Политика неоконсерватизма в великобритании включала в себя повышение налогов

Опубликовано: 01.05.2024

31. Неоконсерватизм и политика М. Тэтчер. Как Великобритания стала одной из ведущих стран?

Помимо Соединенных Штатов, «консервативная волна» оказала наибольшее воздействие на Великобританию. В этой стране она ассоциируется с именем М. Тэтчер, ставшей в феврале 1975 г. новым лидером английских консерваторов. Она возглавила партию, когда в стране разгорелся самый крупный за всю послевоенную историю экономический кризис.

Кризис сопровождался резким падением производства, ростом безработицы, прогрессирующей инфляцией. К этому добавился топливно-энергетический кризис. Мероприятия лейбористов по поиску путей выхода из кризиса не приносили ощутимых результатов.

На волне недовольства англичан неэффективной политикой лейбористов к власти в 1979 г. пришла одна из самых ярких представительниц «консервативной волны» М. Тэтчер.

Основы политики, которую начала проводить М. Тэтчер, были сформулированы еще в середине 1970-х гг. в документе под названием «Правильный подход». Главной своей целью она объявила борьбу с инфляцией. После прихода к власти М. Тэтчер отменила контроль над ценами и сняла ограничения на движение капитала. Резко снизилось субсидирование государственного сектора, а с 1981 г. началась его широкая приватизация. Использование монетаристских методов не означало свертывания государственного вмешательства в экономику. Просто теперь оно стало осуществляться другими методами – через государственный бюджет.

В социальной сфере М. Тэтчер повела жесткую атаку на профсоюзы. В результате ее политики представители профсоюзов были отстранены от участия в деятельности консультативных правительственных комиссий по проблемам социально-экономической политики.

Высокой агрессивностью отличалась внешняя политика М. Тэтчер. Была сделана ставка на форсированное наращивание вооруженных сил страны, что способствовало культивированию имперских амбиций в массовом сознании англичан. М. Тэтчер, оправдывая свое прозвище «железной леди», ужесточила политику Лондона в отношении Северной Ирландии. Но пика популярности М. Тэтчер достигла в ходе англо-аргентинской войны из-за Фолклендских островов. Чувствуя это, она решила использовать «фолклендский фактор» для того, чтобы еще больше укрепить позиции консервативной партии в парламенте. Досрочные выборы принесли очередной успех консерваторам. Внутриполитическая ситуация в стране в целом была благоприятной для консерваторов. Экономика страны с середины 1980-х гг. вступила в фазу подъема. Темпы ее роста в это время составляли в среднем 4 % в год, заметно увеличилась производительность труда, активно шло внедрение новейших технологий в производство, что способствовало росту конкурентоспособности английских товаров на мировых рынках. Налоговая политика консерваторов стимулировала приток инвестиций в экономику. Все это привело к росту жизни большинства англичан, а это не могло не сказываться на их политических симпатиях.

В 1987 г. в стране были объявлены очередные досрочные парламентские выборы. Консерваторы и на этот раз одержали внушительную победу. После выборов М. Тэтчер успешно продолжала прежний курс и к концу 1980-х гг. добилась заметного оздоровления всей валютно-финансовой сферы, а это помогло укрепить положение Англии в системе мирового хозяйства.

Но ситуация на рубеже 1980—1990-х гг. не была столь безоблачной. Государственные расходы, особенно на военные нужды, росли. Это не могло не вести к инфляции. Да и в самой консервативной партии появились лидеры, готовые оспорить у М. Тэтчер лидерство в партии. Осенью 1990 г. М. Тэтчер вновь вступила в выборную борьбу, но, не дожидаясь второго тура голосования, объявила об уходе в отставку с поста премьера. М. Тэтчер ушла из большой политики. Завершилась 10-летняя «эра Тэтчер» – важный этап в истории Британии, когда осуществился переход страны в фазу постиндустриального общества.

М. Тэтчер сменил умеренный консерватор Дж. Мейджор, которого затем сменил молодой лидер лейбористов Э. Блэр. Смена партий у руля государства не означала смену вех в политике страны. Правда, на повестку дня выходили новые проблемы, которые решало уже новое поколение политиков.

Карлос и его отношения примерно с пятнадцатью секретными службами арабских стран и стран Восточного блока

Карлос и его отношения примерно с пятнадцатью секретными службами арабских стран и стран Восточного блока По его собственному признанию, сделанному судье Бругьеру, Ильич Рамирес-Санчес, сын венесуэльского адвоката, великого почитателя Ленина (своих трех сыновей он

ТЭТЧЕР МАРГАРЕТ

ТЭТЧЕР МАРГАРЕТ Полное имя – баронесса Маргарет Хильда Тэтчер(род. в 1925 г.) Премьер-министр Великобритании в 1979–1990 гг. Лидер Консервативной партии, министр просвещения и науки. В 1979 г., когда она впервые стала премьер-министром, Великобритания находилась в ужасном

Маргарет Тэтчер (Род в 192 г. – ум. в 2013 г.)

Маргарет Тэтчер (Род в 192 г. – ум. в 2013 г.) Премьер-министр Великобритании (1979–1990 гг.). Побила рекорд непрерывного пребывания на этом посту в ХХ столетии. С 1975 г. лидер консервативной партии. В 1975–1979 гг. – лидер оппозиции. Ее философия и практика неоконсерватизма в

Глава 3. О «ПРАВЕ ВЕДУЩИХ «БОЛЬШУЮ ВОЙНУ» И О ПОДВЕРНУВШИХСЯ ПОД РУКУ

Глава 3. О «ПРАВЕ ВЕДУЩИХ «БОЛЬШУЮ ВОЙНУ» И О ПОДВЕРНУВШИХСЯ ПОД РУКУ А «тот самый Пакт», «тот самый вкус»: «Молотов-Риббентроп?», «агрессия СССР в Прибалтике»? Исследованию природы этих обвинений, собственно, и посвящена вся эта книга. Решившийся на «Большую войну» имеет

10. Каковы были основные этапы послевоенного развития ведущих западноевропейских стран (20–50 гг. ХIХ в.)?

10. Каковы были основные этапы послевоенного развития ведущих западноевропейских стран (20–50 гг. ХIХ в.)? После окончания наполеоновских войн в Европе сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, политические элиты европейских государств стремились к

1. Как происходило экономическое развитие ведущих стран Европы и Америки в конце ХIХ – начале ХХ вв.?

1. Как происходило экономическое развитие ведущих стран Европы и Америки в конце ХIХ – начале ХХ вв.? В конце ХIХ в. в Европе и Северной Америке произошли крупные изменения во всех сферах жизни и прежде всего в экономической. К этому времени завершился период становления

Маргарет Тэтчер

Маргарет Тэтчер Что касается меня, то я предпочитаю проводить такую линию, которая опирается на принципы до тех пор, пока они не начинают действовать, как удавка; кроме того, я предпочитаю, чтобы эти принципы наряду с благими намерениями подкреплялись и сталью. Маргарет

Международное положение накануне войны и флоты трех ведущих держав

Международное положение накануне войны и флоты трех ведущих держав С объявлением Англией нейтралитета в 1674 году Франция вступает в эру наибольшего развития своей морской мощи. Господство Франции в Средиземном море в значительной степени облегчило ведение сухопутной

6. Сдвиги в структуре экономики ведущих капиталистических государств

6. Сдвиги в структуре экономики ведущих капиталистических государств В годы после войны (особенно в 1970-е гг.) в структуре экономики индустриально развитых странах мира начали складываться изменения, которые были вызваны третьей научно-технической революцией.Именно в

Тэтчер и ТЭТЧЕРИЗМ

Тэтчер и ТЭТЧЕРИЗМ ББК 66.01 П27Рецензенты:доктор исторических наук Н.М. Степанова, кандидат исторических наук А.В.

Тэтчер Маргарет Полное имя – баронесса Маргарет Хильда Тэтчер (род. в 1925 г. – ум. в 2013 г.)

Тэтчер Маргарет Полное имя – баронесса Маргарет Хильда Тэтчер (род. в 1925 г. – ум. в 2013 г.) Премьер-министр Великобритании в 1979–1990 гг. Лидер Консервативной партии, министр просвещения и науки.В 1979 г., когда она впервые стала премьер-министром, Великобритания находилась

Русский неоконсерватизм: справедливость и традиция

Русский неоконсерватизм: справедливость и традиция Сегодня консервативный идеал не исчерпан. Он неизбежно придет на смену денежному феодализму, в который выродился классический капитализм, описанный Карлом Марксом. Идеологию, в которую облекается дух этой системы,

Проверил доцент ____________

Маргарет Тэтчер впервые в британской истории нынешнего века удалось на столь продолжительный срок прервать колебания традиционного двухпартийного маятника нахождения у власти консерваторов и лейбористов. Под ее руководством консерваторы в мае 1979 года одержали победу на выборах, и она стала премьер-министром. Дважды — в 1983 и в 1987 году — она переизбиралась на этот пост и в общей сложности находилась на посту премьера 11 лет. Эти годы были непростыми в жизни Великобритании. Стране удалось выйти из довольно опасного социально-экономического кризиса, когда Англию называли
"больным человеком Европы", укрепить свои позиции среди наиболее развитых государств капиталистического мира. Вырос международный авторитет Великобритании, увеличилась ее роль в мировых делах.

Для понимания мировоззрения Тэтчер надо иметь в виду то, что сама она, в отличие от большинства ее предшественников, не принадлежит к британскому истеблишменту. Она — выходец из мелкой буржуазии. Маргарет Хилда Робертс родилась 13 октября 1925 года в провинциальном городке Грэнтам в семье бакалейщика и навсегда сохранила симпатии к той среде, из которой вышла. Этим во многом объясняется тот факт, что важным элементом концепции тэтчеризма стал провозглашенный ею "возврат к викторианским моральным ценностям": уважению к семье и религии, закону и порядку, бережливость, аккуратность, трудолюбие, примат права личности.
Благодаря своему отцу хорошо она разбиралась только в политике.
После школы Маргарет поступает в Оксфорд на факультет химии, где вступает в университетскую Ассоциацию консерваторов, а в 1946 году возглавляет ее. Но научная работа по химическим исследованиям в Мэннингтоне не пришлась по душе молодому специалисту.
В 1948 году на конференции консервативной партии Маргарет выдвинули кандидатом в один неперспективный для партии округ. Здесь она и показала, на что способна. В результате, консерваторы набрали в этом округе на несколько тысяч голосов больше, чем обычно.
В 1950 году на одном из партийных собраний Маргарет Робертс встретилась с Дэнисом Тэтчером, и в 1951 году вышла за него замуж, и с тех пор стала Маргарет Тэтчер.
В 1959 году Тэтчер стала членом парламента. Надо отметить, что в 1955 году ей отказали в возможности избираться, т.к. руководители консервативной партии посчитали положение молодой матери (в 1953 году Тэтчер родила близнецов) неуместным для кандидата в парламент.
В 1967 году Тэтчер вошла в так называемый «теневой кабинет» Хита, возглавлявшего консервативную партию в то время. В 1970 году консерваторы побеждают на парламентских выборах, и Маргарет Тэтчер получает пост министра образования. В 1974 году правительство тори проиграло парламентские выборы. Эдвард Хит покинул пост премьер-министра и лидера партии. С этого момента начался решительный этап в карьере Тэтчер. [1]

Тэтчер достаточно точно уловила настрой определенных слоев общества, выступающих за то, чтобы во главе страны стояла "сильная личность", которая могла бы вернуть Британии былое величие и навести в стране "должный порядок".

Итак, усилиями Тэтчер на выборах 1979 г. консерваторы получили 13,7 млн. голосов, а лейбористы—11,5 млн. Главой правительства Великобритании впервые стала женщина — новый лидер консерваторов Маргарет Тэтчер.

Как уже отмечалось, Тэтчер проявляла себя убежденной сторонницей консервативных взглядов, человеком с твердым и непреклонным характером, за который англичане прозвали ее “железная леди”. Она пришла к власти, имея четкую программу действий, и стала настойчиво проводить ее в жизнь. М. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии, и в мире под ее руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г. и 1987 гг., а “железная леди” возглавляла правительство одиннадцать с половиной лет подряд. Некоторые биографы называют ее правление “эрой Тэтчер”. [2]

В британской политической жизни прочно утвердился термин тэтчеризм. Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь Маргарет Тэтчер, а также ее специфический стиль руководства.

Программа премьер-министра не содержала принципиально новых положений по сравнению с традиционной концепцией британских тори. Она лишь приспосабливала ее к современной эпохе и доводила до логического конца.

Основные положения, выдвинутые М. Тэтчер и получившие название “тэтчеризм”, заключаются в следующем:

· Движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство. Основу политического курса властей составляют “свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников”.

· Вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу.

· Все трудоспособные граждане обеспечивают себя сами. Государство и благотворительные организации оказывают поддержку только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума.

· Государство должно иметь сбалансированный бездефицитный бюджет. Важнейшую часть его составляют налоги, которые все население должно платить в соответствии со своими доходами. Необходимо строго соблюдать режим экономии и сокращать расходы.

· Профсоюзы имеют право законными средствами защищать интересы трудящихся, не ущемляя при этом интересы других людей. Поэтому право на забастовки, которые наносят ущерб обществу, должно быть ограничено.

М. Тэтчер исходила из того, что Великобритания должна обладать сильной армией и флотом и совершенствовать свое ядерное оружие. Во внешней политике она считала приоритетными отношения с США и соблюдение обязательств по НАТО, выступала против ускорения интеграционных процессов. [4]

Экономическое положение было крайне тяжелым. Тэтчер выступила за т.н. “экономию”, которая выразилась в сокращении размеров пособий по безработице, других социальных программ. В результате вновь усилилось стачечное движение.

М. Тэтчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему государственных корпораций. Приватизация обобществленного сектора — один из основных элементов проведенной ею перестройки экономики. В беседах, в том числе и с нашими экономистами, она не раз отмечала негибкость государственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно меняющиеся потребности рынка. Поскольку эти предприятия, говорила она, состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о выживании. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта. Сфера приватизации быстро расширялась. За несколько лет “тэтчеризма” более двух третей предприятий государственного сектора перешли к частным владельцам или коллективам приватизируемых предприятий. Одновременно было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60 % жителей страны стали обладателями собственного жилья. Такая линия, отмечала она, позволяет приобщать к философии собственничества массу рядовых англичан, а, значит, в политическом плане — укреплять базу поддержки ими консерваторов.

Чтобы усилить конкурентоспособность британской промышленности, правительство стало вкладывать крупные капиталы в ее перевооружение на основе достижений НТР, поощряло предпринимателей, развивавших новейшие отрасли и стимулировавших рост производительности труда. “Тэтчеризм”, буксовавший в первые годы, стал приносить ощутимые плоды. С 1982 по 1087 г. темпы экономического роста Великобритании были самими высокими в Западной Европе. Число безработных и масштабы инфляции сократились. [4]

За послевоенные годы в Англию иммигрировало большое число иностранцев, главным образом жителей бывших Британских колоний — Бангладеш, Индии, Пакистана и т.д. Рост числа иммигрантов породил несвойственные Англии в прошлом расистские настроения: между англичанами и иммигрантами происходили столкновения, правая печать повела против “цветных” враждебную кампанию. Правительство Тэтчер не выступило против расистов, а провело через парламент законы, ограничивающие квоту на въезд иностранцев в Англию.

Между Англией и Аргентиной с давних пор шел спор по поводу принадлежности группы Фолклендских (Мальвинских) островов в Южной Атлантике, недалеко от побережья Южной Америки. Исторически права на них принадлежали Аргентине, но англичане давно колонизировали их, проживавшее там немногочисленное население говорило на английском языке и желания переходить под управление аргентинской военной хунты не испытывало. Хунта же, рассчитывая поднять в глазах аргентинцев свой престиж, в мае 1982 г. высадила десант на островах и подняла над ними аргентинский флаг.

М. Тэтчер, проводившая жесткую линию защиты торгово-экономических и военно-политических интересов Великобритании, реагировала на действия Аргентины весьма решительно. Не считаясь с затратами, она направила на острова военные корабли, морскую пехоту и авиацию. Аргентинский гарнизон капитулировал. Англия закрепила за собой Фолклендские острова и создала там военную базу. Эти действия способствовали росту авторитета консервативной партии и ее лидера. [5]

Период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни — бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Возмущение народа вызвал новый, одинаковый для всех, независимо от дохода, подушный налог, которым облагались все жители страны старше 18 лет. Введение этого налога повлекло за собой массовые митинги протеста, нередко заканчивавшиеся столкновениями с полицией. Обострилась и ситуация в Ольстере. Темпы экономического развития замедлились.

Популярность правящей партии падала. Кому же в ее руководстве усилились разногласия, прежде всего по вопросу о европейской интеграции: М. Тэтчер тормозила процесс ее развития, а многие министры считали нужным поддержать позицию Г. Коля и Ф. Миттерана.

Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов.

Мейджор был самым молодым премьером Великобритании. Придя к власти, он отменил непопулярный подушный налог и обещал “осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев”. Вместе с тем Мейджор объявил, что главными задачами его правительства являются укрепление права собственности, продолжение процесса приватизации государственный компаний, увеличение налоговых льгот для предпринимателей. [6]

Вопреки прогнозам социологов, на парламентских выборах в апреле 1992 г. абсолютное большинство мест в палате общин вновь получили консерваторы. Впервые за 170 лет одна и та же партия одержала победу на выборах четыре раза подряд. Премьер-министром остался Джон Мейджор.

Однако, довести свой рекорд до пяти у тори не получилось. В стране продолжала ухудшаться экономическая ситуация: тормозились темпы развития, увеличивалась безработица. Крайнее недовольство в народе вызывало отсутствие государственных социальных программ. Увеличивалась инфляция, и фунт стерлингов терял свой престиж самой стабильной валюты мира, все более и более уступая позиции доллару. Правительство было вынуждено произвести его девальвацию. Хотя Мейджор и пытался сбавить некоторые, наиболее резкие мероприятия Тэтчер, но общее ухудшение экономики, конфликт с профсоюзами, прежде всего с горняками, переход в зависимость от США и неудачи в решении ольстерского конфликта привели к поражению консерваторов на выборах 1997 г. К власти пришли лейбористы, лидер которых Тони Блэйр возглавил правительство и является премьером на данный момент. [2]

Маргарет Тэтчер – женщина-политик, сумевшая на самый продолжительный в истории период задержать власть в Великобритании в руках консерваторов. Политику, проводимую этой женщиной, характеризуют как неоконсерватизм.

Тэтчер внесла в идеологию консерватизма ряд изменений. Она рассматривала частное предпринимательство как движущую силу процветающей экономики, провела приватизацию государственного сектора. Во время её правления распродавались муниципальные квартиры, в результате чего более 60% населения обзавелось собственным жильём. Одной из самых важных отличительных черт неоконсерватизма считают приветствие достижений НТР, в которые правительство Великобритании стало инвестировать немалые капиталы.

С начала 90-х годов экономическая конъюнктура стала ухудшаться, снова вернулись бюджетный дефицит, безработица и инфляция. Во главе партии стал преемник Тэтчер Джон Мэйджор. Несмотря на то, что хоть он и пытался сбавить некоторые, наиболее резкий мероприятия Тэтчер, экономическая ситуация в стране продолжала ухудшаться.

В 1997 году в Великобритании к власти пришли лейбористы.

[1] Попов В.И. «Маргарет Тэтчер: человек и политик» 2000, стр.21-23

[3] Перегудов С.П. «Тэтчер и тэтчеризм» 1996, стр. 96-102

[4] Перегудов С.П. «Тэтчер и тэтчеризм» 1996, стр.153-154

[5] Попов В.И. «Маргарет Тэтчер: человек и политик» 2000, стр.288

[6] Перегудов С.П. «Тэтчер и тэтчеризм» 1996, стр.194-196

Название работы: Особенности неоконсерватизма в Великобритании. Внутренняя и внешняя политика Тэтчер

Предметная область: История и СИД

Описание: Внутренняя и внешняя политика Тэтчер. Главой правительства стала Маргарет Тэтчер. Тэтчер проявила себя убежденной сторонницей консервативных взглядов за твердый и непреклонный характер ее прозвали âжелезная ледиâ. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии и в мире под ее руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г.

Дата добавления: 2013-08-24

Размер файла: 31.5 KB

Работу скачали: 29 чел.

Особенности неоконсерватизма в Великобритании. Внутренняя и внешняя политика Тэтчер.

В Великобритании в 1979 г. победили консерваторы. Главой правительства стала Маргарет Тэтчер.

М. Тэтчер проявила себя убежденной сторонницей консервативных взглядов, за твердый и непреклонный характер, ее прозвали “железная леди”. Она пришла к власти, имея четкую программу действий, и стала настойчиво проводить ее в жизнь. М. Тэтчер пользовалась большим авторитетом и в Англии, и в мире, под ее руководством консервативная партия одержала победы на выборах 1983 г. и 1987 гг., а Тэтчер возглавляла правительство 11,5 лет подряд.

Ее Программа не содержала принципиально новых положений по сравнению с традиционной концепцией британских тори. Она лишь приспосабливала ее к современной эпохе и доводила до логического конца. Основные положения ее программы получили название “тэтчеризм”, заключаются в следующем:

· Движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство. Основу политического курса властей составляют “свобода, возможности для всех, поддержка предпринимательского духа, демократия собственников”.

· Вмешательство государства в частную жизнь не должно сковывать частную инициативу.

· Все трудоспособные граждане обеспечивают себя сами. Государство и благотворительные организации оказывают поддержку только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума.

· Государство должно иметь сбалансированный бездефицитный бюджет. Важнейшую часть его составляют налоги, которые все население должно платить в соответствии со своими доходами. Необходимо строго соблюдать режим экономии и сокращать расходы.

· Профсоюзы имеют право законными средствами защищать интересы трудящихся, не ущемляя при этом интересы других людей. Поэтому право на забастовки, которые наносят ущерб обществу, должно быть ограничено.

М. Тэтчер за то, что Великобритания должна обладать сильной армией и флотом и совершенствовать свое ядерное оружие. Во внешней политике она считала приоритетными отношения с США и соблюдение обязательств по НАТО, выступала против ускорения интеграционных процессов.

Экономическое положение было крайне тяжелым. Тэтчер выступила за т.н. “экономию”, которая выразилась в сокращении размеров пособий по безработице, других социальных программ. В результате вновь усилилось стачечное движение.

Ссылаясь на убыточность многих предприятий государственного сектора, правительство в широких масштабах проводит денационализацию экономики. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта. Сфера приватизации быстро расширялась. За несколько лет “тэтчеризма” более двух третей предприятий государственного сектора перешли к частным владельцам или коллективам приватизируемых предприятий, было распродано свыше миллиона муниципальных квартир. Более 60 % жителей страны стали обладателями собственного жилья. Это привело к числу роста числа собственников и укреплению социальной базы тори.

Чтобы усилить конкурентоспособность британской промышленности, правительство стало вкладывать крупные капиталы в ее перевооружение на основе достижений НТР, поощряло предпринимателей, развивавших новейшие отрасли и стимулировавших рост производительности труда. С 1982 по 1087 г. темпы экономического роста Великобритании были самими высокими в Западной Европе. Число безработных и масштабы инфляции сократились.

Правительство Тэтчер провело через парламент законы, ограничивающие квоту на въезд иностранцев в Англию.

Между Англией и Аргентиной с давних пор шел спор по поводу принадлежности группы Фолклендских (Мальвинских) островов в Южной Атлантике, недалеко от побережья Южной Америки. Исторически права на них принадлежали Аргентине, но англичане давно колонизировали их, проживавшее там немногочисленное население говорило на английском языке и желания переходить под управление английской военной хунты не испытывало. Хунта же, рассчитывая поднять в глазах аргентинцев свой престиж, в мае 1982 г. высадила десант на островах и подняла над ними аргентинский флаг.

М. Тэтчер, проводившая жесткую линию защиты торгово-экономических и военно-политических интересов Великобритании в споре с Аргентиной. Не считаясь с затратами, она направила на острова военные корабли, морскую пехоту и авиацию. Аргентинский гарнизон капитулировал. Англия закрепила за собой Фолклендские острова и создала там военную базу. Эти действия способствовали росту авторитета консервативной партии и ее лидера.

Но период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись - бюджетный дефицит, инфляция, безработица. Возмущение народа вызвал новый, одинаковый для всех, независимо от дохода, подушный налог, которым облагались все жители страны старше 18 лет. Введение этого налога повлекло за собой массовые митинги протеста, нередко заканчивавшиеся столкновениями с полицией. Обострилась и ситуация в Ольстере. Темпы экономического развития замедлились.

Популярность правящей партии падала. К ому же в ее руководстве усилились разногласия, прежде всего по вопросу о европейской интеграции: М. Тэтчер тормозила процесс ее развития, а многие министры считали нужным поддержать позицию Г. Коля и Ф. Миттерана.

Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер.

Восьмидесятые годы в Великобритании, как и во многих других странах, характеризовались реформами по неоконсервативной модели, которые были осуществлены правительством Маргарет Тэтчер. Реформы выразились, с одной сгороны, в снижении инфляции, оздоровлении экономики, сокращении бюрократического аппарата, отказом правительства от лишних трат, ставкой на свободный рынок, уменьшением роли правительства в индивидуальной жизни граждан, призывом к возрождению моральных ценностей, созданием нации держателей акций, формированием большинства "имущих" при меньшинстве "неимущих", с другой стороны - рост безработицы, антипрофсоюзная политика правительства, значительная социальная напряженность. Британский историк Дж.Кригер подчеркивал: "Появление Тэтчер и Рейгана возвестило о начале новой стратегии разрешения противоречий, возникших в результате развала кейнсианства и государства благоденствия. Их значение, в частности, состоит в сознательном отходе от неидеологического правления и центристского политического курса" .

В послевоенной Британии произошло разрастание роли государства, высокое налогообложение ослабило стимулы для капиталовложений, а система социального обеспечения вызвала некоторое падение трудовой морали. Возникли структурные неполадки в экономике. Период 70-х годов в Великобритании характеризовался убыточностью ряда национализированных отраслей, ростом бюрократии, инфляции, нарушениями нормального хода жизни беспрерывными забастовками. Нужна была не только коренная перестройка промышленности, но и изменение психологии англичан. Суть идеологии неоконсерватизма состояла в вере в личную свободу и частное предпринимательство. На практике это выразилось в укреплении государства на макроуровне, ликвидации тенденции к социальному иждивенчеству, создании здоровой экономики на принципах рыночных отношений, денационализации.

Неоконсерваторы поставили задачу перераспределения функций государства и провозгласили лозунг: свобода выше равенства. По их мнению государство должно быть сильным и эффективным, но оно не является панацеей, оно гарантирует лишь некий минимум для активизации личности британца. С другой стороны, неоконсерватизм подчеркивал необходимость защиты отдельной личности от общества. Неоконсерваторы возрождали тезис о том, что попытки обеспечить большее равенство в обществе ущемляет деловую инициативу.

В основе экономической политики правительства Тэтчер на акроэкономическом уровне лежит ориентация на монетаризм, который противопоставляется кейнсианству, на микроэкономическом уровне - ставка насвободный рынок. В основе монетаризма находится теория о том, что причина инфляции кроется в превышении темпов роста количества денег, находящихся в обращении над темпами увеличения экономического продукта. Другой тезис монетаризма: всякое регулирование экономики должно быть оставлено свободному рынку. М . Тэтчер в своей политике поставила во главу угла понятие свободы открытия собственного дела.

Парадокс британских реформ, которые получили название "тэтчеризм" состоит в контрасте между возросшей экономической свободой отдельной личности и усилением роли государства. Британию 80-х-начала 90-х мы видим одним из наиболее централизованных обществ в Западной Европе.

Одним из главных направлений реформ правительства М.Тэтчер явилась денационализация промышленности. С 1981 г. британское правительство продало частным держателям акции 18 крупнейших промышленных компаний с общим капиталом 14 млрд. фунтов стерлингов. Правительство стимулировало частные фирмы продавать акции своим же работниками по сниженным ценам. Некоторые фирмы были перекуплены их работниками. Число заявок на акции превышало их количество. Когда в 1986 г. на рынок выпустили "Бритиш ГЭС", то было получено 4,5 млн. заявок на акции, в четыре раза больше, чем самих акций. К концу 1987 года четыре пятых всех служащих приватизированных компаний владели их акциями. Акции почти всех компаний резко поднялись в цене после приватизации. "Бритиш Телеком" за три года существования в частном секторе увеличила прибыль более, чем на 50%. Большое значение имело ограничение привилегированного положения монополий. Так законом о транспорте 1980 г. "Бритиш рейл" лишилась единоличного права решать вопросы пассажирских перевозок. Характерной чертой процесса денационализации стало значительное сокращении рабочих мест с одновременным повышением производительности труда. К 1990 г. доход от приватизации различных отраслей экономики Великобритании составил 24 млрд. фунтов стерлингов.

В результате приватизации в государственной собственности остались только четыре отрасли: угольная промышленность, железные дороги, почтовая служба и ядерная энергетика. Главными результатами приватизации можно назвать: утверждение власти собственника, формирование среднего класса, ослабление влияния тред-юнионов. Великобритания заняла 2-ое место в мире по числу акционеров (после США).

За время реформ (1979—1990) число акционеров в Великобритании возросло в четыре раза и составило к 1990 г. одиннадцать миллионов человек. Это стало фактором демократизации собственности. Более 2/3 государственного сектора передано в руки частных лиц и коллективных предприятий. Было распродано свыше миллиона муниципальных квартир, обладателем собственного, а не арендуемого жилья в Британии стало 62% населения. Консерваторы стремились сделать англичан нацией собственников.

Наряду с широкомасштабными мерами по приватизации промышленности, жилья, правительство Тэтчер осуществило реформу государственного аппарата. Многие его функции были переданы частным агентам, было упразднено 30, правительственных департаментов, в которых работало 211480 человек, а их функции стали выполнять частные административные агентства.

Воплощением политической философии М.Тэтчер стало выражение: "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке", тому, кто хорошо зарабатывает, нет нужды даром лечиться и учиться, лишние государственные траты приводят к инфляции, кризису экономики, своего рода "мышеловке". Курс правительства консерваторов действительно привел к оживлению деловой активности, ускорил модернизацию экономической структуры страны. Британская экономика в 80-ые годы росла на 4% в год быстрее, чем в других ведущих западных странах. В эти годы значительно сократился рост потребительских цен. В 1988 г. он составил 4,9%, а в 1979 г. был 13,6%.

В 80-ые годы XX века в Великобритании произошли значительные изменения в социальной структуре британского общества, перестал существовать"классический" рабочий. Основными причинами этого процесса явились: научно-техническая перестройка производительных сил, реализация неоконсервативной программы развития общества, изменения структуры занятости. В Британии > создано общество "двух третей", где основную часть составляет средний класс, который вместе с верхним классом составляет основу общества. Новый рабочий класс составляет большинство среднего класса. Основными чертами нового рабочего класса являлись: высокий уровень доходов, позволяющий купить машину, дом, проводить отпуск за границей; владение акциями; высокий уровень образования и частная медицина; развитое гражданское чувство; участие в социальных движениях: озабоченность проблемами человечества. "Одна треть" или низший; класс - это безработные, люди со случайными заработками, малооплачиваемые элементы рабочих, бездомные. Формирование среднего класса создает материальную предпосылку баланса интересов, социального консенсуса. Произошли изменения в структуре нового рабочего класса в пользу профессий, связанных с научно-техническим прогрессом, с ростом сектора обслуживания, а не промышленного рабочего. Основными критериями социальной стратификации британского общества являлись: уровень доходов и степень приобщенности к информации, знаниям, квалификация.

Одним из направлений неоконсервативных реформ было ограничение государегвонных программ социального обеспечения. Была проведена приватизация системы здравоохранения. Но рост частного больничного сектора не смог покрыть потери государственного медицинского обслуживания. .82% англичан отнеслись отрицательно к приватизации медицинского обслуживания. 66% британцев выступали за сочетание государственных и частных медицинских учреждений.

В годы правления консерваторов была проведена реформа образования. Сеть школ перешла под ответственность муниципальных советов. За 80-ые годы число студенческих мест в университетах сократилось на двадцать тысяч. Вместе с тем увеличилась возможность доступа к информации . Наряду с традиционными системами образования, получили значительное распространение новые.формы, предполагающие возможность непрерывности процесса получения знаний. Это широкая сеть открытых университетов, компьютеризация Великобритании, курсы переквалификации, альтернативные информационные и учебные учреждения. Большую роль сыграла интернационализация информационных структур. Новые технологии требовали оперативности в получении знаний и свежей информации. Одним из результатов социальной политики консерваторов, стал рост безработицы. В 1979 г. безработных было 1,6 млн. человек, а к концу 80-х годов безработица составила 3 млн. человек.

Политика британских консерваторов была направлена на ограничении роли профсоюзов. Для ослабления профсоюзов были приняты ряд антипрофсоюзных законов в 1980, 1982, 1984, 1988 годах, которые резко снизили эффективность тред-юнионов. Ранее политика тред-юнионов, направленная на экстенсивное развитие, рост заработной платы без учета проблем экономики оказала влияние на развитие инфляции, усложнение процесса технологического прогресса. Ухудшение качества социальных услуг, вследствие забастовок конца 70-х годов, задевали интересы большого числа британцев. Неоконсерваторы выдвинули свою альтернативу, предполагающую отказ от доктрины полной занятости, индивидуализацию трудовых отношений, ограничение права на забастовку, уменьшение роли тред-юнионов. Принятый в 1980 г. "Акт о занятости" резко ограничивает акции солидарности: запрет на стачки солидарности, запрет на "вторичное пикетирование", в том числе пикетирование транспорта, снабжающего бастующие заводы.

Закон 1984 г. серьезно усложнил процесс начала забастовки, введя /обязательное тайное голосование членов рабочего коллектива относительно ('Объявления забастовки. Профсоюзный закон 1988 г. ввел защиту штрейкбрехеров отдействий со стороны профсоюзов. Добиваясь персонализации трудовых отношений, консерваторы стремились подорвать традиции британского профсоюзного движения.

Антипрофсоюзное законодательство не смогло ликвидировать право на забастовку. Это одно из обязательных прав, без которого эффективные профсоюзы невозможны. Профсоюзы Великобритании существовали вовсе не для того, чтобы бастовать, а для того чтобы достигать соглашений о лучших условиях работы для самих рабочих, условий жизни их и членов их семей. Право на забастовку - это и возможность привлечения надлежащего внимания к проблемам, следовательно, право на стачку - правовая норма, определяющая существование тред-юниона. Наиболее крупными забастовками в 80-ые годы явились стачка английских шахтеров в 1984-85 гг. и забастовка печатников против концерна "Ньюс интернэшнл" в 1986-87 годах.

В 80-ые годы изменилась структура британских тред-юнионов, что выразилось в формировании альтернативных Британскому конгрессу тред-юнионов профсоюзов, в расколе ряда профсоюзов, сокращении профсоюзного членства. Основные черты "нового тред-юнионизма": сокращение забастовок, сотрудничество с менеджментом.

Наиболее непопулярной реформой неоконсерваторов явилось введение в 1989-90 годах подушного налога, который практически ударил по всем британцам, налоговые расходы которых резко возросли, одновременно, подушный налог привел к урезанию расходов на социальные нужды.

К издержкам неоконсерватизма относятся: деиндустриализация старых отраслей промышленности, упадок традиционных промышленных центров и регионов, деление нового рабочего класса на преуспевающих югоангличан и обедневших североангличан, негативным последствиям для низкооплачиваемых слоев за счет расширения сферы оплачиваемых социальных услуг, склонность неоконсервативного правительства к силовым приемам решения социально-экономических проблем, отсутствие поддержки британцами рыночного принципа как регулятора системы социальных услуг.

В 80-ые годы XX века в Великобритании выросли новые социальные движения, дистанцирующиеся от общества, государства и направляющие свои действия на нетрадиционные сферы, на изменение форм человеческого общежития. К ним относятся различные движения за альтернативные стили жизни и производства, гражданские инициативы ( по месту жительства, в сфере досуга и культуры, правозащитные), антивоенные движения, экологичекое, движения за права женщин, в защиту демократических свобод.

Новые социальные движения Великобритании выдвинули альтернативные ценности: контрпотребительство; значимость аутентичности личности ее внутренним императивам; истинный коллективизм; самоопределение; контртехницизм; гармония между человеком, культурой и природой. Британские новые социальные движения активно поддержали право народов на самоопределение.

В 80-ые годы усилились национальные движения шотландцев, уэльсцев. До 1707 года Шотландия была полностью независимым государством, а в Уэльсе живет самобытный народ кельтского происхождения. Акт 1707 года об унии Шотландии и Англии имел форму международного договора. Закон об объединении между двумя странами не может и не должен действовать дольше, чем этого желали бы обе страны. Шотландская национальная партия выступает за национальное самоопределение Шотландии. По мнению руководителей партии, каждая нация имеет право иметь собственный парламент и правительство. Идея независимости всегда пользовалась поддержкой народа в Шотландии. В 1950 году Шотландская национальная партия собрала 2 млн. подписей под петицией с требованием предоставления независимости Шотландии, При населении в 5 млн. это было очень существенной поддержкой. Шотландская национальная партия выступает за проведение референдума о независимости Шотландии. Националистическая партия Уэльса ставит вопрос об отделении от Великобритании и вступлении в ООН.

Важно отметить, что Глава римско-католической церкви Иоанн Павел II на Генеральной ассамблее ООН заявил о неотложной необходимости защиты прав наций и обратился с предложением выработать документ по данной теме, аналогичный Всеобщей декларации прав человека. Идея Римского папы о том, что "предпосылкой для соблюдения прав нации должно быть само ее существование" прозвучала весьма актуально для многих народов планеты. Римский понтифик подчеркнул: "Никто -ни само государство, ни другая нация, ни международная организация не в праве устанавливать, что отдельная нация недостойна существования". Выступление Иоанна Павла II в ООН принципиально по новому рассматривает права человека, куда включаются права наций. Напомню, что в речи папы римского в 1979 году в ООН говорилось только о соблюдении прав человека. Папа римский Иоанн Павел II полностью поддержал право народов на самоопределение.

В конце XX века в Великобритании появились новые формы социальных движений, ставшие существенным элементом жизни общества, его развития. Произошли значительные структурные и экономические сдвиги. Выявилось новое социальное деление общества. В десять раз увеличилось число англичан, которые стали акционерами и собственниками. Появились нетрадиционные, альтернативные формы социального, соперничества. Новые социальные движения стали большо ориентироваться на действительное волеизъявление народа. В Великобритании функционирует около 250 тысяч добровольных организаций. Каждый потертый англичанин так или иначе участвует в деятельности новых социмльных движений.

Социально-политическая активность англичан не просто гарантировала защиту естественных прав человека от посягательств государства, но сама представляла ценность как форма развития и реализации человеческих возможностей. Путем политической активности человек совершенствуется как интеллектуально, так и духовно, в нем ликвидируется внутрипсихическая напряженность, происходит отвлечение от антисистемной активности. Новые социальные движения или альтернативные социальные движения связаны с процессом увеличения роли прямой демократии за счет представительной.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 380 ; Мы поможем в написании вашей работы!

II мировая война поставила экономику Великобритании в тяжёлое положение. Для полного восстановления и достижения необходимого уровня потребовалось ЧОЧТИ 40 леї', в течение которых пришлось преодолеть ряд экономических кризисов - 70-х, 80-х, 90-х годов.

Правительство консерваторов, пришедшее к власти в 1979 году, возглавила энергичная М,Тэтчер, которая предложила '•овершенно новую экономическую программу, радикально Сличавшуюся от прежней и вошедшая в историю как

неоконсерватизм. Она отвергла жёсткое государственна регулирование экономики, то есть идею кейнсианства.

Новое правительство, проанализировав ситуацш пришло к выводу о необходимости устранения ряда недостатков социально-экономической системе:

  1. в стране чрезмерная власть оказалась в рук: профсоюзов, которые, руководствуясь личныь интересами, шантажировали крупнь предпринимателей угрозами забастовок;
  2. в Англии действовало чрезмерщ налогообложение с самыми высокими в ми] ставками подоходного налога - 83%;
  3. чрезмерная инфляция;
  4. чрезмерная власть в руках государства.

М.Тэтчер намеревалась остановить проце долговременного спада экономики путём политики «монетаризма сокращения расходов и налогообложения, обуздания влас- профсоюзов, отказа в субсидиях предприятий-банктротов приватизации государственных отраслей.

С августа 1984 года по май 1987 года в частну собственность были переданы 9 важнейших концернов (0K0J трети всей собственности государства в промышленности - в то числе телекоммуникации, предприятия газовой, сталелитейш промышленности, электроэнергетика и водоснабжение). По 4HCJ акционеров Великобритания заняла 11 место в мире после США. j

Государственные предприятия, которые не был] приватизированы, тоже подверглись перестройке. Им бьи| предоставлены большая хозяйственная самостоятельность 1 финансовая автономия.

Важным направлением новой экономическс политики консерваторов стала поддержка малого и средне!

бизнеса, который стал новой силой в структуре хозяйства Великобритании.

Правительство активно поддерживало ТНК, в которых британский капитал играл важную роль. Специфической особенностью английской экономики является высокая степень «интернационализации» в ведущих отраслях производства. Лишь немногие сферы промышленного производства опирались на прочный внутренний рынок (химическая и аэрокосмическая отрасли), остальные были связаны с международными корпорациями.

Следствием проводимой политики стал экономический рост страны в 80-90-е годы в среднем на уровне 3-4 % в год, что в тот период было выше, чем в других западноевропейских странах.

Важной мерой, стимулирующей развитие

экономики, являлось снижение ставки подоходного налога и сокращение расходов на содержание государственного аппарата. Государство устранялось от прямого вмешательства в решение хозяйственных задач.

Трудноразрешимой задачей оказалась борьба с инфляцией, однако и здесь наметились положительные сдвиги: если в 1980 году она составляла 16%, то уже в 1983 году упала до 4%, хотя в последующие годы колебалась в пределах 6%.

Подъём в экономике начался с середины 1985 года. Повысились доходы населения с резким снижением нормы

сбережений. Занятость в отраслях экономики возросла на 1,2%, снизилась безработица.

Однако наряду с положительными сдвигами

наблюдается ряд проблем. В обществе усилилась социальная поляризация, вызванная сокращением социальных расходов и жестким контролем заработной платы.

налогообложения, предусматривающего введение нового избирательного закона, способствовала приходу к власти нового премьер-министра Дж.Мейджора весной 1990 года.

Новый премьер не изменил экономической программы Тэтчер, и первая половина 90-х годов была продолжением в развитии частного предпринимательства, активной

государственной политики в финансировании наукоёмка производства, стимулирования развития малого и среднего бизнес Благодаря усилиям нового премьера Англия 2 авгур 1993 года подписала Маастрихтские соглашения в рамках ЕЭ Договор предусматривает введение новой денежной единиц «прозрачность» границ и создание негосударственных органовi регулировании экономических и политических вопросов.

Важным достижением нового правительства явило улучшение торгового баланса. За период 1991-95 годы удало обеспечить устойчивый экономический рост и снижение темпі инфляции, самых низких за период с начала 60-х годе Значительно улучшилось состояние платёжного баланса, который 1995 году впервые, начиная с 1987 года, был сведён с активну сальдо. )

Новый премьер Тони Блэр, пришедший на сме* Мейджору, не изменил экономическому курсу консерваторов. j Таким образом, подводя итоги экономическое развития Англии в 80-90-е годы, следует о тметить, что «Тэтчериз» применительно к условиям Британии, оказался весь» эффективным. Лицо Англии существенно изменилось. «ТэтчерИЗ!> как британская модель неоконсерватизма подтвердил, lt;т капитализм оказался гибкой системой, способной приспособлять* к изменяющимся условиям, перестраиваться и модернизироваться)

Читайте также: