Особенности аудита налогообложения на примере проверки страховые взносы на травматизм

Опубликовано: 29.04.2024

Травматизм – частое явление в условиях производства. Соответственно, существуют и страховые взносы на травматизм. Регулируются они ФЗ №125 от 24 июля 1998 года.

Что представляют собой взносы

Взносы на травматизм – это платежи, выплачиваемые на регулярной основе. Размер их определяется на основании тарифов. Возможны скидки и надбавки. Взносы направляются в ФСС работодателем. Платежи обязаны совершать:

  • ЮЛ, являющиеся резидентами РФ.
  • ЮЛ, не являющиеся резидентами РФ.
  • ИП, деятельность которых предполагает использование наемного труда.

Базовые особенности взносов устанавливаются статьей 20.1 ФЗ №125. Предметом обложения является зарплата, которая начисляется на основании трудовых соглашений и гражданско-правовых договоров. Некоторые выплаты не подлежат обложению взносами. В частности, к ним относятся:

  • Государственные пособия (к примеру, пособие по безработице).
  • Средства, выплачиваемые в связи с сокращением сотрудника, при ликвидации компании.
  • Материальная помощь, выдаваемая при ЧП.
  • Компенсации за труд в тяжелых условиях.
  • Выплаты в связи с повышением квалификации.

Взносы рассчитываются на основании размера зарплат, определенного договором. Размер выплат включает в себя НДС и акцизы.

Основные особенности

Размер взносов на травматизм определяется исходя из этих факторов:

  • Область деятельности компании.
  • Наличие льгот.
  • Нынешние ставки по взносам на травматизм.

В ФЗ №125 существуют статьи, устанавливающие порядок начисления пени, оформления отсрочек и взыскания недоимок. Также в законе прописаны особенности осуществления камеральных ревизий.

ВАЖНО! С 2017 года страхователь получил право на компенсацию трат на спецодежду. Однако возможно это только в том случае, если организация закупает спецодежду от отечественного производителя.

Ставки взносов на 2017 год

Ставки страховых взносов в 2017 году остались такими же, какими они были в 2016 году. Зависят они он класса профессионального риска. Рассмотрим подробнее размер ставок:

  • Класс риска 1 – страховой тариф составит 0,2%.
  • Класс 2 – 0,3%
  • Класс 3 – 0,4%.
  • Класс 4 – 0,5%.
  • Класс 5 – 0,6%.
  • Класс 6 – 0,7%.
  • Далее и к классу, и к ставке прибавляется 1 (класс 7 – 0,8% и так далее).
  • Класс 15 – 1,7%.
  • Класс 16 – 1,9%.
  • Далее и к ставке, и к классу прибавляется 2.
  • Класс 20 – 2,8%.
  • Класс 21 – 3, 1%.
  • Далее и к классу, и к ставке прибавляется 3.
  • Класс 23 – 3,7%.
  • Класс 24 – 4,1%.
  • Класс 25 – 4, 5%.
  • Класс 26 – 5%.
  • Класс 27 – 5,5%.
  • Класс 28 – 6,1%.
  • Класс 29 – 6,7%.
  • Класс 30 – 7,4%.
  • Класс 31 – 8,1%.
  • Класс 32 – 8,5%.

Как очевидно, ставка варьируется от 0,2% до 8%. Чем выше риск травматизма, тем накладнее для работодателя страховые взносы. Существующие 32 тарифа установлены ФЗ №179 от 22 декабря 2005 года. Класс риска можно определить на основании ОКВЭД или классификатора, установленного Приказом Минтруда №851.

  • Заявление, подтверждающее основное направление деятельности компании.
  • Справку-удостоверение.
  • Пояснительную записку за предыдущий год.

Что будет, если не обращаться в ФСС? Никаких штрафов не начисляется, но в данном случае ставка устанавливается сотрудниками ФСС. Все направления деятельности организации прописываются в ЕГРЮЛ. Из рассматриваемого перечня выбирается наиболее опасная деятельность. Именно на ее основании выбирается тариф. Это не самый выгодный вариант для организации, а потому рекомендуется вовремя подтверждать главное направление деятельности по ОКВЭД.

ВАЖНО! Если ФСС установила тариф самостоятельно, компания не имеет права его оспорить. Это правило утверждено Постановлением №551 от 17 июня 2016 года.

Порядок проведения расчетов

Взносы нужно вносить ежемесячно. Выплаты совершаются после начисления зарплаты. Рассмотрим порядок расчетов:

  1. Суммирование выплат. Для проведения расчетов складываются следующие выплаты: заработная плата, премии, отпускные, командировочные.
  2. Определение базы по травматизму. Из полученной суммы нужно вычесть выплаты, на которые не предусмотрено начисления взносов. Данные выплаты прописаны в статье 20.2 Закона.
  3. Установление тарифа. Если компания каждый год подтверждает основное направление своей работы, нужный процент можно найти в извещении от ФСС. Если же основная деятельность не подтверждена, процент следует искать по ОКВЭД. Указан он в регистрационных бумагах от соцстраха.
  4. Определение суммы взноса. Найденная база умножается на тариф.

Полученная сумма направляется в фонд. Расчеты проводятся на основании официальных документов.

Пример расчетов

Рассмотрим пример. Перед бухгалтером стоит задача рассчитать взносы по травматизму за май 2017 года. Фирма совершает следующие выплаты сотрудникам:

  • Оклад – 1 542 120 рублей.
  • Вознаграждение за стаж работы – 125 470 рублей.
  • Командировочные – 3 520 рублей.
  • Пособие по беременности – 284 250 рублей.
  • Премия за квартал – 617 800 рублей.
  • Компенсация отпуска – 58 730 рублей.

Куда требуется платить

Взносы направляются в местное отделение ФСС. Средства уплачиваются в тот фонд, в котором зарегистрирована фирма. Платеж нужно совершить до 15 числа (на основании пункта 4 статьи 22 Закона). К примеру, взносы высчитываются на основании выплат, сделанных в апреле. В данном случае средства должны быть направлены до 15 мая. Если 15 число выпадает на выходной или праздничный день, выплаты производятся в ближайший будний день.

Сумма страховых взносов не округляется. Если компания переплатила, следующая выплата будет уменьшена на соответствующую сумму. Если фирма перечислила недостаточную сумму взносов, следует немедленно восполнить разницу. Если недоимка обнаружится ФСС, компании направляется соответствующее уведомление.

Льготы по взносам на травматизм

Скидка может быть предоставлена компаниям, которые регулярно и вовремя перечисляют взносы в ФСС. На предприятии также не должно быть случаев травматизма. Для получения скидки нужно подавать заявление до 1 ноября года, идущего перед годом выплат. К примеру, для получения скидки в 2017 году нужно подать заявление до 1 ноября 2016 года. Размер скидки зависит от таких показателей, как число травм на тысячу сотрудников, длительности нетрудоспособности при возникновении травмы. Максимальный размер скидки – 40%. Если в штате компании работают сотрудники первой, второй и третьей групп инвалидности, размер скидки может быть увеличен до 60%. Льготы предоставляются на основании статьи 2 ФЗ №179 от 22 декабря 2005 года.

К СВЕДЕНИЮ! Данный порядок начисления льгот мотивирует компании на принятие мер по снижению количества травм, а также на своевременную выплату взносов. Чем добросовестнее организация, тем больший процент скидки она получит.

418-основа.jpg

Оплата труда сотрудника – это вознаграждение за его трудовую деятельность, которое исчисляется исходя из его квалификационных качеств, сложности выполняемой работы, количества отработанных часов, качества труда и других критериев. Помимо заработной платы, к таким вознаграждениям относят выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

По законодательству Российской Федерации с таких выплат работодатель выплачивает обязательные суммы, которые идут в бюджет страны. Они называются страховыми взносами (далее – СВ).

Что такое страховые взносы?

Налоговый кодекс, а точнее его восьмая статья говорит, что это платежи, которые государство взимает с работодателей на финансовое обеспечение реализации прав застрахованных лиц на получение обеспечения по тому или иному виду обязательного социального страхования.

Виды страховых взносов: какие бывают?

Статья 8 Налогового кодекса различает такие виды взносов на обязательное страхование:

— на пенсионное (ОПС);

— на медицинское (ОМС);

— на социальное - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);

— на травматизм (от несчастных случаев и профзаболеваний).

СВ рассчитываются с зарплаты и иных выплат сотрудникам, к которым относятся (ст. 420 Налогового кодекса):

— отпускные и компенсации за неистраченный отпуск;

— материальная помощь более 4000 руб. на одного сотрудника за год.

Плательщики страховых взносов: кто они?

СВ должны уплачивать все работодатели, выплачивающие зарплату и другие выплаты работникам (п.1 ст. 419 НК РФ).

Уплату взносов производят непосредственно из денежных средств организации: данная сумма не вычитается из зарплаты сотрудника.

Плательщиками могут быть как юридические лица (организации и ИП), так и физические лица.

Важный момент: ИП уплачивают СВ не только за своих сотрудников, но и за самих себя (п.2 ст. 419 НК РФ).

Взносами облагаются выплаты сотрудникам, нанятым по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера (ГПХ).

Если сотрудник нанят по договору ГПХ, то работодателю за него не нужно уплачивать СВ на ВНиМ и по травматизму. Но на ОМС и ОПС всё равно придётся платить.

Выплаты, не подлежащие обложению

Согласно 422 статье Налогового кодекса обложению взносами не подлежат:

— Пособия от государства: по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам и прочие.

— Компенсационные выплаты: возмещение вреда, причинённого здоровью, плата за аренду жилого помещения, возмещение затрат на питание, спонсирование повышения квалификации и т.д.

— Единовременно выплачиваемая материальная помощь – из-за ЧС, стихийного бедствия, смерти члена семьи, рождения ребёнка.

— Доходы (кроме з/п), полученные членами общин малочисленных коренных народов РФ.

— Материальная помощь – до 4 000 руб. на сотрудника.

— Возмещение трат сотрудников на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья.

— Прочие виды выплат компенсационного характера.

Предельная база страховых взносов

При расчёте суммы взносов значение имеют не только ставки, но и предельная величина базы по ним – то есть максимальные лимиты. Лимит базы устанавливается только по взносам на ОПС и ВНиМ. По СВ на ОМС и на травматизм – нет. В 2020 году предельные величины базы по СВ следующие:

— на ОПС – 1 292 000 руб.

— на ВНиМ – 912 000 руб.

Ставки страховых взносов

В 2020 году установлены следующие ставки (тарифы) СВ.

Доходы сотрудника В ПРЕДЕЛАХ установленной предельной величины базы

Доходы сотрудника СВЫШЕ установленной предельной величины базы

Для некоторых компаний установлены пониженные (льготные) ставки СВ. Право использовать их есть у компаний, соблюдающих условия из п. 5 ст. 427 НК РФ. Например, у ИТ-компаний, которые разрабатывают ПО для ЭВМ. Они могут использовать ставки СВ 8% - на ОПС, 4% - на ОМС, 2% - на ВНиМ.

А если выплаты сотруднику превысят предельные базы (лимиты), то СВ на ОПС и на ВНиМ с выплат этому сотруднику начислять не требуется.

Что касается СВ на травматизм, то ставки по этому виду в 2020 году остаются на прежнем уровне. Размер ставки зависит от класса профессионального риска деятельности компании. Для расчёта СВ в 2020 году организации нужно было в срок до 15 апреля 2020 года подтвердить свой основной вид деятельности – так ФСС установит ей тариф на текущий год.

Всего существует 32 тарифа, они сформированы с учётом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ). Минимальная ставка – 0,2%, она соответствует первому классу профриска. Максимальная ставка – 8,5%, соответствующая тридцать второму классу.

Приведём примеры ставок на травматизм в 2020 году.

Класс профессионального риска

Ставка СВ на травматизм

Порядок и сроки начисления и уплаты

СВ на ОПС, ОМС и ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения плательщиков, СВ на травматизм – в ФСС. Взносы в Пенсионный фонд в 2020 году не уплачиваются вовсе.

Если у компании есть обособленные подразделения в других городах, то СВ уплачиваются по месту нахождения головной компании, за исключением случаев, когда «обособка» наделена специальными полномочиями.

Начисление СВ происходит ежемесячно по каждому работнику на последнее число месяца, исходя из базы для исчисления СВ. А уплачиваются они не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если 15 число попадает на выходной день (сб/вс/праздник), то взносы платятся в следующий за выходным рабочий день. Например, СВ за октябрь необходимо оплатить не позднее 16 ноября.

Можно оплатить раньше, позже – нельзя. За каждый день просрочки начисляются пени.

Уплаченные СВ оформляются в виде отдельных платёжных документов.

Отчётность по страховым взносам

Итак, сдавать отчётность по страховым взносам обязан работодатель, который заключил трудовой договор и (или) договор ГПХ с физическим лицом и выплачивает ему вознаграждение. При начислении вознаграждений он обязан исчислить с них и страховые взносы, уплатить их, а затем предоставить отчётность в госорганы.

Организации отчитываются по страховым взносам в любом случае: вне зависимости от того, производились ли выплаты физлицам в отчётном периоде или нет. Если выплат не было, сдаются так называемые нулевые отчёты.

С индивидуальными предпринимателями дело другое. Если ИП не имеет сотрудников и не зарегистрирован как работодатель, то отчёты по страховым взносам он не сдаёт.

Отчётные периоды для всех видов страховых взносов одинаковые: это квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный период – год. По завершению каждого из указанных периодов плательщики СВ должны отчитаться о базе, размере, в котором были исчислены страховые взносы, и о том, какие выплаты не подпали под обложение взносами.

Формы отчётности в 2020-2021 годах состоят из 4-ФСС и единого расчёта по страховым взносам. 4-ФСС предназначен для расчёта базы и взносов на травматизм, он сдаётся в ФСС. В едином же расчёте рассчитываются СВ на пенсионное, медицинское страхование и на случай нетрудоспособности. Этот документ сдаётся в налоговую службу.

Сроки сдачи отчётности

Сроки сдачи 4-ФСС зависят от способа подачи – в бумажном или электронном виде. Если отчёт сдаётся на бумаге (для компаний, где среднесписочная численность (ССЧ) или число сотрудников менее 25 человек), то крайний срок – до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Если отчёт отправляется в электронном виде (для компаний с ССЧ или числом сотрудников свыше 25 человек), то сроки увеличиваются на 5 дней.

Единый расчёт по страховым взносам работодатели сдают до 30-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Здесь срок сдачи не зависит от способа отправки. Однако требование к численности сотрудников также есть. Сдавать отчёт в электронном виде должны работодатели с ССЧ или числом сотрудников более 10 человек.

Такском предлагает на выбор три сервиса для электронной отчётности, в зависимости от масштабов бизнеса, его нужд и используемых учётных и информационных систем.

Так, малому и среднему бизнесу отлично подойдёт облачное решение компании Онлайн-Спринтер. Это веб-кабинет, для работы в котором нужен лишь любой ПК и доступ в интернет. Онлайн-Спринтер представляет собой дополнительную вкладку в браузере, через которую можно сдавать отчётность и переписываться с ФНС. Данные надёжно хранятся в облачном архиве.

Обновлять сервис не придётся: пользователям всегда открывается только актуальная версия ПО.

Форма 4-ФСС в Онлайн-Спринтере:

418-1.jpg

Форма единого расчёта по СВ в Онлайн-Спринтере:

418-2.jpg

Решение Доклайнер подойдёт предприятиям покрупнее и тем, кто склоняется в пользу выбора программных решений, устанавливаемых на рабочий компьютер. Хранение данных осуществляется на ПК пользователя. При этом работа в сервисе так же проста, как в Спринтере.

В Доклайнере может работать сразу несколько сотрудников одновременно, что удобно для компаний с несколькими бухгалтерами, отвечающими за разные направления отчётности. Можно настроить разные права доступа для них.

У Доклайнера предусмотрен фоновый режим обновлений, который не отвлекает пользователя ПК. Также программа автоматически умеет определять тип документа, отправителя и получателя – достаточно перенести документ из папки на компьютере в окно Доклайнера. Сервис моментально запускается даже с большой базой документов.

А тем, кто привык работать в системе 1С, Такском предлагает напрямую из неё сдавать отчётность. Решение 1С: Электронная отчётность поддерживает большинство популярных конфигураций семейства 1С. Таким образом, решение позволяет работать из привычного интерфейса всем знакомой программы, не перенося данные, и без повторного их ввода.

Расчеты с государственными внебюджетными фондами по социальному страхованию отличаются большой трудоемкостью и ответственностью для любого юридического лица. Страховые взносы разделены по видам обязательного социального страхования и по государственным внебюджетным фондам, в которые они зачисляются. Ежегодно в порядок начисления и использования средств на социальное страхование и обеспечение вносятся многочисленные поправки. Правильность начисления и использования средств на социальное страхование и обеспечение подлежит контролю как со стороны Пенсионного фонда России (ПФР), так и со стороны Фонда социального страхования России (ФСС РФ). За допущенные нарушения организация и ее руководители несут административную ответственность, поэтому к этому участку учета и внутреннего контроля предъявляются особые требования. Кроме того, данные виды обязательных отчислений осуществляются за счет работодателя и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), поэтому их уровень влияет на себестоимость и, в конечном счете, на финансовый результат. Поэтому работодатель заинтересован в снижении таких расходов при соблюдении требований действующего законодательства.

Разнообразие форм социального страхования и необходимость их дальнейшего развития в современных условиях обусловливает наличие большого числа законодательных и нормативных актов, в которые постоянно вносятся изменения и дополнения. В связи с этим в учете средств на социальное страхование у большинства организаций имеются в основном неумышленные нарушения в соблюдении требований действующих нормативных документов. Органы, на которые возлагаются обязанности по оказанию помощи предприятиям в правильности применения тех или иных законодательных актов, оказались не готовы к такой работе. В связи с этим возникает необходимость в аудиторском контроле за рассматриваемым видом расчетных операций, который включает в себя консультирование по вопросам правильности исчисления и использования взносов на социальное страхование, оптимизацию данного вида обязательных платежей и другие виды услуг.

Целью аудита расчетов по социальному страхованию является установление соответствия порядка исчисления этих взносов и их расходования требованиям действующего законодательства, подтверждения полноты и своевременности перечисления их во внебюджетные фонды, своевременность представления законодательно установленных расчетов и сведений в ПФР и ФСС РФ.

В задачи данного вида аудита входит оценка:

- формирования облагаемой базы и отсутствия неправомерно исключенных выплат;

- определения сумм, не подлежащих включению в базу обложения по каждому из видов взносов и правильность применения страховых тарифов;

- обоснованность выплат пособий и осуществления прочих расходов за счет средств фонда социального страхования;

- полноты и своевременности уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды;

- систем синтетического и аналитического учета расчетов по социальному страхованию и отражения обязательств перед внебюджетными фондами в бухгалтерской отчетности;

- правильности составления отчетности и сведений о застрахованных лицах и своевременности их передачи в ПФР и ФСС РФ.

В ходе аудита средств на социальное страхование анализируются бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, свидетельства о постановке организации на учет во внебюджетных социальных фондах учетная политика организации, Главная книга, регистры бухгалтерского учета по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», расчеты по форме РСВ-1, СЗВ-6-2, СЗВ-6-1, АДВ-6-2, АДВ-6-3, 4ФСС, ведомости по начислению заработной платы, трудовые договоры, штатное расписание, кадровые приказы, приказы по отдельным видам начислений и удержаний, коллективный договор или положение о премировании, листки по временной нетрудоспособности, заявления работников о начислении пособий и другие основания для их выплаты за счет средств ФСС РФ, карточки по начислению взносов на отдельных работников согласно выборке, другие документы, подтверждающие применение организацией налоговых льгот.

Выбор метода проверки зависит от цели, которая ставится перед аудиторами. Если эта проверка проводится в рамках подтверждения достоверности показателей годовой бухгалтерской отчетности, то она осуществляется выборочно. Если ставится задача проверки учета средств на социальное страхование, то она проводится сплошным методом или объем выборки значительный.

Аудиторы, проводящие проверку средств на социальное страхование, проводят экспертизу бухгалтерского учета и отчетности, расчетов и сведений, предоставляемых в ПФР и ФСС РФ за весь период, подлежащий проверке. Экспертиза включает проведение анализа первичных документов, получение разъяснений от руководства о показателях и методиках, положенных в основу расчета взносов. В ходе проверки аудиторы должны тесно взаимодействовать с бухгалтерской и юридической службами организации, а также непосредственно с руководством.

Работы при проведении аудита средств на социальное страхование осуществляются в три последовательных этапа: ознакомительный, основной, заключительный.

По результатам ознакомительного этапа оцениваются аудиторские риски и уровень существенности, составляются план и программа аудита. Примерный план аудита приведен в таблице 1 [1, с.629].

На основном этапе проводится углубленная проверка расчетов по социальному страхованию, на которых выявлены проблемные зоны с учетом значения уровня существенности. В ходе аудита аудитор проверяет правильность оформления первичных документов, используемых для учета труда, отработанного времени и начисления заработной платы. В первую очередь проверяются значимые выплаты - крупные зарплаты, натуральные выплаты, поощрительные суммы, выплаты по гражданско-правовым договорам.

Аудит документооборота осуществляется по формальным признакам (наличие всех необходимых подписей, печати, даты, номера документа) и по существу отражаемых операций (законность, целесообразность, достоверность, арифметический контроль сумм и итогов).

Таблица 1 Примерный план аудита расчетов по социальному страхованию и обеспечению

с 01.01.14г. по 31.12.14 г.

Количество человеко - часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

Аудитор, ассистент аудитора

Планируемый аудиторский риск

Планируемый уровень существенности

1) качественно - соответствие

2) количественно -2%

Планируемые виды работ

1. Аудит оформления первичных документов по учету

выплат, составляющих базу для начисления страховых взносов

2. Аудит системы начислений взносов в ПФР, ФОМС и

3. Аудит обоснованности пособий за счет средств ФСС

4. Аудит тождественности показателей

бухгалтерской отчетности, расчетов по начисленным и уплаченным взносам и регистров

5. Оформление результатов проверки

Применение бланков форм, не утвержденных учетной политикой, является нарушением требований Федерального закона «О бухгалтерском учете». Если в первичных документах заполнены не все реквизиты, имеются подчистки и исправления, то это является свидетельством грубых нарушений правил учета и сокрытия «зарплатных» налогов (к ним относятся как взносы на обязательное социальное страхование, так и НДФЛ).

При проверке налоговой базы взносов на обязательное социальное страхование аудиторами проверяются любые выплаты и вознаграждения, вне зависимости от формы, в которой они осуществлены. Прежде всего, аудитор знакомиться с документами, непосредственно регламентирующими трудовую деятельность: должностными инструкциями, штатным расписанием, приказами директора по кадровым вопросам. Проводится выборочная проверка оформления документов при приеме и увольнении (приказы, заявления о приеме на работу; трудовые контракты). Устанавливается, все ли реквизиты заполнены при составлении документов, соответствуют ли условия трудовых договоров требованиям трудового законодательства, не ухудшают ли они положение работников по сравнению с положениями Трудового кодекса РФ.

При проверке правильности начисления заработной платы, работникам общества, находящимся на повременной оплате труда, изучается правильность применения окладов и условий контракта. При этом заработная плата по тарифным ставкам и окладам в основном находится в полном соответствии с отработанным временем, в связи с чем, тщательной проверке подвергаются табеля учета рабочего времени. При проверке табелей учета рабочего времени необходимо сопоставить фамилии, указанные в этих документах с данными учета списочного состава. Выборочно проверяется для каждого работника количество отработанных рабочих дней, в случае если за какие-то дни рабочее время для работника не проставлено, устанавливается, какими документами подтвержден либо оформлен невыход на работу (листки временной нетрудоспособности, объяснительные и др.). Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями. В ходе проверки выясняется, правильно ли учитываются условия для премирования, соблюдаются ли предельные размеры премий.

Особое внимание аудиторы уделяют оформлению и начислению заработной платы за неотработанное время: оплата очередных, основных и дополнительных отпусков; оплата учебных отпусков; выплата компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении; выплата выходного пособия при увольнении; оплата пособия по временной нетрудоспособности и другие.

Так, при проверке оплаты отпусков или выплаты компенсаций за неиспользованный отпуск, аудиторам необходимо убедиться в правильности определения среднего заработка (согласно действующего в отчетном году порядка его исчисления), принятого к расчету, и в точности подсчета сумм за дни отпуска или компенсации за неиспользованный отпуск. А также удостовериться в обоснованности включения затрат на оплату отпусков работников (включая отчисления от этих сумм на социальное страхование и обеспечение) на расходы предприятия. Методика проверки сводится к проверке алгоритмов расчетов и исходных данных. По обнаруженным ошибкам бухгалтерия вносит необходимые исправления, пересчитывает начисления и удержания по работающим.

Для оценки полноты формирования базы для начисления страховых взносов аудитор проводит сравнительный анализ сумм, отраженных на счетах бухгалтерского учета и сведений, содержащихся в первичных документах, индивидуальных и сводных карточках учета по взносов на обязательное социальное страхование, данных приведенных в расчетах взносов, предоставляемых в ПФР и отчетности по взносам в ФСС РФ.

Далее проверяется правильность применения страховых тарифов по обязательным взносам в ПФР, ФОМС, ФСС и на производственный травматизм. Аудитор изучает также своевременность и полноту уплаты страховых взносов в соответствующие внебюджетные страховые фонды и представления отчетности по социальным взносам путем сравнения данных в отчетности с суммами в платежных поручениям.

Далее следует проверить правильность обобщения и группировки данных по учету расчетов по социальному страхованию. С этой целью контролю подвергаются сводные расчеты по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и корреспондирующих с ним счетов. Сверяются данные оборотно- сальдовых ведомостей с показателями Главной книги по счетам 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и показателями бухгалтерского баланса.

Полученная в результате проверки информация отражается в аналитических таблицах с определением количественного влияния на показатели отчетности. Результаты аудиторской проверки обобщаются в рабочих документах аудитора. Свое мнение о степени достоверности отражения рассматриваемых показателей в учете и отчетности хозяйствующего субъекта аудитор выражает в аудиторском заключении.

По окончании аудита расчетов по социальному страхованию заказчик может воспользоваться иными услугами аудиторской фирмы. Так, аудиторская фирма может предложить своим клиентам разработать и представить:

- рекомендации и предложения по улучшению существующей системы налогообложения экономического субъекта, в том числе оптимизация механизмов начисления «зарплатных» налогов и взносов с учетом особенностей экономического субъекта;

- рекомендации о полном и правильном использовании экономическим субъектом законодательно установленных льгот и предварительный расчет страховых взносов при различных вариантах договорных отношений экономического субъекта и видах деятельности;

- предложения по адаптации действующей системы налогового планирования и учета к возможным изменениям требований действующего законодательства.

Аудиторская организация может также представлять интересы хозяйствующего субъекта в отношениях с государственными внебюджетными социальным органами:

- для получения разъяснений по актам проверок, проведенных ПФР РФ и ФСС РФ в отношении проверяемого экономического субъекта;

- при оказании консультаций (юридических, бухгалтерских, налоговых и др.) экономическому субъекту в спорах с проверяющими органами.

Результатом оказания сопутствующих услуг по вопросам учета расчетов по социальному страхованию могут быть:

- указания на наличие имеющихся правонарушений и их последствий для экономического субъекта в случаях обнаружения нарушений норм законодательных и нормативных актов по социальному страхованию;

- практические рекомендации по устранению негативных последствий, связанных с установленными нарушениями действующего законодательства;

- разработка новых проектов построения как общей системы обложения выплат работникам экономического субъекта, так и отдельных ее элементов;

- внесение рекомендаций по адаптации элементов и регистров бухгалтерского учета к выбранной концепции управления взносами на обязательное социальное страхование, разработанному комплексу проектов оптимизации взносов, изменениям в законодательстве и другим факторам, оказывающим существенное влияние на уровень полноты, правильности и своевременности исчисления и перечисления платежей во внебюджетные социальные фонды;

- разработка комплекса организационно-правовых и оперативных управленческих мер, направленных на создание постоянно действующей системы налогового планирования [2, с. 74].

Однако следует иметь в виду, что положительный результат от оказания сопутствующих аудиту услуг может быть достигнут только тогда, когда этим услугам предшествовал аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению как таковой. В противном случае аудиторы не смогут оперировать всем объемом информации об организации и ее деятельности, а значит, и найти эффективное решение проблемы.

1. Хахонова, Н.Н., Богатая, И.Н. Аудит. - М.: КноРус, 2015.

2. Шестакова Е., Либерман К. Проверка уплаты страховых взносов // Российский бухгалтер. 2012. № 8. С. 58 - 79.

3. Шестакова Е.В. Страховые взносы: полное практическое пособие. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2012.


Ежегодно работодатели тратят немалые средства для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ), медосмотры, профилактику травматизма и профессиональных заболеваний и другие аналогичные мероприятия. Все работодатели обязаны платить в ФСС взносы в зависимости от класса профессионального риска. Часть произведенных расходов можно возместить за счет уплаченных взносов.

Когда обращаться за финансированием

Регламент обращения прописан в Правилах финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утверждены Приказом Минтруда № 580н от 10.12.2012), далее Правила.

У вас есть право подать в Фонд заявление с приложенными к нему подтверждающими документами в общем случае до 1 августа текущего года, но в 2020 году из-за нагрянувшей пандемии срок продлен до 1 октября 2020-го.

Важно! Обращайтесь в ФСС как можно раньше, ведь финансирование производится за счет бюджетных ассигнований, а они, естественно, ограничены. Даже при соблюдении сроков и подаче всех документов есть шанс получить отказ просто потому, что выделенные средства закончились.

В каком размере ФСС возместит затраты

В целях стимулирования более ответственного отношения к охране труда и заинтересованности (в том числе с экономической точки зрения) в сокращении несчастных случаев и профзаболеваний, ФСС вправе устанавливать скидки или надбавки к присвоенному организации тарифу . Поэтому размер взносов может меняться в большую или меньшую сторону, даже если компания или ИП не изменяли вид деятельности.

Но какую бы сумму взносов вы не заплатили, расчет суммы финансирования делается по одному и тому же принципу, исходя из данных предыдущего календарного года . Для этого необходимо взять сумму взносов на травматизм и вычесть из нее расходы, произведенные на выплату больничных в связи с несчастными случаями или профессиональными заболеваниями и расходы на оплату отпуска сотрудников (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с законодательством РФ) на период лечения и проезда (туда-обратно) к месту лечения.

Полученный результат умножьте на 20% - это и есть сумма возможного финансирования предупредительных мер. Работодатель, который заботится о работниках предпенсионного и пенсионного возраста и направляет дополнительные средства на их санаторно-курортное лечение, может рассчитывать на более высокую долю - 30%.

Также особые условия установлены для тех организаций или ИП, штат которых насчитывает менее ста работников и которые не обращались в течение двух предыдущих лет за мерами поддержки. Для них расчет ведется сразу из трех предыдущих лет, но сумма финансирования не может превысить сумму взносов текущего года .

Какие расходы входят в список подлежащих возмещению

До 2020 года можно было обратиться за финансовым обеспечением, если вы расходовали средства на следующие мероприятия и средства:

  • Специальная оценка условий труда (СОУТ);
  • Приведение уровней воздействия вредных или опасных производственных факторов (далее ВОПФ) в соответствие с нормативами охраны труда;
  • Обучение по охране труда, обучение по безопасности ведения работ и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производстве отдельных категорий работников. К примеру, руководителей организаций в сфере малого предпринимательства, специалистов служб охраны труда организаций и т.д. Более подробно - подпункт в, пункта 3 Правил .
  • Средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства для работников, занятых на работах с ВОПФ, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

СИЗ должны быть изготовлены на территории государств - членов Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Беларусь, Казахстан и Киргизия), они учитываются в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ или на основании проведенной СОУТ.

  • Санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с ВОПФ;
  • Обязательные периодические медосмотры (обследования) работников, занятых на работах с ВОПФ;
  • Обеспечение лечебно-профилактическим питанием работников, для которых указанное питание предусмотрено Перечнем производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда (утвержден Приказом Минздравсоцразвития России № 46н от 16.02.2009 г.);
  • Приборы для определения наличия и уровня содержания алкоголя (алкотестеры или алкометры), если работники обязаны проходить предсменные и (или) предрейсовые медицинские осмотры;
  • Приборы контроля за режимом труда и отдыха водителей (тахографов), если организация или ИП осуществляет пассажирские или грузовые перевозки;
  • Аптечки для оказания первой помощи;
  • Приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (системы) приборов, устройств, оборудования, предназначенных для обеспечения безопасности работников и (или) контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов, в том числе на подземных работах, а также для проведения обучения по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
  • Оборудование (см. п. 11) для дистанционной видео- и аудио фиксации инструктажей, обучения и иных форм подготовки работников по безопасному производству работ, а также хранения результатов такой фиксации;
  • Санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством (предпенсионеров).

В 2020 году к этому списку добавились расходы на мероприятия по предупреждению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 . В частности приобретение:

  1. СИЗ для органов дыхания (одноразовых и многоразовых масок, респираторов), лицевых щитков, бахил, перчаток, противочумных костюмов 1 типа, одноразовых халатов;
  2. дезинфицирующих салфеток, антисептиков и дозирующих устройств (оборудования) для обработки рук;
  3. устройств (оборудования), в том числе рециркуляторов воздуха, дезинфицирующих средств вирулицидного действия (проще говоря - уничтожающих вирусы) для комплексной обработки транспортных средств, транспортной упаковки материалов, оборудования, продуктов, служебных помещений, контактных поверхностей;
  4. устройств (оборудования) для бесконтактного контроля температуры тела работника, термометров.

Также в перечень включено проведение лабораторного обследования работников на COVID-19.

Какие документы нужны для получения финансирования

Основной документ, который потребуется подготовить - план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году. Вот форма плана (он является приложением к Правилам):

Необходимо предоставить копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, разработанного по результатам проведения СОУТ, копию или выписку из коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).

Дополнительно, в зависимости от того какие предпринимаются и планируются предупредительные меры, к заявлению потребуется приложить копии других документов. К примеру:

  • приказа о создании комиссии по проведению СОУТ, договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится спецоценка и стоимости, отчет о проведении спецоценки;
  • документов, обосновывающих покупку оборудования и проведение работ по приведению уровней воздействия ВОПФ в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
  • приказа о направлении работников на обучение по охране труда, уведомления Минтруда о включении обучающей организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, программа обучения, сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности и т.д.;
  • перечня приобретаемых СИЗ с указанием профессий (должностей) работников, норм выдачи СИЗ со ссылкой на соответствующий пункт типовых норм, а также количества, стоимости, даты изготовления и срока годности приобретаемых СИЗ;
  • заключительного акта врачебной комиссии по итогам проведения обязательных периодических медицинских осмотров (обследований) работников;
  • лицензии организации, осуществляющей санаторно-курортное лечение работников на территории Российской Федерации, калькуляции стоимости путевки, документа, удостоверяющего личность работника, направляемого на санаторно-курортное лечение;
  • перечня приобретаемых дезинфицирующих средств вирулицидного (т.е. противовирусного) действия с указанием их количества, стоимости, даты изготовления и срока годности;
  • списка работников, направляемых на обследование на COVID-19, договора на проведение обследования работников на COVID-19 с медицинской организацией (медицинской лабораторией) и документа, подтверждающего стоимость обследования 1 работника, при отсутствии указанной информации в договоре, лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Вот образец реестра работников-предпенсионеров, направляемых на санаторно-курортное лечение.

ФСС может самостоятельно запросить другие сведения и документы в Минтруде, Росздравнадзоре, Ростехндзоре и других учреждениях в порядке межведомственного обмена информацией. При этом, для ускорения рассмотрения заявления, указанные сведения и документы заявителю рекомендуется представить самостоятельно.

В какой срок будет известен ответ Фонда о финансировании?

Сроки принятия решения фондом зависят от суммы страховых взносов, уплаченных за прошлый календарный год:

  • Если сумма составляет менее 25 000 рублей включительно, то решение принимает территориальный орган Фонда в течение 10 рабочих дней со дня получения полного комплекта документов;
  • Если сумма более 25 000 рублей территориальный орган согласует финансирование с ФСС РФ. В этом случае в течение 3-х рабочих дней документы направляются в Фонд и тот в течение 15 рабочих дней со дня их поступления производит согласование.

После принятия решения территориальный орган Фонда оформляет приказ, и в течение 3-х рабочих дней направляет его заявителю

Если вы получили отказ в поддержке из-за неполного пакета документов или наличия недоимки, то после устранения этих обстоятельств, вы вправе снова подать заявление до окончания срока приема в текущем году. Если отказ связан с тем, что выделенные на поддержку средства полностью распределены, то подавать повторное заявление бессмысленно.

Нужно ли отчитываться за целевое использование средств?

Подтверждать, что средства пошли именно на те цели, что вы указали в документах, придется ежеквартально. Форма отчета прилагается к Письму ФСС РФ № 02-09-11/16-05-3685 от 20.02.2017.

После завершения всех запланированных мероприятий необходимо представить в Фонд подтверждающие документы. Если средства освоены не в полном размере, то об этом также нужно сообщить не позднее 10 октября текущего года.

Если вы представите неверно оформленные документы или не сможете подтвердить какие-то расходы, то эти суммы не будут зачтены в счет уплаты “несчастных” взносов в ФСС.

Отражение финансирования в бухгалтерском и налоговом учете

Для целей налогового учета выделенные средства не являются ни доходами, ни расходами (на любой системе налогообложения). Дело в том, что как таковые средства ФСС вам не выдает, просто на определенную сумму уменьшает размер текущих взносов на “несчастное” страхование.

В бухгалтерском учете операции отражаются как целевое финансирование с использованием счета 86.

Для примера возьмем ситуацию, когда организация получает финансирование на приобретение СИЗ (масок и перчаток) для продавцов в продовольственном магазине, организация работает с НДС, СИЗ приобретаются после получения разрешения:

Дебет 20 Кредит 70 - начислена заработная плата рабочим

Дебет 20 Кредит 69 - начислены взносы в ФСС на травматизм

Дебет 76 Кредит 86 - получено разрешение на финансирование

Дебет 10 “СИЗ” Кредит 60 - приобретены маски и перчатки для защиты

Дебет 19 Кредит 60 - выделен НДС с приобретенных СИЗ

Дебет 69 Кредит 76 - уменьшена задолженность перед Фондом на сумму произведенных расходов

Дебет 86 Кредит 98 - учтены средства целевого финансирования в доходах будущих периодов

Дебет 20 Кредит 10 “СИЗ” - выданные продавцам маски и перчатки учтены в расходах

Дебет 98 Кредит 91.1 - признан прочий доход в сумме понесенных расходов на предупредительные меры

При расчете налога на прибыль данная сумма в составе доходов не учитывается. В результате в бухучете возникает постоянная разница и постоянный налоговый актив (пункты 4 и 7 ПБУ 18/02):

Дебет 68 Кредит 99

Стоимость СИЗ в бухучете включается в состав производственных расходов, а при расчете налога на прибыль не учитывается. В результате также возникает постоянная разница и постоянное налоговое обязательство:

Дебет 99 Кредит 68

В соответствии с пунктом 9 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" бюджетные средства на финансирование текущих расходов списываются со счета 86 в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены.

Если бы организация изначально приняла к вычету сумму НДС со стоимости СИЗ (так бывает, если средства защиты приобретались до того, как организация получила разрешение на финансирование от ФСС), то сумму НДС пришлось бы восстановить :

Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету входной НДС при приобретении и оприходовании СИЗ

Дебет 19 Кредит 68 - восстановлена сумма НДС с СИЗ, на которые получено финансирование

Это следует из подпункта 6 пункта 3 статьи 170 НК. Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получено разрешение.

418-основа.jpg

Оплата труда сотрудника – это вознаграждение за его трудовую деятельность, которое исчисляется исходя из его квалификационных качеств, сложности выполняемой работы, количества отработанных часов, качества труда и других критериев. Помимо заработной платы, к таким вознаграждениям относят выплаты стимулирующего и компенсационного характера.

По законодательству Российской Федерации с таких выплат работодатель выплачивает обязательные суммы, которые идут в бюджет страны. Они называются страховыми взносами (далее – СВ).

Что такое страховые взносы?

Налоговый кодекс, а точнее его восьмая статья говорит, что это платежи, которые государство взимает с работодателей на финансовое обеспечение реализации прав застрахованных лиц на получение обеспечения по тому или иному виду обязательного социального страхования.

Виды страховых взносов: какие бывают?

Статья 8 Налогового кодекса различает такие виды взносов на обязательное страхование:

— на пенсионное (ОПС);

— на медицинское (ОМС);

— на социальное - на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ);

— на травматизм (от несчастных случаев и профзаболеваний).

СВ рассчитываются с зарплаты и иных выплат сотрудникам, к которым относятся (ст. 420 Налогового кодекса):

— отпускные и компенсации за неистраченный отпуск;

— материальная помощь более 4000 руб. на одного сотрудника за год.

Плательщики страховых взносов: кто они?

СВ должны уплачивать все работодатели, выплачивающие зарплату и другие выплаты работникам (п.1 ст. 419 НК РФ).

Уплату взносов производят непосредственно из денежных средств организации: данная сумма не вычитается из зарплаты сотрудника.

Плательщиками могут быть как юридические лица (организации и ИП), так и физические лица.

Важный момент: ИП уплачивают СВ не только за своих сотрудников, но и за самих себя (п.2 ст. 419 НК РФ).

Взносами облагаются выплаты сотрудникам, нанятым по трудовому договору и (или) договору гражданско-правового характера (ГПХ).

Если сотрудник нанят по договору ГПХ, то работодателю за него не нужно уплачивать СВ на ВНиМ и по травматизму. Но на ОМС и ОПС всё равно придётся платить.

Выплаты, не подлежащие обложению

Согласно 422 статье Налогового кодекса обложению взносами не подлежат:

— Пособия от государства: по безработице, по временной нетрудоспособности, беременности и родам и прочие.

— Компенсационные выплаты: возмещение вреда, причинённого здоровью, плата за аренду жилого помещения, возмещение затрат на питание, спонсирование повышения квалификации и т.д.

— Единовременно выплачиваемая материальная помощь – из-за ЧС, стихийного бедствия, смерти члена семьи, рождения ребёнка.

— Доходы (кроме з/п), полученные членами общин малочисленных коренных народов РФ.

— Материальная помощь – до 4 000 руб. на сотрудника.

— Возмещение трат сотрудников на погашение кредитов и займов на покупку или строительства жилья.

— Прочие виды выплат компенсационного характера.

Предельная база страховых взносов

При расчёте суммы взносов значение имеют не только ставки, но и предельная величина базы по ним – то есть максимальные лимиты. Лимит базы устанавливается только по взносам на ОПС и ВНиМ. По СВ на ОМС и на травматизм – нет. В 2020 году предельные величины базы по СВ следующие:

— на ОПС – 1 292 000 руб.

— на ВНиМ – 912 000 руб.

Ставки страховых взносов

В 2020 году установлены следующие ставки (тарифы) СВ.

Доходы сотрудника В ПРЕДЕЛАХ установленной предельной величины базы

Доходы сотрудника СВЫШЕ установленной предельной величины базы

Для некоторых компаний установлены пониженные (льготные) ставки СВ. Право использовать их есть у компаний, соблюдающих условия из п. 5 ст. 427 НК РФ. Например, у ИТ-компаний, которые разрабатывают ПО для ЭВМ. Они могут использовать ставки СВ 8% - на ОПС, 4% - на ОМС, 2% - на ВНиМ.

А если выплаты сотруднику превысят предельные базы (лимиты), то СВ на ОПС и на ВНиМ с выплат этому сотруднику начислять не требуется.

Что касается СВ на травматизм, то ставки по этому виду в 2020 году остаются на прежнем уровне. Размер ставки зависит от класса профессионального риска деятельности компании. Для расчёта СВ в 2020 году организации нужно было в срок до 15 апреля 2020 года подтвердить свой основной вид деятельности – так ФСС установит ей тариф на текущий год.

Всего существует 32 тарифа, они сформированы с учётом разных сфер деятельности (ст. 1 Закона № 179-ФЗ). Минимальная ставка – 0,2%, она соответствует первому классу профриска. Максимальная ставка – 8,5%, соответствующая тридцать второму классу.

Приведём примеры ставок на травматизм в 2020 году.

Класс профессионального риска

Ставка СВ на травматизм

Порядок и сроки начисления и уплаты

СВ на ОПС, ОМС и ВНиМ уплачиваются в ИФНС по месту нахождения плательщиков, СВ на травматизм – в ФСС. Взносы в Пенсионный фонд в 2020 году не уплачиваются вовсе.

Если у компании есть обособленные подразделения в других городах, то СВ уплачиваются по месту нахождения головной компании, за исключением случаев, когда «обособка» наделена специальными полномочиями.

Начисление СВ происходит ежемесячно по каждому работнику на последнее число месяца, исходя из базы для исчисления СВ. А уплачиваются они не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Если 15 число попадает на выходной день (сб/вс/праздник), то взносы платятся в следующий за выходным рабочий день. Например, СВ за октябрь необходимо оплатить не позднее 16 ноября.

Можно оплатить раньше, позже – нельзя. За каждый день просрочки начисляются пени.

Уплаченные СВ оформляются в виде отдельных платёжных документов.

Отчётность по страховым взносам

Итак, сдавать отчётность по страховым взносам обязан работодатель, который заключил трудовой договор и (или) договор ГПХ с физическим лицом и выплачивает ему вознаграждение. При начислении вознаграждений он обязан исчислить с них и страховые взносы, уплатить их, а затем предоставить отчётность в госорганы.

Организации отчитываются по страховым взносам в любом случае: вне зависимости от того, производились ли выплаты физлицам в отчётном периоде или нет. Если выплат не было, сдаются так называемые нулевые отчёты.

С индивидуальными предпринимателями дело другое. Если ИП не имеет сотрудников и не зарегистрирован как работодатель, то отчёты по страховым взносам он не сдаёт.

Отчётные периоды для всех видов страховых взносов одинаковые: это квартал, полугодие, девять месяцев. Расчётный период – год. По завершению каждого из указанных периодов плательщики СВ должны отчитаться о базе, размере, в котором были исчислены страховые взносы, и о том, какие выплаты не подпали под обложение взносами.

Формы отчётности в 2020-2021 годах состоят из 4-ФСС и единого расчёта по страховым взносам. 4-ФСС предназначен для расчёта базы и взносов на травматизм, он сдаётся в ФСС. В едином же расчёте рассчитываются СВ на пенсионное, медицинское страхование и на случай нетрудоспособности. Этот документ сдаётся в налоговую службу.

Сроки сдачи отчётности

Сроки сдачи 4-ФСС зависят от способа подачи – в бумажном или электронном виде. Если отчёт сдаётся на бумаге (для компаний, где среднесписочная численность (ССЧ) или число сотрудников менее 25 человек), то крайний срок – до 20-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Если отчёт отправляется в электронном виде (для компаний с ССЧ или числом сотрудников свыше 25 человек), то сроки увеличиваются на 5 дней.

Единый расчёт по страховым взносам работодатели сдают до 30-го числа месяца, следующего за отчётным периодом. Здесь срок сдачи не зависит от способа отправки. Однако требование к численности сотрудников также есть. Сдавать отчёт в электронном виде должны работодатели с ССЧ или числом сотрудников более 10 человек.

Такском предлагает на выбор три сервиса для электронной отчётности, в зависимости от масштабов бизнеса, его нужд и используемых учётных и информационных систем.

Так, малому и среднему бизнесу отлично подойдёт облачное решение компании Онлайн-Спринтер. Это веб-кабинет, для работы в котором нужен лишь любой ПК и доступ в интернет. Онлайн-Спринтер представляет собой дополнительную вкладку в браузере, через которую можно сдавать отчётность и переписываться с ФНС. Данные надёжно хранятся в облачном архиве.

Обновлять сервис не придётся: пользователям всегда открывается только актуальная версия ПО.

Форма 4-ФСС в Онлайн-Спринтере:

418-1.jpg

Форма единого расчёта по СВ в Онлайн-Спринтере:

418-2.jpg

Решение Доклайнер подойдёт предприятиям покрупнее и тем, кто склоняется в пользу выбора программных решений, устанавливаемых на рабочий компьютер. Хранение данных осуществляется на ПК пользователя. При этом работа в сервисе так же проста, как в Спринтере.

В Доклайнере может работать сразу несколько сотрудников одновременно, что удобно для компаний с несколькими бухгалтерами, отвечающими за разные направления отчётности. Можно настроить разные права доступа для них.

У Доклайнера предусмотрен фоновый режим обновлений, который не отвлекает пользователя ПК. Также программа автоматически умеет определять тип документа, отправителя и получателя – достаточно перенести документ из папки на компьютере в окно Доклайнера. Сервис моментально запускается даже с большой базой документов.

А тем, кто привык работать в системе 1С, Такском предлагает напрямую из неё сдавать отчётность. Решение 1С: Электронная отчётность поддерживает большинство популярных конфигураций семейства 1С. Таким образом, решение позволяет работать из привычного интерфейса всем знакомой программы, не перенося данные, и без повторного их ввода.

Читайте также: