Отдел по налоговым спорам

Опубликовано: 15.05.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Приказ Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2016 г. N АС-7-9/598@ "Об утверждении Положения об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы"

В соответствии с приказом ФНС России от 13.09.2016 N ММВ-7-4/484@ "О структуре центрального аппарата Федеральной налоговой службы" приказываю:

1. Утвердить Положение об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.

2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 11.12.2015 N ММВ-7-9/569@ "Об утверждении Положения об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы".

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А. Аракелова.

Исполняющий обязанности
руководителя Федеральной
налоговой службы
С.Н. Андрющенко

Положение
об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров Федеральной налоговой службы
(утв. приказом Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2016 г. N АС-7-9/598@)

1. Общие положения

1.1. Управление досудебного урегулирования налоговых споров (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

подпадающих под определение, предусмотренное в статье 138 Налогового кодекса Российской Федерации, на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, а также на действия или бездействия их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права, а также обращений налогоплательщиков, в которых содержится указание на акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц и основания, по которым налогоплательщик считает, что его права нарушены;

связанных с внесением в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, об аккредитации (прекращении аккредитации) филиалов, представительств иностранных юридических лиц, на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, а также на действия или бездействие их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права, в частности на решение о государственной регистрации, об отказе в государственной регистрации, об отказе в аккредитации филиала (представительства) иностранной организации;

связанных с процедурой проверки налоговыми органами соблюдения требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, а также на действия или бездействие их должностных лиц, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права;

на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, а также на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов, которые, по мнению налогоплательщиков, нарушают их права при участии в делах о банкротстве.

2.2. Участие во взаимосогласительной процедуре в случае несогласия организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, с мотивированным мнением налогового органа.

2.3. Координация работы налоговых органов по рассмотрению жалоб (обращений) в досудебном порядке.

2.4. Методологическое обеспечение работы налоговых органов по досудебному урегулированию споров.

2.5. Осуществление контроля качества работы налоговых органов по рассмотрению жалоб (обращений) в досудебном порядке, в том числе посредством анализа информации, образующейся по итогам проведенного внутриведомственного аудита в части вопросов, отнесенных к компетенции Управления.

2.6. Мониторинг, обобщение и анализ результатов работы налоговых органов по рассмотрению жалоб (обращений) налогоплательщиков на акты налоговых органов Российской Федерации ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц.

2.7. Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, и закрепленных за Управлением решением руководителя Федеральной налоговой службы.

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие основные функции:

3.2. Принимает участие во взаимосогласительной процедуре в случае несогласия организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, с мотивированным мнением налогового органа.

3.3. Координирует работу налоговых органов по рассмотрению жалоб (обращений) в досудебном порядке.

3.4. Осуществляет мониторинг по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в том числе мониторинг судебной практики, образующейся по результатам рассмотрения споров по ранее рассмотренным в досудебном порядке жалобам (обращениям).

3.5. Обобщает и анализирует практику рассмотрения жалоб (обращений) в досудебном порядке в налоговых органах и вносит предложения по ее совершенствованию, по изменению методических указаний и рекомендаций Службы по данному вопросу.

3.6. Выявляет и анализирует типичные причины возникновения жалоб (обращений), рассматриваемых в досудебном порядке, представляет руководству Службы по результатам анализа обзоры, содержащие рекомендации в целях совершенствования правоприменительной практики.

3.7. Анализирует и обобщает имеющийся зарубежный опыт и разрабатывает предложения по совершенствованию административных процедур по рассмотрению налоговых споров в досудебном порядке.

3.8. Принимает участие в разработке проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.9. Разрабатывает проекты форм статистической отчетности для обеспечения мониторинга результатов работы по рассмотрению жалоб (обращений). Анализирует данные статистической отчетности.

3.10. Рассматривает запросы налоговых органов по процедуре рассмотрения жалоб (обращений) в досудебном порядке.

3.11. Участвует в планировании и организации обучения гражданских служащих в рамках своей компетенции, проводит совещания, семинары, оказывает практическую помощь территориальным органам Службы по вопросам, входящим в компетенцию Управления.

3.12. Осуществляет методическую деятельность по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.13. Представляет интересы Службы в федеральных органах государственной власти по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.14. Осуществляет методологическое и организационное обеспечение ведения специализированных информационных ресурсов по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

3.15. Обеспечивает базовый, расширенный и специальный уровни профессиональных знаний и навыков государственных гражданских служащих в области информационно-коммуникационных технологий в части деятельности Управления.

3.16. Обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную, налоговую и иную охраняемую законом тайну.

3.17. Обеспечивает контроль исполнения законодательства и нормативных правовых актов по противодействию коррупции, соблюдению государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения в части деятельности Управления.

3.18. Подготавливает материалы по вопросам, находящимся в компетенции Управления, для публикации в средствах массовой информации и размещения на интернет-сайте Службы.

3.19. Ведет в установленном порядке делопроизводство и осуществляет хранение документов Управления, а также их передачу на архивное хранение.

3.20. Участвует в обеспечении мобилизационной подготовки центрального аппарата и территориальных органов Службы к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.21. Организует и выполняет мероприятия по мобилизационной подготовке Управления к деятельности в военное время и в условиях военного и чрезвычайного положения.

3.22. Участвует в организации и обеспечении выполнения предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятий по поддержанию готовности налоговых органов к ведению гражданской обороны.

3.23. Организует и выполняет предусмотренные законодательством Российской Федерации мероприятия по вопросам поддержания готовности Управления к ведению гражданской обороны.

3.24. Осуществляет иные функции по поручению руководства Службы в соответствии с действующим законодательством.

4. Права при реализации основных функций Управления

4.1. Управление для осуществления своих основных функций имеет право:

4.1.1. Вносить руководству Службы предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

4.1.2. Знакомиться с документами, необходимыми для выполнения возложенных на Управление задач, в подразделениях Службы.

4.1.3. Запрашивать и получать в установленном порядке от подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, независимо от их организационно-правовой формы, заключения и материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления.

4.1.4. Привлекать в установленном порядке специалистов научно-исследовательских и иных организаций, готовить материалы для заключения договоров с этими организациями на проведение и выполнение работ по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

4.1.5. Вести в установленном порядке переписку с организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

4.1.6. Готовить проекты нормативных правовых актов, приказов и других документов по функциям Управления и направлять их на заключение соответствующим подразделениям Службы.

4.1.7. Привлекать в установленном порядке специалистов структурных подразделений Службы к подготовке проектов документов, справочной информации и других материалов по поручению руководства.

4.1.8. Участвовать в формировании заказов, проработке контрактов на осуществление необходимых для выполнения своих задач закупок программных, технических средств и расходных материалов.

4.1.9. Изучать зарубежный опыт по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

4.1.10. Осуществлять иные полномочия, входящие в компетенцию Управления.

5. Организация деятельности Управления

5.1. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями Службы, с соответствующими подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественными объединениями и другими организациями на основе планов, составленных в соответствии с основными направлениями работы Службы, приказов Службы, мероприятий, утверждаемых руководством Службы.

5.2. Структура Управления и численность его работников устанавливаются руководителем Службы в соответствии с утвержденной структурой и численностью работников центрального аппарата Службы.

Для выполнения задач, возложенных на Управление, в его составе создаются соответствующие отделы.

5.3. Работники Управления несут персональную ответственность за выполнение обязанностей, возложенных на них в установленном порядке.

5.4. Руководство Управлением осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Назначение на должности работников Управления осуществляется руководителем Службы по представлению начальника Управления в соответствии с действующим законодательством.

Освобождение от замещаемой должности работников Управления осуществляется руководителем Службы в соответствии с действующим законодательством.

5.6. Начальник Управления:

5.6.1. Осуществляет общее руководство Управлением, организует его работу, устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции его заместителей, утверждает положения об отделах и должностные регламенты работников, осуществляет контроль за их выполнением.

5.6.2. Вносит в установленном порядке предложения о назначении, перемещении и увольнении работников Управления, наложении дисциплинарных взысканий на лиц, допустивших должностной проступок, а также о поощрении работников за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей.

5.6.3. Принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Службы, вносит предложения по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

5.6.4. Организует в установленном порядке совещания и семинары с участием территориальных органов и находящихся в ведении Службы организаций по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, принимает участие в работе совещаний и семинаров, организуемых другими подразделениями центрального аппарата Службы.

5.6.5. Дает работникам Управления обязательные для них письменные и устные указания по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в пределах их должностных обязанностей и требует от них отчет об исполнении этих указаний.

5.6.6. Представляет в установленном порядке Службу по вопросам, отнесенным к компетенции Управления, в федеральных органах государственной власти, органах власти субъектов Российской Федерации.

5.6.7. В установленном порядке отвечает на письма структурных подразделений центрального аппарата Службы и ее территориальных органов, организаций и граждан, организует прием граждан и должностных лиц организаций, и в соответствующих случаях осуществляет их личный прием.

5.6.8. В установленном порядке получает от других подразделений центрального аппарата, территориальных органов Службы и организаций, находящихся в ведении Службы заключения, материалы, документы и данные статистической отчетности, необходимые для деятельности Управления.

5.6.9. Проводит служебные совещания с работниками Управления.

5.6.10. Подписывает служебную документацию в пределах своей компетенции.

5.6.11. Организует делопроизводство в Управлении.

5.6.12. Осуществляет сотрудничество с государственными органами, научными, учебными, общественными и другими организациями, внебюджетными фондами, ассоциациями, представителями государств - участников СНГ, с зарубежными экспертами и международными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.

5.7. Начальник Управления несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Управление настоящим Положением, за соблюдение действующего законодательства, приказов и распоряжений Министерства финансов Российской Федерации и руководства Службы, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Управления, обеспечение соблюдения работниками Управления внутреннего трудового распорядка Службы и исполнительской дисциплины.

5.8. Заместители начальника Управления несут персональную ответственность за работу курируемых отделов Управления, координируют их деятельность по поручениям начальника Управления или руководства Службы, обеспечивают своевременную подготовку соответствующих материалов.

Обзор документа

Представлено новое Положение об Управлении досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России.

Это обусловлено изменением структуры центрального аппарата Службы, передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов.

Предусмотрено в т. ч. участие Управления во взаимосогласительной процедуре в случае несогласия организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, с мотивированным мнением инспекции.

Обновлены правила организации деятельности Управления.

Прежнее положение признано утратившим силу.

Поможем вам выявить и минимизировать налоговые риски

Best Lawyers

Лучшие юристы
по налоговому праву

II группа

Налоговое право
Право.ru-300

  • Подготовка к налоговой проверке
  • Сопровождение — когда налоговики уже у вас
  • Оспаривание результатов налоговой проверки
Бесплатная консультация

Несогласие с налоговыми органами и принятыми ими решениями — не редкость. Даже при правильно оформленной документации у фискальных органов при проверке могут возникнуть вопросы, следствием которых могут стать санкции (штрафы, начисление налогов, любая административная ответственность). Нагрузка на предприятие становится избыточной. Чтобы составить доказательную базу и подать документы, грамотно обжаловать решение органа — позвоните нашим специалистам.

Анализ ситуации позволит выявить узкие места в решениях налоговой, уточнить, какими нормативными актами руководствовался орган. Уже в предварительной части работы мы выясним, какими методами можно защитить интересы компании-клиента, в какие налоговые органы (в том числе вышестоящие) будет необходимо обратиться. Также мы предварительно оценим шансы на положительный исход конкретного налогового спора, объем средств, которые получится вернуть.

В итоговом договоре, который мы вам направим, будут отражены не только ответственность сторон, но и этапы оказания помощи, методы, весь объем наших действий. С момента подписания договора вы сможете рассчитывать на нашу поддержку и активность наших сотрудников. Мы сразу же сможем приступить к подготовке доказательной базы, подбору законодательных актов, обжалованию акта налоговой проверки.

В итоговом договоре, который мы вам направим, будут отражены не только ответственность сторон, но и этапы оказания помощи, методы, весь объем наших действий. С момента подписания договора вы сможете рассчитывать на нашу поддержку и активность наших сотрудников. Мы сразу же сможем приступить к подготовке доказательной базы, подбору законодательных актов, обжалованию акта налоговой проверки.

Как только вы получите акт от налоговой, наши сотрудники смогут изучить документ на предмет нарушения прав компании. Мы сможем компетентно подойти к каждой ситуации, выявить необъективность фискальных органов и призвать их к ответственности, потребовать исполнения и неукоснительного следования нормативной базе в конкретной области (по исчислению НДС, НДФЛ, налога на прибыль, в других сферах). Мы сможем передать документы для досудебного обжалования решения в вышестоящие инстанции, а затем сопроводим ваше дело в суде, если потребуется.

Сопровождение налоговых споров:
не платите лишнего ФНС

Отдельные пробелы и неясности в налоговом законодательстве создают почву для появления различных спорных ситуаций, связанных с несогласием налогоплательщика в отношении начисления штрафов со стороны проверяющих органов. С другой стороны, законодательные акты и требования так часто меняются, что бухгалтер компании подчас просто не успевает ознакомиться с нововведениями.

КСК ГРУПП помогает среднему и крупному бизнесу пройти через налоговые споры с ФНС с минимальными потерями. Мы формируем для клиента правовую позицию, ищем слабые места в аргументах налоговой, добиваемся возмещения налогов, предусмотренного законом, оспариваем доначисления в досудебном порядке и в судах. В среднем нам удается снизить размер доначислений на 80% от изначальной суммы.

  • Претензии ФНС успешно оспорены на 100% или размер доначислений снижен
  • Снижены риски ареста банковских счетов и имущества компании
  • Компания получает квалифицированную юридическую помощь на всех этапах споров с ФНС
  • Снижены финансовые и репутационные риски
  • Полная конфиденциальность в любых сферах взаимодействия
  • Индивидуальная стратегия защиты интересов в судах и контролирующих органах

Сопровождение налоговых споров в КСК ГРУПП

За последние годы практика в сфере налогового контроля сильно изменилась.

  1. Действуют системы АСК «НДС-2» и АИС «Налог-3».
  2. Работа инспекторов ФНС становится все более качественной.
  3. Средний «чек» по итогам каждой проверки стабильно увеличивается.
  4. В суде налоговики выигрывают более 80% дел.

Риски слишком велики. Чтобы свести их к минимуму, бизнесу необходима надежная защита во время споров с ФНС. Почему важно привлекать экспертов для сопровождения налоговых споров? По нашему опыту, усилий штатных сотрудников часто недостаточно для эффективного оспаривания доначислений по итогам проверки или для возмещения налогов.

Подготовка персонала — важная часть защиты при налоговых спорах

Во время выездных проверок со стороны фискальной службы на сотрудников финансового отдела и бухгалтерии может быть оказано давление с целью получения нужных показаний. Часто такие показания могут ухудшить положение дел и снизить шансы на отмену принятых решений. Чтобы этого не произошло, рекомендуем еще до проведения проверки пригласить на предприятие юристов КСК ГРУПП. Они проведут работу с персоналом и предложат грамотную и обоснованную стратегию общения с налоговыми органами.

Почему вы можете быть уверены в результате

Рейтинги

Качество работы наших экспертов подтверждают своими отзывами крупнейшие российские и западные компании.

Право.ru-300

Эксперт РА

BestLawyers.com

На досудебной стадии нам удалось отбить до 80% претензий налоговых органов.

На стадии судебного обжалования мы сумели убедить судей Верховного Суда РФ в правильности своей позиции и тем самым сформировали судебную практику по делам о получении необоснованной налоговой выгоды.

Средний опыт наших специалистов — более 10 лет, многие из них работали в ФНС.

Наши юристы ежедневно сопровождают налоговые проверки и взаимодействуют с инспекторами ФНС. Благодаря этому мы всегда в курсе, как меняются методы, которые используют налоговые инспекции.
Мы успешно представляли интересы клиентов в делах по налоговым спорам в Верховном Суде РФ.
Качество работы наших налоговых юристов подтверждают своими рекомендациями крупные российские и западные компании.

Ежегодно за рубежом мы проводим бизнес-форум «Круглый стол директоров»

для собственников и топ-менеджеров российских компаний с оборотом от 500 млн рублей. В конференции принимают участие лучшие налоговые юристы страны, в том числе из консалтинговых компаний с мировым именем: PwC, Deloitte, KPMG, EY. Обмен опытом с коллегами также помогает нам быть в курсе ключевых налоговых трендов.

Как мы шаг за шагом защищаем ваш бизнес

Сотрудники КСК ГРУПП успешно разрешают налоговые споры, используя весь свой опыт общения с фискальными службами. В случае, если вы будете делать это самостоятельно, шансы на грамотное взаимодействие с уполномоченными органами будут крайне низки. Вероятнее всего, весь процесс решения проблемной ситуации обернется простой тратой времени, поскольку не будет никакого контроля за выполнением положенных процедур (например, проведение досудебного разбирательства с учетом всех обстоятельств дела).

Как мы минимизируем или полностью исключаем налоговые доначисления на стадиях возражений и судебного обжалования:

  • Грамотно выстраиваем позиции.
  • Готовим возражения на акт налоговой проверки.
  • Своевременно представляем необходимые доказательства.
  • Доводим свою позицию до налогового органа и суда.
  • Руководствуемся профессионализмом и большим опытом представительства на всех стадиях обжалования решений налоговых органов.
  • Мы нацелены на результат и глубокое понимание проблемы клиента.
  • Предоставляем оптимальные решения и ответственный подход, которые обеспечивают наилучший исход дела для налогоплательщика.
  • Добиваемся возмещения ущерба из-за незаконных действий сотрудников ФНС. Например, из-за ареста банковских счетов.
  • Помогаем получить возмещение налогов в полном объеме, предусмотренном законодательством.

Мы снижаем размер доначислений для наших клиентов, иногда полностью «отбиваем» претензии ФНС. Налоговая безопасность вашего бизнеса — наша работа, и мы делаем ее хорошо.

Если все же акт о доначислениях получен — это еще не приговор:

  • выводы проверяющих могут быть надуманными, основанными на выборочной оценке доказательств или недопустимых доказательствах;
  • может иметь место фальсификация доказательств со стороны налоговой;
  • часты случаи нарушение порядка проведения проверки при неправильном применении законодательства.

Все это дает дополнительные шансы на стадии возражений или апелляционного обжалования Решения налогового органа в УФНС снизить доначисления полностью или в части.

После прохождения всех стадий обжалования в налоговой у налогоплательщика, если налоговые органы вас не услышали или не захотели услышать, есть право обратиться в суд за признанием недействительным решения налогового органа. В суде также есть шансы снизить налоговые доначисления.

Стоимость сопровождения налоговых споров

Стоимость услуг по сопровождению налоговых споров в большинстве случаев в десятки раз меньше сумм, которые мы помогаем сэкономить клиенту.

Первичная консультация с экспертами КСК ГРУПП бесплатная.

Чтобы получить консультацию:


Подготовьте информацию о налоговых рисках компании, которые вам известны.

Сформируйте ожидания по результату, который вы хотите получить.

Оставьте заявку на сайте или по телефону. Мы согласуем удобное для вас время встречи.

Отзывы о нашей работе

Руководители фирмы «Трэдис» благодарят КСК ГРУПП за помощь по гражданским и налоговым делам. Юристы команды КСК ГРУПП доказали свою квалификацию, оперативно определив способы решения возникших проблем. Текущие бизнес-задачи были отработаны на 100%. Мы оценили компетентность и первоклассную работу ваших специалистов, их проактивную и целеустремленную позицию по отношению к проблематике заказчиков. Мы ценим построенные деловые отношения и готовы дать вам лучшие рекомендации от лица нашего руково.

Примите благодарность от ООО «Мультимедийный вычислительный центр» за оперативно и качественно проведенный анализ документов. Нам предстояло заключить франчайзинговый договор, но мы не были уверены в нескольких моментах. Решили воспользоваться услугами приглашенного юриста, и выбрали компанию КСК ГРУПП. Тщательный анализ текста документа выявил пару несоответствий, что в корне изменило ситуацию и наше отношение к предстоящей сделке. Благодаря компетенциям юристов КСК ГРУПП нам удалось избежать.

Ответственной за соблюдением налогового законодательства в России является налоговая инспекция. Типовое ведомство имеет разветвленную структуру, где каждый отдел решает свои задачи. Ответственными должностными лицами в налоговой являются инспекторы. С большинством сотрудников инспекции рядовой налогоплательщик не встречается и даже не знает, чем они занимаются. Попробуем разобраться, из каких подразделений состоит налоговая инспекция, и какие задачи она решает.

  • 🏛 Структура налоговой инспекции
  • ✅ Функции и задачи
  • 👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить
    • Проверка юридических лиц
    • Проверка физических лиц
    • Ответственность за превышение полномочий
  • 👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений
    • Отделы камеральных и выездных проверок
    • Отдел по работе с налогоплательщиками
    • Отдел по удержанию НДФЛ
    • Отдел прочих налогов
    • Отдел контроля за состоянием расчетов с бюджетом
    • Отдел по досудебному и принудительному взысканию недоимки
    • Отдел по банкротству
    • Отдел персонала
    • Юридический отдел
    • ИТ-отдел

🏛 Структура налоговой инспекции

На основании п. 4 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 г. в систему налоговых органов входят Федеральная налоговая служба (ФНС) и территориальные органы. Иерархия налоговой инспекции состоит из нескольких уровней: федеральный, муниципальный и местный.

В структуру ФНС входят:

  • руководство ФНС;
  • структурные подразделения;
  • межрегиональные инспекции;
  • управление ФНС по регионам.

На межрегиональном уровне в систему контроля входят межрегиональные инспекции по федеральным округам, по крупнейшим налогоплательщикам, по обработке данных, по ценообразованию и по камеральному контролю.

Типовая инспекция налоговой службы подотчетна ФНС. Инспекции бывают межрайонного и районного уровней. После реформирования системы организации налоговых служб многие районные инспекции упразднили и преобразовали в межрайонные инспекции (они распространяют свое действие на несколько районов в городе).

✅ Функции и задачи

Главные задачи налоговой инспекции – это контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей и сборов в государственный бюджет, а также за соблюдением налогового законодательства (на основании п. 1 Положения о ФНС Постановления Правительства РФ №506 от 2004 года). Именно ФНС отвечает за формирование доходной части местного и федерального бюджетов, поэтому все выполняемые задачи, по сути, подчинены единой цели – увеличить эффективность сбора налогов для их дальнейшего поступления в бюджет.

Контролирующие функции налоговой инспекции распространяются одновременно на физических и юридических лиц. Эти задачи реализуются в одной инспекции, но в отдельные подразделения инспекции ФНС (ИФНС) обычно вынесены функции по регистрации ИП и юрлиц, а также работы с крупнейшими налогоплательщиками региона.

Главными задачами налоговой инспекции являются также разработка налоговой политики в целях своевременного поступления налогов и сборов в бюджет и валютный контроль (в пределах компетенции налогового органа часть этих полномочий передана, например, таможенной службе).

К целям работы налоговой инспекции относят:

  • проведение налоговых проверок;
  • учет за своевременной оплатой, начисление пени и штрафов на просроченные обязательства;
  • контроль за денежными поступлениями, правильностью их исчисления;
  • регистрация налоговых резидентов;
  • контроль за производством табачной продукции и за применением контрольно-кассовой техники (ККТ);
  • анализ предоставляемой налоговой отчетности.

Отдельные инспекции контролируют регистрацию юридических лиц и предпринимателей и проверяют ту информацию, которую они передают. При выявлении недостоверных сведений ФНС может отказать в регистрации.

Налоговая инспекция имеет следующие полномочия:

  • контроль за соблюдением российского законодательства о налогах и сборах, правильность исчисления налогов и сборов;
  • прием и ввод в базу данных бухгалтерской и налоговой отчетностей, их камеральная проверка;
  • выездная проверка деятельности юрлиц;
  • учет всех налогоплательщиков, ведение реестра юрлиц (ЕГРЮЛ), предпринимателей (ЕГРИП), реестра налогооблагаемых объектов;
  • принятие решений об изменении сроков уплаты налогов и сборов;
  • контроль за счетами налогоплательщиков, состоянием взаиморасчетов;
  • утверждение налоговых уведомлений и форм требований об уплате налога;
  • составление отчетности о работе инспекции;
  • рассмотрение заявлений, предложений и жалоб налогоплательщиков;
  • разработка предложений по совершенствованию работы налоговой службы.

Налоговые инспекторы также должны бесплатно консультировать налогоплательщиков и разъяснять им:

  • порядок исчисления налогов и сборов;
  • права и обязанности;
  • порядок заполнения налоговой отчетности;
  • полномочия налоговых органов.

В этих целях в инспекциях обычно организуют работу справочной службы и колл-центра.

Помимо взаимодействия с налогоплательщиками, налоговая инспекция решает и определенные внутренние задачи. Например, отчитывается перед руководством, ведет делопроизводство и осуществляет учет внутренней корреспонденции, ведет внутренний бухгалтерский учет, анализирует сведения, которые поступают в инспекцию из иных контролирующих органов, обеспечивает защиту внутренней документации и пр.

👩‍💼 Полномочия инспекторов. Как и что они могут проверить

Для выполнения своих функций представители налоговой инспекции имеют следующие права:

  • контроль за налогоплательщиками;
  • проведение камеральных и выездных налоговых проверок по утвержденному графику;
  • расчет налога, который подлежит удержанию, а также предъявление налоговых требований.

Проверка юридических лиц

Первое направление для контроля – это юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые работают в России. В ходе проверок компаний инспекторы вправе:

  • вскрывать, опечатывать, обследовать торговые и производственные помещения;
  • контролировать соблюдение порядка использования ККТ;
  • изымать бухгалтерские документы, если есть риски их уничтожения;
  • получать доступ к бухгалтерским программам налогоплательщиков;
  • изымать у налогоплательщиков бумаги, свидетельствующие о нарушениях;
  • проводить встречные проверки у контрагентов юрлица;
  • приостанавливать действие выданной лицензии.

Налоговики могут привлекать экспертов и переводчиков для повышения эффективности налогового контроля, а также свидетелей.

Проверка физических лиц

Многие ошибочно полагают, что проверки со стороны налоговой службы могут затронуть только юридические лица. На самом деле это не так: налоговики контролируют работу граждан в том числе.

Наиболее пристально инспекторы отслеживают факты мошенничества при получении налоговых вычетов (например, предоставление подложных справок 2-НДФЛ или фиктивных договоров купли-продажи), а также факты незаконного предпринимательства (например, организация торговли или сдачи квартиры в аренду без уплаты налогов).

При проверках физических лиц инспекторы вправе:

  • проверять представленные декларации по форме 3-НДФЛ;
  • уточнять корректность уплаты и внесения налоговых платежей;
  • проверять сомнительные поступления на счет (обычно речь идет о крупных неустановленных платежах);
  • запрашивать необходимые разъяснения и документы;
  • изымать свидетельства сокрытия доходов;
  • вызывать граждан в инспекцию для дачи пояснений;
  • осуществлять проверку сведений на факт достоверности и соответствия данных;
  • начислять штрафы и пени;
  • требовать предоставить подтверждающие документы.

В основном речь идет о камеральных проверках, выездные проверки в отношении рядовых граждан проводятся редко. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то инспекторы принимают меры для их устранения:

  • выдвигают требования об уплате налогов;
  • взыскивают недоплату и пени, а также штрафы;
  • выносят решения о привлечении к ответственности при выявлении нарушений;
  • предъявляют иски, связанные с налогообложением, в соответствующие суды;
  • накладывают арест на имущество неплательщиков;
  • приостанавливают операции по банковским счетам налогоплательщиков или накладывают арест на них;
  • реализуют принудительное исполнение обязательств.

Ответственность за превышение полномочий

Несмотря на то что сотрудники ФНС наделены широкими правами, они не должны переступать черту закона. При исполнении своих полномочий налоговые инспекторы не вправе превышать свои полномочия и нарушать принцип свободы предпринимательской активности. В частности, нарушать процедуру сбора доказательной базы, использовать полномочия в целях, противоречащих закону.

За превышение полномочий инспектора могут привлечь к уголовной ответственности по ст. 330 Уголовного кодекса «Самоуправство», а также ст. 285 Уголовного кодекса «Злоупотребление должностными полномочиями», если в действиях должностного лица обнаружен корыстный интерес.

👩‍💻 Состав типовой инспекции. Спектр полномочий сотрудников наиболее крупных подразделений

Основными тенденциями последних лет в части организации работы налоговых инспекций является сокращение числа подразделений (укрупнение инспекций), а также сокращение численности персонала.

Последний тренд обусловлен ростом автоматизации в части сдачи формирования и сдачи отчетности. Внедрение электронного документооборота сделало возможной сдачу всей необходимой отчетности без личного посещения инспекции. Ошибки в отчетности налогоплательщики могут проконтролировать еще на этапе отправки отчетности, что сокращает объем работы по контролю и проверке со стороны инспекторов.

В состав типовой инспекции входят следующие подразделения:

  1. Руководство инспекцией: начальник и его заместители.
  2. Отдел планирования налоговых проверок.
  3. Отдел выездных проверок юрлиц.
  4. Отдел камеральных проверок юрлиц.
  5. Отдел по работе с налогоплательщиками.
  6. Подразделение по учету отчетности и анализу.
  7. Отдел проверки корректности удержания НДФЛ у физлиц и администрирования страховых взносов.
  8. Отдел досудебного урегулирования судебных споров.
  9. Отдел по взысканию недоимки в принудительном порядке.
  10. Юридический отдел.
  11. Отдел обеспечения процедуры банкротства.
  12. Отдел по организации учета налогоплательщиков.
  13. Отдел безопасности (оперативного контроля).
  14. Кадровый отдел.
  15. Отдел информационного обеспечения и информационной безопасности, по внедрению АИС «Налог».
  16. Отдел финансового и хозяйственного обеспечения.
  17. Аналитическо-контрольный отдел.
  18. Отдел расчетов с бюджетом.

Все указанные подразделения решают как общие для всех инспекторов, так и специфические задачи. Приведенная структура является необязательной и на практике количество отделов может быть сокращено.

Ниже рассмотрим, чем занимаются наиболее крупные подразделения в ИФНС.

Отделы камеральных и выездных проверок

Вначале налоговые проверки планируются специальным отделом, а затем реализацией этого плана занимаются отделы проверок.

Спектр полномочий отдела выездных проверок понятен исходя из названия подразделения. Отдел выезжает на предприятия для проведения проверок на предмет правильности исчисления налогов и других обязательных платежей, выявления правонарушений и сбора доказательной базы. Правонарушения выявляются на основании анализа документов и осмотра помещений налогоплательщика.

В большинстве случаев такие нарушения находятся, и тогда инспекторы разрабатывают требования об уплате недоимки и штрафных санкций либо (в редких случаях) – материалы на возврат переплаты на предприятие. Если проступок предполагает уголовную ответственность, то материалы передаются в правоохранительные органы. Также отдел выездных проверок может принять решение о признании регистрации компании недействительной.

В задачи отдела камеральных проверок входит контроль за соблюдением налогового законодательства без выезда на территорию налогоплательщика. Именно в этом отделе проверяют поступившую отчетность от юридических лиц и ИП. Анализ проводится непосредственно на рабочем месте налоговиков в отношении представленных:

  • бухгалтерских отчетов;
  • налоговых деклараций;
  • подтверждающих корректность начисления налогов документов.

Так же, как и отдел выездных проверок, это подразделение при обнаружении доказательств налоговых правонарушений готовит требования о взыскании недоплаты с налогоплательщиков, штрафов и пени. О выявленных нарушениях инспекторы вправе сообщить в правоохранительные органы, что может лечь в основу уголовных дел.

Отдел по работе с налогоплательщиками

Отдел по работе с налогоплательщиками занимается взаимодействием с физлицами, юрлицами и ИП. Он принимает налоговые декларации и документы, ведет разъяснительную и справочную работу среди налогоплательщиков.

Отдел следит за корректностью уплаты НДФЛ в бюджет, налога с продаж, НДС, а также налогов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС). В этих целях контролируется работа физических и юридических лиц – насколько достоверно сведения об указанных налогах представлены в сданных ими декларациях и расчетах, и корректно ли рассчитан налог.

По результатам проверки рассылаются требования об уплате налога, и принимается решение о передаче материалов правоохранительным органам. Также отдел проверяет декларации о доходах и имуществе госслужащих.

Отдел по удержанию НДФЛ

Отдел по удержанию НДФЛ контролирует уплату данного налога со стороны налоговых агентов (в большинство случаев – работодателей), а также своевременность сдачи ими отчетности по работникам. В этих целях подразделение ведет учет налоговых агентов, занимается камеральными и налоговыми проверками, а также собирает доказательства налоговых нарушений.

Отдел прочих налогов

Отделение прочих налогов контролирует законодательство о налоге на имущество физлиц, земельного налога, уплату госпошлин физлицами (например, при вступлении в наследство) и пр. Иногда отдельно функционирует отдел по имущественному налогу, так как он должен контролировать достаточно широкий круг налогоплательщиков. В указанных целях подразделение контролирует своевременность перечисления налогов, ведет учет налоговых объектов и рассылает собственникам имущества уведомления и квитанции для уплаты налогов.

На протяжении многих лет отдел арбитражных и налоговых споров ММКА осуществляет комплексное оказание правовой помощи бизнесу.

Отдел арбитражных и налоговых споров ММКА был сформирован из адвокатов и юристов, имеющих не только высшее юридическое образование, но и дополнительное финансово-экономическое образование, кроме этого они имели ранее опыт работы в консалтинге, «инхаус», а также в различных государственных учреждениях и органах.

Данная особенность отдела арбитражных и налоговых споров ММКА позволяет ему оказывать качественную и комплексную правовую помощь нашим Клиентам, учитывая их отраслевые особенности деятельности.

Уже на первой консультации наши Клиенты могут рассчитывать на комплексное решение вопроса: сопровождение камеральной и выездной налоговой проверки, подготовка возражений и жалоб на акты и решения налоговых органов (налоговых проверок), внутренний аудит компании для выявления и минимизации налоговых рисков, представительство в арбитражном суде, построение эффективной модели налогообложения с учетом отраслевой деятельности и многое другое.

Кроме этого, отдел арбитражных и налоговых споров ММКА собрал в себе специалистов, которые работали в различных компаниях и знают все юридические аспекты ведения того или иного бизнеса.

Например, строительство: приостановка работ, сдача работ, проведение строительной экспертизы, дефектные акты, передача строительной площадки, подряд, поставка, применение коэффициентов в сметной документации, исполнение государственного контракта, ФАС, оспаривание внесения компании в РНП, договоры банковской гарантии, договоры ответственного хранения, использование материала заказчика, взаимодействие с ОАТИ, прокуратурой и ФМС по вопросам административных правонарушений и много другое.

Адвокаты и юристы отдела арбитражных и налоговых споров ММКА, не смотря на то, что имеют опыт и уникальные знания, постоянно совершенствуют их, принимая участие в различных семинарах, лекциях и участвуя в разномасштабных проектах по вопросам арбитражных и налоговых споров.

Руководитель отдела
Рыбалко Анна Владимировна

Адвокаты и юристы отдела:
Большакова Ирина Анатольевна
Бондаренко Александр Викторович
Ильин Михаил Львович
Мамаева Эльмира Сергеевна

Виды правовой помощи

  1. 1. Юридическая консультация;
  2. 2. Правовой анализ документов;
  3. 3. Устные и письменные правовые заключения (рекомендации);
  4. 4. Абонентское обслуживание;
  5. 5. Досудебный порядок урегулирования споров;
  6. 6. Соблюдение претензионного порядка;
  7. 7. Участие в делах, возникающих из гражданских правоотношений (исковое производство);
  8. 8. Участие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (административное судопроизводство):
  9. 9. Участие в делах об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
    1. 1. о несостоятельности (банкротстве);
    2. 2. по корпоративным спорам;
    3. 3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
    4. 4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учётом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
    5. 5. по спорам, вытекающим из деятельности государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
    6. 6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесённым к подсудности Суда по интеллектуальным правам;
    7. 7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  10. 10. Участие в делах, отнесённых к специальной подведомственности:

Как выбрать адвоката

ММКА осуществляет контроль над исполнением адвокатами своих обязательств перед Клиентами. Поэтому, выбирая адвоката, Вы можете не сомневаться в надлежащем оказании адвокатом правовой помощи. Сделать свой выбор Вы можете, опираясь на адвокатскую практику (портфолио адвоката), с которой можно ознакомиться на сайте ММКА перейдя по ссылке на страницу интересующего Вас адвоката.

Как получить совет от адвоката

Юридическая консультация по средствам Skype;
Юридическая консультация по средствам E-mail;
Юридическая консультация в офисе ММКА.

Услуги юристов по налоговым спорам

Цены на услуги юристов по налоговым спорам

Услуга Цена
Консультация, анализ положения дел 5 000 р.
Сопровождение камеральной налоговой проверки от 20 000 р.
Подготовка возражений по акту выездной налоговой проверки от 10 000 р.
Представление интересов на рассмотрении возражений в налоговой инспекции 20 000 р.
Подготовка жалобы в вышестоящий налоговый орган от 15 000
Возмещение Экспортного НДС (к омплексное сопровождение) 45 000 /мес.
Экспертиза документов 15 000 р.
Обжалование решений (бездействия) ФНС в досудебном порядке от 20 000 р.
Подготовка и подача заявления в суд от 20 000 р.
Участие в процессе в арбитражном суде (1 инстанция) от 30 000 р.
Разблокировка расчетного счета от 20 000 р.
Участие в судебном процессе по налоговым спорам:
Подготовка искового заявления/отзыва
Представительство в суде (за 1 инстанцию)
от 30 000 р.
  • Интернет-гигант Google урегулировал налоговый спор в Италии - corporate
  • Налоговые споры. Дело «Орифлейм»
  • Как не платить налоги. Инструкция от налоговой cлужбы

Одиноких Павел Анатольевич

Одиноких Павел Анатольевич

  • Руководитель практики по налоговому праву и спорам
  • Специалист по особо сложным делам
  • Адвокат
  • Опыт работы с 2000 года
  • Практика в судах общей юрисдикции, арбитражных судах

Команда

Записаться на консультацию

Отраслевой опыт

  • Лесная промышленность
  • Производство потребительских товаров
  • Строительство
  • Торговые сети

Нами подготовлены юридические заключения с рекомендациями по устранению налоговых и иных рисков для предприятий лесной промышленности Московской области.

  • Мистер Форест
  • ООО "Титан Холдинг Групп"
  • Завод "Экстра Форест"

Лесная промышленность

С целью снижения налоговой нагрузки для ряда компаний проведена работа по анализу и корректировке схем налогообложения.

  • ООО "Сити Дизайн"
  • ООО «Юниор-Стиль»
  • Фабрика "Юность-2"

Производство потребительских товаров

Мы реализовали проекты по осуществлению анализа деятельности и документации наших клиентов на предмет выявления сумм излишне уплаченного налога и мероприятий по возврату излишне уплаченного налога из бюджета.

  • ООО "Три топора"
  • ООО "Ликас"
  • ООО "Восток"

Строительство

Нашими юристами выявлены десятки случаев неиспользования нашими клиентами-налогоплательщиками предусмотренных действующим законодательством налоговых льгот и преференций, даны соответствующие рекомендации по оптимизации налогообложения.

  • Домашний мир
  • 33 пингвина
  • Гипермаркет "Карусель"

Торговые сети

Благодарности наших клиентов

Юридическая группа «МИП» предлагает юридическим лицам и организациям широкий выбор услуг по разрешению налоговых споров. В штате нашей компании трудятся юристы и адвокаты по налоговому праву высшей квалификации.

Вопросами досудебного урегулирования налоговых споров, а также минимизации налоговых рисков наши специалисты занимаются на протяжении более 10 лет. За это время мы сумели сохранить миллионы рублей нашим клиентам благодаря грамотно выбранной судебной налоговой защите.

Рассмотрение и разрешение налоговых споров

Налоговыми спорами называют правовые разногласия между налогоплательщиком и надзорным органом. Налоговый кодекс РФ является при этом определяющим законодательным актом, регулирующим данные правоотношения. Как правило, конфликты между сторонами возникают из-за отсутствия опыта и несвоевременной подачи информации или налоговых документов.

Наша судебная практика показывает, что надзорные органы чаще являются инициаторами судебных исков с целью привлечь неплательщиков к ответственности и взыскать с юридических лиц выплаты, пени и штрафы. В свою очередь представители бизнес-сферы также подают в суды на ФНС, когда считают налоговые претензии безосновательными или нарушающими их права.

Поэтому любой налоговый спор требует детального изучения, разработки стратегии защиты. Этими знаниями и опытом в полной мере обладают наши налоговые юристы. Конфликтные ситуации и спорные вопросы она начинают решать в досудебном порядке, стараясь найти компромисс для сторон и помочь клиенту избежать судебных издержек. Если же стороны не соглашаются с предложенным решением, наши специалисты готовы применить все возможные законные методы для разрешения налогового спора в пользу клиента.

Читайте также: