Отмена регистрации налоговой накладной

Опубликовано: 26.04.2024

В данном разделе будут рассмотрены вопросы, которые касаются регистрации входящих налоговых документов.

  • Как регистрируются входящие налоговые документы?
  • Как определяется сумма поставки, по которой должен быть зарегистрирован входящий налоговый документ?
  • Какая информация о предприятии и его поставщиках должна быть указана для корректного определения сумм поставки?
  • Как проверить, правильно ли определена сумма и дата поставки, по которым ожидается регистрация входящего налогового документа ?
  • Нужно ли актуализировать расчеты перед регистрацией входящих налоговых документов?
  • Как выполнять регистрацию входящих налоговых документов, поступивших в течение дня?
  • Как зарегистрировать только что поступивший налоговый документ?
  • Почему сумма поставки рассчитывается по операциям приобретения у неплательщиков НДС?
  • Как зарегистрировать чек на сумму, не превышающую 200 грн., проездной билет и т.п.?
  • Как определить поставщиков, не предоставивших Налоговые накладные в срок, и оформить на них жалобы (Приложение 8)?
  • Расчеты с поставщиком ведутся по заказам, т.к. директор хочет видеть оплату и поставку по каждому заказу. Поставщик ведет учет налоговых обязательств и выписывает Налоговые накладные по договору в целом . Как вести учет в программе?Как зарегистрировать приобретение услуг у нерезидента?
  • Как зарегистрировать таможенную декларацию, подтверждающую получение товаров от нерезидента?
  • Как определяется колонка Реестра налоговых накладных , в которую будет включена операция приобретения?

Как регистрируются входящие налоговые документы?

Как определяется сумма поставки, по которой должен быть зарегистрирован входящий налоговый документ?

Сумма поставки рассчитывается автоматически при выполнении регламентного задания Выполнение отложенных движений по расчетам с партнерами. Сумма поставки определяется для каждого Объекта расчетов. Как определяются объекты расчетов и суммы поставки для них, см. вопрос «Как определяется сумма налоговых обязательств, на которую выписывается Налоговая накладная ?».

В большинстве случаев сумма поставки – это сумма 1-го события. Но в договоре с поставщиком могут быть указаны особые условия налогообложения. В таком случае сумма поставки рассчитывается в зависимости от указанного в договоре Момента определения базы НДС. Например, если в договоре указан Момент определения базы НДС – По отгрузке, суммой поставки считается стоимость поступивших товаров (работ, услуг).

Какая информация о предприятии и его поставщиках должна быть указана для корректного определения сумм поставки?

Для организаций предприятия-плательщиков НДС в справочникеОрганизации должна быть указана Система налогообложения – Налог на прибыль и НДС или Единый налог и НДС.

На закладке Настройка учета НДС указывается Момент определения базы НДС по операциям закупки. Момент определения базы НДС указываются автоматически при создании Организации в соответствии с действующим законодательством (По первому событию). Автоматически определенный для организации Моменты определения базы НДС не нужно изменять вручную.

Для поставщиков предприятия в справочнике Контрагенты заполняется флаг Плательщик НДС (если поставщик является плательщиком НДС).

В договоре с отечественным поставщиком может быть указан Момент определения базы НДС, если договор предусматривает особенности налогообложения и налоговый кредит в рамках договора начисляется не по 1-му событию.

Как проверить, правильно ли определена сумма и дата поставки, по которым ожидается регистрация входящего налогового документа?

Для проверки используется отчет Анализ налогового кредита (раздел Регламентированный учет – Отчеты по регламентированному учету). Отчет формируется аналогично отчету Анализ налоговых обязательств. См. вопрос Как проверить, правильно ли определена сумма и дата налоговых обязательств, по которым выписана Налоговая накладная?

Нужно ли актуализировать расчеты перед регистрацией входящих налоговых документов?

Расчет сумм поставки осуществляется при выполнении регламентного задания Выполнение отложенных движений по расчетам с партнерами, по расписанию, заданному для регламентного задания.

Аналогично, актуализировать расчеты нужно при формировании отчета Анализ налогового кредита.

Как выполнять регистрацию входящих налоговых документов, поступивших в течение дня?

Если регистрация выполняется в конце (начале) дня, рекомендуется синхронизировать ее с расписанием выполнения регламентного задания Выполнение отложенных движений по расчетам с партнерами, так, чтобы регистрация выполнялась сразу же после расчета сумм поставки.

На закладке видны все операции поставки по организации, по которым еще не зарегистрированы входящие налоговые документы. Для каждой из строк нужно проверить, поступил ли входящий налоговый документ; для строк, по которым документы поступили – нажать кнопку Создать налоговый документ.

Как зарегистрировать только что поступивший налоговый документ?

Можно зарегистрировать отдельный документ на закладке К оформлению, выбрав соответствующую строку. Чтобы облегчить выбор, можно указать в заголовке журнала Поставщика, от которого получены товары, и Контрагента, от имени которого получены приходные документы. Также можно установить отбор по дате выписки документа.

После выбора строки нужно нажать кнопку Создать налоговый документ.

Можно зарегистрировать документ и на закладке Регистрации входящий налоговых документов. Здесь нужно создать новый документ, указать в нем Организацию, Поставщика и Контрагента, а также Дату выписки. Суммы документа можно заполнить автоматически, нажав кнопку Заполнить – Заполнить по остаткам на дату.

Почему сумма поставки рассчитывается по операциям приобретения у неплательщиков НДС?

Документ заполняется автоматически в общем порядке при нажатии кнопки Создать налоговый документ на закладке К оформлению. В сформированном документе нужно указать Вид операции - Прочее (товарный чек и т.п.). Вид документа можно не указывать. При формировании Реестра налоговых накладных в строке будет указан Вид документа НП, т.к. в карточке Контрагента не заполнен флаг Плательщик НДС.

Как зарегистрировать чек на сумму, не превышающую 200 грн., проездной билет и т.п.?

Документ заполняется автоматически в общем порядке при нажатии кнопки Создать налоговый документ на закладке К оформлению. В сформированном документе нужно указать Вид операции - Прочее (товарный чек и т.п.) и соответствующий Вид документа.

Как определить поставщиков, не предоставивших Налоговые накладные в срок, и оформить на них жалобы (Приложение 8)?

Документ заполняется автоматически в общем порядке при нажатии кнопки Создать налоговый документ. В сформированном документе нужно указать Вид операции - Прочее (товарный чек и т.п.) и Вид документа ЗП.

Расчеты с поставщиком ведутся по заказам, т.к. директор хочет видеть оплату и поставку по каждому заказу. Поставщик ведет учет налоговых обязательств и выписывает Налоговые накладные по договору в целом. Как вести учет в программе?

Законодательством не определено однозначно, с какой детализацией нужно определять 1-е событие – с точностью до договора или счета (заказа).

Суммы налогового кредита (суммы поставки), на которые поставщик выписывает Налоговые накладные, при этом могут не совпадать с расчетными; даты выписки не будут совпадать расчетными. Однако к моменту закрытия договора суммы налогового кредита совпадут с расчетными. Поэтому отчет Анализ налогового кредита можно использовать для контроля сумм полученных Налоговых документов.

Рекомендуется формировать отчет без группировки по дате выписки. Настройка отчета выполняется в следующей последовательности :

  • Нажать кнопку Настройка;
  • Изменить группировку, нажав кнопку выбора … в поле Группировка;
  • Снять флаги в группировках Период день и Регистратор.Дата начисления НК;
  • Нажать кнопку ОК;
  • Нажать кнопку Завершить редактирование.

Как зарегистрировать приобретение услуг у нерезидента?

В документе указывается вид операции Работы от нерезидента прошлого периода.

Как зарегистрировать таможенную декларацию, подтверждающую получение товаров от нерезидента?

Как определяется колонка Реестра налоговых накладных, в которую будет включена операция приобретения?

Статья декларации НДС заполняется в документе автоматически (в том числе при ручном заполнении документа ) в зависимости от Вида операции и Ставки НДС. При регистрации налогового документа бухгалтер должен проверить выбранную статью и при необходимости изменить ее. Например, нужно изменить статью, если товары приобретены не для перепродажи, а для использования в нехозяйственной деятельности.

Другие материалы по теме:

Нас находят: регистрация входящих в 1 с 7, Как в утп 8 2 по чеку до 200 грн сделать налоговую накладную, регистрация налогового документа, регистрация входящего налогового документа 1с 8 2, поставщик ведет учет первого события по счетам а не по договлру, как в программе 1с 8 2 заполнить входящий налоговый документ, гугол регистрация налоговых накладных неплательщиков ндс2015г, как зарегистрировать в 1с налоговую накладную, для регистрации входящих налоговых накладных необходимо заполнять поля, регистрация входящего налогового документа excel


Зарегистрированные ошибочные НН — это те НН, которые не соответствуют первичке и операциям по поставке товаров/услуг, например:

— выписаны не на того покупателя (неправильно указан ИНН);

— выписаны дважды на одну и ту же операцию (к примеру, первый раз — на предоплату, второй раз — на отгрузку, либо просто по ошибке);

— выписаны не на дату возникновения налоговых обязательств.

При этом поскольку просто извлечь из ЕРНН ошибочную НН нельзя, а восстановить реглимит, потраченный на ее регистрацию, нужно, к ней регистрируют «аннулирующий» РК.

С 01.12.2018 г. в п. 24 Порядка № 1307 закрепили специальный механизм аннулирования «лишних» НН с помощью РК с типом причины «20». Вводились эти нововведения с благими намерениями — чтобы плательщики НДС имели возможность аннулировать «лишнюю» НН без искажения показателя ∑Перевищ. Но на деле проблема решена только частично.

Когда составляют РК с типом причины «20»? Первое, на что нужно обратить внимание: РК с типом причины «20» может быть составлен и зарегистрирован, только если в ЕРНН уже зарегистрированы на одну операцию две и больше НН — есть и (1) правильная НН, и (2) «лишняя» (ошибочная) НН. Но это еще не все. Фискалы в письме-разъяснении от 27.11.2018 г. № 36942/7/99-99-15-03-02-17 указали, что должны выполняться еще и следующие требования:

Соответственно, РК с типом причины «20» невозможно составить, если в ЕРНН пока зарегистрирована только одна ошибочная НН.

1) полностью должны совпадать табличные части (разделы Б) правильной НН и ошибочной НН;

2) к ошибочной НН ранее не составлялся РК, которым показатели НН не выводились в «ноль» (т. е. не должно быть «обычных» РК, к примеру на частичное изменение цены).

Как видим, очень много трудностей с РК с типом причины «20».

Поэтому если имеем дело с ошибочно зарегистрированной НН, которую нужно аннулировать, первым делом желательно разобраться, а возникнут ли у вас из-за ошибочной НН проблемы с ∑Перевищ, если вы ее аннулируете «обычным» РК, а не РК с типом причины «20». Ведь если их не будет, то с РК с типом причины «20» можно вообще не связываться. Для аннулирования НН достаточно будет составить «обычный» РК, как на возврат товаров (с кодом причины корректировки «103» в гр. 2.1).

При этом у кого-то могут возникнуть сомнения по поводу того, а правильно ли для исправления ошибочной НН использовать код причины корректировки «103», если Порядком № 1307предусмотрено составление специального РК с типом причины «20» и кодом причины корректировки «301»?

Подчеркнем, что РК с типом причины «20» составляется не для всех случаев аннулирования ошибочных НН, а только для частного, когда на одну и ту же операцию в ЕРНН уже зарегистрированы две и больше НН и одна из них обязательно правильная.

То есть составление РК с типом причины «20» — это необходимое условие, которое позволит плательщику избежать ∑Перевищ в результате регистрации ошибочной НН, а не единственный вариант, который может использоваться для аннулирования ошибочных НН.

Подтверждением тому, что для обнуления ошибочной НН может служить не только РК с типом «20», служат и разъяснения фискалов в отношении исправления ошибок в ИНН (о чем расскажем далее). Для аннулирования НН с неправильным ИНН фискалы рекомендуют составлять «обычный» РК с кодом причины корректировки «103» ( ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 30.01.2019 г. № 329/ІПК/26-15-12-01-18).

Если же проблема ∑Перевищ возникает в случае, если ошибочную НН обнулить «обычным» РК, то нужно проанализировать, что мы можем сделать, чтобы зарегистрировать РК с типом причины «20».

Когда возникнет проблема с ∑Перевищ? Вспомним, когда даже в результате обнуления ошибочной НН у плательщика могут возникнуть проблемы с ∑Перевищ.

∑Перевищ возникает от того, что в декларации не принято показывать ни ошибочные НН, ни исправляющие уменьшающие РК к ним, тогда как данные о них в любом случае учтутся в ЕРНН. Поэтому если ошибочная НН учитывается в сумме налоговых обязательств (НО) по данным ЕРНН (∑НаклВид) одного периода, а исправляющий РК к ней — в НО по данным ЕРНН другого периода, то возникает ∑Перевищ. При этом напомним, что НН и увеличивающие РК учитываются в НО по данным ЕРНН периода их составления, а вот уменьшающие РК учитываются в НО по данным ЕРНН в зависимости от того, своевременно они зарегистрированы или нет (см. таблицу ниже).

ЕРНН еще настроен под старые сроки определения своевременных/несвоевременных РК ( см. письмо ГФСУ от 21.05.2018 г. № 2231/6/99-99-15-03-02-15).

Учитываются в ∑НаклВид

РК увеличивающие (с «+»)

РК уменьшающие (с «-»)

Пример. В январе 2019 года плательщик зарегистрировал ненужную НН на 100 грн. (НН датирована 10.01.2019 г., зарегистрирована 11.01.2019 г.). При этом ошибку обнаружили:

1) в январе/начале февраля 2019 года. Составили РК 31.01.2019 г. и зарегистрировали его до 15.02.2019 г. (включительно). В этом случае проблем с ∑Перевищ не будет. Ведь и НН, и РК будут учитываться в НО по данным ЕРНН одного периода — января. А вот, если РК составили бы 01.02.2019 г., то НН относилась бы по данным ЕРНН к январю, а «уменьшающий» РК — к февралю. В итоге, так как РК не отражается в декларации, то обязательства за февраль по данным декларации окажутся больше, чем по данным ЕРНН. Как следствие, возникнет ∑Перевищ;

2) во второй половине февраля 2019 года. Если «аннулирующий» РК будет зарегистрирован после 15 февраля (причем неважно, составили его 31.01.2019 г., 01.02.2019 г., 28.02.2019 г.), то тоже возникнет ∑Перевищ.

Ведь такой РК для ЕРНН будет относиться к февралю.

Если зарегистрирована только одна (ошибочная НН). В этой ситуации, как мы отмечали выше, РК с типом причины «20» к ошибочной НН зарегистрировать нельзя. Ведь обязательное условие для его составления — в ЕРНН на одну и ту же операцию должны быть зарегистрированы 2 и больше НН (одна из которых правильная).

Если же зарегистрирована только одна (ошибочная НН), то опять же нужно проанализировать, создаст ли нам ∑Перевищ аннулирование НН с помощью «обычного» РК (не с типом «20»)? Если нет, то составляем «обычный» РК, как на возврат товара (с кодом причины «103»).

Если же ∑Перевищ может возникнуть, то:

1) если на операцию будет регистрироваться еще и правильная НН, то можно сначала зарегистрировать правильную НН, а потом (когда в ЕРНН будет и правильная, и ошибочная НН, т. е. уже появятся основания для составления РК с типом «20») составить РК с типом «20»;

Но стоит учесть, что этот вариант повлечет за собой отвлечение лимита, ведь, по сути, нужно «потратиться» на регистрацию двух НН, прежде чем нам вернется реглимит по ошибочной НН.

2) если правильную НН мы регистрировать не планируем (к примеру, НН по ошибке выписана на операцию, которой вообще нет), то тогда ничего не остается, как составить «обычный» «уменьшающий» РК с кодом причины корректировки «103». При этом, чтобы уйти от ∑Перевищ, на практике плательщиками НДС используется такой вариант — проводить через декларацию ошибочную НН и исправляющий РК для «синхронизации» данных деклараций и данных ЕРНН. Формально этот вариант неверный (ошибочным НН и РК к ним не место в декларации), но он позволяет уйти от ∑Перевищ.

Если ошибка допущена в ИНН. В таком случае РК с типом причины «20» составить вообще нельзя, даже если в ЕРНН будет зарегистрирована и правильная НН (с правильным ИНН). На этом настаивают фискалы ( письмо ГФСУ от 27.11.2018 г. № 36942/7/99-99-15-03-02-17 , ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 30.01.2019 г. № 329/ІПК/26-15-12-01-18).

Скорее всего, невозможность аннулирования НН с ошибкой в ИНН с помощью РК с типом «20» объясняется тем, что ЕРНН будет воспринимать и (1) ошибочную НН, и (2) правильную НН — как НН, составленные на разные операции, так как как по сути одна НН выписана на одного контрагента, а вторая — на другого.

Для исправления ошибки в ИНН фискалы рекомендуют составлять «минусовой» РК в общем порядке по дате выявления такой ошибки (РК с кодом причины «103»). А потом составлять новую НН датой возникновения НО с правильными ИНН. То есть они предлагают использовать все тот же старый порядок аннулирования ошибочных НН, который не позволяет избавиться от ∑Перевищ и может привести к штрафу за несвоевременную регистрацию НН.

Подробные рекомендации по составлению «аннулирующего» РК к НН с неправильным ИНН вы можете найти в письме ГФСУ от 27.11.2018 г. № 36942/7/99-99-15-03-02-17, ИНК ГУ ГФС в г. Киеве от 30.01.2019 г. № 329/ІПК/26-15-12-01-18.

Как составить РК с кодом причины «20»?

Условия составления. Для начала еще раз отметим условия, при которых РК с типом причины «20» может быть составлен:

1) в ЕРНН на одну операцию зарегистрировано 2 и больше НН (одна из которых — правильная);

2) табличная часть (раздел Б) ошибочной НН и правильной НН должны совпадать (быть абсолютно идентичными);

3) к ошибочной НН не составлялся РК, которым показатели не выводились «в ноль» (т. е. не было каких-то «частичных» РК к такой НН).

Два вида РК с кодом причины «20». Пункт 24 Порядка № 1307 говорит о двух видах РК с типом причины «20»:

1) основной — когда нам нужно убрать излишне составленную НН и при этом к ней ранее не составлялся «обнуляющий» РК (которым показатели НН выведены в ноль);

2) «пустой» РК — когда мы к ошибочной НН до 01.12.2018 г. уже регистрировали «аннулирующий» РК. Если речь идет об НН, зарегистрированной до 01.12.2018 г., к которой до 01.12.2018 г. был зарегистрирован «аннулирующий» РК, то п. 24 Порядка № 1307 позволяет нам подать «пустой» РК с типом причины «20» для того, чтобы уйти от возникшего ∑Перевищ. При этом обратите внимание: если «аннулирующий» РК к ошибочной НН зарегистрирован после 01.12.2018 г., то составить «пустой» РК с типом причины «20» нельзя. Иначе говоря, нельзя сначала зарегистрировать к НН «обычный» «уменьшающий» РК (например, с кодом «103»), чтобы восстановить реглимит, потом зарегистрировать правильную НН, а потом, чтобы уйти от ∑Перевищ, зарегистрировать «пустой» РК с кодом «20». Этот вариант можно осуществить, только если «аннулирующий» РК регистрировался до 01.12.2018 г.

Хотя стоит учесть, что формально п. 24 Порядка № 1307 таких ограничений (что «аннулирующий» РК должен быть именно зарегистрирован до 01.12.2018 г.) не устанавливает. Это условие приведено в письме ГФСУ от 27.11.2018 г. № 36942/7/99-99-15-03-02-17.

Особенности составления РК. «Шапка» РК:

1. Проставляем отметку о том, кто регистрирует РК (продавец или покупатель). При этом если мы составляем РК с типом «20» к:

— НН, к которой ранее не регистрировался «аннулирующий» РК, то такой РК будет «уменьшающим», и он должен регистрироваться покупателем (исключение — НН не выдается покупателю). Поэтому в таком РК ставим отметку «Х» в поле «Підлягає реєстрації в ЄРПН отримувачем (покупцем)»;

— к НН, к которой ранее (до 01.12.2018 г.) уже составлялся «аннулирующий» РК — в таком случае РК будет «пустым» («числовые» показатели в нем заполняться не будут), поэтому его регистрирует сам продавец. Соответственно ставим отметку «Х» в поле «Підлягає реєстрації в ЄРПН постачальником (продавцем)».

2. Важно обратить внимание на заполнение поля «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини…». Как сказано в п. 24 Порядка № 1307, в этом поле ставится тип причины «20», при этом отметка «X» не ставится. Но стоит отметить, что в ЗІР фискалы отметили, что если исправляем ошибочную НН, которая не подлежала выдаче покупателю (например, на неплательщика, т. е. которая составлялась с типом причины), то все-таки в РК с типом «20» отметку «Х» нужно поставить.

Ошибочная НН подлежала выдаче покупателю


Ошибочно составленная НН составлялась не на покупателя


Заглавная часть РК. Она в общем будет составляться по одним и тем же правилам и для «пустого», и для «обычного» РК с типом причины «20». В ней указываем данные ошибочно зарегистрированной НН (указываем дату ее составления и порядковый номер).

Табличная часть (раздел Б) и дополнительные поля. Особенности заполнения табличной части РК с типом причины «20» см. в таблице.

К ошибочно составленной НН ранее не регистрировался «аннулирующий» РК

Если к НН регистрировался до 01.12.2018 г. «аннулирующий» РК

Табличная часть (раздел Б)

Заполняется «по общим» правилам, при этом:

— в гр. «2.1» ставим код «301»;

— в гр. 2.2 не забываем ставить номер группы корректировки;

— показатели НН выводятся в «ноль» (гр. 7, гр. 13, гр. 14), указываются со знаком «-»;

— если РК составляется к НН, зарегистрированной до 01.12.2018 г., то гр. 14 (сумму НДС) не заполняем

Графы 1.1 — 15 не заполняем (т. е. табличная часть будет «пустой»)

Информационное поле 1 (с данными о правильной НН)

Указываются данные «правильной» НН (дата составления; порядковый номер и регистрационный номер)

Информационное поле 2

(с данными о ранее «аннулирующем» РК)

Указываются данные РК, которым ранее аннулировалась ошибочная НН (дата его составления, порядковый номер и регистрационный номер)

Отражение в декларации. Ни ошибочную НН, ни РК с типом причины «20» отражать в декларации по НДС не нужно. Ведь в НДС-отчетности отражают только реальные поставки, подтвержденные первичными документами ( п. 44.1 НКУ). Тем более к этому призывают сами налоговики ( письма ГФСУ от 21.12.2017 г. № 3084/6/99-99-15-03-02-15/ІПК и от 29.01.2018 г. № 313/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

Кабинет Министров обнародовал проект Порядка приостановления регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных с приложениями. Также будет утвержден новый Порядок работы комиссий по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных; Порядок рассмотрения жалобы на решения комиссий регионального уровня по вопросам остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных. // 07.11.2019


Критерии рискованности налогоплательщика, перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика, критерии рискованности осуществления операций оформлены в виде приложений к тому же Постановлению КМУ.

Критерии рискованности налогоплательщика

Налогоплательщик будет отвечать критериям рискованности, если:

  1. налогоплательщик зарегистрирован (перерегистрирован) на недействительные (утраченные, утерянные) и поддельные документы согласно информации, имеющейся в органах Государственной налоговой службы Украины;
  2. налогоплательщик зарегистрирован (перерегистрировано в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам согласно информации, имеющейся в органах ГНС;
  3. налогоплательщик зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственную деятельность или реализовывать полномочия согласно информации, предоставленной такими физическими лицами;
  4. налогоплательщик зарегистрирован (перерегистрирован) и им осуществлялась финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и / или руководителями;
  5. руководитель налогоплательщика и / или главный бухгалтер, и / или лицо, имеющее право подписи, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, зарегистрированы (перерегистрированы) по адресу, находящемуся на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях и временно оккупированной территории, в понимании Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины»;
  6. налогоплательщик - юридическое лицо, не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах Государственной казначейской службы Украины (кроме бюджетных учреждений)
  7. налогоплательщик, должностное лицо и / или основатель которого являлся должностным лицом и / или учредителем предприятия, которое ликвидировано по процедуре банкротства в течение последних трех лет
  8. налогоплательщиком не представлена контролирующему органу налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных периода вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и абзаца первого пункта 49.2 и пункта 49.18 статьи 49 Налогового кодекса Украины;
  9. плательщиком налога на прибыль не подана контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и пункта 46.2 статьи 46 Кодекса;
  10. в органах ГНС имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе текущей деятельности при реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций, определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленной на регистрацию налоговой накладной / расчете корректировки.

Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история налогоплательщика

Налогоплательщик имеет положительную налоговую историю в случае соответствия одному из следующих критериев:

  • объем поставок, указанный плательщиком налога в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, поданных на регистрацию в месяце, другом чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в текущем месяце, с учетом представленной на регистрацию в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки, составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другом получателем - плательщиком налога, не превышает 50 тыс. гривен и руководитель - должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков;
  • налогоплательщик осуществляет на постоянной основе, в течение любых четырех отчетных месяцев из последних шести, регистрацию налоговых накладных / расчетов корректировки в Реестре на поставку товаров / услуг с одним и тем же кодом товара / услуги согласно Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности / Государственным классификатором продукции и услуг;
  • остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль на конец отчетного (налогового) периода (отчетный период избирается в соответствии с пунктами 137.4 и 137.5 статьи 137 Налогового кодекса Украины для определенной группы плательщиков) составляет более 5 млн. грн. и отражена в отчетности, по которой предельные сроки подачи предшествуют календарному дню расчета этого показателя при условии, что с начала прошлого года руководитель и учредитель не изменялись;
  • наличие собственных (право собственности / пользования), арендованных земельных участков составляет более 200 га включительно или наличие арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности площадью не менее 0,5 га (по состоянию на 01 января текущего года), что задекларированы до 20 февраля текущего года, и уплачена сумма налогового обязательства в соответствии с суммой, отраженной в декларации в сроки, предусмотренные действующим законодательством;
  • уплата единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на одного работающего превышает сумму единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза за последние 12 месяцев при условии, что с начала прошлого года руководитель и / или учредитель не изменялись и среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев насчитывает не менее 5 человек;
  • общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм единого взноса и налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на ГНС, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано налоговую накладную / расчет корректировки на регистрацию в Реестре, составляет более 10 млн. гривен.

Критерии рискованности осуществления операций

Операция, отраженная в налоговой накладной / расчете корректировки, соответствует критериям рискованности осуществления операций, если:

  1. отсутствие товара / услуги, указанного / указанной в налоговой накладной, которая подана на регистрацию в Едином реестре налоговых накладных, в таблице данных плательщика налога на добавленную стоимость как товара / услуги на поставляемой на постоянной основе и объем поставки товара / услуги, указанный в налоговой накладной / расчете корректировки к налоговой накладной на увеличение суммы налоговых обязательств, которую (ый) подано на регистрацию в Реестре, равна или превышает величину остатка, что определяется как разница объема приобретения на таможенной территории Украины такого товара / услуги (кроме объема приобретения товаров / услуг по операциям, освобожденным от налогообложения и подлежащим налогообложению по нулевой ставке) и / или ввозу на таможенную территорию Украины такого товара, указанного с 01 января 2017 года в полученных налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре, и таможенных декларациях, увеличенного в 1,5 раза, и объема поставок соответствующего товара / услуги, указанного в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных с 01 января 2017 года в Реестрах, и преобладание в таком остатке (более 50 процентов общего такого остатка) групп товаров (продукции) определенных Государственной налоговой службой Украины и утвержденных соответствующим приказом, который обнародуется на официальном вебпортал ГНС;
  2. отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право налогоплательщика на производство, экспорт, импорт и оптовую торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 пункта 215.3 статьи 215 раздела VI Налогового кодекса Украины, в отношении товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной, представленной на регистрацию в Реестре на дату составления такой налоговой накладной / расчета корректировки;
  3. отсутствие на дату составления налоговой накладной / расчета корректировки сведений (актуальной записи) в Реестре плательщиков акцизного налога по реализации топлива субъектом хозяйствования, который регистрирует налоговую накладную на товар (горючее) с кодами Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности в соответствии с подпунктом 215.3 .4 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса;
  4. расчет корректировки составлен поставщиком товаров / услуг к налоговой накладной, составленной на получателя - плательщика налога на добавленную стоимость, если предполагается изменение номенклатуры товара / услуги (для кодов товаров согласно УКТ ВЭД - изменение первых четырех цифр кода, а для кодов услуг в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг-первых двух цифр кодов), при отсутствии такого товара / услуги, указанного / указанной в расчете корректировки, представленный на регистрацию в Реестре, в таблице данных плательщика налога на добавленную стоимость как товара / услуги, что поставляется (изготавливается) на постоянной основе;
  5. сумма компенсации стоимости товара / услуги, указанной в расчете корректировки на уменьшение суммы налоговых обязательств, который подан получателем такого товара / услуги на регистрацию в Реестре, превышает величину остатка, что определяется как разница объема приобретения на таможенной территории Украины с 01 января 2017 года, указанного поставщиком в зарегистрированных в Реестре налоговых накладных / расчетах корректировки, составленных на получателя такого товара / услуги и объем поставки с 1 января 2017, указанного получателем в зарегистрированных в Реестре налоговых накладных / расчетах корректировки на поставку этого товара / услуги;
  6. расчет корректировки на уменьшение налоговых обязательств в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком товаров / услуг на неплательщика налога на добавленную стоимость, составлен и подан на регистрацию в Реестре в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления налоговой накладной, зарегистрированной в Реестре без нарушений предельных сроков регистрации, установленных Кодексом.

Оценка степени рисков и остановка регистрации НН / РК

В случае если по результатам мониторинга налогоплательщика, которым составлена налоговая накладная / расчет корректировки, он соответствует критериям рискованности налогоплательщика, регистрация таких налоговой накладной / расчета корректировки останавливается.

Вопрос о соответствии / несоответствии плательщика налога критериям рискованности налогоплательщика рассматривается комиссией регионального уровня. В случае установления соответствия налогоплательщика хотя бы одному из критериев рискованности налогоплательщика комиссией регионального уровня принимается решение о соответствии плательщика налога критериям рискованности налогоплательщика. Внесение налогоплательщика в перечень плательщиков, которые соответствуют критериям рискованности налогоплательщика, осуществляется в день проведения заседания комиссии регионального уровня и принятия соответствующего решения.

Комиссией регионального уровня рассматривается вопрос об исключении налогоплательщика из перечня плательщиков, которые отвечают критериям рискованности налогоплательщика, в случае:

  • выявления обстоятельств и / или получения информации, свидетельствующей о несоответствии плательщика налога критериям рискованности налогоплательщика;
  • и / или получения информации и копий соответствующих документов от налогоплательщика, что свидетельствуют о несоответствии плательщика налога критериям рискованности налогоплательщика.

Информация и копии документов, представляемые налогоплательщиком в ГНС в электронной форме средствами электронной связи с учетом требований законов Украины «Об электронных документах и ​​электронном документообороте», «Об электронных доверительных услугах» и Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного в установленном порядке.

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса об исключении налогоплательщика из перечня плательщиков, которые отвечают критериям рискованности налогоплательщика, включает в себя:

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
  • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранения и транспортировки, погрузки, разгрузки продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и / или банковские выписки из лицевых счетов;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством;
  • другие документы, подтверждающие несоответствие плательщика критериям рискованности налогоплательщика.

Информация и копии документов, представленные налогоплательщиком, комиссия регионального уровня рассматривает в течение 7 рабочих дней, следующих за датой их поступления, и принимает соответствующее решение.

Исключение налогоплательщика из перечня плательщиков, которые отвечают критериям рискованности налогоплательщика, осуществляется в день проведения заседания комиссии регионального уровня и принятия соответствующего решения.

Если комиссией регионального уровня в течение 7 рабочих дней, следующих за датой поступления указанной информации и документов, не принято соответствующее решение, плательщик исключается из перечня плательщиков, которые отвечают критериям рискованности налогоплательщика.

В случае поступления в контролирующий орган соответствующего решения суда, вступившего в законную силу, комиссия регионального уровня исключает плательщика из перечня плательщиков, которые отвечают критериям рискованности налогоплательщика.

В случае если по результатам мониторинга налоговой накладной / расчета корректировки установлено, что отраженная в них операция соответствует критериям рискованности осуществления операции, кроме налоговой накладной / расчета корректировки, составленных налогоплательщиком, имеющим положительную налоговую историю плательщика налога, регистрация таких налоговой накладной / расчета корректировки останавливается. Информация о налоговых накладных / расчетах корректировки, регистрация которых приостановлена, становится доступной налогоплательщику в приватной части электронного кабинета.

В случае остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре контролирующий орган в течение операционного дня направляет (в электронной форме в текстовом формате) в автоматическом режиме налогоплательщику квитанцию о приостановлении регистрации налоговой накладной / расчета корректировки. Такая квитанция является подтверждением остановки регистрации.

Статья юридической компании «Shablin Consulting» для авторитетного интернет- издания uteka.ua

Топ-6 ситуаций, в которых можно избежать штрафа за нарушение сроков регистрации НН/РК

Штрафные санкции за нарушение сроков регистрации НН/РК

Законодательством установлены значительные штрафы за просрочку регистрации налоговых накладных и расчетов корректировки (далее — НН/РК) в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН).

Данному вопросу посвящена ст. 120 1 Налогового кодекса (далее — НК). Согласно Закону от 16.01.20 г. № 466-IX (далее – Закон № 466), вступившему в силу 23.05.20 г., в ней произошли некоторые изменения.

Теперь налоговики будут штрафовать за нарушение сроков регистрации НН/РК, составленных:

  • по операциям, которые освобождаются от НДС или облагаются налогом по нулевой ставке;
  • в соответствии с требованиями пп. «а»–«г» п. 198.5, ст. 199 при начислении компенсирующих налоговых обязательств.

В частности, за несвоевременную регистрацию таких НН/РК угрожает штраф в размере 2 % от объема поставки без НДС, но не более 1 020 грн.

Аналогичное касается и НН (но не РК), составленных на сумму превышения минимальной базы над фактической ценой поставки (НН, составленных согласно абзацу одинадцатому п. 201.4 НК).

Подробнее об этом — в материале «Новые штрафы за нарушение регистрации налоговых накладных» https ://uteka.ua/ua/publication/commerce — 12 — nalogi — i — otchetnost — 10 — novye — shtrafy — za — narushenie — registracii — nalogovyx — nakladnyx.

Помним: штрафные санкции за нарушение сроков регистрации НН/РК в ЕРНН в течение периода с 01.03.20 г. по последний день месяца завершения карантина не применяются (п. 52 1 подразд. 10 разд. ХХ НК).

К тому же, налоговики говорят, что не будет штрафа, если именно предельная дата регистрации приходится на такой период (ИНК ГНСУ от 12.05.20 г. № 1958/6/99-00-04-01 -03-06/ІПК).

Штрафные санкции, противоречащие законодательству

Случается, что регистрация НН/РК задерживается по объективным причинам (не по вине налогоплательщика). В то же время, убедить в этом налоговую службу крайне сложно. По каждому факту проводится камеральная проверка, и иногда штрафные санкции применяются там, где их не должно быть.

Выделим топ-6 ситуаций, когда налоговая применяет штрафные санкции, но это противоречит законодательству.

Под «противоречит законодательству» будем иметь в виду и те случаи, когда налоговая и судебная практика преимущественно складывается не в пользу налогоплательщиков, но является проявлением противоречивого применения правовых норм.

  1. Недостаточно денег на счете в системе электронного администрирования налога (далее — СЭАН)

Это наиболее неоднозначный случай применения штрафных санкций.

Суть в том, что цель штрафов, установленных ст. 120 1 НК, — стимулировать налогоплательщиков к своевременной регистрации НН/РК. Поэтому, если налогоплательщик своевременно отправляет на регистрацию НН/РК, то, по логике этого наказания, он добросовестно исполняет свою обязанность перед государством и не может быть привлечен к ответственности.

В то же время, система администрирования НДС построена таким образом, что для того, чтобы зарегистрировать НН/РК, налогоплательщик обязан иметь деньги на счете в СЭАН (НДС-счете), достаточные для исполнения перед бюджетом обязательств по уплате НДС. Фактически каждый раз, когда плательщик НДС выставляет НН/РК, он заранее платит НДС на этот счет (кредитуя государство и досрочно погашая обязательство по НДС).

Счет в СЭАН — счет, открытый налогоплательщику в Казначействе, на который таким плательщиком перечисляются деньги в сумме, необходимой для достижения размера суммы налога, на которую налогоплательщик имеет право зарегистрировать НН/РК в ЕРНН, а также в сумме, необходимой для уплаты согласованных налоговых обязательств по налогу (п. 4 Порядка электронного администрирования налога на добавленную стоимость, утвержденного постановлением КМУ от 16.10.14 г. № 569).

Если позволить регистрировать НН/РК без наличия средств на НДС-счете, то это разрушит систему администрирования НДС. Штраф за несвоевременную регистрацию НН/РК в этой ситуации начинает играть функцию принуждения не к своевременному направлению на регистрацию НН/РК, а к пополнению НДС-счета.

Поэтому налоговая служба ведет ожесточенную борьбу за каждое свое решение по применению штрафов на этих основаниях. Если быть объективным, то не без успеха — судебная практика складывается в пользу фискалов. Но это не значит, что перспектив совсем нет.

Во-первых, есть позитивная судебная практика, но она касается исключительно коммунальных и государственных предприятий (постановление Пятого апелляционного административного суда от 20.03.20 г. по делу № 540/2270/19).

Во-вторых, в подобных по содержанию делах, касающихся наложения на плательщиков штрафов по ст. 120 1 НК, но по иным основаниям (допустим, наложение ареста на НДС-счет), суды выбирают позицию, что именно факт отправления НН/РК на регистрацию служит свидетельством того, что налогоплательщик добросовестно исполнил свою обязанность. В таких случаях суды толкуют налоговые квитанции с содержанием «документ не может быть принят…» уже в пользу плательщиков (постановление Пятого апелляционного административного суда от 20.02.20 г. по делу № 400/1817/19).

В-третьих: случается, что, пополнив электронный счет, плательщик НДС не сразу получает возможность зарегистрировать НН, вследствие чего налоговики начисляют штраф за несвоевременную регистрацию. В такой ситуации плательщику удалось доказать, что он принял все меры для своевременной регистрации НН (постановление ВСУ от 03.05.18 г. по делу № 818/1070/17).

В п. 201.10 НК установлены следующие сроки регистрации НН/РК:

  • составленных в период с 1-го по 15-й календарный день(включительно) календарного месяца — до последнего дня (включительно) календарного месяца, в котором они составлены;
  • составленных в период с 16-го по последний к. д. (включительно) календарного месяца — до 15-го к.д. (включительно) календарного месяца, следующего за месяцем, в котором они составлены.

Специальное правило установлено для регистрации минусового РК покупателем — плательщиком НДС — в течение 15 к. д. со дня получения такого РК к НН получателем (покупателем).

А для сводных НН/РК, для начисления компенсирующих налоговых обязательств по п. 198.5, п. 199.1 НК, — в течение 20 к. д., следующих за последним к.д. месяца, в котором они составлены.

Есть случаи, когда НН/РК, отправленные 15-го числа (в операционное время), регистрируются следующим днем — 16-и числом, а отправленные в последней к.д. месяца регистрируются 1-го числа следующего месяца.

Такая ситуация, как правило, возникает по двум причинам:

а) НН/РК своевременно отправлены на регистрацию, но не были получены квитанции об их принятии. Налогоплательщик повторно отправляет НН на регистрацию с нарушением срока;

б) НН/РК, отправленные для регистрации в последний день окончания предельного срока, налоговый орган получает на следующий день.

В этих случаях налоговики смотрят именно на дату регистрации НН/РК у себя в системе, а не на дату отправления. Чтобы понять, насколько это обосновано, заглянем в законодательство.

Во-первых, в соответствии с Порядком ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.10 г. № 1246, операционный день длится в рабочие дни с 08: 00 до 20:00. Если 15-е число или последний день месяца приходятся на выходной, праздничный или нерабочий день, то такой день считается операционным.

Во-вторых, согласно абзацу тринадцатому п. 201.10 НК, если в течение операционного дня не отправлены квитанции о принятии или непринятии либо остановке регистрации НН/РК, такие НН/РК считаются зарегистрированными в ЕРНН.

В-третьих, Порядком обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденным приказом Минфина от 06.06.17 г. № 557, предусмотрено: если квитанция не отправлена автору в течение двух часов со времени получения электронного документа, она отправляется в течение первых двух часов на следующий операционный день.

Анализ этих норм позволяет сделать однозначный вывод, что все НН/РК, отправленные на регистрацию до 20:00 предельного дня, считаются отправленными своевременно. Они регистрируются в этот день или в течение 2 часов на следующий операционный день.

Итак, если отправленные с соблюдением сроков НН/РК зарегистрированы следующим днем или позже, во избежание штрафа следует доказать именно своевременность отправки НН/РК на регистрацию, а не время их получения налоговой.

Доказательством своевременности могут быть любые документы (протокол движения документа/отчета в компьютерной программе, скриншот соответствующей программы или иной документ).

Изложенная позиция неоднократно излагалась в решениях Верховного Суда Украины (см., в частности, постановление от 12.02.20 г. по делу № 1640/3102/18).

  1. Технические перебои в работе ЕРНН

Налоговики считают, что это не освобождает от штрафов плательщика НДС (ИНК ГФСУ от 22.02.19 г. № 678/6/99-99-12-02-01-15/ІПК, от 20.02.19 г. № 639/6/99-99-15-03-02-15/ІПК, письмо ГФС от 31.01.19 г. № 5111/6/99-99-03-07-02-15).

Однако плательщикам все-таки удается отстоять свою правоту в судебном порядке, доказав, что они сделали все возможное для того, чтобы своевременно зарегистрировать НН/РК.

Судебными решениями в пользу плательщиков являются постановление ВСУ от 10.05.18 г. по делу № 819/869/17, решение Донецкого окружного админсуда от 25.03. 19 г. по делу № 200/1834/19-а.

  1. Непринятие на регистрацию НН/РК в связи с арестом НДС-счета

Практика наложения в уголовном производстве ареста на сумму НДС в СЭАН в последнее время становится распространенной.

Этот арест не позволяет регистрировать НН/РК. Плательщикам приходят квитанции следующего содержания: «документ не может быть принят, наложен арест по решению суда на сумму налога, на которую продавец имеет право зарегистрировать НН/РК».

После того как арест снимается и налогоплательщики отправляют на регистрацию НН/РК, налоговый орган начинает применять штрафы за нарушение сроков их регистрации.

Однако административные суды считают такие действия налогового органа незаконными. Позиция такова: поскольку штраф, предусмотренный ст. 120 1 НК, по своей правовой природе является финансовой ответственностью налогоплательщика за несвоевременную регистрацию НН/РК, то он может быть применен при наличии вины плательщика. Если нарушение сроков регистрации произошло из-за ареста лимитов НДС, то вины плательщика нет.

Главное условие для отмены штрафа — в любом случае НН/РК следует своевременно отправлять на регистрацию и получать квитанции об их непринятии до окончания предельного срока их регистрации. То есть направление НН/РК на регистрацию должно быть своевременным, даже если вы понимаете, что в связи с арестом их не зарегистрируют.

  1. Наложение штрафа в случаях, когда законодательством предусмотрено освобождение от ответственности

Именно в отношении этой ситуации после принятия Закона № 466 произошли существенные изменения.

Ранее законодательством предусматривались условия, которые делали невозможным применение штрафных санкций, предусмотренных ст. 120 1 НК, за несвоевременную регистрацию НН.

Это касалось регистрации НН, которые не предоставляются получателю (покупателю) и составлены на поставку товаров/услуг для операций:

1) освобожденных от налогообложения;

2) облагаемых налогом по нулевой ставке.

Большинство проблем с налоговым органом возникало тогда, когда налогоплательщик подпадал под эти исключения, но подавал на регистрацию НН, заполненные с нарушениями Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом Минфина от 31.12.15 г. № 1307 (далее — Порядок № 1307).

В частности, в соответствии с Порядком № 1307 в НН обязательно следует ставить отметку «Х» в графе «Не подлежит предоставлению получателю (покупателю) по причине» и указывать тип причины (например, «09», если НН составлена на поставку для операций, освобожденных от обложения НДС).

Если налогоплательщик пренебрег указанными требованиями, фискалы, используя эти формальные ошибки, считали НН такими, на которые не распространяется освобождение от ответственности. Судебная практика в этом вопросе исходит из постулата, что содержание имеет преимущество над формой. Все требования налоговых органов оставались неудовлетворенными (постановление Верховного Суда Украины от 10.12.19 г. в деле № 640/7353/19).

Закон № 466 кардинально изменил ситуацию. Вышеупомянутые случаи стали нарушениями, за каждое из которых налагается штраф—2 % от объема поставки, но не более 1 020 грн (речь идет именно о несвоевременной регистрации НН/РК на освобожденные от НДС операции или те, которые облагаются налогом по ставке 0 %).

  1. Ошибка в дате составления НН

Это касается случаев, когда неправильно указана дата в НН (например, вместо 2020-го указан 2019 год). В таком случае НН, своевременно отправленная на регистрацию, становится просроченной, а плательщик получит штраф в размере 50 % от суммы указанного в ней налогового обязательства.

Судебная практика не рассматривает эти случаи как основания для применения штрафов.

Суть позиции в том, что штраф согласно ст. 120 1 НК может быть применен только в случае, если плательщик обязан был составить и зарегистрировать НН в связи с наступлением одного из событий: поставка товаров/услуг или поступление средств от покупателя в качестве аванса.

Если какие-либо хозяйственные операции, которые были бы основанием для составления НН, не происходили (отсутствие операций с реквизитами, указанными в НН), то ее регистрация необязательна и невозможна.

В связи с этим привлечение к ответственности за несвоевременную регистрацию того, что не требует регистрации, недопустимо.

Но есть и негативные решения, например постановление Верховного Суда от 26.06.18 г. в деле № 816/1990/17.

Выводы

Мы рассмотрели типичные, но не все, обстоятельства, при которых налоговый орган может наложить штраф за нарушение сроков регистрации НН/РК.

Впрочем, есть условно «приятные» моменты. Согласно Закону от 17.03.20 № 533-IX подразд. 10 разд. XX ПК дополнен п. 52 1 , которым применение штрафов за несвоевременную регистрацию НН/РК запрещено в период с 01.03.20 г. по последний календарный день месяца (включительно), в котором завершается действие карантина (на время написания статьи — это 31.07.20 г.).

В то же время, основное правило остается неизменным: если к вам применят санкции, то нужно критически относиться к выводам налоговой проверки, проанализировать причины и выяснить, на самом ли деле есть нарушение. Существующая судебная практика часто может дать представление о векторе решения дел в подобных ситуациях.


Законодательство Украины предусматривает в общем 11 праздничных и нерабочих дней. И если праздничный день выпадает на выходные дни, то следующий за ними день также считается выходным. Ежегодно Кабинет Министров Украины принимает распоряжение о переносе рабочих дней. Это делается с целью рационального использования рабочего времени и создания благоприятных условий для празднования. И хотя такие распоряжения носят рекомендательный характер, госорганы и государственные предприятия и учреждения, как правило, их соблюдают.

Тем не менее такой перенос рабочих дней не должен отражаться на гражданах и субъектах хозяйствования. В частности, на это обратил внимание Кассационный административный суд в составе Верховного Суда (ВС) в постановлении от 4 июня 2020 года по делу № 560/1570/19, в котором стал на защиту интересов налогоплательщика, привлеченного к ответственности за пропуск предельного срока регистрации налоговой накладной.

Так, согласно обстоятельствам дела, в марте 2019 года Главное управление Государственной фискальной службы (ГФС) в Хмельницкой области провело камеральную проверку ООО «К» по вопросам своевременности регистрации налоговых накладных за декабрь 2018 года. Контролирующий орган установил нарушение хозяйственным обществом предельного срока регистрации налоговой накладной в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН). В частности, налоговая накладная от 11 декабря 2018 года была зарегистрирована в реестре лишь 2 января 2019 года, то есть просрочка регистрации составила два дня. В связи с этим налоговый орган 10 апреля 2019 года принял налоговое уведомление-решение, которым к налогоплательщику применена штрафная санкция за задержку регистрации налоговых накладных / расчетов корректировки к налоговым накладным в размере 10 % от суммы налога на добавленную стоимость, указанной в налоговой накладной.

Считая действия фискального органа неправомерными, ООО «К» оспорило их в судебном порядке и просило суд признать принятое налоговое уведомление-решение противоправным и отменить его. Свои требования истец обосновал тем, что ГФС в Хмельницкой области, принимая оспоренное уведомление-решение, нарушило требования Налогового кодекса (НК) Украины, поскольку налоговая накладная была направлена им на регистрацию в ЕРНН 29 декабря 2018 года. То есть отсутствует вина хозяйственного общества в том, что указанная накладная зарегистрирована контролирующим органом лишь спустя два дня. И как следствие, отсутствует основание для юридической ответственности.

Рассмотрев спор, Хмельницкий окружной административный суд решением от 5 августа 2019 года исковые требования хозяйственного общества удовлетворил. Окружной суд исходил из того, что налогоплательщик со своей стороны совершил все необходимые действия для регистрации налоговой накладной, предписанные налоговым законодательством, в установленные сроки. И в связи с этим не может нести ответственность в виде штрафа за то, что накладная была зарегистрирована налоговым органом в соответствующем реестре по истечении предельного срока.

Но с таким выводом окружного суда не согласился суд апелляционной инстанции, который подошел к решению спора более формально: поскольку регистрация произведена с пропуском установленного срока, то и отсутствуют основания для освобождения истца от ответственности за несвоевременную регистрацию налоговой накладной. Постановлением от 19 ноября 2019 года Седьмой апелляционный административный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении исковых требований.

В кассационной жалобе на постановление апелляционного суда ООО «К» обратило внимание, что накладная по налогу на добавленную стоимость (НДС) от 11 декабря 2018 года зарегистрирована с учетом предельных сроков для такой регистрации. Так, осуществив со своей стороны все действия, необходимые для регистрации налоговой накладной, налогоплательщик никоим образом не может повлиять на дальнейший процесс регистрации такой накладной. То есть регистрация не состоялась в установленные НК Украины сроки по не зависящим от налогоплательщика причинам.

Также кассатор подчеркнул, что распоряжение Кабинета Министров Украины «О переносе рабочих дней в 2018 году» от 11 января 2018 года № 1-р (распоряжение КМУ), на которое ссылался налоговый орган, носит лишь рекомендательный характер и касается работников для создания им благоприятных условий для празднования, но не регулирует порядок проведения регистрации налоговых накладных в ЕРНН. С учетом этого ООО «К» просило ВС отменить постановление суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение окружного административного суда.

В свою очередь, ГФС в Хмельницкой области апеллировала тем, что распоряжением КМУ операционный день с 31 декабря перенесен на 29 декабря 2018 года. Таким образом, 29 декабря является последним операционным днем для регистрации налоговых накладных и/или расчетов корректировки в ЕРНН в декабре 2018 года, а первым операционным днем в 2019 году является 2 января.

Рассмотрев кассационную жалобу, коллегия судей Кассационного административного суда в составе Наталии Блаживской, Олега Билоуса и Ирины Желтобрюх пришла к выводу о наличии оснований для ее удовлетворения.

В частности, Верховный Суд, проанализировав положения НК Украины и Порядка ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2010 года № 1246 (Порядок № 1246), обратил внимание, что в процедуре внесения информации (ведомостей относительно налоговых накладных и расчетов корректировки) в ЕРНН есть две отдельные стадии: предоставление плательщиком НДС налоговой накладной (расчета корректировки) и принятие/непринятие такой накладной и, соответственно, внесение ведомостей о ней непосредственно в реестр.

При этом первая стадия зависит от налогоплательщика и является результатом его действий, тогда как вторая — результат выполнения работы программным обеспечением, которое контролируется ГФС, и непосредственных действий работников налогового органа, на которые налогоплательщик не имеет влияния.

«В этом контексте установленная пунктом 120 1 .1 статьи 120 1 НК Украины ответственность плательщика НДС за нарушение предельного срока, предусмотренного для регистрации налоговой накладной и/или расчета корректировки к ней в ЕРНН, в виде наложения штрафа может применяться в случае, если налогоплательщик не предоставил (не направил) налоговую накладную ГФС в установленный срок», — указал ВС, обращая внимание на свою устоявшуюся практику.

Также суд отметил, что налоговая накладная была выписана хозяйственным обществом 11 декабря 2018 года, то есть предельным сроком ее подписания и направления в налоговый орган для ее регистрации (с учетом положений Порядка обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 6 июня 2017 года № 557 (Порядок № 577), и Порядка № 1246) было 31 декабря 2018 года до 20.00.

В то же время распоряжением КМУ рекомендовано перенести, в частности, рабочий день с понедельника 31 декабря на субботу 29 декабря 2018 года.

Налоговая накладная подписана и направлена истцом на регистрацию 29 декабря 2018 года в 21.13, но была зарегистрирована в ЕРНН лишь 2 января 2019 года в 09.30.34.

ВС отметил, что хотя Порядок № 1246 в регулировании механизма направления налогоплательщиком налоговой накладной и отсылает к нормам Порядка № 577, и эти нормы не были нарушены фискальным органом вследствие направления хозобществу квитанции о принятии налоговых накладных 2 января 2019 года, вывод апелляционного суда о наличии оснований для привлечения истца к ответственности в виде применения штрафной санкции, учитывая пределы ответственности плательщика НДС в механизме регистрации налоговой накладной в ЕРНН, не соответствует правильному применению положений пункта 201.10 статьи 201 НК Украины и Порядка № 1246.

Верховный Суд согласился с доводами кассатора, что распоряжение КМУ носит рекомендательный характер и касается работников для создания им благоприятных условий для празднования, но таким способом не могут сужаться права налогоплательщика на регистрацию налоговых накладных в пределах срока, определенного НК Украины.

«Налогоплательщик, исполнив свою обязанность по составлению, подписанию и направлению в налоговый орган в установленные НК Украины сроки налоговых накладных, не может нести ответственности в виде наложения на него штрафа за то, что такие налоговые накладные были зарегистрированы налоговым органом в ЕРНН по истечении предельных сроков», — констатировал ВС.

Следует обратить внимание, что при принятии постановления ВС учел практику Европейского суда по правам человека и подчеркнул, что в силу принципа пропорциональности вмешательство в право лица беспрепятственно пользоваться и распоряжаться своим имуществом возможно лишь при условии соблюдения «справедливого равновесия» между интересами общественности и необходимостью соблюдения фундаментальных прав человека.

Несогласованность действий органов государственной власти или неисполнение государственными органами и их должностными лицами своих непосредственных обязанностей (в данном случае регистрации налоговых накладных) не должно влечь за собой возложения на субъект хозяйствования чрезмерных обязанностей или других неблагоприятных последствий.

Своим постановлением ВС отменил постановление апелляционного суда и оставил в силе решение Хмельницкого окружного административного суда.

Читайте также: