Положение о государственном налоговом комитете

Опубликовано: 16.05.2024

ПОЛОЖЕНИЕ

о Комитете Государственной Думы
по бюджету и налогам

1. Общие положения

2. Основные задачи Комитета

3. Основные функции Комитета

4. Состав, структура и общий порядок работы Комитета

5. Порядок проведения заседаний Комитета, подкомитета

6. Вопросы ведения Комитета

I. Комитет осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений Государственной Думы по следующим вопросам:
6.1. О федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
6.2. О внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
6.3. Об исполнении федерального бюджета за отчетный период.
6.4. О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период
6.5. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6.6. Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за отчетный период.
6.7. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6.8. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.
6.9. Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за отчетный период.
6.10. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.
6.11. О внесении изменений в федеральный закон о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период.
6.12. Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за отчетный период.
6.13. О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
6.14. О совершенствовании межбюджетных отношений.
6.15. О совершенствовании формирования бюджетов муниципальных образований.
6.16. О внесении изменений в Федеральный закон "О Счетной палате
Российской Федерации".
6.17. О рассмотрении отчетов о результатах контрольных мероприятий Счетной палаты Российской Федерации.
6.18. О рассмотрении ежегодного отчета о работе Счетной палаты Российской Федерации.
6.19. О рассмотрении по представлению Президента Российской Федерации кандидатуры на должность Председателя Счетной палаты Российской Федерации и освобождении от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
О рассмотрении по представлению Президента Российской Федерации кандидатур на должности аудиторов Счетной палаты Российской Федерации и освобождении от должности аудиторов Счетной палаты Российской Федерации.
6.20. О рассмотрении форм оперативного отчета Счетной палаты Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета.
6.21. О рассмотрении закрытых статей федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, на текущий финансовый год, а также за отчетный период.
6.22. О рассмотрении проекта сметы расходов Государственной Думы на очередной финансовый год и плановый период.
Рассмотрение сметы расходов Государственной Думы за отчетный период.
6.23. О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации; о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.
6.24. О финансовом контроле, финансовой статистике.
6.25. О внесении изменений в законы Российской Федерации по бухгалтерскому учету и отчетности, об аудите и налоговому учету.
6.26. О внесении изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
6.27. О рассмотрении основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
6.28. О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" по вопросам, установленным главой 21 Регламента Государственной Думы.
6.29. О годовом отчете Банка России (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.30. О назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.31. О назначении на должность и освобождении от должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.32. О назначении членов Национального банковского совета при Центральном банке Российской Федерации по представлению председателя Центрального банка Российской Федерации (совместно с Комитетом Государственной Думы по финансовому рынку).
6.33. О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе".

II. Комитет участвует в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов и (или) проектов постановлений палаты по следующим вопросам:
6.34. О ратификации международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения.
6.35. О ратификации международных договоров Российской Федерации по вопросам упрощения и гармонизации таможенных процедур, таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
6.36. О внешнеэкономической деятельности.
6.37. О товарах, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в связи с созданием и действием Особых экономических зон.
6.38. О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле".
6.39. Иных законопроектов и (или) проектов постановлений по поручению Совета Государственной Думы.

III. Рассмотрение иных вопросов:
6.40. О взаимодействии с государственными органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам ведения Комитета.
6.41. О взаимодействии с международными экономическими и финансовыми организациями по вопросам ведения Комитета.
6.42. О взаимодействии с профессиональными объединениями аудиторов, бухгалтеров и другими общественными объединениями экономистов Российской Федерации и зарубежных стран по вопросам ведения Комитета.

7. Аппарат Комитета

7.1. Аппарат Комитета является самостоятельным структурным подразделением Аппарата Государственной Думы и осуществляет правовое, организационное, информационно-техническое и иное обеспечение деятельности Комитета.
7.2. Руководитель аппарата Комитета, его заместители и государственные гражданские служащие аппарата Комитета назначаются на должность и освобождаются от должности распоряжением Руководителя Аппарата Государственной Думы по представлению председателя Комитета.
7.3. Деятельность руководителя аппарата Комитета направляется и координируется председателем Комитета, а в период отсутствия председателя Комитета - его заместителем, исполняющим обязанности председателя Комитета.
7.4. Аппарат Комитета формируется из государственных гражданских служащих, обеспечивающих работу Комитета и подкомитетов, а также работу группы контроля, делопроизводства и организационно-технического обеспечения работы Комитета.
7.5. Права, обязанности и ответственность государственных гражданских служащих аппарата Комитета определяются законодательством Российской Федерации о труде с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной службе, Положением об Аппарате Государственной Думы и должностными регламентами, а также Положением об аппарате Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам.


Председатель Комитета
Ю.В.Васильев

Постановление Правительства РФ
от 30.09.04 № 506

У налоговиков остались полномочия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, по валютному контролю, контролю за применением ККТ и контролю за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции. Теперь бывшее главное налоговое ведомство будет находиться в подчинении Минфина России.

Опубликованный выше документ (далее - Положение) определяет статус и полномочия Федеральной налоговой службы (ФНС России), в которую преобразовано главное налоговое ведомство.

Положение вступило в силу 14 октября 2004 года. Но МНС России будет окончательно преобразовано в ФНС России только после того, как запись об этой реорганизации появится в Едином государственном реестре юридических лиц.

ИСТОРИЯ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Реорганизация МНС России началась весной 2004 года и продолжалась полгода. Сначала Президент РФ принял Указ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ). Пункт 15 Указа преобразовал МНС России в Федеральную налоговую службу. Однако эта норма должна была вступить в силу не сразу, а только после того, как законодатель внесет поправки в соответствующие законы.

Эти поправки внес Федеральный закон от 29 июня 2004 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления»; опубликован в «ДК» № 14, 2004 (далее - Закон № 58-ФЗ). Причем изменения в Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» вступили в силу 1 июля 2004 года, а в Налоговый кодекс РФ - 2 августа 2004 года (часть первая Налогового кодекса РФ в редакции Закона № 58-ФЗ опубликована в «ДК» № 14, 2004). Суть этих изменений была одинакова.

Законодатель описал новую структуру налоговых органов и перераспределил полномочия между ними и Минфином России.

С момента вступления в силу этих изменений формально начала действовать и норма Указа о преобразовании МНС России в ФНС России. Однако реорганизация не может считаться завершенной, пока нет документа, устанавливавшего статус ФНС России, и записи о реорганизации в Едином государственном реестре юридических лиц. Теперь ситуация складывается таким образом, что документ есть, но записи о реорганизации пока что нет.

Все это время налогоплательщиков волновало, как же на практике изменятся их отношения с налоговиками. Положение дало окончательные ответы на эти вопросы.

НОВАЯ СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» (опубликован в «ДК» № 16, 2004) внес в НК РФ изменения, которые окончательно уточнили статус налоговых органов.

В систему налоговых органов входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (п. 1 ст. 30 НК РФ).

Положение уточняет, что ФНС России как раз и является этим федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В систему ее территориальных органов входят управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня. Фактически это те же органы, которые раньше назывались управлениями МНС России по субъектам РФ, межрегиональными налоговыми инспекциями, районными и межрайонными налоговыми инспекциями.

То есть у территориальных налоговых органов поменялись только названия.

А самое существенное изменение состоит в том, что сама ФНС России теперь находится в ведении Минфина России.

Что это значит на практике?

Нормативные правовые акты Минфина России будут обязательны для ФНС России. Министр финансов РФ теперь будет назначать заместителей руководителя ФНС России, а также руководителей территориальных налоговых органов. Наконец, налоговики будут представлять в Минфин России отчет об исполнении плана деятельности ФНС России.

А можно ли обжаловать действия налоговиков в Минфине России?

Статья 138 НК РФ по-прежнему говорит, что акты налоговых органов, а также действия и бездействие их должностных лиц можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган. Минфин России не является налоговым органом. Значит, статья 138 НК РФ на него не распространяется.

Тем не менее налогоплательщик все же может подать жалобу на налоговиков в Минфин России. И по результатам рассмотрения этой жалобы Минфин России может дать указание налоговикам в рамках своих полномочий по координации их деятельности.

ПОЛНОМОЧИЯ ФНС РОССИИ

Положение четко определило, какие полномочия остались у налоговых органов.

Издание нормативных актов

Налоговый кодекс РФ оставил за ФНС России полномочия выпускать отдельные нормативные документы, связанные с налоговым контролем. Полный перечень этих документов приведен в пункте 5.9 Положения. В частности, налоговики по-прежнему будут утверждать формы налогового уведомления и требования об уплате налога, формы свидетельства и уведомления о постановке на учет, форму решения о проведении выездной налоговой проверки, форму и требования к составлению акта налоговой проверки.

Контроль за обязательными платежами

Основным полномочием налоговых органов, как и прежде, является контроль и надзор в налоговой сфере. Но тут есть противоречие между Положением и Налоговым кодексом РФ.

Статья 30 НК РФ относит к полномочиям налоговых органов контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. А также (в случаях, предусмотренных законодательством РФ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Пункт 5.1.1 Положения повторяет это правило, но с искажением. Он говорит не о «законодательстве о налогах и сборах», а о «законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах». Но законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит только из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Получается, что Положение не разрешает налоговикам контролировать соблюдение региональных законов и местных нормативных правовых актов о налогах и сборах.

Однако это не повлечет каких-либо практических последствий. Положение сузило полномочия ФНС России по сравнению с теми, которые установлены в Налоговом кодексе РФ. Поэтому в этой части оно не соответствует Налоговому кодексу РФ. Значит, налоговики будут просто ссылаться на то, что НК РФ предоставил им эти полномочия, и не будут обращать внимания на неточность в Положении.

Отметим еще одну проблему, связанную с формулировкой полномочий налоговых органов в статье 30 НК РФ. Какие именно иные обязательные платежи будут контролировать налоговики? В первую очередь это могут быть природоохранные платежи. Но только если законодатель прямо отнесет контроль за этими платежами к полномочиям налоговиков. Пока такой нормы в законодательстве нет.

Какие полномочия не изменились

Положение называет еще три сферы контроля, которые по-прежнему находятся в ведении налоговиков.

Во-первых, у налоговиков остались полномочия по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Во-вторых, налоговые органы контролируют осуществление некоторых валютных операций резидентами и нерезидентами. Например, налоговиков надо уведомлять об открытии счетов в банках, расположенных на территории иностранных государств. А в некоторых случаях такой счет надо зарегистрировать у налоговиков еще до открытия. Это требуют части 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (опубликован в «ДК» № 2, 2004).

В-третьих, не изменились и полномочия налоговиков по контролю за применением контрольно-кассовой техники в соответствии с Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (опубликован в «ДК» № 12, 2003).

Наконец, у налоговых органов остались полномочия, не связанные с контролем и надзором. Они продолжают регистрировать юридических лиц, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

Новые полномочия по контролю

Налоговики получили новые полномочия в сфере налоговых отношений. Теперь именно они, а не финансовые органы принимают решения об изменении срока уплаты налогов и сборов (ст. 63 НК РФ).

Кроме того, новые полномочия у ФНС России появились и в других сферах.

Во-первых, налоговики теперь будут представлять интересы Российской Федерации в делах о банкротстве и в процедурах банкротства (п. 5.11 Положения).

Во-вторых, к компетенции налоговых органов теперь относится контроль за проведением лотерей (п. 5.1.8 Положения), а также лицензирование всероссийских лотерей (п. 5.2.6 Положение) и деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции (п. 5.2.5 Положения).

Разъяснения законодательства

Особенно волнует налогоплательщиков вопрос о том, куда обращаться за разъяснениями спорных вопросов в законодательстве о налогах и сборах.

К сожалению, Положение просто повторило то, что записано в новой редакции Налогового кодекса РФ, и не внесло особой ясности. Пункт 5.6 Положения говорит, что налоговики должны бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, о законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также о порядке заполнения форм документов, представляемых в налоговые органы.

Проблема в том, что одновременно с этим Налоговый кодекс РФ поручил финансовым органам давать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Так как же налогоплательщику определить, в каких случаях надо обращаться в Минфин России и в территориальные финансовые органы, а в каких - к налоговикам?

Об этом вы можете узнать из комментария к письму Минфина России от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39 (опубликовано в этом номере «ДК» на стр. 25).

Эксперт «ДК»
Н.М. Чудаков

При участии начальника отдела координации и контроля ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, государственного советника налоговой службы РФ I ранга

от 30 сентября 2004 года N 506

(с изменениями на 28 января 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года N 1138 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.11.2014, N 0001201411070002);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 года N 1372 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2014, N 0001201412180030) (вступило в силу с 1 января 2015 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N 1581 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.01.2015, N 0001201501080007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2015 года N 325 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.04.2015, N 0001201504080001);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1435 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2015, N 0001201512310012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 75 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.02.2016, N 0001201602090021);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2016 года N 300 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.04.2016, N 0001201604180025);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 года N 616 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.07.2016, N 0001201607070026);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 года N 357 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.04.2017, N 0001201704040074);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2017 года N 814 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.07.2017, N 0001201707120003);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2017 года N 1142 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.09.2017, N 0001201709260010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2018 года N 678 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.06.2018, N 0001201806180018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2018 года N 1181 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.10.2018, N 0001201810050031);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2019 года N 631 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.05.2019, N 0001201905270004) (вступило в силу с 1 января 2020 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2019 года N 1091 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.08.2019, N 0001201908290010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 года N 1543 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.12.2019, N 0001201912030013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2020 года N 510 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.04.2020, N 0001202004170016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2020 года N 1046 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.07.2020, N 0001202007170048);

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 августа 2020 года N 1159 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2020, N 0001202008040016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 года N 2293 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2020, N 0001202012290093) (вступило в силу c 1 января 2021 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2021 года N 68 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.01.2021, N 0001202101300020).

Правительство Российской Федерации

2. Установить, что Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы в установленной сфере деятельности являются правопреемниками Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства.

3. Разрешить Федеральной налоговой службе иметь 10 заместителей руководителя, а также в структуре центрального аппарата до 27 управлений по основным направлениям деятельности Службы.

5. Федеральной налоговой службе оказать работникам, высвобождаемым в связи с преобразованием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, содействие в трудоустройстве, а при невозможности трудоустройства - предоставить гарантии и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Установить, что до утверждения Правительством Российской Федерации перечня подведомственных организаций федеральных органов исполнительной власти в ведении Федеральной налоговой службы находятся организации, находившиеся в ведении преобразованного Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

7. Согласиться с предложением Министерства финансов Российской Федерации о размещении в установленном порядке центрального аппарата Федеральной налоговой службы в г.Москве, ул.Неглинная, д.23/6, строение 1.

8. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 992 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 года N 254" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 37, ст.4492);

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 сентября 2004 года N 506

ПОЛОЖЕНИЕ
о Федеральной налоговой службе

(с изменениями на 28 января 2021 года)

I. Общие положения

1. Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 72; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 года N 318; в редакции, введенной в действие с 31 декабря 2009 года постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154; в редакции, введенной в действие с 18 апреля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2016 года N 300; в редакции, введенной в действие с 17 ноября 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1173; в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 года N 357. - См. предыдущую редакцию)

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

2. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

3. Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее - налоговые органы) составляют единую централизованную систему налоговых органов.

II. Полномочия

5. Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. осуществляет контроль и надзор за:

5.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

(Подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 72; в редакции, введенной в действие с 12 апреля 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2017 года N 357. - См. предыдущую редакцию)

5.1.2. подпункт утратил силу с 10 ноября 2009 года - постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154 - см. предыдущую редакцию;

5.1.3. подпункт утратил силу с 10 ноября 2009 года - постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 154 - см. предыдущую редакцию;

5.1.5. соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)") и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);

5.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

5.1.7. полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

5.1.9. подпункт дополнительно включенный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 116, утратил силу с 31 марта 2013 года - постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2013 года N 244 - см. предыдущую редакцию;

5.1.10. исполнением организаторами азартных игр и операторами лотерей Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля;

(Подпункт дополнительно включен с 17 февраля 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 года N 75; в редакции, введенной в действие с 25 июля 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2020 года N 1046. - См. предыдущую редакцию)

СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР

от 21 января 1991 г. N 35

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РСФСР

ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

Совет Министров РСФСР постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственном комитете РСФСР по управлению государственным имуществом.

2. Рекомендовать Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, исполнительным комитетам Советов народных депутатов автономных областей, автономных округов, крайисполкомам и облисполкомам образовать соответствующие комитеты по управлению государственным имуществом и утвердить положение о них.

3. Поручить Государственному комитету РСФСР по управлению государственным имуществом организацию работы по разграничению федеральной собственности, собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краев и областей, а также муниципальной собственности и представление в Совет Министров РСФСР соответствующих предложений.

4. Финансирование деятельности Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом осуществляется за счет средств республиканского бюджета РСФСР.

5. Госкомобеспечению РСФСР, Министерству финансов РСФСР, Управлению Делами Совета Министров РСФСР предусмотреть выделение необходимых средств и материальных ресурсов для обеспечения работы центрального аппарата Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом.

от 21 января 1991 г. N 35

О ГОСУДАРСТВЕННОМ КОМИТЕТЕ РСФСР ПО УПРАВЛЕНИЮ

Настоящее Положение определяет основные задачи и функции Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом (далее именуется ГКИ РСФСР), действующего в условиях перехода к рынку, развития разнообразных форм собственности и разграничения функций управления организациями на территории РСФСР.

Полномочия ГКИ РСФСР устанавливаются с учетом изменения взаимоотношений субъектов федерации, отношений с союзными республиками и органами государственного управления СССР.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ГКИ РСФСР подотчетен и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций перед Советом Министров РСФСР.

2. ГКИ РСФСР руководствуется в своей деятельности действующим законодательством и настоящим Положением.

3. ГКИ РСФСР осуществляет возложенные на него функции во взаимодействии с органами государственного управления РСФСР и СССР, а также с профессиональными союзами и другими общественными объединениями.

4. Решения ГКИ РСФСР или органов государственного управления РСФСР, которым в установленном порядке ГКИ РСФСР делегировал полномочия о преобразовании государственных предприятий, находящихся в федеральной собственности, в акционерные общества, по их приватизации и сдаче в аренду, а также решения, связанные с выполнением функций держателя государственной доли акций в акционерных обществах, являются обязательными.

ГКИ РСФСР не вмешивается в решение хозяйственных задач и оперативное управление государственными предприятиями.

5. Руководящие работники и специалисты ГКИ РСФСР не могут заниматься предпринимательской деятельностью и работать по трудовому договору на предприятиях РСФСР.

II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

6. На ГКИ РСФСР возлагается: разработка и реализация программы разгосударствления и приватизации государственной собственности РСФСР путем преобразования государственных предприятий в акционерные общества, продажи или сдачи в аренду государственного имущества в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства и в целях развития конкуренции;

организация и непосредственное выполнение мероприятий, связанных с принятием в ведение РСФСР предприятий, относящихся к государственной собственности РСФСР, функции управления которыми осуществляются органами государственного управления СССР;

подготовка проектов законов РСФСР, регулирующих порядок разгосударствления и приватизации федеральной собственности;

защита имущественных прав и интересов РСФСР в органах государственного управления СССР, а также в союзных республиках и за рубежом;

организация работы по проведению экспертизы и оценки стоимости относящегося к федеральной собственности имущества государственных предприятий, неиспользуемых зданий и сооружений, законсервированных или строящихся со значительным превышением нормативных сроков строительства объектов, подлежащих приватизации или сдаче в аренду;

анализ хода осуществления мероприятий по разгосударствлению и приватизации собственности и учет их результатов в практической деятельности;

распоряжение и управление государственным имуществом предприятий, относящихся к федеральной собственности, а также земельными участками, находящимися в федеральной собственности в соответствии с законодательными актами РСФСР;

функции держателя акций, принадлежащих государству, а также функции арендодателя при сдаче государственного имущества в аренду, относящегося к федеральной собственности, кроме случаев, когда эти функции делегированы другим органам государственного управления РСФСР;

продажа на конкурсных и аукционных началах государственных предприятий, относящихся к федеральной собственности, кроме случаев, когда эти функции делегированы другим органам государственного управления РСФСР;

организация контроля за эффективностью использования и сохранностью имущества, находящегося в федеральной собственности.

7. ГКИ РСФСР для выполнения возложенных на него задач имеет право:

принимать решения о преобразовании государственных предприятий, относящихся к федеральной собственности, в акционерные общества, их приватизации и сдаче в аренду советским и иностранным юридическим лицам и гражданам;

сохранять в необходимых случаях за государством контрольный пакет акций, определять его размер при преобразовании в акционерные общества государственных предприятий, относящихся к федеральной собственности;

сдавать государственные предприятия в аренду, а в случаях, установленных законодательными актами РСФСР, принимать решения о безвозмездной передаче их имущества;

осуществлять найм руководителей государственных предприятий, относящихся к федеральной собственности и не входящих в систему министерств и ведомств РСФСР, а также назначать полномочных представителей в органы управления акционерных обществ в соответствии с долей акций, принадлежащих государству, и уставом общества;

утверждать методические документы по вопросам разгосударствления и приватизации федеральной собственности и координировать методическую работу соответствующих комитетов по управлению государственным имуществом по разработке порядка и условий приватизации по объектам, относящимся к собственности республик, входящих в состав РСФСР, автономных областей, автономных округов, краев и областей, а также муниципальной собственности;

создавать фонды и акционерные общества, являющиеся держателями принадлежащих государству акций с делегированием им своих полномочий;

осуществлять сотрудничество с государственными органами, неправительственными организациями и научно-исследовательскими центрами других стран по вопросам разгосударствления и приватизации.

8. ГКИ РСФСР может делегировать право распоряжения и управления государственным имуществом, относящимся к федеральной собственности, министерствам, ведомствам и другим организациям РСФСР.

9. ГКИ РСФСР возглавляется Председателем, который является заместителем Председателя Совета Министров РСФСР. Председатель ГКИ РСФСР выступает представителем РСФСР во взаимоотношениях с Фондом государственного имущества СССР.

10. Заместитель Председателя Совета Министров РСФСР, Председатель Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом имеет право подписи распоряжения Совета Министров РСФСР в пределах своей компетенции.

11. ГКИ РСФСР имеет печать с изображением Государственного герба РСФСР и со своим наименованием, расчетный и иные счета в банках.

Судебная практика и законодательство — Постановление Совмина РСФСР от 21.01.1991 N 35 "Вопросы Государственного комитета РСФСР по управлению государственным имуществом"

Российская Федерация в лице Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, именуемого в дальнейшем "Залогодатель", и действующего от его имени временно исполняющего обязанности председателя Госкомимущества России Коха А.Р., действующего на основании Положения о Госкомимуществе России и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31.08.95 N 889 "О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной

Министерство финансов РФ дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Функции финансовых органов

Современное грамотное управление и четкий контроль финансовых средств давно стали неотъемлемой частью экономических отношений и экономики в целом. Функции по контролю возложены на уполномоченные организации – налоговые органы, финансовые инспекции и иные виды субъектов, из которых образуется целая система.

Данные органы приобретают определенные полномочия для осуществления контроля финансовых поступлений. Основные функции данных органов заключаются в следующем:

  • разработка максимально эффективной и грамотной финансовой политики государственного уровня, постоянное редактирование и внесение изменений для повышения уровня эффективности;
  • постоянное осуществление государственного контроля за наиболее рациональным и продуктивным распределением бюджетных финансовых средств субъектов РФ, их учет;
  • осуществление функции по развитию существующего государственного финансового рынка, работа по его постоянному усовершенствованию, письменные разъяснения и их передача иным инстанциям;
  • осуществление контроля существующего государственного долга, полномочия по его формированию и наблюдению за состоянием;
  • проведение контроля над правильностью и грамотностью налоговых отчислений, оформление банкротства организаций, письменные разъяснения по поводу необходимых действий налогоплательщиков и т.д.;
  • постоянное осуществления контроля и проверки деятельности юридических лиц субъектов страны, истребование и передача необходимых документов при появлении такой необходимости;
  • функции по взаимодействию с иными финансовыми органами государственного аппарата РФ, с целью обмена необходимой информацией, получения требующихся сведений и бесперебойного контроля.

Налоговые и иные финансовые органы исполняют возложенные на них функции, исходя из собственных полномочий, которыми они были наделены на основании норм действующего законодательства РФ.

Система данных полномочий предполагает обязательное соблюдение действующих норм государственного законодательства и не допустимость правонарушений со стороны уполномоченных лиц.

Налоговые полномочия финансовых органов

Полномочия финансовых органов в сфере налоговых правоотношений исполняются налоговыми инспекциями различных районов и субъектов РФ. При этом основной целью данных органов субъектов РФ является контроль и учет налогов, а также защита интересов налогоплательщиков как субъектов данных правоотношений.

Для этого налоговые органы, как целая система, имеют в своем распоряжении определенные полномочия, связанные с финансовыми средствами. В основные полномочия органов и субъектов финансового характера входят следующие:

  • осуществление государственного контроля и проверок финансовых и бухгалтерских документов налогоплательщиков, с целью своевременного обнаружения каких-либо нарушений и несоответствий;
  • проведение проверок и контроля над соблюдением правил использования контрольно-кассовой техники, а также проверка деятельности и учета прибыли у индивидуальных предпринимателей;
  • принимать и соответствующим образом оформлять все налоговые финансовые поступления, давать письменные разъяснения налогоплательщикам при наличии каких-либо неточностей, либо недочетов;
  • исполнять свои функции по налоговым проверкам субъектов налогоплательщиков РФ;
  • составлять письменные разъяснения и иные документы о взыскании штрафов, недоимок, по причине невыполнения налогоплательщиками своей финансовой функции и обязательств;
  • выносить определенные решения, касающиеся привлечения юридических, либо физических лиц к определенной ответственности за совершенные налоговые правонарушения, после осуществления соответствующего контроля;
  • обращаться в судебные органы РФ и предъявлять иски о взыскании денежных средств, например, в случае признания той или иной сделки недействительной, в случае нарушения установленного государственного порядка в отношении создания нового предприятия и регистрации учредительных документов;
  • осуществление контроля над возвратом излишне уплаченных денежных средств, исполнение функции и полномочий по проверке обоснованности требований о возврате, сбор необходимых документов и т.д.

Установленная система полномочий финансовых органов в сфере налогообложения может включать в себя и другие полномочия, если они потребуются для выполнения определенных функций, либо для осуществления дополнительного контроля над соблюдением действующих норм налогового законодательства.

Письменные разъяснения финансовых органов

Многие нормы и аспекты действующего налогового законодательства РФ в области финансовых правоотношений, имеют огромное количество различных нюансов, которые очень часто не могут быть верно и грамотно истолкованы заинтересованными лицами.

Поэтому НК РФ утвердил такой дополнительный инструмент как письменные разъяснения, основные функции которых заключаются предоставлении дополнительной информации в простой форме.

Согласно действующим нормам государственного налогового законодательства РФ, письменные разъяснения могут быть выражены в следующих формах:

  • официальные письма Министерства Финансов РФ об аспектах и особенностях, которые содержат действующие налоговые нормы;
  • письма Министерства Финансов РФ, направленные в налоговые органы субъектов, для определенного разъяснения, касаемо применения тех или иных норм государственного налогового законодательства;
  • письма от ФНС России, которые могут быть направлены как в налоговые органы субъектов РФ, так и лично налогоплательщикам, основной целью которых являются письменные разъяснения о характере и порядке применения налоговых норм, о различных нюансах действующего законодательства о налогах и сборах, о схеме контроля, полномочий и т.д.

При этом письменные налоговые разъяснения могут быть направлены неопределенному кругу лиц, либо, в индивидуальном порядке, содержать в себе ответ на конкретное обращение.

Письменные налоговые разъяснения могут защитить интересы налогоплательщика, освободить его от необходимости оплаты пеней и т.д.

Читайте также: