Особенности налогового регулирования сферы природопользования и природоохранной деятельности

Опубликовано: 29.04.2024

Настоящая статья раскрывает сущность принципа платности природопользования и порядок определения платежей.

Принцип, предполагающий платность природопользования, входит в состав основных принципов в экологическом праве. Все платежи в данной сфере базируются на делении природопользования на позитивное и негативное. Исходя из этого, различается понятие платы за пользование природными ресурсами и возмещение отрицательного влияния на окружающую природу.

Общая характеристика принципа платности природопользования

Согласно положениям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» деятельность всяких хозяйствующих субъектов, осуществляемая на территории Российской Федерации, должна совершаться с учетом принципов платного природопользования и компенсирования вреда, нанесенного природной среде, если хозяйствование оказывает малейшее влияние на окружающую среду. Посредством платного пользования природой обеспечивается экономическое стимулирование рационального пользования природными ресурсами. Понятие ключевой мотивации платности природопользования предполагает экологический мотив, способствующий более бережному отношению к природным благам. Но существует и мотивация фискальная, носящая целевой характер. Полученные в счет оплаты средства направляются на сохранение окружающей среды, а также на восстановление и воспроизводство затраченных ресурсов. Говоря о платном природопользовании, надлежит отличать формы оплаты. В частности: • плата за пользование природой; • оплата за отрицательное влияние на окружающую среду; • компенсирование в качестве покрытия вреда окружающей среде.

Плата за использование природных ресурсов

Платное пользование природными ресурсами помогает решить экологические задачи, направленные на эффективное использование ресурсов природы. Это обеспечивает материальную заинтересованность со стороны непосредственных природопользователей. Они более заинтересованы в сохранении природных ресурсов и их воспроизводстве. Получение платежей способствует получению дополнительного капитала на охрану природы и поддержанию ее естественного состояния. Применение нормативов платной формы регулируется на правительственном уровне. Так платежи за пользование недрами определяются ст. 39 Федерального закона «О недрах». При этом различается плата за разовое использование, регулярное пользование, за получение геологической информации, добычу разнообразных полезных ископаемых и т.д. Формы платы за водные ресурсы регламентированы гл. 25.2 Налогового кодекса РФ. В гл.13 Лесного кодекса РФ определены нормы платы за пользование лесным фондом, как за краткосрочное использование, так и аренду участков лесного фонда. Платежная политика за использование животного мира базируется на ст.52 Федерального закона «О животном мире». При этом учитывается не только пользование фауной, но также нерациональность и сверхлимитность использования.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В ст.16 закона «Об охране окружающей среды» предопределяются формы отрицательного влияния на природу. К таковым причисляются:

  • выбросы в атмосферную среду, обладающие загрязняющим характером;
  • сбрасывание загрязнений в водную среду, причем не только в воды поверхностного вида, но и в подземные воды или водосборные резервуары;
  • процессы, загрязняющие почвенную среду и недра;
  • размещение производственных отходов и разнообразных остатков потребления;
  • загрязнение природы посредством теплового, шумового, ионизирующего, электромагнитного или другого типа физического воздействия; • прочее отрицательное влияние.

Законодателем предусмотрено, что оплата за отрицательное влияние на природу не становится для хозяйствующих субъектов освобождением от реализации мероприятий, направленных на сохранность среды и компенсацию нанесенного ущерба. Получение платежей за отрицательное влияние на природную среду становится источником пополнения соответствующего бюджета. В это же время платность природопользования стимулирует предприятия к сокращению объемов вредных выбросов и образованию отходов. Тем самым минимизируется вред для природы и здоровья населения.

Система правовых форм платы за природопользование

На сегодня система правовых форм по реализации платы состоит из:

  • налоговых сборов;
  • оплаты за пользование природными ресурсами.

К налоговым платежам причисляются:

  • формы платежей федерального значения – налоговые платежи за добычу различных полезных ископаемых, водопользование, использование мира животного и биологических водных ресурсов;
  • местные налоги. Например, земельный налог.

Подробно объекты налогообложения определяются в гл. 25.1 «О пользовании животным миром и водными биологическими ресурсами», гл.25.2 «О водном налоге», гл.26 «О налоге на добычу полезных ископаемых», гл.31 «О земельном налоге» Налогового кодекса РФ. Оплата за распоряжение природными ресурсами предполагает платежи за аренду природных объектов и за разовое использование. Граждане обладают правом на бесплатное и свободное пребывание на определенных природных объектах. Законом дозволено осуществление заготовки питательных природных ресурсов. Исключение представляют древесные лесные ресурсы. Принцип платности природопользования таков, что любое коммерческое пользование ресурсами природы подлежит оплате.

Порядок определения платежей

Размеры платежей за природопользование учреждаются для хозяйствующих субъектов государственными органами власти. Формы платы могут устанавливаться органами местного самоуправления при непосредственном участии региональных представительств Роспотребнадзора, Ростехнадзора и самого загрязнителя. Органы представительной власти, определяющие ставки за природопользование, могут поднимать коэффициенты по экологии. При сверхлимитности загрязнения природы оплата для организации увеличивается. Например, в больших промышленных центрах ставка оплаты может увеличиваться на 20 %. Хозяйственное распоряжение природными ресурсами в областях экологического бедствия, в оберегаемых заповедниках, на территориях государственных национальных парков или в курортных районах предполагает двойную оплату. Платежи за загрязнение атмосферы выбросами и разместительство производственных отходов реализуются за счет параметров себестоимости производимой продукции. Сверхлимитное загрязнение компенсируется из доходов загрязнителя. Сроки оплаты регулируются местными органами по охране природной среды.

Экологический налог включает следующие платежи:

1.За выбросы ЗВ в атмосферный воздух

2.Сброс сточных вод или ЗВ в ОС

3.Хранение, захоронение отходов про-ва

4.Перемещение по территории РБ нефти, нефтепродуктов магистральными нефтепроводами, и нефтепродуктопроводами транзитом

5.Перерабутку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти

6.Про-во и(или) импорт товаров, содержащих в своём составе 50 % и более ЛОС, в перечень таких товаров входят краски и лаки, и продукты на их основе, замазки. Составы для уплотнения и др.

7.Про-во и (или) импорт пластмассовой или стеклянной тары, тары а основе бумаги и картона, и иных товаров.

Не облагаются экологическим налогом производства и (или) импорт тары. Предназначенной для упаковки хлеба, хлебобулочных и макаронных изделий, молочной продукции, детского питания, сахара, соли, муки, мяса, лекарственных ветеринарных средств, фармацевтических субстанций, и др.

Также не облагаются экологическим налогом: объемы сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации застроенной территории, на которой они образовались в рез-те выпадения атмосферных осадков; объемы захоронения отходов про-ва, подобных отходам жизнеде-сти населения,при общих объемах их захоронения собственниками таких отходов 50 т. Год и менее; объемы воду отпускаемой, забираемой из поверхностных источников и используемой для про-ва алкогольных, слабоалкогольных напитков и пива.

42.Зарубежный опыт экономического стимулирования ресурсосберегающей и природоохранной деятельности

В зарубежных странах применяются следующие разновидности экономических методов регулирования природоохранной деятельности:

Ценовой или налоговое регулирование

Собственно рыночные механизмы

К ценовому регулированию относится:

-платежи за загрязнение окружающей среды-это выплата предприятиями природопользователями определенных сумм в бюджет государства за услуги избавления и ассимилирования их отходов, сбросов сточных вод в водоемы, выбросов в атмосферу, складирование твердых отходов.

Не нашли широкого применения, так к ак существенно не влияют на улучшение качества ОС-представляют собой разрешение на загрязнение ОС за плату.

-платежи за пользование муниципальным очистными сооружениями - плата за услуги местных органов власти по очистке сточных вод и вывоза отходов.

-ресурсные платежи-это плата за правопользование природными ресурсами.

Применяются в виде:

а)Налог на объем продаж-способствует снижению темпов извлечения ресурса на начальных этапах производства продукции, так как увеличивается цена на ресурс, а следовательно и цена на конечную продукцию.

б)Налог на прибыль или рентный налог

в)Ройалти -выплата предприятиями в бюджет государства определенного процента стоимости извлеченного ресурса

-продуктовые налоги-надбавка к цене продукции, производство которой или дальнейшее использование которой отрицательно влияет на ОС.

Служит средством вытеснения с рынка экологически грязных продуктов и технологий, является перспективным инструментом. Его предлагается использовать для производства и применения пестицидов.

-дифференциация налогов на прибыль-система применения льготных налогов для предприятий, выпускающих экологически чистую продукцию и завышенных ставок налога для предприятий, выпускающих экологически грязную продукцию.

-субсидии-государственная помощь природопользователям в проведении природоохранных мероприятий. Осуществляется в виде:

1.гранты или стипендии

2.мягкие ссуды или низкопроцентные кредиты

-экологическое страхование-страхование имущественной ответственности предприятий-источников повышенного экологического риска (например, химического производства) за причинение экономического ущерба третьим лицам в связи с аварийным, внезапным загрязнением среды. Целью экологического страхования является:

1. Компенсация ущерба и экономическое стимулирование предотвращения аварий - чем выше страховой взнос, тем больше заинтересованность в применении современных экологически-безопасных технологий.

2. Образование денежного фонда, из которого осуществляется компенсация ущерба

В целом в зарубежных странах применяется более 150 разных инструментов. Из них 50 % различные платежи, около 30% - субсидии, а остальное - прочие экономические стимулы.

На рубеже 1980-1990 годов начали использоваться рыночные механизмы регулирования природоохранной деятельности. Они появились в Германии и в США.

Чисто рыночные механизмы включают в себя:

- баббл-принцип. (принцип "пузыря" или "облака"), в соответствии с которым норматив выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный вариант обеспе­чения соблюдения этого норматива.

-политика компенсации выбросов- позволяет предприятиям, уменьшившим свои выбросы, приобретать тем са­мым право на выброс, фиксируемое в соответствующем документе — лицензии, или разрешении, на выброс.

-банки выбросов- специальные банки, в которые фирма, сократившая объемы своих выбросов ниже уровня, предусмотренного нормативами, может положить аккредитив, полученный на разницу, чтобы впоследствии продать или использовать его при необходимости.

-биржи прав на загрязнение- посреднические организации необходимые при расширении рынка прав на загрязнения для проведения сделок по купле-продаже прав на выбросы.

К сожалению, практически любое крупное промышленное предприятие в ходе своей деятельности оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды. При этом государство заинтересовано в росте количества крупных промышленных объектов и в наращивании их мощностей.

Все это положительно отражается на экономических показателях страны, параллельно загрязняя окружающую среду и ухудшая экологическую обстановку в регионе. Найти баланс между стремительным промышленным развитием и сохранением чистоты окружающей среды помогает система экономического стимулирования в сфере природопользования.

Что такое система экономического стимулирования в сфере природопользования?

Система экономического стимулирования продиктована политикой государства и закрепляется рядом законодательных актов, главным среди которых считается закон «Об охране окружающей среды » (статья 14).

Под термином «стимулирование» понимают материальное и моральное поощрение предприятий, внедряющих в свою работу современные технологии, направленные на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду. Государство стремится стимулировать предприятия к следующим действиям:

  • реализация мероприятий по внедрению в производство малоотходных технологий;
  • реализация проектов по переходу на энерго- и ресурсосберегающий тип производства;
  • вторичная переработка отходов и перевод их в товары и сырье;
  • разработка безотходных технологий производства;
  • установка на предприятии современных высокоэффективных очистительных сооружений.

Реализация всех этих мероприятий обойдется руководству промышленных предприятий в большие денежные суммы. Чтобы обеспечить материальную поддержку и дать бизнесу мотивацию к таким существенным расходам государство реализует систему экономического стимулирования в сфере природопользования.

Осуществляется стимулирование путем предоставления налоговых и иных видов льгот тем предприятиям, которые реализуют современные природоохранные технологии.

Система экономического стимулирования в сфере природопользования реализуется во всех развитых странах мира. При этом очень важно отметить, что эта система должна быть направлена на то, чтобы заинтересовать бизнес устранить причины загрязнений окружающей среды, а не ликвидировать последствия аварий и критических выбросов.

Принципы экологического стимулирования

В нашей стране достаточное внимание экономическому стимулированию в сфере природопользования уделяется лишь в последние годы, поэтому работа в этом направлении должна продолжаться на основе международного опыта.

В мире давно сформулированы основные принципы эффективного стимулирования предприятий к переходу на высокие экологические стандарты:

  1. Комплексность стимулирования. Предприятия, внедряющие ресурсосберегающие технологии, не освобождается от стимулирования в других сферах природоохранной деятельности. Например, могут быть предоставлены дополнительные налоговые льготы, если такое предприятие также построит современные очистные сооружения для недопущения массового сброса загрязненных стоков в водные источники и выбросов в атмосферный воздух.
  2. Соблюдение баланса между экономическим стимулированием и экономическими санкциями. В нашей стране экологическое законодательство предусматривает возможность применения административной и уголовной ответственности к физическим и юридическим лицам, нарушившим определенный порядок природопользования в РФ. При этом система наложения санкций должна находиться в тонком балансе с системой экономического стимулирования предприятий и работать на достижение одной цели – улучшение экологической обстановки региона.
  3. Многоуровневое стимулирование в разных сферах экономики. Предприятия, внедряющие современные экологичные технологии должны одновременно получать различные финансовые привилегии со стороны государства – частичное бюджетное финансирование, освобождение или снижение налоговой нагрузки, предоставление предприятиям преимуществ в процессе проведения государственных конкурсов и тендеров на крупные госзаказы. Кроме этих финансовых преимуществ, следует упомянуть и существенное снижение экологического сбора для предприятий, оказывающих минимальное негативное влияние на окружающую среду.
  4. Сочетание экономического стимулирования с планированием и контролем . Практика многих стран в сфере охраны окружающей среды продемонстрировала, что только в сочетании с механизмами планирования, регулирования и контроля, экономическое стимулирование работает «на отлично».
  5. Моральное стимулирование предприятий. Кроме предоставления финансовых преференций, государство должно стимулировать предприятия морально, что реализуется в виде предоставления государственных наград, премий, проведения конкурсов и рекомендаций предприятия инвесторам. Все это оказывает дополнительный эффект и положительно влияет на развитие передовых предприятий.

Специалисты компании «Экобезопасность» проведут профессиональную консультацию руководителей и экологов предприятий по теме действующей системы экономического стимулирования в сфере природопользования. Это позволит получить государственные финансовые льготы и существенно повысить экологические стандарты на предприятии.


  • РУ
  • EN





Мы получили окружающую среду не в наследство от наших предков,

мы берем окружающую среду взаймы у наших детей.

Китайская пословица

Довольно долго защита окружающей среды рассматривалась как вопрос второстепенной важности. Предполагалось, что сначала мы активно будем развивать экономику, а после того, как заживем богато, долго и счастливо — займемся экологией. Вторая половина XX века показала, что такой подход больше не работает. Экономика, построенная на извлечении быстрой прибыли из имеющихся ресурсов (и природных, и человеческих) без компенсации ущерба для природных экосистем или для населения, переживает кризис.

В настоящее время Россия стремится создать современную экологическую политику государства с учетом экологических и социальных факторов наравне с экономическими. Общие положения рационального природопользования и экологической безопасности изложены в Конституции Российской Федерации, в законах об охране окружающей (природной) среды, в «Экологической доктрине Российской Федерации». Постановления и положения федерального и регионального значения конкретизируют нормы и правила, регламентирующие деятельность хозяйствующих субъектов и плату за пользование природных ресурсов. Вместе эти нормативные акты выступают как каркас экологической политики государства.

Большую роль играет просветительская работа не только общественных организаций, но и органов власти разного уровня, актуализирующая данные вопросы в общественном сознании и способствующая формированию новых поведенческих экологических норм. Например, Президент подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии, в рамках которого Правительство и региональные органы власти подготовили и реализовывают множество мероприятий.

Также 2017 год объявлен Годом особо охраняемых природных территорий (в связи с празднованием 100-летия создания первого в нашей стране государственного природного заповедника — Баргузинского) с целью привлечения внимания общества к вопросам сохранения природного наследия нашей страны.

Таким образом, экологическая политика — это совокупность мер, используемых для обеспечения долгосрочной экономической безопасности с учетом экономических возможностей и социальных потребностей общества. Это деятельность государства для достижения стратегической цели — сохранения природных систем, поддержания их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, позволяющая перейти от аврального стиля управления страной к предупредительному планированию, предотвращению возможных кризисов.

В основе экологической политики лежат:

  • содействие восстановлению ресурсов или, по крайней мере, предельно экономическому их использованию (за счет более полного использования или перехода на другие, в основном возобновимые ресурсы;
  • жесткие нормы предельного уровня загрязнения окружающей среды, что должно способствовать разработке и внедрению более экологически эффективных технологий или изъятию опасных веществ из отходов, или же переходу на производство альтернативных продуктов;
  • охрана редких экосистем и видов, регламентация достаточной степени ответственности за нарушение режима охраны;
  • распространение принципов экологической культуры, поддерживающей уход от потребительского отношения к окружающей среде в направлении осознанного, рационального использования природных ресурсов и активного участия населения в воплощении всех принципов ноосферы.

В целом, экологическая политика государства как единый комплекс всех правил и мер поддержания равновесия социоэкосистемы — это основа для перехода к новому состоянию общества. Общества, готового жить по правилам ресурсосбережения и с чувством ответственности перед природой и теми последующими поколениями, которые придут на смену. Которым МЫ должным оставить Землю в пригодном для жизни состоянии. Мы ПОКА ЕЩЕ располагаем временем для выполнения подобной задачи.

Издания из фонда библиотеки ВИУ РАНХиГС

Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права : моногр. : учеб. пособие / С. А. Боголюбов ; Высш. шк. экономики ; Нац. исслед. ун-т. — М. : Юрайт, 2015. — 497 с.

В монографии анализируются и сопоставляются требования Конституции, Земельного, Водного и Лесного кодексов, федеральных законов о недрах, о животном мире, об охране атмосферного воздуха, а также проблемы их реализации.

Используются примеры административной, арбитражной практики, исторический опыт России, зарубежное законодательство, новейшая эколого-правовая литература, законодательные источники.


Борисов, Н. А. О типологии и видах экологической политики / Н. А. Борисов // Управленческое консультирование. — 2012. — № 4. — С. 128-131.

В статье рассматривается проблема основания экологической политики. Автор раскрывает необходимость формирования политической экологии как формы осмысления новой политической парадигмы, являющейся основанием для современных видов экологической политики.


Борисов, Н. А. Понятие экологического государства в контексте формирования политической экологии / Н. А. Борисов, В. А. Волков // Управленческое консультирование. — 2014. — № 2. — С. 27-35.

Обсуждается формирование политической экологии. Раскрывается необходимость политической экологии как формы осмысления экологической парадигмы, являющейся основанием для современных видов экологической политики. Центральным звеном этого дискурса является понятие экологического государства.


Бринчук, М. М. Принципы экологического права : моногр. / М. М. Бринчук. — М. : Юрлитинформ, 2013. — 207 с.

Принципы экологического права рассматриваются автором не только как основа формирования и осуществления экологического права, но и как ресурс преодоления экологического и цивилизационного кризисов. Для реализации системного подхода к исследованию в работе представлены принципы международного права окружающей среды, принципы экологической политики Европейского союза, начала экологического права в доктрине Китая.


Брославский, Л. И. Ответственность за окружающую среду и возмещение экологического вреда: законы и реалии России, США и Евросоюза : моногр. / Л. И. Брославский. — М. : ИНФРА-М, 2014. — 227 с.

Монография посвящена сравнительному анализу действующего законодательства и практики его применения об ответственности за окружающую среду и возмещении экологического вреда в России, США и Евросоюзе. В работе выдвинут ряд теоретических положений и вносятся предложения по совершенствованию правовой охраны окружающей природной среды в России.


Вебер, А. Б. Экологическая политика : опыт измерения эффективности и цели устойчивого развития / А. Б. Вебер // Социологическая наука и социальная практика. — 2016. — № 3. — С. 23-37.

Экологическая политика рассматривается в свете одобренной ООН программы Целей устойчивого развития на период до 2030 г. Разработанный Индекс эффективности экологической политики позволяет ранжировать страны мира с точки зрения ситуации в двух главных областях: а) экологические риски для здоровья людей; б) жизнеспособность экосистем.

Автор считает, что Россия обладает уникальными возможностями для продвижения к устойчивому развитию, но они пока слабо используются.


Видение Волги: междисциплинарная инициатива ЮНЕСКО по устойчивому развитию Волжско-Каспийского бассейна / отв. за вып. В. В. Найденко ; пер. с англ.: Л. Ю. Воронцов [и др.]. — Н. Новгород : Изд-во Нижегор. гос. архит.-строит. ун-та, 2004. — 144 с.

Данный документ написан учеными и предназначается для тех, кто влияет на политику и принятие решений. Жизнь в бассейне Волги в 2030 году описывается настоящей публикацией в виде показателей, относящихся к здравоохранению, питанию, безопасности, жилищным условиям, окружающей среде, социально-экономическим условиям.

Ученые сопоставили существующие в настоящее время значения выбранных показателей с уровнем, который они считают желаемым и достижимым к 2030 году.


Ганюхина, О. Ю. Региональное нормотворчество в сфере природопользования и охраны окружающей среды : учеб.-метод. пособие / О. Ю. Ганюхина ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Саратов. гос. юрид. акад.". — 2-е изд., испр. и доп. — Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО "Саратов. гос. юрид. акад.", 2014. — 123 с.

Пособие включает в себя основные темы спецкурса, методические рекомендации, вопросы и задания для повторения, задачи, списки нормативных актов и рекомендуемой литературы. В приложении содержатся тексты федеральных и региональных нормативно — правовых актов, регулирующих отношения в сфере природопользования и охраны окружающей среды.


Голиченков, А. К. Экологическое право России : слов. юрид. терминов: учеб. пособие для вузов / А. К. Голиченков ; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак., Каф. экологич. и земельного права. — 2-е изд. перераб. и доп. — М. : Городец, 2012. — 491 с.

Словарь включает 959 терминов. Их знание необходимо для восприятия ключевых теоретических понятий экологического права, понимания стоящих за ними правовых конструкций.


Лукьянчиков, Н. Н. Экономика и организация природопользования : учеб. / Н. Н. Лукьянчиков, И. М. Потравный. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2007. — 592 с.

Рассмотрены тенденции и закономерности развития экономики окружающей среды и природных ресурсов в условиях глобализации.

Дан критический анализ российской системы управления и организации природопользованием, показаны направления ее совершенствования.

Приводятся теоретические парадигмы, цифры и факты, примеры расчетов по проблемам гармонизации экологических и экономических интересов общества, которые рассматриваются на глобальном, экосистемном и национальном уровнях.


Макар, С. В. Экономика природопользования : учеб. / С. В. Макар, В. Г. Глушакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011. — 588 с.

Рассмотрены теоретические основы экономики природопользования и аспекты эколого-экономического развития России; дана оценка ее природно-ресурсного потенциала, представлен механизм управления природопользованием, а также описаны отраслевые и региональные проблемы в связи с особенностями территориальной организации хозяйства и населения.

Проведено обобщение мирового и отечественного опыта в области экономической оценки природных ресурсов. Значительное внимание уделено международным экономическим отношениям в сфере природопользования и охраны окружающей среды.


Новоселов, А. Л. Модели и методы принятия решений в природопользовании : учеб. пособие / А. Л. Новоселов, И. Ю. Новоселова ; под ред. Я. Д. Вишнякова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 382 с.

Представлены модели управления природопользованием, позволяющие повысить эффективность использования природных ресурсов и обеспечить заданный уровень экологической безопасности регионов. Теоретический материал подкреплен практическими примерами, позволяющими существенно облегчить восприятие моделей, методов и алгоритмов.


Павлов, К. В. Региональные эколого-экономические системы / К. В. Павлов. — М. : Магистр, 2009. — 351 с.

Исследуется широкий спектр актуальных проблем эффективного функционирования региональных эколого-экономических проблем в условиях рыночных отношений. Большое внимание уделяется вопросам управления экономикой с учетом оценки региональных эколого-экономических диспропорций, определению критериев формирования, структуре и элементному составу эколого-экономического ядра, а также принципам реализации объектно-функционального подхода к эколого-экономической оценке территорий.


Экологический мониторинг и экологическая экспертиза : учеб. пособие / под ред. М. Г. Ясовеева. — Минск ; М. : Новое знание : ИНФРА-М, 2015. — 303 с.

Охарактеризованы основные понятия, методы, принципы, нормативно-правовая база экологического контроля окружающей среды; детализированы объекты экологического мониторинга и экспертизы. Приведены методы оценки воздействия на окружающую среду. Рассмотрены основы экологического проектирования, экспертизы и лицензирования.


Экологическое право : учеб. пособие / под ред. Л. А. Тимофеева, О. Ю. Ганюхиной ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО "Саратов. гос. юрид. акад.". — Саратов : Изд-во ФГБОУ ВПО "Саратов. гос. юрид. акад.", 2014. — 275 с.

Пособие включает конспекты лекций, служащие для индивидуального обучения и помогающие получить учащимся необходимые знания и умения.


Экология : учеб. пособие для бакалавров / под общ. ред. А. В. Тотая. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2013. — 411 с.

Рассматриваются основные законы экологии, история ее развития как науки, возникновение жизни на Земле и формирование биосферы. Излагаются основы учения В. И. Вернадского о биосфере, а также воздействие абиотических факторов на организмы, организация жизни в биосфере.

Описаны глобальные экологические проблемы современности, пути и методы уменьшения загрязнения окружающей среды. Изложены основы экологического нормирования, риска, права, образования и просвещения. Описана система экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования.


Экология и экономика природопользования : учеб. / под ред. Э. В. Гирусова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ, 2007. — 591 с.

Рассмотрены социальный, экономический, юридический и управленческий аспекты экологии. Прослежены причины возникновения экологического кризиса и показаны принципиальные пути его преодоления средствами совершенствования научно-технических и экономико-управленческих решений.

Статьи из фонда библиотеки ВИУ РАНХиГС

Егоров, В. Н. Механизм оценки экологического ущерба от производственной деятельности [Текст] / В. Н. Егоров, М. В. Чернова // Экономический анализ: теория и практика. — 2015. — № 8. — С. 38-46.

Механизм оценки как постоянного, так и аварийного экологического ущерба от производственной деятельности, предложены меры, направленные на снижение экологических рисков, и предотвращение кризисных явлений в экологической подсистеме предприятия.

Никоноров, С. Роль экологического фактора в стратегии социально-экономического развития городов [Текст] / С. Никоноров // Экономист. — 2016. — № 11. — С. 60-68.

Города с их огромным потреблением энергии, сырья, земли, с высоким уровнем выбросов вредных веществ, транспортными проблемами, потоками сточных вод и горами мусора, стали экологическими чудищами. Города находятся в центре проблем и одновременно, будучи плотными человеческими конгломератами со всем их социальным и культурным многообразием, богатыми знаниями, демократической публичностью, креативностью и способностью к инновациям, несут в себе все необходимые элементы для разрешения кризисных противоречий.

Степаненко, В. С. Экологическая политика в области обращения с отходами производства и потребления на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации [Текст] / В. С. Степаненко // Право и политика. — 2013. — № 8. — С. 1076-1084 .

Анализируется экологическая политика, правовое регулирование в области обращения с отходами на федеральном и региональном уровнях. Выявляются недостатки правовой регламентации в федеральном законодательстве, проводится анализ предлагаемых изменений федерального закона об отходах, и анализ регионального законодательства в этой сфере.

Глава 20. Стратегия устойчивого человеческого развития и экологическая политика переходного периода

20.2. Совершенствование налогового и ценового регулирования экологической сферы

В условиях переходной экономики в реализации экологической политики все более приоритетными становятся экономические рычаги регулирования сферы природопользования, и в первую очередь — формирование экологически ориентированных налоговой системы и механизма ценообразования.

Долгосрочная программа экологизации налоговой системы должна объединять, по мнению специалистов, поэтапную реализацию следующих задач:

♦ последовательное повышение доли налогов на использование природно-ресурсного потенциала в совокупных налоговые поступлениях в республиканский и местные бюджеты;

♦ расширение базы природно-ресурсного налогообложение за счет введения налогов на использование ассимиляционного потенциала окружающей среды;

♦ введение акцизов на товары и услуги, потребление которых сопряжено с повышенным экологическим риском;

♦ расширение налоговых льгот для предприятий и организаций, осваивающих производство экологически безопасных изделий или применение замкнутых (малоотходных) технологий;

♦ ограничение прямого и косвенного субсидирования природоемких и опасных для окружающей среды видов хозяйственной деятельности.

Суть этих преобразований состоит в переходе от существующего преимущественно косвенного налогообложения к прямому природно-ресурсному. Однако трудности переходного периода, связанные с отсутствием реальных рыночных отношений, монополизмом отдельных производителей, разбалансированностью финансовой системы, высоким уровнем инфляции, затрудняют перестройку налоговой системы по всем отмеченным выше направлениям. Возможным в ближайшее время представляется изменение налогообложения таким образом, чтобы оно реальна стимулировало природосберегающие способы хозяйствования.

Как показала практика, введение экологического налога (платежей за загрязнение окружающей среды) оказалось мерой с ограниченной эффективностью, так как платить зачастую выгоднее, чем строить природоохранные объекты. В принципе любые формы экономического принуждения, каковыми и являются экологические налоги и штрафы за загрязнение, ослабляют пружины рыночной экономики. Экоразвитие нельзя осуществлять лишь (или преимущественно) методами негативной мотивации, посредством санкций, поскольку, будучи средством принудительного характера, они не создают внутренних побудительных мотивов и просто повышают издержки производства. На Западе эти методы более эффективны в силу развитости конкурентной среды и невозможности компенсировать экологические издержки ростом цен.

В новой редакции законопроекта "Об охране окружающей среды" заложены правовые основы налогового регулирования природопользования методами позитивной мотивации, экономического стимулирования. Статья 79 законопроекта предусматривает предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям кредитных, налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных, безотходных, энерго- и ресурсосберегающих технологий, специального оборудования, снижающего вредное воздействие на окружающую среду, переработке отходов производства и потребления, использовании вторичных ресурсов и осуществлении иной природоохранной деятельности. Отмечено также, что законодательством Республики Беларусь могут устанавливаться иные виды экономического стимулирования охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако механизм реализации этих положений находится на стадии разработки.

В качестве иных мер экономического стимулирования возможно установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов. Пересматривая нормы амортизационных отчислений на очистное оборудование, можно опираться на опыт стран, где подобная система давно используется (Японии, США, ФРГ и др.). Исходя из мирового опыта, оптимальным считается ежегодное списание 20—25 % его стоимости. Другим стимулирующим налоговым рычагом воздействия на предприятия может стать дифференцированная система повышенных налоговых ставок на очистное оборудование, которое используется после окончания срока его амортизации.

Как свидетельствует опыт России, предоставление налоговых льгот предприятиям может осуществляться и без внесения изменений в налоговое законодательство. Льготы по налогам, зачисленным в местный бюджет, могут предоставляться местными органами власти. Так, с 1993 г. были освобождены от налога на прибыль, получаемую в результате природоохранной деятельности, предприятия Ярославской области. Данная прибыль может быть получена в результате сбора и утилизации экологически опасных отходов, переработки и захоронения отходов промышленности, работ в области рекреационного природопользования, реконструкции и наладки очистных сооружений, разработки технической документации, оценки выбросов и сбросов загрязняющих веществ и разработки программ по их снижению и т.п. Но для получения указанных льгот предприятия должны были вести раздельный учет прибыли по перечисленным видам работ и услуг.

Развитие льготного налогообложения экологичных видов продукции, работ и услуг целесообразно осуществлять с одновременной компенсацией соответствующих потерь бюджета за счет введения косвенных налогов на экологически опасные изделия с целью реализации так называемого принципа "фискальной нейтральности".

Экологическими критериями регулирования системы налогообложения могут выступать:

♦ степень соответствия фактического уровня ресурсопотребления и ресурсосбережения мировым удельным нормативам (по. номенклатуре продукции, ресурсов);

♦ соблюдение нормативных нагрузок на состояние окружающей среды;

♦ выполнение мероприятий по соблюдению территориальных лимитов природопользования;

♦ обеспечение необходимых темпов структурной перестройки производственных структур с учетом экологических факторов;

♦ уровень освоения капитальных вложений на природоохранные цели, оцениваемый с учетом их эффективности.

Льготное налогообложение с учетом экологических факторов может предусматривать уменьшение суммы облагаемого дохода, прямое сокращение налогов с использованием соответствующих коэффициентов, а также полное или частичное освобождение плательщика от платежей. С целью стимулирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов есть предложения предусмотреть скидки с дохода предприятий для налогообложения в первый год в размере до 100 %, включая текущие и капитальные затраты. Известно, что в США налоговая система стала фактором, способствующим возникновению в промышленности сектора НИОКР, ведущее место в котором занимают исследовательские институты, созданные за счет вкладов фирм, освобожденных от налогообложения.

Указанные льготы по налогообложению могут предоставляться в зависимости от типа предприятий, видов потребляемых природных ресурсов, характера и объемов выпускаемой продукции с учетом степени воздействия на окружающую среду. Для этого необходима разработка поправочных коэффициентов к действующим налогам исходя из сертификации продукции и услуг по экологическому признаку.

Необходимость привлечения предпринимательской активности для решения экологических проблем также требует совершенствования финансово-кредитной и налоговой политики, для чего должны быть предприняты следующие меры:

♦ снижены налоговые ставки и расширена налоговая база за счет учета всех субъектов хозяйствования и специфики их деятельности, более равномерного распределения налогов среди всех категорий потенциальных налогоплательщиков, что обеспечит условия для увеличения общего объема инвестиционных ресурсов и финансирования природоохранного бизнеса;

♦ начата разработка льготной кредитно-финансовой политики, направленной на приоритетное субсидирование природоохранных мероприятий с целью привлечения предпринимательской активности, в том числе установление льготного кредитования работ по созданию рециклинговых фирм по переработке, утилизации и другим формам использования всех видов отходов;

♦ созданы благоприятные условия льготного кредитования для малых и средних фирм, оказывающих посреднические услуги по размещению и продаже отходов, а также фирм по производству экотехники и экотехнологий.

Реформирование нашей экономической модели немыслимо без совершенствования ценовой политики. Существовавшая ранее система цен была ориентирована на дешевизну и доступность природных ресурсов, не учитывала требований экологизации производства, поскольку расходы на оздоровление окружающей среды не находили должного отражения в производственных затратах.

Уместно вспомнить предостережение по этому поводу доктора Э. Вайцзекера, который заметил: бюрократический социализм рухнул потому, что не позволял ценам говорить экономическую правду, а рыночная экономика может погубить себя и окружающую среду, если не позволит ценам говорить экологическую правду.17

Расточительное использование природных богатств на территории бывшего СССР в последние ТО лет в значительной степени было обусловлено господством "безрентных" цен на продукцию природоэксплуатирующих отраслей. В силу ограниченности природных ресурсов рыночное регулирование цен на топливо и сырье приводит к их установлению на уровне замыкающих затрат при использовании наименее экономичных, но необходимых для удовлетворения общественной потребности источников этих ресурсов. Такова объективная база механизма формирования мировых, да и внутренних, цен в экономически развитых странах на важнейшие виды топливных и сырьевых ресурсов. В СССР же внутренние цены на них десятилетиями устанавливались на уровне среднеотраслевых, а не замыкающих затрат, в результате чего цены на продукты природопользования были низкими, но не за счет меньших издержек, а за счет искусственного исключения из них рентной составляющей.

Не содержащие ренту цены считались преимуществом планового хозяйства (поскольку были низкими), на самом же деле они явились одной из причин экстенсивного развития экономики и нерационального природопользования. "Безрентные" цены не способствовали комплексной переработке минерального сырья, вовлечению в оборот вторичных ресурсов, использованию прогрессивных технологий добычи полезных ископаемых. Если цена нефти, например, ориентирована на среднеотраслевые затраты, то внедрение ресурсосберегающих технологий на предприятиях с себестоимостью добычи ниже среднеотраслевой будет как правило, менее выгодным, чем потеря лишней тонны нефти.

Существование "безрентных" цен в отраслях природопользования делало невозможным установление доходов рентного происхождения и их источника на всем пути — от добычи сырья или топлива к готовой продукции. Кроме того, изымать в бюджет рентные доходы было, конечно, удобнее, собрав их вместе, в конце производственной цепочки. В результате же произошла’ утрата контроля за вкладом в национальный доход как отдельных природных объектов, так и территорий их размещения. Доходы предприятий базовых отраслей хозяйства оказывались искусственно заниженными по сравнению с территориями сосредоточения производств по выпуску готовой продукции. Этим было обусловлено и бедственное положение колхозов и совхозов на протяжении всего периода социалистического строительства, и существование пресловутых "ножниц" между ценами промышленной и сельскохозяйственной продукции: формально” бесплатное землепользование сопровождалось фактическим изъятием огромных сумм у производителей через систему искусственно заниженных закупочных цен.

Без восстановления контроля за образованием и движением рентных доходов в народном хозяйстве невозможны рыночные преобразования в ценовой политике и создание эффективной, экономической защиты природных ресурсов от расточительного их использования. Рентный подход к ценообразованию неизбежно ведет к росту цен на сырье и энергоносители, что стимулирует их рациональное расходование в условиях перехода к рыночной экономике. Это в свою очередь будет содействовать активизации инвестиционного процесса и интеграции нашей экономики в мировой рынок.

Ценовая политика на данном этапе должна способствовать реализации экологических требований развития, поощрять внедрение экологически чистых производств и видов продукции. Для этого необходимо обеспечить учет экологических издержек в ценах. Важную стимулирующую роль могут играть скидки и надбавки к ценам в зависимости от степени рациональности природопользования и экологичности производства (или выпускаемой продукции). Поощрительные надбавки к ценам на продукцию, отвечающую высоким экологическим стандартам, могут устанавливаться на определенный срок и дифференцироваться в зависимости от степени ее экологичности. И напротив, на продукцию с низкими экологическими характеристиками могут устанавливаться скидки к ценам, например, в форме твердого налога (отчислений) в бюджет.

При установлении соотношений цен на различные виды продукции, введении поощрительных надбавок (или скидок) следует опираться на заключения квалифицированной экспертной комиссии. С учетом мировой практики такие надбавки могут устанавливаться сроком до 2-х лет. В Беларуси предпринималась попытка экономического стимулирования хозяйств в производстве экологически чистых продуктов питания: в 1990 г. были повышены закупочные цены на продовольственные зерновые культуры, выращенные без применения пестицидов и предназначенные для выработки продуктов детского и диетического питания.

Ценообразование с учетом экологических факторов может оказывать стимулирующее воздействие на предотвращение эколого-экономического ущерба, если в состав оптовой цены на продукцию отрасли включить величину среднеотраслевого нормативного экономического ущерба, причиняемого в процессе производства единицы продукции, который именуется нормативом ущербоемкости. Оптовая цена на продукцию i-гo вида с учетом эколого-экономического фактора (Цi) будет определяться следующим образом:


(20.1)

где Ci — среднеотраслевая себестоимость i-й продукции; Пi — нормативная прибыль по i-й продукции; У·Пi — среднеотраслевой норматив ущербоемкости по i-й продукции.

В случае, когда индивидуальный показатель ущербоемкости ниже норматива, предприятие имеет дополнительную прибыль, следовательно, такой подход к ценообразованию заинтересовывает производителей в снижении возможного ущерба от их деятельности.

Учет экологических издержек при формировании цен создает опасность их роста, но в условиях конкуренции такое увеличение цены не может быть долговременным, так как снижение спроса на дорогостоящую продукцию заставит производителя искать пути снижения издержек за счет соблюдения экологических ограничений. В условиях же сохраняющейся монополии на производство подавляющего количества видов продукции существует опасность установления высоких цен за счет экологических издержек. В таком случае необходимо вмешательство органов государственной власти, регулирующих "потолок" цен на продукцию, производимую монополистами. В формировании экологической составляющей цены главенствующая роль должна принадлежать местным органам власти, знающим реальную ситуацию на местах.

Преобразования налоговой и ценовой политики с учетом экологических факторов не могут произойти единовременно: требуется долгосрочная государственная программа, реализация которой предполагает как внесение изменений в существующее законодательство, так и глубокие институциональные преобразования, связанные с изменением рентных отношений, а также разработку новых подходов в ценообразовании.

Читайте также: