Освобождение от налога субсидий мсп

Опубликовано: 22.09.2024


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 23 июня 2020 г. № БС-4-11/10271@ Об освобождении от налогообложения НДФЛ субсидии, полученной субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими деятельность в пострадавших отраслях

Федеральная налоговая служба рассмотрела интернет-обращение ООО и сообщает следующее.

Субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в пострадавших отраслях, предоставляется субсидия в размере 12130 рублей на одного работника в порядке, установленном Правилами предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576.

Указанная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г.

Статьей 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) определено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствий со статьей 212 Кодекса.

Доходы, не подлежащие обложению налогом на доходы физических лиц, перечислены в статье 217 Кодекса.

На основании пункта 82 статьи 217 Кодекса освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы в виде субсидий, указанных в подпункте 60 пункта 1 статьи 251 Кодекса.

Таким образом, полученная индивидуальным предпринимателем субсидия, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576, на основании пункта 82 статьи 217 Кодекса не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.

При этом заработная плата, выплаченная работникам организации (индивидуального предпринимателя) из сумм предоставленной юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) субсидии, облагается налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в общеустановленном порядке в соответствии с главами 23 и 34 Кодекса.

Действительный государственный советник РФ
2-го класса
С.Л. Бондарчук

Обзор документа

Субъектам МСП пострадавших отраслей выделяется субсидия в размере 12 130 руб. на одного работника. ИП - получатели такой субсидии НДФЛ не платят.

При этом зарплата, выплаченная работникам из сумм субсидии, облагается НДФЛ и страховыми взносами.

Еще ряд организаций – субъектов МСП могут претендовать на получение освобождения от налогов в качестве меры поддержки в связи с распространением коронавируса. Это право им дает Федеральный закон от 15.10.2020 № 320-ФЗ.

Какие субъекты МСП были освобождены от налогов

От уплаты налогов за II квартал 2020 года были освобождены организации:

  • чья деятельность относилась к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям экономики по Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434;
  • и которые были включены в реестр СМП по состоянию на 1 марта 2020 года.

Эти условия устанавливал Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ.

В реестр субъектов МСП включали организации на основании налоговой отчетности за 2018 год.

Кого еще коснется освобождение от уплаты налогов

При освобождении организаций от обязанности уплачивать налоги не были учтены интересы тех, которые были созданы в конце 2018 года.

Поскольку обязанность представить налоговую декларацию у организации, созданной в период с 1 декабря по 31 декабря, возникла по итогам 2019 года (абз. 3 п. 2 ст. 55 Налогового кодекса).

В таком случае они не могли выполнить условие, установленное законодательством для включения в реестр СМП.

С принятием Федерального закона от 15.10.2020 № 320-ФЗ организациям, которые были созданы в декабре 2018 года, спишут налоги за II квартал 2020 года.

Этот Закон изменил условие о том, что для получения освобождения от налогов организация должна была сдавать декларации за 2018 год, и распространил право на получение льготы на организации, которые были созданы в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года.

Таким образом, теперь на освобождение от уплаты налогов могут претендовать субъекты МСП, включенные в соответствующий реестр в связи с:

  • их созданием в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года;
  • либо представлением деклараций за 2018 год.

Условие о том, что субъекты МСП должны вести деятельность, относящуюся к наиболее пострадавшим от коронавируса отраслям экономики, осталось неизменным.

От уплаты каких налогов предоставляется освобождение

На организации, которые были созданы в период с 1 декабря 2018 года по 29 февраля 2020 года, распространяется освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года, в том числе:

  • налога на прибыль. Освобождение предоставляется в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во II квартале 2020 года; авансовых платежей за отчетные периоды 4, 5, 6 месяца 2020 года, за минусом ранее начисленных авансовых платежей за 3 месяца; авансовых платежей за полугодие 2020 года, за минусом ранее начисленных авансовых платежей за I квартал;
  • налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, - в части авансового платежа полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за I квартал 2020 года;
  • ЕНВД - в части налога за II квартал 2020 года;
  • транспортного налога - в части налога и авансовых платежей за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
  • налога на имущество - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;
  • земельного налога - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых в предпринимательской и (или) уставной деятельности;
  • НДФЛ - в части авансового платежа за полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа, исчисленного за II квартал 2020 года. Это освобождение распространяется на ИП;
  • торгового сбора - в части сбора, исчисленного за II квартал 2020 года.

Проверить возможность получения меры поддержки в виде освобождения от исполнения обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам поможет специальный сервис на сайте ФНС.

Для проверки своего права на освобождение организации достаточно ввести свой ИНН.

Для освобождения от уплаты налогов делать ничего не нужно.

Налоговый орган самостоятельно обнулит все исчисленные в представленных декларациях суммы, и в вашем состоянии расчетов с бюджетом данные отражаться не будут.

Последствия для организаций, получивших освобождение

Освобождение от уплаты налогов за II квартал 2020 года было предоставлено после того, как ряд налогов был уплачен, а отчетность по ним сдана.

В связи с этим возникнет необходимость представить уточненные декларации.

Кроме того, у организации появится переплата по налогам, которую она имеет право зачесть или вернуть в установленном порядке.

При этом напомним, что с 1 октября 2020 года действует новый порядок зачета сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных налогов и местных налогов: он не ограничивается соответствующими видами налогов и сборов.

При этом налоговики вправе принять решение об осуществлении такого зачета без ограничения по соответствующим видам налогов и сборов, в том числе в части суммы налогов, излишне уплаченных до 1 октября 2020 года (письмо Минфина России от 10.08.2020 № 03-02-07/1/72100).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Выбор читателей

Responsive image

С 1 июля новые правила блокировки расчетных счетов

Responsive image

Авансовый отчет 2021: шпаргалка для бухгалтера

Responsive image

Не все ошибки в СЗВ-М приводят к штрафам

Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.

*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование

Елизавета Кобрина

В 2020 году бизнес получил субсидии и льготные кредиты — поддержку в связи пандемией коронавируса. Теперь пришла пора отражать все деньги в отчётности. Эксперты Норматива помогли разобраться с бухгалтерским и налоговым учётом кредитов и субсидий.

  • Коронавирусные субсидии в декларации по УСН
  • Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %
  • Бухучёт кредита на возобновление деятельности
  • Бухучёт коронавирусных субсидий
  • Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Коронавирусные субсидии в декларации по УСН

Раздел 3 заполняют налогоплательщики, которые получили средства целевого финансирования, целевые поступления и другие доходы из п. 1 и 2 ст. 251 НК РФ (Приказ ФНС от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@). Поэтому в него включаем только необлагаемые доходы.

Только субсидии, выплачиваемые на основании Постановления Правительства от 24.04.2020 № 576, освобождаются от налогообложения по пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953). Их следует указать в разделе 3 декларации по УСН, поскольку они не облагаемые.

Субсидия на дезинфекцию и профилактику коронавируса по Постановлению № 976 выплачивается налогоплательщикам иной категории, поэтому на неё норма пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ не распространяется. Эта субсидия включается в доходы в общем порядке в момент поступления на расчётный счёт (в силу п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Расходы за её счёт тоже отражаются в обычном порядке (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Как отразить кредиты и субсидии в КУДиР при УСН 15 %

Рассказываем, как указывать суммы беспроцентного кредита и коронавирусных субсидий в книге учёта доходов и расходов на УСН.

Субсидия пострадавшим (Постановление Правительства от 24.04.2020 № 576)

В налоговой базе по УСН не учитываются доходы, указанные в ст. 251 НК РФ (пп.1 п.1.1 ст. 346.15 НК РФ). В число освобождённых от налогообложения доходов попали и субсидии, полученные по Постановлению Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 (письмо Минфина от 02.09.2020 № 03-03-06/1/76953).

Организации на УСН не учитывают в доходах субсидию и в расходах затраты, произведённые за её счёт. Например, выплату зарплаты, страховых взносов, процентов по заёмным средствам и т.д. Если компания примет такие расходы для целей налогообложения, то и сумму субсидии в этой части должна будет включить в доходы (письмо Минфина России от 25.06.2020 № 03-03-05/54635).

Субсидия на дезинфекцию по Постановлению Правительства от 02.07.2020 № 976

При УСН субсидия на дезинфекцию учитывается в доходах на дату зачисления на расчётный счёт организации. Освобождение, предусмотренное пп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ, на неё не распространяется (письма Минфина России от 10.03.2020 № 03-03-07/17264, ФНС России от 27.02.2019 № СД-4-3/3427).

Расходы за счёт средств субсидии признаются в целях налогообложения при УСН на основании пп. 39 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

В КУДиР сумма субсидии отражается так:

  • сумма субсидии указывается в доходах в графе 4 при поступлении на расчётный счёт;
  • расходы за счёт субсидии указываются в графе 5 в обычном порядке после оплаты.

Льготный кредит под 2 % годовых

Кредиты на возобновление деятельности выдают по правилам, утверждённым Постановлением Правительства от 16.05.2020 № 696.

Суммы полученного кредита с господдержкой под 2 % годовых, в КУДиР не отражаются. Заёмные средства не влияют на сумму налога по УСН к уплате, так как не включаются ни в доходы, ни в расходы налогоплательщика (п. 1 ст. 346.15 НК РФ, пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо ФНС РФ от 19.05.2010 № ШС-37-3/1925).

Если выполняются все условия для списания кредита, «прощённая» сумма тоже не учитывается в доходах при УСН (пп. 21.4 ст. 251 НК РФ), а значит, не указывается в КУДиР.

Бухучёт кредита на возобновление деятельности

Если льготный кредит был получен в июне 2020, учитывайте его на счёте 67 «Расчёты по долгосрочным кредитам и займам» (срок договора кредита более 12 месяцев). Если кредит получен позже, его сумма учитывается на счёте 66 «Расчёты по краткосрочным кредитам и займам» (на срок не более 12 месяцев).

В бухучёте получение кредита отражается обычной проводкой:

Дт 51 Кт 66 или 67 — поступили денежные средства из банка по кредитному договору с льготной процентной ставкой.

Проценты по данному кредиту отражаются проводкой:

Дт 91.2 «Прочие расходы» Кт 66, 67 или 76 — начислены проценты в соответствии с условиями кредитного договора.

После базового периода или периода наблюдения, если заёмщик выполнил условия, предусмотренные Правилами (Постановление Правительства РФ от 16.05.2020 № 696), и получил уведомление банка о списании долга по кредитному договору, в бухучёте на основании этого уведомления отражаются такие проводки:

  • Дт 66 или 67 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму долга по кредиту
  • Дт 66, 67 или 76 Кт 91.1 «Прочие доходы» — на сумму процентов по этому кредиту.

Льготные кредиты отражаются в балансе по строке 1510 (краткосрочные заемные средства).

Бухучёт коронавирусных субсидий

Рассказываем, в каких графах отчёта о финансовых результатах и бухбаланса отразить полученные субсидии и остаток неиспользованных средств.

Субсидия на дезинфекцию (Постановление Правительства № 976)

В отчёте о финансовых результатах субсидия отражается в прочих доходах на основании данных о движении средств на субсчетах к счёту 91 «Прочие доходы и расходы», а также в себестоимости либо в коммерческих и управленческих расходах — зависит от того, в каком процессе эти расходы возникают.

Счёт 86 «Целевое финансирование» нужен, чтобы обобщать информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др. (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94Н). Аналитический учёт по счёту 86 ведётся по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления.

У вас должен быть обеспечен раздельный учёт субсидий и должны быть отражены следующие проводки:

  • Дт 76 «Бюджет» Кт 86 «Целевое финансирование» — получены средства целевого назначения
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 98 «Доходы будущих периодов» — бюджетные средства направлены на финансирование расходов
  • Дт 10 «Средства защиты» Кт 60 «Поставщики» — приобретены средства защиты;
  • Дт 20, 26, 44 «Затраты» Кт 10 «Средства защиты» — выданы средства защиты;
  • Дт 98 «Доходы будущих периодов» Кт 91.01 «Прочие доходы» — отражены прочие доходы на сумму использованных средств субсидии.

Строки баланса заполняются на основе регистров бухучёта, в частности, оборотно-сальдовой ведомости, в которой отражено сальдо по каждому из бухгалтерских счетов.

Субсидия на зарплату (Постановление Правительства № 576)

Субсидия по Постановлению № 576 предоставлялась для того, чтобы бизнес смог частично компенсировать свои затраты, связанные с продолжением работы в сложной эпидемиологической обстановке. В частности речь идет о сохранении занятости и оплаты труда работников в апреле и мае 2020 г.

Это значит, что компания может расходовать субсидию по своему усмотрению, на любые бизнес-цели: выплату зарплаты, уплату налогов, закупку материалов, аренду и т.д.

В правилах предоставления субсидий не сказано, что бизнес должен подтверждать её использование на определённые цели, и не предусмотрено никакого контроля за использованием полученных денег.

В бухучёте полученная субсидия должна была отражаться проводкой:

  • Дт 51 Кт 76 «Управление Федерального казначейства» — поступила субсидия из федерального бюджета;
  • Дт 76 «Управление Федерального казначейства» Кт 86 «Целевое финансирование» — отражено поступление целевого финансирования;
  • Дт 86 «Целевое финансирование» Кт 91.1 «Прочие доходы» — отражена сумма полученной компенсации в составе прочих доходов (п.7 ПБУ 9/99).

Денежные потоки, которые нельзя однозначно классифицировать по п. 8-11 ПБУ 23/2011, классифицируются как денежные потоки от текущих операций (п. 12 ПБУ 23/2011). В отчёте о движении денежных средств сумма субсидии отражается в разделе «Денежные потоки от текущих операций» по строке 4119 «Прочие поступления».

Расходы на заработную плату, иные расходы, компенсированные за счёт этой субсидии, учитываются в общем порядке.

Коронавирусные субсидии и отчёт о целевом использовании средств

Организации, которые могут применять упрощённые способы бухучёта, включая упрощённую отчётность, представляют только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах. Отчёт о целевом использовании средств коммерческие организации, как правило, не сдают.

Если субъект малого бизнеса считает, что в балансе и отчёте о финрезультатах не хватает информации, которая позволит достоверно оценить финансовое положение и финансовые результаты бизнеса, он может составить к ним приложение (Информация Минфина РФ от 28.05.2013).

В приложении целесообразно раскрывать только самую важную информацию. Вы имеете право отразить сведения о получении субсидии и её использовании в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финрезультатах.

Автор подборки: Елизавета Кобрина, редактор

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В пострадавших от пандемии отраслях работает 6,4 млн человек. И это только тот бизнес, что попал в перечень правительства.

Из-за пандемии предпринимателям пришлось выживать без выручки, платить зарплату даже без дохода, рассчитываться с кредиторами несмотря на остановку работы и сохранять штат без понимания дальнейших перспектив. Государство в течение нескольких месяцев вводит разные меры поддержки для всех отраслей, пытается помочь тем, кто пострадал сильнее всего, и дает отдельные льготы для малого бизнеса.

На все это тратятся сотни миллиардов рублей. Одна только программа льготных кредитов на возобновление деятельности — это 360 млрд рублей, в виде зарплатных субсидий уже перечислено больше 80 млрд, а благодаря снижению ставки взносов до конца 2020 года высвободится 350 млрд рублей оборотных средств.

Собрали основные меры господдержки, на которые может рассчитывать бизнес. Изучите и пользуйтесь, чтобы получить максимум от государства и отдать ему минимум своих денег.

Варианты господдержки

  • Снижение ставки страховых взносов до 15%
  • Освобождение от налогов и взносов за второй квартал 2020 года
  • Уменьшение фиксированных взносов для ИП
  • Отсрочка или рассрочка уплаты налогов
  • Зарплатные субсидии
  • Кредит на возобновление деятельности под 2%
  • Кредитные каникулы для бизнеса без снижения дохода
  • Кредитные каникулы для ИП при снижении дохода на 30%
  • Льготный кредит под 0% на выплату зарплат
  • Продление срока уплаты административных штрафов с 60 до 180 дней
  • Отсрочка платежей при выкупе арендуемой недвижимости
  • Арендные каникулы
  • Расторжение договора аренды без штрафов
  • Отмена неустойки за просрочку оплаты коммунальных услуг
  • Повышение авансов по госконтрактам с 30 до 50%
  • Возврат налога и налоговый бонус для самозанятых
  • Прекращение деятельности ИП без визита в налоговую и ЭЦП
  • Максимальное пособие по безработице для бывших ИП

Здесь только те федеральные меры, что доступны и помогут сэкономить или получить деньги из бюджета. При условии, что мера до сих пор актуальна и ею можно воспользоваться. Перенос отчетности, продление договоров и мораторий на проверки — тоже хорошо, но в этой рубрике речь о том, что вам должны в виде денег.

Снижение ставки страховых взносов до 15%

Для кого. Для всех МСП, где есть работники.

Условия. Весь малый и средний бизнес может платить страховые взносы по сниженной ставке: 15 вместо 30%. Но это снижение касается только той части зарплаты, что превышает МРОТ. Снижение коснется начислений с зарплат 20 млн человек.

Как изменятся ставки с учетом льготы

Вид страхования Ставка в пределах МРОТ Ставка с превышения
Пенсионное 22% 10%
Медицинское 5,1% 5%
Социальное 2,9% 0%

Но даже пониженные взносы за второй квартал некоторым отраслям платить не придется: они начисляются по ставке 0%. О списании налогов и взносов пойдет речь ниже.

Срок. Льгота действует с 1 апреля 2020 года. Она будет применяться и в 2020 году, и позже.

Сумма. Правительство подсчитало, что так бизнес сможет высвободить около 350 млрд рублей реальных денег. Вместо того чтобы пойти в бюджет, они останутся в обороте.

Для каждого конкретного бизнеса экономия зависит от размера зарплат и количества сотрудников. Например, с каждых 10 000 Р зарплаты одного работника свыше МРОТ можно сэкономить на взносах 1500 Р . При зарплате 42 000 Р экономия составит 4500 Р , а если таких сотрудников 10 — 45 000 Р в месяц. При этом уменьшаются общие расходы и увеличивается прибыль, а значит, и налог. Поэтому реальная экономия может оказаться меньше, но она все равно будет ощутимой.

Оформление. Взносы по пониженным тарифам нужно платить как обычно — в те же сроки и по тем же КБК, что и раньше. Разделять суммы на обычные и пониженные ставки не нужно. В заполнении расчета поможет разобраться бухгалтер.

Освобождение от налогов и взносов за второй квартал 2020 года

Для кого. Для организаций из реестра МСП и предпринимателей из списка пострадавших отраслей. А также для социально ориентированных НКО и религиозных организаций. Во всех случаях, где речь идет о пострадавших отраслях, входить в их перечень бизнес должен на 1 марта 2020 года.

Условия. Бизнес, которого касается эта льгота, не будет перечислять в бюджет такие платежи:

  1. Страховые взносы с вознаграждений физлицам за апрель — июнь 2020 года. Речь идет о взносах на пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также на травматизм. Для них действует тариф 0%. Это принципиально — то есть расчет нужно заполнять и зарплатный фонд там положено указывать. Это важно для межбюджетных расчетов и начисления стажа работникам.
  2. Аванс по УСН за первое полугодие. Фактически доход или прибыль за второй квартал будут освобождены от налога. Начислять его нужно, а платить — нет.
  3. Авансы по имущественным налогам за апрель — июнь 2020 года. Списывается налог на имущество, землю и транспорт.
  4. Авансы по налогу на прибыль во втором квартале и за первое полугодие за вычетом платежа за первый квартал.
  5. ЕНВД за второй квартал.
  6. Торговый сбор за второй квартал.
  7. Платежи за патент, которые приходятся на апрель, май и июнь 2020 года. Налоговая сама посчитает и уменьшит сумму.
  8. Авансовый платеж по НДФЛ для ИП на общей системе за первое полугодие — за вычетом платежа за первый квартал.
  9. Акцизы за апрель — июнь 2020 года.
  10. Водный налог за второй квартал.
  11. Налог на добычу полезных ископаемых за апрель — июнь 2020 года.
  12. Аванс по ЕСХН за полугодие 2020 года.

НДС, налога на игорный бизнес и НДФЛ с выплат физлицам освобождение не касается. Больше информации — в специальном разделе на сайте ФНС.

Сумма. Экономия зависит от выручки, зарплатного фонда, прибыли, стоимости имущества и других критериев. В пострадавших отраслях зачастую вообще нет выручки во втором квартале, но могут сохраняться зарплаты и есть фиксированные платежи по налогам. На них получится сэкономить. Для владельца парикмахерской экономия может составить 20 тысяч рублей, а для ресторатора или турагентства — сотни тысяч.

Общая сумма, которую бизнес сможет не отдавать государству, а оставить в своем обороте, составит 100 млрд рублей. Льготой воспользуются почти 2 млн ИП и компаний, где работает 4,7 млн человек.

Оформление. Декларации и расчеты за второй квартал нужно заполнять как обычно, а налоговая все учтет и спишет эти платежи. То есть их не придется перечислять в бюджет, но и задолженность не появится. ФНС будет отправлять уведомления, что начисленный налог в таком-то размере платить не нужно.

На сайте ФНС есть сервис, где можно проверить, коснется ли вашего бизнеса списание налогов.

Уменьшение фиксированных взносов для ИП

Для кого. Для ИП из пострадавших отраслей. В реестре МСП быть необязательно.

Условия. Предприниматели должны платить за себя фиксированные взносы. Они не зависят от выручки и прибыли. Есть статус ИП — надо платить взносы на пенсионное и медицинское страхование. Исключение — только для самозанятых, тех, кто платит налог на профессиональный доход. Фиксированные взносы в 2020 году составляли 40 874 Р . Эту сумму уменьшили на один МРОТ.

Срок. Взносы нужно заплатить до конца текущего года, но любыми частями. Главное — внести всю сумму до 31 декабря.

Сумма. Предприниматели смогут сэкономить на фиксированных взносах на пенсионное страхование 12 130 Р . Эту сумму они не учтут в расходах при расчете основного налога, например на УСН. Поэтому реальная экономия может быть меньше. Но вместо 32 448 Р на пенсионное страхование в 2020 году можно заплатить 20 318 Р .

Оформление. Для уменьшения суммы взносов ничего не нужно делать. Просто платите меньше — и ничего вам за это не будет.


О.И. Прохорова
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

Мы отрасль, пострадавшая от COVID.

1) Получили государственную субсидию по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).

2) Нам выдал кредит банк на возобновление деятельности, утв. Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020.

Вопросы:

1) Раздел 1.1 декларации по УСН.

Во втором квартале мы не платили платежи по УСН (пострадавшая отрасль). Нужно ли вносить сумму налога в стр. 040 отчета?

2) Раздел 3 декларации по УСН.

Нужно ли вносить суммы:

  • Государственной субсидии по поручению Президента России (Постановление Правительства РФ от 24.04.2020).
  • Банковского кредита на возобновление деятельности, утвержденного Постановлением Правительства 696 от 16.05.2020?
  • Если нужно, то с какими кодами вида поступлений?

3) Нужен пример заполнения пояснительной записки к годовому балансу на субсидию и кредит, в том числе (если нужно) по раскрытию информации по овердрафту.

Ответ

1. Сумму авансового платежа за 2 квартал 2020 года, от уплаты которого организация была освобождена, надо вносить в стр. 040 раздела 1.1 декларации по УСН.

2. Полученные в связи с коронавирусом субсидии по Постановлению Правительства № 576 от 24.04.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

Кредит банка на возобновление деятельности по Постановлению Правительства № 696 от 16.05.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

3. Форму и состав пояснений к бухгалтерской отчетности организация выбирает самостоятельно. Это может быть текстовый или табличный документ. Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут не включать пояснения в состав бухгалтерской отчетности.

Обоснование

1. Для организаций и ИП, включенных на 01.03.2020 в реестр МСП и имеющих основной ОКВЭД из Перечня пострадавших отраслей, предусмотрено освобождение от обязанности платить аванс по УСН за II квартал 2020 года (это аванс за полугодие минус аванс за I квартал) (п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 2 Закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ).

При расчете сумм, которые нужно заплатить в бюджет за 9 месяцев и за год, сумма аванса по итогам II квартала вычитается, то есть приравнивается к уплаченной в бюджет. Такие разъяснения дала ФНС на своем сайте (Информация ФНС).

Следовательно, сумму авансового платежа за 2 квартал 2020 года, от уплаты которого организация была освобождена, надо вносить в стр. 040 раздела 1.1 декларации по УСН.

2. Раздел 3 декларации по УСН заполняют те, кто получил средства целевого финансирования, целевые поступления и другие средства, указанные в пп. 1 и 2 ст. 251 НК (п. 9.1 Порядка, утв. Приказом ФНС от 26.02.2016 N ММВ-7-3/99@). Перечень поступлений, относящихся к целевому финансированию, определен в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. А "коронавирусные" субсидии поименованы как необлагаемые в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Согласно подп. 60 п. 1 ст. 251 НК при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде субсидий, полученных из федерального бюджета налогоплательщиками, которые включены по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов МСП и ведут деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших от распространения коронавирусной инфекции, Перечень которых утверждается Правительством РФ.

Если плательщик, применяющий упрощенку, соответствует указанным требованиям, он не учитывает в доходах субсидии, полученные согласно Постановлениям Правительства от 24.04.2020 N 576, от 02.07.2020 N 976, и не учитывает расходы, произведенные за счет этих субсидий (подп. 60 п. 1 ст. 251, п. 48.26 ст. 270, п. 1.1 ст. 346.15, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).

При этом налогоплательщики - получатели указанных субсидий не обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках субсидий, как это предусмотрено п. 2 ст. 251 НК в отношении целевых поступлений.

Следовательно, полученные в связи с коронавирусом субсидии, не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

Кредит банка на возобновление деятельности, полученный в соответствии с Постановлением Правительства № 696 от 16.05.2020 - это обычный кредит, средства которого налогоплательщик на УСН тратит по своему усмотрению. Это не субсидии, и никаких отличий от обычных кредитов нет. Поэтому в доходах данные кредитные средства не учитываются и в декларации по УСН не отражаются (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ). В том числе и в случае прощения задолженности по кредиту, если будут выполнены все условия (подп. 21.4 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Следовательно, кредит банка на возобновление деятельности по Постановлению Правительства № 696 от 16.05.2020 не нужно отражать в разделе 3 декларации по УСН.

3. Если организация в 2020 году получила госпомощь, в частности субсидии в связи с коронавирусом, то в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах необходимо раскрыть следующую информацию (п. 22 ПБУ 13/2000):

  • характер и величину бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году (сумму полученной субсидии, основания ее выделения, характер использования);
  • назначение и величину бюджетных кредитов;
  • характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
  • не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы;
  • способы представления в бухгалтерской отчетности информации о бюджетных средствах, полученных на финансирование капитальных затрат (п. 21 ПБУ 13/2000).

В соответствии с п. 17 ПБУ 15/2008 в пояснениях необходимо отразить, в частности, информацию о наличии и изменении величины обязательств по займам (кредитам), о сроках погашения займов (кредитов).

Организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут не включать вышеуказанные пояснения в состав бухгалтерской отчетности. Такой вывод следует из подпункта "б" пункта 6 Приказа N 66н, пункта 26 Информации N ПЗ-3/2016. Решение вопроса об их включении определяется необходимостью приведения в отчетности дополнительных сведений, без которых невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

При этом содержание пояснений определяется организациями самостоятельно, но с учетом Приложения N 3 к Приказу N 66н.

В вышеназванном Приложении приведены, в частности, пояснения о государственной помощи.

Это пояснение предназначено для отражения за отчетный и предыдущий годы информации о государственной помощи в виде бюджетных средств, полученных коммерческой организацией. При этом бюджетные средства показываются обособленно в отношении средств, полученных на текущие расходы, и средств, полученных на вложения во внеоборотные активы.

Следовательно, форму и состав пояснений к бухгалтерской отчетности организация выбирает самостоятельно.


О.И. Прохорова
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Читайте также: