Отдел информатизации в налоговой инспекции

Опубликовано: 16.05.2024

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 30 апреля 2020 года N ЕД-7-6/319@

В соответствии с приказом ФНС России от 17.04.2020 N ЕД-7-4/261@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 04.02.2020 N ЕД-7-4/70@"

1. Утвердить Положение об Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы согласно приложению к настоящему приказу.

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 06.04.2018 N ММВ-7-6/200@". - Примечание изготовителя базы данных.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
Д.В.Егоров

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от "__" _______ 2020 г. N ___

Положение об Управлении информационных технологий Федеральной налоговой службы

1. Общие положения

1.1. Управление информационных технологий (далее - Управление) является самостоятельным структурным подразделением Федеральной налоговой службы (далее - Служба).

1.2. В своей деятельности Управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, приказами и распоряжениями Службы, решениями руководства Службы, а также настоящим Положением.

2. Основные задачи Управления

Основными задачами Управления являются:

2.1. Совершенствование информационного и технического обеспечения деятельности налоговых органов, внедрение новых информационно-телекоммуникационных технологий.

2.2. Обеспечение разработки и внедрения организационной и технологической составляющих системы информационного взаимодействия налоговых органов с ведомствами, налогоплательщиками с применением современных инфо-коммуникационных и электронно-цифровых технологий.

2.3. Организация и координация процессов создания и развития автоматизированной информационной системы Службы (далее - АИС "Налог-3") и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.

2.4. Организация и координация устранения проблем общего характера в АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных системах, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, препятствующих своевременному и качественному выполнению бизнес-функций.

2.5. Организация и контроль за эксплуатацией АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.

2.6. Организация и участие в процессах внедрения прикладного программного обеспечения на объектах автоматизации Службы.

2.7. Организация и координация процессов непрерывного функционирования прикладного программного обеспечения на объектах автоматизации Службы.

2.8. Организация материального учета, хранения материальных ценностей центрального аппарата Службы в части средств вычислительной техники и средств стационарной телефонной связи (за исключением мобильных средств телефонной связи, копировального оборудования и средств информационной безопасности), лицензий на общесистемное программное обеспечение и материальных запасов в части расходных материалов и ЗИП средств вычислительной техники и телефонного оборудования, нематериальных активов, полученных в ходе исполнения работ по созданию и развитию АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба.

2.9. Оценка эффективности деятельности Службы в целом и применительно к территориальным налоговым органам, а также подведомственным организациям в части вопросов, входящих в компетенцию Управления.

2.10. Эффективное внедрение, обеспечение стабильной работы и результативности технологических процессов по вопросам, входящим в компетенцию Управления и закрепленным за Управлением решением руководителя Федеральной налоговой службы.

2.11. Методологическое и организационное обеспечение и контроль работ по вводу документов налоговой и бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, представляемых налоговому органу на бумажных носителях, в том числе с использованием двухмерного штрих-кода, а также в виде скан-образов документов.

2.12. Координация деятельности по мониторингу работоспособности интерактивных сервисов на Интернет-сайте ФНС России.

3. Основные функции Управления

Управление в соответствии с возложенными на него задачами:

3.1.1. Методологическое обеспечение и координацию деятельности территориальных налоговых органов и подведомственных организаций в соответствии с основными задачами Управления;

3.1.2. Координацию мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в Службе, в том числе, совместно со структурными подразделениями Службы, ее территориальными органами и подведомственными казенными учреждениями осуществляет планирование и реализацию мероприятий по информатизации в отношении учтенных информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, координацию расходования средств федерального бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по информатизации, формирует и согласовывает с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации план информатизации Службы и мероприятия по информатизации в федеральной государственной системе координации информатизации;

3.1.3. Оптимизацию работы администраторов автоматизированных информационных систем, эксплуатируемых Службой и сопровождаемых Службой как оператором (перераспределение функций между уровнями);

3.1.4. Мониторинг эксплуатации аппаратно-программных средств, средств телекоммуникаций в территориальных налоговых органах и центральном аппарате Службы;

3.1.5. Контроль за ведением Фонда алгоритмов и программ Службы;

3.1.6. Согласование технических порядков в рамках технологий, связанных с информационным обменом и документооборотом;

3.1.7. Организацию процессов извлечения, преобразования и загрузки данных при переносе информации из одного программного компонента в другой;

3.1.8. Межведомственное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, внебюджетными фондами и обеспечение выполнения технологических процессов в части обмена информацией с компетентными органами иностранных государств (по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере налогообложения);

3.1.9. Организацию приема, учета, хранения, выдачи основных средств и материальных запасов центрального аппарата Службы, подготовки необходимых документов для представления в комиссию по принятию решения о списании оборудования и других материальных ценностей Службы в части средств вычислительной техники и средств стационарной телефонной связи (за исключением мобильных средств телефонной связи, копировального оборудования и средств информационной безопасности), лицензий на общесистемное программное обеспечение и материальных запасов в части расходных материалов и ЗИП средств вычислительной техники и телефонного оборудования;

3.1.10. Координацию работ по изучению и внедрению электронных технологий сбора, обработки и распространения информации в целях оказания услуг налогоплательщикам;

3.1.11. Координацию деятельности по мониторингу работоспособности интерактивных сервисов на Интернет-сайте ФНС России.

3.2.1. Работы по анализу и количественной оценке информационно-телекоммуникационных потребностей территориальных налоговых органов, структурных подразделений центрального аппарата Службы, подведомственных организаций, разработку предложений по комплексной автоматизации выполняемых ими задач и функций;

3.2.2. Работы по применению информационных технологий в государственном управлении в пределах компетенции Службы, включая вопросы развития инфраструктуры электронного правительства, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, вопросы организации межведомственного электронного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, трансграничного электронного взаимодействия, организации оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме, юридической значимости электронных документов и идентификации их отправителей и получателей, создания и развития государственных информационных ресурсов на основе системы центров обработки данных;

3.2.3. Проектирование, внедрение, администрирование, сопровождение и развитие аппаратно-программных средств в структурных подразделениях центрального аппарата Службы: сетевых ресурсов корпоративной вычислительной сети, баз данных коллективного пользования, системы телекоммуникаций (СТК), Интернет/Интранет-сети Службы;

3.2.4. Совместно с подведомственными организациями и МИ ФНС России по ЦОД распределение вычислительных ресурсов информационно-коммуникационной инфраструктуры в центрах обработки данных Службы под задачи налогового администрирования и контроля, а также для выполнения технологических процессов;

3.2.5. Работы по созданию, модернизации, внедрению, сопровождению и эксплуатации АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, включая организацию работ по созданию, развитию и сопровождению информационно-технологической инфраструктуры Службы и подведомственных организаций, в том числе системы телекоммуникаций и связи, центров обработки данных;

3.2.6. Технические работы по предоставлению доступа к открытым данным, общедоступным сведениям и электронным услугам Службы;

3.2.7. Разработку технологий автоматизированной обработки налоговой информации (технологические решения по приему, передаче, обработке, хранению и представлению данных);

3.2.8. Мониторинг состояния и проведения технического обслуживания аппаратных (в том числе сетевых) средств АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, систем телекоммуникаций и связи, информационно-технологической инфраструктуры центров обработки данных Службы;

3.2.9. Управление конфигурациями аппаратно-программных средств, средств телекоммуникаций с привлечением по необходимости подведомственных организаций;

3.2.10. Работы по разработке справочной информации, классификаторов и средств их ведения и поддержания их в актуальном состоянии;

3.2.11. Иинформационно-техническую поддержку видеоконференцсвязи с территориальными налоговыми органами;

3.2.12. Работы по вводу документов налоговой и бухгалтерской отчетности и иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации, представляемых на бумажных носителях налоговому органу, в том числе с использованием двухмерного штрих-кода, в том числе работы по обеспечению своевременности и полноты ввода;

3.2.13. Процессы администрирования Единой службы каталогов, Системы управления и мониторинга, внешних и внутренних вычислительных сетей, систем хранения данных;

3.2.14. Внутренний контроль деятельности территориальных налоговых органов по направлениям деятельности налоговых органов, относящимся к компетенции Управления, в том числе разрабатывает методические документы и технологические решения по организации системы внутреннего контроля и участвует в его проведении;

3.3. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по созданию, модернизации, сопровождению и эксплуатации информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации работы налоговых органов.

3.4. Определяет перспективные технологии развития АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, систем телекоммуникаций и связи и организует их внедрение.

3.5. Организует и осуществляет оперативное взаимодействие с территориальными налоговыми органами, а также подведомственными организациями, в части создания, развития, внедрения и эксплуатации АИС "Налог-3" и других автоматизированных информационных систем, оператором которых в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами является Служба, систем телекоммуникаций и связи.

3.6. Организует размещение сведений об информационных системах и (или) компонентах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, создаваемых и приобретаемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

3.7. Осуществляет функции подразделения инициатора закупки в соответствии с регламентом взаимодействия структурных подразделений центрального аппарата ФНС России при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе:

- формирует заявки на включение в План-график закупок товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также осуществляет согласование таких заявок от других структурных подразделений Службы;

- согласовывает распоряжения руководителя контрактной службы ФНС России об осуществлении закупки, документацию о закупке и извещения об осуществлении закупки в сфере информационно-коммуникационных технологий;

- контролирует исполнение обязательств по контрактам, в том числе проведение экспертизы поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг (результатов, предусмотренных контрактом), по которым Управление является инициатором закупок.

3.8.1. В работах по созданию и эксплуатации центров обработки данных Службы в части информационно-технологической инфраструктуры;

3.8.2. В определении потребностей по подготовке и переподготовке кадров в соответствии с планами внедрения и развития АИС "Налог-3";

3.8.3. В разработке и внедрении технологических процессов централизованной обработки данных для обеспечения процедур налогового администрирования территориальных налоговых органов;

3.8.4. В разработке форм отчетов о выполнении регламентов ИТ-администрирования и осуществлении контроля выполнения процессов ИТ-администрирования, анализе процессов ИТ-администрирования, анализе отчетов о выполнении регламентов и формировании предложений по их оптимизации, доработке регламентов ИТ-администрирования;

3.8.5. В организации обучения работников территориальных налоговых органов, подведомственных организаций, проводит совещания, семинары, оказывает методологическую помощь территориальным налоговым органам по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.8.6. В согласовании закупок товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий, осуществляемых территориальными органами Службы и подведомственными ей федеральными казенными учреждениями;

3.8.7 В согласовании проектов нормативных правовых актов, распорядительных и иных документов, которые предусматривают реализацию мероприятий по информатизации в Службе.

Федеральная налоговая служба последние несколько лет входит в пятёрку госведомств с самыми высокими затратами на информатизацию. Редакция D-Russia.ru попыталась проанализировать результаты, выяснив попутно, из чего состоит IT-система ФНС.

Какие IT-системы внедряла ФНС

2013-2014 гг.

Запущен сервис «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».

«Личный кабинет» позволяет просматривать информацию об объектах, которые принадлежат гражданину на праве собственности, получать налоговые уведомления в электронном виде уже в день формирования в инспекции, направлять обращения в налоговые органы, просматривать ответы на них, осуществлять оплату текущих платежей, задолженностей, контролировать состояние расчётов с федеральным бюджетом.

Из выступления Михаила Мишустина в Совфеде, октябрь 2016

Кроме того, в январе 2014 года ведомство запустило «Личный кабинет юридического лица». Руководитель организации, подключившись к данному сервису, может делегировать доступ своим сотрудникам и директорам филиалов. Практически весь функционал взаимодействия с налоговой службой можно решать, не приходя к инспектору в налоговую инспекцию.

2015 год

В начале 2015 года внедрен первый функциональный блок АИС «Налог-3» (системы, построенной с использованием облачных технологий на базе запущенных ЦОДов) – после чего регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всей стране начала осуществляться централизованно онлайн.

Запущен сервис «Личный кабинет налогоплательщика — индивидуального предпринимателя».

Запущен второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физических лиц, ведению лицевых счетов и работы с задолженностью физических лиц. Создана централизованная федеральная база данных, в которой сконцентрирована информация о 55 миллионах транспортных средств, 35 миллионах земельных участков, 70 миллионах объектов недвижимости, а также 254 миллиона записей о фактах владения объектами собственности и более 180 миллионов лицевых счетов по имущественным налогам физических лиц.

В 2015 году стало возможным сформировать единое налоговое уведомление для граждан по всем объектам на территории России – одно на всю страну.

Запущен программный комплекс АСК НДС-2, благодаря которому удалось обеспечить рост поступлений НДС на 12% и снизить количество компаний с высокой степенью риска с 1,7 миллиона в 2011 году до 650 тысяч в январе 2016 года.

По данным ФНС, успешно завершен эксперимент по применению новой технологии контрольно-кассовой техники с электронной передачей информации о расчетах в адрес налоговых органов. В четырех пилотных регионах – Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях было подключено более 3,5 тысяч единиц ККТ, пробито 49 миллионов чеков на сумму 37 миллиардов рублей.

2016 год

По словам Михаила Мишустина, сказанным на ежегодной коллегии, посвященной результатам работы службы в прошлом году, автоматизация процессов администрирования в 2016 году дала возможность ФНС сконцентрировать внимание на зонах максимального риска, снизив давление на добросовестных налогоплательщиков. Так, число выездных налоговых проверок в 2016 году уменьшилось на 15%, а в бюджет взыскано 173 миллиарда рублей, что на 21% больше, чем в 2015 году. Кроме того, около 26 миллиардов рублей поступило дополнительно в бюджет без проведения налоговых проверок в результате аналитической работы налоговых органов.

Применение программного комплекса АСК НДС позволило почти в восемь раз снизить количество заявлений на возмещение НДС высокорисковыми организациями.

Вместе с тем в 2,5 раза (с 1,8 миллиона в 2011 года до 700 тысяч в 2016 году) сократилось количество фирм-однодневок, созданных с целью уклониться от уплаты НДС. Также сокращению способствовала масштабная работа по чистке ЕГРЮЛ. В 2016 году 650 тысяч юридических лиц, имеющих признаки фиктивных компаний, исключены из Реестра, что в 3,5 раза больше чем в 2015 году.

Запущена система контроля легальности происхождения товаров путем его маркировки и соответствующей уплаты налогов при движении товаров до потребителя. Система построена на использовании RFID-меток для прослеживания жизненного цикла товара и пока охватывает одну товарную позицию – изделия из натурального меха. В дальнейшем планируется распространить этот проект и на другие виды товаров.

Однако, как признал недавно глава ФНС, несмотря на обеление рынка, фискальные цели проекта не достигнуты. Из-за того, что продажами маркированных шуб занимаются предприниматели на ЕНВД (единый налог на вмененный доход) введение RFID-маркировки пока не привело к увеличению налоговых поступлений.

Начат процесс интеграции информационных ресурсов ФНС России и ФТС России (таможенной службы).

Первое — углубление межведомственного обмена информацией при проведении контрольных мероприятий, что уже сегодня принесло свои результаты. В первом полугодии 2016 года по результатам налоговых проверок с использованием информации таможенных органов мы доначислили 40 миллиардов рублей, что на 37% (или в цифрах — 11 миллиардов рублей) больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Второе — определены основные векторы по созданию единой информационной системы контроля в части смежных процессов налогового и таможенного администрирования. В частности, что нас интересует? Ведь нас интересует физическое объединение, интересует информация по импорту товара, его импортная стоимость, для того чтобы в автоматизированной системе контроля за возмещением НДС мы понимали все переделы, так как на сегодняшний день система собирает книгу учета покупок и продаж с электронной декларацией, и мы видим все цепочки, где кто-то не заплатил.

Вот было слабое звено — это поступление соответствующего импорта, и сегодня мы закрываем эту проблему».

Михаил Мишустин, октябрь 2016

ФНС приступила к созданию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

По данным ФНС, на сегодняшний день на федеральном уровне отсутствует единая учётная база по физическим лицам, которая была бы актуальна с органами ЗАГС. Всего в стране порядка шести тысяч ЗАГСов или отделов, полномочия ЗАГСов были делегированы с федерального уровня на субъектовый, во многих субъектах потом — на муниципальный уровень, фактически единая информационная система ЗАГСов не сложилась.

Для синхронизации данных ЕГАИС по производству и обороту алкогольной продукции с данными налоговых деклараций по акцизам происходит информационная интеграция с Росалкогольрегулированием.

На сегодняшний день, по словам Мишустина, есть возможность использовать 48 электронных сервисов на сайте налоговой службы, для того чтобы достаточно быстро и качественно решать все вопросы, связанные с запросами в налоговую систему.

Затраты на информатизацию ФНС и динамика налоговых поступлений

Согласно утвержденным планам информатизации, затраты ФНС на IT составили:

  • 2014 год – 8,79 миллиарда рублей;
  • 2015 год – 8,57 миллиарда рублей;
  • 2016 год – 11,39 миллиарда рублей.

За три года на информатизацию деятельности ФНС, таким образом, затрачено 28,7 миллиарда рублей.

По данным ФНС, в консолидированный бюджет страны по итогам 2014 рост сбора налогов превысил триллион рублей, в 2015-м также было собрано на 1,1 триллиона рублей больше, чем в 2014 году. По итогам 2016 года рост составил более 700 миллиардов рублей (в условиях снижения ВВП).

Положительную динамику поступлений в бюджет за 2016 год обеспечили, в частности, следующие налоги:

  • НДС – 2,7 триллиона рублей (+8% к 2015 году);
  • акцизы – 1,3 триллиона рублей (+27,6%);
  • НДФЛ – более 3 триллионов рублей (+7,5 %);
  • налог на прибыль – 2,8 триллиона рублей (+6,6%).

За три года собираемость налогов повысилась почти на 3 триллиона рублей – это на два порядка больше затрат ФНС на IT. Органическим ростом экономики рост налоговых поступлений не сопровождался, изменением ставок налогов тоже, главной причиной представляется эффективность работы налоговой службы, достигнутая прежде всего за счёт IT.

Пор словам Михаила Мишустина, только в I квартале 2017 года вклад IT в рост налоговых поступлений составил 185 миллиардов рублей.

По мнению представителей ФНС России, именно технологии наряду с законодательством способствуют формированию прозрачной налоговой среды и обеспечивают условия для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. «Одним из основных факторов роста налоговых поступлений в условиях снижения ВВП стало повышение эффективности налогового администрирования за счет внедрения новых технологий», – сказал в октябре прошлого года в выступлении в Совфеде глава налоговой службы Михаил Мишустин.

Планы на 2017 год

В июле 2016 года принят закон о поэтапном переходе по всей стране на новую технологию применения контрольно-кассовой техники (ККТ). С 1 февраля 2017 года бизнес начал применять новые кассы. Первые результаты реформы, по данным ФНС:

  • более 100 тысяч кассовых аппаратов работают в соответствии с новыми требованиями;
  • в системе зафиксировано уже более 220 миллионов расчётов на сумму более 110 миллиардов рублей;
  • ежедневно в автоматизированной системе контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ) регистрируется около пяти тысяч касс.

Внедрение новой технологии ККТ, системы маркировки товаров совместно с АСК НДС-2 в перспективе, как предполагается, позволит замкнуть цепочку контроля формирования добавленной стоимости на территории Российской Федерации и прослеживать движение товаров до конечного потребителя.

С января 2017 года ФНС приступила к администрированию иностранных интернет-компаний, и сегодня 100 компаний уже поставлены на учет в налоговый орган.

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов, поступающих в бюджеты государственных внебюджетных фондов, осуществляет налоговая служба. По итогам первых двух месяцев поступления страховых взносов составили 692 миллиарда рублей, что на 2% больше января-февраля 2016 года.

Среди основных задач на 2017 год глава ФНС России назвал дальнейшее развитие электронных сервисов.

Процесс управления экономикой любой страны связан с воздействием государства на различные сферы экономической жизни. Основными целями государственного воздействия являются: достижение устойчивого экономического роста в стране, обеспечение стабильности цен на товары и услуги, занятость трудоспособного населения, обеспечение высокого уровня жизни населения и т.д. Эти цели взаимосвязаны между собой и достичь их одновременно практически невозможно. Достижение сбалансированности в управлении экономикой и есть основа экономической политики государства. Одним из основных инструментов государственного регулирования является налоговая политика. Налоговая система РФ. представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи поступают в бюджетную систему России, т.е. формируют денежные доходы государства. Государству собираемые средства нужны для выполнения принятых на себя социальной, оборонной, правоохранительной и других функций. При существовании СССР, платежи государственных предприятий не носили налогового характера. Осуществление рыночных преобразований в России привело к созданию налоговой службы, которая является государственным механизмом финансового воздействия на экономику через систему налогов и сборов. Система органов Государственной налоговой службы Российской Федерации включает в себя:

· центральный республиканский (Российской Федерации) орган государственного управления – Государственную налоговую службу РФ;

· государственные налоговые инспекции по республикам в составе Российской Федерации;

· государственные налоговые инспекции по краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения);

· государственные налоговые инспекции районов в городах.

Государственная налоговая служба Российской Федерации входит в систему центральных органов государственного управления Российской Федерации и подчиняется Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.

Основной задачей Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью в органах налоговой службы создается автоматизированная информационная система, которая предназначена для автоматизации функций всех уровней налоговой службы по обеспечению сбора налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, проведению комплексного оперативного анализа материалов по налогообложению, обеспечению органов управления и соответствующих уровней налоговых служб достоверной информацией.

Для создания автоматизированной информационной системы налоговой службы необходимо знать, какие функции свойственны каждому уровню и как осуществляется взаимодействие между этими уровнями. Система имеет иерархическую структуру, представленную на рис. 8.1.


Рис. 8.1. Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ

Структура и состав системы управления налогообложением России соответствуют ее административно-территориальному делению. Налоговая служба построена таким образом, чтобы обеспечить единство целей, при котором отдельные системы управления одного уровня функционируют по единой схеме, решают одинаковый набор задач по заранее разработанной методологии и технологии обработки данных.

Первые уровни Государственной налоговой службы состоят из подразделений, осуществляющих методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Непосредственное взаимодействие с объектами управления, т.е. налогоплательщиками (как юридическими лицами – предприятиями и организациями, так и физическими лицами – населением) осуществляет 3-й уровень. Как показано на рис. 8.1, низовым уровнем являются налоговые инспекции районов, городов без районного деления и городских районов. Они осуществляют следующие функции:

· контроль за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

· учет плательщиков налогов и платежей в бюджет;

· обеспечение правильности исчисления налогов и платежей и контроль за своевременностью их поступления в бюджет;

· проверка достоверности и контроль за своевременностью представления плательщиками бухгалтерской отчетности и расчетов, связанных с исчислением и уплатой налогов и платежей в бюджет;

· взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными, финансовыми и кредитными органами в части контроля за правильностью реализации и исполнения законодательства;

· наложение финансовых санкций, предусмотренных законодательством за его нарушение, и обеспечение правильности их применения;

· составление, анализ и представление в районные и городские финансовые органы сведений о фактически поступивших суммах налогов и платежей в бюджет;

· составление, анализ и представление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности;

· ведение в установленном порядке делопроизводства и другие функции.

Для осуществления всех указанных функций в системе управления органами Госналогслужбы РФ создана автоматизированная информационная система «Налог».

Автоматизированная информационная система (AИС) «Налог» представляет собой форму организационного управления органами госналогслужбы на базе новых средств и методов обработки данных, использования новых информационных технологий. АИС «Налог» позволяет расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков. Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» можно сформулировать следующим образом:

· Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

· Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда налоговых инспекторов.

· Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

· Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

· Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

· Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

· Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

· Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

· Сокращение объема бумажного документооборота.

На современном этапе развития экономики страны успех деятельности налоговой системы России во многом зависит от эффективности функционирования АИС. Автоматизированные информационные системы реализуют соответствующие информационные технологии. Автоматизированная информационная технология (АИТ) в налоговой системе это совокупность методов, информационных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Информационными ресурсами являются формализованные идеи и знания, различные данные, методы и средства их накопления, хранения и обмена между источниками и потребителями информации.

Одной из приоритетных задач налоговой службы является информатизация налоговых органов, предполагаются использование информационных технологий, создание информационных систем, эффективно поддерживающих функционирование структуры налоговых органов.

Структура АИС налоговой службы, как и структура самих налоговых органов, является многоуровневой. Существующая в стране система налоговой службы состоит из большого числа элементов. Вся система и каждый ее элемент обладают обширными внутренними и внешними связями. Для нормального функционирования системы осуществляется управление как отдельными элементами (налоговыми инспекциями), так и системой в целом. В налоговой системе процесс управления является процессом информационным. Как любая экономическая система, АИС налоговой службы имеет стандартный состав и состоит из функциональной и обеспечивающей частей.

Функциональная часть отражает предметную область, содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами, в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС «Налог» свой (см. п. 8.2). Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач, характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления. В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами, получаемыми на основе единых исходных данных.

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в системе налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой совокупность технических средств обработки информации, основу которых составляют различные ЭВМ, а также средств, позволяющих передавать информацию между различными автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых органов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разнообразных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налоговыми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой службы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе такого класса, предъявляется ряд требований: достижение целей создания системы; совместимость всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами, системность, декомпозиция и др. Эти требования предполагают возможность модернизации элементов системы, адаптацию их к меняющимся условиям; надежность в эксплуатации и достоверность информации, однократность ввода исходной информации и многофункциональное, многоплановое использование выходной информации; актуальность информации, хранящейся в базе данных. АИС при минимальных затратах ручного труда должна обеспечить сбор, обработку и анализ информации о состоянии объекта управления, выработку управляющих воздействий, обмен информацией как внутри системы, так и между другими системами одинакового и разных уровней. АИС должна быть оснащена таким комплексом технических средств, который обеспечивал бы реализацию управляющих алгоритмов, связь между системами, простоту ввода исходной информации, разнообразие вывода результатов обработки, простоту и технологичность технического обслуживания, совместимость всех технических модулей как в программном, так и в информационном аспекте. Существенным требованием является разработка и функционирование системы на базе имеющихся операционных систем различных типов, пакетов прикладных программ, ориентированных на обработку данных и решение функциональных задач, систем управления базами данных, обеспечивающих накопление, ведение и выдачу в обработку информации, необходимой для решения задачи пользователем или удовлетворения его информационного запроса, пакетов программ, обеспечивающих обмен информацией между системами и тд. В информационном аспекте система должна предоставлять достаточную и полную информацию для реализации ее основных функций, иметь рациональные системы кодирования, использовать общие классификаторы информации, иметь хорошо организованные информационные файлы и базы данных, управляемые СУБД, формировать выходную информацию в форме, удобной для восприятия пользователями, и т.д.

Создание подобной системы связано с решением целого ряда проблем. Это, прежде всего, информационное объединение налоговых служб сетями телекоммуникаций и обеспечение возможности доступа к информационным ресурсам каждой из них; разработка, создание и ведение баз данных; оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией; разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы. В основе создания АИС «Налог» лежит концепция жизненного цикла программных систем. На первом этапе осуществляются анализ предметной области и разработка постановки задачи или комплекса задач. Постановка задачи осуществляется при непосредственном участии специалистов налоговой службы, чьи функции подлежат автоматизации. Сущность этого этапа состоит в обследовании организационной и функциональной структуры налогового органа и разработки технического задания, для чего используются методы информационного анализа, исследования операций, теории сложных систем. На основе технического задания разрабатывается технический проект автоматизированной системы. Целью данной стадии является создание информационно-логических моделей системы налогообложения. Важнейшей частью создания технического проекта является выбор программных средств и методов реализации проекта. В качестве критериев выбора можно назвать следующие: оптимальное соответствие информационно-логической модели налогового органа, выполнение основных функций обработки, возможность функционирования в различных операционных средах, возможность создания информационного интерфейса с другими средами и системами, перспективы развития среды с учетом современных тенденций в информационных технологиях и ряд других. Для реализации отдельных несложных задач могут быть использованы электронные таблицы. Существенное место в проекте занимают информационно-справочные системы, такие, как законодательные и нормативные акты по налогообложению, базы данных по общеправовым вопросам, базы данных по инструктивным и методическим материалам и т.д. Без их использования не обходится ни одно структурное подразделение налоговых органов. К системам, поддерживающим эти базы данных, можно отнести «КонсультантПлюс», «Гарант», «Юсис» и другие подобные системы. Важным шагом на этапе технического проектирования является определение состава и структуры профессиональных баз данных, функциональный и информационный состав которых зависит от функций конкретного исполнителя. К ним можно отнести базы исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в различных разрезах, базы данных документов внутреннего пользования различного назначения, базы данных, содержащих письма, предложения, ответы по налоговому законодательству и т.д. Для создания таких баз могут использоваться как методы индивидуального проектирования, так и уже имеющиеся программные средства. Следующим этапом является рабочее проектирование. На этом этапе выполняются работы по созданию необходимой документации, структурированию и программированию компонентов, определенных на предыдущем этапе. Результатом рабочего проекта служит комплекс АРМ специалистов налоговых органов, комплекс баз данных пользователей, комплекс технической документации на систему. Средства, используемые на этапе рабочего проектирования, включают в себя всё многообразие программных продуктов начиная от операционных систем до языков программирования. По окончании рабочего проектирования проводится внедрение разработанного проекта. Внедрение осуществляется по методике, содержащей перечень и последовательность мероприятий, связанных с внедрением АИС, ожидаемые результаты, критические точки отказов, критические временные периоды. В соответствии с методикой внедрения подготавливаются исходные данные для внедрения. Контрольный пример отражает реальные информационные совокупности и содержит всевозможные варианты и сочетания информационных условий каждой функциональной задачи для выявления наибольшего числа отказов. Особое внимание должно быть уделено узким местам в технологическом процессе обработки информации. По результатам внедрения составляется акт, в котором содержатся оценка полученного результата и перечень замечаний, подлежащих устранению. После устранения недостатков составляется протокол о приемке проекта и процесс проектирования заканчивается.

В процессе эксплуатации системы необходимо осуществлять сопровождение проекта. Это связано с тем, что проект по существу является прототипом проектируемой системы, разрабатывается специалистами по информатизации и в дальнейшем может быть модернизирован в зависимости от изменяющихся условий функционирования системы налоговой службы.

Федеральная налоговая служба последние несколько лет входит в пятёрку госведомств с самыми высокими затратами на информатизацию. Редакция D-Russia.ru попыталась проанализировать результаты, выяснив попутно, из чего состоит IT-система ФНС.

Какие IT-системы внедряла ФНС

2013-2014 гг.

Запущен сервис «Личный кабинет налогоплательщика – физического лица».

«Личный кабинет» позволяет просматривать информацию об объектах, которые принадлежат гражданину на праве собственности, получать налоговые уведомления в электронном виде уже в день формирования в инспекции, направлять обращения в налоговые органы, просматривать ответы на них, осуществлять оплату текущих платежей, задолженностей, контролировать состояние расчётов с федеральным бюджетом.

Из выступления Михаила Мишустина в Совфеде, октябрь 2016

Кроме того, в январе 2014 года ведомство запустило «Личный кабинет юридического лица». Руководитель организации, подключившись к данному сервису, может делегировать доступ своим сотрудникам и директорам филиалов. Практически весь функционал взаимодействия с налоговой службой можно решать, не приходя к инспектору в налоговую инспекцию.

2015 год

В начале 2015 года внедрен первый функциональный блок АИС «Налог-3» (системы, построенной с использованием облачных технологий на базе запущенных ЦОДов) – после чего регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по всей стране начала осуществляться централизованно онлайн.

Запущен сервис «Личный кабинет налогоплательщика — индивидуального предпринимателя».

Запущен второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физических лиц, ведению лицевых счетов и работы с задолженностью физических лиц. Создана централизованная федеральная база данных, в которой сконцентрирована информация о 55 миллионах транспортных средств, 35 миллионах земельных участков, 70 миллионах объектов недвижимости, а также 254 миллиона записей о фактах владения объектами собственности и более 180 миллионов лицевых счетов по имущественным налогам физических лиц.

В 2015 году стало возможным сформировать единое налоговое уведомление для граждан по всем объектам на территории России – одно на всю страну.

Запущен программный комплекс АСК НДС-2, благодаря которому удалось обеспечить рост поступлений НДС на 12% и снизить количество компаний с высокой степенью риска с 1,7 миллиона в 2011 году до 650 тысяч в январе 2016 года.

По данным ФНС, успешно завершен эксперимент по применению новой технологии контрольно-кассовой техники с электронной передачей информации о расчетах в адрес налоговых органов. В четырех пилотных регионах – Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях было подключено более 3,5 тысяч единиц ККТ, пробито 49 миллионов чеков на сумму 37 миллиардов рублей.

2016 год

По словам Михаила Мишустина, сказанным на ежегодной коллегии, посвященной результатам работы службы в прошлом году, автоматизация процессов администрирования в 2016 году дала возможность ФНС сконцентрировать внимание на зонах максимального риска, снизив давление на добросовестных налогоплательщиков. Так, число выездных налоговых проверок в 2016 году уменьшилось на 15%, а в бюджет взыскано 173 миллиарда рублей, что на 21% больше, чем в 2015 году. Кроме того, около 26 миллиардов рублей поступило дополнительно в бюджет без проведения налоговых проверок в результате аналитической работы налоговых органов.

Применение программного комплекса АСК НДС позволило почти в восемь раз снизить количество заявлений на возмещение НДС высокорисковыми организациями.

Вместе с тем в 2,5 раза (с 1,8 миллиона в 2011 года до 700 тысяч в 2016 году) сократилось количество фирм-однодневок, созданных с целью уклониться от уплаты НДС. Также сокращению способствовала масштабная работа по чистке ЕГРЮЛ. В 2016 году 650 тысяч юридических лиц, имеющих признаки фиктивных компаний, исключены из Реестра, что в 3,5 раза больше чем в 2015 году.

Запущена система контроля легальности происхождения товаров путем его маркировки и соответствующей уплаты налогов при движении товаров до потребителя. Система построена на использовании RFID-меток для прослеживания жизненного цикла товара и пока охватывает одну товарную позицию – изделия из натурального меха. В дальнейшем планируется распространить этот проект и на другие виды товаров.

Однако, как признал недавно глава ФНС, несмотря на обеление рынка, фискальные цели проекта не достигнуты. Из-за того, что продажами маркированных шуб занимаются предприниматели на ЕНВД (единый налог на вмененный доход) введение RFID-маркировки пока не привело к увеличению налоговых поступлений.

Начат процесс интеграции информационных ресурсов ФНС России и ФТС России (таможенной службы).

Первое — углубление межведомственного обмена информацией при проведении контрольных мероприятий, что уже сегодня принесло свои результаты. В первом полугодии 2016 года по результатам налоговых проверок с использованием информации таможенных органов мы доначислили 40 миллиардов рублей, что на 37% (или в цифрах — 11 миллиардов рублей) больше, чем за аналогичный период 2015 года.

Второе — определены основные векторы по созданию единой информационной системы контроля в части смежных процессов налогового и таможенного администрирования. В частности, что нас интересует? Ведь нас интересует физическое объединение, интересует информация по импорту товара, его импортная стоимость, для того чтобы в автоматизированной системе контроля за возмещением НДС мы понимали все переделы, так как на сегодняшний день система собирает книгу учета покупок и продаж с электронной декларацией, и мы видим все цепочки, где кто-то не заплатил.

Вот было слабое звено — это поступление соответствующего импорта, и сегодня мы закрываем эту проблему».

Михаил Мишустин, октябрь 2016

ФНС приступила к созданию и ведению единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сведения о регистрации актов гражданского состояния.

По данным ФНС, на сегодняшний день на федеральном уровне отсутствует единая учётная база по физическим лицам, которая была бы актуальна с органами ЗАГС. Всего в стране порядка шести тысяч ЗАГСов или отделов, полномочия ЗАГСов были делегированы с федерального уровня на субъектовый, во многих субъектах потом — на муниципальный уровень, фактически единая информационная система ЗАГСов не сложилась.

Для синхронизации данных ЕГАИС по производству и обороту алкогольной продукции с данными налоговых деклараций по акцизам происходит информационная интеграция с Росалкогольрегулированием.

На сегодняшний день, по словам Мишустина, есть возможность использовать 48 электронных сервисов на сайте налоговой службы, для того чтобы достаточно быстро и качественно решать все вопросы, связанные с запросами в налоговую систему.

Затраты на информатизацию ФНС и динамика налоговых поступлений

Согласно утвержденным планам информатизации, затраты ФНС на IT составили:

  • 2014 год – 8,79 миллиарда рублей;
  • 2015 год – 8,57 миллиарда рублей;
  • 2016 год – 11,39 миллиарда рублей.

За три года на информатизацию деятельности ФНС, таким образом, затрачено 28,7 миллиарда рублей.

По данным ФНС, в консолидированный бюджет страны по итогам 2014 рост сбора налогов превысил триллион рублей, в 2015-м также было собрано на 1,1 триллиона рублей больше, чем в 2014 году. По итогам 2016 года рост составил более 700 миллиардов рублей (в условиях снижения ВВП).

Положительную динамику поступлений в бюджет за 2016 год обеспечили, в частности, следующие налоги:

  • НДС – 2,7 триллиона рублей (+8% к 2015 году);
  • акцизы – 1,3 триллиона рублей (+27,6%);
  • НДФЛ – более 3 триллионов рублей (+7,5 %);
  • налог на прибыль – 2,8 триллиона рублей (+6,6%).

За три года собираемость налогов повысилась почти на 3 триллиона рублей – это на два порядка больше затрат ФНС на IT. Органическим ростом экономики рост налоговых поступлений не сопровождался, изменением ставок налогов тоже, главной причиной представляется эффективность работы налоговой службы, достигнутая прежде всего за счёт IT.

Пор словам Михаила Мишустина, только в I квартале 2017 года вклад IT в рост налоговых поступлений составил 185 миллиардов рублей.

По мнению представителей ФНС России, именно технологии наряду с законодательством способствуют формированию прозрачной налоговой среды и обеспечивают условия для исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате налогов. «Одним из основных факторов роста налоговых поступлений в условиях снижения ВВП стало повышение эффективности налогового администрирования за счет внедрения новых технологий», – сказал в октябре прошлого года в выступлении в Совфеде глава налоговой службы Михаил Мишустин.

Планы на 2017 год

В июле 2016 года принят закон о поэтапном переходе по всей стране на новую технологию применения контрольно-кассовой техники (ККТ). С 1 февраля 2017 года бизнес начал применять новые кассы. Первые результаты реформы, по данным ФНС:

  • более 100 тысяч кассовых аппаратов работают в соответствии с новыми требованиями;
  • в системе зафиксировано уже более 220 миллионов расчётов на сумму более 110 миллиардов рублей;
  • ежедневно в автоматизированной системе контроля применения контрольно-кассовой техники (АСК ККТ) регистрируется около пяти тысяч касс.

Внедрение новой технологии ККТ, системы маркировки товаров совместно с АСК НДС-2 в перспективе, как предполагается, позволит замкнуть цепочку контроля формирования добавленной стоимости на территории Российской Федерации и прослеживать движение товаров до конечного потребителя.

С января 2017 года ФНС приступила к администрированию иностранных интернет-компаний, и сегодня 100 компаний уже поставлены на учет в налоговый орган.

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов, поступающих в бюджеты государственных внебюджетных фондов, осуществляет налоговая служба. По итогам первых двух месяцев поступления страховых взносов составили 692 миллиарда рублей, что на 2% больше января-февраля 2016 года.

Среди основных задач на 2017 год глава ФНС России назвал дальнейшее развитие электронных сервисов.

Представление налоговой отчетности, оформление документов и справок без необходимости посещения налоговых инспекций, уплата налоговых платежей и решение многих вопросов налогообложения в приложении смартфона – все это сегодня является реальностью для налогоплательщиков.

О применении IT-технологий в работе налоговой инспекции и других вопросах налогового администрирования в канун профессионального праздника рассказал начальник Межрайонной инспекции ФНС России №5 по Липецкой области Геннадий Волчановский.

– Геннадий Геннадиевич, сейчас налоговой службой проводится ежегодная кампания по сбору имущественных налогов физических лиц за 2019 год, которые являются значимой частью территориального и местных бюджетов. Поэтому, прежде чем поговорить о развитии цифровых сервисов для простого и быстрого общения налогоплательщиков с налоговыми инспекциями, расскажите о ходе проведения кампании и ее результатах.

– В настоящее время завершена работа по исчислению и рассылке сводных налоговых уведомлений по имущественным налогам физических лиц. По итогам исчисленных имущественных налогов инспекция планирует мобилизовать в местный бюджет и бюджет Липецкой области около 256 миллионов рублей.

– С какими вопросами налогоплательщиков сотрудники инспекции наиболее часто встречаются в ходе кампании?

– Пожалуй, можно выделить три вопроса: не получено налоговое уведомление, в уведомлении отображаются два одинаковых объекта, а также вопросы, связанные со льготами, – не учтены при начислении. На все вопросы мы отвечаем. Налоговые уведомления, как правило, отсутствуют у тех налогоплательщиков, чьи начисления составляют менее 100 рублей – в их адрес уведомления не направляются. Также не направляются уведомления налогоплательщикам в том случае, если в связи с имеющимися льготами суммы налога к уплате в бюджет отсутствуют, а также по иным основаниям.

Однако все вопросы налогоплательщики могут решить без личного посещения инспекции, что особенно актуально сейчас.Если в налоговом уведомлении имеется некорректная информация об объекте имущества или его владельце, то для её проверки и актуализации необходимо обратиться в налоговый орган. Также нужно поступить и по поводу льготы. Это нужно для того, чтобы проверить достоверность и актуальность поданных документов.

– Да, в этом году вопросы электронного взаимодействия с налогоплательщиками особенно важны. Что предлагает налоговая служба налогоплательщикам сегодня?

– Налоговая служба давно занята развитием электронных сервисов и постоянно ведет работу по созданию максимально удобного процесса общения населения и бизнеса с государством. В этом вопросе конечная задача – перевод на полное взаимодействие ФНС и налогоплательщиков в электронной форме.

Для физических лиц в тестовом режиме запущен чат-бот, уже сейчас он может ответить на более чем 46 тысяч вопросов. Кроме этого, на сайте ФНС России размещены 256 жизненных кейсов, призванных провести налогоплательщика по всем шагам бизнес-процесса к желаемому результату, а в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц» во вкладке «Жизненные ситуации» собрано порядка 50 конкретных ситуаций, с которыми сталкиваются физические лица в процессе взаимоотношений с налоговым органом.

Например, как получить налоговый вычет или что делать, если налог исчислен неправильно или исчислен по неверным данным, или как заявить о дополнительном доходе при продаже имущества, а также вопросы постановки и снятия с учета, вопросы, связанные с зарубежными счетами, и многие другие

Налогоплательщик получает не только описание своих действий, но и пошаговые онлайн-сервисы с заполнением всех нужных форм заявлений и документов. Далее этот тренд будет только наращиваться в рамках других сервисов.

– Технологии развиваются динамично. Это требует от специалистов новых навыков и умений. Какие изменения происходят в вашей профессии?

– В налоговой системе за последние несколько лет было внедрено множество информационных ресурсов. К примеру, налогоплательщики используют телекоммуникационные каналы связи для отправки отчетности в инспекцию. Обмен информацией между налоговыми органами и другими государственными ведомствами, а также органами власти осуществляется посредством межведомственного электронного взаимодействия.

Кроме этого, существует много других информационных ресурсов, без которых уже невозможно представить нашу работу. Например, все инспекторы работают в «Автоматизированной информационной системе налогообложения юридических и физических лиц» (АИС-Налог). Она имеет широкий спектр использования, в том числе предназначена для ввода, обработки и хранения всех налоговых документов, поступающих в налоговую инспекцию на бумажных или электронных носителях, а также для обеспечения автоматизированного обмена с внешними информационными системами. Очевидно, что налоговый инспектор обязан уметь пользоваться современными информационными технологиями.

– В вопросах повышения эффективности налогового администрирования какие задачи выделяете как приоритетные?

— Мы стараемся облегчать налогоплательщику его основную задачу – правильно и своевременно уплачивать налоги. В настоящее время перед нами стоит задача не только в качественном исполнении фискальной функции, но и в установлении между налоговыми работниками и налогоплательщиками конструктивного диалога, направленного на добровольную уплату налоговых обязательств. Посредством доверительного диалога, расширения эффективных сервисов, помогающих правильно исчислять и своевременно платить налоговые обязательства, мы добиваемся устойчивого, прогнозируемого пополнения доходов бюджета, а значит, и дальнейшего повышения общего благополучия граждан.

– Безусловно, немалую роль в достижении этих задач играет коллектив. Представьте его, пожалуйста.

– Инспекция осуществляет свои функции на территории 3 муниципальных образований – Липецкого, Добровского и Чаплыгинского районов. В инспекции работает 77 человек, из которых 88% составляют женщины. Коллектив наш относительно молодой – средний возраст работников – 37 лет, почти 30% коллектива – работники до 30 лет. Трудятся в нем и те, кто стоял у истоков службы, – Г.С. Куликова, Е.Э. Скуратова, Е.И. Толмачева. Из сотрудников, работающих сейчас, значительный вклад в работу инспекции внесли: О.Л. Урусова, Я.С. Матовникова, И.Н. Рязанцева, Е.А. Малыгина, М.Е. Линькова, Е.В. Иванова и Л.С. Сестреживитовская.

– Какими качествами должен обладать специалист налоговой службы, чтобы состояться в профессии?

– На мой взгляд, чтобы состояться в профессии налогового инспектора, претендент должен быть инициативным, исполнительным, готовым постоянно повышать свой профессиональный уровень. В то же время он должен уметь общаться с людьми, поскольку в нашей работе мы ежедневно общаемся и с генеральными директорами, и главными бухгалтерами организаций, и с другими должностными лицами. У нас существует внутренний регламент общения с налогоплательщиками, который обязывает государственного служащего всегда быть вежливым и корректным.

– Что посоветуете людям, которые стремятся работать в налоговых органах?

– Мой совет молодым специалистам – не бойтесь идти работать в налоговую инспекцию. Это непростая профессия, с серьезной нагрузкой. Но эта работа дает большие возможности для развития профессиональных навыков. Полученный опыт, например, в отделе выездных налоговых проверок, в дальнейшем позволит вам построить карьеру в любой сфере деятельности, поскольку вы будете обладать обширными практическими знаниями.

– Накануне профессионального праздника что пожелаете коллегам?

Читайте также: