Особенности правового статуса кредитных организаций как субъектов налоговых правоотношений

Опубликовано: 25.04.2024

!• В соответствии с банковским законодательством банк - это одна из разновидностей кредитной организации (наравне с не­банковской кредитной организацией).
В Налоговом кодексе РФ термин "банк" используется как си­
ноним термина "кредитная организация". Определение понятия "кредитная организация" содержится в п. 1 ст. 1 Закона РФ "О банках и банковской деятельности" от
02.12.90 №395-1 (в ред. Федерального закона от 30.06.2003), согласно которому кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятель­ности на основании специального разрешения (лицензии) Централь­ного банка Российской Федерации (далее -ЦБ РФ) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Кредитная организация образуется на осно­ве любой формы собственности как хозяйственное общество.
В соответствии с положениями названного закона банковская деятельность кредитных организаций заключается в осуществ­лении банковских операций и банковских сделок.
К банковским операциям, в частности, относятся:
привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
размещение этих привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
открытие и ведение банковских счетов физических и юридиче­ских лиц;
осуществление расчетов по поручению физических и юридиче­ских лиц, в т. ч. банков-корреспондентов, по их банковским счетам;
инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчет­ных документов и кассовое обслуживание физических и юри­дических лиц;
купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналич­ной формах;
привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
выдача банковских гарантий;
осуществление переводов денежных средств по поручению фи­зических лиц без открытия банковских счетов (за исключени­ем почтовых переводов).

Помимо перечисленных банковских операций кредитные орга­низации вправе осуществлять следующие банковские сделки:
выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих ис­полнение обязательств в денежной форме;
приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
доверительное управление денежными средствами и иным иму­ществом по договору с физическими и юридическими лицами;
осуществление операций с драгоценными металлами и драго­ценными камнями в соответствии с законодательством РФ;
предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
лизинговые операции;
оказание консультационных и информационных услуг. Банк - это кредитная организация, имеющая право осуществ­лять в совокупности следующие банковские операции: привле­чение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение этих привлеченных средств от своего

имени и за свой счет, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
2. Налоговым кодексом РФ на банк как участника налоговых пра­воотношений возлагаются следующие обязанности:
для контроля денежных потоков налоговым органам необхо­димы сведения об открытых налогоплательщиками банковских счетах. Поэтому в соответствии с нормами ст. 86 НК РФ кре­дитные организации обязаны в 5-дневный срок сообщать в на­логовый орган об открытии или закрытии банковского счета организации, индивидуального предпринимателя;
не осуществлять движение по банковским счетам налогопла­тельщика при наличии у банка решения о приостановлении операций по счетам этого лица;
своевременно выполнять поручения налогоплательщиков, пла­тельщиков сбора, налоговых агентов по перечислению сумм налога (сбора). Поручение на перечисление налога исполняет­ся банком в обязательном порядке в течение одного операци­онного дня. Плата за обслуживание по таким операциям не взимается (п. 2 ст. 60 НК РФ);

исполнять решения налогового органа о приостановлении опе­раций по счетам налогоплательщика, плательщика сборов, на­логового агента также входит в обязанности банков;
исполнять решения налоговых органов о взыскании налогов (сборов) за счет денежных средств недоимщиков;
выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан-предпринимателей по мотивированно­му запросу.

Правовой статус кредитной организации – это доктринальная категория, которая нужна для того, чтобы определить какие признаки отличают кредитную организацию как субъект права, в какие правоотношения она может вступать и какие права и обязанности она приобретает. Проще: что можно и чего нельзя делать кредитной организации.

В зависимости от отраслей права кредитная организация имеет разные виды правовых статусов: конституционный; банковский; гражданско-правовой и др.

Понятия кредитной организации и правовой статус кредитной организации – взаимосвязанные и во многом совпадающие по объему категории. Различие только в их назначении. Понятие кредитной организации позволяет правильно ориентироваться в применения банковского права. Понятие кредитной организации как совокупность всех признаков кредитной организации позволяет увидеть ее отличия от других организаций, которые не являются кредитными организациями.

Определение кредитной организации – это краткая формулировка сто понятия. Понятие включает более широкий набор признаков содержания кредитной организации, а определение – его наиболее существенные признаки.

Понятие кредитной организации закреплено в нормах банковского права, в ст. 1 Закона о банках в виде легального определения.

Если же рассматривать и другие признаки понятия кредитной организации, а не только тс, что закреплены в ст. 1 Закона о банках, то их мы находим и во многих других статьях Закона о банках. Например, специфика уставного капитала и по размеру, и по порядку его формирования отличает кредитную организацию от любого другого хозяйственного общества. Однако эта специфика не закреплена в самом легальном определении кредитной организации, которое приводится в ст. 1 Закона о банках, она отражена в другой статье этого же Закона. В частности, в ст. 11 Закона о банках закрепляется размер уставного капитала для вновь создающихся кредитных организаций, порядок его формирования и другие вопросы.

Определение кредитной организации – это основа правового статуса кредитной организации. В нем концентрируется главное, что отличает правовой статус кредитных организаций как субъект права от всех других хозяйственных обществ.

Дальше мы будем еще рассматривать вопрос о понятии и определении кредитных организаций.

Содержание правового статуса кредитной организации

Правовой статус кредитной организации включает следующие три элемента: а) основные ее свойства как субъекта права, которые образуют понятие и определение кредитной организации; б) правоспособность кредитной организации (способность быть участником определенных правоотношений); в) права, обязанности, носителями которых является кредитная организация, а также адресованные ей запреты и ограничения.

Первый элемент правовою статуса кредитной организации- это указание на те признаки, т.е. ее характеристики, которые предусмотрены законом для данного субъекта права, например, на организационно-правовую форму кредитной организации, на то, что только ей предоставлено право указывать в своем наименовании слово "банк", на повышенные требования к ней, к се учредителям, менеджменту, уставному капиталу и к ее прозрачности.

Второй элемент правового статуса кредитной организации – ее правоспособность. Правоспособность кредитной организации предусматривается федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

– во-первых, виды деятельности, предусмотренные Законом о банках и зарегистрированным уставом кредитной организации;

– во-вторых, те банковские операции, которые указаны в выданных ей Банком России банковских лицензиях;

– в-третьих, это те права и обязанности, носителем которых по закону является кредитная организация.

Между правоспособностью, предусмотренной учредительными документами и банковской лицензией, может быть временно́е несовпадение. Например, кредитная организация зарегистрирована как банк [1] , а получить лицензию, позволяющую привлекать вклады физических лиц, сможет только через два года, в течение которых поработает на банковском рынке, потому что право привлечения во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет. (При слиянии банков указанный срок рассчитывается по банку, имеющему более раннюю дату государственной регистрации; при преобразовании банка указанный срок не прерывается.)

Правда, из этого правила есть исключение. Право на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлено вновь регистрируемому банку либо банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, если:

1) размер уставного капитала вновь регистрируемого банка либо размер собственных средств (капитала) действующего банка составляет величину не менее 3 млрд 600 млн руб.;

2) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк.

Третий элемент правового статуса кредитной организации. Кредитная организация может вступать в правоотношения и приобретать определенные законом права и обязанности.

Федеральные законы предусматривают также и ряд запретов для кредитной организации. Например, помимо прочего, в ст. 5 Закона о банках указаны запреты для кредитной организации. Кредитная организация не вправе заниматься производственной, страховой деятельностью, а за некоторыми там же указанными исключениями, – торговой деятельностью. Возможные запреты и ограничения как санкции указаны, помимо прочего, и в ст. 74 Закона о Банке России. Некоторые запреты и ограничения для кредитных организаций в качестве возможных и вводимых Банком России мер предупреждения банкротства предусмотрены, в частности, в Законе о банкротстве кредитных организаций.

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 724 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Банками в налоговых правоотношениях признаются коммерческие

банки и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ (ст. 11

НК РФ). Как видим, налоговое законодательство использует термин

«банк» широко, а именно как любая кредитная организация.

банковское законодательство признает коммерческие банки лишь одной из

разновидностей кредитных организаций2.

Перечисляя в ст. 25 НК РФ участников налоговых правоотношений,

законодатель не упоминает банки. Это серьезное упущение. Банк выступает в налоговых правоотношениях в трех лицах: во-первых, как налогоплательщик; во-вторых, как налоговый агент и, в третьих, как финансовый посредник между налогоплательщиками и государством.

Банки обеспечивают функционирование системы хранения безналичных денежных средств и осуществление безналичных расчетов в стране. С

эффективным функционированием банковской системы напрямую связано

своевременное и полное доведение налоговых платежей от налогоплательщика до бюджета.

налогоплательщиках с точки зрения налогового контроля. Поэтому помимо общего статуса налогоплательщика и налогового агента банки наделяются специальным налогово-правовым статусом, включающим дополнительные субъективные права и обязанности.

По общему правилу взаимодействия между банками и их клиентами

развиваются на договорной основе в рамках гражданского законодательства и носят частноправовой характер. Однако правоотношения, возникаю1 См.: п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 // Вестник ВАС РФ. – 201. – № 7.

2 См.: ст. 1 Федерального закона от 02.12.90 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

щие между налогоплательщиком и банком по поводу уплаты налогов, являются исключением из этого правила, возникают не из договора, а из императивной нормы налогового законодательства, то есть носят публичноправовой характер.

устанавливает публично-правовые обязанности банков в их отношениях с

налогоплательщиками (Постановление КС РФ от 12.10.98 № 24-П). Государство в лице налоговых и других органов осуществляет контроль за порядком исполнения банками публично-правовых функций.

В другом постановлении КС РФ отметил, что отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений на списание налоговых платежей, являются налоговыми правоотношениями (Определение КС РФ от

25.07.2001 № 138-П). «Банк при этом действует не как представитель налогоплательщика, – отмечает С. Г. Пепеляев, – а как представитель публичных интересов государства, принимающий от плательщика исполнение

публичной обязанности по уплате налогов»1. Это позволяет охарактеризовать обязанности банка в системе «налогоплательщик – банк – государство» как публично-правовые, совершаемые в пользу общего блага, во всеобщих (публичных) интересах.

«В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, – указал КС РФ, – а на кредитные

учреждения – публично-правовая обязанность обеспечить перечисление

соответствующих платежей в бюджет» (Постановление КС РФ от 12.10.98

№ 24-П). Ответственность за невыполнение этих обязанностей также носит

публично-правовой характер, поскольку наступает не перед клиентом, а

непосредственно перед государством. Характерно, что плата за обслуживание по указанным операциям не взимается, поэтому банк как финансовый посредник не имеет здесь собственных имущественных интересов.

Гражданское правоотношение между клиентом и банком, оформленное договором банковского счета, в данном случае является необходимой предпосылкой для возникновения и развития налогового правоотношения.

Система взаимодействий между налогоплательщиком, банком и государством складывается поэтапно из трех видов правоотношений: за гражданским правоотношением следует налоговое, за налоговым – бюджетное.

На необходимость разграничения налоговых и бюджетных правоотношений с участием банков неоднократно указывалось в юридической литературе. При этом отмечается, что перечисление и зачисление средств,

поступивших в уплату налогов на счет бюджета, осуществляется в рамках

бюджетных отношений; налоговое законодательство регулирует лишь отношения по исполнению платежных поручений налогоплательщиков об1 Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 195.

служивающими их банками и не регулирует вопросов дальнейшего зачисления уплаченных сумм на бюджетные счета1. КС РФ прямо указал: «Налоговые отношения, возникающие между налогоплательщиками и кредитными учреждениями при исполнении последними платежных поручений

на списание налоговых платежей, регулируются налоговым законодательством. Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов

на бюджетные счета, являются бюджетными. Таким образом, действующее

налоговое и бюджетное законодательство различают понятия уплаты налога и зачисления налога» (Определение КС РФ от 12.10.98 № 24-П).

Главная обязанность банка как финансового посредника состоит в исполнении поручений налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов, а также решений налоговых органов о взыскании налогов. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика

или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручений

на перечисление налогов или решений о взыскании налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Такие поручения (решения) исполняются банком в порядке очередности, установленной гражданским законодательством, в течение одного операционного дня, следующего за

днем получения поручения (решения) (пп. 1-2 ст. 60 НК РФ).

В отдельную группу можно выделить обязанности банков, связанные

с учетом налогоплательщиков.

вправе открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый

орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета (п.1 ст. 86 НК РФ). Обязанность по подобному информированию не возникают у банка, открывающего счет организации, которая не подлежит постановке на учет в налоговом органе в

качестве налогоплательщика. Кроме того, речь идет о банковских счетах,

так или иначе используемых для целей налогообложения.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и

счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в течение пяти

дней после мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК

РФ). При этом они не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую

тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем

указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели

необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый

орган запрашивает соответствующие сведения.

Важнейшим элементом налоговой правосубъектности банков является ответственность за нарушение налогового законодательства, предусмотренная главой 18 НК РФ. Правовая природа этой ответственности ос1 Налоговое право: Учебник / под ред. С. Г. Пепеляева. – М., 2003. – С. 193.

тается неопределенной. Правонарушения банков не отнесены законодателем к налоговым правонарушениям, а выделены в отдельную главу, что не

позволяет квалифицировать ответственность банков как налоговую ответственность. Вместе с тем ответственность банков обособлена и от административной ответственности, поскольку КоАП РФ за правонарушения в сфере финансов предусматривает ответственность не самих банков, а

их должностных лиц.

ее нельзя отнести в силу нормативного и фактического оснований, а также

природы правоотношений, в рамках которых она возникает и развивается.

Попытки интегрировать общеотраслевую финансово-правовую ответственность или выделить некую совершенно новую категорию - банковскую

ответственность - представляются малоубедительными в силу недостаточной аргументации.

На наш взгляд, ответственность банков как финансовых посредников

является административно-правовой по своей природе и поэтому включение ее в НК РФ вряд ли оправданно. НК РФ предусматривает ответственность за следующие виды правонарушений банков.

1) Открытие банком счета организации или индивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановке на учет в

налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решения

налогового органа о приостановлении операций по счетам этого лица влекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей (п. 1 ст. 132 НК РФ).

2) Несообщение банком налоговому органу сведений об открытии или

закрытии счета организацией или индивидуальным предпринимателем

влечет взыскание штрафа в размере 20 тыс. рублей (п. 2 ст. 132 НК РФ).

3) Нарушение банком установленного НК срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика сбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2 % за каждый день просрочки

4) Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа

о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента их поручения на перечисление средств другому лицу, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора либо иного

платежного поручения, имеющего в соответствии с законодательством РФ

преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный фонд), влечет взыскание штрафа в размере 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с поручением, но не более суммы задолженности (ст.

5) Неправомерное неисполнение банком в установленный срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени влечет

взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не

более 0,2 % за каждый день просрочки (п. 1 ст. 135 НК РФ).

6) Создание банком ситуации отсутствия денежных средств на счете

налогоплательщика или налогового агента, в отношении которых в соот142

ветствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30 % не поступившей в

результате таких действий суммы (п. 2 ст.135 НК РФ).

7) Непредставление банками по мотивированному запросу налогового

органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в установленный срок влечет взыскание штрафа в размере 10

тыс. рублей (ст. 135.1 НК РФ).

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности

перечислить в бюджеты сумму налога и уплатить пени. В случае неисполнения банком этой обязанности в установленный срок к нему применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) и пеней за

счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 46 НК РФ, а за счет иного имущества - в судебном порядке. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в ЦБ РФ с

ходатайством об аннулировании лицензии на осуществление банковской

Несмотря на то что формально кредитные организации не отнесены ст. 9 НК РФ к участникам налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, фактически они таковыми являются и обладают специальным налогово-правовым статусом.

Банки являются субъектами налоговых правоотношений, обеспечивающими налоговые изъятия и наделенными в связи с этим соответствующими правами и обязанностями. Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков и др.

В налоговых правоотношениях банки участвуют не только в связи с исполнением ими платежных документов, инкассовых поручений и решений налоговых органов (например, решений о приостановлении операций по счетам и др.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов (например, в отношении своих работников).

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений — это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях.

  • способность выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

Правовое положение банка характеризуется единством частных и публичных начал. С одной стороны, как и любая коммерческая организация, банк вступает в правоотношения со своими контрагентами на основе договора, что предполагает равенство и автономию воли его участников. С другой стороны, экономическая сущность коммерческого банка как важнейшего денежно-кредитного института, особого финансового посредника, через который проходят денежные потоки государства, предопределяет наличие публичного интереса в его стабильном функционировании в рамках банковской системы, а также защиты интересов его вкладчиков и иных кредиторов.

Отношения между банком и клиентом можно охарактеризовать как публично-правовые, вертикальные отношения власти-подчинения. Выполняя возложенные на него государством функции, банк обладает правом требовать от клиента выполнения определенных действий и вправе контролировать их исполнение. Причем такое право возникает не из гражданско-правового договора, а на основании императивных предписаний закона. Указанному правомочию банка корреспондирует обязанность клиента исполнить требования кредитной организации. Областью, где в наибольшей степени преобладает публично-правовое регулирование банковской деятельности, являются налоговые правоотношения. Именно особое положение банков в экономике страны, обусловленное выполнением роли финансового посредника, предопределяет их специфическую роль в налоговой деятельности государства.

Одним из основных критериев отнесения коммерческого банка к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность уплачивать причитающиеся налоги. Реальная обязанность банка как налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога. Возникновение таких обстоятельств служит юридическим фактом, на основании которого коммерческий банк приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй Налогового кодекса РФ или иным федеральным законом отдельно по каждому налогу и сбору.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус коммерческого банка, на который в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций проявляется главным образом в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком «с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа».

Весьма значимое место среди публично-правовых обязанностей банков в налоговых правоотношениях занимает обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 НК РФ). Налоговый орган вправе запрашивать не любые документы, а лишь предусмотренные Налоговым кодексом РФ и только в связи с проведением налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика.

Самостоятельным элементом специальной правосубъектности банков в налоговых правоотношениях выступает обязанность исполнять функции налоговых агентов. Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов. Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно их можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов они не обладают и обязаны исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов (в нашем случае — банков) и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне угшаченньж сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

В тех случаях, когда коммерческий банк как налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет банк.

Следующим элементом специальной правосубъектности коммерческих банков в налоговых правоотношениях выступает дееспособность. Единственной составляющей налоговой дееспособности, которая определена ст. 107 НК РФ, является налоговая деликтоспособностъ, т.е. способность лица нести ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых отношений способствует стимулированию инвестиционной деятельности кредитных организаций. Инвестиционная деятельность банков стимулируется мерами налогового регулирования лишь опосредованно — путем предоставления льгот предприятиям, использующим банковские кредиты на цели осуществления капиталовложений. Так, облагаемая прибыль производственных предприятий уменьшается на суммы, направленные на погашение банковских кредитов (включая проценты по ним), полученных и использованных на финансирование капитальных вложений (п. 10 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, коммерческие банки как субъекты налогового права обладают рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных субъектов — организаций, что позволяет считать их специальными субъектами налогового права.

Фактически налоговые отношения затрагивают большее количество субъектов, поскольку установление, введение и взимание налогов в доход государства (муниципального образования), осуществление налогового контроля и привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения требуют также привлечения иных физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, но наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями и в определенных случаях несут налоговую ответственность.

К числу подобных субъектов относятся принимающие участие в процессе налоговой проверки (ст. 90, 95-98 НК РФ):

  • эксперты;
  • свидетели;
  • специалисты;
  • понятые и переводчики.

Налоговые отношения, складывающиеся по поводу учета налогоплательщиков, требуют присутствия регистрационных органов, выполняющих определенные функции (ст. 85, 86 НК РФ).

Отношения, возникающие относительно расчетных операций по перечислению налогов и сборов, реализуются посредством участия банков (ст. 60 НК РФ).

Налогоплательщик имеет право вступать в налоговые отношения через законного или уполномоченного представителя (ст. 27, 29 НК РФ).

Следовательно, к субъектам налогового права относятся физические лица и организации, прямо не обозначенные в ст. 9 НК РФ, но являющиеся таковыми в силу наличия прав и обязанностей в налоговых отношениях. Данную группу составляют субъекты, не имеющие собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

Необходимо различать понятия «субъект налогового права» и «субъект (участник) налогового правоотношения».

Субъектом налогового права является лицо, наделенное правосубъектностью, т.е. признаваемой налоговым законодательством способностью быть участником конкретных налоговых правоотношений. Понятие «налоговая правосубъектность» включает в себя понятия «налоговая правоспособность» и «налоговая дееспособность». Налоговая правоспособность — это способность иметь налоговые права и обязанности, предусмотренные в законе. Налоговая дееспособность — это способность субъекта самостоятельно либо через представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать налоговые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию.

Субъектом налогового правоотношения является индивидуально-определенный реальный участник конкретного правоотношения.Вступая в конкретные налоговые правоотношения, субъект налогового права приобретает новые свойства, становясь субъектом (участником) финансового правоотношения, но не теряет при этом качеств, которыми он обладал до вступления в них. Следовательно, понятие «субъект налогового права» по своему объему больше, чем понятие «субъект (участник) налогового правоотношения». Статус субъекта (участника) налогового правоотношения содержит в себе определенную правовую характеристику, состояние относительно права.

Участники налоговых отношений определены налоговым законодательством РФ.

Понятие участников налоговых отношений

Основу налоговых правоотношений РФ составляет их властный характер (ст. 2 НК РФ). Исходя из этого, налоговые отношения сформированы и определены составом их участников: организаций и физических лиц, а также фискальных органов России (налоговых и таможенных).

Публично-правовая природа всей системы налогового права устанавливает правовую субординацию сторон налоговых отношений, которая касается исполнения налоговой обязанности, одной из сторон, являющейся подчиненным или обязанным ее участником и стороной, наделенной властными полномочиями.

Лица, являющиеся участниками налоговых отношений

Положения ст. 9 НК РФ определяют полный субъектный состав таких лиц, как участники налоговых отношений, которые регулируют налоговое законодательство. Исполняющими налоговые обязанности, в соответствии с положениями данной нормы, являются налогоплательщики и фискальные органы (таможенные и налоговые). Более детально система налоговых органов описана в ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах РФ", а описание таможенных органов содержит ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ. Правовой статус налогоплательщиков и налоговых агентов установлен соответственно ст. ст. 19 и 24 НК РФ.

Обязанной стороной в данных правоотношениях, помимо налогоплательщика, могут выступать:

  • налоговые агенты;
  • банки, либо другие кредитные организации;
  • наследники налогоплательщика;
  • ликвидационные комиссии (ст. 49 НК РФ);
  • правопреемники юр. лица, которое реорганизовано и являлось налогоплательщиком (ст. 50 НК РФ);
  • в некоторых случаях лица, выступающие поручителями и залогодателями.

Система налоговых органов в Российской Федерации

Вся система налоговых органов, которая определена положениями ст. 37 НК РФ относится к единой централизованной системе, позволяющий осуществлять контроль в сфере соблюдения законодательства, которое регулирует налоги и сборы, а также правильное их начисление, своевременность и полноту уплаты в соответствующий бюджет. К системе налоговых органов законодательной относят:

  • Федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен осуществлять свой контроль и надзор в сфере налогов и сборов (ФНС России). Находится ФНС в прямом ведении Министерства Финансов России. МФ РФ, в свою очередь, выполняет функции по общему руководству налоговыми органами, а также уполномочен на издания нормативно-правовых фактов (различных инструкций, писем, пояснений).
  • Все территориальные органы ФНС (их управления по субъектам РФ, межрегиональные инспекции, районные и расположенные в районах городов, в городах, не имеющих районного деления (ИФНС), а также инспекции, осуществляющие свои функции на межрайонном уровне.

ФНС России, включая и все ее территориальные органы - это юридические лица со всеми присущими им характеризующими особенностями.

Действовать налоговые органы могут только в пределах компетенции, предоставленной им законами.

Рамки их компетенции устанавливают положения кодекса (ст.ст. 31, 32), и другие нормативно-правовые акты, которые не противоречат положениям кодекса.

Основой регулирования деятельности ФНС РФ, является Конституция России, изданные Федеральные конституционные законы, Федеральное законодательство и другие нормативно-правовые акты, включая и международные договоры России, а также положение о Федеральной налоговой службе.

Деятельность ФНС осуществляет посредством своих территориальных органов, при этом она взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и т. д., а также с различными общественными организациями и другими объединениями.

Взаимодействие налоговых органов во многом связано с таможенными, финансовыми и различными организациями и другими органами. В сферу взаимодействия входит оборот информации, документов и сведений, проведение различных общих мероприятий и т. д. Все эти действия имеют одну общую цель - пресечение налоговых правонарушений, обеспечение уплаты налогов и сборов в установленные сроки.

Система таможенных органов в Российской Федерации

Положение статьи 9 ФЗ от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» дают определение таможенным органом, как единой Федеральной централизованной системе. Также статьей 10 этого закона запрещено вмешательство каких-либо органов либо организаций и т. д. в деятельность таможенных органов в период, когда последние осуществляют свои непосредственные функции. Перечисленные обязанности таможенных органов в положениях статьи 16 закона устанавливают рамки компетенции органов таможни, исходя из которых они осуществляют свою деятельность.

В силу ст. 16 ФЗ N 311-ФЗ и в соответствии с положениями статьи 6 Таможенного кодекса Таможенного целью деятельности таможенных органов является обеспечение ими комплекса основных задач, перечень которых определяет рамки полномочий и обязанностей таможенных органов осуществлять установленные законом функции, из которых прямо вытекают их обязанности, прописанные в положениями ст. 34 НК РФ.

В рамках этой нормы налогового закона таможенные органы наделены полномочиями и обязанностями налоговых органов, которые осуществляются их должностными лицами в сфере налоговых отношений по взиманию налогов в случаях перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Понятие налогоплательщика

Положение статьи 19 НК РФ устанавливают понятие плательщиков сборов, а также налогоплательщика. Законодатель относит к этой категории физических лиц и организации, которые обязаны, исходя из положений Налогового кодекса, уплачивать сборы и налоги. Одним из определяющих факторов при возложении обязанности на юридических лиц в качестве налогоплательщика является наличие у них самостоятельного баланса и сметы. Также налогоплательщиками и плательщиками сборов считаются зарегистрированные в России организации.

Аналогичная правовая позиция касается и физических лиц. Налогоплательщиками также признаются граждане России, иностранцы, а также лица без гражданства. Как на организации, так и на физлиц закон возлагает обязанность уплаты установленных налогов, постановку на учет в налоговых органах, если такая обязанность установлена НК РФ, а также отчетность в налоговую и ведение предусмотренного для субъектов налоговых отношений учета. Необходимо отметить, что внесенными изменениями с января 2015 года обязанности налогоплательщиков несут и иностранные структуры без образования юридического лица.

Понятие налогового агента

Правовой статус лиц в качестве налогового Агента закреплен в статье 24 НК РФ. Законодатель определяет налоговых агентов как лиц, которые, исходя из положений кодекса, должны проводить исчисления и удержания у налогоплательщиков соответствующих сумм налогов и сборов.

Исходя из положений пункта 1 и 3 этой нормы обязанностью налогового агента является непосредственно перечисление налогов в бюджет РФ. За неисполнение таких обязанностей применяются правовые последствия, которыми являются начисление штрафов и пени. Их причиной являются любые действия налогового агента, которые привели к полному, либо частичному непоступлению налогов в бюджет.

Права участников налоговых отношений

Наличие юридических прав и обязанностей - это неотъемлемая часть образовавшихся правоотношений участников. Налоговые отношения не являются исключением из них. Права – это один из элементов, составляющих налоговые отношения, определяют которые положения статьи 21 НК РФ. Данная норма позволяет налогоплательщику:

  • получать все необходимые сведения, разъяснения и т.д. от налоговых органов, которые касаются законодательства о налогах и сборах;
  • пользоваться различными льготами, отсрочками;
  • предоставлять в налоговый орган какие-либо необходимые пояснения;
  • осуществлять представительство в налоговых органах;
  • присутствовать во время выездных проверок, а также получать все результирующее их документы;
  • требовать возмещения в случаях причинения убытков;
  • обжаловать неправомерные действия налоговых органов и любым другим законным способом защищать свои интересы.

В целом права налогоплательщика законодательно обеспечены наличием непосредственных обязанностей представителей налогового органа. При этом их ненадлежащее исполнение, повлекшее нарушение прав налогоплательщика, влечет за собой и предусмотренную законами ответственность.

Определяя обязанности таких лиц, как участники налоговых отношений, в качестве налоговых агентов, Налоговый кодекс установил те же полномочия, которые ранее предусматривали НПА, применяемые в налоговых отношениях. Это значит, что права налогового агента практически идентичны правом налогоплательщиков.

Исходя из положений статьи 31 НК РФ налоговые органы обладают правами, которые смогут и должны обеспечить их деятельность, связанными с соблюдением налогового законодательства в сфере обеспечения и контроля за своевременным начислением и уплатой налогоплательщиками налогов и сборов, а также поступлением указанных платежей в бюджет России.

Обязанности участников налоговых отношений

Положения статьи 23 НК РФ обязывают налогоплательщика (ИП и организации) соблюдать налоговое законодательство в рамках:

  • обобщения всей необходимой информации о себе, которая касается осуществления имя хозяйственной деятельности в рамках налогового законодательства;
  • соблюдения сроков уплаты сборов и налогов, а также правильности их начисления;
  • сообщения обо всех изменениях (месторасположение, открытие или закрытие счетов, участие в иностранных организациях, создание обособленных подразделений, начало процедуры банкротства и т, д.).

Также налогоплательщик, который оплачивает налог в результате перемещения принадлежащего ему товара через таможенную границу РФ, несет обязанность, которая установлена законодательством РФ.

Учитывая, что налоговые агенты обладают теми же правами и несут такие же обязанности, что и налогоплательщики их соблюдение также регламентировано положениями Налогового кодекса. Однако статья 23 НК РФ расширила круг их обязанностей, в который включила исчисление и удерживание из средств, которые выплачиваются налогоплательщиком в виде соответствующих налогов и их последующую уплату в бюджет, сообщение всей необходимой информации налоговым органам, ведение выплаченного налогоплательщику дохода, и т. д.

Определяя обязанности налоговых органов в рамках сложившихся налоговых отношений с их участниками, законодатель предусмотрел, что налоговые органы должны осуществлять свою деятельность, в первую очередь, таким образом, чтобы при этом были соблюдены права налогоплательщиков, а также установленные НК РФ и налоговым законодательством нормы, обеспечивающие поступления от налогов и сборов в бюджет России.

Читайте также: