Ответственность банка за несообщение об открытии счета в налоговую

Опубликовано: 17.05.2024

1. Открытие банком счета российской организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации через отделение, аккредитованному филиалу, представительству иностранной организации, индивидуальному предпринимателю, счета инвестиционному товариществу при отсутствии сведений о соответствующих идентификационном номере налогоплательщика, коде причины постановки на учет в налоговом органе, дате постановки на учет в налоговом органе, открытие счета иностранной организации, не указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 86 настоящего Кодекса, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица

влекут взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

2. Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества

влечет взыскание штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Комментируемая статья устанавливает ответственность банка за нарушение правил открытия (закрытия) счета.

Открытие банком счета хозяйствующему субъекту (организации, индивидуальному предпринимателю и др.) без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе или открытие счета при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица (далее - решение о приостановлении) влекут ответственность по пункту 1 статьи 132 НК РФ.

Обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей предъявить свидетельство в качестве обязательного условия при открытии банками счетов этим лицам установлена пунктом 1 статьи 86 НК РФ. В связи с этим по пункту 1 статьи 132 НК РФ наступает ответственность, если свидетельство не представлено. Данное правило подтверждается сложившейся судебной практикой.

ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 10.03.2011 N А78-6096/2010 рассмотрел ситуацию, в которой при открытии счета организация предъявила банку свидетельство, которое оказалось недействительным. Суд указал в своем решении, что у банка не было оснований для отказа в открытии счета, поскольку он не имеет права проверять действительность представленного ему свидетельства, и порядок такой проверки не установлен. Банк уведомил налоговый орган об открытии счета, указав данные представленного ему свидетельства, в соответствии с законодательством. Ответственность, установленная в пункте 1 статьи 132 НК РФ, которая наступает в случае фактического непредставления банку свидетельства, к данной ситуации была неприменима.

Следует обратить внимание, что у банка нет права проверять подлинность свидетельства о постановке на налоговый учет налогоплательщика, которому он открывает счет, поэтому на банк невозможно наложить штраф за то, что свидетельство его клиента оказалось недействительным.

В соответствии с пунктом 11 статьи 76 НК РФ, если в отношении организации есть решение о приостановлении, банк не вправе открывать ей новые счета. Закрытие банком счета налогоплательщика в порядке, установленном статьей 859 ГК РФ, не является основанием для отмены решения о приостановлении. Следовательно, открытие банком новых счетов этому налогоплательщику и исполнение по ним его поручений на перечисление средств другому лицу, не связанных с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), являются нарушением статьи 76 НК РФ и влекут применение к банку налоговой ответственности согласно пункту 1 статьи 132 и статье 134 НК РФ.

Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 28.11.2005 N ЧД-6-24/998@.

В письме Минфина России от 19.01.2015 N 03-02-07/2/915 указано, что несоблюдение банком требования, предусмотренного абзацем первым пункта 12 статьи 76 НК РФ, при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 НК РФ, влечет применение к этому банку ответственности, установленной пунктом 1 статьи 132 НК РФ.

В случае открытия банком счета названным выше лицам при отсутствии у него указанного решения налогового органа основание для привлечения этого банка к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 132 НК РФ, отсутствует впредь до вступления в силу порядка информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 НК РФ, утвержденного приказом Федеральной налоговой службы в соответствии с пунктом 12 статьи 76 НК РФ.

Порядок информирования банков о приостановлении (об отмене приостановления) операций по счетам налогоплательщика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, а также по счетам лиц, указанных в пункте 11 статьи 76 НК РФ, утвержден Приказом ФНС России от 20.03.2015 N ММВ-7-8/117@ и действует с 18.04.2015.

Как отметил ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 12.12.2012 N А33-6597/2012, при получении решений налогового органа о приостановлении операций по конкретным счетам организации-налогоплательщика в пределах определенных сумм, подлежащих взысканию, банк в обязательном порядке должен исполнить эти решения, приостановив расходные операции по всем приведенным в этих решениях счетам в пределах взыскиваемых сумм на весь период до момента получения решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Судом установлено, что при наличии у банка решений налогового органа о приостановлении операций по счетам банк открыл организации расчетный счет.

Исходя из изложенного, привлечение банка к налоговой ответственности по статье 132 НК РФ суд посчитал законным и обоснованным.

Если банк не сообщил налоговому органу сведения об открытии или закрытии счета организации, индивидуальному предпринимателю и другому хозяйствующему субъекту, это влечет ответственность по пункту 2 статьи 132 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 86 НК РФ установлена обязанность банка сообщать не только об открытии и закрытии счетов, но и об изменении реквизитов счетов (например, об изменении номера счета).

Однако привлечь банк к ответственности по пункту 2 статьи 132 НК РФ можно лишь за то, что он не сообщил налоговому органу сведения об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, а не за нарушение срока представления таких сведений.

На это указывает ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 13.01.2009 N А58-3125/08-0327-Ф02-6786/08.

Порядок сообщения банком об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета в электронном виде установлен Центральным банком Российской Федерации в Положении о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета от 07.09.2007 N 311-П (далее - Положение).

Пунктом 3.6 Положения предусмотрено, что в случае получения извещения налогового органа об ошибках банк формирует электронное сообщение с учетом исправленных данных и направляет его не позднее 5 рабочих дней, следующих за датой получения банком извещения об ошибках, в порядке, установленном Положением.

Поскольку срок для повторного направления банком сведений при необоснованном отказе в их принятии территориальным учреждением Центробанка РФ нормативно не установлен, суд, применяя вышеизложенную норму Положения по аналогии, установил, что повторно транспортный файл направлен банком в пределах указанного пятидневного срока, в связи с чем пришел к выводу о том, что банк предпринял все разумные и необходимые меры для представления соответствующих сведений в налоговый орган в установленный срок.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о том, что вина банка в совершении налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 132 НК РФ, отсутствует, в связи с чем признал неправомерным привлечение банка к ответственности на основании указанной статьи.

Источник комментария:
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (АКТУАЛИЗАЦИЯ)
Ю.М. Лермонтов, 2016

Заявитель полагает, что пунктом 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) не предусмотрена ответственность за открытие вклада (депозита, депозитного счета) при наличии решения о приостановлении операций по счетам.

Как усматривается из судебных актов, решением от 20.01.2016 № 5 банк привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс), в виде штрафа в размере 20 000 рублей за открытие ООО «Фортуна» депозитного счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам данного юридического лица.

Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Кодекса представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь статьями 76, 106, 132 НК РФ ( в редакции, действующей в период открытия банком депозитного счета), письмами ФНС России от 22.01.2014 № ЕД-4-2/738@, от 13.02.2014 № НД-4-8/2283, учитывая, что банку было достоверно известно о наличии препятствий к открытию депозита ввиду того.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Налоговые штрафы

Приказом МНС Российской Федерации от 4 марта 2004 года №БГ-3-24/179 "Об утверждении форм документов, содержащих информацию об открытии (закрытии) банковского счета, изменении номера банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, и порядка их представления" для банков утверждены формы документов.

Сообщения банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета и Извещения банка об изменении номеров банковских счетов клиентов банка, формируемые банками самостоятельно в соответствии с предоставленными им диапазонами номеров по формам, утвержденным Приказом МНС Российской Федерации от 4 марта 2004 года №БГ-3-24/179@, подлежат приему налоговыми органами до 20 сентября 2004 года включительно. При этом бланки данных документов, выданные банкам налоговыми органами до 23 августа 2004 года, используются до их полного исчерпания (Письмо МНС Российской Федерации от 17 августа 2004 №24-3-03/571@ "О Приказе МНС России от 27 июля 2004 года №САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Приказом МНС Российской Федерации от 27 июля 2004 года №САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" утверждены новые формы документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Пункт 2 статьи 132 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) предусматривает параллельное обременение банка сообщать в налоговые органы информацию об открытии или закрытии счетов налогоплательщиком.

Не сообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика, в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета сведения об открытии или закрытии счетов.

Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2004 года №САЭ-3-09/255@ "Об утверждении рекомендуемых форм сообщений, используемых при учете сведений о юридических и физических лицах" установлена форма №С-09-1 "Сообщение об открытии (закрытии) счета", используемая налогоплательщиками для представления сведений в налоговый орган об открытии (закрытии) счета.

Статья 118 НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за нарушение сроков представления в налоговый орган информации об открытии и закрытии счета в банке .

Субъектами правонарушения являются:

  • организации,
  • индивидуальные предприниматели, но не иные физические лица.
За нарушение установленных сроков представления налоговым органам информации об открытом или закрытом организацией или индивидуальным предпринимателем счете санкция статьи предусматривает штраф в размере 5000 рублей.

Обратите внимание, что в соответствии со статьей 11 НК РФ действие нормы данной статьи не распространяется на открытие и закрытие депозитных и ссудных счетов (Письмо Минфина Российской Федерации от 11 февраля 2005 года №03-02-07/1-24). В соответствии со статьей 15.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение штрафа:

"Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда".

Рассмотрим примеры ситуаций, когда организации не сообщили в финансовые ведомства об открытии и закрытии счетов и какие при этом решения вынесли арбитражные суды.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 НК РФ счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в целях НК РФ счетами (счетом) признаются как прямо поименованные в НК РФ счета, так и иные счета, обладающие признаками счета, содержащимися в установленном в статье 11 НК РФ определении понятия "счета (счет)" (Постановление ФАС Московского округа от 31 июля 2003 года №КА-А40/5183-03).

Правомерно был взыскан с организации штраф в сумме 5 000 рублей на основании заявления налогового органа, так как организация в десятидневный срок не сообщила в налоговый орган письменно о закрытии счета в банке. Пунктом 2 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков письменно сообщать в налоговый орган о закрытии счетов в десятидневный срок, а статьей 118 НК РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа в сумме 5000 рублей за нарушение срока представления информации о закрытии счета. Факт непредставления сообщения о закрытии счета организации подтверждается материалами дела (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13 мая 2004 года №Ф03-А04/04-2/816).

Постановлением ФАС Центрального округа от 16 июня 2003 года №А09-1663/02-12 на организацию наложен штраф в размере 1 000 рублей за непредставление сведений об открытии счетов в банке.

Организация открыла 4 расчетных счета в банке, однако сообщение об открытии счетов в ИМНС не предоставила. За допущенные нарушения налогового законодательства организация была привлечена к ответственности по статье 118 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 20 000 рублей.

С заявлением о взыскании штрафа инспекция обратилась в арбитражный суд. Решением суда заявленные требования были удовлетворены частично: суд, установив в действиях предприятия налоговые нарушения, снизил размер штрафа до 1000 рублей, так как у предприятия имелись смягчающие ответственность обстоятельства.

В качестве смягчающих суд принял следующие обстоятельства: правонарушение допущено впервые, вредные последствия не наступили, сведения об открытии счетов представлялись, но ошибочно были направлены в другую налоговую инспекцию.

На основании ходатайства головной организации, на ведение операций по основной деятельности обособленным подразделениям любого вида, разрешено открывать расчетные (текущие, корреспондентские) банковские счета.

Порядок открытия и ведения расчетных счетов организаций, а также комплект необходимых для этого документов, установлены Инструкцией Госбанка СССР от 30 октября 1986 года №28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" (в редакции последующих изменений).

Правомочность использования текущего счета определяется исходя из полномочий подразделения, определенных положением об обособленном структурном подразделении, и обязательствами перед бюджетом в соответствии с действующим налоговым законодательством.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ представление сведений об открытии (закрытии) счетов в банках обособленным подразделениям производится налогоплательщиком-организацией только в налоговый орган по месту своего нахождения.

В соответствии с Порядком открытия счетов предприятиям-налогоплательщикам, утвержденного Минфином Российской Федерации от 10 ноября 1996 года №95, Госналогслужбой Российской Федерации от 11 ноября 1996 года №ПВ-6-12/773, Центральным Банком Российской Федерации от 24 октября 1996 года №349 (принятым в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года №1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения"), кредитные организации сразу после открытия расчетного и иного счета направляют налоговому органу, выдавшему справку о постановке на учет в налоговом органе юридического лица или его обособленного подразделения, извещение об открытии указанного счета.

ОТРАЖЕНИЕ ШТРАФА В БУХГАЛТЕРСКОМ И НАЛОГОВОМ УЧЕТАХ ОРГАНИЗАЦИИ

Обратимся еще раз к пункту 2 статьи 23 НК РФ, в которой установлено, что налогоплательщики обязаны в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.

За несоблюдение срока указанного в пункте 2 статьи 23 НК РФ с организации взыскивается штраф в размере 5000 рублей (пункт 1 статьи 118 НК РФ).

В бухгалтерском учете сумма признанных организацией штрафных санкций отражается в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению", по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".

При определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды) не учитываются (пункт 2 статьи 270 НК РФ).

Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета влечет взыскание штрафа.

Ответственность за нарушение публично-правовых функций банков в сфере налогообложения

Абсолютно каждая кредитная организация наделяется определенными правами и обязанностями, связанными с исполнением действующих положений налогового законодательства РФ.

В ходе осуществления своей непосредственной деятельности, у банковских организаций регулярно возникают публично правовые отношения в сфере налогообложения. Возникнуть они могут как в отношении физических, так и юридических лиц, которые являются налоговыми резидентами РФ.

Возникновение данных правовых отношений связано с регулярной деятельностью кредитных организаций – проведение различных финансовых операций, открытие и закрытие лицевого счета налогоплательщика, а также осуществление иных правомерных действий, которые относятся к функциям банковского учреждения.

В случае проявленных нарушений во время непосредственного осуществления публично-правовых функций кредитной организации, в отношении нее может быть установлена и применена определенная правовая ответственность.

Если нарушение непосредственно касается действующих налоговых норм и требований, санкция должна избираться уполномоченным налоговым органом.

Элементы понятия «банк»

Любая банковская организация представляет собой особую систему с установленным финансовым порядком, этапами и целями функционирования, а также иными нюансами, которые непосредственно касаются действующих норм налогового законодательства РФ.

Банковская система никогда не будет являться случайным набором определенных элементов, в нее нельзя включать новые элементы, исключая старые.

Существующая банковская система может включать в себя несколько основных элементов:

  • централизованная банковская система. Именно она обеспечивает выполнение основных задач, осуществляет постоянный контроль над работой других кредитных и банковских учреждений, обеспечивает максимально продуктивное функционирование данных организаций и вовремя устраняет имеющиеся недочеты;
  • рыночная банковская система – осуществляет постоянный контроль и мониторинг текущих рыночных цен, занимается заключением необходимых договоров кредитных и банковских организаций, устанавливает порядок ведения и сравнения динамики цен, а также осуществляет иные требуемые полномочия;
  • система переходного периода – может содержать в себе признаки и функции двух вышеуказанных банковских систем РФ.

Каждый из данных элементов имеет важнейшее значение в существующей банковской системе. Он наделен отдельными функциями и полномочиями, определенным порядком ведения и осуществления своей деятельности.

Лицензии, выдаваемые Банком России

В полномочия действующего Банка России, как основной централизованной и главной банковской системы, входят права по выдачи определенных лицензий клиентам – юридическим и физическим лицам.

Лицензии, которые выдаются в данной организации банковского типа, в обязательном порядке, должны быть занесены и учтены в соответствующем реестре учреждения. Данный реестр банковского бюджетного учреждения должен постоянно публиковаться в официальном источнике Банка России.

Если выданная лицензия касается определенных полномочий на проведение тех или иных банковских и кредитных операций, виды данных операций и иные сведения обязательно должны быть отражены в выдаваемой клиентам лицензии. Порядок ведения реестра банковских и кредитных организаций установлен действующими законодательными нормами и нормативно-правовыми актами РФ.

Лицензии на право ведения определенных банковских и кредитных операций клиентов являются бессрочными, то есть выдаются без указания непосредственного окончания срока действия.

В том случае, если юридическим, либо физическим лицом были осуществлены определенные операции, виды которых предусматривают обязательное наличие лицензии, но ее не имелось, в отношении данных лиц будет установлена определенная правовая ответственность.

Административные правонарушения должностных лиц банка

Виды ответственности должностных лиц, являющихся официальными сотрудниками кредитных банковских организаций, предусмотрены действующим законодательством РФ. При этом административные нарушения данных лиц бюджетного кредитного учреждения могут быть выражены как в определенных неправомерных действиях, так и в проявленном ими бездействии, которое также повлечет за собой определенную ответственность.

Виды основных юридических правонарушений, носящих административный характер, включают в себя:

  • нарушение условий представления услуг банковского учреждения и ведения отчетности;
  • факт получения взятки от клиентов – юридических или физических лиц;
  • утрата документов, результатом которой стало наступление негативных последствий для организации или учреждения;
  • неправомерное открытие лицевого счета клиентов бюджетного учреждения и т.д.

Ответственность по всем вышеуказанным административным правонарушениям будет применена в отношении должностных лиц кредитных организаций только в том случае, если факт нарушения действительно будет доказан и подкреплен соответствующими документальными подтверждениями. В противном случае, установление ответственности будет неправомерным.

Элементы понятия «счет» и порядок открытия счета

Понятие банковского лицевого счета в РФ представляет собой особый документ, выдаваемый клиентам банковской организации. Основной функцией бюджетного лицевого счета кредитных организаций можно назвать отражение финансовых обязательств данного учреждения перед физическим, либо юридическим лицом – резидентами РФ.

Для правомерности понятия банковского лицевого счета характерно наличие четырех главных элементов:

  • банковский счет кредитного или бюджетного учреждения был создан для непосредственного ведения учета денежных операций и средств;
  • банковский счет всегда открывается и ведется в уполномоченных кредитных организациях;
  • правовое обоснование банковского лицевого счета и все юридические положения закреплены в соответствующем договоре создания и ведения банковского счета и являются его непосредственным предметом;
  • основное назначение открытого банковского лицевого счета заключается в отражении непосредственных кредитных обязательств учреждения перед своими клиентами – налоговыми резидентами РФ.

Действующий порядок открытия счетов регулируется нормами гражданского законодательства РФ, а также различными законами банковской деятельности.

Для открытия банковского лицевого счета физическому либо юридическому лицу, которые являются налоговыми резидентами РФ, необходимо явиться в кредитную организацию и подать соответствующее заявление. Вместе с заявлением банк попросит заинтересованных лиц представить и дополнительные документы. Их точных список будет зависеть от правовой формы данных лиц.

Например, если процедура открытия и ведения лицевого счета требуется индивидуальному предпринимателю, список необходимых документов будет несколько отличаться от списка, который установлен в отношении юридических лиц.

Дальнейший порядок открытия финансового расчетного счета в банке будет включать в себя рассмотрение всех представленных документов уполномоченным лицом и вынесение соответствующего решения об открытии лицевого счета, либо об отказе в данной операции, если на это существуют определенные причины.

Сведения, указываемые в Книге регистрации открытых счетов

Книга регистрации открытых резидентами и нерезидентами РФ счетов представляет собой определенный документальный реестр, в которые вносятся все важные сведения о существующих счетах лиц, особенностях их ведения и иных положениях. В соответствии с положениями действующего законодательства, список основных сведений будет выглядеть следующим образом:

  • дата непосредственного открытия бюджетного счета тем или иным заинтересованным лицам, являющимися резидентами нашей страны;
  • дата и номер соответствующего договора, который является правовым основанием для открытия бюджетного счета лицам, которые являются резидентами России;
  • ФИО клиента, или его наименование, если счет был открыт юридическим лицам;
  • точный вид банковского бюджетного или иного счета, каков открывается резидентами РФ;
  • номер самого бюджетного или иного счета, а также установленный порядок и периодичность выдачи заинтересованным лицам выписок из него;
  • точная дата, когда налоговой инспекции было сообщено о факте открытия бюджетного, либо иного счета налоговыми резидентами РФ;
  • дата закрытия счета резидентами нашей страны и также сообщение о данном факте в налоговую инспекцию;
  • иные сведения, которые будут иметь важное значение для дальнейшего ведения открытых счетов.

Последствия нарушения порядка открытия счета

Доказанный факт нарушения порядка открытия счета, каков был установлен действующим законодательством России, всегда повлечет за собой применение определенной меры ответственности, либо нескольких мер.

Как правило, нарушение банком порядка открытия счета приводит к установлению такого вида ответственности, как наложение денежного штрафа.

Данная ответственность может быть установлена только уполномоченным лицом и исключительно в случае наличия соответствующих доказательств. Как правило, данные доказательства могут быть найдены в ходе проверки, либо иного похожего мероприятия контроля.

Помимо этого, к банковской организации может быть применена и определенная административная ответственность, например, за несообщение, либо несвоевременное сообщение в уполномоченную налоговую инспекцию о факте открытия лицевых счетов за определенный временной период.

Конечная мера ответственности и последствия проявленных нарушений выбираются уполномоченным лицом в соответствии со степенью непосредственной тяжести правонарушения, а также иными дополнительными обстоятельствами.

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу о применении пункта 1 статьи 86 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) сообщается следующее.

Подпунктом "а" пункта 33 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2007 № 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" внесены изменения в пункт 1 статьи 86 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс), в соответствии с которыми на банк возложена обязанность сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя), о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа в электронном виде.

Кодексом не предусмотрено представление соответствующего сообщения банком на бумажном носителе.

Согласно пункту 1.6 Положения Центрального банка Российской Федерации о порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета от 07.09.2007 № 311-П датой сообщения банком в налоговый орган по месту своего нахождения об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета признается дата, включаемая в квитанцию о принятии уполномоченным налоговым органом электронного сообщения.

Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа влечет взыскание штрафа в размере 40 тыс. рублей (п. 2 ст. 135.2 Кодекса).

В соответствии со статьей 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.

Пунктом 3 статьи 108 Кодекса установлено, что основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу.

Согласно пункту 6 указанной статьи Кодекса лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 2 ст. 109 Кодекса).

Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения или смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело (пп. 4 п. 1 ст. 111 и пп. 3 п. 1 ст. 112 Кодекса).

В случае отсутствия технической возможности передать в налоговый орган сообщение в соответствии с пунктом 1 статьи 86 Кодекса в электронном виде через территориальное учреждение Банка России рекомендуется незамедлительно сообщить в налоговый орган о таком факте, о причинах задержки направления указанного сообщения в электронном виде, представить соответствующее сообщение на бумажном носителе.

Получайте свежие нормативные акты в удобном формате!
Загрузите бесплатное приложение «Нормативные акты для бухгалтера» для Windows!

Продолжение. Начало см. здесь.

1. Установлена ответственность банков за нарушение условий открытия счета инвестиционного товарищества

Статья 132: Нарушение банком порядка открытия счета

(абз. 1 п. 1 ст. 132) Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица

(абз. 1 п. 1 ст. 132) Открытие банком счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества без предъявления этим лицом свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица

Комментарий: Поправка расширяет перечень счетов за нарушение условий открытия которых наступает ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 132 НК РФ. В данный перечень вносятся счета инвестиционных товариществ. Стоит напомнить, что инвестиционное товарищество это разновидность простого товарищества, а не самостоятельный участник налоговых отношений. От имени товарищества в этих отношения действует управляющий товарищ (уполномоченный управляющий товарищ), который и открывает банковский счет (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе»). В новой редакции диспозиции п. 1 ст. 132 НК РФ этот момент отражен не совсем четко.

Тем не менее, можно сделать вывод, что банк несет ответственность за открытие счета инвестиционного товарищества без предъявления управляющим товарищем свидетельства о

постановке на учет в налоговом органе, а равно за открытие счета при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица.

Вступление в силу: Поправка вступила в силу со 02.05.2014

2. Установлена ответственность банков за несообщение в налоговый орган сведений об открытии вкладов (депозитов) граждан и счетов инвестиционных товариществ

(абз. 1 п. 2 ст. 132) Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации, индивидуальному предпринимателю, нотариусу, занимающемуся частной практикой, или адвокату, учредившему адвокатский кабинет

(абз. 1 п. 2 ст. 132) Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, нотариуса, занимающегося частной практикой, или адвоката, учредившего адвокатский кабинет, счета инвестиционного товарищества

Комментарий: Поправка является одним из следствий установления обязанности банков по информированию налоговых органов об открытии или закрытии вклада (депозита) физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем. Данная обязанность была установлена поправками в НК РФ, внесенными Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ. В отношении счетов инвестиционных товариществ аналогичная обязанность была установлена еще раньше – Федеральным законом от 28.11.2011 № 336-ФЗ.

Вступление в силу: Поправка вступила в силу со 02.05.2014

3. Установлена ответственность банков за нарушение режима приостановлений операций по счетам в отношении счетов инвестиционных товариществ

Статья 134: Неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества

(абз. 1 ст. 134) Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации

(абз. 1 ст. 134) Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счету инвестиционного товарищества его поручения на перечисление средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа либо иного платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему Российской Федерации

Комментарий: Поправка распространяет ответственность банков за нарушение режима приостановления операций по счетам на счета инвестиционных товариществ.

Вступление в силу: Поправка вступила в силу со 02.05.2014

4. Установлена ответственность банков за создание ситуации отсутствия денежных средств на счете инвестиционного товарищества

Статья 135: Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, пеней, штрафа

(п. 2 ст. 135) Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа

(п. 2 ст. 135) Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, счете инвестиционного товарищества, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа

Комментарий: Поправка распространяет ответственность банков за создание ситуации отсутствия денежных средств на счетах на счета инвестиционных товариществ в отношении которых в банке находится поручение налогового органа на перечисление денежных средств в бюджет.

Вступление в силу: Поправка вступила в силу со 02.05.2014

5. Установлена ответственность банков за непредставление справок о вкладах (депозитах) и о счетах инвестиционных товариществ

Статья 135.1: Непредставление банком справок (выписок) по операциям и счетам (счету инвестиционного товарищества) в налоговый орган

(ст. 135.1) Непредставление банком справок о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписок по операциям на счетах в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей.

(ст. 135.1) Непредставление банком справок о наличии счетов (счета инвестиционного товарищества), вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах (счете инвестиционного товарищества), вкладах (депозитах), выписок по операциям на счетах (счете инвестиционного товарищества), по вкладам (депозитам) в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 настоящего Кодекса и (или) несообщение об остатках денежных средств на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 настоящего Кодекса, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения, влечет взыскание штрафа в размере 20 тысяч рублей

Комментарий: Поправка является одним из следствий установления обязанности банков по представлению налоговым органам справок об открытии или закрытии вкладов (депозитов) физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Данная обязанность была установлена поправками в НК РФ, внесенными Федеральным законом от 28.06.2013 № 134-ФЗ. В отношении счетов инвестиционных товариществ аналогичная обязанность была установлена еще раньше – Федеральным законом от 28.11.2011 № 336-ФЗ.

Вступление в силу: Поправка вступила в силу со 02.05.2014

6. Уточнена диспозиция нормы об ответственности за неисполнение поручения о списании электронных денежных средств

Статья 135.2: Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами

(абз. 1 п. 4 ст. 135.2) Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа на перевод электронных денежных средств

(абз. 1 п. 4 ст. 135.2) Неправомерное неисполнение банком в установленный настоящим Кодексом срок поручения налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации за счет электронных денежных средств налогоплательщика или налогового агента

Комментарий: Поправка носит уточняющий характер. Из нее следует, что под поручением налогового органа на перевод электронных денежных средств следует понимать перечисление налога в бюджетную систему РФ за счет электронных денежных средств. Владельцами этих средств являются налогоплательщик или налоговый агент.

Вступление в силу: Поправка вступила в силу со 02.05.2014

Читайте также: