Палата налоговых консультантов рк

Опубликовано: 14.05.2024

Палата образована в марте 2002 года в соответствии с законодательством Республики Казахстан, как некоммерческая организация в форме общественного объединения, – является добровольным объединением граждан.

Цель Палаты НК - защита прав ее Членов, пропаганда, совершенствование и развитие налогового консультирования в Республике, повышение налоговой культуры, а также, координация работы с международными организациями и аналогичными палатами других стран.

Главное звено Палаты НК составляют высококвалифицированные специалисты в вопросах налогового консультирования, профессионалы консалтинговых и аудиторских компаний, коммерческих организаций и государственных органов.

В состав руководящего органа – Правления Палаты НК, входят двадцать человек во главе с Председателем.

Одними из приоритетных задач Палаты НК являются:

  • консолидация творческого и интеллектуального потенциала специалистов, работающих в сфере налогового консультирования;
  • признание опыта и квалификации членов Палаты НК, с выдачей свидетельства «Налоговый консультант»;
  • совершенствование и укрепление престижа и авторитета Налоговых консультантов;
  • защита прав Членов Палаты НК;
  • помощь в развитии бизнеса Налоговых консультантов и юридических лиц, в которых они осуществляют свою деятельность;
  • организация обмена опытом и практикой;
  • оказание содействия в расширении клиентской базы Налоговых консультантов;
  • помощь в подготовке и переподготовке Налоговых консультантов.

Квалификационные требования, которые предъявляются к лицам, желающим стать Членами Палаты НК, а также, получить свидетельство «Налогового консультанта», утверждены Советом Палаты НК. Вы можете ознакомиться с ними на данном сайте Палаты НК.

Изучив опыт работы подобных организаций в различных странах, таких как Великобритания, Германия, США, Польша, Нидерланды, Чехия, мы, в настоящее время, вырабатываем свой подход к осуществлению налогового консультирования. Мы хотим, чтобы наша деятельность была более эффективной, строилась в полном соответствии и с отечественным законодательством, и с международными соглашениями.

Результаты деятельности Палаты НК

Если подводить итоги нашей работы за прошедшее время, то:

Во-первых, подтвержден статус Палаты налоговых консультантов. За это время открыты десять наших представительств в различных областях Республики.

Во-вторых, нами всесторонне рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются Налоговые консультанты при осуществлении своей деятельности, и выработаны соответствующие рекомендации.

Все мы очень скрупулезно и вдумчиво работали над совершенствованием налогового законодательства. И, надо сказать, что большинство из подготовленных нашими специалистами предложений были учтены при внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс.

В настоящий момент, члены Палаты НК принимают активное участие в подготовке новых дополнений и изменений в налоговое законодательство и иные нормативные правовые акты.

Мы тесно сотрудничаем с Ассоциацией «Казэнерджи», Международным центром по налогам и инвестициям, Советом иностранных инвесторов, а также иными некоммерческими организациями, налогоплательщиками и налоговыми органами.

Направления развития деятельности Палаты НК

Работа Палаты НК в 2020 году и в дальнейшем будет проходить по следующим направлениям.

Будет продолжена подготовка предложений по совершенствованию налогового законодательства и законодательства о трансфертном ценообразовании Республики. Специалисты Палаты примут активное участие в обсуждении предложений, поступивших от государственных организаций и хозяйствующих субъектов, в заседаниях рабочих групп и комитетов Парламента Республики Казахстан.

Данная работа считается одной из базовых, так как является целесообразным участие в совершенствовании налоговой системы страны Налоговых консультантов, являющихся экспертами в вопросах налогообложения, в том числе, обладающих знанием международного налогового законодательства. Ведь соответствующие поправки в налоговое законодательство, новые прогрессивные нормы должны вноситься с учетом апробированных и показавших положительные результаты изменений в налоговых системах других государств.

Одной из важных задач остается представление интересов членов Палаты НК в отношениях с государственными, общественными и международными организациями. Вопросы законодательного и административного характера, возникающие со стороны членов Палаты НК, после предварительного совместного обсуждения на заседании Правления Палаты НК, будут подниматься перед соответствующими компетентными органами для принятия конкретных решений.

Палата усиливает направление поддержки и развития бизнеса Налоговых консультантов, реализуя различные мероприятия, в том числе, используя возможности настоящего сайта.

Важным вопросом является развитие консультационного центра Палаты НК, который позволит поддерживать постоянные контакты с налогоплательщиками.

И конечно же – обучение. Для повышения профессионального уровня Налоговых консультантов будут проводиться соответствующие тематические семинары как по вопросам правильности исчисления налоговых обязательств, составления расчетов и деклараций, так и по ознакомлению с практикой международного налогообложения. Палата НК продолжает работу по реализации программы развития образовательных центров Палаты НК.

Следует отметить, что всю свою деятельность Палата НК направляет на достижение конечной цели – поднять на качественно новый уровень статус и престиж Налогового консультанта в Республике Казахстан, что необходимо для широкого развития системы качественного налогового консультирования, повсеместного правильного применения налогоплательщиками налогового законодательства, защиты их прав.

Приглашаем Вас принять участие в работе сайта https://pnk.kz/about

Заместитель Председателя Правления Палаты налоговых консультантов

Кому-то необходимы деньги. Кто-то не может себя представить не в центре внимания. Этим зачастую пользуются маркетинговые компании, играя на самых тонких желаниях людей. Сертификат налогового консультанта дает действительное понимание системы налогообложения, а также, ломая стереотипы, выстраивает логическое мышление кандидата таким образом, чтобы изложенная им трактовка законодательства была понятна каждому. Профессионализм - это нелегкий труд. Если вы готовы действительно обладать не просто очередным "фантиком", а получить реальные знания, то взвесив все «за» и «против», сразу поймете его ценности.
На текущий момент на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Налогового Кодекса, именно с помощью налогового консультанта (!) с 01 января 2018 года налогоплательщик может представлять свои интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан. Это только начальный этап развития профессионального звания, который предположительно к моменту всеобщего декларирования будет приобретать все больший размах.

Подтверждает, что его держатель умеет осуществлять налоговое планирование и предвидеть налоговые риски компании;

Обладатель сертификата умеет рассчитывать налоговые альтернативы и обосновывать свои расчеты для целей развития бизнеса;

Обладатель сертификата знает, как разрешить налоговые споры и пройти налоговую проверку без потерь;

Обладатель сертификата ориентируется в налоговом законодательстве и может осуществить налоговую проверку самостоятельно;

Обладатель сертификата способен представлять интересы налогоплательщика в налоговых органах или в суде по налоговым спорам;

Дает новые возможности продвижения по карьерной лестнице и обеспечивает конкурентоспособность на рынке труда.

50 академических часов

Программа курса состоит из 12 дней обучения и разбирает следующие темы:

Введение в налоговое консультирование и налоговый аудит. Требование по этике или основы профессионального поведения при осуществлении налогового консультирования

Виды договоров по налоговому консультированию. Функциональные обязанности при налоговом консультировании и аудите. Оценка стоимости договора

Выбор моделей налогового консультирования. Выполнение договора налогового консультирования в зависимости от выбранной модели

Цели и задачи налогового консультирования и аудита

Этапы при предоставлении консультаций и проведении аудита по налогам. Внешний и внутренний аудит

Документация налогового консультанта и аудитора при оказании аудита по налогам

Процедуры налогового консультанта и аудиторские процедуры. Вопросы КПН, НДС, ИПН и международного налогообложения

Завершение налогового аудита

Выводы налогового консультанта и аудитора. Порядок оформления отчетов (заключений)

Разработка бизнес моделей при налоговом планировании и законной оптимизации

Аудиторские доказательства. Планирование аудита по налогам. Оценка аудиторского риска при выполнении аудита по налогам

Международная экономическая деятельность. Правовые и налоговые аспекты

Использование работы третьих лиц при аудите по налогам

Правовая ответственность консультанта. Контроль качества налогового аудита. Практикум

Основным учебным материалом является Налоговый кодекс РК

Пособие «Налоговое консультирование и налоговый аудит

Учебное пособие зарегистрировано Министерством юстиции РК, свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права № 1342 от 03 мая 2018 года

©ТОО ОРИЕНТИР ТС, 2018


Обладатель диплома DipIFR

Профессиональный бухгалтер РК

Налоговый консультант РК

Автор учебных пособий по МСФО и Налоговому консультированию

Основатель и ведущий консультант ИОР ТСник

Стаж предподавательской деятельности в области бухгалтерского учета и налогов более 10 лет.

Сертификация является добровольной и подтверждает профессиональные компетенции обладателя в сфере налогового консультирования. Мы уверены, что обладатели нового сертификата будут элитой своей профессии!


Вы сможете открыть свой бизнес по налоговому аудиту и консультированию, быть представителями физических и юридических лиц в Налоговых органах и судах РК


Cможете самостоятельно практически использовать принципы налогового консультирования


Подымете статус и сможете быстрее продвигаться по карьерной лестнице внутри компании


Сможете формировать профессиональное суждение по вопросам налогообложения как в устном, так и в письменном порядке

Высшее образование

в финансово-экономической, бухгалтерской, аудиторской, правовой и иных смежных сферах

Опыт профессиональной деятельности

не менее трех лет в области финансового и управленческого учета и налогообложения, финансового анализа и менеджмента, аудита, юриспруденции, преподавательской, исследовательской и другой работы в вышеуказанных сферах

Опыт работы

с компьютерными программами

Для получения сертификата необходимо сдать экзамены по 4 дисциплинам:

Бухгалтерский учет в соответствии с МСФО; Налоги и налогообложение; Гражданское право; Налоговое консультирование и налоговый аудит.

Кандидаты имеющие сертификат «Профессиональный Бухгалтер» имеют право на зачет 3 дисциплин:

Бухгалтерский учет в соответствии с МСФО; Налоги и налогообложение; Гражданское право.

Таким образом, для получения такого звания необходимо изучить 1 дисциплину и успешно сдать экзамен.

Дает на право проведения курса по программе "Налоговый консультант РК" учебному центру ТОО ОРИЕНТИР ТС


24.06.2019г. на общем собрании граждан инициаторов была утверждена Первая Палата Налоговых Консультантов г.Алматы, которая является саморегулируемой некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве.

Основными целями создания являются: регулировании деятельности по оказанию налоговой помощи и контроля за деятельностью налоговых консультантов Палаты, развитие налоговой культуры населения, развитие международного сотрудничества в части оказания налоговых консультаций.

Палата активно участвует в переписке с Конфедерацией налоговых консультантов Европы, Американской Ассоциацией Налоговых экспертов задачами, которые ставятся в рамках этой переписки является выработка единых подходов к оказанию налоговых консультаций и интеграция Палаты, в число участников международных консультаций по вопросам налогообложения.

В текущем моменте Палата планирует: проводить в год не менее 4х обучающих бесплатных семинаров для работников налоговых органов по вопросам толкования положений налогового кодекса; посредством аккредитации обучающего центра ТОО «ОРИЕНТИР ТС» с сентября 2019г., начинает обучение налоговых консультантов по учебным планам, соответствующим принципам Конфедерации налоговых консультантов Европы, формирует, программы непрерывного повышения квалификации налоговых консультантов; организует при Палате бизнес-клуб, основной целью, которого является повышение налоговой культуры бизнесменов г.Алматы, проведение обучающих семинаров, дискуссий; в разработке находятся обучающие вебинары для бизнесменов.

Деятельность Палаты будет полезна для бизнес-сообщества г. Алматы и позволит быть более успешными бизнесменам и налоговым консультантам.
Официальный сайт i-tax.kz

Обучение ОНЛАЙН

Онлайн обучение идеально подходит тем, кто сильно занят на работе. Удобная вебинарная комната, с демонстрацией слайдов, современным чатом позволяют получать максимум информации. Опытный высококвалифицированный преподаватель уделяет вам время, необходимое для ответа на ваши вопросы и разбора выполненных вами заданий. Стандарты качества и учебная программа едины для всех форм обучения!

Онлайн курс на analys.kz

Для обучения кандидатам открывается личный кабинет в Системе обучения и тестирования с доступом к курсу на 8 недель. Курс состоит из 12 видео уроков, тестов, терминов и задач к ним. Минимальный порог прохождения тестов и задач 75%. Курс постороен таким образом, что вы в течении всего обучения будете тестироваться не только по пройденой теме, но и будете повторять пройденый материал. Вы можете заниматься в удобное для вас время и в удобном месте. Вы не зависите от группы, места и времени.


Рахметдинова Ирина Эдуардовна

Мы получили: изучение нового Налогового кодекса, он у нас изменился, теперь он не вызывает такого страха, мы уже не путаемся где что нам искать, в каком разделе. И самое главное, теперь мы его читаем с большим пониманием. Второе – конечно, я хотела бы сказать по поводу преподавания: я в восторге от слайдов, потому что они читаются легко, они понятны, нет лишней информации, все достаточно кратко и доступно. Те дополнительные задания, которые нам давали, и мы разбирали дали возможность уметь применять те знания, которые мы получили. Но больше всего мне понравился момент, это, конечно же, умение и знание, что есть такое понятие как «альтернатива», как применять. Для меня это было очень новым, интересным и, я думаю, это даст очень большие плоды в будущем. Спасибо большое ТСник-у! Спасибо непосредственно преподавателю – Ирине Евгеньевне! И спасибо большое девочкам! Не только потому, что с вами было интересно, а потому что мы с вами делились своим опытом, своими знаниями


Манапова Жанар Койшановна

Спасибо за курс ТСник-у! Спасибо Ирине Евгеньевне за готовность делиться знаниями всегда, даже если Вам позвонить, написать Вы всегда, всегда, всегда отвечаете. Спасибо Вам огромное!По курсу «Налоговый консультант» материал очень доступный, грамотный. Все разложено по полочкам. При подготовке к экзамену, открываешь слайд и там уже есть ответ.Спасибо всем! Удачи!


Бекжуманова Сара Елюбаевна

Я слушала на аудите и пенсионное и страховое законодательство, как-то не отложилось. Мне кажется, все зависит от преподавателя. Большое спасибо! Не пожалела, что пришла именно к Вам на курсы. Пришла как физ. лицо, в принципе могла бы прийти и от компании, но я больше склоняюсь к тому, что если это не рабочее время, а моя личная жизнь, мое личное пространство, я хочу просто для себя какие-то знания дополнительные получить. И вообще, кодекс читать на работе даже времени нет. А здесь три часа три раза в неделю мы все изучали и это очень хорошо! Спасибо большое Вам! Очень было хорошо!


В первую очередь хочу выразить благодарность ТСнику, а именно Ирине Евгеньевне. Курс замечательный, узнал для себя много интересного. Каждый бухгалтер имеет те знания с которым он работает, сталкивается. А на курсе узнал и изучил больше. В целом всё замечательно, только бы ещё добавить туда курс по заполнению всех налоговых форм. Всем советую и всем удачи!


Международная и казахстанская практики налогового стимулирования бизнеса в условиях пандемии COVID-19 (сравнительный анализ)

дипломированный налоговый эксперт LLM,

юридический консультант «Палата

профессиональных юридических консультантов»

Член ОО «Палата налоговых консультантов»

Анализируя инициатив ы власти обеспечить социальное спокойствие в казахстанском обществе, отдельной строкой читаются гарантии защиты , направленные в адрес работников. В частности, Первый президент в своем обращении 20 марта т.г. сообщил:

« Полагаю, что владельцы компаний могут и должны финансово и морально поддержать людей, которые изо дня в день работают с ними.

К примеру, оплатить нахождение людей во временных вынужденных отпусках либо ввести в практику укороченные рабочие графики.

Призываю представителей отечественного бизнеса не увольнять наемных работников.

Сохранив рабочие места, вы проявите свою солидарность с обществом.» [1]

Сам Глава государства в своем специальном обращении [2] также кратко отметил:

«Это серьезная гарантия сохранения стабильности нашей экономики и выполнения социальных обязательств государства. Мы переориентируем бюджетные расходы на те направления, которые дадут максимальный эффект для обеспечения занятости и бизнеса. На поддержание отечественных предпринимателей и создание новых рабочих мест будет выделено не менее 300 млрд тенге. Нельзя допустить снижение уровня кредитования бизнеса. Для наполнения внутреннего рынка и стимулирования производства будет увеличено финансирование программы «Экономика простых вещей».

Однако, в деле налогового стимулирования уполномоченный орган на 19 марта, согласно официальной странице в Facebook ог раничился лишь следующими мерами [3] :

«В связи с введением чрезвычайного положения в Казахстане, Комитет государственных доходов МФ РК окажет государственную поддержку субъектам бизнеса.

Действующим налоговым законодательством предусмотрены различные меры поддержки, такие как инвестиционные налоговые преференции, специальные экономические зоны специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства и агропромышленного комплекса с пониженными ставками налогов. Так, по итогам 2018 года предоставлено освобождений по налогам на сумму 4,5 трлн тенге, аналогичная сумма будет и за 2019 год.

С 1 января 2020 года на 3 года введено освобождение от уплаты налогов на доходы субъектов микро- и малого бизнеса, осуществляющих расчеты с бюджетом на основе специальных налоговых режимов. Введен мораторий на проверки этих же субъектов бизнеса.

Вместе с тем, учитывая введение чрезвычайного положения, с целью минимизации контактов принято решение о предоставлении отсрочки на 30 календарных дней на декларации юридических и физических лиц, срок представления которых приходится на период действия чрезвычайного положения. Также Налоговым кодексом предусмотрено получение отсрочки по задолженности и приостановление начисления пени при чрезвычайном положении.

Однако для получения отсрочки необходимо наличие залогов или банковской гарантии. В связи с этим рассматривается механизм, который упростит получение отсрочки на период действия чрезвычайного положения и позволит не начислять пени на возникающие налоговые обязательства. В части администрирования на период чрезвычайного положения будет приостановлено направление уведомлений по результатам камерального контроля, минимизировано количество налоговых и таможенных проверок с выездом на объекты, вопросы административной ответственности будут рассмотрены после окончания сроков чрезвычайного положения. Другие меры поддержки не рассматриваются.

По налогам, возникающим с фонда заработной платы, необходимо отметить, что по заработной плате, выплаченной в марте месяце, налог надо оплатить до 25 апреля. Если, соответственно, заработная плата не начисляется и не выплачивается, налоговые обязательства не возникают. Таким образом, срок представления налоговой отчетности за 2019 год продлен на 30 календарных дней, т.е. до 30 апреля 2020 года, при условии ее представления в электронном виде. Соответственно, декларации, представленные до 30 апреля 2020 года, будут считаться представленными своевременно. Данное продление распространяется на представление следующих форм налоговой отчетности за 2019 год - 100.00 , 110.00 , 150.00 , 220.00 , 230.00 , 240.00 , 700.00 , 860.00 , 870.00 , 871.00 , 920.00 Вне зависимости от степени риска компании, абсолютно всем компаниям продлили срок сдачи налоговой отчетности без подачи заявления.».

При этом предоставлена отсрочка только в отношении предоставления налоговой отчетности, налоговые платежи должны бы ть осуществлены своевременно, что существенных послаблений на наш взгляд не содержит.

Позднее , Правительство принимает Постановление «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 287 «О дальнейших мерах по стабилизации экономики» (далее по тексту «Постановление Правительства») , согласно пункта 2 которого на период до 31 декабря 2020 года включительно введен поправочный коэффициент «0» к ставкам:

1) налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям;

2) земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции;

3) индивидуального подоходного налога индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения.

Согласно пункта 4 Постановления Правительства для налогоплательщиков, указанных в подпунктах 1) (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям) и 2) (плательщики земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции) пункта 2 данного Постановления по всем налогам приостановить начисление пени по неисполненным в срок налоговым обязательствам до 15 августа 2020 года и перенести сроки сдачи налоговой отчетности на 3 квартал 2020 года.

Вместе с тем, указанные меры носят осторожный характер на наш взгляд и не в полной мере смогут обеспечить просьбу государства не расторгать трудовые отношения с работниками.

Хотелось бы обратиться к международному опыту.

Итальянский Указ - Закон за № 18 от 17 марта 2020 года ( Cura - Italia ) [4] .

Для работников физических лиц , итальянский законодатель предусмотрел отсрочку от выплат индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, всех социальных отчислений, а также предоставление налоговой отчетности до 31 мая 2020 года.

Для самозанятых предусматривается освобождение от подоходного налога, на сумму, равную 60% от суммы выплаченных арендных платежей ( tax credit ).

Кроме того, самозанятые итальянцы могут рассчитывать на освобождение от подоходного налога на сумму равную 50 % об оплаченных ими услуг по уборке и очистке своих офисов, но не более суммы в 20 000 ЕВРО.

Для бизнеса (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ) кроме мягких кредитов, для определенной категории предусмотрена отсрочка уплаты НДС начиная с марта 2020 года.

В частности, отсрочкой по уплате НДС до 31 мая 2020 года, могут воспользоваться предприниматели, осуществляющие бизнес в областях туризма и обеспечения путешествий, спортивные клубы и ассоциации, бизнес связанный с театрами, кинотеатрами, ставки и казино, организация досуга и ивентов, рестораны, пабы и пекарни, детские сады, предприниматели занятые в обеспечении работы метро, включая бизнес, осуществляемый на станциях метро.

Данные послабления предусмотрены для налогоплательщиков, которые:

Имеют налоговое резидентство в Италии;

Годовой оборот не превышает двух миллионов евро за 2019 год.

Специальные положения Министерства Финансов Австрии (BMF-Info - IV (IV) GZ.2020-0.178.784) [5]

Предприниматели могут рассчитывать на бессрочную отсрочку по оплате НДС, авансовых платежей по корпоративному налогу за 2020 год и зарплатных налогов до завершения пандемии в Австрии при условии, если докажут, что пандемия коронавируса негативно повлияла на их бизнес: например, введения карантина, закрытие образовательных институтов, ограничение пребывания на открытом воздухе, подтверждение может служить отмена спортивных и культурных мероприятий, нарушение сроков поставки были вызваны изменением поведения контрагентов, связанных с пандемией.

Предприниматель также сможет претендовать на неприменение к нему положений о принудительном исполнении налоговых обязательств, начислении пени и штрафов за несвоевременное исполнение налогового обязательства при соответствующем обращении в свой налоговый орган с приложением документов, свидетельствующих о том, что налогоплательщик столкнулся с последствиями пандемии.

Великобританские налоговые меры стимулирования [6] .

Канцлер Казначейства Её Величества Королевы Великобритании и Северной Ирландии Риши Сунак 17 марта 2020 года огласил перечень поддержки бизнес общества, из них налоговыми стимулами являются:

1. Отсрочка НДС для всего бизнеса Великобритании с 20 марта по 30 июня 2020;

2. Все самозанятые освобождаются от подоходного налога до 31 января 2021;

3. Предприниматели, вовлеченные в ресторанный бизнес, кафе, кинотеатры, отельный бизнес и кейтеринг будут платить подоходный налог по специальным сниженным ставкам.

К сведению, другие меры принимаемые правительством этой страны:

1. Правительство Великобритании намерено возмещать 80 % заработной платы сотрудников (макс. 2 500 GBP ) отправленных в вынужденный отпуск или находящиеся в простое;

2. Возмещение больничных расходов работодателя (малый бизнес до 250 сотрудников) за сотрудника в течение 14 дней;

3. Специальные схемы микро-займов.

Налоговое стимулирование Нидерландов [7] .

Голландская Налоговая и Таможенная Администрация предпочла точечный подход. В частности, она разрешает отсрочку налогов включая зарплатных налогов, НДС как минимум на три месяца, однако, предприниматель может попросить отсрочку не неопределенный период, до завершения пандемии, но в таком случае, налоговый орган вправе потребовать дополнительных документов.

Ставка пени с 4% снижается до 0,1 % от просроченной суммы налога, начиная с 23 марта 2020 года.

Налоговое стимулирование Правительства Хорватии [8]

Налоговые службы Хорватии позволят отсрочить или оплатить в рассрочку всех налоговых платежей , социальных отчислений, обязательных неналоговых платежей за следующие шесть месяцев, которые могут быть оплачены в течение последующих 24 месяцев (!), при этом самозанятые освобождаются от подоходного налога на весь период пандемии.

Рекомендации ОЭСР [9]

По сведениям Российского центра компетенций и анализа стандарто ОЭСР сообщило «ОЭСР направила делегатам Инклюзивной основы BEPS предложения по мерам налоговой политики и налогового администрирования в условиях пандемии Covid-19.

ОЭСР отмечает, что выявленные случаи Covid-19 быстро растут во многих странах. Это влечет за собой серьезные негативные последствия для здоровья людей и роста смертности. Для борьбы с распространением вируса страны вводят беспрецедентные меры. В результате чего во многих странах существенно снизилась экономическая активность.

Перед лицом этого кризиса первоочередной задачей является быстрое реагирование, чтобы максимально сохранить производственный потенциал экономик, избегая разрушения экономической базы. В ответ на эту чрезвычайную ситуацию правительства могут рассмотреть ряд мер налоговой политики, а также ответные меры в рамках налогового администрирования.

ОЭСР предлагает следующие меры:

Корректировка требуемых авансовых платежей на основе пересмотра ожидаемых налоговых обязательств , которые более точно соответствуют вероятным обязательстам налогоплательщика по окончательному налогу, принимая во внимание ожидаемое влияние сложившейся ситуации на коммерческий оборот (вместо принятия во внимание прошлогодних продаж или прибыли).

Отмена или отсрочка отчислений работодателей и самозанятых на социальное обеспечение, а также на налоги, связанные с заработной платой . Данное предложение особенно актуально для отраслей, которые понесли значительные экономические последствия в результате введенных ограничений. Охватываемые сектора могут быть расширены по мере того, как экономические последствия станут более широко распространенными.

Отсрочка уплаты НДС, таможенных или акцизных сборов за импортные товары (например, продукты питания, лекарства, средства производства), предотвращение злоупотреблений путем эффективного администрирования.

Ускорение возврата избыточного входного НДС , сопровождаемое целенаправленными мерами по ограничению рисков мошенничества.

Отсрочка или отказ от налогов , которые взимаются с налоговой базы, которая не зависит от непосредственного экономического цикла, например, текущие налоги на имущество предприятий или налоги с оборота предприятий.

Корректировка положений , связанных с переносом убытков на следующие налоговые периоды. Превращение переноса убытков на следующие налоговые периоды в перенос убытков на прошедшие периоды, когда компании могут выбрать единовременный денежный платеж, равный накопленным налоговым убыткам, умноженным на установленную ставку корпоративного подоходного налога.

Освобождение от налогов сверхурочной работы в здравоохранении и других секторах, связанных с чрезвычайными ситуациями . Чтобы вознаграждать людей за работу в течение дополнительного времени и в потенциально опасных условиях, правительства могли бы частично обеспечить освобождение трудовых доходов от подоходного налогообложения и отчислений на социальное обеспечение.

Создание возможности для работников получать частичную выплату пособий по безработице или другие формы частичного замещения дохода, снижая экономическую необходимость для работодателей прибегать к увольнениям.

Временное предоставление расширенных социальных пособий лицам и работникам , которые обычно не имеют права на такие выплаты (более широкий доступ к пособиям по безработице, отпуску по болезни или семейному отпуску, в т.ч. для самозанятых; увеличение стандартных денежных пособий, чтобы компенсировать краткосрочные последствия для домохозяйств с низким уровнем дохода).

В части налогового администрирования ОЭСР считает возможным рассмотреть ряд мер, чтобы помочь налогоплательщикам.

Среди них: предоставление дополнительного времени для подачи налоговых деклараций и выплаты налоговых платежей налогоплательщиками, затронутыми Covid-19, отказ от штрафов и пени за просрочку, сокращение числа проверок, расширение взаимодействия по цифровым каналам связи и др.

Представляется, что в перспективе налоговые меры, направленные на минимизацию негативных последствий Covid-19, должны быть расширены » .

В итоге анализируя приведенные меры налогового стимулирования можно отметить три основных направления, как правительства стремятся стимулировать свой бизнес сектор через налоги:

Зарплатные налоги - правительства считают возможным либо их отмену, либо рассрочку;

НДС - иностранные власти видят выход в его рассрочке либо в установлении специальной временной пониженной ставки, а часто и рассрочка и специальная ставка используются сразу. Отдельной строкой для Казахстана, автор статьи рекомендует пересмотреть процедуру возврата НДС, как стимула экпортной составляющей экономики Казахстана;

Налоги с твердой налоговой базой (налог на имущетство, налог на землю) -при падении спроса на оказываемые работы и услуги и продаваемые товары - становятся особенно болезненными для казахстанского да и не только бизнеса.

В Казахстане вопрос выплаты зарплатного индивидуального подоходного налога ( ИПН) и сопутствующих обязательных неналоговых платежей даже и предшествующие началу пандемии стоял крайне остро [10] .

Вот простая арифметика налоговых и околоналоговых обязательств, возникающих при выплате в Казахстане заработной платы в сумме 100 000 тенге на руки :

(119 537 тенге (оклад) - (11 954 тенге ОПВ 10%) - 42500 тенге (необлагаемый МЗП)) - ИПН (10%) = 100 000 тенге.

В итоге, формально работник платит 19% от оклада при налогообложении (ОПВ + ИПН) = 19 537 тенге. Работодатель, кроме своей обязанности удержать указанные платежи у источника выплаты обязан из своих собственных средств оплатить следующие обязательства:

Социальный налог - 6 342 тенге;

Социальные отчисления - 3 765 тенге;

Обязательные социальные медицинские отчисления (ОСМС) - 2 391 тенге.

В итоге сумма всех налоговых и окологоналоговых обязательств для выплаты «чистыми» 100 000 тенге составит 32 035 тенге.

Итого ставка содержания сотрудника с заработной платой на руки в 100 000 тенге, работодатель и работник (хотя по факту платит только работодатель) платят 32 035 тенге или 32 % (эффективная ставка налоговых и околоналоговых потерь для работодателя).

Анализируя меры изложенные в Постановлении Правительства, можно смело утверждать, что оно не раскрыло весь свой потенциал, учтены положения торгово-развлекательных центров («ТРЦ») как владельцев недвижимости и следовательно плательщиков налога на имущество (налог с твердой налоговой базой), при этом, надо отметить, что к этой категории Постановление Правительство отнесло и театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям, при этом, очевидно, что последних объектов по сравнению с ТРЦ по республике в разы меньше.

Предположительно лобби ТРЦ в текущей редакции Постановления Правительства смогло отразить свои интересы.

Однако интересы всего предпринимательского сектора, которого Первый президент и Глава Государства призвали не увольнять своих сотрудников Постановлением Правительства все же учтены не были.

В связи с чем, предлагается следующая инициатива:

В отношении НДС для налогоплательщиков, отвечающим критериям « сабстанса» (или без такового ):

- снизить ставку НДС до 6-7 %;

Указанный критерий «сабстанса» может включать в себя следующие требования:

- средний коэффициент налоговой нагрузки за 2019 год по отрасли;

- Наличие в штате более трех сотрудников;

- Налогоплательщик зарегистрирован и осуществляет свой бизнес в городах, областях, где объявлен карантин.

В отношении зарплатного ИПН и околоналоговых обязательных отчислений и платежей установить ставки «0», однако, разумным будет оставить обязательство по уплате ОСМС в силу их медицинской, а, следовательно, актуальной для условия пандемии направленности.

Другими словами, установить ставку «0» на ОПВ, зарплатный ИПН, Социальный налог и социальные отчисления на время карантина.

В качестве компромисса, возможно предложить Правительству рассрочку данных обязательств на срок до 24 месяцев, начинающийся сразу за окончанием пандемии.

Неоспоримо, что принятие мер налогового стимулирования в части налогов с твердой налоговой базой будет ощутимо, однако, не направлено в пользу всех налогоплательщиков, поэтому скорейшая корректировка НДС и зарплатных обязательств, поможет хозяйствующим субъектам сохранить рабочие места и избежать социальной напряженности в Казахстане.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоги, взносы, пошлины
На фото Ярослав Савин,
руководитель Центра структурирования бизнеса и
налоговой безопасности - taxCOACH

Налоги не причина хозяйственной деятельности предпринимателя, а неизбежное следствие. Эта аксиома стара и всем известна, однако и по сей день она пополняется новым смыслом, в такт изменениям в клубке экономических отношений.

В России десятки тысяч человек называют себя налоговыми консультантами. Это и реализующие себя через призму деятельности отдельного налогоплательщика (юрисконсульты, бухгалтеры, финансовые сотрудники организаций). Это и юридические фирмы, каждая четвертая из которых заявляет о своей готовности защитить в налоговом споре. Это и аудиторы, исторически разбавляющие свои прямые обязанности советами относительно налоговых рисков и возможностей. И специализированные консалтинговые компании (их правда совсем немного), также добавляющие неразберихи в ума бизнесменов управлением налоговыми рисками.

Однако самые важные вопросы остались.

Для бизнеса: чем на самом деле занимаются налоговые консультанты и что в действительности они могут "уметь"? Какие из моих проблем они могут решить? Как я с их помощью могу "не потерять", а еще лучше - заработать? Чем консультант передо мной отвечает за результат своего труда? Как понять, насколько оправданные риски он мне предлагает или, наоборот, не слишком ли безрисковую деятельность обещает (как известно, чем меньше риск, тем меньше прибыль)? В конце концов - так в чем все ж таки его ценность для меня?

Для будушего налогового консультанта: а это действительно то, чем есть смысл заниматься? Что является основой успеха в этом деле? Как войти в профессию и, как следствие, куда податься (аудиторская или юридическая фирма, специализированный консалтинг, остаться работать на благо конкретного бизнеса. а может уйти в налоговые инспекторы)? Нужно ли получать какой-то сертификат, аттестат или удостоверение? И где консалтингу учат?

Для действующего налогового консультанта: Что для меня налоговое консультирование? Насколько глубоко я могу и должен погружаться в нюансы клиентского бизнеса? Нужно ли мне также, как и налоги, глубоко изучить менеджмент, право и экономику? Планируя налоговые последствия, смогу ли я помочь одновременно сберечь накопленное имущество, посодействовать роботоспособности и управляемости бизнес-модели, разработанной в целях налоговой оптимизации? А может есть смысл ограничиться постулатом "какой вопрос, такой и ответ"?

Для организаций, обучающих налоговых консультантов: насколько это перспективное направление, чтобы в него вкладываться? Сколько еще стране нужно налоговых консультантов? По какой программе учить? И что вообще должен уметь налоговый консультант?

Здесь внесем ясность. Учитывая, что это первый материал, специально подготовленный для авторской колонки на Клерк.Ру, отвлекусь и задам некторые точки отсчета.

В сфере налогов я, как юла, вращаюсь с середины 90-х. В качестве следователя, юриста, корпоративного налогового консультанта, создателя налоговой практики в юридической фирме. Несколько лет я руковожу специализированным Центром структурирования бизнеса и налоговой безопасности. Юрист, экономист, аттестованный налоговый консультант, 2 года жизни отвел на программу МВА. С 2005 года преподаю по программе Палаты налоговых консультантов по разделу "Организация и методика налогового консультирования".

Всю свою сознательную профессиональную жизнь посвятил так или иначе тому, чтобы научиться слушать и слышать предпринимателей, думать как они и разговаривать на одном с ними языке, чувствовать ритм биения сердца клиентского бизнеса (с детства люблю разбирать часы. и носить предпочитаю "скелетоны").

Мы (в смысле не только я, но и те, с кем работаю) убеждены, что налоговые обязательства - это индикатор текущего и потенциального самочувствия бизнеса. Как общий анализ крови или монитор производительности компьютерной системы. И как для хорошего профессионала врачебной практики, вдумчивый анализ этих данных с учетом видения руководителей и собственников бизнеса, это скорее повод заглянуть внутрь поглубже, чтобы в силу своего опыта совместно с пациентом понять: что же на самом деле происходит. Здесь примерно об этом и пойдет речь.

Но это лирика. Теперь кратко и по делу :)

Налоговое консультирование как более или менее организованное профессиональное сообщество развивается в России всего 10 лет. Палата налоговых консультантов наметила торжества по этому случаю на февраль 2012 года.

В начале осени российскую Палату приняли в CFE - Европейскую налоговую конфедерацию - представленную на сегодняшний день 24 странами Европы. При таких обстоятельствах тем интереснее было принять участие в только что состоявшейся деловой поездке по Чехии и Германии, совмещенной с ежегодной конференцией российской Палаты налоговых консультантов при участии делегаций из России, Польши, Словении, Германии, Чехии и даже Узбекистана.

Конечно, каждая страна, как и любой бизнес, по своему уникальны, однако статистика упрямо указывает: все подчинено определенным тенденциям, векторам и трендам. От того выводы из всего, что удалось подглядеть или пронаблюдать заграницей представляются мне любопытными для вас (как для руководителей и собственников бизнеса, так и для налоговых консультантов) здесь - у нас в России.

1. Деятельность налоговых консультантов жестко отграничена от юридической деятельности и от аудиторской. В первую очередь, как мне показалось, это обусловлено разностью векторов. Особенно в части аудита, поскольку целью последнего является минимизация рисков акционеров. Налоговый же консалтинг европейцам представляется как часть управленческого консалтинга.

2. В большинстве европейских стран действует специальный закон в отношении налогового консультирования. Кто угодно такой деятельностью заниматься не может. Только члены проффесиональных сообществ, сдавшие квалификационный экзамен.

3. Как следствие, налоговые консультанты полностью опосредуют деятельность, связанную с публичными налоговыми обязанностями, подготовкой и сдачей налоговой и бухгалтерской отчетности.

4. Опять же как следствие, налоговые споры также во многом изъяты из обычной юридической практики. Кроме того, участие в налоговых спорах, вытекающих из вопросов, в свое время ставших предметом деятельности налогового консультанта, это дополнительная гарантия для клиента, поскольку такая защита осуществляется на специальных условиях, вплоть до отказа от "гонорара успеха" (от % за оспоренную в суде сумму).

5. С другой стороны, основная деятельность налоговых консультантов сосредоточена не столько на декларировании свершившихся фактов, сколько на погружении в хозяйственную деятельность клиентского бизнеса. Именно поэтому квалификационные экзамены, так же как и в России, включают в себя и налоговые, и экономические, и правовые, и бухгалтерские дисциплины. Плюс навыки собственно процесса консультирования, гарантирующие клиенту способность консультанта лечить не симптомы, а причину заболевания.

6. Большинство налоговых консультантов участвуют в обеспечении имущественной безопасности бизнеса. При этом задействование нескольких юрисдикций, включая низконалоговые, при построении бизнеса широко распространено. Правда в отличие от российской практики, европейские бизнесмены хорошо осознали необходимость разделения моделей международной налоговой оптимизации и обеспечения сохранности имущества. Для российского бизнеса, озобоченного результатами грядущих выборов 2011-2012 г.г., это тем более актуально.

7. Учитывая названное, европейские налоговые консультанты повсеместно вступают в международные профессиональные группы компаний. При этом большинство компаний небольшие - от 10 до 30 человек. В совокупности это дает и гибкость в работе с клиентом (крупные компании более неповоротливы), и, одновременно, больший профессионализм при использовании стыков налогового законодательства разных юрисдикций.

8. Задействованы возможности, в большинстве своем не используемые российскими налоговыми консультантами, замкнувшимися в основном на простейшем варианте: вопрос-ответ. Речь идет о реализации функций контроллинга за службами внутри клиентского бизнеса, в том числе и через независимых членов совета директоров. Очень разумный подход (мы сами его уже не раз пробовали), поскольку комплексное видение налогового консультанта со стороны позволяет задавать "правильные" и очень неприятные вопросы ответственным лицам внутри организации.

9. Учитывая интимность налоговых вопросов и сложности как для бизнесмена, так и для консультанта в установлении взаимных доверительных отношений, имеется само собой разумеющаяся тенденция в привлечении тех же консультантов к обслуживанию топ-менеджмента и собственников бизнеса как физических лиц - налогоплательщиков (обладание яхтами, акциями и домами за границей тоже требуют налоговых познаний, не говоря уже об обустройстве оффшорных счетов).

10. Как следствие законодательного регулирования налогового консультирвания (читай - государственная преференция на возможность заработка) используется добровольно-принудительное страхование ответственности на манер российского аудита. У нас пока страховые компании очень вяло реагируют на наши запросы.

11. И напоследок. Очень понравились оцифрованные данные за последние 20 лет деятельности европейских палат налоговых консультантов. Тенденция идентична. Даже с Россией. Первые 10 лет во всех странах шла работа на объем аттестованных специалистов. Даже цифры сходятся - как и у нас, там это около 4000 активно практикующих консультантов. Далее все как один начинают планомерно ужесточать требования к кандидатам (в основном требуют большой стаж работы по экономической или юридической специальностям) и условия проведения экзаменов (в среднем экзамен сдают 20-30% кандидитов). И за следующие 10 лет количество принятых в Палату сокращается в 10-20 раз. То есть профессиональное сообщество начинает работать на качество.

Российской Палате налоговых консультантов исполняется как раз 10 лет и практика "закручивания гаек" как результат взросления уже налицо. Посмотрим, что будет дальше.

Налоговое консультирование: новая эпоха?

НК РФ – это один из рекордсменов среди кодексов по частоте вносимых изменений. Общая часть НК РФ действует с 1 января 2000 года, и за это время поправки вносились в нее более 200 раз. Одно это уже затрудняет исчисление налогов – но налоговый закон к тому же и сформулирован непросто.

Поэтому услуги налоговых консультантов, помогающих разобраться в хитросплетениях налоговых норм, весьма востребованы – особенно бизнесом. Конечно, сегодня специальный правовой статус налоговых консультантов в законе не закреплен, однако эта отрасль консалтинга уже давно и успешно развивается. Обычно в качестве налоговых консультантов выступают адвокаты (или, как уточняют они сами, "налоговые адвокаты"), юрисконсульты, не имеющие адвокатского статуса, либо экономисты.

Сегодня у таких специалистов есть возможность подтвердить свою компетентность путем сдачи квалификационного экзамена в Палате налоговых консультантов и получить соответствующий аттестат. На сегодняшний день выдано более 10 тыс. квалификационных аттестатов по специальности "Консультант по налогам и сборам".

В конце мая в Госдуму поступил законопроект "О налоговом консультировании" (далее – Законопроект), закрепляющий основы правового статуса налоговых консультантов и правила оказания ими услуг 1 . Посмотрим, как предлагается урегулировать уже сложившиеся отношения и что по этому поводу думают эксперты.

Налоговые консультанты – кто они?

Несмотря на довольно развитый рынок налогового консалтинга, в договоре на оказание услуг или трудовом договоре все же редко фигурируют такие стороны, как "налоговый консультант" или "работник-налоговый консультант". Чаще заключается обычный договор оказания услуг, в котором налоговый консультант поименован как "исполнитель". Но бывают и исключения, когда один из контрагентов назван именно налоговым консультантом (постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2011 г. № Ф06-5329/11 по делу № А65-8463/2009, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 октября 2012 г. № 11АП-12210/12 по делу № А55-17726/2011).

В судебной практике вместо привычного "представитель по доверенности" встречается даже "налоговый консультант по доверенности" – правда, это единичный случай (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2012 г. № 19АП-2991/12 по делу № А35-12334/2011).

Сегодня профессионал может получить статус налогового консультанта, успешно завершив образовательные курсы при Палате налоговых консультантов. Однако в настоящее время этот статус государством не признается. Аттестат налогового консультанта, конечно, играет определенную роль – но только как конкурентное преимущество на рынке юридических услуг или актив соискателя при трудоустройстве.

Кроме того, статус налогового консультанта может использоваться в качестве доказательства обоснованности судебных расходов на квалифицированную юридическую помощь (постановление ФАС Поволжского округа от 28 апреля 2011 г. № Ф06-2759/11 по делу № А65-19019/2010).

Сегодня суды не воспринимают налоговых консультантов как самостоятельных субъектов правоотношений. К примеру, налогоплательщик не может сослаться на то, что о какой-то норме он узнал только из заключения налогового консультанта – ведь по закону налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2014 г. № 18АП-591/14 по делу № А07-11599/2013).

Законопроект предлагает придать статусу налоговых консультантов официальный характер: после успешной сдачи квалификационного экзамена компетенция специалиста будет официально подтверждена аттестатом. К сдаче экзамена, который проводит сегодня Палата налоговых консультантов, сегодня готовят 80 вузов по всей стране по единой программе. В каком порядке будет проходить обучение налоговых консультантов и кому по новому закону будут сдавать экзамен претенденты – пока непонятно.

Предполагается, что статус налогового консультанта может приобрести и штатный сотрудник организации. В этом случае закон о налоговом консультировании будет распространяться на него в полной мере.

Если профессионала не обладает официальным статусом налогового консультанта, то практиковать ему никто не запретит – однако он будет лишен возможности называть себя "налоговый консультант" (для организаций – "налоговая консультация").


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"По большому счету, данный законопроект никакого регулирования не осуществляет, а только предлагает консультантам на добровольной основе объединиться в СРО, чтобы сохранить (или приобрести) в названии организации словосочетание "налоговый консультант". Конечно, в зависимости от размеров взносов, которые будут установлены, организации смогут нивелировать свою имущественную ответственность за счет фонда, собранного СРО. Иных "бонусов" для налоговых консультантов законопроект не предполагает, за исключением, может быть, недопущения изъятия предметов и документов, кроме как в рамках УПК РФ (хотя, предпочтительно было бы, по решению суда).

С другой стороны, развитию рынка налогового консультирования может помешать тот факт, что органом, регулирующим их деятельность, будет Минфин России. Вероятно, налоговые консультанты будут вынуждены давать консультации, так или иначе поддерживающие мнение ведомства, тогда как налогоплательщики часто оспаривают действия налоговиков, основанные на письмах Минфина России"

Объем услуг

Конечно, налоговые консультации будут основным видом деятельности налоговых консультантов. Кстати, в Законопроекте они прочно увязаны с составлением заключения по итогам консультации – поэтому пока неясно, можно ли будет консультировать устно.

Перечень услуг налоговых консультантов открытый – на это указывают слова "в частности" перед перечислением видов услуг (ч. 1 ст. 1 Законопроекта).

Конфиденциальность

Многие потенциальные клиенты налоговых консультантов опасаются, что сведения о налоговых правонарушениях или содержание консультации станет известным налоговой инспекции.

Кстати, суды вполне ожидаемо не принимают в качестве доказательств ничем не подтвержденные сведения, полученные от налоговых консультантов в настоящее время (постановление ФАС Центрального округа от 3 мая 2006 г. № А48-401/02-16к). Однако если статус налогового консультанта станет официальным, все может измениться.

Еще один нехороший вариант развития событий – это "утечка" сведений, составляющих коммерческую тайну клиента, к конкурентам.

Законопроект закрепляет тайну налогового консультирования (п. 3 ч. 2 ст. 5, ст. ст. 7-8), причем не только для налоговых инспекций, а для всех третьих лиц, и относит к ней в том числе производственную и коммерческую тайну. Но предусмотрены и исключения: под режим тайны не попадет информация о факте заключения договора, его цене, а также те сведения, которые клиент обнародовал сам или дал на это согласие.

Правда, ответственность за нарушение обязанности хранить тайну налогового консультирования не предусмотрена. Если провести аналогию с аудиторами, то можно увидеть, что у них такая ответственность есть, и ее объем ограничен убытками, которые понес клиент вследствие разглашения аудитором своего ноу-хау третьим лицам (ч. 6 ст. 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

Контроль качества и ответственность

Аттестат налогового консультанта должен подтверждать соответствующую квалификацию, и Законопроект предусматривает следующие гарантии качества услуг налоговых консультантов:

Обязательное повышение квалификации (ч. 3 ст. 5 Законопроекта). Минимальное количество учебных часов установлено в размере 72 часов за два года. Кстати, это меньше, чем минимальная программа повышения квалификации аудиторов (не менее 120 часов за три года) (ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"). В итоге, аудиторы должны обучаться как минимум 40 часов в год, а налоговые консультанты – 36.

Контроль качества (ст. 20 Законопроекта). Интересно, что предусмотрено два вида контроля: внутренний (силами СРО) и внешний (проводимый ФНС России).

Причем периодичность плановых проверок установлена только для первого вида контроля: не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год. Основание для внеплановой проверки, как обычно, – жалоба клиента.

Последствия внешней проверки, в ходе которой были выявлены нарушения требований закона о налоговом консультировании, профессионального стандарта или кодекса этики, могут быть весьма серьезными – вплоть до исключения из СРО. Из более мягких мер реагирования – приостановление членства в СРО, предписание об устранении нарушения и предупреждение.

Имущественная ответственность за некомпетентную консультацию (ст. 17 Законопроекта). В случае, если рекомендации налогового консультанта оказались некачественными, он обязан возместить клиенту убытки в размере штрафа и пени, взысканных налоговиками. Это распространяется и на те случаи, когда консультант утверждал, что ответственность за то или иное нарушение не установлена.

С дополнительной гарантией возмещения убытков со стороны СРО сложнее. С одной стороны, СРО даже не может быть включена в реестр СРО, если не подтвердит возможность обеспечения дополнительной имущественной ответственности (п. 3 ч. 2 ст. 15 Законопроекта).

С другой стороны, в ч. 2 ст. 17 Законопроекта предусмотрено, что СРО вправе (а не обязана) применять меры имущественной ответственности, предусмотренные законом о СРО (Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315). И это еще больше запутывает ситуацию: указанный закон предусматривает два способа обеспечения имущественной ответственности членов СРО: страхование их ответственности либо формирование компенсационного фонда за счет взносов членов СРО. А Законопроект говорит только о второй возможности (абз. 5 ст. 2).


Сергей Зеленов, председатель комитета по налогам Московского городского отделения "ОПОРА России", владелец консалтинговой компании "Green Group":

"Имущественная ответственность определяется как пени и штрафы, начисленные консультируемому лицу вследствие некачественной налоговой консультации. Данный механизм, по сути, уже применяется подавляющим количеством компаний, профессионально занимающихся данным видом деятельности.

Особый интерес представляет формулировка п. 1 ст. 17 законопроекта о моменте наступления ответственности налогового консультанта: "Налоговый консультант, налоговая консультация несут имущественную ответственность в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за совершение нарушения законодательства или вступления в законную силу судебного акта, признавшего законность такого решения".

Между вступлением решения налогового органа в законную силу и вступлением в законную силу решения суда по этому делу (после прохождения трех инстанций) проходит срок не менее одного года, а часто и гораздо больше. В связи с этим порядок определения момента наступления ответственности налогового консультанта крайне важен, и, как видится мне, автор законопроекта оставляет этот момент на усмотрение сторон (то есть, как будет прописано в договоре)."

Шанс на жизнь

В основном услугами налоговых консультантов сегодня пользуются предприниматели – как малый бизнес (у которого не всегда есть возможность содержать штатного бухгалтера и юриста), так и крупные организации (для разрешения сложных вопросов налогообложения). Обычные граждане — очень редко, в том числе и из-за стоимости услуг хорошего консультанта. Разработчики Законопроекта прекрасно это понимают, отмечая в пояснительной записке, что физические лица "могут быть не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового".

Это подтверждают и результаты опроса пользователей нашего портала. На вопрос о том, будут ли они пользоваться услугами профессионалов в сфере налогов, 9% респондентов задали встречный вопрос: "А кто это?". Да и вообще, в целом отношение к институту налогового консультирования у россиян пока настороженное, а нередко и отрицательное.

Между тем, популярность налоговых консультантов в скором будущем может возрасти – ведь с 1 января 2015 года у граждан появится обязанность по извещению налоговых органов об имеющемся имуществе, если не пришла налоговая декларация (Федеральный закон от 2 апреля 2014 года № 52-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

53% респондентов одобряют введение института налоговых консультантов.

Сколько будут стоить услуги налоговых консультантов, пока сказать сложно. Скорее всего, расценки сохранятся на нынешнем уровне, потому что формулы расчета стоимости налоговой консультации Законопроект не предусматривает.

В ходе обсуждения Законопроекта неоднократно предлагалось закрепить некоторые преимущества для клиентов аттестованных налоговых консультантов: например, продлить срок предоставления налоговой декларации или вообще освободить их на какое-то время от налоговых проверок. Однако итоговый вариант Законопроекта таких стимулов не содержит.

Правда, не все специалисты соглашаются с их необходимостью. Так, председатель комитета по налогам Московского городского отделения ОПОРЫ РОССИИ Сергей Зеленов уверен: "Налогоплательщики не должны находиться в неравных условиях в зависимости от того, какая компания их обслуживает, и обслуживает ли вообще".

Трудно спрогнозировать, каким будет закон о налоговом консультировании, когда его примут в окончательном виде. Это как раз тот случай, когда правоотношения не создаются государством "с нуля", а появляются в результате урегулирования уже сложившихся отношений. Поэтому хочется, чтобы законодатель принял во внимание положительный опыт, уже наработанный профессионалами и Палатой налоговых консультантов.

Документы по теме:

1 С текстом законопроекта № 525626-6 "О налоговом консультировании" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Читайте также: