Подача уточненки после акта камеральной налоговой проверки

Опубликовано: 16.05.2024

253-основа.jpg

Уточненная декларация в обязательном порядке подается по любому налогу в случае, когда налогоплательщик самостоятельно обнаружил в ранее представленной декларации ошибку, которая привела к занижению суммы налога к уплате, а также при применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, в случае если организация продала основное средство до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Во всех остальных случаях и неточностях в представленных данных подача уточненной налоговой декларации является правом налогоплательщика, но никак не его обязанностью.

Уточненная декларация представляется по той же форме, по которой представлялась первоначальная декларация. В уточненную декларацию нужно включить не только исправленные данные, но и все остальные показатели, в том числе и те, которые были изначально корректны.

При этом не стоит забывать, что если допущенная ошибка привела к занижению суммы налога к уплате, а срок уплаты уже прошел, то перед тем, как подать уточненную декларацию, следует заплатить не только сумму самой недоимки (дельту между уточнёнными и первоначальными данными по налогу), но и сумму начисленных за соответствующий период пеней. В противном случае, на налогоплательщика будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного в срок налога. Также возможно, что предварительная уплата причитающихся сумм не сможет освободить от ответственности (если налоговый орган обнаружит ошибку раньше налогоплательщика, либо будет назначена выездная налоговая проверка).

Давайте разберем конкретные ситуации, которые могут возникнуть в действительности.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Определяем, грозит ли нам ответственность за представление «уточнёнки»?

Законодательством поощряется намерение налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) самостоятельно выявлять допущенные ими искажения в отчетности и устранять их. Так, п. 3 и п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривают условия освобождения от налоговой ответственности при сдаче «уточненки» к доплате, если соблюдаются следующие условия:

— когда уточненная декларация представляется после истечения срока подачи декларации, но до истечения срока уплаты налога, при условии, что уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки;

— когда уточненная декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, при условии, что одновременно соблюдаются следующие требования:

уточненная декларация была представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период;

до представления уточненной декларации налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

При этом необходимо отметить, что согласно многочисленным разъяснениям сам факт представления уточненной декларации с суммой налога, подлежащей доплате, еще не свидетельствует о занижении налогоплательщиком налоговой базы. В любом случае, чтобы привлечь лицо к ответственности должен быть установлен соответствующий состав налогового правонарушения (Письмо Минфина России от 04.02.2013 №03-02-07/1/2279; Постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

Кроме того, возможен вариант, что по соответствующему налогу у налогоплательщика по данным карточки «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) числится образовавшаяся еще до уточняемого периода переплата, сумма которой в полной мере перекрывает суммы недоимки по «уточненке» и начисленных пеней, в таком случае штраф начисляться не должен. Ведь в соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 налоговый орган вправе самостоятельно зачесть переплату в счет недоплаченной суммы налога.

В целом все ясно и просто: перед тем как сдать «уточненку» (после положенного срока) нужно заплатить суммы налога и пени либо подтвердить, что суммы переплаты по соответствующему налогу хватит покрыть образующуюся недоимку, нужно убедиться, что в отношении вашей организации (индивидуального предпринимателя) не назначена выездная налоговая проверка (а не знать об этом достаточно сложно, так как налоговый орган уведомляет о таком событии всегда своевременно и по всем имеющимся у него ресурсам), и мы получаем освобождение от штрафных санкций. Казалось бы, все предельно понятно, но что делать с туманной формулировкой «…до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений. ».

Приведем ситуацию, когда вам могут грозить штрафные санкции.

В любом случае стоит помнить, что для привлечения к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, необходимо наличие установленных в ходе проведения выездной или камеральной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком неправомерных действий либо неправомерного бездействия, повлекших незаконное занижение налоговой базы по налогу за определенный налоговый период, которое, в свою очередь, повлекло его неуплату за этот период.

Как отразится сдача уточненной декларации на ходе налоговой проверки?

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения камеральной налоговой проверки за этот же период, то налогоплательщику необходимо учесть следующее:

— проверка первоначальной (предыдущей «уточненки») прекращается, как и все контрольные мероприятия, проводимые в её рамках;

— начинается новая проверка представленной декларации, соответственно, сроки её проведения обновляются;

— налоговый орган может использовать в новой проверке те документы и сведения, которые были получены им в рамках прекращенной проверки, это относится и к результатам проведенных контрольных мероприятий;

— даже если предыдущая проверка, в рамках которой было получено требование о предоставлении сведений, прекращена, запрошенные документы и пояснения стоит всё же представить, иначе вы рискуете стать привлеченным к ответственности в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. Ведь ст. 88 и ст. 93 НК РФ не содержат норм об отзыве налоговым органом выставленного ранее требования в случае представления налогоплательщиком «уточненки». Такого же мнения придерживаются и суды (Определения ВС РФ от 12.11.2015 № 306-КГ15-14509, от 12.04.2016 № 306-КГ16-2522).

Если уточненная декларация сдается до окончания проведения выездной налоговый проверки за период, входящий в состав проверяемого периода, то проверку, конечно, на этом никто не закончит, а вот последствия будут зависеть от того, в какой именно момент будет сдана «уточненка».

Самый безболезненный вариант — сдать «уточненку» во время проведения проверки, т.е. до того момента, как налогоплательщику будет вручена справка о проведенной выездной налоговой проверке. В таком случае уточнённые данные в обязательном порядке будут учтены проверяющими в результатах такой проверки.

Имейте в виду, что к сдаче «уточнёнок» во время проверок налоговый орган относится с повышенным вниманием. Скорее всего в таком случае будет выставлено требование о представлении документов и пояснений на суммы уточнений. Запрошенные документы и пояснения должны быть представлены в течение 10 рабочих дней. Для подтверждения данных, внесенных в налоговую декларацию, налогоплательщик может дополнительно представить бухгалтерские справки, выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) другие документы, а также дать письменные пояснения в произвольной форме по заданным вопросам, чтобы подтвердить правомерность своей позиции.

Неясным остается вопрос, что произойдет, если уточненная декларация будет сдана уже после проверки. Например, после того, как налогоплательщик получит Акт выездной налоговой проверки или даже Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Конечно, говорить о том, что такая «уточнёнка» будет проанализирована в ходе проверки не приходится, ведь проверка будет уже закончена. Таким образом, у налогового органа будет право на выбор одного из следующих действий:

— проведение дополнительных мероприятий налогового контроля после проведения выездной налоговой проверки (если ещё не было вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения);

— назначение повторной выездной налоговой проверки, предметом которой станут именно уточнённые данные по декларации;

— проведение камеральной налоговой проверки, если назначение выездной проверки сочтут нецелесообразным.

Будьте внимательны! Имейте в виду, что представление уточнённой декларации может инициировать назначение выездной налоговой проверки за корректируемый период, в т.ч. повторной. В рамках этой повторной выездной проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация. При этом норма абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ не исключает возможность проведения повторной выездной проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль, в которых увеличена сумма первоначально заявленного убытка.

С помощью программной линейки продуктов компании Такском вы всегда гарантированно сможете быстро, надёжно и максимально удобно обмениваться документами с ФНС и другими контролирующими органами. Просто выберите удобный для себя тариф и присоединяйтесь к дружной семье абонентов Такском.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Возможно ли представление уточненной налоговой декларации после получения акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения? Каков порядок представления налоговой декларации? Каковы последствия ее представления?


Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Налоговое законодательство не запрещает подавать уточненную налоговую декларацию после получения акта выездной налоговой проверки, но до вынесения решения. Ее подают по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения.
Подача уточненной декларации после составления акта по выездной проверке не освобождает от налоговой ответственности. Но при уплате доначисленного налога и пеней может служить обстоятельством, смягчающим ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения.

Обоснование вывода:

1. Право на подачу уточненной налоговой декларации

Положения ст.ст. 54 и 81 НК РФ не ограничивают налогоплательщика в праве на подачу уточненной налоговой декларации, в том числе и после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней.
Согласно п. 5 ст. 81 НК РФ уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения. То есть уточненная декларация представляется со всеми листами и приложениями, которые входили в ее первоначальный вариант, в том числе и те листы, которых не коснулись изменения (письмо ФНС России от 25.06.2015 N ГД-4-3/11057@).

2. Проверка уточненной декларации, представленной после составления акта выездной проверки

В письме ФНС России от 07.06.2018 N СА-4-7/11051@ рассмотрены вопросы установления налоговых обязательств при подаче налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней. В нем разъяснено, что по смыслу п. 3 ст. 100 и п. 8 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по итогам налоговой проверки налоговым органом должны быть определены реальные налоговые обязательства налогоплательщика. При определении действительной обязанности по уплате налогов налоговый орган должен учитывать все показатели, влияющие на формирование налоговой базы, как выявленные в ходе проверки, так и отраженные в бухгалтерском и налоговом учете налогоплательщика.
При этом Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ в Определении от 13.09.2016 N 310-КГ16-5041 признает право налогового органа на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в связи с представлением налогоплательщиком уточненных налоговых деклараций. В нем отмечено, что при подаче уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе:
- провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ;
- вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной налоговой проверки в части уточненных данных (абзац 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).
Таким образом, налоговый орган вправе, но не обязан учитывать в решении по результатам выездной проверки показатели уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками после составления акта выездной налоговой проверки, сохраняя при этом свое право на последующую реализацию возможности осуществления в отношении таких деклараций соответствующих мероприятий налогового контроля.
В Информации ФНС России от 20.12.2017 пояснено: нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять, в рамках каких мероприятий налогового контроля будут проверены указанные декларации (дополнительные мероприятия налогового контроля, камеральная налоговая проверка, повторная выездная налоговая проверка).
В то же время в письме ФНС России от 07.06.2018 N СА-4-7/11051@ говорится, что при принятии решения об учете уточненных налоговых обязательств при вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки налоговым органам необходимо учитывать объем и характер уточняемых налогоплательщиками сведений, который должен позволять установить фактические налоговые обязательства налогоплательщика и принять законное и обоснованное решение по результатам налоговой проверки.

3. Применение санкций

В пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ говорится, что налогоплательщик освобождается от ответственности при подаче уточненной налоговой декларации, если она подается до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.
Однако при подаче уточненной декларации после составления акта выездной налоговой проверки условия освобождения от штрафных санкций, приведенные в пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ, не являются выполненными (п. 54 письма ФНС России от 12.08.11 N СА-4-7/13193, постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 11185/10).
В то же время представление уточненной налоговой декларации и уплата доначисленной суммы налога и соответствующих ей пеней могут квалифицироваться как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 11185/10).
В описательной части решения, выносимого по результатам выездной проверки, предусмотрено указание обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Наличие в решении упоминания о представлении уточненной налоговой декларации и уплате доначисленной суммы налога и пеней может помочь налогоплательщику при обращении в управление ФНС России по субъекту РФ с апелляционной жалобой. Вышестоящая налоговая инстанция, в свою очередь, может воспринять это как обстоятельство, смягчающее ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, и снизить размер штрафных санкций.

К сведению:
Налогоплательщик не обязан подавать уточненную декларацию по итогам выездной проверки. Проверяющие самостоятельно доначисляют недостающую сумму налога в бюджет.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Уточненная налоговая декларация;
- Энциклопедия решений. Порядок освобождения от ответственности, предусмотренной ст. 120, ст. 122, ст. 123 НК РФ, при представлении уточненной декларации;
- Энциклопедия решений. Повторная выездная налоговая проверка;
- Статья. Выездные проверки: ФНС разъясняет (Д.В. Дурново, журнал "НДС: проблемы и решения", N 7, июль 2018 г.);
- Статья. Можно ли подать уточненную декларацию в ходе выездной проверки? (В. Никитин, журнал "Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2020 г.);
- Статья. Выездная проверка: простые ответы на сложные вопросы (А.Б. Галочкина, журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 7, июль 2020 г.);
- Вопрос: Может ли организация подать уточненную налоговую декларацию при проведении выездной налоговой проверки, но до момента подписания акта и вынесения решения налогового органа? ("Финансовая газета", N 7, февраль 2011 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена

Ответ прошел контроль качества

2 декабря 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Налоговый кодекс никак не ограничивает налогоплательщиков в том, когда они могут подать уточненную декларацию. В том числе, сделать это можно и во время проверки – хоть камеральной, хоть выездной. Но в зависимости от того, когда именно сдана «уточненка», последствия могут быть разными. И далеко не всегда представлять ее действительно имеет смысл.

  • на дату подачи декларации за текущий период со дня уплаты налога по декларации с ошибкой не прошло 3 лет;
  • ошибка привела к переплате налога.

Такая позиция изложена в письмах Минфина от 08.02.2016 № 03-03-06/1/6383, от 23.04.2014 № 03-02-07/1/18777. При этом чиновники ссылаются на пункт 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.

Так или иначе, если вы сдаете «уточненку», заполнять ее нужно по форме, действовавшей в том периоде, за который представляется эта «уточненка» (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Уточненка с суммой налога к увеличению

Если вы сдаете «уточненку» в связи с тем, что ранее занизили сумму налога, то эта «уточненка» будет с суммой налога к увеличению. Однако сама по себе такая «уточненка» еще не является основанием для взыскания с вас штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ.

На особом положении по части проверки находятся «уточненки» с суммой НДС к возмещению (статьи 176, 176.1 НК РФ). По такой декларации всегда проводится самостоятельная «камералка», даже если она подана в ходе выездной поверки.

Напомним, что согласно данной норме неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога. Однако для этого налоговики еще должны доказать факт занижения базы и наличие недоимки. Просто начислить штраф на суму разницы между первоначальной декларацией и «уточненкой» они не вправе (письмо Минфина от 04.02.2013 № 03-02-07/1/2279; постановление ФАС СЗО от 21.01.2014 № А05-1380/2013).

В частности, это означает что начисление штрафа неправомерно, если за вами числится переплата по налогу, которая образовалась еще до уточняемого периода. Задолженности перед бюджетом в этом случае не возникает, а переплату налоговики вправе самостоятельно зачесть в счет недоплаченной суммы налога (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Кроме того, даже если переплаты у вас нет, вы можете избежать штрафа, если (п. 3, 4 ст. 81 НК РФ):

  • сдадите «уточненку» до того, как узнали о том, что ошибку обнаружили налоговики или что в отношении вас назначена выездная проверка за период, в котором налог был занижен;
  • заплатите недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до подачи «уточненки».

Уточненка при камеральной проверке

Камеральную проверку налоговики проводят в отношении каждой декларации, которая к ним поступает. Какого-либо решения для этого им выносить не нужно. Срок такой проверки 3 месяца. По истечении этого времени налоговики должны составить акт камеральной проверки, фиксирующий ее результаты, но только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения. Если декларация не вызвала вопросов, акта не будет (п. 5 ст. 88 НК РФ; п. 1 письма ФНС от 18.12.2014 № ЕД-18-15/1693).

Более того, получив «уточненку» до истечения 3 месяцев, налоговики должны прекратить все действия по проверке первоначальной декларации и начать проверку «уточненки». Аналогичным образом ФНС рекомендует не составлять акт проверки (не вручать его), если «уточненка» подана до вручения камерального акта налогоплательщику. Еесли, конечно, речь не идет о проверке декларации с суммой НДС к возмещению (п. 3 письма ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/19576@).

А вот подавать «уточненку» после вручения акта камеральной проверки, особого смысла нет. По мнению ФНС, такая «уточненка» уже не влияет на рассмотрение материалов проверки первоначальной декларации и вынесение решения по ее результатам (письмо ФНС России от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327). Да и судебная практика на этот счет противоречива. Некоторые суды указывают, что «камералка» заканчивается только с принятием итогового решения. И если до вынесения такого решения подана «уточненка», проверка первоначальной декларации должна прекратиться (постановление ФАС СЗО от 14.01.2013 № А81-1421/2012). Однако другие указывают, что такая трактовка позволяет налогоплательщику избежать ответственности за выявленные проверкой нарушения, просто уплатив доначисленные в акте налоги и пени и представив «уточненку» до вынесения итогового решения (постановление ФАС УО от 04.04.2013 № Ф09-2044/13).

Уточненка при выездной проверке

Условия освобождения от штрафа, приведенные в подпункте 1 пункта 4 статьи 1 Налогового кодекса, на случаи, когда уточняющая декларация подана в ходе выездной проверки, не распространяются. Значит ли это, что никакого смысла представлять «уточненку» при выездной проверке нет?

Ситуация 1. Вы самостоятельно выявили ошибку, занижающую сумму налога, в проверяемом налоговиками периоде, и акт выездной проверки еще не составлен. В этом случае есть три варианта действий:

  • подать «уточненку», уплатив налог и пени, и настаивать на снижении штрафа;
  • на свой страх и риск рассказать об ошибке проверяющим. Возможно, иные нарушения налоговики искать уже не будут;
  • просто дождаться окончания проверки в расчете, что сами налоговики эту ошибку не найдут. За ошибки, не выявленные в ходе проверки, штрафовать вас налоговики уже не имеют права, но и в «уточненке» особого смысла нет (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Ситуация 2. Вы уже получили акт выездной проверки. В данном случае все зависит от того, согласны ли вы с доначислениями налоговиков или собираетесь их оспаривать. Если спорить с ИФНС вы не намерены, то представление «уточненки» и добровольное погашение недоимки и пени может быть рассмотрено как смягчающее обстоятельство для уменьшения штрафа. Если же с доначислениями вы не согласны, подавать «уточненку» не стоит. Это может быть квалифицировано как одно из доказательств совершения налогового правонарушения, своего рода добровольное признание (постановление АС ЦО от 27.08.2015 № Ф10-2516/2015).

Уточненка с суммой налога к уменьшению

Если вы воспользовались своим правом представить уточняющую декларацию, то такая «уточненка» либо не изменяет сумму налога по первоначальной декларации, либо уменьшает ее. Второй вариант означает, что после проверки и утверждения показателей «уточненки» у вас возникнет переплата, которую вы можете вернуть из бюджета. Вполне понятно, что просто так налоговики ее не отдадут и декларацию будут поверять с особым пристрастием (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Что касается представления такой «уточненки» при камералке, то здесь порядок действий у налоговиков тот же, что и при представлении декларации с суммой налога к увеличению, с той лишь разницей, что никакого штрафа в любом случае быть не может.

Если до подачи «уточненки» вы погасите только сумму недоимки, но не уплатите пени, от штрафа вас не освободят (определение КС от 07.12.2010 № 1572-О-О, постановления АС СЗО от 18.12.2014 № А56-15646/2014; АС УО от 03.10.2014 № Ф09-6030/14).

Если сдать такую «уточненку» во время выездной проверки, налоговики проведут ее камералку с учетом материалов выездной проверки. То есть выявленные выездной проверкой нарушения в части данного налога будут зафиксированы камеральным актом. Дело в том, что по истечении 3 месяцев после представления «уточненки» вы уже можете подать заявление о возврате налога, а выездная проверка на этот момент еще может быть не завершена (пункт 2 ст. 88, п. 6 ст. 78 НК РФ; п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705). Если же к моменту подачи «уточненки» вам уже вручена справка о поведенной выездной проверке, скорее всего, учитывать ее данные при составлении акта и вынесении решения налоговики не будут. Однако стоит напомнить о ней в своих возражениях на акт выездной проверки.

Данные «уточненки», которая представлена после составления акта выездной проверки, налоговики учтут, только если они проверены ИФНС и подтверждены документами. И то они вправе вовсе их не учитывать. При этом они могут:

  • провести дополнительные мероприятия налогового контроля;
  • назначить в дальнейшем повторную выездную проверку.

Но если ИФНС этого не сделала и не учла данные «уточненки» при вынесении решения, такое решение можно оспорить как не учитывающее реальных налоговых обязательств налогоплательщика (постанов­ление ФАС МО от 13.05.2014 № Ф05-3977/14).

Уточненка по НДС

На особом положении по части проверки находятся «уточненки» с суммой НДС к возмещению (статьи 176, 176.1 НК РФ).

По такой декларации всегда проводится самостоятельная «камералка», даже если она подана в ходе выездной поверки. Проверять ее будут «камеральщики», а «выездники» учитывать данные «уточненки» не будут, разве что камеральная проверка будет закончена до окончания выездной (п. 3.5 письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Налоговый эксперт Оксана Доброва


Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

НК РФ не запрещает подать уточненную декларацию в любое время. Сделать это можно и во время проверки — как камеральной, так и выездной. Однако в зависимости от того, когда вы представите "уточненку", последствия могут быть разными. Иногда этого делать вовсе не стоит. Поэтому нужно заранее все предусмотреть.

Когда нужно подать "уточненку"

Представить уточненную декларацию налогоплательщик обязан, если в предыдущей декларации была допущена ошибка либо не отражены сведения, которые привели к занижению суммы налога. В этом случае в "уточненке" нужно указать не только скорректированные и не отраженные показатели, но и те, которые не изменились.

Во всех остальных случаях подача уточненной декларации — это право, а не обязанность налогоплательщика. Решение он принимает самостоятельно.

Так, можно не подавать "уточненку", например, когда:

  • в декларации по НДС зарегистрирован счет-фактура продавца без указания ИНН и КПП;
  • в расчете по страховым взносам отражены сведения о выплатах в пользу незастрахованных лиц.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, которая представлена по установленной форме (установленному формату).

Как будут проверять "уточненку"

Каждую уточненную декларацию налоговики проверят индивидуально, исходя из внесенных в нее изменений. Проверка будет направлена на то, чтобы выяснить причины и обстоятельства изменений. Инспекторы проверят не только то, как и почему изменился итоговый показатель декларации, но и изучат изменения иных показателей, формирующих налоговую базу и влияющих на итоговую сумму налога по декларации. Таким образом, могут быть проверены все показатели, в том числе те, которые не изменились.

Обратите внимание, что НК РФ не ограничивает проведение камеральной налоговой проверки в отношении уточненной налоговой декларации, в том числе и представленной по истечении трехлетнего срока.

Какие ожидать последствия после представления "уточненки"

В зависимости от момента представления уточненной декларации и иных обстоятельств порядок действий налогового органа будет различаться. Рассмотрим возможные варианты.

1. "Уточненка" представлена в ходе выездной проверки

Если уточненная декларация представлена по тому налогу и за тот период, по которому проводится выездная проверка, проверять ее будут в рамках выездной проверки. Исключение составляют декларации по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза). Такие декларации налоговики проверят камерально.

Налогоплательщик может подать уточненную декларацию незадолго до окончания выездной проверки. Если временные ограничения не позволят проверяющим провести мероприятия налогового контроля по уточненным обязательствам, это отразят в акте выездной проверки. Декларацию проверит камеральный отдел.

2. "Уточненка" представлена в ходе камеральной проверки предыдущей декларации

В этом случае проверка ранее поданной декларации завершится, и начнется новая камеральная проверка "уточненки". Данное правило распространяется на все декларации, в том числе на те, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Это означает, что налоговики должны будут завершить новую камеральную проверку в течение двух месяцев после представления "уточненки". Следовательно, и решение о возмещении суммы налога (акциза) налоговый орган примет на два месяца позже.

3. "Уточненка" представлена после окончания камеральной проверки предыдущей декларации, но до составления или вручения акта проверки

В такой ситуации налоговики вправе не составлять акт камеральной проверки по первичной декларации либо не вручать его. На основе уточненной декларации проверяющие проведут новую камеральную проверку. Данное правило распространяется на все декларации, за исключением деклараций по НДС и акцизу, в которых заявлено право на возмещение налога (акциза).

Если в "уточненке" по НДС будет уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то возместят сумму налога, в отношении которой у проверяющих отсутствуют претензии с учетом заявленного уменьшения в уточненной декларации. В аналогичном порядке налоговики решат вопросы возмещения налога при уменьшении сумм акцизов, заявленных к возмещению, и уменьшения налоговых вычетов по НДФЛ.

4. "Уточненка" представлена после составления акта выездной проверки

По мнению ФНС, нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения. Налоговый орган вправе самостоятельно определять, как будут проверены такие декларации: посредством дополнительных мероприятий налогового контроля, камеральной проверки, повторной выездной проверки.

5. "Уточненка" представлена после вручения акта камеральной или выездной проверки, но до вынесения решения по ее результатам

Налогоплательщик может внести в декларацию исправления:

  • с учетом нарушений, отраженных в акте налоговой проверки (полностью или частично);
  • не связанные с нарушениями, выявленными по результатам проверки.

В этой ситуации, по мнению ФНС, налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе вынести решение без учета данных уточненной декларации и назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных сумм.

Показатели "уточненки" будут учтены при вынесении такого решения только при условии, что вносимые изменения подтверждены документально и проверены налоговым органом.

Позднее ФНС разъяснила, что представление уточненной декларации после составления акта налоговой проверки не дает оснований для прекращения рассмотрения материалов проверки первичной декларации. Поэтому налоговый орган обязан вынести решение.

Если будет представлена уточненная декларация по НДС или акцизу, в которой заявлено право на возмещение налога (акциза), налоговики проведут самостоятельную камеральную проверку такой декларации.

Вынося решение по результатам камеральных проверок, связанных с возмещением НДС или акциза, проверяющие учтут следующее. Если в уточненной декларации сумма возмещения будет уменьшена, то решение о возмещении налога (акциза) примут с учетом такого уменьшения.

6. "Уточненка" представлена после вынесения решения по камеральной или выездной проверке

В данной ситуации налоговики будут руководствоваться письмом ФНС от 12.10.2011 N АС-5-2/1222дсп. Согласно ему в рамках камеральной проверки уточненной декларации проверяющие должны истребовать пояснения по п. 3 ст. 88 НК РФ. ФНС рекомендовала также запрашивать пояснения по факту отражения результатов налоговых проверок в этой декларации.

Если из полученных пояснений будет следовать, что в "уточненке" учтены результаты проверки по предыдущей декларации (доначисленные суммы налога), то налоговики проведут сторнирование сумм, отраженных в КРСБ по уточненной декларации.

Грозит ли налогоплательщику налоговая ответственность за подачу "уточненки"

Если в уточненной декларации сумма налога не изменится либо будет уменьшена и налоговики не обнаружат ошибок, то штрафов не будет. Привлечение к ответственности возможно, если представлена декларация с суммой налога к доплате в бюджет.

Статьей 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате:

  • занижения налоговой базы;
  • иного неправильного исчисления налога (сбора);
  • других неправомерных действий (бездействия).

Если "уточненка" будет представлена позже истечения срока на подачу декларации, но до срока уплаты налога, штрафа можно будет избежать. Это возможно, когда до представления декларации налоговики еще не узнали и не сообщили вам об ошибке в предыдущей декларации или не назначили выездную проверку.

Обнаружение налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, подтверждается актом налоговой проверки. Таким образом, если налогоплательщик представил уточненную декларацию после того, как в его адрес направили требование представить пояснения, и до представления "уточненки" уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени, налоговая ответственность не наступает.

Если прошли сроки и на подачу декларации, и на уплату налога, то ответственности не будет при выполнении двух условий:

  • "уточненка" подана раньше, чем проверяющие узнали и сообщили об ошибке или назначили выездную проверку;
  • до подачи декларации уплачены недостающая сумма налога и соответствующие ей пени.

Если по уточненной декларации уплатить только налог, а пени нет, то налоговой ответственности не избежать.

Штрафа не будет, если на день представления "уточненки" есть переплата по этому налогу, которая превышает сумму налога, подлежащую доплате.

Как налоговики посчитают штраф при подаче "уточненки" с суммой к доплате

При подаче уточненной декларации проверяющие будут рассчитывать размер штрафа исходя из суммы налога к доплате, даже если налог по первоначальной декларации не уплачен. Иными словами, вопрос о привлечении к налоговой ответственности по ст. 122 НК РФ рассматривается в отношении не исчисленной ранее суммы налога по декларации.

Если за проверяемый период налогоплательщик представит несколько уточненных деклараций, то сумму штрафа рассчитают на основании последней уточненной декларации без учета предыдущих в отношении не исчисленной ранее суммы налога.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые споры

В статье 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральной налоговой проверки, с 1 января 2009 года появился новый п. 9.1 . В нем уточнен порядок проведения камеральной налоговой проверки в случае, когда до ее завершения представляется уточненная декларация. Однако данный порядок изложен недостаточно четко, что на практике нередко приводит к спорам с налоговыми органами. За период 2009 – 2010 годов по п. 9.1 ст. 88 НК РФ появилась судебная практика (правда, пока немногочисленная), которую мы и проанализируем в этой статье.

Также рассмотрим судебные решения об объеме проверки уточненной декларации, если она подается после завершения камеральной проверки ранее представленной декларации.

Порядок проведения проверки

Как известно, камеральная налоговая проверка является одной из форм налогового контроля (п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87 НК РФ).

Основная ее цель – проверка соблюдения налогового законодательства. Начинается она в день представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), причем без какого-либо специального решения налогового органа о ее начале. На проведение камеральной проверки налоговому органу отводится три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).

О дате завершения проверки налоговый орган также не обязан уведомлять проверяемое лицо (Письмо УФНС по г. Москве от 21.05.2009 № 20-14/4/051403@), но только в том случае, если в результате проверки сданной налоговой декларации (расчета) не будут выявлены факты совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах.

Исключением является камеральная проверка декларации по НДС при применении заявительного порядка возмещения налога. В этом случае, даже в отсутствие выявленных нарушений налогового законодательства, налоговый орган должен уведомить налогоплательщика (в письменной форме) в течение семи дней об окончании проверки (п. 12 ст. 176.1 НК РФ).

В случае выявления нарушений в декларации (расчете) результаты камеральной налоговой проверки оформляются следующим образом. Налоговый орган в течение 10 дней после ее окончания составляет акт налоговой проверки по установленной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ на вручение данного акта проверяемому лицу отводится пять дней.

Акт налоговой проверки – это документ, фиксирующий налоговые нарушения, выявленные налоговым органом в ходе проверки.
В случае несогласия с фактами, изложенными в полученном акте, а также с выводами и предложениями контролирующих органов проверяемое лицо в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по итогам налоговой проверки выносится в течение
10 рабочих дней после истечения срока представления возражений на акт налоговой проверки и вступает в силу в течение 10 рабочих дней с момента вручения его налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Представление уточненной декларации при проведении «камералки»
Подача уточненной декларации прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Новая проверка начинается с момента подачи «уточненки». При этом прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

Следует отметить, что ст. 81 НК РФ не установлен особый порядок представления уточненной налоговой декларации, соответственно, декларация подается в порядке, определяемом ст. 80 НК РФ.
Сроки представления уточненных налоговых деклараций НК РФ не установлены, поэтому налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций.

Документами (сведениями), полученными в рамках прекращенной камеральной проверки, налоговые органы праве пользоваться в дальнейшем, например, при проведении в отношении налогопла-тельщика мероприятий налогового контроля или выездной налоговой проверки (Письмо Минфина России от 06.03.2009 № 03 02 07/1-113). Следовательно, при подаче налогоплательщиком уточненной декларации налоговые органы не должны требовать представления документов, которые уже были сданы в рамках первоначальной камеральной проверки.

Количество уточненных деклараций
На вопрос, сколько раз налогоплательщик может подавать уточненные декларации в ходе камеральной проверки поданной ранее декларации, Налоговый кодекс прямого ответа не дает. При отсутствии ограничения на количество подаваемых «уточненок», полагаем, делать это налогоплательщики могут неоднократно , в зависимости от преследуемой цели (включая и затягивание в случае необходимости сроков проводимых налоговиками проверок). Какой-либо ответственности налогоплательщика за такие действия налоговым законодательством не предусмотрено.

При этом окончание камеральной проверки поданной налоговой декларации до момента подачи налогоплательщиком новой, уточненной декларации свидетельствует о соблюдении налоговым органом требований действующего налогового законодательства, поскольку п. 9.1 ст. 88 НК РФ подразумевает прекращение проверки по ранее представленной декларации только в том случае, если новая, уточненная декларация подана до окончания проверки предыдущей (Постановление ФАС ЗСО от 03.09.2010 № А27-680/2010).

Неисполнение требования, выставленного по первоначальной декларации
Еще один нюанс, возникающий в рассматриваемой ситуации: как быть с требованиями о представлении документов и другими мероприятиями налогового контроля по первоначальной проверке, которая исходя из условий п. 9.1 ст. 88 НК РФ должна быть прекращена? Ведь в силу п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки признается налоговым правонарушением, за которое предусмотрена ответственность.

ФАС МО в Постановлении от 09.09.2010 № КА-А41/10459-10 пришел к выводу о том, что невыполнение требования о представлении документов по первоначальной камеральной проверке не влечет налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ.

Поскольку в связи с подачей уточненной декларации проверка ранее сданной декларации прекращается, отсутствует и обязанность по представлению документов в рамках требования, выставленного по проверке первоначальной декларации. Следовательно, отсутствует объективная возможность для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, так как в соответствии со ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его события.

Таким образом, в соответствии с положениями п. 9.1 ст. 88 НК РФ при подаче уточненной декларации исполнение требования о представлении документов по камеральной проверке первичной декларации становится необязательным (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2010 № 09-АП-28331/2010-АК).

Напомним, что требование утрачивает свою силу и в том случае, если выставлено оно налогоплательщику по истечении трехмесячного срока, отведенного на камеральную проверку (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.11.2009 № 10349/09). Тем не менее возможность истребовать документы по истечении данного срока у налоговых органов имеется. Если по итогам «камералки» будут выявлены факты налоговых правонарушений (зафиксированные в соответствующем акте), налоговый орган вправе назначить дополнительные мероприятия налогового контроля, в рамках которых и истребовать необходимые документы. Кроме того, в силу ст. 93.1 НК РФ документы могут быть истребованы относительно конкретной сделки.

Подача уточненной декларации после составления акта
Тема камеральной проверки уточненной декларации содержит еще один не урегулированный налоговым законодательством вопрос, который не раз становился предметом разбирательства в арбитраже: подлежит ли отмене решение по результатам камеральной проверки, если до его вынесения после составления акта данной проверки налогоплательщик подал уточненную декларацию?

Ведь момент окончания камеральной проверки и его документальное оформление Налоговым кодексом не предусмотрены. В пункте 2 ст. 88 НК РФ говорится лишь о трехмесячном сроке, который отводится на проведение «камералки». При этом срок проведения проверки отражается в акте, который составляется лишь при выявлении нарушений.

Кроме того, в п. 9.1 ст. 88 НК РФ говорится о том, что прекращение камеральной налоговой проверки означает окончание всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).

О каких конкретно действиях говорится в данном случае – не совсем понятно. Или речь идет исключительно о действиях, регламентированных п. 3 ст. 88 НК РФ, согласно которому налоговому органу предоставляется право послать налогоплательщику требование с запросом о представлении дополнительных сведений или пояснений, и в результате прекращения «камералки» первоначальной декларации такие требования утрачивают силу.

Или данная фраза подразумевает прекращение таких действий в отношении поданной декларации (предпринимаемых налоговым органом), как составление акта и вынесение решения по результатам камеральной проверки о привлечении к ответственности за совершенное налоговое правонарушение и требования об уплате недоимки.

С одной стороны, в п. 9.1 ст. 88 НК РФ идет речь о прекращении проверочных мероприятий в отношении ранее поданной налоговой декларации в случае представления уточненной декларации (Постановление ФАС ВСО от 25.05.2010 № А10-5058/2009).

Осуществление таких действий, как составление акта по установленной форме о выявленных налоговых правонарушениях и вынесение соответствующего решения, по сути, не относится к проверочным мероприятиям, поскольку является способом (методом) оформления итогов (результатов) проверки. Более того, происходит это уже по истечении отводимого на «камералку» трехмесячного срока (абз. 2 п. 1 ст. 100, п. 1 ст. 101 НК РФ).

С другой стороны, уточненная налоговая декларация в соответствии со ст. 81, 101 НК РФ является самостоятельным объектом налоговой проверки (постановления ФАС МО от 03.09.2009 № КА-А40/8536-09, от 02.09.2009 № КА-А40/8464-09). Путем подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик фактически изменяет свои налоговые обязательства применительно к тому же налоговому периоду, корректируя данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога (постановления ФАС СЗО от 30.11.2010 № А56-11954/2010, ФАС ДВО от 30.11.2010 № Ф03-8423/2010).

Налоговая декларация с момента ее принятия инспекцией становится документом, который свидетельствует о фактах, имеющих юридическое значение, следствием которых является возникновение налоговых правоотношений (п. 1 ст. 80 НК РФ). Однако налогоплательщик, обнаруживший ошибки в декларации, согласно п. 1 ст. 81 НК РФ имеет право внести в нее изменения и дополнения. Представление уточненной декларации, как правило, связано с определенными правовыми последствиями: выявлением в конкретном налоговом периоде неполной или излишней уплаты налога; возникновением права налоговых органов требовать уплаты недоимки и пеней или права налогоплательщика на возврат из бюджета (зачет) излишне уплаченного налога.

По мнению ФАС СКО, если одновременно с возражениями по акту камеральной налоговой проверки первичной декларации была подана уточненная декларация, то решение, принятое налоговым органом на основании аннулированной (первичной) декларации, в силу п. 9.1 ст. 88 НК РФ является неправомерным (Постановление от 18.11.2010 № А53-8019/2010). При этом доводы инспекции о том, что налоговым законодательством не определен момент окончания камеральной проверки, ФАС СКО отклонил как несостоятельные.

Таким образом, если уточненная налоговая декларация была представлена в надлежащий налоговый орган по месту учета, но до принятия налоговым органом решения по камеральной проверке первоначальной декларации, то первоначальная декларация утрачивает юридическую силу (Постановление ФАС СКО от 19.01.2010 № А53-8525/2009-С5-37).

Следовательно, вынесение налоговым органом решения по результатам камеральной проверки ранее поданной декларации при наличии уточненной декларации противоречит п. 9.1 ст. 88 НК РФ, тем самым нарушая права налогоплательщика, а значит, является незаконным. К такому выводу пришли судьи ФАС ЦО в Постановлении от 28.10.2010 № А09-5082/2009 (см. также постановления ФАС ЦО от 14.10.2010 № А64-585/2010, ФАС МО от 23.03.2010 № КА-А40/2152-10).

Но есть и другая точка зрения, основанная на позиции Президиума ВАС, представленной в Постановлении от 16.03.2010 № 8163/09 (далее – Постановление № 8163/09). В данном постановлении высшие арбитры указали следующее. При представлении уточненной налоговой декларации после окончания выездной налоговой проверки, но до принятия решения по ней налоговый орган с учетом объема и характера уточняемых сведений вправе:

– либо провести дополнительные мероприятия налогового контроля, руководствуясь п. 6 ст. 101 НК РФ;

– либо, вынося решение без учета данных уточненной налоговой декларации, назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных данных.

Несмотря на то что данная позиция высказана в отношении выездных, а не камеральных проверок, ФАС ПО в Постановлении от 23.11.2010 № А72-1434/2010, рассматривая спор в отношении решения по итогам камеральной проверки уточненной налоговой декларации, применив тот же подход, указал следующее. Представление налогоплательщиком четырех уточненных деклараций после составления акта проверки и вручения его налогоплательщику не может изменять сроки принятия решения по камеральной налоговой проверке первой из них, установленные НК РФ. Принимая решение без учета следующей уточненной декларации, налоговый орган, руководствуясь положениями ст. 88, 101 НК РФ, вправе одновременно назначить камеральную проверку данной декларации.

В ситуации, когда решение по результатам камеральной проверки вынесено и налоговым органом уже приняты меры по взысканию денежных сумм (доначисленных налогов, пени, штрафов) с налогоплательщиков, положения п. 9.1 ст. 88 НК РФ не применяются, поскольку меры по взысканию денежных средств не относятся к проверочным мероприятиям. Следовательно, выводы налогоплательщика о недействительности всех принятых налоговым органом до представления уточненной налоговой декларации решений являются ошибочными. На это указал ФАС ВСО в Постановлении от 25.05.2010 № А10-5058/2009.

Объем проверяемых сведений в уточненной декларации
Налоговый кодекс не содержит такого понятия, как повторная камеральная проверка, но справедливости ради стоит отметить, что нет и прямого запрета на ее проведение. Из содержания ст. 87 и 88 НК РФ следует, что налоговые органы не наделены правом проведения ка-меральной проверки одной и той же декларации за один и тот же период несколько раз .

Тем не менее налоговики могут проверить один и тот же налоговый (отчетный) период дважды, если по нему будет подана уточненная декларация. Исходя из смысла п. 2 ст. 80 НК РФ, запрещающего налоговому органу отказывать в принятии налоговой декларации, а также ст. 32, 81, 87 и 88 НК РФ, обязанность налоговой инспекции принять налоговую декларацию корреспондирует с обязанностью провести налоговую проверку и по ее результатам осуществить соответствующие действия (Постановление ФАС СКО от 18.11.2009 № А32-7729/2009-51/106).

В связи с этим возникает вопрос: являются ли предметом повторной камеральной проверки только те данные уточненной декларации, изменение которых повлекло изменение суммы налога к уплате, или же проверка может быть осуществлена в полном объеме, то есть относительно всех данных уточненной декларации?

В свете решения, принятого в Постановлении № 8163/09, актуальность данного вопроса, несомненно, возросла. Напомним, в указанном постановлении высшими арбитрами был сделан вывод о том, что предметом повторной проверки являются только те сведения уточненной декларации, изменение которых повлекло уменьшение суммы ранее исчисленного налога. Правда, сделан он в отношении выездных проверок, порядок проведения которых регламентирован ст. 89 НК РФ.

С выходом данного постановления появилась надежда, что в случае с камеральными проверками, по которым вынесено решение, в отношении объема проверяемых данных будет также применяться подход, обозначенный Президиумом ВАС. Увы!

В настоящее время в арбитражной практике появились примеры по-становлений, в которых судьи, по сути, разрешили налоговым органам работу над ошибками, допущенными в ходе камеральной проверки ранее поданной декларации.

В Постановлении ФАС ДВО от 30.11.2010 № Ф03-8423/2010 судьи пришли к выводу, что исходя из содержания ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации не рассматривается налоговым законодательством в качестве повторной. (Ведь уточненная налоговая декларация является самостоятельным объектом налоговых правоотношений.) Следовательно, в отношении проведения камеральной проверки «уточненки» действует общий порядок, установленный данной нормой.

Аналогичным образом рассуждал ФАС СЗО в Постановлении от 30.11.2010 № А56-11954/2010: положениями ст. 88 НК РФ, регламентирующей порядок проведения камеральных проверок налоговых деклараций, не предусмотрено каких-либо ограничений относительно полноты проверки уточненных деклараций. Путем подачи уточненной налоговой декларации налогоплательщик фактически изменяет свои налоговые обязательства применительно к тому же налоговому периоду, корректируя данные, служащие основанием для исчисления и уплаты налога. В результате ФАС СЗО пришел к выводу, что камеральная проверка измененных налогоплательщиком данных о своих налоговых обязательствах, отраженных им в уточненной налоговой декларации, не может считаться повторной.

Суд же первой инстанции при рассмотрении данного дела применил подход, аналогичный тому, который был использован тройкой высших арбитров в Постановлении № 8163/09: предметом камеральной проверки должны быть только те сведения из уточненной декларации, изменение которых повлекло корректировку суммы ранее заявленного к вычету налога. Признание иного привело бы к повторному исследованию налоговым органом обстоятельств, являвшихся предметом рассмотрения первоначально проведенной камеральной проверки, по итогам которой уже выносилось определенное решение, и возможности иной оценки и иного решения в отношении одних и тех же обстоятельств, что привело бы к дестабилизации налоговых правоотношений.

Однако апелляционная и кассационная инстанции признали этот вывод ошибочным, посчитав, что он основан на неправильном толковании положений ст. 88 НК РФ.

Таким образом, исходя из представленных решений, налоговый орган может дважды проверить данные по одному и тому же эпизоду, отраженные как в уточненной, так и в первоначально представленной налоговой декларации.

Подобная позиция высказана судьями двух федеральных округов: СЗО и ДВО. Как в дальнейшем будет складываться судебная практика по обозначенной проблеме (учитывая позицию Президиума ВАС), покажет время.

Читайте также: