете "Учет, налоги, право" - "Официальные документы" от 17 апреля 2002 г. N 14, в "Российской газете" от 22 мая 2002 г. N 89, в "Финансовой газете", май 2002 г., N 22, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 27 мая 2002 г. N 21, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 30 мая 2002 г. N 11, в журнале "Экспресс-закон", июнь 2002 г., N 22

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Отчетность

Кто обязан представлять декларации в электронном виде?

1. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек (а не 250, как в 2007 году). Причем организации, в состав которых входят обособленные подразделения, должны считать среднесписочную численность работников в целом по организации 1.

К сведению. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых не превышает 100 человек, по-прежнему вправе представлять в налоговый орган декларации (расчеты) по установленной форме на бумажном носителе. И не принять их налоговый орган не вправе 2.

3. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших (независимо от численности сотрудников) 3.

Обратите внимание! По мнению Минфина, организациям, отнесенным к категории крупнейших налогоплательщиков, с 2007 года уточненные налоговые декларации необходимо представлять в электронном виде, а не на бумажном носителе 4. Такие требования налоговики могут распространять и на других налогоплательщиков, указанных в пункте 3 статьи 80 НК РФ.

Сведения нужно подавать в срок не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана (реорганизована) 6. ФНС России утвердила форму сведений о среднесписочной численности работников 7 и рекомендовала Порядок ее заполнения и представления 8.

Порядок представления декларации в электронном виде

Вместе с тем Налоговый кодекс РФ не конкретизирует, что именно считается представлением налоговой декларации в электронном виде.

Порядок представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде должен определять Минфин России 10. Однако на данный момент финансовым ведомством он не разработан.

В настоящее время организации следует руководствоваться Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 11 и Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи 12. Эти документы утверждены приказами ФНС России, которые действуют в части, не противоречащей пункту 3 статьи 80 НК РФ.

Многие организации предпочитают сдавать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на электронных носителях: дискете, компакт-диске или флеш-карте. Как правило, связано это с тем, что передача отчетности по телекоммуникационным каналам связи требует дополнительных затрат и необходимой компетенции бухгалтера.

При сдаче в налоговый орган деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях организации нужно представлять бумажные экземпляры. Если организация представляет документы по телекоммуникационным каналам связи, бумажные экземпляры необязательны.

Ответственность за непредставление деклараций в электронном виде

Таким образом, организациям, обязанным представлять налоговую декларацию в электронном виде, все-таки предпочтительней передавать ее по телекоммуникационным каналам связи.

Специалисты финансового ведомства считают, что представление налогоплательщиком налоговой декларации в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением им обязанности 13. Налогоплательщик, представляющий налоговую декларацию (расчет) с нарушением требований, указанных в статье 80 НК РФ, должен привлекаться к ответственности с учетом правоприменительной практики, а также поэтапного характера введения обязательности представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок по месту учета налоговой декларации, статьей 126 НК РФ – за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. При этом специальная ответственность за непредставление налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде НК РФ не установлена.

Значит, налогоплательщик, который обязан представлять отчетность в электронном виде, но сдал ее на бумаге, дискете, компакт-диске или флеш-карте, может обжаловать привлечение к ответственности по статьям 119, 126 НК РФ в судебном порядке.

В этом случае суды, как правило, встают на сторону налогоплательщика. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа отказал в привлечении к ответственности организации, которая представила декларацию в электронном виде, но не по телекоммуникационным каналам связи, а на дискетах 14.

Общий вывод всех судов следующий: ответственность установлена НК РФ именно за нарушение сроков представления декларации, а не порядка ее представления.

И в заключение отметим: если организация, указанная в пункте 3 статьи 80 НК РФ, хочет избежать спора с представителями налоговой службы, ей надо представлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи.

Автор - главный эксперт-консультант компании «ПРАВОВЕСТ Аудит».

1) письмо Минфина России от 29.12.2006 № 03-02-07/1-364

2) письма Минфина России от 13.02.2008 № 03-02-08/5, от 14.11.2007 № 03-02-07/1-472

3) п. 3 ст. 80 НК РФ, в ред.Федерального закона от 30.12.2006 № 268-ФЗ

4) письмо Минфина России от 24.05.2007 № 03-02-07/1-256

5) письмо ФНС России от 09.07.2007 № 25-3-05/512

6) абз. 3 п. 3 ст. 80 НК РФ; письма ФНС России от 09.07.2007 № ЧД-6-25/536@, от 09.07.2007 № 25-3-05/512

7) приказ ФНС России от 29.03.2007 № ММ-3-25/174@

8) письмо ФНС России от 26.04.2007 № ЧД-6-25/353@

9) п. 3 ст. 80 НК РФ

10) абз. 4 п. 4 ст. 80 НК РФ

11) утв. приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169

12) утв. приказом МНС России от 10.12.2002 № БГ-3-32/705@

13) письмо Минфина России от 24.12.2007 № 03-01-13/9-269, напр. письмом ФНС России от 09.01.2008 № ЧД-6-25/2@

14) постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2007 № А58-2710/07-Ф02-7689/07

от 2 апреля 2002 года N БГ-3-32/169

Об утверждении Порядка представления налоговой декларации
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

В соответствии с пунктом 2 статьи 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31 ст.3824; 1999, N 14, ст.1649, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134, N 32, ст.3341; 2001, N 53 (ч.I), ст.5016)

2. Департаменту информационных технологий (А.Б.Иконников), ГНИВЦ МНС России (Ю.П.Калинин) обеспечить сопровождение формата налоговых деклараций и разработку программного обеспечения для приема и обработки налоговых деклараций в электронном виде по каналам связи в информационной системе налоговых органов.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Российской Федерации по налогам и сборам М.В.Мишустина.

Министр Российской Федерации
по налогам и сборам

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
16 мая 2002 года,
регистрационный N 3437

УТВЕРЖДЕН
приказом МНС России
от 2 апреля 2002 года N БГ-3-32/169

ПОРЯДОК
представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи

I. Общие положения

1. Настоящий Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - Порядок) определяет общие принципы организации информационного обмена при представлении налогоплательщиками налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - представление налоговой декларации в электронном виде).

2. Участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы.

3. Отношения между участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации в электронном виде регулируются: Гражданским кодексом Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2001, N 49, ст.4552); Налоговым кодексом Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 98, N 31, ст.3824; 2000, N 32, ст.3340); Федеральным законом "О бухгалтерском учете" ("Собрание законодательства Российской Федерации, 96, N 48, ст.5369); Федеральным законом "Об электронной цифровой подписи" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 2002, N 2, ст.127); Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 8, ст.609); Федеральным законом "О связи" ("Собрание законодательства Российской Федерации", 1995, N 8, ст.600), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Порядком.

4. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется по инициативе налогоплательщика и при наличии у него и налогового органа совместимых технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

5. Представление налоговой декларации в электронном виде осуществляется через специализированного оператора связи, оказывающего услуги налогоплательщику.

6. При представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик не обязан представлять ее в налоговый орган на бумажном носителе.

7. При представлении налоговой декларации в электронном виде в соответствии с Порядком налогоплательщик и налоговый орган обеспечивают хранение ее в электронном виде в установленном порядке.

8. Представление налоговой декларации в электронном виде допускается при обязательном использовании сертифицированных Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации средств электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), позволяющих идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации, содержащейся в налоговой декларации в электронном виде.

9. С целью защиты информации, содержащейся в налоговой декларации, при передаче ее по каналам связи, участниками обмена информацией применяются средства криптографической защиты информации (далее - СКЗИ), сертифицированные Федеральным агентством правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации.

10. Использование, учет, распространение и техническое обслуживание СКЗИ и средств ЭЦП при представлении налоговой декларации в электронном виде осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

11. При представлении налогоплательщиком налоговой декларации в электронном виде налоговый орган обязан принять налоговую декларацию и передать налогоплательщику квитанцию о ее приеме, представляющую собой полученную налоговую декларацию, подписанную ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика, заверенную ЭЦП уполномоченного лица налогового органа.

II. Регламент взаимодействия участников информационного обмена
при представлении налоговой декларации в электронном виде

1. Налогоплательщик представляет налоговую декларацию в электронном виде в налоговый орган, в котором он состоит на учете, посредством специализированного оператора связи.

2. Представление налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи возможно при подключении налогоплательщика к общедоступным системам связи, наличии необходимых аппаратных средств, а также соответствующего программного обеспечения, которое осуществляет:

- формирование данных налоговой декларации в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утвержденными Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, для их последующей передачи в виде электронных документов по телекоммуникационным каналам связи;

- формирование запросов на получение от налогового органа по месту учета информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетами различного уровня;

- шифрование при отправке и расшифрование при получении информации с использованием СКЗИ;

- формирование подписи при передаче информации и ее проверку при получении с использованием средств ЭЦП.

3. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик соблюдает следующий порядок электронного документооборота:

после подготовки информации, содержащей данные налоговой декларации, налогоплательщик подписывает ее ЭЦП уполномоченного лица налогоплательщика и отправляет в зашифрованном виде в адрес налогового органа по месту учета;

в течение суток в адрес налогоплательщика налоговый орган высылает квитанцию о приеме декларации в электронном виде. После проверки подлинности ЭЦП уполномоченного лица налогового органа налогоплательщик сохраняет документ в своем архиве.

4. Датой представления налоговой декларации в электронном виде является дата ее отправки, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

5. При представлении налоговой декларации в электронном виде налогоплательщик имеет право обратиться в налоговый орган по месту учета с запросом на получение информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом (далее - выписка). Запросы и выписки подписываются ЭЦП уполномоченных лиц налогоплательщика и налогового органа и передаются по каналам связи в зашифрованном виде. Порядок электронного документооборота при обмене запросами и выписками соответствует порядку электронного документооборота при представлении налоговой декларации. При обмене запросами и выписками не требуется подтверждение сроков передачи электронных документов специализированным оператором связи.


Способы направления требования

Требование налогового органа о представлении документов

Налоговому органу предоставлена возможность передачи документов по его усмотрению следующими способами (п.4 ст. 31 НК РФ):

  • вручение непосредственно под расписку лицу, которому они адресованы, или его представителю;
  • направление по почте заказным письмом. Считается полученным на шестой рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 6 ст. 6.1 НК РФ);
  • передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) через оператора электронного документооборота. Датой получения считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168);
  • передача через личный кабинет налогоплательщика (действует с 01.01.2015, Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ). Датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика (абз. 4 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Нюансы направления требования по ТКС.

Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде по ТКС утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок).

Требование о представлении документов, направленное в электронном виде по ТКС, считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью) налогоплательщика. Напоминаем, что датой получения требования считается дата, указанная в квитанции о приеме (п.п. 6, 12, 13 Порядка).

Если не представить квитанцию в срок, налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня истечения шестидневного срока вправе приостановить операции по счетам в банке и переводам его электронных денежных средств (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 21.04.2015 № 03-02-08/22548).

Способы предоставления документов

Документы от налогоплательщика в налоговый орган

Истребуемые документы (информация) могут быть представлены в налоговый орган следующими способами (п. 2 ст. 93 и абз. 3 п. 5 ст. 93.1 НК РФ):

  • лично или через представителя,
  • направлены по почте заказным письмом;
  • по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в порядке, установленном ФНС России.

Способ представления истребуемых документов (информации) определяется налогоплательщиком самостоятельно в рамках НК РФ (письмо ФНС России от 25.11.2014 N ЕД-4-2/24315).

НК РФ установлены следующие формы представления истребуемых документов:

  • на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий;
  • в электронной форме по установленным ФНС России форматам.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Заверенная копия документа — это копия, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (п. 25 ГОСТ Р 7.0.8-2013). При заверении соответствия копии документа ниже реквизита «Подпись» необходимо проставить (п. 3.26 ГОСТ Р 6.30-2003):

  • заверительную надпись «Верно»;
  • должность лица, заверившего копию;
  • личную подпись;
  • расшифровку подписи (инициалы, фамилию);
  • дату заверения.

А вот заверять надпись на копии печатью необязательно, даже если организация не отказалась от ее использования (Письмо ФНС от 5 августа 2015 г. № БС-4-17/13706@). Также не требуется нотариально удостоверять копии документов (п. 2 ст. 93 НК).

Согласно позиции Минфина и ФНС при представлении в налоговый орган многостраничного документа необходимо отдельно заверять каждую страницу такого документа либо прошить все страницы, пронумеровать их и заверить всю подшивку. При этом объем подшивки не должен превышать 150 листов (Письма Минфина от 29.10. 2015 № 03-02-РЗ/62336, ФНС от 13.09.2012 г. № АС-4-2/15309@). При этом прошивать вместе разные документы и заверять всю пачку не следует (Письма Минфина от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849, ФНС 02.10.2012 г. № АС-4-2/16459).

Подготовленные для налогового органа документы необходимо сопроводить письмом в двух экземплярах с описью представляемых документов. На своем экземпляре сопроводительного письма (описи) необходимо поставить отметку налогового органа о принятии документов для получения письменного доказательства предоставления документов инспекции.

Особенности представление документов в электронной форме

Порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@.

Представление документов в электронной форме допускается только тогда, когда они составлены по форматам, установленным ФНС России.

Обращаем внимание, что в настоящее время ФНС России установлены форматы следующих документов:

  • счет-фактура, журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, в том числе дополнительные листы к ним (приказ ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@);
  • документ о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@;
  • документ о передаче товаров при торговых операциях (приказ ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);
  • опись документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС (приказ ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@).

Приказами ФНС России от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ и от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@ утверждены новые форматы:

  • счета-фактуры и документа об отгрузке и об изменении стоимости товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, применяемого при расчетах по НДС и (или) при оформлении фактов хозяйственной жизни;
  • корректировочного счета-фактуры и документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость и (или) при подтверждении факта изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.

С 02.06.2016 года исключена возможность выбора налогоплательщиком способа представления документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным ФНС России.

Представление таких документов осуществляется только по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (абз. 3 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Представление документов в виде сканированных копий

В настоящее время возможность представления документов в виде сканированных копий установлена не для всех документов. В виде скан-образов допускается представлять только:

  • договоры (соглашения, контракт), в том числе дополнений (изменений);
  • спецификации (калькуляции, расчета) цены (стоимости);
  • акта приемки-сдачи работ (услуг);
  • счета-фактуры, в том числе корректировочного;
  • товарно-транспортной накладной;
  • товарной накладной (ТОРГ-12);
  • грузовой таможенной декларации/транзитной декларации, в том числе добавочных листов к ним;
  • отчет о выполненных НИОКР.

Указанный перечень документов является исчерпывающим, непоименованные документы можно представить в налоговый орган только в виде бумажных копий (письма ФНС от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@, от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС России (абз. 4 п. 2 ст. 93 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Обращаем внимание, что при представлении истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по ТКС, они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя (абз. 5 п. 2 ст. 93 НК РФ).

В заключение

В настоящее время наблюдается ужесточение налогового контроля. Данный факт подтверждает и официальная отчетность налоговых органов. Так, несмотря на то, что по информации ФНС России в 2015 году число выездных налоговых проверок снизилось на 14% (с 35,8 тысяч до 30,6 тысяч), эффективность одной выездной проверки за год выросла на 8% и составила почти 9 млн. руб., а уровень взыскания доначисленных сумм возрос до 60%.

Хочется обратить особое внимание на то, что именно с истребования документов (информации) начинается налоговый контроль за деятельностью налогоплательщика и очень важно с самого начала выстроить верную тактику поведения. Поэтому, как показывает практика, чем раньше организация обращается к профессионалам для сопровождения налоговой проверки, тем успешнее получается отстоять законные права и интересы компании.

В заключение хотелось бы отметить, что нюансов по истребованию документов (информации) в рамках налогового контроля очень много, данной статье охвачена только небольшая их часть. В следующих наших статьях рассмотрим не менее важные моменты, связанные с требованиями налогового органа (повторное представление документов, ответственность и возможность ее смягчения и пр.).

Налоговая декларация заполняется по унифицированной форме.

Понятие налоговой декларации

Налоговая декларация представляет собой официальный документ налогоплательщика, в котором содержатся сведения обо всех объектах налогообложения, о его регулярных доходах и расходах, а также иные особенности – имеющийся налоговый вычет, различные пояснения, порядок уплаты, штраф и т.д.

В состав налоговой декларации могут входить и иные сведения и пояснения, в зависимости от конкретной ситуации, например, от определенной деятельности организации – объекта налогообложения.

Расчет налога или сбора представляет собой процедуру по установлению точной суммы, необходимой для перечисления и последующей уплаты уполномоченному лицу – единой налоговой организации, в установленный срок.

Налоговый расчет авансового платежа, в соответствии с действующими положениями НК РФ, является официальным заявлением физического лица – налогоплательщика, которое содержит в себе сведения обо всех имеющихся у него объектах налогообложения.

Помимо этого, сюда также входят сведения о доходах и расходах физического лица, об их источниках, о налоговой базе, об авансовом платеже и его размере, а также иные особенности и пояснения, влияющие на дальнейшее исчисление и схему уплаты авансового платежа.

Расчет, проверка, составление сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом – это письменный документ, содержащий в себе сведения налогового агента в отношении физических лиц, которые получили определенные доходы и объекта налогообложения. В эти сведения также входит вычет, возврат, особенности и значение вычета, срок, порядок уплаты вычета, возмещение и т.д.

Согласно положениям НК РФ, различные документы, пояснения, бухгалтерская отчетность и налоговая декларация физических лиц могут быть сданы в ФНС как в электронной форме, так и на бумажном носителе, в установленный срок. Их составление, проверка объекта, возврат вычета, возмещение, процедура рассмотрения могут быть осуществлены как лично налогоплательщиком, так и через агента.

Представление налоговой декларации в налоговый орган

Действующие правила налогообложения и положения НК РФ предусматривают, что налоговая декларация объекта, как важная правовая отчетность, подтверждающая доходы физических лиц и организации, и их значение, суть, особенности рассмотрения, подлежит сдачи в ФНС четко в установленные сроки. Нарушение срока может повлечь за собой возврат документа, штраф и иную ответственность.

Электронная или письменная формы налоговых деклараций предполагают, что данная отчетность может быть представлена в ФНС лично налогоплательщиком, либо через его представителя – агента, обладающего соответствующими полномочиями.

Электронная отправка или возврат, а также проверка вычета и объекта, осуществляются только на официальном сайте.

Касаемо налогообложения организации, сдача электронной или письменной налоговой декларации может быть осуществлена как лично руководителем данной организации, так и главным бухгалтером учреждения, а также официальным представителем, в установленный срок.

При этом будет считаться, что отправка и сдача отчетности произошли в тот день, когда она была представлена в ФНС на бумажном, а не на электронном носителе.

Если налоговая отчетность физического лица или организации подается в ФНС посредством почтового отправления, в конверт обязательно должна быть вложена опись, в которой указаны все документы, разделы, сумма вычета, его значение, возмещение, сведения и пояснения, направляемые в данное место.

При таком способе отправки, сдача отчетности будет закреплена за тем днем, который будет указан в почтовом отправлении.

Какие налоговые декларации не подлежат представлению в налоговый орган

Действующее законодательство и НК РФ устанавливают, что не вся отчетность объекта налогообложения и документы о доходах по налогам и сборам могут быть сданы в налоговый орган по желанию физического лица, либо руководства организации.

Прежде всего, сдачи в ФНС не подлежат те налоговые документы и отчетность по сборам, где указаны налоги, от уплаты которых налогоплательщики были освобождены, в связи с введением особого налогового режима, приказа и т.д.

Сюда также относятся случаи, когда определенная деятельность налогоплательщика подразумевает освобождение от необходимости уплаты некоторых налогов, например, НДФЛ и т.д.

Единая упрощенная форма налоговой декларации применяется в отношении налогоплательщиков, не осуществляющих никаких финансовых операций, имеющих значение, в результате которых могли бы произойти какие-либо движения денежных средств, необходимые для полноценного налогообложения физических лиц или индивидуального предпринимателя.

Форма единой налоговой декларации, особенности и требования ее оформления, а также допустимые сроки сдачи, проверка, возврат, штраф, его сумма и ответственность утверждаются ФНС.

Налоговая отчетность физических лиц НДФЛ или индивидуального предпринимателя подлежит сдачи в ФНС в электронной, либо письменной форме, по месту учета налогоплательщика или налогового агента.

Способ отправки и представления налоговой декларации, а также сведения, указываемые в ней

Положения НК РФ предусматривают два законных и правомерных способа для сдачи единой отчетности в ФНС. Наиболее распространенным считается личное посещение отделения ФНС, где можно сдать все необходимые документы и пояснения, подтверждающие выполнение налоговых обязательств налогоплательщиком.

Все виды налоговых деклараций могут быть сданы именно этим способом, сюда также входит и налоговая декларация по налогу на прибыль, которую можно сдать лично либо через агента.

Менее затратным по времени считается способ передачи декларации посредством электронной отправки. Данная процедура подачи не требует никаких дополнительных действий, ее может выполнить каждое уполномоченное лицо, включая агента.

Положения НК РФ устанавливают определенный порядок заполнения налоговой декларации, а также дополнительные требования, особенности и пояснения к ее содержанию. Документы налогообложения и налоговая отчетность физического лица либо индивидуального предпринимателя, должна содержать следующие указываемые подтверждающие сведения и разделы:

  • данные и пояснения о самом документе – его название и тип;
  • сведения о налоговом органе – его наименование, местонахождение и иные указываемые данные;
  • данные о физическом лице, либо организации, являющейся налогоплательщиком;
  • контактные данные, по которым можно связаться с налогоплательщиком;
  • особенности, касающиеся порядка предоставления и подачи электронной или письменной декларации – ее возврат, штраф, сумма, ответственность и т.д.;
  • особенности порядка исполнения требования для уплаты декларационного платежа, его проверка, сумма, возврат, разделы и т.д.;
  • особенности предоставления в ФНС декларации консолидированной группы налогоплательщиков, их ответственность, проверка, общая сумма, возврат, штраф, если имеется.

Форма и порядок заполнения налоговой декларации

Налоговая отчетность, в обязательном порядке, должна быть заполнена с учетом правил и пояснений действующего НК РФ. Если документы содержат ошибки, исправления, неточности, либо нарушена процедура оформления, сотрудник ФНС осуществит возврат данного документа, для исправления всех неточностей и повторной подачи.

Возврат или штраф за непредоставление, его сумма, а также иная ответственность, обязательно должны быть подкреплены соответствующими доказательствами, после того, как будет осуществлена проверка электронной или письменной отчетности НДФЛ.

Перед сдачей должна быть проведена подготовка и проверка налоговых деклараций и справок НДФЛ, для того, чтобы избежать совершения ошибок, указания не точных данных о доходах, порядке уплаты и т.д.

Декларация заполняется на основании точных имеющихся сведений. Утвержденная НК РФ форма НДФЛ предполагает указание пояснений в отношении тех или иных цифр в том случае, если это требуется. Сведения о доходах рассчитываются на основании подтверждающих документов – бухгалтерская отчетность, справки НДФЛ и т.д.

Ответственность за составление и значение указанных сведений, за исправления, неточности оформления, несоблюдение того или иного требования, а также за подтверждающие документы, полностью лежит на лице, занимавшимся заполнением налоговой декларации.

В ответственность также входит и срок сдачи единой налоговой отчетности в ФНС, установленный положениями НК РФ. Ответственность, как правило, представляет собой определенный штраф, сумма, порядок вычета и особенности уплаты которого будут зависеть от того, какие именно требования налогового законодательства были нарушены.

Все нарушения выявляет проверка, полученные результаты которой позволяют установить тот или иной штраф.

Особенности представления налоговой декларации

НК РФ и действующим законодательством разработана единая процедура подачи налоговой отчетности и сведений о доходах и сумма вычета объекта налогообложения, в электронной, либо письменной форме. Указанные сведения о доходах, подтверждающие документы, исправления, справки НДФЛ подлежат подачи лично налогоплательщиком, либо через его агента в установленные сроки.

Срок исполнения требования предоставления отчетности в отношении того или иного объекта должен быть четко соблюден. Несвоевременное представление налоговой декларации влечет за собой определенную ответственность в отношении налогоплательщика или его агента.

Бухгалтерская отчетность о доходах заполняется и подается, ориентируясь на место расположения объекта либо на место учета налогоплательщика или агента.

В случае внесения изменения в подтверждающие документы, например, справки НДФЛ, все исправления, новая сумма вычета и данные о доходах объекта, а также иные особенности, включая штраф, должны быть представлены в налоговый орган в 10-ти дневный срок со дня утверждения данных изменений.

Внесение изменений в налоговую декларацию и документы НДФЛ может быть осуществлено как лично налогоплательщиком, так и через его агента.

Ответственность и штраф за непредоставление единой отчетности, его сумма, размер и порядок уплаты, а также иные требования установлены положениями действующего законодательства.

Читайте также: