Подоходный налог в узбекистане на 2020 год

Опубликовано: 08.05.2024

С 1 января льготы по налогам предоставляются только Налоговым кодексом. Льготы по отдельным налогам могут предоставляться только в виде снижения налоговой ставки, но не более чем на 50% и не более чем на три года. Излишне взысканные налоги будут возвращать с процентами.

Министерство финансов и Государственный налоговый комитет (ГНК) Узбекистана сообщили о введении в действие с 1 января 2020 года Налогового кодекса в новой редакции. Ведомства перечислили основные изменения, произошедшие в порядке налогообложения юридических и физических лиц. Электронная версия Налогового кодекса опубликована в Telegram-каналах Минфина и ГНК.

В связи с принятием нового Налогового кодекса будут разработаны новые формы налоговой отчетности, которые доведут до всех налогоплательщиков после проведения правовой экспертизы и государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Ставки акцизного налога, земельного налога, налога за пользование водными ресурсами, минимальные ставки арендной платы для физических лиц, сдающих имущество в аренду, фиксированные суммы налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей, предельные ставки местных сборов, ставки сборов за приобретение и (или) временный ввоз на территорию Узбекистана автотранспорта, уплачиваемых владельцами (пользователями) автотранспортных средств при их регистрации в органах внутренних дел, и сборов за въезд на территорию и транзит по территории Узбекистана автотранспорта иностранных государств утверждены законом «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год».

Налоговая отчетность по земельному налогу, в части земель несельскохозяйственного назначения за 2020 год, представляется в налоговые органы по месту нахождения земельного участка по формам, действовавшим в 2019 году.

Справка о предполагаемой сумме налога на имущество и налога за пользование водными ресурсами за 2020 год представляется по форме, действовавшей в 2019 году.
За 2019 год расчеты по налогам представляются в соответствии с порядком и по формам, действовавшим в 2019 году в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом в новой редакции.

Что изменилось в налоговом законодательстве

Взамен единого социального платежа вводится социальный налог, единого налогового платежа — налог с оборота, фиксированного налога — налог на доходы физических лиц в фиксированном размере, с распространением на их плательщиков ранее предоставленных законодательством льгот и особенностей исчисления.

Льготы по налогам и другим обязательным платежам, а также пониженные ставки по налогам:

  • предоставленные Налоговым кодексом от 25 декабря 2007 года, — действуют до 1 апреля 2020 года;
  • решениями президента Узбекистана и Кабинета Министров, — действуют до истечения срока их действия.

Из состава Налогового кодекса выведены разделы государственной пошлины и сборов за право продажи алкогольной продукции, которые будут предусмотрены в отдельном законе «О государственной пошлине».

Бонусы для недропользователей (подписной бонус и бонус коммерческого обнаружения), которые являются специальными платежами разового характера, переносятся из Налогового кодекса в закон «О недрах».

До 1 апреля 2020 года налогоплательщики обязаны разработать учетную политику в целях налогообложения на 2020 год. Учетная политика в целях налогообложения определяется налогоплательщиком самостоятельно в произвольной форме и утверждается приказом руководителя.

Отменены специальные налоговые режимы для:

  • рынков с переводом их на уплату общеустановленных налогов. С 1 января 2020 года рынки взамен ранее действовавшего порядка налогообложения (50% от доходов), будут уплачивать:
  • общегосударственные налоги (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд сумов) — земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц, налог за пользование водными ресурсами, налог на добавленную стоимость и налог на прибыль по повышенной ставке в размере 20%;
  • налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд сумов), а также земельный налог с юридических лиц, налог на имущество юридических лиц и налог за пользование водными ресурсами;
  • физических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность с введением для них уплаты налога на доходы физических лиц. Для юридических лиц, осуществляющих гастрольно-концертную деятельность, вводятся налог с оборота (при объеме реализации в 2019 году менее 1 млрд сумов) или налоги, уплачиваемые в общеустановленном порядке (при превышении объема реализации в 2019 году более 1 млрд сумов). При этом размер государственной пошлины, взимаемой за право осуществления данной деятельности, снижается почти в 4 раза;
  • сельскохозяйственных товаропроизводителей с переводом их на уплату общеустановленных налогов или налога с оборота. При этом, для данной категории налогоплательщиков устанавливается нулевая ставка по налогу на прибыль, предоставляется льгота по налогу на имущество в части имущества, используемого для хранения сельхозпродукции, и по земельному налогу в части земель, на которых внедрена система капельного орошения.

Индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора уплаты налога на доходы физических лиц на основе декларации, либо уплаты налога в фиксированной сумме, которая с 2020 года в среднем снижается на 25%.

Налоговым кодексом в новой редакции предусмотрено, что счета-фактуры, как правило, выписываются в электронной форме. С 1 января 2020 года хозяйствующие субъекты при реализации товаров (услуг) обязаны выставлять и принимать счета-фактуры в электронном виде. Налогоплательщики вправе свободно выбирать оператора электронных счетов-фактур по собственному желанию. Отдельные операторы электронных счетов-фактур будут предоставлять свои услуги в начале 2020 года бесплатно.

В связи с необходимостью подключения большого количества налогоплательщиков к операторам электронных счетов, до 1 июля 2020 года налоговыми органами не будут применяться меры ответственности за нарушение установленного порядка.

ГНК и Минфин позже сообщат подробно о новом порядке оформления счетов-фактур, включая случаи, когда счета-фактуры можно оформлять на бумаге. До проведения правовой экспертизы и государственной регистрации порядка оформления счетов-фактур, налогоплательщики должны применять порядок, действовавший в 2019 году.

Аналогичный порядок применяется и в отношении онлайн контрольно-кассовых машин и виртуальных касс.

Вопросы налогового администрирования

Упраздняется право обращения налоговых органов по взысканию суммы, причитающиеся налогоплательщику от его дебиторов.

Внедряется механизм своевременного возврата суммы излишне уплаченного налога и ее зачета. При этом предусматривается уплата процентов налогоплательщику налоговым органом за каждый просроченный день возврата суммы налога. Усилена ответственность налоговых органов за несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных налогов. Излишне взысканные суммы налогов и финансовых санкций подлежат возврату с учетом процентов, начисленных исходя из ставки рефинансирования Центрального банка, действовавшей на период взыскания этих сумм.

Предусматривается новый порядок проведения налогового контроля, предоставляющий право налоговым органам на основе риск-анализа назначать камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки и налоговый аудит.

Налоговые проверки смогут осуществляться налоговыми органами только после принятия нормативно-правовых актов, предусмотренных Налоговым кодексом и регулирующих порядок их проведения.

В частности, новым Налоговым кодексом предусмотрены следующие виды налоговых проверок:

1. Камеральная налоговая проверка (изучение в налоговом органе отчетности налогоплательщика и ее сопоставление с данными таможенных органов, банков, энергопредприятий, кадастра), по итогам которой налогоплательщик должен внести изменения в налоговую отчетность либо предоставить обоснованные доводы.

Для проведения камеральной налоговой проверки нужен приказ руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При этом должностному лицу налогового органа в рамках проведения камеральной налоговой проверки предоставляется право истребования у налогоплательщика необходимых документов для подтверждения правильности начисления того или иного налога.

По итогам камеральной налоговой проверки финансовые санкции не применяются, но могут начисляться пени.

2. Выездная налоговая проверка (изучение с выездом на место отдельных показателей налогоплательщика), целью которой является фиксация фактов. Выездная налоговая проверка осуществляется для сбора информации по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также других обязательств.

По итогам выездной налоговой проверки доначисление налогов не производится.

3. Налоговый аудит — полноценное изучение соблюдения налогового законодательства налогоплательщиком, имеющим высокую степень риска при значительных оборотах. Налоговый аудит проводится у налогоплательщиков, отобранных на основании результатов анализа факторов риска неуплаты налогов.

По результатам налогового аудита могут осуществляться доначисление налогов и применяться финансовые санкции.

Вместе с тем, до 1 января 2022 года вводится порядок, в соответствии с которым налоговые органы уведомляют бизнес-омбудсмана о назначении налогового аудита.

Конкретизирован порядок урегулирования налоговых споров в досудебном порядке, а также установлены меры ответственности в зависимости от вида налогового правонарушения.

При этом решения налоговых органов, принятые по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

В новой редакции Налогового кодекса предусмотрены:

  • внедрение новых инструментов обеспечения уплаты налогов, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов на платной основе без участия коллегиальных органов (комиссий);
  • установление норм по противодействию уклонения от налогообложения, включая правила по «переквалификации сделок», отмену «лжесделок», непредставление вычетов по мошенническим сделкам.

Налоговый кодекс в новой редакции предусматривает, что после 1 января 2020 года льготы по налогам могут предоставляться только Налоговым кодексом. При этом налоговые льготы по отдельным налогам, за исключением налога на добавленную стоимость, акцизного налога при производстве и (или) реализации подакцизной продукции и налога за пользование недрами, могут предоставляться решениями президента Узбекистана только в виде снижения установленной налоговой ставки, но не более чем на 50% и сроком не более чем на три года.

Льготы по налогу на добавленную стоимость, в том числе при ввозе (импорте) на территорию Республики Узбекистан, не могут предоставляться с условием направления высвобождаемых от налогообложения средств на определенные цели.

Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года, и по ним регулярно будут публиковаться разъяснительные материалы.

Подоходный налог


Подоходный налог — это основной вид прямых налоговых платежей. Он взимается как с юридических, так и с физических лиц. Исчисляется в процентах от годового дохода человека.

Во многих странах подоходный налог взимается исключительно с физических лиц, то есть людей, которые работают по найму, а не являются индивидуальными предпринимателями или акционерами компаний. В таких государствах юридические лица ежегодно вносят налог на прибыль, который также исчисляется в процентах от годовой прибыли предприятия или организации.

В экономике считается, что высокие налоговые ставки в государстве уменьшают конкурентоспособность страны по сравнению с другими государствами.

Таблица стран с самыми низкими налогами в 2021 году

Страны с самыми низкими налогами на прибыль для юридических лиц

С новыми поправками в налоговом кодексе Вы можете ознакомиться посмотрев видео, представленном ниже.

Самые низкие подоходные налоги в разных странах мира для физлиц

C самыми странными налогами в мире Вы можете ознакомиться, посмотрев видео.

Таблица стран с самыми высокими налогами

Страны с самыми высокими налогами в мире

Таблица со средней налоговой ставкой в мире

Список стран с самыми высокими подоходными налогами:

  1. Аруба. Налоговая ставка равна 58,95 %. В данную ставку входит социальный налог, который, в свою очередь, включает:
  • Пенсионный взнос. Выплачивается как работодателем, так и рабочим. Работник обязан отчислять 4 %, а работодатель выплачивает 9,5 %.
  • Страховой взнос. Выплачивается также работодателем в сумме 8,9 % и наемным рабочим в сумме 2,6 %.
  1. Швеция. Ставка подоходного налогового платежа равна 56,6 %, из которых 7 % — это социальный взнос.
  2. Дания. Ставка — 55,4 %. До 2008 года на территории Дании действовала ставка подоходного налога в размере 62,3 %, но правительство приняло решение уменьшить размер налога. В стране уклониться от выплаты налоговых платежей практически невозможно. Налогами облагается даже церковь, которая отчисляет до 1,5 % от дохода.
  3. Нидерланды. Ставка подоходного налогового платежа равна 52 % (ранее данный налог достигал 72 %). Помимо подоходного налогового платежа, граждане страны обязаны отчислять налог на пользование землей в размере 6 % и налог при получении наследства в размере 40 %.
  4. Бельгия. Налоговые ставки:
  • Подоходный — 50 %.
  • Социальный взнос — 13 %.
  • Муниципальный — 11 %.
  1. Австрия и Япония. Сумма подоходного налога в этих странах равна 50 %.
  2. Финляндия. Ранее фиксированная ставка равнялась 53,5 %, но в 2004 году по решению правительства налогообложение физических лиц снизилось до 49,2 %.
  3. Ирландия является одной из стран с самой высокой ставкой подоходного налога, которая равна 48 %. Напомним, что данная ставка намного выше среднего подоходного налога на всей территории северной части Европы, который равняется на сегодняшний день 40 %.

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

Зависимость размеров налогов от доходов в Ирландии

  1. Великобритания. Правительством страны в 2010 году было принято решение об увеличении ставки подоходного налогового платежа на 10 % (в 2010 году ставка с учетом повышения равнялась 50 %). Но повышение себя не оправдало, и с 2013 года она равняется 45 %, то есть стала ниже на 5 %.

Подоходный налог в разных государствах

Данный вид налогового платежа в разных странах исчисляется по-разному.

Есть государства с единой фиксированной ставкой, а есть и такие, где сумма отчисляемых средств напрямую зависит от годового дохода гражданина.

Подоходные налоги в странах мира с фиксированной ставкой:

  1. Беларусь — 13 %.
  2. Болгария — 10 %.
  3. Латвия — 25 %.
  4. Литва — 15 %.
  5. Эстония –— 20 %.
  6. Россия — 13 %.

Налоги в разных странах мира с «плавающей» налоговой ставкой в зависимости от годового дохода гражданина:

  1. Австралийский Союз. При доходе до 4600 USD взнос не платится. Если прибыль больше 4600 USD, но меньше 28 800 USD, налог равен 9 %. При прибыли свыше 140 000 USD ставка варьируется от 30,3 до 44,9 %.

Налогообложение в Австрилии

Налогообложение в Австрилии

Размер подоходного налога в разных странах

Страна Размер подоходного налога (в %)
Португалия 56,50
Зимбабве 45,00
Франция 50,30
Израиль 50,00
Словения 50,00
Ирландия 48,00
Греция 46,00
Республике Конго 45,00
Люксембург 43,60
Папуа — Новая Гвинея 42,00
ЮАР 40,00
Чили 40,00
Гвинея 40,00
Сенегал 40,00
Швейцария 40,00
Тайвань 40,00
Уганда 40,00
Соединенные Штаты Америки 39,60
Норвегия 40,00
Марокко 38,00
Южная Корея 38,00
Суринам 38,00
Намибия 37,00
Алжир 35,00
Аргентина 35,00
Барбадос 35,00
Камерун 35,00
Кипр 35,00
Эквадор 35,00
Экваториальная Гвинея 35,00
Эфиопия 35,00
Габон 35,00
Мальта 35,00
Таиланд 35,00
Тунис 35,00
Турция 35,00
Вьетнам 35,00
Замбия 35,00
Венесуэла 34,00
Индия 33,99
Колумбия 33,00
Мавритания 33,00
Новая Зеландия 33,00
Пуэрто-Рико 33,00
Свазиленд 33,00
Мозамбик 32,00
Филиппины 32,00
Польша 32,00
Конго 30,00
Сальвадор 30,00
Индонезия 30,00
Кения 30,00
Лесото 35,00
Малави 30,00
Мексика 30,00
Никарагуа 30,00
Перу 30,00
Руанда 30,00
Сьерра-Леоне 30,00
Танзания 30,00
Бразилия 27,50
Самоа 27,00
Армения 25,00
Малайзия 26,00
Азербайджан 25,00
Бангладеш 25,00
Доминиканская Республика 25,00
Египет 25,00
Гана 25,00
Гондурас 25,00
Ямайка 25,00
Панама 25,00
Тринидад и Тобаго 25,00
Лаос 24,00
Нигерия 24,00
Шри-Ланка 24,00
Албания 10,00
Чешская Республика 22,00
Сирия 22,00
Узбекистан 22,00
Эстония 21,00
Лихтенштейн 21,00
Афганистан 20,00
Камбоджа 20,00
Фиджи 20,00
Грузия 20,00
Остров Мэн 20,00
Ливан 20,00
Мадагаскар 20,00
Мьянма 20,00
Пакистан 20,00
Сингапур 20,00
Молдова 18,00
Ангола 17,00
Украина 17,00
Румыния 16,00
Коста-Рика 15,00
Венгрия 16,00
Ирак 15,00
Сербии 15,00
Сейшельские острова 15,00
Судан 15,00
Йемен 15,00
Иордания 14,00
Боливия 13,00
Таджикистан 13,00
Макао 12,00
Казахстан 10,00
Косово 10,00
Ливия 10,00
Монголия 10,00
Гватемала 31,00

Государства без подоходного налога

В мире есть ряд государств, в которых отсутствует подоходный налог, то есть физические лица не обязаны ничего выплачивать со своей заработной платы в государственный бюджет.

Страны, в которых отсутствует данный вид платежа, являются весьма богатыми и экономически развитыми. Большая часть из таких государств богата природными ресурсами, в частности, нефтью и природным газом. Благодаря добыче полезных ископаемых и весьма развитой экономике государство не нуждается во взыскании подоходного налога с граждан своей страны.

Список государств, где жители не платят подоходный налоговый платеж:

  1. Андорра.
  2. Багамские острова. Вся экономика страны построена на туризме. Багамы — один из самых посещаемых курортов мира.
  3. Бахрейн.
  4. Бермуды.
  5. Бурунди.
  6. Кувейт.
  7. Оман.
  8. Катар. Самая богатая страна в мире по показателю ВВП. Данное государство приобрело капитал благодаря добыче и экспорту нефти.
  9. Сомали.
  10. Объединенные Арабские Эмираты.
  11. Уругвай.
  12. Вануату.
  13. Виргинские острова.
  14. Острова Кайман.
  15. Монако.
  16. Саудовская Аравия.

В свете принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» № ЗРУ-599 от 30 декабря 2019 года, была принята новая редакция Налогового кодекса.

Существенными изменениями являются следующие:

1. Виды налогов были сокращены до 9.

2. Единый социальный платеж, единый налоговый платеж и фиксированный налог были заменены на социальный налог, налог с оборота и налог на доходы физических лиц в фиксированном размере соответственно.

3. Основные изменения налоговых ставок:

● НДС устанавливается по единой ставке 15%;

● Налог на прибыль для юридических лиц устанавливается по ставке 15%;

● Налог на имущество устанавливается по ставке 2% (без изменений);

● Все предоставленные льготы по социальному налогу отменяются, тогда как социальный налог для государственных учреждений снижается до 12%.

4. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:

Для физических лиц - резидентов Республики Узбекистан:

● Основная ставка налога на доходы физических лиц – в размере 12 процентов;

● Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;

Для физических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан:

● Дивиденды и проценты – 10%;

● Доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) – 6%;

● Доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы – 20%.

5. Право налоговых органов по списанию задолженности налогоплательщика с его дебиторов упраздняется.

6. Льготы, а также пониженные ставки по налогам и другим обязательным платежам, предоставленные Налоговым кодексом Республики Узбекистан действуют до 1 апреля 2020 года, тогда как если они предоставлены решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, они действуют до истечения срока их действия.

7. Следует отметить, что с 1 января 2020 года, льготы по налогам выдаются только Налоговым кодексом. Исключениями являются снижения таких налогов как НДС, акцизный налог и налог за недропользование, которые могут быть предоставлены Решением Президента в размере не более 50% и не более чем на 3 года.

8. Налоговый кодекс в новой редакции предусматривает возврат излишне уплаченных или взысканных налогов в течение 15 дней с момента оплаты, более того, возврат предусматривает проценты на каждый просроченный день исходя из ставки рефинансирования Центрального банка.

9. Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года.

10. Введены следующие виды налоговых проверок:

● Камеральная налоговая проверка;

● Выездная налоговая проверка;

При этом важно заметить, что налоговая проверка будет производиться на основании решения налогового органа и субъекты предпринимательства имеют права обжаловать результаты налоговых проверок.

11. С 1 января 2020 года отменяется упрощенный порядок НДС.

12. С 1 января 2020 года плательщиками НДС становятся:

● Постоянные учреждения иностранных юридических лиц в независимости от размера дохода от реализации товаров/услуг;

● Иностранные юридические лица, реализующие товары/услуги на территории Республики Узбекистан, если местом реализации таких товаров/услуг признается Республика Узбекистан.

13. С 1 апреля 2020 года отменяются льготы по НДС на следующие товары/услуги:

● Печатная продукция; товары, приобретаемые за счет грантов; товарно-материальные запасы государственного резерва при их обновлении; имущество, передаваемое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом; объекты недвижимости, строительство которых осуществляется коммерческими банками за счет собственных средств по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан;

● Услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационные, туристические услуги, услуги, приобретаемые за счет грантов; услуги по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке; услуги по сдаче в аренду государственного имущества; услуги по доставке средств массовой информации и книжной продукции; финансовые услуги, тариф на которые установлен в абсолютном значении.

14. Товары/услуги, приобретаемые юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, в рамках проектов, одобренных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями до 1 июля 2020 года, не облагаются НДС и акцизным налогом.

15. Возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения суммы НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога, будет осуществляться с 1 июля 2020 года.

16. Для отдельной категории налогоплательщиков, т.е. экспортеров, налогоплательщиков, предоставившие банковскую гарантию, иностранных дипломатических представительств, участников Соглашения о разделе продукции, участников налогового мониторинга, предусматривается ускоренный порядок возврата НДС в течение 7 дней.

17. Возврат НДС иностранным дипломатическим представительствам и участникам соглашения о разделе продукции (при наличии таких условий в Соглашении) будет осуществляться с 1 января 2020 года по товарам/услугам, приобретаемым с 2020 года.

18. Срок переноса убытков увеличивается до 10 лет, тогда как предельный размер переносимого убытка до 60% от налоговой базы.

19. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка, образовавшегося до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более 5 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Совокупная сумма переносимого убытка не может превышать 50 % налоговой базы текущего налогового периода.

за январь 2020 года

Количество рабочих часов в январе:

5-дневная (40 часов) рабочая неделя – 176;

6-дневная (40 часов) рабочая неделя – 167;

36-часовая рабочая неделя – 150.

Количество рабочих дней:

5-дневная рабочая неделя – 22;

6-дневная рабочая неделя – 25.

Доходы физического лица – резидента Республики Узбекистан подлежат налогообложению по налоговой ставке 12 % (кроме доходов в виде дивидендов и процентов) (ст. 381 НК).

С 1 сентября 2019 года вместо МРЗП для применения в сфере трудовых отношений введена минимальная оплата труда (МРОТ). МРОТ в январе составляет 634 880 сум. (ст. 41 ЗРУ-586 от 3.12.2019 г.; п. 1 УП-5723 от 21.05.2019 г.).

Ставка обязательных ежемесячных взносов на ИНПС граждан в 2020 году составляет 0,1 % от налогооблагаемой суммы начисленной зарплаты (доходов) работника (п. 5 ПП-4086 от 26.12.2018 г.).

Исчисленная сумма НДФЛ уменьшается на сумму обязательных ежемесячных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета физических лиц (ч. 7 ст. 385 НК).

I. Стандартный расчет

Оплата труда работника в январе составила 1 100 000 сум.

Полученный доход облагается по ставке 12 %:

1 100 000 х 12 % = 132 000 сум.

Сумма обязательных взносов на ИНПС за январь составит 1 100 сум. (1 100 000 х 0,1 %).

За январь в бюджет перечисляется 130 900 сум. (132 000 – 1 100).

После удержаний работнику выплачивается 968 000 сум. (1 100 000 – 132 000).

II. Учитываем льготы

СИТУАЦИЯ 1

Расчет НДФЛ с учетом вычета из дохода 1,41 МРОТ

Оплата труда работника, имеющего право на льготу по статье 380 НК, в январе составила 1 800 000 сум.

♦ Согласно части 1 статьи 380 НК из совокупного дохода граждан, имеющих право на льготу (например, одиноких матерей, имеющих двух и более детей до 16 лет), ежемесячно исключается 1,41 МРОТ.

Рассчитаем размер налогооблагаемого дохода:

1 800 000 – (634 880 х 1,41) = 904 819,2 сум.

Начислим налог за январь:

904 819,2 х 12 % = 108 578,3 сум.

Обязательные взносы на ИНПС составят 904,82 сум. (904 819,2 х 0,1 %).

В бюджет перечисляется 107 673,48 сум. (108 578,3 – 904,82) НДФЛ.

На руки работник получает 1 691 421,7 сум. (1 800 000 – 108 578,3).

СИТУАЦИЯ 2

Расчет НДФЛ, если доход меньше льготы

Оплата труда работника, имеющего право на льготу по статье 380 НК, в январе составила 800 000 сум.

♦ Согласно части 1 статьи 380 НК из совокупного дохода граждан, имеющих право на льготу (например, одиноких матерей, имеющих двух и более детей до 16 лет), ежемесячно исключается 1,41 МРОТ.

Рассчитаем размер необлагаемого дохода:

634 880 х 1,41 = 895 180,8 сум.

Доход работника (800 000 сум.) меньше размера льготы (895 180,8 сум.), поэтому налог за январь не начисляется.

Обязательные взносы на ИНПС не уплачиваются, так как нет налого­облагаемого дохода.

На руки работник получает 800 000 сум.

СИТУАЦИЯ 3

Расчет НДФЛ с учетом льготы при получении материальной помощи

Оплата труда работника в январе составила 1 400 000 сум.
Ему выдали 2 800 000 сум. материальной помощи в связи с рождением ребенка.

♦ Согласно пункту 1 статьи 378 НК не облагается НДФЛ сумма материальной помощи до 4,22 МРОТ, оказываемой в течение года: членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи; работнику в связи с трудовым увечьем, профзаболеванием либо иным повреждением здоровья; в виде выплат на рождение ребенка, вступление в брак работника либо его детей; в виде выдачи сельхозпродукции или средств на ее приобретение.

Раcсчитаем размер налоговой льготы:

(634 880 х 4,22) = 2 679 193,6 сум.

Налогооблагаемый доход равен 1 520 806,4 сум. (1 400 000 + 2 800 000 – 2 679 193,6).

Начислим налог за январь:

1 520 806,4 х 12 % = 182 496,77 сум.

Обязательные взносы на ИНПС составят 1 520,81 сум. (1 520 806,4 х 0,1 %).

В бюджет за январь перечисляется 180 975,96 сум. (182 496,77 – 1 520,81) НДФЛ.

Работник получает 4 017 503,23 сум. (1 400 000 + 2 800 000 – 182 496,77).

СИТУАЦИЯ 4

Расчет НДФЛ с учетом льготы при получении ценного подарка

Оплата труда работника в январе составила 1 500 000 сум.
Ему подарили бытовую технику за 2 000 000 сум.

♦ В соответствии с пунктом 10 статьи 378 НК стоимость подарков, полученных от юрлиц в течение года, в сумме до 2,11 МРОТ не подлежит налогообложению (634 880 х 2,11 = 1 339 596,8 сум.).

Налогооблагаемый доход равен 2 160 403,2 сум. (1 500 000 + 2 000 000 – 1 339 596,8).

Рассчитаем налог за январь:

2 160 403,2 х 12 % = 259 248,38 сум.

Сумма обязательных взносов на ИНПС за январь составит 2 160,4 сум. (2 160 403,2 х 0,1 %).

Перечисляем в бюджет 257 087,98 сум. (259 248,38 – 2 160,4) НДФЛ.

Работник получает 1 240 751,62 сум. (1 500 000 – 259 248,38) зарплаты.

СИТУАЦИЯ 5

Расчет НДФЛ с учетом нескольких льгот (ежемесячного вычета в 1,41 МРОТ,
при получении материальной помощи и ценного подарка)

Зарплата работника, имеющего право на льготу по статье 380 НК, в январе составила 1 500 000 сум. Ему выдано 3 000 000 сум. материальной помощи в связи с вступлением в брак и вручен подарок за 2 000 000 сум.

♦ части 1 статьи 380 НК из налогооблагаемого дохода работника, имеющего право на льготу, ежемесячно вычитается сумма в 1,41 МРОТ (634 880 х 1,41 = 895 180,8 сум.);

♦ пункту 1 статьи 378 НК не облагается НДФЛ сумма материальной помощи до 4,22 МРОТ (634 880 х 4,22 = 2 679 193,6 сум.);

♦ пункту 10 статьи 378 НК стоимость подарков, полученных от юрлиц в течение года, в сумме до 2,11 МРОТ не подлежит налогообложению (634 880 х 2,11 = 1 339 596,8 сум.).

Определим налогооблагаемый доход:

1 500 000 – 895 180,8 + 3 000 000 – 2 679 193,6 + 2 000 000 – 1 339 596,8 = 1 586 028,8 сум.

Рассчитаем налог за январь:

1 586 028,8 х 12 % = 190 323,46 сум.

Обязательные взносы на ИНПС составят 1 586,03 сум. (1 586 028,8 х 0,1 %).

В бюджет перечисляется 188 737,43 сум. (190 323,46 – 1 586,03) налога.

На руки работник получает 4 309 676,54 сум. (1 500 000 + 3 000 000 – 190 323,46).

III. Особые случаи

СИТУАЦИЯ 1

Расчет НДФЛ с доходов работника-совместителя

Работнику-совместителю, имеющему льготу, предусмотренную частью 1 статьи 380 НК, в январе начислено 800 000 сум. зарплаты.

♦ Применение налоговой льготы производится по месту основной работы (службы, учебы) налогоплательщика, а при отсутствии основного места работы – налоговыми органами по месту жительства при исчислении налога на основании декларации о совокупном годовом доходе (ч. 5 ст. 380 НК).

Рассчитаем налог за январь:

800 000 х 12 % = 96 000 сум. НДФЛ.

Обязательные взносы на ИНПС составят 800 сум. (800 000 х 0,1 %).

За январь в бюджет перечисляется 95 200 сум. (96 000 – 800) налога.

После удержания налога работнику выплачивается 704 000 сум. (800 000 – 96 000).

СИТУАЦИЯ 2

Расчет НДФЛ с доходов работника,
сдающего жилье в аренду юридическому лицу

Доход работника в виде оплаты труда за январь составил 1 100 000 сум.
С 1 января он заключил с работодателем договор аренды находящейся в Ташкенте квартиры площадью 50 кв. м и получил 1 500 000 сум. арендной платы.

♦ Налогообложение доходов физлиц от сдачи жилья в аренду осуществляется исходя из предусмотренной договором аренды (найма) платы, но не ниже суммы, рассчитанной по минимальным ставкам, установленным для физлиц, сдающих жилье в аренду (прил. N 12 к ЗРУ-589 от 9.12.2019 г.).

♦ В Ташкенте месячная минимальная арендная плата за 1 кв. м жилого помещения установлена в 12 000 сум.; в Нукусе и городах – областных центрах – 7 500 сум.; в других населенных пунктах – 3 500 сум.

♦ Взносы на ИНПС начисляются с доходов, полученных в связи с выполнением работ по трудовому или гражданско-правовому договору, заключаемому между работодателем и работником. Поскольку арендная плата относится к имущественным доходам и не связана с выполнением работ, она не облагается отчислениями на ИНПС.

Рассчитаем НДФЛ с арендной платы. Так как ее минимальная сумма – 600 000 сум. (12 000 х 50) – меньше фактической платы, налог исчисляется с предусмотренной договором суммы:

1 500 000 х 12 % = 180 000 сум.

Рассчитаем налог с доходов работника в виде оплаты труда за январь:

1 100 000 х 12 % = 132 000 сум.

Обязательные взносы на ИНПС составят 1 100 сум. (1 100 000 х 0,1 %).

За январь в бюджет перечисляется 130 900 сум. (132 000 – 1 100) налога.

После удержания налога работнику выплачивается 2 288 000 сум. (1 100 000 + 1 500 000 – 132 000 – 180 000).

Методику расчета разработал

Мухиддин ЗАЙНУДДИНОВ, наш эксперт.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДФЛ


Этот обзор будет полезно прочитать и новичкам, и уже опытным специалистам.

Историческая справка

У налога на доходы физических лиц очень богатая история. Не будем углубляться в те времена, когда с простого люда собирались дань или подати. Хотя, вероятно, именно такие сборы можно считать прародителями современного подоходного налога.

Первыми в мире ввели подоходный налог англичане. Однако Англии потребовалось более сорока лет (1798-1842 гг.) для того, чтобы налог стал постоянным и занял свое почетное место среди других. Американцам потребовалось и того более, внедрение НДФЛ в налоговую систему страны заняло полвека (1862-1913 гг.), а Франция пыталась ввести подоходный налог на протяжении почти семидесяти лет (1848-1914 гг.). Рекордсменом по срокам внедрения подоходного налога стала наша страна, у нас эта история длилась почти сто лет (1812-1916 гг.).

В начале XIX века, а точнее 11 февраля 1812 года был принят Манифест «О преобразовании комиссий по погашению долгов». По своей сути это был временный сбор с доходов помещиков. Ставки были установлены прогрессивным способом, возрастая на 1% каждый раз при увеличении дохода на 2 000 рублей. Контроля со стороны государства за правильностью исчисления и уплаты налога не было. В тот период времени подоходный налог можно считать "скорее добровольным приношением, основанным на гражданской чести, нежели принудительным налогом, основанным на гражданской обязанности« (Алексеенко М.М. Подоходный налог и условия его применения. Харьков, 1885

До отмены крепостного права вопрос о подоходно).м налоге в России более не поднимался.

В период реформ 60-х годов XIX века комиссия, созданная при Министерстве финансов, попыталась ввести подоходный налог, однако проект так и не был реализован.

В 1905 году проект закона о подоходном налоге был рассмотрен на уровне правительства. Законопроект обсуждался, дописывался и переписывался более 10 (!) лет.

Наконец, 6 апреля 1916 года на представленном Законе «О государственном подоходном налоге» императором Николаем II была собственноручно наложена краткая резолюция: «Быть по сему». С этого начинался новый этап налогообложения доходов населения в России, однако события 1917 года так и не дали в полной мере реализовать нормы этого закона.

Закон «О государственном подоходном налоге» является основой законодательства о подоходном налогообложении физических лиц, многие его положения актуальны и в настоящее время.

В период с 1916 по 1990 гг. в нашей стране произошло много событий, которые серьезно отразились на системе налогообложения в целом. Например, в 1926 году было устранено деление подоходного налога на основной и дополнительный. В 20-е и 30-е годы менялась шкала ставок налога и росла нагрузка на лиц, получающих нетрудовые доходы.

В годы Великой Отечественной Войны был введен специальный военный налог. Плательщиками военного налога были все граждане, достигшие 18-летнего возраста, независимо от наличия источников доходов. После окончания войны государство отменило этот налог.

В годы тяжелейшей войны государство ввело чрезвычайный налог («налог на бездетность»), который изначально был временным, однако благополучно просуществовал вплоть до 90-х. Налогоплательщиками являлись холостяки, одинокие и малосемейные граждане СССР, таким способом государство поддерживало многодетные семьи.

С моей точки зрения, следующим этапом становления подоходного налога в нашей стране стало принятие Закона СССР «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» от 23 апреля 1990г. (вступил в силу 1 июля 1990 г.). В новом законе были прописаны одинаковые условия налогообложения доходов, как от предпринимательской деятельности, так и от доходов в виде заработной платы и была законодательно закреплена система вычетов из доходов.

В советские времена было введено и закреплено понятие «налоговый агент», многие установленные тогда льготы по подоходному налогу действуют и сейчас.

Но основным законодателем современного подоходного налогообложения я считаю Закон РФ от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» (введен в действие с 1 января 1992 г.). Новый закон определил годовой период исчисления подоходного налога со всех категорий плательщиков (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РСФСР) и установил единый подход к системе льгот и прогрессивной шкалы ставок.

Закон претерпел многочисленные правки в части налоговых ставок и льгот и просуществовал почти 10 лет вплоть до принятия в 2000 году второй части Налогового Кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ).

В НК РФ была внесена глава 23 «Налог на доходы физических лиц». Хочу обратить ваше внимание — ранее налог назывался по-иному.

Наше время

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (ст. 207 НК РФ).

При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего кодекса (ст. 210 НК РФ).

Основная налоговая ставка в течение уже довольно длительного периода времени — 13 %. Плоская шкала была введена для повышения собираемости налога. Предполагалось, что люди с большим доходом будут декларировать доходы целиком, а работодатели с «серыми» зарплатами выйдут из тени.

Дискуссии по поводу увеличения ставки налога не прекращались никогда. В 2010 году в Госдуму поступили законопроекты о введении прогрессивной шкалы. Однако депутаты не поддержали инициативу, и законопроект был отклонен. А в июне 2013 года Президент России Владимир Путин заявлял, что плоская шкала НДФЛ не введена «на века». В свою очередь, законодатели прогнозировали увеличение ставки НДФЛ не ранее 2018 года. В феврале 2020 года министр финансов РФ Антон Силуанов в одном из своих интервью сказал, что введение прогрессивной шкалы НДФЛ возможно будет после 2024 года.

Но в своем очередном обращении к гражданам России 23 июня 2020 года Владимир Путин предложил ввести повышенную ставку налога на доходы физлиц в размере 15%. Обложению по повышенной ставке подлежала только та часть годового дохода, которая превысит 5 млн. рублей. И с 1 января 2021 года вступили в действие соответствующие изменения в ст.224 Налогового Кодекса РФ.

В большинстве стран мира действует прогрессивная ставка налога — чем выше годовой доход, тем выше ставка. Например, в Австралии размер налога на доходы физических лиц может достигать 47%, а в Великобритании до 40%. Установленные в нашей стране ставки НДФЛ — одни из самых низких в мире. "Задача хорошего пастуха стричь своих овец, а не сдирать с них кожу« (Сергеев В. С. Принципат Тиберия // Вестник древней истории). Однако есть страны, где подоходного налога нет вовсе. Среди «счастливчиков» Объединенные Арабские Эмираты, Монако и Саудовская Аравия, а также Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар.

Ставки

Налоговым кодексом установлено пять видов ставок по НДФЛ: 9, 13, 15, 30, 35%. Размер ставки налога зависит от вида дохода и получателя (налоговый/неналоговый резидент).

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Ставку 9% используют при определении налога со следующих доходов налоговых резидентов:

  • проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходы учредителей доверительного управления ипотечным покрытием по сертификатам участия, выданным до 1 января 2007 года.

Ставку 15% применяют к доходам физических лиц-нерезидентов, если они получают выплаты в виде дивидендов от российских организаций. Рассчитывает, удерживает и уплачивает НДФЛ налоговый агент. Уменьшить базу для расчета НДФЛ на суммы поступивших налоговому агенту дивидендов нельзя.

Однако не всегда нерезиденты применяют эту ставку. Поскольку международные договоры об избежании двойного налогообложения имеют приоритет над российским законодательством, то применять нужно их нормы. Впрочем, сейчас Россия ведет активные и довольно успешные переговоры с зарубежными партнерами по поводу изменения условий договоров об избежании двойного налогообложения. В частности, с Кипром, Мальтой и Люксембургом договориться удалось, и большая часть доходов будет облагаться налогом по единой ставке в 15%. А вот достичь согласия с Нидерландами не получилось и договор с этой страной денонсируется.

Ставку 30% применяют к доходам по ценным бумагам, кроме дивидендов, которые выпустили российские организации, в следующих случаях:

  • доходы по ценным бумагам учитывают на счете депо иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя или на счете депо депозитарных программ;
  • получатель дохода не предоставил налоговому агенту информацию в соответствии с требованиями ст. 214.6 кодекса.

Исключения закреплены в пункте 8 статьи 214.6 НК РФ. Также ставку НДФЛ 30% применяют к доходам нерезидентов. Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют (п. 4 ст. 210, п. 3 ст. 226 НК).

Самая высокая ставка налога 35% (п. 2 ст. 224 НК). Применяется для налогообложения доходов резидентов (любые выигрыши и призы, полученные в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, а так же суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ). Налог рассчитывают по каждой выплате отдельно, вычеты не применяют.

Налоговые вычеты

Налоговые вычеты по налогу на доходы на физических лиц делятся на стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные.

С 21 мая 2021 года вступают в силу изменения законодательства, предусматривающие возможность получения гражданами вычетов по НДФЛ за предыдущий налоговый период в сокращенные сроки без необходимости направления в налоговые органы декларации 3-НДФЛ и подтверждающих документов. Изменения внесены Федеральным законом от 20.04.2021 № 100-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Информация по применению упрощенного порядка размещена на сайте ФНС в разделе «Упрощенный порядок получения вычетов по НДФЛ». Впрочем, налоговые вычеты — серьезная и объемная тема, ее следует обсуждать отдельно.

В настоящее время НДФЛ является (после налога на добавленную стоимость) основной доходной частью бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. В таблице приведены статистические данные, которые говорят сами за себя.

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

Читайте также: