Подтверждение работы спецтехники для налогового учета

Опубликовано: 14.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Какие первичные документы по использованию ГСМ на строительном участке обязательны к применению для:
- буровых установок,
- экскаваторов,
- бульдозеров,
- погрузчиков,
- бетоносмесителя CARMIX,
- автомобиля КамАЗ,
- другой строительной техники?
Достаточно ли ведомости по заправке ГСМ на объекте в разрезе каждой единицы техники?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Списание ГСМ осуществляется на основании акта. В указанный акт включаются данные из путевых листов, составленных на работу автомобилей, и путевых листов (рапортов, расчетных листов), составленных на работу спецтехники.

Обоснование вывода:
В силу п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ), при условии, что затраты, понесенные для осуществления деятельности:
- экономически обоснованы;
- направлены на получение дохода;
- документально подтверждены.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Подтверждающими документами в целях налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ)*(1).
Как указывает финансовое ведомство, для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и имеющие обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 названного закона, письма Минфина России от 19.01.2015 N 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 N 03-03-06/1/62458).
Таким образом, первичные учетные документы служат основанием для отражения фактов хозяйственной жизни организации в бухгалтерском учете и информации для определения налоговой базы в налоговом учете (ч. 1 ст. 9 и ч. 1 ст. 10 Закона N 402-ФЗ, ст. 313 НК РФ). Факт хозяйственной жизни - это сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств (п. 8 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
В рассматриваемой ситуации документально необходимо подтвердить такой факт хозяйственной жизни организации, как использование горюче-смазочных материалов (ГСМ) для производственных нужд.
В бухгалтерском учете ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов (МПЗ) (п. 42 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, далее - Методические указания). Под ГСМ следует понимать любые виды топлива (бензин, газ, дизтопливо и пр.), а также масла и смазки. В налоговом учете организация может учитывать расходы на ГСМ либо в составе материальных расходов в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ (топливо (газ, дизтопливо, бензин), масла, смазки), либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ как затраты на содержание служебного транспорта. Все зависит от того, как используется то или иное транспортное средство.
Налоговым законодательством расходы на ГСМ прямо не отнесены к нормируемым, поэтому организация может учесть расходы на ГСМ в размере фактических затрат. Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для транспортных средств налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 N АМ-23-р (письмо Минфина России от 27.01.2014 N 03-03-06/1/2875). В рассматриваемом случае следует руководствоваться п.п. 9, 10, 11, 12, 15 Методических рекомендаций.
МПЗ списываются с учета в производство на основании актов на списание МПЗ (п. 98 Методических указаний, постановление Двадцатого ААС от 25.05.2009 N 20АП-1770/2009 (определением ВАС РФ от 06.04.2011 N ВАС-16264/09 оставлено без изменения)).
Форма данного документа не установлена, поэтому организация должна его самостоятельно разработать с учетом ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
По мнению уполномоченных органов, для списания ГСМ одних только документов, подтверждающих приобретение и оплату ГСМ, недостаточно. Документы об оплате ГСМ подтверждают лишь факт покупки и оплаты топлива, но не подтверждают использование транспорта в производственных целях. То же самое можно сказать о ведомости по заправке ГСМ, так как эта ведомость подтверждает лишь наполнение топливного бака транспортного средства и спецтехники, но не количество, которое использовано организацией фактически в производственных целях (разница между количеством залитого в бак топлива и его остатком в баке).
Уполномоченные органы считают, что документом, который подтверждает использование транспорта в производственных целях и, как следствие, обоснованность затрат на ГСМ, является путевой лист. Таким образом, если организация не оформляет путевые листы (или оформляет их не полностью), это является основанием для непризнания налоговым органом расходов на ГСМ. При этом многие суды поддерживают позицию налоговых органов (письма Минфина России от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354, от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, УФНС России по г. Москве от 07.07.2008 N 20-12/064123.2, от 12.10.2007 N 28-11/097861, постановления АС Уральского округа от 03.10.2018 N Ф09-5972/18, АС Московского округа от 21.08.2018 N Ф05-12699/18, АС Волго-Вятского округа от 27.11.2017 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2016 N Ф06-15152/16, АС Северо-Кавказского округа от 11.09.2015 N Ф08-6427/15).
Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 (далее - постановление Госкомстата N 78) утверждены согласованные с Минфином России и Минэкономики России формы первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов.
В рассматриваемой ситуации из приведенных в указанном постановлении документов организация может использовать формы: N ЭСМ-2 "Путевой лист строительной машины" и (или) N ЭСМ-3 "Рапорт о работе строительной машины (механизма) (для учета работы бульдозеров, экскаваторов, кармиксов, буровых установок, погрузчиков). Если какие-то виды техники являются колесными транспортными средствами с закрепленным на них специальным оборудованием (например, погрузчики, буровые установки), то для учета их работы можно использовать форму N 3 спец. "Путевой лист специального автомобиля". Для учета работы грузового автомобиля можно использовать форму N 4-п "Путевой лист грузового автомобиля".
Обратим также внимание, что с 01.01.2013 (дата вступления в силу Закона N 402-ФЗ) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (в том числе утвержденные постановлением Госкомстата N 78), не являются обязательными к применению. При этом организации вправе применять при оформлении хозяйственных операций унифицированные формы первичных учетных документов либо формы документов, разработанные самостоятельно (информация Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012, письма Минфина России от 04.02.2015 N 03-03-10/4547, от 27.05.2014 N 03-03-10/25243).
Формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). При этом первичные учетные документы должны содержать обязательные реквизиты, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, и их формы утверждаются в учетной политике организации (п. 4 ПБУ 1/2008).
Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Например, необходимость оформления путевого листа при перевозке грузов автомобильным транспортом продиктована ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Устав). Поэтому составление его является обязательным.
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава). Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, для осуществления, в частности, перевозок грузов автомобильным транспортом. Его обязательные реквизиты и порядок заполнения должны применяться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими, в частности, грузовые автомобили, например, автомобили КамАЗ (п.п. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152, далее - Приказ N 152).
Необходимо учитывать, что бульдозер, трактор, экскаватор не являются автомобильным транспортом и потому подлежат регистрации в органах гостехнадзора (п. 2 постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938). Поэтому положения Устава и Приказа N 152 при эксплуатации спецтехники не применяются (ч.ч. 1, 2 ст. 1 Устава), что нельзя сказать о грузовых автомобилях или специальных автомобилях.
Таким образом, организация обязана оформлять путевые листы на грузовые и специальные автомобили. Форма путевого листа может быть разработана организацией самостоятельно с учетом требований Приказа N 152 и ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, либо можно использовать унифицированные формы N 4-п и N 3 спец.
В отношении спецтехники также необходимо оформлять документ (например, путевой лист либо расчетный лист или рапорт), который должен содержать, помимо реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, также данные: о собственнике техники, машинисте (водителе), о государственном регистрационном знаке техники, о месте работы техники, показания спидометра (время работы двигателя), о количестве топлива в баке на начало работы на участке (смены), о количестве полученного во время работы топлива, о количестве топлива в баке по завершении работы (смены). Можно использовать унифицированные формы N ЭСМ-2 и (или) N ЭСМ-3.
Данные из путевых листов (расчетных листов, рапортов) за месяц (можно за день) включаются в акт на списание ГСМ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет горюче-смазочных материалов;
- Энциклопедия решений. Путевой лист;
- Примерная форма путевого листа грузового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 7 ноября 2017 г.) (подготовлено экспертами компании "ГАРАНТ");
- Примерная форма акта списания горюче-смазочных материалов (подготовлено экспертами компании "ГАРАНТ");
- Спецтехника на производственном предприятии (Л.А. Козырева, журнал "Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2017 г.);
- Составляем акт списания ГСМ, чтобы отразить в налоговом учете весь фактический расход топлива (М. Иванов, "Российский налоговый курьер", N 3, февраль 2015 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

26 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письмо Минфина России от 22.02.2013 N 03-03-06/1/5002).

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Рассмотрим, какие первичные документы следует использовать в ситуации, когда фирма оказывает транспортные услуги по обеспечению заказчика транспортными средствами и спецтехникой при этом для исполнения договоров со своими заказчиками она привлекает другую организацию (собственника транспортного средства), с которой у нее заключен длительный договор на оказание транспортных услуг

Акт оказания транспортных услуг

Гражданский кодекс (ст. 779-782 ГК РФ) не содержит специальных положений о том, каким образом оформляется приемка заказчиком услуг, оказанных исполнителем, вследствие чего и в силу статьи 783 Гражданского кодекса для этой цели подлежат применению общие положения о подряде (ст. 702-729 ГК РФ).

Так, сторонам предоставлена возможность (п. 2 ст. 720 ГК РФ) удостоверить приемку оказанных услуг путем составления акта либо иного документа (пост. Восьмого ААС от 03.06.2015 № 08АП-2965/15).

Таким образом, для обоснования факта оказания услуг по обеспечению организации транспортными средствами можно составить акт оказанных услуг.

Как указывает финансовое ведомство, для подтверждения расходов, учитываемых для целей налогообложения, используются первичные документы, соответствующие требованиям закона «О бухгалтерском учете» (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее - Закон № 402-ФЗ)) и имеющие обязательные реквизиты первичного документа (ч. 2 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (письма Минфина России от 19.01.2015 № 03-03-06/1/879, от 05.12.2014 № 03-03-06/1/62458, от 22.02.2013 № 03-03-06/1/5002).

Форма акта оказанных услуг может быть согласована сторонами договора в качестве приложения к договору. В акте оказанных услуг необходимо подробно указать виды предоставленных транспортных средств, количество отработанных часов и другие необходимые данные. Подписание акта будет свидетельствовать о том, что стороны договора подтверждают указанные в акте данные.

Другие документы, подтверждающие оказание транспортных услуг

По разъяснениям Минфина России (информация Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012), с 1 января 2013 года (даты вступления в силу Закона № 402-ФЗ) формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78 (далее - Постановление Госкомстата № 78)), не являются обязательными к применению. При этом организация вправе использовать для оформления хозяйственных операций унифицированные формы первичных учетных документов либо формы документов, разработанные самостоятельно (письма Минфина России от 04.02.2015 № 03-03-10/4547, от 27.05.2014 № 03-03-10/25243).

Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (помимо Закона № 402-ФЗ).

Например, необходимость оформления путевого листа при перевозке грузов продиктована нормой закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (далее - Устав)). Поэтому составление его является обязательным.

Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Устава).

Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, в частности, для осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом. Его обязательные реквизиты и порядок заполнения должны применяться всеми юридическими лицами, эксплуатирующими, в частности, грузовые автомобили (пп. 2, 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152 (далее - Приказ № 152)). Заметим, что среди обязательных реквизитов путевого листа нет отметок заказчика услуг и отрывных талонов.

Из приведенных положений Устава и Приказа № 152 следует, что путевые листы необходимы той организации, сотрудники которой фактически осуществляют работы на транспорте или спецтехнике. Путевые листы подтверждают, что техника работала, а не простаивала, а также являются документальным обоснованием расходов на ГСМ. В рассматриваемом случае главное лицо, заинтересованное в наличии путевых листов, - это организация - собственник транспортных средств (в рассмотренном ранее примере - организация 2). Организации - конечному заказчику путевые листы, по сути, не нужны. Для подтверждения факта оказанных услуг ей также достаточно иметь акты оказанных услуг.

Обратим внимание на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда (пост. Девятого ААС от 19.01.2016 № 09АП-56934/15). Причиной данного судебного разбирательства между налогоплательщиком и налоговым органом послужил следующий факт. Заказчик транспортных услуг включил затраты в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, и принял к вычету НДС на основании документов, по которым исполнитель услуг не отразил доход от реализации и не исчислил НДС к уплате. Поэтому, устанавливая реальность совершения хозяйственных операций, суд затребовал у заказчика путевые листы, справки расчета за выполненные работы (услуги) (по форме ЭСМ) с указанием отработанных машино-часов (так как из представленных актов оказанных услуг невозможно было установить фактический объем и характер оказанной исполнителем услуги). В них не были указаны транспортные средства, количество отработанных часов, объекты, на которых производились работы. Похожая ситуация рассматривалась в постановлении другого суда (пост. ФАС ВВО от 09.08.2013 № Ф01-10185/13).

Таким образом, можно сделать вывод, что если для подтверждения расходов составляется только акт оказанных услуг, то в нем необходимо отразить более подробно информацию об оказанных услугах. Либо можно составить подробный отчет к акту. При этом важно, чтобы документы имели обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

В рассмотренном ранее примере стороны договоров определили, что помимо актов оказанных услуг составляются сменные рапорты.

Формы рапортов о работе строительных машин и механизмов (№ ЭСМ-1 - о работе башенного крана, № ЭСМ-3 - о работе строительной машины (механизма) при почасовой оплате, № ЭСМ-4 - о работе строительной машины (механизма) при выполнении задания на сдельные работы), а также указания по их применению (далее - Указания) утверждены ранее упомянутым Постановлением Госкомстата № 78. Применение данных форм в настоящее время не является обязательным.

Из Указаний следует, что все приведенные формы рапортов применяются в специализированных организациях для учета работы строительных машин и механизмов и являются основанием для получения исходных данных при начислении заработной платы обслуживающему персоналу. Эти документы также подтверждают расход ГСМ. Результаты работы и простоев строительной машины (механизма) отражают на оборотной стороне рапорта и подтверждают подписью и штампом заказчика. Рапорты составляют в одном экземпляре.

То есть составлять указанные рапорты могут только организации, которые фактически оказывают услугу по предоставлению транспортных средств, начисляют заработную плату машинистам (водителям) и учитывают расходы на ГСМ. В рассмотренном ранее примере только организация 2 может составлять такие рапорты, а организация 1 этого делать не должна. Кроме того, подписывать указанные рапорты и заверять их штампом должна организация - конечный заказчик, так как только она является потребителем услуг по работе техники и может заполнить все необходимые поля рапортов. Услуги по предоставлению техники рапорты не подтверждают.

То же самое можно сказать о справке по форме № ЭСМ-7 «Справка о выполненных работах (услугах)», которая используется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами. Данная форма выписывается на каждый рапорт № ЭСМ-1, ЭСМ-3 (путевой лист строительной машины № ЭСМ-2) на основании указанных в них данных. Форму составляют в одном экземпляре, в обязательном порядке заверяют печатью заказчика и передают в бухгалтерию организации-исполнителя, которая использует ее как приложение к документу, выставляемому заказчику для оплаты.

Таким образом, из прямого прочтения Указаний следует, что форма № ЭСМ-7 (или аналогичная) хотя и заверяется организацией-заказчиком, но фактически используется организацией - собственником спецтехники для выставления счета организации-заказчику. То есть оригиналы рапортов и справок должны быть у организации 2. По мнению авторов, наличие у заказчиков данных документов для подтверждения расходов не требуется. Порядка заполнения рапортов и справки для ситуаций, аналогичных рассмотренной в статье, Указаниями не предусмотрено.

Поэтому, по мнению авторов, в рассматриваемой ситуации для документального подтверждения расходов как для организации 1, так и для конечного заказчика достаточным будет иметь акты оказанных услуг, максимально отражающие характер оказанных услуг, либо акты оказанных услуг с приложением к ним подробных отчетов. Подтверждением тому служит арбитражная практика (пост. ФАС ПО от 21.10.2010 по делу № А49-442/2010, ФАС УО от 11.11.2010 № Ф09-8930/10-С2, ФАС ЗСО от 01.07.2008 № Ф04-3677/2008(6731-А46-26), от 05.03.2007 № Ф04-231/2007(31203-А70-25), ФАС МО от 03.09.2008 № КА-А40/8214-08).

Почему спецтехнику лучше нанимать «с экипажем»? В каком случае простой арендованных «единиц» оплатит сам арендодатель? И можно ли заставить временного владельца платить за то, что он не использовал технику для работы в две смены? Анна Мишина ответила на эти и другие вопросы найма специализированного транспорта и оборудования.

Как правило, спецтехникой называют транспортные средства или оборудование, предназначенные для выполнения специфических задач. Сюда относятся, например, автокраны и машины-бетономешалки, разные виды грузовых фургонов, а еще машины для транспортировки легковых автомобилей, экскаваторы, погрузчики, контейнеровозы, эвакуаторы, тракторы. Конечно, компаниям, для которых строительство или грузоперевозки не являются основными видами деятельности, приобретать в собственность такие агрегаты не имеет смысла. Гораздо проще и выгоднее при необходимости взять спецтехнику в аренду.

В принципе, договор аренды спецтехники с экипажем (или оператором) строится по общей «канве» обычного арендного соглашения. Вместе с тем данный вид контракта обязательно требует ряда особых формулировок и специфических условий. Начнем с того, что в самом предмете договора нужно четко указать, какое именно оборудование вы арендуете и предполагается ли при этом дополнительная комплектация. Там же следует указать модель транспортного средства или взятого в пользование оборудования, его цвет и технические параметры (например, грузоподъемность), а также номера двигателя, шасси, номер и цвет кузова и пр.

Следует помнить, что управлять таким «особым» транспортом или работать на столь «нестандартном» оборудовании тоже нужно уметь. Поэтому многие бизнесмены предпочитают оформлять договор аренды с экипажем. «Во-первых, – объясняет московский адвокат Сергей Воронин, – такое “сопровождение” позволяет арендатору существенно минимизировать затраты на эксплуатацию и обслуживание техники и сэкономить на обучении своих сотрудников работе с незнакомым и дорогостоящим оборудованием. И, во-вторых, снижает риск неправильной эксплуатации арендованного имущества. Ведь, как уже было сказано, этим будет заниматься специалист, присланный владельцем имущества».

Вопрос оплаты

Отдельно следует остановиться на вопросе оплаты. В договоре она может как быть четко фиксированной, так и определяться по здесь же установленному алгоритму: в зависимости от тарифных ставок, привязки к курсу валют и пр. Арендная плата может зависеть и от графика использования спецтехники. «Как показывает практика, арендодатели довольно часто включают в контракт подобные условия, – предупреждает Сергей Воронин, – но специалисты, работающие на арендованной технике, должны это делать согласно строго установленным нормативам. И если вдруг им придется переработать, то есть оказывать услуги сверх нормы, это тоже должно оплачиваться, причем, по сравнению со “стандартной” ставкой, в большем размере».

Согласовывая договорные выплаты, в арендном соглашении следует сразу зафиксировать, будут ли входить в оплату контракта, помимо непосредственно арендной платы, деньги за сборку или демонтаж спецтехники, а также стоимость ее доставки до места работ.

Кроме всего вышеперечисленного, за основу расчета может быть принята стоимость фактического использования транспортного средства. В этом случае следует иметь в виду, что если у арендатора не было реальной возможности пользоваться техникой по вине арендодателя, то деньги ему не перечисляется. Например, одна компания взяла в аренду башенный кран, но использовать его по назначению не смогла, так как он не был обеспечен подводящим кабелем и экипажем, к нему не был установлен электрический шкаф для подключения кабеля. И когда арендатор перечислил собственнику деньги лишь за время фактического пользования транспортным средством, последний обратился с иском к ответчику о взыскании арендной платы за пользование ТС с предоставлением услуг по управлению и эксплуатации, а также процентов за пользование чужими средствами. Но судьи всех трех инстанций встали на сторону арендатора. Служители Фемиды отметили, что оплата была взыскана четко исходя из количества отработанных техникой часов (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 декабря 2010 г. по делу № А70-3501/2010).

Работа в две смены

Впрочем, с «привязкой» арендной платы к фактически отработанному времени могут возникнуть и другие сложности. Например, не так давно две компании не смогли разобраться с оплатой за аренду спецтехники, некоторые единицы которой, согласно контракту, могли работать в две смены.

Ситуация сложилась следующая. Подписывая договор аренды строительной техники с экипажем, партнеры установили, что сумма ежемесячной платы определяется на основании фиксированных ставок арендной платы по каждой единице имущества и фактического количества машино-часов, отработанных техникой, подтверждаемых табелями учета рабочего времени, подписанными представителем арендатора на стройплощадке. При этом другое условие договора позволяло арендатору отказаться от аренды всего либо части имущества. И вот, через некоторое время арендатор воспользовался «отказным» правом. При этом он письменно известил арендодателя о демобилизации сначала четырех единиц техники, а чуть позже и остального арендованного имущества. Однако собственнику это не понравилось. В ответ на «отказные» заявления он выслал компаньону претензию, в которой просил использовать неправильно демобилизованную технику либо оплатить упущенную выгоду. И после того как ответа от арендатора не последовало, владелец имущества обратился в арбитражный суд.

За основу расчета может быть принята стоимость фактического использования транспортного средства. В этом случае следует иметь в виду, что если у арендатора не было реальной возможности пользоваться техникой по вине арендодателя, то деньги ему не перечисляются.

Изучив документы, арбитры всех трех инстанций отметили, что арендатор безусловно обладал правом отказа от пользования техникой (всей или какой-то ее части), но лишь при условии, что он в четко определенный договором срок известит об этом арендодателя.

Поскольку ответчик неоднократно отказывался от аренды различных единиц техники, не соблюдая установленный срок уведомления, то арбитры сделали обоснованный вывод о правомерности взыскании с ответчика убытков, выразившихся в неполученном доходе, на который арендодатель обосновано мог бы рассчитывать, если бы отказ происходил так, как того требует контракт.

А вот сумма, которую арендодатель хотел получить от незадачливого компаньона, показалась судьям слегка завышенной. Дело в том, что истец рассчитывал размер упущенной выгоды исходя из того, что, согласно условиям контракта, ответчик был вправе запросить арендодателя обеспечить работу оборудования в две смены. Поэтому некоторые позиции техники фигурировали в акте и расчетах дважды. Однако, подчеркнули арбитры, прописанная в контракте возможность двусменной работы не влияет на распределение обязанностей по оплате за фактически отработанное время (в договоре не шла речь об обязательной работе в две смены тех или иных арендованных единиц). Поэтому судьи всех трех инстанций признали исковые требования правомерными, но лишь в отношении техники в однократном размере (постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 3 августа 2015 г. и определение ВС РФ от 23 ноября 2015 г. № 303-ЭС15-15252 по делу № А59-4759/2014).

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.

Подтверждение эксплуатации строительных машин и механизмов на объекте для расчетов за выполненные работы

Для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами) предназначена унифицированная форма № ЭМС-7 «Справка для расчетов за выполненные работы (услуги)».

Она применяется для производства расчетов организации с заказчиками и для подтверждения выполненных работ (услуг) строительными машинами (механизмами).
Составляется в одном экземпляре представителями заказчика и организации — исполнителя работ (услуг) на основании данных путевого листа (форма N ЭСМ-2) или рапортов (формы N N ЭСМ-1, ЭСМ-3).
Справка заверяется печатью заказчика, передается в бухгалтерию организации, которая использует ее как приложение к актам КС-2 и КС-3.
В верхней строке бланка по центру указывают реквизиты предприятия и заказчика, ниже – наименование и адрес объекта, наименование и марку машины и фамилии машинистов. Далее в графы таблицы вписывают виды работ, их коды и наименование, количество отработанных машино-часов и их стоимость. Также указывают простои по вине заказчика. Количество отработанных машино-часов вписывают прописью.
Стоимость работ, описанных в справке для расчетов за выполненные работы (услуги) формы ЭСМ-7 в обязательном порядке указывается в ценах, по которым осуществляются расчеты Исполнителя и Заказчика.

Внимание! В справке № ЭСМ-7 предусмотрен такой важный реквизит, как наименование и адрес объекта строительства. Без этой информации расходы компании на строительные машины не будут считаться экономически оправданными (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Для организации оперативного и бухгалтерского учета работы строительных машин и механизмов могут использоваться формы первичной учетной документации (утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78):
• рапорт о работе башенного крана (форма ЭСМ-1) — применяется в управлениях механизации для учета работы мостовых, самоходных, козловых и других башенных кранов при часовой оплате труда и является основанием для начисления заработной платы. Он выписывается в одном экземпляре на декаду и заполняется ежесуточно машинистами башенного крана.
• путевой лист строительной машины (форма ЭСМ-2) — применяется для учета работы строительной машины на автомобильном ходу при часовой оплате труда и является основанием для начисления заработной платы обслуживающему персоналу. Выписывается в одном экземпляре и выдается на смену, на день или декаду. Выезд и возвращение строительной машины оформляет диспетчер, механик, машинист и подтверждается подписью и штампом заказчика.
• рапорт о выработке строительной машины (механизма) (форма ЭСМ-3) — применяется для учета работы строительной машины при часовой оплате обслуживающему персоналу. Выписывается в одном экземпляре. Результаты работы или простоев ежедневно подтверждаются подписью и штампом заказчика.
• рапорт-наряд о работе строительной машины (механизма) (форма ЭСМ-4) — применяется для имеющихся на балансе строительной организации машин и механизмов, для оформления и учета выполнения задания на сдельные работы, измеряемые в натуральном выражении. Он заполняется в одном экземпляре на одного заказчика. Выполненные работы подтверждаются подписью и штампом заказчика или лицом, ответственным за их выполнение.
• карта учета работы строительной машины (механизма) (форма ЭСМ-5) — заполняется при ручной обработке данных для учета отработанного времени строительной машины, а также выполненного объема работ. Ведется в одном экземпляре в производственном отделе управления механизации. Заполняется на основании форм № ЭСМ -1,2,3,4.
• журнал учета работы строительных машин (механизмов) (форма ЭСМ-6) — применяется для учета и контроля ежедневной работы больших и малых строительных машин. Журнал ведется у заказчика строительных машин и в строительных организациях, имеющих строительную технику на балансе, и заполняется прорабом строительства.
• справка для расчетов за выполненные работы (услуги) (форма ЭСМ-7). Помимо этого справка имеет код по классификатору ОКУД 0340007.

Количество машино-часов (смен) и объем работ, выполненных каждым видом машин и механизмов на соответствующих объектах, берутся из отчета главного механика (производителя работ), представляемого в бухгалтерию ежемесячно, который составляется на основании данных журнала учета работы строительных машин ЭСМ-6.

На работу мелких машин первичные документы не ведутся. По ним учитывается только календарное время нахождения их на строительных объектах. В конце месяца по этим машинам составляется отчет, в котором отражается количество отработанных каждой машиной смен в разрезе объектов строительства.

Для проведения работ организацией — подрядчиком могут быть использованы свои собственные машины (механизмы), находящиеся на балансе организации или арендованные ей на определенный срок, а также услуги специализированных сторонних организаций.

При использовании для строительных работ машин и механизмов, принадлежащих строительной организации на праве собственности, применяются формы N N ЭСМ-4 и ЭСМ-6.
В организациях, специализирующихся на оказании услуг по предоставлению строительных машин и механизмов, используются формы N N ЭСМ-1, ЭСМ-2, ЭСМ-3.

Какие документы нужны для утилизации спецтехники (бульдозер, цементовоз, экскаватор) юридическим лицам при обращении в специализированные компании, оказывающие соответствующие услуги?

Алина Новикова

Самостоятельно утилизировать крупногабаритное оборудование и транспорт не рекомендуют по нескольким причинам. Демонтаж – потенциально опасная процедура, а конструкция спецтехники включает материалы, способные нанести ущерб здоровью людей и окружающей среде. Поэтому такую процедуру доверяют предприятиям, сотрудники которых утилизируют спецтехнику с соблюдением норм безопасности без лишнего риска.

Спецтехнику нужно утилизировать:

  • чтобы минимизировать риск загрязнения окружающей среды опасными отходами;
  • для экономии добываемых природных ресурсов;
  • чтобы предупредить появление несанкционированных свалок;
  • для переработки полученного при демонтаже сырья и его повторного использования.

Чтобы списать отработанную спецтехнику и она не оставалась на балансе фирмы, рекомендуют учесть несколько юридических тонкостей. Использование услуг специальных предприятий позволит избавиться от техники в кратчайшие сроки и исключит риск нарушений.

Владелец обязан списать спецтехнику с баланса предприятия, прежде чем утилизировать ее. Списание должно осуществляться в установленном порядке. Затем проводят техническую экспертизу для оценки состояния техсредства и определяют остаточную стоимость. Руководитель предприятия издает приказ об утилизации.

Перед утилизацией собственник должен снять машину с регистрационного учета в государственных органах. При этом нужно убедиться, что пошлины и налоги на транспорт оплачены, задолженностей нет. Затем можно обратиться на предприятие, которое выполнит утилизацию.

Владельцу потребуется предоставить:

  • письменное заявление;
  • техпаспорт на утилизируемую машину;
  • удостоверение личности владельца;
  • документ, подтверждающий право собственности.

Документы, необходимые для юридического лица:

  • паспорт транспортного средства;
  • государственные регистрационные знаки;
  • свидетельство о регистрации;
  • акт о списании основных средств ОС-4;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность (при необходимости).

Стоимость утилизации определяет представитель компании после проведения экспертизы. При этом составляется акт списания, отражающий характеристики агрегата. После оценки владелец получает денежную компенсацию, а представители компании забирают техсредство.

Выведенную из эксплуатации машину перевозят на место, где проводят демонтаж. Если перевезти ее в собранном виде нельзя, ее частично разбирают на территории клиента. Прежнему собственнику предоставляют свидетельство о том, что машина передана в утиль и больше не является собственностью предприятия.

Представители компании выполняют утилизацию в соответствии с установленными правилами. Порядок процедуры может отличаться и зависит от характеристик спецтехники.

Общие этапы следующие:

  • демонтаж и разборка отдельных узлов, агрегатов, элементов конструкции;
  • сортировка демонтированных деталей в зависимости от материалов, условий хранения;
  • переработка демонтированных деталей с применением специального оборудования;
  • переплавка металлических частей;
  • отдельная переработка пластиковых и резиновых деталей.

Утилизация транспортных средств происходит на специализированных пунктах приема металлических отходов. Собственник транспорта, после снятия автомобиля с учета в ГИБДД может обратиться в подобную организацию, они заберут автомобиль под утилизацию, оформят договор и предоставят значительную скидку на приобретение нового автомобиля отечественного производства у официального дилера.

Читайте также: