Перемещение налогового бремени вперед называется ситуация когда

Опубликовано: 19.09.2024

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя представляет собой налоговые обязательства физических и юридических лиц, определенные на основе норм и установленные в законодательном порядке.
Добиваясь уменьшения налогового бремени, налогоплательщик способен, в принципе, использовать два легальных пути.

Первый состоит в том, чтобы сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности. Это может выразиться как в ограничении деятельности, которая непосредственно подлежит налогообложению, так и в расширении деятельности, дающей право на налоговые льготы. Второй путь заключается в том, чтобы переместить налоговое бремя на других лиц. В данном случае в центре внимания оказываются взаимоотношения трех сторон: государства, налогоплательщика и рыночных контрагентов
последнего. Нередко налогоплательщик способен, формально не уменьшая обязательств перед государством, полностью или частично компенсировать свои выплаты за счет других участников купли-продажи.
Если покупатель перемещает налоговое бремя на продавцов, это принято называть перемещением назад. Обычно оно имеет место, когда предприниматель способен диктовать свои условия поставщикам тех факторов производства, которые он закупает или арендует. В частности, бремя увеличивающегося налогообложения прибыли подчас перемещается назад за счет уменьшения заработной платы. Если продавцы смещают налоговое бремя на покупателей, то это называется перемещением вперед. Такая ситуация возникает, когда производители пытаются компенсировать налоги, включая их в цену товара.

Сфера действия налога представляет собой совокупность индивидов, на которых в конечном итоге ложится его бремя, то есть тех, чье положение при прочих равных условиях ухудшается с введением данного налога.

Эффективность налоговой системы

В силу особого места, которое занимает налоговая система в финансовых отношениях и в решении задач национальной экономики в целом, важнейшее значение приобретает проблема ее эффективности.

Под эффективностью налоговой системы в широком смысле понимается ее способность выполнять возложенные на нее функции. Это означает, что налоговая система может быть признана эффективной в том случае, если она обеспечивает:

• поступление налогов в бюджет в объемах, достаточных для выполнения государством своих экономических, социальных и общественно-политических функций;

• финансовые условия для возобновления воспроизводственных процессов на расширенной основе;

• решение наиболее важных общегосударственных задач, определенных в социально-экономической политике государства в качестве приоритетных и нашедших соответствующее отражение в налоговом законодательстве.

Для оценки эффективности налоговой системы требуется целый комплекс критериев. При этом практически не существует прямых показателей, однозначно характеризующих результативность налоговой системы. Поэтому при оценке эффективности используются косвенные макроэкономические показатели. В расчет обычно принимается динамика удельного веса общей суммы налогов в валовом внутреннем продукте; уровень бюджетного дефицита по отношению к валовому национальному продукту; финансовые результаты в целом по экономике и по отраслям и т.д.

Эффективность в узком смысле - это оптимальные внутрисистемные характеристики, свидетельствующие о наличии высоких потенциальных возможностей для выполнения налогами своих функций. Наиболее важными внутрисистемными характеристиками, предопределяющими эффективность или неэффективность налоговой системы, являются: общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в валовом национальном продукте); соотношения прямых и косвенных налогов и налогов с физических и юридических лиц; устойчивость (стабильность) налогового законодательства; роль отдельных видов налогов и налоговых групп в формировании доходов бюджета; дифференциация ставок налогообложения и ее обоснованность; система налоговых льгот и ее соответствие приоритетам социально-экономической политики государства и интересам налогоплательщиков; характер системы санкций; уровень сложности расчета налогооблагаемой базы; наличие лазеек для ухода от налогообложения; качественный уровень налогового законодательства и т.д.

Дата добавления: 2019-02-26 ; просмотров: 413 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Добиваясь уменьшения налогового бремени, налогоплательщик способен, в принципе, использовать два легальных пути. Первый состоит в том, чтобы сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности. Это может выразиться как в ограничении деятельности, которая непосредственно подлежит налогообложению либо приводит к налогооблагаемым результатам, так и в расширении деятельности, дающей право на налоговые льготы. Второй путь заключается в том, чтобы переместить налоговое бремя на других лиц.

Пусть, например, речь идет о налоге на прибыль. Это значит, что обложению подлежат результаты предпринимательской деятельности. Если норма налога высока, предпринимательская активность в данной стране сдерживается, поскольку владельцы капиталов избегают чрезмерных налоговых обязательств. Они предпочитают относительно больше тратить на потребление или инвестировать средства там, где налоговые обязательства относительно меньше. Высокий акциз на отдельный вид товаров побуждает производителей и потребителей в той или иной степени заменять его другими. Высокое налогообложение трудовых доходов может иметь следствием отказ от поиска дополнительных заработков, более ранний выход на пенсию и т.п.

Во всех этих случаях в центре внимания оказываются взаимоотношения двух сторон: налогоплательщика и государства. Первый ведет себя так, чтобы законным образом уменьшить обязательства перед вторым, и если это удается, то доход государства сокращается. Когда же речь идет о перемещении налогового бремени, существенны взаимоотношения трех сторон: государства, налогоплательщика и рыночных контрагентов последнего. Нередко налогоплательщик способен, формально не уменьшая обязательств перед государством (а значит, и его доходов), полностью или частично компенсировать свои выплаты за счет других лиц из числа тех, с кем он связан отношениями купли - продажи.

Если покупатель смещает налоговое бремя на продавцов, это принято называть перемещением назад. Обычно оно имеет место, когда предприниматель способен диктовать свои условия поставщикам тех факторов производства, которые он закупает либо арендует. В частности, бремя увеличивающегося налогообложения прибыли подчас перемещается назад за счет уменьшения реальной заработной платы. Если продавцы смещают налоговое бремя на покупателей, это называется перемещением вперед. Такая ситуация возникает, когда производители пытаются компенсировать налоги, включая их в цены, по которым товары предлагаются потребителям.

Непосредственными носителями налоговых обязательств часто становятся не только индивиды, но и организации. Однако каждая из организаций в конечном счете размещает налоговое бремя среди индивидов. Ведь речь идет о процессах распределения и перераспределения доходов (точнее, вычетов из доходов, которыми и являются налоги). Различного рода организации опосредуют движение доходов и обеспечивают для него институциональные условия. Однако конечными результатами процесса становятся приобретения и потери индивидов, между которыми перераспределяется соответствующая часть национального дохода. Причем за счет процессов перемещения налоговые обязательства организации не обязательно трансформируются в налоговое бремя именно тех лиц, которые ею владеют или в ней работают.

Модель, описывающую перемещение налогового бремени налога в контексте общего равновесия впервые была предложена американским экономистом А. Харбергеромв начале 1960-х гг.[2] Для случая налога на доход корпораций Харбергер смоделировал экономику, состоящую из двух отраслей, каждая из которых производит по одному товару с помощью двух факторов производства (труд и капитал). Модель демонстрирует, что при некоторых соотношениях эластичности спроса и предложения труда и капитала, а также эластичностей спроса на продукцию корпоративного и некорпоративного секторов бремя налога может полностью лечь на владельцев капитала в обоих секторах. При других соотношениях они делят это бремя с работниками и потребителями.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Блог о добычи нефти и газа, разработка и переработка и подготовка нефти и газа, тексты, статьи и литература, все посвящено углеводородам

Распределение налогового бремени

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения.

2) Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его.

4) Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства. (Налог может брать и удерживать из кармана народа гораздо больше, чем он приносит казне, если, например, его сбор требует такой армии чиновников, жалованье которых будет поглощать значительную часть суммы, которую приносит налог.)

На основе четырех принципов Адама Смита налогообложения к настоящему времени сложились два реальных принципа (концепции) налогообложения.

💪 Первый, физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа.

👉Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.

Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. 👀Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение.

  • Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду.
  • Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.

💪Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.

Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости.

Брать ежемесячно по 500000 руб. у лица получающего 5 млн. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 5 000 руб. у человека с доходом в 50 000 руб.

Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.

Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.

перемещение налогового бремени

ID (номер) заказа

решить предложенные задачи в файле

Закажите подобную или любую другую работу недорого

city
city
bush
bush

Вы работаете с экспертами напрямую,
не переплачивая посредникам, поэтому
наши цены в 2-3 раза ниже

Цены ниже – качество выше!
Цены ниже – качество выше!

Последние размещенные задания

Решить 8 задач с мат. анализа

Контрольная, Математический анализ

Срок сдачи к 22 мая

Тест дистанционно, Логистика

Срок сдачи к 21 мая

Обзор на организацию через призму научных школ.

Презентация, Теория организации

Срок сдачи к 21 мая

Срок сдачи к 31 мая

Решить 2 дифференциальных уравнения с подробным объяснением

Решение задач, выс

Срок сдачи к 27 мая

Решить 14 заданий по математике

Срок сдачи к 27 мая

тесты Жаринова 2 сем

Тест дистанционно, Английский язык

Срок сдачи к 26 мая

Диплом, право социального обеспечения

Срок сдачи к 2 июня

Решить 2 задачи. 1ую обязательно ,2 или 3 на выбор

Решение задач, Риск-менеджмент

Срок сдачи к 22 мая

Решение задач по предмету «теоретическая механика»

Решение задач, теоретическая механика

Срок сдачи к 20 мая

Кафедра проектирования зданий. Реконструкция зданий с учетом.

Срок сдачи к 22 мая

Доказать закон сохранения импульса

Решение задач, Физика

Срок сдачи к 22 мая

Тест на сайте, в основном одни вопросы

Тест дистанционно, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 20 мая

противоречия и конфликты между местной администрацией. и крупными корпорациями по эффективному использованию земельных ресурсов.

Контрольная, основы землеустройства

Срок сдачи к 26 мая

Срок сдачи к 22 мая

Срок сдачи к 31 мая

Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Курсовая, анализ финансово-хозяйственной деятельности

Срок сдачи к 2 июня

Тема : Формирование ассортимента товаров в.

Курсовая, Торговое дело

Срок сдачи к 25 мая

45 536 оценок Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

close

arrow

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

arrow

обратились к нам
за последний год

работают с нашим сервисом

заданий и консультаций

заданий и консультаций

выполнено и сдано
за прошедший год

Тысячи студентов доверяют нам
Тысячи студентов доверяют нам

Сайт бесплатно разошлёт задание экспертам.
А эксперты предложат цены. Это удобнее, чем
искать кого-то в Интернете

Размещаем задание

Отклик экспертов с первых минут

С нами работают более 15 000 проверенных экспертов с высшим образованием. Вы можете выбрать исполнителя уже через 15 минут после публикации заказа. Срок исполнения — от 1 часа

Цены ниже в 2-3 раза

Вы работаете с экспертами напрямую, поэтому цены
ниже, чем в агентствах

Доработки и консультации
– бесплатны

Доработки и консультации в рамках задания бесплатны
и выполняются в максимально короткие сроки

Гарантия возврата денег

Если эксперт не справится — мы вернем 100% стоимости

На связи 7 дней в неделю

Вы всегда можете к нам обратиться — и в выходные,
и в праздники

placed_order

Эксперт получил деньги за заказ, а работу не выполнил?
Только не у нас!

Безопастная сделка

Деньги хранятся на вашем балансе во время работы
над заданием и гарантийного срока

Гарантия возврата денег

Гарантия возврата денег

В случае, если что-то пойдет не так, мы гарантируем
возврат полной уплаченой суммы

line
line
line
line
line

line
line
line
line
line

Создание заказа

Выбор эксперта

Выполненное задание

Написание отзыва


Поможем вам со сложной задачкой

С вами будут работать лучшие эксперты.
Они знают и понимают, что работу доводят
до конца

ava
executor

С нами с 2014
года

Помог студентам: 2 281 Сдано работ: 2 281
Рейтинг: 88 425
Среднее 4,99 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 034 оценки

ava
executor

С нами с 2015
года

Помог студентам: 4 519 Сдано работ: 4 519
Рейтинг: 74 224
Среднее 4,7 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

2 003 оценки

avatar
executor_hover

С нами с 2016
года

Помог студентам: 996 Сдано работ: 996
Рейтинг: 59 942
Среднее 4,75 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

570 оценок

line

avatar
executor_hover

С нами с 2013
года

Помог студентам: 1 657 Сдано работ: 1 657
Рейтинг: 55 964
Среднее 5 из 5

Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг
Рейтинг

1 028 оценок


1. Сколько стоит помощь?

Цена, как известно, зависит от объёма, сложности и срочности. Особенностью «Всё сдал!» является то, что все заказчики работают со экспертами напрямую (без посредников). Поэтому цены в 2-3 раза ниже.

Специалистам под силу выполнить как срочный заказ, так и сложный, требующий существенных временных затрат. Для каждой работы определяются оптимальные сроки. Например, помощь с курсовой работой – 5-7 дней. Сообщите нам ваши сроки, и мы выполним работу не позднее указанной даты. P.S.: наши эксперты всегда стараются выполнить работу раньше срока.

3. Выполняете ли вы срочные заказы?

Да, у нас большой опыт выполнения срочных заказов.

4. Если потребуется доработка или дополнительная консультация, это бесплатно?

Да, доработки и консультации в рамках заказа бесплатны, и выполняются в максимально короткие сроки.

5. Я разместил заказ. Могу ли я не платить, если меня не устроит стоимость?

Да, конечно - оценка стоимости бесплатна и ни к чему вас не обязывает.

6. Каким способом можно произвести оплату?

Работу можно оплатить множеством способом: картой Visa / MasterCard, с баланса мобильного, в терминале, в салонах Евросеть / Связной, через Сбербанк и т.д.

7. Предоставляете ли вы гарантии на услуги?

На все виды услуг мы даем гарантию. Если эксперт не справится — мы вернём 100% суммы.

8. Какой у вас режим работы?

Мы принимаем заявки 7 дней в неделю, 24 часа в сутки.

Налоговые обязательства, как известно, определяются на основе действующего законодательства, в рамках которого устанавливаются нормы налогообложения физических и юридических лиц. Реагируя на эти обязательства, налогоплательщики стараются по возможности уменьшить возложенную на них часть налогового бремени. Распределение налогового бремени интересно с точки зрения справедливости в налогообложении. Поэтому важно уметь анализировать процесс перемещения налогов и определять сферу действия каждого из них.

Сферу действия налогов можно определить как совокупность экономических субъектов, на которые в конечном итоге и ложится налоговое бремя. Добиваясь сокращения налогового бремени, налогоплательщик может либо сократить налоговые обязательства за счет изменения структуры и интенсивности своей экономической деятельности, либо переместить налоговое бремя на других экономических субъектов.

Представители российской школы государственных финансов конца XIX —начала XXв. (А.А. Исаев, И.Х. Озеров, П.М.Лебедев, П.П. Гензель, В.И. Твердохлебов, А.А. Соколов) внесли заметный вклад в разработку проблемы переложения налогов. Они полагали, что данная проблема занимает некоторое особое промежуточное положение, находится на границе между общей экономической теорией и прикладной наукой — государственными финансами.

Под переложением налогов понимается такое взимание налогов, изменение цен товаров и услуг или такое обусловленное налогом воспрепятствование этому изменению, при котором плательщик получает возможность в той или иной мере перенести бремя налога на других лиц, т.е. либо на своих покупателей (случай прямого переложения), либо на своих поставщиков (случай обратного переложения). В современной литературе по теории налогов первый случай переложения налога, идущего от производителя к потребителю, определяется как переложение вперед, а второй случай переложения налога от потребителя на производителя, от спроса к предложению определяется как переложение назад.

В случае, когда встает вопрос о перемещении налогового бремени, важны взаимоотношения трех сторон: государства, налогоплательщика и его рыночных контрагентов, на которых он перекладывает определенную часть возложенных на него налоговых обязательств. На рынках происходит перемещение налогового бремени, которое приводит к расхождениям между законодательно устанавливаемой сферой налоговых обязательств и экономической сферой действия налога. В основе механизма перемещения лежит взаимозависимость участников рынка.

Как известно, перемещение налогового бремени и процесс формирования частичного равновесия на одном рынке может привести к его перемещению и на другие рынки. Поэтому сферу действия налогообложения необходимо рассматривать в контексте общего равновесия. Это особенно важно, когда предметом анализа являются такие крупные налоги, как налог на прибыль, НДС, налоги и платежи на заработную плату и т.д., ведь порядок налогообложения поданным видам налогов может оказывать существенное влияние на макроэкономическую ситуацию в целом.

Практически любой налогоплательщик участвует в рыночных взаимодействиях и в качестве покупателя, и в качестве продавца. Способность налогоплательщиков перемещать налоги на своих контрагентов зависит от характера рынков, на которых они взаимодействуют.

Если рынок является конкурентным, то возможности перемещения налогового бремени всецело определяются соотношением эластичностей спроса и предложения. На конкурентном рынке отдельного товара или услуги переместить налоговое бремя на контрагентов удается той стороне, которая обладает преимуществом в эластичности объема сделок по цене.

На монополизированном рынке, в отличие от конкурентного, даже самая высокая гибкость предложения не гарантирует продавцу возможность полного перемещения налогового бремени на покупателей. Так как налоговое бремя для монополиста выражается в том числе в сокращении прибыли, и за счет этого ситуация монополиста может в ряде случаев относительно ухудшится в большей степени, чем с продавцами на конкурентном рынке. Однако сокращение ренты и ее перераспределение в доход государства не означают ее исчезновения.

Таким образом, действия налогов определяются

функциями спроса и предложения на каждом из рынков, вовлекаемых в процессы перераспределения налогового бремени,

мерой взаимозаменяемости и взаимодополняемости товаров и услуг, реализуемых на этих рынках,

соответствующими производственными функциями.

Если два налога, применение которых для мобилизации одной и той же суммы в доход государства влечет за собой одинаковые экономические последствия для всех значимых для анализа секторов хозяйства и групп населения, то такие налоги называются эквивалентными.

На рынке труда последствия налогообложения зависят от того, на каких участках кривой предложения труда достигается равновесие как до, так и после введения налога.

Возможны три случая. Если точки доналогового и посленалогового равновесия располагаются на участке, где эластичность предложения положительна либо на участке, где предложение абсолютно неэластично, перемещение налогового бремени происходит практически так же, как на обычном конкурентном рынке товара.

Когда равновесие достигается на нижнем участке, бремя распределяется между продавцами и покупателями в соответствии с соотношением эластичностей предложения и спроса.

Если же равновесие достигается на верхнем участке, то налоговое бремя практически полностью ложится на работников, поскольку эластичность предложения труда в данном случае близка к нулю.

Если доналоговое и посленалоговое равновесие находится на участки с отрицательной эластичностью по цене предложения, возникает специфическая ситуация. Снижение фактического уровня оплаты, происходящее под влиянием налога, обусловливает в данном случае рост предложения труда. Цена труда снижается больше, чем на величину налога.

Количественной характеристикой искажающего действия налога служит избыточное налоговое бремя. В качестве синонимов этого термина используются термины «чистые потери от налогообложения» или «потери благосостояния от налогообложения».

Избыточное налоговое бремя может быть определено как разность между денежным эквивалентом происходящего под влиянием налога уменьшения излишка потребителя и производителя, с одной стороны, и доходом, получаемым государством от данного налога, с другой.

В условиях конкурентного рынка размер избыточного налогового бремени опреде­ляется: начальным (доналоговым) состоянием; самим налогом; функцией спроса; функцией предложения. При увеличении налога избыточное налоговое бремя растет опережающим темпом по сравнению с доходами государства.

Налог обычно вызывает двоякого рода изменения в поведении потребителей.

Во-первых, происходит полное или частичное замещение налогооблагаемого товара другими на основе сопоставления новых соотношений цен с прежними оценками денежных эквивалентов полезности.

Во-вторых, объем и структура потребления приспосабливаются к новому реальному уровню дохода, что связано с пересмотром денежных эквивалентов полезности товаров и услуг. Следовательно, при анализе результатов налогообложения требуется учитывать эффект замещения и эффект дохода.

В условиях монополии налог также ссужает спектр потенциально взаимовыгодных сделок и, следовательно, также порождает избыточное налоговое бремя. В условиях монополии размер, на который, при данной величине налоговых поступлений снижается объем продаж, зависит от формы налогообложения: специфической или стоимостной. Меньшему сокращению объема продаж, соответствует и меньшая величина избыточного налогового бремени.

Досуг, как и доход, представляет ценность для индивида. Обложение дохода налогом означает повышение цены, которую приходится уплачивать за его единицу. Ценой в данном случае является то «количество досуга», которым требуется пожертвовать для получения единицы дохода. Величина избыточного бремени обложения доходов зависит от налоговой ставки и от склонности налогоплательщиков затрачивать дополнительные усилия ради увеличения заработков.

В этих условиях возникает проблема оптимизации налогообложения, при этом очень важно учитывать, что минимизация налогового бремени имеет целый ряд ограничений:

1) величина общего объема налоговых поступлений, которые необходимы институтам общественного сектора для исполнения возложенных на него обязательств;

2) возможности налоговой системы, т.е. те налоги, которые можно реально собрать в сложившейся социально экономической ситуации (с учетом размера административных издержек);

3) принятое в данном обществе понятие о социальной справедливости в отношении распределения доходов.

Итак, отметим еще раз, что исполнение условия об оптимизации налогообложения предполагает решение задачи о минимизации избыточного налогового бремени, которое, как известно, зависит от эластичности спроса и предложения. Поэтому можно сделать вывод о том, что при одинаковом налогообложении избыточное налоговое бремя будет связано с товаром, эластичность спроса на который выше.

Вместе с тем важно отметить, что введение различных ставок налогов для различных товаров в зависимости от уровня эластичности спроса на данные товары будет способствовать исполнению принципа гибкости и социальной справедливости в налогообложении (низкая эластичность спроса характерна для товаров «первой необходимости», высокая доля расходов семейного бюджета на покупку которых приходится как раз на низкодоходные группы населения). Но тогда исполнение принципов гибкости и социальной справедливости при налогообложении товаров и услуг войдет в противоречие с принципами простоты и экономической нейтральности, вокруг которых в основном и должны реализоваться идеи об оптимальном налогообложении.

На основании всего изложенного выше можно сделать вывод и сформулировать ряд правил об оптимальности налогообложения: правило Рамсея, правило Корлетта—Хейга, правило обратных эластичностей

Правило Рамсея: «При оптимальном налогообложении физический объем производ­ства (продаж) каждого из товаров сокращается в одинаковой пропорции».

Правило Корлетта—Хейга, в основе которого лежит идея о том, что в результате искажающего действия налогов происходит замена труда досугом, а последний, будучи фактором благосостояния, непосредственно не поддается налогообложению. Поэтому последствия искажающего действия налогообложения будут уменьшены при прочих равных условиях, товары и услуги, взаимозаменяемые по отношению к досугу, будут облагаться меньшими налогами, чем товары и услуги, взаимодополняемые с досугом.

Правило обратных эластичностей: оптимальные ставки налогообложения товаров обратно пропорциональны величинам эластичностей компенсированного спроса на них.

При оптимизации налогообложения, преследующей перераспределительные цели, выбор определяется: характером функции общественного благосостояния; доступным набором налогов; мерой их влияния на экономическую активность. Задача оптимизации налогообложения состоит в минимизации избыточного бремени имеющихся в распоряжении государства налогов при заданной величине налоговых поступлений и некоторых ограничениях на распределение доходов.

Читайте также: