Племена проживавшие в таежной зоне и платившие налог пушниной в казну кыргызского каганата

Опубликовано: 02.05.2024

В VI—XIII вв. н. э., расселившись на Енисее, кыргызы подчинили себе все местные племена самодийской и кетской языковой принадлежности и создали свое государство — Кыргызский каганат.

В на территории Минусинской котловины появляются тюркоязычные выходцы из Западной Монголии и Восточного Туркестана. Китайские хроники именуют их гяньгунями (), а соседние тюркоязычные народы и сами при­шельцы себя — кыргызами. Расселившись на Енисее, кыргызы подчинили себе все местные племена самодийской и кетской языковой принадлежности и создали свое государство — Кыргызский каганат. Во главе государства стоял верховный правитель, именовавшийся каган (по-кыргызски — ажо). В его руках сосредотачива­лась вся государственная власть. Опорой власти ажо являлась дружина, состоящая из прославлен­ных . Кагану подчинялись беги, тарханы и другие представители скотоводческой знати. Иноэтничное население края находилось на положении кыштымов (данники) кыргызов.

На раннем этапе существования государства кыргызы находились в зависимости сначала от Пер­вого, а затем от Второго Тюркского кага­ната. Они платили тюркам дань пушниной, железом и «оружием крайне острым». В начале VIII в. кыргызский правитель , ставший каганом, прово­дит успешную внешнюю политику, направленную на создание союза против тюрков. Но тюрки направляют против него боль­шую армию под руководством наследного принца и полководца Тоньюкука. Зимой 710—711 гг. тюркское войско прошло по снегу «глуби­ной в копье» через современный перевал, спустилось по долине реки Оны к Абакану и напало на кыргызов во время сна, застало их врасплох. Кыргызское войско было разбито, пал в бою. Этот поход положил конец амби­циям кыргызского кагана на господство в регионе. Тем не менее, тюрки передали власть в руки наследнику , сохранив пре­емственность кыргызской правящей династии.

После падения второго тюркского каганата его место на арене занял Уйгурский каганат. Окрепшее кыргызское государство пыталось освободиться от уйгурской зависимости. К концу VIII — началу IX в. относятся кыргызские посольства в Китай. Китайские импе­раторы, обеспокоенные силой и влиянием варварского Уйгурского каганата, сделали ставку на интенсивно развивающееся Кыргызское государство. В письменных сношениях с кыргызским каганом император династии Тан всячески подстрекает кыргызов к войне с уйгурами и обещает помощь.

В начале IX в. Кыргызское государство обретает независимость, и его правитель объявляет себя каганом. В ответ уйгуры начинают в 820 г. войну с кыргызами, которая продолжалась с переменным успехом около 20 лет.

В 840 г. кыргызы восполь­зовались распрями, возникшими после смерти уйгурского кагана, и вторглись на их территорию. К ним присоединяется мятежный уйгурский пол­ководец , вместе они захватывают уйгурскую столицу и сжигают ее дотла. С этого события начинается эпоха кыргызского великодержавия.

В результате победоносных походов кыргызы расширяют территорию своего каганата от Иртыша до Байкала и от Монголии до устья Ангары. По сообщению персидского источника, кыргызы «безжалостны, отличаются воинственностью… со всеми народами, которые находятся вокруг них, они воюют».

Эпоха великодержавия характеризуется вы­соким уровнем культурного и экономического развития населения Кыргызского каганата. Разви­вается торговля с Китаем и арабскими странами.

Широко распространяется грамотность на основе собственной рунической письменности. До наших дней сохранились многочисленные эпитафийные надписи на стелах, тексты разного содержания на курганных камнях, скалах и бытовых предметах.

В IX в. среди населения распространяются миро­вые религии — буддизм, манихейство, которые были восприняты частью знати.

Господство кыргызов в Центральной Азии длится до конца IX в. В начале X в. значительной ча­стью этого региона уже владели монголоязычные племена. Окончательное вытеснение кыргызов из Центральной Азии произошло в под давлением расселявшихся в западном направле­нии монголоязычных племен кераитов и найманов. Кыргызы сохранили за собой только Туву и Минусинскую котловину.

Енисейскими кыргызами называют тюркоязычный народ, сложившийся в Минусинской котловине из саянских динлинов и предков современных хакасов – гяньгуней – в IV–III вв. до н. э. В древних китайских источниках о динлинах написано: «жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Чёрные волосы считались нехорошим признаком, а с карими глазами почитались потомками Ли Лина [китайский военачальник – прим. авт.]» (16). Древние хакасы имели «орлиный нос, русые волосы и голубые глаза, были отважны и мужественны» (17, с. 268).


Реконструкция мужского костюма эпохи бронзы, выполненная А. Л. Петренко. Кожа, бронза. Минусинский региональный краеведческий музей им. И. М. Мартьянова

К середине VI века одновременно с возникновением Тюркского каганата в Минусинской котловине появляется сильное государство во главе с вождём рода кыргыз (100). По расовой принадлежности древних кыргызов относят к европеоидам. Антропологический тип обитателей Саяно-Алтая того времени убедительно подтверждён современными археологическими находками в древнейших захоронениях VI–III вв. до н. э. Пазырыка и Укока.

О высоком уровне развития народов Южной Сибири раннего средневековья свидетельствуют не только необычайно высокая технология обработки железа, но и культура земледелия. В захоронениях археологи нашли жерновок ручной вращающейся мельницы. Об использовании кыргызами ручных мельниц сообщают и китайские источники (21, с. 25). Широко использовалось орошение, для чего прорывались каналы до 10–15 км длиной. От каналов в поля отходили узкие канавы; по мере необходимости они открывались или перегораживались большими камнями. При всём том кочевое скотоводство имело значительно большее значение в хозяйствовании древних кыргызов, нежели земледелие (14, с. 151).

Но известны крепостные сооружения кыргызов, города с остатками дворцов и административных зданий, возведённых из сырцового кирпича или дерева. Так, в Западной Сибири обнаружены тюркские курганы с кладками из сырцового кирпича, датированные концом I – началом II тысячелетия (72). В дельте реки Уйбат раскопаны останки столичного города кыргызов. Сохранилась крепостная стена длиною 259 метров (59, с. 144).

В делопроизводстве, в отличие от уйгуров, кыргызы продолжали пользоваться орхоно-енисейским руническим письмом. Как у многих народов распавшегося Тюркского каганата, в мировоззрении доминировала вера в Вечное Синее Небо, в верховенство Духа Тенгри над всем, что есть на Земле и в небесах. При этом почитались и младшие божества, «хозяева» гор, лесов, воды.


Хозяйство средневековых кыргызов. Железные наконечники к плугам, железные серпы, крючки, стремена и другие предметы лошадиной сбруи. Минусинский региональный краеведческий музей им. И. М. Мартьянова

Развивалась металлургия с кузнечным делом. Остатки поселений кузнецов тянутся непрерывной цепью вдоль побережья Енисея и его главных притоков. Изделия из железа в Саяно-Алтае становились источником накопления богатств в руках племенной знати от их продажи, что вело к расслоению общества.

Несмотря на длительное сопротивление тюркам Ашина, кыргызы всё же вошли в состав Великого Тюркского каганата с сохранением относительной самостоятельности (67, с. 36). Кыргызские правители стремились к проведению своих интересов и ограничивались в отношениях с сюзереном выплатой дани, проводя независимую политику в отношениях с соседями. Достоверно известно, что они имели дипломатические отношения с империей Тан, обмениваясь посольствами (64, с. 56).

С падением Тюркского каганата в 744 г. кыргызы обрели независимость. Но уже в 758 г., потерпев болезненное поражение, вынуждены были признать старшинство уйгурского кагана и были отрезаны от свободных отношений не только с империей Тан, но с Восточным Туркестаном, Семиречьем и всей Средней Азией (11, с. 128).

Границы кыргызского государства в VIII веке на севере простирались от Абаканского хребта Западного Саяна до Байкала вдоль реки Ангары. На юге кыргызы и союзные им племена продолжали соперничать с уйгурами, построившими линию укреплений на территории современной Тувы. В 820 г. кыргызский вождь из рода Яглакар начинает большую войну, которая длилась двадцать лет и закончилась в 840 г. полной победой кыргызов над последним уйгурским каганом Чжан-Синем (14). Далее они захватывают всё Присаянье, Алтай, северо-восток Казахстана до среднего течения Иртыша на западе и устье Селенги на востоке.

Это было государство с авторитарным правлением. Административный аппарат делился на шесть категорий: министры, проконсулы, комиссары, резиденты, генералы и дакан. Всего было семь министров, три «проконсула», десять «комиссаров», пятнадцать резидентов и неизвестное количество генералов и тарханов (74, с. 178–182).

До начала Х века сохраняется гегемония кыргызских правителей на значительной части земель, некогда подвластных тюркским каганам. С течением времени, как это часто бывало в средневековых государствах, с усилением удельных князей ослабевает центральная власть. Часть кыргызов по неизвестной пока историкам причине покидает многие земли Центральной Азии. Но столица каганата остаётся в Минусинской котловине (12, с. 47–48).

Следует заметить, тенденция продвижения на запад племён и народов из центра Азии можно отследить на протяжении многих сотен веков, начиная с древних сарматов и гуннов. Вряд ли это можно связать только с возникновением неблагоприятных климатических условий, засухой или похолоданием в Великой Степи. Возможно, имело значение перенаселение, в результате которого небогатые растительностью предгорные степи не могли прокормить большое количество скота. На западе они смешивались с обитавшими там аборигенами, а их потомки становились малоспособными сопротивляться новой волне кочевых мигрантов с востока – непревзойдённых воинов, с детства приученных сражаться верхом.

К концу XI в. светловолосых кыргызов в центре Азии остаётся не так много и среди них начинает преобладать монгольский элемент. Но даже в XIII веке в Европу приходят «монголы», возглавляемые светловолосым ханом Батыем, великим полководцем Чингисхана, рыжим Субэдэем. Да и сам потрясатель вселенной обладал высоким ростом, светлыми волосами и голубыми глазами; вплоть до 1215 г. в роду Чингисхана все его дети и внуки рождались светловолосыми, а род Борджигинов слыл голубоглазым (78, с. 10–16).

На востоке усиливаются кидане – потомки древних монголоязычных дунху. Впервые под этим этнонимом они выступили в 479 г. В начале Х века их вождь Амба-гань покоряет значительную часть Монголии, а в 907 г. вторгается в Китай, объявив себя императором (17, с. 271). Кыргызам приходилось воевать не только с киданями, но и с найманами. Будучи расселёнными на огромных территориях, они чаще оказывались в малом числе и не могли оказать достойного сопротивления превосходящим силам противника. Начинается бегство тюрок на запад с оставлением земель монголоязычным племенам бассейна Амура и Манчжурии (11, с. 128). В XI в. известно лишь небольшое княжество кыргызов в Минусинской котловине, сохранявших государственность до конца XIII века, когда окончательно распалось под натиском монголов (43). Его воины пополняют войска империи «Менгэ Эль»[29], созданной Чингисханом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава XII. ЗАПАДНЫЙ КАГАНАТ

Глава XII. ЗАПАДНЫЙ КАГАНАТ Сердце державы. Несмотря на то что разделение каганата произошло вопреки воле и желанию тюркютского народа и явилось следствием постороннего, даже враждебного воздействия, пути обеих половин некогда единого целого оказались предельно

Глава XIV. ВОСТОЧНЫЙ КАГАНАТ

Глава XIV. ВОСТОЧНЫЙ КАГАНАТ Чуло-хан. 619 год был и для Китая и для Восточнотюркютского каганата годом кризиса и перелома. Именно тогда определилась расстановка сил и неизбежность столкновения между табгачами и тюркютами. По существу политика Шибир-хана по отношению к

Глава XXII. ВОССОЗДАННЫЙ КАГАНАТ

Глава XXII. ВОССОЗДАННЫЙ КАГАНАТ Задачи. Победа на Толе отдала в руки тюрок почти всю Халху, но тем не менее их держава была в отчаянном положении. Новые подданные, уйгуры, были ненадежны; имперские владения охватывали возрожденный каганат с востока, юга и запада; на севере, в

Глава XXVI. КАГАНАТ И ИМПЕРИЯ

Глава XXVI. КАГАНАТ И ИМПЕРИЯ Сверхусилие. Год проходил за годом, и в Чанъани понимали все отчетливее, что рядом с Каганатом Империя существовать не может. Наличие Каганата убивало самое идею Империи Тан. Вместо общеазиатской империи существовала китайская, только с

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ?

Глава 5 КАК ЖИЛ ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ? Поскреби еврея — найдешь хазарина. Археолог Артамонов, специально изучавший вопрос ХАЗАРЫ И РУСЬХазар на Руси очень даже знали. Вплоть до создания государства Рюриковичей дань хазарам платили древляне, поляне, радимичи, вятичи. Князь

Глава 6 Как жил Хазарский каганат?

Глава 6 Как жил Хазарский каганат? Во снах существую, и верю я, И дышится легче, когда Из Хайфы летит кавалерия, Насквозь проходя города. И. Губерман Поскреби еврея — найдешь хазарина. Археолог М. А. Артамонов, учитель Л. И. Гумилева — а он специально изучил вопрос Хазары

Глава 28 ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ

Глава 28 ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ Около 570 г. в низовьях Волги замаячили знамена с золотой волчьей головой — это снова двинулись на запад войска Тюркского каганата.В 560-х годах они в союзе с Ираном разгромили царство эфта-литов и стали хозяевами почти всей Средней Азии. Причем

Глава 4. Русский каганат

Глава 4. Русский каганат В данной работе нельзя обойтись и без описания загадочного Русского каганата, существовавшего еще до призвания Рюрика. Возможной причиной призвания варяжского князя может являться гибель этого государственного образования, в результате чего

Глава 3 Великий Тюркский каганат. Уйгурский каганат

Глава 3 Великий Тюркский каганат. Уйгурский каганат Тюркоязычные народы и федерации в V–VII вв Великое переселение народов в III–V вв. привело к глобальным переменам в полосе цивилизаций между Рейном и рекой Хуанхэ.В самых восточных районах Монголии, по соседству с

Глава III Великий Тюркский каганат

Глава III Великий Тюркский каганат Великий Тюркский каганат (Великий Эль тюрок) в конце VI в. http://images.yandex.ruНа отдалении многих сотен лет сложно говорить о жизни древних народов, особенно если отрывочные письменные свидетельства противоречивы, составлялись в угоду

Глава I Уйгурский каганат

Глава I Уйгурский каганат В III–IV вв. уйгуры входили в союз племён «гао-гюй»[23]. В 742 г. они с карлуками и басмалами восстали против власти тюркского кагана. С окончательным падением Восточно-Тюркского каганата уйгуры под руководством Бильге основали своё государство,

Глава III Кимакский каганат

Глава III Кимакский каганат В китайских источниках упоминается племя «яньмо», обитавшее на северо-западе современной Монголии. Яньмо называли в числе предков кимаков. Начиная с середины VII века кимаки (имаки, каи) с кипчаками, в большинстве своём расселяются к северу от

Глава VI Хазарский каганат

Глава VI Хазарский каганат О хазарах известно со времён европейской империи гуннов IV–V вв. н. э. В период становления Великого Тюркского каганата они поддержали Истеми-кагана и участвовали в походе на Грузию и Азербайджан (6, с. 146–152).История возникновения и таинственного

Глава VIII Киевский каганат

Глава VIII Киевский каганат Многие современные исследователи, указывая на участие неславянских племён россомонов и славян-антов (полян) в этногенезе древних русов, «не замечают» гуннов: «…Потомки антов в IV в., победивших совместно с россомонами и гуннами готов, к началу

  • Николай Гусейнов, специально для TuranToday.com

    В IX веке кыргызами - одним из многочисленных тюркских племён Центральной Азии, было создано огромное государство, простиравшееся от Енисея до Восточного Туркестана и от Иртыша до Керулена. В мировой и тюркской историографии оно известно как Кыргызский (Енисейский) каганат.

    В наше время идут жаркие дискуссии между историками о происхождении тюрок-кыргызов и их появлении в Минусинской котловине, населённой до того времени развитыми таштыкскими племенами. Предположительно предки кыргызов - ганьгуни и динлины, проживали на территории Джунгарии и северо-запада Монголии к югу от Алтая, а затем под давлением монголоязычных жужаней переселились в V-VI веках в Минусинскую котловину.

    На протяжении нескольких столетий Кыргызский каганат являлся грозой всей Центральной Азии. Кыргызы имели большую армию (100 000 воинов) и мощную конницу, громившую войска уйгуров и усуней. Кыргызские полчища многие годы совершали разорительные походы в Восточный Туркестан и грабили земли тюрок-уйгуров.

    По мнению ряда историков, историю енисейских кыргызов можно разбить на несколько этапов:

    I этап. VI-VIII века.

    Данный период кыргызской истории совпадает со временем расцвета Тюркского каганата, центром которого был Алтай. Алтайские тюрки (тюркюты, тюргешы) провели ряд военных походов против соседей и создали огромную империю, простиравшуюся от Жёлтого до Чёрного морей. В ходе завоевательных походов на юге Сибири, алтайские тюрки во главе со своим вождём Муган-ханом покорили земли тюрок-кыргызов. Вплоть до 581 года кыргызы выплачивали дань тюркам Алтая, в основном оружием, производством которого кыргызы славились на всю Центральную Азию. Также тюркютам поставлялись меха.

    В результате тюркютских междоусобиц, в 581 году кыргызы сбросили власть Тюркского каганата, но обрели независимость на короткое время. В 629 году кыргызы были покорены племенем телесов (вероятнее всего тюркского происхождения), а затем и кок-тюрками.

    Непрекращающиеся войны с родственными тюркскими народами вынудили енисейских кыргызов войти в созданную Танским государством (Китай) антитюркскую коалицию. Первоначально кыргызы одерживали блистательные победы над тюрками Алтая, образовавшими Восточно-Тюркский каганат, однако в 710-711 годах тюркюты, возглавляемые полководцами Туньсокуком (Таньюкук) и Кюль-Тегином совершили переход через горы Саяна и обрушились на кыргызский лагерь близ поселения Черни Сунга. Разразившая ожесточённая битва длилась несколько дней и завершилась жестоким поражением кыргызов. После этого кыргызы находились под властью тюркютов до 745 года.

    Несмотря на зависимость от тюркютов, кыргызы продолжали вести довольно самостоятельную внешнюю политику. Так, в 722 году ставку Танской династии посетил кыргызский посол Исибо Шэйчжи Биши тегин, в 723 году там побывал другой посол от кыргызов - тегин Цзуйли Пинхэчжун. Известно, что кыргызские послы бывали в Китае также в 724, 747 и 748 годах. На берегах Енисея были найдены тюркские рунические надписи, где говорится о знатном кыргызе Тёр-апа, воспитанном при китайском дворе. Памятник найденный в местности Хербис-Баары (Тыва) повествует о кыргызском принце Кутлук-Йиге, отправленном к племени токуз татар (возможно тюрки-огузы). Ещё один письменный памятник енисейских кыргызов свидетельствует о нахождении в Тибете кыргызского посла Эрена улуга. Описывается это так: «Эрдем учюн тюпют канка йала-бач бартым» («Я пошёл послом в Тибетское ханство из-за своей смелости…»). Кыргызы пытались нормализовать отношения со своими сюзеренами-тюркютами. В 731 году, во время поминок по умершему тюркскому кагану Кюль-тегину, кыргызы отправили в тюркютскую ставку своего посла - Тардуша Ынанчу Чора для участия в поминках. Были налажены отношения с орхонскими тюрками и карлуками, которые способствовали установлению доступа кыргызов к Великому Шёлковому пути. Укреплялись отношения с тибетцами и мусульманскими государствами. Кыргызы экспортировали в соседние страны своих чистопородных скакунов и приворотную траву. В то же время кыргызские купцы привозили из других стран шёлк, фарфор, кувшины, зеркала и многое другое. Это говорит о широких торговых и политических связях кыргызов с соседями.

    В 745 году сюзерен кыргызов - Восточно-Тюркский каганат был разгромлен уйгурами. Однако уйгурское нашествие не обошло кыргызов стороной и в 758 году они вновь попали под иноземное (на этот раз уйгурское) владычество. Минусинские кыргызы постоянно поднимали восстания против иноземных захватчиков, но тщетно. Результатом уйгурского завоевания стала также утрата кыргызскими князьями ханского титула и принятие более низких титулов «Ажо». Подобное положение сохранялось в Минусинской котловине вплоть до IX века.

    II этап. IX-X вв. Эпоха расцвета.

    К IX веку произошло усиление кыргызов. Их армия была перевооружена и лучше укомплектована. Была создана мощная конница. Сформировался государственный и военный аппарат, десятичная система.

    В 820 году кыргызы объявили своего правителя каганом и начали проведение военных операций против соседей. В 840 году кыргызы во главе с каганом Яглакаром, воспользовавшись уйгурскими междоусобицами, двинулись на Уйгурский каганат и штурмом взяли его столицу - древний тюркский город Орда-Балык. Разбитые уйгуры ещё оказывали кыргызам сопротивление. В ответ кыргызская конница обрушилась на уйгурские селения и прошла всю Монголию и Восточный Туркестан. Кыргызский каганат находился на пике своего могущества: велась торговля с Танским Китаем, были покорены уйгуры, усуни и монголы, заключены военные союзы с Тибетом. Границы каганата расширились до верховьев Амура на востоке и до восточного Тянь-Шаня на западе. Кыргызы объединили под своей властью Приобье, Алтай, Восточный Казахстан, Тыву, Монголию и Забайкалье.



    Расцвет Кыргызского каганата шёл недолго. Покорённые уйгуры постоянно тревожили южные рубежи государства, на западе угрозу кыргызам составляли кимаки. Усилились китайцы и маньчжуры. Большим ударом по кыргызским кочевникам была степная засуха. Кроме того, кыргызы оказались не в состоянии контролировать всю территорию своей огромной империи. Это привело к тому, что к концу Х века кыргызы покинули все ранее завоёванные земли.

    III этап. X-XII вв. Эпоха междоусобиц.

    В 924 году в Центральной Азии появилось государство Ляо, созданное монголоязычным племенем киданей. Возможно, что в последние десятилетия Х века кыргызы попали под власть этой могущественной империи. В эти же годы начались междоусобные войны, подорвавшие внутреннее устройство Кыргызского каганата. Ослаблением кыргызов воспользовались их соседи. Начиная с 1130 года границы Кыргызского государства всё чаще тревожили усуни, кидани и другие центрально-азиатские племена, а в 1209 году Кыргызский каганат был разгромлен ордами Чингисхана.

    Потерпев поражение от монголов, кыргызы стали их подданными и в дальнейшем участвовали в походах Чингисхана и его потомков.

    IV этап. XII-XVIII вв. Массовые миграции кыргызского народа и утрата государственности енисейских кыргызов. Русское завоевание Минусина.

    В ходе монгольского завоевания кыргызы ненадолго утратили свою государственность, однако играли важную роль в армии завоевателей. Например, в защите столицы Монгольской империи - Каракорума, важную роль играли кыргызские отряды. Также кыргызские воины выполняли роль охранников великого хана. Вскоре Монгольская империя распалась. Вслед за этим начались миграции кыргызов на юг, в Среднюю Азию. В течение XIV -XV веков отдельные группы кыргызов переселились на территорию современного Кыргызстана, однако основная часть народа оставалась проживать в Минусинской котловине. Положение енисейских кыргызов ухудшилось с проникновением в регион русских колонизаторов. В начале XVII века русские казаки впервые сталкиваются с енисейскими кыргызами, испытав на себе всю силу тюркского оружия. В 1606 году жена кыргызского хана Номчи во время переговоров в Томске была ограблена, что положило начало столетней русско-тюркской войне в Минусинской котловине. Также сибирские воеводы злоупотребляли сбором ясака (дани) с кыргызов и это было ещё одной причиной противостояния. К тому времени в Минусине сложился кыргызский племенной союз Хонгорай, который был главным препятствием русских на пути покорения всей Сибири. Кроме того, на земли енисейских кыргызов претендовали джунгары и государство Алтын-ханов. В середине XVII века кыргызы совместно с джунгарами разгромили Алтын-ханов, но затем стали камнем преткновения в отношениях России и Джунгарии. В то же время в борьбу за кыргызский Саяно-Алтай вступает Циньский Китай, который путём захвата кыргызских земель пытался ослабить джунгаров.

    В конце XVII-начале XVIII веков усилилась борьба между кыргызами Минусина и русскими колонизаторами. Кыргызские отряды подвергли разорению Томский уезд и планировали атаковать Красноярск. В то же время на территорию Хонгорая вновь вторгаются отряды Циньской династии. Циньский отряд, состоящий из 3000 тысяч монголов в 1698 году вторгся в улус кыргызского князя Даин Ирки, однако был разбит. В 1701-1702 годах Хонгорай атакуют отряды русских казаков, однако все нападения вновь были отбиты.

    В начале XVIII века джунгарский хан Цеван-Рабдан опасаясь захвата Хонгорая династией Цинь и перехода местного населения под их власть, решил переселить кыргызов из Минусина в Джунгарию. В июне 1703 года джунгарский отряд из 3000 воинов вошёл в Хонгорай для исполнения воли хана. При помощи местных князей в Абаканской долине было собрано 15-20 тысяч кыргызов - большая часть населения Хонгорая. По трём дорогам енисейские кыргызы под охраной джунгарских воинов были переселены во владения Цеван-Рабдана. Переселенцам были выделены земли в долинах рек Чу, Эмель, а также в районе озера Алаколь.

    Массовое переселение кыргызского населения в Джунгарию привело к разрушению политического строя Хонгорая и тысячелетней государственности енисейских кыргызов. Кыргызские переселенцы в Джунгарии занимались в основном военной службой и охраной границ ханства. Также они принимали участие в политической жизни Джунгарии. Так, влиятельный род Бушухту-хана имел кыргызские корни. Также кыргызские князья состояли в родстве с джунгарскими ханами. Известно, что княгиня кыргызского Алтысарского улуса Абахай являлась сестрой основателя Джунгарского ханства Хара-Хулы.

    Отсутствием большей части населения в Хонгорае поспешили воспользоваться русские, организовав в 1704-1706 годах серию карательных походов в Минусинскую котловину. Также русские отряды атаковали небольшие группы возвращавшихся из Джунгарии кыргызов. На территории завоёванного Хонгорая русские спешно выстроили Абаканский острог и учинили резню оставшихся в Минусине кыргызов. Цеван-Рабдан, видя потерю своим ханством кыргызских земель, решил переселить оставшееся кыргызское население Саяно-Алатая в 1706 году в Джунгарию, хотя оно было не таким масштабным как первое переселение. В это же время часть кыргызов, перейдя горы Саяна, присоединилась к монгольскому феодалу Гун Бубэю - подданному Циньской империи. Значительная часть кыргызов осела среди алтайцев, телеутов и казахов.

    На протяжении всей первой половины XVIII века русские переселенцы не желали заселять Минусин, опасаясь возвращения кыргызов. Эти опасения подтверждались возвращением отдельных групп кыргызов на родину.

    В 1733-1736 годах при согласии русских в Минусин вернулась небольшая группа кыргызов. В эти же годы циньская армия угнала в Маньчжурию часть кыргызов, которые и по сей день проживают в провинции Цицикар (КНР) и известны как фуюйские или харбинские кыргызы. В 1756-1757 годах Джунгарское ханство было разгромлено Цинбской империей, и при этом погибла значительная часть мужского кыргызского населения. Оставшиеся вновь были переселены в маньчжурскую область Хэйлунцзян. Какая-то группа кыргызов оказалась в Халха-Монголии, на берегах Селенги. Также кырызы переселились в район рек Идер и Туйхэ (регион Халха), а также у озера Убсу-Нур, на границе Урянхая и Халхи.

    В ходе постоянных миграций, коснувшихся населения Хонгорая в XVIII веке кыргызы оказались разбросаны по всему Саяно-Алтаю, Монголии, Восточному Туркестану, Маньчжурии. Часть кыргызов вместе с джунгарами удалилась в прикаспийские степи и тем самым приняла участие в формировании калмыцкого народа. Также кыргызы предположительно участвовали в этногенезе хакасов, телеутов, алтайцев, тувинцев, иркутских бурятов, халха-монголов и других этносов.

    Результатом данных переселений стала утрата государственности енисейских кыргызов. Кыргызское енисейское государство просуществовало свыше 1000 лет и оставило значительный след в истории народов Центральной Азии.

    Однако утрата енисейскими кыргызами государственности – лишь частичное явление. Стоит отметить, что в наше время правопреемником государственности енисейских кыргызов может считаться тюркская республика Хакасия, что свидетельствует о том, что этот великий этнос не погиб. В то же время в Средней Азии существует республика Кыргызстан, которая наравне с Хакасией является хранительницей древней культуры енисейских кыргызов - одного из интереснейших и величайших народов тюркского мира.

    160914map

    О границах Кыргызского каганата в период великодержавия сообщается следующее: «На востоке от нее – область Чин и море – Восточный океан, на юге от нее – пределы тогузогузов и частично халлухов, на западе от нее – пределы расселения кимаков и (на севере) – необитаемые страны севера» [Материалы по истории кыргызов, с. 140].

    В эпоху Великодержавия существенно расширились границы каганата на востоке, севере и западе и как было сказано на юге. Стали кыштымами кыргызов воинственные племена бома – страны Пестрых лошадей, живших на территории современного Красноярского края и Кемеровской области, в результате они полностью исчезают как самостоятельное объединение, вместо них появляются многочисленное племя куштеми. Походы кыргызов Енисея доходили вплоть до Байкала. На востоке в пределы кыргызских владений вошла долина р.Кан, на севере – Ачинско-Мариинская лесостепь и долина Енисея вплоть до устья Ангары. В этих районах обнаружены кыргызские памятники IX-X вв. н.э. На западе и северо-западе в орбиту кыргызского влияния вошли Северный Алтай, Притомье и лесостепное Приобье [Очерки истории Хакасии, 2008, с.141].

    В державу кыргызов входила Ангкола, в этом названии можно увидеть Ангару. Следовательно, Приангарье, под этим термином подразумевается все Прибайкалье, могло входить в состав Кыргызского каганата. Но под Ангколой, т.е. Ангарой, мог подразумеваться Средний Енисей, сливающийся с Ангарой при ее впадении.

    Фольклорные сведения о существовании погребального обряда трупосожжения у племени кыргысов, проживавших на Средней Лене, свидетельствует о реальности проникновения на территорию Якутии представителей енисейских кыргызов, имевших подобный обряд. В то же время в некоторых легендах сами прародители народа саха происходят от народа кыргыс. Прародитель саха Эллэй в большинстве случаев происходит из племени кыргысов, кыргыс Сарабай Баай и его дочь Сахсары или Сайсары считаются предками народа саха. Следовательно, кыргызы могли участвовать в этногенезе бурятского и якутского народов на территории Прибайкалья.

    Период возвышения Чингисхана и его монголов застает енисейских кыргызов вновь замкнутыми в рамках Минусинской котловины, где они жили отдельными княжествами. Сначала кыргызы добровольно подчинились огромной армии Джучи, затем с союзными племенами туматов подняли мощное восстание во времена правления Хубилая. Тот факт, что они приняли сторону мятежника Наяна, выступавшего за кочевые традиции, позволяет думать, что они снова восстали против преобладания китайских традиций, за верховенство в степях Центральной Азии.

    В Монгольскую эпоху страна кыргызов состояла из пяти областей: Кяньчжоу (р.Кемчик), Иланьчжоу (илан - змея), Анкэла (Ангара), Ханьхана (Хапханас) и Усы. В них видят Енисейский край (Кем), степную часть Южной Тувы, Приангарье, видимо, район Среднего Енисея и Северного Приангарья, высокогорную Тоджу (капкан) и долину реки Ус. Таким образом, можно сказать, что в монгольскую эпоху Кыргызское государство переживало период феодальной раздробленности.

    По словам Л.Р.Кызласова, в областях Киргиз и Кэм-Кэмджиут в XIII в. политическое господство принадлежало феодалам из рода Кыргыз. По данным «Юаньши», кыргызы возникли в результате смешения 40 девушек земли Хань с мужчинами Усы. По свидетельству Рашид-ад-дина, в областях Киргиз и Кэм-Кэмджиут было много городов [История Хакасии, 1993,с. 62].

    До вторжения монгольских полчищ ставка кыргызского хана находилась в долине Абакана. После завоевания монгольским ханом кыргызской земли центральная власть перенесла свою ургу (ставку) на север и укрепилась в долине Июсов [Бутанаев, 2008, с.158]. По другим данным, глава Кыргызского государства имел орду в местности Узюм под горой Уй-таг в долине Абакана [Бутанаев, 2008, с.156].

    Население Кыргызского каганата платило налоги пушниной, соболями и белками. Совершеннолетние мужчины всех бу считались военнообязанными и должны были нести повинности, были «теми, кто обязан служить и работать» [Кычанов, 1997, с. 129]. В Кыргызском государстве налоги и дань взимались натурой. Китайские источники сообщают: «Ясачные вносят подати соболями и белкой». В памятниках рунической письменности встречается слово «йака» - плата, вознаграждение [Бутанаев, 2008, с. 122]. Первыми в Сибири ясак в виде пушнины стали взимать не служилые люди московского государя, не татаро-монгольские завоеватели, а енисейские кыргызы.

    Ясак кыргызов был систематическим, почти «окладным сбором», который нормировался только княжеским рангом. Кроме пушнины, железных и других изделий, а также скота ясак брали с кыштымов и хлебом. Кыргызские князья эксплуатировали кыштымы и путем различных торгово-ростовщических операций, которые носили кабальный характер. Долговые платежи превращались в тот же албан (ясак), который вносился князьям-кыргызам [История Хакасии, 1993, с.151].

    Кыргызский каган имел свое законодательство. За воровство полагалась смертная казнь. Мятеж, измена и дезертирство из рядов армии также наказывались подобным образом. Кыргызский каган имел ставку в горах, в городке, окруженном частоколом [Кычанов, 1997, с. 125].

    В енисейских эпитафиях сохранилось полная титулатура аристократии енисейских кыргызов. Так, в рунической надписи, найденной на территории Тувы, Чаа-Холь II, упоминается имя Эльчи-чор Кюч Барс. Чор – наследственный и должностной титул, дававшийся молодым людям, которым предстояло занять высшие посты в государстве, т.е. ‘наследный принц’; эльчи означает присланный, командированный из центра; барс отражает, родовое имя (фамилию); эпитет кюч ‘сила’ - собственное почетное именование меморианта [Кормушин, 1977,с. 107].

    Кыргызами управляли семь цзайсянов и три тутука, которые управляли бу (подразделениями государства, крупными административными единицами), десятью посыльными (чжиши), пятнадцатью делопроизводителями (чжанши), непостоянным количеством генералов (сангунов) и тарханов (сборщиков налогов) [Там же, 1997, с. 124].

    По мнению Ю.С.Худякова, в Кыргызском каганате «система управления войсками» и «государственная организация» совпадали. В кыргызских чиновниках высшего ранга он видит командующих туменов и полутуменов [Васютин, Дашковский, 2009, с. 236].

    Титул государя «древних хакасов» Ажэ Л.Р.Кызласов отнес к самодийской лексике: ассе – «отец страны» [Кызласов Л.Р., 1959, с.81]. С.Е.Яхонтов и Г.П.Супруненко попытались реконструировать термин ажэ как инал. Как сообщал Абульгази, в XVII в. «Кыргызы своего правителя называют Иналь: это слово у них то же, что у монголов (каан) и таджиков - падишах» [Абульгази, 1906, с. 39]. Е.И.Кычанов на основе китайских источников термин «ажэ» считает и титулом, и клановым именем (син) правящего дома [Кычанов, 1997, с.129].

    Более убедительным является вывод В.Я.Бутанаева, что азы или народ ач древнеенисейских эпитафий соответствует названию династии Ажо. Согласно китайским летописям, фамилия Ажо происходила из одного рода с царствующим в Китае домом Тан, уходящим своими корнями к знаменитому полководцу Ли Лину. В подтверждение своей версии В.Я.Бутанаев приводит наличие сеока «ажыг» в составе хакасов [Бутанаев, 2008, с.116].

    В Минусинской котловине в целом сложилась оседлое земледельческое хозяйство. Кыргызы выращивали просо, ячмень, пшеницу, развивалось железоплавильное и кузнечное ремесло, сложились устойчивые торговые связи «внутри государства» и с соседями. Социальный строй енисейских кыргызов С.А.Плетнева оценивает как «развитой феодальный», а форму организации власти – как государственную. В качестве правящей элиты выступал род «кыргыз» во главе с каганом. Она оценивала Кыргызский каганат в качестве государственного образования, а не кочевого вождества. Для управления поступления дани подчиненных племен, существовала административная система и шесть разрядов чиновников, строго следивших за налогами, выполнением законов и дисциплиной в войсках [Васютин, Дашковский, 2009, с. 240].

    Л.Р.и И.Л.Кызласовы выделили отдельную аскизскую культуру V-XIV вв., которая показывает влияние и развитие Кыргызского каганата. Появление «крепостей-убежищ» на территории Хакасии и Тувы они объяснили феодальной раздробленностью. Условно были выделены отдельные княжества: «Хакасия», «Кишдим» (Тува), Уйгурия (Монголия), Алтай [Кызласов Л.Р, 1984, с. 134-135].

    Ю.С.Худяков вместо аскизской, тюхтятской и чаатас культур, показывающих развитие одного общества, предложил называть XI-XII вв. в рамках кыргызской культуры периодом «суэктэр» по названию основного вида памятников Минусинской котловины данного времени [Васютин, Дашковский, 2009, с.241].

    Таким образом, Древнехакасскую державу или Кыргызский каганат нельзя назвать кочевой империей, т.е. суперсложным вождеством, зато она вполне соответствует понятию раннего государства. Н.Н.Крадин называет приемлемым назвать организацию управления государством, если она состоит из большего числа людей [Базаров, Крадин, Скрынникова, 2009]. Т.е. наличие бюрократии свидетельствует о существовании государства. Как мы видим, у древних хакасов или кыргызов было в наличии существование разветвленного бюрократического аппарата и взимание налогов.

    Признаками наличия раннего государства являются существование специальных чиновников, аппарата судей, письменного свода законов [Там же, с.281]. Кыргызский каганат обладал всеми этими признаками. После прекращения завоеваний отпала необходимость в централизованной военно-административной системе, Кыргызский каганат стал распадаться, как и многие средневековые, феодальные государства. На первое место выдвинулись наместники отдельных областей с подчиненными им бегами, в центре государства образовались две области «киргиз» и «кем-кемджиут» во главе с иналами, а за каганом сохранились только сакральные функции [Васютин, Дашковский, 2009, с.241].

    Как видно, кыргызское государство имело все признаки раннего государства. Это и развитая титулатура, показывающая наличие управленческого аппарата. И государственная религия в виде манихейских культов и взимание ясака – налога, также своя письменность. Наследниками этого государства можно считать и другие тюркоязычные народы Южной Сибири. В период великодержавия кыргызы распространились вплоть до Байкала и Северной Монголии, Западной и Восточной Сибири. Изучение первого сибирского государства может стать чрезвычайно актуальным в связи со значением Сибири в экономике России.

    Слово кыргыз было экзоэтнонимом, поэтому в енисейских надписях этот термин никогда не встречается. Он отмечен в единственной надписи из Суджи, Монголия, в земле кыргызов, после завоевания его кыргызами в середине IX в.: «Я сын кыркызов» [Кормушин, 2008, c. 311].

    Азы считаются народом, который жил в Когмэнских горах. Г.П.Айдаров утверждает, что по материалам орхонской письменности, азские народы были сильным енисейским народом. Знак он читает как кырказы, хотя более распространено чтение его как кыркызы [Айдаров, 1971].

    В памятнике в честь Кюль-Тегина говорится об «азском народе» (аз будун) кыргызского кагана Барс-бега. Многие тюркологи, включая известного ученого С.Е.Малова, читают выражение «аз будун» как «немногочисленный народ» и не вкладывают в него этнического понятия. В тюркских языках слово «аз» имеет также значение – «малый, незначительный». В.В.Радлов и Н.Н.Козьмин первоначально читали эти строки как: «Я устроил страну Аз-кыргызов» [Козьмин, 1925, c. 8].

    Согласно мнению тюрколога И.В.Кормушина, часть азов обитала по южную сторону Западного Саяна, а другая, главная часть, базировалась на севере от Саян, на территории Саян, на территории современной Хакасии, в непосредственной близости от кыргызов [Кормушин, 1977, c. 12].

    По мнению В.Я.Бутанаева, азы обитали не в таежных массивах Западных Саян (Когмены), а на степных просторах Предсаянья, т.е. в долине Абакана. В памятнике в честь Кюль-Тегина прямо говорится об «азском народе» (аз будун) кыргызского кагана Барс-бега. Среди памятников кыргызской письменности выражение «народ аз» (ас будун) не встречается, однако в переводах В.Радлова встречается сочетание «ач будун» - народ ач. Народ «аз» или «ач» надо отождествить с правящей династией Кыргызского государства, которая из китайских источников известно в форме «ажо» (ажэ) [Очерки истории Хакасии, 2008, c. 115-116].

    В тексте енисейских рунических надписей В.В.Радлов отметил ряд этнонимов, в частности и таких, которые он считал названиями кыргызских племен. Из них можно обратить внимание на термин тюльбери. Он содержится в надписи на камне, найденном на территории современной Тувы по правобережью речки Туран, впадающей слева в р.Уюк [W. Radloff, c. 305]. Этот каменописный памятник получил в литературе название «Уюктуранский» и опубликован заново уже в русском переводе С.Е.Маловым [Малов, 1952].

    Еще до построения Кузнецкого острога в 1618 г. в русских исторических документах данный этноним выступает в названии Тюлюберской ясачной волости, население которой обитало по р.Томи на западных склонах Кузнецкого Алатау. Л.П.Потапов утверждает, что тюльберы XVII-XVIII вв. вполне могут рассматриваться этническими потомками кочевников-скотоводов тŷlбäрi, упомянутых в уюк-туранской рунической надписи [Потапов, 1972].

    Б.Б.Монгуш пришел к выводу, что исторические предки телеутского рода тюльберов, племя под названием тюльбери в кыргызский период жило в долине рек Уюк и Туран современного Пий-Хемского кожууна Республики Тыва [Монгуш, 2010, c. 180].

    О племени кештим говорится в руническом памятнике кыргызского времени Хая-Ужу. Л.Р.Кызласов идентифицировал племя кештим с частью местных тюркоязычных племен Тувы – потомками чиков, ставших кыштымами кыргызов. Кыргызский исследователь А.М.Мокеев пришел к выводу, что кештимы - одно из древнекыргызских племен - по своему происхождению принадлежало к кругу конфедерации племен басмылов, длительное время являлось частью алтайских карлуков. Б.Б.Монгуш считает, что кештимы были «племенами басмылов», попавшими под господство уйгуров после переселения главной части басмылов к Бешбалыку. В Западной Туве они ассимилировались среди остатков чиков, близких к карлукам [Монгуш, 2010, c. 179].

    Этноним кюмюль недавно обнаружен в трех надписях в Восточной части древней Тувы. По мнению И.В.Кормушина, он представляет название племенного союза, ставшего на какое-то время руководящей силой в государстве древних кыргызов [Кормушин, 2008, c.311]. Б.Б.Монгуш считает, что кюмюли могут быть остатками чикского объединения племен, основная часть которого перекочевала в Семиречье еще в уйгурский период истории Тувы. Постольку в праенисейском языке есть соответствующее слово с значением ‘зеленый’, то он считает этноним кюмюл переводом названия ашина, идентичного древнетюркскому кёк-тюрки – «голубые тюрки». Поэтому Б.Б.Монгуш предполагает следующее. Правителем кюмюлей во времена Тюркского каганата стал один из представителей кёк-тюркского каганского рода Ашина. Кюмюли, возможно, были правящим родом или племенем чиков [Монгуш, 2010, c. 177].

    Имеется много лексических совпадений в языке древнеенисейской письменности с якутским языком: югюс (Енисей) - югюс (якутский) «много, многие», ел (Енисей) - ёл «умри», Ёрюнг (Енисей) – юрюнг «белый», эль - эль «союз», кюn - кюн «день», taрgan – тархан «титул», йep - сир «земля», тэгин – тыгын «принц», булут – былыт «облако», tутуг - тутук «титул», тенгри - танара «бог», oгул - огул «парень», адак - атах «нога», бaш - бас «голова», бэл - бил «знать», йурах - сюрэх «сердце», ини - ини «свояк», эр - эр «муж».

    По словам И.В.Асеева, среди Шишкинских писаниц был обнаружен рисунок кыргызского всадника, манера исполнения лошади которого живо напоминает лошадь под всадником на Сулекской писанице. Сходство проявляется в том, что грива коней подстрижена тремя зубцами, оба всадника закованы в кольчугу или броню, на головах островерхие шлемы. Поэтому он предполагает, что кыргызского всадника на первом камне Шишкинских скал изобразила рука кыргызского художника, волей судьбы оказавшегося на Лене [Асеев,2009, с. 176].

    Многие тюркоязычные народы Сибири сформировались в рамках Кыргызского каганата. К ним следует отнести шорцев, алтайцев, тувинцев, хакасов, саха, сибирских татар. Термин «кыргыз» не только в якутском, но и в хакасском и других тюркских языках обозначает сражение, битву, военную дружину. Следовательно, термин кыргыз мог применяться к господствующему роду, аристократии, правящей династии каганата.

    Самоназвание в современной этнической истории играет важную роль. Исходя из самоназвания, многие народы отождествляют себя с древними племенами. Термины «хакас» и «кыргыз» связывают историю этих народов с Кыргызским каганатом, исходя из сведений китайских источников, его еще называют Хакасской державой. Таким образом, Кыргызская держава – это общая государственность современных кыргызов и хакасов, тогда как Древнетюркские каганаты – это государственные образования всех тюркских народов.

    Вы здесь

    Всадники с берегов Енисея

    Енисейские кыргызы

    О степени оседлости енисейских кыргызов в науке не существует единого мнения. Тем не менее, именно земледельческие навыки и склонность к оседлым поселениям привели к созданию кыргызского государственного объединения. После падения Первого Тюркского каганата, в развале которого кыргызы приняли самое деятельное участие, они получили полную независимость, и уже в 648 году танский Китай встречал их первое посольство (во всяком случае, первое, отмеченное письменными источниками).

    Кыргызский каганат постоянно подвергался опустошительным набегам южных соседей и в VI—VIII веках нередко терпел сокрушительные поражения. Иногда он даже терял политическую самостоятельность. Но со временем военная удача всё чаще улыбалась кыргызам. «Умертвил роды синего волка, черного волка умертвил», — говорится в древней кыргызской надписи об одном из успешных походов, вероятно, против тюрков (ведь именно они считали своей прародительницей волчицу). Год от года набирая силу, каганат превратился в мощную державу, существенно влиявшую на судьбы народов Центральной Азии. В древнетюркое время он представлял собой сложное этнополитическое объединение, включавшее «титульное», элитарное население (собственно, кыргызов) и различные подчиненные группы кыштымов (иноплеменников). Хорошо вооруженные дружины кыргызов совершали регулярные набеги на жителей горно-таёжных окраин Минусинской котловины по свидетельствам тех лет, «ловили их и употребляли в работу». Для участия в военных действиях кыштымы сначала не привлекались, но уже в конце 1-го тысячелетия, когда енисейских кыргызов потеснили войска Уйгурского каганата и их положение сильно осложнилось, кыргызская армия стала разноплеменной. В китайских источниках отмечается, что когда кыргызы «набирают и отправляют войско, то выступает весь народ и все вассальные поколения». Археологические данные подтверждают этот факт.

    В истории Кыргызского каганата исследователи в деляют несколько этапов, связанных как с основные типами археологических памятников, так и с важнейшими событиями в его политической истории.

    Первый период (VI—VIII вв.) — эпоха Чаа-Тас. Основные события этого времени происходили на ограниченном пространстве Минусы и соседней Тывы. Кыргызам удалось установить торговые и дипломатические связи с земледельческими государствами Средней и Юго- Восточной Азии (танский Китай, Согд, Тибет, Восточш Туркестан). С кочевыми же народами они враждовали, ведя с ними непрестанные войны — по большей части неудачные. В военном отношении кыргызы пока были слабы — их политику на этом этапе можно охарактеризовать как оборонительную.

    Следующий период (IX—X вв.) получил название эпохи Великодержавия. Это было время славных побед и триумфа кыргызского оружия. Разгромив уйгуров, их тяжёлая конница вместе с отрядами кыштымов вышла на просторы Центральной Азии. «Впервые, — по словам крупного специалиста в истории, археологии и этнографии народов Южной Сибири Д. Г. Савинова, — народ северного происхождения, создавший высокую культу в бассейне Северного Енисея, стал играть решающую роль в делах своих южных соседей».

    Уйгуры — древний тюркоязычный народ Центральной Азии, коренное население современного Синцзян-Уйгурского автономного округа Китая. Предками уйгуров были кочевые племена, жившие в древности в монгольских степях и упоминавшиеся в китайских летописях с IV века. В V—VIII веках уйгуры входили в состав Жужаньского, а затем и Тюркского каганатов. После падения последнего в середине VIII века уйгуры в долинах рек Селенга, Орхон и Тола основали свое собственное государство — Уйгурский каганат. В 840 году он был разгромлен енисейскими кыргызами. Уйгуры переселились в Восточный Туркестан и в западную часть Ганьсу, где создали независимые государства с центрами в Турфанском оазисе (847—1369 гг.) и Ганьсу (847—1036 гг.). Государство в Ганьсу было уничтожено тангутами, а население восточно-туркестанского государства уйгуров в XIV веке подчинено монголами и вошло в улус Джучи.

    Границы кагана расширились до верховьев Амура на востоке и восточных склонов Тянь-Шаня на западе. Кыргызский каганат объединил под своей властью Приобье, Алтай, Восточный Казахстан, Тыву, Монголию, Забайкалье. Впрочем, его звёздный час» оказался непродолжительным. Вскоре каганат вновь заметно уменьшился в размерах, часть боевых отрядов откочевала на Тянь-Шань (на территорию современной Киргизии2), основная же масса кыргызов возвратилась на историческую родину.

    Вопрос о вкладе енисейских кыргызов в становление современной киргизской народности еще далёк от окончательного разрешения. Несмотря на созвучие самоназваний, прямое отождествление здесь вряд ли уместно. Специалисты, правда, не отрицают самого факта участия енисейских кыргызов в формировании практически одноименной народности. Речь идет только о доле этого участия.

    Третий период в истории енисейских кыргызов (XI—XII вв.) иногда называют эпохой Сууктэр.

    Эпоха Сууктэр позаимствовала свое название у погребальных памятников («хыргыстыр сууктэр», что значит «киргизские могилы»). Такой памятник представляет собой кольцевую насыпь со стенкой в основании. Иногда близ насыпи стоит вертикальная стела. Под насыпью археологи обычно находят остатки погребального костра и сожжённых человеческих костей, железные детали конской сбруи, оружие, украшения, остатки погребальной тризны (кости лошадей и овец). Здесь же встречаются и погребения собак. Некоторые исследователи считают рослые породы кыргызских собак боевыми.

    В это время военные действия разворачивались в районах Саяно-Алтая, где кыргызам пришлось обороняться от агрессивных монголоязычных кочевников — киданей и найманов, пресекших связи каганата с земледельческим цивилизациями Юго-Восточной Азии. Кыргызское население изрядо поредело в продолжительных войнах и, будучи распылённым по огромным территориям, не могло оказать серьёзного сопротивления. В это же время кыргызы, вероятно, утратили руническую письменность. Государство быстро слабело и дробилось, мелкие князьки один задругим объявляли о своей независимости и тут же начинали враждовать с соседями. В сущности, история могучей кыргызской державы на этом и завершилась.

    В так называемую Монгольскую эпоху (XIII — XIV вв.), после разгрома найманов войсками Чингисхана, кыргызские княжества добровольно пополнили его империю, окончательно утратив государственную самостоятельность. Боевые отряды кыргызов влились в монгольские полчища.

    Как и у всего средневекового населения Южной Сибири, луки енисейских кыргызов были сложносоставными и рефлексирующими. Во второй половине 1-го тысячелетия повсеместно шел процесс поиска наиболее совершенной и рациональной конструкции метательного оружия, пригодного в бою и на охоте, удобного при стрельбе с лошади и с земли. Это привело к тому, что в одно и то же время на одной и той же территории существовало несколько разновидностей луков. При близости общей схемы, позаимствованной многими народами у хуннов, луки енисейских кыргызов различались формой и расположением роговых накладок. У оружия хуннского типа основную работу выполняли плечи, а значительные участки его деревянной конструкции бездействовали. Кыргызы модернизировали луки в целях увеличения эффективно работающих зон, что, как и у тюрков, привело к сокращению количества роговых накладок.

    В походах тетива на луках спускалась. Воины носили их на боку или на спине в налучьях, похожих на узкую и длинную (почти во всю длину оружия) трубу, зашитую с одной стороны. Размеры луков со спущенной тетивой колебались от 120 до 140 сантиметров.

    Древки стрел делались из березы и слегка сужались к ушку, в прорезь которого с легким сопротивлением входила тетива. Оперение кыргызских стрел было овальной или удлиненно-треугольной формы и относилось к длине древка в пропорции 1:5 или 1:7. На древки стрел наносились цветные пояски — обычай, известный с раннего железного века. Берестяные колчаны для стрел тоже напоминали тюркские. Нужно отметить, что мощное политическое и культурное влияние, оказываемое древне-тюркскими каганатами на своих соседей, родство языка и происхождения, постоянная миграция отдельных тюркских групп в Минусу, — все это во многом определило, как и чем воевали кыргызы.

    Это, в частности, касается и наборных поясов, и наконечников стрел. И все-таки полного тождества не было, кыргызские наконечники стрел отличались от тюркских большим разнообразием и затейливостью отверстий в лопастях, а также лучшей сохранностью в археологических комплексах. Дело в том, что кыргызы применяли в своей погребальной практике кремацию. Предметы оружия, побывав в огне, покрывались окалиной, которая (вкупе с золой и пеплом) предохраняла тонкие лопасти наконечников от пожирающего действия ржавчины.

    С выходом енисейских кыргызов на просторы Центральной Азии, где им пришлось противостоять очень серьёзным противникам, потребовалось новое оружие. И вскоре, в IX—X веках, ассортимент стрел в колчанах кыргызских воинов неузнаваемо преобразился. Набор традиционных образцов пополнился наконечниками шестиугольной формы с уплощённым, как бы срезанным, остриём (специалисты так и называют их — срезни) и небольшими массивными проникателями с трёхгранным, квадратным или круглым сечением острия. Последние значительно превосходили по весу трёхлопастные и, в большинстве случаев, пробивали доспехи. Модифицировались и привычные формы — так, у пятиугольного наконечника сократились его размеры и ширина лопастей, а острие в сечении стало гранёным. Столь впечатляющее разнообразие свидетельствует о всё большем расспространении на полях сражений различного защитного вооружения.

    В это же время кыргызские лучники вернулись к использованию незаслуженно забытых плоских наконечников. Их второе рождение специалисты связывают с монгольским влиянием. Появление плоских наконечников было, пожалуй, первым отчётливым знаком грядущих перемен. В дальнейшем трёхлопастные наконечники постепенно утратили своё значение, вытесненные плоскими «собратьями» — в основном, асимметрично-ромбическими пятиугольными срезнями. Они очень хороши при стрельбе как с близкого расстояния — ни войлочная попона коня, ни мягкие доспехи бойцов не спасали от них, так и с дальнего — не закрытый доспехами противник даже при касательном ударе получал столь обширную травму, что сразу же выбывал из строя.

    Восточные письменные источники, переведённые и опубликованные первым крупным российским китаистом Н. Я. Бичуриным (в монашестве Иакинф), рассказывают, что у енисейских кыргызов «мужчины носили кольца в ушах. Они горды и стойки. Храбрые из них татуируют руки себе. На войне употребляют луки со стрелами и знамёна. Конники прикрывают руки и ноги деревянными щитками, которые могли бы защищать от стрел и сабель». Эти деревянные щитки собирались из отдельных дощечек твердого дерева — например, лиственницы. Затем они, вероятнее всего, обжигались, что придавало поверхности особую прочность и гладкость, затирались песком, полировались и окрашивались (или пропитывались жиром). Готовые деревянные детали стягивались между собой сыромятными ремешками, которые, усыхая, крепко прижимали их друг к другу.

    В комплект защитного вооружения кыргызов входили наручи (для защиты руки от кисти до локтя), поножи (для защиты ноги от колена до ступни), зерцала (для защиты груди) и оплечья.

    Кыргызские панцири состояли из железных пластин, скрепленных между собой по ламеллярному принципу Панцири VI—VIII веков, как правило, представляли собой металлический нагрудник. В эпоху Великодержавия их конструкция усложнилась — теперь латы закрывали спину и руки до середины предплечья; кроме того, появляется подол, спускавшийся к коленям и защищавший бёдра. Вскоре восприимчивые кыргызы, присмотревшись к вооружению центрально-азиатских соседей, уже ковали свои доспехи из крупных подпрямоугольных металлических пластин. Этому способствовало и возросшее качество металла, который по многим показателям, как ни трудно в это поверить, превосходил современные марки сталей. Этот технологический скачок, видимо, связан не столько с развитием собственной производственной базы, сколько с опытом пленных мастеров из оседло-земледельческих центров.

    Рис. 6. Кыргызские золотых дел мастера создали свой особый стиль. Их изделия, форма которых, в целом, соответствовала степной моде, отличались богатым и затейливым растительным орнаментом. Железное стремя, представленное на рисунке, инкрустировано золотыми фигурками птиц, порхающих среди извилистых ветвей. Эпоха раннего средневековья. Уйбатский чаа-тас. Хакасия. ГИМ, Москва.

    Рис. 7, а, б. Тела умерших воинов енисейские кыргызы предавали огню. Вместе с телами жаркое пламя пожирало воинскую амуницию и погребальный инвентарь. Раскалённые в погребальных кострах клинки намеренно портили — сворачивали в кольцо (а) или сгибали пополам (б). Возможно, так боролись с вредоносной магией покойника, а возможно, «транспортировали» предметы в иной мир, где все было наоборот: целое — сломанным, а сломанное — целым. XII—XIV вв. Минусинская котловина, а — Соян-сее, по Ю. С. Худякову; б — могильник на горе Самохвал, по Л. Р. Кызласову.

    «Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин; художник: М.А. Лобырев. Новосибирск, 2003 г.

    Читайте также: