Планирование финансово хозяйственной деятельности организации с целью сокрытия налоговых платежей

Опубликовано: 04.05.2024

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые проверки

Налоговики продолжают политику открытого диалога с плательщиками, информируя их о том, какие критерии и сомнительные схемы ведения деятельности могут свидетельствовать об укрывательстве доходов.

Так, недавно Федеральная налоговая службы опубликовала некоторые схемы ухода от налогообложения, выявляемые в ходе проверок деятельности плательщиков. Описанные способы касаются налоговой минимизации с использованием фирм-«однодневок», продажи недвижимости, производства спиртного и аутсорсинга персонала организациями инвалидов.

Эти схемы, составляющие основу двенадцатого критерия самостоятельной оценки рисков, утверждены приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ и дополняют Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок, взятую на вооружение налоговиками в 2007 году.

Напомним, что сама Концепция утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@. Она предполагает открытый процесс, основанный на отборе налогоплательщиков в соответствии с предложенными критериями. Теперь плательщики самостоятельно оценивают возможность того, попадут ли они в зону налоговой стабильности или особого интереса.

Сформулированные ФНС в 2007 году 11 критериев были связаны в основном с финансово-экономическими параметрами бизнеса. В их числе: налоговая нагрузка ниже средней по отрасли, убытки в течение двух и более лет, значительные суммы налоговых вычетов (доля вычетов по НДС превышает 89 процентов от суммы НДС начисленной за год), опережающий темп роста расходов над доходами, выплата среднемесячной зарплаты на одного работника ниже среднеотраслевой по субъекту РФ, неоднократное приближение к предельному значению показателей, установленных Налоговым кодексом РФ, предоставляющих право на специальные налоговые режимы, суммы расходов индивидуального предпринимателя приближаются к его доходам (к примеру, доля профессиональных вычетов по подоходному налогу превышает 83 процента от всего дохода), построение цепочек-контрагентов и работа с ними без видимой деловой цели, непредставление пояснений на уведомление налоговиков о выявленных несоответствиях показателей деятельности, «миграция» между налоговыми органами (переустановка на учет) и значительное отклонение (на 10 процентов и более) уровня рентабельности по данным бухучета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Новым, 12-м критерием недобросовестности, стало «ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском», другими словами, использование схем минимизации налогообложения. Таким образом, если в ходе проверки будет доказан факт применения одной из обнародованных схем, у налоговых органов появится дополнительный аргумент для квалификации действий плательщика как умышленных с соответствующими доначислениями, штрафами и даже уголовным преследованием.

При подготовке двенадцатого критерия были учтены материалы проведенных налоговых проверок, наработки, полученные в ходе досудебного урегулирования споров с плательщиками, сложившаяся арбитражная практика, в том числе признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды, обозначенные в Постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.2006 № 53.

Первая из опубликованных схем касается использования фирм-«однодневок» для создания фиктивных расходов и получения вычетов по НДС без соответствующего движения товара. Подвид этой схемы — перенос налоговой нагрузки на «однодневку», которая покупает товар у производителя по цене, близкой к себестоимости, и затем перепродает его конечному потребителю по рыночной цене.

Вторая схема описывает сомнительные способы продажи недвижимости (на нее необходимо обратить особое внимание агентствам недвижимости, инвесторам и страховым компаниям). При них расчеты по договору инвестирования на строительство жилья осуществляются векселями, приобретенными у зависимых от агентства недвижимости фирм-«однодневок», или же просто за заключением договора направляют в другую компанию, а расплачиваться в ней предлагают своими векселями. Затем налоговые обязательства между зависимыми компаниями исполняются не в полной мере, возникает экономия на налоге на прибыль. Другой вариант той же схемы — обязательное страхование инвестиционных рисков. Покупателей квартир понуждают застраховать инвестиционные риски агентства, затем эти полученные от покупателя деньги компания платит страховщикам и на сумму страховой премии снижает доходы. И снова экономия на налоге на прибыль. Следует отметить, что оба примера списаны с дела ЗАО «Миан». В 2007 году компании было доначислено более 1 млрд. руб. (с учетом пеней и штрафов) за 2002-2003 гг.

В судах налоговикам удалось доказать, что компания скрывала выручку, используя вексельную схему: с покупателями заключался договор инвестирования с оплатой векселем, приобретенным у подконтрольной «Миан» фирмы. Вексель учитывался «Миан» по цене ниже номинала, что сокращало прибыль.

Третий обнародованный ФНС рискованный способ минимизации затрагивает производителей спиртного. Алкоголь может изготавливаться как из этилового спирта, так и из спиртосодержащей продукции, при этом при использовании спирта налоговая нагрузка заметно выше. Поэтому компании зачастую отражают в документах приобретение спиртосодержащей продукции в качестве сырья, хотя на самом деле используют спирт.

Свидетельства применения схемы — отсутствие необходимого оборудования или персонала и оплата, производящаяся на счета лиц, не имеющих отношения к поставке или производству спиртосодержащей продукции.

Четвертая схема посвящена организациям инвалидов, имеющих право на получение освобождения от НДС и занимающихся производством продукции силами персонала, привлеченного по аутсорсингу (договор аутсорсинга предполагает передачу определенных функции организации третьему лицу, специализирующемуся в этой области). Поясним, что компаниям, штат которых не менее чем наполовину состоит из инвалидов (их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов), разрешено не платить НДС. Поэтому фирма держит инвалидов в штате, а работы выполняют сотрудники, нанятые по аутсорсинговым схемам. Таким образом, привлеченный персонал не учитывается при определении средней численности работников-инвалидов, а произведенная им продукция освобождается от НДС. С вознаграждения до 100 000 руб. организациям инвалидов, кроме того, не нужно платить ЕСН. Таким образом, если компания выводит часть своего персонала в другую фирму, а потом нанимает ее, то никакой деловой цели, кроме ухода от налогов, у такой схемы нет.

Для тех предприятий, которые использовали опасные схемы, но хотят легализовать свою деятельность, налоговая служба разработала типовую пояснительную записку к уточненной декларации. Компаниям предлагается признать, что они сами установили факты недостаточных документальных свидетельств должной осмотрительности при выборе некоторых контрагентов по ряду сделок. Затем в записке приведена таблица для перерасчета налогов.

Следует сказать, что решение о том, достоверно ли отражены в налоговой отчетности результаты деятельности организации, может быть принято инспектором исключительно на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих документов. Наличие критериев и схем только в совокупности может говорить о предполагаемых нарушениях налогового законодательства.

Раскрывая методы своей контрольной работы, налоговики стремятся стимулировать плательщиков к добровольному отказу от инструментов минимизации налогов. При этом перед налоговой службой не стоит задача привлекать к ответственности всех поголовно и доначислять как можно больше. Для ФНС важно, в первую очередь, повысить налоговую дисциплину и правовую грамотность плательщиков. Таким, образом, цель разработанной Концепции, опубликованных критериев и схем – сосредоточить основное внимание на потенциальных нарушителях налогового законодательства, а не проверять их всех без разбора.

Как сообщила недавно агентству «Интерфакс-АФИ» начальник контрольного управления ФНС России Елена Козлова, перечень из четырех схем не является исчерпывающим и налоговая служба планирует продолжить публикацию способов ведения бизнеса с высоким налоговым риском. Более того, если налогоплательщик по аналогии с ними находит другие сомнительные операции, он тоже может подать уточненную декларацию и снизить таким образом вероятность повышенного внимания со стороны налоговиков, - отметила она.

Налогоплательщику это тоже выгодно: уточнение налоговых обязательств многократно снижает риск проверки, а это серьезный стимул для уточнения и исполнения налоговых обязательств в полном объеме, - считает Е.Козлова.

Новые рискованные схемы ведения бизнеса будут публиковаться и размещаться в СМИ и на сайте ФНС России (www.nalog.ru) по мере наработки доказательной базы и арбитражной практики.

Отдел работы с налогоплательщиками и СМИ
Управления ФНС России по Тамбовской области

План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) – один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. Он разрабатывается, утверждается и применяется в государственных и муниципальных заведениях. Рассмотрим, какие существуют особенности его составления, на что следует обратить внимание, какие показатели отражать в отчетности.

Законодательное обоснование

Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:

  • обязательным к составлению;
  • открытым и доступным.

Эти требования закреплены в подпункте 6 пункта 3.3 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.

Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.

В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.

План ФХД составляется учреждением в рублях и содержит три части: заголовочную, содержательную и оформляющую.
Какова структура плана финансово-хозяйственной деятельности?

Права самой бюджетной организации:

Учредитель вправе единолично:

  • утверждать типовую форму данного плана;
  • дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
  • установить лимит по срокам утверждения ПФХД.

Вопрос: На осуществление закупок по плану финансово-хозяйственной деятельности муниципальному бюджетному учреждению выделено 5 500 тыс. руб. Можно ли сделать базовый план закупок, план-график на меньшую сумму (например, 4 500 тыс. руб.), а впоследствии откорректировать данную сумму путем внесения изменений в план закупок, план-график?
Посмотреть ответ

Цель составления ПФХД

Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности, составляется для решения следующих задач:

  • распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
  • приведение в равновесие финансовых показателей;
  • определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
  • контроль над кредиторскими задолженностями;
  • управление динамикой затрат и прибылей учреждения.

Средства, учитываемые в ПФХД

Планом финансово-хозяйственной деятельности учитываются следующие поступления:

  • деньги, полученные организацией за оказание различных платных услуг;
  • адресные субсидии, полученные от государства на конкретные цели;
  • иные субсидии;
  • спонсорские средства;
  • другие поступления из легитимных источников.

Время действия составленного ПФХД

Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.

Схемы утверждения Плана ФХД

В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:

  • бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
  • автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.

Структура Плана ФХД

Данные, входящие в План, должны быть, с одной стороны, сгруппированы, с другой, детализированы. Степень детализации разрешается устанавливать самому учреждению. Минфин требует только соблюдения определенных, относительно крупных групп затрат и прибылей. Необходимо планировать и учитывать показатели следующих направлений:

  • вознаграждение за труд;
  • другие начисления, касающиеся оплаты трудовой деятельности;
  • деньги за различные услуги – коммунальные, транспортные, связи и пр.;
  • арендная плата;
  • средства на содержание помещения и другого имущества;
  • пособия для выплаты населению в рамках социальной помощи;
  • перечисления другим государственным организациям;
  • покупка материальных и нематериальных активов;
  • операции с ценными бумагами (если это разрешено федеральным законодательством);
  • прочие услуги, расходы и выплаты, не противоречащие законодательству РФ.

Каждую из этих групп можно детализировать, например, рассматривать каждый вид активов по отдельности, по кодам и группам. Удобно провести детализацию в согласовании с бухгалтерией, чтобы одновременно решать вопросы и бухгалтерской отчетности, ведь отчет об исполнении данного плана требует более подробной детализации.

ВАЖНО! Совсем не обязательно составлять отдельный ПФХД по каждому источнику финансирования, за исключением субсидий (они учитываются отдельным документом).

Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности

Остальные средства, полученные организацией из разных источников, поступают в ее полное распоряжение, их распределение следует запланировать в ПФХД по собственному усмотрению.

ТО ЕСТЬ: в Плане ФХД стоит предусмотреть дополнительные графы по отдельным видам расходов, учитывающие путь их возмещения, либо имеет смысл утвердить дополнительные формы для расшифровки затрат по источнику их обеспечения.

Порядок составления и утверждения ПФХД

Данный регламент приведен в Приложениях к приказу соответствующего министерства и ведомства. Он устанавливает порядок принятия и использования ПФХД:

  • его структуру;
  • обязательные реквизиты;
  • степень детализации;
  • типовую форму.

Порядок принятия Плана ФХД

  1. Учитываются стоимостные значения различных активов (по балансовым данным).
  2. В соответствующие графы вносятся финансовые показатели текущего состояния учреждения, по учитываемым активам:
    • движимое госимущество на праве управления учреждением;
    • недвижимое имущество, принадлежащее государству;
    • активы, переданные в аренду;
    • арендуемые фонды;
    • имущество, предоставленное в безвозмездное пользование и др.
  3. Учет показателей денежного состояния:
    • активы, не формирующие финансовой составляющей (имущество по остаточной балансовой стоимости на дату утверждения Плана);
    • денежные активы (задолженности по доходам и расходам);
    • различные обязательства.
  4. Планирование источников поступлений финансов: субсидии, инвестиции, платные услуги (перечень и расценки) и пр.
  5. Распределение плановых показателей:
    • на выполнение госзадания;
    • на определенные цели;
    • платные услуги;
    • на социальное обеспечение;
    • на иные цели.
  6. Учитываются остатки поступлений от предыдущих периодов (на основании ранее реализованных Планов ФХД).
  7. Если в план требуется внести изменения, необходимо составлять новый. Для внесения новых данных необходимы точные обоснования.
  8. План утверждается в течение 15 дней после принятие государством соответствующего бюджета на очередной год и/или плановый период.
  9. План должны подписать:
    • руководитель учреждения или уполномоченное лицо;
    • начальник финансовой службы (главный бухгалтер);
    • исполнитель документа.

Подписи заверяются печатью.

  • Согласование с профильным Министерством, утверждение министром или его заместителем, при необходимости отправление на доработку.
  • Налог — это изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика. Платить меньше налогов и не иметь проблем с государством хотят все. К сожалению, не всегда легальными путями. Как избежать проблем с законом и в то же время оптимизировать налогообложение?

    Право налогоплательщика

    Субъекты предпринимательской деятельности обладают правом защищать свои имущественные права любыми, не запрещенными законом способами. Налогоплательщик имеет право избрать вариант уплаты налогов, позволяющий ему сохранять свое имущество, использовать законные основания для освобождения от налогов, выбрать выгодную форму предпринимательской деятельности, оптимальный вид платежа (п. 3 постановления КС РФ от 27.05.03 г. № 9-П).
    При этом неуплата налога или уменьшение его суммы не ведет к нарушению публичных интересов и конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Например, фирма может перейти на «упрощенку», выбрав объект налогообложения. А вот договоры, совершенные без намерения создать реальные хозяйственные последствия, с целью уклонения от уплаты налогов, являются ничтожными сделками (п. 1 определения КС РФ от 8.06.04 г. № 226-О).

    Что такое недобросовестность

    В российской практике с 2000 года используется понятие недобросовестности налогоплательщика. Так как четкого юридического определения этого понятия нет, его следует считать неформальным. Отнесение налогоплательщика к добросовестным или недобросовестным остается на совести налогового инспектора и судьи. Анализ судебных решений с упоминанием этого понятия позволяет сделать вывод о том, что под недобросовестностью, как правило, понимается совокупность подозрительных признаков. Например:
    - регистрация юридических лиц по утерянным паспортам, отсутствие поставщиков по указанным адресам, «молодой» возраст фирм-поставщиков;
    - использование при расчетах векселей, зачетов, счетов третьих лиц;
    - бартер и другие неденежные формы расчетов;
    - отсутствие экономической выгоды в заключенной сделке;
    - беспроцентные займы, «нулевые» декларации, резкие изменения финансовых показателей в отчетности и другие нетипичные условия;
    - несоответствие количества и объемов, расхождение между расходами и другими экономическими показателями, иные фактические неточности и несоответствия и т.д.
    Пленум ВАС РФ удачно заменил термин «недобросовестность налогоплательщика» термином «необоснованная налоговая выгода» (Постановления ВАС № 53 от 12.10.06 г.) Перечень критериев необоснованной выгоды в документе указан в п. 5 и является открытым.
    Обратите внимание! Пленум ВАС РФ связывает критерии необоснованности налоговой выгоды с поведением самого налогоплательщика, а не его контрагентов. Это должно заставить налоговые органы приступить к исследованию действий непосредственно объекта налогового контроля.
    Совет налогового консультанта: Признаки недобросовестности — это внутренний термин налоговой службы. Но признаки не есть доказательства, и по ним нельзя кого-либо обвинять. Существуют камеральные и выездные налоговые проверки, в ходе которых либо выявляются налоговые правонарушения, либо нет.

    Минимизация или уклонение от уплаты налога

    Использовать схемы минимизации налогов в условиях жесткой конкуренции в настоящее время вынуждены даже добросовестные налогоплательщики, чтобы не разориться.
    «Минимизация (снижение) налогов» — термин, который вводит в заблуждение. Добиться снижения налогов можно двумя путями: легальным и нелегальным. Имейте в виду, что нелегальные «схемы» снижения налогов давно известны налоговикам, поэтому если вы пойдете по
    этому пути, то это не останется без пристального внимания правоохранительных органов. Использование законных методов не позволит представителям налоговых органов классифицировать ряд мер, направленных на снижение налогов, как уклонение от их уплаты.
    Оптимизация налогообложения предполагает минимизацию налоговых потерь и недопущение штрафных санкций. Большинство схем оптимизации налогов изначально направлены только на минимизацию налогов, поэтому они могут рассматриваться как уклонение от уплаты налогов.
    Обратите внимание! В действительности, конечной целью должна быть не минимизация (снижение) налогов, а увеличение доходов субъекта предпринимательской деятельности после уплаты налоговых платежей. Минимизация одних налогов может привести к увеличению других и как следствие — к штрафным санкциям со стороны налоговых органов. Штрафные санкции могут превысить планируемый эффект от минимизации налогов.
    Все налоги условно можно разделить на четыре группы.
    1. Налоги, находящиеся «внутри» себестоимости (например, единый социальный налог — ЕСН).
    Снижение этой группы налогов ведет к уменьшению себестоимости продукции, а значит, к увеличению прибыли организации и налоговых платежей в бюджет по налогу на прибыль. Таким образом, эффект от снижения этой группы налогов очень незначителен.
    2. Налоги, находящиеся «вне» себестоимости (например, налог на добавленную стоимость — НДС).
    НДС, подлежащий уплате в бюджет, определяется как разница между суммой начисленного налога и суммой налоговых вычетов (зачетный метод). Поэтому нужно добиваться уменьшения разницы, подлежащей уплате в бюджет. Для этой группы налогов оптимизация заключается в выборе контрагентов. Организации при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав невыгодно работать с партнерами, не являющимися плательщиками указанного налога.
    3. Налоги, находящиеся «над» себестоимостью (например, налог на прибыль).
    Чтобы минимизировать налоговые платежи по этой группе налогов, налогоплательщик должен стремиться либо к снижению налогооблагаемой базы, либо к уменьшению ставки налога. Например, добиться уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль можно путем увеличения налогов, сидящих «внутри себестоимости».
    4. Налоги, выплачиваемые из «чистой» прибыли.
    Для этих налогов следует стремиться к уменьшению ставки и налогооблагаемой базы.
    Наиболее сильно уменьшают финансовые ресурсы предприятия налоги 3 и 4 группы.
    Пример:
    1 вариант (цифры условные). Предположим, выручка налогоплательщика за отчетный период равна 10000 рублей, а затраты составили 5000 рублей. Налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 5000 рублей (10000-5000). Налогоплательщик заплатит налог на прибыль в сумме 1200 рублей (5000 х 24%).
    2 вариант: Можно добиться, чтобы предприятие вообще не платило налог на прибыль. Выручка за отчетный период налогоплательщика равна 10 000 рублей. Организация увеличила свои затраты до 10000 рублей. В итоге налогооблагаемая база по налогу на прибыль составит 0 рублей (10000-10000). Следовательно, налог на прибыль налогоплательщику платить не надо. Но самое главное, финансовых ресурсов у предприятия тоже ноль.
    Очень важно! Организация добилась максимального снижения налога на прибыль. Однако если посмотреть внимательно, то минимизация налога на прибыль фактически привела к финансовому краху налогоплательщика. Финансовых ресурсов у него не осталось. Это не минимизация.
    Первый вариант хоть и предполагает уплату налога на прибыль, однако приводит к тому, что у организации остаются финансовые ресурсы после уплаты налогов, т.е. сумма чистой прибыли равна 3800 руб. (5000 - 1200).
    3 вариант: Выручка предприятия за отчетный период равна 10000 рублей, затрат нет. Тогда прибыль составит 10000 руб., налог на прибыль 2400руб. (10000 х 24%). У предприятия осталось 7600 руб. (10000-2400). Это не минимизация, но шанс выжить.
    Выводы: конечной целью оптимизации налогов должно быть увеличение доходов организации после уплаты налогов, а не снижение отдельных налогов. Имейте в виду, что налоговые базы по ряду налогов могут пересекаться. Поэтому при принятии решений в отношении оптимизации следует учитывать возможные налоговые последствия.
    Совет налогового консультанта: Грань между оптимизацией налогообложения и уклонением от уплаты налогов очень нечеткая. Используя те или иные методы оптимизации, следует об этом помнить.
    К сведению: В США штрафуют за приписывание прибыли, а в России — за ее сокрытие.

    Налоговое планирование

    Если налогоплательщик рассчитывает работать в перспективе, то ему необходимо организовать систему налогового планирования — один из способов управления налогами.
    Налоговое планирование — это совокупность законных целенаправленных действий налогоплательщика, связанных с использованием им определенных приемов и способов, а также всех законодательно предоставленных льгот и освобождений для уменьшения налоговых обязательств. Целью налогового планирования является уплата налогоплательщиком минимально возможной суммы налогов при абсолютном соблюдении закона.
    Налоговое планирование в организации основывается на использовании льгот при уплате налогов; разработке учетной политики; контроле сроков уплаты налогов. Смысл налогового планирования — работа на опережение.
    Совет налогового консультанта: Льготы не всегда выгодны. Например, чтобы не платить ЕСН, многие компании стараются оформить выплаты так, чтобы не включать их в налоговую себестоимость. А в качестве источника использовать «чистую» прибыль организации. Если такие платежи не включать в налоговую себестоимость, то с них не нужно начислять ЕСН и, соответственно, взносы в Пенсионный фонд. В льготные выплаты попадают материальная помощь, премии за непроизводственные показатели работы, дивиденды, компенсации, которые начислены сверх норм и т. д. Но это невыгодно фирме. Экономия ЕСН вытекает в переплату налога на прибыль. В итоге организация теряет деньги.
    Необходимость в налоговом планировании зависит от степени налоговой нагрузки. Существует много методик, позволяющих определить этот показатель. Например, можно определить величину налоговой нагрузки в соответствии с методикой, предлагаемой Минфином России, изложенной в Письме от 13.08.96 г. №04-01-15. Если величина налоговой нагрузки составляет более половины расходов организации, то такая компания не сможет обойтись без привлечения специалистов финансового менеджмента, создания отдела налогового планирования. Главная задача финансового менеджмента — финансовая оптимизация, т.е. выбор наилучшего пути управления финансовыми ресурсами предприятия.
    Налоговое планирование, направленное на уменьшение налогового бремени на организацию, разделяется на перспективное и текущее. При перспективном налоговом планировании устанавливаются основные элементы налоговой учетной политики хозяйствующего субъекта, на основе которых строятся принципы ведения налогового учета на ряд лет, что в итоге влияет на размер налоговых платежей.
    При текущем налоговом планировании используют методы, позволяющие налогоплательщику уменьшать налоговые обязательства в течение ограниченного периода времени или в конкретной ситуации. Все подлежащие уплате налоги группируют по каким-либо признакам. Внутри группы налогов анализируется состав налоговых баз по каждому налогу, в том числе налоговые льготы, и эффективность их применения. На основе проведенного анализа выбирается оптимальный вариант ведения налогового и бухгалтерского учета.
    На основе расчета налоговых баз составляются конкретные планы налоговых платежей, т.е. налоговый календарь. При составлении налогового календаря указываются конкретные даты уплаты суммы налогов. Следует контролировать своевременность уплаты налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, поскольку нарушение сроков перечислений влечет за собой штрафные санкции. По данным разработанного плана по истечении периода, на который он составлялся, проводится оценка его эффективности.
    Налоговое планирование влияет на формирование финансовых результатов деятельности организации. Оно считается составной частью системы финансового управления в организации.
    Сегодняшнее налоговое законодательство дает возможность снизить бремя налоговой нагрузки, причем совершено законно. Анализируя налоговое, бухгалтерское и гражданское законодательство РФ, можно сказать, что фактически для этих целей законодатель предусмотрел общие и специальные способы снижения налогов, которыми вправе воспользоваться налогоплательщик.
    К специальным методам можно отнести:
    - способ замены отношений между сторонами
    Субъекты хозяйственной деятельности вправе самостоятельно выбирать формы и условия сделки, партнеров и т.д. Поэтому, заключая какой-либо договор, предварительно проанализируйте его в плане налоговых последствий. Предпочтение следует отдать тому, который наиболее эффективен с точки зрения уплаты налогов. Но не следует забывать о том, что использование этого приема основано на замене прав и обязанностей сторон договора, а не на формальном изменении названия договора.
    - способ разделения отношений
    В основе данного приема лежит метод замены. При этом заменяется не полностью вся хозяйственная операция, а лишь ее часть. В качестве примера можно привести договор, предметом которого является выполнение работ по реконструкции здания. Если реконструкцию здания разделить на две составляющие: на реконструкцию и капитальный ремонт, то налогоплательщик получит возможность включить в себе-стоимость продукции часть осуществленных затрат и уменьшит налоговую базу по налогу на прибыль.
    - использование отсрочки по уплате налогов
    Например, применение «кассового метода» по налогу на прибыль. До 1 января 2006 года применение этого приема было возможно и по НДС. Метод по мере получения денежных средств позволяет уплачивать налог в более поздний срок, после получения оплаты от контрагента.
    - способ сокращения объекта налогообложения
    Этот способ практически не имеет недостатков. Если нет объекта налогообложения (доходов, имущества и т.д.), то не возникает и обязанности по уплате налога. Этот способ характерен для минимизации налога на имущество организаций. Для сокращения налоговой базы по указанному налогу налогоплательщик использует инвентаризацию, переоценку и др. Но следует помнить, что сокращение объектов налогообложения не должно негативно сказываться на хозяйственной деятельности субъекта.
    Совет налогового консультанта: Целью создания организации является получение прибыли, а не сокращение налоговых платежей, поэтому освободиться от всех объектов налогообложения субъект хозяйственной деятельности не может.
    Поправки в ст. 75, 111 Налогового кодекса, действующие с 1 января 2007 года, освобождают налогоплательщиков не только от уплаты штрафов, но и от пени. Это произойдет только в случае, если налогоплательщик действовал в строгом соответствии с разъяснениями Минфина и ФНС России. Данное правило будет действовать, даже если эти разъяснения оказались неверными.

    Просчеты налоговой оптимизации

    Налоговая безопасность

    Одной из задач налоговой безопасности является предотвращение налоговых рисков. Это можно делать путем изучения обзоров судебной практики по налоговым спорам, запросов в налоговые органы и консультационные компании, а также формирования своего рода налоговой «подушки безопасности» — выявления скрытых налоговых переплат. Таковые, как показывает практика, существуют в любой компании в огромных количествах. Например, чтобы снизить риск ответственности за поставщиков, предварительно проверьте их юридический статус и деловую репутацию, сформируйте специальное досье поставщиков. Поставщики должны быть надежными во всех отношениях.
    Налогоплательщики могут заранее узнавать официальную позицию государства по наиболее важным для себя налоговым вопросам.
    Совет налогового консультанта: Нужно четко представлять себе все варианты поведения, которые допускаются законом и практикой для той или иной ситуации. Наметив примерные варианты поведения, вы можете проанализировать и риски, связанные с выбором такого варианта. Прежде всего — риск привлечения к ответственности за те или иные действия.

    Источник – сайт ФНС РФ

    1. Общие вопросы получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-«однодневок».

    Использование в хозяйственной деятельности фирм – «однодневок» является одним из самых распространенных способов получения необоснованной налоговой выгоды. Концептуально суть схемы сводится к включению в цепочку хозяйственных связей лиц, не исполняющих свои налоговые обязательства. Можно выделить два основных направления получения необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм – «однодневок»:

    1.1. Использование фирм – «однодневок» для создания фиктивных расходов и получения вычетов по косвенным налогам без соответствующего движения товара (работ, услуг). В данном случае организация (желающая получить необоснованную налоговую выгоду) заключает хозяйственные договоры с лицом, не исполняющим свои налоговые обязательства, причем деятельность фирмы-«однодневки», как правило, прямо или косвенно подконтрольна получателю необоснованной налоговой выгоды, перечисляет ему определенную договором сумму (в том числе сумму косвенных налогов). Со стороны контрагента условия договора фактически не исполняются, представляются только необходимые первичные документы, подтверждающие совершение операций. То есть соблюдаются формальные требования к документальному подтверждению произведенных расходов и принятию к вычету сумм косвенных налогов.

    1.2. Использование фирм – «однодневок» с целью увеличения добавленной стоимости товара, уменьшения налоговой нагрузки на производственные подразделения. Данная схема построения хозяйственных связей характерна при реализации товаров, имеющих низкую себестоимость. Производитель (импортер) реализует продукцию по цене, близкой к себестоимости, лицу, не исполняющему свои налоговые обязательства. Далее фирма – «однодневка» реализует тот же товар с существенной наценкой лицу, осуществляющему сбыт конечным потребителям. В рассматриваемой ситуации основная налоговая нагрузка приходится на фирму – «однодневку», в то время как производитель и конечный продавец имеют минимальную налоговую нагрузку.

    В описанном случае получателем необоснованной налоговой выгоды может выступать, в зависимости от фактически сложившихся экономических условий, как производитель, так и конечный продавец.



    1. Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды при реализации недвижимого имущества.

    Вниманию агентств недвижимости и инвесторов, страховых компаний.

    Применение схем получения необоснованной налоговой выгоды оказывает негативный эффект как на объемы бюджетных поступлений, так и имеет ряд других социально негативных последствий. Сложившаяся практика реализации недвижимого имущества и используемые схемы перехода права собственности направлены, с одной стороны, на получение необоснованной налоговой выгоды, с другой, – на ущемление прав потребителей – физических лиц, покупателей недвижимого имущества.

    Лицами, участвующими в схеме, являются:

    Группа – совокупность лиц, осуществляющих деятельность на рынке недвижимости, в состав которой входит агентство недвижимости, а также взаимозависимые организации, ряд которых является фирмами-«однодневками»;

    Агентство недвижимости – одно из основных производственных подразделений группы, может выступать как инвестор, эмитент ценных бумаг, используемых для расчетов при приобретении недвижимости;

    Зависимые организации – лица, формально являющиеся инвесторами строительства или эмитентами векселей, как правило не исполняющие свои налоговые обязательства.

    Одна из самых распространенных схем реализации недвижимости выглядит следующим образом: лица, желающие приобрести квартиру, обращаются в агентство недвижимости, заключают договор инвестирования на строительство жилья. Расчеты по договору осуществляются векселями, приобретенными у зависимых от агентства недвижимости организаций, или заключаются договоры инвестирования с зависимыми по отношению к агентству недвижимости обществами, а оплата осуществляется векселями агентства недвижимости. Вексельные расчеты, в данном случае, не обусловлены разумным экономическим смыслом, покупатели квартир, обращаясь в агентство недвижимости, изначально не имеют намерений приобретать какие-либо ценные бумаги, их приобретение связано исключительно с расчетами за квартиры и навязано агентством недвижимости. То обстоятельство, что налоговые обязательства взаимозависимых по отношению к агентству недвижимости лиц исполняются не в полном объеме (чаще всего эти организации являются фирмами – «однодневками»), позволяет группе в целом незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.

    Использование приведенной схемы резко повышает риск неполучения имущества.

    Приведенная выше схема получения налоговой выгоды при операциях с недвижимостью не является единственной, с которой связаны повышенные налоговые риски. Весьма распространена схема с обязательным страхованием инвестиционных рисков. В данном случае стоимость квартиры делится на две части, первая – стоимость инвестиционного взноса, вторая – сумма страховой премии. Лицо, желающее приобрести квартиру, принуждается застраховать инвестиционные риски. При этом страхуется риск третьих лиц – риск агентства недвижимости. Наступление страхового случая в такой ситуации изначально невозможно. Инвестиционная составляющая в договорах на приобретение квартир, как правило, близка к себестоимости квартиры, а экономически необоснованная страховая премия не включается в базу по налогу на прибыль агентства недвижимости, то есть агентство недвижимости занижает стоимость квартир для целей налогообложения на сумму страховой премии. Организации, осуществляющие страхование, имеют ряд признаков недобросовестности, что в системной взаимосвязи с порядком реализации квартир позволяет сделать вывод о том, что деятельность страховой организации ведется в интересах агентства недвижимости. Для потребителей негативный эффект от применения подобной схемы проявляется при расторжении инвестиционного договора, в этом случае возмещение суммы страховой премии практически невозможно.

    Схемы получения необоснованной налоговой выгоды с привлечением недобросовестных страховых организаций активно используется не только при реализации недвижимого имущества (аренда, лизинг).


    1. Схема получения необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Вниманию производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Определенную специфику имеют схемы получения необоснованной налоговой выгоды организациями, занимающимися лицензированными видами деятельности, в частности производством алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    Лицами, участвующими в схеме, являются:

    Налогоплательщик – организация, имеющая необходимые лицензии и технологическое оборудование, занимающаяся производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

    Поставщик – организация, осуществляющая поставки спиртосодержащей продукции в адрес налогоплательщика.

    Специфика данных схем связана с рядом технологических особенностей производства алкогольной продукции (водки). Согласно действующим положениям нормативных правовых актов в ее производстве может участвовать как этиловый спирт, так и спиртосодержащая продукция – бражные дистилляты, настои спиртованные и т.п. В случае производства алкогольной продукции (водки) из этилового спирта налоговая нагрузка по акцизу существенно выше, чем при производстве той же продукции из бражных дистиллятов, настоев спиртованных или иной спиртосодержащей продукции. Данный факт связан с разницей в сумме акциза подлежащей вычету производителем по приобретенной продукции (по спиртосодержащему сырью применяется вычет по ставке акциза в размере 173,5 руб., по спирту – 25,15 руб.).

    При применении схемы, одна или ряд организаций, находящихся в цепочке поставщиков спиртосодержащей продукции, не исполняют свои налоговые обязательства.

    Существенным признаком применения схемы незаконного возмещения сумм акциза из бюджета является отсутствие реальных хозяйственных операций по приобретению налогоплательщиком спиртосодержащей продукции, использованной согласно представленным организацией документам, в качестве основообразующего сырья при производстве алкогольной продукции.

    При этом поставки спиртосодержащей продукции отражаются только в формально оформленных товаросопроводительных документах.

    Свидетельством применения схемы также является отсутствие у поставщика (производителя) спиртосодержащей продукции технической базы для производства отраженного в учете объема реализованной продукции (отсутствует необходимое технологическое оборудование, коммуникации, квалифицированный персонал, сырье для производства продукции). Денежные потоки в подобных случаях, как правило, не соответствуют предусмотренным договорами хозяйственным операциям (в частности, оплата производится на счета третьих лиц, не имеющих отношения к поставке или производству спиртосодержащей продукции). Показатели отчетности участников схемы не соответствуют реальным показателям финансово – хозяйственной деятельности.

    Таким образом, выявление указанных признаков в их системной взаимосвязи свидетельствует о применении схемы, целью которой является получение необоснованной налоговой выгоды.


    1. Схема получения необоснованной налоговой выгоды с использованием инвалидов.

    Вниманию организаций, применяющих льготу по подпункту 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

    Лицами, участвующими в схеме, являются:

    Налогоплательщик – организация, численность инвалидов в которой составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;

    Фирма –аутсорсер – организация, предоставляющая квалифицированный персонал.

    Организация, формально соответствующая требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, как организация, в состав которой входят инвалиды, занимается производством продукции силами персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга. Находящиеся в штате сотрудники не в состоянии (по причине состояния здоровья и (или) квалификации) обеспечить производство реализуемой продукции. При этом льгота по НДС применяется в отношении всего объема производимой налогоплательщиком продукции.

    Налогоплательщик искусственно создает условия для применения вышеуказанной льготы по продукции, произведенной с привлечением персонала третьих лиц, так как привлеченный персонал не учитывается при определении средней численности работников предприятия и фонда оплаты труда.

    Таким образом, налогоплательщик злоупотребляет правом на применение льготы, предусмотренной подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.


    (дополнение 2012 года)

    1. Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем включения в хозяйственный оборот посредников (как российских, так и иностранных), деятельность которых сводится к созданию видимости осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности.

    Вниманию налогоплательщиков, использующих в хозяйственной деятельности фиктивных посредников

    Схемы получения необоснованной налоговой выгоды могут быть связаны с привлечением непроизводительных посредников, которые хоть и не являются фирмами – «однодневками», однако реально не осуществляют работ и не оказывают услуг. Примером таких схем являются отношения, связанные с формальным привлечением агентов или иных посредников.

    Лицами, участвующими в схеме, являются:

    Принципал – российский налогоплательщик, от имени и за счет которого действует Агент;

    Агент – лицо, формально действующее в интересах Принципала в рамках агентского или иного аналогичного договора;

    Покупатель – лицо, приобретающее товары, работы, услуги Принципала.

    Схема получения необоснованной налоговой выгоды в этом случае может выглядеть следующим образом.

    Принципал в рамках осуществления своей основной деятельности номинально привлекает Агента для выполнения определенных задач, в частности, для поиска клиентов. Агентское вознаграждение связано с доходом, полученным в связи с выполнением контрактов с найденными Агентом заказчиками. При этом фактический поиск заказчиков, подготовка контрактов, ведение переговоров с заказчиком осуществляют должностные лица Принципала. Функция Агента фактически сводится к созданию документооборота, подтверждающего фиктивные затраты по выплате агентского вознаграждения. Представленная схема приводит к получению Принципалом необоснованной налоговой выгоды в виде необоснованного включения в расходы затрат по фиктивным агентским договорам и занижению налога на прибыль организаций.

    1. Схема получения необоснованной налоговой выгоды путем приобретения фиктивных инвестиционных инструментов.

    Вниманию профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также лиц, осуществляющих реализацию ценных бумаг.

    Наряду с использованием в финансово-хозяйственной деятельности фирм-«однодневок» распространена схема получения необоснованной налоговой выгоды в связи с приобретением ценных бумаг.

    Лицами, участвующими в схеме, являются:

    налогоплательщик – российская организация;

    владельцы ценных бумаг (как правило, не являются резидентами Российской Федерации).

    Схема получения необоснованной налоговой выгоды подразумевает под собой приобретение ценных бумаг. Выпуск ценных бумаг в таких случаях осуществляет компания, как правило, зарегистрированная в оффшорных территориях и не ведущая финансово-хозяйственную деятельность, не имеющая активов под обеспечение выпуска, банковской гарантии, поручительства третьих лиц. При этом объем выпуска ценных бумаг может быть значителен.

    Выпущенные ценные бумаги, реализуются заранее определенному кругу лиц со значительной рассрочкой платежа, при этом оплата ценных бумаг предусмотрена позднее даты их погашения. То есть, размещение и последующая реализация не направлены на привлечение денежных средств.

    В дальнейшем данные ценные бумаги вносятся в уставный капитал реально действующих российских организаций. В свою очередь российская организация реализует полученные ценные бумаги фирмам – «однодневкам» с убытком, включая в состав расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций стоимость ценных бумаг по данным налогового учета у передающей стороны.

    В этом случае необоснованная налоговая выгода возникает вследствие уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций на сумму полученного убытка.

    (дополнение 2015 года)

    1. Типовой способ получения необоснованной налоговой выгоды в виде уклонения от уплаты НДС при осуществлении сделок с драгоценными металлами в слитках.

    Вниманию кредитных организаций, а также лиц, осуществляющих приобретение драгоценных металлов.

    Рассматриваемая схема имеет два варианта реализации:

    Лицами, участвующими в схеме, являются:

    Банк – кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами, выполняющая функции агента при реализации драгоценных металлов;

    Принципал – организация, обладающая признаками фирмы -«однодневки», собственник драгоценного металла, передающая его на реализацию в Банк;

    Покупатель – лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов.

    Суть схемы заключается в следующем, между Покупателем и Банком заключается договор купли-продажи драгоценных металлов, при этом реализация металла осуществляется с НДС.

    В последствии денежные средства, полученные в счет оплаты драгоценного металла перечисляются Банком Принципалу, который в свою очередь направляет часть полученной суммы на приобретение драгоценного металла по договорам ОМС без уплаты НДС, сумма неуплаченного НДС выводится за рубеж или обналичивания.


    Лицами, участвующими в схеме, являются:

    Банк – кредитная организация, имеющая лицензию на операции с драгоценными металлами;

    Заемщики – организации, получающие драгоценный металл из хранилища Банка, обладают признаками фирм-«однодневок»;

    Фактический покупатель – лицо, заинтересованное в приобретении драгоценных металлов для использования в производственных целях.

    Суть схемы заключается в следующем, Банк заключает с Заемщиками договора займа драгоценного металла. При этом происходит физическое выбытие металла из хранилища Банка. Поскольку операция оформлена договором займа, выбывающий из хранилища Банка металл не облагается НДС. Возврат займа происходит зачетом встречных обязательств заемщика без фактического возврата металла в хранилище Банка.

    В последствии полученный по договору займа металл реализуется через цепочку фирм-«однодневок», при этом реализация металла происходит с начислением НДС, без соответствующей уплаты налога. Сумма неуплаченного НДС обналичивается или выводится за рубеж.

    Металл доставляется непосредственно из хранилища Банка в адрес Фактического покупателя.


    МЫ ОКАЗЫВАЕМ УСЛУГИ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦАМ И ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ (С ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ МЫ НЕ РАБОТАЕМ), В ТОМ ЧИСЛЕ: ДЕКЛАРАНТАМ (ИМПОРТЕРАМ и ЭКСПОРТЕРАМ), ТАМОЖЕННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ, ВЛАДЕЛЬЦАМ СВХ, УПОЛНОМОЧЕННЫМ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ОПЕРАТОРАМ, ТАМОЖЕННЫМ ПЕРЕВОЗЧИКАМ.
    МЫ ОКАЗЫВАЕМ ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ, СВЯЗАННЫЕ С ОПЕРАЦИЯМИ, СОВЕРШАЕМЫМИ ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕНУЮ ГРАНИЦУ ЕАЭС В РЕГИОНЕ РОССИИ.
    МЫ ГОТОВЫ РАЗЪЯСНИТЬ МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕМЕЩЕНИЕМ ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ, ДАТЬ ОЦЕНКУ ПРАВОМЕРНОСТИ ДЕЙСТВИЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ, ОБЖАЛОВАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЛИ ПОМОЧЬ ВАШИМ ЮРИСТАМ ОБЖАЛОВАТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В ВЫШЕСТОЯЩИЕ ОРГАНЫ и СУД.

    Аннотация: статья посвящена налоговому планированию как инструменту повышения результативности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов в современных условиях российской экономики.

    Ключевые слова: экономика, финансово-хозяйственная деятельность, финансовые результаты, налог, налоговое планирование.

    В современных условиях рыночной экономики любой хозяйствующий субъект стремится к достижению максимальной результативности и устойчивости своего финансового состояния и минимизации издержек.

    Объективная реальность такова, что налоговая нагрузка российских предприятий, независимо от формы собственности и вида деятельности, весьма существенна. Вместе с тем, нельзя не отметить, что действующее налоговое законодательство предусматривает немало легальных способов снижения налогового бремени, что, в свою очередь, положительно влияет на финансовые результаты деятельности предприятия. Грамотное их использование возможно в том случае, если экономическая служба предприятия владеет навыками налогового планирования, во всём мире признанного одним из самых прогрессивных инструментов оптимизации финансовой деятельности.

    С позиции системного подхода, налоговое планирование на предприятии – это комплекс мероприятий, включающий тщательный анализ налогового законодательства (притом не только действующего на сегодняшний день, но и тех изменений, которые вступят в действие в обозримом будущем), понимание общей принципиальной позиции, занимаемой государственными органами по тем или иным вопросам хозяйственной деятельности, и выстраивание налоговой политики предприятия с учётом этой позиции, исследование опыта влияния налоговых реформ, происходивших и происходящих в стране, на финансовые результаты деятельности конкретных предприятий [1].

    Анализ публикаций, посвящённых теоретическим и прикладным аспектам проблемы налогового планирования [2, 4, 5, 7], свидетельствует о том, что процессуальная сторона налогового планирования может быть представлена в виде достаточно простой и понятной поэтапной схемы (рис. 1).

    Отметим, что заключительный этап – составление налогового календаря – только на первый взгляд кажется формальной процедурой, не требующей особого внимания. В действительности же она имеет крайне важное значение, ведь чёткий график осуществления конкретных видов налоговых платежей самым непосредственным образом увязывается с планом поступления и расходования денежных средств, а его соблюдение минимизирует затраты по обслуживанию налоговых платежей.

    Очевидно, что вся система налогового планирования направлена на одну конечную цель – увеличение прибыли хозяйствующего субъекта. В этой связи оценку её эффективности следует осуществлять по степени влияния применяемых методов планирования на финансовые результаты деятельности организации.

    В качестве наглядного примера можно привести положительный опыт налогового планирования на предприятии «Акционерное общество «Кондитерско-макаронная фабрика «Краскон» (АО «Краскон»)».

    В налоговом портфеле предприятия налог на добавленную стоимость и налог на имущество организации традиционно имели наибольший удельный вес, который составляет 16,7 %. В процессе разработки и внедрения современных методов налогового планирования акцент был сделан, в первую очередь, на налог на имущество.

    Были применены две операции. Во-первых, была увеличена норма амортизации основных средств и нематериальных активов, что привело к росту амортизационных отчислений и уменьшению остаточной стоимости амортизируемого имущества. К части основных средств применён специальный коэффициент 2. Во-вторых, не задействованные в производственных процессах и, по сути, не нужные предприятию основные средства были сняты с баланса посредством реализации, ликвидации и сдачи в аренду с правом выкупа. В результате вышеуказанных мероприятий произошло уменьшение первоначальной стоимости имущества, размера амортизационных отчислений, остаточной стоимости основных средств, вне- реализационных доходов и расходов, что, в конечно счёте, привело к снижению налога на имущество АО с 2,32 % до 2,30 %.

    Второй существенной частью облагаемой налогом имущественной базы предприятия являются товарные запасы. Оптимизация договорных отношений с поставщиками и потребителями позволила максимально сократить уровень товарных запасов – до трёх дней, что снизило налог на имущество до 2,17 %.

    Итоговый результат предпринятых в рамках налогового планирования мероприятий – достижение критерия финансовой эффективности от снижения налогового бремени на уровне 26,95 %.

    По данным Министерства экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края, с точки зрения финансовой эффективности, наиболее привлекательным для предприятий розничной торговли, осуществляющих свою деятельность на территории Красноярского края, на сегодняшний день является режим налогообложения при уплате единого налога на вменённый доход, а для производственных предприятий – упрощённая система налогообложения [3].

    Указанные специальные режимы налогообложения используются в качестве основного метода увеличения чистой прибыли предприятий, в связи с чем налоговое планирование становится обязательным неотъемлемым инструментом финансового менеджмента.

    На основании вышеизложенного, представляется совершенно справедливым утверждение современных отечественных исследователей о том, что налоговое планирование должно рассматриваться предприятием не просто как отдельный комплекс мероприятий, нацеленный на оптимизацию финансовых ресурсов, а как одну из ключевых функций стратегического и тактического управления, которая реализуется на всех, без исключения, этапах организационного менеджмента [6].

    1. Абдуллаева, Б.К. Методологические подходы к понятию налогового планирования / Б.К. Абдуллаева, Ф.С. Дибиргаджиева // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. с. 114- 116.

    2. Евстафьева, А.Х. Формирование налоговой политики организации в современных условиях развития / А.Х. Евстафьева // Основы экономики, управления и права. 2014. № 4. С. 59-62.

    3. Министерство экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края. Официальный сайт [электронный ресурс] Режим доступа: http://econ.krskstate.ru/ (дата обращения: 28.08.2017)

    4. Митрофанова, И.А. Оптимизация налогообложения как инструмент планирования финансовых результатов деятельности организации / И.А. Митрофанова, А.Б. Тлисов, Г.А. Яценко // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 28. С. 34-43.

    5. Никулина, О.М. Влияние налоговой нагрузки на деятельность коммерческих предприятий / О.М. Никулина // Проблемы учёта и финансов. 2014. № 4 (16). С. 34-37.

    6. Трушевская, А.А. Налоговое планирование и оптимизация: современные финансовые инструменты и технологии / А.А. Трушевская // Проблемы современной экономики. 2014. № 2 (50). С. 141-147.

    7. Цепилова, Е.С. Концепция налогового планирования в хозяйствующих субъектах / Е.С. Цепилова // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 47. С. 41-50.

    Читайте также: