Положение о пошлинах евразийской патентной организации

Опубликовано: 16.05.2024

Изменения и поправки

Комментарии Российской Газеты

В соответствии со статьей 1249 Гражданского кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами.

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин

Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г. N 941

Положение о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами

1. Настоящее Положение устанавливает перечень юридически значимых действий, связанных с патентом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, с государственной регистрацией товарного знака и знака обслуживания, с государственной регистрацией и предоставлением исключительного права на наименование места происхождения товара, а также с государственной регистрацией перехода исключительных прав к другим лицам и договоров о распоряжении этими правами, за совершение которых взимаются патентные и иные пошлины согласно приложению (далее - пошлины), их размеры, порядок и сроки уплаты, а также основания для освобождения от уплаты пошлин и уменьшения их размеров.

2. Уплата пошлин осуществляется:

резидентами, под которыми в настоящем Положении понимаются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации на основании предусмотренного законодательством Российской Федерации вида на жительство, а также российские юридические лица, - в размерах, предусмотренных в графе 3 приложения к настоящему Положению;

нерезидентами, под которыми в настоящем Положении понимаются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, и иностранные юридические лица, - в размерах, предусмотренных в графе 4 приложения к настоящему Положению.

3. Пошлины вносятся на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, и подлежат зачислению в доход федерального бюджета.

За поддержание в силе на территории Российской Федерации евразийского патента, выданного в соответствии с Евразийской патентной конвенцией, пошлины уплачиваются Евразийскому патентному ведомству в размерах, превышающих на 25 процентов размеры, предусмотренные подпунктом 1.15.1 приложения к настоящему Положению для соответствующих годовых пошлин за поддержание в силе патента Российской Федерации на изобретение.

4. Уплату пошлин осуществляют юридические и физические лица, в установленном порядке обратившиеся за совершением юридически значимых действий, либо лица, действующие по их поручению.

5. Документ, подтверждающий уплату или доплату пошлины, прилагается соответственно к документам или материалам заявки, ходатайству, заявлению, возражению или сообщению об уплате.

Документом, подтверждающим уплату пошлины, является копия платежного поручения, имеющего штамп банка об оплате, или квитанция банка об уплате пошлины наличными средствами либо путем перечисления средств с лицевого счета.

Документ, подтверждающий уплату пошлины, должен относиться к одной заявке, патенту, свидетельству.

В документе, подтверждающем уплату пошлины, представляемом после поступления заявки, указывается регистрационный номер заявки, патента, свидетельства, наименование действия, за которое уплачена пошлина, и (или) номер соответствующей позиции приложения к настоящему Положению. В случае если регистрационный номер заявке еще не присвоен, в указанном документе помимо перечисленных сведений также указываются название изобретения, промышленного образца, полезной модели, наименование места происхождения товара или краткое описание товарного знака, знака обслуживания, а также имя или наименование заявителя.

6. Уплаченная пошлина возврату не подлежит, за исключением случаев, когда ее уплата была произведена в размере, превышающем установленный настоящим Положением, или когда действие, за которое была уплачена пошлина, не совершалось.

В этих случаях по ходатайству лица, уплатившего пошлину, средства, поступившие в уплату пошлины, или излишне уплаченная сумма пошлины возвращаются либо засчитываются в счет других предусмотренных настоящим Положением пошлин, уплата которых допустима на дату подачи ходатайства.

Возврат осуществляется в течение месяца с даты получения ходатайства.

Ходатайство о возврате или зачете средств, поступивших в уплату пошлины (излишне уплаченной суммы пошлины), может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты соответствующей пошлины.

7. Пошлины, предусмотренные подпунктами 1.3 и 1.9 приложения к настоящему Положению, уплачиваются одновременно.

8. Уплата пошлины, предусмотренной подпунктом 1.14 приложения к настоящему Положению, и представление документа, подтверждающего уплату, осуществляются в течение 2 месяцев с даты получения заявителем решения о выдаче патента (но не позднее 4 месяцев с даты принятия решения).

Уплата пошлины и представление соответствующего документа могут быть осуществлены по истечении указанного срока, но не позднее 6 месяцев со дня его истечения. В этом случае размер пошлины увеличивается на 50 процентов.

9. Уплата пошлин, предусмотренных подпунктами 1.15.1 и 1.15.2 приложения к настоящему Положению, за каждый год действия патента (свидетельства) и представление документа, подтверждающего уплату соответствующей пошлины, осуществляются в течение предыдущего года или в срок, указанный в абзаце первом пункта 8 настоящего Положения, если этот срок наступает позднее.

Для уплаты указанных пошлин предоставляется дополнительный срок, составляющий 6 месяцев со дня истечения срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, при условии уплаты пошлины в размере, увеличенном на 50 процентов.

Документ, подтверждающий уплату соответствующей пошлины, представляется одновременно с сообщением лица, указанного в пункте 4 настоящего Положения, об уплате пошлины, но не позднее месяца по истечении дополнительного срока.

Если документ, подтверждающий уплату соответствующей пошлины, и сообщение о ее уплате не представлены в указанный срок, пошлина считается не уплаченной в установленный срок.

Пошлина за поддержание в силе патента за год, следующий за годом, в котором подано ходатайство о восстановлении действия патента, уплачивается в те же сроки, что и пошлина за восстановление действия патента. Документ, подтверждающий уплату этой пошлины, представляется одновременно с ходатайством.

10. Уплата пошлин, предусмотренных подпунктами 2.7, 2.8 и 2.9 приложения к настоящему Положению, и представление документа, подтверждающего уплату соответствующей пошлины, осуществляются в течение 2 месяцев с даты получения заявителем соответствующего решения (но не позднее 4 месяцев с даты принятия решения).

Уплата пошлин и предоставление соответствующего документа могут быть осуществлены по истечении указанного срока, но не позднее 6 месяцев со дня его истечения. В этом случае размер пошлины увеличивается на 50 процентов.

11. Соответствие размера уплаченной пошлины установленному размеру определяется на дату поступления документов или материалов заявки, ходатайства, заявления, возражения. Соответствие размера уплаченной пошлины размеру, установленному для пошлин, предусмотренных подпунктами 1.14, 1.15, 2.7, 2.8 и 2.9 приложения к настоящему Положению, определяется на дату ее уплаты или поступления ходатайства о ее зачете, если пошлина уплачена или ходатайство поступило в сроки, предусмотренные пунктами 8, 9 и 10 настоящего Положения.

12. Физическое лицо, являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и испрашивающее патент на свое имя либо являющееся единственным автором изобретения, полезной модели, промышленного образца и обладателем соответствующего патента, уплачивает 50 процентов пошлин, предусмотренных подпунктами 1.1, 1.3, 1.5, 1.7, 1.8, 1.9, 1.14 и 1.15.1.1 -1.15.1.3 приложения к настоящему Положению.

13. От уплаты пошлин, указанных в пункте 12 настоящего Положения, освобождается:

физическое лицо, указанное в пункте 12 настоящего Положения, являющееся ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и на территориях других государств (далее - ветераны боевых действий);

коллектив авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном боевых действий.

14. Уплата пошлин, указанных в пункте 12 настоящего Положения, в размере 20 процентов установленного размера осуществляется:

физическим лицом, указанным в пункте 12 настоящего Положения, являющимся инвалидом или учащимся (воспитанником) государственного, муниципального или иного образовательного учреждения, реализующего образовательную или профессиональную программу обучения (за исключением послевузовской);

коллективом авторов, испрашивающих патент на свое имя, или патентообладателей, каждый из которых является инвалидом или учащимся.

15. Заявитель-нерезидент, имеющий постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории какого-либо государства -участника Парижской конвенции по охране промышленной собственности, в котором уровень валового национального дохода, приходящегося на душу населения этого государства, составляет 3000 долларов США и ниже и которое включено в перечень, официально публикуемый Всемирной организацией интеллектуальной собственности, или представитель заявителя-нерезидента уплачивает 25 процентов пошлин, предусмотренных подпунктами 1.1 - 1.11 и 1.14 приложения к настоящему Положению.

Если в качестве заявителя выступает несколько лиц, то данное правило применяется только тогда, когда все эти лица имеют постоянное местожительство или местонахождение на территориях государств, соответствующих характеристикам, указанным в абзаце первом настоящего пункта.

Данное правило не применяется к юридическим лицам, в составе уставного капитала которых на дату подачи заявки имеются инвестиции физических или юридических лиц тех государств, которые не соответствуют характеристикам, указанным в абзаце первом настоящего пункта.

Для уплаты пошлин в уменьшенном размере юридические лица представляют при подаче заявки документы, подтверждающие право на это.

16. Предоставление права на освобождение от уплаты пошлин или на уплату пошлин в уменьшенном размере в соответствии с пунктами 12-15 настоящего Положения осуществляется по ходатайству заявителя (патентообладателя).

Указанное ходатайство подается взамен документа или вместе с документом, подтверждающим уплату соответствующей пошлины.

17. Предоставление права на освобождение от уплаты пошлин или на уплату пошлин в уменьшенном размере в соответствии с пунктами 13 и 14 настоящего Положения осуществляется при предъявлении заверенной копии документа установленного образца, подтверждающего статус заявителя (патентообладателя).

18. При наличии нескольких оснований, предусмотренных пунктами 12 - 15 настоящего Положения для освобождения от уплаты пошлины или уплаты пошлины в уменьшенном размере, заявитель (патентообладатель) вправе использовать только одно из них.

19. При наличии в заявке на выдачу патента Российской Федерации на изобретение отчета о патентном поиске или заключения экспертизы, подготовленного одним из международных органов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, размер пошлины, предусмотренной подпунктом 1.8 приложения к настоящему Положению, уменьшается на 20 процентов в отношении тех изобретений, по которым был выполнен патентный поиск.

При наличии в указанной заявке отчета об информационном поиске, проведенном федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, размер пошлины, предусмотренной подпунктом 1.8 приложения к настоящему Положению, уменьшается на 50 процентов в отношении тех изобретений, по которым был выполнен информационный поиск.

Указанный порядок взимания пошлины применяется и в отношении выделенных заявок.

20. В случае если патентообладатель подал заявление о возможности предоставления любому лицу права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца (открытой лицензии), размер пошлин, предусмотренных подпунктами 1.15.1 и 1.15.2 приложения к настоящему Положению, уменьшается на 50 процентов начиная с года, следующего за годом публикации федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности сведений об открытой лицензии. Если по истечении 2 лет с даты публикации патентообладатель подал ходатайство об отзыве своего заявления, пошлина за поддержание в силе патента подлежит доплате за период, прошедший с даты публикации сведений об открытой лицензии, и в дальнейшем уплачивается в полном размере.

21. При заключении лицензионного договора право патентообладателя на освобождение от уплаты пошлин или на уплату пошлин в уменьшенном размере в соответствии с пунктами 12 - 14 настоящего Положения в отношении пошлин, предусмотренных подпунктами 1.15.1.1 - 1.15.1.3 приложения к настоящему Положению, прекращается.

22. Размер пошлин, предусмотренных подпунктами 4.3 и 4.4 приложения к настоящему Положению, уменьшается, если федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности использует результаты предшествующего международного поиска, поиска международного типа или иного проведенного им поиска, в отношении которого содержится ссылка в заявлении. Возврат части уплаченной суммы осуществляется в порядке, установленном абзацем третьим пункта 6 настоящего Положения, в следующих размерах:

в размере 75 процентов - если не требуется проводить дополнительный поиск;

в размере 50 процентов - если дополнительный поиск подтвержден документами, относящимися к одной или двум дополнительным подгруппам Международной патентной классификации;

в размере 25 процентов - если дополнительный поиск подтвержден документами, относящимися к новым аспектам заявленного изобретения (например, международная заявка основывается на нескольких более ранних заявках, а используется отчет о поиске по одной из них).

Перечень утративших силу актов Правительства Российской Федерации

1. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N793 "Об утверждении Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров и Положения о регистрационных сборах за официальную регистрацию программ для электронных вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 34, ст. 3182).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1996 г. N947 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4123).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 1997 г. N423 "О внесении изменений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 16, ст. 1902).

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 1997 г. N 1058 "О внесении дополнения в пункт 7 Положения о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 34, ст. 3993).

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1998 г.

N 372 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1601).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2002 г.

N 8 "О внесении изменений и дополнений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 3, ст. 219).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г.

N 403 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N793" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2928).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 г.

N 688 "О внесении изменений в Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 48, ст. 4807).

9. Пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственной пошлины, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2007 г. N 50 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 6, ст. 760).

Евразийская патентная система предоставляет возможность физическим и юридическим лицам защитить права на свои изобретения на основе единого евразийского патента, действующего одновременно на территории 9 государств-участников Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) – Туркменистана, Республики Беларусь, Республики Таджикистан, Российской Федерации, Республики Казахстан, Азербайджанской Республики, Кыргызской Республики, Республики Молдова и Республики Армения. Система евразийского патентования предоставляет более широкие возможности для правообладателей, так как позволяет защитить изобретение на территории сразу всех государств, подписавших Евразийскую патентную конвенцию.

На сегодняшний день пользователями Евразийской патентной системы являются заявители более чем из 80 стран мира. Штаб-квартира ЕАПО и Евразийское патентное ведомство расположены в Москве.

Евразийские патенты выдаются на изобретения, создаваемые во всех сферах научно-технической и экономической деятельности. Об условиях патентоспособности мы скажем немного позже.

Для выполнения задач, связанных с функционированием Евразийской патентной системы и выдачи евразийских патентов, Конвенцией учреждена Евразийская патентная организация (ЕАПО), исполнительным органом которой является Евразийское патентное ведомство (ЕАПВ).

С вступлением в силу ЕАПК (12 августа 1995 г.) на территории государств-участников сформировано единое патентное пространство, что с учетом международной практики патентной кооперации и интеграции обеспечивает:

— упрощение и удешевление процедуры получения охранного документа, действующего во всех государствах — участниках Конвенции (одна евразийская заявка на одном языке (русском) — одна экспертиза — единый евразийский патент);

— получение надежных евразийских патентов как следствие обязательной проверочной экспертизы евразийских заявок;

— гармонизацию охраны прав патентовладельцев в пределах единого патентного пространства на основе Конвенции и принятых для ее применения нормативных правовых актов.

Заявитель имеет право выбора пути правовой охраны своего изобретения между национальной процедурой получения патента отдельно в каждом Договаривающемся государстве и процедурой, предусматривающей получение единого евразийского патента, который обеспечивает охрану изобретения во всех Договаривающихся государствах.

Кроме того, заявитель имеет возможность выбора между прямой подачей заявки в Евразийское ведомство (в том числе, и через национальное ведомство) и подачей этой заявки по системе РСТ.

Прямая подача заявки в Евразийское ведомство означает, что процедура выдачи евразийского патента целиком регулируется правилами Евразийского ведомства. Если же заявка подана по системе РСТ, начальная часть процедуры регулируется правилами РСТ (международная фаза), в то время как порядок производства по заявке на региональной фазе регулируется правилами Евразийского ведомства.

Евразийская патентная система представляет собой межгосударственную систему охраны изобретений на основе выдачи единого патента, действующего на территории всех государств — участников ЕАПК. Следовательно, Евразийская патентная система носит наднациональный характер. У национальных и евразийских патентов есть свои ниши, патенты дополняют друг друга.

В п. 1 ст. 1 ЕАПК сказано, что государства-участники сохраняют за собой полный суверенитет в части развития своих национальных систем по охране изобретений. Национальные патентные системы полностью автономны по отношению к Евразийской патентной системе, кроме тех полномочий в отношении евразийских патентов, которые переданы государствами-участниками в силу положений ЕАПК в компетенцию Евразийской патентной организации (ЕАПО).

ЕАПО — региональная международная организация, выполняющая административные задачи, связанные с функционированием Евразийской патентной системы и выдачей единых евразийских патентов.

Гражданский кодекс РФ в ст. 1397 содержит правило о евразийском патенте и патенте РФ на идентичные изобретения. В соответствии с ней в случае, когда евразийский патент и патент РФ на идентичные изобретения или идентичные изобретение и полезную модель, имеющие одну и ту же дату приоритета, принадлежат разным патентообладателям, такие изобретения или изобретение и полезная модель могут использоваться только с соблюдением прав всех патентообладателей.

Если евразийский патент и патент РФ на идентичные изобретения или идентичные изобретение и полезную модель, имеющие одну и ту же дату приоритета, принадлежат одному и тому же лицу, это лицо может предоставить любому лицу право использования таких изобретений или изобретения и полезной модели по лицензионным договорам, заключённым на основе этих патентов.

Поговорим о том, кто может подать евразийскую заявку. Конвенцией предусмотрена заявительская система подачи евразийской заявки - когда патент выдается самому первому заявителю без проверки его правомочий в отношении заявленного изобретения.

Конвенцией декларируется право изобретателя или его правопреемника на получение патента (ст. 7(1)). Кроме требования указания имени изобретателя в евразийской заявке в ЕАПК не содержится никаких положений относительно проверки со стороны ЕАПВ достоверности заявления об авторстве. Из ст. 7(2) ЕАПК следует, что для целей процедуры в ЕАПВ заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента.

Изобретателем признается физическое лицо, творческим трудом которого создано изобретение. Если изобретение создано совместным творческим трудом нескольких лиц, то все они признаются изобретателями. При этом право на получение евразийского патента принадлежит совместно им самим или их правопреемникам. В случае если заявка подана неправомочным лицом, то действительный изобретатель или лицо, правомочное подать евразийскую заявку, могут обжаловать такое действие в суде. На основании вступившего в силу решения суда или другого компетентного органа государства - участника ЕАПК действительный изобретатель, на изобретение которого была подана евразийская заявка, или лицо, признанное правомочным подать евразийскую заявку, могут в соответствии с правилом 7 Патентной инструкции принять одно из следующих трех возможных решений:

- продолжить делопроизводство по евразийской заявке вместо заявителя,

- подать новую такую же заявку на то же самое изобретение с сохранением даты подачи и приоритета первой заявки

- отозвать евразийскую заявку.

Отметим, что ни Конвенцией, ни Патентной инструкцией не определено, в чьей юрисдикции находится рассмотрение указанных споров применительно к спорящим сторонам. Если изобретение создано независимо несколькими изобретателями, то право на евразийский патент принадлежит тому изобретателю или его правопреемнику, чья евразийская заявка имеет более раннюю дату подачи или более ранний приоритет.

Евразийское патентное ведомство в соответствии со ст. 6 ЕАПК выдает евразийский патент на такое изобретение, которое является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Перечислены и объекты, исключенные из патентной охраны, так не признаются изобретениями по смыслу правила 3(1) Патентной инструкции:

  • открытия;
  • научные теории и математические методы;
  • представление информации;
  • методы организации и управления хозяйством;
  • условные обозначения, расписания, правила;
  • методы выполнения умственных операций;
  • алгоритмы и программы для вычислительных машин;
  • проекты и схемы планировки сооружений, зданий, территорий;
  • решения, касающиеся лишь внешнего вида изделий, направленные на удовлетворение эстетических потребностей.

Перечисленные объекты не признаются изобретениями в тех случаях, когда евразийская заявка или евразийский патент касаются только непосредственно какого-либо из перечисленных объектов как такового.

Евразийские патенты не выдаются на:

  • сорта растений и породы животных;
  • топологии интегральных микросхем;
  • изобретения, коммерческое использование которых необходимо предотвратить в целях охраны общественного порядка или морали, включая охрану жизни и здоровья людей и животных или охрану растений, либо во избежание нанесения серьезного ущерба окружающей среде. При этом такое использование не может рассматриваться как таковое в силу только того, что оно запрещено законодательством одного или нескольких Договаривающихся государств.

В соответствии со ст. 19 ЕАПК требования к форме и содержанию евразийской заявки изложены в правиле 21 Патентной инструкции. Евразийская заявка может быть подана в письменной форме на бумажном носителе или в другой форме, предусмотренной ЕАПВ, в том числе в электронной форме. Правила 21(2) и 21(3) регламентируют подачу евразийских заявок в электронной форме.

Согласно правилу 21(4) Патентной инструкции, евразийская заявка должна содержать: заявление, описание изобретения, формулу изобретения, чертежи и иные материалы, если они необходимы для понимания сущности изобретения, реферат, а также иные материалы, предусмотренные Патентной инструкцией и другими нормативными правовыми актами ЕАПО. При этом к евразийской заявке должны быть приложены документ, подтверждающий уплату единой процедурной пошлины в установленном размере, а также доверенность, если заявка подается представителем заявителя. Правила 21(6), (7) и (8) регламентируют общие требования к описанию изобретения, формуле изобретения и реферату.

В соответствии со ст. 2(6) ЕАПК официальным языком ЕАПО является русский язык и заявление о выдаче евразийского патента должно быть представлено на русском языке. Прочие документы евразийской заявки могут быть представлены на других языках. В этом случае к заявке должен быть приложен их перевод на русский язык.

Все документы евразийской заявки оформляются таким образом, чтобы можно было обеспечить их длительное хранение и непосредственное репродуцирование в неограниченном количестве копий. Требования к оформлению евразийской заявки изложены в правиле 29 Патентной инструкции.

В соответствии со ст. 15 ЕАПК евразийская заявка может быть подана непосредственно в Евразийское патентное ведомство. В то же время этой статьей ЕАПК предусматривается, что для заявителей стран — участниц ЕАПК евразийская заявка подается через национальное патентное ведомство, если это предусмотрено законодательством данного государства. Если евразийская заявка подается непосредственно в ЕАПВ, то все документы заявки представляются в трех экземплярах. Когда евразийская заявка подается заявителем страны — члена ЕАПО через свое национальное ведомство, то все документы евразийской заявки представляются в четырех экземплярах. В отличие от указанных требований документ, подтверждающий уплату единой процедурной пошлины, и доверенность на представительство перед ЕАПВ представляются в одном экземпляре.

Согласно ст. 15 Евразийской патентной конвенции евразийский патент может быть испрошен по одной из четырех процедур:

1) прямая подача евразийской заявки в Евразийское патентное ведомство заявителями из стран — участниц ЕАПК;

2) Подача заявки через национальное патентное ведомство договаривающегося государства, если это предусмотрено законодательством данного государства;

3) Прямая подача евразийской заявки в Евразийское патентное ведомство заявителями из стран, не участвующих в ЕАПК;

4) Подача заявки по международной процедуре Договора о патентной кооперации (РСТ).

Процедура рассмотрения заявки на выдачу евразийского патента в ЕАПВ разделяется условно на два этапа, первый из которых включает в себя установление даты подачи евразийской заявки, проведение формальной экспертизы, поиск по заявке и публикацию заявки, а второй начинается с проведения экспертизы по существу и заканчивается выдачей и публикацией патента.

В ходе проведения формальной экспертизы проверяются наличие и правильность оформления документов, соблюдение формальных требований, предъявляемых к материалам заявки.

В случае положительного результата формальной экспертизы осуществляется патентный поиск.

После составления отчета о патентном поиске Евразийское ведомство направляет его заявителю. Этот этап заканчивается публикацией заявки и отчета о патентном поиске по истечении 18 месяцев с даты ее подачи или, если испрошен приоритет, с даты приоритета, либо по ходатайству заявителя ранее указанного срока при условии уплаты дополнительной пошлины.

Экспертиза заявленного изобретения по существу проводится при условии подачи соответствующего ходатайства заявителя и с учетом выявленных в процессе патентного поиска аналогов. Если установлено, что изобретение отвечает условиям патентоспособности, Евразийское ведомство принимает решение о выдаче евразийского патента.

После принятия решения о выдаче евразийского патента Евразийским ведомством осуществляется его регистрация в Реестре евразийских патентов с присвоением номера евразийского патента.

Средний срок рассмотрения заявки Евразийским патентным ведомством от даты ее подачи до получения патента обычно составляет 12-18 месяцев.

Евразийский патент выдается на срок 20 лет с даты подачи евразийской заявки.

Ирина Резникова

Старший партнер, патентный поверенный № 1947

Любая интеллектуальная собственность нуждается в защите. Во-первых, от незаконного распространения подделок и исков со стороны конкурентов, которые запатентовали аналог. Во-вторых, для получения прибыли от разработки. Однако правовая охрана возможна только после регистрации в Роспатенте. Не важно, намерены ли вы получить патент на изобретение, полезную модель, промышленный образец или свидетельство о регистрации товарного знака, программы ЭВМ, за процедуру нужно заплатить.

Уплата патентной пошлины — это обязанность заявителя согласно статье 1249 Гражданского кодекса РФ. Роспатент взимает пошлины за совершение юридически значимых действий, которые четко прописаны в Положении о патентных и иных пошлинах. Также в нем установлены правила уплаты и размеры пошлин.

Пошлины, связанные с товарными знаками

ФИПС взимает пошлины не за товарный знак, а только за действия, связанные с его регистрацией. Поскольку регистрация товарного знака проходит пошагово, оплачивается каждый этап:

  • регистрация заявки, проведение формальной экспертизы и принятие решения по заявке на товарный знак;
  • проведение экспертизы заявленного обозначения;
  • регистрация товарного знака (внесение в госреестр);
  • выдача свидетельства.

Если в представленных документах обнаружат ошибку, то за внесение изменений также придется доплатить пошлину. Взимается плата и за выдачу дубликата свидетельства, и за продление срока действия прав. Если вы не согласны с решением ФИПС или предоставлением правовой охраны товарному знаку, за рассмотрение возражений также придется уплатить пошлину.

Рассмотрим размер госпошлин ФИПС за товарный знак:

Пошлина за регистрацию патента на изобретение

В отличие от товарного знака, на изобретение, промышленный образец или полезную модель нужно получать патент. Патентование — дорогостоящий процесс, который также разбит на отдельный этапы. И за каждый из них взимается патентная пошлина.

Всего придется уплатить четыре пошлины за патент на изобретение:

  • пошлина ФИПС за подачу заявки на изобретение;
  • проведение экспертизы по существу;
  • регистрацию изобретения и внесение сведений в реестр;
  • выдачу патента.

Пошлины лучше уплачивать в два приема, а не в четыре: первые две — сразу после подачи заявки на изобретение, остальные — после успешного прохождения экспертизы по существу. Это поможет сократить время на стадии регистрации заявки и прохождения формальной экспертизы документов, поскольку регистратору не придется направлять вам запрос на оплату и ждать ответа.

Помните, что патент на изобретение действует 20 лет. Ежегодно необходимо уплачивать пошлины за поддержание патента в силе, иначе вы потеряете монополию на использование изобретения. Чем дольше вы владеете патентом, тем дороже будет обходится вам его ежегодное поддержание. Исключение — продление срока действия исключительного права на изобретение, относящееся к такому продукту, как лекарственное средство, пестицид, агрохимикат. Оно обойдется в 3000 руб. ежегодно.

Рассмотрим тарифы Роспатента за поддержание патента:

Год, считая с даты подачи заявки Размер пошлины, руб.
за третий 1700
за четвертый
за пятый 2500
за шестой
за седьмой 3300
за восьмой
за девятый 4900
за десятый
за одиннадцатый 7300
за двенадцатый
за тринадцатый 9800
за четырнадцатый
за пятнадцатый 12200
за шестнадцатый
за семнадцатый
за восемнадцатый
за девятнадцатый 16200
за двадцатый

Также взимается пошлина за восстановление действия патента, если был пропущен срок оплаты пошлины за поддержание в силе патента, и его действие было приостановлено. Размер пошлины — годовая пошлина, увеличенная в 2,5 раза.

Пошлина за регистрацию патента на полезную модель

Основные юридически значимые действия, связанные с патентами на изобретение, полезную модель или промышленный образец, ничем не отличаются. Разница состоит только в размере пошлин.

Рассмотрим размер пошлин на полезную модель :

Патент на полезную модель действует 10 лет без права продления. Каждый год за его поддержание необходимо вносить плату. Размеры пошлин за поддержание патента на полезную модель:

Год, считая с даты подачи заявки Размер пошлины, руб.
за первый 800
за второй
за третий 1700
за четвертый
за пятый 2500
за шестой
за седьмой 3300
за восьмой
за девятый 4900
за десятый

Пошлина за регистрацию патента на промышленный образец

Промышленный образец — это новый дизайн изделия. Чтобы его запатентовать, он должен отвечать всего двум критериям, в отличие от изобретения: новизна и оригинальность. Поэтому и размер пошлин за регистрацию патента на промышленный образец меньше:

Срок действия патента на промышленный образец — 5 лет, но его можно продлевать еще 4 раза каждые 5 лет (в сумме 20 лет). Размер пошлины за ежегодное поддержание патента в силе такой же, как и для изобретения.

Утверждено Административным советом
Евразийской патентной организации
1 декабря 1995 года

ПОЛОЖЕНИЕ
о пошлинах Евразийской патентной организации

1. Общие положения

(1) Для целей настоящего Положения о пошлинах Евразийской

патентной организации (далее - Положение) нижеследующие понятия
означают:

"Конвенция" - Евразийская патентная конвенция, подписанная 9 сентября 1994 года в городе Москве;

"Организация" - Евразийская патентная организация согласно статье 2(1) Конвенции;

"Евразийское ведомство" - Евразийское патентное ведомство согласно статье 2(3) Конвенции;

"Договаривающееся государство" - государство - участник Конвенции;

"Административный совет" - Административный совет согласно статье 2(3) Конвенции;

"Президент Евразийского ведомства" - высшее должностное лицо Организации в соответствии со статьей 2(4) Конвенции, назначенный согласно статье 3(3)(iii) Конвенции;

"национальное ведомство" - национальное патентное ведомство Договаривающегося государства согласно статье 15(1)(ii) Конвенции;

"Патентная инструкция" - Патентная инструкция к Евразийской патентной конвенции согласно статье 14 Конвенции;

"заявитель" - лицо подающее евразийскую заявку или являющееся представителем заявителя;

"патентовладелец" - лицо, обладающее исключительным правом на использование запатентованного изобретения согласно статье 9 Конвенции;

"евразийская заявка" - заявка на выдачу евразийского патента, поданная согласно статье 15(1) Конвенции, или международная заявка, поданная в соответствии с Договором о патентной кооперации, содержащая указания Договаривающихся государств в целях получения евразийского патента;

"евразийский патент" - патент, выдаваемый Евразийским ведомством в соответствии со статьей 15 Конвенции;

"пошлина" - платеж за совершение Евразийским ведомством юридически значимого действия в отношении евразийской заявки или евразийского патента, а также годовая пошлина за поддержание евразийского патента в силе;

"единая процедурная пошлина" - пошлина за подачу евразийской заявки, поиск, публикацию и другие процедурные действия согласно статье 15(2) Конвенции.

(2) Настоящее Положение устанавливает порядок, размеры и сроки

уплаты пошлин, предусмотренных Конвенцией и Патентной инструкцией.

(3) Все пошлины уплачиваются Евразийскому ведомству, если

специально не оговорено иное.

(4) Размеры пошлин, предусмотренных настоящим Положением,

устанавливаются в долларах США.

При этом в соответствии с правилом 40(4) Патентной инструкции заявители производят расчеты с Евразийским ведомством на территории страны местонахождения штаб-квартиры Организации по уплате пошлин в валюте этой страны в суммах, эквивалентных установленным далее размерам пошлин по действующему на дату совершения операции курсу Центрального банка страны местонахождения штаб-квартиры Организации. Расчеты заявителей с Евразийским ведомством вне страны местонахождения штаб-квартиры Организации по уплате пошлин производятся в свободно конвертируемой валюте с учетом действующего на момент уплаты курса этой валюты по отношению к доллару США.

(5) Лица, которым в соответствии с правилом 40(4) Патентной

инструкции предоставляется временный льготный тариф, уплачивают
пошлины в размерах, составляющих 20 процентов от размеров пошлин,
установленных в пунктах 2 (кроме подпункта (2), 4, 5, 6 (кроме
подпункта (3), 7(кроме подпункта (2) и 8 настоящего Положения.

Перечень государств, упомянутый в последнем абзаце правила 40(4) Патентной инструкции, приведен в приложении к настоящему Положению.

2. Подача евразийской заявки

(1) За подачу евразийской заявки в соответствии со статьей

15(2) Конвенции заявителем уплачиваются следующие пошлины:

(i) единая процедурная пошлина за подачу евразийской заявки на

одно изобретение - в размере 800 долларов;

(ii) единая процедурная пошлина за подачу евразийской заявки на

группу изобретений - в размере 800 долларов и дополнительно 600
долларов за каждое изобретение свыше одного;

(iii) дополнительная пошлина за каждый пункт формулы отдельного

объекта изобретения, свыше десятого в соответствии с правилом 24(7)
Патентной инструкции - в размере 50 долларов;

(iv) дополнительная пошлина за каждый последующий за 35-м лист

материалов евразийской заявки, касающейся одного изобретения,
включая формулу изобретения, описание изобретения, чертежи и иные
документы, а также реферат, в соответствии с третьим абзацем правила
21(1) Патентной инструкции - в размере 5 долларов;

(v) дополнительная пошлина за несвоевременное представление

перевода на русский язык в соответствии с правилами 21(6) и 71(4)
Патентной инструкции - в размере 30 долларов;

(vi) дополнительные пошлины за несвоевременное представление

документа, подтверждающего уплату единой процедурной пошлины, в
сроки, установленные правилами 21(7) и 71(4) Патентной инструкции, -
в размерах равных 20 процентам размеров пошлин, установленных в
подпунктах (i), (ii), (iii) и (iv) настоящего пункта.

Документы об уплате соответствующих пошлин за подачу евразийской заявки должны быть представлены в сроки, установленные правилами 21(1) и (7), 34(5) и 71(4) Патентной инструкции.

В случае несоответствия уплаченной пошлины установленному в настоящем пункте размеру документ, подтверждающий доплату, может быть представлен в трехмесячный срок с даты направления заявителю Евразийским ведомством уведомления о необходимости такой доплаты. При этом доплата должна быть произведена с увеличением установленного размера недоплаченной пошлины на 25 процентов.

Если документы, подтверждающие уплату пошлин за подачу евразийской заявки в установленных настоящим пунктом размерах или доплату до этих размеров, не представлены в установленные сроки, заявка считается неподанной.

Если при подаче евразийской заявки на группу изобретений уплачена пошлина в размере меньшем, чем установлено подпунктом (ii) настоящего пункта, дальнейшее делопроизводство проводится в отношении лишь тех изобретений, которые выбраны заявителем либо, при отсутствии такого выбора, указаны первыми в формуле изобретения и за которые пошлина уплачена полностью.

Если одновременно с подачей евразийской заявки или в двухмесячный срок с даты поступления евразийской заявки в Евразийское ведомство заявитель в соответствии с правилом 40(5) Патентной инструкции представляет отчет о международном поиске, подготовленный одним из международных поисковых органов, размер единой процедурной пошлины уменьшается на 25 процентов за каждое изобретение, по которому представлен такой отчет.

За принятие к рассмотрению тех частей международной заявки на изобретение, по которым не был проведен международный поиск, уменьшение размера единой процедурной пошлины, предусмотренное предыдущим абзацем, не производится. Если заявитель уплатил единую процедурную пошлину в уменьшенном размере, доплата должна быть произведена в трехмесячный срок с даты направления заявителю Евразийским ведомством уведомления о необходимости такой доплаты. Если эта доплата не произведена в указанный срок, соответствующие части евразийской заявки считаются изъятыми.

(2) При подаче евразийской заявки в соответствии со статьей

15(1)(ii) Конвенции в национальное ведомство уплачивается пошлина за
проверку заявки на соответствие требованиям экспертизы по формальным
признакам и пересылку, размер, порядок и сроки уплаты которой
устанавливаются Договаривающимся государством.

(3) За испрашивание приоритета в соответствии с третьим абзацем

правила 36(2) Патентной инструкции заявителем уплачивается
дополнительная пошлина в размере 500 долларов.

Документ, подтверждающий уплату этой дополнительной пошлины, представляется вместе с документом, подтверждающим наличие не зависящих от заявителя обстоятельств, воспрепятствовавших подаче евразийской заявки в установленный срок.

3. Подача международной заявки

За подачу в соответствии с правилами 63, 64 и 65 Патентной инструкции международной заявки заявителем уплачиваются международная пошлина, пошлина за поиск и пошлина за пересылку, предусмотренные Договором о патентной кооперации.

Порядок, размеры и сроки уплаты международной пошлины и пошлины за поиск определяются правилами 14, 15 и 16 Инструкции к Договору о патентной кооперации.

Пошлина за пересылку в размере 100 долларов уплачивается одновременно с международной пошлиной и пошлиной за поиск.

4. Экспертиза евразийской заявки по существу

(1) За экспертизу евразийской заявки по существу в соответствии

со статьей 15(6) Конвенции заявителем уплачиваются следующие
пошлины:

(i) в отношении одного изобретения - в размере 800 долларов,

(ii) в отношении группы изобретений - в размере 800 долларов и

дополнительно 600 долларов за каждое изобретение свыше одного,

(iii) дополнительная пошлина за подачу ходатайства в

соответствии с абзацем 2 правила 46(1) Патентной инструкции - в
размере 50 процентов пошлины, установленной настоящим пунктом.

Документ, подтверждающий уплату пошлины представляется вместе с ходатайством о проведении экспертизы евразийской заявки по существу.

Если документ, подтверждающий уплату пошлины, не представлен, ходатайство считается не поданным.

В случае несоответствия уплаченных пошлин установленному в настоящем пункте размерам документ, подтверждающий доплату этих пошлин, может быть представлен в трехмесячный срок с даты направления Евразийским ведомством подавшему указанное ходатайство лицу уведомления о необходимости такой доплаты. При этом доплата должна быть произведена с увеличением установленного размера пошлины на 25 процентов.

Если документ, подтверждающий доплату пошлин до установленных подпунктом (ii) настоящего пункта размера, не представлен в указанный срок, экспертиза евразийской заявки на группу изобретений проводится в отношении тех изобретений, которые выбраны заявителем либо, при отсутствии такого выбора, указаны первыми в формуле изобретения и за которые уплачена пошлина.

Если документ, подтверждающий уплату дополнительной пошлины в соответствии с подпунктом (iii) настоящего пункта, не представлен в указанные сроки, ходатайство считается неподанным.

(2) За подачу ходатайства о преобразовании евразийской заявки в

национальную патентную заявку в соответствии со статьей 16(1)
Конвенции заявителем уплачивается пошлина в размере 200 долларов.

Документ, подтверждающий уплату пошлины, представляется вместе с ходатайством о преобразовании евразийской заявки.

Если документ, подтверждающий уплату пошлины, не представлен вместе с ходатайством, это ходатайство считается неподанным.

5. Выдача евразийского патента

(1) За выдачу евразийского патента в соответствии со статьей

15(10) Конвенции и его публикацию в соответствии с правилом 51(1)
Патентной инструкции заявителем уплачивается пошлина в размере 500
долларов.

(2) За публикацию евразийского патента, если в материалах

заявки, касающейся одного изобретения, содержалось более 35 листов,
включая формулу изобретения, описание изобретения, чертежи и иные
материалы, а также реферат, в соответствии с правилом 51(2)
Патентной инструкции заявителем уплачивается дополнительная пошлина
за публикацию в размере 15 долларов за каждый последующий за 35-м
лист.

(3) Пошлины, указанные в пункте 5(1) и (2) настоящего

Положения, уплачиваются заявителем в срок, установленный правилом
51(1) Патентной инструкции.

Если не уплачена пошлина в размере, установленном в пункте 5(1) настоящего Положения, евразийская заявка считается отозванной.

Если дополнительная пошлина за публикацию не уплачена или уплаченная дополнительная пошлина не соответствует установленному в пункте 5(2) настоящего Положения размеру, уплата или доплата этой пошлины может быть произведена в трехмесячный срок с даты направления заявителю Евразийским ведомством уведомления о необходимости такой уплаты или доплаты. При этом уплата или доплата дополнительной пошлины должна быть произведена с увеличением установленного ее размера на 25 процентов.

Если уплата дополнительной пошлины в установленном размере не произведена в указанные сроки, евразийская заявка считается отозванной.

(4) За выдачу евразийского патента в соответствии с правилом

7(2) Патентной инструкции лицом, признанным изобретателем или
патентовладельцем, уплачиваются пошлины в размерах, предусмотренных
пунктом 5(1) и (2) настоящего Положения.

О подписании Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 7 сентября 2019 г. № 2010-р

МОСКВА

О подписании Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" одобрить представленный Минэкономразвития России согласованный с МИДом России, Роспатентом и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и предварительно проработанный с государствами - членами Евразийской патентной организации проект Протокола об охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г. (прилагается).

Поручить Роспатенту подписать от имени Правительства Российской Федерации указанный Протокол, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Российской Федерации Д.Медведев

ПРОТОКОЛоб охране промышленных образцов к Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 г.

Государства - участники настоящего Протокола (далее - Договаривающиеся государства) в лице правительств,

принимая во внимание необходимость расширения евразийской системы охраны объектов промышленной собственности,

стремясь создать межгосударственную систему охраны промышленных образцов на основе единого евразийского патента, действующего на территориях всех Договаривающихся государств,

в целях развития внутренних рынков Договаривающихся государств и повышения привлекательности их территорий для развития торговли и инвестиционной деятельности

согласились о нижеследующем:

Часть I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Статус настоящего Протокола

(1) Настоящий Протокол представляет собой специальное соглашение в соответствии со статьей 19 Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее - Парижская конвенция).

(2) Настоящим Протоколом Договаривающиеся государства расширяют функции Евразийской патентной организации (далее - Организация) в области охраны объектов промышленной собственности, предусмотренные Евразийской патентной конвенцией от 9 сентября 1994 г. (далее - Конвенция).

(3) Настоящий Протокол не затрагивает права любого Договаривающегося государства выдавать национальные патенты или другие охранные документы в отношении промышленных образцов.

Статья 2

Евразийская патентная система

(1) Евразийская патентная система, учрежденная согласно статье 1 (1) Конвенции, и Организация со всеми своими органами, учрежденная согласно статье 2 (1) Конвенции, функционируют в отношении охраны изобретений, предоставляемой в соответствии с Конвенцией, и в отношении охраны промышленных образцов, предоставляемой в соответствии с настоящим Протоколом.

(2) Для целей охраны промышленных образцов территориями, на которых действует Конвенция, признаются территории Договаривающихся государств.

(3) Организация вправе стать участницей международного договора, предусматривающего международную регистрацию промышленных образцов, по решению Административного совета Организации, принятому единогласно полномочными представителями (их заместителями) всех Договаривающихся государств. При этом детали, касающиеся процедур, применяемых в рамках евразийской системы охраны промышленных образцов в отношении международных регистраций, устанавливаются Патентной инструкцией к Конвенции.

Часть II

МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА В ОТНОШЕНИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ

Статья 3

Патентоспособные промышленные образцы

(1) Промышленным образцом, которому предоставляется правовая охрана, признается решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, являющееся патентоспособным в соответствии с Патентной инструкцией к Конвенции.

(2) Не предоставляется правовая охрана в качестве промышленного образца решениям:

(i) противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали хотя бы в одном из Договаривающихся государств;

(ii) включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные символы (в том числе государственные символы и знаки), сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций без согласия соответствующих компетентных органов государств, организаций, интересы которых затрагиваются такими решениями;

(iii) включающим, воспроизводящим или имитирующим официальные наименования или изображения объектов культурного (в том числе этнического и религиозного) наследия, их узнаваемые части без согласия соответствующих компетентных органов Договаривающихся государств, интересы которых затрагиваются такими решениями.

Перечень иных решений и объектов, правовая охрана которым в качестве промышленных образцов не предоставляется, устанавливается Патентной инструкцией к Конвенции.

Статья 4

Лица, имеющие право получить евразийский патент на промышленный образец

(1) Право на получение евразийского патента на промышленный образец принадлежит автору промышленного образца, то есть физическому лицу, творческим трудом которого создан промышленный образец, или его правопреемнику.

Принадлежность права на получение евразийского патента на промышленный образец, созданный автором в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, определяется в соответствии с законодательством государства, регулирующим такие отношения.

(2) Для целей процедуры в Евразийском патентном ведомстве (далее - Евразийское ведомство) заявитель считается имеющим право на получение евразийского патента на промышленный образец.

Статья 5

Право приоритета

Право приоритета в отношении промышленного образца признается в соответствии с Парижской конвенцией.

Статья 6

Евразийский патент на промышленный образец

(1) Евразийский патент на промышленный образец удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на промышленный образец.

(2) Евразийский патент на промышленный образец действует одновременно на территориях всех Договаривающихся государств с учетом положений настоящего Протокола.

Статья 7

Объем правовой охраны промышленного образца

Объем правовой охраны, предоставляемой евразийским патентом на промышленный образец, определяется совокупностью существенных признаков промышленного образца, нашедших отражение на изображениях изделия.

Статья 8

Срок действия евразийского патента на промышленный образец

(1) Срок действия евразийского патента на промышленный образец составляет 5 лет с даты подачи заявки на выдачу евразийского патента на промышленный образец (далее - евразийская заявка на промышленный образец).

(2) Срок действия евразийского патента на промышленный образец может продлеваться по ходатайству владельца евразийского патента на промышленный образец в отношении территорий всех Договаривающихся государств, на которых патент действует, каждый раз на 5 лет. При этом общий срок действия евразийского патента на промышленный образец не должен превышать 25 лет с даты подачи евразийской заявки на промышленный образец.

Срок действия евразийского патента на промышленный образец продлевается при условии уплаты Евразийскому ведомству соответствующей пошлины.

Статья 9

Права на промышленный образец

(1) Автору (соавторам) промышленного образца, в отношении которого выдан евразийский патент, принадлежит право авторства, то есть право признаваться автором промышленного образца.

(2) Владельцу евразийского патента на промышленный образец принадлежит исключительное право, под которым понимается право использовать промышленный образец, а также право разрешать и запрещать другим лицам использовать промышленный образец.

Действия, совершаемые в отношении промышленного образца и признаваемые его использованием, определяются в соответствии с законодательством каждого из Договаривающихся государств.

Владелец евразийского патента может распоряжаться исключительным правом на промышленный образец в период действия патента начиная с даты публикации сведений о его выдаче в официальном бюллетене Евразийского ведомства.

Статья 10

Распоряжение исключительным правом на промышленный образец. Переход исключительного права

(1) Владелец евразийского патента на промышленный образец вправе передать исключительное право на промышленный образец другому лицу, предоставить право использовать промышленный образец по лицензионному договору, передать исключительное право на промышленный образец в залог.

Передача исключительного права, удостоверенного евразийским патентом на промышленный образец, другому лицу допускается только в отношении территорий всех Договаривающихся государств, на которых патент действует.

Владелец евразийского патента на промышленный образец вправе распорядиться исключительным правом на промышленный образец иным способом в отношении отдельного Договаривающегося государства, если в соответствии с законодательством соответствующего Договаривающегося государства такое распоряжение допускается.

(2) Исключительное право на промышленный образец может переходить по наследству или в порядке иного правопреемства только в целом.

Статья 11

Признание евразийского патента на промышленный образец недействительным

(1) Евразийский патент на промышленный образец может быть признан Евразийским ведомством недействительным в порядке административного аннулирования по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Протоколом и Патентной инструкцией к Конвенции, либо судебными или иными компетентными органами Договаривающихся государств по основаниям, предусмотренным настоящим Протоколом и Патентной инструкцией к Конвенции, в порядке, предусмотренном законодательством соответствующего Договаривающегося государства.

Возражение о признании недействительным евразийского патента на промышленный образец в порядке административного аннулирования может быть подано в том числе национальным ведомством, если право национального ведомства на подачу возражения предусмотрено законодательством соответствующего Договаривающегося государства.

(2) Решение Евразийского ведомства, принятое по результатам рассмотрения возражения о признании недействительным евразийского патента на промышленный образец в порядке административного аннулирования, может быть обжаловано в порядке и сроки, которые установлены Патентной инструкцией к Конвенции.

Решение Евразийского ведомства о признании евразийского патента на промышленный образец недействительным вступает в силу по истечении срока для его обжалования, установленного Патентной инструкцией к Конвенции, и действует в отношении территорий всех Договаривающихся государств.

(3) Решение о признании евразийского патента на промышленный образец недействительным, принятое судебными или иными компетентными органами Договаривающегося государства, может быть обжаловано в порядке и сроки, которые установлены законодательством соответствующего Договаривающегося государства. Принятое в соответствии с настоящим пунктом решение вступает в силу по истечении срока для его обжалования и действует в отношении территории Договаривающегося государства, судебными или иными компетентными органами которого оно принято.

Договаривающееся государство информирует Евразийское ведомство о принятом решении о признании евразийского патента на промышленный образец недействительным.

С даты вступления в силу решения о признании евразийского патента на промышленный образец недействительным, принятого судебными или иными компетентными органами Договаривающегося государства, единая правовая охрана промышленного образца прекращается. При этом евразийский патент на промышленный образец сохраняет свое действие на территориях Договаривающихся государств, в отношении которых такое решение принято не было.

(4) Судебные и иные компетентные органы Договаривающихся государств, рассматривающие споры о действительности евразийского патента на промышленный образец, вправе потребовать представления перевода евразийского патента на промышленный образец на государственный язык соответствующего Договаривающегося государства.

Статья 12

Споры, связанные с защитой прав

(1) Споры, связанные с защитой прав, предоставляемых в соответствии с настоящим Протоколом и Патентной инструкцией к Конвенции, за исключением споров, предусмотренных статьями 11 и 14 настоящего Протокола, разрешаются на основании материальных и процессуальных норм права Договаривающегося государства, на территории которого испрашивается защита этих прав.

(2) Судебные и иные компетентные органы Договаривающихся государств, рассматривающие споры в соответствии с пунктом (1) настоящей статьи, вправе потребовать представление перевода евразийского патента на промышленный образец на государственный язык соответствующего Договаривающегося государства.

Часть III

ПРОЦЕДУРНЫЕ НОРМЫ ПРАВА В ОТНОШЕНИИ

ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБРАЗЦОВ

Статья 13

Евразийская заявка на промышленный образец

(1) Евразийская заявка на промышленный образец подается в Евразийское ведомство, кроме случаев, предусмотренных пунктом (2) настоящей статьи.

(2) Евразийская заявка на промышленный образец подается заявителем Договаривающегося государства через национальное ведомство, если это предусмотрено законодательством данного Договаривающегося государства. Евразийская заявка на промышленный образец, поданная через национальное ведомство, имеет те же последствия, как если бы она была подана в тот же день в Евразийское ведомство, при условии, что она переслана национальным ведомством в Евразийское ведомство в срок, установленный Патентной инструкцией к Конвенции.

(3) При подаче евразийской заявки на промышленный образец непосредственно в Евразийское ведомство единая процедурная пошлина уплачивается Евразийскому ведомству.

При подаче евразийской заявки на промышленный образец через национальное ведомство национальному ведомству уплачивается пошлина за обработку и пересылку евразийской заявки на промышленный образец, если она установлена законодательством соответствующего Договаривающегося государства, в то время как единая процедурная пошлина уплачивается Евразийскому ведомству.

(4) Право на получение евразийского патента на промышленный образец может быть передано иному лицу в порядке и на условиях, которые предусмотрены Патентной инструкцией к Конвенции.

Статья 14

Рассмотрение евразийской заявки на промышленный образец

(1) По евразийской заявке на промышленный образец Евразийское ведомство проводит предварительную экспертизу, в ходе которой проверяется соблюдение требований к заявке, условий для установления даты подачи заявки, выполнение иных условий, касающихся подачи заявки, предусмотренных положениями настоящего Протокола и Патентной инструкции к Конвенции, а также проверяется, не относится ли промышленный образец к решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали хотя бы в одном из Договаривающихся государств.

(2) Евразийское ведомство в соответствии с Патентной инструкцией к Конвенции публикует евразийскую заявку на промышленный образец, по которой предварительная экспертиза завершилась с положительным результатом, и проводит по ней экспертизу по существу.

(3) В отношении опубликованной евразийской заявки на промышленный образец в Евразийское ведомство, в том числе национальным ведомством, если это предусмотрено законодательством соответствующего Договаривающегося государства, может быть подано возражение против выдачи евразийского патента на промышленный образец по основаниям, установленным настоящим Протоколом и Патентной инструкцией к Конвенции.

Порядок и сроки подачи и рассмотрения возражений против выдачи евразийского патента на промышленный образец устанавливаются Патентной инструкцией к Конвенции.

(4) Решение о выдаче или об отказе в выдаче евразийского патента на промышленный образец принимается Евразийским ведомством с учетом результатов рассмотрения поступивших в Евразийское ведомство возражений против выдачи евразийского патента на промышленный образец.

(5) Решения Евразийского ведомства, в том числе решение о выдаче или решение об отказе в выдаче евразийского патента на промышленный образец, могут быть обжалованы заявителем путем подачи в Евразийское ведомство возражения в порядке и сроки, которые установлены Патентной инструкцией к Конвенции.

Статья 15

патента на промышленный образец

(1) На основании решения о выдаче евразийского патента на промышленный образец Евразийское ведомство регистрирует промышленный образец в реестре евразийских патентов на промышленные образцы.

(2) Состав сведений, вносимых в реестр евразийских патентов на промышленные образцы, и порядок ведения указанного реестра определяются Патентной инструкцией к Конвенции.

(3) Евразийское ведомство публикует сведения о выдаче евразийского патента на промышленный образец в официальном бюллетене Евразийского ведомства. Состав публикуемых сведений и сроки публикации устанавливаются Патентной инструкцией к Конвенции.

(4) Евразийское ведомство выдает заявителю евразийский патент на промышленный образец незамедлительно после публикации сведений о его выдаче.

(6) Выписки из реестра евразийских патентов на промышленные образцы, запрашиваемые в целях их предъявления в одном из Договаривающихся государств, освобождаются от всякой легализации.

Статья 16

Представительство

(1) Любое лицо, имеющее право быть представителем перед национальным ведомством и зарегистрированное в Евразийском ведомстве в качестве патентного поверенного, может выступать представителем перед Евразийским ведомством (далее - патентный поверенный).

(2) Заявитель, а также владелец евразийского патента на промышленный образец, не имеющие постоянного местожительства или постоянного местонахождения на территории какого-либо Договаривающегося государства, должны быть представлены патентным поверенным.

(3) Заявитель, имеющий постоянное местожительство или постоянное местонахождение на территории любого из Договаривающихся государств, может подавать евразийские заявки на промышленные образцы, а также вести дела с Евразийским ведомством по таким заявкам и евразийским патентам на промышленные образцы:

(ii) через патентных поверенных;

(iii) через представителей, не являющихся патентными поверенными.

Читайте также: