Ответственность за нарушение налогового законодательства в японии

Опубликовано: 07.05.2024

Как и другие развитые страны, Япония сталкивается с неравенством в доходах и благосостоянии граждан. Это остается наиболее важной и серьезной проблемой для страны. В значительной степени налоговая политика Японии, опираясь на прогрессивный подоходный налог (в сочетании с программами социального обеспечения), смягчает это неравенство.

Налоговая система Японии в ее современном виде является результатом реформы 1988 года, сократившей нагрузку на экономику и повысившей косвенные налоги населения. Главные составляющие – подоходный и корпоративный налоги.

Несколько категорий резиденции определяют налоговые обязательства. В целях налогообложения в Японии необходимо сообщать о доходе в виде заработной платы, о любых бонусных выплатах, в том числе и не денежных льготах, например, если работодатель предоставляет жилье, оно также считается налогооблагаемым.

Токио, Япония

Налоговые органы в Японии

Кокудзэй-тё (Национальное налоговое управление) – внешний орган Министерства финансов – контролирует 12 региональных налоговых бюро по всей Японии, в рамках которых создано 524 органа для осуществления администрирования.

Национальные

Это налоговое управление, отвечающее за оценку и сбор национальных доходов, было создано в качестве дочернего агентства Министерства финансов 1 июня 1949 года. Представляет трехуровневую организационную структуру, состоящую из головного офиса, региональных налоговых бюро и иных органов.

Штаб-квартира Кокудзэй-тё имеет четыре отдела:

  • Секретариат комиссара;
  • Налоговый департамент;
  • Отдел управления доходами и сборами;
  • Отдел экспертизы и уголовного розыска.

Последний на уровне регионального налогового бюро изучает корпоративные и потребительские налоги крупных корпораций и расследует случаи уклонения от уплаты средств.

Миссия налоговых органов Японии – предоставить возможность налогоплательщикам грамотно и беспрепятственно выполнять свои обязательства. Национальное налоговое управление несет ответственность за выполнение обязанностей, предусмотренных в статье 19 Закона об учреждении Министерства финансов, при должном учете прозрачности и эффективности.

Налоги в Японии

Местные органы

Местное налоговое управление – административный орган, отвечающий за оценку и сбор внутренних налогов на префектурном и муниципальном уровнях и имеющий тесные контакты с налогоплательщиками. Служба уполномочена оценивать и собирать внутренние налоги в пределах своей сферы ответственности. Организационная система управления варьируется в зависимости от масштаба налоговой инспекции. Как правило, имеет отделение по управлению доходами и сбору налогов, отделы для физических лиц, корпораций и налога на имущество.

Основные виды налогов

Подоходный и резидентский налоги господствуют в системе налогообложения в Японии, занимая значительную часть поступлений. Второй по величине источник – корпоративные налоги.

Налоги в Японии уплачиваются с доходов, имущества и потребления.

Подоходный налог

Как в Великобритании, США, ряде других стран, в Японии действует прогрессивное налогообложение – сумма рассчитывается на основе чистого дохода физического лица. Подоходный налог в Японии выплачивается ежегодно на национальном, префектурном и муниципальном уровнях.

Способ взимания зависит от статуса резидента, который определяется периодом проживания в стране. Налоговый кодекс Японии рассматривает три категории резиденций:

  • резиденты – лица, имеющие место жительства в государстве или проживающие в ней в течение одного года. Независимо от местоположения источника дохода, облагаются подоходным налогом;
  • непостоянные резиденты – лица, не имеющие японского гражданства и проживающие в стране в течение пяти лет или менее чем десять лет. Система налогообложения для них соответствует налогообложению для резидентов, но в Японии налог не будет взиматься с доходов, полученных за пределами страны, если средства не переводятся в нее;
  • нерезиденты – лица, проживающие в Японии менее года. Подоходный налог начисляется на доходы, полученные в стране.

Подоходный налог автоматически вычитается из платежной квитанции каждый месяц. Точный процент к оплате варьируется в зависимости от уровня дохода. В некоторой степени это похоже на систему PAYE, применяемую в Великобритании.

Налогооблагаемый доход Налоговая ставка
До 1 950 000 иен 5%
От 1 950 000 иен до 3 300 000 иен 10%
От 3 300 000 иен до 6 950 000 иен 20%
От 6 950 000 иен до 9 000 000 иен 23%
От 9 000 000 иен до 18 000 000 иен 33%
От 18 000 000 иен до 40 000 000 иен 40%
Более 40 000 000 иен 45%

Как правило, в большинстве случаев сотрудникам нет необходимости подавать налоговую декларацию: за них это сделает компания. Хотя могут попросить заполнить пару форм, подтверждающих статус, например, место проживания или количество иждивенцев. Исключения составляют покрытие страховых взносов, медицинских и операционных расходов в случае занятия индивидуальной трудовой деятельностью.

Налоговую декларацию обязаны самостоятельно подавать лица, если:

  • годовая зарплата превышает 20 миллионов иен;
  • имеют более чем одного работодателя;
  • располагают вторичным доходом (вторая работа, доля дивидендов), превышающим 200 000 иен в год;
  • трудятся на работодателя за пределами Японии.

Кроме того, потребуется подавать налоговую декларацию, если лицо решит покинуть страну в течение финансового года.

Налог на недвижимость

Лица, владеющие правом собственности на землю, здание, другие амортизируемые активы на 1 января каждого года, платят налог за этот календарный год и, скорее всего, получают счета где-то между апрелем и июнем. На основании уведомления средства можно внести единовременно или четырьмя платежами поквартально.

Даже если право собственности на недвижимость изменится 2 января или в последующую дату, ответственность за уплату налога не поменяется. Выплата состоит из котэйсисан-дзэй (налог на основные средства) и тосикэйкаку-дзэй (муниципальный налог). Они основаны на стандартизированной оценке имущества, которое делится на землю и структуру:

  • ставка налога на основные средства составляет 1.4% от стоимости имущества, указанной в «Книге налогов на основные средства» для конкретного актива;
  • муниципальный налог – 0.3% от «налогооблагаемой стоимости», что, как правило, ниже рыночной цены и применяется он только к объектам недвижимости, расположенным в определенных городских районах в соответствии с японским законодательством о зонировании.

Налогообложение производится посредством определения цены для конкретного участка земли в данной области, на основании расположения его по отношению к транспортным развязкам: дорогам, железнодорожным линиям.

Оценка структуры основывается на строительных материалах, особенностях (по мере старения она обесценивается). Хотя кондоминиумы располагают меньшими участками земли, они, как правило, оцениваются выше, чем дома, поскольку считаются более долговечными конструкциями.

Ставки определяются центральным правительством, но налоговый контроль осуществляется местными органами власти, которые получают 52 процента доходов, остальное делится между центральным правительством и префектурами. В большинстве населенных пунктов также взимается второй городской налог на услуги. Если жилой район обозначен как «городская зона», то есть жители имеют доступ к услугам и инфраструктуре, они платят дополнительный налог на имущество.

Одна из ироний взаимоотношений между налоговыми и городскими службами заключается в том, что дома, оцененные как «более прочные» (огнестойкие и устойчивые к землетрясениям), имеют высокие оценочные значения. Особенность в том, что владельцы таких домов платят налоги выше, даже несмотря на то, что эта «прочность» снижает вероятность того, что им потребуются услуги городских служб (например, пожарной).

По истечении первого года владелец собственности получает накладную от местного управления, в которой указываются различные сборы, но не значится стоимость самой собственности. Оценка имущества корректируется каждые три года, но большинство домовладельцев, как правило, никогда не встречаются с инспекторами.

Налог на недвижимость в Японии

Налоги на ведение бизнеса

Ставки местных взысканий могут варьироваться в зависимости от размера бизнеса и места расположения компании. Согласно законодательству, существует четыре вида налогов, взимаемых с прибыли корпораций:

  • корпоративный (национальный);
  • с корпоративных клиентов (местный);
  • с предприятий (местный);
  • специальный корпоративный (национальный, однако декларации подаются в местные органы власти).

Корпорации обязаны подать окончательную налоговую декларацию в течение двух месяцев после окончания финансового года. Продление срока подачи допускается, если компания получает одобрение налоговой инспекции в связи с проведением бухгалтерского аудита.

Если сумма корпоративного налога за первые шесть месяцев финансового года превышает 100 тысяч иен, требуется промежуточная декларация. Подача и оплата должна завершиться в течение двух месяцев после окончания первого полугодия.

В соответствие с налоговой реформой 2016 года, «чистый операционный убыток», понесенный в каждом финансовом году (начиная с 1 апреля 2020 года), может переноситься на следующие десять лет. Но если компания имеет капитал, превышающий 100 миллионов японских иен, или является дочерней компаний крупной корпорации с капиталом более 500 миллионов японских иен, сумма убытка, которая может быть вычтена из налогооблагаемого дохода, не может превышать 80% от его размера.

Хотя корпорация не может получить возмещение в принципе, малым и средним компаниям, отвечающим определенным критериям, разрешается переносить убытки на финансовый год.

Налоги на ведение бизнеса в Японии

Налогообложение физических лиц

Подоходный налог является лишь одним из аспектов налоговых обязательств. Резидентский налог на префектурном и муниципальном уровне взимается в зависимости от города, в котором проживает физическое лицо, а не от места работы. Сумма рассчитывается на основе чистого дохода. Ставка префектурного налога составляет 4%, муниципального – 6%.

Транспортные налоги

Автомобильный налог (дзидося-дзэй) часто путают с «налогом на вес транспортного средства» (дзидося дзюро-дзэй), который является национальным и оплачивается во время двухгодичного осмотра автомобиля. По сути, такой налог является местным, взимаемым различными префектурами.

Существует установленная законом, фиксированная базовая формула, которая рассчитывается исходя из рабочего объема двигателя, но некоторые префектуры предоставляют различные скидки для пожилых людей и инвалидов. Налог оплачивается самостоятельно и квитанция об уплате обязательна для двухгодичного осмотра.

Он взимается только с обычных автомобилей с белыми номерными знаками. Мини-автомобили, мопеды, вид специальных велосипедов – средства с желтыми номерными знаками – платят «налог на легкие автомобили», который взимает орган муниципалитета.

Грузовики и автобусы облагаются национальным налогом под отдельной статьей. Большие грузовые оцениваются на основе общего тоннажа без груза, в то время как автобусы – в зависимости от количества мест. По отдельной схеме оцениваются мобильные краны, кемперы, прицепы. Специальные транспортные средства, принадлежащие муниципальным и национальным правительственным организациям, налогом не облагаются.

Налог на приобретение автомобиля уплачивается лицами в качестве префектурного.

Потребительский налог

Это работающий как НДС, потребительский налог с товаров и услуг, которые оплачиваются в повседневной жизни. Ставка в настоящее время составляет 8% (6,3% национального и 1,7% местного).

С 1 апреля 2014 года НДС увеличился до 8% в Японии по сравнению с 5% предыдущих годов, с последующим повышением в 2015 году до 10%. Из-за экономической ситуации в Японии правительство Абэ приняло решение отложить повышение до апреля 2017 года. В 2016 году была объявлена вторая отсрочка, но повышение до 10% в октябре 2020 года находится на стадии обсуждения. Данная политика рассматривается в качестве меры по сокращению государственного долга. В ответ на повышение ставки до 10% с 1 октября 2020 года будут введены более низкие ставки налога на потребление для определенных товаров.

Другие виды налогов в Японии

Существуют налоги на алкоголь, табак и бензин. Они включены в цены, указанные в магазинах. Все наследники или получатели подарков (имущество, деньги или активы), проживающие в Японии, должны платить налог на наследство и дарение, независимо от их гражданства.

Система налоговых льгот и субсидии

Для своих плательщиков и лиц, представляющих определенные социальные категории, налоговый кодекс предусматривает льготы сроком до 5 лет.

Япония предлагает разнообразные субсидии и стимулы для привлечения иностранных инвестиций. Для предприятий, создающих региональные штаб-квартиры или научно-исследовательские центры и проекты, которые потенциально открывают возможности трудоустройства в особых зонах восстановления, меры правительства более чем благоприятные.

В Японии можно получить налоговый кредит с минимальным процентом, скидки на расходы в рамках исследований и разработок. Субсидии также покрывают затраты, связанные с оборудованием и арендой объектов.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НК РФ


Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

В частности, к ним относятся:

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.
Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст. 112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным. Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет. Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.


Японская налоговая система отличается множеством обязательных отчислений, зафиксированных законодательно. Взимать налоги в Японии могут все территориальные органы управления. Предельные ставки налоговых выплат регулируются законом.

Органы налогообложения

Основным внешним органом японского Министерства финансов является Национальное управление. Под его контролем находится 12 бюро по разным регионам страны. Чтобы осуществлять администрирование были созданы 525 органов, контроль над которыми обеспечивают региональные бюро.

Налоги в Японии

Национальные органы

Оценивает доходы и обеспечивает правильный сбор вычетов управление по налогам. Свою работу управление начало 1.06.1949. Его основная функция – обеспечить беспрепятственное выполнение своих обязанностей всем налогоплательщикам и отвечать за должный учёт, прозрачность и эффективность выполнения своих обязательств.

Организация имеет трехуровневую структуру, которая включает:

  1. Головной офис.
  2. Региональные бюро.
  3. Другие органы.

Из четырёх отделов состоит и Кокудзэй-тё – штаб-квартира организации:

  1. Секретариата комиссара.
  2. Налогового департамента.
  3. Отдела по уголовному розыску и экспертизы.
  4. Управления сборами.

На заметку: отдел угрозыска и экспертизы занимается изучением налогов потребителей. В их число входят все, начиная от простых граждан и заканчивая крупными предприятиями. Отдел также проводит расследования при выявлении случаев уклонения от налогов.

Местные органы

Местные отделения налогового управления являются административными органами. Их создание было направлено на обеспечение сборов внутренних налогов и совершение тесного контакта с плательщиками. Обязанности службы – оценка и работа по сбору уплат в пределах того региона страны, за который она несёт ответственность.

Структура организации зависит от масштабов региона. В каждом местном управлении имеются такие отделы:

  • управление доходами;
  • имущественный отдел;
  • отдел корпораций;
  • сбор налогов;
  • отдел для физических лиц.

Виды налогов

Среди основных видов налогов японской системы налогообложения следует выделить резидентский и подоходный. Большую часть поступлений дают именно эти виды выплат. Корпоративные налоги занимают второе место по величине.

Налоги в Японии платят на всё: и потребление, и доходы. Установлен даже налог на выезд. Об особенностях каждого из них далее.

Бюджет Японии

Подоходный налог

В стране установлен прогрессивный вид налогообложения. Это значит, что выплаты начисляют только на чистый доход каждого физического лица. Производить налоговые выплаты необходимо раз в год.

Принимают выплаты муниципальные, префектурные и национальные учреждения. Основа способа взимания средств – статус резидента. Его определяет время, в течение которого тот жил в Японии.

  • Нерезиденты. К ним относятся те, кто иммигрировал в Японию и жил там меньше 12 месяцев. Такие граждане платят налог только на тот доход, который они имели в этой стране.
  • Непостоянные резиденты. Это люди без японского гражданства, но проживающие в стране от 5 до 10 лет. Они также должны делать налоговые отчисления, но только на полученную зарплату в Японии. Если имеются доходы за пределами государства, с них должны отчисляться средства только в том случае, если заработок переводится в Японию.
  • Резиденты. Таковыми являются граждане с ПМЖ. Налогом облагаются все их доходы, независимо от территориального расположения.

Вычитание подоходного налога в Японии осуществляется ежемесячно автоматически. Сумма вычета зависит от размера дохода. Применяется подобная система налогообложения и в других странах.

В таблице представлена информация о сумме вычетов из общего чистого дохода:

Размер дохода, подлежащего налогам (в иенах) Размер ставки налога
1 950 000 5%
1 950 000 – 3 350 000 10%
3 350 тыс. – 6 900 тыс. 20%
6 900 тыс. – 9 000 тыс. 24%
9 млн. – 18 млн. 33%
18млн. – 40 млн. 40%
40 млн. и больше 45%

Для проведения расчётов учитываются все виды поступлений:

  • дивиденды;
  • зарплаты;
  • пенсии;
  • доходы от сдачи в аренду недвижимости;
  • доходы от деятельности коммерческих фирм.

Обычно те, кто трудится в разных компаниях, не занимаются подачей налоговой декларации – это обязана делать компания-работодатель. Конечно, для этого нужно заполнить несколько форм, чтобы подтвердить свой статус, количество иждивенцев, место жительства, другие данные.

Составлением налоговой декларации нужно заниматься тем, у кого:

  • размер годового заработка составляет более 20 млн. иен;
  • трудятся на двух работах;
  • есть вторичный доход (дивиденды и т. д.) размером более 200 тыс. иен/год;
  • имеют работу за пределами своей страны.

Если предстоит зарубежная поездка на протяжении финансового года, необходимо также подать декларацию.

Подоходный налог в странах мира

Налог на недвижимость

Недвижимостью в Японии считается дом, дача, другие типы зданий, а также земля. Налог на любой вид амортизируемых активов нужно ежегодно платить до начала января. Счета приходят обычно от начала апреля, до окончания июня. Сумму налога, указанную в уведомлении, можно уплатить или за один раз, или разделить её на 4 части и оплачивать каждый квартал.

В общую сумму налога входят два вида выплат – муниципальный и основной.

Их обоснование – стандартизованная оценка структуры и имущества:

  • Размер основной ставки налога зависит от вида недвижимости. Он составляет 1,4% от стоимости имущества. Точную цену конкретного актива можно узнать в «Книге налогов».
  • Сумма муниципального налога не превышает 0,3% цены налогооблагаемого объекта. Обычно указанная цена ниже рыночной стоимости. Применяют данное требование не ко всем недвижимым объектам, а только к тем, что расположены в определённых частях города. Такие районы установлены законодательством Японии, касающимся зонирования.
  • Чтобы определить точную сумму налога конкретного объекта, учитывают в первую очередь стоимость самого земельного участка, которая зависит от таких параметров, как наличие транспортных развязок – дорог, железнодорожных линий. При оценке здания учитываются строительные материалы, возраст постройки, длительность её эксплуатации в будущем и другие параметры.

На заметку: кондоминиумы обычно имеют более высокую стоимость, хотя и занимают меньше земли – считается, что они долговечнее, чем дома. То же касается и домов, обозначенных как наиболее прочные – их оценочная стоимость также обычно выше.

Центральное правительство определяет размер ставок, но только местные власти могут осуществлять контроль. Им соответственно, остается 52% дохода. Оставшиеся 48% делят префектуры и центральное правительство.

Жители большинства населённых пунктов, обозначенных как городские зоны, должны платить дополнительный налог – городской. Это плата за наличие инфраструктуры и возможность пользоваться ею.

Установленная сумма имущества должна подвергаться конвертированию каждые 3 года, хотя на практике такое происходит редко.

Налоги на бизнес

Корпоративный и подоходный налог наполняют госбюджет на 72–74%. Причём, вносить выплаты в бюджет страны должны как местные, так и зарубежные фирмы, которые получают в Японии прибыль.

Платят налог на прибыль корпораций в Японии со следующих видов доходов:

  • процентных доходов с ценных бумаг, выданных как государственными органами, так и корпорациями;
  • процентов на займы;
  • дивидендов от акций;
  • сдачи в наём движимого и недвижимого имущества;
  • зарплат, премий, разного рода вознаграждений;
  • выходных пособий, пенсий;
  • доходов от передачи прав на патенты или авторство;
  • доходов от рекламной деятельности;
  • доходов от хозяйственной деятельности;
  • прибыли от погашения облигаций страны;
  • других видов доходов.

В зависимости от того, какой объём имеет облагаемая прибыль, устанавливается в Японии размер корпоративного налога. Он может для японских фирм составлять 20–30%, а для иностранных 29–41%.

Налоги в Японии

В 2020 году налог составляет 30,62 %

А также размер корпоративного налога зависит от того, где расположена компания, насколько она большая, как давно открыта.

Каждая корпорация со своей прибыли должна платить 4 вида налогов:

  • национальный (корпоративный);
  • местный. Платят корпоративные клиенты;
  • местный, который выплачивает предприятие;
  • специальный корпоративный. Данный вид выплат является национальным, но декларацию на него подают в местные органы.

После того, как закончится финансовый год, каждая компания на протяжении 60 дней должна подготовить и представить в налоговую компанию декларацию. В случае проведения бухгалтерского аудита или других непредвиденных ситуаций, сотрудники налогового учреждения могут продлить срок сдачи декларации на определённый период.

Крупные компании, заработавшие за первое полугодие более 100 000 иен, должны представить дополнительно ещё одну декларацию.

Подробнее о налогах в Японии смотрите в следующем видео.

Особенности налогообложения физических лиц

У каждого жителя страны есть немало налоговых обязательств. Подоходный налог – один из них. Причём, платить нужно не по месту трудоустройства в Японии, а по месту проживания. Вычет производится с чистого дохода. Размер муниципального налога не превышает 6%, префектурного – 4%.

Процесс вычисления размера налога для конкретного лица довольно сложный:

  • подсчитывается общая сумма годового дохода;
  • отчисляют предусмотренный законом процент уплаты;
  • умножают сумму на установленную ставку;
  • вычитают налоговые льготы из полученного результата.

Самому произвести все подобные расчёты очень нелегко, поэтому приходится обращаться к налоговому консультанту. Востребованность в стране на услуги представителей данной профессии привела к тому, что они сегодня зарабатывают немало и пользуются почётом и уважением.

Налоги на транспорт

Есть два вида налога на транспорт. Один из них дзидося дзюро-дзэй. Это налог на вес авто. Выплаты необходимо производить 1 раз в 2 года после осмотра машины. Другой вид налога – автомобильный, дзидося-дзэй.

Законодательно установлена неизменная основная формула. Именно по базовым показателям в Японии высчитывают размер транспортного налога. Для этого берётся такой показатель, как рабочий объём мотора. Этот налог платят все, у кого на автомобиле есть белые номера. На специальный транспорт – велосипеды, мопеды, мини-авто и другие виды с жёлтыми номерами установлен меньший налог.

Независимо от цвета номерных знаков, пожилым людям и инвалидам предоставляются скидки на автомобильный налог.

Для автобусов и грузовых машин имеется отдельная статья.

Согласно ей оценка происходит следующим образом:

  • Автобусы. Учитывается количество мест;
  • Грузовики. Учитывается общий тоннаж (без груза).

А также есть отдельная схема для оценки таких видов транспорта как прицепы, кемперы, мобильные краны. Не облагаются налогом специальные автомобили правительственных, национальных, муниципальных организаций.

Во время приобретения машины нужно будет уплатить префектурный налог.

Больше фактов о расходах на автомобили в Японии смотрите далее.

Потребительский налог

Данный вид выплат более известен как НДС. Этот вид потребительского налога является общеобязательным. Его ставка равняется 8%. Из суммы выплат 1,7% идёт в местный бюджет, а остальные 6,3% в национальный.

Платят налог на добавленную стоимость конечные потребители. Это те, кто пользуется услугами и приобретает различные товары. Поэтому данный вид обязательных выплат сразу вводится в стоимость.

До 2014 года размер налога на потребление не превышал 5%. Но в 2015 году его размер был повышен. В настоящее время идёт обсуждение в правительстве о повышении ставки НДС до 10%. Причиной этого стал большой государственный долг, который необходимо погасить. И это не предел. В дальнейшем планируется ещё повысить размер налога с продаж в Японии.

Другие виды налогов

Как и правительства других стран, японцы установили много видов налогов. Среди них налог на табачные изделия, алкоголь, бензин и т. д. Обычно их включают в стоимость перечисленной продукции. Нужно платить также за полученные в наследство недвижимость, дорогие вещи, имущество, активы, денежные средства.

Кроме того, имеются и другие виды обязательных налогов:

  • туристический;
  • на развитие энергоресурсов;
  • корабельный;
  • таможенный;
  • экологический и другие.

Есть в стране и непривычный для русского человека налог – на лишний вес. Так правительство страны борется с проблемой ожирения.

Установлен в Японии и налог на собак. Благодаря этому, прежде чем завести в доме животное японец много раз подумает, согласен ли он платить за это деньги. Такой подход позволяет избежать и проблемы с бездомными животными – здесь не выбрасывают на улицу взятых собак или котов, так как далеко не каждый может себе позволить содержать питомца.

Налоговые льготы и субсидии

В Японии применяются самые разные налоговые льготы. Это целая система, которую составляют различные меры, цель которых уменьшить размер налогов или полностью освободить от них конкретного человека.

К таковым мероприятиям относятся стимулы, субсидии. Утверждено несколько видов субсидий, которые назначаются местными или национальными органами самоуправления. Так, получают субсидии:

  • компании, перенесшие производственные мощности в регионы, где мало производственных предприятий;
  • фирмы, создающие социальные инфраструктуры;
  • при создании инфраструктур, защищающих окружающую среду.

Какую субсидию будет получать юридическое лицо – решают соответствующие органы, исходя из размеров освоенных площадей.

Региональные учреждения назначают субсидии при предоставлении рабочего места в регионах, где степень занятости считается малой. Это касается и вновь созданных предприятий, и расширенных, которые уже работали да этого. Выдаётся субсидия на год.

Существуют различные налоговые льготы обычным плательщикам – инвалидам, лицам у которых прибыль в Японии составляет 5 000 иен и т. д.

Чтобы привлечь инвесторов из-за границы, для иностранных компаний также предлагаются самые разные стимулы и субсидии.

Вторая часть видео о налогах в Японии.

Михаил Кобрин

Что такое налоговое правонарушение и ответственность за него

Налоговое правонарушение — это действия, которые нарушают положения Налогового кодекса и за которые установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). За совершение незаконного деяния закон предусматривает штрафы, а иногда и уголовное наказание. Наказание зависит от вида нарушения и наличия умысла.

По НК РФ нельзя оштрафовать должностное лицо компании — штраф налагается на юридические и физические лица. Но это не значит, что генеральный директор и главбух вольны делать что угодно. Одновременно со штрафами для организации по НК РФ к должностным лицам могут быть применены статьи КоАП или даже УК РФ.

Физлица несут налоговую ответственность с 16 лет. Даже если у ребенка возникла обязанность по уплате налога или сдаче декларации до 16 лет, исполнить ее должны его родители или опекуны. Иначе вся ответственность ляжет на них (ст. 107 НК РФ).

Виды налоговых правонарушений и штрафы

Полный перечень налоговых правонарушений есть в главе 16 НК РФ. В таблице мы собрали основные виды правонарушений и штрафы, которые установлены Налоговым кодексом.

10 000 рублей, если нарушения совершены в одном отчетном периоде

30 000 рублей, если нарушения совершены в более чем одном периоде

20 % от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей, если из-за грубого нарушения занижена налоговая база

20 % от неуплаченной суммы, если деяние неумышленное

40 % от неуплаченной суммы, если есть злой умысел

200 рублей за каждый документ

100 000 рублей за документы из п. 5 ст. 25.15 НК РФ;

при непредставлении расчетов по НДФЛ сотрудников — 1 000 рублей за каждый месяц просрочки

5 000 рублей за первое нарушение в году

20 000 рублей за повторное

Помните, штраф не освобождает от ответственности по исполнению обязательства. Нельзя заплатить 20 % от неуплаченных налогов и забыть при них или отдать 200 рублей и не приносить документы по требованию инспектора. Выполнить обязательства все равно придется.

Ответственность за налоговые правонарушения

В каких случаях штраф могут уменьшить

Закон устанавливает перечень ситуаций, которые смягчают ответственность за нарушения в части налогов и сборов. К ним относятся (п. 1 ст. 112 НК РФ):

  • тяжелые личные или семейные обстоятельства;
  • совершение деяния под угрозой или по принуждению;
  • другие обстоятельства, которые суд или ФНС сочтут смягчающими.

Закон любит равновесие. Поэтому есть и отягчающее обстоятельство — повторное нарушение.

Ответственность за налоговые нарушения по КоАП РФ

Административную ответственность по КоАП несут должностные лица, чаще всего это директор или главный бухгалтер компании. Нарушения по налогам и сборам законодатель выделил в гл. 15 КоАП РФ.

100 — 300 рублей для граждан

300 — 500 рублей для должностных лиц

5 000 — 10 000 рублей за первое нарушение

10 000 — 20 000 рублей или дисквалификация за повторное нарушение

Уголовная ответственность

Организация уголовную ответственность не несет. Но за серьезные нарушения могут быть привлечены директор, главбух, учредители и иные лица, которые имеют существенное влияние на компанию.

Наказание зависит от размера нанесенного бюджету ущерба: крупный или особо крупный. Для каждого нарушения критерии отличаются. За первое нарушение уголовной ответственности можно избежать, если погасить всю задолженность по налогам и уплатить пени и штрафы по доброй воле.

100 000 — 300 000 рублей

принудительные работы на срок до 1 года

лишение свободы до 1 года

200 000 — 500 000 рублей

принудительные работы или лишение свободы на 3 года

100 000 — 300 000 рублей

принудительные работы на 2 года

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

арест на полгода

лишение свободы на 2 года

200 000 — 500 000 рублей

принудительные работы на 5 лет

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

лишение свободы на 6 лет

100 000 — 300 000 рублей

принудительные работы на 2 года

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

арест на полгода

лишение свободы на 2 года

200 000 — 500 000 рублей

принудительные работы на 5 лет

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет

лишение свободы на 6 лет

Чтобы избежать санкций просто платите налоги в полном размере и в срок, отчитывайтесь вовремя, а бухучет ведите без ошибок. В этом поможет облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Система сама рассчитает налог к уплате, заполнит декларацию и напомнит о сроках уплаты. Всем новичкам мы дарим бесплатный 14-дневный доступ.

Контур.Бухгалтерия

  • Легко ведите учёт и заводите первичку
  • Отправляйте отчётность через интернет
  • Сервис расчитает налоги и напомнит о платеже
  • Начисляйте зарплату, больничные, отпускные
Попробовать бесплатно

Даже если ваш бизнес — не сезонный, например, вы не продаете елочные игрушки или не держите шиномонтажку, все равно покупки неравномерно распределены по году. Клиенты реагируют на праздники, периоды отпусков или зимних каникул. Их реакции вполне предсказуемы, и это можно использовать. Расскажем, как измерить сезонность, как ее регулировать и что делать в низкий сезон.

Средний чек — важный показатель в продажах. В отдельности и в сочетании с другими данными он помогает анализировать состояние бизнеса. Расскажем, как увеличить средний чек.

Информационные технологии помогают переложить работу менеджеров по продажам на искусственный интеллект или хотя бы автоматизировать рутину. В этой статье рассмотрим новые каналы продаж, открывшиеся в глобальной сети в последние годы.

Главная > Закон >Финансы

2.2 Ответственность за налоговые правонарушения

Во всех государствах предусматривается обязанность граждан уп­лачивать налоги. Это — естественно, поскольку налоги составляют основную часть государственного бюджета. Во многих странах пря­мые налоги, непосредственно уплачиваемые физическими и юриди­ческими лицами, приносят более половины государственных дохо­дов. При этом также естественно и то, что граждане не любят пла­тить налоги, считая, что государство далеко не всегда эффективно использует получаемые финансовые средства для осуществления своих социально-экономических и иных программ. Есть и другие причины, по которым граждане не любят платить налоги, но делают это, понимая их необходимость для нормального функционирования государства и жизни гражданского общества. Государство, в свою очередь, понимает, что лишь убеждением добиться уплаты налогов невозможно, поэтому устанавливает различные меры наказания за невыполнение или нарушения в выполнении налоговой обязанно­сти. В зарубежных странах предусматривается два основных вида от­ветственности за налоговые правонарушения: административная и уголовная. Однако в каждом государстве решение вопроса ответст­венности имеет свои особенности, определяемые законодательством и доктриной. В настоящем параграфе предполагается рассмотреть общее и особенное в вопросе ответственности за налоговые право­нарушения на примере ряда зарубежных государств.

Прежде всего следует определиться с критерием разграничения административной и уголовной ответственности. Уже здесь возни­кает первая сложность. Дело в том, что принятый в отечественной науке и понятный российскому юристу критерий степени общест­венной опасности противоправного деяния в западноевропейской правовой доктрине не признается как отличительный признак раз­граничения видов правовой ответственности. В Японии таким критерием является воля законодателя:

- если санкции за правонарушение предусмотрены в уголовном законе, то это означает наличие уголовной ответственности;

- если санкции установлены в административном законе, то это означает административную ответственность за правонарушение.

Однако в ряде государств, в частности в Японии, Франции и Италии, санкции за основные налоговые правонарушения установлены не в административном или уголов­ном законодательстве, а в специальных налоговых законах. В этом случае основной критерий разграничения уголовной и администра­тивной ответственности применяется опосредованно, через сравне­ние суровости санкций за правонарушение:

- если налоговый закон предусматривает арест на срок меньше минимального срока лишения свободы, установленного УК, то речь идет об административной ответственности;

- если закон устанавливает штраф, размер которого ниже мини­мального штрафа, предусмотренного УК, то это также означает ад­министративную ответственность.

Различие уголовного и административного штрафа можно прово­дить и по другому критерию, — в зависимости от государственного органа, налагающего штраф. Соответственно, административный штраф устанавливается административными органами, а уголовный — I только судом.

Основным источником норм, определяющих ответственность за налоговые правонарушения, является Положение о налогах, закреп­ляющее принцип, устанавливающий соотношение налогового зако­нодательства, с одной стороны, и уголовного/административного законодательства — с другой: в отношении административных пра­вонарушений/налоговых преступлений действуют общие нормы ад­министративного/уголовного закона соответственно, если иное не предусмотрено Положением о налогах.

Уголовная ответственность предусматривается за налоговые преступления, основные виды которых перечислены в Положении о налогах и Уголовном кодексе:

1) уклонение от уплаты налогов;

2) нарушение таможенных правил;

3) подделка знаков уплаты по­шлин;

4) нарушение налоговой тайны;

5) укрывательство имущест­ва с целью уклонения от налогообложения.

Уклонение от уплаты налогов проявляется в различных формах:

Имеются в виду нарушения, связанные с упаковкой, маркировкой и транс­портировкой товаров, влекущие за собой их неправильное налогообложение

а) получение незаконных налоговых льгот для себя и для друго­го лица на основе неверных или неполных данных, представленных в налоговые органы, или сокрытие информации, которую лицо обязано предоставлять в финансовые органы, повлекшее за собой незаконное использование налоговых льгот. Это преступление на­казывается лишением свободы или штрафом. В случае незаконного использования налоговых льгот, которое привело к значительному сокращению налогооблагаемой базы, предусматривается более строгое наказание в виде лишения свободы;

б) получение незаконных налоговых льгот в результате исполь­зования поддельных документов. Это преступление, совершаемое постоянно, также влечет за собой ответственность в форме лише­ния свободы.

2.3 Сравнительный анализ налоговых систем пони и России

Япония и Россия имеют много общего в своем экономическом развитии. Однако экономика Японии более динамична и подвижна. Поскольку основу экономической сферы составляет налоговая система государства, целесообразно, говоря об экономике, проанализировать налоговые механизмы.

Налоговая система России - это совокупность налоговых платежей, взимаемых на территории страны. Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы; налоги и сборы субъектов РФ (далее - региональные); местные налоги и сборы. Налоговая система Японии - это налоговая система, характерными чертами которой являются:

- весьма низкий уровень налогового бремени ;

- явная ориентация на прямое налогообложение в противовес косвенному ;

- жестко централизованная система сбора налогов , имеющая своим результатом активную вовлеченность центрального правительства в дела местных автономий посредством перераспределения налоговых поступлений через систему межправительственных трансфертов.

3. Налоговые системы этих России и Японии важнейший признак государственности.

Первая и основная функция налогов - служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству. Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Законодательство по налогам и сборам России и Японии – несовершенно. Несовершенство налоговой системы России объясняется тем, что она формировалась в условиях спада производства и инфляции, имеет ярко выраженный фискальный интерес, и роль регулирующей функции в ней принижена. А именно любой налоговой системе необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. "Налоги не должны мешать производству" , - отмечал итальянский профессор финансового права Ф.С. Нитти (1868-1953). Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов РФ, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, безусловно, российскую специфику.

В Японии, роль косвенных налогов умеренна: они составляют около трети всех налоговых поступлений. Причина - традиционно негативное отношение к этим налогам как социально несправедливым (поскольку они не зависят от размеров доходов и собственности) и к тому же способствующим инфляции.

В законодательстве по налогам и сборам России и Японии имеются существенные проблемы. Налоговая система России неадекватна экономическим условиям и задачам ее развития, не отражает специфики периода построения рыночной экономики, не учитывает тенденций развития налоговой системы экономически развитых стран и мирового опыта в целом. Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Япония стоит перед серьезной проблемой: с одной стороны, выявилась необходимость стимулирования конъюнктуры и, следовательно, дальнейшего облегчения налогового бремени, а с другой - стала очевидной неизбежность повышения потребительского налога для пополнения бюджетных доходов.

3. Перспективы развития налоговой системы Японии

В настоящее время в Японии одной из главных проблем является то,что местные органы власти, несмотря на все налоговые поступления, поступающие в их распоряжение, не в состоянии надлежащим образом

выполнять свои функции. В этой связи сложилась устойчивая практика перераспределения финансовых ресурсов из госбюджета в виде ежегодных субсидий. Одним из путей решения данной проблемы может пос-

лужить проект налоговой реформы, предусматривающий пересмотр действующей системы в сторону сокращения дотаций местным органам власти при одновременной передаче им ряда полномочий по полному взиманию определенных налогов на местах и отмене части налоговых субсидий, идущих, в частности, на погашение внутренних займов префектуральных органов власти.

Также налоговая реформа призвана решить проблему прогрессирующего старения нации, которая приводит к росту доли косвенных налогов, так как в противном случае повышение доли прямых налогов означало бы непомерное увеличение бремени для трудоспособного населения.

Поэтому, в ходе реформы должен произойти пересмотр налогообложения, чтобы «снизить бремя работающего поколения и разделить его совсеми членами общества». Правительство обещает при этом принять необходимые меры, чтобы не допустить большого воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами старше 65 лет.

Необходимость пересмотра действующей налоговой системы остро осознается еще и из-за продолжающегося в течение последних лет сокращения фискальных и иных поступлений в казну. Так, по данным Минфина, в 2002 финансовом году доля общегосударственных налоговых сборов, а также доходов полугосударственных предприятий и от продажи госимущества составила всего 52,9% от доходной части бюджета. Такая тенденция сохраняется и в настоящее время, что вынуждает правительство идти по пути увеличения внутренних заимствований для покрытия расходной части бюджета. Решение этой проблемы является одним из главных приоритетов планируемой налоговой реформы.

Кроме того, в результате реформы, очевидно, сократится доля законодательных налоговых преференций, что приведет к расширению налогооблагаемой базы. Все это позволит собирать как минимум то же количество налоговых поступлений при более низких ставках подоходных налогов.

Считается общепризнанным, что такие серьезные экономические преобразования могут успешно осуществиться лишь в том случае, если они будут подкреплены продуманной, обоснованной и технически грамотной системой налогового законодательства.

Таким образом, в настоящее время в Японии находится в стадии рассмотрения новый пакет налоговых предложений, суть которых сводится к дальнейшему пересмотру соотношения прямых и косвенных налогов, решению проблемы финансирования местных органов власти, к принятию налоговой системы, имеющей большую сбалансированность налогообложения доходов, потребления и собственности.

Рассмотрев тему данной курсовой работы можно сделать ряд выводов о налоговой системе Японии.

Прежде всего, необходимо отметить, что Япония страна, в которой проживает многомиллионное население. Однако ее географическая территория небольшая. В связи с этим в Японии остро стоит вопрос размещения населения. Цена земли в данной стане достаточно высока. Росту цен способствовали особые экономические условия. В 80-ые г.г. возник повышенный спрос на офисы, поскольку Токио наряду с Нью-Йорком и Лондоном становится одним из основных информационных и банковских центров мира. В эти же годы правительством Японии был объявлен план реконструкции столицы, рассчитанный до 2000 г., которым предусматривается большая застройка. После опубликования плана началась лихорадочная скупка земель в расчете на выгодную перепродажу государственным органам. Сказался и еще один фактор. В отличие от другого недвижимого имущества при скупке-продаже земли не взимались налоги. Твердо укоренилось убеждение, что земля может только дорожать и никогда не дешевеет. В результате за последнее время были годы, когда темпы роста цены земли в Токио составляли 50-75%. Этот процесс коснулся и других крупных городов Японии.

Возросшая цена земли сказывается на внутригородской миграции. Муниципалитеты из-за высокой стоимости оказались не в состоянии приобретать новые земельные участки для общественных целей. В связи с этим был введен порядок, по которому земельный налог не может быть увеличен больше чем на 10% по сравнению с последней переоценкой.

Во – вторых, в формировании бюджета лидирующую роль занимают государственные налоги, приносящие около 64%, а остальная часть бюджета формируется за счет местных налогов. Перераспределение налоговых поступлений является зеркальным отражением их сбора, т.е. 64% всех ресурсов расходуются как местные, а остальные обеспечивают выполнение общегосударственных функций.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов, которые имеет право взимать каждый орган территориального управления. Все налоги закреплены в законодательных актах. Всего в стране действует 25 государственных и 30 местных налогов. Среди всего многообразия этих налогов, наибольший доход бюджету приносят подоходные налоги на физических и юридических лиц (около 56% всех налоговых поступлений), затем по степени значимости идут прямые налоги на имущество, а также прямые и косвенные потребительские налоги.

В Японии обсуждается вопрос о тяжести налогового бремени рядового гражданина. Однако, несмотря на высокие ставки налогов, государство предоставляет значительный необлагаемый минимум, который учитывает семейное положение человека. От уплаты налогов освобождаются средства, затраченные на лечение. Дополнительные льготы имеют многосемейные. В современной Японии приветствуются семьи, в которых работают оба супруга примерно с одинаковыми доходами, поэтому пары, где работает только один супруг, несут более тяжелое налоговое бремя.

Несмотря на незначительный удельный вес местных налогов в совокупном доходе бюджета, местное налогообложение является составной частью системы налогообложения Японии. Вся система финансирования производственной и социальной инфраструктуры, подготовки и переподготовки рабочей силы, коммунально-жилищно-бытового обслуживания осуществляется через местные органы власти.

Социальное обеспечение включает разные виды де­нежных выплат (пенсии, пособия) и оказание льготных услуг нетрудоспособным и безработным. В зависимости от источников финансирования социальное обеспечение подразделяется на социальное страхование — обеспечение нетрудоспособных за счет бюджетных средств и на произ­водственное страхование — за счет фондов, создаваемых на предприятиях для выплаты пенсий и пособий.

Источниками финансирования социального обеспече­ния являются автономные фонды государственного соци­ального страхования, средства государственного и мест­ных бюджетов, пенсионные фонды предприятий.

Фонды государственного социального страхования со­здаются за счет взносов трудящихся, предпринимателей и дотаций из государственного бюджета. Ресурсы этих фондов дополняются также доходами, получаемыми от инвестиций самого фонда.

Взносы трудящихся в фонды социального страхования представляют собой прямые вычеты из заработной платы и других личных доходов, а взносы предпринимателей по форме — прямые вычеты из их доходов, а по существу — это косвенное обложение всех потребителей, поскольку через механизм цен эти суммы в основном перекладыва­ются на широкие слои населения.

Источником взносов является часть оплаты их труда, т. е. вычет из необходимого продукта. Эти взносы не за­трагивают прибыль и прибавочную стоимость: они всегда предпринимателем включаются в издержки производ­ства.

Взносы на социальное страхование, будучи обязатель­ными, представляют форму налогового платежа. Это второй подоходный налог, причем более крупный, чем первый.

В Японии существует довольно хорошо развитая си­стема поощрений как национальных, так и иностранных инвестиций, основные цели которой можно свести к со­зданию благоприятных условий для дальнейшего разви­тия осуществляемой в рамках национальной экономики структурной перестройки, а также для ускорения эконо­мического роста относительно менее развитых регионов страны. Для иностранной предпринимательской деятель­ности в Японии наиболее важное значение имеет система поощрения инвестиций в периферийных районах страны. Многие иностранные предприниматели, имеющие значи­тельный опыт работы на японском рынке, знают, что ор­ганизация производственной деятельности в таких рай­онах требует не только намного меньших затрат, но мо­жет быть осуществлена в более сжатые сроки и относи­тельно проще. [11]

Основными средствами поощрения инвестиций, жела­тельных с точки зрения содействия решению стоящих пе­ред страной экономических задач, являются налоговые льготы, субсидии и финансовые льготы.

Система налоговых льгот, действующая в настоящее время, базируется на различных рода законах о регио­нальном развитии и заключается в основном в меропри­ятиях по уменьшению или даже полному освобождению от обложения местными налогами.

Субсидии подразделяются на национальные и местных органов самоуправления. Национальные субсидии приме­няются при переносе производственных мощностей из «промышленно избыточных» регионов и при создании со­циальной инфраструктуры и инфраструктуры защиты окружающей среды: величина субсидии от размеров рас­ширения или вновь построенных заводских площадей. Система при субсидировании региональной занятости основывается на дотациях — от 18 тыс. до 29 тыс. иен в месяц — на каждого работника, который получает рабо­ту в регионах с малой степенью занятости в результате строительства новых или расширения действующих производственных или иных мощностей и дается сроком на один год.

В заключении можно отметить лишь справедливость высказывания: «Зарубежный опыт вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики Российской Федерации».

Читайте также: