Отметьте налоги которыми может облагаться организация здравоохранения финансируемое из бюджета

Опубликовано: 15.05.2024

Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрен ряд налоговых льгот, специально ориентированных на поддержку деятельности в сфере медицины и здравоохранения. Ниже приводится их краткий обзор.

Налог на прибыль

Наибольшее количество льгот по налогу на прибыль предусмотрено федеральным законодательством.

Освобождена от налога в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль психиатрических, психоневрологических и противотуберкулезных учреждений в части, полученной их лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими и направленной на улучшение труда и быта больных, их дополнительное питание, а также на приобретение оборудования и медикаментов. Также освобождена от налога прибыль специализированных протезно-ортопедических предприятий и прибыль, полученная от производства технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов.

В соответствии с п. 4 ст. 6 этого же Закона, если выручка, полученная малым предприятием от производства и переработки медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то в первые два года деятельности такая организация освобождается от уплаты налога на прибыль. При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации. В третий и четвертый год работы указанные малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 процентов от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Данная льгота не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Следует иметь в виду, что при прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.

Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-I установлена льгота, согласно которой освобождена от налогообложения прибыль любых предприятий, полученная от реализации произведенной ими медицинской продукции, включенной в утверждаемый Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ N 478 от 15 апреля 1996 г., а последние изменения в него вносились 20 мая 1999 г.

При исчислении налога облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет остающейся в распоряжении предприятия прибыли уменьшается на суммы затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на балансе этих предприятий объектов и учреждений здравоохранения (подп. "б" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). К объектам и учреждениям здравоохранения, как разъясняет письмо Госналогслужбы РФ от 9 июля 1996 г. N 02-2-12, относятся только те объекты и учреждения, которые перечислены в подразделе "Здравоохранение" Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства (коды 91500-91599).

Аналогичным образом налогооблагаемая прибыль (но только в пределах 3 процентов) уменьшается на суммы средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения (подп. "в" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-I). Получившие такие средства предприятия, организации и учреждения по окончании отчетного года обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и об их расходовании. В случае использования средств не по назначению, они взыскиваются в доход федерального бюджета.

Дополнительные льготы, связанные с здравоохранением, установлены и московским законодательством. Речь идет о направленных на поддержку благотворительности и инвестиционной деятельности льготах по налогу на прибыль, предусмотренных в Законе г. Москвы N 39 от 22 декабря 1999 г. "О ставках и льготах по налогу на прибыль". Согласно подп. "ж" п. 1 ст. 3 указанного Закона налогооблагаемая прибыль уменьшается (в пределах 5 процентов) на суммы взносов, направленных на благотворительные цели предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения. При этом получателями средств должны быть расположенные в Москве организации, прошедшие государственную регистрацию и вставшие на учет в налоговых органах города.

Подпунктом "а" п. 1 ст. 4 того же Закона установлена льгота, согласно которой сумма налога на прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию целевой программы по развитию здравоохранения. Соответствующая программа на 2000 год утверждена Постановлением Московской городской Думы N 89 от 14 июля 2000 г.

Налог на имущество.

Законом РФ N 2030-1 от 13 декабря 1991 г. "О налоге на имущество предприятий" соответствующая льгота установлена для специализированных предприятий, производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями. Имущество таких организаций (их перечень утвержден Постановлением Правительства РФ N 1012 от 13 октября 1995 г.) не подлежит обложению данным налогом в силу подп. "о" ст. 4 указанного Закона.

Налог на добавленную стоимость.

С января 2001 года вступает в силу глава 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса РФ, предусматривающая ряд льгот по НДС, имеющих отношение к отраслям медицины и здравоохранения. До 1 июля 2001 г. указанная глава применяется с учетом особенностей, установленных ст. 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах".

В соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, как и в настоящее время, будет освобождена от налогообложения реализация медицинских товаров. В отличие от действующего порядка, новая льгота распространяется только в отношении следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства:

  • протезно-ортопедических изделий, сырья для их изготовления и полуфабрикатов к ним;
  • технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;
  • линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

С 01 января 2002 года к этому списку добавятся также:

  • важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства, включая лекарства-субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, за исключением сырья (материалов) для их производства, витаминизированной и лечебно-профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно-крупяной промышленности, бытовых дезинфицирующих, инсектицидных и дератизирующих средств, подгузников, репеллентов, товаров ветеринарного назначения, тары и упаковки;
  • важнейшие и жизненно необходимые изделия медицинского назначения;
  • важнейшая и жизненно необходимая медицинская техника.

При этом освобождены от НДС будут не все относящиеся к перечисленным группам товары, а только включенные в соответствующий перечень, который должен быть утвержден Правительством РФ.

Как и в настоящее время, с 2001 года не будут облагаться НДС медицинские услуги, оказываемые медицинскими организациями, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги, финансируемые из бюджета, также подпадают под эту льготу. Сейчас перечень медицинских услуг отсутствует. С января 2001 года для освобождения таких услуг от НДС будет необходимо, чтобы они были включены в перечень, приведенный в подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ, в соответствии с которым к медицинским услугам отнесены:

  • услуги медицинских учреждений, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;
  • услуги, оказываемые населению медицинскими и санитарно-профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению независимо от формы и источника их оплаты по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
  • услуги медицинских организаций по сбору у населения крови, оказываемые по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями;
  • услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению;
  • услуги по изготовлению лекарственных средств аптечными учреждениями;
  • услуги по дежурству медицинского персонала у постели больного;
  • услуги патолого-анатомических бюро;
  • услуги медицинских учреждений, оказываемые беременным женщинам, новорожденным, инвалидам и наркологическим больным;
  • услуги по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий.

Следует обратить внимание на отсылочный характер некоторых пунктов перечня, в связи с чем эти пункты должны быть детализированы в соответствующих нормативных актах.

После вступления в силу второй части Налогового Кодекса РФ действующая в настоящее время льгота, установленная подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-I от 6 декабря 1991 г. "О налоге на добавленную стоимость", утратит силу не полностью а будет до конца 2001 года применяться в части освобождения от НДС лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

Новой является льгота, освобождающая от НДС продукты питания, непосредственно произведенные организациями общественного питания и реализуемые ими столовым тех медицинских организаций, которые полностью или частично финансируются из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования (подп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ). Наряду с этим, как и прежде, не будут облагаться НДС реализуемые в указанных организациях продукты питания, произведенные столовыми этих организаций.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ N 2118-1от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" этим налогом не облагается стоимость лекарств и протезно-ортопедических изделий. В соответствии с п. 3 ст. 20 этого Закона налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъекта РФ.

Законом г. Москвы N 14 от 17 марта 1999 г. "О налоге с продаж" в перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не облагается налогом с продаж, дополнительно включены также изделия медицинского назначения и все, кроме косметических, медицинские услуги населению. Детальный перечень приведен в Инструкции Управления МНС по г. Москве от 23 июня 1999 г. N 1 "О порядке исчисления и уплаты налога с продаж".

Алексей Александров, юрист пресс-службы компании "Гарант"


Алексей Александров, юрист пресс-службы компании "Гарант"


Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38


Социум
Тесты
Предприятия
Общественное здоровье и здравоохранение
Общественное здоровье

а) оплату труда медицинского персонала, непосредственно оказывающего услуги; начисления на заработанную плату

б) расходы на питание

в) амортизацию зданий, сооружений

079. Участие страховых организаций в формировании медицинских тарифов заключается

а) в расчете медицинских тарифов

б) в согласовании медицинских тарифов

в) в утверждении медицинских тарифов

080. В накладные (общеучрежденческие) расходы не включают

а) канцелярские и хозяйственные расходы

б) начисления на заработанную плату

в) оплату труда административно – хозяйственного персонала

г) амортизационные отчисления на полное восстановление зданий и сооружений

081. На переходный период до полного внедрения ОМС, в состав тарифов на медицинские услуги в системе ОМС не входят

а) затраты на оплату труда

б) начисления на оплату труда

г) затраты на мягкий инвентарь

082. В цены на медицинские услуги включаются

а) затраты на оплату труда за определенную работу

б) полные затраты учреждения на выполненную работу

в) полные затраты учреждения на выполненную работу плюс прибыль

083. К доплатам в системе здравоохранения не относится оплата за

а) разделение (с согласия работника) смены на две части

б) продолжительность непрерывной работы

в) работу руководителя по врачебной специальности в пределах рабочего времени в учреждении, в штате которого он состоит

г) работу в опасных для здоровья и особо тяжелых условиях труда

084. Членами тарифной комиссии по подготовке, рассмотрению и согласованию тарифов на медицинские и иные услуги в системе ОМС являются представители

б) учреждений здравоохранения

в) профессиональной медицинской ассоциации

г) страховых медицинских организаций

д) территориального фонда ОМС

е) все вышеперечисленное

085. Должностной оклад работника определяется

а) умножением тарифной ставки 1-го разряда на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду оплаты труда работника

б) суммированием тарифной ставки работника с различного рода повышениями заработанной платы по всем основаниям

в) суммированием тарифной ставки работника с различного рода повышениями заработанной платы по всем основаниям плюс премия

086. В состав основной заработанной платы не включается

а) тарифная ставка

б) надбавка за продолжительность непрерывной работы

в) премия, выплаченная из фонда экономии заработанной платы

г) повышение окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда

087. В состав дополнительной заработанной платы не входят

а) доплаты за работу в ночное время

б) доплаты за работу в выходные дни

в) оплата за замещение специалистов, находящихся в очередных ежегодных отпусках

г) надбавки за продолжительность непрерывной работы

088. Использование финансовых средств в медицинских учреждениях считается нерациональным в случае, если

1) осуществляется по установленным нормативам

2) закупаются медикаменты с заканчивающимся сроком действия

3) приобретается оборудование без предварительной экспертизы

4) закупаются продукты питания по свободным ценам без конкурса

а) верно 1), 2), 3) и 4)

089. Главным врачам и их заместителям разрешается доплата за совмещение

а) до 25% должностного оклада врача соответствующей специальности

б) до 50% должностного оклада врача

090. Тарификация - это

а) применение тарифной системы оплаты труда

б) присвоение работнику тарифного разряда и установление размеров должностных окладов конкретным работникам

в) расчет фонда заработанной платы по тарифным ставкам и окладам

091. Реестр медицинских услуг в системе ОМС содержит

а) перечень наименований всех медицинских услуг, выполняемых в учреждении здравоохранения

б) перечень наименований медицинских услуг, оплачиваемых из средств ОМС

в) перечень медицинских услуг, оплачиваемых из средств ОМС, с учетом затрат времени на их выполнение врачебным и средним медицинским персоналом

092. К сдельной форме оплаты труда относятся

а) прямая сдельная

б) повременно - премиальная

093. Определяющим фактором в методиках оценки экономической эффективности целевых программ здравоохранения является:

а) достижение высоких результатов минимальными ресурсами

б) соответствие цели планируемому результату

в) сбережение материально-финансовых ресурсов

094. Для чего в системе управления здравоохранением следует использовать данные о несостоявшихся потерях?

а) для составления проекта бюджета здравоохранения на следующий период

б) для обоснования эффективности профилактической деятельности

в) для составления бизнес-плана и прогнозов развития местных и региональных систем здравоохранения

095. Организация платных услуг в медицинских учреждениях должна включать все, за исключением

а) отбора услуг, не предусмотренных базовой программой

б) расчета стоимости медицинской услуги

в) оповещения населения о перечне, стоимости и видах платных услуг

г) направления полученных денег на приобретение оборудования

096. Экономические методы в управлении здравоохранением базируются на следующих принципах, кроме

в) экономического стимулирования труда

г) оценки качества работника

097. Не является источником внебюджетного финансирования учреждений здравоохранения

а) доход от малых предприятий

б) платные услуги населению

в) средства спонсоров

г) заключения договоров с предприятиями, организациями

098. Основные положения приватизации медицинских учреждений включают:

б) наличие уставного капитала

в) индивидуальную приватизацию

г) сохранение профиля медицинского учреждения

099. Не допустимы следующие формы приватизации в здравоохранении

а) аренда (без права выкупа)

б) аренда (с правом выкупа)

в) приобретение доли в капитале (владение акциями)

100. Объектами собственности в здравоохранении не могут являться

а) здоровье индивидуума

б) средства производства медицинского труда

в) медицинская технология

д) ресурсы учреждений здравоохранения

е) медицинские открытия

101. На современном этапе реформы здравоохранения наиболее распространена организационно-правовая форма, такая как

а) учреждение здравоохранения, оказывающее, в том числе и платные услуги

б) медицинское предприятие

в) частнопрактикующий врач

102. Операция по размещению движимого и недвижимого имущества, долгосрочная аренда машин и оборудования называется

103. Точка нулевой прибыли характеризует

а) момент самоокупаемости издержек ЛПУ по оказанию платных медицинских услуг и начало получения прибыли от платных медицинских услуг

б) это точка движения на графике движения объема медицинских услуг, показывающая работу ЛПУ с прибылью

104. Затраты ЛПУ для определения точки нулевой прибыли группируются как

в) заработанная плата

г) переменные и постоянные издержки

105. Укажите последовательность расчетов при пошаговом методе определения затрат

1) определение базовой единицы учета затрат

2) расчет затрат по подразделениям больницы

3) перераспределение затрат вспомогательных подразделений учреждения на основные подразделения

4) определение стоимости услуги

106. СОСТАВЬТЕ СООТВЕТСТВИЕ

Относятся ли к доходам ЛПУ:

1) выручка а) да 1а, 2а, 3а.

2) валовой доход б) нет

107. Доходность коммерческой деятельности учреждения здравоохранения – это

а) соотношение прибыли и себестоимости

б) соотношение балансовой прибыли и себестоимости

в) фондооснащенность учреждения

б) фонда материального стимулирования труда

в) фонда накопления и фонда потребления

г) все вышеперечисленное

д) нет правильного ответа

109. Какой из фондов, формируемых из прибыли, является обязательным в ЛПУ, работающим на коммерческой основе?

а) резервный фонд

б) фонд развития производства

в) фонд социального развития

г) фонд материального поощрения

110. Укажите последовательность действий по внедрению платных медицинских услуг в учреждении здравоохранения

1) определение видов платных услуг

2) изучение материально-технической базы учреждения

3) определение факторов, позволяющих ввести платные услуги в ЛПУ

4) расчет стоимости медицинской услуги

5) оповещение населения о перечне, стоимости и видах платных услуг

111. Косвенным видом налога является

112. Какими налогами может облагаться заработная плата физического лица, работающего в бюджетном учреждении?

а) налог на имущество юридических лиц, подоходный налог, в пенсионный фонд

б) в пенсионный фонд, подоходный налог, профсоюзный взнос

в) на обязательное медицинское страхование, в пенсионный фонд, подоходный налог

113. Отметьте налоги, которыми может облагаться учреждение здравоохранение, финансируемое из бюджета

Учреждения ветеринарии являются областными государственными учреждениями, финансируются из средств областного бюджета и занимаются предпринимательской деятельностью.

Учреждения переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Какие налоги наши учреждения обязаны платить?

Какие налоговые декларации наши учреждения обязаны сдавать в налоговые инспекции?

Организации, финансируемые из бюджета, признаются плательщиками налога на прибыль организаций, НДС, ЕСН, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, а также плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поскольку Ваши учреждения в сфере оказания ветеринарных услуг переведены на уплату единого налога на вмененный доход, то в соответствии с п. 4 ст. 346.26 НК РФ они освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), а также не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Иные налоги и сборы бюджетные учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, исчисляют и уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения.

В соответствии со ст. 246 НК РФ российские организации (в том числе учреждения) признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Объектом налогообложения для них признается прибыль, то есть полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов (ст. 247 НК РФ).

При этом согласно ст. 321.1 НК РФ налогоплательщики — бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.

А налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Поскольку вся коммерческая деятельность учреждений в Вашем случае переведена на уплату ЕНВД и уплата налога на прибыль организаций заменена уплатой единого налога, то объекта налогообложения налогом на прибыль не возникает.

Напомним, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств (п.п. 2 ст. 321.1 НК РФ).

Но несмотря на то, что объекта налогообложения не возникает, учреждение в целом как организация не перестает признаваться плательщиком налога на прибыль организаций.

В соответствии с п. 1.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 07.02.2006 г. № 24н, некоммерческие организации (к которым относятся и бюджетные учреждения), у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют Декларацию по налогу на прибыль по истечении налогового периода (календарного года) по форме в составе Титульного листа (Листа 01), Листа 02 и, при получении средств целевого финансирования, целевых поступлений и других средств, указанных в пунктах 1 и 2 ст. 251 НК РФ, – Листа 07.

Как мы уже отмечали выше, в отношении операций, осуществляемых в рамках деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, учреждение не признается налогоплательщиком НДС.

В этом случае у учреждения не возникает обязанность по предоставлению налоговой декларации по НДС, так как декларацию обязаны предоставлять только налогоплательщики, которыми учреждения, переведенные на уплату ЕНВД, не признаются.

Если учреждение оказывает ветеринарные услуги, финансируемые из бюджета, то реализация таких услуг не подлежит налогообложению НДС в соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Однако при этом учреждение не перестает признаваться налогоплательщиком НДС несмотря на отсутствие объекта налогообложения в соответствии с налоговой льготой и, следовательно, не освобождается от обязанности представлять налоговую декларацию в том числе «нулевую».

В соответствии с п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2003 г. № 71 отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

Чтобы каждый налоговый период не представлять «нулевые» декларации, учреждение может получить освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС (ст. 145 НК РФ).

Поскольку НК РФ не предусмотрена обязанность подавать в налоговые органы «нулевые» декларации по налогам, от уплаты которых налогоплательщики освобождены, то, получив освобождение, Вы избавитесь от хлопот с регулярным представлением «нулевых» деклараций.

В случае выставления покупателям счетов-фактур с выделенной суммой НДС, а также если учреждение исполняет обязанности налогового агента по НДС, декларацию придется представлять по правилам главы 21 НК РФ.

Согласно п.п. 2 п. 2 ст. 3 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. № 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в ред. от 21.07.2006 г.) государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения освобождаются от уплаты налога на имущество организаций.

Ситуация – аналогичная той, что складывается с НДС.

Учреждение признается плательщиком налога на имущество организаций, налог не уплачивает в соответствии с предоставленной льготой (причем льгота предоставляется в отношении всего имущества учреждения независимо от источников финансирования).

Следовательно, в соответствии со ст. 386 НК РФ учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Кроме того, льгота по налогу на имущество предоставляется учреждению при представлении им письменного заявления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, копий учредительных документов. При этом одновременно с указанными документами должны быть представлены налоговые расчеты по авансовым платежам и налоговая декларация по этому налогу.

Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 4 Закона Свердловской области от 29.11.2002 г. № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (в ред. от 21.07.2006 г.) освобождаются от уплаты транспортного налога только государственные учреждения Свердловской области и муниципальные учреждения, не имеющие доходов от предпринимательской или иной деятельности, приносящей доход.

Поскольку Ваши учреждения осуществляют предпринимательскую деятельность, то права на льготу по транспортному налогу они не имеют.

Следовательно, налог уплачивается и декларация предоставляется на общих основаниях по правилам главы 28 НК РФ и Закона № 43-ОЗ.

По деятельности, финансируемой из бюджета, учреждения являются плательщиками ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход учреждение освобождается от уплаты ЕСН.

При этом учреждения, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Следовательно, на выплаты работникам, осуществляемые за счет внебюджетных средств, начисляются только взносы на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со ст. 243 НК РФ данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по ЕСН, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 09.02.2007 г. № 13н.

Не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) представляется налоговая декларация по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.01.2006 г. № 19н.

Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, следует представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.

Согласно ст. 24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Россий­ской Федерации» данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей по страховым взносам страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 24.03.2005 г. № 48н.

Декларация по страховым взносам должна быть представлена в налоговый орган не позднее 30 марта года, следующего за истекшим расчетным периодом (календарным годом) по форме, утвержденной приказом Минфина РФ от 27.02.2006 г. № 30н.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

В соответствии с Федеральным законом РФ от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ бюджетные учреждения признаются страхователями в отношении физических лиц, выполняющих работу на основании трудового договора (контракта) физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), а в соответствующих случаях – на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.

Страхователи ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, должны представлять в установленном порядке страховщику по месту их регистрации отчетность по форме 4-ФСС РФ, утвержденной постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 г. № 11.

Плательщики ЕНВД не освобождены от уплаты указанных страховых взносов, поэтому взносы начисляются и на выплаты, произведенные работникам в рамках предпринимательской деятельности, переведенной на уплату ЕНВД.

Главный врач, N 5, 2012 год

Финансово-экономический институт, г.Москва

Нормативно-правовые и экономические основы финансовой системы российского здравоохранения


Совершенствование системы финансирования здравоохранения является ключевым звеном модернизации отрасли. Речь идет не только о необходимости увеличения объема выделяемых ассигнований, но и финансовом механизме их эффективного использования.

Финансовая система здравоохранения представляет собой совокупность форм и методов формирования, распределения и использования денежных средств в области здравоохранения.

Система финансирования отрасли должна обеспечивать:

- экономическую эффективность использования финансовых и материальных ресурсов здравоохранения;

- повышение ответственности органов управления здравоохранением и ЛПУ за рациональное использование финансовых средств;

- социальную справедливость путем выравнивания доступа граждан России вне зависимости от места их проживания к получению качественной медицинской помощи;

- обеспечение единства государственной и муниципальной систем здравоохранения на основе единых подходов к формированию, распределению и использованию финансовых средств.

Основными источниками финансирования здравоохранения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты и средства ОМС. Дополнительными источниками выступают добровольное медицинское страхование и платные услуги, однако их доля в структуре финансирования здравоохранения незначительна.

В настоящее время бюджеты здравоохранения всех уровней и фондов ОМС формируются на основе ежегодно утверждаемой Программы государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью (далее - Программа)*. Программа определяет виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения, порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а также предусматривает критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории Российской Федерации бесплатно.

Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий год, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Размер необходимого финансового обеспечения Программы рассчитывается на основе методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание медицинских услуг.

Бюджетное финансирование здравоохранения

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

третий уровень - местные бюджеты.

В соответствии с бюджетной классификаций в федеральном бюджете, бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах имеются разделы "Здравоохранение и физическая культура".

Бюджеты здравоохранения на всех уровнях формируются с учетом необходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов в области охраны здоровья на селения, представленных в Программе государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных или муниципальных медицинских услуг, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством РФ, субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления.

В Программе госгарантий выделены виды медицинской помощи, предоставляемой населению за счет бюджетов всех уровней:

а) федерального бюджета - медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, в т.ч. дорогостоящие виды медицинской помощи, перечень которых утверждается Минздравом России;

б) бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований - скорая медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь при социально значимых заболеваниях.

За счет средств бюджетов всех уровней осуществляются льготное лекарственное обеспечение и протезирование, а также финансирование медицинской помощи, оказываемой фельдшерско-акушерскими пунктами, хосписами, больницами сестринского ухода, лепрозориями, трахоматозными диспансерами, центрами по борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрами медицинской профилактики, врачебно-физкультурными диспансерами, отделениями и центрами профпатологии, детскими и специализированными санаториями, домами ребенка, бюро судебно-медицинской экспертизы и патолого-анатомической экспертизы, центрами экстренной медицинской помощи, станциями, отделениями, кабинетами переливания крови, санитарной авиацией.

В соответствии с действующим законодательством оплата взносов на ОМС неработающего населения происходит за счет местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. В определенных случаях возможны субвенции территориальным фондам ОМС из бюджетов субъектов РФ.

Федеральный бюджет и бюджет федерального фонда ОМС разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных фондов ОМС разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса РФ ЛПУ, созданные органами государственной власти и местного самоуправления для осуществления функций некоммерческого характера, финансируемые из соответствующего бюджета и фонда ОМС, относятся к бюджетным организациям. На основе прогнозируемых объемов предоставления медицинских услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода ЛПУ составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение вышестоящему распорядителю бюджетных средств.

В смете доходов и расходов ЛПУ должны быть отражены все доходы, получаемые как из бюджета и фондов ОМС, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг.

Получатели бюджетных средств имеют право на:

- своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации;

- своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

- компенсацию в размере недофинансирования.

Получатели бюджетных средств обязаны:

- своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

- эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

- своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

- своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Предоставление бюджетных средств на здравоохранение осуществляется в следующих формах:

- ассигнований на содержание ЛПУ;

- трансфертов населению для финансирования льготного лекарственного обеспечения, протезирования, других социальных выплат и компенсаций в области охраны здоровья населения, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;

- платежей на ОМС неработающего населения.

Обязательное медицинское страхование

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. ОМС является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Базовую программу ОМС разрабатывает Минздрав России совместно с Федеральным фондом ОМС и утверждает Правительство РФ. На основе базовой программы органы государственного управления субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС. Объем и условия оказания медицинской помощи, предусматриваемые территориальными программами, не могут быть ниже установленных в базовой программе.

Для реализации единой государственной политики в области ОМС созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Фонды ОМС предназначены для аккумулирования финансовых средств ОМС, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности РФ, но не входят в состав бюджетов.

Таким образом, государственные Федеральный и территориальные фонды ОМС - фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в рамках утверждаемых федеральной и территориальных программ ОМС. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном действующим законодательством.

Финансовое обеспечение обязательного медицинского страхования регламентируется главой 5 "Об обязательном медицинском страховании в РФ" от 29.11.2010 N 326-ФЗ. Средства ОМС формируются за счет:

1) доходов от уплаты:

а) страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

б) недоимок по взносам, налоговым платежам;

в) начисленных пеней и штрафов;

2) средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование;

3) средств бюджетов субъектов РФ, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;

4) доходов от размещения временно свободных средств;

5) иных источников, предусмотренных законодательством РФ.

Добровольное медицинское страхование и платные медицинские услуги

Поступления от оказания платных медицинских услуг и добровольного медицинского страхования (ДМС) в настоящее время в большинстве субъектов РФ, как правило, не превышают 1-5% от общих затрат на здравоохранение.

Правила оказания платных медицинских услуг регламентируются постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" от 13.01.96 N 27. Указанные правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) ЛПУ независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин. В случае их отсутствия должны использоваться бланки строгой отчетности.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ ДМС и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным. Страхователями при ДМС выступают отдельные граждане или предприятия, представляющие интересы граждан.

ДМС осуществляется в рамках договора между страхователем и страховой медицинской организацией, в соответствии с которым последняя обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам ДМС. Размеры страховых взносов на ДМС устанавливаются по соглашению сторон.

Финансовые средства по ДМС поступают ЛПУ на основании договора между ЛПУ и СМО на оказание медицинских услуг по ДМС.

Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью

В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи Правительство РФ 11 сентября 1998 года утвердило программу государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощи (далее - Программа).

Программа ежегодно пересматривается и определяет виды медицинской помощи, представляемой населению бесплатно. Финансирование Программы осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней, средств ОМС и других поступлений.

Программа включает в себя перечень видов медицинской помощи, предоставляемых населению бесплатно, базовую программу ОМС, объемы медицинской помощи, порядок формирования подушевых нормативов финансирования здравоохранения, обеспечивающих предоставление гарантированных объемов медицинской помощи.

На основе Программы и методических рекомендаций по порядку формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью органы исполнительной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают соответствующие территориальные программы, которые могут предусматривать предоставление дополнительных объемов и видов медицинской помощи за счет средств субъектов РФ.

Реализация территориальных Программ усиливает роль субъектов РФ в решении вопросов охраны здоровья населения, способствует повышению эффективности использования ресурсов, реструктуризации сети ЛПУ, сбалансированности объемов медицинской помощи населению и имеющихся ресурсов здравоохранения, повышению прозрачности финансовых потоков.

Библиографическая ссылка на статью:
Даниелян М.Г. Анализ источников финансирования здравоохранения на современном этапе // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/06/69719 (дата обращения: 20.05.2021).

Здравоохранение является одной из отраслей деятельности государства, цель которой состоит в организации и обеспечении медицинского обслуживания населения, сохранении и повышении уровня жизни. Необходимость оценки эффективности распределения финансов вытекает из значимости, происходящей в России последние десять лет, реформы общественных финансов.

В условиях острой нехватки ресурсов в отрасли здравоохранения отсутствует многоуровневая система оценки и обеспечения эффективности использования ресурсов здравоохранения. В то же время ослабление управленческой базы, в частности плановой функции, предопределяет и снижение уровня личной ответственности руководителей органов и учреждений здравоохранения за конечные результаты деятельности [1, с . 9].

Наиболее важной проблемой повышения эффективности административного управления специалисты называют нерациональное использование средств. При этом затягивание решения этой проблемы в здравоохранении обходится наиболее дорого – ценою снижения качества населения области (увеличение инвалидности, смертности, заболеваемости). Необходимы механизмы контроля расходования и аудирования бюджетных средств в рамках исследования влияния мероприятий и их стоимости на конечные результаты функционирования системы здравоохранения [1, с . 130].

Традиционно выделяют четыре основных источника финансирования здравоохранения, в их числе: поступления от общего налогообложения, наличные средства пациентов, а также взносы в систему обязательного медицинского страхования, взносы в систему добровольного медицинского страхования.

В условиях рыночной экономики можно выделить следующие модели финансирования здравоохранения:

  1. Бюджетная – сбор налогов, с помощью которых происходит формирование доходной части бюджета, а затем определяется расход на здравоохранение.
  2. Страховая – целевые взносы на медицинское страхование, может проявляться в форме сочетания страхового и бюджетного финансирования.
  3. Частная – благотворительность, личные взносы граждан [2, с. 20].

На сегодняшний день единственно возможным источником покрытия недофинансирования остается федеральный бюджет. Государственное финансирование здравоохранения увеличилось в 2014 году на 7%, в 2015 году рост составил – 117%, а в 2016 году общее увеличение планируется до 20%. В абсолютном значении эта разница составляет 691 млрд. руб. По прогнозам, в 2016 году государственные расходы составят 3,4% ВВП. В сравнении расходов на здравоохранение в 2016 с 2014 годом, разница составила в сопоставимых ценах 470 млрд рублей.

Следует отметить, что Правительство РФ в апреле 2014 году утвердило сокращение расходов на 22% на 2 программы. А именно, принятые в конце 2012 г. на период 2013-2020 г.г.: «Развитие здравоохранения» и «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности», включающая в себя программу «Фарма 2020», а первоначальный бюджет с 122 млрд. руб. сокращен до 99 млрд. рублей. Остальные расходы передаются в систему ОМС.

Одной из проблем распределения финансов в области здравоохранения является отсутствие единых предельных закупочных цен на лекарства и медицинские изделия, установленные на федеральном уровне. Таким образом, согласно данным Общероссийского народного фронта (ОНФ), в близлежащих субъектах РФ цены на одни и те же препараты могут колебаться от 10 до 40%. Также существует мнение, что государственные средства расходуются не на приоритеты. Так, например, в 2014 году из средств бюджета ФФОМС было изъято более 50 млрд. руб. на строительство перинатальных центров в субъектах РФ. При том, что в РФ основные приоритеты – здоровье мужчин трудоспособного возраста, детей и подростков. В 2015 году из средств бюджета ФФОМС финансировались расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП) в объеме 28,6 млрд. руб. Ранее данные расходы оплачивались исключительно средствами федерального бюджета.

На современно этапе планируется оплачивать из бюджета ФФОМС как расходы на ВМП, так и ряд инвестиционных расходов, в том числе закупку машин скорой медицинской помощи. Общий объем средств, которые направлены в текущем году из бюджета ФФОМС в федеральный бюджет, составляет порядка 127 млрд. руб.

Также в структуре расходов на здравоохранение лидирующую роль занимает консолидированный бюджет РФ и государственные внебюджетные фонды (ГВБФ). Согласно статистике, с каждым годом объем консолидированного бюджета увеличивается, в 2016 году он составит 2 трлн 852 млрд рублей, что на 7 млрд больше, чем в 2015 году. Значительный вес расходов на здравоохранение в общей сумме расходов приходится на бюджеты территориальных ГВБФ. На протяжении 2010-2014 гг. данный показатель составил около 80%, что свидетельствует о том, что в первую очередь здравоохранение финансируется средствами территориальных ГВБФ.

Таблица 1 – Объем государственного финансирования здравоохранения в 2013-2016 гг. по основным статьям расходов [3].

В таблице 1 представлены данные по статьям расходов самых базовых видов медицинской помощи для широких слоев населения.

Очевидно, что наибольшую долю занимают расходы на специализированную помощь в стационарных условиях, которые за изучаемый период увеличились на 19,6%. Наименьшую долю занимают расходы на скорую медицинскую помощь, которые увеличились на 21,4%. Расходы на первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях также возросли на 22,3%. Что касается расходов на лекарственное обеспечение населения в амбулаторных условиях, то они тоже имеют тенденцию к росту, но только на 11,3%.

Также источником финансирования здравоохранения могут быть личные средства потребителя медицинских услуг. Платные услуги существовали на протяжении всей истории России. Каждый гражданин имел и имеет право обратиться к частному врачу или специалисту за необходимой услугой. Финансирование здравоохранения через личные взносы граждан становится всё более существенным, но оценить его объемы достаточно трудно. Средства населения, затраченные на приобретение платных услуг, составляют около 1,5% расходов на здравоохранение из всех источников.

Для частной модели характерно отсутствие целостной системы здравоохранения и доступа значительной части населения к гарантированной медицинской помощи [4, с. 41]. Надо иметь в виду, что разные этапы медицинской технологии требуют различных структур финансирования. Есть виды услуг, где долю частного сектора желательно свести к нулю. Существуют две точки зрения по этому вопросу. Сторонники первой точки зрения считают, что частный сектор вообще не следует допускать в сферу оказания медицинских услуг при особо опасных инфекциях.

В рамках второй точки зрения, частный сектор может действовать в любой сфере медицинской помощи. Данный вопрос, согласно правового регулирования, на сегодняшний день не решен, следовательно, большая часть частного сектора по оказанию медицинской помощи находится в сфере «теневой экономики».

Большая часть региональных программ госгарантий оказания бесплатных медицинских услуг дефицитна. В общей совокупности порядка 50 регионов страны недофинансированы на 125 млрд. руб. В результате в большинстве регионов основой планирования объемов медицинской помощи является не фактическая потребность в ней населения, а финансовая возможность региона. Для решения данной проблемы необходимо проведение следующих мероприятий:

1. четкое определение минимального объема оказываемых бесплатных услуг;

2.возможность формирования системы обязательного медицинского страхования нескольких уровней (базовой системы и дополнительных программ с более высокой ставкой взноса);

3. поддержание за счет программ государственных гарантий первичной медико-санитарной помощи (при сокращении финансирования секторов вторичной и третичной медицинской помощи).

Стратегия развития здравоохранения РФ на долгосрочную перспективу в качестве основного направления развития признает дальнейшее развитие и укрепление частного сектора отрасли. Планируется увеличение доли коммерческих медицинских услуг. Будут привлекаться инвестиции из других различных источников: научные гранты, субдоговоры с национальными компаниями, страховыми фирмами, эмиссия ценных бумаг.

Внедрение новых принципов финансирования, системных преобразований, а также внедрение передовых медицинских технологий и международных стандартов качества медицинской помощи в рамках формирования инновационной модели необходимо с целью выравнивания финансовых условий реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования с учетом совокупных доходных источников их финансового обеспечения, а также стимулирования эффективности реализации территориальных программ в соответствии с законодательством Российской Федерации. Системная работа в рамках реформирования отрасли и совершенствование ее финансового механизма с учетом передового опыта развитых стран и новых управленческих технологий способна вывести здравоохранение и медицинские организации, финансируемые в рамках программы территориальных гарантий за счет средств ФФОМС на новый уровень эффективности. Системный подход к формированию системы качества медицинских услуг позволяет спрогнозировать тенденции развития основных параметров экономического состояния организации с учетом роли в повышении эффективности деятельности и управления организацией [5, с. 220].

Читайте также: