Подоходный налог в украине 2000

Опубликовано: 16.05.2024

В предыдущих выпусках "Школы бухгалтера" ( ДК № 44/2002 , № 48/2002 , № 5/2003 ) мы детально рассмотрели объект обложения подоходным налогом и довольно сложную систему льгот относительно взимания данного налога с отдельных категорий граждан. В продолжение темы "Главное о подоходном налоге с граждан" логично будет осветить основные моменты, касающиеся непосредственно особенностей расчета и уплаты в бюджет этого налога.

1. Расчет суммы подоходного налога

Порядок исчисления подоходного налога приведен как в Декрете №13-92, так и в Инструкции № 12. При этом методика расчета и ставки налога зависят от вида налогооблагаемых доходов и от источников доходов, получаемых гражданами. В таблице 1 приведем ссылки на разделы нормативных документов, которые регулируют порядок взимания подоходного налога:

Остановимся более подробно на налогообложении каждого из приведенных выше видов доходов граждан.

1.1. Расчет суммы подоходного налога по месту основной работы (службы, учебы) граждан

Прежде всего, необходимо установить, что считается основным местом работы (службы, учебы).

В п.8 раздела ІІ Инструкции № 12 определено, что доходами, полученными по месту основной работы (службы, учебы), являются доходы, полученные от предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности, с которыми гражданин имеет трудовые отношения, при условии обязательного ведения в этом месте трудовой книжки и осуществления отчислений в фонд социального страхования.

Объектом обложения подоходным налогом является совокупный налогооблагаемый доход за календарный год, но он состоит из месячных совокупных облагаемых налогом доходов. На протяжении года из источника выплаты доходов проводится ежемесячное удержание и перечисление в бюджет подоходного налога, рассчитанного из месячного совокупного налогооблагаемого дохода плательщика по основной шкале ставок, установленной Указом № 519. Данная шкала приведена в п.п.7.1 п.7 Инструкции № 12 (таблица 2):

Совокупный налогооблагаемый доход для начисления подоходного налога принимается в целых гривнах без копеек. Подоходный налог определяется в гривнах с копейками.

Рассчитаем сумму подоходного налога, который необходимо удержать с совокупного месячного налогооблагаемого дохода в размере 625,25 грн.

1) Округляем до целых гривен: налогооблагаемый доход составляет 625,00 грн.;

2) По шкале данный размер дохода попадает в градацию от 171 грн. до 1020 грн. Соответственно сумма подоходного налога равна: 19,55 + 0,2 * (625,00-170,00) = 110,55 грн.

Рассчитаем сумму подоходного налога, который необходимо удержать с совокупного месячного налогооблагаемого дохода в размере 1890,68 грн.

3) Копейки округляем до 1 гривни: налогооблагаемый доход составляет 1891,00 грн.;

4) По шкале данный размер дохода попадает в градацию свыше 1700 грн. Соответственно сумма подоходного налога равна: 393,55 + 0,4* (1891,00-1700,00) = 469,95 грн.

Этапы определения совокупного налогооблагаемого дохода граждан рассмотрены в предыдущих уроках "Школы бухгалтера". Обратим внимание лишь на тот факт, что в приведенной выше шкале ставок подоходного налога уже заложена льгота в размере 1 необлагаемого налогами минимума доходов граждан (н.м.д.г.) 1 . Поэтому, в случае уменьшения налогооблагаемого дохода граждан на размер льгот, предусмотренных п.6 Декрета № 13-92 и Инструкции № 12 (5, 10, 15 н.м.д.г.), шкалу ставок подоходного налога следует применять, начиная с базовой ставки 10 %, или проще - перед расчетами по шкале, доход следует уменьшить вместо 5 на 4 н.м.г.д., вместо 10 на 9 н.м.д.г. и вместо 15 на 14 н.м.д.г. и т.п. Исключение составляет "детская" п. 6.2 Иструкции № 12 льгота, которая предоставляется дополнительно (она не заложена в шкалу).

Заметим, что совокупный налогооблагаемый доход граждан подлежит также уменьшению на сумму начисленных страховых взносов на случай безработицы, соответственно п.3 ст.19 Закона №1533, о чем предоставлены разъяснения ДПАУ в письме № 6805/7/17-0417 от 24.05.2001г.:

С целью практического применения п. 3 ст. 19 Закона Украины от 02.03.2000 г. № 1533-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" и руководствуясь п. 2 Заключительных положений указанного Закона, Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что к внесению соответствующих изменений в ст. 6 Декрет КМУ от 26.12.1992 г. № 13-92 "О подоходном налоге с граждан" для определения сумм подоходного налога, совокупный налогооблагаемый доход граждан уменьшается на сумму начисленных страховых взносов на случай безработицы начиная с 22.02.2001 г., то есть с даты вступления в силу Закона Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III "О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования".

Работнику предприятия, который отнесен ко второй категории пострадавших от Чернобыльской катастрофы, начислен доход в сумме 1400,44 грн. Льгота, предусмотренная ст.6 Декрета № 13-92, установлена в размере 10 н.м.д.г. Сумма подоходного налога должна быть рассчитана таким образом 2 :

1) Определяем налогооблагаемый доход за месяц: 1400,44 - 9 * 17,00- 7,00 =1240,44 грн.

9 - это количество предоставляемых "льготных" н.м.д.г., уменьшенное на 1 н.м.д.г.; 7,00 грн. - сумма сбора, удержанного на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы в размере 0,5 % от начисленного дохода.

2) Округляем до целых гривен - 1240,44 грн. >1240,00 грн.;

1) Рассчитываем сумму подоходного налога: 189,55 + 0,3 * (1240,00 - 1020,00) = 255,55 грн.

2 В числовых примерах Инструкции №12 уменьшение налогооблагаемого дохода на сумму взносов в фонд занятости не учитывается.

Кроме того, необходимо помнить, если работник имеет право на получение льгот по нескольким основаниям, ему предоставляется одна - максимальная (по его выбору).

Доходы за внутреннее совместительство, выполнение работ по договорам подряда на основном месте работы облагаются налогами в общем порядке по прогрессивной шкале.

Работник Ермаков А.П. предоставил в бухгалтерию удостоверение, подтверждающее его статус участника боевых действий, а также копии свидетельств о рождении двоих детей в возрасте 15 и 11 лет. При сумме начисленного дохода за ноябрь 2002 года: 1456,29 грн. - по основному месту работы; 300,00 грн. - за совмещение вакантной должности на том же предприятии, расчет подоходного налога необходимо произвести следующим образом:

1) Суммируем два вида доходов, поскольку они составляют совокупный месячный налогооблагаемый доход Ермакова А.П. на одном предприятии, при этом подоходный рассчитывается по шкале, согласно п.8 Инструкции №12.: 1456,29 + 300,00 = 1756,29 грн.

2) Уменьшаем начисленную сумму на размер максимальной льготы (в данном случае - 15 н.м.д.г. согласно п.п.6.6 Инструкции №12 - льгота участника боевых действий, но учитываем 14 н.м.д.г.) и сумму сбора на общеобязательное страхование на случай безработицы: 1756,29 - 14*17,00 - 0,005*1756,29 = 1509,51 грн. Округленно до гривен 1509,00.

3) Вычисляем сумму подоходного налога за ноябрь 2002 года по шкале: 189,55 + 0,3* (1510,00-1020,00) = 336,55 грн.

Ниже приведем отдельные особенности начисления подоходного налога по основному месту работы граждан, связанные с увольнением/принятием на работу, предоставлением оплачиваемых отпусков, выплатой помощи в связи с временной утратой трудоспособности и т.п. (см. табл.3).

Особенности начисления подоходного налога с граждан по основному месту работы

3 В аналогичном порядке удерживается налог с сумм, выплачиваемых работникам из источников социального страхования по временной нетрудоспособности.

Подоходный налог при переходе на другую работу

Менеджер Калинин О.Б. 12 декабря 2002 года уволен по собственному желанию с фирмы "Альфа" (было основным местом работы) и с 13 декабря 2002 года зачислен в штат фирмы "Бета" (как на основное место работы) на должность заместителя директора. Заработная плата за декабрь 2002г. начислена Калинину О.Б. на фирме "Альфа" в размере 620,54 грн. (удержано подоходный налог в сумме 108,95 грн.) и выплачена за минусом удержаний при увольнении. За время работы на фирме "Альфа" Калинин О.Б. предоставил в бухгалтерию копии свидетельств о рождении его детей (6 и 12 лет) и соответственно пользовался льготой по подоходному налогу, так как жена не имела постоянного места работы (предоставлена справка из службы занятости).

16 декабря 2002г. Калинину О.Б. была выплачена по решению руководства премия в размере 400,00 грн. на фирме "Альфа".

За период с 13 по 31 декабря 2002г. Калинину О.Б. на фирме "Бета" начислена заработная плата в размере 950,00 грн. Документы по льготам на детей и справка ф.№3 с фирмы "Альфа" предоставлены работником в бухгалтерию фирмы "Бета". Возникает вопрос: как правильно рассчитать подоходный налог бухгалтерам фирм "Альфа" и "Бета".

  • Для фирмы "Альфа"

Поскольку на фирме "Альфа" Калинин О.Б. проработал 12 календарных дней в декабре 2002г., то подоходный налог с суммы заработной платы 620,54 грн. рассчитывается без применения любых льгот. Преобразуем формулу расчета подоходного налога без учета льготы в 1 н.м.д.г.:

ПН = 0,1* (85-17) + 0,15 * (170-85) + 0,2* (Д-170) = 19,55 + 0,2* (Д-170) - исходная формула;

ПН = 0,1* 85 + 0,15 * (170-85) + 0,2* (Д-170) = 19,55 + 0,2* (Д-170) = 21,25 +0,2* (Д-170), что в нашем случае составит:

Налогооблагаемый доход: 620,54 - 0,005*620,54 = 617,44 грн. (налогооблагаемый доход за вычетом сбора в фонд занятости) 617,00 грн.

Подоходный налог = 21,25 + 0,2* (617,00-170,00) = 110,65 грн.;

Выплата премии, которая производилась после увольнения Калинина О.Б. с фирмы "Альфа", будет облагаться подоходным налогом по ставке 20%, то есть сумма подоходного налога здесь составит 400,00*0,2 = 80,00 грн.

  • Для фирмы "Бета"

Поскольку на фирме "Бета" Калинин О.Б. проработал в декабре более 15 календарных дней (в общем случае учитываются также дни, отработанные на предыдущем месте), подоходный налог бухгалтеру "Бета" необходимо рассчитать с учетом льгот на детей.

Сначала следует проверить, не превышает ли совокупный месячный доход данного работника 10 минимальных заработных плат: 620,54 (данные формы №3) + 950,001 = 1570,54 "детская" льгота применяется в размере 2 н.м.д.г. (2 ребенка * 1 н.м.д.г..)

Сумма облагаемого подоходным налогом дохода на фирме "Бета" составит: 950 -0,005*950,00 - 2*17,00 грн. = 911,25 грн. Прибавим к результату сумму, начисленную в декабре 2002г. на предприятии "Альфа", согласно предоставленной Калининым О.Б. справки по ф.№3:

911,25+ 617,44 (за вычетом взносов в фонд занятости) = 1528,69 грн.

Сумма подоходного налога с совокупного месячного дохода вычисляется по обычной шкале: 189,55+ 0,3*(1529-1020) = 342,25 грн.

Не учитываем удержанный на фирме "Альфа" налог в сумме 108,95 грн., тогда подоходный налог по данным "Бета" составит 233,30 грн.

Подоходный налог с отпускных 4

4 О выплате премии в размере 400 грн. после увольнения Калинина О.Б. предприятие "Бета" сведений не имеет.

5 На основании примера 1 п.п. 9.2. п.9 Инструкции № 12.

Следует отметить, что пунктом 7 Инструкции № 12 предусмотрены и другие ставки подоходного налога. Так, заработная плата и прочие доходы работников, занятых на подземных роботах в угольной и горнодобывающей промышленности, облагаются подоходным налогом по ставке 10 % (п.п. 7.4 п.7 Инструкции № 12).

Татьяна АБРАМЦОВА

Нормативная база

1. Закон № 2181 - Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-ІІІ.

2. Закон № 283 - Закон Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

3. Закон № 1533 - Закон Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" от 02.03.2000 г. № 1533-ІІІ.

4. Указ № 519 - Указ Президента Украины "Об увеличении необлагаемого налогами минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан" от 13.04.94 г. № 519 (в редакции приказа ГНАУ от 28.04.2000 г. № 222).

5. Декрет № 13-92 - Декрет КМУ "О подоходном налоге с граждан" от 26.12.1992 г. № 13-92.

6. Распоряжение № 3-р - Распоряжение КМУ "Об увольнении некоторых граждан от представления деклараций о совокупном налогооблагаемом доходе" от 14.01.2003 г. № 3-р.

7. Инструкция № 12 - Инструкция о подоходном налоге с граждан, утвержденная приказом ГГНИ Украины от 21.04.1993 г. № 12.

8. Письмо № 6805/7/17-0417 - Письмо ГНАУ "О подоходном налоге с граждан" от 24.05.2001 г. № 6805/7/17-0417.

* Часть этих документов вы сможете посмотреть на сайте Дт-Кт воспользовавшись функцией "Расширенный поиск"



Н едавно Украина отметила 29-летие независимости. Это достаточный срок, чтобы оценить, как сложились отношения граждан, бизнеса и власти в независимой Украине. Налоги, пожалуй, самый честный и оцифровываемый критерий.

За прошлый год в Украине собрали 780 млрд грн налогов, они составили 80% доходов государственного бюджета (остальное: доходы госпредприятий и Нацбанка, долговое финансирование и др.).

LIGA.net решила разобраться, кто и как в Украине платил налоги на протяжении почти трех десятилетий. Можно задать вопрос иначе – кто профинансировал строительство государства Украина.

"Главный" налог Украины – НДС, в прошлом году он обеспечил 38% доходов сводного бюджета (объединяет государственный и все местные бюджеты), акцизы принесли 12%, налог на доходы физлиц – 11% и налог на прибыль предприятий – 10%.

Из названий налогов можно предположить, что физлица – мы с вами – обеспечили только 11% государственных доходов.

Дело в том, что НДС и акцизы тоже платим мы только опосредованно. Их включают в цену наших покупок. В итоге выходит в шесть раз больше – до 60% всех доходов государства – это налоги граждан. Только за прошлый год мы заплатили в виде НДС и подоходного налога 605 млрд грн, получается 14 500 гривень в пересчете на каждого украинца.

Большинство украинцев не знают, что львиная доля государственных доходов (а значит и расходов) приходится на их налоги. И не очень понимают, сколько налогов они платят на самом деле.

В начале этого года проект "Ціна держави" (делает Case-Украина) посчитал, что большинство работающих украинцев отдают в виде налогов около 50% от своих доходов. И знают об этом меньше десяти процентов опрошенных, большинство же сильно недооценило налоговую нагрузку. Это особенно показательно, если учесть, что большинство украинцев (51%) не желают отдавать государству более 10% от их дохода.

Еще одна проблема – украинцы не знают, на что идут их налоги. По данным "Ціни держави" 36,1% украинцев затрудняются ответить, на что идут их налоги, а 18% и 16,4% считают, что большая их часть тратится на армию и выплату внешних долгов (вероятно под влиянием самых громких заголовков СМИ).

Сколько платит бизнес в Украине. По оценкам Doing Business, налоговая нагрузка на предприятия в Украине (если сложить налог на прибыль и все другие платежи: за недра, экологический налог, транспортный сбор и так далее), составляет примерно 45,2% от их дохода.

О налоговой нагрузке на граждан в Украине вспоминают очень редко. Государственная политика нацелена на снижение налоговой нагрузки на бизнес. Об этом любят говорить политики. Бизнес-ассоциации довольно успешно лоббируют снижение налогов. Простые же граждане лишены возможностей и лоббистских ресурсов отстаивать свои интересы. Как результат – налоговый вклад граждан в казну неуклонно увеличивается.

Налоговая служба Украины была создана как подразделение при Совете Министров УССР, а после независимости – как служба при Министерстве финансов Украины.

Первые руководители украинской налоговой Виталий Ильн (1990–1993) и Виктор Тентюк (1993–1996) были карьерными советскими финансистами (как и большинство первых управленцев независимой Украины). Они начинали свои карьеры в финансовых отделах областных или районных исполкомов. Но знаковым для налоговой стал ее третий руководитель – Николай Азаров. Он руководил ею шесть лет. Под его руководством фискальная служба стала карательным госорганом и инструментом политического давления. Появился даже неологизм "азаровщина" , который обозначал использование налоговой в политических целях. Президент Леонид Кучма доверял и ценил Азарова. При нем служба получила статус центрального органа исполнительной власти, став налоговой администрацией.

Государственные доходы первых лет независимости из 2020-го года кажутся незначительными. В 1992 году доходы сводного бюджета Украины (госбюджет плюс все местные бюджеты) составили 1,3 трлн купонокарбованцев, учитывая, что инфляция в том году была почти 2000%, достоверно перевести карбованцы в доллары сложно. По данным НБУ, средний курс доллара в Украине в 1992 году был 208 карбованцев. Это значит, что доходная часть бюджета была около $6 млрд. Но повторим, это очень приблизительная оценка. Более достоверные расчеты с 1996 года, когда усмирили гиперинфляцию и ввели гривню. В этом году собрали порядка $16 млрд.

Войдя в новую эпоху независимости, украинские власти компенсировали неумение собирать налоги их высокими ставками. Первая ставка налога на добавленную стоимость в 1991-ом в Украине составляла 28%, а максимальная ставка налога на доход предприятий – 75% (с 1995 года налог на доход сменил налог на прибыль предприятий).

В июне 1991 года Верховная Рада еще УССР приняла Закон "О системе налогообложения" , который установил 16 общереспубликанских налогов и сборов в Украине. За первые десять лет независимости количество общегосударственных налогов в Украине увеличилось до 24, а местных – до 14.

Но главными бюджетообразующими налогами в Украине всегда оставались НДС, налоги на прибыль предприятий и на доходы граждан, чуть позже к ним присоединились акцизы. В 1995 году эти налоги обеспечивали около 80% всех доходов бюджета.

Сначала ставки налогов в Украине определялись декретами Совмина и законами СССР и УССР. В 1994 году на смену декрету совмина пришли указы президента. Ко второй половине 1990-х, уже были приняты все законы по отдельным видам налогов, и именно они стали определять ставки.

Декрет Кабмина от 1992 года определял НДС как часть добавленной стоимости товаров и услуг, создаваемой на каждом этапе их производства. Будучи непрямым налогом (или налогом на потребление, как его тоже называют), НДС включен в цену всех товаров и услуг, приобретаемых в Украине.

Для их покупателя цена, таким образом, состоит из двух основных частей: цены производителя и налоговой "наценки" в виде НДС, которая уйдет в государственный бюджет.

НДС сложен в понимании по той причине, что его взимают по всей цепочке производство–конечная продажа. Шахта продает руду заводу с НДС, завод производит и продает металл условному Эпицентру тоже с НДС. А уже Эпицентр продает конечному потребителю. Почему говорят, что весь груз НДС ложится на конечного потребителя? Потому что, производители и посредники перекладывают свою нагрузку уплаты НДС на следующего покупателя в звене, в конце которого будет как раз простой потребитель, ему НДС уже никто не возвращает.

В первые годы независимости доля НДС в доходах сведенного бюджета превышала 40%, в начале 2000-х снизилась до 23%, но в кризисные годы опять выросла (и теперь держится) на уровне около 40%.

Налог на прибыль предприятий пережил даже больше метаморфоз, чем НДС. До 1995 года базой налогообложения предприятий были доходы, а не прибыль .

Принятый в 1994 году закон о налогообложении доходов предприятий установил разные ставки налога, в зависимости от вида деятельности компаний. Базовой ставка была 30%, а 45% взимали с доходов от "непроизводственной деятельности" – посредничества, торговли ценными бумагами и т.д.. Еще больше должен был платить, например, игорный бизнес – 60%.

В 1995 году с помощью этого налога собрали 38,4% всех доходов бюджета. Но в последующие годы его доля постепенно снижалась, и в 2010-м она уже была 17,2%, а сейчас – 9,4%.

Одна из причин такого сокращения – снижение базовой ставки самого налога. С 2004-го ее снизили до 25%, а с момента вступления в силу Налогового Кодекса в 2011-ом – до нынешних 18% (в несколько этапов, действует с 2017 года).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) длительное время был третьим по значимости для бюджета. Декрет Кабмина от 1992 года ввел прогрессивную шкалу: базовая ставка была 10%, ее должны были платить те, кто зарабатывал до 10 минимальных зарплат (мзп). Было еще три категории плательщиков, те, кто зарабатывал от 10-20 мзп, от 20 до 30 мзп и более 30 мзп. Эти категории кроме базовых 10% на весь доход, должны были платить свою "надбавку". Вторая категория – 20% на все доходы выше 10 мзп, третья – 35% на доходы выше 20 мзп, а самые обеспеченные – должны были отдавать половину от всего, что превышало 30 мзп.


В течение 1990-х годов ставки налога на доходы часто меняли. Рекордные значения были в 1993-1994 годах, когда зажиточные граждане должны были отдавать 90% для самых высоких доходов. В конце 1994 года указом президента введено понятие "необлагаемый налогом минимум", максимальную ставку ограничили 40%, минимальную – 10%.

Сейчас НДФЛ составляет 18%.

Акциз – специальный налог с высокорентабельных или монопольных товаров взимают с алкоголя, табака, топлива и некоторых транспортных средств. Экономисты часто называют акцизы "налогами на вред" – с их помощью регулируется цена на сигареты и алкоголь, а ничто так эффективно не снижает потребление этих вредных товаров, как повышение цены.

Акцизные сборы появились на заре независимости, но были почти незаметны, по итогам 1992 года их взнос в бюджет был меньше 1%.

Динамичный рост поступлений от акцизов начался с 1996 года. Через три года их доля в бюджете была уже 7,1%. В этом, кстати, заслуга одиозного премьера Павла Лазаренко. Чтобы наполнить бюджет – он активно боролся с нелегальным оборотом алкоголя и табачных изделий.

Первый закон о предпринимательстве в Украинской ССР был принят еще в 1991 году. Он, кстати, с множеством поправок действует до сих пор. В июле 1998 года предприниматели и мировой финансовый кризис додавили Кучму подписать указ об упрощенном порядке налогообложения субъектов малого предпринимательства. Теперь мелкий бизнес мог перейти на единый и очень небольшой налог (20–200 грн) и не платить НДС, ЕСВ и налог на прибыль. Очевидно, что поступления были микроскопические.

Но упрощенку вводили не для наполнения бюджета, а скорее, чтобы стимулировать рост количества самозанятых граждан и сократить безработицу. В первый год в Украине зарегистрировались 66 000 предпринимателей.

За 20 лет налоги для ФОП многократно менялись, но суть осталась неизменной.

Расцвет ФОПов пришелся на десятые годы. За последние 10 лет их количество колебалось в пределах 1,3-1,9 миллионов человек. Не секрет, что значительная часть официальных предпринимателей – это наемные сотрудники, работодатели которых так сокращают свою налоговую нагрузку.

Согласно отчету Госказначейства, в 2019 году физлица уплатили в сводный бюджет в виде единого налога около 25 миллиардов гривень (на 1,8 миллионов ФОП).

В 2000 году украинская экономика впервые за 11 лет показала рост сразу на 5,9%. За следующие восемь лет экономика вырастет почти в два раза. Ралли резко остановит мировой кризис 2008–2009 годов, наша страна сильно пострадает – экономика рухнет на 15%.

Для "налогов" нулевые прошли под знаком Николая Азарова. Большую часть десятилетия он курировал фискалов. До 2002 года – как глава налоговой, потом дважды – как вице-премьер в правительствах Януковича.

В учебниках экономики любят писать, что налоги имеют не только фискальную функцию, но и стимулирующую. Идеи, как с помощью налоговых режимов развивать отдельные отрасли или географические районы, плодились в независимой Украине с завидной скоростью. Первый закон о Специальных экономических зонах, где бы действовали налоговые льготы, был принят в Украине еще в 1992 году, но бум создания СЭЗ пришелся на конец 1990-х, а пик расцвета – на начало нулевых. Тогда было создано 11 СЭЗ и 9 ТПР (территорий приоритетного развития), зарегистрированных в Украине (были созданы в период 1998–2000).

Результат – так себе: СЭЗ часто использовали для оптимизации налогообложения и теневого импорта. Экономисты позже посчитают, что негативный экономический результат от СЭЗ и ТПР составит более 2 млрд грн. И Юлия Тимошенко, став премьером в 2005-ом, их ликвидировала.

В защиту СЭЗ можно сказать, что основной объем злоупотреблений пришелся на Донецкую зону.

По закону государство должно возвратить бизнесу разницу между уплаченным и собранным НДС. И налоговая почти всегда затягивала такие возвраты. Возмещение НДС было очень коррупционной темой, вокруг которой регулярно возникали скандалы. В 2010 году, когда долги государства по НДС достигли почти 30 млрд грн, правительство изобрело способ решения проблемы – вместо "живых" денег, бизнес мог, по желанию, получить возврат долга по НДС гособлигациями (либо очень долго ждать возмещения "наличкой").

Проблему решили только в 2017 году, внедрив систему автоматического возврата НДС.

Потребительский и кредитный бум середины 2000-х способствовали росту доли НДС в структуре налоговых доходов государства. Она выросла с 26,5% в 2004 году до 39,8% в 2008-м. Кризис 2008-2009 годов обвалил доходы граждан и прибыль компаний, что отразилось на их налогообложении.

В 2011-ом в стране появился новый Налоговый кодекс. Азаров вынашивал эту идею почти 15 лет, еще со времен, когда он возглавлял Налоговую. После избрания Януковича президентом, настал его звездный час: у регионалов был контроль, как над законодательной, так и исполнительной властью. Азаров поспешил воспользоваться окном возможностей: текст кодекса написали за пару месяцев. Авторы проекта попытались вписать в него новые нормы, например, право внезапных проверок для налоговой, а также хотели ужесточить контроль налоговиков над ФОПами.

Последняя идея породила налоговый Майдан – десятки тысяч предпринимателей вышли на улицы Киева. Больше всего ФОПовцев злила норма, обязывающая установить кассовые аппараты. Майдан настоял на своем, Азаров дрогнул и оставил ФОПы в покое. Но принцип уплаты единого налога для них все же изменился. С 2012 года ФОПы платят единый налог не по фиксированной ставке, установленной местными советами, а по ставкам, которые зависят от установленного на текущий год прожиточного минимума.

В итоге существенным нововведением кодекса стало сокращение количества общегосударственных налогов до 18, а местных – до 6 с 29 общенациональных и 14 местных налогов и сборов, и изменение структуры пенсионных взносов. Все аккумулировали в едином социальном взносе (ЕСВ).

Очередная реформа состоялась через несколько месяцев после Революции достоинства. Правительство Арсения Яценюка объединило в один налог рентную плату – множество мелких налогов за использование разнообразных природных ресурсов налогов и ввело временный "военный" налог в 1,5% на все виды доходов физлиц.

С того времени в Украине действует семь общенациональных и пять местных налогов и сборов (если к налогам причислить еще и Единый социальный взнос).

В 2016-ом министр финансов Наталья Яресько хотела провести радикальную реформу, выровняв все налоги на уровне 20% и сократив упрощенную систему, но депутаты не поддержали эти идеи. В итоге снизили ставку налога на прибыль до 18% и более чем вдвое уменьшили единый социальный взнос – до 22%.

О налоговой реформе говорил каждый следующий министр финансов, но до радикальных перемен дело не дошло. Ключевые изменения за последние годы: внедрение автоматического возврата НДС, закон о мерах по борьбе против уклонения бизнесом от уплаты налогов (BEPS) и обязанность вести регулярный учет выручки для ФОП. Из-за коронавируса введение последней нормы отложили до апреля 2021 года.

Государственное регулирование доходов граждан Украины строится сегодня на необлагаемом минимуме доходов и прогрессивной шкале ставок, применяемых к доходам. Ставки налогов соответствуют общепринятым нормам цивилизованного мира. Самая высокая ставка предпо

Государственное регулирование доходов граждан Украины строится сегодня на необлагаемом минимуме доходов и прогрессивной шкале ставок, применяемых к доходам. Ставки налогов соответствуют общепринятым нормам цивилизованного мира. Самая высокая ставка предполагает изъятие 40% доходов, превышающих 100 необлагаемых минимумов. Другое дело, что необлагаемый минимум доходов сегодня составляет 17 грн. А это значит, что если Ваш среднемесячный доход превышает $ 4 — уже необходимо платить налоги

Никто из нас не сомневается в необходимости платить налоги. Почти как в Америке. Практически все платят их с большим неудовольствием. Почти как в Америке. Но в отличие от Америки, многие из нас не платят налогов. И здесь, кроме отсутствия веками прививавшегося сознания неотвратимости налогов и потому необходимости их платить, свою роль играет несколько факторов. Можно предположить, что граждане пытаются избежать этой процедуры потому, что считают ставки налогов очень высокими. Кроме того, видя, что большая часть бюджетных поступлений распределяется непрозрачно, подозревают власть в неэффективном использовании государственных средств, то есть наших с вами денег. Все это можно коротко охарактеризовать таким понятием, как несправедливые налоги. Украинские граждане, в массе своей квалифицируют налоги как несправедливые, и потому считают себя вправе не платить их.

Со своей стороны государство практически никак не заинтересовывало и не культивировало в сознании общества необходимость и полезность уплаты налогов. Для этого у власти есть свои причины. И в первую очередь, она не готова к ответственности перед обществом, осознающим, что именно оно содержит эту власть, содержит армию, чиновников, пенсионеров. Ведь когда нашей стране дают деньги МВФ или американского Агентства по развитию, то сразу же напоминают — "это деньги американских налогоплательщиков". В нашем обществе понятие "украинские налогоплательщики" не является знаковым. Украинские налогоплательщики не связывают решение своих личных или других вопросов в госорганах с тем, что именно на их деньги эти органы содержатся. Конфликта интересов здесь не возникает — чиновники вполне довольны своей независимостью от тех, кто их фактически кормит. А граждане не сознают себя кормильцами. Это ответ на вопрос — почему наше государство не спешит культивировать в обществе культ налогов, а значит культ налогоплательщика. В результате получается парадоксальная ситуация — заинтересованность в уплате налогов имеют фактически только фискальные органы. По сути, налоги как бы нужны только им в силу поставленных перед ними задач. Поэтому происходит постоянная, непримиримая борьба между обществом с одной стороны, и налоговыми службами — с другой.

Подоходному налогу — необлагаемый минимум

История налогообложения населения Украины началась в 1992 году, когда был принят закон о подоходном налоге с граждан, которым устанавливались ставки налогообложения месячных доходов граждан. Минимальный доход — 185 крб. (среднегодовой курс в 1992 году составлял 208 крб./$) облагался 12%. По максимальной ставке в 30% облагались доходы, превышающие 3000 крб. (около $150).

Инфляционные процессы, обусловленные постоянными неконтролируемыми эмиссиями денежных знаков в стране способствовали резкому росту номинальных доходов граждан. Для тех, кто не помнит — один пример. Уже в декабре того же года правительство приняло решение о введении подоходного налога с доходов, превышающих 60 тыс. купонов. С этой суммы необходимо было уплачивать 12 тыс. купонов налогов, то есть 20%. И 50% с суммы, превышающей этот доход. Закон просуществовал недолго, в декабре 1992 года был принят Декрет Кабинета Министров о подоходном налоге, имеющий силу закона. Этот Декрет, с многочисленными изменениями, внесенными на протяжении последних семи лет работает до сих пор.

Еще в начале 1995 года Верховная Рада приняла в первом чтении Закон Украины о подоходном налоге граждан и решение о необходимости его доработать. То, что этот законопроект на протяжении почти пяти лет так и не принят говорит об отношении власти к этому вопросу. Скорее даже о нежелании менять нынешний подход к налогам. И дело не в высоких ставках, применяемых к доходам. Сейчас государство облагает налогом одни и те же доходы дважды — сначала работодателей, затем работников. И не хочет решать для себя — какой субъект налогообложения ему ценнее. То ли юридические лица, выплачивающие своим сотрудникам зарплату и вносящие платежи в размере 37,5% начислений на фонд оплаты труда. То ли физические лица, доход которых облагается подоходным налогом и минимальными отчислениями в пенсионный и страховой фонды. Тем более, что вопросы эти можно решить только в комплексе с пенсионной реформой.

Где-то в недрах Верховной Рады уже больше 5 лет зреет законопроект, который должен в комплексе решить проблему налогообложения доходов граждан. Но по информации народного депутата Сергея Терехина, несмотря на многочисленные решения парламента об ускорении принятия его, он до сих пор фактически не существует в каком-либо удобоваримом виде. Сейчас над его доработкой высказал желание потрудиться Кабинет Министров. Скорее всего, это сделано в свете августовского Указа Президента "Об основных направлениях политики, касающейся денежных доходов населения Украины", согласно которому правительству дано два месяца для подготовки мероприятий, которые могут повысить реальные доходы населения. Конечно, Указ носит абсолютно декларативный характер, скорее даже рекламный, приуроченный к грядущим выборам. Но уже одно то, что за многие годы власть таки задекларировала необходимость проводить политику, направленную на повышение доходов граждан и их покупательской способности, а также необходимость реформирования налоговой системы "с целью снижения уровня налогообложения населения со сравнительно низкими доходами" — радует.

На сегодняшний день, как уже было сказано, налогообложение доходов граждан регулируется кроеным-перекроеным Декретом КМ от 1992 года. Тогда была введена прогрессивная шкала налоговых ставок и такое понятие, как минимальная зарплата (МЗ), которая налогом не облагалась. Ставка налога в 10% применялась к зарплатам, не превышающим 10 минимальных. Все, что было выше — облагалось 20%-ным налогом. Доходы, превышающие 20 МЗ, но не превышающие 30 облагались по ставке 35%. Самая высокая ставка — 50% применялась к доходам, превышающим 30 МЗ.

Размеры минимальной зарплаты устанавливались парламентом. В связи с инфляцией, переросшей в гиперинфляцию, минимальная зарплата менялась приблизительно раз в квартал. Впрочем, власть все равно не успевала за инфляционной спиралью, поэтому на практике новые минимальные зарплаты вводились задним числом или гражданам государство выплачивало всевозможные пособия и помощи.

Вторым эпохальным в истории налогообложения доходов физических лиц стал Указ Президента, принятый в сентябре 1994 года. Ставки налогов в нем привязывались не к минимальной зарплате, а к необлагаемому минимуму. Этот Указ претерпел множество изменений, последние из которых были внесены в 1995 году. С октября 1994 года необлагаемый минимум (НМ) устанавливался в размере 24 тыс. крб. Минимальная ставка в 10% применялась к 5 НМ. Самая высокая ставка — 50% применялась к доходам, превышающим 25 НМ. Интересно, что к средним зарплатам, составляющим от 10-15 НМ применялись очень высокие ставки — от 30% до 40%.

Впрочем, ситуация настолько быстро менялась, что уже в конце октября 1994 года Президент увеличивает необлагаемый минимум до 780 тыс. крб. С февраля 1995 года необлагаемый минимум опять увеличивают до 1,4 млн. крб. при той же шкале ставок. С таким необлагаемым минимумом страна прожила полгода — в ноябре 1995 года НМ увеличен до 1,7 млн. крб., который впоследствии был выражен в гривнах, что составило 17 грн. Этот минимум не менялся до сегодняшнего времени и является точкой отсчета для всевозможных начислений, штрафов и пошлин.

Тогда же была значительно изменена шкала ставок прогрессивного налогообложения. Доходы, находящиеся в параметрах от 10 до 60 НМ облагались 20%-ным налогом. К доходам в пределах 100 необлагаемых минимумов применялась ставка 30%. Был уменьшен потолок ставок с 50% до 40%. Все, что граждане получали выше 100 НМ облагалось по ставке 40%, что являлось однозначным прогрессом по сравнению с 50% с доходов, превышающих 25 НМ с точки зрения доходов среднего уровня.

Эти решения сыграли свою положительную роль и на протяжении 1995-97 годов денежные доходы населения росли значительными темпами. По данным НБУ, в 1995 году они составили 26,5 млрд. грн. при валовом внутреннем продукте в $ 37 млрд. В 1996 — 40,3 млрд. грн. при ВВП $ 44,6 млрд., а в 1997 году денежные доходы достигли 50 млрд. грн. при росте ВВП до $ 50 млрд. (см. график "Темпы. "). Справедливости ради следует отметить, что рост этот был связан не только с политикой государства в области денежных доходов граждан (на самом деле доля подоходного налога в доходной части бюджета значительно росла) — но и с введением национальной валюты. Курс гривны на тот момент — сентябрь 1996 года был значительно завышен. Это способствовало тому, что доходы граждан номинально были высоки, в то время как экономика в целом ничем, кроме монетарных рычагов не поддерживалась. В результате мы получили финансовый кризис осенью 1998 года — и возвратились со своими доходами на круги своя — фактически вернулись в 1995 год. Когда средняя зарплата составляла $ 54,8, а необлагаемый минимум — $ 11,5 (в этом году по предварительным данным Минэкономики, среднемесячная зарплата украинцев составит $ 45, а необлагаемый минимум $ 4,1 ( смотрите график "Динамика среднемесячной зарплаты и необлагаемого минимума", 1994-99 гг.). Разница лишь в том, что необлагаемый минимум уменьшился почти в три раза — с $11 ,5 до $ 4,1. Именно по этой причине правительству срочно необходимо кардинально решать проблему налогообложения доходов физических лиц. Иначе граждане предпочтут платить и получать зарплату в конвертах.

Динамика ВВП и подоходного налога. 1994-2000 г.г.


На Украине самый большой налог с граждан — подоходный. Однако порядок начисления и удержания этого налога ярко демонстрирует то, что на легитимность принимаемых нормативных документов на Украине долгое время никто не обращал внимания. Он противоречит нормативным актам наивысших органов государственной власти — Указу Президента, Декрету Кабинета Министров и Конституции. Как результат такой несогласованности — чрезмерное налоговое давление на граждан, уровень доходов которых нельзя назвать высоким.

Поэтому попробуем проанализировать некоторые проблемы этого вида налогообложения.

На Украине налогообложение физических лиц осуществляется на основе Декрета Кабинета Министров Украины от 26 декабря 1992 года «О подоходном налоге с граждан» (далее — Декрет), который действует на основании статей 97 и 971 Конституции Украины 1978 года и Закона Украины «О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования» и имеет силу закона. Именно этот Декрет Кабинета Министров является базовым законодательным актом по вопросам обложения подоходным налогом.

Со вступлением в силу Декрета и до сих пор пункт 1 статьи 7 этого документа содержит норму, согласно которой подоходный налог по прогрессивной шкале ставок не удерживается из суммы, равной минимальной заработной плате. Как известно, она сегодня на Украине составляет 185 грн, а с 1 июля 2003 года должна быть 237 грн. Таким образом, месячный доход, не превышающий этой суммы, не должен облагаться налогом.

Однако на практике налогообложение физических лиц осуществляется согласно Инструкции Государственной налоговой администрации Украины о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Государственной налоговой инспекции Украины от 21 апреля 1993 года (далее — Инструкция). Именно в этом документе Государственная налоговая администрация Украины (далее — ГНАУ) приказом «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о подоходном налоге с граждан» от 28 апреля 2000 года установила отправную точку начисления подоходного налога (не облагаемый налогами минимум) — 17 гривень в соответствии с Указом Президента Украины «Об увеличении необлагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан» от 13 сентября 1994 года.

Правовое обоснование применения ГНАУ вышеуказанных указов Президента сводится к напоминанию конституционных положений о том, что Президент Украины является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина (статья 102 Конституции Украины) и издает согласно статье 106 Конституции Украины на основе и во исполнение Конституции Украины указы и распоряжения, которые являются обязательными к выполнению на территории Украины (см. письмо ГНАУ от 26 октября 2001 года «О подоходном налоге с граждан»).

Однако аргументация ГНАУ весьма сомнительна.

В соответствии с Конституцией Украины (статья 92) «…основные обязанности гражданина… система налогообложения, налоги и сборы» определяются исключительно законами Украины.

Каждый обязан платить налоги и сборы в порядке и размерах, определенных законом (статья 67 Конституции Украины). Таким образом, при определении порядка налогообложения доходов физических лиц никто не может пользоваться любыми другими нормативными актами, кроме законов или приравненных к законам нормативных актов.

То же самое говорится и в Законе Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 года, в части 3 статьи 1 которого указано, что «ставки, механизм взыскания налогов и сборов (обязательных платежей) … и льготы относительно налогообложения не могут устанавливаться или изменяться другими законами, кроме законов о налогообложении».

Исходя из этого размеры (ставки) налогов и сборов могут устанавливаться лишь специальным законом о налогообложении (или Декретом, как приравненным к закону нормативным актом).

Кроме того, Указы Президента Украины были приняты до утверждения действующей Конституции Украины, а согласно пункту 1 Переходных положений Конституции «законы и прочие нормативные акты, принятые до вступления в силу этой Конституции, действительны в части, которая не противоречит Конституции Украины».

Поэтому указы Президента не могут быть основанием для издания Инструкции ГНАУ при наличии действующего закона, которым является Декрет Кабинета Министров.

Некоторые из налогоплательщиков, считая, что налоговики «дерут» с них лишнее, обратились в районные суды и победили. В частности, суд выиграл и народный депутат Украины прошлого созыва Александр Ржавский. Шевченковский райсуд в г. Киеве удовлетворил жалобу г-на Ржавского и признал приказ ГНАУ «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о подоходном налоге с граждан» от 28 апреля 2000 года, а также саму Инструкцию неправомерными в части установления ставок налогообложения граждан подоходным налогом, исходя из не облагаемого налогом минимума.

Однако налоговики нанесли контрудар через коллегию судей Судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда, который, в свою очередь, принял решение в пользу ГНАУ. Но копья поломаны, а вопрос остался открытым.

Решения Верховного Суда в ГНАУ прокомментировали так: «Суд исследовал все доказательства и установил, что Указом Президента Украины от 13 сентября 1994 года «Об увеличении необлагаемого налогом минимума и ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан» с 1 октября 1995 года определен необлагаемый налогом минимум доходов граждан — 17 гривень. Указ Президента не признан неконституционным, силы он не утратил, следовательно, обязателен к исполнению на всей территории Украины». Все так, но ведь и Декрет Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» также силы не терял и в Минюсте зарегистрирован, но о нем налоговики почему-то не упомянули.

Известный адвокат Андрей Федур дал такую оценку ситуации: «Это обычное шельмование. Существует Декрет Кабмина, в пункте 1 статьи 7 которого четко записано, что налогонеоблагаемым минимумом является минимальная заработная плата. Этот Декрет имеет силу закона. А в соответствии с Конституцией вопросы налогообложения регулируются только законами, а не президентскими указами. И в Верховном Суде это прекрасно понимают, но просто не хотят признать это как факт» (см. «Галицкие контракты» № 11, 2002 год). Кроме того, ВСУ не учел, что согласно пункту 4.4.1 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» если возникает неоднозначное толкование норм налогового права, решение следует принимать в пользу плательщиков налогов.

Оппоненты ГНАУ также считают, что решение Верховного Суда не может быть окончательным, поскольку по Конституции только Конституционный Суд может позволить официальное толкование законов.

Однако есть основания сомневаться в положительном решении и этой судебной инстанции. Ведь признание незаконной Инструкции ГНАУ будет означать, что на протяжении девяти лет граждане облагались налогами неправомерно и потому имеют основания к возмещению своих средств, которое едва ли возможно с экономической и социальной точки зрения.

Заметим в то же время, что ни Декрет Кабмина, ни Указ Президента не решают проблему налогообложения доходов граждан в комплексе. Напомним, что подоходный налог является в настоящее время ключевым источником формирования доходов местных бюджетов (см. статьи 64 и 56 Бюджетного кодекса Украины) и по валовым объемам поступлений уступает лишь НДС и налогу на прибыль предприятий. Поэтому государство никогда не «отдаст» этот налог без получения соответствующих компенсаций. Очевидно, такая компенсация возможна при «детенизации» большей части доходов населения. Это, в свою очередь, требует уменьшения общего давления на фонд оплаты труда, в том числе и за счет снижения взносов в различные фонды социального и пенсионного страхования (см. Аналитический отдел Информационного агентства «Украинский Финансовый Сервер»).

Отметим, что перспективы самого конституционного обращения выглядят весьма туманными: Конституционный Суд вряд ли даст разъяснение, последствием которого станет существенное снижение поступлений в местные бюджеты. В пользу этого свидетельствует и пример того же Александра Ржавского, который уже обращался в Конституционный Суд с просьбой объяснить правомерность использования ГНАУ термина «не облагаемый налогом минимум» и его размер — 17 грн. Однако получил отказ с не совсем понятной мотивацией — «в обращении не приведено ни одного конкретного примера неправильного взыскания налогов» (см. «Голос Украины» № 197 от 26 окрября 2001 года).

Однако сам факт такого обращения является чрезвычайно позитивным моментом: исполнительной и законодательной властям необходимо напоминать о том, что их некорректные по отношению к гражданам страны действия не будут оставаться безнаказанными. Понятно, что требовать возвращения увеличенных сумм налога едва ли возможно, но, с другой стороны, гражданам Украины также необходимо помнить, что у них существуют права (а не только обязанности), которые, в случае их нарушения, необходимо отстаивать.

Выйти из этого глухого угла можно было бы, кардинально изменив систему налогообложения граждан. Однако проект Налогового кодекса Украины, который предусматривает упрощение начисления налога физическим лицам, все еще находится на стадии доработки и неизвестно когда будет принят.

Возможно, проблему удастся решить с принятием закона «О налоге на доходы физических лиц», которым предусматривается введение так называемой плоской шкалы в 13 %. Подобный налог был введен в России с 2001 года и это стало настоящей революцией. Однако что будет в нашем случае — предсказать сложнее. Тем более остался открытым вопрос, с какой суммы надо начинать начисление налога. Предлагалось его оставить на уровне 17 грн, 170 грн и минимальной заработной платы. Пока что решение этой проблемы перенесено на третье чтение.

ПЕТРИЧЕНКО Олег — главный научный консультант Аппарата Верховного Совета Украины, г. Киев

Илларионов: 40% ВВП это невероятно высокая налоговая нагрузка на экономику такого уровня развития, как Украина

Чтобы улучшить экономическую ситуацию, в Украине нужно уменьшить налоги. Такое мнение в интервью основателю интернет-издания "ГОРДОН" Дмитрию Гордону высказал российский экономист, президент Института экономического анализа Андрей Илларионов. Интервью сегодня вышло на YouTube-канале "В гостях у Гордона".

"Что нужно делать Украине? Украине нужно не увеличивать налогообложение, налоговую нагрузку на бизнес, а сокращать ее минимум до 20–25%. Я делал специальное расследование по многим странам мира. Оптимальный уровень государственной нагрузки на экономику таких стран, как Украина, Россия, такого приблизительно уровня экономического развития, структуры и так далее – это от 13% до 17% ВВП", – сказал Илларионов.

Он отметил, что когда н изкий уровень налогообложения, а налоговая система не сложная – "тогда все платят".

"Как это было, например, в России, когда мы ввели в 2000 году плоскую шкалу подоходного налога. Низкий уровень – 13%, и тогда сборы увеличились в 2,3 раза на следующий год", – рассказал экономист.

Снижение налогов всегда влечет за собой увеличение сборов, подчеркнул Илларионов.

"Когда вы снижаете уровень налоговой нагрузки, объемы увеличиваются. Потому что нет смысла прятать эти деньги. Наоборот: ты получаешь легализацию своих действий. К тебе не придет никакой налоговик, таможенник, полицейский, СБУ, ФСБ. Ты чувствуешь себя приличным, уважаемым человеком, платишь налоги. И экономика начинает расти", – сказал он.

Илларионов отметил, что сейчас украинский бюджет собирает в виде налогов и сборов $63 млрд в год.

"Это 40% ВВП. 40% ВВП – это невероятно высокая налоговая нагрузка на экономику такого уровня развития, как Украина. Она запретная для экономического роста. Страны с такой налоговой нагрузкой, какая сейчас в Украине, не растут. Это экономический закон. Просто нет таких стран, которые бы росли. В лучшем случае 1–2%. Стагнация. Для того, чтобы расти, для страны с такой экономикой и уровнем экономического развития, как Украина, уровень налоговых, таможенных сборов должен быть максимум 20–25% ВВП. Тогда Украина будет расти на 6–8% ежегодно. Главная проблема Украины – это отсутствие экономического роста. По темпам экономического роста среди почти 200 стран современного мира за последние 30 лет Украина находится на пятом месте с конца", – отметил Илларионов.

Он подчеркнул, что налоговая нагрузка на уровне 20–25% ВВП – это цель, к которой Украина должна стремиться.

"Это невозможно сделать за один год, прямо скажу. Это невозможно сделать, потому что, естественно, есть определенная инерция. Для этого необходимо провести реформу в бюджетной сфере. Да, нужно изменить схемы, нужно изменить работу той же таможни. Но не надо душить бизнес. Надо дать возможность украинскому бизнесу платить умеренные налоги, которые он будет платить честно. И сделать тех, кого сегодня называют коррупционерами, – честными бизнесменами. Это можно сделать не с помощью полиции – это можно сделать с помощью низких налоговых ставок, уменьшения числа налогов, прозрачной системы налогообложения, отсутствия разнообразных схем в налоговом законодательстве, пользуясь которыми можно получать исключения и специальное, особое отношение для тех или иных бизнесов", – сказал эксперт.

В качестве примера он привел Грузию времен президентства Михаила Саакашвили. Илларионов рассказал, что тогда в РФ действовала единая ставка подоходного налога в размере 13%, но тогдашний министр экономики Грузии Каха Бендукидзе решил, что в его стране ставка должна быть меньше.

"Он сказал: "Нам нужно развиваться быстрее, чем Россия". И поэтому в Грузии благодаря Кахе был введен подоходный налог со ставкой 9%. В Грузии, когда Каха был министром экономического развития, когда Михаил Саакашвили был президентом, общий уровень налоговой нагрузки составлял 23–25% ВВП. Грузия росла высокими темпами. Государственные расходы в процентах к ВВП не превышали 30%. Более того, они даже приняли специальный акт экономической свободы, где законодательно запретили повышать налоги, увеличивать число налогов, изменять налоговые ставки в пользу повышения. Законодательно запретили повышать отношение государственных расходов к ВВП. Это обеспечило фантастический рост в Грузии. Делайте то же в Украине! Рассказывайте вашим коллегам, партнерам, рассказывайте украинскому обществу. Сделайте то, что сделал Каха Бендукидзе в Грузии", – призвал Илларионов.

В Украине базовая ставка подоходного налога установлена на уровне 18%.

12 мая 2021 года Кабинет Министров одобрил подготовленный Минфином проект изменений в Налоговый кодекс. Предполагается, что они дадут возможность собирать в государственный бюджет дополнительно более 60 млрд грн в год. По данным СМИ, изменения в первую очередь ударят по крупному бизнесу.


Дмитрий ГОРДОН
основатель проекта

Читайте также: