П 1 ст 284 нк рф налог на прибыль

Опубликовано: 25.04.2024

Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов, если иное не установлено настоящей статьей. При этом: (В редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 379-ФЗ )

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов (3 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в федеральный бюджет, если иное не установлено настоящей главой; (В редакции Федеральных законов от 30.12.2008 № 305-ФЗ ; от 30.11.2016 № 401-ФЗ ; от 27.11.2017 № 348-ФЗ ; от 03.08.2018 № 301-ФЗ )

сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов (17 процентов в 2017 — 2024 годах), зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации. (В редакции Федеральных законов от 30.12.2008 № 305-ФЗ ; от 30.11.2016 № 401-ФЗ ; от 03.08.2018 № 301-ФЗ )

В случаях, предусмотренных настоящей главой, налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ )

Пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленные законами субъектов Российской Федерации, принятыми до дня вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года № 302-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", подлежат применению налогоплательщиками до даты окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом указанные пониженные налоговые ставки могут быть повышены законами субъектов Российской Федерации на налоговые периоды 2019 — 2022 годов. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ ; в редакции Федерального закона от 27.11.2018 № 424-ФЗ )

Для организаций — резидентов особой экономической зоны законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой на территории особой экономической зоны, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении деятельности за пределами территории особой экономической зоны. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.06.2006 № 75-ФЗ ; в редакции Федеральных законов от 30.11.2011 № 365-ФЗ ; от 23.11.2015 № 321-ФЗ )

Для организаций — участников Особой экономической зоны в Магаданской области законом Магаданской области может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Магаданской области от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных соглашением об осуществлении деятельности на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, заключаемым в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (далее в настоящей статье — соглашение об осуществлении деятельности), при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от видов деятельности, осуществляемых на территории Магаданской области и определенных таким соглашением, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иных видов деятельности. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.11.2015 № 321-ФЗ )

Размер налоговой ставки налога, указанной в абзацах шестом и седьмом настоящего пункта, не может быть выше 13,5 процента. (Абзац введен — Федеральный закон от 23.11.2015 № 321-ФЗ ; в редакции Федеральных законов от 30.11.2016 № 401-ФЗ ; от 27.11.2017 № 348-ФЗ ; от 27.11.2018 № 424-ФЗ )

Для организаций — участников региональных инвестиционных проектов законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3-1 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ ; Федерального закона от 23.05.2016 № 144-ФЗ )

Для налогоплательщиков — участников специальных инвестиционных контрактов законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.9. (Абзац введен — Федеральный закон от 02.08.2019 № 269-ФЗ, вступает в силу с 1 января 2020 года )

Положения настоящего пункта не применяются: (Абзац введен — Федеральный закон от 30.09.2013 № 268-ФЗ ; в редакции Федерального закона от 24.11.2014 № 376-ФЗ )

налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2, при исчислении налоговой базы при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья; (Абзац введен — Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ )

при исчислении налоговой базы налогоплательщиками — контролирующими лицами по прибыли контролируемых ими иностранных компаний. (Абзац введен — Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ )

(Пункт в редакции Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ )

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налог на прибыль

По общему правилу, закрепленному в п. 1 ст. 284 НК РФ, ставка по налогу на прибыль равна 20 %, если иное не установлено данной статьей. Например, в силу п. 1.1 к налоговой базе, определяемой организациями, осуществляющими образовательную и (или) медицинскую деятельность, применяется ставка 0 % с учетом особенностей, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ.

Отметим, что названные выше нормы действуют с 01.01.2011 по 01.01.2020. То есть указанным организациям осталось чуть больше года, чтобы воспользоваться обозначенной льготой (если законодатели не внесут соответствующие изменения и не продлят установленный срок).

На основании разъяснений, которые давались в письмах контролирующих органов, рассмотрим порядок применения ст. 284.1 НК РФ.

Кто имеет право на применение налоговой ставки 0 %?

Нулевая ставка применяется ко всей налоговой базе, определяемой такими налогоплательщиками, в течение всего налогового периода.

Для целей применения указанной статьи образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности (далее – Перечень).

Деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, не относится к медицинской деятельности.

К санаторно-курортным организациям, осуществляющим лечебный процесс, относятся организации, имеющие статус лечебно-профилактических организаций и функционирующие на основании предоставленной в соответствии с законодательством РФ лицензии на ведение медицинской деятельности.

С учетом того, что для целей применения положений ст. 284.1 НК РФ деятельность, связанная с санаторно-курортным лечением, к медицинской деятельности не относится, применение ставки 0 % организациями, осуществляющими санаторно-курортную деятельность, не предусмотрено (Письмо Минфина России от 18.05.2012 № 03‑03‑06/1/252).

Организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 %, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется эта ставка, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 284.1 НК РФ).

Обратите внимание

Налоговым кодексом не установлена обязанность образовательных или медицинских организаций, перешедших на применение налоговой ставки 0 % с начала налогового периода и продолжающих ее применение в последующих налоговых периодах в случае соответствия условиям, предусмотренным ст. 284.1 НК РФ, ежегодно представлять в налоговые органы соответствующие заявления. Таким образом, заявление о переходе на применение налоговой ставки 0 % представляется организацией однократно на весь период применения этой ставки (см. Письмо Минфина России от 27.12.2011 № 03‑03‑06/4/151).

Условия для применения нулевой ставки по налогу на прибыль

  • организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством РФ (пп. 1);
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 % ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, либо организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ (пп. 2);
  • в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 % (пп. 3);
  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников (пп. 4);
  • организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами (пп. 5).
Остановимся на этих условиях подробнее.

О наличии лицензии

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о лицензировании Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности и принимает нормативные правовые акты по вопросам лицензирования.

Так, положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, о лицензировании образовательной деятельности – Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966.

Порядок лицензирования образовательной деятельности регламентирован также п. 91 Закона об образовании.

Правомерно ли применение образовательной (медицинской) организацией в текущем налоговом периоде (2018 год) нулевой ставки, если срок действия лицензии заканчивается в декабре этого периода?

Разъяснения по данному вопросу приведены в Письме УФНС по г. Москве от 30.01.2012 № 16‑12/007416@. Применительно к текущему периоду их следует применить следующим образом.

Организация должна иметь действующую лицензию на право осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности на конец налогового периода (на 31.12.2018). В противном случае она не может применить в декларации по налогу на прибыль за этот период нулевую ставку. Соответственно, если аналогичное условие не будет выполнено и в следующем, 2019 году, то и в декларациях за отчетные периоды 2019 года до даты оформления новой лицензии налоговая ставка 0 % заявляться не должна.

О структуре доходов

При этом положения данной нормы не устанавливают требований по округлению указанного критерия до целых единиц. Таким образом, если процентное соотношение составило менее 90 % доходов, например, 89,8 %, то у организации отсутствует право на применение нулевой налоговой ставки. Такое мнение высказано Минфином в Письме от 23.05.2012 № 03‑03‑06/4/46.

Отметим, из буквального прочтения приведенной выше нормы Налогового кодекса следует, что для применения нулевой ставки необходимо соблюсти процентное соотношение доходов только по итогам налогового периода, о чем организация на основании п. 6 ст. 284.1 НК РФ по окончании налогового периода, в течение которого она применяла налоговую ставку 0 %, в сроки, установленные гл. 25 НК РФ для представления налоговой декларации, сообщает в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, содержащейся в приложении к Приказу ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@. Такие разъяснения даны, в частности, в Письме УФНС по г. Москве от 20.06.2012 № 16‑15/053964@.

При определении структуры доходов необходимо учитывать, что доходы, поименованные в ст. 251 НК РФ, не учитываются для целей налогообложения. Например, для медицинских и образовательных организаций к таковым относятся доходы в виде:

– имущества, безвозмездно полученного от учредителя организации, доля участия которого в уставном капитале составляет более 50 %, при условии, что это имущество в течение одного года со дня его получения (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам (пп. 11 п. 1);

– имущества, полученного в виде целевого финансирования, при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках такого финансирования (пп. 14 п. 1);

– имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями на ведение основных видов деятельности, а также имущества, безвозмездно полученного организациями, осуществляющими образовательную деятельность, являющимися некоммерческими организациями, на ведение образовательной деятельности (пп. 22 п. 1).

В силу п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Кроме того, следует помнить, что при определении 90 %-го соотношения в числителе должны учитываться доходы, полученные от деятельности, включенной в Перечень.

Например, доходы в виде положительных курсовых разниц, образовавшихся в связи с переоценкой валютных займов, привлеченных для реконструкции здания, не относятся к доходам, полученным от осуществления медицинской деятельности, включенной в Перечень. Следовательно, такие курсовые разницы не участвуют в определении доли дохода, полученного от медицинской деятельности, в общей сумме доходов за налоговый период.

Не относятся к доходам, полученным от медицинской (образовательной) деятельности, и доходы в виде штрафных санкций и возмещения судебных расходов за просрочку исполнения обязательств по контракту (Письмо Минфина России от 25.04.2018 № 03‑03‑06/1/27941).

Отметим, что если при осуществлении платной медицинской деятельности по видам медицинской деятельности, установленным Перечнем, составляющей медицинской услуги является использование специальных медицинских изделий, то, по мнению Минфина, стоимость данных изделий должна формировать стоимость такой медицинской услуги (Письмо от 07.02.2018 № 03‑03‑06/1/7248).

Об определении численности медперсонала

Так как порядок определения численности работников организаций НК РФ не регламентирует, с учетом положений п. 1 ст. 11 НК РФ для расчета указанной численности может быть использован порядок определения списочной численности работников, установленный Приказом Росстата от 22.11.2017 № 772, которым утверждены Указания по заполнению ряда форм федерального статистического наблюдения (далее – Указания), в том числе № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников».

В соответствии с п. 80Указаний работник, оформленный в одной организации как внутренний совместитель, учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица).

Если основная деятельность штатного сотрудника учреждения – это научная деятельность, а работа по внутреннему совместительству – это медицинская деятельность с сертификатом специалиста, то указанный сотрудник учитывается в общей численности работников как одна штатная единица.

Принимая во внимание, что при расчете медицинского персонала его численность берется из общей численности работников организации, неправомерно одного и того же работника (как штатную единицу) рассматривать сначала в качестве научного сотрудника, а потом в качестве штатной единицы медицинского персонала.

О проведении операций, при наличии которых невозможно применение ставки 0 %

Возникает вопрос: относится ли начисление процентов по договорам банковского вклада (депозита) к операциям, с ведением которых указанная статья связывает невозможность применения нулевой ставки?

Минфин считает, что не относится и в случае размещения временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банке медицинская организация вправе применять ставку 0 % при выполнении иных условий, предусмотренных ст. 284.1 НК РФ. При этом доход, полученный от размещения денежных средств, подлежит включению в состав внереализационных доходов и не учитывается при определении доли дохода от осуществления медицинской деятельности.

Представление в установленные сроки сведений

– о доле доходов организации от осуществления образовательной и (или) медицинской деятельности в общей сумме доходов организации;

– о доле доходов организации от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, в общей сумме доходов организации, учитываемых при определении налоговой базы;

– о численности работников в штате организации;

– о численности медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в штате организации (для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность).

К сведению

Представить данную информацию организации должны по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 21.11.2011 № ММВ-7-3/892@. Указанная отчетность может быть направлена в ИФНС в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в соответствии с форматом, утвержденным Приказом ФНС России от 30.12.2011 № ЯК-7-6/1010@.

Если условия не выполнены (сведения не представлены)

Другие условия применения налоговой ставки в размере 0 % (наличие соответствующих лицензий, численность работников организаций, квалификационные требования к ним, отсутствие операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок) должны выполняться непрерывно в течение налогового периода.

По окончании каждого налогового периода, в течение которого организации применяли налоговую ставку в размере 0 %, в налоговый орган ими представляются сведения, содержащие информацию о выполнении установленных НК РФ условий.

Согласно п. 4 и 6 ст. 284.1 НК РФ при несоблюдении организацией хотя бы одного из условий, установленных п. 3 данной статьи, или непредставлении указанных выше сведений с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение условий (или за который не представлены сведения), применяется налоговая ставка, предусмотренная п. 1 ст. 284 НК РФ (20 %). При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст. 287 НК РФ днем уплаты налога (авансового платежа по налогу). Кроме того, организация должна представить в налоговый орган уточненные налоговые декларации за отчетные периоды и декларацию в целом за налоговый период, исчислив авансовые платежи и сумму налога по общеустановленным ставкам.

Разъяснения по этому вопросу даны в письмах Минфина России от 30.08.2017 № 03‑03‑06/1/55615, от 28.12.2012 № 01‑02‑03/03‑482.

Организации должны тщательно следить за соблюдением срока представления сведений. В противном случае даже недельная задержка может привести к тому, что сумма налога на прибыль будет пересчитана по общей ставке за весь предшествующий налоговый период, как это произошло в ситуации, которую рассматривал АС ЗСО в Постановлении от 30.01.2018 № Ф04-6027/2017 по делу № А81-813/2017.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что налогоплательщик необоснованно применил ставку 0 % при исчислении налога на прибыль за 2015 год, поскольку в нарушение п. 6 ст. 284.1 НК РФ документы и сведения для подтверждения права на применение налоговой ставки 0 % представлены им только 07.04.2016, то есть с нарушением установленного срока – не позднее 28.03.2016.

Арбитры налоговиков подержали, поскольку сведения и документы, предусмотренные п. 6 ст. 284.1 НК РФ, в установленный законом срок в налоговый орган не представлены.

Обратите внимание

Возможность применения налогоплательщиком ставки 0 % по налогу на прибыль обусловлена не только соблюдением организацией общих условий, предусмотренных п. 3 ст. 284.1 НК РФ, но и своевременным представлением в налоговый орган по месту учета сведений и документов, подтверждающих соблюдение этих условий, за истекший налоговый период.

О переходе с нулевой ставки налога на прибыль на общую

В пункте 8 ст. 284.1 НК РФ закреплено, что организации, перешедшие с нулевой на общую ставку (в том числе в связи с несоблюдением условий, прописанных в п. 3 указанной статьи), не вправе повторно перейти на применение налоговой ставки 0 % в течение пяти лет начиная с налогового периода, в котором они перешли на применение общей налоговой ставки.

Так, организация, применявшая в 2014 году налоговую ставку 0 % и по итогам года перешедшая на применение ставки 20 %, не вправе повторно перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с налогового периода 2014 года (см. Письмо Минфина России от 14.01.2016 № 03‑03‑06/1/615). Такая организация может снова начать применять ставку 0 % только с 2019 года.

Статья 281.1 НК РФ действует до 01.01.2020. В отношении предложения о распространении действия этой нормы, например, до 01.01.2030 или установлении ее бессрочной Минфин отмечает, что решение о продлении данной нормы будет рассматриваться по итогам окончания срока ее действия (см. Письмо от 27.04.2016 № 03‑03‑07/24381).

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.


  • Ст. 284 НК РФ: официальный текст
  • Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы
  • Кто в России платит налог на прибыль?
  • Какие ставки налога на прибыль установлены статьей 284 НК РФ?
  • Какова общая ставка налога на прибыль?
  • Для кого ставка в бюджет субъекта может быть ниже общеустановленной?
  • Нулевая ставка налога на прибыль — для кого она?
  • Каковы ставки налога на прибыль по дивидендам?
  • По каким ставкам облагаются доходы по долговым обязательствам?
  • Какие особенности есть по ставкам для иностранных компаний?
  • Когда грозит повышенная 30%-ная ставка налога на прибыль?

Ст. 284 НК РФ: официальный текст

Статья 284 НК РФ

Ст. 284 НК РФ: вопросы и ответы

Кто в России платит налог на прибыль?

Налог на прибыль уплачивают только организации. У индивидуальных предпринимателей свой обязательный платеж — НДФЛ.

Среди плательщиков «прибыльного» налога в ст. 246 НК РФ поименованы:

  • отечественные организации;
  • иностранные компании, которые работают в нашей стране через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ;
  • организации — ответственные участники консолидированной группы налогоплательщиков (они признаются плательщиками в отношении налога непосредственно по КГН).

Не платят налог компании, применяющие спецрежимы, такие как:

  • УСН (от налога на прибыль освобождается вся деятельность компании-«упрощенца»);
  • ЕНВД (освобождение от налога на прибыль действует в отношении деятельности, переведенной на эту систему);
  • ЕСХН (за исключением отдельных доходов).

В отдельных ситуациях налог уплачивает не сам налогоплательщик. Его налоговую обязанность может исполнять налоговый агент.

По вопросу применения положений ст. 284 НК РФ часто возникают споры с налоговиками. Эксперты КонсультантПлюс подобрали свежую судебную практику. Получите пробный доступ к системе К+ и переходите в аналитическую подборку.

Какие ставки налога на прибыль установлены статьей 284 НК РФ?

Ст. 284 НК РФ устанавливает общую ставку налога на прибыль, которую применяет большинство налогоплательщиков, а также специальные налоговые ставки. Последние предусмотрены либо для отдельных видов доходов, либо для некоторых категорий налогоплательщиков. В основном они ниже общей ставки. Однако для некоторых случаев сделаны исключения. О них мы расскажем ниже. Но сначала остановимся на общей ставке.

Какова общая ставка налога на прибыль?

Общая ставка налога на прибыль равна 20% и распределена между бюджетами в следующем соотношении (п. 1 ст. 284 НК РФ):

  • в федеральный бюджет — 2% от налоговой базы;
  • в бюджеты субъектов — 18%.

Однако на период 2017-2024 годов это распределение установлено иным:

  • в федеральный бюджет — 3% от налоговой базы;
  • в бюджеты субъектов — 17%.

По 20%-ной ставке налог уплачивают также компании, занятые добычей углеводородов на их новом морском месторождении. Но в этом случае налог не распределяется, а полностью относится в федеральный бюджет (пп. 1.4, 6 ст. 284 НК РФ).

О том, как рассчитывается база по прибыли, и об особенностях уплаты налога – в статье «Налог на прибыль организаций: плательщики, ставки и расчет».

Для кого ставка в бюджет субъекта может быть ниже общеустановленной?

Субъект Федерации может понизить региональную ставку до 13,5% для отдельных категорий налогоплательщиков. В этом вопросе каждый регион определяет приоритеты сам. Например, в Москве льготная ставка установлена для организаций, осуществляющих на территории города производство автомобилей (ст. 1 закона г. Москвы от 26.06.2013 № 34). Но опять же не для всех, а только для тех, кто делает капитальные вложения в производство в определенных законом объемах. Ленинградская область поддерживает экспортеров информационных технологий (областной закон Ленинградской области от 13.11.2003 № 88-оз), Волгоградская — пивоваров и инвалидов (закон Волгоградской области от 17.12.1999 № 352-ОД) и т.д.

Также пониженные ставки могут вводиться субъектами РФ для:

  • Организаций — резидентов особой экономической зоны — в отношении деятельности, осуществляемой на территории ОЭЗ. Условием является раздельный учет доходов (расходов) по деятельности на территории такой особой зоны и вне этой территории. Ставка не может быть ниже 13,5% (а на период 2017-2020 годов согласно закону 30.11.2016 № 401-ФЗ – 12,5%).
  • Организаций — участников региональных инвестиционных проектов. Для них действуют правила п. 3 ст. 284.3 и п. 3 ст. 284.3-1 НК РФ).

О том, допустимо ли неприменение пониженной ставки, читайте в материале «От пониженной ставки налога на прибыль нельзя отказаться».

Нулевая ставка налога на прибыль — для кого она?

Право на ставку 0% согласно ст. 284 НК РФ имеют следующие организации:

  1. Образовательные и медицинские — в отношении общей суммы налога. Особенности и условия ее применения закреплены в ст. 284.1 НК РФ. Дивиденды и доходы по долговым обязательствам у них облагаются с применением общеустановленных ставок.
  2. Резиденты технико-внедренческой особой экономической зоны, а также резиденты туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных решением Правительства в кластер, — в части налога в федеральный бюджет. Период применения нулевой ставки — с 1 января 2012 года до 1 января 2018 года, а в части налога в федеральный бюджет у резидентов-«туристов» — с 1 января 2012 года до 1 января 2023 года. Условия применения ставки 0%:
  • наличие статуса резидента (ставку можно применять с 1-го числа отчетного периода, следующего за тем, в котором этот статус получен; при утрате статуса резидента право на 0% утрачивается с 1-го числа периода, в который статус потерян);
  • ведение раздельного учета доходов (расходов), полученных от деятельности в пределах и за пределами указанных особых зон.
  1. Сельхозтоваропроизводители (п. 2 ст. 346.2 НК РФ) и рыбохозяйственные организации (подп. 1 или 1.1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ). Ставка применяется к прибыли от деятельности, связанной с реализацией произведенной ими с/х продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной с/х продукции.
  2. Участники региональных инвестиционных проектов — в части федерального налога на прибыль. Правила применения установлены в п. 2 ст. 284.3 и п. 2 ст. 284.3-1 НК РФ. Для применяющих правила п. 2 ст. 284.3 такое право действует до 2029 года.
  3. Участники свободной экономической зоны — по налогу в федеральный бюджет от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором об осуществлении деятельности в свободной экономической зоне. Ставка применяется в течение 10 последовательных налоговых периодов начиная с периода, в котором была впервые получена прибыль от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках такого договора. Необходим раздельный учет.
  4. Организации со статусом резидента территории опережающего социально-экономического развития или свободного порта Владивосток — по налогу в федеральный бюджет. Особенности применения нужно искать в ст. 284.4 НК РФ.
  5. Организации, осуществляющие соцобслуживание граждан. Ставка применяется с 2015 года до 2020 года по налогу в целом, кроме дивидендов и доходов по долговым обязательствам. Особенности и условия применения приведены в ст. 284.5 НК РФ.
  6. Участники Особой экономической зоны, созданной в Магаданской области, по деятельности, определенной в соглашении о ее осуществлении. Нужно ведение раздельного учета по видам деятельности. Нарушение условий соглашения об осуществлении деятельности ведет к необходимости восстановления и уплаты налога (с пенями) весь период нахождения участника в реестре Особой экономической зоны.
  7. Центральный банк РФ.
  8. Участники проекта «Сколково» — в отношении прибыли, полученной после прекращения использования освобождения, предусмотренного абз. 3 п. 2 ст. 246.1 НК РФ. Превышение установленного предела дохода в периоде утраты права на освобождение влечет за собой необходимость восстановления и уплаты налога (с пенями) за этот налоговый период. При этом для 2017-2021 годов введены дополнительные условия, при которых участник может оказаться обязанным восстановить и уплатить налог за период утраты права на освобождение.

При некоторых условиях нулевая ставка применяется к дивидендам, полученным российскими юрлицами и иностранными организациями, самостоятельно признавшими себя налоговыми резидентами РФ.

Кроме того, ставку 0% можно применить к отдельным «долговым» доходам, а также к прибыли от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций (с учетом особенностей ст. 284.2 и 284.2.1 НК РФ).

О нюансах применения специальных ставок узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Каковы ставки налога на прибыль по дивидендам?

Для дивидендов п. 3 ст. 284 НК РФ определены 3 ставки: 0, 13 и 15%.

Для российской организации полученные ею дивиденды (как от российских, так и от иностранных компаний) в общем случае облагаются налогом на прибыль по ставке 13%.

К этим доходам может применяться ставка 0% при определенном условии: нужно непрерывно в течение не менее 365 календарных дней владеть на праве собственности не менее чем половиной уставного капитала выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение не менее половины от всех выплачиваемых ею дивидендов.

Об особенностях исчисления срока владения, в том числе при реорганизации, читайте в статье «Условия применения нулевой ставки по налогу на прибыль при получении дивидендов».

В целях подтверждения права на ставку 0% налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы документы, подтверждающие даты приобретения права собственности на вклад (долю) или депозитарные расписки. Эти же документы Минфин России предписывает представлять налоговому агенту вместе с подтверждением предъявления их налоговикам (письма от 24.02.2009 № 03-03-06/1/78, от 09.06.2008 № 03-03-06/2/68).

К таким документам, в частности, относятся договоры купли-продажи или мены, решения о размещении эмиссионных ценных бумаг, договоры и решения о реорганизации в различных формах, балансы, передаточные акты, решения о выпуске ценных бумаг, отчеты об итогах выпуска ценных бумаг и др. Главное, чтобы в них была дата приобретения права собственности на вклад или депозитарные расписки.

При выплате дивидендов иностранной организацией нулевая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).

Дивиденды, полученные иностранной компанией (по акциям российских организаций или от участия в капитале в иной форме), облагаются налогом по ставке 15%.

Напомним, что налог по дивидендам исчисляет и уплачивает источник выплаты — налоговый агент. При этом весь налог поступает в федеральный бюджет (пп. 3, 6 ст. 284 НК РФ).

По каким ставкам облагаются доходы по долговым обязательствам?

Таких ставок тоже 3:

  1. Ставка 15% применяется:
  • по процентам по государственным ценным бумагам государств — участников Союзного государства, государственным ценным бумагам субъектов РФ и муниципальным ценным бумагам (за некоторым исключением), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
  • процентам по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным после 1 января 2007 года;
  • облигациям российских организаций, эмитированным в период 2017-2021 и обращающимся на рынке ценных бумаг;
  • доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием после 1 января 2007 года.
  1. Ставка 9% действует в отношении:
  • процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее 3 лет до 1 января 2007 года;
  • процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года;
  • доходов учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученных на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
  1. Ставка 0% установлена:
  • для процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 года включительно;
  • процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 года, эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего Союза ССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

Налога на прибыль по этим ставкам зачисляется в федеральный бюджет (пп. 4, 6 ст. 284 НК РФ).

Какие особенности есть по ставкам для иностранных компаний?

Здесь все зависит от того, есть ли у компании постоянное представительство в РФ.

Внимание! Признаки постоянного представительства закреплены в п. 2 ст. 306 НК РФ.

Если такое представительство имеется, то деятельность, осуществляемая через него, облагается налогом на прибыль по общей ставке 20% (п. 6 ст. 307 НК РФ).

  • дивиденды от российских организаций;
  • доходы от распределения прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации;
  • процентный доход по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, облигациям с ипотечным покрытием и облигациям, выпущенным российскими организациями.

Они облагаются по ставкам для дивидендов и процентов, рассмотренным нами выше. Причем ставку 0% для дивидендов не могут применить иностранные компании, признанные резидентами РФ по условиям международного договора или имеющие органы управления на территории РФ.

В отношении доходов иностранной компании, не связанных с деятельностью через представительство в РФ, действуют ставки:

  • 10% — с доходов от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок;
  • 20% — со всех иных доходов, кроме дивидендов и процентов по долговым обязательствам.

Внимание! В первом случае (постоянное представительство есть) налог на прибыль исчисляет и уплачивает само это представительство (п. 8 ст. 307 НК РФ). При этом он распределяется между бюджетами в обычном порядке: 2% — в федеральный, 18% — в региональный (а для периода 2017-2024 годов – 3% и 17%, соответственно). Во втором случае (представительства нет) обязанность по удержанию и уплате налога ложится на российскую организацию — налогового агента (ст. 310 НК РФ). При этом весь налог по ставкам 20 и 10% зачисляется в федеральный бюджет (пп. 2, 6 ст. 284 НК РФ).

Помимо иностранных компаний налог по ставке 20% уплачивают налогоплательщики — контролирующие лица по доходам в виде прибыли контролируемых ими иностранных компаний (пп. 1.6, 6 ст. 284 НК РФ).

О правилах начисления налога иностранными юрлицами и контролирующими их российскими компаниями, читайте в статье «Нюансы исчисления налога на прибыль иностранными организациями».

Когда грозит повышенная 30%-ная ставка налога на прибыль?

По ставке 30% налог на прибыль уплачивается с доходов, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ, по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями, права на которые учитываются:

  • на счете депо иностранного номинального держателя;
  • счете депо иностранного уполномоченного держателя;
  • и (или) счете депо депозитарных программ.

Ставки налога, декларация, отчетность

Этот материал обновлен 20.04.2021

Налог на прибыль — обязательная статья расходов для компаний, работающих на территории России по общей системе налогообложения. Налог на прибыль платят только юридические лица. Индивидуальные предприниматели платят НДФЛ.

Налог на прибыль считают из базы — налогооблагаемой прибыли. Если предприятие только начинает работать и не получает прибыли, то и облагать налогом нечего.

Кто платит налог

Налог на прибыль платят российские и иностранные компании, которые ведут деятельность в РФ. Иностранные компании получают прибыль через представительство или от российских источников в виде дивидендов, страховых выплат и т. д.

Кто не платит

Компании не платят налог на прибыль в следующих случаях:

  1. Они имеют право на ставку 0% по налогу на прибыль.
  2. Они не являются плательщиками налога на прибыль.

Не являются плательщиками налога на прибыль компании, которые:

  1. Работают в сфере игорного бизнеса.
  2. Ведут деятельность со специальным режимом налогообложения: ЕСХН или УСН.

Имеют право на ставку 0% компании, которые:

  1. Участвуют в проекте «Сколково», но при определенных условиях.
  2. Работают в сфере здравоохранения или образования, но при выполнении определенных условий.
  3. Оказывают социальные услуги гражданам — тоже при выполнении определенных условий.
  4. Оказывают гостиничные услуги на территории Дальневосточного федерального округа — опять же при выполнении определенных условий.
  5. Реализуют сельскохозяйственную продукцию собственного производства и переработки.

Виды доходов и расходов

К доходам, которые организации учитывают в налоговой базе, относятся следующие категории:

  1. От реализации товаров, работ, услуг.
  2. От реализации имущественных прав, например от сдачи квартиры в аренду.
  3. Внереализационные доходы — то есть доходы, которые напрямую не относятся к работе организации, например доход от процентов по договору займа.

Расходы организаций — документально подтвержденные и обоснованные денежные потоки. Нельзя купить в личное пользование автомобиль, который не нужен для работы организации, записать его в расходы и уменьшить налог на прибыль.

Не все деньги, которые компания получила или потратила, учитывают при определении налоговой базы. Например, если организация берет кредит, кредитные деньги не будут считаться доходом. Также деньги, которые идут на погашение задолженности по кредиту, не считаются расходами.

Cтавки налога на прибыль в 2021 году

Стандартной ставкой считается 20% от прибыли организации. С 2017 по 2024 год 17% от суммы будут идти в региональный бюджет, 3% — в федеральный. Региональная ставка может быть понижена региональным законом.

Федеральная ставка тоже может быть снижена. Например, для организаций — резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны, а также организаций — резидентов туристско-рекреационных особых экономических зон, объединенных в кластер, налоговая ставка в федеральный бюджет — 0%.

Специальные ставки региональной и федеральной частей налога на прибыль действуют для российских ИТ-компаний . Они должны платить в федеральный бюджет 3%, а в региональный — 0%. Такие же ставки применяются для организаций, занимающихся проектированием и разработкой изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Есть виды доходов, к которым применяются другие ставки:

  1. Проценты по некоторым ценным бумагам — по ним ставка 15%.
  2. Дивиденды от российской или иностранной компании. Налог на прибыль по ним от 0 до 13%.

Порядок расчета налоговой базы

Сначала считают базу — налогооблагаемую прибыль, затем сумму выплат. Налоговая база — это разница между доходами и расходами компании. Часто при расчете налога на прибыль нужно учитывать множество нюансов: например, какие доходы и расходы облагаются налогом, а какие нет.

Прибыль компании считают по-разному.

Для российских компаний прибыль — это разница между доходами и расходами, которые учитываются при налогообложении. То же самое для зарубежных компаний, которые работают на территории РФ через постоянные представительства.

Для иностранных компаний, получающих прибыль от российских источников, есть свои особенности. У этих компаний облагаются налогом только некоторые виды доходов.

Для участников консолидированной группы налогоплательщиков прибыль — это сумма из общей прибыли, которая приходится на конкретного участника этой группы.

Налоговый и отчетный периоды

Налоговый период — срок, за который определяют налоговую базу и считают сумму выплат. У налога на прибыль это календарный год.

В налоговом периоде есть несколько отчетных периодов: квартал, полгода и девять месяцев.

Для налогоплательщиков, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации превысили в среднем 15 млн рублей за каждый квартал, отчетным периодом является каждый месяц.

Декларация по налогу на прибыль организаций

Расчет по налогу на прибыль сдают до 28 числа месяца, который следует за окончанием отчетного периода. Например, вы отчитываетесь за первый квартал. Первый квартал кончается в марте, значит, отчитаться и заплатить за него нужно до 28 апреля.

По налоговому периоду нужно отчитаться до 28 марта и выплатить налог за год.

Если организация платит налог на прибыль ежемесячно, то она отчитывается до 28 числа каждого месяца с января по ноябрь, а за год сдает отчет до 28 марта.

Организации обязаны сдавать декларации, даже если сумма налога к уплате равна нулю.

В случаях применения ставки 0% к декларации прилагаются подтверждающие документы. Например, резиденты «Сколкова» прикладывают к ней расчет прибыли.

Если налог считается по общей ставке 20%, никаких дополнительных документов добавлять к декларации не надо.

Декларации за год сдаются по общей форме, за отчетный период — по упрощенной. Также упрощенную декларацию сдают некоммерческие организации, если их налог на прибыль равен нулю, независимо от периода.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Чтобы посчитать налог на прибыль, нужно определить облагаемые доходы, принимаемые в расчет расходы и ставку налога. Схема расчета налога выглядит так:

  1. Определяем налоговую базу: доходы от реализации и внереализационные доходы минус расходы.
  2. Если есть убыток прошлых лет, вычитаем его из налоговой базы. В 2021 году можно уменьшить налогооблагаемую базу на убыток не более чем на 50%.
  3. Определяем ставку налога. Если ставок несколько, расчет ведется раздельно по каждой ставке.
  4. Умножаем налоговую базу на ставку — получаем сумму авансового платежа по налогу, если речь об отчетном периоде, или сумму налога, если считаем за год.
  5. Если считаем налог за второй и последующие отчетные периоды, из сумма налога за данный период отнимаем суммы налога за предыдущие периоды в рамках этого же календарного года.

Пример расчета. Организация платит налог на прибыль ежеквартально. Сначала нужно посчитать, какая прибыль была в первом квартале.

Считаем налоговую базу: из доходов вычитаем расходы.

Считаем авансовый платеж по налогу на прибыль: умножаем налоговую базу на ставку 20%..

Следующий период, когда компания должна считать налоговые выплаты, — полгода. Даем данные за полгода работы фирмы.

Вычитаем авансовый платеж по налогу за первые три месяца:

Считаем сумму выплат за девять месяцев — все то же самое.

И последнее: считаем сумму за весь налоговый период.

Получился ноль, потому что в последние три месяца доходы были равны расходам. Прибыли нет, следовательно, налог на прибыль платить не нужно.

Читайте также: